Проблема нравственного выбора в фольклоре и в теории нравственности: Философско-психологический анализ чувашских сказок тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Андрюшкина, Марина Владимировна

  • Андрюшкина, Марина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Андрюшкина, Марина Владимировна. Проблема нравственного выбора в фольклоре и в теории нравственности: Философско-психологический анализ чувашских сказок: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чебоксары. 1999. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Андрюшкина, Марина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА

§1. Теоретико-методологический анализ факторов нравственного выбора

§2.Что такое сказка? Художественная ценность ирреального и

нравственный реализм ее семантики

§3. Нравственная проблематика сказочных сюжетов чувашского народа

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НРАВСТВЕННОГО

ВЫБОРА

§1. Поступок как "ядро" нравственного выбора

§2. Мотивы, поступки и их последствия

§3. Эмоциональное и рациональное в принятии решения

§4. Личностные факторы в структуре нравственного выбора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема нравственного выбора в фольклоре и в теории нравственности: Философско-психологический анализ чувашских сказок»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Интерес к моральному выбору как духовно-нравственному процессу традиционен. Он занимал человечество на протяжении веков и тысячелетий, затрагивался в библейских заповедях и учениях мыслителей разных времен. Их высказывания, сохраненные историей, поражают глубиной мысли, смелостью идей и оригинальностью решений, проницательностью и тонкой наблюдательностью в объяснении поступков человека и его поведения в целом.

Каждый человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с проблемой выбора. В основном он должен непрерывно на что-то реагировать, как-то действовать, словом, постоянно принимать решения. Можно образно сказать, что вся его жизнь, как башня из кубиков, складывается из последовательно принимаемых решений.

Погибнуть в бою, но не сдаться в плен, или позволить себя пленить, чтобы иметь шанс выжить и снова бороться? Выступить на собрании, чтобы поддержать коллегу в сложной ситуации, или промолчать, чтобы не повредить своей репутации? Каково будет решение?

Нередко человек оказывается перед необходимостью принятия решения из нескольких возможных вариантов. Ситуация необходимости, например, морального выбора возникает в случае предпочтения одной из имеющихся возможностей, предопределяющих практическую реализацию нравственной цели. Необходимость морального выбора определяется тем, что во всякой системе морали нравственные ценности существуют как иерархическая система, причем в разных жизненных ситуациях приоритетность различных нравственных ценностей может изменяться. Именно ориентация на нравственные ценности помогает человеку избегать своеволия, беспринципной анархической свободы. Моральный выбор предпо-

лагает развитое самосознание, преодоление самого себя, предстает как нравственное испытание, в ходе которого человек принимает и осуществляет моральное решение.

Мы живем в довольно сложное время, отмеченное изменениями, как в материальной, так и духовной сфере. Поэтому повышенный интерес к проблеме нравственного выбора не случаен, он обусловлен нынешним глубоким общественным кризисом, частью которого является кризис морали. Идет ломка стереотипов, деформация устоявшихся связей и отношений. Это не проходит бесследно, оборачивается трагедией как для общества, так и для личности. Никогда не было так трудно принять правильное решение, выбрать этически верный поступок, линию поведения. Принимать безошибочные решения становится все труднее, а за ошибки приходится платить все дороже.

Потребность в духовном обновлении остро ощущается в настоящее время всеми социальными слоями общества. "Духовность - социальное явление, продукт и глубинное основание культуры, проявление "человеческого в человеке", возвышающее его над собственными физиологическими потребностями, эгоистическим расчетом и рациональной рефлексией"1. Она является общим принципом ценностного сознания и особую роль играет в сфере нравственности. Духовное же обновление начинается с движения души человека к идеалам добра, справедливости, высокой нравственности, способности преодоления эгоистических, корыстных устремлений, когда определяющим мотивом его действий становятся интересы другого человека, коллектива, социума. Оно включает в себя не только усвоение непреходящих общечеловеческих ценностей, но и возвращение исторической памяти и восстановление забытых традиций и обычаев, несущих положительный

1 Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1989. - С.88

нравственный заряд. В этом аспекте особенно актуальной является проблема изучения духовно-нравственной культуры многих поколений, в которую органически вливается фольклор.

Дошедшее до нас из глубины веков, устное народное творчество, а особенно сказка, является хранителем народной философии, считается одной из ранних форм мировосприятия, источником становления почти всех форм общественного сознания. В сказке, как и в фольклоре в целом, в образной форме отражаются первые попытки человека познать самого себя, свое место в окружающем мире, выработать определенную систему поведения.

В центре сказки, особенно волшебной, ставится проблема моЛ

рального выбора. Мотив "выбора пути" необходимо возникает перед главным героем и остальными персонажами, обнаруживается "необходимость выбора между жизнью - смертью, долей - недо-

т л

лей"'1 и "выбор дороги - это выбор жизненного пути" .

Мораль не просто один из аспектов сказки, а ее ядро, центральная тема. Моральная сторона, связанная с оценкой поступка с точки зрения общепринятых норм, является самой решающей при восприятии сказочного сюжета. Вторжение моральных норм в этот процесс воспринимающим субъектом может быть осознано, а может быть принято интуитивно. Сказка с присущей ей полифункциональностью (познавательной, идейно-нравственной, социально-идеологической) указывает оптимистический путь решения возникающих перед личностью нравственных проблем.

Особую актуальность данная проблема приобретает в современных условиях роста национального самосознания и всплеска

2 Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975. - С.24.

3 Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период). - М.: Наука, 1965. - С.174.

4 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. лит., 1975. -С.271

крайнего национализма, обусловленного невниманием в

прошлом государственной политики к социально-экономическим и духовным запросам тех или иных наций и народностей нашей страны. Искажения и деформации в национальной политике привели к тому, что у людей накопилось много обид, и они, подогреваемые антисоциальными элементами, выражают его в форме национализма.

Чувашский народ высоко ценит дружбу и согласие между представителями своей нации и с другими народами, он далек от враждебности и агрессивности. История не знает примеров пренебрежения или неприязни со стороны чувашей в отношении других народов и национальностей. Чуваш характеризуется такими специфическими чертами народного характера как дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, целомудрие, уступчивость, честность и правдивость, скромность (9ичё пил - "семь благ", "семь добродетелей"). Народные представления о совершенстве человека, его стремление к добру, мечта о счастье выражены в чувашском фольклоре, в том числе и в сказочной форме. В поступках сказочных героев объективируются нравственные ценности и идеалы, выработанные многими поколениями чувашского народа. Обращение к чувашским сказкам позволяет приобщить духовные ценности чуваш, содержащихся в них, к системе общечеловеческих ценностей.

Актуальность исследования данной проблемы связана с некоторыми аспектами нравственного воспитания. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, как сказка, которые близки и взрослым, и детям. Сказка для ребенка - способ постижения нравственной реальности в нереальных сюжетах, она дает информацию о духовном мире, стимулирует воображение и любознательность. Но сказка может быть воспринята некритически, пропускаться в душу без

препятствий, врастать в нас. Это объясняется специфическими особенностями сказки (искусством сюжета, мастерством характеристик, богатством ярких и выразительных типических формул и т.д.). Мы "верим" сказке, она глубоко впечатляет нас и не только запоминается, но и становится внутренней побудительной силой поведения как действенные нормы морали, способы адекватного реагирования.

На закате жизни человек читает сказки своим внукам и задумывается о своей жизни. Он задает себе вопрос, на который отвечает сам: "А в какой сказке я прожил жизнь? Чью роль сыграл? Чем заканчивается моя сказка?". Сказка ведет человека по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Бессмертны слова шекспировского Гамлета: "Быть или не быть? Вот в чем вопрос". В них выражена трагедия человечества, веками и тысячелетиями метавшегося в поисках оптимального использования свободы выбора, дарованной ему природой.

Проблема нравственного выбора была актуальна во все времена и остается таковой и на современном этапе.

Степень разработанности проблемы. Современный этап развития науки характеризуется тенденцией к формированию новых направлений, объединяющих различные (иногда, казалось бы, далекие друг от друга по своему предмету и методам исследования) области научного знания. Так, исследование многих проблем человека должно проводиться на стыке нескольких наук - физиологии, синергетики, философии, психологии, педагогики и др. - с целью наиболее полного и всестороннего их осмысления. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме морального выбора и принятия решения. Моральный выбор и принятие решения суть не тождественные явления, но взаимообусловленные и взаимопроникающие. Моральный выбор пред-

варяет принятие решения, а принятие решения обозначает, что одному из вариантов оказано предпочтение, и выбор завершен.

Проблема принятия решения - это одна из классических философских проблем, формулируемая как проблема свободы воли. Может ли человек принимать решение, осуществляя сознательный выбор действия, или не может, потому что все его решения заранее предопределены - в этом, основное содержание проблемы свободы воли.

По мере выделения проблемы принятия решения в самостоятельную науку стала оформляться различная проблематика, как в общефилософском, так и частнонаучном планах.

В контексте эмпирической субъективной - описательной психологии исследование процесса принятия решения ограничивалось описанием динамики субъективных состояний, возникающих при осуществлении волевого акта. В этот период были выделены четыре признака первичного волевого акта: ощущение напряжения, которое возникает у субъекта, осуществляющего волевой акт; ясное сознание, что надлежит делать, и переживание зависимости будущих действий от собственной личности; специфическое переживание человека, выражаемое формулой "я хочу"; переживание стремления выполнить некоторое действие. Однако чисто психологическое описание представляет проблему односторонне. Необходимо, чтобы этот процесс был включен в различные формы общественного бытия.

В философской литературе последних лет проблеме нравственного выбора уделяется все большее внимание. Объектом исследования становятся общеметодологические, теоретические и практические вопросы, связанные с данным вопросом.

Необходимо отметить, что нравственный выбор как акт целеустремленной и целесообразной деятельности личности предполагает выделение в нем двух сторон - аксиологической и праксиоло-

ги чес кой, соответствующих ее общей и единой ценностной ориентации. Освещая различные стороны морального выбора, мы находим, что они взаимообусловлены и состоят в неразрывном единстве. Если ценностная ориентация выбора определяет нравственное достоинство намеченной цели и предстоящего поступка, то праксиологическое качество выбираемых средств (эффективность, оптимальность) обусловливает адекватность и результативность предпринятых действий.

С методологической точки зрения рассмотрение двух сторон нравственного выбора имеет важное значение для разностороннего и полного исследования проблемы. Эта точка зрения в социальной философии не является единственной. Существует и другая, рассматривающая моральный выбор только лишь как акт сознания, лишь как форму духовной деятельности человека. По старой традиции тоталитарного режима, нравственный выбор сводился преимущественно к постулируемым нормам заранее определенного трафарета поведения в обществе. Теперь эта методологическая позиция подвергнута критическому пересмотру. Следует признать, что на сегодняшний день в разработке проблем нравственного сознания достигнуты заметные успехи. В результате этих исследований опубликованы труды С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В. А. Блюм к и на, Н.Н.Гумницкого, А. А.Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Н.Н.Крутова, А.И.Титаренко, А.К.Уледова и других. Наметились новые подходы, в частности, структурно-генетический, выделяющий формационные этапы в становлении нравственного сознания целых эпох. В этом направлении работает А.И.Титаренко. Его исследование структур нравственного сознания различных общественных формаций представляет известный философский и исторический интерес5.

5 Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М.: Мысль, 1974. - 278 с.

Одновременно на фоне этих достижений произошло

отставание в разработке проблем нравственного выбора и принятия решения в структурах нравственной практики. Некоторые предпосылки методологического плана, необходимые для праксиологического анализа нравственного выбора уже имеются в современных философских трудах, посвященных проблеме человеческой деятельности (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, Л.А.Зеленов, В.Н.Сагатовский и др.). Так, например, отмечая важность технологической стороны культуры, М.С.Каган пишет, что "культура охватывает не только плоды человеческой деятельности, но и приемы, способы, процедуры, с помощью которых деятельность осуществляется, так как все они не даны человеку от рождения, а вырабатываются в самом процессе деятельности и потому принадлежат культуре в такой же мере, как и созидаемые с их помощью продукты. В каждом виде и роде деятельности ее техника и технология должны быть, разумеется, специфичными, дабы обеспечить максимальную эффективность данной специфичной деятельности"6.

Только в последнее время были изданы специальные статьи и монографии7, акцентирующие праксиологический аспект нравственного выбора: выбор средств и методов достижения цели, постановка цели и критерий целесообразности морального выбора.

Имеются работы, в которых исследуются различные проблемы нравственного выбора. Авторы коллективной монографии - " Моральный выбор " обращаются к двум сторонам нравственной ре-

6 Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат. 1974. - С.220-221.

Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: Альтернативы и решения. - М.: Политиздат. 1983. - 208 е.; Моральный выбор личности: Цели, средства, результаты. - Томск: Изд-во Том. ун-та. 1977. - 200с.

8 Моральный выбор. - М.: Изд-во МГУ. 1980. - 344 с.

и

гуляции (объективной и субъективной), что позволяет им выделить специфические ракурсы нравственного выбора - аксиологический и деонтологический и тем самым по-новому взглянуть на проблему специфики морали, ее функции и практическое назначение. Проблему, связанную с комплексным подходом к оценке нравственной деятельности человека затрагивают Л.М.Архангельский, В.А.Василенко, И.Н.Михеева, Т.С.Лапина, Б.О.Николаичев и др.

Проблема соотношения мотива и поступка до недавнего времени разрабатывалась в основном в психологии и педагогике. Основательную аргументацию и разностороннюю разработку идея единства сознания и поведения человека получила в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.Н.Узнадзе и др., где на первый план выдвигается деятельность как опосредующее звено между человеком, его сознанием и внешним предметным миром.

Решению проблемы нравственного выбора на политическом уровне, то есть в условиях реформирования социально-экономического строя общества, посвящены работы О.Д.Астаповой, А.К.Уледова, Д.Х.Хэллоухэлл, В.И.Чекушкина, выдвигающие новые подходы обеспечения подлинной свободы и достоинства человека.

При анализе теоретических исследований по фольклористике диссертантом была осознана необходимость преодоления установившихся стереотипов в отношении фольклора, и сказок в том числе. Из истории и теории фольклористики следует, что все внимание ученых сосредоточилось на жанрах и текстах, решающим признаком фольклора стала художественность. Соответственно фольклористика стала рассматриваться как органический компо-

нент литературоведения. К числу наиболее значимых, посвященных проблемам генезиса, жанровых разновидностей, сюжетного состава, системы образов и поэтики, относятся работы А.П.Аникина, А.Н.Веселовского, Н.Ф.Данилова, Е.М.Мелетинско-го, Н.В.Никольского, В.Я.Проппа, Э.В.Померанцевой, Е.С.Сидоровой, М.Я.Сироткина, Ю.И.Юдина и др.

На фоне этой тенденции все же имеется ряд трудов по фольклористике, в которых преодолевается узко литературоведческий подход исследования фольклора. Как справедливо отмечает Б.Н.Путилов: "Фольклор не может быть замкнут в кругу художественной словесности... его важнейшая особенность - это органическая включенность в различные внеэстетические сферы"9. В трудах К.А.Азадовского, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, А.К.Салмина, О.М.Фрейденберг, К.В.Чистова демонстрируется единство филологического и этнографического подходов; вопросу об отражении мировоззрения народных масс в устном народном творчестве посвящены работы Ж.М.Гусейнова, Н. А.Исмукова, Л.А.Иткуловой, Л.Когана, А.И.Петрухина, Т.Тыйтанен, В.А.Федотова, В.И.Чернова и др. Но философско-психологический аспект фольклора, а частности сказок, в исследовательской литературе до настоящего времени не рассматривался.

Чувашский фольклор, отличающийся богатым содержанием и жанровым многообразием, стал привлекать внимание русских и иностранных исследователей (Г.Ф.Миллер, П.С.Паллас, Н.И.Лепехин, К.Милькович и др.) с конца XVIII века в связи с изучением этнографии чувашского народа. Начало чувашского сказковедения положено в середине XIX века, когда к этому процессу подключились не только иностранные ученые (А.Регули), но и чувашские

9 Б.Н.Путилов. О некоторых аспектах изучения традиционной духовной культуры этноса //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1989. - С.6

этнографы, языковеды и фольклористы. Этот период связан с именем С.М.Михайлова, под влиянием которого начинается активная собирательская деятельность и первые исследования чувашских сказок (В.А.Сбоев, Н.И.Золотницкий, В.К.Магницкий, А.В.Рекеев и др.).

Дальнейшее развитие чувашского сказковедения относится к периоду становления чувашской письменной культуры (собирательская деятельность Симбирской чувашской учительской школы под руководством И.Я.Яковлева), а также этнографических, исторических, лингвистических исследований чувашского народа (Н.И. Ашмарин, Н.В.Никольский, Г.И.Комиссаров, Д.Мессарош, Х.Пассонен). Эта работа продолжалась и после революции и не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. Однако несмотря на широко развернувшуюся деятельность по собиранию и публикации, интенсивное научное исследование чувашской сказки начинается с 50-х годов нашего столетия. Об этом пишут ученые-фольклористы Е.С.Сидорова: "Многие вопросы, связанные с бытованием чувашской сказки рассматриваемого периода (записи XIX и начала XX вв. - авт.), ее публикацией и изучением, не только не решены, но даже не поставлены"10 и А.Рона-Таш: "Несмотря на то, что лучшие представители чувашской интеллигенции задолго до Октябрьской революции проявили большой интерес к чувашским сказкам, что мир этих сказок был источником вдохновения многих произведений чувашских писателей, все же

интенсивное исследование чувашских сказок начинается в наши я и

дни

10 Сидорова Е.С. Записи и публикации чувашских сказок в XIX - начале XX вв. //Чувашский язык, литература и фольклор /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1973. - Вып. 2. - С.246.

11 Рона-Таш А.. Чувашские сказки //Чувашский фольклор. Специфика жанров /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1982. - С.135.

Многие чувашские ученые рассматривают

дореволюционную чувашскую сказку преимущественно в связи с исследованием других специальных проблем: М.Я.Сироткин - с жанровым своеобразием устной поэзии чуваш, И.С.Тукташ - с историей чувашского фольклора, В.Я.Канюков - с разработкой проблемы литературно-фольклорных отношений, В.Г.Родионов - с жанровой классификацией чувашского фольклора, Г.Н.Волков - с этнопедагогикой, Н.А.Исмуков, А.И.Петрухин - в ряде работ, как уже было отмечено, посвященных раскрытию мировоззрения народных масс в фольклоре.

Следует отметить большую заслугу в развитии чувашского сказковедения Е.С.Сидоровой. Находя опору в предыдущих исследованиях Н.Ф.Данилова и Н.В.Никольского, впервые в истории чувашской фольклористики ею проведено фундаментальное исследование чувашской бытовой сказки: выявлены основные этапы ее развития, сюжетно-художественные особенности, место в фольклоре чувашского народа, идейно-воспитательное значение и специфика бытования в современности; составлен двухтомник чувашских сказок, сгруппированных по видам (сказки о животных, волшебные, бытовые и предания).

Научные изыскания А.К.Салмина посвящены выяснению типологии этнографических связей эпических мотивов чувашской сказки о богатырях. В его трудах сказочные тексты исследуются в их единстве и взаимодействии с этнографическими комплексами, в частности - с обрядами. Цикл монографий А.К.Салмина позволяет увидеть панораму древнейших пластов духовно-практической жизни чувашского народа, отражает общее и особенное в типологии этнической культуры.

Венгерским ученым А.Рона-Таш в статье "Чувашские сказки" подвергнуты анализу характерные для чувашских сказок типы и

мотивы и освещены разные исторические слои чувашской народной традиции. "Чувашские сказки, как и сказки других народов мира, - пишет он, - хранят и воссоздают народные традиции, историю, отражающуюся в сознании сказочников в своеобразной ху-

12 13

дожественной форме" . Имеется также статья В.А.Ендерова , где выявляются сходные мотивы и сюжеты в чувашских и марийских сказках.

Предмет нашего исследования тесно связан со многими другими аспектами морального сознания чувашского народа: этнопе-дагогикой, этнопсихологией и этноэтикой. Среди ученых, педагогов и мыслителей, занимающихся проблемами народной педагогики следует отметить В.И.Водовозова, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова, Т.Н.Петрову, Я.И.Ханбикова, М.Г.Харитонова и др. Все эти авторы затрагивают вопрос о роли устного народного творчества в процессе воспитания подрастающего поколения.

Общепризнанно, что наиболее полное и всестороннее освещение проблем народной педагогики принадлежит Г.Н.Волкову. Его монографии "Чувашская народная педагогика"14, "Этнопедагогика чувашского народа"ь, "Педагогика жизни"16 и др. высоко оценены

п Рона-Таш А.. Чувашские сказки //Чувашский фольклор. Специфика жанров /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1982. - С.135.

13 Ендеров В.А. Сходные мотивы и сюжеты в чувашских и марийских сказках //Актуальные проблемы чувашской литературы /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1983. - С.126-156.

14 Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1958. - 335 с.

1эВолков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1966. - 34.1 с.

16 Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1989,- 336с.

не только в Чувашии, но и за ее пределами. Они сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания.

Практическую значимость представляет и исследование Т.Н.Петровой процесса становления и развития педагогической культуры чувашского народа с XV по XVIII век17. В ее трудах научно объективно представлен народный опыт воспитания в системе традиционных педагогических идей.

Анализ приведенных трудов, позволяет сделать вывод, что нравственный аспект чувашской сказки, в частности проблема нравственного выбора и принятия решения в них, не являлся предметом исследования ни в истории философии, ни в истории фольклористики. Не претендуя на исчерпывающее освещение всех аспектов обозначенной проблемы, что является задачей не одного исследования, диссертантом предпринимается попытка восполнить указанный пробел на чувашском региональном материале.

Объектом исследования является процесс нравственного выбора в современной теории нравственности и в народной сказке.

Предмет исследования: научный анализ содержания народных сказок под углом зрения проблем нравственного самосознания.

Цель и задачи исследования-, показать системный характер нравственного выбора в сказке, выявить механизмы взаимодействия таких структурных элементов нравственного выбора, как нравственные ценности, мотивы и поступки.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

17 Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV- XVIII вв. - Чебоксары, 1996.

1) выявление нравственных ценностей, заключенных в народной сказке,

2) определение основных элементов структуры нравственного выбора,

3) анализ характерных специфических национальных и интернациональных особенностей поведения персонажей сказки в ситуации нравственного выбора,

4) выявление связи древнейших нравственных представлений с современностью.

Методологическая основа исследования. Диссертант использовал теоретические выкладки перечисленных выше исследований по философии, психологии, фольклористике и этнопедагогике в качестве методологических ориентиров при анализе многообразных аспектов народной философии.

Автор исходит из принципов диалектики взаимосвязи внешних и внутренних факторов - движущих сил, - составляющих механизм человеческого поведения.

Народная нравственная мудрость, содержащаяся в фольклорных текстах, разбросана, фрагментарна, неупорядочена. В связи с чем представлялось целесообразным применение сравнительного историко-типологического и системного подходов. Это позволило просматривать массу малосвязанного материала, исходя из единых методологических принципов.

Сопоставительный анализ фольклорного и научно-теоретического материала показал, что моральный выбор как целостный нравственно-психологический феномен является многоступенчатым, состоящим из ряда самостоятельных "блоков". Целостность сложного явления может быть расшифрована лишь методом системного анализа.

Нравственное поведение, будучи феноменом общественного бытия, не существует лишь как его форма. Хотя нравственность

преимущественно относится к сфере общественного сознания, она имеет смысл как дополнительный аспект социального поведения человека. Для того, чтобы перебросить "мост" между общественным бытием и общественным сознанием через анализ поступка личности, автором использована методология единства поведения и сознания.

Нет поступка самого по себе. Действие человека приобретает значение поступка лишь по отношению к тем общественным ценностям, которыми пользуется общество на данном этапе его развития. В работе предпринята экстраполяция методологии принципа относительности к средствам наблюдения, известной в современном естествознании. Один и тот же поступок в зависимости от его отношения к нравственным ценностям может быть определен или как позитивный, или как негативный.

Принцип относительности вторгается и в область социальной философии в качестве методологического ориентира при анализе сложных переплетений событий, связанных с разнонаправленно-стью целереализующих процессов массы личностей в обществе. Невозможно судить о нравственной ценности поступка безотносительно к его социальным последствиям.

Нравственный выбор, входя в контекст целостного нравственного поведения, может нормально функционировать (иметь смысл) лишь при наличии прямых и обратных связей между внутренним субъективным миром личности и объективной реальностью, с одной стороны, и между сознанием и поведением - с другой.

Сложную динамику нравственного выбора можно понять, если посмотреть на нее через призму двойственности человеческой духовности - через ее раздвоение на реальное и ирреальное. Поэтому анализ, предпринятый нами в этой работе, может оказаться явно односторонним, если свести все ментальные компоненты нравственного выбора и принятия решений только к рационализму. В по-

ведении человека неизбежно присутствуют также элементы иррационализма.

Сказка - величайшей ценности объект философского исследования. Она неоднозначна, представляет собой единство противоположностей, притом такое единство, которое составляет ее жизненность, ее способность внести в хаос очевидную и необходимую упорядоченность. Сказка, какой бы она ни была сказкой (ирреальной), содержит в себе глубокую истину - реальное описание нравственных ценностей. Мифологический ирреализм выступает в ней лишь в качестве формы, обеспечивающей эстетическую развлекательность. Анализ (рассечение) сказки на противоположные аспекты произведен методом идеализации (освобождения нравственных реалий от художественно-фантастических способов повествования жизни героев).

Сказка потому привлекательна, доставляет нам эстетическое наслаждение, что она сложена с учетом двойственной природы перцепиента (потребителя), духовная жизнь которого нуждается не только в реализме реального (пугающего человека) мира, но и в чудесном сказочном мире, свободном от трагизма обыденной жизни.

Диссертация выполнена, исходя из методологии принципа дополнительности - комплементарности научного рационализма и художественного (фольклорного) "иррационализма". При реализации этой методологии автором предпринят сопоставительный анализ теоретического и художественно-эмоционального описания нравственного выбора.

Методы предопределены объектом исследования и поставленными задачами:

- анализ теоретической литературы по проблеме,

- исследование конкретного фольклорного материала, имеющегося в научных учреждениях и библиотеках республики, по вы-

явлению проблем нравственного выбора,

- метод сравнительного анализа позволил найти точки соприкосновения между эмпирическими (фольклорными) и научно-теоретическими результатами исследования под единым углом зрения нравственно-практического критерия;

- метод идеализации (отвлечения существенных переменных от несущественных) использовался для "отсечения" нравственных реалий от их ирреального (художественно-фантастического) способа репрезентации;

- метод анализа и синтеза применялся для определения структурных "блоков", из которых состоит целостный (синтетический) акт нравственного выбора;

- метод историзма, призванный для прослеживания древних корней становления норм нравственного поведения (начиная с "коллективного бессознательного" и кончая стратегией сознательного выбора, продиктованного высшими нравственными ценностями).

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые проведено исследование чувашской народной мудрости в области нравственности, что позволяет перебросить "мост" между теорией и практикой нравственного самосовершенствования и роста национально-культурного самосознания народа.

Обращение к чувашскому фольклору дало возможность приблизить выработанные многими поколениями народа духовно-нравственные принципы к человеку, выросшему на данной земле, облегчить их осмысление, понимание для того, чтобы вписаться в общечеловеческую культуру.

Автор видит новизну исследования и в том, что впервые привлекается материал одной жанровой разновидности (чувашские народные сказки) и подвергается исследованию под углом зрения

проблемы выбора и стратегии принятия решения в контексте с выявленными в фольклоре нравственными ценностями народа.

На основе сравнительного анализа эмпирических, содержащихся в фольклоре, и философско-теоретических данных на защиту выносятся следующие основные положения:

1) анализ всех взаимосвязанных "блоков", составляющих целостный акт нравственного выбора, подвел автора к применению методологии системного подхода с целью раскрытия темы диссертации;

2) "ядром", центральным "блоком" системы является поступок - материальное звено в цепи ментальных процессов, происходящих в субъекте выбора до и после свершения поступка;

3) как правило, непосредственным детерминантом поступка является мотив, основанный на потребностях, влечениях и интересах. Анализ взаимосвязи мотива и поступка показывает, что они входят в общую систему целостного акта нравственного выбора как своего рода подсистема, ответственная за материализацию нравственных ценностей;

4) между мотивом и поступком вклинивается мыслительный акт - принятие решения, - следующий за процедурой сличения предполагаемого поступка и его последствий с общепринятыми нравственными ценностями. Сличение санкционирует запуск поведенческого акта;

5) предпринят сравнительный анализ структуры нравственного выбора, представленный в философской теории, и структуры нравственного выбора, данной в художественно-эмпирическом материале чувашского фольклора;

6) нравственный выбор, как в теории нравственности, так и в фольклоре обрастает дополнительными социально-психологическими факторами, связанными с такими личностными качествами

субъекта, как степень участия индивидуального и публичного сознания, сила воли, баланс эмоционального и рационального;

7) инвариантная структура нравственного выбора прослеживается в динамике и многообразии совершаемых личностью поступков.

Практическое значение диссертации заключается в том, что положения и выводы диссертации призваны способствовать

1)росту национального самосознания путем синтеза древнейших и современных нравственных ценностей, содержащихся в фольклорных текстах;

2)приведению выявленных закономерностей процесса нравственного выбора и принятия решения в форму, удобную для использования в практике вузовской лекционной работы по курсам философии, этики, фольклористики, этнопедагогики и истории педагогики;

3)репрезентаций духовно-нравственных принципов воспитания не только путем теоретических убеждений, но и путем усвоения эмоционально насыщенных народных образцов нравственного поведения. Яркие и впечатляющие примеры из сказок, ставших в рамках народной мудрости классическими, могут быть использованы в практике воспитательной работы специалистами среднего, среднего специального и высшего образования.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования использовались в лекционной и практической работе на курсах повышения квалификации работников культуры республики, госуниверситета, школ города.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедрах философии и методологии науки (09.00.08) и философии для гуманитарных факультетов (09.00.11).

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Андрюшкина, Марина Владимировна

Сказка внушает нравственные ценности через логику противопоставления добра и зла. Она мотивирует нравственный выбор путем поощрения практически значимого последствия, следующего после совершения поступка из высоких нравственных соображений. Выводы извлекаются из сказочных сюжетов почти автоматически, то есть как умозаключение, производимое без участия воли и сознания. Они оседают в мозгу слушателей не как извне навязанная идея, а как "впечатление", вторгающееся в сознание непроизвольно. В этом заключается психологическая мощь, социально-этическая действенность идеи, заключенной в народных сказках.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Андрюшкина, Марина Владимировна, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Азадовский М.К. История русской фольклористики. - М.: Учпедгиз, 1963. - 363 с.

2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М.: Наука, 1993. - 191 с.

3.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 е.; Т.2. - 287 с.

4.Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. - Л.: Наука, 1971. - 137 с.

З.Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1979. -

158 с.

6.Анохин П.К. Философские аспекты теории функционирования системы. - М.: Наука, 1979. - 400 с.

7. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.: Наука, 1988. - 329 с.

8. Архангельский Л.М. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. - М.: Мысль, 1985. - 239 с.

9.Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.

Ю.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

П.Астапова О.Д. Моральный фактор в революционной перестройке. - Л., 1990. - 17 с.

12.Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности //Чувашский фольклор. Специфика жанров /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1982. - С.3-53.

13.Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности (^Окончание) //Исследования по чувашскому фольклору

/Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1984. - С.3-49.

14.Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: Альтернативы и решения. - М.: Политиздат, 1983. - 208 с.

15.Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: Цели, средства, результаты. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. - 200 с.

1 б.Бандзеладзе Т.Д. О понятии человеческого достоинства. -Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 107 с.

17.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. лит., 1975. - 502 с.

18.Бачинин В.А. Диалектика нравственных противоречий. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. - 133 с.

19.Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. - М.: Наука, 1981. - 447 с.

20.Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические основы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -141 с.

21.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж: Ин-т практ. психол., НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.

22.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва "Наука", 1985. - 758 с.

23.Бородай Ю.М. От фантазии к реальности: (Происхождение нравственности). - М.: ИФРАН, 1995. - 297 с.

24.Вавилова М.А. Русская бытовая сказка. - Вологда,1984. -

79 с.

25.Василенко В.А. Мораль и общественная практика. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 175 с.

26.Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975. - 135 с.

27.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высш. шк., 1989.- 406 с.

28.Виноградов Г.С. Народная педагогика. - Иркутск: Вост.-Сибир. отд-ние Русск. географ, об-ва, 1926. - 30 с.

29.Винокурова С.П. Личность в системе нравственных отношений. - Минск: Наука и техника, 1988. - 107 с.

30.Водовозов В.И. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1986. -476 с.

3 1 .Волков Г.Н. Асанне калавёсем. - III.: Чавашгосиздат, 1957. - 36 с.

32.Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1958. - 335 с.

33.Волков Г.Н. Чувашские сказки как памятник народной педагогики //Ученые записки Чуваш, гос. пед. ин-та. - Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. - Вып. VI. - С.117-128.

34.Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чуваш, кн изд-во, 1989. - 335 с.

35.Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 341 с.

36.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - 504 е.; Т.З. - 367 с.

37.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Прогресс. Культура, Б.г. (1994). - 479 с.

38.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс, 1990. - 495 с.

39.Глосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987. - 218 с.

40.Гумницкий Г.Н. Нравственный поступок и его оценка. -М., 1981. - 64 с.

41.Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. - М., 1981.- 64 с.

42.Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.

43.Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 157 с.

44.Гусейнов A.A. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. - 351 с.

45.Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. - М.: Наука, 1966. - 365 с.

46.Данилов Н.Ф. Xanäx юмахё //Чаваш халйх юмахёсем. Н.Ф.Данилов пухса хатёрленё. Ред. М.Я.Сироткин. - Ш.: Чйв. гос-во изд-ви, 1949. - С.7-37.

47.Денисов С.Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. - 183 с.

48.Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

49.Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука, 1974. -388 с.

50.Дробницкий О.Г. Принцип нравственности. - М.: Наука, 1977. - 333 с.

51.Дубко E.JL, Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. -М.: Изд-во МГУ, 1989. - 191 с.

52.Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 493 с.

53.Езлин М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993. -337 с.

54.Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России. -М.: Индрик, 1994. - 272 с.

55.Ендеров В.А. Сходные мотивы и сюжеты в чувашских и марийских сказках //Актуальные проблемы чувашской литературы /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1983. - С.126-156.

56.Ендеров В.А. Образ лешего (ар9ури) в чувашском фольклоре //Исследования по чувашскому фольклору /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1984. - С.49-73.

57.Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л.: Наука, 1991. -201 с.

58.Зайцев А.И. К вопросу о происхождении волшебной сказки //Фольклор и этнография. У этнографических источников сюжетов и образов. - Л.: Наука, 1984. - С.69-77.

59.3еленов Л.А. Становление личности. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. - 168 с.

60.Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. - М.: Наука, 1964. - 328 с.

61.3олотов Н.Я. Материалы по чувашскому фольклору. - Чебоксары: Б.м., 1930. - 73 с.

62.3ыбковец З.Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. -248 с,

63.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период). - М.: Наука, 1965.- 246 с.

64.Иванов В.Г. История этики древнего мира. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 224 с.

65.Иванов Д.Е., Петрова Т.Н. Национальная культура, традиции и элементы философии чувашей. - Чебоксары, 1996.

66.Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991.- 256 с.

67.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1987. - 464 с.

68.Исмуков H.A. Современность и проблема целостности национальной культуры. - Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1994. - 237 с.

69.Исмуков H.A. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. -204 с.

70.История первобытного общества: Эпоха классового образования. - М.: Наука, 1988. - 564 с.

71.История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. - М.: Наука, 1986. - 572 с.

72.Иткулова J1.A. Диалектика нравственного выбора в народной сказке. [Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук]. -Уфа, 1996. - 17 с.

73.Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

74.Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

75.Канюков В.Я. От фольклора к письменности. - Чебоксары, 1971. - 127 с.

76.Кант И. Критика практического разума //Кант И. Соч.: В 6-ти т. - М.: Мысль, 1965. - Т.4. 4.1. - С.31 1-505.

77.Кемеров В.Е. Философские и социологические предпосылки теории мотивации //Вопр. философии. - 1972. - N 5. - С.

78.Кербелите Б. История развития структур и семантики сказок: На материале литовских волшебных сказок. - Вильнюс: Вага, 1991. - 380 с.

79.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой мифологии). - М.: Мысль, 1972. - 312 с.

80.Кириллов P.C. Вопросы формирования мировоззрения в условиях развитого социалистического общества (На материале чуваш, худ. лит.) //Формирование научного мировоззрения. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1975. - Вып.1. - С.94-114.

81.Кириллов P.C. Развитие свободомыслия в общественной мысли чувашского народа. - Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1976. - 1 17 с.

82.Кобляков В.П. Этическое сознание: Историко-теоретичес-кий очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 223 с.

83.Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии //Изучение истории культуры как система /Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск, 1983. - 80 с .

84.Крутов H.H. Мораль в действии. - М.: Политиздат, 1977. -255 с.

85.Кузнецов Ф.Ф. Размышление о нравственности. - М.: Сов. Россия, 1993. - 446 с.

86.Кузнецова В.В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995. -128 с.

87.Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993. -383 с.

88.Лазар М.Г. Этика науки: Философско-социологические аспекты соотношения науки и морали. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -126 с.

89.Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности //Мо-раль и этическая теория. - М.: Наука, 1975. - С. 106-144.

90.Лапина Т.С. Сознательное и привычное в нравственном поведении //Насущные проблемы этики /Ин-т философии АН СССР. - М., 1971. - С.183-207.

91.Леви-Строс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1983. - 536 с.

92.Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - 384 с.

93.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

94.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

95.Личность: этические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1979. -218 с.

96. Лосев А.Ф. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.

- 524 с.

97. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. -М.: Мысль, 1993. - 959 с,

98.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. -М.: Мысль, 1983. - 284 с.

99.Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов //Вопр. психологии. -1991. - N 10. - С.41-47.

1 ОО.Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М.: Изд-во вост. лит., 1958. - 462 с.

101.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. - М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 462 с.

102.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. -408 с.

ЮЗ.Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: Б.и., 1994. - 136 с.

104.Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1971. - 236 с.

105.Метин П.Н. Сатира и юмор в чувашских сказках //Современные проблемы чувашской литературы. Труды ЧНИИ.- Чебоксары, 1980. - Вып. 103. - С.25-62.

106.Методология этических исследований. - М.: Наука, 1982.

- 383 с.

107.Мифы народов мира: В 2-х т. - М.: Совет, энцикл., 1987. -Т.1. - 671 е.; Т.2. - 719 с.

108.Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов /Науч.-исслед. ин-т яз., лит.,

истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1972. - 424 с.

109.Михеева И.Н. Амбивалентность личности. Морально-психологический аспект. -М.: Наука, 1991. - 128. с.

ПО.Момов В.М. Человек. Мораль. Воспитание. - М.: Прогресс, 1975. - 163 с.

111 .Мораль и этическая теория. - М.: Наука, 1974. - 295 с.

112.Мораль: Сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. -208 с.

113.Мораль: Противоречия и конфликты /АН СССР, Ин-т философии. - М., 1987. - 132 с.

114.Моральный выбор. Под общ. ред. А.И. Титаренко. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 344 с.

115.Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание //Вопр. философии. - 1994. - N 3. - С.45-53.

11 6.Неелов Е.М. Сказки, фантастика, современность. - Петрозаводск: 1987. - 124 с.

117.Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 198 с.

118.Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 96 с.

V

119.Никольский Н.В. Елёкхи чаваш халах юмахёсем £инчен //Юмахсем. - LLL: Чав. гос-во изд-ви, 1960. - С.150-162.

120.Никольский Н.В. Творчество чуваш. Сказка. - Б.м., б.г. -16 с.

121.Нравственная культура. Сущность. Содержание. Специфика. - Вильнюс: Минтис, 1982. - 271 с.

122.Нравственная жизнь человека. Искания. Позиции. Поступки. - М.: Мысль, 1982. - 144 с.

123.Нравственные проблемы развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 144 с.

124.0дюков И.И. К истории собирания и публикации чувашского фольклора в 20-30-х гг. //Вопросы чувашского языка, литературы и искусства /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1960. -С. 94-113.

125.Петрова Т.Н. Общечеловеческое звучание "Духовного завещания" И.Я.Яковлева //Вестник Чувашского гос. пед. ин-та им. И.Я.Яковлева. Теория и история педагогики. -Чебоксары, 1998. -№2 (3). - С.208-211.

126.Петрова Т.Н. Чувашская народная терминология XVIII века //Народная педагогика и современные проблемы воспитания. -Чебоксары, 1991. - 4.IV. - С.98-100.

127.Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как фактор мировой культуры. - Чебоксары, 1996. - 97 с.

128.Петрухин А.И. Материализм и атеизм в устном творчестве чуваш. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 192 с.

129.Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 224 с.

130.Петрухин А.И. Мировоззрение и советский фольклор. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. - 176 с.

131.Петрухин А.И. Рост национальной культуры и устно-поэтическое творчество чуваш. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. - 120 с.

132.Померанцева Э.В. Русская народная сказка. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 128 с.

133.Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. - М.: Наука, 1965. - 220 с.

134.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979. - 232 с.

135.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 365 с.

136.Пропп В.Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969. -168 с.

137.Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1976. - 326 с.

138.Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. - Л.: Наука, 1976. - 244 с.

139.Путилов Б.Н. О некоторых аспектах изучения традиционной духовной культуры этноса //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1989. -С.3-11.

140.Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1982. - С.54-105.

141.Родионов В.Г. К образу лебедя в жанрах чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1982. - С.150-1 71.

142.Рона-Таш А. Чувашские сказки //Чувашский фольклор. Специфика жанров /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1982. -С.130-149.

143.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 486 е.; Т.2. - 328 с.

144.Салмин А.К. К проблеме богатырской сказки в науке //Исследования по древней и современной культуре чувашей /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1987. - С.65-73.

145.Салмин А.К. Народная обрядность чувашей /Чуваш, гос. ин-т гуманитар, наук. - Чебоксары, 1994. - 339 с.

146.Салмин A.K. Сказка - обряд - действительность: Ист,-типолог. изуч. чуваш, текста. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 142 с.

147.Салмин А.К. Типология чувашских сказок о богатырях //Исследования по чувашскому фольклору /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1984. - С.74-90.

148.Салмин А.К. Чувашские сказки о батырах //Совет, тюркология. - 1985. - N1. - С.38-45.

149.Салмин А.К. Чудесное происхождение героя в чувашских сказках //Фольклор народов РСФСР /М-во высшего и ср. спец. Образования РСФСР. БГУ им. 40-летия Октября. - Уфа, 1983. - С.54 - 59.

150.Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Изд-во полит, лит., 1991. - 336 с.

151.Семенов Ю.И. Как возникло человечество.. - JL: Наука, 1989. - 556 с.

152.Сидорова Е.С. Влияние взаимосвязей и взаимопроникновения национальных культур на тематику чувашских бытовых сказок //Проблемы изучения финно-угорского фольклора. - Саранск, 1972. - С.118 - 122,

153.Сидорова Е.С. Записи и публикации чувашских сказок в XIX - начале XX вв. //Чувашский язык, литература и фольклор /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1973. - Вып. 2. - С.246-276.

154.Сидорова Е.С. Из наблюдений над современными чувашскими бытовыми сказками //Чувашский язык, литература и фольклор. /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1972. - Вып.1. - С.418-424.

155.Сидорова Е.С. Интернациональные черты и национальная специфика чувашских сказок //Национальное и интернациональное в чувашской советской литературе и искусстве /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1975. - С.113 - 123.

156.Сидорова Е.С. Сюжеты чувашских бытовых сказок //Чувашский язык, литература и фольклор /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1974. - Вып. 3. - С. 171-202.

157.Сироткин М.Я. Чувашские народные сказки //Ученые записки ЧНИИ. - Вып. XXVI. Вопросы чувашского языкознания и литературоведения. - Чебоксары, 1963. - С.125-152.

158.Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. - 132 с.

159.Сказки и предания чуваш. Собр. и пер. Н.Ф.Данилов. Ред. Н.С.Павлов. - Чебоксары, 1963. - 132 с.

1 бО.Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 200 с.

161.Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М.: Политиздат, 1986. - 239 с.

162.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

163.Структура морали и личность. - М.: Мысль, 1977. - 174 с.

164.Титаренко А.И. Мораль и политика. - М.: Политиздат, 1969.- 264 с.

165.Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М.: Мысль, 1974. - 278 с.

1 бб.Титаренко А.И. Антиидеи: Опыт социально-этического анализа. - М.: Политиздат, 1984. - 478 с.

167.Толстых В.И. Сократ и мы: Разные очерки на одну и ту же тему. - М.: Политиздат, 1981. - 383 с.

168.Тейлор Исаак. Происхождение арийцев и доисторический человек. Исследование по доисторической этнологии и цивилизации в Европе. - М.: Магазин "Кн. дело", 1897. - 322 с.

169.Тукташ И.С. К вопросу об изучении чувашского фольклора //Записки ЧНИИ. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1941. -Вып.1. - С.55-68.

170.Тукташ И.С. Чйваш фольклорёпе унйн историйё ?инчен // Чйваш фольклоре. И.С.Тукташ пухса хатёрленё. Ред И.Я.Яковлев. - Ш., 1941. - С.5-27.

171.Тыйтанен Т.Э. Воспитательная значимость пословичных изречений //Народная педагогика и современные проблемы воспитания. - Чебоксары, 1991. - Ч.И. - С.68-70.

172.Тыйтанен Т.Э. Языковой афоризм как мировоззренческое отражение бытия обыденным сознанием. [Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук]. - Свердловск, 1985. - 17 с.

173.Тэйлор И. Первобытная культура. - М.: Гос. соц. эк. изд--во, 1939. - 567 с.

174.Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

175.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 451 с.

176.Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М.: Мысль, 1990. - 355 с.

177.Федотов В.А. Отражение в фольклоре обыденного сознания и его роль в формировании нравственного облика личности. [Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук] /МИНХ им. Г.В.Плеханова.- М.,1981. - 25 с.

178.Федотов В.А. Мировоззренческая роль этического в фольклоре //Формирование научного мировоззрения.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1976. - Вып.2. - С.105-110.

179.Феизов Э.З. Мозг и психика. - Чебоксары, 1991. - 158 с.

180.Феизов Э.З. Сознание. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1996. - 151 с.

181.Феизов Э.З., Белова З.С. Проблемы воспитания реалистического видения мира /Чуваш, гос. ун-т. - Чебоксары, 1996. - 39 с.

182.Фольклор народов РСФСР: Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. - Уфа: Изд-во Башкир, унта, 1989. - 136 с.

183.Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. - Л.: Наука, 1977. - 200 с.

184.Фольклор и этнография. - Л.: Наука, 1990. - 231 с.

185.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

186.Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. -415 с.

187.Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. - Казань: Таткнигоиздат, 1967. - 232 с.

1 88.Харитонов М.Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии. - Чебоксары, 1996.

189.Хэллоухелл Д.Х. Моральные основы демократии. - М.: ППП, 1993. - 144 с.

190.Чаваш фольклоре. И.С.Тукташ пухса хатёрленё. Ред И.Я.Яковлев. - Ш., 1941. - 215 с.

191 .Чйваш фольклоре. Ред. С.В.Эльгер. - III., 1949,- 328 с.

192.Чйваш халах самахлйхё: 6 томпа тухать. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1973. - Т.1. - 440 е.; Т.2. - 408 с.

193.Чйваш халйх юмахёсем. Н.Ф.Данилов пухса хатёрленё. Ред. М.Я.Сироткин. - Ш.: Чав. гос-во изд-ви, 1949. - 296 с.

194.Чаваш юмахёсемпе халапсем. - Хусан: Тёп чав. пайё кйларна, 1920. - 105 с.

195.Чекушкин В.И. Уроки нравственной зрелости. Кн. 1. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 120 с.

196.Чекушкин В.И. Трагедия личности. Попытка историко-философского осмысления. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994.- 404 с.

197.Чернов В.И. Философия и фольклор. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1964. - 152 с.

198.Чуваши: Этнографическое исследование: В 2-х ч. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 4.2. - 308 с.

199.Чувашские легенды и сказки. Сост. Е.С.Сидорова. Пер. С.Шуртакова. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. - 222 с.

200.Чувашские народные сказки. Сост. П.Е.Эйзин. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. - 351 с.

201 .Чувашские народные сказки. Сост. Н.В.Никольский. - Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1960. - 172 с.

202.Чувашские сказки. Сост. Н.Васильев-Шубоссини. - М.: Худ. лит., 1937. - 298 с.

203.Чувашские сказки. Сост. и пер. С.Григорьев. - М.: Худ. лит., 1971. - 222 с.

204.Чувашские сказки. Пер. С.Шуртакова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1984. - 160 с.

205.Эльконин Д.Б. Избр. псих, тр.: Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международ, пед. акад., 1995. -224 с.

206.Юдин Ю.И. Сказка и история //Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - Л.: Наука, 1984. - С.93-101.

207.Юдин Ю.И. Народная бытовая сказка и история //Русский фольклор. - Л., 1976. - Т.XVI. - С.152-172.

208.Юмахсем. Н.В.Никольский пухса хатёрленё - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1960. - 172 с.

209.Юнг К.Г. Аналитическая психология. Глоссарий. - СПб.: МЦНК и Т "Кентавр", Ин-т Личности, ИЧП "Палантир", 1994. -136 с.

210.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. - Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. - 384 с.

211.Юнг К.Г.. Сознание и бессознательное. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с.

212.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

213.Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АН РСФСР, 1958. - 384 с.

214.Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. - Чебоксары: Республика, 1997. - 696 с.

215.Barnsley J.N. The social reality of ethics. - London-Boston, 1972.

216.Frankena W.K. Ethics. -N.Y., 1968.

217.Laird J. The Idee of Value. - Cambridge at the Univ. Press, 1929.

218.Meszäros Gyula. Csuvas nöpköltesi gyütemeny. - Budapest, 1912. - II k. - X+540 l.

219.Paasonen H. Gebräuche und Volksdihtung der Tschuwassen. Herausgegeben von Eino karanka und Martti Räsänen. - Helsinki, 1949. - 381 s.

220.Prall D.W. A Study in the Theory of Value. - Univ. of California Press. Berkeley, 1921.

221.Reiner H. Die philosophische Ethik. - Heidelberg, 1964.

222.Urban W.M. Volition its Nature and Laws. - London - N.Y., 1909.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.