Проблема духовного опыта человека в русской философии XX века: Социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Красников, Сергей Павлович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат философских наук Красников, Сергей Павлович
Введение.
Глава 1. Понятие духовного опыта в работах И.А. Ильина и Б.П. Вышеславцева
1.1 .Отличие философии от частных наук.
1.2.Понятие философского предметного опыта.
1.3.Специфйка духовного опыта в различных разделах философии.
1.4.Три стадии философского исследования.
Глава 2. Проблема духовного художественного опыта в контексте современной культуры.
2.1.Понятие духовного художественного опыта.
2.2.Отражение современного духовного кризиса в искусстве.
2.3.Связь религиозной культуры с духовным опытом народа.
Глава 3. Проблема связи духовного опыта человека и Абсолюта.
3.1.Самопознание как начало духовного опыта.
3.2.Проблема богоподобия человека в религиозной философии.
3.3.Проблема отношения человека к Абсолюту.
Глава 4. Духовное созерцание как путь преодоления духовной неразвитости современного человека.
4.1.Предпосылки духовного обновления.
4.2.Духовный опыт народа - основа правосознания.
4.3.Развитие культуры сердца как путь преодоления духовной расколотости современного человека.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Религиозно-философская концепция русской культуры: На материале работ И.А. Ильина2004 год, доктор философских наук Финько, Маргарита Васильевна
Проблема институционализации политико-властных отношений в трудах И. А. Ильина1998 год, кандидат политических наук Мальцева, Анна Викторовна
Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв.2010 год, кандидат философских наук Лебеденко, Анатолий Андреевич
Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина2010 год, кандидат философских наук Станкевич, Анджела Родионовна
Проблема человека в философии И. А. Ильина2003 год, кандидат философских наук Дудина, Ирина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема духовного опыта человека в русской философии XX века: Социально-философский аспект»
Актуальность темы исследования. Современная историческая ситуация характеризуется тем, что российское общество оказалось в глубоком структурном кризисе, составляющими которого выступают кризисы экономический, социальный, политический и духовный. Духовный кризис, порожденный наряду с экономическими также другими факторами общественного развития, является всеобщим, ибо так или иначе затрагивает сознание каждого члена общества и оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Поэтому для возрождения российского общества необходим не только экономический и технологический прорыв, укрепление политической системы и, прежде всего, ее главного элемента - государства, кардинальное решение социальных и национальных проблем, но и развитие культуры, духовности людей.
В этом плане чрезвычайно актуальным представляется осмысление духовно-нравственных и культурных отечественных традиций применительно к современной исторической ситуации. История русской философии, с нашей точки зрения, в наибольшей мере подходит для решения указанной задачи. В связи с этим целесообразно проанализировать в социально-философском аспекте проблему духовного опыта в русской философии XX века и, в частности, в работах Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина.
Если рассмотреть научный аспект указанной проблемы, то следует подчеркнуть, что нет монографических исследований, в которых эта проблема была бы раскрыта достаточно полно. Поэтому весьма актуально выявление специфики духовного опыта личности и его влияния не только на ее духовную эволюцию, но и на состояние духовности больших групп людей, которая находит свое отражение в различных формах общественного сознания - нравственном, религиозном, правовом и эстетическом. Указанные 5 грани проблемы духовного опыта раскрываются посредством ее социально -философского анализа.
В практическом плане такое исследование может послужить предпосылкой для осмысления духовно-нравственных проблем современного общества и живущих в нем индивидов со всем многообразием противоречий духовной жизни, а также политических, социальных и экономических отношений, субъектами которых они являются. Поэтому тема, избранная для диссертации, актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Степень разработанности проблемы. Проблемы духовного опыта в том или ином плане касались многие философы. Однако в явной форме она впервые была сформулирована И. Кантом, разработавшим идею опытности философского знания и выступившим против спекулятивного знания в смысле его внеопытного происхождения. В XX веке проблему духовного опыта в Западной философии плодотворно разрабатывали Н. Гартман и М. Шелер. По мнению Гартмана, основной ошибкой Канта являлось ограничение анализа предметного опыта гносеологическим аспектом. Гартман считал, что предметный опыт нужно рассматривать в онтологической перспективе, то есть в его укорененности в бытии, ибо предмет познания лежит за пределами познавательного акта и представляет собой реальное бытие.
М. Шелер называл свою философию духовно-опытной. По многим позициям его концепция сходится в понимании духовного опыта с представлениями о духовном опыте русских философов. Духовный опыт, по мнению Шелера, должен быть сопричастен бытию, им может обладать только личность, а не эмпирический индивид. Постигается духовный опыт только благодаря любви. Любовь трактуется Шелером как соучастие в жизни другого индивида, и является не психическим, а космическим актом. В результате духовного опыта происходит становление человека как духовного 6 существа, что выступает одновременно осуществлением божественного в человеке.
В русской философии проблему духовного опыта разрабатывали Г.С. Сковорода, B.C. Соловьев, П.М. Лопатин, Н.О. Лосский, А.И. Введенский, С.Н. и E.H. Трубецкие, С.П. Франк, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев.
Первым в истории русской философии термин «опыт сердца» применил Г.С.Сковорода.В.С.Соловьев раскрыл мысль о необходимости универсального синтеза науки, философии и религии, что должно было, по его мнению, привести к восстановлению единства умственного мира на основе духовного опыта. Для П.М.Лопатина своеобразие творческих процессов в мире не может быть уловлено в безопытной рациональной сфере, а с точки зрения Н.О.Лосского, философская система, построенная на понятии интуиции, в основе которой лежит предметный опыт, оказывается более гибкой, чем системы, в которых этот момент отсутствует.
А.В.Введенский развил теорию об опытном приближении к познанию вещей в себе, С.Н.Трубецкой сформулировал идею о духовном опыте, разуме и вере как основных элементах познания, а E.H. Трубецкой раскрыл положение о том, что духовный опыт обусловливает возможность откровения, воспринимается через сердце и через сердце становится доступным человеку.С его точки зрения, через сердце в человеке восстанавливается внутренняя связь с Богом. Для С.Н.Франка интуиция выступает высшей ступенью человеческого познания. С.Н.Булгаков критикует отвлеченное спекулятивное познание, а Н.А.Бердяев выступает за духовно-опытный характер философского познания, функции которого выполняет интуиция. Такие философы как В.В.Зеньковский, П.В.Болдырев, С.А.Левицкий и Д.И.Чижевский также исследовали проблемы духовного опыта человека. Особенно много внимания посвятили разработке этой проблемы Б.П. Вышеславцев и И.А. Ильин. 7
Предметный опыт, по мнению Ильина, лежит в основе построения всех философских систем. Но некоторые философы, как считает русский философ, не понимают этого, и тогда указанный опыт осуществляется у них неосознанно и произвольно. Основной источник духовного опыта Ильин видел в любви. Б.П. Вышеславцев отмечал, что ведущую роль в познании играет интуиция, а в основе интуиции лежит духовный опыт. Духовный опыт, по его мнению, необходимо избрать в качестве основы новой этики, которая должна прийти на смену этике нормативной. Существенная роль в создании нормативной этики отводится духовному воображению. Но, чтобы оно было действительно духовным, необходим духовный опыт.
В советской и современной российской философии проблема духовного опыта раскрывается в работах П.А. Алексеева, П.В. Алексеева, И.Ю. Алексеевой,A.B. Иванова, Н.П. Соколовой, И.В. Селиванова, А.Т. Павлова, М.А. Маслина и других.
А.П.Алексеев исследует проблему духовного опыта человека на основе анализа трудов Н.А.Бердяева. П.В.Алексеев раскрывает отдельные аспекты духовного опыта человека, исследуя творчество И.А.Ильина. В работах М.А.Маслина раскрываются различные грани проблемы духовного опыта через исследование современных западных концепций истории русской философии и на основе трудов русских философов XX века. И Ю. Алексеева, А.В.Иванов, Н.П.Соколова, И.В.Селиванов, А.Т.Павлов, анализируя труды русских философов XX века, также касаются проблем духовного опыта человека.
Таким образом, в работах, посвященных проблеме духовного опыта, утверждается мысль, что философское познание имеет духовно-опытную природу. Это подчеркивают почти все русские философы, касавшиеся проблемы духовного опыта. При рассмотрении этой проблемы выявляется два аспекта: онтологический и этический. Н. Гартман тяготеет к онтологическому, а М. Шелер - к этическому аспекту ее анализа. В работах 8 русских философов исследование этой проблемы осуществляется в границах единой философской системы. Это направление анализа проблемы духовного опыта,с нашей точки зрения, является очень перспективным и поэтому должно быть продолжено и развито.
Необходимо также отметить, что в большинстве работ, авторы которых так или иначе касаются проблемы духовного опыта, эта проблема рассматривается наряду с другими идеями того или иного философа. В то же время нет работ, в которых указанная проблема исследовалась бы полно и всесторонне. Это также определило выбор темы диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ проблемы духовного опыта человека в работах русских философов XX века, раскрытие взаимовлияния духовного опыта человека и духовной сферы общественной жизни.
Указанная основная цель исследования реализуется в предлагаемой работе через решение более конкретных задач :
- определение сущности духовного опыта, его значения в философском исследовании и в духовном развитии личности в целом ;
- выяснение специфики духовного художественного опыта и его влияния на культуру общества ;
- раскрытие зависимости между психологией толпы, массовой культурой и кризисом культуры в целом ;
- доказательство тезиса, что духовная культура общества творится не толпой, а народом, определяющим народный характер культуры ;
- выяснение роли религиозного мировоззрения в культурном творчестве народа:
Объектом диссертационного исследования является человек и общество, взятые в их взаимодействии и развитии. 9
Предметом исследования выступает проблема духовного опыта человека в русской философии XX века и, в частности, в работах Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина применительно к современной исторической ситуации в России.
Теоретико - методологической базой исследования являются принципы и методы социально-философского познания, сравнительный историко-философский и историко-культурный методы. Теоретическую базу исследования составляет диалектический метод, положенный в основу анализа проблемы духовного опыта и определивший конкретные приемы исследования.
В качестве теоретической базы исследования в диссертации использовались труды отечественных и зарубежных философов, психологов и деятелей культуры.
Для решения задач диссертационного исследования были раскрыты природа, структура духовного опыта человека, показано взаимовлияние духовного опыта человека и духовной сферы общественной жизни.
Конкретные результаты исследования и их научная новизна.
1. В диссертационном исследовании предпринята попытка социально-философского анализа проблемы духовного опыта человека в русской философии XX века, в частности, в работах Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина.
На основе анализа различных видов духовной деятельности и в процессе исследования работ русских философов XX века установлена природа духовного опыта человека и определяющая роль этого опыта в культурном творчестве и научном исследовании. Вычленено место и роль духовного опыта в философском исследовании и его значение в интуиции философа как субъекта философствования. Проанализировано значение
10 предметного опыта в естественных науках и раскрыта его роль в научном творчестве.
Научная новизна. Поставлен вопрос о иерархии ценностей в структуре духовного опыта и показана роль творческого воображения как особой духовной преобразующей силы. Раскрыта функция духовного созерцания как силы, интегрирующей все духовные способности человека как единое целое, выявлено ведущее значение духовного опыта в научном творчестве.
2.Определена специфика духовного художественного опыта и выявлена его роль в искусстве. Выяснены особенности творческого акта художника на примере поэзии. Объяснены на основе анализа психологии толпы причины кризиса современного искусства и раскрыта роль массовой культуры в возникновении этого кризиса.
Показано, что одним из вариантов преодоления кризиса современной культуры является развитие взаимодействия религиозной и светской культуры. Доказано, что настоящую духовную культуру всегда творит народ, а не толпа. Поэтому массовая культура для своего прогрессивного развития должна опираться на народную культуру. Раскрыто на основе анализа работ русских религиозных философов значение религиозного мировоззрения для культурного творчества, показаны составляющие религиозной культуры.
Научная новизна заключается в том, что выяснены особенности творческого акта художника и описаны различные виды творческих актов. Показано, что без понимания творческого акта художника невозможно понять его произведения. Раскрыта необходимость понимания предметного опыта художника для характеристики его творческого акта и то, что художник черпает силы для своего предметного опыта из духовного опыта народа.
3. Выявлены особенности религиозного опыта. Показано соотношение научного и религиозного опыта в мировоззрении ученого, занимающего религиозную позицию.
Поставлена проблема самопознания человека и приведены доказательства невозможности полного познания внутреннего мира человека.
Ставится проблема отношения человека и Абсолюта. Эта проблема ставится как в религиозной, так и в нерелигиозной философии.
Научная новизна заключается в том, что ставится проблема отношения человека к Абсолюту. Доказывается, что эта проблема носит универсальный характер, так как по этой проблеме высказывались философы всех направлений. Вопрос заключается в следующем: Бог ли создал человека по своему образу и подобию, или человек создал Бога по своему образу и подобию. Все это показывает, что когда ставится вопрос постижения духовного мира человека во всем его объеме, возникает Богочеловеческая проблема.
4.Поставлена проблема правосознания, его связи с духовным опытом народа. Показано, что только философия права, а не правоведение, способна теоретически сформулировать идею правосознания народа.
Проанализированы причины кризиса современного правосознания.
Это связывается с общим духовным кризисом современного общества.
Научная новизна данного результата состоит в том, что показана во невозможность для прсйзёдения, в отрыве от философии, развивать правосознание народа. Предметом учения о правосознании является объективно истинное и безусловно ценное состояние человеческой души, у которое имеет познавательный, чувствующий и волевой характер.
5. Дается общая характеристика духовного опыта и раскрывает^го роль в духовной сфере общественной жизни.
Научная новизна данного результата состоит в том, что показано духовное созерцание, как главная сила духовного опыта человека, на которую опирается вся подлинная духовная культура.
12
Научно-практическая и методическая значимость исследования заключается в том, что полученные диссертантом результаты могут способствовать углублению социально - философских представлений о духовном опыте человека и его роли в развитие человека и общества.
Выводы и материалы данного исследования могут быть использованы при разработке и чтении специальных курсов по социальной философии, этики, эстетике в вузах, колледжах и других учебных заведениях.
Апробация работы. Основные . положения и выводы диссертации обсуждены на научных конференциях: "Проблемы научного мировоззрения " ( МГУ Л, 1998 ), "Гражданское- патриотическое воспитание молодежи : вчера, сегодня, завтра" ( М., 1999 ), на методологическом семинаре кафедры философии МГУЛ в 1997, 1998, 1999 и 2000 годы.
По теме диссертации опубликованы 3 статьи.
Структура и объем диссертации.
Структура диссертации определяется логикой изложения и целью исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Специфика организации языковых символических средств в дискурсе И.А. Ильина2009 год, доктор филологических наук Стародубец, Светлана Николаевна
Концепция религиозного опыта И.А. Ильина в контексте христианской антропологии2009 год, кандидат философских наук Болотнов, Григорий Валерьевич
Философия творчества И.А. Ильина2006 год, кандидат философских наук Кулешова, Ирина Владимировна
Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И.А. Ильина2004 год, кандидат исторических наук Шарипов, Александр Михайлович
Самобытность русской философии: Аспект мировоззренческого поступка1998 год, доктор философских наук Худякова, Галина Павловна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Красников, Сергей Павлович
Заключение.
В своей работе я пытался показать структуру духовного опыта и его значение в человеческой культуре. В заключение мне хочется подвести некоторые итоги своей работы.
Основной вывод работы гласит, духовный опыт является неотъемлемой составляющей любого религиозно- философского исследования. Он составляет основу национальной жизни любого народа, и его раскрытием занимается философ. Предметное раскрытие жизни духа (Ильин) есть то жизненное деление, ради которого жили и ,если надо, умирали предыдущие поколения и его раскрывает, описывает и изучает философ. Таким образом, разумное раскрытие духовного Предмета есть задача философии.
Философия появляется только от духовной жизни. Любой, кто решил посвятить себя философии, должен вести духовную жизнь. Духовное состояние есть такое состояние, когда человеческая душа любит и прикрепляется к божественным предметам, радуется и живет ими. Чтобы создавать философию, надо самому духовным быть.
Духовный опыт раскрывается не только в произведениях философов, но и в творениях великих художников, подвигах героев и жизни святых. Поэтому пережить и раскрыть духовный опыт может не только философ, но и творческий человек, ведущий духовную жизнь.
Философское созерцание является основной составляющей духовного опыта, а филосовское созерцание невозможно без духовного воображения. Воображение по своей сущности есть стремление изобразить неизобразимое, показать видимость невидимого. Это можно заметить в великих произведениях искусства.
181
Познание есть стремление к познанию непознаваемого. Без этой потребности не может существовать ученый, так как в человеческом сознании существует некоторая потребность в познании непознаваемого. Только стремление к невыполнимой или трудно выполнимой цели способно возвышать человека. Воображение обгоняет мысль, и познание в изображении не^изобразимлэго.
Радость от созерцания духовного предмета есть состояние человека, живущего духовным опытом. Без этого чувства не может развиваться искусство. В потере чувства духовной радости заключается одна из причин духовного кризиса современности. Где нет этого чувства, там начинает умирать великое искусство.
Для выхода из современного духовного кризиса человечество просто обязано вернуть себе чувство духовной радости. А появиться это чувство может только от пережитых духовных страданий. Так как все великое рождается в муках. Поэтому я считаю, что все испытания, которые переживает современное человечество, даны для его духовного возрождения.
Новая обновленная человеческая культура будет вынуждена пройти через многочисленные страдания и включить в свой состав многие элементы религиозной культуры. От этого она не станет церковной культурой, а обновится в религиозном духе. И большое место здесь будет принадлежать национальному духовному опыту. Чаще всего культура каждого народа имеет в своей основе одну из великих мировых религий и на основе той религии, которую использует народ, произойдет обновление культуры. Советская культура не исчезает от этого, а обновится по своему внутреннему содержанию.
Духовный опыт включает в себя и религиозный опыт, поэтому человек, живущий духовной жизнью, чаще всего является верующим в глубине своей души. Более того, религиозный опыт не противоречит
182 научному творчеству, а наоборот помогает ему, так как приучает человека отдавать все свои силы цели научного творчества.
Духовный опыт невозможен без самопознания. Самопознание означает не только познание себя, но и работу над собой. Самопознание говорит о том, что человек не абсолютен. Трансцендентную зависимость можно почувствовать на многих вершинах духовной жизни: так испытывается настоящее искусство через вдохновение, наука- через открытия. Человек начинает ощущать какое-то внушение свыше. Он ощущает, что не замкнут в своей самости, а выходит за пределы и пытается открыть высшую тайну Абсолютного. Открыть ее нельзя, но у человека есть потребность в этом стремлении. Поэтому Шелер считал, что человеческий дух включает в себя сферу абсолютного и что стоит в необходимом отношении к Абсолютному.
Существование Богочеловеческой и человекобожеской проблемы подтверждает идею о постоянном стремлении человека к Абсолюту. У всех философов - как религиозных, так и материалистических - есть постоянное стремление к Абсолюту. Значит, стремление к Абсолюту есть неотъемлемое свойство человеческой души.
Постоянное стремление человека к самопознанию, говорит о невозможности полного познания внутреннего мира человека. Полного познания внутреннего мира человека просто невозможно достичь. Поэтому я согласен с мнением Б.П. Вышеславцева, который настаивал на необходимости создания негативной антропологии, которая должна указать на тайну человека. Он отмечал, если познание Бога невозможно, а так как "духовная природа" человека создана по его "образу и подобию", то следовательно,человек тоже до конца непостижим.
Без духовного опыта не может обойтись ни одна сфера человеческой деятельности, в том числе правоведение. Метод философии права очень похож на метод исследования в других разделах философии. "Философия
183 права движется, - отмечал И.А. Ильин -, как и вся философия, путем систематической интуиции, направленной на объективно обстоящий предмет".[43,с.425]. Исследователь в себе самом должен осуществить акт здорового правосознания. Это значит, что в глубине своей души он должен организовать жизненный центр, который бы осознал безусловную цель права и государства. Цель эта заключает в себе создание права лучшего по содержанию и государства лучшего по форме.
Для выполнения этого задания необходимо исследование природы человеческой души. Так как человек с испорченным внутренним миром создаст неправильную теорию о правосознании. Поэтому, чтобы понять природу человеческого духа одного человека, исследователь должен понять природу духа всего народа, для этого он должен обратиться к духовному опыту народа. Следовательно, духовный опыт будет являться фундаментом философии права.
Нормы нормального правосознания даны каждому человеку в виде воли к духу, только эта воля порождает в душе человека чувства права. Это чувство просто необходимо воспитать и укрепить в себе. Исследователь философии права должен укрепить в себе это чувство. И в процессе укрепления чувства правосознания он сможет получить предметный опыт в этом разделе философии. Поэтому исследование в философии права будет происходить в процессе самосовершенствования.
Любому духовному подъему человечества чаще всего предшествуют великие страдания. Поэтому современному исследователю в философии права необходимо пережить даруемые ему в современную эпоху различные страдания и увидеть в новом свете сущность права и государства. И создать духовно обновленное учение о правосознании.
По мнению И.А. Ильина, сердечное созерцание является главной творческой силой человеческой культуры. Только при помощи сердечного созерцания можно воспринять Бога и утвердить веру в Него; обрести свою
184 земную родину и служить ей, оно составляет подлинную сущность творческого отношения человека к человеку. Созерцание делает окрыленной душу человека и является главной составляющей духовного опыта человека.
А основой составляющей сердечного созерцания является духовная любовь. Она есть источник духовного опыта. Духовная любовь является любовью к совершенству. Она не отрицает чувственную любовь, а очищает и духовно перерождает ее. Где начинается любовь, там все наполняется особой силой. А где есть духовная любовь, там все наполняется духовной силой.
Без великих сил духовной любви и сердечного созерцания духовный опыт просто невозможен. А без духовного опыта невозможна духовная культура. Поэтому, по моему мнению, учение о духовном опыте должно не только в теориях философов, но в великих жизненных свершениях войти в жизнь современной цивилизации. Так как без него невозможно обновить переживающую глубокий кризис человеческую культуру.
Духовный опыт должен быть востребован во всех сферах человеческой деятельности. В отрыве от него человеческая цивилизация все больше будет превращаться в арену всевозможных бесчеловечных технических экспериментов. И оставить этот процесс человек просто будет уже не в силах. Поэтому необходимо заявить, что современная эпоха является последним шансом попытаться не дать превратиться человеку в машину. На наших глазах происходит процесс, когда не машина служит человеку, а человек начинает служить машине. Весь современный рационализм технической ориентации начинает угрожать утратой человеком всяких духовных корней и его превращением в простое биологическое существо. Спасти человечество может духовный опыт, который может помочь вернуться человеку к своим духовным корням. Весь вопрос заключается только в том, способен ли человек своими силами осознать сущность современной техники, которая является высшей формой рационального создания. По мнению М.Хайдеггера: "Только Бог еще может
185 нас спасти".[161,с.243]. Я считаю, что в этих словах есть призыв к возрождению религиозного опыта, который входит в состав духовного опыта. Поэтому учение о духовном опыте будет способствовать решению многих глобальных проблем, вставших перед современным человечеством. И позволит сохранить тайну человеческого Бытия.
И в заключение мне хочется привести слова И.А. Ильина, которыми он показывает, каким должен быть человек будущей обновленной культуры, положивший в основу своего существования духовный опыт. "Человек будущей культуры должен снова возлюбить духовную свободу, - отмечал И.А. Ильин-, предаться живой сердечной доброте, взрастить в себе драгоценное смирение, как источник подлинной силы, преклониться перед тайной Божьего мироздания, укрепить в себе силу сердечного созерцания, научиться радости благодарения и восстановить в себе подлинную религиозность".[43, с.444].
186
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Красников, Сергей Павлович, 2000 год
1. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика,- М.: Искусство, 1995.-52 с.
2. Али-заде A.A. Мукалиев З.А. Очерки социальной философии. Ф.М.Достоевского // Вопросы философии 1996 - № 2. - С. 11-22.
3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Мысль, 1998.-416с.
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности : производство и потребление, М.: Мысль, 1988.-255 с.
5. Арефьев Г.С. Общество, познание, практика, М. .Мысль, 1988.-206 с.
6. Аристотель Соч., в 4Т. М.: Мысль, 1976. Т. 1,- 550 с.
7. Аристотель Соч., в 4Т. М.: Мысль, 1983. Т.4. - 830 с.
8. Бахтин B.C. Диалектика сфер общественной жизни , М. : Изд-во Московского университета., 1982. - 230 с.
9. Бергсон А. Творческая эволюция,- М.: Канон Пресс, 1998. -384 с.
10. Бердяев H.A. Философия свободного духа .- М.: Республика, 1994.-480 с.
11. Бердяев H.A. Смысл истории,- М.: Мысль, 1990. 176 с.
12. Бердяев H.A. Судьба России. Харьков.: Фолио, 1998. - 736 с.
13. Бердяев H.A. Новое средневековье,- М.: Феникс, 1990. 84 с.
14. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Дем, 1990. - 336 с.
15. Булгаков С.Н. Соч., в 2Т. М.: Наука, 1993. - Т. 1.-606 с.
16. Булгаков С.Н. Соч.,в 2,- М.: Наука, 1993. Т.2.-752 с.
17. Булгаков С.Н. Свет невечерний.- М.: Республика, 1994. 416 с
18. Булгаков С.Н. Из записной книжки. 11 апреля // Вопросы философии 1996,- №4,-С.27-42.187
19. Вазиолин В.А. Лирика истории: Вопросы теории и методологии. М>: Изд-во Московского университета, 1988. - 328 с.
20. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса,- М.: Республика, 1994,- 368 с.
21. Гарджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии 1997. - № 6. С.3-11.
22. Гартман Н. Эстетика,- М.: Мыслитель, 1958. 335 с.
23. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Соч., в ЗТ. -СПб.: Наука, 1994. Т. 1,- 350 с.
24. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Соч., в ЗТ,-СПб.: Наука, 1994,- Т.3.- 584 с.
25. Гегель Г.В.Ф. Философия права,- М.: Мыслитель, 1990. 526с.
26. Гессе Г. Игра в бисер М.: Правда, 1992 .- 496 с.
27. Гобозов И.А. Смысл и направление исторического процесса. М.: Изд-во Московского университета, 1987. -220 с.
28. Греснев В.С. Социально психологический фактор в системе общественных отношений. - М'.Изд-во Московского университета, 1985. - 184 с.
29. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.-Новочеркаск.: Сагуна, 1994. 358с.
30. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии,- 1996,- №5. С.52-61.
31. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-СПб.: Глагол, 1995,- 514 с
32. Декарт Р. Избранные произведения М.: Мысль, 1950. - 720 с.
33. Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев.: Изд-во ЦК КП Молдавия, 1969,-216 с.
34. Достоевский Ф.М. Бесы СПб.: Библиополис, 1995. - 748 с.
35. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы,- М.: Правда, 1991-989с.
36. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание,- М.: Художественная литература, 1978 .- 542 с.37.3еньковский В.В. История русской философии. Соч., в 4Т,- М. ЭГО, 1991.-Т.4.-270 с.
37. Зеньковский В.В. Основы христианской философии.- М.: Наука, 1992.-405 с.
38. Зотов А.Ф. Ранний Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии //Логос- 1991,- №2,- С.21-346.
39. Ильин И.А. Одинокий художник.-М.: Искусство, 1993 .- 352 с
40. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта,- М.: Парог, 1993. -448 с.
41. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. - 544 с.
42. Ильин И.А. Родина и мы,- Смоленск.: Посох, 1995. 512 с.
43. Ильин И.А. Соч., в 2Т.-М.: Медиум, 1993 .-Т. 1.-512 с.
44. Ильин И.А. Соч., в 2Т. М.: Медиум, 1994. -Т.2.-576 с.
45. Ильин И.А. Путь к очевидности,- М.: Республика, 1993,- 575
46. Камю А. Бунтующий человек,- Минск.: Поппури, 1998,- 544
47. Канетти Э. Масса и власть,- СПб.: Наука, 1997. 311 с.
48. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. - 593 с.
49. Кант И. Критика практического разума, СПб.:Наука, 1995. - 528 с.
50. Карсавин Л.П. Малые сочинения-СПб.: Алетейая, 1994 532
51. Карташев . А.В. Вселенские соборы,- М.: Республика, 1992. 544 с.
52. Калле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история : Проблемы189теории исторического процесса. М.: 1981. - 288 с.
53. Киреевский И.В. Русская идея,- М.: Республика, 1994. 525 с.
54. Киреевский И.В. Критикан эстетика,- М.: Искусство, 1979. -270 с.
55. Кожевников В.А. Переписка П.А. Флоренского и В.А. Кожевникова // Вопросы философии -1991.- №6,- С.35-47.
56. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание М.: Политиздат, 1979. - 216 с.
57. Круть И.В. Экологические коллизии России // Вопросы философии.-1995 №7.-С.72-76.
58. Кураев В.И. Религиозная вера и рациональность,- М.: Медиум 1995.-402 с.
59. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии 1996. -№11.- С.23-34.
60. Кутырев В.А. Современное социальное познание : Общенаучные методы их познания. М.: Мысль, 1988. - 204 с.
61. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность,- М.: Мысль, 1992. 390 с
62. Леонтьев К.Н. Записки отшельника,- М.: Русская книга, 1996, 470 с.
63. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство,- М.: Республика, 1996 .-800 с.
64. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии,- М.: Мысль, 1992.-960 с.
65. Лосев А.Ф. Миф, число, сущность,- М.: Мысль, 1994. 920 с.
66. Лосев А.Ф. Форма, стиль, выражение.- М.: Мысль, 1995.-944 с
67. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют,- М.: Мысль, 1999. 720 с.
68. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословение.- М.: Мысль, 1991.-401 с.
69. Лосский Н.О. Избранное,- М.: Мысль, 199 L- 397 с.190
70. Лосский И.О. Чувственная, интелектуальная и мистическая интуиция,- М.: Республика, 1996 .- 455 с.
71. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М.: Мысль, 1991. -412с.
72. Лотман Ю.М. Структура художественность текста. М.: Искусство, 1970. - 394 с.
73. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // Вопросы философии 1988. - №8.- С.27-42.
74. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.-327 с.
75. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию,- М.: Прогресс, 1992.- 321 с.
76. Марксистко- ленинская теория исторического процесса: Исторический процесс, динамика современной эпохи
77. Ю.К.Плотников, А.С.Айзикович, В.М.Межуев и др. Отв.ред. Ю.К.Плотников. М: Наука, 1987,- 447 с.
78. Марсель Г.К. К трагической мудрости и за ее пределы,- М.: Мысль, 1988.- 380 с.
79. Мережсковский Д.С. Больная Россия,- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. 270 с.
80. Мережсковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский,- М.: Правда, 1992.-446 с.
81. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Мысль, 1992.-406 с.
82. Миронов В.В. Философия, ее предмет и роль в обществе,- М.: Мысль, 1987.-266 с.
83. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философской идеи,-М.: Мысль, 1991,- 350 с.191
84. Мотрошилова Н.В. Парабола жизни Льва Шестова //Вопросы философии 1992,-№1,- С.23-38.
85. Муравьев В.Н. Внутренний путь // Вопросы философии-1992,- №1,- С.62-69.
86. Нарский И.С. Кант,- М.: Наука, 1972. 324 с.
87. Нарский М.С. Современные проблемы теории познания М.: Мысль, 1989.-372 с.
88. Новгородцев П.И. Об общественном идеале.- М.: Мысль, 1991.-274 с.
89. Общественное сознание и его формы / Пред. и общ.ред. В.И.Толстых.- М: Политиздат , 1986,- 367 с.
90. Одоевский В.Ф. Русский космизм. Антология Философской мысли. М.: Прогресс, 1993. - 427 с.
91. Одоевский В.Ф. Опыт теории изящных искусств,- М.: Правда, 1974.-340 с.
92. Одоевский В.Ф. Сущее существование.-Л.: Наука, 1975.-308 с 93.0дуев С.Ф. Тропами Заратустры,- М.: Мысль, 1971. 268 с.
93. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды,- М.: Весь мир, 1997. -704 с.
94. Осипов Г.В. Россия: Национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии 1997. - №10.- С.3-16.
95. Паскаль Б. Лабиринты души.- Симферополь.: Реноме, 1998. -414 с.
96. Пигров К.С. Философские аспекты научно-технического творчества. М.: Мысль, 1988.-214 с.
97. Пирогов Н.И. Соч., в 8Т. М.: Прогресс, 1962.-Т.1. - 401 с.
98. Пирогов Н.И. Соч., в 8Т. М.: Прогресс, 1962.-Т.4. - 424 .
99. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философского социологического исследования,- М.: Мысль, 1982. 278 с.192
100. Плеханов Г.В. Соч., в ЗТ. М.: Мысль, 1974,-Т.З. - 466 с.
101. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени,- М.: Русская книга, 1993. 640 с.
102. Позднева С.П. Эстетические критерии оценки научной теории,- М.: Мысль, 1991. 332 с.
103. Поляков Л.В. Введение в философию XIX века.- М.: Мысль, 1990.- 312 с.
104. Попов С.И. Кант и кантианство,- М.: Мысль, 1961. 322 с.
105. Попов С.Д. Социальный психоанализ : необходимость и перспективы // Вопросы философии 1999. - №12,- С.43-52.
106. Потебня А. А. Эстетика и поэтика.- М.: Прогресс, 1976,- 388с.
107. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси,- М.: Наука,1993.- 638 с.
108. Разумный В.А. Творчество народа и современность,- М.: Наука, 1990.-298 с.
109. Рогов И.М. Научно-технический прогресс и развитие личности,- Л.: Наука, 1974. 276 с.
110. Розанов В.В. О себе и жизни своей,- М.: Московский рабочий, 1990.-876 с.
111. З.Розанов В.В. Религия философия культура,- М.: Республика, 1992.-400 с.
112. Розанов В.В. В темных религиозных лучах,- М.: Медиум,1994.-402 с.
113. Розанов В.В. О писательстве и писателях,- М.: Искусство,1995.-574 с.
114. Розов Н.С. Структура социальной антологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм // Вопросы философии -1999.-№5.- С.2-18.193
115. Руткевияч A.M. От Фрейда к Хайдеггеру,- М.: Мысль, 1985. 384 с.
116. Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим ли прерванный путь ?.- СПб.: Наука, 1994. 272 с.
117. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения,- М.: РОССПЭН, 1996.-608 с.
118. Смирнов И.Н. Слово и дело русской философии //Московский литератор. 1991,- №9.- С.36-52.
119. Смирнов И.Н. Философия смуты // Наш современник.-1991,- №11,- С.29-44.
120. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: Мысль, 1989. - 318 с.
121. Солдатов A.B. Проблема мироздания в науке и культуре. -СПб.: Наука, 1993.-352 с.
122. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. -480 с.
123. Соловьев B.C. Соч., в 15 Т.-М.: ЛОГОС, 1992,-Т. 1. 408 с.
124. Соловьев B.C. Соч., в 15 Т.- М.: ЛОГОС, 1993,- Т.2. 414 с.
125. Соловьев B.C. Соч., в 15 Т.- М.: ЛОГОС, 1993.-T.3. 430 с.
126. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Прогресс, 1990. - 268 с.
127. Солоневич И.Л. Народная монархия,- Минск.: Лучи Софии, 1998.-504 с.
128. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Издательство политической литературы, 1992. 568 с.
129. Спиноза Б. Об усовершенствование разума.- Харьков.: ФОЛИО, 1998,-864 с.
130. Стрельцова Г.Я. Феномен Паскаля // Вопросы философии -1979. №2,- С.34-46.194
131. Стрельцова Г.Я. Декарт и Паскаль // Вопросы философии-1985. -№3.-С.26-42.
132. Стрельцова Г.Я. Судьба любви сегодня. Нравственно -психологический очерк //Философия любви. М.: Прогресс, 1990,-Т. 1.-298 с.
133. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциолизме,- М.: Мысль, 1977. 314 с
134. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М.: Прогресс, 1989. - 322 с.
135. Тареев М.М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. М.: Искусство, 1994. - 368 с.
136. Тихомиров Л.А. Письма к Лодыжевскому // Вопросы философии,- 1992,- №5,- С.31-43.
137. Тойнби А.Д .Постижение истории. М.: Прогресс, 1991,- 736с.
138. Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории,- М.: Прогресс,1995.-480C.
139. Трубецкой E.H. Мировозрение B.C. Соловьева. Соч., в 2 Т. -М.: Медиум, 1995.-Т. 1. 606 с.
140. Трубецкой E.H. Мировозрение B.C. Соловьева. Соч., в 2 Т. -М.: Медиум, 1995,- Т.2. 624 с.
141. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994,- 432 с
142. Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Медиум, 1994. - 302 с.
143. Уледов А.К. Духовная жизнь общества : проблемы, методология и исследования. М/, Мысль, 1980,- 271с.
144. Филипов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлекция : к социальной характеристике современности // Вопросы философии- 1998,- №8,- С.38-45.
145. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М'.: Медиум, 1990.-546 с.195
146. Флоренский П.А. Соч., в 4 Т М.: Мысль, 1994 .- Т.1.- 780 с.
147. Флоренский П.А. Соч., в 4 Т М.: Мысль, 1996,- Т.2. - 880 с.
148. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев.:Путь к истине, 1991. -600 с.
149. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: АГРОФ, 1999.-432 с.
150. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-428 с.
151. Франк C.J1. Непостижимое. СПб.: Наука, 1996. - 622 с.
152. Франк C.JT. Предмет Знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.-656 с.
153. Франк C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. -480 с.
154. Франк C.JI. Свет во тьме. М.: Факториал, 1998. - 256 с.
155. Фуко М. Археология знания. Киев.: Ника - Центр, 1996. -208 с.
156. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 448 с.
157. Хайдеггер М. Избранное//Феноменология. Герменевтика. Философия Языка. М.: Гнозис, 1993.-336 с.
158. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 144 с.
159. Хайдеггер М. Философия Мартиена Хайдеггера и современность,- М.: Наука, 1991. 348 с.
160. Хайдеггер М. Положение об основание СПб.: Алетейя, 1999.-296 с.
161. Хейзинга. И. Осень средневековья. М.: Наука, 1988. - 528 с
162. Хомяков A.C. Соч., в 2 Т.- М.: Медиум, 1994,- Т.1. 592 с.
163. Хомяков A.C. Соч., в 2 Т. М.: Медиум, 1994,- Т.2. - 580 с.196
164. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии 1994. - №5. - С.32-46.
165. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии 1991. - №.5. -С.29-51.
166. ЧинаковаЛ.И. Социальный детерминизм. Проблема движущих сил развития общества. М.: Политиздат. 1985. 159 с.
167. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности // Вопросы философии 1997. - №11. - С.55-66.
168. Шелер М. "Избранное" // Феноменология. Герменевтика. Философия Языка М.: Гнозис, 1994. 418 с.
169. Шеллинг Ф.В.И. Философия Искусства. СПб.: Алетейя, 1996.-496 с.
170. Шеллинг Ф.В. Сочинения. М.: Мысль, 1998. - 1604 с.
171. Шестов Л. Соч., в 2 Т. М.: Медиум, 1993,-Т. 1. - 448 с.
172. Шестов Л. Соч., в 2 Т. -М.: Медиум, 1993,- Т.2. 422 с.
173. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 216 с.
174. Шпенглер О. Закат Европы. Соч., в 2 Т. М.: Мысль, 1993 Т.1.-672 с.
175. Шпенглер О. Закат Европы. Соч., в 2 Т.- М.: Мысль, 1998.-Т.2. 608 с.
176. Шрейдер Ю.А. Общественное учение Церкви. М.: Мысль, 1993.-302 с.
177. Шрейдер Ю.А. Между молохом и мамоной // Новый мир. -1993. №5. - С.111-118.
178. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая оринтация в мире // Вопросы философии -1994,- №1,- С.35-47.
179. Щербаков В.Н. Человек и нравственные ценности.197
180. Человек в системе наук,- М.: Наука, 1989.-222с.
181. Щербаков В.Н. Добро и зло. М.: Мысль, 1992. - 234 с.
182. Эрн В.Н. Сочинения М.: Мысль, 1991. - 472 с.
183. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1996. -718 с.
184. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1996. 320 с.
185. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев,- М.: Порт Рояль - Совершенство, 1997. - 384 с.
186. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Мысль, 1990.-564 с.
187. Яблоков И.Н. Основы теории религии // Основы религоведения. М.: Прогресс 1993. - 384 с.
188. Яковлев Е.Г. Художник, личность и творчество. М.: Искусство, 1991.-298 с.
189. Янов A.J1. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии -1969,- №8,- С.102-116.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.