Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сидорова, Лариса Александровна

  • Сидорова, Лариса Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 191
Сидорова, Лариса Александровна. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2001. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сидорова, Лариса Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теория и практика нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок

1.1. Воспитательные возможности народных сказок

1.2. Опыт использования народных сказок в образовательно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики

1.3. Модель системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок

ГЛАВА II. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок

1.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию старших дошкольников с использованием народных сказок

1.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

2.3. Педагогические условия реализации модели системы нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Социальные - экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования. Государственная политика в этой области отражена в Законах Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании", где отмечается "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей" [96;97, С.2].

Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма, наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В связи с этим одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания, предусмотренной Концепцией дошкольного воспитания, является "гуманизация педагогического процесса, предполагающая прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним" [69, С.49]. В "Программе воспитания ребенка-дошкольника" [112] принцип воспитания деятельной гуманистической направленности ребенка через приобщение его к общечеловеческим ценностям во всех видах деятельности также выдвинут как ведущий.

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности [44,С.205]. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Jl. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

В отечественной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Ю. П. Азарова, Л.М. Архангельского, О. С. Богдановой, E.H. Бондаревской, З.И. Васильевой, А. В. Зосимовского, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Н. И. Монахова, Н. В. Мясищева, И В. Павлова, Л. И. Рувинского, И. Ф. Харламова, М.И. Шиловой и других исследователей.

Своеобразие нравственного воспитания дошкольников и его методики нашло отражение в трудах Т.Н. Бабаевой, P.C. Буре, H.A. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М. М. Кониной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С. В. Петериной, Л. П. Стрелковой, А.М.Счастной,

А.П.Усовой, Jl. Б. Фесюковой, М.И. Шаровой и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности дошкольного детства. По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр. В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа, " - писал К. Д. Ушинский [62, С.114].

Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арнов-ская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Н.С.Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счаст-ная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В. Я. Пропп писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство" [117, С.25].

Народные сказки представляют для детей немалый интерес: "В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве" [12, С.668]. Исследователь русского фольклора В.П.Аникин писал: "В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение"[9,С.13].

Русские народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Т. В.Зуева, Е. Ме-летинский, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В. И. Чичеров и др.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

В развитие чувашского сказковедения неоценимый вклад внесли Н. И. Зо-лотницкий, В. Я. Канюков, П.Н. Метин, Н. В. Никольский, И. С. Тукташ, А.К. Салмин, Е. С. Сидорова, М. Я. Сироткин, М. Ф. Федоров, И. Я. Яковлев и др. Ученые, занимающиеся проблемами чувашской народной педагогики (Г. Н.

Волкова, А.Е. Землякова, Н.Г. Краснова, Т. Н. Петрову и др.), определили роль и место чувашских сказок в воспитании подрастающего поколения.

В ходе исследования нами были изучены труды Б. Беттельхайма [183], С. И. Белзы [11], К. Бриггс [184], Н.Е.Елиной [186], Дж. Р. Таунсенд [188], М. Йеарсли [189], посвященные различным аспектам развития английского фольклора. В их работах отмечается, что правильное использование английских народных сказок способствует включению ребенка в диалог культур, осознанию им сопричастности к языковому и культурному сообществу мира.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием народных сказок явно недостаточно.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию народных сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, имеет место противоречие между требованиями общества, степенью разработанности проблемы нравственного воспитания и сложившейся практикой нравственного воспитания дошкольников с использованием сказок разных народов. Это обусловило выбор темы нашего исследования: "Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста" и определило его проблему: каковы педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений? Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Объектом исследования является образовательно-воспитательная работа дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок (на примере русских, чувашских и английских сказок).

В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой повысить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста можно, если будут созданы следующие педагогические условия:

• общие условия:

- осуществление соответствующего кадрового, методического и материального обеспечения процесса нравственного воспитания дошкольников;

- определение содержания, форм и методов работы с народной сказкой в соответствии с особенностями формирования нравственных качеств личности старших дошкольников и учет "зоны ближайшего" их нравственного развития;

- обеспечение преемственности в нравственном воспитании дошкольников, организуемом дошкольным учреждением и семьей;

• частные условия:

- наличие научно обоснованной программы нравственного воспитания детей средствами народных сказок и ее внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений;

- использование приемов и методов работы с народной сказкой, организующих деятельность детей дошкольного возраста, в ходе которой они осознанно и активно овладевают системой нравственных понятий и нормами общественного поведения; Ф

- возбуждение и поддержка интереса детей к народным сказкам путем увеличения интеллектуальной емкости занятий и удельного веса заданий с занимательным сюжетом и самостоятельных творческих заданий (раскрасить, нарисовать, сочинить, закончить сказку и т. д.);

- создание в процессе работы со сказками атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого ребенка.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Выявить воспитательные возможности народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать модель системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.

3. Определить критерии и показатели нравственной воспитанности дошкольников.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились диалектическая теория познания и теория деятельности; философские, психологические и педагогические идеи о человеке как высшей социальной ценности; концепции гуманитаризации и гуманизации образования; целостный и системный, личностный и культурологический подходы в процессе становления личности; общетеоретические основы нравственного воспитания детей; положения отечественной психологии о восприимчивости ребят старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям.

В нашей работе также использовались результаты исследований ученых и педагогов по проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения, в том числе детей дошкольного возраста; материалы центральной и местной периодической печати; русские, чувашские и английские народные сказки и др.

Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования: анализ и систематизация научно-теоретической литературы по рассматриваемой проблеме, обобщение передового педагогического опыта, исследование народных сказок с целью выявления их влияния на нравственное воспитание дошкольников, обобщение опыта работы дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики по использованию народных сказок, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов и др.

База исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №№ 164, 116, 176 г. Чебоксары.

В ходе исследования на различных его этапах принимали участие 129 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальной работой было охвачено 105 работников дошкольных учреждений и 75 родителей.

Этапы исследования:

I этап (1998 г.) - констатирующий, включающий в себя наблюдение за практической деятельностью и общением дошкольников, изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений, анкетирование дошкольников, воспитателей и родителей с целью анализа состояния предмета исследования на начальном этапе, описание фактического положения дел, определение уровней нравственной воспитанности дошкольников, разработку программы опытно-экспериментальной работы и модели системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.

II этап (1999-2001 гг.) - формирующий, в ходе которого происходило внедрение модели системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок, проведение контрольных "срезов", изучение отношения родителей к проводимому эксперименту.

III этап (2001 гг.) - обобщающий этап эксперимента, предполагавший анализ результатов эксперимента и соотнесение их с заявленными целями, зафиксированными в программе эксперимента и гипотезой исследования, сравнение и анализ уровней нравственной воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработка программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием русских, чувашских и английских народных сказок, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- разработана модель системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок; определены критерии и показатели нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста; выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, позволяющие совершенствовать систему нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны программа нравственного воспитания старших дошкольников с использованием русских, чувашских и английских народных сказок и рекомендации по ее внедрению в образовательно-воспитательный процесс современных дошкольных образовательных учреждений.

Материалы исследования могут быть использованы в подготовке студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к нравственному воспитанию детей.

Достоверность исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала; комплексным использованием методов научного исследования, адекватных его предмету; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; возможностью повторения эксперимента; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных; применением математических методов для обработки результатов; широким охватом детей и педагогов экспериментальной работой.

На защиту выносятся:

- система нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок и педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность;

- программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием русских, чувашских и английских народных сказок.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научных сессиях докторантов и аспирантов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева; всероссийской научно-практической конференции "Детское движение: история, теория, методика организации деятельности" (г. Чебоксары, 1997 г.); региональной научно-практической конференции "Самостоятельный учебный труд студента: проблемы, технологии, управление" (г. Чебоксары, 1998 г.); республиканской научно-практической конференции, посвященной 150-летию просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, 1998 г.); межвузовской научно-практической конференции "Воспитание ребенка-дошкольника в условиях поликультурной среды" (г. Чебоксары, 2000г.). Основное содержание исследования отражено в 14 публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера-и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сидорова, Лариса Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное нами экспериментальное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать ряд обобщенных выводов:

1. Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого многими поколениями. Фольклор народа отражает моральные нормы человеческого общества, выработанные в трудовой деятельности, в борьбе против социального и иноземного гнета. Народные сказки - неоценимое богатство каждого народа, его взгляд на жизнь, общество, природу. Они способствует приобщению детей к общечеловеческим ценностям, включают в себя огромное количество информации, устанавливают преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Использование народных сказок в воспитательном процессе оказывает существенное влияние на формирование нравственных представлений, сознания, чувств, навыков и привычек поведения детей.

2. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является наиболее значимым периодом в процессе нравственного воспитания личности. Это период активного освоения ею норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в закладке опыта поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Дети этого возраста характеризуются восприимчивостью к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев сказок. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.

3. В целях совершенствования нравственного воспитания дошкольников нами была разработана и апробирована модель системы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием народных сказок. Ее внедрение было направлено на решение ряда конкретных задач:

-ознакомление дошкольников с народными сказками и формирование у них на этой основе первоначальных представлений о нравственных качествах личности;

- воспитание у ребят дошкольного возраста нравственных чувств; -формирование у них положительного отношения к проявлениям нравственных качеств в поступках и действиях;

- выработка у дошкольников привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

В ее основу были положены следующие закономерности воспитания:

- врспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка;

- содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя их развитие по лестнице общечеловеческих ценностей;

- развитие личности через деятельность и только через деятельность самой личности ставит и педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности. Совместно разделенная деятельность выступает решением данного противоречия;

- решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности;

- развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывают воспитанию так называемый "скрытый характер". Целевые воспитательные влияния остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма.

Согласно разработанной нами модели основными принципами, лежащими в основе нравственного воспитания, стали:

- целеустремленность;

- воспитание в процессе деятельности;

- воспитание в коллективе;

- доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- единство, согласованность, преемственность и систематичность воспитательных воздействий;

- связь воспитания с жизнью.

Задачи, закономерности и принципы нравственного воспитания дошкольников реализуются в его содержании. Оно направлено на формирование у дошкольников средствами народных сказок нравственного сознания; нравственных чувств; нравственных отношений: отношение к Родине, к другим странам и народам; отношение к труду; отношение к общественному достоянию и материальным ценностям; отношение к другим людям и отношение к себе; нравственных умений, навыков и привычек поведения.

В нашей модели мы использовали классификацию форм организации нравственного воспитания, которая имеет три направления: первое - по отношению к объектам воспитания (коллективные, групповые и индивидуальные формы), второе - по характеру воздействия (информационные, действенно-практические и синтетические формы), третье - в зависимости от методов воспитания (словесные, практические и наглядные формы).

•В модель мы включили четыре группы методов воспитания:

- методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов): разъяснение, внушение, этическая беседа, чтение и рассказывание народных сказок, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов и метод примера, использование педагогических ситуаций;

- методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение и наказание;

- методы контроля, оценки и самооценки деятельности и поведения: педагогическое наблюдение за детьми, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов общественно полезной деятельности ребенка и выполнения им поручений, создание ситуаций для изучения особенностей поведения воспитуемых в той или иной обстановке.

К основным средствам, способствующим осуществлению воспитательных задач, мы отнесли: общение, труд, общественную деятельность, учение, игру. Они дополняются предметными средствами: народными сказками, произведениями искусства, изделиями, созданными трудом человека и т. п.

Результатом внедрения нашей модели в практику нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения стало повышение уровня нравственной воспитанности дошкольников.

Структурные элементы разработанной нами модели (цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы, средства) выступают как единое целое, они взаимозависимы, и изменение одного из них вызывает изменение всей системы, что, в свою очередь, приводит к изменению всего воспитательного процесса.

4. Разработанная нами комплексная диагностическая программа способствовала изучению, анализу и измерению уровня нравственной воспитанности дошкольников. Основными показателями сформированности выделенного нами комплекса нравственных качеств (вежливость, бережливость, трудолюбие, доброжелательность, справедливость, щедрость, скромность) были: наличие у дошкольников представлений о моральном качестве, осознание значимости и важности этого качества в жизни человека и общества, проявление его в поступках, способность замечать его в других детях. Степень сформированности определенного нравственного качества определялась четырьмя уровнями (высокий, средний, низкий, очень низкий). Для общей оценки уровня нравственной восйитанности нами был применен обобщенный комплексный показатель нравственной воспитанности личности дошкольника.

5. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала, использование русских, чувашских и английских народных сказок значительно способствует совершенствованию нравственного воспитания дошкольников, обеспечивает успешный переход старших дошкольников с низкого уровня сформированности нравственных качеств на более высокий.

6. Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволило уточнить гипотезу нашего исследования и конкретизировать педагогические условия, позволяющие совершенствовать процесс нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок. Основными из них, на наш взгляд, являются:

• общие условия:

- осуществление соответствующего кадрового, методического и материального обеспечения процесса нравственного воспитания дошкольников;

- определение содержания, форм и методов работы с народной сказкой в соответствии с особенностями формирования нравственных качеств личности старших дошкольников и учет "зоны ближайшего" их нравственного развития;

- обеспечение преемственности в нравственном воспитании дошкольников, организуемом дошкольным учреждением и семьей;

• частные условия:

- наличие научно обоснованной программы нравственного воспитания детей средствами народных сказок и ее внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений;

- использование приемов и методов работы с народной сказкой, организующих деятельность детей дошкольного возраста, в ходе которой они осознанно и активно овладевают системой нравственных понятий и нормами общественного поведения;

- возбуждение и поддержка интереса детей к народным сказкам путем увеличения интеллектуальной емкости занятий и удельного веса заданий с занимательным сюжетом и самостоятельных творческих заданий (раскрасить, нарисовать, сочинить, закончить сказку и т. д.);

- создание в процессе работы со сказками атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого ребенка.

Наше исследование выявило позитивную динамику развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста при создании указанных педагогических условий.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы и позволяет наметить направления дальнейшей работы. Так, самостоятельной разработки требуют такие направления, как создание диагностических программ для определения уровня сформированно-сти нравственных качеств дошкольников, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к нравственному воспитанию детей с использованием народных сказок, осуществление преемственности в нравственном воепитании с использованием народных сказок в работе дошкольных учреждений и начальной школы и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сидорова, Лариса Александровна, 2001 год

1. Абдурахманова Д.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ташкент, 1998. - 17 с.

2. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975.-322 с.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское, 1990. 559 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 65.

5. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

6. Андреева H.H. Воспитание чувашской народной сказкой //Народная школа.- 1997. -№5-6.- С.27-31.

7. Андреева H.H. Психокоррекционно-развивающая сила чувашской народной сказки: Метод, пособие. Чебоксары, 1999. - 28 с.

8. Аникин В. П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988, 96 с.

9. Аникин В. П. О чем говорят народные сказки //Литература в школе. 1970. -№3. - С.4-13.

10. Ю.Архангельский Л.М. Марксистско-ленинская этика как система.- М.: Знание, 1976. 64 с.

11. П.Белза С.И. Сквозь волшебное кольцо сказок //Сквозь волшебное кольцо.

12. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Чебоксары, 1998. - 16 с.

13. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников. Дисс.канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. -168 с.

14. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", "Академия К°", 1998. - 240 с.

15. П.Богданова О. С. Нравственное воспитание младших школьников. Автореф. дисс. .док. пед. наук. -М., 1975. 55 с.

16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

17. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды /Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Воронеж: Ин-т практ. психол.; НПО "МОДЭК", 1995. 352 с.

18. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979. -224 с.

19. Валяева О.М. Молдавское устное народное творчество как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов: Дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1974. - С.73.

20. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. 3-е изд.- М.: Педагогика, 1988. - 144 с.

21. Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов ЛО. К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

22. Венгер Л. А. A.B. Запорожец: гуманизация дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1990. - №8. - С.2-6

23. Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и ее метод. Собр. соч., т. XVI. М.-Л.:Изд.-воАНСССР, 1938. - С.221.

24. Волков Г.Н. Чувашская сказка как памятник народной педагогики //Ученые записки ЧГПИ. Вып.6. Чебоксары: ЧГПИД958. - С.117-128.

25. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во,1974. - 376 с.

26. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада /Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. -96с.

27. Воспитание сказкой: Метод, рекомендации по работе с литерат. сказкой в школе и библиотеке /АПН СССР НИИ худож. воспитания; Сост. Э.И. Иванова. М.: АПН СССР, 1987. - 149 с.

28. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада /Л.В. За-гик, Т.А. Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

29. Временный государственный образовательный стандарт "Иностранный язык". Проект (2-ая редакция). М.: ИОШ РАО. - 1993.-59 с.

30. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Просвещение, 1968. 271 с.

31. Высотина JI.А. Формирование моральных качеств подростков. Л.: Знание, 1970.-40 с.

32. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. -80 с.

33. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1984. - 175 с.

34. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада. -М: Просвещение, 1987. -206 с.

35. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -260 с.

36. Горький А М. О детской литературе. Статьи и высказывания. М.-Л.: Дет-гиз, 1952.-432 с.

37. Детский сад и родители. (Из опыта работы детских садов Москвы) /Под ред. Е.И.Колоярцевой. М.: Просвещение, 1969. - 160 с.

38. Дошкольная педагогика: Содерж. ком. воспитания в дет. саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология" /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983.-304 с.

39. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко -М.: Линка - Пресс, 2001. - 224 с.

40. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в до-щкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995.-128 с.

41. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста /Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. -М.: Мозаика-Синтез, 2000. 104 с.

42. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами цсихогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ и Д, 2000. -64 с.

43. Закон Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. О языках в Чувашской АССР //Советская Чувашия. 1990.- 17 августа. - С.2.

44. Запорожец A.B. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником //Дошк. воспитание. 1948. - №9. - С.34-41.

45. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Михайлова (Алешина) Е. Комплексная сказко-терапия как новая псхолого-педагогическая технология //Журнал практического психолога. 1998. - №5. - С.44-45.

46. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. -1992.-№11-12.-С.22-26.

47. Зосимовский A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен //Педагогика. 1998. - №7. - С.74-77.

48. Зуева Т.В. Русь Россия - русские сказки //Литература в школе. - 1993. -№4. - С. 17-24.

49. Зуева Т.В. Бытовые сказки //Литература в школе. 1993. - №6. - С.36-39.

50. Иванова Т.С., Сидорова Л.А. Английские народные сказки в учебно-воспитательном процессе //Детское движение: история, теория, методика организации деятельности. Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я.Яковлева, 1997.-С.163-164.

51. Иванова Т.С., Сидорова Л.А. Фольклорные произведения И.Я. Яковлева в обучении иностранному языку //Халйх шкулё (Народная школа). —1998.-№3.-С.18-19.

52. Иванова Э.И. Этот волшебный мир сказки //Дошкольное воспитание. -1986. №12.- С.49-52.

53. Ильин И.А. Духовный смысл сказки //Литература в школе. 1992. - №1. -С.9-10.

54. История дошкольной педагогики. / Под ред. Л. Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. -351 с.

55. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошк. педагогика и психология". / Под ред. М.Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988,- 446 с.

56. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972.- 152 с.

57. Козиев В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. -Л.: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1987. -15 с.

58. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр "Академия", 1998. 160 с.

59. Концепция дошкольного воспитания //Дошк. воспитание. -1989. №9. - С. 48-69.

60. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 3-е изд., доп. - М.: "Ось-89",1999. -208 с.

61. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Выпуск I: Концепция и программное обеспечение. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. - 68 с.

62. Лебедушка: Русские волшебные сказки. 3-изд. - М.: Дет. лит.,1984. - 159с.

63. Леонова О.В. Развитие нравственно волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики. ~ Дисс.канд. пед. наук. -Ставрополь, 1996. - 156 с.

64. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.- М.: Педагогика, 1991. 176 с.

65. Лихачев Б. Т. Педагогика. М.: "Прометей", " Юрайт", 1998. - С. 263.

66. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1988. -464 с.

67. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. - 282 с.

68. Максимов В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1993. - 84 с.

69. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980. -183 с.

70. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985.- 102 с.

71. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности, т.1. М.,1897, С.IV.

72. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания. -М.: Педагогика, 1981. -144 с.

73. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. специальностей. 2-е изд., доп. - М.: Высш. шк.,1983. -303 с.

74. Мудрик A.B. Учитель: Мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.

75. Мухина B.C. Психология дошкольника: Учеб. пособие для пед ин-тов и пед уч-щ. М.: Просвещение, 1974. - 239 с.

76. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 356 с.

77. Нагибин Ю. М. Не чужое ремесло. М.: Современник, 1983. - 350 с.

78. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Издательство "Российское педагогическое агентство", 1997. - 208 с.

79. Научная концепция целевой исследовательской программы "Формирование социально- активной личности в младшем школьном возрасте". Методическое письмо. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. -42 с.

80. Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра //Иностр. яз. в школе. 1987. - №6. - С. 20-26.

81. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 1972.- 152 с.

82. Николаева Е. Л. Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

83. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. М.: Педагогический поиск. - 1994. -146 с.

84. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике /Сост. Р.Б. Кузьмина, М.А. Капустина. Чебоксары: "КЛИО", 1998.-236 с.

85. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1975. - 256 с.9606 образовании: Закон РФ. М.: Новая школа, 1992. - 57 с.

86. Об образовании: Закон 4P // Народная школа. -1997.- №3.- С.1-30.

87. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. чл. корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1988. - 750 с.

88. Основы дошкольной педагогики /Под ред. A.B. Запорожца, Т.А. Марковой -М.: Педагогика, 1980. -272 с.

89. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

90. Павлов И. В. Нравственное воспитание подростков. Чебоксары: ЧГПУ, 1998. - 297 с.

91. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учеб.пособие для пед. ин-тов. Минск: Вышэйн. шк., 1986. -156 с.

92. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.

93. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.П. Портнови др.; Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-638 с.

94. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /Под. ред. С.А.Смирнова. -2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр"Академия", 1999. 544 с.

95. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. -479 с.

96. Педагогическая энциклопедия /Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Советская энциклопедия, 1984. - 696 с.

97. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1986. -96 с.

98. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2000. - 91 с.

99. НО. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -632 с.

100. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М: Изд-во "Наука", 1977. -120 с.

101. Программа воспитания ребенка-дошкольника. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1995.-231 с.

102. Программа "Радуга": Экспериментальная программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду / НИИ шк. МО РСФСР. п. Ханыга, 1993.- 141 с.

103. Программа "Развитие". M.: Новая школа, 1994. - 64 с.

104. Произведения для чтения детям по программе "Радуга" //Дошк. воспитание,- 1994.- №10.- С.104 .

105. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.-364 с.

106. Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ,1984. - 335 с.

107. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 325 с.

108. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

109. Психология. Словарь /Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

110. Распахни окно в мир прекрасного: Методическое пособие. Выпуск II: Технологическое обеспечение формирования у детей пятого года жизни ду-ховно-художественных способностей. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 92 с.

111. Ребенок и книга: Пособие для восп. дет. сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И.Пирадова 3 изд., испр и доп.- СПб.: Детство-пресс, 1499. - 127 с.

112. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие /Е.И. Рогов. М.: Владос, 1996. - 529 с.

113. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. -М: Прогресс, 1990. 191 с.

114. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. - 128 с.

115. Русские народные сказки. По изданиям А.Н. Афанасьева /Составитель Н.И. Сазонов. Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1993. -480 с.

116. Салимханова Х.И. Влияние образцов устного народного творчества на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста (в старших группах). Дисс. . канд. пед. наук. Баку, 1990. - 159 с.

117. Селиванов В. С. Средство воспитания как педагогическая категория //Педагогика. 2000,- №9. - С.34-36.

118. Сиденко A.C. Нужен ли эксперимент практику //Школьные технологии. -1997.-№1.-С. 71-79.

119. Сидоров A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине "Физ. культура"- М.: "Терра-Спорт", 2000. 272 с.

120. Сидорова Л.А. О возможностях народной сказки в воспитании ребенка-дошкольника //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 8. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2000. С. 196-202.

121. Сидорова JI.A. Воспитательные возможности народных сказок //Сборник научных трудов докторантов, научных работников, аспирантов и студентов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я Яковлева, 2000. - С.110-113.

122. Сидорова Л.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании дошкольников //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников и аспирантов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 1999. -С.84-86.

123. Сидорова Л.А. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием русских, чувашских и английских народных сказок: Программа. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2001. - 24 с.

124. Сидорова Л.А. Об использовании педагогического наследия И.Я. Яковлева в учебно-воспитательном процессе //Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева, №2(3). Чебоксары, 1998.-С. 175-176.

125. Сидорова Л.А. Самостоятельная работа студентов при чтении английских сказок //Самостоятельный учебный труд студента: проблемы, технология, управление. Чебоксары, 1998.- С.96-98.

126. Сидорова Л.А. Сказки как великий гений народа в обучении английскому языку //Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе. Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1997.-С.43-44.

127. Силин В. П. Искусство как фактор социализации индивида. Ученые записки.- ЛГУ, 1971. Вып. IX, С.127.

128. Сироткин М. Я. Чувашский Фольклор. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965. -132 с.

129. Скаткин М.В. Беседа с приступающими к работе над диссертацией. М.: АПН СССР - 1967.-48 с.

130. Сквозь волшебное кольцо. Британские легенды и сказки. Пер. с англ. Н.

131. B. Шершевской. М.: Правда, 1988. - 480 с.

132. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и

133. C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

134. Снегова C.B. Использование английской сказки в обучении английскому языку на начальной ступени обучения: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. -ШЗ с.

135. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. -М.: Издательский центр "Академия", 1999. 344 с.

136. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма "Класс",1997. - 160 с.

137. Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка, Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971. -287 с.

138. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции детей / Под. ред. А Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.

139. Стрелкова Л.П. Войди в Тридесятое царство: Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы: Книга 1. Начало пути (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). М.: Новая школа, 1995. - 128 с.

140. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1990. - 128 с.

141. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в Зх томах. Том 3.- М.,1983. С. 409.

142. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во "Радянська школа", 1973.-288 с.

143. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия,1980. - 175с. С.139.

144. Счастная A.M. По ступенькам нравственности. Мн.: Нар. асвета,1990. -64 с.

145. Таллер Л.А. Здравствуй, книга. Мн.: Нар. асвета, 1987. - 112 с.

146. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 96 с.

147. Ушинский К.Д. Избранные педагогичекие произведения. М.: Просвещение,1968. - 557 с.

148. Ушинский К. Д. Избр. произв.М.-Л.,1946. Вып.1,- С.13.

149. Ушинский К. Д. Педагогические приложения глав о чувствах. Собр. соч.: В 11т. Т. 10. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950.- С. 476-540.

150. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 8тт. М.,1950. Т.2. - С.63-64.

151. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: Фолио, 1997. - 464 с.

152. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В.Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.

153. Франц М. Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл искупления в волшебной сказке. - СПб: Б.С.К.- 1998.-360 с.

154. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа,1990.-576 с.

155. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. - 232 с.

156. Чечет В.В. Педагогика для всех: Афоризмы и мысли / Сост.В.В. Чечет. -Мн.: Нар. асвета, 1984. 191 с.

157. Чувашские легенды и сказки. Перевод Семена Шуртакова.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979. -224 с.

158. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1963. - 383 с.

159. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. -144 с.

160. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. - 104 с.

161. Шинкарь Г.Н. , Новикова И.И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание. 1990.- №10. - С.8-10.

162. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -М.,1992. -15 с.

163. Щуркова Н. Е. Научить быть человеком (О специфике нравственного воспитания). М.: "Знание", 1979.- 96 с.

164. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: (Нравственный аспект). М.: Педагогика, 1981.- 128 с.

165. Этическая грамматика. Методическое пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) И. Ю. Ионова, Г.В. Беззубцева, Г.В. Золотухина и др. М., 1994. - 100 с.

166. Этическое образование детей седьмого года жизни: Методическое пособие для работников дошкольных учреждений / Авторы: Н.П. Иванова, H.A. Касухина, А.П. Сергеева, Т. Ю. Фомина. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. -16с.

167. Этическое образование детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Под общ. ред. Н.П. Ивановой. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. -68 с.

168. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. Чебоксары: Республика, 1997. - 696 с.

169. Яничев П. И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Журнал практического психолога. 1998. - №5. - С.36-43.

170. Bettelheim В. The uses of Enchantment. New York: Knopf, 1976. - 328 p.

171. Briggs K.M. A dictionary of British folktales in the English language. London: Routledge and Paul, 1991. - 580 p.

172. Edwards C. P. Promoting social and moral development in young children: Greative approaches for the Classroom / C.P. Edwards with P.G. Ramsey. New York; London: Teachers College Press, 1986. - XII, 212 p.

173. Folk-tales of the British Isles. M.: Raduga,1987. - 368 p.

174. Norton D. Through the eyes of a child: An introduction into children's literature. London: Macmillan, 1991. - 754 p.

175. Townsend J.R. Written for children: An outline of English-language children's literature. Harmondsworth: Penguin, 1977. - 368 p.

176. Yearsley M. The Folklore of Fairy-Tale. London: Watts and CO.,1924. -230 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.