Проблема судьбы в западноевропейской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Грожан, Диана Владимировна

  • Грожан, Диана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 214
Грожан, Диана Владимировна. Проблема судьбы в западноевропейской культуре: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Грожан, Диана Владимировна

с *

Глава первая. Генезис концепта судьбы в западноевропейской культуре

1 Образы судьбы в культуре

2 Модификации мифологемы судьбы

3 Рефлексивно-теоретическая конструкция символа судьбы в западноевропейской традиции (О. Шпенглер «Закат Европы»)

Глава вторая. Герой и судьба

1 Утверждение «героя» в античной модели судьбы

2 Христианско-языческий синкретизм в судьбе средневековых героев

3 Фортуна и герои эпохи Возрождения

4 Культура XVIII-XX вв.: судьба «героя» на фоне борьбы Разума и Рока

Глава третья. Смерть и судьба: «диалог» двух сил человеческого бытия

1Категория смерти в философском и культурном опыте человечества

2 Смерть как заключительный акт в жизненном сценарии личности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема судьбы в западноевропейской культуре»

Актуальность темы исследования

Президенты и парламенты все чаще принимают «судьбоносные решения», со страниц массовых изданий и экранов телевизоров раздаются озабоченные вопросы о судьбах отечества и народов, его населяющих. Вопросы судьбы вплетены сегодня в" массовое сознание, в психологию отдельного человека. Судьба, таким образом, выйдя из сферы мифов и философских категорий, становится определенным фактором человеческих поступков, поведения, переживаний.

Понятие судьбы в том звучании, которое мы знаем сегодня, возникает на заре западноевропейской культуры - в античную эпоху. Здесь рождаются и всевозможные его модификации - Фатум, Рок, Фортуна, Случай, а также формируете^ их внутренний смысл, близкий современному человеку. Западная культура веками создавала особый образ судьбы. Дефиниции судьбы, взятые именно из этой культуры более знакомы и близки русскому человеку, чем собственные (доля, участь).

Судьба относится к числу древнейших ключевых слов культуры, которые, несмотря на смену представлений человека о мире, а также изменений в самом мире и в самом человеке, упорно не хотят исчезать из языка и культуры вообще. По словам В.И. Постоваловой, слово «судьба» может быть отнесено к словам, тщательно оберегаемым культурой; в нем запечатлен опыт всенародного осмысления категорий свободы и необходимости применительно к человеческому бытию, «попытка человеческого разума отыскать последние основания жизни - силы, которые управляют мировым и человеческим поведением» (133, С.37).

Интерес к данной проблеме не иссякнет никогда, ведь судьба - это абсолютно жизненная и совершенно реальная категория, а не выдумка и не фикция. И здесь кажется уместным обратиться к словам выдающегося русского философа А.Ф. Лосева. Он говорит о том, что с судьбой люди сталкиваются постоянно и ежедневно пользуются этим понятием, ведь сама наша жизнь фактически и есть судьба, самая буквальная и настоящая, самая мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая и неотвратимая судьба. Ведь судьба там, где непонятное и сильное, необозримое и могущественное врывается по неизвестным причинам в понятное, сознательно построенное, любимое и вообще человечески обозримое. И жизнь, действительно, такова: мы не можем поручиться ни за секунду своего будущего существования, ибо оно нам неизвестно.

Западная культура XX в. породила особое мировоззрение - неофатализм. В условиях нестабильности, хаоса и «безыдейности» постмодернистского общества человек ощущает постоянную тревогу за будущее. Одна из основных установок постсовременного человека — жить сегодняшним днем, не пытаться заглянуть в далекое будущее. Он уже не хозяин своей судьбы, ибо многое в его жизни зависит от случая, везения, удачно сложившихся обстоятельств. Нахлынувшее с Запада повсеместное увлечение розыгрышами, лотереями, рулетками, всевозможными телевизионными шоу, «испытывающими судьбу» -вот атмосфера современной эпохи. Человек самозабвенно бросается в омут игры, отвлекая себя от тяжких дум о построении своего будущего.

С другой стороны, человек - единственное из природных существ, которое способно прислушиваться к голосу нравственного закона. И это, в свою очередь, не позволяет ему как участнику истории, полностью снять с себя ответственность за нереализованные творческие возможности, за пренебрежение к своей судьбе. Судьба является одним из способов самоидентификации личности, поэтому человек тянется к ее познанию и познанию самого себя. Он не оставляет попыток сгладить противоречие между «соблазном» плыть по течению судьбы и стремлением к свободе и самоутверждению. Доказательством этого является влечение современного читателя к произведениям Г. Маркеса, X. Борхеса, П. Коэльо, где заглавной темой становится проблема поиска индивидуальной судьбы.

В природе и в истории существует ход событий, творцом которого не является человек. В связи с этим и говорят о судьбе. Однако апелляция к судьбе не означает непризнания или забвения человеческой свободы. Благоприятные случаи, которые дает судьба, могут быть выявлены и использованы. Нельзя забывать, что судьба не является естественной силой, подобно силе притяжения, которая всегда действует одним и тем же образом, и на которую нельзя повлиять. Фортуна может измениться в любой момент: «нельзя оправдать высокомерие того, кто считает себя ее фаворитом, но можно всегда оправдать надежду того, кто не пользовался ее благосклонностью» (1, С.35). Однако одной надежды мало — человек также должен «прислушиваться» к голосу судьбы, улавливать посылаемые ею знаки и пытаться правильно строить свою жизнь, в соответствии с внутренним нравственным законом. Неофатализм или идея божественного предопределения позволяют человеку чувствовать некое равновесие и спокойствие (ибо в данном случае можно вообще не утруждать себя мыслями о судьбе), «творческая» же вера судьбу, когда человек ищет ее, идет к ней навстречу, пытается вступить в диалог, дарит противоположные чувства. В этом случае мы обречены на постоянную тревогу, сомнения, отчаяние, но, в то же время, в этом процессе человек ощущает истинную свободу и сопричастность к изменениям в своей судьбе.

Степень разработанности проблемы

С древних времен человек пытался разгадать загадку внешних сил, действующих на него, которые зачастую объяснял наличием некой судьбы, рока или фортуны. Фрэзер Д. связывает это с отходом человеческого рода от магических представлений: признание власти судьбы происходит в тот момент, когда люди впервые осознали то, что они не могут управлять по собственному произволу природными силами и что все одинаково подпали под власть силы, которую они бессильны направить.

Гомеровские представления остаются наиболее осмысленными из известных на сегодня древнейших греческих представлений о судьбе. Поэтому многие ученые в своих исследованиях опираются главным образом на гомеровские труды. Размышления о судьбе мы можем встретить у Геродота, Плутарха, Цицерона, Боэция, JL Альберти, В. Шекспира, Н. Макиавелли, А. Шопенгауэра, М. Метерлинка и др. В западной философской традиции эта тема становится одной из ключевых в иррационалистических направлениях: в «философии жизни», в лице Ф. Ницше и О. Шпенглера, и «экзистенциализме», в лице С. Киркегора, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Среди современных западных исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно выделить Н. Аббаньяно, М. Брондстеда, Д. Вайдеркера, Б. Дитриха, С. Коха, Ст. Стока, Дж. Томсона.

В работах В.П. Гайденко, В.М. Горана, Г.В. Драча, И.С. Клочкова, И.С. Кона, О.В. Силичевой, А.А. Тахо-Годи, В.Н. Топорова, И.В. Уварова, В.Н. Ярхо анализируется мифологема судьбы в античной культуре, а также поднимаются вопросы, связанные с проблемой «судьба-личность».

Однако в историкокультурологической литературе проблема судьбы наиболее полно отражается только в отношении античной культуры, другие же эпохи в данном аспекте практически не изучены. В основном это работы в области исторического, лингвистического или литературоведческого исследований. Здесь можно выделить труды А.Я. Гуревича, О.Н. Ежова, Ф.Заха, В.М. Карева, JI.H. Когана, Е.М. Мелетинского, С.С. Неретиной, М.К. Петрова, А.И. Полторацкого, С.Л. Сахно, B.C. Топоркова, В.М. Туткевича, Т.Ю. Чубарян, В.Э. Чудновского, Т.К. Шах-Азизовой, Е.М. Штаермана.

В советский период феномен судьбы долгое время не обращал на себя внимания. Однако в работах С.С. Аверинцева и А.Ф. Лосева данная проблема имеет место. Аверинцев вычленяет проблему столкновения судьбы как необходимости и свободной человеческой личности в древнегреческой культуре и связывает ее с понятием «пластичность». Лосев рассматривает категорию судьбы как неотъемлемую часть культуры, как феномен, не поддающийся «научному» объяснению. В интерпретации Лосева, мифологема судьбы «не обладает логическим характером, а покоится на вере» и выводится не логически, а путем мифологического обоснования (98, С.490). Генезис лосевских работ шел через призму учения О. Шпенглера - автора одной из самых ярких культурологических теорий XX в. И в рамках проблемы судьбы эта связь прослеживается наиболее явно.

У Шпенглера логика судьбы в противоположность рациональной логике стала главной темой «Заката Европы». На фоне создания «философии судьбы», в «Закате Европы» философ также широко и емко раскрывает сущность «аполлонической» и «фаустовской» души, создавая свою собственную модель античности и западноевропейской культуры.

Эмоциональный характер и неоднозначность идей философа породила множество споров вокруг его идей в научных кругах запада и России. В 1922 г. в Москве выходит сборник статей «Освальд Шпенглер и закат Европы». В его состав вошли статьи Ф.А. Степуна, C.JL Франка, Н.А. Бердяева и Я.М. Букшпана. Сборник не объединен общностью идей и миросозерцания его авторов, однако, общее заключается в сознании того, что труд Шпенглера, без сомнения, является в высшей степени симптоматичным и примечательным, он, по словам Ф.А. Степуна, создание если и не великого художника, то все же большого артиста.

В психологической науке XX в. возникло такое направление, как психология судьбы, в основе которого лежит «судьбоаналитическая психология» JI. Зонди. В рамках его ученые пытаются найти истоки индивидуальной судьбы, дать человеку возможность обрести внутреннюю силу и сформировать собственную судьбу. Судьбоаналитическая психология предлагает эффективную помощь современному человеку, страдающему от одиночества, экзистенциального страха и разного рода зависимости. Результаты исследований в данной области представлены в работах А. Альтенвегера, К. Бюрги-Майера, JL Зонди, В.Б. Куликова, М.В. Розина, А.В. Тихомирова.

В современном мире особое значение и весомость приобретает вопрос о соотношении таких понятий как смерть и судьба в плане их сосуществования.

По мнению некоторых ученых, отношение к смерти - своего рода эталон, индикатор характера цивилизации. В восприятии смерти выявляются тайны человеческой личности. Проблема смерти рассматривается в работах следующих авторов: Ж. Батая, С.Н. Булгакова, А.Я. Гуревича, А.Б. Демидова, Б. Малиновского, Б.В. Маркова, Д.В. Матяш, B.JI. Рабиновича, В.И. Стрелкова, Ф. Хуземана.

Большое внимание в диссертационной работе уделено исследованию Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти», в котором смерть рассматривается как важнейшая проблема исторической антропологии. Важность работы Арьеса для данного исследования обусловлена тем, что через прорисованные автором типы смерти проявляется особый характер культуры той или иной эпохи, а также осмысление человеком своего места в мире и своей судьбы.

Однако следует отметить, что проблема смерти в поле действия судьбы практически не изучена. В историко-философском наследии данный аспект находит отражение в работах С. Киркегора, Ф. Ницше, П. Тиллиха. В современной гуманитарной мысли можно выделить исследования В.М. Горана, А.Я. Гуревича, Е.В. Золотухиной-Аболиной и В.И. Стрелкова.

Обзор литературы позволяет сделать следующие выводы:

- актуальность, глубина и сопричастность проблемы судьбы каждому человеку обусловила проникновение ее в той или иной форме в философию культуры;

- генезис западноевропейской мифологемы судьбы имеет многовековую историю и выявляется в культурных шедеврах различных стран и эпох;

- в истории культуры философы и «поэты» признают власть судьбы над человеческим родом, причем большинство из них настаивает на отсутствии 1 рациональных методов ее познания;

- многомерность и иррациональность данного феномена дает возможность рассмотрения его не столько во временных рамках или в контексте частной гуманитарной науки, а как некоего живого образа, пронизывающего всю культуру Запада, рождающего новые стороны в понимании человека.

Объектом исследования предлагаемой работы является судьба как один из важнейших феноменов культуры.

Предметом исследования является постановка и развитие проблемы судьбы в западноевропейской культуре.

Целью диссертационного исследования является выявление генезиса, места и роли мифологемы судьбы в западноевропейской культуре.

В соответствии с целью решаются следующие задачи:

1. Представить судьбу как культурную универсалию, присутствующую в истории культуры и во внутреннем мире человека.

2. Проследить генезис мифологемы судьбы в процессе развития западноевропейской культуры.

3. Реконструировать проблему судьбы в западноевропейской традиции на примере «философии судьбы» О. Шпенглера и его физиогномического метода.

4. Проанализировать взаимоотношения «типических героев» античной, средневековой и новоевропейской культуры с «судьбой».

5. Представить «смерть» как элемент человеческой индивидуальности, превращающий «жизнь» в судьбу, для чего исследовать культурологические, философские и психологические аспекты проблемы смерти.

Теоретико-методологической базой данного исследования является совокупность взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах представителей отечественной и зарубежной культурологической, исторической, философско-антропологической и общегуманитарной мысли, связанных с раскрытием различных граней, сторон феномена судьбы.

Для обеспечения наиболее полного анализа избранной проблемы используются экзистенциальный, историко-сравнительный, герменевтический, семиотический методы. Характер диссертационного исследования, а также рассматриваемого феномена, обусловил необходимость применения междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему в комплексе. Данный подход предоставил возможность проведения теоретического анализа с учетом различных концептуальных подходов к пониманию категории судьбы и ее эволюции в культуре, а также выделения типологических особенностей западного восприятия мифологемы судьбы и непосредственно самой культуры в целом.

Таким образом, теоретической основой исследования становятся идеи, содержащиеся в произведениях классиков мировой и отечественной философии (О. Шпенглера, Ф. Ницше, С. Киркегора, А. Камю, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, C.JI. Франка, Н.А. Бердяева), а также работы ряда ученых советского периода, современных российских (Н.Д. Арутюновой, В.М. Горана, А .Я. Гуревича, Г.В. Драча, Е.В. Золотухиной-Аболиной, И.С. Клочкова, И.С. Кона, Е.М. Мелетинского, С.С. Неретиной, В.И. Стрелкова, А.А. Тахо-Годи, В.Н. Ярхо) и западных исследователей (Н. Аббаньяно, Ф. Арьеса, М. Брондстера, Б. Дитриха, JL Зонди, Дж. Томсона, Д. Фрезера, Ф. Хуземана), внесших вклад в философские, исторические, культурологические, лингвистические, психологические направления гуманитарной науки.

Прояснение мифологемы судьбы в западноевропейской культуре из ее внутреннего контекста стало возможным благодаря использованию широкого эмпирического материала: для этого были изучены и интерпретированы произведения литературы, поэзии, драматургии, философии античных и европейских авторов разных эпох.

Наряду с узко-эмпирическим подходом в работе применяется и рефлексивно-теоретическая конструкция: для более глубокого проникновения в проблему судьбу, которая выступает как сложная и многомерная категория. Автор рассматривает ее взаимодействие с другими важнейшими категориями личности и смерти, применяя компаративистский подход. Также учитывая особенности изучаемого феномена, а именно его внутренний, алогичный характер, являются уместными обращения к иррационалистическим методам — экзистенциальному, а также физиогномическому, который представляется, как попытка вчувствоваться в явление или культуру, рассмотреть феномен как развивающийся живой организм, воссоздать уникальный образ судьбы. Данная задача решается через призму «философии судьбы» О. Шпенглера, а также работ С. Киркегора, А. Камю, М. Метерлинка, А.Ф. Лосева и С.С. Аверинцева.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- реконструированы концептуальные основы идеи судьбы в философском и культурологическом контекстах. Категория судьбы представлена не как атрибут обыденного сознания или суеверия, а как одно из ключевых понятий человеческой культуры;

- исследованы модификации античной мифологемы судьбы в процессе развития западноевропейской культуры;

- воссоздана рефлексивно-теоретическая конструкция символа судьбы через призму философии культуры О. Шпенглера; судьба рассмотрена как внутренняя жизненная сила культуры;

- осуществлено рассмотрение концепта судьбы в рамках личностного подхода, представленного как столкновение «героев» античной и западноевропейской культур с судьбой;

- осуществлен анализ соотношения двух сил человеческого бытия судьбы и смерти.

Положения выносимые на защиту

1. Судьба — это универсальная категория, присутствующая с древнейших времен в мифологии и религии, философии и искусстве и выступающая как внутренний контекст человеческих отношений с миром. Она является противоречивым явлением культуры, многомерным феноменом, в котором присутствуют рациональные и иррациональные черты. Каждая культура , обладает своей собственной идеей судьбы, в которой отражается внутренний дух того или иного типа культуры, а также отношение человека к миру и другим людям.

2. Алогичность и загадочность судьбы отражается в попытках человека персонифицировать ее, тем самым снять с нее обезличенность, приблизить к человеку. С древних времен идея судьбы персонифицируется и характеризуется «человеческими» категориями. Она может выступать в виде легкомысленной женщины - изменчивой и капризной Фортуны, беспощадно карающего Рока или Фатума (прообраз «вышестоящего» начальства) или же таинственного и непредсказуемого «игрока» Случая.

3. Большинство известных на сегодняшний день «имен» судьбы в рамках западноевропейской традиции (Судьба, Рок, Фортуна, Случай, Фатум и т.д.) сформировались в античной культуре, и в последующие века развития Европы лишь приобретали различную смысловую или эмоциональную окраску. В «Теогонии» Гесиод излагает две версии зарождения мифологемы судьбы. В первой версии богини судьбы были рождены Зевсом и Фемидой (богиня права, закона и справедливости). Что в дальнейшем отражается в представлениях о судьбе как о всеобщем законе, предустановлении. Благодаря же второй версии, формируется облик судьбы карающей, необратимой, «темной» и безжалостной: божества судьбы появились задолго до рождения олимпийцев и родила их богиня ночи - Никта. В рамках данной версии Мойры функционально очень близки к Эриниям: они карают за проступки, и гнев их не стихает, «пока виновный не «получит оплату» за свою вину».

4. Будучи категорией экзистенциальной, индивидуально переживаемой, судьба может рассматриваться не только с точки зрения рациональных законов. Так иррационалистическая модель судьбы представлена в «Закате Европы» О. Шпенглера. Для того чтобы понять античную, арабскую, фаустовскую культуры, нужно проникнуть в их душу, чтобы сопережить ее во всем, где она выражается: в типических людях и обстоятельствах, в религии и государстве, стиле и тенденции, мышлении и нравах, и, наконец, в «чувстве судьбы», присущем той или иной культуре. Судьба у Шпенглера не укладывается ни в мысли, ни в представления, оставаясь вечным становлением, чистым переживанием, тайной, «фатально» влекущей к себе человека. Она является душой культуры, чувство судьбы дает жизненную энергию, без которой культура под гнетом каузальности застывает и превращается в мертвую цивилизацию.

5. Столкновение с судьбой - это своеобразное испытание для сильных и достойных. В истории человеческой культуры «судьба» менее всего заметна на людях мелких, но более всего ощущается в героических фигурах. Вступая во взаимодействие с судьбой, человек, прежде всего, обнаруживает уровень своего личностного самосознания. Каждая культура имеет своих «героев», деяния которых судьбоносны, и становятся символами культуры, создают ее неповторимый облик.

6. Сценарий судьбы перспективен: он прочитывается по мере его осуществления. Законченное представление о судьбе складывается при наступлении развязки, то есть после смерти человека. Функциональная и культурная сущность смерти заключается в том, что она превращает жизнь в судьбу. Процесс осознания человеком взаимосвязи феноменов смерти и судьбы становится одним из средств самоутверждения личности. В понятии судьбы содержится экзистенциальный смысл, который с особой интенсивностью переживается перед лицом смерти. Смерть «физически» отторгает индивида от общества и выявляет значимость его личной судьбы для окружающих и для общества в целом.

Научно-практическая значимость диссертации. Полученные результаты исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Концепция идеи судьбы, а также материалы, представленные в диссертационной работе, создают теоретико-методологическую и эмпирическую базу для проведения исследований феномена судьбы в истории и теории культуры. Так же в эпоху кризиса, вызванного научно-техническим прогрессом, излишней рационализированное™ современного общества и равнодушия к личностным проблемам, представленный материал может обратить внимание исследователей к проблемам связанным с внутренним миром человека, его тревоги за будущее и настоящее, а также вопросам межличностных отношений, базирующихся на общечеловеческих категориях.

Основные выводы и результаты работы могут быть использованы в базовых курсах по истории и теории мировой культуры, а также при составлении спецкурсов, соответствующих данной тематике. Часть материалов диссертации уже опубликована в учебных пособиях по культурологии (разделы по истории, теории и типологии культуры), рекомендованных студентам высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Тезисы и выводы данной диссертации докладывались на Всероссийском семинаре-совещании — «О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях» (Ростов-на-Дону, 2001), на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002). Основные положения диссертации были использованы в восьми научных и учебно-методических публикациях. Материалы диссертационного исследования применялись при ведении семинаров по культурологии в Донском государственном техническом университете. Общий объем опубликованных работ по теме исследования составляет 2,7 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения и библиографии, включающей 232 источника, в том числе 20 — на иностранном языке. Общий объем текста 214 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Грожан, Диана Владимировна

Заключение

Судьба - всеобщая вера людей, чувство судьбы свойственно каждому человеку: «Фортуна — божество, которое никогда не знало неверующих» (Сенека).

Человек ощущает судьбу внутренне, а познает через мифологемы. Миф всегда занимал важное место в философских системах. Так Шпенглер определял мифологемы как первосущности, первопринципы зарождения культуры, а миф - как первоначальное «вглядывание» человека в природу.

В мифологемах формируются «ключевые слова» культуры, которые выявляют внутренний мир человека, его мироощущение, осознание своего места и роли в социуме. «Судьба» является одним из таких «ключевых слов».

Судьба как философская проблема выражает, прежде всего, несвободу, бессилие человека. Представления о Судьбе и этимологически, и идейно, как известно, связаны с рождением и смертью, с переживанием каждым человеком неких непреодолимых, «роковых» границ своего удела: надо родиться, чтобы жить, а жизнь всех без исключения через обусловленности и случайности, удачи и катастрофы неизбежно устремляется к смерти.

Если пытаться определить основные позиции, сложившиеся в западноевропейской культуре по отношению к судьбе, то можно выделить следующие: во-первых, следование судьбе, мудрое приятие всех ее предначертаний; во-вторых, та, что считалась высшей от стоиков до экзистенциалистов: гордо-стоическое противостояние судьбе, позиция человеческого достоинства перед лицом неизбежного; и, наконец, героическое сопротивление Року до возможного предела. Также можно выделить отдельно стоящую концепцию Ф. Ницше: «Я хочу все больше учиться смотреть на необходимое в вещах как на прекрасное. Amor fati: пусть это будет отныне моей любовью» (44, С.116).

Запад выстроил свою «Судьбу». Греческая модель мира принципиально дуалистична: мир распался на две части, и этот процесс раздвоения всего на противоположные стороны оказался необратимым: «субъект, отпавший от объекта, объективизировал все сущности, включая самого человека. Оперируя диалектикой, опираясь на логику, субъект сделал мир объектом своих вожделений» (44, С.99). Потому так и страшит Рок рационализированного западного человека, что не укладывается в логические понятия, алогичен по сути. Но иначе не развилось бы научное мышление, не с чем было бы оперировать, экспериментировать, подвергать анализу и синтезу, не было бы того, что жаждущий познания греческий интеллект хотел осилить. И, возможно, наука возникла как попытка противостоять Судьбе, Случаю, «заклясть» необъяснимое и «необходимое» законами логики и разума. Это обусловило настолько мощный взлет античной мысли, что он предопределил путь всей европейской цивилизации. Однако при этом западноевропейская культура утратила идею «целостности». Наука имела дело с конечными вещами, конечные же вещи подвержены исчезновению, а культура не всегда снимала это ощущение «всеобщей смерти». Это породило ощущение безысходности, трагизма жизни, экзистенциальную жажду свободы и неверие в ее возможность, ибо все детерминировано. Итогами данного процесса стала установка на вседозволенность, мировые войны, общечеловеческие катастрофы.

Сегодня философы уделяют недостаточное внимание экзистенциальным проблемам, и люди, озабоченные проблемами жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла, не получают от них ответа. Проблема судьбы человека в современной философии и культурологии должна стать стержневой. Это связано с тем, что общественное сознание современной эпохи определяется ощущением неустойчивости, тревоги, обеспокоенности будущим отдельного индивида и человечества в целом. Антропологический поворот в философии 20 века вызвал к жизни многие забытые темы, связанные со стремлением понять человека во всей его многогранности.

Местом действия судьбы является не простор государства, а мир человеческой души. Рассмотрение проблемы судьбы в истории показывает, что наша истинная судьба заключена в нашем понимании жизни, в равновесии, которое должно внутренне установиться между неразрешимыми вопросами бытия и устойчивыми ответами нашей души.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Грожан, Диана Владимировна, 2003 год

1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. СПб., 1987.

2. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточ-ная словестность. //Аверинцев С.С. Византийская литература. М., 1974.

3. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного.//Восток-Запад. М., 1988.

4. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе //Античность и современность. М., 1972.

5. Аверинцев С.С. Поэтика ранней византийской литературы. М., 1977.

6. Аверинцев С.С. Предварительные записки к изучению средневековой эстетики //Древнерусское искусство. М.: Искусство, 1975.

7. Аверинцев С.С. Судьба. //Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.

8. Аверинцев С.С. Фатализм. //Философский энциклопеди-ческий словарь. М., 1883.

9. Альтенвегер А., Бернье-Хюрбин и др. Судьбоаналитическая психология Леопольда Зонди. //Психология судьбы. Екатеринбург, 94.10. Античная драма. М., 1970.

10. Античная культура и современная наука. М., 1985.

11. Античный роман. Под ред. М. В. Грабарь-Пассек. М., 1969.

12. Артамонов С.Д. Литература средних веков. М., 1992.

13. Арутюнова Н.Д. Истина и судьба. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

14. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.

15. Астахова А.В. Леон Батиста Альберти о месте человека в мире. Саратов, 1999.

16. Бабенко О.А. Образ героя в культуре. Диссертация.

17. Байрон Дж.Г. Избранное (1816-1823). М., 1986.

18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

19. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, М., 1954. Т.5.

20. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста. //Освальд Шпенглер и закат Европы. М.: Берег, 1922.

21. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1985.

22. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990.

23. Бокадорова Н.Ю. Семантической поле «судьбы» у французских энциклопедистов. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

24. Бондаренко Ю.Я. Идея судьбы: корни и эволюция. М.: Знание,1989.

25. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

26. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

27. Брагина JI.M. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XVbb. М., 1977.

28. Брагина JI.M. Человек и фортуна в концепции итальянского гуманиста J1. Б. Альберта. //Европа в средние века. М., 1972.

29. Бросова Н.З. История между «жизнью» и «смертью»: Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер. //Вестник МГУ. Философия. № 2 2001.

30. Букшпан Я. М. Непреодоленный рационализм. //Освальд Шпенглер и закат Европы. М.: Берег, 1922.

31. Булгаков С. Н. Софиология смерти //Вести. РХД, №128. Р., 1979.

32. Бюрги-Майер К. Вера как судьба. //Психология судьбы. Екатеринбург, 1994.

33. Васильева А.В. Культурологическая концепция Лотмана. Диссертация.

34. Виппер Р. Ю. Общество, государство, культура на Западе в XVI в. //Мир Божий. 1900.

35. Гайденко В. П. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении //Вопросы философии. 1969., №9.

36. Гак В. Г. Судьба в зеркале индивидуального сознания. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

37. Гаспаров М. Л. «Письмо о судьбе» Александра Ромма.//Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

38. Гвардини Р. Конец нового времени //Феномен человека: Антология. М., 1993.

39. Гомер. Илиада. М., 1985. Песнь VI, XVIII, XX, XXI, XXII, XXIV.

40. Гомер. Одиссея. М., 1985. Песнь VII, XI, XXIV.

41. Горан В.М. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск,1990.

42. Горан В.М. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

43. Григорьева Т.П. Идея судьбы на Востоке. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

44. Гринцер Н.П. Грамматика судьбы (фрагмент теории Стой). //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

45. Гулыга А. Шеллинг. М., 1984.

46. Гуревич А.Я. Жак Ле Гофф и «Новая историческая наука» во Франции. //Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

47. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972.

48. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е. М., 1984.

49. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

50. Гуревич А.Я. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии. //Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.

51. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

52. Гуревич П.С. Концепция человека в философии жизни. //Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.

53. Гуревич П. С. Философская антропология. М.; Вестник 1997.

54. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1999.

55. Дильтей В. Категории жизни. //Вопросы философии. №10, 1995.

56. Драч Г.В. Античная культура и современная цивилизация. Ростов-на-Дону, 1991.

57. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов -на-Дону, 1987.

58. Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.

59. Ежов О. Н. Время и судьба как модели осмысления жизни //Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. -Нижний Новгород, 1992.

60. Ерыгин А.Н. Восток Запад - Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону, 1992.

61. Занятова М.Н. Судьба человека как сущность исторического: на материале социальной философии Н. А. Бердяева, Владивосток, 1996.

62. Зах Ф. Кто судьба или ты? Страницы опыта, мудрости и воли. М.: Остожье, 1998.

63. Золотухина-Аболина Е. В. Тревога судьбы. //Философия. Общество. Культура. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2001.

64. Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры. //Ёестник МГУ. Философия. №4 2000.

65. Иоанн (Максимович И. М.) Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волею. М.: Паломник, 1994.

66. Историки античности. М., 1989, Т.1.

67. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.,1987.

68. История философии: Запад Россия - Восток. Книга третья: Философия 19-20 вв. М., 1998.

69. Каган М.С. Философия культуры. //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 3. Философия, №1, 1998.

70. Камю А. Миф о сизифе. Бунтующий человек. Минск, 1998.

71. Карев В М. Судьба. //Мифы народов мира. М., 1994, Т.2.

72. Карулина Т.Б. Шпенглерианство 30-хх годов и особенности освоения философии истории Шпенглера в немецкой национал-социалистической философии. М., 1992.

73. Кессиди Ф.Х. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству //Вопросы философии. 1966г., №5.

74. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков. //Вопросы философии 1996, №2.

75. Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

76. Климова С.М. Античный полис: от мифологемы судьбы к праву на свободу. //Очерки сравнительной культурологии. Ростов-на-Дону, 1993.

77. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. -М.: Наука, 1983.

78. Ковшова M.JT. Концепт судьбы. Фольклор и фразеология. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

79. Коган JT.H. Философия: серьезная и веселая. Очерки о философии Уильяма Шекспира. Челябинск, 1996.

80. Коган JL Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.

81. Козовой В. Роман о Тристане и Изольде. М., 1967.

82. Кон И.С. В поисках себя. М., 1986.

83. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

84. Крамер С.Н. Мифология древнего мира. М., 1977.

85. Крейдлин Г.Е. К проблеме языкового анализа концептов «цель» и «предназначение» //Логический анализ языка: Модели действия. М., 1992.

86. Кузьменко Н.М. Семиотическая концепция культуры Петрова М. К.: лингвокультурологический контекст и специфика. Ростов-на-Дону, 2001.

87. Куликов В.Б. Открытие судьбы //Психология судьбы: сборник статей по глубинной психологии. Екатеринбург: Наука, 1994, вып.1.

88. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.

89. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

90. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.

91. Леви В.Л. Цвет судьбы. СПб., 1993.

92. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

93. Лики культуры: альманах. М., 1995, Т.1.

94. Лосев А.Ф. Античная философия и общественно исторические формации. //Античность как тип культуры. М., 1968.

95. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963, Т. 1.

96. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

97. Лосев А.Ф. Комментарий //Платон. Сочинения. М., 1970, Т.2.

98. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

99. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. - 101. Лосев А.Ф. Признавая абсолютную истину. //Студенческиймеридиан. 1991, №10.

100. Лосев А.Ф. Что читать по античной культуре. //Студенческий меридиан. М., 1987, №7.

101. Лурье С. Правда отчаяния //Синтаксис. Париж, 1988. № 23.

102. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

103. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Санкт-Петербург, 1999.

104. Мартин Лютер. О рабстве воли //Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

105. Матецкая А.В. Судьба как внутренняя и внешняя необходимость в русской религиозной философии.

106. Матяш Д.В. Смертность человека и проблема его сущности. //Философия. Общество. Культура. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2001.

107. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

108. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном обобщении. //Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. — М., 1971.

109. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

110. Меркулов И.П. Архаическое мышление: вера, миф, познание. //Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. -М., 1996.

111. Метерлинк М. Сокровище смиренных; Мудрость и судьба. Томск,1994.

112. Метерлинк М. Пьесы. М., 1958.

113. Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1982, Т.2

114. Михайлов А.В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX вв. //Античность как тип культуры. М., 1988.

115. Михайлова А.Ф. От «судьбы» к «необходимости» //Философские исследования. -1995, №2.

116. Многомерный образ человека. Комплексное междисциплинарное исследование человека. М., 2001.

117. Монтень М. Избранное. М., 1988.

118. Мордвинцева Л.П. К вопросу о поисках смысла жизни. //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 3. Философия, №2, 1996.

119. Моуди Р. Жизнь земная и последующая. М., 1991.

120. Неретина С.С. Понятие судьбы в пространстве Высшего блага. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

121. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Соч. в 2-х т., Т.2., М., 1990.

122. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. //Сочинения: в 2т., Т.2, М., 1996.

123. Одуев С.Ф. Истина и разум в «Опыте переоценки всех ценностей Ф. Ницше. //Метаморфозы иррационализма. М., 1997.

124. Одуев С.Ф. Экзистенция: вера,' истина, разум. //Метаморфозы иррационализма. М., 1997.

125. Омельченко Н.В. Творческий космос и судьба человека //Человек как космический феномен. Ижевск: 1993.

126. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. //Вопросы философии. 1989.4.

127. Петров М.К. Историко-философские исследования. М., 1996.

128. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1994.

129. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1997.

130. Полторацкий А.И. Судьба у Шекспира. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

131. Постовалова В.И. Судьба как ключевое слово культуры и его толкование Лосевым. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

132. Приходько Е.В. Оракулы в раннеклассической греческой литературе. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

133. Проблема человека в западной философии. М., 1991.

134. Рабинович В.Л. Метафора смерти как формообразующий принцип культуры. //Многомерный образ человека. Комплексное междисциплинарное исследование человека. М., 2001.

135. Радзиевская Т.В. Слово судьба в современных контекстах //Логический анализ языка: культурные контексты. -М.: Наука, 1991.

136. Рачков П.А., Платков Г.В. Порядок и хаос (о некоторых тенденциях в обществе и философии). //Вестник МГУ. Философия. №6 2000.

137. Розанов В.В. Место христианства в истории. //Розанов В.В. Религия и культура. М.," 1990. Т.1.

138. Розин М. В. Психология судьбы: программирование или творчество. //Вопросы психологии. -М., 1992. №4.

139. Сакун Ю.П. Символ судьбы в культуре. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Росто-на-Дону, 1999.

140. Сапронов П.А. Феномен героизма. — СПб.: СП академия МВД России, 1997.

141. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. -М., 1989.

142. Сахно С. JI. Уроки рока: опыт реконструкции языка судьбы. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

143. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. //Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

144. Семенова С.Г. Odium fati как духовная позиция в русской религиозной философии. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

145. Силецкий В.И. Превратности Лахесис. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

146. Силецкий В.И. Терминология смертных грехов в культуре позднего средневековья и Возрождения //Логический анализ языка: Культурные концепты. М.,1991.

147. Силичева О.В. «Личность и миф: становление мифологической компоненты сознания современной личности». Волгоград, 2001.

148. Словарь античности. М., 1993.

149. Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.

150. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Л., 1970.

151. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону,1996.

152. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

153. Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.,1990.

154. Старостова Л.Э. Философия человеческой судьбы С. Киркегора и К. Ясперса. Екатеринбург, 1993.157. Старшая Эдца. М., 1963.

155. Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и Закат Европы. //Освальд Шпенглер и закат Европы. М.: Берег, 1922.

156. Стрелков В.И. Смерть и судьба. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

157. Стрельцова Г. А. Парадокс философии Серена Къеркегора. //Вестник МГУ. Философия. №4 2000.

158. Тавризян Г.М. Освальд Шпенглер. //История философии: Запад -Россия Восток. М., 1998.

159. Танатология эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

160. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

161. Тахо-Годи А.А. Судьба как эстетическая категория. //Античная культура и современная наука. М., 1985.

162. Тиллих П. Киркегор как экзистенциальный мыслитель. //Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

163. Тиллих П. Мужество быть. //Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

164. Тихомиров А.В. Путь в судьбу. //Психология судьбы. Екатеринбург,1994.

165. Токарев С. А. Религия народов мира. М., 1976.

166. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества: Доисторический эгейский мир. М.,1958.

167. Топорков B.C. Логика и теологический фатализм. М., 1998.

168. Топорков B.C. Православно-догматическое богословие Д.Б. Макария, Архиепископа Харьковского. М., 1993.

169. Топоров В.Н. Судьба и случай. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

170. Топуридзе Е. И. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984.

171. Туткевич В. М. О вере в судьбу и приметы. — Л.: Политиздат, 1958г.

172. Уваров И. В. Зевс и Судьба (по Гомеру) //Филологические записки. -Воронеж, 1915.

173. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

174. Философия. Общество. Культура. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2001.

175. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. //Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

176. Франк C.JI. Кризис Западной культуры. //Освальд Шпенглер и закат Европы. М.: Берег, 1922.

177. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследования по сравнительной истории религии. М. 1931. Вып. 1.

178. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси: «Мерани», 1991г., Т.1.

179. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992г.

180. Хайдеггер М. Время и бытие. -М.: Республика, 1993.

181. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

182. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

183. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. История, физиология и психология проблемы смерти. М., 1997.

184. Цивьян Т.В. Человек и его судьба. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

185. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975.

186. Цицерон. О судьбе. //Философские трактаты. М., 1985.

187. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970.

188. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Др. мир — эпоха Просвещения. М., 1991.

189. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.

190. Чичнева Е.А. Философия как проповедь. //Вестник МГУ. Философия. №5 2000.

191. Чубарян Т.Ю. Импровизация судьбы. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

192. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба //Общественные науки и современность. 1998г., №1.

193. Шах-Азизова Т.К. Линия Гамлета, или герой перед лицом Рока. //Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

194. Шах-Азизова Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М„ 1966.

195. Шекспир У. Полное собрание сочинений: в 8 томах, М., 1959.

196. Шестов Л. Киргегард религиозный философ. //Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

197. Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 2002.

198. Шмелев А.Д. Метафора судьбы: предопределение или свобода? // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

199. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

200. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993, Т. 1.

201. Штаерман Е. М. Фатум. //Мифы народов мира. М., 1994, Т.2.

202. Штаерман Е. М. Фортуна. //Мифы народов мира. М., 1994, Т.2.

203. Этика: словарь афоризмов и изречений. М., 1995.

204. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994г.

205. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. 1988г., №1.

206. Яковлев В.А., Суркова Л.В. Философия жизни на пороге XXI века: новые смыслы. //Вестник МГУ. Философия. №6 2000.

207. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии). — Сб. «Античность и современность». М., 1972.

208. Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровской эпохе. «Вестник древней истории», 1962, №2.

209. Ярхо В.Н. Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека. «Вестник древней истории», 1962, №3.

210. Brondsted М. The Transformations of the concept of Fate in Literature. //Fatalistic beliefs in religion, folklore, & literature. Stockholm, 1967.

211. Cahn S. M. Fate, logic, & time. New Haven London, 1967.

212. David E. Cooper. Reactionary Modernism. //German philosophy since Kant. Cambridge: 1999.

213. Dietriech B. Death, fate and gods. L., 1965.

214. Divine omniscience & omnipotence in Mediaeval philosophy. Islamic, Jewish & Christian perspectives. Dordrecht, 1985.

215. Forsdyke J. Greece before Homer. L.,1956.

216. God, foreknowledge, & freedom. Stanford, 1989.

217. Groff St. Beyond the brain: birth, death and transcendence in psychotherapy. State University of New York Press. 1993.

218. Henningsen G. Fatalism in Systematic Aspect & Fatalism in its Functional Context. //Fatalistic beliefs in religion, folklore, & literature. Stockholm, 1967.

219. Gardiner P. Kierkegaard. New York, 1988.

220. Jackson W. Т. H. The Literature of Middle Age. N. Y., 1960.

221. Kirk G.S. Objektive dating criteria in Homer. //The Language & background of Homer. Cambridge, 1964.

222. Loomis R. S. The Grail. From Celtic Myth to Christian Symbol. Cardiff-New York, 1963.

223. Matters of life and death. New Introductory Essays in Moral Philosophy. New York, 1998.

224. Myth as a Dramatic Development of Dogma. New York, 1962.

225. Patrick Gardiner. Kierkegaard. New York. Oxford University Press,1988.

226. Prior A. N. Past, present & future. Oxford, 1967.

227. Solomon R. Nietzsche's Virtues: A Personal Inquiry. //German philosophy since Kant. Cambridge: 1999.

228. Stock St. Fate //Encyclopaedia of religion & ethics. Edinburg; New York, 1955.

229. Widerker D. Two forms of fatalism. Erkenntnis, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.