Проблема образа в музыкальном искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Борисова, Светлана Львовна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат философских наук Борисова, Светлана Львовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Статус музыкального образа
1.1. Образ: сущность, богатство трактовок
~1.2.Специфика музыкального образа
Глава 2. Онтологические основания музыкального образа
2.1. Изобразительность и выразительность в музыкальном образе
2.2. Пространство и время музыкального образа
2.3. Содержание и форма музыкального образа
Глава 3.Типология образа в музыкальном искусстве
3.1. Образ в вокальной музыке и синтетических видах искусства
3.2. Образ в программной инструментальной музыке
3.3. Музыкальный образ непрограммных инструментальных произведений
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Проблемы западноевропейского программного симфонизма XIX века1981 год, доктор искусствоведения Крауклис, Георгий Вильгельмович
Художественно-образная концепция Шёнберга и её развитие в творчестве Веберна и Булеза, опыт интерпретации2002 год, кандидат искусствоведения Сивков, Игорь Владимирович
Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры2009 год, кандидат философских наук Горячева, Татьяна Анатольевна
Темпоральность музыки как предмет философско-культурологического исследования2005 год, кандидат философских наук Петинова, Марина Александровна
Процесс символизации в музыке2003 год, кандидат философских наук Лазутина, Татьяна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема образа в музыкальном искусстве»
Введение
Современное музыковедение находится на том этапе, когда необходимо всесторонне исследовать центральное явление музыки - музыкальный образ. Важнейшим фактором более полного анализа данного феномена является привлечение философского аппарата.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что только на стыке философии и музыковедения возможно рассмотрение образа в музыкальном искусстве как способа отражения действительности. Однако в музыкознании сложилась парадоксальная ситуация. В конце двадцатого века стала распространяться тенденция рассмотрения музыки лишь как самовыражение субъекта музыкального творчества, а также стремление изолировать музыку от действительности, социального и природного мира. Это прослеживается в различных направлениях авангардизма, в том числе в творчестве композиторов новой венской школы (А.Шёнберг, А.Берг), сторонников пуантилизма (А.Веберн), алеаторики (Дж.Кейдж), конкретной музыки (Ш.Шеффер, Л.Анри), электронной музыки (К.Штокхаузен, Х.Эймерт), сонорики (Д.Лигети, К.Пендерецкий) и др. Отказ от предшествующих художественных форм и эстетических традиций приводит к отрицанию отражательно-образной сущности искусства в целом, музыкального искусства, в частности.
Отражение действительности в музыке неизменно происходит посредством музыкального образа. Однако отсутствие достаточно полной методологии и философ-ско-эстетической основы изучения данного способа отражения эстетических сторон действительности затрудняет изучение образа в музыкальном искусстве.
Отказ части исследователей от теории отражения вызван скорее идеологическими соображениями, нежели научными. Вероятно, тот факт, что именно в труде "Материализм и эмпириокритицизм" В.И.Ленина нашли обобщения высказанные ранее предположения о существовании свойства материи, "по существу родственным с ощущением, свойством отражения", послужил тому, что в последнее время интерес к проблеме отражения значительно снизился. Однако это обстоятельство никак не может повлиять на объективное существование данного свойства вещей. Более того, благодаря отражению обретают жизнь и становятся актуальными собственно все произведения искусства.
Следует отметить также, что в ряде работ по методологии музыкознания существует догматическое понимание отражения музыкой реальности. Это понимание можно свести к отношению к музыке как слепку с действительности. Подобная упрощенная трактовка музыки, музыкального образа основана на игнорировании того факта, что человек живет в двух реальностях, в двух мирах. Непосредственно - в субъективной реальности, а через нее - в объективной. Разумеется, есть обратная зависимость: объективный мир направляет духовную жизнь индивида, отражается в ней, вторгается в нее.
Музыка не имеет иного содержания, кроме музыкального. И анализ его - важнейшая методологическая проблема. Но ее разрешение упирается в выяснение сущности и специфики музыкального образа. Чем он отличается от других художественных образов - этот вопрос по мере развития идеи отражения в музыковедении, эстетического понимания музыкального творчества приобретает все большее актуальное значение. Актуальным становится и рассмотрение различных сторон музыкального образа с точки зрения философии. Что составляет содержание музыкального образа? Как содержание музыкального образа соотносится с его формой? Чем разнятся содержание и форма образа в различных видах музыкального искусства?
Важным представляется и вопрос о пространственно-временной организации образа в музыке. Это тем более необходимо выяснить, что в науке закрепилось убеждение, будто музыка - временной вид искусства. Тем самым понятие о пространстве нивелируется, сводится практически к нулю.
Актуальной задачей для исследователя является решение вопроса о соотношении "выразительно-изобразительного" в музыкальном образе. Традиционно музыка рассматривается как "выразительный" вид искусства. Следовательно, музыкальный образ - это нечто "изнутри во вне"? Нечто сугубо субъективное? Но ведь человек существует как в субъективной, так и в объективной реальностях. Проблема "изобразительного" в музыкальном образе, объективного, того, что "извне" не может быть решена автономно, вне связи с понятием о выразительном.
Не до конца еще понят механизм детерминации музыкального образа в разных исторических эпохах, традициях, стилях. Много говорится о музыкальном образе, но не выделяется зависимость этого феномена от исторического развития самого музыкального искусства. А ведь специфику собственно музыкального образа, свободного
от внемузыкалъных компонентов, имеющего не прикладную функцию, а сугубо эстетическую, можно исследовать лишь в связи с эпохой, в которую зарождается, устанавливается, существует такая структура, как музыкальное произведение. То есть назрела необходимость исследования музыкального образа в рамках европейского классического композиторского творчества ХУШ-пер.пол.ХХ вв.
Важной методологической проблемой является дифференциация образов в различных видах музыки - в вокальной, программной инструментальной, непрограммной инструментальной. Это вызвано тем, что до сих пор не разрешен вопрос, в связи с каким видом музыки используется термин "музыкальный образ". Тем самым актуализируется возможность терминологических уточнений в отношении образа в музыкальном искусстве.
И, наконец, нерешенной остается пока проблема выделения этапов становления целостного музыкального образа. Совпадает ли его становление с закономерностями художественного образа вообще, или возникают специфические моменты, связанные с сущностью музыкального образа? Не достаточно изучен также онтологический статус музыкального образа на этапе его замысла и воплощения в звуковом материале.
Степень научной разработанности проблемы. Традиции отечественной науки предполагают рассмотрение некоторых сторон музыкального образа в контексте различных проблем музыковедения. К источникам такого рода относятся исследования К.Горанова, Н.Дмитриевой, Г.Л.Ермаша, В.Д.Конен, А.Ф.Лосева, Г.И.Панкевича, Н.Г.Шахназаровой.
Огромным подспорьем в изучении логики становления музыкального образа, характера взаимосвязей, отношений между его компонентами, содержания и формы, пространственно-временной организации музыкального образа являются работы, в которых исследуются различные средства музыкальной выразительности. Вопросы ритма изучали В.А.Васина-Гроссман, М.Харлап, В.Н.Холопова; ладогармонические особенности - Б.В.Асафьев, Т.С.Бершадская, А.Веберн, Э.Курт, Л.А.Мазель, И.В.Способин, Ю.Н.Холопов, В.П.Шестаков; музыкальный тематизм В.П.Бобровский, В.В.Валькова, Е.А.Ручьевская, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова, В.А.Цуккерман; фактуру - С.Г.Григорьев, М.С.Скребкова-Филатова, Ю.Н.Тюлин; тембр - Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов; жанр - М.Н.Лобанова, А.Н.Сохор, В.А.Цуккерман.
Некоторые стороны музыкального образа затрагиваются в ряде научных исследований и учебных пособий по музыкальной форме, по проблемам музыкального языка, мышления и восприятия музыки (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский). Отдельные работы посвящены проблемам музыкальной интонации, музыкальной логики (Б.В.Асафьев, Ю.А.Кремлев).
Несмотря на обилие исследований по различным проблемам музыкального творчества, работ по специфике музыкального образа нет. В комплексном изучении музыкального образа традиций еще не заложено. Практически отсутствует методологическая основа для исследования логики становления, механизмов детерминации, характера взаимосвязей, отношений между элементами, сущности музыкального образа.
Конечно, нельзя сказать, что музыкальный образ не осмысливался в философской, эстетической и музыковедческой литературе. Однако подобное осмысление не охватывало всех сторон, различных аспектов столь сложного феномена, как музыкальный образ. Тем не менее, в отечественной и зарубежной литературе разных периодов есть много работ, способствующих изучению и пониманию музыкального образа как единого динамического явления, как центрального образования музыки. Различные методы теоретического исследования музыкального искусства, рационального его постижения направлены на некоторые аспекты данного явления.
Существенное значение для исследования музыкального образа имеют идеи философов о специфике музыки, о месте ее в обществе и в ряду других искусств. Прежде всего, это взгляды Аристотеля, Г.Гегеля, И.Канта, А.Ф.Лосева, Ф.Ницше, Платона, Псевдо-Дионисия, Ф.Шеллинга, А.Шопенгауэра, К.Юнга.
Огромный вклад в развитие теории музыки внесли древнегреческие философы, наметив основные положения науки о музыке. Так, Гераклит выявлял природу музыки, сформулировал ряд исходных положений музыкальной гармонии; Демокрит исследовал отношение музыки к другим искусствам; Пифагор создал основы музыкальной акустики; Платон заложил фундамент греческой теории ладов, разработал некоторые проблемы музыкальной эстетики. Важные мысли о музыке были высказаны Аристотелем. Некоторые исследователи полагают, что им был написан даже специальный трактат о музыке, к сожалению, не дошедший до нас. Однако ряд проблем музыкальной науки обсуждаются им на страницах таких трактатов, как "Метафизи-
ка", "Поэтика", "Политика". В последнем, в частности, философ обосновывает, каким образом музыка служит облагораживанию нравов, объясняет, почему она должна служить предметом воспитания молодежи, а также представляет разработанную им теорию музыкального мимесиса, которая прокладывает в теории музыки пути для дальнейших размышлений об отражении действительности в искусстве, о деятельности творческого воображения. Согласно Пифагору, художественное произведение -это искаженный образ идеи.
В средние века миметическую концепцию искусства сменяет образно-символическая (Псевдо-Дионисий Ареопагит). Система чувственно-воспринимаемых символов, образов, знаков, изображений в этом случае является одной из форм передачи высшего "знания" сверху вниз. Развитие музыкальной мысли в Европе в большей степени определяется идеями христианской религии, а теория музыки развивается главным образом в условиях храма ("Исповедь" Августина).
Мыслители Нового времени (представители европейской, особенно немецкой эстетики) акцентируют в художественном образе связь его не столько с объектами мира, сколько с внутренним состоянием - чувствами, мыслями, фантазиями. В трудах И.Канта, высказываниях И.Гете, Ф.Шиллера утверждается идея о неделимости образа, слияния в нем противоположностей.
Музыкально-эстетические взгляды Канта ("Критика способности суждения"), несомненно, связаны с просветительским учением об аффектах, музыку он оценивает как "язык аффектов". Музыка, по Канту, "говорит" с помощью ощущений без понятий, следовательно, они есть скорее наслаждение, нежели культура.
Интересны замечания Гегеля о соотношении красоты и характерности в музыке, о выразительной роли диссонансов, об исполнительском искусстве и др. Разрабатывая свою систему искусств ("Лекции по эстетике") и раскрывая особенности ее видов, философ определяет музыке почетное место в этом ряду, признавая, что только музыка является тем искусством чувства, которое, "непосредственно обращается к самому чувству".
С развитием мировои и, в частности, русской эстетической мысли на первыи план выдвигается понимание искусства как "мышления в образах" (В.Г.Белинский), что спорно, но находится в русле созвучных тому времени идей. Ценны труды А.Ф.Лосева по теории искусства, в том числе музыки. Философ относился к музыке
чрезвычайно трепетно, из всех искусств одну лишь ее приближая по значению к "умной молитве", с другой стороны, считая выше музыки только молитву.
Общие философские проблемы искусства, такие как отношение искусства к действительности, отражение субъективной и объективной реальности в произведениях искусства, специфика искусства, содержание и форма искусства, объективное и субъективное в искусстве, время и пространство в искусстве и др., исследуются также в трудах А.Банфи, В.В.Ванслова, С.Василева, П.П.Гнедича, Л.А.Зеленова, И.Тэна,
B.Н.Холоповой. Философско-эстетические проблемы музыкального искусства содержатся и в работах таких ученых, как Ю.А.Кремлев, О.А.Кривцун, В.Лисса, Н.Л.Очеретовская, Ю.Н.Рагс, А.А.Фарбштейн, Ю.Н.Холопов.
Теоретико-методологическим основанием для разработки исследуемой проблемы послужили источники, в которых анализируются следующие философские категории: часть и целое, связь и отношение, рациональное и чувственное, пространство и время, форма и содержание, процесс, структура.
Сущность любого образа можно вскрыть, рассматривая его как результат отражения субъективной и объективной реальности. Обширно представлена научная литература, касающаяся процесса отражения. Особенно полезными для диссертации оказались труды П.К.Анохина, Н.И.Губанова, И.Д.Калайкова, Т.Павлова,
C.Л.Рубинштейна, Ф.А.Селиванова, М.И.Сетрова, А.Г.Спиркина, Б.С.Украинцева,
A.Д.Урсула, В.С.Тюхтина, А.Т.Чусовитина. Интересны в связи с исследованием работы, связанные с собственно образным отражением на уровне сознания (К.К.Платонов, Ю.Н.Романов). Основные результаты исследований разных лет опубликованы в совместных трудах ряда ученых: Ленинская теория отражения и современность (1969); Ленинская теория отражения и современная наука (1973, кн. 1-3); Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики (1981, т. 1-2).
Художественный образ является разновидностью образа вообще. Но по своей сути он не имеет утилитарного значения и создается с целью отражения эстетических качеств действительности. Проблема художественного образа нашла разработку в трудах В.Г.Белинского, Л.С.Выготского, Г.Гегеля, К.Горанова, Г.Л.Ермаша,
B.Д.Конен, В.Ф.Одоевского, А.А.Потебни, Т.В.Чередниченко, Н.Г.Чернышевского, Ф.Шиллера, К.Юнга.
Диссертация содержит не только теоретические, но и эмпирические источники. Важной основой для обобщений в исследовании специфики образа в музыкальном искусстве (его содержания, формы, других характеристик) послужила информация "из первых рук", а именно партитуры сочинений, воспоминания, дневники, письма композиторов и музыкальных критиков: Г.Берлиоза, А.Веберна, Г.Малера, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Скребкова, И.Ф.Стравинского, С.И.Танеева, П.И.Чайковского, Р.Шумана, Ф.Шопена.
Факт различной степени разработанности отдельных проблем, важных для изучения такого сложного феномена, как музыкальный образ, указывает на необходимость интеграции различных наук. Тем более что наиболее полное исследование проблемы музыкального образа возможно лишь при условии использования данных таких наук, как философия, эстетика, психология, музыковедение.
Цель и задачи исследования определяются назревшей необходимостью философского подхода к проблеме музыкального образа, выделения некоторых онтологических сторон музыкального образа, компонентов музыкального образа, их взаимоотношений и связей.
Цель диссертационного исследования предполагает решение общих и частных
задач:
- определение отражения в музыке, выявление предмета отражения;
- анализ понятия образа, рассмотрение его разновидностей (гносеологический и художественный);
- выявление содержания и объема понятия образа в музыкальном искусстве;
- исследование специфики музыкального образа, элементов, образующих его . содержание;
- изучение механизмов детерминации музыкального образа по эпохам, традициям, стилям, жанрам музыкального искусства;
- анализ видов образа в музыкальном искусстве в зависимости от форм произведения, в условиях которого возможно существование музыкального образа;
- исследование специфики образа в синтетических видах искусства, в различных видах музыкального искусства.
Объектом данного исследования выступает музыкальный образ как вид художественного образа, как результат отражения эстетически звучащей реальности (субъективной и объективной) в сознании композитора. Предмет исследования - начальные этапы становления целостного музыкального образа - замысел, воплощение -в рамках музыкального произведения европейского классического композиторского творчества XVIII-nep.no л.XX вв.
Методологические, теоретические и эмпирические основания исследования. Выбор методов определяется задачами исследования, возможного при условии взаимосвязи философского и частнонаучного подходов, единства философской методологии и принципов, сложившихся в искусствоведении, теории и истории музыки, музыкальной психологии. В качестве основы были избраны положения, разработанные теорией отражения, а также идея целостности, эстетические концепции образа и традиционный для отечественного музыкознания метод анализа музыкального произведения.
Теоретическую базу исследования составляют научные работы о сущности отражения в целом, образном отражении, с одной стороны, а с другой стороны, использованы работы по теории и истории музыки, в которых исследуются основы музыкального искусства, его элементы, структура, функционирование, взаимосвязи. Кроме того, активно задействованы такие философские категории, как пространство, время, содержание, форма, связь, отношение, процесс, структура.
Эмпирическими источниками явились произведения различных видов искусства, музыкальные сочинения, дневники, письма, воспоминания отдельных композиторов, музыковедов, деятелей искусства, а также сведения, изложенные в трудах философов, психологов, музыкальных критиков, в художественной литературе (Т.Манн, В.Орлов, Р.Роллан).
Из числа основных результатов диссертационного исследования, обладающих новизной, можно выделить:
- проблемы отражения в музыкальном творчестве рассмотрены в отношении к музыкальному бытию, что вызвало необходимость введения понятия музыкального отражения, раскрытия его содержания, выявления связи: музыкальное отражение - разновидность эстетического отражения, эстетическое отражение - разновидность образного, образное же как отражение вообще;
- показано, что компонентами, составляющими внутреннее содержание музыкального образа, являются ритм, метр, темп, лад, гармония, фактура, тембр, интонация;
- . в отличие от распространенного взгляда на музыкальный образ как на "вы-
ражение эмоций", доказано, что в музыкальном образе есть единство рационального и эмоционального, объективного и субъективного, выразительного и изобразительного и др.;
- обоснованы четыре этапа становления образа в музыкальном искусстве: образ-замысел; образ-воплощение; образ в творчестве исполнителя; образ в творчестве слушателя;
предложено различать термины "образ в музыке" и "музыкальный образ", в зависимости от наличия в образе внемузыкальных компонентов;
- исследование собственно музыкального образа связано с введением в историю музыки понятия музыкального произведения, в рамках которого лишь и возможен анализ специфики музыкального образа;
- введены понятия макрообраза и микрообраза музыкального произведения;
- доказано, что существуют черты, отличающие собственно музыкальный образ от образа в музыке и образа в других видах искусства.
На защиту выносятся следующие научные положения:
1. Музыкальное отражение является видом эстетического отражения. Музыкальный образ как результат этого процесса отражает эстетически звучащую реальность, в то время как образ вообще отражает свойства и отношения вещей, их ценность и значение для субъекта.
2. Музыкальный образ - это разновидность художественного образа. Последний - вид образа вообще. Музыкальный образ есть отражение субъективной и объективной реальности, в его возникновении и развитии прослеживаются все законы отражения: адекватности и неадекватности, противоречивости отражения, соотношения субъективного и объективного и т.д.
3. Музыкальный образ не является средством познания. Знание - это условие для возникновения музыкального образа, но не цель. К музыкальному образу не применимы такие гносеологические категории, как, например, истинное, ложное, что,
однако, не исключает факта единства музыкального образа с гносеологическим и с образом вообще.
4. Музыкальное искусство, музыкальный образ невозможно рассматривать в отрыве от философских категорий связи, отношения, процесса, структуры, содержания, формы.
5. Сколько видов форм музыкальных произведений, столько и образов. При наличии модели музыкального образа становится актуальной его связь с моделью музыкальной формы, в результате которой выделяются постоянные признаки того или иного музыкального образа в контексте выбранной формы музыкального произведения. В простых формах образ - единственен (макрообраз), в сложных - два образа и более (микрообразы).
6. Специфика музыкального образа выявляется в инструментальной непрограммной музыке в традициях европейского композиторского творчества (ХУШ-пер.пол.ХХ вв.).
7. Предлагается типология образа в музыкальном искусстве. В вокальной музыке, синтетических видах искусства и программной инструментальной музыке - "образ в музыке"; в непрограммной инструментальной - "музыкальный образ".
8. Музыкальный образ детерминирован жанром, стилем музыкального произведения, использованием различных композиторских техник, в связи с чем выделяются черты, отличающие собственно музыкальный образ от образа в музыке и образа в других видах искусства.
Научно-практическая значимость состоит в том, что работа носит, с одной стороны, исследовательский, обобщающий характер, поэтому выводы могут быть применены в качестве методологических ориентиров при исследовании целостного музыкального образа, проблем отражения в отношении музыкального искусства. С другой стороны, некоторые выводы, связанные с детальным анализом образа в музыкальном искусстве, его содержания, формы и пр., могут быть использованы в практике преподавания философско-эстетических и музыковедческих дисциплин.
Апробация исследования.
Материалы диссертации обсуждались в докладах и выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных конференциях: "Культура: личность и общество" (Тюмень, 1996); "Формирование духовной культуры личности в услови-
ях Западно-Сибирского региона" (Тюмень, 1997); "Экология культуры и образования: филология, философия, история" (Тюмень, 1997); "Проблемы культуры и искусства" (С-Петербург, 1997); "Эмоции, творчество, искусство" (Пермь, 1997); "Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири" (Тюмень, 1998); "Культурологические проблемы развития региона" (Тюмень, 1999). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр философии и культурологии, истории и теории музыки Тюменского государственного института искусств и культуры, философии Тюменского государственного университета.
Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, содержащего 261 наименование и приложения. Диссертация изложена на 181 странице.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Синтетический характер музыкальной культуры "Серебряного века"2010 год, кандидат философских наук Жура, Михаил Владимирович
Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции2006 год, кандидат философских наук Сетдикова, Юлия Борисовна
Онто-гносеологические и аксиологические основания языка музыки2009 год, доктор философских наук Лазутина, Татьяна Владимировна
Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века2005 год, кандидат искусствоведения Антипова, Юлия Владимировна
Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси2006 год, кандидат искусствоведения Мозгот, Светлана Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Борисова, Светлана Львовна
Для анализа механизмов детерминации формы музыкального образа от формы музыкального произведения в исследовании введены модели музыкального образа и модели различных форм музыкального произведения. Предложена триада становления модели музыкального образа в условиях модели же той или иной формы музыкального произведения: вступление - дальнейшее развитие - заключение. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. В простых формах музыкального произведения становление единственного образа совпадает с закономерностями развития формы музыкального произведения. В сложных же формах понадобилось введение нового термина - "макрообраза", поскольку образный строй таких форм включает в себя более одного образа. Следовательно, существует некий целостный образ (назовем его "макрообраз"), структура которого определяется наличием двух и более образов (предположим, "микрообразов"), "подчиненных" целостному образу данного музыкального произведения.
В процессе исследования возник еще ряд проблем, оставшихся за рамками данной работы. Назовем наиболее важные их них, наметив тем самым пути дальнейшего изучения образа в музыкальном искусстве, музыкального образа в предлагаемом направлении.
В более детальной разработке нуждаются принципы становления образа в синтетических видах музыки - не только в опере, но и в камерных вокальных произведениях, балете и др., поскольку в работе лишь обозначены ориентиры для подобного анализа. В огромной степени это касается и бытия образа в таких синтетических видах искусства, как театр, телевидение, кинематограф и др.
Что касается программной музыки, то можно отметить следующее. Несмотря на достаточную теоретическую и практическую разработанность идеи программности, данная проблематика должна приобрести современное звучание. В связи с этим могут быть преодолены некоторые заблуждения, существующие в музыковедении.
Дифференциация образов в музыкальном искусстве приводит к важной теме последующих исследований - созданию теории музыкального образа.
История образа в музыкальном искусстве предполагает рассмотрение данного феномена в динамике развития, а также проявления различных особенностей в тот или иной исторический промежуток времени в творчестве разных композиторов. Новый и малоисследованный в этом отношении материал дает музыка XX века, вопреки действующей в ней отчетливой "антиобразной" тенденции. История музыкального образа интересна и для изучения в сравнении с эволюцией образов в других видах искусства.
Исследование образа в музыкальном искусстве возможно и в связи с языковой проблематикой, с выходом на соотношение "образ - знак - символ".
Изучение музыкального образа, его сущности, содержания, формы и т.д. является важным фактом для философии в целом. Известно, что образ - одна из центральных категорий данной науки, и дальнейшее исследование феномена музыкального образа способно значительно обогатить теорию образа, пролить свет на многие проблемы философской науки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Борисова, Светлана Львовна, 1999 год
Библиографический список использованной литературы
1. Абрамов А. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки. - М.: Сов. композитор, 1973. Вып. 3. - С. 123 - 143
2. Абукова Ф.А. Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры нации. - М.: Честь, 1994. - 290 с.
3. Агаева Ю. Интерпретация пространственно-временных концепций и свободная композиция // Пространство и время в музыке: Сб. тр./ Отв. ред. Федосова Э.П.; Рос. акад. музыки. - М., 1992. - С. 76-100
4. Алекперова Нигяр Ибрагим казы. Эстетика и музыкальное творчество. - Баку: Азернешр, 1988. - 142 с.
5. Алексеева Л.Н. Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века. - М.: Знание, 1986. -189 с.
6. Андреев А.К. К истории европейской музыкальной интонационности. - М.: Музыка, 1996. - 192 с.
7. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. - М.: Знание, 1970. -46 с.
8. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 400с.
9. Античная музыкальная эстетика. - М.: Музгиз, 1960. - 304 с.
10. Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. - Л.: Сов. композитор, 1979. - 287 с.
11. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? - М.: Музыка, 1962. - 119 с.
12. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. - М.: Музыка, 1991. - 317 с.
13. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т 4. Кн. VII-VIII. - М.: Мысль, 1983. -С.588-644
14. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т 4. М.: Мысль, 1983. -С.645-681
15. Арутюнов Д.А. Сочинения П.И.Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1989. - 112 с.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние. 1971. - 376 с.
17. Асафьев Б.В. Композитор и действительность // Избранные труды. Т 5. - М.: Изд-во АН СССР, 1957 - С. 48 - 50
18. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. - JL: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1981.-216 с.
19. Асафьев Б.В. Слух Глинки // Избранные труды. Т 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. -С. 289-328
20.Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М.: Высш.шк., 1990. - 176 с.
21.Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс-Культура, 1994. - 528 с.
22. Бальчюнене Г.И. М.К.Чюрлёнис. - М.: Знание, 1975. - 32 с.
23. Банфи А. Философия искусства. - М.: Искусство, 1989. - 384 с.
24. Бергер Л. Закономерности истории музыки // Музыкальная академия. 1993. № 2. -С. 124-131
25. Блинова С. Человек. Духовность. Медитация // Музыкальная академия. 1994. № 1. -С. 41-45
26. Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы. - М.: Музыка, 1970. - 228 с.
27. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. В 2 вып. Вып. 1. -М.: Музыка, 1989 - 268 с.
28. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка, 1978. - 332 с.
29. Булез П. Музыкальное время // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии 95 - М., 1995. - С. 66-75
30. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Знание, 1991. - 62 с.
31. Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки. - М.: Музыка, 1985,- 255 с.
32. Валькова В.В. К вопросу о понятии "музыкальная тема" // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. - М.: Музыка, 1978. - С. 168-191
33. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. - Л.: Художник РСФСР, 1977. - 224 с.
34. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке. - М.: Музгиз, 1953,- 236 с.
35. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопр. теории и истории. - М.: Изобразит, искусство, 1983. - 368 с.
36. Вартазарян С.Р. От знака к образу. - Ереван.: Изд-во Арм. СССР, 1973. - 199 с.
37.Варунц В.П. Музыкальный неоклассицизм. - М.: Музыка, 1988. - 80 с.
38. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1970. - 496 с.
39. Васильева Н. Пространственно-временной аспект типового формообразования // Пространство и время в музыке: Сб. тр./ Отв. ред. Федосова Э.П; Рос.акад.музыки. Вып. 121.-М., 1992. - С. 132-143
40. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Часть 2: Интонация; Часть 3: Композиция. - М.: Музыка, 1978. - 368 с.
41. Виндельбанд В. Эстетическая философия Канта // От Канта до Ницше. М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998. - С. 153-181
42. Воронина Н.И. Музыкально-эстетическая мысль середины XIX в. - Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саранск, фил., 1989. - 152 с.
43. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Лабиринт, 1997. - 416 с.
44. Выразительные средства музыки. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. -190 с.
45.Галеев Б.М. Синестезия и музыкальное пространство // Музыка - культура - человек. Сб. ст. Вып. 2. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - С. 36-43
46.Гамаюнов М.М. "Союз музыки, философии, любви и монастыря" // Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 907-925
47. Гачев Г. Музыка и световая цивилизация // Музыкальная академия. 1993. № 2. - С. 131-138
48. Гегель Г. Эстетика. В 4 т. Т.З. - М.: Искусство, 1971. - 624 с.
49. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. № 6. - С. 87-97
50. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб.: Алетейя, 1995. - 336 с.
51. Герцман Е.В. Музыкальная боэцина. - СПб.: Глаголь, 1995. - 479 с.
52. Гильбурд Г.И. Исполнительство - искусство интерпретации. - Новосибирск: Изд-во НГК, 1991 - 78 с.
53.Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М.: Искусство, 1970. -519 с.
54. Гриб В.В. Проблема взаимосвязи образа и знака. - Минск: Наука и техника, 1978. -166 с.
55. Губанов Н.И. Чувственное отражение. - М.: Мысль, 1986. - 237 с.
56.Гулыга A.B. Эстетика Канта // И.Кант. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - С. 9-37
57.Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. - Новосибирск: Изд-во НГК, 1985. - 88 с.
58. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М.: Сов. композитор, 1986. - 205 с.
59. Дидро Д. Разговор Даламбера и Дидро // Курбатов В.И. История философии. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 268-278
60. Дильтей В. Набросок к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988, №4. -С. 135-152
61. Дмитриева H.A. Изображение и слово. - М.: Искусство, 1962. - 314 с.
62. Единство форм отражения. Межвуз. сб. науч. трудов. - Л.: ЛГПИ, 1983. - 160 с.
63.Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. - М.: Искусство, 1982. - 277 с.
64. Ждан В.Н. Специфика кинообраза. - М.: Искусство, 1965. - 174 с.
65. Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. - М.: Музыка, 1989. - 303 с.
66. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. - М.: Музыка, 1995. - 544 с.
67. Задерацкий В.В. Современный симфонический тематизм: вопросы мелодических структур и полифонических предпосылок // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - М.: Музыка, 1982,- 232с
68.3акс Л.А. Художественное сознание. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990-212 с.
69.3енкин К. Музыка и наука в философском искусстве // Музыкальная академия. 1994. №5. - С. 115-125
70. Золтаи Д. Этос и аффект. - М.: Прогресс, 1977. - 372 с.
71. Из истории теоретического музыкознания. Сб. науч. трудов. - М.: Изд-во МГК, 1990.
72. Интонация и музыкальный образ. Сб. ст. - М.: Музыка, 1965. - 354 с.
73. Интонация. - Киев: Изд-во при Киев, ун-те, 1978. - 240 с.
74. История и современность. Сб. науч. трудов. - М.: МГК, 1990. - 146 с.
75. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.
76. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - М.: Наука, 1974. - С. 26-35
77. Казанцева Л.П. Представления слушателя о композиторе: мифологизация или информатизация? // Искусство в контексте информационной культуры. М.: Смысл, 1997. - С. 77-87
78. Казин A.A. Художественный образ и реальность: Опыт эстет.-искусствовед, исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 120 с.
79. Калайков И.Д. Теория отражения и проблема приспособления. - М.: Наука, 1986. -142 с.
80. Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.
81.Кашперский В.И. Отражение и функция. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. -232 с.
82. Ким В.В. Семиотические аспекты системы научного познания. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. - 224 с.
83.Кон Ю.Г. Вопросы анализа современной музыки. - Л.: Сов. композитор, 1982. -150 с.
84. Конен В.Д. Театр и симфония. - М., 1975.
85. Кормин H.A. Онтология эстетического. - М.: Наука, 1992. - 117 с.
86. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. - М.: Политиздат, 1979.-216 с.
87. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. - М.: Политиздат, 1971. - 255 с.
88. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 214 с.
89. Котляревский И. А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания: Методы изуч. и классификация. - Киев: Муз. Украйна, 1983. - 158 с.
90.Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. - М.: Сов. композитор, 1972. - 272 с.
91.Кремлев Ю.А. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. - Л.: Музыка, 1970. - 136 с.
92.Кривцун O.A. Эстетика. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 430 с.
93.Кудряшов А.Ю.Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализа исполнений "ХТК" И.С.Баха). Автореф. дис. канд. искусствов. - М., 1995. - 26 с.
94. Курбанов Б.О. Специфика художественного отображения в музыке // Вопросы философии. 1980. № 5. - С. 141-151
95. Курбатов В.И. История философии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 448 с.
96. Ларин Ю.В. Культура в системе детерминант бытия человека // Теория и экология разума. Вьш. 5. - Тюмень: СофтДизайн, 1996. - С. 23-30
97.Лаул.Р.Х. Мотив и музыкальное формообразование: Исследование. - Л.: Музыка, 1987. - 76 с.
98. Левая Т.Н Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. - 166 с.
99. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве - М.: Наука, 1974. - 207 с.
100. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. Т. 2. -318 с.
101. Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия И.С.Баха и ее исторической связи. Ч 2. Вокальные формы и проблема большой композиции. - М.: Музыка, 1980. - 287 с.
102. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. - М.: Сов. композитор, 1990. - 312 с.
103. Лосев А.Ф. Два мироощущения // Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 603-622
104. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 275-335
105. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 405-602
106. Лосев А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы // Лосев А.Ф. Форма -Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 603-622
107. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Мысль, 1995. - 320 с.
108. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения // Лосев А.Ф. Форма -Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 297-320
109. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. - М.: Музыка, 1991. - 80 с.
110. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1986. - 528 с.
111. Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. - М.: Наука, 1996. - С. 257-335
112. Малер Г. Письма, воспоминания. - М.: Мысль, 1968. - 607 с.
113. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. - М.: Высш.шк., 1980. - 160 с.
114. Маркова E.H. Интонационность музыкального искусства: Науч. обоснование и пробл. педагогики. - Киев: Муз. Украйна, 1990. - 180 с.
115. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 20. - М.: Госполитиздат, 1961. - 827с.
116. Маркус С.А. История музыкальной эстетики. Т. 2. - М.: Музыка, 1968. - 688 с.
117. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Госполитиздат, 1955 - 239 с.
118. Махлина С.Т. Проблема художественной условности в связи с некоторыми вопросами содержания и формы в искусстве. Автореф. дис. канд. филос. наук.
119. Мациевский И. Перцептивное пространство в музыкальной архитектонике. Сб. ст./ Отв. ред. Южак К. - СПб.: Изд-во музфонда, 1995. - С. 77-81
120. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
121. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование.
- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние. 1982. - 150 с.
122. Михайлов Ал.В. Эдуард Ганслик и австрийская культурная традиция // Музыка
- культура - человек. Сб. ст. Вып. 2. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - С. 154-180
123. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты - Л.: Музыка, 1990. - 288 с.
124. Михайлова A.A. Образный мир сцены: (Заметки о современной сценографии). -М.: Знание, 1979. - 48 с.
125. Михайлова И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. М.: Мысль, 1992. - 279 с.
126. Моисеев A.B. Универсальная система музыкального мышления. - Новгород,
1990. - 31 с.
127. Музыка - культура - человек. Сб. ст. Вып. 2. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та,
1991.-226 с.
128. Музыка. Миф. Бытие. Сб. ст. - М.: Изд-во МГК, 1995. - 149 с.
129. Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений. - М.: Муз-гиз, 1958.
130. Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1992. - 180 с.
131. Музыкальная эстетика Германии XIX века. - М.: Музыка, 1981. Т. 1. - 414 с.
132. Музыкальная эстетика Германии XIX века. - М.: Музыка, 1982. Т. 2. - 432 с.
133. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. -М.: Музыка, 1966. - 574 с.
134. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. - М.: Музыка, 1971.
- 688 с.
135. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. - М.: Музыка, 1973. - 245 с.
136. Музыкальная эстетика стран Востока. - М.: Музыка, 1967. - 414 с.
137. Музыкальная эстетика Франции XIX века. - М.: Музыка, 1974. - 327 с.
138. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. ст. -Киев: Муз. Украйна, 1989. - 178 с.
139. Музыкальное произведение в системе художественной композиции. Межвуз. сб. ст. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. - 164с.
140. Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Сб. ст. - Киев: Муз. Украйна, 1988. - 128с.
141. Музыкальный язык. Традиция. Сб.науч.трудов. - Л., 1990. - 191 с.
142. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. - 218 с.
143. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
144. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982-319 с.
145. Нестьев И.В. Век нынешний и век минувший. - М.: Сов.композитор, 1986.-382 с.
146. Ницше Ф. Казус Вагнер // Ницше Ф. Сочинения. В 2-х. Т. 2. - М.: Мысль, 1990.
- С. 525-555
147. Оголевец A.C. Специфика выразительных средств музыки: Эстет. -теорет.статьи и исследования. - М.: Сов. композитор, 1969. - 589 с.
148. Орлов В.В. Альтист Данилов. - М.: Сов. писатель, 1984. - 464 с.
149. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Сущность. - М.: Музыка, 1984. - 302 с.
150. Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. - Л.: Музыка, 1985. - 112 с.
151. Павлов Т. Избранные философские произведения. Т. 1. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961.-602 с.
152. Павлов Т. Теория отражения. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1949. - 522 с.
153. Панкевич Г.И. Звучащие образы. (О музыкальной выразительности). - М.: Знание, 1977,- 112 с.
154. Пастернак Б. Охранная грамота // Пастернак Б. Об искусстве. - М.: Искусство, 1990. - С. 36-238
155. Пахарь Л.И. Функциональное отражение: Философско-методологический анализ. - Рига: Зинатне, 1984. - 318 с.
156. Переверзев Н.К. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989. - 207 с.
157. Петушкова Е.В. Отражение в живой природе. - Минск: Изд-во БГУ, 1983-157 с.
158. Письма зарубежных музыкантов. - Л.: Музыка, 1967. - 378 с.
159. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. -309 с.
160. Поликаров С. Материя и познание. - София, 1961.
161. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 614 с.
162. Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика. - Новосибирск: Изд-во НГК, 1989. - 148 с.
163. Проблемы лада. Сб. ст. - М.: Музыка, 1972. - 314 с.
164. Проблемы музыкального жанра. Сб. трудов. Вып. 54. - М.: ГМПИ, 1981. - 168 с.
165. Проблемы музыкального ритма. Сб. ст. - М.: Музыка, 1978. - 293 с.
166. Проблемы музыкального романтизма. Сб. науч. тр. - Л.: ЛГИТМК, 1987,- 144 с.
167. Проблемы музыкальной фактуры. - М.: ГМПИ, 1982. - 139 с.
168. Проблемы отражения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 142 с.
169. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - М.: Сов. композитор, 1982. - 232 с.
170. Пустыльник И.П. Принципы ладовой организации в современной музыке. - Л.: Сов. композитор, 1979. - 190 с.
171. Рагс Ю.Н. Биографические заметки // Эстетика: информационный подход. - М.: Смысл, 1997. - С. 7-18
172. Рагс Ю.Н. Художественные эмоции как предмет исследования музыкального произведения // Эмоции, творчество, искусство. - Пермь, 1997. - С. 85-86
173. Рагс Ю.Н. Экспертные системы в музыковедческих исследованиях // Материалы международного научного симпозиума "Эмпирическая эстетика: информационный подход". - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. - С. 141-143
174. Ранние формы искусства. Сб. ст./ Сост. Неклюдова С.Ю. - М.: Искусство, 1972.
- 479 с.
175. Рахманинов C.B. Литературное наследие. Т. 1. - М.: Сов. композитор, 1978. -648 с.
176. Рахманинов C.B. Письма.(1890-1943) - М.: Музгиз, 1955. - 604 с.
177. Рожко К.Г. Проблемы уровней и диалектика. - Тюмень, 1992. - 44 с.
178. Ройтерштейн М.И. Выразительные средства музыки. - М.: Сов. композитор, 1962. - 56 с.
179. Роллан Р. Жан-Кристоф. Т. 1-4. - М.: Правда, 1982. - 416 е.; 448 е.; 416 е.; 256 с.
180. Романов Ю.И. Образ, знак в искусстве: Философско-методологический анализ.
- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. - 131 с.
181. Рубцов H.H. Символ в искусстве и жизни: Философские размышления. - М.: Наука, 1991. - 174 с.
182. Ручьевская Е.А. Функция музыкальной темы. - Л.: Музыка, 1977. - 160 с.
183. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. - М.: Музгиз, 1925.
184. Сабощук А.П. Об источнике и генезисе психического образа (гносеологический анализ). - Кишинев: Штиинца, 1981. - 118с.
185. Сапонов М.А.Искусство импровизации. - М.: Музыка, 1982. - 77 с.
186. Селиванов Ф.А. Истина и заблуждение // Селиванов Ф.А. Избранное. - Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1998. - С. 42-129
187. Селиванов Ф.А. Каузальные и некаузальные связи // Селиванов Ф.А. Избранное. - Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1998. - С. 5-42
188. Селиванов Ф.А. Связь и отношение. - Тюмень: Полиграфиздат, 1983. - 39 с.
189. Селиванов Ф.А. Сравнительный анализ предметов отражения форм общественного сознания // Общественное сознание и его формы. - Тюмень: Тюм. правда, 1984.- С. 2-5
190. Сетров М.И. Информационные процессы в биологических системах. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние., 1975. - 155 с.
191. Скоробогатов В.А. Развитие форм отражения. - Л.: Изд-во Лен. ун-та 1984. -167 с.
192. Скребков С.С. Статьи и воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1979. - 310 с.
193. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.
194. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. - 318 с.
195. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1981, №2-С. 23-25
196. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 231 с.
197. Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. -М.: Наука, 1974. - 382 с.
198. Соколов A.C. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества: Исследование. - М.: Музыка, 1992. - 227 с.
199. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 3. - Л.: Музыка, 1983. - С. 129-142
200. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 2. - Л.: Музыка, 1981. - С. 111-230
201. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 2. - Л.: Музыка, 1981. - С. 231-293
202. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
203. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние. 1971. - 414 с.
204. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. - Л.: Музгиз, 1963. - 273 с.
205. Суровягин С.П. Яблоков М.С. Мировоззрение и музыка. - Тюмень: Просторъ, 1997. -122 с.
206. Танеев С.И. Дневники. Кн. 1-3. - М.: Музыка, 1981. - 333 е.; М.: Музыка, 1982. -430 е.; М.: Музыка, 1985. - 560 с.
207. Творческий характер отражения. Сб. ст. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1974. - 96 с.
208. Тельчарова P.A. Введение в феноменологию музыки. - М., Владимир: Изд-во ВГПИ, 1991.-214 с.
209. Теоретические проблемы музыки XX в. Сб. ст. Вып. 2./ Ред.-сост. Тюлин Ю.Н. - М.: Музыка, 1978. - 200 с.
210. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Худож. лит-ра, 1983. - 383 с.
211. Тугаринов В.П. Философия сознания (Современные вопросы). - М.: Мысль, 1971. - С. 16-169
212. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 351 с.
213. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. - 223 с.
214. Тюхтин B.C. Клеточка отражения как свойство всей материи // Вопросы фило-
. софии. 1964. № 2. - 25-34
215. Тюхтин B.C. О природе образа (Психическое отражение в свете идей кибернетики). - М.: Высш.шк., 1963. - 123 с.
216. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. - М.: Наука, 1972. - 251 с.
217. Тюхтин B.C. Теория отражения в свете современной науки. - М.: Знание, 1971. -48 с.
218. Тюхтин В.С.Теория автоматического опознания и гносеология. - М.: Наука, 1976. - 140 с.
219. Украинцев Б.С. Отображение в неживой природе. - М.: Наука 1969. - 272 с.
220. Урсул А.Д. Отражение и информация. - М.: Мысль, 1973. - 231 с.
221. Фарбштейн A.A. Музыка и эстетика: Филос. очерки о соврем, дискуссиях в марксистском музыкознании. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1976. - 208 с.
222. Федосова Э. Категории пространства и времени в музыкальном анализе // Пространство и время в музыке: Сб. тр./ Отв. ред. Федосова Э.П.; Рос. акад. муз. Вып. 121.-М., 1992.-С. 3-12
223. Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.: Искусство, 1981. - 423 с.
224. Форма и стиль. Сб. науч. ст. Ч. 1 - Л.: ЛОЛГК, 1990. - 209 с.
225. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. -С. 94-142
226. Хангельдиева И.Г. Музыка в синтетических видах искусства. - М.: Знание, 1987. - 64 с.
227. Холопов Ю.Н. Музыкально-эстетические взгляды Х.Шенкера // Эстетические очерки, вып. 5. - М., 1979.
228. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. - М.: Музыка, 1971. - 304 с.
229. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк. - М.: Музыка, 1980. - 72 с.
230. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм: Науч.-метод, очерк. - М.: Музыка, 1983. - 88 с.
231. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М.: Худож. лит-ра, 1986. -439 с.
232. Христов Д. Теоретические основы мелодики. - М.: Музыка, 1980. - 256 с.
233. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. -М.: Музыка, 1987. - 239 с.
234. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Рондо и его историческое развитие. Ч. 1. - М.: Музыка, 1988. - 175 е.; Ч. 2. - М.: Музыка, 1990. - 128 с.
235. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы. - М.: Музыка, 1984. - 214 с.
236. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. - М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.
237. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х т. - М.: Алгоритм, 1997.-512 е.; 608с.; 593 с.
238. Чередниченко Т.В. Современная марксистко-ленинская эстетика музыкального искусства. - М.: Сов. композитор, 1989. - 320с.
239. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. - М.: Музыка, 1989. - 223 с.
240. Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. - М.: Музыка, 1984. -144 с.
241. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 т. Т. 1. - М.: Рус. яз., 1994. - 623 с.
242. Чистякова М.Г. Искусство авангарда в контексте западноевропейской культуры // Взаимопонимание культур. Сб. науч. трудов. Вып. 1. - Тюмень: Изд-во Тюм. унта, 1998. - С. 79-84
243. Чусовитин А.Г. Диалектика взаимодействия и отражения. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. - 176 с.
244. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. - М.: Сов. композитор, 1983. - 153 с.
245. Шахназарова Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита. - М.: Сов. композитор, 1975. - 238 с.
246. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. - М.: Наука, 1973. - 256 с.
247. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII в. - М.: Музыка, 1975. - 351 с.
248. Шишова-Горская Е.С. Программная музыка. - М.: Музгиз, 1961. - 56 с.
249. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. - Мн.: Литература, 1998. -С. 49-888.
250. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики // Шопенгауэр А. Сб. произведений. -М.: Попурри, 1998. - С. 389-461.
251. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. - Мн.: Попурри, 1998. - 688 с.
252. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. - М., 1956. - 400 с.
253. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1961.
254. Эстетика Ренессанса. Т.2. - М.: Искусство, 1981.
255. Эстетические очерки (Избранное). - М.: Музыка, 1980. - 254 с.
256. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэзии. // Психоанализ и искусство Киев: Ваклер, 1996- С.9-30
257. Нурымов Ч. Айгозель (Айдым. Сози Италмаа Нурыевынкы) // Сов. Туркменистан аяллары. 1965. № 9.
258. Ткаченко О.М. Психолопчний змют категорн образ // Фшософська думка. 1978. № 6.- С. 45-53
259. Bruce F. Katz. Why music hath the power // Emotion, creativity, & art. - Perm. -1997. - p. 217-230
260. Cook N (Recensio) // Music Perception. - 1994. - Vol. 12, № 1. - p. 156-160. - Rec. Ad op.: Raffman D.Language, Music and mind. - Cambridge, 1993. - 169 p.
261. Dorfman L., Barashkova E., Chebykina T. Emotional preferences of musical performers // Emotion, creativity, & art. - Perm. - 1997. - p. 277-300
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.