Проблема происхождения армянского народа в русскоязычной и армяноязычной исторической литературе XVIII - начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат наук Гуроклян, Сергей Юрьевич

  • Гуроклян, Сергей Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Армавир
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 173
Гуроклян, Сергей Юрьевич. Проблема происхождения армянского народа в русскоязычной и армяноязычной исторической литературе XVIII - начала XXI веков: дис. кандидат наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Армавир. 2017. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуроклян, Сергей Юрьевич

Введение................................................................................................................................3

Глава 1. Проблема этногенеза армянского народа в досоветский период (XVIII в. -1920-е годы)........................................................................................................................18

1.1. Проблема происхождения армян в исторической науке XVIII - конца XIX вв... 18

1.2. Историческая наука конца XIX - начала XX века о происхождении и

формировании армянского народа...................................................................................30

Глава 2. Историография этногенеза армянского народа в советский и постсоветский период (конец 1920-2017 гг.)............................................................................................40

2.1. Советская историография этногенеза армянского народа (конец 1920-х годов -1990-е годы)........................................................................................................................40

2.2. Проблема происхождения армянского народа на современном этапе (1991 - 2017

гг.)......................................................................................................................................130

Заключение.......................................................................................................................145

Список сокращений.........................................................................................................150

Список источников и литературы..................................................................................151

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема происхождения армянского народа в русскоязычной и армяноязычной исторической литературе XVIII - начала XXI веков»

Введение

Актуальность темы. Для современной историографической ситуации характерны обращение к новым историческим сюжетам и переосмысление уже существующих проблем, интенсивный поиск ответов на новые социальные и политические вызовы своего времени. К таким ответам относится и развитие этнической истории, не считавшейся актуальным исследовательским направлением в предшествующий период развития отечественной историографии, но пережившей настоящий подъем в начале 1990-х гг. Во многом это было обусловлено не только собственно научными, но и политическими обстоятельствами - образованием новых национальных государств после распада СССР, способствовавшим обращению к истории с целью обнаружения в прошлом их предпосылок и истоков.

К тому же в условиях современного армяно-азербайджано-турецкого противостояния рассматриваемая проблема приобрела ярко выраженный политизированный характер. С различными ответами на данные вопросы связывается обоснование права народов претендовать на те или иные спорные территории. Турецкая, а на современном этапе и азербайджанская официальная историография стремится доказать исконную принадлежность армянских земель тюркским племенам, выставляя армян пришлыми захватчиками, таким образом обосновывая принадлежность этих земель Турции и Азербайджану1. Очевидно, что анализ отражения указанных вопросов в историографии относится к важнейшим задачам, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие современной исторической науки. Другими словами, уяснение тех методологических принципов, которыми руководствовались авторы, изучая проблемы этногенеза армянского

1 См., например: Гурбанов А. Сказки армянских «мудрецов». Баку, 2005. С. 14 и сл.; Зулалян М.К. Вопросы древней и средневековой истории Армении в освещении современной турецкой историографии. Ереван, 1970.

народа, в некоторой степени позволит выработать те критерии, которые помогут руководствоваться при исследовании этногенеза и других народов.

Объектом исследования является историческая литература XVIII - начала XXI вв., посвященная происхождению армянского народа.

Предметом исследования выступают основные тенденции в объяснении этногенетических процессов в армянской среде.

Хронологические рамки данной работы охватывают период XVIII - начала XXI вв. Начальная граница хронологических рамок исследования обусловлена тем, что самые первые работы, касающиеся происхождения армянского народа, появились только в начале XVIII века. Конечная граница связана с завершением определенного этапа в развитии исторической мысли, наступившего в начале XXI века.

Географические рамки рассматриваемых исследований. Этногенез армянского народа занимает особое место в исторической науке, ибо он сложился в географической зоне, издавна населённой различными племенами и благоприятной для активных контактов между теми или иными этническими группами. Географические рамки исследования включают территорию Армянского нагорья; а также рассматриваются и другие сопредельные географические регионы, а именно район Южного Кавказа, Восточной Анатолии и Междуречья. Привлечение соседних территорий при подготовке диссертационного исследования вызвано необходимостью проследить как за миграциями армяноязычных племен на протяжении рассматриваемого периода, так и изучением в работе межэтнических контактов с другими народами, что само по себе предполагает анализ этноплеменных взаимопроникновений в рамках данного географического ареала.

Историография. Учитывая специфику работы, носящей историографический характер, в данном разделе будут рассмотрены те обзоры обобщения, в которых выявлялись, анализировались и подводились итоги исследований по данной теме.

Одним словом, речь идет об историографии историографических исследований.

4

Первые попытки историографического обобщения исследуемой темы относятся уже к началу XIX века. Так, в работе братьев Якова и Давида Арзановых предпринята первая попытка критического обзора зарубежной, в основном французской, литературы касающейся этногенеза армянского народа. В числе таких авторов Арзановы упоминают труды П. Лебрюня, Э. Ментелля, аббата Бартелеми, О. Калме, Р. Рейнеция и других авторов .

Однако обобщения гораздо более высокого уровня (что естественно, учитывая нынешний уровень развития науки) отличают современный этап развития

-5

историографии. Речь идёт прежде всего о работах Л.А. Барсегяна, В.А. Шнирельмана4 и А. Петросяна5.

В капитальной монографии Л.А. Барсегяна дан обширный историографический обзор литературы (в основном - армяноязычной) по теме, начиная с XVIII века и до 80-х годов XX века. Однако некоторым недостатком данного исследования можно назвать то, что автор является лингвистом и в его работе превалируют лингвистические данные.

В противовес работе Л. Барсегяна историографический очерк, содержащийся в работе В.А. Шнирельмана, полностью игнорирует армяноязычную литературу, вобрав в себя лишь русскоязычные и англоязычные работы армянских авторов. Характеризуя современный этап исследования интересующей нас проблемы, можно отметить, что, как и ранее, здесь продолжают существовать две противоположные точки зрения: первая, опирающаяся на данные античной исторической традиции и доказывающая фрако-фригийское происхождение, а следовательно, пришлый

2

Арзанов Я., Арзанов Д. Опыт написания истории Армянского царства. С. 54-56. Барсегян Л.А. Вопросы происхождения и формирования армянского народа в историографии. Ереван, 1996 (на армян. яз.).

4 Шнирельман В.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М., 2003.

5 Петросян А. О происхождении армянского народа: проблема идентификации протоармян // Армянский гуманитарный вестник. - 2007. - № 2/3. - С. 66-102.

характер армянского народа (Л.С. Клейн)6, и вторая, учитывающая данные лингвистики и топонимики, доказывает автохтонный характер происхождения армянского народа и обосновывает исконность проживания армян на своей

п

территории (А.Е. Петросян) .

Цель исследования заключается в выявлении основных концепций происхождения армянского народа в историографии XVIII - начала XXI вв.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

- проследить процесс зарождения историографии происхождения армянского народа в ХУШ - XIX вв. в русскоязычной и армяноязычной исторической литературе и причины возникновения данного феномена;

- выделить этапы развития русскоязычной и армяноязычной историографии происхождения армян;

- установить особенности русскоязычной и армяноязычной историографии с точки зрения подходов к изучению проблемы этногенеза армян;

- выяснить специфику методических подходов русскоязычной и армяноязычной историографии к обработке источников по истории армян;

- выявить связь динамики разработок по истории происхождения армян с процессом развития национального самосознания армянского народа;

- изучить состояние проблемы на современном этапе (со второй половины XX в. по нынешнее время);

Источники. Отмеченная выше специфика диссертационного исследования определила широкое разнообразие использованных в работе исторических источников.

В соответствии с целями и задачами, поставленными в данной работе, имеющиеся в нашем распоряжении мы разделяем на исторические и

6 Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.

7 Петросян А.Е. О происхождении армянского народа: проблема идентификации протоармян //Армянский гуманитарный вестник. - 2009. - № 2/3. - С. 66 и сл.

6

историографические. В свою очередь, исторические источники мы делим на нарративные и эпиграфические (надписи). Всю имеющуюся в нашем распоряжении нарративную традицию А.Е .Петросян предлагает разделить на традиционную и историческую8.

Происхождение цикла легенд об этногенезе армянского народа связано с именем первого армянского историка Мовсеса Хоренаци (V в.), которого по праву называют отцом армянской историографии, положившим начало научной истории Армении.9 Подобно античным авторам, Мовсес Хоренаци связывает появление целого народа с именем одного - единственного эпонима, которым он называет Арама, первого потомка библейского мифического героя Яфета. Прав был Л.Н. Гумилёв, утверждавший, что часто в роли предка целого народа выступал человек, облик которого легенда порой искажала до неузнаваемости (иные примеры: Арам\Авраам - праотец евреев, его сын Исмаил - предок арабов и т.д.

).10 По словам

Мовсеса Хоренаци, Арам совершил много воинских подвигов, расширил пределы Армянского государства, и по его имени греки стали называть его страну Армен, а персы и сирийцы - Армни (I. 12). Важен вопрос об источниках, используемых Мовсесом Хоренаци при написании его труда. Уже давно была замечена тождественность текста 21-й главы I книги труда Мовсеса Хоренаци с текстом хроники церковного историка Евсевия Кесарийского, который, в свою очередь, черпал свои сведения у Ктесия Книдского и Диодора Сицилийского11. При написании древнейшей истории Армении Мовсес Хоренаци использовал доступные ему рукописи историков, в том числе рукопись труда Евсевия, в который мог по своему усмотрению включить сведения и из других источников, а также сведения из

8

Петросян А.Е. Указ. соч. С.67. Под «традиционными» источниками автор понимает армянские, греческие, грузинские, арабские легенды о происхождении и начальной истории армянского народа.

9 Чалоян В. История армянской философии. Ереван, 1959. С. 123.

10 Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2005. С. 53.

11 Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 125.

народных песен, рассказов, легенд, сохранившихся в народе. Зависимость текста первой главы «Истории...» Моисея Хоренского от пассажей из трудов Диодора, Иосифа Флавия и, естественно, Евсевия была ещё в конце XIX в. была замечена Г. Халатьянцем12, при этом автор не учитывает, что в свой рассказ он включил обширный цикл южноармянских народных легенд, который, по мнению Б.Б. Пиотровского, и явился главным источником при написании им 16-й главы

13

«Истории Армении» . И несмотря на то, что Мовсес Хоренаци писал уже на рубеже античности и раннего средневековья, у нас нет никаких оснований сомневаться в достоверности приводимых им сведений.

К тем же «традиционным» источникам (если принять терминологию А.Е. Петросяна) можно отнести сведения грузинского историка Леонтия Мровели (XI в.), у которого первопредок армян Хайк, убийца Нимрода, выступает как старший брат и

.. 14

повелитель эпонимов-прародителей грузин и некоторых других кавказских племён .

В отдельную группу нарративных источников можно отнести труды древнегреческих авторов, первым из которых можно назвать труд «отца истории» Геродота ^в. до н.э.). Прежде всего ему известна такая страна, как Армения, в которой берёт начало река Евфрат (Herod. I.180). В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья, которые потом используются для строительства кораблей. Речь, по-видимому, идёт о речных кораблях, которые строились и в самой Армении (Herod. I. 194). Всё это свидетельствует о том, что в то время территория Армении была богата лесом. Более важной для нас является информация Геродота о том, что жители Армении, «переселенцы из Фригии» (^□♦^♦И ©□□Х^ПХ® вооружались, как фригийцы, и имели вождём некого Артохма (Артёма -?), женатого на дочери царя Дария (Herod. VII. 73). Однако примечательно, что Геродот, склонный к передаче различного рода легенд, не

12

Халатьянц Г. Армянский эпос в «Истории Армении» Моисея Хоренского. М., 1896. С. 145-146.

13

Пиотровский Б.Б. Ванское царство. С. 126.

14 Мровели Леонтий. Жизнь картлийских царей (пер. В.Г.Цулая). М., 1979. С. 21.

8

упоминает соратника и спутника Ясона - аргонавта Армена, о котором упоминают другие древнегреческие авторы.

Некоторые сведения об армянах мы можем получить в труде автора Ш в. до н.э. уроженца о. Родос Эвдокса «Землеописание» □^□KD^DX® в 9

книгах, который дошёл до нас в переложении Стефана Византийского. Так, в одном из пассажей мы находим сведения о том, что «армяне родом из Фригии и в языке их есть много фригийского; у них добываются камень, служащий для вырезания и сверления печатей» (Steph. Byz., s.v. ^□O^BKS®^ В другом сохранившемся пассаже Эвдокса речь идёт о племени халибов, которые были соседями армян; с их территории обитания вывозилось железо, которое хвалили за пригодность к закаливанию (Steph. Byz. s.v.

Очевидно, что сведения, полученные у Эвдокса, легли в основу собственного «Описания народов», составленного Стефаном Византийским. По его словам, Армения - страна вблизи Персии, названная так от Армина, уроженца острова Родос (при этом делается ссылка на Ш книгу сочинения Антипатра «О Родосе», к сожалению, не дошедшую до нас), после чего со ссылкой на вышеупомянутый труд Эвдокса повторяются те же идеи о том, что армяне родом из Фригии и в их языке много фригийского (Steph. Syz.s.v. ^□O^BKS®

В какой связи находились армяне с упомянутым племенем халибов? Согласно сведениям, сохранившимся у Гекатея Милетского, это племя, обитающее у Понта на р. Термодонте. По словам Гекатея, Гомер называл их гализонами в каталоге после пафлагонцев (Hom. Il. II, 856). Вместо халибов они порой назывались «алибами», а у Гекатея они названы халибоями.

Легендарные сведения о происхождении армян мы находим у известнейшего географа античности Страбона, который сообщает, что «... Армен, спутник Ясона, происходил из Армении, одного из городков, лежащих у Вивендского озера, между Ферами и Ларисой, спутники его будто бы заселили Акилисену и Сиспириту до

Калахены и Адиабены. От имени Армена и осталось название Армения» (Strab. IX. 4. 8.).

Краткий рассказ об Армении и её границах содержится у Юстина, который писал, что Армения была основана Арменом, спутником Ясона (Armenia condita est ab Armenio, Iasonis Theassali comite - Just. XLII. 2).

Следующим армянским источником можно назвать «Ашхарацуйц» -«Географию», как время создания, так и авторство которого длительное время было предметом дискуссии15. Главным достоинством данного источника является то, что он содержит описание Армянского нагорья, даёт информацию о его административно-территориальном делении. В частности, здесь мы находим сведения о горном массиве Сасуна, на котором в древности располагалась страна Шубрия. Комбинируя данные, содержащиеся в «Армянской географии», с клинописными источниками, мы получаем ценные сведения о ранней истории армянского народа.

Сведения об Армении сохранились в труде Дионисия Периегета «Землеописание», которые дошли в комментариях митрополита Евстафия из г. Фессалоники (XII в.). Он указывает не только на расположение Армении, но даёт две версии по поводу её названия. По одной - она получила название от Армянской горы, по другой - от имени героя Армена, происходившего якобы из фессалийского города Армения и сопутствующего Ясону в его походе. В подкрепление подобной версии он указывает, что Ясон во время своего похода за золотым руном побывал в

15 Еремян С.Т. Армения по «Ашхарацуйцу». - Ереван, 1963 (на армян. яз.). В упомянутой работе С.Т. Еремян определил временем создания источника VII в., а его автором - Ширакаци. Однако после длительного и тщательного изучения источника ученый пришёл к выводу, что это произведение состояло из двух слоев - Мовсес Хоренаци писал его в V в., а Ананий Ширакаци окончательно отредактировал его уже в VII в. (см. Даниэлян Э.Л., Мелконян А.А. История Армении. Ереван, 2007. С. 137 (на армян. яз). Подобную точку зрения разделяет также А.Ж. Арутюнян (см. Арутюнян А.Ж. Карта раннесредневековой Европы согласно «Армянской географии» или «Ашхарацуйцу» // Научная мысль Кавказа. - 2011. - № 4. - С. 124).

10

этих местах. Автор также знаком с мнением Геродота о фригийском происхождении армян (Eustaph. 694).

Одним из древнейших источников, позволяющих изучить этническую историю Армянского нагорья и в некоторой степени - процесс происхождения армянского народа, являются урартские надписи, которые стали известны в 1828-1829 гг., но были расшифрованы только к концу XIX века.

Специфика диссертационного исследования вызывает необходимость привлечения историографических источников. Речь идет о трудах историков, лингвистов и археологов, в которых высказывались различные идеи относительно этногенеза армянского народа. Имеющиеся в нашем распоряжении историографические источники подразделяются на различные виды. В диссертационном исследовании были использованы такие виды историографических источников, как монографии, статьи, обзоры, энциклопедии, справочники, а также диссертационные исследования. Всего нами было привлечено 273 историографических источников на армянском, русском, английском, немецком и французском языках.

При такой малодостоверной нарративной исторической традиции и эпиграфике особое значение приобретают данные археологии. Раскопки, систематически проводящиеся на территории Армянского нагорья, дали разнообразный материал. Особое значение имели полевые исследования Б.Б. Пиотровского, возглавлявшего долгие годы экспедицию Эрмитажа и Академии наук Армянской ССР. Так, ими велись раскопки дворца урартского наместника в Кармир -Блуре, где были найдены бронзовые шлемы, декоративные колчаны, много железного оружия, деревянные двери, запиравшиеся железными болтами. Исследовались урартские крепости у с. Элар Котайкского района и на холме Арин -Берд16. Особое значение имела обнаруженная археологами в 1950 г. на юго-западе

16 Хроника // ВДИ. 1949. № 2. С. 251.

Еревана клинописная надпись, повествующая о возведении там царём Аргишти урартской крепости Эребуни в 782 г., что дало основание объявить столицу Армении одним из древнейших городов мира. Важное значение имели раскопки урартских центров Аргиштихинили и Эребуни, предпринятые советскими археологами в XXв17.

В ряду наук-источников для изучения этногенеза армянского народа важное место принадлежит лингвистике, оперирующей хорошо разработанной и проверенной временем методикой сравнительно-исторического языкознания, которая в ряде случаев способна дать необходимые результаты с математической точностью.

Данная работа является одной из первых попыток комплексного рассмотрения процесса этногенеза армянского народа и его отражения в исторической науке XVШ-XXI вв.

Методологической основой диссертационного исследования послужил принцип историзма, позволивший рассмотреть процессы формирования историографии этногенеза армянского народа в ее развитии в реальной исторической перспективе, с учётом специфики состояния научных знаний. Также методологической основой послужили теоретические работы специалистов по проблемам происхождения народов. Прежде всего это положения об этногенезе различных народов, разработанные Л.Н. Гумилёвым, в частности автор диссертации

руководствовался положением о том, что «характер этногенеза существенно

18

отличается от ритмов развития социальной истории человечества» .

Сравнительно-исторический метод позволил не только сравнить особенности армянского языка и сопоставить его с языками соседних народов, но и дал

17

Пиотровский Б.Б. Кармир Блур I. Результаты раскопок 1939-1949. Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1950; Мартиросян А.А. Армения в эпоху бронзы и раннего железа. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР,

1964; Ходжаш С.И., Трухтанова Н.С., Оганесян К.Л. Эребуни. М.: Искусство, 1979.

18

Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2005. С. 7-8.

возможность выделить общее и особенное в развитии исторической мысли о происхождении армянского народа. Применение этого метода позволяет также получить факты, свидетельствующие об истории армянского языка или группы родственных ему языков, языковой истории интересующего нас географического региона. В работе также использовался т.н. ретроспективный метод, который, по словам Л.С. Клейна, заключается в движении от «исторически известных языков и народов вглубь веков, прослеживая преемственность постепенно, шаг за шагом, пока

19

где-то в древности корни родственных языков не соединятся в один праязык» . Историко-типологический метод позволил осуществить классификацию, систематизацию и типологию источников и литературы по теме исследования. Просопографический метод позволил, рассматривая взгляды отдельных учёных на проблему этногенеза в конкретных исторических условиях, уяснить влияние последних на их методологические позиции.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в отечественной исторической науке дан комплексный обзор научной литературы - русскоязычной и армяноязычной, а также западной, посвящённой этногенезу армянского народа.

2. Впервые в исторической науке установлены этапы развития историографии изучения данной проблемы и выделены основные точки зрения российских и армянских авторов на процесс этногенеза армянского народа.

3. Выявлено влияние расширения источниковой базы на изменение основных концепций происхождения армянского народа.

4. Исследованы основные методологические принципы, которыми руководствовались учёные различных научных школ на определенных этапах развития проблемы.

19 Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007. С. 11.

13

5. Выяснены причины возрастания актуальности научного исследования проблемы происхождения армянского народа в современных исторических условиях.

На основе детального анализа позиций ведущих авторов в области этногенеза армян выработано собственное мнение на данную проблему.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Первые труды, в которых были предприняты пoпытки исследовать этногенез армянского нарoда, относятся га вторoй пoлoвине XVIII в., однако вследствие узости источникoвoй базы (авторы опирались исключительно на библейскую традицию и швсем не учитывали данные лингвистики, антропологии и других наук), им не удалось сколько-нибудь приблизиться к решению данной проблемы.

2. Благодаря распространению этнолингвистики, разработанной немецкими учеными, и её использованию при исследовании проблем этногенеза, с середины XIX в исторической науке были предприняты первые пoпытки привлечь данные лингвистики для решения данной проблемы.

3. В арменоведении к концу XIX в. сформировались две гимтезы происхождения армянского нарoда. Согласно первой на Армянском нагорье еще с незапамятных времен проживали местные племена, с которыми впоследствии слились пришедшие с юга гайканские племена, и от этого слияния окончательно сформировался армянский народ. Согласно вторoй гипотезе переселения племен не было: армянский народ сформировался от слияния двух местных племен гайев и арменов.

4. В советский першд развития историографии (1920-1991 гг.) решение проблемы этногенеза армянского нарoда все бoлее становится предметом исследований лингвистов, которые при помощи данных языка пытались обосновать автохтонность происхождения армянского нарoда. Противоположная точка зрения,

отстаивающая некоренной характер армянского нарoда, полностью игнорирует данные лингвистики.

На современном этапе развития историографии проблемы наблюдается очевидная её политизация, вторая отражается на взглядах и концепциях различных исследований. Тем не менее, большинство исследователей приходит к выводу, что решение данной проблемы возможно только на основе комплексного использования данных антропологии, лингвистики, этнологии, археологии и других наук.

Основные понятия и термины. В работе будут использоваться такие специфические термины и понятия, как прародина, праязык, пранарод, праистория и другие, в силу этих причин следует кратко остановиться на этих понятиях, дав им краткую характеристику.

Под термином праязык мы понимаем ранее реально существовавший язык, послуживший основой для сложения и формирования определённой группы языков в последующее время и, таким образом, являющийся для последующих языком-предком. Следовательно, на том или ином праязыке говорили некие группы людей, для которых данный праязык во всей совокупности его диалектов являлся главным средством коммуникации, считался родным и был одним из первостепенных элементов этнической самоидентификации членов данного сообщества. Именно для обозначения этого сообщества мы и будем использовать термин пранарод, в то время как территория его обитания будет именоваться прародина. При этом необходимо заметить, что упомянутые понятия (прародина, пранарод) следует рассматривать в соответствии с учётом их эволюции в пространстве и во времени, так как с течением времени территория обитания пранарода могла в силу тех или иных социальных, климатических или каких-то иных причин расширяться или сокращаться, не оставаясь постоянной. В то же время сам пранарод мог включать в свой состав иные этнические группы, превращаться из сравнительно монолитного этнического единства порой в аморфные объединения родственных по языку групп и т.д.

Необходимо также иметь в виду, что изучением тех или иных языков, их формированием и развитием, взаимоотношением и контактами с другими языками занимается такая наука, как сравнительное языкознание. Происхождением же и историческими судьбами говорящих на этих языках народов, их этногенезом и эволюцией занимается особая отрасль исторический науки - этническая история. Древнейший (дописьменный) период этнической истории тех или иных народов или географических областей в науке обычно называют праисторией, синонимом которой является термин предыстория. Праистория, оставаясь исторической дисциплиной, несколько отличается от истории в узком смысле этого слова. Главным отличием здесь является то, что историки в своих исследованиях опираются по большей части на письменные источники, в то время как специалисты в области праистории практически лишены такой возможности, и в силу этих причин исследователь праистории вынужден опираться на данные археологии, лингвистики, этнологии, антропологии и других смежных дисциплин. Следовательно, только комплексный подход может обеспечить реальный прогресс в исследовании изучаемого предмета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуроклян, Сергей Юрьевич, 2017 год

Источники

1. Herodotus. Historiarum libri novem. - Lipsiae, 1906.

2. Josephus. The Life of Flavius Josephus. Against Apion /Trans. by H. Thackeray. - Cambridge, 1926.

3. Justinus. Trogi Pompei Historiarum Philippicarum epitoma /Rec. I. Ieep. -Lipsiae, 1859.

4. Pausaniae Graeciae description /Ed. by F. Spiro. - Lipsiae, 1903.

5. Plinius. Naturalis historia. - Lipsiae, 1897-1906.

6. Strabo. Geographica. - Lipsiae, 1903-1907.

7. Хоренаци М. История Армении. - Тифлис, 1913 (на армян. яз).

8. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. -М., 1995.

9. Геродот. История /Пер. Г.А. Стратановского. - М., 1999.

10. Диодор. Историческая Библиотека. Кн. XVII // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре /Пер. под ред. А.А. Вигасина. -М., 1993. - С. 276-347.

11. Дионисий Галикарнасский. Римские древности /Пер. под ред. И.Л. Маяк. - М., 2005.

12. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей / пер. В.Г.Цулая. - М., 1979.

13. Павсаний. Описание Эллады /Пер. С.П. Кондратьева. - СПб., 1996.

14. Страбон. География в 17 книгах /Пер. Г.А. Стратановского. - М., 1994.

15. Тит Ливий. История Рима от основания города / Пер. Ф.Ф. Зелинского, М.Е. Сергеенко. - Т.1-3. - М., 1989-1994.

16. Хоренаци М. История Армении / пер. с древнеармян. Г.Х.Саркисяна. -Ереван, 1990.

17. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «НМопае РЫНррюае» /Пер. А. А. Деконского, М.И. Рижского. - СПб., 2005.

Литература

18. Абаза В.А. История Армении. - СПб.: Тип. Н.И. Скороходова, 1888. - 134

с.

19. Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего и современного населения Грузии. - Тбилиси: Мецниереба, 1964. - 208 с.

20. Абегян М. История древнеармянской литературы / Пер. К. Мелик-Оганджаняна и М.О. Дарбинян. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1975. - 606 с.

21. Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М.: Госполитиздат, 1953. - 759

с.

22. Аверинцев С.С. Ной // МНМ. Т. II., - М.: Советская энциклопедия. 1988. - С. 224-226.

23. Аветисян Г.М. Государство Митанни (Военно-политическая история в XVII-XШ вв. до н.э.). - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1984 - 130 с.

24. Аветисян Г.А., Даниелян Э.Л., Мелконян А.А. История Армении с древнейших времен до наших дней. - Ереван: Анкюнакар, 1999. - 278 с.

25. Айвазян С. История России: Армянский след. - М.: Крон-Пресс, 1997. -

656 с.

26. Акопян Э.А. Арменоведение в России. Вопросы филологии. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - 319 с.

27. Александропулос М. Путешествие в Армению /пер. с греческого/ под ред. Ю.А Сучкова. - М.: Прогресс Год, 1985. - 198 с.

28. Алексеев В.П. Этногенез. - М.: Высшая школа, 1986. - 176 с.

29. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. - М.: Наука, 1989. - 436 с.

30. Антонова Е.В., Есаян С.А. Антропоморфная скульптура Армянского нагорья У-Ш тысячелетий до н.э.: местная специфика и межрегиональные связи // Древний Восток: этнокультурные связи. - М., 1988. - С. 219-237.

31. Ардзинба В.Г. Цивилизации Древней Малой Азии // Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989. - С.119-134.

32. Арзанов Я., Арзанов Д. Опыт написания истории Армянского царства. -Ереван: Ваан, 1997. - 264 с.

33. Армяне // Советская Историческая Энциклопедия. - Т.1. - М., 1961. -С.754.

34. Армяне // Большая Советская Энциклопедия. - Т.2. 3-е изд-е. - М., 1970.

- С. 215-216.

35. Арутюнян А.Ж. Карта раннесредневековой Европы согласно «Армянской географии» или «Ашхарацуйц»-у // Научная мысль Кавказа. - 2011. - № 4. - С.60-66.

36. Арутюнян Н.В. Биайнили (Урарту). - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1970. - 474 с.

37. Арутюнян С.Б. Хайк // МНМ. Т. II. - М.: Советская энциклопедия, 1988.

- С.576-577.

38. Арутюнян Н.В. Топонимика Урарту. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1985. - 122 с.

39. Арцруни А. Армянское нагорье и цивилизация. - М.: Менеджер, 1999. -

240 с.

40. Бабаджанян Г.А., Согомонян Ж.С. Сурен Тигранович Еремян. Библиографический указатель. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1984. - 97 с.

41. Бархударян В., Худавердян К. История Армянской ССР в советской исторической науке // История СССР. - 1983. - № 2. - С. 76-88.

42. Брюсов В.Я. Летопись исторических судеб армянского народа. - Ереван: Айастан, 1989. - 181 с.

43. Бялецкий К.А. и др. Армения. - М.: Московский рабочий, 1929. - 120 с.

44. Вайман А.А. Урартская иероглифика: расшифровка знака и чтение отдельных надписей // Культура Востока: древность и раннее средневековье. - Л.: Аврора, 1978. - С.100-105.

45. Вильхельм Г. Древний народ хурриты. Очерки истории и культуры. -М.: Наука, 1982. - 158 с.

46. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема. Временные и ареальные характеристики общеиндоевропейского языка по лингвистическим и культурно-историческим данным // Древние цивилизации. От Египта до Китая. М.: Ладомир, 1997. - С.591-614.

47. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Миграции племен - носителей индоевропейских диалектов с первоначальной территории расселения на Ближнем Востоке в исторические места их обитания в Евразии // ВДИ. - 1981. - № 2. - С. 1133.

48. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. - Т. II. - Тбилиси.: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. - 1328 с.

49. Герни О.Р. Хетты. - М.: Наука, ГРВЛ. 1987. - 240 с.

50. Гиоргадзе Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства. - Тбилиси: Мецниереба, 1973. - 312 с.

51. Гиоргадзе Г.Г. Вопросы общественного строя хеттов. - Тбилиси: Мецниереба, 1991. - 192 с.

52. Гуайта Д. 1700 лет верности. История Армении и ее церкви. - М.: ППП «Типография Наука», 2002. - 400 с.

53. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М.: Наука, 2005. - 560 с.

54. Гурбанов А. Сказки армянских «мудрецов» или трагикомические

вариации на тему «Великая Армения». - Баку: Эльнур-11, 2005. - 463 с.

154

55. Джаукян Г. Б. Урартский и индоевропейские языки. - Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1963. - 159 с.

56. Джаукян Г.Б. Хайасский язык и его отношение к индоевропейским языкам. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1964. - 96 с.

57. Джаукян Г.Б. Очерки по истории дописьменного периода армянского языка. - Ереван: Изд- во АН Армянской ССР, 1967. - 385 с.

58. Джаукян Г.Б. Взаимоотношения индоевропейских, хуррито-урартских и кавказских языков. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1967. - 217 с.

59. Дьяконов И.М. История Мидии. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 485 с.

60. Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // ВДИ. - 1951. - № 2. - С.255-356; № 3. - С.205-252; № 4. - С. 283-305.

61. Дьяконов И.М. Хетты, фригийцы и армяне // Известия АН Арм. ССР, Общественные науки. - 1956. - № 11. - С.57-80.

62. Дьяконов И.М. Урартские письма и документы. - М.-Л.: Изд.-во АН СССР, 1963. - 144 с.

63. Дьяконов И.М. Языки Передней Азии. - М.: Изд-во АН СССР, 1967. -

493 с.

64. Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хурриты, лувийцы, протоармяне. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1968. - 264 с.

65. Дьяконов И.М. Фригийский язык // Древние языки Малой Азии. - М.: Прогресс, 1980. - С.357-377.

66. Дьяконов И.М. К древневосточному субстрату в армянском языке // ИФЖ. - 1981. - № 1. - С.56-78.

67. Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалектов //ВДИ. - 1982. - № 3. - С.3-30.

68. Дьяконов И.М., Старостин С.А. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. - М.: Наука, 1988. - С.164-207.

69. Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. - СПб.: Изд-во Европейский дом, 1995. - 767 с.

70. Еремян С.Т. К вопросу об этногенезе армян // ВИ. - 1952. - № 7. -С.101-108.

71. Еремян С.Т. Атлас к книге «История армянского народа». - Ереван: Айпетрат, 1952. - 25 с.

72. Еремян С.Т. Народы Армянской Советской Социалистической Республики // Народы Кавказа. Этнографические очерки. - Т.2. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С.435-601.

73. Есаян С.А. Из истории колесного транспорта Древней Армении // ИФЖ. - 1960. - № 3. - С. 141-151.

74. Есаян С.А. Оружие и военное дело Древней Армении. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1966. - 158 с.

75. Есаян С.А., Погребова М.Н. Скифские памятники Закавказья. - М.: Наука, 1985 - 151 с.

76. Зулалян М.К. Вопросы древней и средневековой истории Армении в освещении современной турецкой историографии. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1970. - 148 с.

77. Иванов В.В. Хеттский язык. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 298 с.

78. Иванов В.В. О взаимодействии индоевропейских и севернокавказских диалектов в ареале Армянского нагорья ок. III - I тыс. до н.э. // Междисциплинарные исследования культурогенеза и этногенеза Армянского нагорья и сопредельных областей. Сб. докладов. - Ереван: Изд-во ЕГУ, 1990. - С. 76-89.

79. Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения постратических языков. - М.: Наука, 1971. - 412 с.

80. История армянского народа. - Ч.1. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1944. - 246 с.

81. История армянского народа. Ч.1. / под ред. Б.Г.Аракеляна и Б.Н Иоаннисяна. - Ереван: Айпетрат, 1951. - 252 с.

82. История армянского народа в вопросах и ответах /Учебное пособие / Под. ред. В.Б. Бархударяна. - Ереван: Луйс, 2003. - 247 с.

83. История армянского народа с древнейших времен до наших дней / Под ред. М.Г. Нерсисяна. - Ереван: Изд-во ЕГУ, 1980. - 458 с.

84. История древнего Востока: от ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Седова. - М.: Восточная литература, 2004. - 895 с.

85. Ишханян Р.А. Иллюстрированная история Армении: Книга I. Беседы /Для среднего школьного возраста / Под ред. Р.А. Ишханяна, Г.Г. Хачатряна и др. -Ереван: Аревик, 1990. - 98 с.

86. Ишханян Р.А. Вопросы происхождения и древнейшей истории армянского народа/ Пер. с арм., доп. и коммент. Э.Е. Долбакяна. - М.: ИД Грааль, 2002. - 210 с.

87. Капанцян Г.А. История Урарту. - Ереван: Изд-во ЕГУ, 1940. - 242 с.

88. Капанцян Г.А. Хайаса - колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1948. - 287 с.

89. Катвалян М.А. Процесс образования первого армянского единого государства на Армянском нагорье и слияние аборигенных племён в 1Х-У1 вв. до н.э. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Ереван, 1980. - 33 с.

90. Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. - СПб.: Евразия, 2007 - 226 с.

91. Клычков Г. Модель глоттогенеза армян // Вестник АН Армянской ССР (Общественные науки). 1980. - № 8. - С.87-99.

92. Королюк Д. К исследованиям в области этногенеза славян и восточных романцев // Вопросы этногенеза и этнической истории славян романцев. - М., 1976. -С.6-29.

93. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 518 с.

94. Кузищин В.И., Немировский А.А. Хеттское царство // История Древнего Востока. - М.: Восточная литература, 1999. - 688 с.

95. Кусикян И.К. Очерки исторического синтаксиса литературного армянского языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 255 с.

96. Лэнг Д. Армяне. Народ - созидатель / пер. с англ. Е.Ф.Левиной. - М., ЗАО Центрполиграф, 2007. - 350 с.

97. Маккуин Дж. Хетты и их современники в Малой Азии. - М. Наука, 1983. - 183 с.

98. Манандян Я.А. О некоторых спорных проблемах истории Древней Армении. Сообщения хеттских, ассирийских, урартских и древнеармянских источников о Хайасса-Аззи. - Ереван: Айпетрат, 1956. - 156 с.

99. Марр Н.Я. Грамматика древнеармянского языка. Этимология. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1903. - 303 с.

100. Марр Н.Я., Орбели И.А. Археологическая экспедиция 1916 г. в Ван. -Пг.: Акад. тип., 1922. - 67 с.

101. Марр Н.Я. Кавказский культурный мир и Армения. - Ереван: Гандзасар, 1995. - 398 с.

102. Меликишвили Г.А. Наири-Урарту. Древневосточные материалы по истории народов Закавказья. - Тбилиси: Изд-во АН Грузинский ССР, 1954. - 446 с.

103. Мещанинов И.И. Аннотированный словарь урартского (биайнского) языка. - Л.: Наука, 1978. - 388 с.

104. Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. Неолит, энеолит, ранняя бронза - М.: Наука, 1975. - 414 с.

105. Нейман М. Армяне. - Ереван: Луйс, 1991. - 301 с.

106. Оганесян К.Л. Эребуни. К 2750-летию основания Еревана. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1968. - 64 с.

107. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.). - Ереван: Айастан, 1980. - 144 с.

108. Орлова С. Индоевропейцы. - Кто они? Откуда они? // Знание - сила. - № 2. - 1980. - С. 24 - 31.

109. Патканов К. Исследования о составе армянского языка. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1864. - 133 с.

110. Патканов К. Ванские надписи и их значение для истории Передней Азии. - М.: Тип. Балашова. 1874. - 256 с.

111. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. - М.: Высшая школа, 1967. - 233 с.

112. Петросян А.Е. Самоназвание армян и вопрос локализации носителей протоармянского языка // ВОН. - 1991. - № 5. - С.120-129.

113. Петросян А. О происхождении армянского народа: проблема идентификации протоармян // Армянский гуманитарный вестник. - 2009. - № 2/3. -С. 66-102.

114. Пилипосян А.С. Глиптика Вантоспского (Урартского) царства // Археология, этнология и фольклористика Кавказа. Материалы международной конференции. - Ереван, 17-18 ноября, 2003. -Эчмиадзин, 2003. - С.97-98.

115. Пиотровский Б.Б. История и культура Урарту. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1944. - 364 с.

116. Пиотровский Б.Б. Поселение медного века в Армении // СА. - 1949. - т. XI. - С.171-184.

117. Пиотровский Б.Б. Археология Закавказья. Курс лекций. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. - 133 с.

118. Пиотровский Б.Б. Камир-Блур. I. Результаты раскопок 1939-1949 гг. -Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1950. -100 с.

119. Пиотровский Б.Б. Развитие скотоводства в древнейшем Закавказье // СА. - 1955. - т. XXIII. - С.5-15.

120. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). - М.: Изд-во Восточной литературы, 1959. - 284 с.

121. Пиотровский Б.Б. Основные этапы древнейшего земледелия в Армении // ИФЖ. - 1961. - № 3-4. - С.108-121.

122. Пиотровский Б.Б. Искусство Урарту VIII-VI вв. до н.э. - Л.: Гос. Эрмитаж, 1962. - 123 с.

123. Пиотровский Б.Б. Урартская мифология // МНМ. - Т. II., М.: Советская энциклопедия, 1988. - С. 549-550.

124. Погребова М.Н. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. - М.: Наука, 1984. - 247 с.

125. Рогинский Я.Я. Некоторые вопросы систематики и расселения человеческих рас по данным дерматоглифики // Вопросы антропологии. Вып. 34. -1970. - С. 20-30.

126. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. - М.: Высшая школа, 1978. -

530 с.

127. Саакян Н. Армяне Эссе. - Ереван: Литературная Армения, 1997. - 172 с.

128. Саргсян А. Маршрут наирийского похода Тигглатпаласара I в 1112 г. до н.э // ИФЖ. - 2002. - № 3. - С.215-224.

129. Саркисян Д.Н. Страна Шубриа. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1989. - 116 с.

130. Саркисян Г., Худавердян К., Юзбашян К. Потомки Хайка. Очерк истории и культуры Армении с древнейших времен до становления Третьей республики. -Ереван: Армянская энциклопедия, 1998. - 328 с.

131. Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. - 398 с.

132. Тер-Мартиросов Ф. Образование царства Армения в контексте исторических данных и исторической памяти. - Ереван: Армянский Центр Стратегических и Национальных Исследований, 1995. - 93 с.

133. Тер-Саркисянц А.Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 2-е изд. - М.: РАН, 2008. - 686 с.

134. Тирацян Г. А. Неиндоевропейские предки армян Хуррито-урарты и проблема Урарту-Армения // ИФЖ. - № 1. - 1985. - С.195-208.

135. Тирацян Г.А. Культура Древней Армении VI в. до н.э. - III в. до н.э. (по археологическим данным). - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - 227 с.

136. Тревер К.В. Очерки по истории культуры Древней Армении. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - 397 с.

137. Ханзадян Э.В., Мкртчян К.А., Парсамян Э.С. Мецамор (исследование по данным раскопок 1965-1966 гг.). - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973. - 214 с.

138. Ханзадян Э.В. Культовые памятники Мецамора // II Международный симпозиум по армянскому искусству. Ереван, 1978. -11 с. (отд. отт).

139. Ханзадян Э.В. Араратская долина в конце IV - начале I тыс. до н.э. (основные этапы развития культуры и общества). Дисс. ... докт. ист. наук в форме научного доклада. - Ереван, 1985. - 48 с.

140. Хачатрян Т.С. Древняя культура Ширака. - Ереван: ЕГУ, 1975. -277 с.

141. Хачатрян Т.С. Артикский некрополь. Каталог. - Ереван: ЕГУ, 1979. -403 с., ил.

142. Ходжаш С.И., Трухтанова Н.С., Оганесян К.Л. Эребуни. - М.: Искусство, 1979. -167 с.

143. Туманян Э.Г. Древнеармянский язык. - М.: Наука, 1971. - 448 с.

144. Тураев Б.А. История Древнего Востока. - Т. 2. 3-е изд. - Л.: Соцэгиз. -

319 с.

145. Формозов А.А. Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959. - 126 с.

146. Халатянц Г. Армянский эпос в «Истории Армении» Моисея Хоренского.

- М.: Тип. В.Гатцук, 1896. - 514 с.

147. Ханзадян Э.В. Культура Армянского нагорья в Ш тыс. до н.э. -Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1967 - 116 с.

148. Хачатрян В.Н. Восточные провинции Хеттской империи. -Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1971. - 182 с.

149. Хачатрян В.В. Урарты или урартийцы: кто они. - Ереван: Гителик, 1991.

- 80 с.

150. Хачикян М.Л. Хурритский и урартский языки. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1985. - 195 с.

151. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. / пер. с англ. М.Б. Граковой-Свиридовой. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - 382 с.

152. Чалоян В. История армянской философии. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1959. - 269 с.

153. Шаган Чирбет Г.М. Любопытные извлечения из древней истории Азии. СПб., 1816. - 376 с.

154. Шамиров Я. Краткое географическое и историческое описание царства Арменского из древних писателей сего народа. - СПб., Издание книгопрод. Вогака и товарищ, печатано с дозволения куравы благочиния у Шнора. 1786. - 176 с.

155. Широков О.С. Армяно-греческие этногенетические контакты по данным сравнительно-исторической фонологии //ИФЖ. - 1977. - № 1. - С. 85-100.

156. Широков О. С. Место армянского языка среди индоевропейских языков и проблемы армянской прародины. Автохтонность армян по данным сравнительного

языкознания // Вестник АН Армянской ССР (Общественные науки). - 1980. - № 5. -С.60-93.

157. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. - М.: Наука, 1980. -

332 с.

158. Эмин Н.О. Примечания к кн.: История Армении Моисея Хоренского. -М. Тип. В.Гатцук, 1858. - 363 с.

159. Эмин Н.О. Очерки религии армян // Исследования и статьи Н.О. Эмина по армянской мифологии, археологии, истории и истории литературы (за 1858-1884 гг.). - М.: Тип. В. Гатцук, 1896. - 434 с.

160. Юзбашян К.Н. Введение в арменистику. Учебное пособие. - СПб., Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003. - 68 с.

Литература на армянском и иностранных языках

161. Агаян Э. История армянской лингвистики. - Т.1. - Ереван, 1958. - 411 с. (на армян. яз.)

162. Агаян Э.О. О происхождении новых армянских диалектов // ИФЖ. -1958. - № 2. - С. 211-233 (на армян. яз.).

163. Абегян М. История древнеармянской литературы. - Т.1. - Ереван, Изд-во АН Арм. ССР. 1948 - 642 с. (на армян. яз.)

164. Абрамян А.Г. Позиции учёных родины и формирование армянского народа // Эчмиадзин. - 1955. - № 5. - С.36-45. (на армян. яз.).

165. Адонц Н. История Армении. Происхождение армян. Статьи. -Ереван: Айастан, 1972 - 427 С. (на армян. яз.).

166. Акопян С. О вопросе периодизации армянской истории // Известия АН Арм ССР. Общественные науки. - 1947. - № 7. - С.35-58. (на армян. яз.).

167. Акопян С. О вопросе формирования армянского народа // Гракан терт. -1967. - № 8. - С.3 (на армян. яз.).

168. Акопян Т.Х. Историческая география Армении. - Ереван: Митк, 1968 -508 С. (на армян. яз.).

169. Амаякян С.Г. Государственная религия Ванского царства. -Ереван: изд.-во АН Армянской ССР. - 1989. - С. 160. (на армян. яз.).

170. Аракелян Б. Миграционная теория и вопрос происхождения армянского народа. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1948 - 48 с. (на армян. яз.).

171. Аракелян Б. О некоторых вопросах армянской историографии // ИФЖ. -1989. - № 2. - С. 15-25. (на армян яз.).

172. Аракелян Г. Армения и история армянского народа. - Т.1. - Тифлис: Тип. Мелконяна, 1912. - 357 с. (на армян. яз.).

173. Ачарян Р. Доисторический период и происхождение армян // Втак (Тифлис). - 1901. - С.12-18. (на армян яз.).

174. Ачарян Р. Этимологический корневой словарь армянского языка. - Т1-VII. - Ереван: Изд-во ЕГУ., 1926-1935 - 698 с.; 2-е изд.: Т. ЬГ^. -Ереван: Изд-во ЕГУ, 1971-1979 - 674 с. (на арм. яз.).

175. Ачарян Р. История армянского языка. - Ереван: Армгосиздат, 1940 - 356 с. (на армян. яз.)

176. Ачарян Р. Армянские письмена. - Т. II. - Вена: Конгрегация Мхитаристов, 1928 - 495 С. (на армян. яз.).

177. Ачарян Р. Полная грамматика армянского языка. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1955. - 656 С. (на армян. яз.).

178. Баласанян С. История Армении от начала до наших дней. -Тифлис: Тип. Н.Базикяна, 1895 - 528 С. (на армян яз.).

179. Басмаджян В. Каппадокийцы и хетты // Банасер. - 1899. - № 2. - С. 273276 (на армян. яз.).

180. Бастамян В. Как сформировался армянский народ // Арарат. - 1872. - № 5 - С.197-203. (на армян. яз.).

181. Барсегян Л.А. Из военно-политической истории Хайаса-Аззи // АН Арм. ССР (серия Общественные науки). - 1964. - № 8. - С. 85-88 (на армян. яз.)

182. Барсегян Л.А. Древнейший племенной союз в Армении // Известия АН Арм. ССР (серия Общественные науки). - 1962. - № 1. - С. 87-90. (на армян. яз.).

183. Барсегян Л.А. Из истории исследования антропологии армян // Вестник общественных наук. - 1973. - № 4. - С. 57-63 (на армян. яз.).

184. Барсегян Л.А. Вопросы происхождения и формирования армянского народа в современной исторической науке. - Ереван: Апага, 1996. - 305 с. (на армян яз).

185. Бенецян В. Некоторые вопросы этногенеза армян // ИФЖ. - 1961, № 2. -С. 91-123 (на армян. яз.).

186. Гавукчян М.С. Урарту и происхождение имен «армен» и «хай». -Бейрут: Севан, 1972 - С. 386. (на армян. яз.)

187. Гавукчян М.С. Происхождение армянского народа. - Монреаль, 1982 -151 с. (на армян. яз.)

188. Гарибян А. Введение в историю армянского народа. - Ереван: Педагогический институт, 1932 - 28 с. (на армян. яз.).

189. Гарибян А. Введение в исследование истории армянского языка. -Ереван: Педагогический институт, 1937. - 102 с. (на армян. яз.).

190. Гарибян А. Начальный период истории армянского народа // Известия АН Арм. ССР. Общественные науки. - 1946. - № 9 - С.3-25 (на армян. яз.).

191. Гарибян А. Армянская диалектология. - Ереван: Педагогический институт, 1953 - 459 с. (на армян. яз.).

192. Гарибян А. Об армянском консонатизме // ИФЖ. - 1958. - № 3. - С. 240266. (на армян. яз.)

193. Геворг-Месроп. Урарту или протожители Армении и их общественная жизнь. - Константинополь: Тип. О.Арзумана, 1911 - 216 с. (на армян. яз.).

194. Геворг-Месроп. История армянского народа. Т.1. -Константинополь: Тип. О.Арзумана, 1915 - 801 с. (на армян. яз.).

195. Геворг-Месроп. Армения с позиций географии, истории, топографии, статистики и культуры. - Константинополь: Изд-во армянского национального собрания, 1919. - 92 с. (на армян. яз.).

196. Дагбашян Г. Подлинная история армянского народа. - Тифлис: Изд-во Лезинского, 1914. - 126 с. (на армян. яз.).

197. Даниэлян Э.Л., Мелконян А.А. История Армении. - Ереван: Зангак, 2007. - 351 с. (на армян. яз.).

198. Джаукян Г. Об аккадских заимствованиях в армянском языке // ИФЖ. -1980. - № 3. - С. 102-119; №4. - С. 96-107. (на армян. яз.).

199. Джаукян Г. Беседы об армянском языке. - Ереван: Канч, 1992 - 119 с. (на армян яз.).

200. Еремян С.Т. Процесс формирования армянского народа // ИФЖ, 1970. -№ 2. - С. 27-56. (на армян. яз.).

201. Жамокчян Г. Армения в период первобытных общинных сообществ и рабовладения // История армянского народа. Учебное пособие для ВУЗов. - Ереван: ЕГУ, 1961. - 350 с. (на армян. яз.).

202. Инджикян Г. Археологическая география Армении. - Т.1. - Венеция: Св. Лазарь. 1835. - 475 с. (на армян. яз.).

203. История Армении с древнейших времен до наших дней /Учебное пособие/. Под ред. Г.Р. Симоняна. - Ереван: ЕГУ, 2000 - 658 с. (на арм. яз.).

204. Ишханян Р. Лингвистические источники о происхождении армян // Гарун. - 1979. - № 10. - С. 70-76. (на армян яз.).

205. Ишханян Р. Новые открытия сравнительного языкознания и вопросы происхождения армян в древнейшей истории // Вестник Ереванского университета. -1979. - № 2. - С. 85-111. (на армян. яз.).

206. Ишханян Р. Исконные армянские слова и древнейшие заимствования. -Ереван: ЕГУ, 1989. - 107 с. (на армян. яз.).

207. Казарян А. О диалектах армянского языка и их происхождении //ИФЖ. -1960. - № 8 - С. 172-192. (на армян. яз.).

208. Капанцян Г. О зарождении армян и армянского языка // Советская литература. - 1941. - № 1 - С.38-46. (на армян. яз.).

209. Капанцян Г. История армянского языка. Древний период. -Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1961. - 362 с. (на армян. яз.).

210. Кара К. Этимология наименования Армения и происхождение армянского народа // Базмавеп. - 1899. - № 12. - С. 575-579 (на армян. яз.).

211. Косян А. К вопросу об истории раннего периода Армянской государственности // Вестник Арменоведения. - 2014. - № 1. - С.5-25 (на армян. яз.).

212. Кречмер П. Наименование армянского народа //Андес амсорья. - 1933. -№ 7-8. - С. 409-432. (на армян яз.).

213. Лео. История армянского народа. - Т.1. - Тифлис: Изд-во Отца Тер-Маркаряна, 1917. - 730 с. (на армян. яз.).

214. Лео. Собрание сочинений. Т.1. Ереван: Айастан, 1966. - 567 с. (на армян.

яз.).

215. Манандян Я. Краткий обзор истории армянского народа. Т.1. - Ереван: Госиздат, 1944. - 111 с. (на армян. яз.).

216. Манандян Я.А. К разрешению проблемы Мовсеса Хоренаци. - Ереван: Госиздат, 1934. - 231 с. (на армян. яз.).

217. Матиосян В. Вопросы происхождения армян // Амдес амсорья. - 1991. -С. 89-122. (на армян. яз.).

218. Мкрян М. Вопрос формирования армянского народа и начало армянской литературы // Вестник Ереванского университета. - 1967. - № 1. - С. 29-37. (на армян. яз.).

219. Новый словарь армянского языка. - Т.1. - Венеция: Изд-во Св. Лазаря, 1836 - 1140 с. (на армян. яз.).

220. Петросян Г. Племенной союз Шара на северо-западе Армянского нагорья (VI-V вв. до н.э.) // Лрабер. - 1979. - № 12. - С. 65-75 (на армян. яз).

221. Петросян А.Е. Триада главных богов Урарту и проблема происхождения правящей элиты государства (к 140-летию со дня рождения К.Ф. Леманн-Гаупта) // ИФЖ. - 2002. - № 2. - С. 243-270 (на армян. яз.).

222. Петросян А.Е. Проблема индоевропейской прародины и протоармяне // ИФЖ - 2014, - №1 - С.196-207 (на армян. яз.)

223. Петросян А.Е. Армянский этноним «армен» // ИФЖ - 2014, - № 3 -С.224-236 (на армян.яз.)

224. Петросян А.Е. Армянский этноним hay // Вестник Арменоведения -2014, - № 1 - С. 184-198 (на армян. яз.)

225. Петросян С.Г. Союз ближне-севанских племён на северо-востоке Армянского нагорья (VI-V вв. до н.э.) // ИФЖ. - 1976. - № 1. - С. 187-198 (на армян. яз.).

226. Петросян С.Г. Союзы фрако-киммерийских племён на Армянском нагорье (VI-V вв. до н.э.) // ИФЖ. - 1977. - № 1. - С. 207-220 (на армян. яз.).

227. Пилипосян А.С., Мкртчян Р.А. Вантоспская (урартская) пещерная гробница Геховита. - Ереван: Археологические амятники Армении, 2001. - 158 с. (на армян. яз.).

228. Самвелян Х. Культура древней Армении. - Т.1. - Ереван: Госиздат, 1931.

- 381 с. (на армян. яз.).

229. Сардарян С.А. Первобытное общество в Армении. - Ереван: Митк, 1967.

- 416 с. (на армян. яз.).

230. Саркисян Д. К вопросу об урартах, алародах, армянах // ИФЖ. - 1991. -№ 1. - С. 185-204. (на армян. яз.).

231. Себастеци М. Введение в грамматику армянского языка. - Вена, 1727 (на армян. яз.).

232. Себастеци М. Грамматика письменного языка (грабара) армянского народа. - Венеция, 1730 (на армян яз.).

233. Себастеци М. Словарь армянского языка. - Венеция, 1749 (на армян. яз.).

234. Севак Г. Вокруг вопроса о происхождении армянских диалектов // ИФЖ.

- 1959. - № 1. - С. 224-245 (на армян. яз.).

235. Тагаверян Н. Очерк истории Армении. - Венеция: Изд-во Матеус, 1908. -120 с. (на армян. яз.).

236. Ташьян Г. Исследование классического армянского языка. - Вена: Изд-во Мхитарян, 1920. - 241 с. (на армян. яз.)

237. Ташьян Г. Хетты и урарты // Андес амсорья. - 1932. - №3-4. - С. 161-178. (на армян. яз.).

238. Ташьян Г. Как сформировался армянский народ // Андес амсорья. - 1934.

- № 1-2. - С. 28-30. (на армян яз.).

239. Тер-Гевондян А.Н. Арабский вариант рассказа о происхождении армян // Вестник Ереванского университета. - 1971. - № 1. - С. 159-165 (на армян. яз).

240. Хачатрян В. Хайасцы // Вестник АН Арм. ССР. Общественные науки. -1972. - № 8. - С. 32-41. (на армян. яз.).

241. Хачатрян В. Хайаса и Наири // Вестник АН Арм. ССР. Общественные науки. - 1973. - № 11. - С. 37-47 (на армян. яз.).

242. Хачатрян С. Исследование истории Армении клинописного периода. -Ереван: Госиздат, 1943. - 132 с. (на армян. яз.).

243. Чакыджиян Е. История Армении. - Вена: Тип. Мхитарян, 1851. - 452 с. (на армян. яз.).

244. Чамчян М. История Армении. - Т.1. - Вена: Тип. Петра Вахвацеаца, 1748.

- 803 с. (на армян. яз.).

245. Шахназарьянц К. Рукописная история Армении и теория о древней Армении и её нынешнее состояние. - Тифлис: Тип. Мелконяна, 1863 - 385 с. (на армян. яз.).

246. Ani. Nicolas Yacovlevich Marr. - P.: Marie de Paris, 2001. - 125 p.

247. Baliozian A. The Armenians: Their History and Culture. 2 nd ed. - N.Y: Kar publishing house, 1980. - 211 p.

248. Chantre E. Recherches antropologique sur les Aissores, ou Chaldeens émigrés en Armenie. - Lyon: Librarie Hauchette. 1891. - 143 p.

249. Cierbied J. Ch. Grammaire de la lanque armenienne. Paris: Gerbiel press, 1823 - 886 p.

250. Goetze A. Kleinasien. - Munchen: Des Alten Orients, 1957. - 228 s.

251. Gosche R. Der ariana linguae gentique armenicae indo le prolegomena. -Berolini, 1847.

252. Der Nersessian S. The Armenians. - L.: Ancient peoples and places. 1969. -P.5-11.

253. Erkert R. Korpermessungen russischer Volker //Zeitschrift fur Ethnologie. -Hft. IV. - 1883.

254. Forrer E. Hajasa-Azzi. - Caucasica (Fasc. 9). - Lpz., 1931.

255. Haas O. Armenier und Phryger // Linguistique balcanique. - 1961. - № 2.

256. Histoire de Г Arménie et des Arméniens. Ed. Gérard Dédéyan. -Toulouse: Editions privat, 1982 - 693 p.

257. Hofmann Tessa. Armenian und Georgien. Zwischen Ararat und Kaukasus. -B., 1990.

258. Hübschmann H. Über die Stellung des Armenischen im Kreise der indogermanischen Sprachen // Zeitschrift für die vergleichende Sprachforschung. - 23. -Göttingen, 1875. - 745 s.

259. Hubschman H. Armenische Studien. - Leipzig: Teubner, 1883. - 230 s.

260. Jensen P. Hettiter und Armenier. - Heidelberg: Teubner, 1898. - 255 s.

170

261. Khacherian L.G. History of Armenian Linguistics and Grammatical Thought of V-XVI Centuries. Vols. 1-2. - Lisbon, 1992 (in Armenian).

262. Kherumian R. A. L'anthropologie du Caucase les armeniens. - Paris, 1943.

263. Kherumian R. Contribution a'l' anthropologic du Caucase, Notes preliminaires sur les Daghestaniens. L'anthropologie. - T.52. - №1 - 2, 1948. - P.270-298.

264. Lagarde P. Armenische Studien. - Gottingen: O.Zeller. 1877. - 302 s.

265. Langerhans P. Beitrage zur anatomischen Anthropologie //Zeitschrift fur Ethnologie. - Bd. V. - Berlin, 1873.

266. Lang David M. The Armenians. A People in Exile. - L.: George Allen and Urwin, 1981 - 203 p.

267. Lehmann-Haupt C.F. Musasir und der achte Feldzug Sargons II Mitteilungen der Vorderasiatischen Gesellschaft. XX. - B., 1916.

268. Lehmann-Haupt C.F. Armenien Einst und Jetzt. II, - 2. Bd. - Lpz.: Lubrecht und Cramer Ltd, 1931 - 543 s.

269. Le livre arménian a travers les ages. - Marseille, 1985.

270. Luschan F. Alttrojanische Graber und Schadel. - Berlin, 1882.

271. Loushan F. The Early Inhabitants of Western Asia. J. R. Anthrop. Inst., vol. 41. - London, 1911.

272. Mahe J.-P. Souren Eremyan. 1908-1993 // Revue des Etudes Armeniennes. -T. XXIV. - 1993. - P.254-270.

273. Marquart J. Entstechung und Wiederherstellung der armenischen Nation. -Berlin, 1919.

274. Meillet A. Esquiese d'une grammaire compare de la l'armenien classique. -Paris: Heilett, 1903. - 607 p.

275. Muller F. Uber die Stellung des Armenischen im Kreise der indogermanischen Sprachen. -Wien, 1877. - 113 s.

276. Novello A.A. Naturlich und gebaute Welt: der Mensch und das Land // Die

Armenier. Brucke zwischen Abendland und Orient. Stuttgart - Zurich, 1996. - S.11-46.

171

277. Pederson H. Les pronome demjnstraves de l'ancien armenien. -Kopenhague,

1905.

278. Peterman H. Grammatica linguae armeniacae. - Berolini, 1837.

279. Piotrovski B. Urartu, the Kingdom of Van and its Art. - N. Y., 1967

280. Riemschneider K. Lehrbuch des Akkadischen. - Leipzig, 1961.

281. Salvini M. Geschichte und Kultur der Urartäer. - Darmstadt, 1995. - 386 s.

282. Sarkisyanz M. A Modern History of Trans-Caucasian Armenia: Social, Cultural and Political. - Leiden: Alte Geschichte und Archeologie, 1975. - 259 p.

283. Schrodrer J. Thesaurus linguae armenicae. - Amsterdam, 1711.

284. Suny Ronald G. Looking toward Ararat: Armenia in Modern History. -Bloomington, 1993.

285. Soden W. Akkadisches Handwörterbuch. - Bd.1. -Wiesbaden, 1965-67.

286. Solta G.R. Die Stellung des Armenischen im Kreise der Indogermanischen Sprachen. - Wien: Analita gramaticie, 1960. - 274 s.

287. Tahrbucher fur wissenschaftliche Kritik. - Bd.2. - Berlin, 1843.

288. Windischmann F. Die Grundlage des Armenischen im arischen Sprachstamme // Abhandlungen der ersten Klasse der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. - IV. -Bd.2. - 1846.

289. Zimansky P.E. Ecologyfnd Empier: The Structure of the Urartian State. -Studies in Ancient Oriental Civilization. 41. - Chicago, 1985.

290. Hubschman H. Die Stellung des Armenischen im Kreise der indogermanischen Sprachen, // Kuhns Zeitschrift fur verkleichende Sprachforschung. - 23. - S.5-49.

Интернет-ресурсы

291. 1. Устян А.Р. Хурритская арамейско-иудео-христианcкая традиция как

основа возрождения армяно-еврейского (хурритского) суперэтноса и государства в

172

XXI веке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.araspel.org/showthread.php7t + 191

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.