Этнопедагогика молдаван: В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук в форме науч. докл. Силистрару, Николай Васильевич

  • Силистрару, Николай Васильевич
  • доктор педагогических наук в форме науч. докл.доктор педагогических наук в форме науч. докл.
  • 1997, Кишинев
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 189
Силистрару, Николай Васильевич. Этнопедагогика молдаван: В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой: дис. доктор педагогических наук в форме науч. докл.: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Кишинев. 1997. 189 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук в форме науч. докл. Силистрару, Николай Васильевич

Введение 3

ГЛАВА I Концепция этноцедагогики молдаван как теоретико-методического знания 23

1.1. Общая этнопедагошка и этнопедагощка молдаван 23

1.2. Основные понятия и явления народной педагогики, молдаван 45

ГЛАВА П Труд, как решающий фактор воспитания : личности в народной педагогики 49

2.1. Трудовое воспитание, как основа формирования гармоничной личности 50

2.2. Сущность трудового воспитания в сфере народной педагогики » 52

2.3. Содержание трудовой подготовки подрастающего поколения 54

2.4. Трудолюбие и его значение с точки зрения народа 57

2.5. Основные правила трудового воспитания 59

ГЛАВА III Возникновение и развитие идеала совершенного человека в народной педагогики молдаван ,

3.1. Совершенная человеческая личность по представлениям молдаван) 70

3.2. Взаимосвязь народных заповедей воспитания 72

3.3. Комбинаторика средств воздействия ца носпитуемого 74

3.4. Нравственное воспитание, • как духовный стержень в развитии ч . идеала совершенного человека 77

ГЛАВА IV Детская среда, как условие этнического развития человека 92

4.1. Возможность для этнического развития ребенка в детской среде • 92

4.2. Родное слово и фольклор как основы формирования этнической личное™ ребенка 95

4.3. Игры детей - средство усвоения ими этнической культуры 99

4.4. Воспитательные и образовательные особенности детской среды. 102

ГЛАВА V Семья как микросоциум, и социально-бытовая среда ребенка в современнной народной педагогики молдаван 120

5.1. Молдавская семья как воспитатель ребенка-молдаванина 120

5.2. Характеристика социально-бытовой Среды ребенка-молдаванина 124

5.3. Дидактические основы современнного семейного воспитания молдаван 127

5.4. Проблема воспитателя в народной педагогики молдаван 130

ГЛАВА VI Воспитательные традиции народной педагогики - исторический и современнный аспекты 144

6.1. Взаимодействие современнного воспитания и педагогических народных традиций 145

6.2. Современнное функционирование народной педагогики у молдаван

6.3. Молдавские просветители, как ревнители народной педагогики 158

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогика молдаван: В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой»

В книге дан анализ тенденций и благоприятных условий в исследовании, изучении, освоении и применении традиционой культуры воспитания молдаван как естественно-исторический процесс, как естественная форма поведения народов.

На протяжениии многих веков народная педагогика развивалась путем проб, удач, ошибок. Она вобрала в себя наиболее удачные находки и параллельно в сложном взаимодействии с научной педагогикой стала могучим средством воспитания и обучения молодого поколения. Общий анализ национальных памятников народной педагогики говорит о том, что они "содержат огромный обьем информации по вопросам воспитания и обучения, о семье, родителям и детям,об уважении, дружбе, любви, об отечестве и приумножении его богатств, достойных широкого применения в современных условиях в практике воспитания.

В процессе исследования предпринята попытка показать влияние внутренних и внешних факторов и взаимосвязь сторон формирования человеческой . личности по представлениям молдаван псд воздействием этносоциальных условий в их развитии.

Это относится к влиянию урбанизации и миграции, акселерации* все более увеличивающемуся диапазону общения и иных контактов с представителями других наций и народностей, живущих в нашем государстве. Исследования показали самую тесную связь этих факторов (природа, труд, игра, общение традиции, искусство, религия, слово, язык соседних народов) в целостном процессе формирования совершенного человека. По нашему убеждению, естественные знания личности прочно покоятся на четырех гранитных столбах: наука, религия, искусство, культура, можно их назвать и иначе - знание, вера, красота, любовь.

Народный вход, красное крылечко ближе к тому прочному столбу фундамента, который обозначен воспитанием, любовью или любовным воспитанием. В этом здании хозяйками являются духовность, нравственность, совесть.

Естественность народной педагогики требует естественного преподавания и естествознания, совсем не такого, какой осуществляется сейчас в начальной школе. Переход к учебной книге должен быть постепенным, надо не от книги идти к природе, а от природы - к книге.

И нужна скрупулезная инвентаризация с чем, с какими знаниями пришел ребенок в класс. Каждый ребенок, в том числе кажущийся самым глупым, знает слишком много, чтобы этим гренебрегать. Необходимо сотрудничество естественности, безыскусственности народной педагогики с искусственностью - школьной. Это возможно лишь в том условии, когда школьная будет учится у народной. Народная - это все время учится у науки, а наука высокомерна: такое себе позволяет со скрипом. Как будто делгет одолжение. В данном случае это высокомерие тоже противоестественно.

Совершенствование личности в любом обществе связано с происходящими позитивными сдвигами в социальной структуре государства, в характере общественных отношений. Изменение этих отношений сам^о по себе становится причиной появления новых, соответсвующих им воспитательных мер. Одной из таких мер совершенствования института воспитания является подготовка будущих супругов, отцов и матерей, исходя из специфических особенностей народной педагогики молдаван.

Педагогическая хультура - это та сфера материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это -колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, Д' гские орудия труда и труд детей, детская пиша детское питание и правила кормления детей, детский фольклор и "ребячий пастух" (институт общественных Воспитателей), традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные назидания, советы молодой матери и заветы предков, спортивные и иные состязания подросткор и посвящение их в "возмужалость", методы приучения И совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и.т.д.

После возникновения воспитательнообразовательных учреждений и формирования науки о воспитании педагогическая культура включает в себя и систему народного образования, и состояние педагогики, уровень подготовки учителей, и педагогическую просвещенность масс и.т.д.

В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических предствалений народа с древнейших времен до настоящего времени.

Она не однародна, в ней сохранились предубреждения, предвзятость, предрассудки и суеверия в области воспитания.

Весьма богаты и разнообразны представления народа о формировании личности и умственности молодого поколения. Загадки, считалки, фенологические и астрономические, всегда служили воспитанию любознательности, развитию мышления детей.

Сердцевиной семейного воспитания является трудовое воспитание. В книге сделана попытка не только показать суть народного представления о трудовом воспитании, но и раскрыть его форму, содержание и методы с позиции научной педагогики.

Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам народа, чувство коллективизма, правдивость, честность, скромность, верность дружбе и любви - таковы основные черти нравственной личности в понимании народа. Много интересного содержится в народном представлении о физическом и эстетическом воспитании молодежи. Народная педагогика включает в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию и обучению молодого поколения. Эти вопросы рассматриваются с учетом национальных традиций воспитания молдаван.

Преемественность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных цнностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но и единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ вместе с тем й первый по времени, самобытности, талантливости педагог и воспитатель.

Необходимость изучения памятников народного творчества как первоисточника культуры народа, в том числе и педагогической, от, .ечали все прогрессивные педапни.

Арсенал народной педагогики богат методами воспитания. Читатель познакомился с разнообразными методами воспитания: личный пример, убеждения, приучение, требование, просьба, совет, намек, упрек, одобрение, осуждение, поощрение, наказание.

Народные идеалы воспитания - прямое воздействие на исходные позиции великих просветителей прошлого в понимании сущности, целей и задач воспитания. Замечания М.Горького о том, что "подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание крупнейших произведений книжной литературы.", можно целиком и полностью отнести к становлению и формированию педагогических воззрений молдаван.

Мы вообще поразительно мало интересуемся своими прошлым, чем затрудняем себе уяснение многого в воспитании", - писал А.Матеевич за два года до смерти. Именно сознание нужности для настоящего и будущего уроков и опыта минувших столетий заставило студента Духовной Акакдемии взяться за перо и рассказать русскому читателю о молдавских календарных праздниках и обычаях, скрупулезно изучать историю молдваского книгопечатания.

В продолжении просветитель пишет: "Я с детства испытывал большую любовь к своему народу, меня увлекали его обычаи, старинные сказки, прекрасные народные предания и песни"1.

В разработке проблемы народного воспитания мы в своем исследовании опирались на труды Коменского ЯА., Макаренко А. С., Сухомлинского В. А., Толстого Л.Ь., Ущинского К.Д., Шацкого Т.С., современных ученых Болдарева Н.И., Букун Н.И., Корнетова Г.Б., Коротова В.М., Лебединского В.В., Лихачева Б.Т, Монахова Ы.И., Пидкасистого П.И., Рувинского Л И., Сластенина В.А., Филонова Г.Н. и др., а также ка фундаментальные исследования по вопросам этнопедагогики Афанасьева В.Ф., Бугаевой АЛ, Гашимова А.Щ., Измайлова Э.А., Кадырояа Б.А., Мирзоева Ш.А., Петровой Т.Н., Пирлиева К.П., Станчиу С.А., Тайчинова М.Т., Ханбикова ЯМ., Хштгибидзе А.Ф., Христовой Е.Л., Шорова И.А. и др.

Определенный вклад в развитие народной педагогики, выявление ее прогрессивных традиций, разработку путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли и ученые Молдовы. Заслуживают внимания труды ученых-историков В.С.Зеленчука, Л.Д.Лоскуговой, ученых - филологов В-М. Гацак, Н-И. Бэешу, Г.И. Спатару, Г.Г. Ботезату, В.А. Чиримпей, Е.В.Жунгиету, а также ученых -педагогов М.А. Флореану, М.М. Робу, Т.Т. Чиботару, Ф.А. Армашу, Д.Я. Паграшку, Е.И. Корой, В.М. Мындыкану, М.А. Теринте и др., раскрывающих природу и роль прогрессивных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения, их место в культуре народа.

Особый интерес при изучении нашей проблемы представляют научные труды и художественные произведения молдавских летописцев, мыслителей, ученных и писателей, таких как И. Некулче, Д. Кантемир, К. Стамати, А. Хыждэу, Г.Асаки, А. Руссо, И.Крянгэ, В.Алексавдри, М, Зминеску, А.Матеевич и др. Эти работы носят в основном педагогический характер, и содержат в себе определенную информацию о характере народного воспитания у молдаван.

1 А.Матееаич. Избраное. Кии'инев, 1988. стр.6

Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций той или иной идеологии.

Народная педагогика проявляется в нормальных законах и обычаях закрепления традишй. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Автор видит в народной педагогики носителя социального опыта масс, выразитепя обычаев, традиций и идеологии определенного класса, передаваемых из поколения в поколение в виде определенных требований к воспитанию детей.

Народная педагогика - это совокупность накопленных и проясненных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передавемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов И в конечном счете имеют цель: целенаправленно воспитьпать и обучать^ молодое поколение на. лучших идеалах народных масс" . К этому можно добавить, что народная педагогика стоит у колыбели научной педагогики. Она и сегодня питает творчество ученых, поэтов и писателей, олицетворяя преемственность, соединяя современнносТь с древней педагогической культурой прошлого.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, в структурном отношениях имеет некоторое своеобразие и характерные особенности. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики можно определить ее отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности и поэтому является предшественником Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, с.41 научной педагогичкской мысли. Народная педагогика существует столько времени, сколько существут народ.

Будучи первопроходцем педагогической мысли, народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики. Великие педагоги разных времен и народов в своих прозведениях и опирались на ,' устное народное творчество, развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражения народной мудрости.

Народная педагогика и сегодня не только служит объектом научных исследований, но оказывает определенное влияние на развитие педагогической теории и практики, особенно семейного воспитания.

Мы живем в специфический период истории: во-первых, заканчивается век, и заканчивается тысячелетие. Такие даты обязывают и отдельных мыслителей, и целые народы подводить определенный итог прошлому и строить планы на будущее. Среди объектов в этом ряду ретроспективного и прогностического отношений значительное место прнадлежит воспитанию и педагогики как интуитивной, осознанной, научной, разной рефлексии на воспитание как родной из постоянных сфер исследовательской и проектировочной деятельности человечества.

Конец века, к^нец тысячелетия - это подходящее время для оценки состояния возможностей педагогики формировать личность человека, который развернется в полную мощь своей человеческой сущности уже в третьем тысячелетии.

Данные возможности педагогики обусловленные наличием ее основных составляющих - народной педагогики, этнопсдагогики и научной педагогики. Качество их взаимодействия, взаимовлияния - эго факторная характеристика обучения и воспитания подрастающего поколения; во-сторых, только что распалась па части огрсмная держава, резонанс от этого события оставил след во всех областях жизни, в том числе и в теории, и практике образования. Возник и укрепляется соблазн относить к актуальным вопросам развития педагогики явления, лежащие на поверхности, политизированные и вульгарно социологизированные. Все это способствует переносу в школу национализм:!, шовинизма, непродуманной модификации смысла ее деятельности.

Мы полагаем, что у народов и этносов, строящих заново или во;, создающих свою государственность, прокладывающих сегодня свой собственный путь в общечелогеческой истории, существуют реальные актуальные проблемы.

Необходимо в кратчайший срок мобилизовать национальные и интернациональные, духовные и материальные ресурсы, чтобы не остановиться в развитии, не выпасть на обочину исторического процесса, не оказаться в положении стран которым стандарты и идеалы жизни навязываются извне. К таковым ресурсам относятся педагогические знания и педагогические технологии. Они являются базисными основами и развития наций и народов, так как обеспечивают усвоение подрастающими поколениями базисных ценностей культуры и цивилизации.

Становление и развитие национальной системы воспитания осуществлялись в течение многих столетий. Родной язык, многообразное народное творчество, в частности, фольклор, мьфологг.я, символика, искусство, семейнокалендарные традиции, обычаи и обряды, народные игры и другие средства воспитания, используемые народом, национальные ценности формировали у детей качества патриота и гражданиниа.

Все богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания направленно на формирование целостной личности, ее национального самосознания, нравственного и эстетического отношения человека к действительности. Воспитанность личности-интеллекгуальнам, нравственная, эстетическая способствовали тому, что и народная философия, и общественное мировоззрение, могли становиться достоянием представителей этноса. И это являлось серьезным источником развития общенациональнных форм самосознания, что в свою очередь, создавало культурное, ' ценностное и информационное пространство для совершенствования личности. По нашему убеждению, идейно-нравственное богатство родного народа, содержащееся в народной морали и народной идеологии, объединяют все звенья национальной системы воспитания., Народная мораль и народная идеология в наибольшей степени представлены в этнопедагогики. Потому что этнопедагогика как научная дисциплина, то есть феномен, ориентирующийся на истину, своим объектом (предметом) имеет сущность, тоже ориентирующуюся на истину, которая предстает в форме идеалов добра и красоты, содержащихся в нраьственном и эстетическом отношениях народа к действительности, ' в его воспитании.

Проблема, частью которой выступает тема нашей роботы, имеет ряд ведущих аспектов. Они следующие: существует общекультурная и общепедагогическая позиция, согласно которой целостная панорама педагогической мысли и педагогической практики включает:

- народную педагогику, историю просвещения, школу; описание и анализ деятельности ведущих педагогов, оставивших заметный след в воспитании и обучении;

- вклад в национальную педагогику национальных й других гениев- писателей, поэтов, философов, общественных деятелей;

-фольклор;

-собственно научную педагогику и этнопедагогику как ее часть.

Все это внешне представляет собой большое количество идей, образов, ценностей, технологий, которые актуализируются, становятся частью (способом, сферой, стилем) жизни конкретных людей, поколений, сословий. Но не все и не сразу, и не одна составляющая духовной совокупности после другой, а каким-то иным способом.

Случается, что и кроме педагогики, стороны жизни населения и государева - политика, экономика, идеология, процессы в правовой и религиозной областях - получают новый импульс, меняют свои ориентиры. И тогда становится более приоритетной одна из сфер педагогики. Приоритетность она приобретает в силу общей затребованное™ ее возможностей как средств решения формирования общесоцияльных' проблем. Обострилась проблема формирования национального и исторического самосознания личности и группы (нации, народа, населения), сразу же этнопедагогика стала в центре внимания, а этнопедзгогизац^я (Волков Г.Н.) охватило практически все районы, где эти этносы имеются.

Этот фактор востребованности и делает этнопедагоп1ческую проблему остро актуальной, даже судьбоносной.

Чтобы актуальность не ограничивать нолитико-социал'лшми причинами, необходима рефлексия педагогики на свое реагирование в адрес социальных, политических и административных заказов. Этчонсдагогика. не должна ограничиваться только внутренним развитием, но и стимулировать теорию, методологию, исследовательские технологии и технологии влияния на практику воспитания и обучения.

Тема данного исследования касается всех перечисленных аспектов научной и практической актуальности. Ее исследование по процедуре и результатам имеет широкий круг адресатов. Это и участники процесса этнопедагогизации, сохраняющие, укрепляющие, развивающие национально культурную самобытность этносов как неповторимых, уникальных субьектов общечеловеческой истории. Это и щкола, в которой все чаще, особенно в случае допольнительного образования, возобновляется приобщение детей . к национальной культуре и национальным ремеслам. Это и педагогические ВУЗы, в которых готовят студентов к работе с учащимися по формированию их национального самосознания, умений продолжать развивать самобытную цивилизацию региона, связанную с особенностями национальной культуры.

Самое существенное для исследования - это проанализировать состояние этнопедагогики молдаван, что актуально для данной педагогической отрасли знания. Анализ продуктивен более всего в исследовательской ситуации сопоставления этнопедагогики молдаван с педагогической культурой этого народа и с этнопедагогикой общей как самостоятельной, вненациональной, общенаучной дисциплиной.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Волков Г.Н., автор монографии "Чувашская народная педагогика" "Этнопедагогика", "Педагогика жизни" и др. Труды этого исследователя выводят за пределы региональной народной педагогики, они сыграли большую роль в формировании концепции н /одной педагогики, вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания, в частности.

Волков Г.Н. впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика", определив ее как науку "об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку по педагогики быта, о педагогики семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившегося под влиянием исторических условий."

Однако генезис, развитие и современное состояние знаний о народной педагогики молдаван до настоящего времени практически не исследованы, хотя определенный вклад в решение вопросов изучения народной педагогики, выявления его прогрессивных традиций, разроботки путей использования их в учебном воспитательном процессе внесли и ученые Молдовы. Заслуживает внимание общетеоретический анализ проблематики, относящийся к проблеме нашего исследования. Он показывает, что существует ряд близких вопросов, требующих дальнейших исследований в области изучения педагогики:

1.Прежде всего необходимо обозначить, определить, выделить, представить саму отрасль "народной педагогики", поскольку специалисты разных профилей вкладывают в Этот термин разный смысл. Проблема осложняестя еще тем, что объективная сфера "народной педагогики" еше не обоснованна достаточно строго и четко.

7. Очень важно теоретически и методологически омыслить специфические аспекты проблем не только самой народной педагогики, но также и области сотрудничества между различными регионами Республики Молдовы, конкретно опосредующими специфику народного воспитания.

3. Принципиальное внимание уделить комплексу вопросов, которые относятся к проблеме недооценки этнического своеобразия, психических свойств и процессов с одной стороны, и гиперболизации этнической специфики, с другой. Попытка поисков исключительно этнического фактора как основного в системе историческо-культурных процессов является ложной. Цедесобразен обиеметолологической подход, системный анализ системных по своей природе явлений.

Опыт, традиции, ьдеи преемственности в подходе к воспитанию ребенка между народной педагогической и современной педагогической деятельностью обобщить и систематизировать. Педагогическая деятельность, как активность по осуществлению воспитания и обучения, сегодня имеет много субьектов и сфер: это и семья, и школа, и ВУЗы, и .средство массовой коммуникации, и общество И государство, и народ, и культура в целом. Из этого перечня мы выделяем связанные с историей становления воспитания инстанции - семью, школу, педагогическую науку. Наука вырабатывает своего рода каноны педагогической деятельности, которым семья и школа в определенной степени призваны следовать.

Сама преемственость, замеленная а предмете, существовала всегда. Настало время стихийно существующие формы преемственности поставить на уровень управляемых, придать им наиболее адекватный характер для решения современшшх проблем.

Формирование у подрастающих поколений устойчивых нравственных убеждений на основе усвоения общечеловеческих и национальных ценностей, применения народной педагогики, обусловлено закономерным процессом переустройства общества. Выявление непреходящих педагогических ценностей, созданных народом, необходимы и для педа! отческой науки V- для педагогической практики. В ходе изучения народной педагогики педагогическая наука познает своя корни, а сама через сравнение научных я стихийно-эмпирических знаний, педагогическая практика получает проверенные опытом истории средства, методы, формы воспитания. Это критически усвоенное педагогическое наследие прошлого является неотъемлемой частью педагогической науки.

Первым наставником нашего народа был сам народ. Его устное творчество можно назвать педагогической, этнопедагогической антологией, которое способно научить, как стать трудолюбивыми, добрыми, смелыми, красивыми, честными. Как отличить правду от лжи, от трусости, благородного человека от коварного хитреца.

Народная гздагогика молдаван располагает ценнейшими, уникальными памятниками культуры прошлого.

Фошклор плод, явление специальной педагогики или педагогических теорий, считается единственным воспитывающим средством народной педагогики в воспитании молодежи. Устное народное творчество помогает познать мир прошлого, читать страницы древности. а Подлинную историю трудового народа нельзя знать, - говорил М.Горький, - не зная устного народного творчества". Следовательно, изучение

М Горький О литературе. М . 1953 е.703 фольклорного материала вносит достойный вклад в развитие научной мысли, как в области общественных наук, так и в области познания истории педагогики, ибо история ее.появления и формирования неразрывно связана с народным творчеством.

Народное устное творчество играло огромную роль в воспитании народа, поведения, способствовало формированию определенных черт характера".1

Пословицы и поговорки, колыбельные несни, старинные баллады, собранные воедино, составляют своеобразные учебники этики, учебник философии. Учебник поэзии, свод мул» ости. Вот почему нам кажется совершенно оправданным то, что наша книга (первое издание такого роча у нас) открывается разделом о народной педагогики, которая является в извествном смысле источником научной педагогики.

Центральное место в книге занимает содержание воспитания и обучения. Весьма богаты и разнообразны представления народа о формировании личности и умственном воспитании молодого поколения. Загадки, считал ьки, фенологические и -астрономические наблюдения всегда служили воспитанию любознательности, развитию логического мышления детей. Сердцевиной семейного воспитания является трудовое воспитание. В книге сделана попытка не только показать суть народного представления о трудовом воспитании, но и раскрыть его формы, содержание и методы с позиции научной педагогики.

Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам народа, чувство Коллективизма, правдивость, честность, скромность верность в дружбе й любви - таковы основные черты нравственной личности в понимании народа. Много интересного содержится в народном представлении о физическом и эстетическом воспитании молодежи.

1 Константинов НА,, Медынский Е.М., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1974, е. 10.

Народная педагогика-' влюочает в себя и практическую .деятельность трудящихся по воспитанию и обучению поколения. Эти вопросы рассматриваются с учетом национальных традиций воспитания молдавского народа.

Народная педагогика - естественный процесс, неотъемлемая часть жизни народа. Нет и не может быть речи о связи воспитания с жизнью народа, об укреплении этой связи - как в случае школьного образования, ибо это есть сама жизнь народа.

Участие представителей народа в педагогическом процессе массовое, никто не остается вне этого процесса. Особенно эффективно действие умельцев, мастеров (в делах, искусстве, назиданиях, наставничестве) - это самые спящие -народные педагога. Самое лучшее, что имеет народ - дети, им он отдает куски- сердца, самые благородные порывы души; все лучшее, что есть в духовных сокровищах парода, оседает в его педагогической культуре.

Процесс народного воспитания перманентен во всех сферах, самое же главное - обеспечивается естественное, длительное деятельное, многообразное, богатое общение поколений.

Демократизм, гуманизм, даже межнациональная солидарность -- сама суть народной педагогики. На истинном народном уровне не возникало в стране ни одного межнационального конфликта. Невозможно даже представить, что гощиые аитинемецкиз демонстрации в Саратове возникали по народной инициативе. К сожалению, повсюду есть лишь заинтересованные в подогревании розни; междоусобице - во имя отвлечения масс от .борьбы за демократию.

Народная педагогика, несмотря на свой комплексный характер, не есть что-то бессистемное, как бы сваленное в общую кучу. Ее средства, приемы, методы выступают вполне дифференцированно: поелвицм и поговорки - преимущественно для нравственного назидания, хотя их поэтическая форма не может влиять на эстсгкческое воспитание, загадке дли развития сообразительности, смекалки, интеллект, песни и танцы ' для эстетического воспитания, сказки - для всего. Более того, с определенным жанром связаны и конкретные возрасты как воспитуемых, гак и воспитателей. Ясно, какой возраст и для какого возраста, к примеру, потешками, колыбельными песнями. Старые чаще всего прибегают к пословицам. А в своем сердце дети опперируют считалками, жеребьевками, игровыми речитативами и др.

Изучение народного опыта воспитания позволяет представить педагогический процесс как естественно-исторический. Воспитание при этом выступает как закономерное следование родного общественного явления за другими, как единственная форма поведения. Едва ли можно провести другой более убедительный аргумент Для доказательства объективного характера педагогических закономерностей.

Народная педагогика - это своего рода общественное самосознание народа. Она возникла и развивалась на основе обобщения поступков отдельных людей и поведения народа в целом. Педагогическое поведение людей, не получивших специальной подготовки, является стихийным. Взрослые люди входят в контакт с детьми чаще всего не потому, что всегда непременно исполняют долг и сознательно преследует педагогическую цель, а, быть может, просто им это приятно, по зову душу, по зову человечности. Поэтому эти акты часто совершенно бескорыстны и, конечно, высокогуманны.

Стихийный процесс - естественный процесс. Математическая логика, предлагающая сгрогие, однозначные решения, приходит в противоречие с диалектикой традиционной культуры воспитания. Догматическая педагогика воспитывает людей несчастных.

Традиционная педагогическая культура вполне орпеделенно представляет богатейшую систему, влючающую функции, факторы, методы, средства, прямые формы воспитания. Кардинальной является проблема формирования совершенного человека, предполагающая использование как комплексных форм жизнедеятельности воспитуемого, так и комбинирование воздействий на него.

Изучение народной педагогики составляет в конечном счете этнопедагогическую базу национальной школы, что обеспечивается выполнением целого ряца научных программ. Самыми неотложными, требующими незамедленного, оперативного изучения являются следующие темы: а) Основые явления и понятия народной педагогики: уход, пестование, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, назидание, обучение, учение, приучение.Возможности трансформации этих явлений в современную школу. б) Ребенок как обьект и субъект воспитания. Истоки национального характера. Положительные и отрицательные стимулы раннего пробуждения у детей национального самосознания. Ранняя идентификация национального чувства, сознание, соответственно и национальной принадлежности.

Детская среда, "Моральный Кодекс" детской среды. Детские тайные языки. Многонациональная детская среда. Стихийное двуязычие. Автономность детской среды. "Стайки", временные группы, артели,, коллективы. Лидеры. Разновозрастные объединения. Раннее качало воспитания и сомовоспитания. Самостоятельность подростка. Посвящение р совершеннолетие. Обычаи, обряды. Клички, прозвища. Игры, игровые прелюдии. Праздники. Детский фольклор.

Критическое освоение традиционной культуры воспитания и творческое ее использование в современнной школе. в) Факторы воспитания: природа, труд, игра, быт, общение, традиция, искусство, религия, слово, пример, родное и молдавское слово; языки соседних народов. Безоговорочная паритетность двуязычия в детской среде. Естественность двуязычия.

Создание благоприятных условий в школ? для ' развития сбалансированного двуязычия. Возрождение в национальной школе прогресс!.-иного народного опыта по взаимному изучению национальных культур. г) Методы, приемы и средства воздействия на человечество; сознание и поведение детей в системе народного воспитания: разьясиение, поверье, пожелание, просьба, совет, намек, одобрение, благодарность, упрек, уговор, запрет, благословление, завещание. Неприемлемость в школе мер воздействия, унижающих человеческое И национальное достоинство.

Комбинированные приемы воспитания.

Дифференциация воспитательных средств, комплексные формы жизнедеятельности детей и молодежи. Переоценка отдельных методов и средств народной педагогики с точки зрения требований современчной школы.

Актуализация в школе средств традиционной культуры воспитания: считалки, скороговорки, жеребьевки, пословицы, песни, сказки, легенды, предания и т.д. Гуманистические, демократические традиции народной педагогики в оформлениии школ. д) Идеал совершенного человека в традиционной кучьтуре воспитания: "маленький да удаленький", "добрый молодец", "умница и красавица",, "три добра", "семь добродетелей", "девлть доблестей мужчин".

С этой целью были сформулированы следующие задачи:

1. I аскрыть генезис и развитие понятий: "народная педагогика", "этнопедагогика"

2. Обосновать органическую связь изучения народной педагогики с общими проблемами типологии педагогической культуры и взаимосвязь с педагогической науки.

3. /Доказать и обосновать, что народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость и воспитание, традиционная культура воспитания, традиционная культура являются неисчерпаемым источником педагогической наукой.

4. Дать теоретическое обоснование актуальности педагогических представлений, несущий в себе концентрированный духовный заряд многих поколений.

5. Обосновать взаимосвязь национального и общечеловеческого в этнокультуре^ этнопедагогики и истории воспитания через материнскую школу.

6.Интеграция разных видов народною искусства -музыкального, литературного, изобразительного фольклора.

В работе предпринята попытка развить такие типы педагогической культуры, как педагогическая народная культура и педагогическая традициенпо-бытовая культура, обоснованны некоторые задачи изучения типологии педагогической культуры.

Нам видится ряд проблем, требующих своего разрешении в ближайшие годы, чтобы преодолеть отзыв современнной педагогики о народной на всех уровнях воспитания подрастающего поколения:

- изжить поверхностное, если не сказать негативное, отношение к народной педагогики со стороны педагогики и педагогог как .теоретиков, так и практиков;

- преодолеть однобокое, увлеченное иегюл!. зование видов, жанров, средств, и методов и. т.д., возможностей народной педагогики или стремление использовать их только в качестве иллюстраций каких-то положений, не включенных в учебники, пособия; не допускать в ущерб научной педагогики фетишизации народной педагогики, где сохраняются устаревшие приемы и методы, положения; преодолеть попытки представлять положение таковым, что народная педагогика целиком относится только к древности, к прошлому;

- дать научное обоснование неточности позиции тех, кто пытается отождеставлять религию, религиозную педагогику с народом, с народной педагогикой, а также полный отрыв народной педагогики от источников духовной жизни народа в прошлом и настоящем, то есть от веры, религии. Не допускать отрыва народной педагогики от общей духовной культуры и от материальной культуры народа;

- обратить внимание ученых на наиболее полное раскрытие этнодидактических вопросов, в том числе современнного использования в учебном процессе всего богатста и возможностей народной дидактики особенно на составление учебных программ, учебников и учебных пособий и тех средств на основе народной педагогики для всех национальных школ, семей и учащихся (детей);

- преодолеть стремление игнорировать или не касаться негативных сторон народно-педагогических воззрений и воспитательной практики;

-следовало бы больше внимания обращать на исследование вопроса этнопсихологии; во всех педагогических вузах, средних педагогических учебных заведениях, в подклассах изучать этнопедагогику как науку или народную педагогику как национальную особенность воспитания и обучения, а также включать в соответствующие научные и учебные дисциплины необходимые элементы народной мудрости воспитания и народно-дидактический материал;

- следует существенно увеличить выпуск литературы по народной педагогики для учителей, учащихся, родителей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Силистрару, Николай Васильевич

Заключение

Исследования проблем народной педагогики во взаимодействии с педагогичесской наукой позволяют утверждать, что в Молдове сложилась концепция народной педагогики, определены • ее источники, принцыпы, методы, характерные особенности.

Вытекая из разнообразной, повседневной деятельности молдавского крестианина, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений и являлась важным звеном в едином диалектичесском процессе развития человека.

Народную педагогику создал народ, педагогичесская теория только изучала, взаимодействовала с ней и синтетизировала ее.

Рассмотренные нами памятники народной педагогики молдаван позволяет сделать некоторые чисто педагогические выводы и рекомендации:

1. Народ и народности Молдовы за свою многовековую историю создали уникальные памятники культуры, в том числе традиционную педагогическую культуру.

2. Неоценимая роль в сохранении развитии приумножении культурного наследия и в первую очередь - устного народного творчества принадлежит самому народу, его системе воспитания.

3. Традиционная педагогическая культура или народная педагогика это совокупность педагогических идей и творческого опыта воспитания, выработанных народом и отразившихся в устном народном творчестве, традициях, обрядах.

4. Как показало наше исследование идеи и опыт народной педагогики и сегодня используются в практике учебно-воспитательной работы. Однако чаще всего этот процесс происходит стихийно, вне системы народного просвещения.

5. Анализ возможностей и опыт исследований устного народного творчества в общеобразовательной школе, а также результаты констатирующего эксперимента в школах показали, что учителя испытывают серьезные затруднения в работе по использованию на практике учебно-воспитательной работы материалов по этнопедагогики.

6. Эти трудности связаны как с недостаточной осведомленостью учителей с народной педагогикой, Неразработанностью признаков и ; критериев отбора материалов устного народного творчества для включения его в программы всех звеньев народного образования, так и со слабой разроботкой форм и методов работы с этими материалами.

7. Проведенное нами исследование позволило выявить недостатки имеющиеся в опыте школ и обосновать: а) принципы отбора целостного использования устного народного творчества (сказки, поговорки) и прогрессивных традиций народной педагогики в современном учебно-воспитательном процессе; б) критерии отбора этнопедагогического материала для его целостного использования на всех ступенях общеоброзовательной школы;

8. Критерии отбора - этнопедагогического материала для его целостного использования.

9. В процессе исследования на большом фактическом материале была доказана педагогическая ценность народных сказок, выявлено воспитательное' значение молдавского эпоса, проанализирован процесс формирования прогрессивных педагогических традиций на основе устного народного творчества.

10. Раскрыта воспитательная роль прогрессивных традиций, обычаев и обрядов молдавского народа.

11. В нашей работе впервые в науке сделана попытка не только сформулировать, но и обосновать на практике и осуществлять в соответствии с нашими принципами и критериями отбор ; этнопедагогического материала, целенаправленное и систематическое использование этого материала в начальной школе и на уроках литературы в 10-12 классах.

12. В ходе опытно - экспериментальной работы была показана гуманистическая направленность народного творчества и его роль в формировании морального облика учашихся, место народной педагогики в умственном развитии школьников, в формировании нравственно-эстетических идеалов молодежи.

13. Результаты нашего исследования подтвердили особое место народной педагогики в решении сложных проблем, возникающих в рамках установления суверенитета и независимости межнациональных отношений. Идеи и опыт народной педагогики свидетельствуют об огромны* возможностях воспитания чувств патриотизма, национальной гордости и одновременно гуманных отношений в области межнациональных отношений, культуры общения народов и наций в общечеловеческом аспекте.

14. Качественно отобрать этнографический материал и веси обучение школьников, формируя интерес к педагогическим традициям родного народа, к его нравственно этическим и духовным ценностями, национальной культуре;

15. Реализовать полностью прво на обучение и воспитание школьников на родном языке.

Родной язык - основа развития интеллекта, формирующая эмоциональную сферу ребенка, его моральный облик, становление творческой личности, способной создавать национальные и культурные ценности.

Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитание любви и уважения к родному народу, чувства гордости за тот вклад который он вносит в общечеловеческую культуру.

16. Принимать во внимание традиционную культуру воспитания молдавского народа.

17. Осуществлять процесс формирования личности на основе этнопедагогики.

1В. Обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его • нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание

174 молодежи, противостоять развращающему влиянию чуждых народу псевдокультурных тенденций.

19. Знакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства, формирующими сознание национальной полноценности.

20. Прививать навыки национального вышивания, шитья, резьбы и приготовления национальных блюд.

21. Осваивать народные игры и виды спорта.

22. Изучать и разбираться в родословной.

23. Пропагандировать и возрождать факторы, методы, средства и приемы народной педагогики.

24. Изучать и осваивать народный этикет,

25. Рассматривать этнопсихологические особенности сознания, темперамента, характера, поведения, эмоциональной сферы людей разных национальностей.

26. Осуществлять широкое, многоаспектное экологическое воспитание школьников.

27. Овладевать основами психолого-педагогических и этнопедагогических знаний.

28. Выявлять и развивать педагогические способности и умения.

29. Формировать любовь к учительской профессии на примерах жизни и деятельности педагогов прошлого, передовых учителей республики и районов, представляя их как личности-символы.

30. Оказывать помощь в выборе конкретной педагогической специальности.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук в форме науч. докл. Силистрару, Николай Васильевич, 1997 год

1. Аксенова Л.А. Кынтекул популар молдовенеск. КииХ1шев.-19.58.

2. Александри В. Молдавские баллады. Кишинев.-1956. '

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производстве) . и потребление. М., Мысль.-1988.

4. Агшетаев М.И. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения. Омск. 1989.

5. Апышев Б. Народные традиции И их использование в трудовом воспитании старшеклассников. Автореф. диссертации канд. пед. наук. Москва. 1974.

6. Арборе 3. Опере алесе. Кишинэу,1957

7. Арма игу Ф.А. Инфлуенца оперелор фолклориче молдовенешть асупра дезволтэрий копиилор ла шасе ань. Кишинэу: Штиинца, 1989.

8. Асаки Г. Исторические новеллы. Кишинэу. Литература, артистикэ, 1988.

9. Асаки Г. Анотимпуриле веций оменешть. Календар центру ромынь. Яшь, 1848.

10. Асаки Г. Реструктурареа школилор национале ын Молдова. 1828. Опере алесе. -Кишинэу, 1957.

11. Асаки Г. Ынаинте Кувынтаре ла истории ымпэрцирий росиене де Кайданов. Традусэ, 1832. '

12. Афанасьев В.И. Школа и развитие педагогической мысли в Советской Якутии (доклад для представления на защиту докторской диссертации). Ленинград, 1968.

13. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

14. Балтз Т. Повештиле луй Мош Трифац. Кишинев, Лумина,- 1966.

15. Белинский В.Г. Избр. пед. соч.-М.-Л., 1948.

16. Белинский В, Г. Избранное. Эстетика ^ литературная критика в двух томах.-М., 1948.

17. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Изд-во АН СССР. М., 1954.

18. Бешимов Ж. Народные традиции в нравствещюм воспитании школьников старших классов //Автореф. дисерт. канд. пед. наук. Казань, 1975.

19. Богач Г.Ф. Пушкин и молдавский фольклор Кишинев. 1967.

20. Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.

21. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М., Педагогика, 1979.

22. Бостан Г. К. Типологическое соотношение и взаимосвязи молдавского, русского и украинского фольклора. Кишинев:Штиинца, 1985.

23. Ботезату Г. Г. Студий ши материале де фолклор. Кишинев. 1971.

24. Ботезату Г.Г., Гацак В., Чобану И. Кынтече де луптэ ши де бируинцэ. Кишинев. 1963.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

26. Буева Л,П. Социальная среда и сознание личности. М., 1969.

27. Вэешу К. Молдавская новогодняя обрядовая поэзия. Кишинев, 1970.

28. Вэешу Н. Воспитательное значение детского фольклора. Кишинев, 1980.

29. Валяева О.М. Молдавское устное народное творчесто как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов. //Автореф, дис. . канд. пед. наук. Казань, 1974.

30. ВаргичаН И.К., Грекул И.Д., Попович К.Ф.Страницы дружбы, молдавско-русские литературные связи. Кишинев: Молдкнигиздат, 1958.

31. Вартичан И.К. Из культурного и литературного прошлого молдавского народа. Кишинев. Картя Молдовеняскэ, 1969.

32. Винчент Р. Куноаштереа копилулуй. ЕДП, Бухарест, 1972.

33. Версаев ВВ. Об обрядах //Ж. Красная новь.~ №11.-1926" .

34. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск. 1972.

35. Водзинский Д. И. Теоретические основы нравственного воспитания школьников. Минск, 1979.

36. Волков Г.И. Чувашские сказки как памятник народной педагогики. Ученые записки. Чувашский пед. ин-т. Вып. 6., 1958.37 . Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика и ее основные проблемы. Ученые записки. Чувашский пед. ин. тут. Вып. 22.- 1965.

38. Волков Г.И. Эгнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

39. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары, 1970.

40. Волков Г.Н. Доуэ повеетирь скурте. Прецул банулуй. Буникул ши непотул.(Култура Молдовей, 1960,30 июня, №51).

41. Волков Г.Н. Эгнопедагогика. Чебоксары,1974.

42. Волков Г.Н. Созвездия земли. Чебоксары, 1979.

43. Волков Г.Н. Эгнопедагогические осмысления современного процесса воспитания (Русский язык и литература в киргизской школе). №2, 1984.

44. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VI11 классов в сельской национальной шкоде. М.,1986.

45. Волков Г.Н. Педагогика жизни.Чебоксары,1990.

46. Волков Г.Н.Современное Функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма н сфере воспитания. Чебоксары, 1993.

47. Вопросы .изучения молдавского Фольклора.Ж.Днестр- №10, 1960.

48. Гаврилов В.А.Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945-1982),Кишинев, Штиинца, 1990.

49. Гацак В. М. Восточно-романский героический эпос. М.,Наука, 1967.

50. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика//Автореф, дис. . д-ра пед. наук, Баку, 1970.

51. Горький М. О литературе. М., 1953.

52. Горький М. О сказках. Собр. соч. в 30-ти томах. Т.25, М., 1953.

53. Горький М. Собр. соч. в 30-ти томах- Т.26,-М,: 1953

54. Дробницкий О.Г. Знание, вера и нравственность// в кн.:Наука нравственности. М., 1971.

55. Еминеску М. Поезия популарэ. Кихлинэу, 1970.

56. Ермуратский В.Н. Дмитрий Кантемир мыслитель и государственный деятель.-Кишинев, 1973.

57. Залалиев Ш.Ш. Нравственность воспитания подростков на прогрессивных народных традициях в ' процессе внеклассной работы в условиях сельской татарской школы//Авт. дис. канд. пед. наук. Лазань, 1974.

58. Зеленчук B.C., Лоскутова Л.Д. Новые гражданские праздники, обряды, и ритуалы. Кишинев, 1984.

59. Зеленчук В.С.Очерки молдавской народной обрядности. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1959.

60. Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. М.:Просвещение, 1981.

61. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М., 1991.

62. Казакова И. Учитель перед именем гвоим(0 молдавском фольклоре в творчестве А.М.Горького) -Советская Молдавия, №73, 28 марта, 1971.

63. Кантемир.Д. Дескриеря Молдовей. Кишинэу: Каргя молдовеняскэ, 1957.

64. Кантемир Д. Историческое, географическое и политическое описание Молдавии. М., 1989.

65. Кантемир Д. История иероглификэ. Кишинэу, 1957.

66. Кирошка Б.П. Из истории молдавского фольклора. Кишинев, КГУ, 1956.

67. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

68. Кожокарь В. И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников// Авт. дис. канд. пед. наук, 1975.

69. Комаровский А. Молдавские сказки. Кишинэу; Картя Молдовеняскэ, 1957.

70. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В.2 т., М.: Педагогика, 1982.

71. Комерзан А.Ф.Богдан Петричейку Хаждеу. Кишинев, 1989.

72. Кон И.С. К проблеме национального характера (история и психология). М., 1971.

73. Корнфельд Л., Старые молдавские нар9дные песни. Кишинев:,Штиинца, 1959.

74. Костин М. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1969.

75. Крестомция де фолклор моддовенеск (сост. Г.Ботезату).Кишинев: Лумина, 1989.

76. Крупская И.К. Избр. пед. произв. Изд.2 е. М., 1968. •

77. Крэчун Т.А. Развитие школы и педагогической мысли в Молдавии. Кишинев, Лумина, 1985.

78. Крянгэ И. Опере алесе. Кишинэу, 1953.

79. Крянгэ И. Сказки, воспоминания, детские рассказы.Кишинев; Лумина, 1966.

80. Кутлугильдина Ю.И. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике// Авт. диссерт. . канд. пед. наук. Казань. 1984.

81. Лебедева Е.Л. Молдавские народные песни. М.: Художественная литература, ,1951.

82. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М. 1996.

83. Лихачев Б.Т. Педагогика. М. 1996.

84. Лихачев Д.С. Избранные работы. Т.1.-М.Д987.

85. Луначарский A.B. О народном образовании, 1958.

86. Магомедов А.Н. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников//Авт. дис----- канд. пед. наук, Казань, 1986.

87. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников. Ленинград, 1978.

88. Магомедова З.М. Воспитание детей и молодежи на традициях народной педагогики. Махачкала, 1989.

89. Макаренко A.C. Воспитаие культурных навыков. Соч. в 7-ми томах. М., 1957.

90. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Соч. Изд-во АПН РСФСР.Т.4, 1961.

91. Максимов С. Культ хлеба. Молодяя гвардия, 1982.

92. Марьенко И.О. Основы процесса нравственного -воспитания. М.: Просвещение, 1980.

93. Матеевич А. Избранное. Кишинев, 1988.

94. Мельник В.М. Фольклор как' исторический источник.- Львов, Университет, 1967,

95. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1984.

96. Молдавско-русские-украинские литературные и фольклорные связи. Кишинев: Картя молдевеняскэ, 1967.

97. Молдавские народные песни. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1967.

98. Молдавские сказки. Кишинев, 1971.

99. Молдавский фольклор. М., Гослитиздат, 1953.

100. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания. М. Педагогика, 1981.

101. Муратова М.А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности//Авт. дис. . канд. пед. наук.

102. Мудрость воспитания, Книга для родителей (сост. М.Бим-Бад, Д.Днепров, Т. Б. Корнетов). М.:Педагогика, 1977.

103. Негруци К. Опере алесе, Кищинэу, 1966.

104. Нравственное воспитание школьников. Под. ред. И.С.Марьенко, ГЛ.: 1969.106! Овсянин-Куликовский ATI. Психология национальности. Петроград, 1922.

105. Орозбаев Ж.М. ■ Эстетическое воспитание младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики//Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1988.

106. Очерки истории этики под. ред. В.А.Чапона и др. М., 1969.

107. Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого М., 1996.

108. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1983.

109. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности учеников на уроке. М. 1985.

110. Поезия популарэ а обичеюрилор календариче. (сост. Н.М.Бэешу). Кишинев, Штиинца, 1976.

111. Попович Н. В, Молдавский фольклор на страницах русской прессы XIX века. Кишинев: Штиинца, 1982.114. • Попович Ю.А. Молдавские новогодние праздники. Кишинев. 1974.

112. Прикладное искусство Советской Молдавии. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1963.

113. Провербе ши зикэторь. Кишинев, Штиинца, 1961.

114. Проничева Т.Л. Традиция как социально-психологическое явление//Авт. дис. . канд. филос. наук. Л., 1969.

115. Розов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии. (Вестш-iK МГУ. Серия философии, №2, 1967).

116. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и их использование в• современной школьной практике. //Авторф. дис. канд. пед. наук, Казань, 1973.

117. Романенко Н. Б.П.Хаждеу. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1957.

118. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.:Педагогика, 1981.

119. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики // Автореф. дис. . канд. пед. наук, М., 1960.

120. Руссо А. Опере алесе. Кишинэу, 1955.

121. Руссо А. Студий национале. Опере алесе. Кишинэу, 1955.

122. Салтыков-Щедрин М.Е. Родина. Сб. высказываний русских писателей о Родине. М., 1972.

123. Перевод. Д.Самойлова (в книге М.Эминеску. Лирика. М.: Художественная литература, 1968.

124. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990.

125. Сахаров А.Д. Новый мир, №1-1990.

126. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной •• реды. М.:Педагогика 1986.

127. Силистрзру Н.В. Этнопедагогика молдаван в связи с проблемой взаимодействия народной педагогики и педагогической наукой. Кишинев, 1966.

128. Силистрару Н.В. Программа по эшопедагогике молдаван для педагогических факультетов. Кишинев. -1996.

129. Силистрару Н.В. Нравственная ценность идей молдавской народной педагогики в воспитательном процессе. Кишинев,-1992.

130. Силистрару Н.В. Народный патриотический идеал в творческом наследии Г.Асаки. (Материалы

131. Всесоюзной научно-практической конференции). Чебоксары 1991,1 п,

132. Силистрару Н.В. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики ' (Материалы научно-практической конференции) Кишинев, 1991. •

133. Силистрару Н.В. Устное народное творчество в эстетическом воспитании учящихся (Материалы научно-практической конференции). Кишинев, 1995.

134. Силистрару Н.В. Народная педагогика главный стержень в подготовке будущего учителя. К. 1995

135. Силистрару Н.В. Традиция как фактор нравственного воспитания. Политика, Кишинев, 1991.

136. Силистрару Н.В. Изучение и применение народного педагогического опыта. "Педагогика и психология". Кишинев, 1992.

137. Сластенин В.А., Подымова Л С. Педагогика , (инновационная деятельность).М-, изд. Магистр, 1997.

138. Скице де фолклор молдовенеск. Кишинэу,1965.

139. Спатару Г.И. Историческая молдавская народная драма. Кишинев, Штиинца, 1980.

140. Стамати К,Опере алесе. Кишинэу, 1957.

141. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

142. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький, 1972.

143. Сухомлинский В.А.Рождение гражданина. Киев,1966.

144. Сухомлинский В.А. О воспитании (Неделя, №35,-1972).

145. Сырбу И.В. Нравственная подготовка старшеклассников к труду в сельском хозяйстве // Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1975.

146. Тайчинов М.Г. Народные традиции и "религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.

147. Уреке Г. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1957.

148. Философский энциклопедический словарь Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, ГТ.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов). М. Советская энциклопедия, 1983.

149. Фолкларул обичеюрилор де фамилие (сост. A.C. Хынку и B.C. Зеленчук) Кишинэу, 1979.

150. Фольклор и этнография: обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974.

151. Хыждеу А. Опере алесе. Кишинэу, 1957.

152. Чиботару Ф. Контрибуций ла исгория ынвэцэмынтулуй дин Басарабия, Кишинэу, 1962.

153. Чиботару Т.Т. Антология педагогической мысли Молдовы. Кишинев. Штиинца, 1992.157. . Чиримпей В.А. Фольклор и современость. Кишинев. Штиинца, 1974.

154. Чобану И.Д. Молдавская народная поэзия. Кишинев. Штиинца, 1973.

155. Шацкий Ï.C. Педагогические сочинения, в 2-х томах. М., 1964,

156. Эстетика молдавского фольклора. Кишинев. 1974.i .i-1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.