Проблема понимания в историческом познании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Смирнов, Роман Камилевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 126
Оглавление диссертации кандидат философских наук Смирнов, Роман Камилевич
Введение.
Глава 1. Из истории концепции понимания.
1.1. Предтеча понимания
1.2. В. Дильтей и его видение концепции понимания.
1.3. Понимание в феноменологии.
1.4. Герменевтический подход к пониманию.
1.5. Экзистенционалистские мотивы понимания.
1.6. Понимание в рамках постмодернистской мысли.
1.7. Категория понимания в русской и советской философской традициях.
Глава 2,Основные составляющие концепции понимания и их роль в историческом познании.
2.1. Понимание как процесс смыслообразования в историческом познании.
2.2. Рациональное в понимании
2.3. Психологический аспект
2.4. Герменевтическая составляющая
2.5. Ценностно-культурологическая сторона понимания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Понимание в структуре гуманитарного знания2004 год, кандидат философских наук Кислицына, Тамара Георгиевна
Понимание и объяснение в гуманитарном и естественнонаучном познании1998 год, доктор философских наук Медведев, Владимир Иванович
Понимание художественного текста как креативно-онтологический феномен2009 год, доктор культурологии Фазылзянова, Гузалия Ильгизовна
Онтологический статус языка в философской герменевтике2003 год, кандидат философских наук Романовский, Константин Леонидович
Феноменологическая традиция в русской философии конца XIX – первой половины ХХ века: историко-философский анализ2012 год, доктор философских наук Счастливцева, Елена Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема понимания в историческом познании»
Актуальность исследования. Предваряя рассмотрение обозначенной темы, следует заметить, что проблема понимания занимает существенно важное место как в обыденно-житейском ее видении, так, конечно, и в философско-гносеологическом истолковании. Прежде всего, понимание предстает как необходимая составляющая любого непосредственного и опосредованного человеческого общения. Без взаимопонимания людей трудно, невозможно освоение знаний, получение информации, оценки и присвоение человеком предметного мира, перевод его в превращенные формы. Понимание в межиндивидуальных, субъект-субъектных отношениях предстает, можно сказать, как обнаружение «я» в «ты», в определенном смысле как вживание «своего» в «чужое» и обратно. Однако понимание это вопрос , не только социально-психологического характера, оно включается и в ткань философского дискурса, пронизывает теорию и методологию научного познания, интерпретацию культурно-исторических знаний и ценностных образований.
На современном этапе развития науки, характеризующейся интеграцией различных форм знаний, диалогом культур, включением субъективного фактора как неотъемлемого элемента в познавательную деятельность, «понимание» получило концептуальное выражение как весьма сложная, многоструктурная и многофункциональная познавательная процедура. Тем не менее, несмотря на столь важное его значение в постклассической науке, остается открытым и дискуссионным вопрос, связанный с определением содержания, вкладываемым в это понятие. Это объясняется многими причинами, главными из которых является отсутствие на сегодняшний день целостной концепции познания, и как следствие, прикладной характер рассмотрения и применение его теорий к различным сферам научной деятельности.
Такое положение в отношении «понимания» не является бесперспективным, так как только раскрытие специфики его использования в различных областях познания позволит создать необходимую почву для целостного учения о нем.
С момента своего основания как самостоятельной отрасли знания, историческая наука нуждается в разработке собственной методологии, которая, в отличие от естественнонаучной, должна наиболее адекватно соответствовать нуждам и специфике объекта своего изучения - прошлого, неразрывно связанного с человеком и его деятельностью. Дело здесь в том, что историков интересует не только знание фактов, выделение в них типичного в форме теоретических схем (войн, революций, формаций), законов становления и развития общества, сколько события в их конкретной данности, получаемые посредством понимания происходившего. Последнее здесь выступает не просто как элемент познавательной процедуры, а как метод научного познания. Его специфика заключается в задействовании личности в познавательной деятельности - как она осмысливает получаемую информацию, а также использует в когнитивных целях такие способности, как интуицию, воображение, чувство такта и т.д. Полученная картина является не результатом произвола, но основывается на объективных данных и способах выражения, сохраняя всегда возможность для своей критики и дальнейшего пересмотра. Столь сложное содержание метода понимания, включающего в себя взаимосвязь рационального и нерационального, субъективного и объективного элементов, ставит проблему целостной характеристики, разработки теоретических и прикладных механизмов его применения.
Данный подход содержит в себе широкие познавательные перспективы. Так, только на основе понимания возможно воссоздание картины происходивших событий путем обращения при недостатке имеющейся информации к собственному жизненному опыту. Получаемая целостность восприятия позволяет гораздо глубже, всесторонне увидеть способы взаимодействия фактов, чем поиск однозначно трактуемой причинно-следственной связи.
Помимо когнитивного аспекта, рассматриваемый нами метод обеспечивает включение полученного результата познания в культурно-исторический контекст эпохи, в которой живет историк, где он всегда осознанно или неосознанно выполняет ее социальный заказ. Роль понимания здесь особо важна, так как на его основе происходит самоидентификация общества, сохранение и воспроизведение себя как культурной, исторической, политической, этнической и т.д. целостности, а также поиск ответов на вызовы, бросаемые временем.
Понимающий подход здесь не ограничивается активной ролью субъекта при пассивности объекта исследования, а предполагает, по возможности, равноправный диалог между ними, где интерпретатор, наделяя получаемую информацию собственными значениями, в то же время открывает в себе новые, не присущее ранее смыслы, которые обогащают его внутренний мир и позволяют по новому взглянуть не только на исследуемый объект, но и на современную ему действительность.
Все это позволяет нам говорить о важности, актуальности рассматриваемой проблемы в исторической науке, особенно в свете сегодняшнего дня, связанного с ситуацией постмодерна. В историческом познании она характеризуется методологическим сдвигом, выраженным в кризисе оснований метарассказа, т.е. с недоверием к тому целостному историческому знанию, который предлагают историки, поиском новых способов получения знания, осмыслением себя в историческом пространстве «конца истории». Итогом этого является гиперболизация личности исследователя в познании, а, следовательно, рассмотрение понимания как важного метода исторической науки.
Другим немаловажным обстоятельством обращения к данной теме являются методологические трудности в отечественной исторической науке, связанные с отходом от строгих канонов марксизма, их переосмыслением, включением в активный поиск альтернатив в рамках европейской общеисторической мысли. Все это создает не только благодатную почву для обращения к проблеме понимания в нашей стране, но и с особой остротой ставит вопрос соотношения его с имеющимся методологическим наследием.
Степень разработанности темы. Проблема понимания обозначилась с конца XIX столетия и с тех пор является традиционной как для западной, так и для отечественной философии, не утратив своей актуальности ни в гносеологическом, ни в социально-философском плане. На сегодняшний день можно выделить два крупных направления, определяющих содержание понимания: психологическое (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, Г. Гиккерт) и феноменологическое (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер). Оба этих подхода кладут в основание познания личность субъекта. Различие же между ними заключается в понимании механизма ее роли.
Первые сосредоточивают свое внимание на личностном, субъективном восприятии имеющейся информации посредством чувства переживания. Вторые сделали акцент в познании на субъект-субъектных отношениях, или диалоге. Его суть заключается в максимальной направленности на вслушивание в голос «иного» (другого), а не в осмыслении имеющихся данных в соответствии с собственными интересами и предпочтениями. Итогом является результат обретения смысла как обоюдного взаимодействия интерпретатора и текста.
Помимо этих подходов следует отметить рациональную интерпретацию понимания, представленную в основном позитивистской и марксистской методологией (О.Конт, Э. Дюркгейм, А.И. Ракитов, А.А.Яковлев и др.), где в рамках этих учений оно не получило концептуального оформления и рассматривается как синоним усвоенного знания.
Сегодня есть все основания говорить о появлении третьей позиции (Ф. Вригт, М. Вебер, И.И. Евлампиев, И.В. Следзевский и др.) в отношении рассматриваемой нами темы, основанной на синтезе представленных выше мнений. Ее отличительной чертой является преимущественно прикладной характер рассмотрения методологии «понимания», что с одной стороны, отражает насущную потребность в адаптации различных его трактовок к реальным нуждам познавательного процесса, с другой, в силу отсутствия целостной концептуальной конструкции, проработки основ этой взаимосвязи порождает содержательную неясность данной позиции в целом.
Теоретические основы понимающего подхода были заложены представителями немецкой философской мысли (И.Кантом, И.Фихте, Ф. Шеллингом, А. Шопенгауэром, Ф. Шлегелем, В. Гумбольдтом, Ф. Астом и др.), которые уделили внимание вопросам целостного, интуитивного схватывания объекта, подвергли сомнению всесильность категориально-понятийного мышления и во многом стали рассматривать познание как проблему личностного осознания знания. Особо здесь следует отметить роль Ф. Шлейермахера, вкладывавшего в содержание «понимания» процедуру обнаружения смысла в тексте в процессе его интерпретации. Все это позволило В. Дильтею создать целостную концепцию рассматриваемого метода, вскрыть его эвристическую значимость, обозначить круг проблем, связанных с его использованием, а также определить его место в научном познании. Работы философа положили начало философско-методологической рефлексии в гуманитарном познании в XX веке. Так, основной тезис ученого о специфике наук о духе и наук о природе и их выражение в основных методах понимания и объяснения был поддержан в рамках Баденской школы В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Они предложили неокантианскую версию понимания, трактуя его как суть идеографического метода познания, схватывающего индивидуальные особенности исторических фактов через «отношение к ценности», в которой и проявляется мера индивидуального разнообразия. В двадцатом веке содержание понимания было переосмыслено в феноменологическом ключе, где были заложены основы рассмотрения его не только в рамках гуманитарного знания, но и как универсального метода, свойственного всему научному познанию в целом. Большое влияние в гуманитарной сфере науки оказали на этот процесс крупные философские направления: социальной феноменологйи (П. Бергер, Т. Лукман, А. Сикурел и др.), феноменологической герменевтики (М. Хайдеггер и Г. Гадамер), экзистенционализма (С. Кьеркегор, Ж. Сартр, К.
Ясперс). Несмотря на определенные отличия между ними, в трактовке понимания они схожи в поиске адекватных способов познания сложного мира человеческих явлений, где большое внимание уделяется механизмам анализа текста, как одному из главных средств решения данной проблемы. О последнем следует сказать отдельно, что на рубеже XX - XXI веков в условиях лингвистического «поворота» большой вклад в техническую сторону разработки методики понимания, способов, правил, техники его осуществления внесли Ф. Соссюр, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, М. Мерло -Понти и мн. другие.
Тема понимания не была обделена вниманием и представителями отечественной философской мысли. В дореволюционный период сложилось несколько подходов к ее рассмотрению. Неокантианцы: И.И. Лапшин, Н.Я. Грот, А.И. Введенский главный акцент делали на психологической стороне понимания - разработке принципов понимания чужой одушевленности и методов ее познания. В отличие от них Г.Г. Шпет подходил к этому вопросу с феноменологической точки зрения. Он одним из первых как в нашей стране, так и за рубежом, предпринял попытку адаптировать учение Э.Гуссерля к нуждам социально-гуманитарного познания. Сторонники сциентистской позиции: В.В. Розанов, П.Б.Струве и др. элиминировали психологическое содержание понимания, связывая его с рационально осмысленным знанием. Ценностно-культурологической стороне анализируемой темы было уделено внимание в творчестве П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева.
В советский период до 80-х годов понимающий подход ассоциировался с идеализмом, и начатые разработки его были фактически прекращены. В то же время в советской науке этой проблеме было уделено определенное внимание. Среди исследователей, затрагивающих ее, можно выделить два направления. Представители первого - И.И. Орехов, Е.К. Быстрицкий, B.C. Швырев, P.M. Габитова, И.С. Нарский подвергали критике, и во многом, конструктивной критике западноевропейские учения о понимании, в частности, тезис об отрыве сознания от конкретных условий общественно-исторической практики.
Сторонники второго - М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, А.Н. Леонтьев уделили внимание вопросам, неразрывно связанным с понимающей методологией: изучением сознания и его познавательных возможностей, коммуникации, роли языка в ней. В отличие от своих западных коллег они стремились максимально поставить их решение на почву объективно-научного анализа.
С 80-х годов прошлого столетия в стране и по сей день вновь была продолжена прерванная дискуссия по тем же направлениям содержания понимания и определении его места в научном познании. Так, А.И. Ракитов, А.А.Яковлев и др. рассматривают понимание в рамках рационального познания; В.А. Лекторский, Г.И. Рузавин определяют его через коммуникацию, подчеркивая междисциплинарный характер; А.Ю. Агафонов, И.С. Алексеев, К.В. Ягнюк, Д.Н. Разеев, В.И. Молчанов уделили внимание психолого-феноменологической стороне понимания; В.В. Васильева, В.Г. Кузнецов, И.И. Евлампиев, В.В. Терехов герменевтическому его аспекту; Н.С.Автономова, Л.Н. Столович, Н.С. Розов и др. культурно-ценностной составляющей понимания.
Отличительной особенностью взглядов на данную проблему представленных здесь исследователей является не столько новизна подходов, сколько разработка и доработка различных аспектов западных учений «о понимании». Вопросы выявления и использования понимающего подхода в историческом исследовании не были чужды историкам и социологам, к числу которых можно отнести Б. Кроче, Дж. Коллингвуда, М.Вебера, М. Блока, А. Про, Л. Февра, Э. Трельча, П. Вена, А.С. Лаппо-Данилевского, Р.Ю. Виппера, М.А. Барга, Ю.Л. Бессмертного, П.К. Гречко и др. Ценность этих позиций заключается в прикладном характере рассмотрения означенной темы, позволяющей объединять различные философские подходы к содержанию понимания.
Проведенный в работе анализ отечественной и зарубежной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет автору сделать вывод, что наряду с • определенными достижениями сохраняется немало спорных и нерешенных вопросов. Так, отсутствует целостный, концептуальный подход к содержанию, вкладываемый в определение понимания, остается неясной роль, значение и отношение этого подхода к другим методам исторического исследования, а также не проработана детально методика его использования.
Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии теоретических основ содержания «понимания» и определения его роли в нем, что реализуется посредством решения следующих задач:
- Рассмотрение истории понимания и идей, оказавших влияние на его становление.
- Определение содержания категории «смысл» как сущности понимания и его особенностей.
Раскрытие роли, значения и места рационального, • психолого-феноменологического, герменевтического элементов понимающего подхода к познанию истории.
- Раскрытие культурно-коммуникативного аспекта метода понимания, а так же способов реализации познанного в контекстах исторических знаний в современной их трактовке.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это одна из первых работ, где представлен целостный взгляд на содержание метода понимания в истории в единстве теоретических оснований и конкретных способов его применения. В исследовании не просто перечисляются различные философские позиции, определяющие содержание рассматриваемого феномена, а показываются пути их взаимного синтеза, что обеспечивает системный подход к решению поставленной проблемы.
В диссертации предлагается также ряд инноваций в решении следующих проблем темы:
- рассматриваемый метод представлен в единстве сторон (рациональной, психологической, герменевтической, ценностно-культурной), его составляющих, так как ни одну из них нельзя оставить без внимания, иначе понимание будет представлено в усеченном виде; определяются специфика и особенности понимания как познавательной функции в целом, а также содержание категории «смысл», трактуемой применительно к нуждам исторического познания как результат конструирования окружающей действительности индивидом с учетом имеющегося личностного опыта, посредством индивидуально-коллективных значений, придаваемых получаемым знаниям;
- анализируется соотношение понимания и объяснения в историческом познании. Оба подхода рассматриваются во взаимопроникновении друг в друга, где первое основывается на рационально дискурсивном способе оперирования знаниями, а второе помимо этого углубляет содержание знания через процедуру отношения к ним субъекта, его переживаний, вживаний и т.д.;
- в структуре концепции понимания особое внимание уделено культурно-аксиологическому освоению исторических знаний, обеспечивающего их перевод в современное для исследователя видение.
- осуществлен анализ когнитивных механизмов понимания: эмпатии и герменевтических способов ее воплощения посредством освоения текстов в единстве диалогических и монологических подходов.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки философско-методологических проблем познания, для повышения уровня его научности и объективности. Материалы диссертации могут быть взяты на вооружение вузовскими преподавателями, учителями средних учебных заведений с углубленным изучением истории с целью подготовки к лекциям, семинарам, урокам, кружкам. Помимо этого, данная работа может послужить основой для разработки спецкурса по философии и методологии истории. Этот труд может использоваться как историками для подспорья в их профессиональной деятельности, так и всеми, кто интересуется сложной, многогранной проблемой понимания.
Методологические основания исследования. Автор диссертационного исследования исходил из целостной, системной позиции по отношению к рассматриваемой теме в соответствии с поставленными целями и задачами работы. Методологической основой исследования выступает единство исторического и теоретического подходов к изучению поставленной проблемы, где эвристический потенциал системного подхода дополняется структурно-функциональным методом, философской рефлексией, сравнительным анализом составляющих сторон понимания. Теоретическую базу исследования составляют приемы и принципы, опыт, выработанный как западной, так и отечественной философской мыслью, выраженной в творчестве приведенных выше исследователей.
Общая структура работы выстроена как реализация, развертывание метода дедукции, восхождения от общего (выявление особенностей понимания от других способов познания) к частному (рассмотрение специфики понимания в историческом познании).
Структура исследования. Диссертация изложена на 126 страницах, состоит из Введения, двух глав, в каждой из которых соответственно семь и пять параграфов, Заключения и Библиографии, включающей 116 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Понимание как стратегия социального познания2006 год, кандидат философских наук Ноздринова, Галина Николаевна
Правовое мышление2004 год, доктор юридических наук Овчинников, Алексей Игоревич
Идея в структуре познания и деятельности2011 год, доктор философских наук Оботурова, Наталья Сергеевна
Гносеологический анализ гуманитарной парадигмы в психологии2000 год, кандидат философских наук Киричек, Александр Владимирович
Социально-философская герменевтика в России XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Марчук, Алексей Алексеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Смирнов, Роман Камилевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования автор пришел к следующим основополагающим выводам.
Применительно к нуждам истории мы можем следующим образом определить «понимание»: это сложный феномен сознания, который связан не только с осмыслением ситуации (объект, явление), но и с обязательным прочувствованием ее во всей конкретной целостности. По этой причине оно обладает чувственно-рациональной природой, позволяющей как пережить, так и мысленно воссоздать рассматриваемое, найти связи между его элементами, обобщить результаты, включить посредством отношения в сложившуюся систему знаний.
Истоки понимающего подхода берут свое начало еще со времен древнегреческой философии, но историю его становления следует отсчитывать с немецкой философской мысли XYIII-XIX вв. Если раньше понимание рассматривалось как форма рационально-дискурсивного, рационально-интуитивного знания, то с этого времени, характеризуемого в целом пересмотром возможностей рационального познания и его природы, рассматриваемый акт стал больше ассоциироваться с формой целостного, чувственно-интуитивного схватывания изучаемого. Все это привело к четкому оформлению двух подходов к содержанию понимания, выраженных в творчестве Ф.Гегеля и А.Шопенгауэра. Первый рассматривал понимание как вспомогательную функцию рационального познания, где оно было лишено самостоятельной роли, в целом ассоциируясь с усвоенным знанием. Второй придавал ему статус самостоятельной формы познания, основанной на чувственно-рациональной природе. Последний взгляд со второй половины XIX в. в период бурного становления гуманитарного, и особенно исторического познания, получил концептуально-методологическое оформление в творчестве В. Дильтея - «Гегеля XX в.». Важнейшей особенностью его позиции был не просто перевес чувственного над рациональным, но и поиск объективных, по возможности верифицируемых критериев полученного результата. Тем не менее данное учение не получило четкого, ясного оформления в его творчестве, по этому поводу М.Хайдеггер отмечал: «.все предварительное, ничего законченного, все в пространстве и в пути».159 Это обстоятельство послужило благодатной почвой как для уточнения оснований понимания, так и для поиска новых сфер его применения. Так, психологический подход В. Дильтея был развит и углублен в рамках господствующих в XX в. философских учений: социальной феноменологии, герменевтики, экзистенционализма и др. Несмотря на определенные отличия между ними, им свойственны нижеследующие общие основания: феноменологическая теория, заложившая основы использования понимания не только в социально-исторической, но и естественнонаучной сфере познания, что получило свое яркое воплощение в современной ситуации постмодерна; диалог, как основной принцип проверки получаемых результатов; рассмотрение внутреннего мира субъекта, его профессионализма, основанного на личностных способностях как главного и неотъемлемого критерия познания.
Содержание понимания образует взаимосвязь основных составляющих элементов:
- рационального;
- эпистемологического (психолого-феоменологического);
- герменевтического;
- культурно- аксиологического.
Его основу образует категория «смысл», трактуемая как итог конструирования индивидом действительности с учетом имеющегося ранее личностного опыта. В отличие от В.Дильтея и представителей Баденской школы с их противопоставлением гуманитарного и естественнонаучного методов в познании, мы поддерживаем в соответствии с современными веяниями ту точку зрения, согласно которой понимание распространяется и на область естественнонаучного познания. Сегодня в условиях плюрализма
159 См.: Два текста о Вильгельме Дильтее. С. 146. теорий, диалога культур, взаимопроникновения различных форм знания это просто необходимо. В то же время, с нашей точки зрения, роль понимания в социально-историческом и естественном познании различна, и это различие всегда должно учитываться. Так, если в первом случае понимание являет методологическую основу, познания, что не исключает теоретической ее составляющей, выполняющей значение проблематизации исследования и упрощения изложения результата, то во втором - исполняет вспомогательную функцию, обслуживающую нужды коммуникации между различными теориями.
Каждый из отмеченных элементов в историческом познании выполняет свою незаменимую роль в нем. Основу эпистемологического механизма понимания образует психолого-феноменологическое содержание. Синтезное сочетание обоих теоретических подходов придает ему возможность многократного пересмотра изучаемого объекта во времени, также позволяет учесть обоюдное влияние исследователя и исследуемого в акте диалога.
Теоретический компонент реализуется в работе с текстами при помощи герменевтического учения, вооружающего историка системой правил экспликации смысла.
Условием и фоном, на основе которого происходит познание, является культура. Именно она определяет необходимость и степень открытости к разноплановому диалогу интерпретатора и интерпретируемого, задает ценностные рамки его. Чем отчетливее в них прослеживается традиция, связывающая участников «разговора», тем глубже пролегает граница взаимопонимания между ними. Таким образом, культурный аспект является основанием и в то же время венчающим элементом всей конструкции понимающего метода в истории.
В условиях сегодняшнего состояния науки, связанной с поисками новой методологии, понимающий подход становится важнейшей и неотъемлемой составляющей научного познания, вне которого оно уже не может развиваться во всех его сферах, особенно в истории.
Исследование по данной теме мы считаем в целом завершенным, вместе с тем не все вопросы, связанные с пониманием в историческом познании, нашли в нашей работе должное освещение, к примеру - специфика использования историками понимающего подхода применительно к конкретным нуждам методологии познания отдельных эпох. В дальнейших работах мы постараемся уделить внимание этой проблеме.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Смирнов, Роман Камилевич, 2006 год
1. Агапов,О.Д. Социально-философская концепция интерпретация / О.Д. Агапов. — Материалы к теоретическому семинару. - Казань: Институт экономики и права, 2006. - 22 с.
2. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории познания / А.Ю.Агафонов. -СПб.: Речь, 2003.-296 с.
3. Барт, Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика/ Р.Барт; Пер. с фр. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 615 с.
4. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин// Работы 1920- х годов. Киев: «Next», 1994. -393 с.5 . Бердяев, Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии)/ Н.А.Бердяев.- М.: Книга, 1991.- 446 с.
5. Бессмертный, Ю.Л. О понятиях «Другой», «Чужой», «Иной», в современной социальной истории / Ю.Л.Бессмертный // Казус-2003.Вып.5. Индивидуальное и уникальное в истории. М.: ОГИ, 2003. - 618 с.
6. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М.Блок; Пер. с фр.
7. Е.М.Лысенко. М.: Наука, 1973. - 230 с.
8. Бутенко, И.А. Социальное познание и мир повседневности. (Горизонты и тупики феноменологической социологии)/ И.А. Бутенко. М.: Наука, 1987.-144 с.
9. Быстрицкий, Е.К. Концепция понимания в исторической школе философии науки / Е.К.Быстрицкий // Вопросы философии. 1982.- № 11.-С. 142-149.
10. Быстрицкий, Е.К. Научное познание и проблема понимания/ Е.К.Быстрицкий. -К.: Наукова Думка, 1986. 133 с.
11. Ванштейн, О.Л. Философия истории и социология / О.Л.Ванштейн //Критика новейшей буржуазной историографии: Сборник статей. Отв. ред. О.Л. Ванштейн. Л.: Наука, 1976. -267 с.
12. Введенский, А. О пределах и признаках одушевления: Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики / А.Введенский.// Журнал министерства народного просвещения. М.: Тип. Балашева, 1982. - 119 с.
13. Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер; Пер. с нем.и послесл. Ю.Н.Давыдова. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
14. Вен, Поль. Как пишут историю. Опыт эпистемологии / П.Вен; Пер.с фр. Л.А.Торчинского . М.: Научный мир, 2003. - 394 с.
15. Виндельбанд, В. История новой философии от Канта до Ницше. В 2-х т. / В.Виндельбанд; Пер. с нем. под ред. А.Введенского М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000.- Т. 2.-512 с.
16. Виндельбанд, В. Прелюдии. Философские статьи и речи/ В.Виндельбанд;
17. Пер. со 2-го нем. изд. С.Франка. СПб.: 1904. - 374 с.
18. Витгенштейн, JI. Логико-философский трактат/ Философские работы / Л.Витгенштейн. Сост. и коммент. М.С.Козловой. Пер. М.С. Козловой. М.: Гнозис, 1994.-Ч. 1.-520 с.
19. Вригт, фон Г.Х. Логико-философские исследования /Г.Х Вригт; пер. с англ. В.А.Смирнова. Общ. ред. Г.А. Рузавина. М.: Прогресс, 1986. - 594 с.
20. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Общая психология. Тексты. Раздел III «Субъект познания». Вып.1 Познавательные процессы: виды и развитие. 4.2. / Л.С.Выготский. Под общ. Ред. В.В.Петухова. М.: Лабиринт, 1997. -514с.
21. Габитова, P.M. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера /Р.М.Габитова // Герменевтика: история и современность. (Критические очерки.) М.: Мысль, 1985. - С. 61 - 96.
22. Габитова, P.M. Философия немецкого романтизма / P.M. Габитова; Ред. З.А.Каменского. М.: Наука, 1989. - 159 с.
23. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер; Сост.: М.П.Старецкий; Науч.ред. В.С.Малахов.-М.: Искусство, 1991.-367 с.
24. Гадамер, Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер; Пер. с нем.; Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н.Бессонова. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
25. Гадамер, Г.Г. О круге понимания. Неспособность к разговору (Электронный ресурс) / Г.Г.Гадамер. Режим доступа: // www/ zmnp.10 sept 2005 - 8951./- intik/libru- html, свободный.
26. Гайденко, П.П. От исторической герменевтики к «герменевтике бытия». Критический анализ эволюции М.Хайдеггера / П.П. Гайденко /7 Вопросы философии. -1987. № 10. - С. 124-133.
27. Гегель, Г.Ф.В. Наука логики. Собр. соч. в 3-х т. / Г.Ф.В. Гегель; Пер. с нем.; Ответ, ред. и вступ. ст. М.М. Розентам. М.: Мысль, 1972. - Т.З. -374 с.
28. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.Ф.В. Гегель; Пер. с нем. A.M. Водена. СПб.: Наука, 1993. - 480с.
29. Гемпель, К.Г. Функция общих законов в истории / К.Г. Гемпель // Вопросы философии. 1998.- № 10. - С.88-98.
30. Герменевтика: история и современность. (Критические очерки) /Ред.колл.
31. Б.Н. Бессонов и др. М.: Мысль, 1985. - 304 с.
32. Гречко, П.К. Концептуальные модели истории / П.К.Гречко. М.: Логос, 1995.-141 с.
33. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В.Гумбольдт; Пер. с нем. и предисл. Г.В. Рамишвили . М.: Прогресс, 1984. — 397 с.
34. Гуссерль, Э.Амстердамские доклады (Электронный ресурс) / Э.Гуссерль. Режим доступа: http.anthropology.rinet.ru/old /5gusserl-amster.html, свободный.
35. Гуссерль, Э. Логические исследования. Т.2. (Электронный ресурс)/ Э.Гуссерль Режим доступа: www/ruthenia.ru /logos/namber /1997-10/01/htm, свободный.
36. Гуссерль, Э. Парижские доклады / Э.Гуссерль; Пер.и примеч. А.В.Денежкина. // Логос. 1991. - № 2. - С.6-30.
37. Гуссерль, Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии / Э. Гуссерль; Предисл. Пер. и примеч. В.И.Молчанова. //Логос. 1991.- № 1. — С. 12-21.
38. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука (Электронный ресурс)/ Э.Гуссерль. Режим доступа: //www.nsu.ru/filf/rpha/lib /gusserl/phil.txt, свободный.
39. Два текста о Вильгельме Дильтее. Шпет.Г. История как проблема логики.
40. Вильгельм Дильтей. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925)г./ Г.Шпет, М.Хайдеггер. М.: -Гнозис,1995. - 202 с.
41. Декарт, Р. Избранные философские произведения / Р.Декарт; Пер. с фр. В.В.Соколова.- М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
42. Дильтей, В. Категории жизни / В.Дильтей //Вопросы философии. 1995. № 10. - С.129-144.
43. Дильтей, В. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии (Электронный ресурс) / В.Дильтей Режим доступа: //www.ruthenia/ru/logos/personalia/plotnikov/transitions/03-archiv.litm, свободный.
44. Дильтей, В. Описательная психология/ В.Дильтей; Пер. с нем. СПб.: Алетейя, 1996. - 154 с.
45. Дильтей, В. Сущность философии/ В.Дильтей; Пер. с нем. и ред. М.Е.
46. Цельтера. М.: Интрада, 2001. - 155 с.
47. Евлампиев, И.И. Два измерения интерпретации / И.И.Евлампиев// Метафизические исследования. Вып.1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете. СПбГУ, 1997. - 298 с.
48. Загадка человеческого понимания. (Над чем работают и о чем спорят философы) / Под общ. ред. А.А.Яковлева. Сост. В.П.Филатов. М.: Политиздат, 1991.-352 с.
49. Зотов, А.Ф. Современная западная философия/ А.Ф.Зотов. М.: Высшаяшкола, 2001.-784 с.
50. Иловайский, Д.И. Начало Руси / Д.И.Иловайский. М.: Алгоритм, 1996.496 с.
51. Ионов, И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания / И.Н.Ионов // Общественные науки и современность. 1997.- № 6. - С. 118-135.
52. Каган, М.С. О структуре современного антропологического знания / М.С.Каган // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995. - С. 30-40.
53. Кассирер, Э. Сила метафоры / Э.Кассирер // Теория метафоры. Пер. с нем.
54. Сост. и вступ. ст. Н.Д. Арутюновой М.: Прогресс, 1990. - С. 33-44.
55. Кон, И.С. Вильгельм Дильтей и его критика исторического рационализма/ И.С.Кон // Критика новейшей буржуазной историографии. Отв. ред. О.Л.Ванштейн Л.: Наука, 1967. -3 82 с.
56. Косиков, Г.К. Р.Барт семиолог, литературовед/ Г.К.Косиков. Вступ. ст. // Барт.Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: - М.: Прогресс, 1989. - С.2-45.
57. Кузнецов, В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Г.Г. Шпета / В.Г.Кузнецов // Логос. 1991. № 2. -С. 199-214.
58. Кьеркегор, С. Страх и трепет/ С.Кьеркегор. Сост. и предисл. С.Исаева; Пер.с датск.: Н.В. Исаевой, С.А. Исаева.-М.: Республика, 1993. 382 с.
59. Лапшин, И.И. О перевоплощении в художественном творчестве / И.И.Лапшин; Под ред. Б.А.Лезина. // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, -1914. - Т.5. - 564 с.
60. Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории / А.С.Лаппо
61. Данилевский. СПб.: Изд-во студенч . издат. комитета при историко-филолог. факультете Санкт-Петербургск. ун-та,1913. Вып. 2.- 802 с.
62. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разуме/ Г.Лейбниц; Пер. с нем. Н.С. Юшевича. М.-Л.: Соцекгиз, 1936. - 484 с.
63. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. в 55-ти т. / В.И.Ленин. М.: Госполитиздат, 1961. -Т.25.-646 с.
64. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н.Леонтьев. М.:1. Политиздат, 1975. 304 с.
65. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. VI.: Изд- во МГУ, 1981.-584 с.
66. Лиотар, Ж.- Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; Пер. с фр. Н.А.
67. Шматко. СПб.: Алетейя, 1998. -160 с.
68. Лихачев, Д.С. О филологии / Д.С.Лихачев. М.: Высшая школа, 1989.206 с.
69. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф.Лосев. М.: Правда, 1990. -655 с.63 .Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию: Сборник М.К.Мамардашвили; Сост. вступ. ст. и общ. Ред. Ю.П.Сенокосова. М.: Прогресс Культура, 1990.- 414 с.
70. Марков, Т.В. Своеобразие исторического (Объяснение,понимание, оценка в философии Риккерта)/ Т.В.Марков // Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Наука, 1997.- 532 с.
71. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры/ П.Н.Милюков
72. М.: Прогресс, Культура. Редакция газеты «Труд», 1993. 528 с.
73. Молчанов, В.И. Время и сознание. Критика феноменологическойфилософии / В.И.Молчанов. М.: Высшая школа, 1998. - 144 с.
74. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства/ Я. Мукаржовский; Пер. с чеш. Вступ.ст. Ю.М.Лотмана. М.: Искусство, 1994.-606 с.
75. Нагуманова, С.Ф. Правомерна ли дихотомия объяснения и понимания? / С.Ф.Нагуманова // Проблемы философии истории. Материалы межвузовской научной конференции. Казань: Философское общество РТ, 1999.-С. 58-60.
76. Нарский, И.С. Современная буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов XX века / И.С.Нарский. М.: Мысль, 1983. - 80 с.
77. Новые направления в социологической теории / Под общ. ред. Г.В.Осипова. Пер.с англ. Л.Г.Ионина. М.: Прогресс, 1978. - 391с.
78. Орехов, И.И. «Философия жизни» Дильтея как иррациональная реакция на материалистическое понимание истории / И.И.Орехов // Современный капитализм и буржуазная социология. М.: Мысль, 1965. - 15 с.
79. Ортега -и- Гассет. История как система / Ортега и Гассет // Вопросы философии. 1996. -№ 6. - С.78-104.
80. Понимание как философско-методологическая проблема (Материалы «Круглого стола». Часть 1.) // Вопросы философии. 1986.- № 7. - С. 6582.
81. Понимание как философско-методологическая проблема (Материалы «Круглого стола». Часть 2.) //Вопросы философии. 1986. - № 8. - С. 4664.
82. Понимание как философско-методологическая проблема (Материалы «Круглого стола». Часть 3.) // Вопросы философии. 1986. - № 9. - С. 49-64.
83. Про, А. Двенадцать уроков по истории / А. Про; Пер. с фр. Ю. В. Ткаченко. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 336 с.
84. Проблемы исторического познания. Материалы международной конференции . Москва, 19-21 мая 1996г. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. -М.: Наука, 1999.-300 с.
85. Психология сознания. (Серия «Хрестоматия по психологии») / Под ред. JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
86. Разеев, Д.Н. Переживание, фантазия, интенциональность, взаимосвязь понятий в феноменологии Гуссерля / Д.Н.Разеев // Сборник к 60-летию проф. К.А.Сергеева. Серия «Мыслители» вып. 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 226-250.
87. Ракитов, А.И. Понимание и рациональность / А.И. Ракитов // Вопросы философии.- 1986. № 7. - С.69-73.
88. Рассел, Б. История западной философии / Б.Рассел.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 992 с.
89. Риккерт, Г. Границы' естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки / Г.Риккерт; Пер. с нем. Отв. ред. Б.В.Марков. -СПб.: Наука, 1997. -532 с.
90. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г.Риккерт; Пер. с нем. Под ред. С.Гессена. СПб.: Образование, 1911. - 195с.
91. Розанов, В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания / В.В.Розанов. -М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1886. 737 с.
92. Розов, Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера / Н.С. Розов // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С. 55-70.
93. Рузавин, Г.И. Роль и место абдукции в научном исследовании / Г.И. Рузавин //Вопросы философии. 1998. - №1. - С. 50-57.
94. Садыков, М.Б. Интерпретация как метод исторического познания / М.Б.Садыков // Clio Moderna. Зарубежная история и историография:
95. Сборник научных статей. Казань: Мастер-Лайн, 2003,- Вып. 4.-С.5-17.
96. Серкова, В.А. Фантазия и воображение в феноменологии Э.Гуссерля /
97. B.А.Серкова // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 84-87.
98. Смирнов, Р.К.Герменевтическая сторона понимания в историческом познании / Р.К.Смирнов -15с.- Деп. в ИНИОН РАН 10.05.06, №59751.
99. Смирнов, Р.К. О методологических подходах Хайдеггера, Гадамера и Барта / Р.К.Смирнов // Образование и культура постмодерна: Сборник статей. Отв. ред. О.Г.Иванова. Казань: Казанский университет, 2005.1. C.73-75.
100. Смирнов, Р.К. Психологический аспект понимания в историческом познании / Р.К.Смирнов -18с.- Деп. в ИНИОН РАН 10.05.06, № 59741.
101. Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н.Столович // Вопросы философии. 2004. - № 7. - С. 86-97.
102. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф.Соссюр; Пер. со 2 франц. изд. А.М.Сухотина. Под ред. и с примеч. Р.И.Шор. М.: Соцэкгиз, 1933.272 с.
103. Тайсина, Э.А. Философские вопросы семиотики: Гносеологический аспект / Э.А.Тайсина. Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1993. - 190 с.
104. Тош, Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /
105. Д.Тош. М.: Весь мир, 2000. - 294 с.
106. Трельч, Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории / Э. Трельч; Пер. с нем. Л.Т. Мильской. М.: Юрист, 1994.-719 с.
107. Февр, Л. Бои за историю / Л. Февр; Пер. с фр. А.А.Бобовича. Ст. А.А.Гуревича-М.: Наука, 1991. 629 с.
108. Фихте, И.Г. Опыт нового изложения наукоучения / И.Г.Фихте; Пер. снем. // Фихте И. Г. Собр. соч. в 2-х т. СПб.: Мифрил, 1993.- Т.1. 1. С. 160-172. С.547-562.
109. Флоренский, П.А. Мнимости в геометрии / П.А.Флоренский.- М.: Лазурь, 1991.-96 с.
110. Флоренский, П. А. Обратная перспектива. Собр. соч. в 2-х т. /
111. П.А.Флоренский // У водоразделов мысли.Ч.1. Вступ.ст.
112. С.С.Хоружего.- М.: Правда, 1990.- Т 2. 446 с.
113. Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф.Фукуяма // Вопросы философии.1990.-№3.-С. 134-148.
114. Хайдеггер, М. Бытие и время/ М.Хайдеггер; Пер. с нем. В.В.
115. Бибихина. -М.: Республика, 1993. 445 с.
116. Ценность // Философская энциклопедия в 5 т. Под общ. ред. Р.Ф.Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т.5. - 740 с.
117. Швырев, B.C. К проблеме специфики социального познания /
118. В.С.Швырев // Вопросы философии. 1972. - № 3. - С. 117-129.
119. Шеллинг, Ф.В.И. К истории новейшей философии. (Мюнхенскиелекции) / Ф.В.Й. Шеллинг; Пер. с нем. А.В.Гулыга. // Собр. соч. в 2-х т. М.: 1989. - Т.2. - 636 с.о с»
120. Шеллинг, Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма / Ф.В.И.
121. Шеллинг; Пер с нем. // Собр. соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1987. Т.1. -637 с.
122. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф.Шлегель; Пер. с нем.
123. Вступ. ст. Ю.Н.Попова, примеч. А.В.Михайлова.//Собр. соч. в 2-х т. М.: Искусство, 1983. -Т.2. -447 с.
124. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А.Шопенгауэр; Пер. с нем. послесл. и примеч. Б.З. Мировского и И.С. Нарского // Собр. соч. в 2-х т. -М.: Наука, 1993. -Т.1. 670 с.
125. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А.Шопенгауэр; Пер. с нем. послесл. и примеч. Б.З. Мировского и И.С. Нарского // Собр. соч. в 2-х т. -М.: Наука, 1993. -Т.2. 669 с.
126. Шпет, Г. Явление и смысл / Г. Шпет; пер. с нем. Томск: Водолей,1996.- 192 с.
127. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; Пер. с нем. Вступ. ст. П.П. Гайденко М.: Республика, 1994. - 527 с.
128. Lager F., Rusen J.Geschichte des historismus. Miinchen, 1992. S. 178,179.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.