Проблема нравственного становления личности в современной советской прозе (В. Тендряков, В. Астафьев, В. Распутин) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Чекунова, Татьяна Андреевна

  • Чекунова, Татьяна Андреевна
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 200
Чекунова, Татьяна Андреевна. Проблема нравственного становления личности в современной советской прозе (В. Тендряков, В. Астафьев, В. Распутин): дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 200 с.

Оглавление диссертации Чекунова, Татьяна Андреевна

ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------с. 3

ГЛАВА I. Художественное решение проблемы нравственного воспитания в творчестве В.Тендрякова---------с. 13

ГЛАВА II.Нравственный мир героев В.Астафьева-------с.72

ГЛАВАШ.Художественная природа нравственного сознания героев В.Распутина----------------------------с .112

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема нравственного становления личности в современной советской прозе (В. Тендряков, В. Астафьев, В. Распутин)»

Нравственному становлению личности в общем комплексе коммунистического воспитания В.М.Ленин отводил особое, определяющее место. "Надо, - говорил он, - чтобы дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Нравственность служит для того, чтобы человеческоI му обществу подняться Еыше"/1.6, т.41, с.309-313/ .

Постоянное утверждение принципов коммунистической нравственности, воспитание, формирование личности советского человека -основная задача современной советской литературы. На ХХУ1 съезде КПСС особо отмечалось: ". в том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства"^.3, с.61/.

Современные советские прозаики, осмысливая накопленный человечеством нравственный опыт, создали произведения широкого пространственно-временного, жанрово-тематического диапазона, где усматривается общность решения задачи формирования ноеого человека нашего социалистического государства. Художественное исследование проблемы едва ли не главная нить родства, ощутимо связующая наши литературы, центром которых, по точному замечанию Ю.Бондарева, "остаются главные герои человеческого бытия - Личность, Исто

I Здесь и далее первые две цифры показывают порядковый номер 'в списке использованной литературы, третья - страницу источника. При многотомном издании указывается том.

- 4 рия, Борьба, Время, Нравственность как социальная совесть, освещенные талантом текста" /3.8, с.83/. Личность и Нравственность не случайно окольцовывают перечень "героев", ибо нравственная личность - тот образ, на который опирается в художественных исследованиях и История, и Борьба, и Время. Это ядро, вокруг которого формируется нравственное поле произведения, это образ, который организует для каждого художника свою, неповторимую систему персонажей, это источник целенаправленного влияния на читателя.

Говорить о высокой миссии современной советской прозы и всё возрастающей её роли в процессе нравственного становления личности нашего современника можно лишь опираясь на реальный творческий опыт, реальные художественные открытия, реальный вклад конкретных художников в жизнь общества и развитие литературного процесса.

Идейно-художественные интерпретации проблем нравственности крупными творческими индивидуальностями, способными посредством своих произведений созидать жизнь, активно взаимодействуя с читателем, формировать духовный облик нового человека, представляет для науки о литературе особый интерес. Об этом свидетельствуют статьи и монографии М.Б.Храпченко, В.Р.Щербины, А.И.Метченко, В.В.Новикова, А.И.Овчаренко, С.М.Петрова, Ф.Ф.Кузнецова и многих других.

ГНеповгоримость творческой личности является первоосновой разнообразия литературных фактов, самобытностью их влияния на действительность и неисчерпаемым источником для исследования. Пристальное внимание современной прозы к вопросам нравственности, её активное влияние на духовный облик современника побуждает к изучению в этом плане творчества наиболее читаемых и талантливых художников, какими являются В.Тевдряков, В.Распутин, В.Астафьев. На фоне всей современной литературы эти писатели отлича

- 5 ются особым пристрастием к всестороннему исследованию нравственной природы личности и самыми непохожими друг на друга средствами художественного выражения, отвечающими творческой индивидуальности каждого.

О творчестве Тендрякова, Астафьева и Распутина существует много интересных литературоведческих и критических работ. Однако оценки их художественной практики часто бывают противоречивыми, и то и взаимоисключающими. Уточнение и обобщение накопленных наблюдений над их творчеством побуждает искать единый подход, который позволит не только по-новому взглянуть на суждения и выводы предшествующих исследователей, не только выявить своеобразие отдельного таланта в ряду других, но и определить то общее, что проистекает из принадлежности каждого из них к нашему времени, решающему общую задачу воспитания нравственной личности.

Современная литературоведческая мысль все чаще обращается к возможностям системного анализа. "Системность творчества, - пишет М.Б.Храпченко, - зависит от индивидуальности художника, поскольку каждого талантливого писателя отличает свой круг тем, идей и образов" /3.104,с.60/. Глубокое теоретическое осмысление системного подхода к явлениям искусства мы находим в работах Д.С.Лихачева - "Древнеславянские литературы как система", М.Б. Храпченко - "Размышления о системном анализе" и "Горизонты художественного образа", И.Г.Неупокоевой - "История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа",Д.Ф.Маркова - "Социалистический реализм - новая эстетическая система" и других. Известны так же пока ещё не столь многочисленные исследования о художественных системах отдельных авторов: "Проблемы поэтики Ф.Достоевского" М.Бахтина, "Поэтика М,3ощенко" М.Чудако-вой и т.д.

- 6

Всё чаще в теоретических работах стала просматриваться те№-денция более глубокого изучения самых разнообразных функций личности героя сквозь призму творческой индивидуальности автора.Эта мысль была довольно точно выражена в выступлении на УП съезде писателей СССР А.И.Овчаренко: "Герои, так же как авторы, воспринимает радости и боли мира в целом как свои собственные, над всем размышляют напряженно и, не боюсь сказать, плодотворно" /3.83, с. Е6/.

Любой литературный герой неизбежно включен в художественном произведении в систему отношений с другими персонажами, и внутренний творческий потенциал литературного произведения во многом, лучше сказать, в основном зависит от внутреннего нравственного потенциала персонажей, составляющих основание, фундамент всей образной системы автора. Психология читателя неизбежно взаимодействует с психологией персонажей, а через них со всем образным миром текста. Именно через героя писатель выражает свой взгляд на жизнь, знакомит читателя с кругом своих идей и представлений.

Пересечение в художественном тексте отдельной личности с внешним миром, слияние внутренних и внешних поступков, работа нравственного сознания и нравственное поведение - составные этой системы. Очевидна её полифункциональность, поскольку каждый образ проявляет себя I/ в отдельном художественном тексте; 2/ во всём творчестве писателя; 3/ и распространяет волны своего нравственного поля на действительность, даполняет главную функцию литературы - влияние на читателя» а через него - на жизнь. Значительность этого влияния определяется духовным потенциалом личности героев»

Сосредоточив всё своё внимание на внетекстовых связях, сторонники функционального анализа естественно ощущают необходимость

- 7 выявления далеко неоднозначных функций внутренних компонентов как отдельного произведения так и самостоятельных образных систем того или иного художнике. Без их исследования нравственно-эстетической значимости явлений искусства раскрыта быть не может. В своей книге "Горизонты художественного образа" М.Б.Храпченко пишет: "Нередко и справедливо говорят о полифункциональности явлений искусства. . неоднозначность функций свойственна как отдельным компонентам художественной структуры, так и произведению в целом. Если неоднородность воздействия литературных, равно как и других художественных явлений подтверждается многочисленными фактами, то полифункциональность компонентов художественной структуры ещё нуждается в серьёзном обосновании" /3.10.6,с, 139/. Выявление художественной природы нравственного сознания героя в системе отношений его с другими персонажами как в отдельном произведении,так и в целом творчестве В.Тендрякова, В.Астафьева и В.Распутина выбрано в качестве предмета исследования. Этим определяется актуальность диссертации, которая строится на сочетании сравнительно-типологического и "системно-функционального" /3.106,с.139/ методов анализа.

Основанием всей образной системы у любого писателя является система образов-персонажей. Рассмотренная с точки зрения нравственной ценности личности, она позволит составить представление о мировоззрении художников, "которое, функционируя в двух плоскостях, является и внутритекстонш и внелитературным фактором" /3.76,с.149/.

Выделяя особо внутритекстовое функционирование образов-персонажей, составляющих определённую систему как отдельного произведения, так и всего творчества каждого из исследуемых художников, центром её мы рассматриваем молодого героя. Обращение Тендрякова, Астафьева и Распутина к нравственно становящейся личности, художественные поиски её истоков, глубокое изучение факторов, влияющих на процесс вызревания человека будущего, влечет за собой необходимость тщательного продумывания и обоснования нравственного потенциала других персонажей системы, определения их моральной функции и качества влияния на юного героя.

В системе каждого из художников есть свои закономерности, и все особенности творческой индивидуальности неизбежно проявляются в ней, отражая взаимосвязь философских, нравственных и творческих принципов.

Система образвв-персонажей не равна, разумеется, всей образной системе отдельного художника. Но значение её велико, как основы, на которой общая система образного отражения действительности выкристаллизовывается. Система персонажей осуществляет внутреннюю связь и не позволяет в процессе поисков художником новых форм и средств использовать случайное, чуждое индивидуальному мировосприятию.

Как и любая система, система образов-персонажей творчества писателя, активно работающего в настоящее время, находится в развитии и во взаимодействии её элементов. Её нельзя рассматривать как завершенную в самой в себе и следует изучать наряду с внетекстовыми функциями внутритекстовые её связи.

Отмечая, что система персонажей, равноценных в нравственном отношении,динамична, следует помнить об её определённой стабильности, сообщаемой индивидуальностью писателя, неповторимостью творческой личности, определённым типом художнического мышления.

Варианты нравственной личности возникают в результате художественного исследования объективных и субъективных факторов, влияющих на героя. Если в творчестве В.Тендрякова личность чвще всего поставлена в прочную зависимость от объективных условий действительности, а в системе отношений Герой - общество произведений В.Астафьева идёт всегда плодотворный процесс с двух сторон, то В.Распутин разрешение всякого рода коллизий видит в самосознании личности, в сохранении каждым глубоко индивидуального строя души и воспитания в себе чувства ответственности. Столь разные подходы к общей проблеме делают сравнение системы образов в творчестве этих художников особенно интересным.

Общую направленность творчества В.Тендрякова наиболее точно выразил И.Штокман: "Писателя этого, - заметил он, - как правило, более всего заботит один вопрос: как обществу воспитать высоконравственного человека? С такой точки зрения его можно считать писателем одной темы, и такое постоянство стоит, конечно, многого, потому что и впрямь - что может быть важнее"/3.109,с.36/.

В целом же критика и исследования о Тендрякове никогда не были только комплиментарными, скорее отличаются разноречивостью в оценке творчества этого художника. Литература о нём складывается главным образом из жидах, острых, полемических газетных и журнальных статей. Чаще, чем о других художниках слова, о Тендрякове пишут под рубрикой "С разных точек зрения". Хвалят за прозу "бойцовских качеств", за то, что писатель "не просто изображает жизнь, но напряженно думает над ней, стремится к социальному осмыслению кардинальных закономерностей и тенденций её развития, постоянно наращивает свою философскую, теоретическую вооруженность" /3.43,с.139/; за пристальное внимание к сложным конфликтам, связанным с формированием нового нравственно-психологического облика человека" /4.124,с.200/; за умение нащупать горячую точку сегодняшнего дня и назвать еъ; за то, что "делает душу читателя полем битвы, а не складом трофеев" Д.50,с.185/. Ругают

- 10 за то, что художественный нир не всегда гармоничный; за рационалистичность и заданность; за "непоследовательность и немотивированность в развитии характеров"ЛЛ5,с.16б/; за то, что "глубинное исследование психологии героев подменено декламациями, монологами" /4.82,с.З/.

Пристальное внимание к внутреннему миру героя, к системе образов-персонажей и характеру их нравственного функционирования в писательской практике Тендрякова может, на наш взгляд, способствовать определению типа художнического мышления и выявлению системообразующего фактора творчества прозаика. Избранный акцент анализа позволит по-новому взглянуть на поиски писателем форм художественного исследования проблемы нравственного становления личности.

ГО творчестве.В.Астафьева и В.Распутина, помимо множества работ текущей критики, диссертаций и литературоведческих статей, существует несколько монографий /В.Курбатова, А.Ланщикова и Н.Яновского - об Астафьеве; Н.Тендитник, В.Шапошникова - о Распутине/. Имена этих художников очень часто и вполне закономерно попадают в один ряд. "Чистокровными реалистами", которые "стремятся в своём творчестве к иллюзии абсолютной подлинности и в главном и в мелочах", - называет их А.Й.Овчаренко. Он отмечает особую заслугу этих прозаиков в том, "что они помогли нашей литературе возвратить ароматный, ёмкий, свежий язык", и что их реализм "отличается известной суровостью и тягой к углублённому психологизму" /3.70, с. 199/. Можно ещё много общего усмотреть в творчестве этих писателей-современников, активно стремящихся влиять на жизнь, ищущих пути решения насущных проблем нашего общества и времени. Их книги, как и книги Тендрякова, часто становятся предметом обсуждения не только литературоведов и критиков, но и со

- II циологов, философов, педагогов, психологов, экологов. Велика функциональная способность их творчества.

Однако цель работы состоит не только в установлении мировоззренческой общности, родственности нравственных убеждений, сходства конечных эдводов у этих прозаиков, но, прежде всего, рассматривая художественное решение писателями проблемы духовного становления личности в системе функционирования нравственно-раз-ноценных героев, доказать глубоко индивидуальное содержание системы образов-персонажей у каждого из исследуемых авторов, обусловленное своеобразием их творческого мышления. Этим определяются задачи исследования:

1. Выявить, как устойчивые элементы системы, особая, свойственная лишь одному художнику структура образа, согласуется со сложившейся у каждого автора концепцией нравственной личности.

2. Раскрыть цельность художественных принципов и приёмов каждого в исследовании проблемы нравственного становления личности.

3. Систематизировать наблюдения и соотнести с типом психологического и художнического мышления писателей.

Избранный в работе акцент анализа побуждает к осмыслению в*-сказываний В.Тендрякова, В.Астафьева и В.Распутина о законах творчества, о взаимодействии искусства с жизнью, по проблемам воспитания, диктует необходимость соотнесения публицистики этих авторов с их художественной практикой.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, программные материалы и дитеоретико-литературные рективные документы КПСС, ^ .; работы общего характера, работы по специфике системного и сравнительного анализа, по проблемам нравственного функционирования произведений художественной литературы.

- 12

Определив изучение основ образной системы прозаиков через посредство нравственного потенциала личности героя как задачу исследования, мы пытаемся в процессе анализа апробировать такие рабочие понятия, как система образов-персонажей в свете нравственной ценности личности и полифункциональность образа-персонажа /внутритекстовая, внутрисистемная и внетекстовая/. Этим определяется степень научной новизны диссертации. Как исследователи, так и текущая критика часто объединяют имена Тендрякова, Астафьева и Распутина в плане нравственных исканий современной орозыу Попытка же определить своеобразие, неповторимость каждого в решении ключевой для всех троих проблемы предпринимается впервые.

Практическая значимость такого подхода в расширении представлений о творческой индивидуальности изучаемых авторов, в более четком обозначении роли и места их в современном литературном процессе, а также в определении значения каждого из прозаиков в формировании личности нашего современника, в теоретическом осмыслении научного знания о человеке. Материалы исследования могут составить основу спецкурсов и спецсеминаров по изучению творчества этих художников. Были уже использованы в процессе руководства курсовыми и дипломными работами студентов. А так^же апробация диссертации осуществлялась путём публикаций и депонирования статей; выступлениями с докладами на институтских, межвузовских конференциях; чтением лекций учителям.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Чекунова, Татьяна Андреевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советская литература всемерно способствует формированию активной жизненной позиции современного человека. Решение этой задачи за ейсит прежде всего от глубины художественного познания и утверждения основ социалистической нравственности. "Обновление жизни, - говорил Ф.Абрамов, - только социальными средствами, не подкреплёнными нравственной душевной работой каждого человека, не могут дать желаемых результатов" /3.83, с.458/.

Внимание к творческой индивидуальности писателя-современника неизбежно поворачивает нас к тому, как отражаются в художественной практике наиболее актуальные вопросы нашего времени. "Крупный художник всегда несёт в своих произведениях кроме отчетливо выраженных индивидуальных особенностей столь же отчетливые стороны эпохи. Особенно важно это применительно к советской литературе, при всём своём художественном разнообразии основанной на единых общественных принципах" /3.114, с.178-179/.

Проблема нравственного становления личности в творчестве В.Тендрякова, В.Астафьева и В.Распутина получает глубокое и всестороннее исследование. Именно в её разрешении обнаруживается общая идейная платформа, характеризующая этих художников как современников, и в то же время ярко раскрывается природа творческой ф индивидуальности, характер образной системы каждого. ,иворчество писателя, - утверждает М.Б.Храпченко, - представляет собой определенную систему. И как бы ни изменялось его восприятие и воздействие, принцип системности. должен реально присутствовать в освещении его социально-эстетической функции" /3.106, с.130/.

Анализ системы образов-персонажей в плане нравственного

- 160 функционирования героев в творчестве исследуемых художников позволил выявить грани взаимодействия объективных и субъективных факторов в разрешении общей проблемы. Жизнь - ситуация, которая требует от человека каждодневного, ежеминутного самосознания, четкой гражданской позиции, социальной и нравственной активности, кардинальных решений, а не компромиссов. Наблюдения над принципами изображения личности и их эволюцией в творчестве Тендрякова, Астафьева, Распутина позволяют определить нравственно-философскую позицию художников, а так/же углубиться в поэтику, ибо основные вопросы, конфликты современности неизбежно отражаются в отдельной личности. "Поэтому-то, - пишет С.Михалков, - героями литературы всё чаде становятся люди, реально существующие в мире и лишь "открытые" писателями, но свершить такое открытие, воссоздать реальную действительность может только талант" /3.65,с.27/. Отсюда анализ системы образов имеет существенный идеологический аспект, ибо в процессе исследования непременно выявляются взаимоотношения художественных подходов к проблеме с общественным решением её.

Наблюдения над внутритекстовом функционированием образов-персонажей, разноценных в нравственном отношении,позволяют констатировать, что сила типизации жизни в отдельных героях разных авторов бывает не одинакова - отсюда различная Функциональная способность персонажей. Уже в самом литературном произведении, в зависимости от характера связей его художественных обобщений с жизнью, содержатся возможности неоднородного влияния на читателей.

Текстовая функция образов-персонажей может быть понята только с уяснением внтуритекстовых "взаимоотношений" героев. Созданные писателями образцы нравственной личности придают нравствен

- 161 ным понятиям достоверность и способность формировать у читателя нравственное поведение. Активное воздействие на воспитание личности будет оказано художественным произведением только в том случае, если ценностные нравственные ориентации проектируются писателем, и сам он, как главное действующее лицо своего творчества, задавая нравственный идеал, соответствует ему. Функция писателя в какой-то степени сходна с функцией учителя. Поэтому среди других факторов, которые глубоко и всесторонне исследуются художниками /Время, Природа, Общество, Семья/ мы особенно выделили образ Учителя.

Педагогическое кредо писателей - это их . нравственное кредо. "Именно в утверждении добра как прекрасного, в раскрытии высших целей человеческого бытия, в ответе на вопрос, зачем живёт человек, - пишет Б.Неменский, - истинный смысл существования искусства. И в этом же роль, которую оно призвано сыграть в воспитании личности" /3.62 , с.45/.

Все три художника Е-^зывают своим творчеством бережно относиться к внутреннему миру молодого современника, предлагают в сопряжении усилий семьи, школы, общественности, искусства искать положительное разрешение этой проблемы. То есть нравственные искания Тендрякова, Астафьева, Распутина отражают основные черты и заботы нашего общества о формировании духовного потенциала социалистической личности. Своей публицистикой и художественным творчеством они ставят и решают проблемы социологии, психологии, педагогики, этики.

Кроме того, выявление особенностей нравственного функционирования системы персонажей осложняется неоднородностью форм и средств создания образов у каждого из исследуемых художников.

- 162

Динамика недр души в реалистическом прозаическом произведении -явление сложное. Художественное выражение движений невидимых, а лишь узнаваемых, ощущаемых, чувствуемых побуждает прозаиков прибегать к условным и фантастическим формам персонажеобразования. Неоднородность образного строя усложняет систему нравственного функционирования образов, рождает множество вариантов их прочтения.

В системе образов-персонажей каждого из исследуемых художников есть свои закономерности, и все особенности творческой индивидуальности неизбежно проявляются в ней, отражая взаимосвязь философских, нравственных и творческих принципов каждого. Пристальный интерес к духовному формированию юного поколения, исследование исторических и социальных событий сквозь призму восприятия строящейся личности позволяют художникам показать, как дети, подростки вбирают в себя опыт времени. Ребёнок для Тендрякова, Астафьева и Распутина - не объект для воспитания, а становящаяся личность.

Анализ показал, что усиление внимания к духовному началу личности в творчестве В.Тендрякова ведёт к тому, что нравственный потенциал отдельного образа-персонажа со временем становится менее выраженным, так как герой все чаще - носитель отдельной идеи, определённой функции. Атмосфера высокой моральной требовательности ощущается только в совокупности всей идейно-художественной системы отдельного произведения и творчества в целом. не

Эволюция художественного образа-персонажа идёт по пути отстранения от ангора, не по пути самостоятельного функционирования, а образу-идее, образу, равному процессу сознания. Такое направление определяется, на наш взгляд, типом творческого мьшле

- 163 ния прозаика, который мы условно назвали рациональным, преломлённым через требование времени. Именно это качество способствует вовлечению читателя в орбиту дискутируемых и варьируемых героями и писателями проблем современности. Идейно-эстетическая ценность книг В.Тендрякова в их социальной активности.

Все персонажи в творчестве Виктора Астафьева с точки зрения их нравственной ценности выстраиваются в довольно устойчивую систему образов, которую пронизывает вполне определённое авторское отношение. Это исходит от особо-эмоциональной природы астафьев-ского таланта. Наблюдения за нравственно равноценными героями на разных этапах творчества Виктора Астафьева позволило выявить эволюцию в идейных и художественных исканиях прозаика. Глубокая связь моральных проблем с социальными делает произведения этого писателя действенной общественной силой.

Углубляясь в природу нравственного сознания, В.Распутин прибегает к различным формам художественного обобщения. Поиски новых подходов к исследованию личности объясняются,как и у других писателей,прежде всего объективными изменениями в действительности соотношения понятий личность и общество. "С возрастанием активности личности связан вопрос о необходимости новой трактовки соотношения типических характеров с типическими обстоятельствами,-пишет В.Р.Щербина. - Эта проблема в последнее время неоправдано остаётся вне внимания литературоведов, она по-прежнему весьма актуальна и приобрела новые аспекты, поскольку сама жизнь внесла много нового в отношение личности и общества. Если раньше в литературоведении главное внимание уделялось раскрытию зависимости характера от обстоятельств, то теперь, с ростом творческой активности народных масс, все более значительное место в искусстве занимает воплощение постоянно усиливающегося воздействия человека на жизненные обстоятельства, на природу, на движение истории" /3.114, с.174/. Именно такой акцент ярче всего выявлен в творчестве Распутина в сравнении с Тендряковым и Астафьевым;

И,кроме того,многообразие художественных форм раскрытия равноценных в нравственном отношении образов-персонажей отражает тип творческого мышления автора, который мы условно назвали объективно-интуитивным. В процессе анализа мы выделили строго-реалистические, условно-символические, фантастические и романтические образы. Такое изобилие художественных форм сообщает героям множество вариантов нравственного функционирования. Разрешение проблемы становления личности Распутин видит в самосознании человека, в сохранении индивидуальности, воспитании в себе чувства ответственности.

В процессе разработки этими писателями проблемы нравственного становления личности, осмысления истоков и факторов, влияющих на нравственные взлёты и падения героев, происходит и становление важнейших принципов художественного мышления и творчества писателей.

I Тендряков, Астафьев и Распутин - это прозаики, которые глубоко и масштабно освещают в своих произведениях нравственные искания, процессы становления нашего молодого современника - будущего Хозяина большого Дома, будущего Хозяина Земли. Художники исследуют Человека с большой буквы, его духовный мир в масштабах Вселенной и в сфере земных проблем и задач.,

Исследуя проблему нравственного становления личности, они наследуют лучшие традиции русской литературы, предметом которой всегда был внутренний мир человека, а главной задачей - забота о его духовном здоровье, и обогащают гуманистические, гражданские

- 165 искания социалистического искусства. "Путь открытия человека, -пишет Д.С.Лихачев,- бесконечен. Освобождение человека имеет многообразные формы на разных этапах человеческого развития. Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека"/1!.51, с. 104/. Художественная практика и гражданская активность данных прозаиков - звено в этой цепи.

Нанровые модификации, отмеченные нами в творчестве Тендрякова, Астафьева а Распутина тоже прежде всего обусловлены поисками путей художественного исследования процесса духовного мужания молодого человека. При всех различиях в изобразительных средствах и приёмах обрисовки образов следует говорить о наличии у этих художников единого понимания путей развития и становления юной личности. Все мировоззренческие вопросы, сложные проблемы своего они времени поднимают и решают страстно,страдая и радуясь.глубоко надеясь и стремясь к лучшему. Их творчество представляет собой сплав глубокой социальной мысли с множеством изобразительных решений. В процессе анализа мы не увидели абстрактного понимания нравственности, её основой, почвой являлась реальность, а главной целью - борьба за человека. Такая литература - духовно-действенная сила общества.

Как нельзя отрицать некоторые сближающиеся тенденции современной общественной мысли и литературного движения, также вполне очевиным является, что литературная и общественная типология нравственной личности в наше время тесно соприкасаются и взаимообусловливают друг друга. Художественное углубление в природу человеческой нравственности, сплав социальной мысли с богатством изобразительных решений и стилевых поисков в творчестве Тендрякова, Астафьева и Распутина способствует не только развитию искусства слова, но и помогает дальнейшему теоретическому осмыслению научного знания о человеке.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.