Проблема чувственности в философии Людвига Фейербаха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Дёмина, Ирина Владимировна

  • Дёмина, Ирина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 133
Дёмина, Ирина Владимировна. Проблема чувственности в философии Людвига Фейербаха: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Краснодар. 2007. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дёмина, Ирина Владимировна

Введение.

1 Теоретико-методологические предпосылки изучения проблемы чувственности в философии Л. Фейербаха.

1.1 Основные темы отечественного фейербаховедения.

1.2 Типология понятия чувственности.

Выводы к главе 1.

2 Основные положения концепции чувственности JT. Фейербаха

2.1 Чувственность как сущность человека.

2.2 Чувственность и индивидуальное.

2.3 Чувственность и отношение к другому человеку.

Выводы к главе 2.

3 Развитие идей JI. Фейербаха о чувственности.

3.1 Концепция чувственности JI. Фейербаха и более поздние философско-антропологические идеи.

3.2 Проблема отчуждённой чувственности.

Выводы к главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема чувственности в философии Людвига Фейербаха»

Актуальность исследования. Среди современных философских работ трудно найти те, в которых не говорилось бы о кризисном состоянии культуры, общества, человека. Мир подошел к такому этапу своего существования, когда развитие человека в рамках любых форм социальности оказывается в высшей степени конфликтным [3].

Способы объяснения и анализа кризиса разнообразны. Обращение к сознанию человека, особенностям его бытия, закономерно поднимают проблему его чувственной жизни (переживания, влечения, отношения к миру, реальное общение, образно-смысловая сфера и т.п.). Иными словами, чувственность рассматривается как важный аспект всей проблемы человека. Парадокс заключается в том, что сложившиеся языковые нормы так мало направлены на понимание чувственной жизни, что мы знаем о чём угодно, только не о том, что нам говорят наши чувства; но именно понимание чувств может обеспечить доступ к пониманию людей со стороны «скрытого ядра» их сущности и желаний [15, с. 125].

Философская и философско-антропологическая мысль знает примеры глубокого обращения к чувственности человека и отдельным её аспектам для понимания места человека в современном мире, его соотнесения с социокультурными процессами и оценки его исторических перспектив (К. Маркс, С. Кьеркегор, 3. Фрейд, М. Шелер, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гассет, Э. Левинас, Э. Фромм, М. Фуко, Г. Буркхардт, Ж. Липовецки, С.Л. Рубинштейн, А.С. Панарин, В.А. Подорога, С.С. Хоружий и др.).

В современном понимании чувственность объединяет в себе телесное и сенсуальное, влечение и ощущение, эстетическое и коммуникативное. Для понимания данного синтеза важны не только философские идеи Возрождения, Нового времени и материализм Просвещения, но их переосмысление в рамках того «антропологического бунта» в первой половине XIX века, одним из активных участников которого был Л. Фейербах. С него, как отмечают С.Н.

Мареев и Е.В. Мареева, начинается одна из основных развилок в мировой философии: с одной стороны, к марксизму, а с другой - к философии жизни. Между тем, в советской историко-философской традиции значение философии JI. Фейербаха сводилось в основном к пониманию её в качестве теоретического источника марксизма. При этом констатировалось, что JI. Фейербах не преодолел метафизичности своих предшественников - материалистов XVII-XVIII вв. и его антропологический материализм является разновидностью метафизического материализма. Т.е. философские достижения JI. Фейербаха оценивались исключительно под углом зрения решения основного вопроса философии в марксистко-ленинской традиции. Такой узкий взгляд был обусловлен общими идеологическими установками того времени. На оценку JI. Фейербаха сильно повлияли упрощённые трактовки его философии Ф. Энгельсом и В.И. Лениным (широко известно изречение последнего о том, что Фейербах скорее ярок, чем глубок).

По нашему мнению, философская концепция Фейербаха остаётся недооценённой, несмотря на прямое указание таких мыслителей, как К. Маркс, М. Бубер, Э. Фромм и др. о её влиянии на их собственные учения и подходы. Недооценённость во многом объясняется игнорированием в историко-философской литературе центрального понятия концепции Фейербаха -чувственности. Обращение к этому понятию позволит по новому оценить творчество немецкого философа, выявить новые смысловые связи его учения с современной философией и методологией познания человека.

Обращение к историко-философскому аспекту понятия чувственности способно обеспечить в итоге более глубокое понимание бытия человека, поскольку взятые отдельно друг от друга чувственное познание, проявление телесных функций, эмоциональная жизнь, фантазия, общение не позволяют рассмотреть человека как целостное существо, многообразно проявляющее себя в социальной жизни общества и в культуре.

Исследование проблемы чувственности актуально и в аксиологическом плане. Если понимать культуру, как реально-идеальное поле общего смыслочувствования землян [89,], то чувственность является тем недооценённым звеном, которое способно обеспечить целостность этого поля.

Степень разработанности проблемы. Проблема чувственности в философии JI. Фейербаха рассматривалась: как составная часть его антропологической концепции; в контексте развития немецкой классической философии; в связи с анализом философского наследия К. Маркса; как составная часть человеческой субъективности; как один из источников философской антропологии XX века; как источник формирования методологии современного гуманитарного знания (М. Бубер, Б.Э. Быховский, Г.В. Гриненко, А.В. Гулыга, П.С. Гуревич, Е.В. Золотухина-Аболина, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Э.В. Ильенков, В.А. Малинин, К. Маркс, К. Лёвит, Г. Лукач, К.Н. Любутин, С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, Г.Д. Чесноков, А.С. Чупров, В.И. Шинкарук и др.).

Следует отметить, что в большинстве существующих интерпретаций, во-первых, акцент делается на недостаточной «социологичности» или «экономичности» Фейербаха (что ему и не свойственно), натурализме его подхода; Фейербах часто рассматривается в «тени» раннего Маркса. Во-вторых, отсутствует комплексная трактовка чувственности в философии Фейербаха (исключение составляют немногие работы, в частности, К.Н. Любутина, А.С. Чупрова).

В более общем плане чувственность как проблема философии человека анализировалась: в работах философов экзистенциального и феноменологического направлений (М.М. Бахтин, Г. Буркхардт, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, X. Ортега-и-Гассет, С.Л. Рубинштейн, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, М. Шелер, Г. Шпет, К. Ясперс); работах структуралистской и постмодернистской ориентации (Ж. Бодрийар, П. Вирильо, В.А. Подорога, П.Д. Тищенко, М. Фуко и др.), в которых обращается внимание на роль семиотических механизмов в формировании чувственности, влиянии на неё масс-медиа, современных технологий, потребительских практик; исследованиях по социокультурной динамике (Р. Гвардини, П. Сорокин), политической философии (А.С. Панарин), исторической психологии (В.А. Шкуратов и др.).

Следует отметить неоднозначное толкование чувственности в разных философских течениях (марксизм, экзистенциализм, постмодернизм), что свидетельствует о сложности феномена и необходимости восхождения к первым попыткам его комплексного истолкования.

Основной целью исследования является реконструкция концепции человеческой чувственности в философии JI. Фейербаха.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) на основе историко-философского анализа выделить типы человеческой чувственности;

2) применить разработанную типологию к анализу философии Фейербаха для определения специфики решения данным мыслителем проблемы человеческой чувственности (трактовка чувственности и её типов, связь с другими категориями, используемые методологические приёмы для обоснования своей позиции);

3) выявить особенности развития идей JI. Фейербаха в более поздних философско-антропологических подходах и концепциях и тем самым определить вклад JI. Фейербаха в философское понимание чувственности и человека.

Объект исследования - философское наследие Л. Фейербаха.

Предмет исследования - концепция чувственности в философии JI. Фейербаха.

Методологическая и теоретическую основу исследования составили: герменевтический метод смысловой реконструкции; историко-компаративистский метод, обеспечивающий диалог идей различных мыслителей и учёт «дальних контекстов» (М.М. Бахтин); диалектический метод единства исторического и логического; метод типологизации; междисциплинарный подход как одна из важных тенденций в современном научном познании (B.C. Стёпин); представления о базовых отношениях человека к миру и целостности человека (М. Бубер, П.С. Гуревич, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, П. Тейяр де Шарден, С.С. Хоружий и др.) как инструмент оценки полноты антропологической концепции Фейербаха; понимание историко-философского исследования как изучение сознания эпохи (Т.И. Ойзерман); идеи К. Маркса, Г. Лукача, М. Бубера, Л. Фейербаха, Э. Фромма, Ж. Бодрийяра, П. Вирильо, А.А. Зиновьева и др. о влиянии отчуждения и современных технологий на сознание и чувственность человека; работы К.Н. Любутина, А.С. Чупрова и др. исследователей творчества Фейербаха, в которых чувственность рассматривается как системное образование.

Научная новизна исследования. Проведён анализ философско-антропологической концепции Фейербаха через призму комплексной трактовки человеческой чувственности; реконструировано представление Фейербаха о чувственности, выделена система понятий (чувственность-жизнь-тело-индивидуальность-другой-любовь), которые в совокупности создают фейербахианский образ целостного человека.

Выделены первичные типы (сенсуальный, телесно-энергетический, духовный) и вторичные типы (чувственность-к-другому, сенсуально-отчуждённый, телесно-отчуждённый и др.).

Показано, что в концепции Фейербаха представлены все первичные типы чувственности - гносеологический, телесно-энергетический, духовно-эстетический. Важной особенностью концепции Фейербаха выступает комплексная трактовка чувственности, так как её типы взаимодействуют между собой. Другой важной особенностью является обоснование Фейербахом специфического типа чувственности - по отношению к другому человеку. Данный тип включает познавательный, телесный, духовный компоненты, которые объединяются в общении, коммуникации человека с человеком. В диссертации он назван чувственностью-к-другому.

Показано, что философия Фейербаха может рассматриваться в качестве одной из предпосылок понимающего метода в гуманитарных науках.

Показан эвристичный потенциал понятия чувственности и фейербахианского образа человека в свете последующих философско-антропологических и психолого-антропологических концепций (К. Маркс, 3. Фрейд, М. Бубер, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, М.М. Бахтин, К. Ясперс, Э. Фромм, В. Франкл, Э. Левинас, Г. Буркхардт, C.JI. Рубинштейн, П. Вирильо и др.). Также показаны ограничения концепции Фейербаха с точки зрения подходов к основным бытийным отношениям человека.

Положения, выносимые на защиту.

1. Человеческая чувственность - комплексное понятие, объединяющее в себе следующие основные трактовки: форма познания, реализуемая через ощущения; совокупность инстинктов, страстей, влечений; составная часть духовности человека. Основные трактовки чувственности являются идеальными (или первичными) типами, которые взаимодействуют, получают различные интерпретации в истории мысли и являются основанием для теоретического конструирования вторичных типов чувственности (чувственность-к-другому, сенсуально-отчуждённый, телесно-отчуждённый и ДР-)

2. Человеческая чувственность в концепции Л. Фейербаха является синтезом сенсуальной, телесно-энергетической и духовной трактовок чувственности. В совокупности эти трактовки обусловили появление чувственности-к-другому - оригинального продукта философских воззрений Л. Фейербаха. Данный тип чувственности выступает как любовь к другому человеку, является условием познавательного отношения к миру и источником активности конкретного человека в мире.

Фейербахианский образ человека может быть описан следующими понятиями: чувственность-жизнь-тело-индивидуальность-другой-любовь. Взятые в единстве эти понятия, во-первых, характеризуют специфику и новизну концепции Фейербаха в рамках своего времени, во-вторых, они обозначили перспективные линии развития философско-антропологического знания.

В целом понимание чувственности Фейербахом характеризует его как автора оригинальной философско-антропологической концепции, в которой реализуются принципы целостности и комплексности. Она обогащает понимание бытийного пространства существования человека, с одной стороны, и ценностно-смысловое содержание культуры, с другой стороны.

3. Концепция Фейербаха предвосхитила более поздние философско-антропологические идеи, которые можно объединить в три группы: 1) реализация идеи чувственности в целостном понимании человека; 2) анализ проблем человеческого общения (отношение к другому, любовь, диалог и т.д.); 3) методология гуманитарного познания. Данные группы идей создают основу для оценки философии Фейербаха в истории мировой мысли.

4. Применение методологии анализа чувственности, реализованной в концепции Фейербаха (многомерная трактовка, обращение к механизмам отчуждения, использование категории индивидуального/единичного) позволяет выделять новые типы чувственности в новых культурно-исторических условиях и тем самым применять данное понятие для анализа тенденций развития человека и общества.

Теоретическая и практическая значимость результатов.

Выявлены специфические черты в постановке проблемы человека в философии Фейербаха, связанные с использованием понятия чувственности.

Показана преемственность концепции Фейербаха с более поздними философско-антропологическими подходами; преемственность обеспечивается обращением к теме чувственного бытия человека, проблемам отчуждения и коммуникации, использованию понимающего метода в познании человека. Показано, что в контексте современных философско-антропологических подходов натурализм Фейербаха выглядит преувеличенными и обусловлен смешением гносеологического и антропологического подходов.

Раскрыто значение чувственности-к-другому и других вторичных моделей чувственности, выводимых из анализа концепции Фейербаха, для понимания кризисных тенденций в развитии современного человека и общества. Поскольку чувственная жизнь связана с поиском смысла бытия и любого общения людей, то кризис чувственности человека, её овеществление, отчуждение, примитивизация влияют на кризис культуры и общества.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении базовых курсов и спецкурсов по истории философии и философской антропологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских, региональных конгрессах, конференциях, семинарах («Россия в новом тысячелетии», Краснодар, 2001; «Личность и бытие: Личность и социальная реальность», Краснодар, 2003; «Русская философия и православие в контексте мировой культуры», Краснодар, 2005; IV Российский философский конгресс, Москва, 2005; V Краснодарский международный семинар по исторической психологии, 2007).

По теме исследования опубликовано 7 работ, включая статью в журнале из списка ВАК.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы (166 источников).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Дёмина, Ирина Владимировна

13. Результаты исследования могут быть использованы при чтении базовых курсов и спецкурсов по истории философии и философской антропологии.

Каковы перспективы дальнейших исследований?

Во-первых, представляет интерес оценка концепции Фейербаха в рамках социокультурной динамики. Как мудро заметил Т.И. Ойзерман, любая философия должна рассматриваться в контексте эпохального сознания, с учётом своей социальной направленности [93]. Близкой позиции придерживается З.М. Оруджев [95]. Это означает, что та или иная концепция должна рассматриваться в диалоге времён, их преемственности или конфликтности. Нам кажется перспективным дальнейшее соотнесение концепции Фейербаха с эволюцией модели Европейского человека, с развитием чувственной суперсистемы как социокультурного феномена (П. Сорокин), с формирующимися на наших глазах новыми моделями чувственности.

Во-вторых, в историко-философском плане большой интерес представляет вопрос о развитии взглядов на соотношение единичного и всеобщего, внешнего и внутреннего в трактовке чувственности. Философы, опиравшиеся на работы JI. Фейербаха, решали его по-разному. Например, К. Маркс стремился снять противоречие между единичным и всеобщим в пользу всеобщего. Тем самым ему удалось осмыслить человеческую чувственность в её социально-исторических проявлениях и предложить социально-экономический проект гуманизации чувственности. Философы жизни и их последователи акцент сделали на единичном с вытекающими отсюда идеями индивидуальной самореализации, противопоставления единичного и всеобщего, индивидуального и тотального (С. Кьеркегор, В. Дильтей, Т. Адорно и др.). Для современной философской антропологии обсуждение данных вопросов по-прежнему актуально.

В-третьих, важно проследить диалог идей Фейербаха с русской религиозной философией, уделявшей большое внимание жизни Сердца, роли любви в духовном бытии человека.

В заключение присоединимся к мнению А.С. Чупрова о том, что «всякая антропология сегодняшнего дня, которая не интегрирует в себе открытий Фейербаха и не осознаёт его иллюзий и ограниченности, не может быть ни целостной, ни полнокровной, ни истинной» [148, с. 212].

Людвиг Фейербах включён в «большое время» (М.М. Бахтин) независимо от желания и оценок отдельных людей и в рамках «большого времени» его идеи вступают в перекличку, диалог с идеями других мыслителей, не только испытавших его непосредственное влияние на себе, но и мыслителей, которые не сочли нужным ссылаться на Фейербаха или не знавших его трудов, или усвоивших его идеи опосредованно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние культуры и общества, испытывая вызов формирующейся новой качественной определенности ноосферы, освобождается от прежних схем эволюции. Представления о линейном развитии общества изживаются практически: пространственные и вещественные ресурсы почти исчерпаны, энергетические ресурсы близки к исчерпанию. Поскольку основание всего поля социальности ограничено, то линейные схематизмы рациональности и производства становятся бесперспективными, возникает необходимость в поиске новых форм философского объяснения человека и его бытия. Традиционная метафизика и связанная с ней рациональность подвергается пересмотру. Наиболее радикально этот процесс осуществляется в постмодернизме, вплоть до отказа от предшествующих форм философствования. Нам представляется, что постмодернистская деконструкция - как простое отрицание - это только часть интеллектульной, философской работы. Необходимо «двойное отрицание», так как объективно человечество нуждается не в разрушении стандартов социальности, а в выведении их из автоматического режима.

Появляется потребность в реабилитации чувственности, человека. В этом плане, как нам представляется, наследие Фейербаха далеко еще не исчерпало свой эвристический потенциал.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. В отечественной философии накоплен значительный материал по осмыслению наследия Фейербаха. В то же время проблема чувственности как одна из центральных тем в антропологии Фейербаха исследована недостаточно. В основном она трактуется в гносеологическом ключе и как противоположность чувственности практической деятельности в марксовом понимании либо в натуралистическом смысле. Немногие авторы пытаются рассмотреть её системно.

2. Чувственность является комплексной, системной характеристикой человека, через которую обнаруживается целостность человека, единство его познавательной, телесной, духовной, коммуникативной активности. Выделены три её базовых (первичных, идеальных) типа - сенсуальный, телесно-энергетический, духовный. Первичные типы чувственности отчётливо представлены в истории философской мысли, в эстетических, культурологических, психологических подходах и концепциях, следовательно, они могут задавать логическую структуру понятия. Данные типы взаимодействуют, получают различные интерпретации в истории мысли и являются основанием для теоретического конструирования вторичных типов чувственности.

Чувственность в концепции Л. Фейербаха является синтезом сенсуальной, телесно-энергетической и духовной трактовок чувственности. В совокупности эти трактовки обусловили появление антропологической чувственности -оригинального продукта философских воззрений Л. Фейербаха. Данный тип чувственности выступает как любовь к другому человеку, является условием познавательного отношения к миру и источником активности конкретного человека в мире. Важной особенностью концепции Фейербаха является обоснование им специфического типа чувственности - по отношению к другому человеку. Данный тип включает познавательный, телесный, духовный компоненты, которые объединяются в общении, коммуникации человека с человеком. В диссертации он назван чувственностью-к-другому.

3. Фейербахианский образ человека может быть описан следующими понятиями: чувственность-жизнь-тело-индивидуальность-другой-любовь. Взятые в единстве эти понятия, во-первых, характеризуют специфику и новизну концепции Фейербаха в рамках своего времени, во-вторых, они обозначили перспективные линии развития философско-антропологического знания.

4. В целом понимание чувственности Фейербахом характеризует его как автора оригинальной философско-антропологической концепции, в которой реализуются принципы целостности и комплексности. Она обогащает понимание бытийного пространства существования человека, с одной стороны, и ценностно-смысловое содержание культуры, с другой стороны.

5. Фейербахом обоснован инструмент введения чувственности-к-другому, который может использоваться и в других теоретических поисках. Содержание данного инструмента - не только понятие чувственности, но и обращение к движению категорий единичного и всеобщего, внешнего и внутреннего, сущности и явления, осмысление механизмов отчуждения человека.

6. Концепция Фейербаха предвосхитила более поздние философско-антропологические идеи, которые можно объединить в три группы: 1) реализация идеи чувственности в целостном понимании человека; 2) анализ проблем человеческого общения (отношение к другому, любовь, диалог и т.д.); 3) методология гуманитарного познания. Данные группы идей создают основу для оценки философии Фейербаха в истории мировой мысли.

7. Концепцию чувственности JI. Фейербаха можно рассматривать как важный этап в становлении собственно философской антропологии; в ней были предвосхищены идеи экзистенциализма, поиски феноменологов и представителей постмодернизма. Показан эвристичный потенциал понятия чувственности и фейербахианского образа человека в свете последующих философско-антропологических концепций (К. Маркс, 3. Фрейд, М. Бубер, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, М.М. Бахтин, К. Ясперс, Э. Фромм, В. Франкл, Э. Левинас, Г. Буркхардт, С.Л. Рубинштейн, П. Вирильо и др.). Также показаны ограничения концепции Фейербаха с точки зрения подходов к основным бытийным отношениям человека.

8. Показано, что философия Фейербаха может рассматриваться в качестве одной из предпосылок понимающего метода в гуманитарных науках, признания диалогичности гуманитарного познания, влияния ценностей познающего на результаты познания, смыслового единство теории и практики в жизненном мире человека-творца. Идеи Фейербаха предвосхитили то направление в гуманитарной мысли, которое можно было бы обозначить словами М.М. Бахтина «философия выражения» Фейербах в своей концепции чувственности дал пример обоснования и раскрытия нового отношения человека к миру - через отношение Я и Ты, став тем самым одним из родоначальников этики общения.

9. Показано, что в контексте современных философско-антропологических подходов упрёки Фейербаха в натурализме выглядят преувеличенными и обусловлены смешением гносеологического и антропологического подходов.

10. Применение методологии анализа чувственности, реализованной в концепции Фейербаха (многомерная трактовка, обращение к механизмам отчуждения, использование категории индивидуального/единичного) позволяет выделять новые типы чувственности в новых культурно-исторических условиях и тем самым применять данное понятие для анализа тенденций развития человека и общества.

11. Концепция Фейербаха позволяет глубже понять современные тенденции в развитии чувственности и особенностях их философской рефлексии. Со второй половины XX столетия в философии активно прорабатываются модели отчуждённой чувственности, констатирующие технологическое отчуждение и овеществление сенсорики, телесных импульсов человека и его общения (Ж. Бодрийяр, М. Бубер, П. Вирильо, Р. Гвардини, Ж. Липовецки, А.С. Панарин, В.А. Подорога, Э. Фромм и др.). В значительной степени это связано с развитием массовой культуры, теле-технологии, потребительства. Раскрыто содержание отчуждённых типов чувственности (сенсуально-отчуждённая, телесно-отчуждённая чувственности).

12. Отчуждённые типы чувственности важны для понимания кризисных тенденций в развитии современного человека и общества. Поскольку чувственная жизнь связана с поиском смысла бытия и любого общения людей, то кризис чувственности человека, её овеществление, отчуждение, примитивизация влияют на кризис культуры и общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дёмина, Ирина Владимировна, 2007 год

1. Алексеева В. Люди-птицы // Поиск. 2006. № 46. С. 14.

2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1.

3. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. 592 с.

4. Батищев Г.С. Понятие целостно развитого человека и перспективы коммунистического воспитания // Проблема человека в «экономическо-философских рукописях 1857-1859 годов» К. Маркса. Ростов: Издательство Ростовского университета, 1977.

5. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 361-373.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

7. Беркли Д. Сочинения. М.: Мысль, 1978.

8. Богуславский В.М. Ученый, мыслитель, борец // Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983.

9. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 1.

10. Бубер М. Проблема человека //Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993. С. 75-156.

11. Бубер М. Я и Ты //Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993. С. 6-71.

12. Баллаев А. Читая Маркса. М.: Праксис, 2004.

13. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М. Республика. Культурная революция. 2006.

14. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. М.: Академический проект, 2003. 288 с.

15. Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек: Антология. Сост. Гуревич М. Высш. шк. 1995. С. 124-155.

16. Быховский Б. Э. Людвиг Фейербах. М., 1967.

17. Быховская И.М. Аксиология телесности и здоровье // // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005. С. 5366.

18. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 556 с.

19. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб., 1902. Т. 1.

20. Вирильо П. Машина зрения. С-Пб.: Наука, 2004.

21. Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От «рассудка» к «разуму» (Кант, Гегель, Фейербах). Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 160 с.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение. 1987.

23. Вышегородцева О.В. Чувственность // Новая философская энциклопедия: В 4 томах. М.: Мысль. 2001. Т. 1. С. 365-367.

24. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

25. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб. 1994.

26. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль. 1977. Т. 3.

27. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль. Т.2.

28. Глинчикова А.Г. Модернити и Россия // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 38-56.

29. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

30. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль. 1991. Т.2.

31. Гоголь Н.В. Рим // Гоголь Н.В. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1976. Т. 1.

32. Гриненко Г.В. История философии. М. Юрайт-Издат, 2006.

33. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. Рольф. 2001.

34. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. 286 с.

35. Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 57-82.

36. Гуревич. П.С. Проблема целостности человека. М., 2004.178 с.

37. Гуревич П.С. Философская антропология Мартина Бубера // Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993. С. 160-174.

38. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 1998. 208 с.

39. Декарт Р. Сочинения: В 2 т., Т. 1. М.: Мысль. 1989.

40. Денисова Е.А. Человек как проблема онтологической антропологии М.М. Бахтина (методологические аспекты). Автореферат дисс. . канд. филос. н. Краснодар, 2007. 21 с.

41. Дёмина И.В. О «буржуазной» трактовке наследия Маркса в отечественной философии // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докл. и выст. IV Российского философского конгресса. Т. 5. Москва: «Современные тетради», 2005. С. 318.

42. Дёмина И.В. Роль Л. Фейербаха в формировании неклассической философии // Синтез. Философия. Право. Экономика. 2006. № 2. С. 5057.

43. Дёмина И.В. Проблема чувственности в философско-антропологической концепции Людвига Фейербаха // Человек. Сообщество. Управление. Приложение 2006: Вопросы социально-гуманитарного знания. С. 15-19.

44. Дёмина И.В. Философское знание в понимании трансформационных процессов в личности и обществе // Личность и бытие: Личность и социальная реальность: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2003. С. 29-31.

45. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

46. Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980.

47. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль. 1984.

48. Дуне Скот Иоанн // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М. 1991.

49. Зиновьев А.А. Фактор понимания. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 528 с.

50. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. Москва Ростов н/Дону. 2006. 240 с.

51. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Высш. шк., 2001. 784 с.

52. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. Киев. 1977.

53. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М. РООСПЕН 1997. 464 с.

54. Ильин В.В. Философская антропология. М., 2004.

55. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. М. 1993.

56. Ионин Л.Г. Понимающая социология: историко-критический анализ. М., 1979.

57. Кантор К. Двойная спираль истории. Историософия проектизма. T.l. М.: Языки славянской культуры. 2002.

58. Кессиди Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 91-96.

59. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый. М. 1973.

60. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л.: Лениздат, 1976.

61. Кожевников С.Б. Жизненный мир: феноменология, экзистенция, семиозис. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. 113 с.

62. Кондильяк Э. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль. 1982. Т. 2.

63. Кубанов И. Пейзажи чувственности. Вариации и импровизации. М. Дом интеллектуальной книги, 1999.

64. Кушаков Ю.В. Советское фейербаховедение сегодня: итоги, проблемы, перспективы // Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. Отрассудка» к «разуму» (Кант, Гегель, Фейербах). Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991. С. 143-158.

65. Ламетри Ж.О. Сочинения М.: Мысль. 1983.

66. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. Собр. Соч. т.29.

67. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М., СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с.

68. Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный переворот в мышлении XIX века. СПб: «Владимир Даль», 2002.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

70. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. С.-Пб.: Владимир Даль, 2001. С. 246.

71. Локк Д. Соч. в 3 т. М.: Мысль. 1985. т.1.

72. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М.: Мысль. 1982. 623 с.

73. Луман Н. Дифференциация. М.: Издательство «Логос», 2006. 320 с.

74. Лукач Георг. История и классовое сознание. М. «Логос- Альтера». 2003. 416 с.

75. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1981.

76. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. Свердловск, 1988.

77. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983. 240 с.

78. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист. 1994. 700с.

79. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.: Академический Проект. 2003. 880с.

80. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3

81. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 42.

82. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 2.

83. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.1.

84. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: ООО «Издательство ACT». 2003. 312с.

85. Материалисты Древней Греции. М. 1955.

86. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 63 с.

87. Минеева И.В. Противоположность марксистского и фейербаховского подходов к познанию сущности человека в работах К. Маркса 1845-1846 гг. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1980. № 5.

88. Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. 576 с.

89. Можейко М.А. Концептуализм // История философии: Энциклопедия. Минск. 2002.

90. Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. 2006. № 3.

91. Новалис. Афоризмы // Трактаты о любви. Под ред. Зубец О.П. М.: ИФРАН 1994. М, 1994. С. 37-39.

92. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль,1982. 301 с.

93. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 202-206.

94. Оруджев З.М. Способ мышления эпохи. Философия прошлого. М.: Едиториал УРСС, 2004. 400 с.

95. Очерки по философии JI. Фейербаха / В.И. Шинкарук и др. Киев: Наукова думка, 1982. 336 с.

96. Платон. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль. 1971. Т. 2.

97. Платонов А.П. Избранные произведения: Рассказы. Повести. М.: Мысль,1983.

98. Плеснер X. Ступени органического в человеке // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 96-151.

99. Подорога В.А. Полное и рассечённое // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005. С. 67-138.

100. Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.

101. Режабек Е.Я. Тищенко Ю.Р. Марксова концепция человека и современное обществознание. // Проблема человека в «экономических рукописях 1857-1859 годов» К. Маркса. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. 1977.

102. Роцинский С.Б. Отражение идей Людвига Фейербаха в русской философской мысли нематериалистической ориентации // Философия свободомыслия: (к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха). М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 215-242.

103. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

104. Рубинштейн С.Л. Дневники. О философии и философе (автобиографический портрет учёного) // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. С.

105. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения: В 3 т. М., 1961. Т. 1.

106. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 207228.

107. Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М., 1997.

108. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет. 1998. 292с.

109. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта: Наука. 2003.

110. Славин Б.Ф. О социальном идеале Маркса. М.: Едиториал УРСС. 2004.

111. Сосна Н. Невидимое лицо Другого: феноменологические исследования Ж.-Л. Мариона // Коллаж 5. Социально-философский и философско-антропологический альманах. М., 2005. С.112-123.

112. Тайсумов М.У. Путь к материализму. Ростов-на-Дону, 2004.

113. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. М.: Айрис-пресс, 2002. 352 с.

114. Тищенко П.Д. Тело: философско-антропологическое истолкование // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005.С. 139-165.

115. Фарре JT. Философская антропология // Это человек. М.: Высш. шк., 1995. С. 170-211.

116. Фейербах JI. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955. Т. 1.

117. Фейербах JI. История философии: Собр. произв.: в 3 т. М., 1967. Т. 3.

118. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли» // Избранные философские произведения. В 2 т. М, 1955. Т. 1.

119. Фейербах JI. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955. Т. 1.

120. Фейербах JI. Против дуализма тела и души, плоти и духа // Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955. Т. 1.

121. Фейербах JI. Сущность христианства // Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955. Т. 2.

122. Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии //Избранные философские произведения. В 2т. М., 1955. Т.1.

123. Фёдорова JT.B. Тема философии и жизни в творчестве Г. Шпета (историко-философский аспект) // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 340-350.

124. Философия свободомыслия: (к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха). М.: Изд-во РАГС, 2004. 256 с.

125. Философия, справедливость и любовь (Беседа с Эмманюэлем Левииасом) // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М., СПб.: Университетская книга, 2000. С. 356-364.

126. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2004. № 7.

127. Фирстова К. К. Маркс о формировании человеческой чувственности в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» // Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 4-5. М. 1971.

128. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

129. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: ACT, 2005. 188 с.

130. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.

131. Фромм Э. Искусство любить. СПб.: Азбука-классика, 2004. 224 с.

132. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М.: Айрис-пресс, 2005. 352 с.

133. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

134. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004.

135. Хоружий С.С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005. С. 166-192.

136. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 3. Антиантропология классического немецкого идеализма // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 114-129.

137. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 2. Кантовы антропотопики //Вопросы философии. 2005. № 2. С. 72-102.

138. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 1. Контуры До-Кантова Человека//Вопросы философии. 2005. № 1. С. 52-63.

139. Цанн-Кай-Си В.В. Проблема человека в работах Маркса 40-х годов XIX века. Владимир. 1977.

140. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. М. 1991.

141. Чернов Е.А. Проблемы взаимодействия общества и природы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркса. // Вестник ленинградского университета. 1977. № 11. Экономика, философия, право. Вып. 2.

142. Чернышова М.А. О характере критики К. Маркса фейербаховского учения о человеке // Ленинградская лесотехническая академия им. С.М. Кирова. Труды кафедр общественных наук, посвящение 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Ч. 2. Л. 1969.

143. Чувственность // Новая философская энциклопедия. Т. 4. С. 365.

144. Чувственность // Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 677.

145. Чупров А.С. Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996. 232 с.

146. Шаталова Н.И. Сущностные силы человека (по работам К. Маркса) // Исследование культурной деятельности и культурного» уровня населения городов Урала. Свердловск. 1979.

147. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.

148. Шелер М. Ordo amoris // Трактаты о любви. Под ред. Зубец О.П. М.: ИФРАН 1994. С. 77-100.

149. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат. 1983. 320 с.

150. Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд. перераб. М.: Смысл, 1997.

151. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. М 1983. Т.2.

152. Шлегель Ф. Из «Люцинды» // Трактаты о любви. Под ред. Зубец О.П. М.: ИФРАН 1994. С. 33-36.

153. Шлет Г. Сочинения. М., 1989.

154. Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Людвига Фейербаха. М, 1971.

155. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

156. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании. М., 1995.

157. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социол огия: 4М. 1991. № 1.

158. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: Книжный дом «Университет», 2003. 640 с.

159. Ярошевский Т.М. Размышления о человеке: Марксистская концепция личности и принципы социалистического гуманизма. М.: Политиздат, 1984.198 с.

160. Ясперс К. Философия в будущем // Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. С. 207-221.

161. Armitage J. From Modernism to Hypermodernism and Beyond: An Interview with Paul Virilio // Theory, Culture& Society. 1999. London, Vol.16. № (5-6).

162. Maguire J. Towards a sociology of the emotions // Sport and leisure in the civilizing process. L., 1991.

163. Vaitkus S. How is Society possible? Dordrecht, 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.