Судьба человека и ее исторический смысл тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Сенкевич, Алла Владиславовна

  • Сенкевич, Алла Владиславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 176
Сенкевич, Алла Владиславовна. Судьба человека и ее исторический смысл: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Воронеж. 2005. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сенкевич, Алла Владиславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА И СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Эволюция понятия судьбы в основных концепциях философии истории.

§ 2. Социально-философская концептуализация категории судьбы.

§ 3. Смысл и его интерпретация в контексте судьбы человека.

ГЛАВА П. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

§ 1. Феномен судьбы человека: ценностный аспект.

§ 2. Эволюция ценностных приоритетов в глобализирующемся мире.

§ 3. Судьба человека и трансформация ее смысла в условиях глобальных проблем.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Судьба человека и ее исторический смысл»

Актуальность заявленной темы обусловлена в первую очередь тем, что личная судьба всегда подлежит оценке и самооценке с точки зрения достижения человеком главных целей его жизни, успешности его самореализации. Как подтверждает исследовательская практика, момент субъективности обязательно присутствует при оценке человеком своей жизни, и он заслуживает самого пристального внимания и глубокого анализа. К.Л. Абульханова-Славская указывает, что человек «имеет главный и безошибочный критерий, который, хотя и не поддается логическому объяснению, но вряд ли может быть истолкован произвольно» (2, с.11). Этим критерием выступает удовлетворенность, либо неудовлетворенность жизнью, глубинной основой которой является, соответственно, наличие или отсутствие ее смысла - осознанного, или же неосознанного индивидом. Смысл не только находит выражение в индивидуальной судьбе, но и, будучи ннтерсубъективной категорией, включает ее в бытие конкретного общества и предполагает оценку судьбы человека со стороны социума. Соотнесение какой-либо проблемы со смыслом жизни указывает на ее философский статус, а попытка ее решения рациональными средствами при отсутствии изначально данного ответа, отличает его от религиозного. Изучение феномена судьбы человека в соотнесении с категорией смысла позволяет детально исследовать социально-философский и ценностный аспекты рассматриваемого вопроса, а также в их контексте проанализировать некоторые онтологические и историко-философские проблемы.

Человек всегда стремился придать смысл не только собственному бытию» но и сделать мир в целом понятным, осмысленным. Будучи включенным в созданные обществом отношения, он не мог не замечать их исторической изменчивости, и тогда возникал вопрос о направленности и смысле этих отношений для человека, о месте личности в историческом процессе и о ее судьбе. По словам Л. Давидова, проблема взаимодействия человека и общества явно или скрыто присутствует п любом философском рассуждении. Иначе и не может быть: ведь это две стороны единства, которые не существуют друг без друга. Как пишет этот автор, «они существуют в действительности только как два момента внутри исторического процесса, который есть нечто третье в их диалектике. Это также означает, что оба момента включают друг друга на каждом отрезке их бытия и становления, и что опосредующее поле для этого и есть вышеупомянутый «третий» момент» (180, с.249). Общесоциальная значимость индивидуального бытия, его сущность, включенная в контекст исторических трансформаций, выражается понятием «исторический смысл».

Каждая эпоха, исходя из присущей ей культуры, накладывает свой отпечаток на содержание философских категорий и понимание самих объектов философского анализа, будь то бытие, природа, человек и т. д. История не является исключением: разные социокультурные массивы обладают собственными типами истории. Внутри последних человек особым образом переживает и осмысливает процессы общечеловеческого и биографического становления. На теоретическом уровне создаются разнообразные философско-исторические концепции, которые представляют исследовательский интерес применительно к судьбе человека.

Проблема, решаемая в исследовании, состоит в выяснении связи и взаимовлияния судьбы человека и хода общественного развития в их историко-философской динамике. Именно поэтому возникает необходимость в обосновании возросшей роли личностного фактора в нынешнем столетии, поскольку индивидуальный выбор тех или иных жизненных ценностей и ориентиров в гораздо большей степени, чем прежде, способен оказать влияние на дальнейший ход исторического процесса. Что касается современности, объективной реальностью, затрагивающей судьбу каждого, стали процессы глобализации и тесно сопряженные с ними глобальные проблемы человечества. Адаптация каждого конкретного индивида к этой реальности, возможность предотвращения серьезных опасностей зависят от изменения ценностных приоритетов людей и их мировоззренческих установок в целом. Состояние современного мира актуализирует представление о человеке не только как о познающем индивиде, но как о преобразующем и аксиологнчески осведомленном субъекте. Данное исследование — шаг к формированию ответственной за свою судьбу личности, осознающей взаимозависимость всех элементов социального целого, в которое она включена.

Степень разработанности проблемы. В последние годы научный интерес к проблеме судьбы человека в ее различных философских интерпретациях, соотнесенных с философией истории, заметно возрос. Это обстоятельство предопределило обращение исследователей к первоисточникам, в которых заявленная тема получила изначальную концептуализацию и дальнейшую разработку: античным драмам, трудам стоиков и эпикурейцев, Боэция, Августина Блаженного, гуманистов Возрождения (П. делла Мирандолы, Н. Макиавелли), французских и немецких просветителей (Ж.А. Кондорсе, И.Г. Гердера), яркого представителя немецкой классической философии - Г.В.Ф. Гегеля, учению К. Маркса. Также заслуживают внимания многообразные учения западных и русских философов второй половины XIX-XXbb. - Ф. Ницше, В. Дильтея, Б.Кроче и Дж. Коллингвуда, К. Поппера, О. Шпенглера, А. Тойнби, А. Камю, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, Э. Гидденса, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина и др.

Фундаментальные обзоры фшюсофско-исторических концепций, способствующие более глубокому и ясному пониманию эволюции понятия судьбы, представлены в работах И.А. Гобозова, Б.Л. Губмана, A.M. Каримского, Ю.А. Кимелева, А.Ф. Лосева, В.И; У кодовой.

Следует отдать должное вкладу в изучение объективных и субъективных составляющих судьбы человека, который внесли такие авторы, как В.Г. Асеев, Ф. Арьес, Л.Н. Коган, А. Маслоу, СЛ. Рубинштейн, Н.Н. Трубников. В работах Ф. Арьеса и Н.Н. Трубникова раскрыт смысл смерти, ее роль в оценке и самооценке судьбы человека и влияние на постановку важнейших жизненных целеи. Заслугой Л. Маслоу является классификация человеческих потребностей и разработка их динамической модели, на основе которой целесообразно рассматривать судьбу человека во взаимосвязи с высшими потребностями. В трудах Н.Н. Трубникова и JI.H. Когана уделено значительное внимание проблеме времени в соотнесении с жизненным циклом индивида. Мотивация и моральный выбор личности в решающих жизненных ситуациях проанализированы В.Г. Асеевым и C.JI. Рубинштейном.

В недавнее время в диссертационных исследованиях М.Н. Зинятовой, И.Н. Кругловой, А.В. Матсцкой, Р.Н. Ннгматулина проблема судьбы изучалась в контексте историко-философской и онтологической интерпретации1.

Большое количество работ, используемых при анализе заявленной проблемы, посвящено проблемам смысла жизни и счастья, которые имеют прямое отношение к рассмотрению судьбы человека. Авторы этих исследований — Н.А. Бердяев, А.Т. Москаленко, О.Н. Назарова, Б.Н. Попов, В.Ф. Сержантов, В. Та-таркевич, Е.Н. Трубецкой, Н.Н. Трубников, СЛ. Франк, В. Франки, Э. Фромм, В.Ф. Эрн. Их труды дают основу для выявления и сравнения религиозной и философской специфики понимания смысла жизни и счастья, позволяют уяснить предпосылки осознания индивидом указанных проблем и возможности их разрешения.

Перечень источников, раскрывающих ценностный аспект судьбы человека, является достаточно обширным. Здесь нужно отметить целый ряд публика

1 Зинятова М.Н. Судьба человека.как сущность исторического: (На материале социальной философии Н.А. Бердяева): дис. канд. филос. наук / М.Н. Зинятова. - Владивосток, 1996. -110с.; Круглова И.Н. Метафизика судьбы как онтология свободы: дис. канд. филос. наук / И.Н. Крутлова. — Томск. 1999. — 123с.; Матецкая А.В. Проблема судьбы в контексте русской культуры: (На материале русской религиозной философии): дис., канд. филос. наук / А.В. Матецкая. — Ростов н/Д, 1997. — 125с.; Нигматулин Р.Н. Философский анализ онтологических аспектов судьбы и свободы воли: дис. канд. филос. наук / Р.Н. Нигматулин. — Магнитогорск, 2000. - 145с. ций по аксиологической и морально-психологической проблематике, принадлежащих К.Л. Абульхановой-Спавской, С.Ф. Анисимову, М.С. Кагану, Д.А. Леонтьеву, СЛ. Рубинштейну, В.П. Тугаринову, Д.Н: Узнадзе, Г.К. Чернявской, А. Швейцеру и многим другим. Особенно примечательным в последние годы является издание различных сборников, в которых освещаются ценностные ориентации современного общества, проблемы их формирования и возможности соотнесения с общечеловеческими ценностями. Таким, например, является сборник, изданный по результатам международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности»2.

Поскольку данное исследование акцентирует внимание на определении специфики исторического смысла судьбы человека на современном этапе, то важными источниками стали работы М.А. Бирюкова, Г.Г. Дилигенского, И.М. Подзигуна, А.Н. Чумакова, в которых рассматриваются истоки, сущность и последствия глобализации — наиболее значимого феномена нынешнего мирового развития.

Этот феномен обусловил возникновение глобальных проблем современности, делающих необходимой реализацию общечеловеческих ценностей в судьбе личности. Среди; данных проблем особо выделены три: насилие, экологический кризис и отчуждение. К анализу истоков, сущности? и возможностей разрешения первой из них обращены труды таких зарубежных авторов, как: X. Госс-Майера, Ж. Нарвесона, Ж. Семлена, С. Хантингтона, Дж. Шарпа. Они во многом базируются на идеях основоположников; и практиков ненасилия — М. Ганди и МЛ. Кинга. Среди современных отечественных философов эту проблематику разрабатывают К.С. Гаджиев, А.А. Гусейнов, А.П. Назаретян, B.C. Степин. Ключевыми вопросами для перечисленных авторов являются опреде Философские и лсихолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности: Материалы международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2003 года. — Воронеж: Центрально-Черночемное книжное издательство, 20031 - 511с. ленис насилия, причины возникновения различных его видов и способы противостояния им.

Зарубежными исследователями второй из указанных проблем - проблемы экологического кризиса в ее философском аспекте являются: Р. Атфилд, К. Инэда, X. Ролстон, JI. Уайт и другие, а также ей посвящена обзорная статья Л.И. Василенко3. Все вышеперечисленные авторы пытаются определить исторические и социокультурные истоки нарушенного взаимодействия человека с природным целым и перспективы его гармонизации. —\

Упомянутые проблемы тесно связаны в своем происхождении с явлением отчуждения. Относительно последнего нужно отметить, что в настоящее время обнаруживается недостаточное количество исследований, где проблема отчуждения рассматривалась бы в своей многоаспектности и логике развития. Обычно ее анализ ограничивается идеями Гегеля, Фейербаха, Маркса и поверхностным указанием на западную философию XX века. В настоящем исследовании предпринята попытка проследить логику возникновения темы отчуждения не только в учениях названных мыслителей, но и в трудах Н. Бердяева, А. Камю, Г. Маркузе, X. Ортеги-и-Гассета, Э; Фромма, О. Шпенглера и К. Ясперса, обозначив различные формы отчуждения. Общие основания для этого дают работы В.И. ЕСолосницына и Н.А. Мещеряковой.

Объектом диссертационного исследования является? проблема судьбы человека, которая занимает важное место в контексте философского знания; поскольку в ней сконцентрированы- представления об упорядоченности] событий в жизни индивида, о взаимном проникновении индивидуального и общественного бытия.

Предмет диссертационного исследования — исторический смысл * феномена судьбы человека, понимаемый как сущность индивидуального бытия в ее общесоциальной значимости.

3 Василенко Л.И. Отношение к природе: «традиция управления» и «традиция сотрудничества» / Л.И. Василенко // Вопросы философии. - 1987. - №7. — С. 145-155;

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы показать зависимость судьбы человека от культурной доминанты той или иной исторической эпохи и обосновать возросшую роль этической составляющей личностного фактора в развитии современного общества.

Данная цель обусловила необходимость решенияследующих исследовательских задач:

- исследовать представления о судьбе человека в философско-исторических концепциях прошлого и настоящего;

- провести анализ объективных и субъективных факторов, составляющих сущность судьбы человека;

- раскрыть взаимосвязь категорий судьбы, смысла жизни и счастья;

- рассмотреть аксиологический аспект судьбы человека в контексте реализации общечеловеческих ценностей;

- дать анализ глобальных проблем современности как фактора актуализации исторической и теоретической значимости заявленной темы исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования. Используемая в диссертационной работе методология опирается на сравнительный и диалектический подходы, а также историко-логический метод исследования. Концептуально-теоретическая направленность работы потребовала привлечения материала из различных отраслей философии, что обусловило использование элементов субъектно-деятельностного подхода и принципа творческой самодеятельности C.JI. Рубинштейна.

Научная новизна исследования. Диссертация является комплексным и систематическим исследованием судьбы человека. В ней впервые данная проблема рассматривается в междисциплинарном аспекте, основу которого составляет социально-философская концептуализация, получившая свое оформление в следующих положениях:

- дан анализ понятия «исторический смысл» в соотнесении со смысложиз-ненной проблематикой;

- выявлена зависимость исторического смысла судьбы человека от культурной доминанты конкретной исторической эпохи;

- показана организующая роль активности индивида в процессе взаимодействия объективных и субъективных компонентов судьбы

- доказано; возрастание этической составляющей личностного фактора в решении глобальных проблем современности.

Положения, выносимые на защиту:

- судьба человека как ощущаемая индивидом связь событий его жизни формируется во взаимовлиянии объективных обстоятельств его бытия (пла-нетарно-космическая, биологическая обусловленность, социальные отношения) и субъективных особенностей, проявляющихся в ситуациях морального выбора;

- экзистенциальный анализ феноменов судьбы, смысла жизни и счастья выражается в том, что две последние категории служат основанием для оценки и самооценки судьбы человека;

- оценивая общесоциальную значимость судьбы индивида, целесообразно употреблять понятие «исторический смысл», поскольку оно выражает ценность конкретного человеческого бытия не только в индивидуальном, но и в общественно-историческом плане;

- исторический смысл судьбы человека зависит от всей совокупности«социальных отношений (в широком; смысле), которая сконцентрирована в: культурной доминанте той или иной исторической эпохи;

- социально-философская характеристика бытия человечества на современном этапе во • многом определяется стоящими перед ним глобальными проблемами, и они в силу своей специфики делают более существенной роль каждого индивида в историческом процессе;

- исторический смысл судьбы человека на современном этапе состоит в реализации индивидом исторических альтернатив посредством ответственного выбора смысложизненных ценностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертации имеют существенное научное и практическое значение. Результаты данного диссертационного исследования весьма важны для формирования мировоззрения современного человека, что обусловливает их применение в качестве теоретической базы для педагогической деятельности в целом. Также материалы диссертации могут быть использованы в учебном курсе по философии, в спецкурсах по философии истории, философской антропологии, этике. Основные положения, представленные в работе, будут полезны при дальнейшем анализе социально-философских, антропологических, этических, психолого-педагогических проблем и в практической деятельности психологов и социологов.

Апробация работы. Идеи диссертации получили свою апробацию в чтении ё лекций по отдельным темам общего курса философии, были отражены в научных статьях и методических разработках, а также в выступлениях автора на ежегодных научных сессиях факультета философии и психологии Воронежского государственного университета (Воронеж, 2003, 2004, 2005гг.), ежегодных научных конференциях преподавателей Воронежского института высоких технологий (Воронеж, 2004, 2005гг.), в тезисах к Международной научно-практической; конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности» (Воронеж, 2003), 3-ей Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «60 лет Великой Победы» (Воронеж, 2005), четвертому Российскому философскому конгрессу (Москва, 2005). Основные положения диссертации и ее концептуальный замысел обсуждались на заседаниях кафедры истории философии ВГУ (Воронеж, 2003, 2004,2005 гг.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сенкевич, Алла Владиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, судьба человека - проблема, вызывающая интерес как на обыденном, так и на теоретическом уровне, поскольку она затрагивает каждого независимо от того, делает ли он свое бытие предметом философской рефлексии. Судьба человека понимается как процесс, формируемый объективными условиями человеческого бытия и субъективно-личностной позицией индивида по отношению к этим условиям. Такое понимание позволяет преодолеть фатализм, часто присутствующий в обыденном сознании и в отдельных философских учениях прошлого, и рассматривать индивида как активного в процессе самотворчества субъекта. К объективным составляющим судьбы человека относятся планетарно-космический фактор, выражающийся в природных закономерностях, биологические предпосылки, определяюпше конечность человеческого бытия и возможное телесное несовершенство, и социальное бытие в его многообразных проявлениях на макро- и микроуровне.

Субъективно-личностная позиция человека подразумевает моральный выбор какого-либо варианта поведения в решающей ситуации и соответствующий поступок. При этом субъект ищет и выделяет формы и сферы деятельности, которые в наибольшей степени отвечают его интересам и являются эффективными для достижения существенных жизненных целей.Личность всегда глубже ее поведенческих проявлений, и конкретный поступок не исчерпывает ее. Но, будучи осуществленным, этот выбор формирует самого субъекта и изменяет условия бытия других людей; Отсюда вытекает личная ответственность за себя и за других индивидов.

Категория судьбы тесно связана с категориями смысла жизни и счастья. Смысл жизни определяется как сущность жизни=человека, в которой воплощены его уникальность и особенная логика развития. Его содержание неповторимо, динамично и представляет собой реализацию индивидуальных целей, имеющих ценность для человека. Именно поэтому смысл жизни позволяет воепринимать собственное бытие не как фрагментарное и лишенное внутренней логики, но как становящуюся целостность. Счастье - показатель успешной актуализации смысла жизни, полное, длительное и обоснованное удовлетворение своим бытием. Эти категории выступают для судьбы как оценочные, так как выражают высшую потребность индивида в самореализации и предполагают ее всеобщий критерий - продуктивность и взаимность. Таким образом, судьба человека совмещает как индивидуальный, так и общечеловеческий аксиологические уровни.

Ценности понимаются как предметы, явления и их свойства, которые способны удовлетворить те или иные потребности людей. Они существуют трояким образом: как общественные идеалы,их предметное воплощение и личностные ориентиры. Первая форма включает в себя ценности общечеловеческие, в которых отражены некоторые общие черты жизнедеятельности людей различных исторических этапов и многообразных социальных общностей. Последние могут выделяться на расовой, классовой, национальной или культурной основе. Кроме того, к этой форме причисляются специфические ценности, относящиеся к конкретной исторической эпохе, характеризующие нацию, демографическую группу и прочих социальных субъектов.

Вторая ? форма существования ценностей — это их материальная, практическая реализация, а она подразумевает общение людей, для которых те или иные ценности стали лично необходимыми: Ценности в третьей форме складываются в индивидуальном опыте человека и отражают меру внутреннего, ненасильственного усвоения им социального, общечеловеческого oi 1ыта. Общественный идеал трансформируется не просто в должную и необходимую, но и в желательную для индивида цель.

Опосредующим полем и продуктом взаимодействия человека и общества выступает история. Само ее существование обусловлено конечностью, незавершенностью и личностной уникальностью человека, стремящегося к идеалу, к воплощению своих ценностных приоритетов. Если? категория;смысла жизни характеризует ценность индивидуального бытия для самого субъекта, то исторический смысл судьбы человека выражает сущность индивидуального бытия в ее общесоциальной значимости. Исторический смысл не оставался неизменным, он трансформировался в зависимости от культурной доминанты и общественных идеалов той или иной эпохи и проявлялся в различных моделях философии истории. Каждая из них содержит идеи, ценные для понимания судьбы человека и в настоящее время. В самом общем плане исторический смысл судьбы человека в классических учениях ставится в зависимость от некой надындивидуальной, внешней и универсальной цели. В нскласснческнх концепциях он определяется степенью включенности и участия индивида в осуществлении какой-либо из альтернатив исторического развития.

Современные представления об историческом процессе связаны с признанием его многовариантности и невозможности быть однозначно оцененным. Нынешний этап мировой истории характеризуется процессами глобализации и возрастающим влиянием на человечество глобальных проблем: насилия, экологического кризиса, отчуждения. Их специфика такова, что они касаются каждого, и в то же время каждый вносит свой вклад в их разрешение, или, напротив, углубление. Глобализация как процесс становления единого человечества втягивает индивида в значительно усложнившуюся сеть социальных взаимодействий, расшатывает привычную, устоявшуюся г в s его г первичной группе ценностную иерархию. Теперь субъекту представлено возрастающее количество моделей и образцов поведения. Личный выбор становится все более значимым фактором исторического процесса, и это во многом связано с сегодняшними технологическими возможностями. Реализация индивидом тех или иных ключевых ценностей; выступающая ^ одновременно утверждением, одного из возможных вариантов общественного развития — вот подлинный исторический смысл судьбы человека на современном этапе.

Исходя из вышесказанного, становится ясной необходимость смены ценностных приоритетов как на личностном; так и на» групповом уровне. Она должна быть основана на активном включении в сознание и действия общечеловеческих ценностей и; гармоничном сочетании рационального и эмоционального компонентов мировоззрения. Самые значительные социальные трансформации, помимо своих внешних проявлений, подразумевают изменения во внутреннем мире индивидов и совершаются только через них. Мировоззрение глобализирующегося мира не: нуждается в строгом отнесении к религиозному или светскому. Важную роль в его выработке и усвоении принадлежит воспитанию, образованию и общественной деятельности людей; разделяющих указанные ценности.

Как представляется, данное исследование составляет базу для дальнейшей разработки проблем периодизации и направленности истории с учетом социальных трансформаций; современного = мира, а также имеет выход в сферу философской; антропологии и этики, поскольку касается; основных феноменов человеческого бытия (смысл жизни, счастье, смерть, совесть), изучение которых никогда не теряет своей актуальности. Гуманистическая направленность работы дает основания использовать ее ключевые идеи в преподавании вузовского курса философии и подготовке спецкурсов по соответствующим ее разделам. Кроме того, данная проблематика связана с практической деятельностью в области психологии, социологии и педагогики. Существенным является изучение систем ценностей различных социальных групп и их взаимовлияния, формирование ценностных ориентации; новых поколений с приоритетом «универсальной» этики, а также помощь в социализации, разрешении; разноуровневых конфликтов и обретении смысла жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сенкевич, Алла Владиславовна, 2005 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода / Н. Аббаньяно // Вопросы философии. 1992. - №8. - С. 145-157.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299с.

3. Абульхановаi К.А., Березина Т.Н. Время личности и времяiжизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. 300с.

4. Аверинцев С.С. Судьба / С.С. Аверинцев // БСЭ. М.: Советская энциклопедия; 1976. - О. 153-154.

5. Августин Блаженный Творения. В 4-х т. Т.4: О Граде Божием (кн. XIV XXII) / Августин Блаженный. - СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ-Пресс, 1998.-586с.

6. Андреев Л: Послесловие к «Тошноте» / Л. Андреев // Иностранная литература. 1989. - №7. - С. 129-133.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 256с.

8. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. М.,1979. -143с.9; Античная драма: Пер. с древнегреч. и латин. / Вступит, ст., сост. и примеч. С. Апта. Mi: Художественная литература; 1970. - 766с.

9. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. — М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992^ — 526с.

10. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В .Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. -158с.

11. Атфилд Р. Этика экологической ответственности / Р. Атфилд // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. /франц. / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаевой; вводи, ст. Ю.А. трейдера. М: Прогресс, 1990; - С. 203-258.

12. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1993.-383с.

13. Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое Средневековье / Н.А. Бердяев. М.: Канон+, 2002: - 448с.

14. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире / Н.А. Бердяев // Новый мир. 1990. - №1. - С. 207-232.

15. Бердяев Н.А. Человек и машина / Н.А. Бердяев // Вопросы философии.- 1989.-№2. -С. 143-162.

16. Бирюкова М:А; Глобализация: интеграция и дифференциация; культур / М.А. Бирюкова // Философские науки. — 2001. — №1. — С. 33-42.

17. Бондаренко Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов / Ю.Я. Бондаренко. М.: Школа-Пресс, .1994. — 240с.

18. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. М.: Наука, 1990. — 415с.

19. Буянов М.И. Страсти и судьбы / М.И. Буянов. М.: Прометей. Российское общество медиков-литераторов, 1995. - 232с.

20. Буртин Ю. Ахиллесова пята исторической теории Маркса / Ю. Бур-тин // Октябрь. 1989; - №11. - С. 3-25.

21. Ванье Ж. Трудное созревание для ненасилия / Ж. Ванье // Философские науки. 1990. -№11: - С. 73-77.

22. Василенко Л.И. Отношение к природе: «традиция управления» и «традиция сотрудничества» / Л.И. Василенко // Вопросы философии. -1987.-№7.-С. 145-155.

23. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико// Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гу-манит. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. — М.: Аспект Пресс, 1995. — С.31-37.

24. Вишев И. Проблема личного бессмертия / И. Вишев. — Новосибирск: Наука, 1990. 246с.

25. Волков Л.Н. В поисках смысла / А.Н. Волков. М.: Прометей, 1993.- 153с.

26. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность / П.В. Волобуев. М.: Политиздат, 1987. - 312с.

27. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. — 1997. №6. - С. 3-24.

28. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении / В.П. Гайденко // Вопросы философии. 1969. - №9. - С. 88-95.

29. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие / М.К. Ганди // Вопросы философии.- 1992.-№3.-С. 65-85.

30. Гараджа В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа. — М.: Аспект-Пресс, 1995. -351с.

31. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Соцэкгиз, 1959. — т.4: Система наук. 4.1. Феноменология духа; перевод Г.Шпета. — 440с.

32. Гегель Г.В.Ф. Сочинения / Г.В.Ф. Гегель. М., JL: Соцэкгиз, 1935. -т. 8: Философия истории; пер. с нем. А.М. Водена; под ред. и с предисл. Ф.А. Горохова. - 470с.

33. Гердер И.Г. Идеи к истории человечества / И.Г. Гердер; пер. с нем. А.В. Михайлова; отв. ред. А.В: Гулыга. М.: Наука, 1977. - 704с.

34. Глобализация: человеческое измерение: Учеб. пособие / Московский Государственный институт международных отношений (ун-т), В.М. Кулагин и др.; предисл. М.М. Лебедевой. М:: РОССПЭН, 2002. - 112с.

35. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко и В1Е. Ермолаевой; вводи, ст. Ю;А. трейдера. М: Прогресс, 1990; — 495с.

36. Гобозов И.Л. Смысл и направленность исторического процесса / И.Л. Гобозов: М.: Изд-во МГУ, 1987; - 219с.

37. Голубая птица счастья; Жизненный путь и судьба: Сборник / Сост. Г.Г. Кириленко М.: Знание, 1992. - 64с.

38. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В.П. Горан. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. 335с.

39. Госс-Майер X. Основы ненасилия: пояснение понятия / X. Госс-Майер // Философские науки. 1990. - №11. — С. 69-73!

40. Гроф С!, Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Д! Хэлифакс. М., Киев: Изд-во Трансперсонального Института: Airland; 1996.-224с.

41. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций / Б.Л. Губман. — М.: Наука, 1991. — 192с.

42. Губман Б.Л. Философия и проблема смысла истории / Б.Л. Губман // Вечные философские проблемы. Сборник науч. трудов / Отв. ред. Г.А. Антипов Новосибирск, 1991; - С. 3-21.

43. Гулыга Л.В. Немецкая классическая философия / Л.В. Гулы га. — Ml: Мысль, , 1986. 332с.

44. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая5 антропология /

45. A.Я. Гуревич // Вопросы философии. 1988. - №1. — G. 56-71.

46. Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества / А.А. Гусейнов // Философские науки. 1990. - № 11. - С. 83-90.

47. Гусейнов А.А. Учение J1.H. Толстого о непротивлении злу насилием / А.А. Гусейнов // Свободная мысль. — 1994. — №6. — С. 68-81.

48. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. /

49. B.И. Даль. СПб.: ТОО «Диамант», 1996. - Т.4. - 688с.

50. Дилигенский Г.Г. Глобализация в ■ человеческом измерении? / Г.Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения: — 2002: №7. — С. 4-16.

51. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? / Г.Г. Дилигенский// Вопросы философии. — 1991. — №3. — С.29-42.

52. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Н. Бердяев: жизнь и творчество) / Н.К. Дмитриева, А.П. Моисеева. — М.: Высшая школа, 1993. 271с.

53. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности / Д.И. Дубровский // Философские науки. — 1990. №5. - С. 116-120.

54. Замбровский Б.Я. Введение в философию / Б.Я. Замбровский. — Воронеж, Л 995. 82с.

55. Замбровский Б.Я. Этика / Б.Я. Замбровский. — Воронеж, 1996; — 103с.

56. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт. / В.В. Зень-ковский. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — Т. 1. — 544с.

57. Инэда К. Экологическая проблематика в контексте буддизма / К. Инэда // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. сангл. и франц. / Сост. Л.И. Василенко и В:Е. Ермолаевой; вводи, ст. Ю.А. Шрейдера. М: Прогресс, 1990. - С. 289-308.

58. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб: ТОО ТК «Петрополис». — 205с.

59. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / А. Камю. Mi: Политиздат, 1990. - 415с.

60. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. - 416с.

61. Камю А. Счастливая смерть / А. Камю. — М.: «Фабр», 1993. — 574с.

62. Каримский A.M. Философия истории Гегеля / A.M. Каримский. -М.: Издательство МГУ, 1988. 270с.

63. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. — СПб.: АО1 Комплект. 1993; - 352с.

64. Кинг М.Л. Любите врагов ваших / М.Л. Кинг// Вопросы философии.-1992.-№3-С. 66-71.

65. Коган Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. М.: Мысль, 1988. -283с.

66. Колосницын В.И. Религиозное отчуждение / В .И. Колосницын. — Свердловск: Изд-во Уральского Университета, 1987. — 180с.

67. Культурология / Составитель и отв. ред. Радугин Л.А. М.: «Центр», 1996. - 400с.

68. Культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 608с.

69. Лазари-Павловска М. Этические аспекты сопротивления; / М. Лаза-ри-Павловска // Философские науки. 1990. — №11 . — С. 61-69.

70. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции! / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии; -1996.-№4.-С. 15-26.

71. Лосев А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. — СПб.: Алетейя, 2000: 256с.

72. Макиавелли Н. Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять / Н. Макиавелли // Диалог. -1994. — №7. — С. 40, 53.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. В 50 тт. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1965. — т. 37. — Подгот. Л.Р. Миськевич и В.А. Морозова.

74. Маркузе F. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества;/ Г. Маркузе. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. —526с.

75. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; СПб.: Евразия, 1999.-478с.

76. Мещерякова Н.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме / Н.А. Мещерякова// Философские науки. — 1989. -№12. -С. 104-107.

77. Миголатьев А.А. Человек как объект философского знания / Л.Л. Миголатьев // Социально-политический журнал. — 1998. №2. — С. 67-78.

78. Мифы Древней Греции / Сост. И.С. Яворская; предисл. М;И. Ботвинника. Л.: Лениздат, 1990. - 365с.

79. Момджян К.Х Социум. Общество. История / К.Х. Момджян. М.: Наука, 1994:- 239с.

80. Морально-этические нормы. Война. Окружающая среда: Сб. ст. : Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Уэстинга; Отв. ред. пер. И.Т. Фролов. М.: Мир, 1989. - 252с.

81. Моральный выбор / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Изд-во Московского университета, 1980. — 344с.

82. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука. Сибирское:отделение, 1989.-205с.

83. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев; В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе / Н.Л. Мусхелишвили, В.М. Сергеев, Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. — 1996. — №11. — С. 3-23.

84. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали:, прогресс или регресс? / А.П. Назаретян // Вопросы философии. 19921 — №3. - С. 82-95.

85. Назаретян А.П. Катастрофы и нравственность / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1992. — №1. — С. 90-103.

86. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении / О.Н. Назарова. М.: Знание, 1989. — 64с.

87. Ненасилие: Философия, этика, политика / Отв. ред. А.Л. Гусейнов. -Mi: Наука, 1993.- 186с.

88. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. - №8; - С.3-23:

89. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / Сост. и глав, науч. ред. Л.А. Грицанов. — Мн.: Книжный дом, 2003.— 1280с.

90. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс /X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. - №4. - С. 114-155.

91. Ортега-и-Гассет X. Не быть членом партии / X. Ортега-и-Гассет // СОЦИС. 1993.-№7.-С. 105-111.100; Ортега-и-Гассет X. Размышления; о технике / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1993; - №10. - С. 32-68.

92. Ортега-и-Гассет X. Человек в XV веке / X. Ортега-и-Гассет // Человек. 1992. -№3. - С. 28-40.

93. Отчуждение и гуманность. — М.: Прогресс, 1967. 232с.

94. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека / Дж. Пико делла Мирандола // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. — М.: Юристь, 1996. — С. 214-218:

95. Пирогов В. Судьба, рок или карма? / В. Пирогов // Ориентир. -1997.- №1. С. 79.

96. Подзигун И.М. Глобализация: как реальность и проблема / И.М. Подзигун // Философские науки. 2003. — №1. - С. 5-16.

97. Понятие судьбы в контексте разных культур:: Сб. ст.; / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М., 19941 - 320с.

98. Поппер К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопросы философии.- 1992. -№8.-С. 49-80.

99. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни / Б.Н. Попов. М., 1986. - 91с.

100. Проблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции // Философские науки. 1991. — №2. - С. 3-38.

101. ПО. Райт К. Некоторые размышления о войне и мире / К. Райт // Социально-гуманитарные знания. 2000. — №3. - G. 231-249.

102. Радзиевская Т.В. Слово «судьба» в современных контекстах / Т.В. Радзиевская // Логический анализ языка. Культурные концепты. — М.: Наука, 1991.-С. 64-71.

103. Реале Д., Лнтисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. / Д. Реале, Д. Лнтисери. ТОО ТК «Петрополис», 1994. — Т.1: Античность.— 336с.

104. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. / Д. Реале, Д. Антисери. ТОО ТК «Петрополис», 1994. -Т.2: Средневековье. — 368с.

105. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. / Д1 Реале, Д. Антисери; ТОО ТК «Петрополис», 1996. -Т.З: Новое время. — 736с.

106. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий; — М;: Республика, 1995: -463с.

107. Ролстон III X. Существует ли экологическая этика? / X. Ролстон III // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности:: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаевой; вводн. ст. Ю.А. Шрейдера. М.: Прогресс, 1990. - С. 258-2891

108. Сапронов П.Л. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. СПб: Союз, 1998. - 560с.

109. Сабиров В.III. Два лика зла / В.III. Сабиров. М.: Знание, 1992. -64с.

110. Сабиров В.III. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в► русской; философии) / В.Ш. Сабиров. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета: —1995; — 152с.123; Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. Произведения / Ж.-П. Сартр; — М.: Республика, 1994. -496с.

111. Семлен Ж. Выход из насилия / Ж. Семлен// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаевой; вводи; ст. Ю.А. трейдера. М: Прогресс, 1990.- С. 76-85.

112. Симонов П. Анатомия: совести / П. Симонов // Человек. 1990. -№5.-С. 7-16.

113. Слово жизни: Новый завет в современном переводе. — Stockholm.: Ordsmedjan, 1991. 3 09с.

114. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1992. - 128с.

115. Соловьев В. Три разговора / В. Соловьев. М.: Захаров, 2000. -192с.

116. Степанянц М.Т. Гуманистическая традиция; в мусульманской культуре / М.Т. Степанянц // ОНС. 1994.-№4.- С. 167-171.

117. Стеиин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего / B.C. Степин. -(http:// vvvvvv.philosophv.ru/library/stepin/epoch.html).

118. Тарасова И.В. Идея судьбы и ее слагаемые / И.В. Тарасова // Научно-атеистические исследования в музеях. — Л.: ГМИРиА, 1984. — С. 116132.

119. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / В. Татаркевич. -М.: Прогресс, 1981. -368с:

120. Тахо-Годи Л.А. Судьба как эстетическая»категория: (Об одной идее

121. A.Ф. Лосева) / А.А. Тахо-Годи // Античная культура и современная наука.- М.: Наука, 1985. С. 325-331.

122. Твое здоровье. — Ml: Знание; 1990. №9. - 32с.

123. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти / Н.Н. Трубников // Родина. 1989.- №4. - С. 33-35.

124. Трубников Н. О смысле жизни и смерти / Н. Трубников. — М.: РОС-СПЭН, 1996.-383с.

125. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. -Л.1: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. 124с.

126. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие /

127. B.А. Тураев. М.: Логос, 2002. - 192с.

128. Уайт JI. Исторические корни нашего экологического кризиса / Л. Уайт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаевой; вводи, ст. Ю.А. трейдера. М: Прогресс, 1990.-С. 188-203.

129. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.Н Узнадзе. — М: «Наука», 1966. 452с.145: Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина / В.И. Уко-лова // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1985. — М.: Наука, 1986.-С. 127-145.

130. Философия* истории: диалог культур: (Материалы IX Всесоюзных философских чтений молодых ученых) / Редкол.: В.И. Столяров (отв. ред.) и др. М.: Филос. о-во СССР; 1989.- 183с.

131. Формации или цивилизации? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии:- 1989.-№10.-С. 34-60.

132. Франк CJI. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии / СЛ. Франк. — М.: «Факториал», 1998. — 256с.

133. Франки В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. СПб.: Речь, 2000. - 286с.

134. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов. -М.: Политиздат. 1990. -398с. С. 94-142.

135. Фромм Э. Психоанализ: и? религия»/ Э. Фромм II Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1990. С. 143-222.

136. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. — М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. 568с.

137. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм. — Мн.: Коллегиум, 1992. 253с.

138. Чагин Б.А. Субъективный фактор, структура и закономерность / Б.А. Чагин. М.: Мысль, 1968. - 218с.1.1611 Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия / С. Чаттержди, Д. Датта. М.: Селена, 1994. - 416с.

139. Шафф Л. Куда ведет дорога? / Л. ШаффУ/ Философия истории: Литология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.Л. Кимелева. — Ml: Аспект Пресс, 1995. С. 311-332.

140. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999: 544с.

141. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. — 287с.

142. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2-х т. / О. Шпенглер; пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1998. Т. 1: Гештальт и действительность.— 663с.

143. Шлет Г.Г. Явление и смысл / Г.Г. Шлет. — Томск: Издательство «Водолей», 1996. — 192с.

144. Эрн В.Ф; Сочинения / В.Ф. Эрн. -М.: Правда, 1991. 575с.

145. Этология: агрессивности и этика ненасилия // Вопросы философии. 1992.-№3.-С. 3-95.

146. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 527с.

147. Ясперс К. Современная техника / К. Ясперс // Новая технократиче екая волна на Западе: Сб. ст.: Переводы. / Сост. и вступ. ст. П.С. Гуреви ча. М, 1986.-С. 119-147.

148. Ashmavi M.S. Islam and the Political Order / M.S. Ashmavi. 1994. -121p.

149. Becker E. The Denial of Death / E. Becker. N. Y., London: The Free Press: Collier Macmillan, 1973.-314p.

150. Davidov A. On the Problem of the Relation " Between" the Person and Society / A. Davidov // The Place of the Person in Social Life. 1991. - 402p.

151. Dean R. Hoge Judeo-Christian Values and the Ecological Crisis / R. Hoge Dean // The Place of the Person in Social Life. 1991. - 402p.

152. Frank A. At the Will of the Body: Reflections on Illness / A. Frank. -Boston etc.: Houghton Mifflin, 1991. 144p.

153. Gert B. The Moral Rules : A New Rational Foundation for Morality / B. Gert. N. Y. etc.: Harper & Row, 1970. - 239p.

154. Lewis J. The Uniqueness of Man / J. Lewis. London: Lawrence & Wishart, 1974. - 197p.

155. Narveson J. At Arm's Length : Violence and War / J. Narveson // Matters of Life and Death: New Introductory Essays in Moral Philosophy/ Ed. by T. Regan. 2nd ed. - New York etc.: McGraw-Hill, 1985. - 437p.

156. Segerberg O. Living with Death / O. Segerberg. N. Y.: Dutton, 1976. -132p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.