Поступок в структуре нравственного выбора: анализ проблемы в контексте народной мудрости тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Сафина, Гульнара Минсеитовна

  • Сафина, Гульнара Минсеитовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 157
Сафина, Гульнара Минсеитовна. Поступок в структуре нравственного выбора: анализ проблемы в контексте народной мудрости: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чебоксары. 2010. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сафина, Гульнара Минсеитовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Основные подходы к проблеме нравственного выбора в гуманитарном познании.

1.1. Нравственный выбор и свободная воля.

1.2. Моральный выбор как исходный пункт нравственного поведения.

1.3. Эмоциональные и рациональные аспекты нравственного выбора.

Глава 2. Проблема нравственного выбора в фольклорном произведении.

2.1. Мифопоэтическое мышление и генезис моральной оценки как элемента структуры фольклорного произведения.

2.2. Герой фольклорного произведения как агент нравственного поведения.

2.3. Моральный выбор и проблема справедливости в фольклорном произведении.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поступок в структуре нравственного выбора: анализ проблемы в контексте народной мудрости»

Актуальность проблемы исследования обусловлена, с одной стороны, важностью проблемы нравственного выбора, которую следует отнести к числу не только этических, но и экзистенциальных; с другой стороны, — необходимостью рассмотрения подобного рода вопросов путём обращения к тем формам познания, которые позволяют постичь человеческое бытие в его целостности. К таким формам следует отнести художественную литературу, в частности, её устную (фольклорную) разновидность, имеющую свои специфические черты, важные с точки зрения самой постановки проблемы морали и нравственности. Проблема нравственного выбора появляется вместе с возникновением человеческого общества и установлением того типа интерсубъективных отношений, который можно назвать этическим. Из опыта повседневной жизни мы хорошо знаем, что человек постоянно сталкивается с проблемой принятия решений при выборе вариантов поведения и совершении поступков, которые требуют не только умения ориентироваться в окружающем мире, но и способности соотносить свои решения с теми или иными ценностями. Именно в выборе самих этих ценностей или даже в их творчестве проявляется подлинно свободный характер человеческого бытия. Не следует, однако, забывать о том, что, выбирая те или иные ценности, а следовательно, и соответствующий им тип поведения, человек руководствуется не только собственным произволом (как полагал, в частности, Жан-Поль Сартр), а обращается к определённой культурной традиции и преданию, которые содержат в себе накопленный опыт предыдущих поколений людей, передавая этот опыт новым поколениям. Без такой преемственности в сфере традиции не было бы и самого человека как существа, трансцендирующего своё животное бытие и осуществляющего переход на более высокий уровень развития. В то же время, при отсутствии этой преемственности может происходить обратный процесс: человек может так и не состояться в качестве человеческого существа и остаться на стадии чистой животности.

Такая опасность действительно существует. Об этом говорит динамика изменений, происходящих в современном мире, в котором довольно заметны тенденции к общей деградации и варваризации общества. Насаждавшийся в России в течение многих десятилетий тоталитарный коммунистический режим привёл, в конечном счёте, к утрате подлинных идеалов и ценностей, которые были подменены ложными идеалами и псевдоценностями. В результате этого, произошла тотальная нигилизация общественного сознания, утратившего духовные ориентиры и озабоченного только материальной стороной жизни. Приход капиталистических отношений только усугубил моральное разложение общества, заменив все ценности одной: деньгами. Между тем общество не может нормально жить и функционировать, ориентируясь только на безудержную добычу капитала, поскольку получение прибыли любой ценой становится для него способом самоуничтожения. Вот почему для собственного выживания мы должны обратиться к той духовной традиции, которая досталась нам от прошлого, в том числе, традиции фольклорной, поскольку в её рамках были выработаны определённые ценностные ориентиры, позволяющие совмещать, с одной стороны, интересы всего социума, а с другой — интересы отдельной личности, которая в данном случае не отчуждена от этого социума, а живёт вместе с ним в некоем гармоническом взаимодействии.

Именно ценности, созданные в рамках народной мудрости, могут послужить матрицей для выработки верных ориентиров в условиях современного общества, которое также нуждается в определённом противодействии идеологии тотального экономизма, естественным образом распространяющейся при капиталистических отношениях, а также навязываемой населению СМИ. Процесс принятия решений человеком, безусловно, является сложным и многогранным процессом, который требует участия всей человеческой личности, обретающей в нём смысл собственного бытия и своё человеческое достоинство. Однако нельзя игнорировать того факта, что большую часть энергии для своих действий человек получает из окружающего социума, который предоставляет ему те формы и стереотипы поведения, которым этот человек, как правило, следует большую часть своей жизни. Тут становится уместным обратиться к понятиям «мораль» и «нравственность» как ключевым для данного исследования. Действительно, мораль как система определённых норм и предписаний не всегда соответствует нравственному поведению, поскольку последнее иногда требует именно нарушения этих предписаний, поскольку они не всегда могут оказаться применимыми к конкретной жизненной ситуации. Человек, слишком привязанный к нормам морали и исполняющий их лишь формально, может совершать безнравственные деяния. Однако противоположный полюс поведения, предполагающий полный отказ от морали как предписаний социума, также угрожает утратой нравственности. В современной социальной ситуации именно этот последний тип поведения и становится доминирующим, поскольку все устойчивые и незыблемые прежде ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения поколеблены и в значительной степени смещены. Современное общество находится в состоянии аксиологической диффузии, выход из которого не является простым. Но именно он предполагает обращение к тем поведенческим нормам и ценностям, которые нашли своё выражение в фольклорных произведениях, отражающих особенности народного сознания предшествующих эпох, а значит, доставшиеся нам в качестве определённого культурного наследия, истолкование которого является необходимым звеном духовного бытия современной культуры.

Другой причиной, делающей избранную нами проблему весьма актуальной для современной философии, является её связь с процессом изучения художественного познания как особого типа проникновения в реальность и способа решения практических (прежде всего этических) задач. О необходимости изучения художественного познания как особой альтернативы познанию научному говорят сегодня многие философы (как на Западе, так и у нас). Обращение к произведениям искусства, в особенности, литературы (в том числе, и фольклорной) как особому пути освоения реальности становится ныне одним из наиболее перспективных путей развития философской мысли (в первую очередь, герменевтики). Такое обращение имеет не только этнологическое или культурологическое значение, но и представляет интерес для философии потому, что сами фольклорные произведения можно рассматривать как литературные манифестации определённого способа мышления, нацеленного на решение различных философских вопросов, прежде всего вопросов этического порядка. Хотя такое мышления нельзя назвать философским в собственном смысле слова, поскольку оно манифестируется не в понятиях, а в действиях персонажей, его, тем не менее, можно подвергнуть философскому анализу, в ходе которого выявятся структуры фольклорного текста.

На возможность понимания литературного произведения в качестве мышления при помощи действий намекал уже в своей «Поэтике» Аристотель. В самом деле, литературное произведение возникает как результат не только фантазии его автора, но и его желания разрешить определённый вопрос, который требует иного способа решения, нежели абстрактное мышление. Создавая образный строй произведения и приводя в движение его сюжетную линию, автор, или сказитель, конституирует тем самым определённый модус мышления, который существует наряду с абстрактным мышлением науки и философии. Этот модус также отличается от обыденного мышления, ориентированного на перцептуальный план реальности. В отличие от него, нарративное (повествовательное) мышление оперирует воображаемыми' представлениями, а не образами реальных предметов. Фольклорное произведение как конкретная манифестация нарративного мышления имеет свои специфические особенности, которые отличают его от собственно литературного произведения. Главная из этих особенностей заключается в том, что у фольклорного произведения отсутствует автора, а содержание является вариативным, поскольку всякий раз передаётся по-разному тем или иным рассказчиком. Все эти качества указывают на меньшую степень оформленности фольклорного произведения, его более живую связь с непосредственной речью людей (в особенности, самого рассказчика), а значит, и с их жизнью. Хотя рассказывание фольклорного произведения предполагает разделения между обыденным и нарративным употреблением речи, всё же текст фольклорного произведения не настолько определён, как текст литературного произведения в узком смысле слова. Но именно эта характеристика фольклорного произведения демонстрирует его близкую связь с процессом определённого мышления, который Клод Леви-Строс в своё время обозначил термином «бриколаж». Таким образом, изучение нравственного выбора в контексте народной мудрости актуально по двум основным причинам: поскольку связано с решением аксиологических проблем современного мира и поскольку выражает кардинальный поворот к изучению художественного познания как одной из особенностей современной философии.

Степень разработанности проблемы. Нравственный выбор как феномен человеческого бытия играет важную роль и в жизни отдельного человека, и в существовании общества в целом, поскольку это существование также зависит от этого выбора. Поэтому представители философии и различных наук, так или иначе, обращались к данному феномену, создав множество концепций, объясняющих его природу и условия возникновения. Проблема выбора является одной из самых обсуждаемых и спорных в истории философской и, вообще, гуманитарной мысли и до настоящего времени не имеет однозначного решения.

Точки зрения на проблему выбора многочисленны, разнообразны, а порой субъективны и противоречивы. Это объясняется тем, что выбор, с одной стороны, является частью традиционной философской проблемы возможности и действительности, а по своему содержанию связан с проблемой необходимости и свободы. Более того, проблема выбора человека может быть сформулирована как известная со времен средневековой теодицеи проблема свободы воли, основное содержание которой составляет ответ на вопрос: может ли человек принимать решение, осуществляя сознательный выбор действия, или не может, потому что все его решения заранее предопределены. Неоднозначность истолкования морального выбора объясняется спецификой его субъекта: человека. Вопросы предопределенности поведения человека биологическими или социальными факторами, влияния его противоречивой сущности и личностных факторов на его поступки не имеют однозначного решения.

Существует несколько философских позиций, отражающих различные истолкования проблемы свободы выбора. К ним относятся фатализм, детерминизм, индетерминизм, волюнтаризм, нецесситаризм. В целом, этими терминами можно охватить весь круг различных пониманий проблемы свободы выбора, хотя определённое значение здесь могут иметь индивидуальные различия внутри одной из этих философских позиций. Для нас, однако, вполне достаточно той степени точности, которую мы можем получить, используя данное различение возможных трактовок феномена свободного выбора. Так, необходимо иметь в виду, например, что механический нецесситаризм Гоббса отличается от фатализма Хрисиппа, прежде всего тем, что последний не предполагает детерминированности субъективного ответа человека на определённое внешнее воздействие какими-либо механическими (т.е. объективными, по своей природе) силами. Вводя разделение главной (синектической) и дополнительных (прокатарктических) причин, стоицизм постулирует автономию субъекта по отношению к внешней реальности и, следовательно, в определённой мере отстаивает идею свободы воли, несмотря на свою приверженность фаталистической трактовке реальности. Точно так же следует делать различие между монистическим детерминизмом Спинозы и психологическим детерминизмом Липпса. Это свидетельствует о сложной нюансированности в трактовке проблемы свободы выбора в некоторых философских дискурсах.

Среди основных философских работ, рассмотренных нами при написании данной работы следует назвать прежде всего те произведения, в которых затрагивается проблема свободы выбора, вообще, и нравственного выбора, в частности. Сюда относятся произведения Платона (истории Гига и Эра в «Государстве»), Аристотеля («Политика», «Никомахова этика»), стоиков (Цицерон «О судьбе», «О дивинации», Сенека «Письма к Луцилию» и др.), Оригена («Начала»), Августина («О свободе воли»), Бернарда Клервоского («О благодати и свободе воли»), Декарта («Размышления о первой философии»), Спинозы («Этика»), Гоббса («Левиафан», «О свободе и необходимости», «О человеке», «Человеческая природа»), Канта (три критики), Бергсона («Творческая эволюция», «Материя и память»), Виндельбанда («О свободе воли»), Лосского («Свобода воли») и др.

В философской литературе последних лет имеется множество детальных разработок, освещающих отдельные аспекты данного вопроса. Объектом научного внимания становятся связанные с проблемой выбора общеметодологические, теоретические и практические вопросы. Проблема выбора является объектом исследования ученых, которые рассматривают его нравственные аспекты, моральный конфликт как движущую силу выбора и ответственность за выбор (С.Ф.Анисимов, Р.Г.Апресян, Л.М.Архангельский, В.А.Блюмкин, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Е.Л.Дубко, Н.Н.Крутов, О.Б.Николаичев, А.И.Титаренко). Появились новые подходы, такие, как структурно-генетический, выделяющий формационные этапы в становлении нравственного сознания целых эпох (А.И.Титаренко).

Подвергается изучению праксиологическая сторона нравственного выбора. Тем самым преодолевается некоторое отставание в изучении данной проблемы в структурах нравственной практики. Например, имеются предпосылки методологической направленности в современных философских трудах, посвященных проблеме человеческой деятельности (Л.А.Зеленов, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.Н.Сагатовский и др.). Были изданы специальные статьи и монографии, освещающие праксиологический аспект нравственного выбора. Среди них особый интерес представляют работы В.И.Бакштановского, который в рассмотрении этой проблемы обращается к двум сторонам нравственной регуляции (объективной и субъективной), что позволяет выделить специфические ракурсы нравственного выбора — аксиологический и праксиологический - и тем самым по-новому взглянуть на проблему специфики морали, ее функции и практическое назначение. Комплексный подход к оценке нравственной деятельности человека частично используют Л.М.Архангельский,

B.А.Василенко, И.Н.Михеева, Т.С.Лапина, Б.О.Николаичев и др. Проблема личностного выбора, его детерминированности и степени его свободы, самой его сущности и основных условий проявления, вопросы принятия решения в сложных жизненных ситуациях и в опыте повседневности всегда находились в области внимания психологов различных школ и направлений. В психологии идея единства сознания и поведения человека получила разностороннюю разработку в исследованиях Л.С.Выготского,

C.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.Н.Узнадзе и др., где выбор человека, его природа и детерминация исследуются как неотъемлемое свойство человеческой жизнедеятельности, а характер их рассмотрения во многом зависит от понимания его природы.

Несмотря на разнообразие исследовательских подходов, проблема нравственного выбора освещена ещё недостаточно полно. За пределами философских исследований, в частности, остался вопрос категории нравственного выбора как элемента художественного произведения (в контексте проблемы художественного познания). При рассмотрении этого (наиболее существенного для нас) аспекта проблемы нравственного выбора мы опирались на работы ученых-фольклористов: А.П.Аникина,

A.Н.Веселовского, Н.Ф,Данилова, Е.М.Мелетинского, Н.В.Никольского,

B.Я.Проппа, Э.В.Померанцевой, Е.С.Сидоровой, МЛ.Сироткина, Ю.И.Юдина, которые посвящены проблемам генезиса, жанровых и разновидностей, сюжетного состава, системы образов и поэтики, а также К.А.Азадовского, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова,

A.К.Салмина, А.Д.Синявского, О.М.Фрейденберг, К.В.Чистова, в которых один из литературных фольклорных жанров (сказка) рассматривается в единстве филологического и этнографического аспектов исследования. Определённое значение, в этом плане, для нас имели также работы

B.А.Бахтиной, Н.М. Ведерниковой, Н.М.Герасимовой, Ж.М.Гусейнова, Л.А.Иткуловой, Л.Когана, С.Г.Лазутина, Д.С.Лихачева, С.Ю.Неклюдова, В.А.Федотова, В.И.Чернова.

Объект исследования: поступок и нравственный выбор. Предмет исследования: место и значение нравственного выбора в контексте народной мудрости.

Цель исследования: выявить основные особенности решения проблемы нравственного выбора в фольклорном произведении (на примере сказки как фольклорного жанра).

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи-. 1) определить сущностные моменты нравственного выбора и очертить экзистенциальные рамки, в которых он может иметь место;

2) показать специфику нравственного выбора как ключевого мотива фольклорного произведения;

3) выявить специфические особенности сказочной этики, детерминирующие моральное пространство сказки.

Методологическая основа исследования определяется двойственным характером предмета исследования: с одной стороны, речь идёт о человеческом поведении и соответствующих психологических состояниях; с другой - о художественном преломлении этого поведения, а также процессе познания этого последнего посредством художественного (фольклорного, сказочного) текста. Всё это потребовало применения разнообразной методологии, включающей методы интроспекции, рефлексии, психоаналитического и собственно психологического подходов к процессу принятия решения и фольклорному дискурсу и т.д. Тем не менее ключевыми для данной работы были классические методы философской рефлексии: феноменологический и герменевтический. Первый применялся нами в тех случаях, когда необходимо было определить специфические особенности морального пространства, т.е. такого измерения реальности, в котором становится возможным нравственный выбор. Как показал анализ, проделанный в работе, этот выбор вовсе не является чем-то само самой разумеющимся и спонтанно самопорождающимся. Он предполагает наличие определённой культурный формы, вне которой он просто не может иметь места. Герменевтический метод (понимаемый в широком смысле) мы использовали везде, где речь шла об интерпретации определённых текстов: философских в первой части и фольклорных во второй. Особенностью применения этого метода в работе было сочетание его с другими методами, а также включение этих последних в сам герменевтический метод. Так, рассматривая сказочных персонажей, мы исходили из фрейдистской модели человеческой психики (второй топики), поскольку для нас эти персонажи имели определённое отношение к таким элементам психики, как Super-ego, ego и Id. Понимая сказку как художественную манифестацию интериорного (психологического) измерения, мы, однако, не сводили её только к этому её аспекту, но и не отказывались от него, поскольку этот аспект также может позволить прояснить некоторые моменты функционирования фольклорного произведения как способа решения определённых этических проблем.

Положения, выносимые на защиту:

1) Специфика нравственного выбора подразумевает определённое отношение к фигуре другого, выступающего в качестве основания интроекции тех моральных ценностей, которые являются конститутивным условием нравственного выбора. Именно другой в качестве абсолютной ценности (и, стало быть, условия других ценностей) дарует нам определённую моральную свободу, которая предполагает выход за пределы естественной каузальности и вхождение в некое моральное пространство, т.е. в мир, в котором вещи обретают их нравственное измерение и в котором, в силу этого, возможно свободное (естественно не детерминированное) нравственное действие. Границы морального пространства определяются возможностью совершения ценностного выбора, который может предполагать, с одной стороны, выбор конкретного действия, выступающего в качестве репрезентации определённой ценности, а с другой стороны — выбор конкретного содержания самой моральной ценности (т.е. конкретного понимания добра и зла). За этими границами простирается сфера морального безразличия, в котором невозможен ни нравственный выбор, ни предполагающее возможность такого выбора моральное бытие.

2) Хотя сказка обычно не показывает нам борьбы мотивов в сознании своих персонажей, нравственный выбор имеет большое значение для развёртывания её сюжетной линии. В этом выборе значение имеет не он сам (поскольку выбор заранее задан тем, кто его делает: положительный или отрицательный персонаж), а то, каким образом этот выбор приводит к победе добра над злом. Сказка, таким образом, создаёт особую «моральную» модель реальности, в которой нравственный выбор приводит в движение некие магические или волшебные (всегда — иррациональные) силы, обычно переламывающие ход сюжета и ведущие от морального хаоса к абсолютному моральному порядку (абсолютной справедливости).

3) Сказочная этика отражает переход от магического к моральному сознанию путём этической рационализации первого. Этот переход предполагает метафорическую трансформацию внешних образов в некие «архетипы», репрезентирующие внутреннюю, духовную жизнь человека. В сказке также находят отражение моральные представления определённых слоев общества, ведущих тяжёлую в материальном и нравственном смысле жизнь и воплощающих в сказке свои надежды и чаяния. Поэтому, как и многие другие фольклорные жанры, сказка строится на переворачивании установленных социальных отношений и выражает мораль беднейших слоёв общества (что проявляется, в частности, в выборе сказочного героя и самой сюжетной линии сказки). При этом, однако, сказочный дискурс не утверждает равенства между всеми людьми и не декларирует каких-либо революционных требований, оставаясь в рамках чисто моральной (а не политической) оценки своих персонажей.

Новизна исследования:

1) определены сущностные моменты нравственного выбора и очерчены экзистенциальные рамки, в которых он может иметь место;

2) показана специфика нравственного выбора как ключевого мотива фольклорного произведения;

3) выявлены специфические особенности сказочной этики, детерминирующие моральное пространство сказки.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что результаты, полученные в результате его проведения, позволяют заполнить существующую в философско-психологическом анализе нишу по изучению такого неординарного феномена как сказка с точки зрения системы нравственного поведения. Они помогут углубить теоретические представления в области морального выбора при помощи эмпирического материала, во многом окажут стимулирующее влияние на педагогику и психологию, выявят потенциал и значимость сказки для формирования нравственного поведения современного человека.

Результаты диссертации могут быть использованы в учебных курсах и спецкурсах по истории философии, психологии, эстетике, религиоведению, педагогике, культурологи и др. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть положены в основу комплексного воспитательно-образовательного подхода, формирующего мир ценностных приоритетов индивида, а также послужить интегративной основой в дальнейшей научно-исследовательской деятельности по проблеме морального выбора.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования использовались в лекционной и практической работе на курсах повышения квалификации работников образования, госуниверситета, школ города, а также нашли свое отражение в опубликованных научных статьях.

Диссертационная работа обсуждалась на кафедре философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сафина, Гульнара Минсеитовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственный выбор проявляется далеко не во всех жизненных ситуациях, в которых человек входит во взаимодействие с другими людьми. Даже если это взаимодействие имеет важные экзистенциальные последствия, нравственный выбор может иметь место лишь там, где на кон поставлена не только чья-то жизнь, здоровье или репутация, но и имеется возможность выбора между различными моральными ценностями. Только там, где человеческое поведение соотносится с рефлексией над определёнными ценностями, может идти речь о каком-то нравственном бытии и нравственном выборе. В каждой данной ситуации человек свободен выбирать ту или иную форму поведения. Но эта свобода не беспредельна, она ограничена, во-первых, собственными физическими и духовными потенциями индивида, во-вторых, определенным набором объективно возможных в данной ситуации поступков. Свобода поведения — это свобода выбора поступка из набора возможных, заданных внешней необходимостью. Моральная свобода есть относительная свобода выбора формы или линии поведения под знаком ответственности перед другими людьми и перед самим собой за мотивы и последствия выбора.

Классическое (кантианское) понимание нравственного поступка предполагает рассмотрение его в качестве проявления человеческой свободы. Нравственное действие, согласно Канту, является синонимом свободного действия, поскольку, выполняя его, человек освобождается от естественной каузальности и творит в соответствии с разумом, который представляет в данном случае некую ноуменальную (свободную) каузальность. Способность творить под руководством практического разума, однако, вызывает определённые сомнения, так как наблюдение показывает, что одновременно с ноуменальной действуют и феноменальные (естественные) причины поведения. Эти причины связаны с определёнными чувствами, желаниями и страстями человека, которые сопровождают любой реальный нравственный выбор. Говоря о нравственном поступке, Кант абстрагировался от всех этих «чувственных» элементов морального поведения, поскольку полагал, что сфера нравственности пролегает как бы по ту сторону всех этих мотиваций, определяясь исключительно тем, насколько сам моральный выбор соответствует требованиям категорического императива. Однако, поскольку на первом месте здесь находится не само действие, а именно те мотивы, по которым оно совершается, то возникает следующая проблема: каким образом можно практически определить, что действие было нравственным, т.е. свободным, а не подчинялось просто естественной каузальности. Как известно, Кант не даёт ответа на этот вопрос, поскольку для него важно было не то, существует ли реально нравственный выбор (осуществляемый абсолютно свободно), а то, что является трансцендентальным условием такого выбора. Для нас, однако, проблема свободы выбора стояла довольно остро именно в эмпирическом смысле. Ибо одним из главных вопросов здесь был, каким образом человеческий субъект оказывается субъектом морального действия. Важнейшим фактором конституирования такого субъекта, на наш взгляд, является фигура другого, которая структурирует человеческую реальность посредством особого, этического измерения. Человек оказывается этически затронут в его изначальном бытии, поскольку реализует это бытие благодаря своей уязвимости перед взглядом другого (Левинас), в признании которого он нуждается (Гегель). Именно эта внутренняя, интимная затронутость другим выводит человека из его замкнутого в себе, животного существования и возводит на более высокий онтологический уровень. В моральном отношении другой выступает в качестве абсолютной ценности, которая не относится к порядку предметной реальности, но трансформирует сам этот порядок, наделяя его совершенно особым смыслом. Любой выбор, который можно назвать нравственным, человек совершает перед лицом другого, выступающего основным условием той или иной моральной оценки. Другой, таким образом, конституирует этическое пространство, в котором существует индивидуальное сознание и весь комплекс интерсубъективности. Следует, однако, признать, что нравственный выбор предполагает особую конституцию другого, который должен выступать не в качестве конкретной личности (вождя, фюрера или отца семейства), а в качестве абсолютной трансценденции, не имеющей никакого наглядного выражения. Другими словами, в качестве чистой совести. Отсюда известный принцип: не сотвори себе кумира.

Однако освоение моральной проблематики в рамках художественного сознания потребовало придание другому (как некого потенциального или имплицитного этического концепта) определённой образной формы. В сказке другой выступает в качестве представителя потусторонних сил, которые помогают герою достичь успеха. Сам герой при этом выбирается ими именно в силу его морального отношения к другим людям. Герой сказочного произведения воплощает в себе не только определённые моральные качества (мужество, скромность, способность к самопожертвованию и т.д.), но, прежде всего, характеризуется определённым отношением к другому, который является для него чем-то сакральным. Поэтому он всегда приходит на помощь другим людям или сказочным существам, которые в ней нуждаются. У героя, таким образом, складываются особые отношения с другим (который полагается в сказке как абсолютно другой и потому относится к потустороннему миру), награждающего его за альтруизм и ведущего к счастью. При этом происходит своеобразный метафорический перенос из сферы этики (моральное добро) в сферу магии (обладание волшебными силами). Сказка воплощает в художественной форме идею моральной силы, которая трансформируется здесь в магическую силу, становящуюся метафорой власти другого над человеческим сознанием. Моральный порядок, который учреждает сказка в ходе развёртывания своего сюжета, возникает из некого морального хаоса (в котором господствует зло) и конституирует некий «мир наизнанку», поскольку переворачивает привычные отношения, делая самого слабого самым сильным, а самого им этот переворот и воплощает сказочное мизерабельного самым великим. Этот Р нравотвенные понимание справе^,и в к- J — вь1Ступает с -—-—в в качестве одного и во-первых, он демонстрирует себя два ключевых нравственнь ^^ ^ ^

-—

7„ио,

•—■ ° абсолютную покорность в качества пр неприятие некого объективного зла. Д абсолютное неприяти несмотря на то, что в айпппютно моральный характер, ьс^ ^

Д"ИРГаз1 оГТожет совершать моральные ошибки и даже некоторых сказках ^ не без помощи преступления, которые, однако, й ^^ го свидетельствует о том, потусторонних сиа. Эт^ ^ EgG; которое> в данном ^

ПРеДС"риенТировано на Super-eSo, роль которого в ск.ке играет какой-полностью ориентр его делах прпепнаж помогающий герою

ТО <<ПТ:" Р—с — геР0Й сражается, - зто И. Таким

ГД Гж —ия сказки (помимо прочего) репрезентирует образом, конфл№ про„сходяЩий в индивидном внутренний псш^олот ^^ ^ одерживает сознании. Герои сказки третировать и как п:бе: - ~ ТТпе! т внутреннюю ревность вовне, осушествляя тем самым Образом, переводи конституируя само моральное сознание,

ПР0ЦеСС J^ZJ^^^ психологическое. В предпола^юще^ Р^ мест0 рационализация посредством образа. Переводя в осуществляет трансфигурацию этой жизни: он подчиняет её определенному ценностному (этическому) порядку и демонстрирует само это «моральное упорядочивание» в развёртываемом им сказочном сюжете.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сафина, Гульнара Минсеитовна, 2010 год

1. Антология средневековой мысли: теология и философия европейского средневековья: В 2-х т. Т.1. СПбБ ЕРХГИ; Анфора,-2008.- 539 с.

2. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. -№ 3.- С. 113-143.

3. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М. : Учпедгиз, 1963. - 363 с.

4. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. -Л. -.Наука, 1971.-137 с.

5. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. -158 с.

6. Анохин П.К. Философские аспекты теории функционирования системы. М. : Наука, 1979.-400 с.

7. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. -Т.15.-№1.-С. 3-18.

8. Арендт X. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: «Европа», 2008.-424 с.

9. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М. : Наука, 1988.-329 с.

10. Ю.Архангельский Л.М. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. М. : Мысль, 1985. - 239 с.

11. П.Архангельский Л.М., Социально-этические проблемы теории личности. М. : Мысль, 1974.-221 с.

12. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

13. Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности (Окончание) // Исследования по чувашскому фольклору / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1984. - С. 3-49.

14. Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности // Чувашский фольклор. Специфика жанров / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1982.-С. 3-53.

15. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности : Альтернативы и решения. М. : Политиздат, 1983. - 208 с.

16. Бакштановский В.И. Принципы морального выбора. М. : Знание, 1974.

17. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: Цели, средства, результаты. — Томск : Изд-во Томск, ун-та, 1977. 200 с.

18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. -502 с.

19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320 с.

20. Бачинин В.А. Диалектика нравственных противоречий. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. -133 с.

21. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13-ти т. М. : Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 5.-660 с.

22. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 -ти т. М. : Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 10.-660 с.

23. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Л. : Братство, 1992. - 224 с.

24. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.

25. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж : Ин-т практ. психол., НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.

26. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф.- Ильин. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва "Наука", 1985. -758 с.

27. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности: (Происхождение нравственности). М.: ИФРАН, 1995. - 297 с.

28. Боура С.М. Героическая поэзия. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 808 с.

29. Столин В.В.Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.

31. Введение в биоэтику / Под ред. А.Я. Иванюшкина и др.. М. : Прогресс - Традиция, 1998.-384 с.

32. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка. М. : Наука, 1975. - 135 с.

33. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975. -229 с.

34. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -406 с.

35. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. — 687 с.

36. Виноградов, Г.С. Народная педагогика. Иркутск : Вост.-Сибир. отд-ние Русск. географ, об-ва, 1926. - 30 с.

37. Винокурова, С.П. Личность в системе нравственных отношений. -Минск : Наука и техника, 1988. 107 с.

38. Водовозов, В.И. Избр. пед. соч. М. : Педагогика, 1986. - 476 с.

39. Волков, Г.Н. Асанне калавёсем. Ш. : Чавашгосиздат, 1957. - 36 с.

40. Волков, Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1989.-335 с.

41. Волков, Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1958. - 335 с.

42. Волков, Г.Н. Чувашские сказки как памятник народной педагогики // Ученые записки Чуваш, гос. пед. ин-та. Чебоксары : Чуваш, гос. изд-во, 1958.-Вып. VI.-C. 117-128.

43. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1966. -341 с.

44. Выготский, JI.C. Собр. соч. : В 6-ти т. М. : Педагогика, 1982. - Т.2. -504 с; Т.З. - 367 с.

45. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. М.: Прогресс. Культура, Б.г. (1994).-479 с.

46. Глосовкер, Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.

47. Гумницкий, Г.Н. Нравственный поступок и его оценка. М. : Знание, 1981. -64с.

48. Гумницкий, Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М. : Знание, 1981. -64 с.

49. Гусейнов, A.A. Социальная природа нравственности. М. : Изд-во МГУ, 1974.-157 с.

50. Гусейнов A.A. Негативная этика. СПб. : Изд-во СПбГУП, 2007. - 36 с.

51. Гусейнов, A.A. Идея абсолютного в морали. М.: Изд-во РАГС, 2004. -29 с.

52. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства. М. : Наука, 1966. - 365 с.

53. Данилов, Н.Ф. Халах юмахё // Чйваш халах юмахёсем / Н.Ф.Данилов пухса хатёрленё. Ред. М.Я.Сироткин. LLL: Чав. гос-во изд-ви, 1949. -С.7-37.

54. Даркевич В. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве IX-XVI вв. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2004.-328 с.

55. Джеймс,У. Психология. М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

56. Доманский, Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь, 2001. - 94 с.

57. Дробницкий, О.Г Моральная философия. М. : Изд-во «Гардарики», 2002. - 524 с.

58. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388 с.

59. Дробницкий, О.Г. Принцип нравственности. М. : Наука, 1977. - 333 с.

60. Дубко E.J1. Эмоции в нравственно-конфликтных ситуациях, моральный риск // Рациональное и эмоциональное в морали / Р.Г. Апресян, В.Н. Назаров, Е.Л. Дубко и др.; под ред. А.И.Титаренко, ЕЛ. Дубко. М. : Изд-во МГУ, 1983. - С. 110-118.

61. Елеонская, E.H. Сказка, заговор и колдовство в России. М.: Индрик, 1994. -272с.

62. Ендеров В.А. Сходные мотивы и сюжеты в чувашских и марийских сказках // Актуальные проблемы чувашской литературы / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1983. - С. 126-156.

63. Еремина, В.И. Ритуал и фольклор. JI. : Наука, 1991.-201 с.

64. Жизненный путь личности / Под общ. ред. JI. В. Сохань. Киев, 1987. - 323 с.

65. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000.-400 с.

66. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. JI. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 493 с.

67. Зайцев, А.И. К вопросу о происхождении волшебной сказки // Фольклор и этнография. У этнографических источников сюжетов и образов. Л.: Наука, 1984.-С. 69-77.

68. Золотов, Н.Я. Материалы по чувашскому фольклору. Чебоксары: Б.м., 1930.-73 с.

69. Золотарев, A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М. : Наука, 1964.-328 с.

70. Зимбардо Ф. Застенчивость. -М.: Педагогика, 1991. -208 с.

71. Иванов, В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период) /В.В. Иванов, В.Н. Топоров М,: Наука, 1965.-246 с.

72. Иванов, В.Г. История этики древнего мира. JI. : Изд-во ЛГУ, 1980. -224 с.

73. Иванов, Д.Е. Национальная культура, традиции и элементы философии чувашей / Д.Е. Иванов, Т.Н. Петрова. Чебоксары, 1996. -176 с.

74. Измайлов, А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

75. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1987. - 464 с.

76. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М., 1996. - С. 272.

77. Исмуков H.A. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 204 с.

78. Исмуков H.A. Современность и проблема целостности культуры. -Чебоксары ; Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1994. 237 с.

79. История первобытного общества : Эпоха первобытной родовой общины / Под ред. Ю.В. Бромлея. М.: Наука, 1986. - 572 с.

80. Иткулова Л.А. Диалектика нравственного выбора в народной специальность 09.00.11 «Социальная филсофия» : автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук / Ляйсан Ахметовна Иткулова; Башкирский государственный университет. Уфа, 1996. -17 с.

81. Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 137с.

82. Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М. : Политиздат, 1988. 319 с.

83. Каган, М.С. Человеческая деятельность : (Опыт системного анализа).- М. : Политиздат, 1974. 328 с.

84. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. М. : Республика, 1995. - 528 с.

85. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6-ти т. -Т.4. М.: Мысль, 1965.-С. 311-505.

86. Канюков, В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары, 1971. -127 с.

87. Кемеров В.Е. Философские и социологические предпосылки теории мотивации // Вопр. философии. 1972. - N 5. - С.

88. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой мифологии). -М. : Мысль, 1972.-312с.

89. Кобляков В.П. Этическое сознание : Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-223 с.

90. Коган, Л.Н. Народная культура в историческом развитии // Изучение истории культуры как система / Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск, 1983. - 80 с.

91. Кон, И. Психология доброго поступка // Этическая мысль. М.,1988.- С.46-41.

92. Кочубей Б. Действие и поступок // Знание-сила. 1991. - № 7. - 67-72.

93. Крутов, H.H. Мораль в действии. М. : Политиздат, 1977. - 255 с.

94. Лапина, Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1975. - С. 106-144.

95. Лапина Т.С. Сознательное и привычное в нравственном поведении // Насущные проблемы этики / Ин-т философии АН СССР. М. : б. и., 1971. - С. 183-207.

96. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М.,СПб.: Университетская книга, 2000. — 416 с.

97. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004. 752 с.

98. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА Книжный клуб; Республика, 1999.-392 с.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат, 1975.-304с.

100. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

101. Лосев А.Ф. Мифология. Культура. М. : Политиздат, 1991. - 524 с.

102. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. : Мысль, 1993.-959 с.

103. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997.-320 с.

104. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопр. психологии. 1991. -Ы 10.-С. 41-47.

105. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М. : Изд-во вост. лит., 1958. - 462 с.

106. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Б.и., 1994. -136 с.

107. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе : Учебное пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров». М. : РГГУ,2001.-172с.ч

108. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. : Наука, 1976. - 408 с.

109. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М. : Изд-во вост. лит., 1963. - 462 с.

110. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь : Изд-во Перм. пед. ин-та, 1971. 236 с.

111. Мифы народов мира: В 2-х т. М. : Совет, энцикл., 1987. -Т.1. -671 с. Т.2.-719 с.

112. Михайлов, С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1972. 424 с.

113. Михеева, И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект / АН СССР. Ин-т философии. М. : Наука, 1991. -127 с.

114. Момов, В.М. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс, 1975. -163 с.

115. Мораль и этическая теория. -М.: Наука, 1974. 295 с.

116. Мораль: Противоречия и конфликты /АН СССР, Ин-т философии. М., 1987.-132 с.

117. Мораль: Сознание и поведение / Отв. ред. Н.В. Головко М.: Наука, 1986. - 208 с.

118. Моральный выбор / под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 344 с.

119. Мунира Кхерибиш. Национально-культурная специфика русских народных сказок // Русский язык за рубежом. 2007. - №2. - С.76-83.

120. Мунира Кхерибиш. Педагогическая ценность русских народных сказок // Вопросы филологических наук. 2007. - № 2 (25). - С. 43-44.

121. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопр. философии. 1994. - N 3. - С.45-53.

122. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. -Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. 198 с.

123. Неелов, Е.М. Сказки, фантастика, современность. Петрозаводск, 1987. - 124 с.

124. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 96 с.

125. Никольский, Н.В. Ёлёкхи чаваш халах юмахёсем £инчен // Юмахёсем. LLL: Чав. гос-во изд-ви, 1960. - С. 150-162.

126. Нравственная жизнь человека. Искания. Позиции. Поступки / В.Н.Саратовский и др.; Редкол. : А. И. Титаренко (отв. ред.) [и др.]. -М.: Мысль, 1982. 295 е. - 144 с.

127. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогическая мысль чувашского народа в ХУ-ХУШ вв. Чебоксары, 1996. - 97 с.

128. Петрова Т.Н. Общечеловеческое звучание «Духовного завещания» И.Я.Яковлева // Вестник Чувашского гос. пед. ин-та им. И.Я.Яковлева. Теория и история педагогики. Чебоксары, 1998. - №2 (3).-С.208-211.

129. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как фактор мировой культуры. Чебоксары, 1996.-97с.

130. Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1971.-224 с.

131. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-128 с.

132. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М.: Наука, 1965. -220 с.

133. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. - 232 с.

134. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JI. : Изд-во ЛГУ, 1986.-365 с.

135. Пропп В.Я. Русская сказка. М. : Лабиринт, 2000. - 246 с.

136. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М. : Наука, 1976. -326 с.

137. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л. : Наука, 1976. - 244 с.

138. Путилов Б.Н. О некоторых аспектах изучения традиционной духовной культуры этноса // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1989. - С.3-11.

139. Пятигорский А. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 590 с.

140. Рикёр П. Справедливое. М.: Гнозис; Логос, 2005. 304 с.

141. Рона-Таш А. Чувашские сказки // Чувашский фольклор. Специфика жанров / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1982. -С.130-149.

142. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1. - 486 с. Т.2. - 328 с.

143. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей /Чуваш, гос. ин-т гуманитар, наук. Чебоксары, 1994. - 339 с.

144. Салмин А.К. Сказка обряд - действительность: Ист.-типолог. изуч. чуваш, текста. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -142 с.

145. Салмин А.К. Типология чувашских сказок о богатырях // Исследования по чувашскому фольклору / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1984. С.74-90.

146. Салмин, А.К. Чувашские сказки о батырах //Совет, тюркология. -1985.-N1.- С. 38-45.

147. Салмин, А.К. Чудесное происхождение героя в чувашских сказках // Фольклор народов РСФСР / М-во высшего и ср. спец. Образования РСФСР. БГУ им. 40-летия Октября, Уфа, 1983. - С. 5459.

148. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Изд-во полит, лит., 1991.-336 с.

149. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2002. 640 с.

150. Сидорова, Е.С. Влияние взаимосвязей и взаимопроникновения; национальных культур на тематику чувашских бытовых сказок // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. - С, 118-122.

151. Сидорова, Е.С. Записи и публикации чувашских сказок в XIX -начале XX вв. // Чувашский язык, литература и фольклор / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1973. - Вып. 2. - С. 246-276.

152. Сидорова, Е.С. Из наблюдений над современными чувашскими бытовыми сказками // Чувашский язык, литература и фольклор / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1972. - Вып.1. - С. 418-424.

153. Сидорова, Е.С. Сюжеты чувашских бытовых сказок // Чувашский язык, литература и фольклор / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1974. -Вып. З.-С. 171-202.

154. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. .VL: Аграф, 2001.-464 с.

155. Сироткин, М.Я. Чувашские народные сказки // Ученые записки ЧНИИ. Вып. XXVI. Вопросы чувашского языкознания и литературоведения. - Чебоксары, 1963. -С. 125-152.

156. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965.-132 с.

157. Сказки и предания чуваш / Собр. и пер. Н.Ф.Данилов. Ред. Н.С.Павлов. Чебоксары, 1963. -132 с.

158. Словарь по этике / под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона.- М.: Политиздат, 1989.- 447 с.

159. Смоленцев, Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-200 с.

160. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США: концепции, школы, термины: Энцикл. справ. / Науч. ред., сост. И. П.Ильин, Е. А. Цурганова. М. : Ишрада, 1999. - 320 с.

161. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.-448 с.

162. Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., «Искусство», 1985. - 298 с.

163. Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977. - 174 с.

164. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 398 с. - С.324.

165. Теоретические проблемы психологии личности М., 1974. — ? с.

166. Титаренко, А.И. Антиидеи: Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1984. - 478 с.

167. Титаренко, А.И. Мораль и политика. М.: Политиздат, 1969. - 264 с.

168. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. - 278 с.

169. Титаренко, А.И. Поступок: мотив и деяние / А.И.Титаренко, В.Т. Ганжин // Нравственная жизнь человека. М. : Мысль, 1982. - С. 94.

170. Тукташ, И.С. К вопросу об изучении чувашского фольклора // Записки ЧНИИ. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1941. - Вып.1. - С. 5568.

171. Тукташ, И.С. Чаваш фольклорёпе унан историйё 9инчен // Чаваш фольклоре / И.С.Тукташ пухса хатёрленё. Ред. И.Я.Яковлев. Ш., 1941.-С.5-27.

172. Тэйлор, И. Первобытная культура, М.: Гос. соц. эк. изд-во, 1939. - 567 с.

173. Тэрнер, В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277 с.

174. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.

175. Федотов, В.А. Этноэтика: народная система нравственного воспитания (на материале устно-поэтического творчества тюркских народов). Алматы «Гылым», 1997. — 208с.

176. Федотов, В.А. Нравственные традиции этноса. Йошкор-Ола, Марийский гос. ун-т., 2003 — 208с.

177. Феизов, Э.З. Мозг и психика. Чебоксары, 1991. -158 с.

178. Феизов, Э.З. Сознание. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1996. -151 с.

179. Фрейд, 3. Психология бессознательного. М. : Просвещение, 1989.-448 с.

180. Фрейденберг О. Миф и литература древности. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 896 с.

181. Фромм, Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. - 415 с.

182. Ханбиков, Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Таткнигоиздат, 1967. - 232 с.

183. Хёффе О. Справедливость. М.: Праксис, 2007. 192 с.

184. Хэллоухелл, Д.Х. Моральные основы демократии. М.: ППП, 1993. -144 с.

185. Чаваш фольклоре / И.С.Тукташ пухса хатерленё. Ред. И.Я.Яковлев. Ш., 1941.-215 с.

186. Чаваш фольклоре / Ред. С.В.Эльгер. III., 1949.- 328 с.

187. Чаваш халах самахлахё: 6 томпа тухать. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1973. - Т. 1. - 440 с; Т.2. - 408 с.

188. Чаваш халах юмахсем / Н.Ф.Данилов пухса хатерленё. Ред. М.Я.Сироткин. III.: Чав. гос-во изд-ви, 1949. - 296 с.

189. Чаваш юмахесемпе халапсем. Хусан: Тёп чав. пайё каларна, 1920. - 105 с.

190. Чернов, В.И, Философия и фольклор. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1964. -152с.

191. Чуваши: Этнографическое исследование: В 2-х ч. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 4.2. - 308 с.

192. Чувашские легенды и сказки / Сост. Е.С.Сидорова. Пер. С.Шуртакова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. - 222 с.

193. Чувашские народные сказки / Сост. Н.В.Никольский. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1960. 172 с.

194. Чувашские народные сказки / Сост. П.Е.Эйзин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. - 351 с.

195. Чувашские сказки / Пер. С.Шуртакова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. -160 с.

196. Чувашские сказки / Сост. и пер. С.Григорьев. М.: Худ. лит., 1971.-222 с.

197. Чувашские сказки / Сост. Н.Васильев-Шубоссини. М. : Худ. лит., 1937. - 298 с.

198. Чудинов В. А. Эволюция рисунков с руницей // Государственный университет управления. Вестник университета. Философия. История. Культурология. Право. Политология. М., 2002. - № 1 (3).

199. Юдин Ю.И. Народная бытовая сказка и история Русский фольклор. Л., 1976.-Т.ХУ 1 .-С. 152-172.

200. Юдин Ю.И. Сказка и история // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, 1984.-С.93-101.

201. Юмахсем / Н.В.Никольский пухса хатёрленё Ш,: Чав. кён. изд-ви, 1960.-172 с.

202. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Глоссарий. СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», Ин-т Личности, ИЧП «Палантир», 1994. -136 с.

203. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. - 384 с.

204. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. -544 с.

205. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

206. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АН РСФСР, 1958. -384 с.

207. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. Чебоксары: Республика, 1997. - 696 с.

208. Яновский В. Сочинения: В 2 т. Т.2. По ту сторону времени. Поля Елисейские: книга памяти М.: Гудьял-Пресс, 2000. — 496 с.

209. Barnsley J.N. The social reality of ethics. London-Boston, 1972.

210. Frankena W.K. Ethics. N.Y., 1968.

211. Kobasa S. C. The hardly executive: Health under stress. US, 1986.

212. Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study // Journal of Personality and Social Psychology. -1982. -№ 1. Vol. 42.

213. Lard J. The Idee of Value. Cambridge at the Univ. Press, 1929.

214. Meszaros Gyula. Csuvas nepkoltesi gyutemeny. Budapest, 1912. - II k. -X5401.

215. Paasonen H. Gebrauche und Volksdihtung der Tschuwassen. Herausgegeben von Eino karanka und Martti Rasanen. Helsinki, 1949. -381 s.

216. Prall D.W. A Study in the Theory of Value. Univ. of California Press. Berkeley, 1921.

217. Reiner H. Die philosophische Ethik. Heidelberg, 1964.

218. Rosen K. S., Rothbaum F. Quality of parental caregiving and security of attachment // Devel. Psychol. -1993. V. 29. - N 2. P. 358-367.

219. Rothbaum F., Weisz J., Pott M., Miyake K., Morelli G. (2000) Attachment and culture: security in the United States and Japan. American Psychologist, vol. 55, No. 10, pp. 1093-1104.

220. Urban W.M. Volition, its Nature and Laws. London - N.Y., 1909.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.