Метафизика сердца в европейской и русской философии и культуре XX в.: сравнительный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Юсупова, Фира Набиевна

  • Юсупова, Фира Набиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 158
Юсупова, Фира Набиевна. Метафизика сердца в европейской и русской философии и культуре XX в.: сравнительный анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Нижневартовск. 2009. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Юсупова, Фира Набиевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ МЕТАФИЗИКИ СЕРДЦА XX В. В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.

§ 1. Метафизика сердца как философское учение.

Кардиагнозис в восточном христианстве.

§ 2. Метафизика сердца в западноевропейской философии и культуре: от Августина Аврелия до Блеза Паскаля.

§ 3. «Сердечное познание» в русской философии и культуре: от Нила Сорского до П.Д. Юркевича.

Глава 2. МЕТАФИЗИКА СЕРДЦА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ XX В.

§ 1. Метафизика «ordo amoris»: Макс Шелер.

§ 2. Метафизика «сердечного отношения» Я и Ты: Мартин Бубер.

Глава 3. МЕТАФИЗИКА СЕРДЦА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

И КУЛЬТУРЕ XX В.

§ 1. От метафизики сердца к метафизике света и любви:

Б.П. Вышеславцев и П.А. Флоренский.

§ 2. Метафизика «сердечной любви»: С.Л. Франк и И.А. Ильин.

§ 3. Метафизикардца, огня иета: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизика сердца в европейской и русской философии и культуре XX в.: сравнительный анализ»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что переломные, кризисные процессы, происходившие в общественной жизни в прошлом столетии, привели к утрате веры в безграничные возможности человеческого разума. Разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии и культуры, уже не является достаточным основанием для выработки целостного мировоззрения. На повестку дня выносится изучение так называемых «нерациональных» компонентов человеческого бытия — интуиции, воли, инстинкта, веры, чувств, того, что обычно называют «душой» или, образно говоря, «сердцем» человека. В идейной атмосфере XX в. экзистенциально-' «сердечная» проблематика стала объектом концептуальной рефлексии, узловой темой философско-культурологических и философско-антропологичес-ких изысканий, приобрела качественно новый метафизический статус1.

Сердце и разум, как символы двух начал, двух глубочайших сил, двух сущностных устремлений человека, в современной цивилизации мучительно противоборствуют, придавая тем самым динамический, а подчас и трагический характер существованию индивидов и общества. Неудивительно, что размышления о сложности их взаимодействия, путях преодоления их рассогласования, гармонизации их взаимоотношений занимают значительное место в метафизических теоретизированиях и повседневных медитациях.

В европейской культуре противопоставление сердца и разума конституировалось многовековым противостоянием двух направлений христианства - западного, католического (а затем и протестантского), и восточного, православного. Метафизические концепции кардиагнозиса в постклассической мысли в значительной мере являются ответной реакцией на рационализм фи

1 См.: Красиков, В.И. Философия как концептуальная рефлексия (Философская пропедевтика) / В.И. Красиков. - Кемерово, 1999. - С. 350. лософской классики, которая полагала разумность высшим началом бытия и единственным основанием всех метафизических построений.

В современном мире разум в основном сводится к рассудку, а сердце вытесняется в эмоционально-чувственную сферу жизнедеятельности людей. Результатом такого подхода является преувеличение роли и значения науки и техники в жизни индивида и общества, вследствие чего окружающий человека мир (а зачастую и он сам) неудержимо обращается в материал для делания. Сегодня ясно, что разум не является абсолютным хозяином человеческого Я. Однако и сердце с его страстями и чувствами не остается чем-то естественным, аутентичным из-за контролирующих и регулирующих воздействий культуры и цивилизации2. Речь, следовательно, может идти о возвращении «сердцу» и «разуму» их исконного смысла, согласно которому «сердечное» познание предшествует и определяет познание «рационально-рассудочное».

У мысли, которая есть «мысль сердца», совсем другая логика, чем у мысли, основывающейся на предметном представлении. «Внутренние и невидимые сферы сердца, - писал М. Хайдеггер, - простираются дальше, чем обо ласть изготовляемых предметов» . Через «мысль сердца» открывается гораздо более глубокая и широкая реальность, чем мир предметов и вещей. Эта реальность во всей своей целостности не дана человеку через органы чувств и в своей сущности постигается через самопознание, через внутреннее усилие.

Символ сердца объединяет в себе телесное и духовное, чувственное и рациональное, природное и культурное, мужское и женское. Он объемлет явления психической и физической жизни людей, родовое и индивидуальное. Однако «сердце» не есть некая отдельная инстанция, противоположная «разуму»; оно представляет собой целостность внутреннего бытия, одним из излучений которого может быть и разум. Сердце противостоит лишь отрешен

2 См.: Марков, Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета / Б.В. Марков. - СПб., 1993. - С. 3-5.

3 Heidegger, М. Holzwege / М. Heidegger. - Frankfurt а/М., 1963. - S. 282. ному, оторванному от этой целостности разуму. То, что не дано сердцем, вообще не дано в точном смысле слова, не затрагивает человека и, в конечном счете, делает невозможным познание мира и человека. Но отношение к окружающему миру через сердце есть прежде всего отношение любви4.

Степень разработанности темы. Предлагаемый философско-культу-рологический и философско-антропологический сравнительный анализ западноевропейских и отечественных концепций прошлого века, в которых выявляется и анализируется так называемое «сердечное» постижение человека и бытия, опирается на целый комплекс исследований, где проработаны различные аспекты темы.

Концепции метафизики сердца в западноевропейской философии и культуре до XX в. исследовались в работах В.Ф. Асмуса, И.Е. Бабанова, В.П. Барышкова, М.А. Гарнцева, Ю.А. Гинзбург, В.Д. Губина, A.JI. Доброхотова, М. Евдокимова, Б.В. Емельянова, В.Т. Звиревича, В.И. Красикова, Б.В. Маркова, И.С. Нарского, Д.В. Пивоварова, И.И. Семаевой, Г.Я. Стрельцовой, Г.В. Флоровского, О.И. Хомы, С.С. Хоружева, Б.В. Яковенко и др.

Концепции метафизики сердца в русской философии и культуре до XX в. анализировались в трудах А.И. Абрамова, К.М. Антонова, В.Н. Бабиной, В.П. Барышкова, В.В. Бычкова, М.Н. Громова, П.С. Гуревича, И.И. Евлампиева, С.Г. Елистратова, Б.В. Емельянова, В.В. Зеньковского, О.Б. Ионайтис, JI.A. Керн, B.JI. Курабцева, Б.В. Маркова, Л.И. Мерцаловой, У.Д. Розенфельда, В.В. Сапова, И.И. Семаевой, B.C. Соловьева, Г.Я. Стрельцовой, Б.В. Яковенко и др.

В своей работе мы рассматриваем учения европейского и русского карди-агнозиса от древности до конца XIX в. прежде всего как предпосылку и основу для формирования метафизики сердца в современной философии и культуре.

4 См.: Губин, В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца / В.Д. Губин // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. - М., 1990. - Ч. 1. - С. 241-243.

В постклассической западной мысли «сердечная» тема в той или иной степени разрабатывалась Э. Гуссерлем, М. Шелером, М. Мерло-Понти, К. Яспер-сом, М. Хайдеггером, Г. Марселем, Ж. П. Сартром, А. Камю, X. Ортегой-и-Гассетом, М. Бубером, Э. Левинасом, Н. Аббаньяно и др. Однако в нашем исследовании мы решили подвернуть анализу концепции Макса Шелера и Мартина Бубера, где «сердечная» проблематика представлена наиболее рельефно.

Исследование метафизики сердца в западноевропейской философии и культуре XX в., содержащейся в концепциях М. Шелера и М. Бубера, осуществлялось в трудах Н. Аббаньяно (N. Abbagnano), B.JI. Абушенко, Д. Антисери (D. Antiseri), В.П. Барышкова, Н.А. Бердяева, Р.А. Бурханова, К. Вальвер-де (С. Valverde), А.С. Гагарина, В.Д. Губина, П.С. Гуревича, А.В. Денежкина, В.И. Красикова, В.М. Лейбина, К.Н. Любутина, В. Мадера (W. Mader) Б.В. Маркова, Г. Марселя (G. Marcel), Л.В. Моториной, Н.В. Мотрошиловой, Г.С. Померанца, Д. Реале (G. Reale), М. Фридмана, (М. Friedman), Ф. Хаммера, (F. Hammer), Л.А. Чухиной, Л. Шестова (Л.И. Шварцмана) и др.

К феномену сердца (и связанным с ним символам света и любви) проявляли интерес выдающиеся русские философы и религиозные мыслители B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Л. Шестов, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Д.Л. Андреев и др. В советский период в отечественной философии проблемы метафизики сердца практически не разрабатывались, что было обусловлено идеологическим заказом и борьбой с религией. В своем исследовании русского кардиагнозиса XX в. мы сосредоточились на анализе учений Б.П. Вышеславцева и П.А. Флоренского, С.Л. Франка и И. А. Ильина, Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, в которых метафизика сердца и связанная с ней метафизика света и любви разработаны наиболее полно.

Анализ метафизики сердца в русской философии и культуре XX в., представленной в учениях Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, И.А. Ильина, Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, проводился в работах К.М. Антонова, В.П. Барышкова, Ф. Буббайера (F. Boobyer), Н. Валентины (N. Valentini), Н.К. Гаврюшина, И.И. Евлампиева, Б.В. Емельянова, Е.Б. Ериной, В.В. Зень-ковского, А.Ф. Киселева, С. Ключникова, В.И. Кураева, С.А. Левицкого, Б.В. Маркова, JI.B. Моториной, О.А. Назаровой, Е.Н. Некрасовой, С.М. Половин-кина, У.Д. Розенфельда, В.В. Сапова, И.И. Семаевой, Ю.П. Сенокосова, В.М. Сидорова, Г.Я. Стрельцовой, А.С. Трубачева (игумена Андроника), Е.Н. Трубецкого, В.В. Фролова, С.С. Хоружева и др.

Тем не менее специального исследования, непосредственно посвященного сравнительному анализу концепций метафизики сердца в западноевропейской и русской философии и культуре прошлого века, в отечественной литературе до сих пор не проводилось.

С учетом актуальности и степени разработанности обозначенной темы исследования определены проблема, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.

Проблема исследования обусловлена отсутствием в отечественной литературе целостной философско-культурологической и философско-антро-пологической концепции сердца, как глубинного символа и основополагающего начала человека, в которой в достаточной степени были бы представлены все духовно-душевные и душевно-телесные интенции человека. Такая метафизическая концепция, безусловно, может быть создана только в ходе сравнительного анализа различных направлений философской и богословской мысли, в частности, западноевропейской и русской традиций кардиагнозиса.

Основной гипотезой при решении поставленной проблемы служит предположение о том, что в XX в. метафизические учения ведущих представителей западноевропейского и отечественного кардиагнозиса прежде всего определяются мировоззренческими и культурными особенностями христианства - западного, католического (а также протестантского), и восточного, православного.

Объектом исследования является метафизика сердца, как духовно-душевный и душевно-телесный способ постижения сущего, во взаимосвязи с метафизикой разума, а предметом исследования - метафизические концепции наиболее видных представителей кардиагнозиса XX столетия - западноевропейской (М. Шел ер, М. Бубер) и русской (Б.П. Вышеславцев и П. А. Флоренский, C.JL Франк и И.А. Ильин, Н.К. Рерих и Е.И. Рерих) философии и культуры.

Целью диссертационного исследования является философско-культу-рологический и философско-антропологический сравнительный анализ метафизики сердца в западноевропейской и русской философии и культуре XX в.

Для достижения поставленной цели автором ставятся и решаются следующие задачи:

- выявить и исследовать истоки и предпосылки метафизики сердца XX в. в западноевропейской и русской философии и культуре, раскрыть взаимообусловленность и антиномичность феноменов сердца и разума;

- на основе анализа концепций «ordo amoris» М. Шелера и «сердечного отношения» Я и Ты М. Бубера исследовать метафизику сердца XX в. в западноевропейской философии и культуре;

- на основе анализа учений Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, C.JI. Франка, И.А. Ильина, Н.К. и Е.И. Рерихов исследовать метафизику сердца XX в. в русской философии и культуре;

- выявить взаимосвязь символов сердца, света и любви в концепциях кардиагнозиса;

- показать философско-антропологическую обусловленность кардиа-гностических учений;

- осуществить сравнительный анализ концепций «сердечного» познания в западноевропейской и русской философии и культуре XX в.;

Теоретико-мировоззренческой базой исследования послужили произведения постклассической философии, в которых в наибольшей степени. разрабатывалась «сердечная» проблематика, как зарубежной (Э. Гуссерль, М. Шелер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, М. Бубер, Э. Левинас, Н. Аббаньяно и др.), так и отечественной (B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Д.Л. Андреев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л. Шестов и др.). В своей работе автор ориентируется на феноменологическое понимание проблемы исследования.

Методологическая основа диссертации определяется ее задачами. Общими основаниями исследования являются методы философско-культуро-логической реконструкции и содержательно-смысловой интерпретации типов метафизики в западноевропейской и русской философской традиции. Такой подход позволяет смоделировать и изучить основные способы постижения сущего в европейской культуре — «метафизику разума» и «метафизику сердца», выявить их противоположность и взаимосвязь, а также определить существенные черты и особенности последней.

Учитывая специфику заявленной проблемы, в данной работе применяется сочетание различных Методов: философско-культурологического, историко-философского, феноменологического, диахронического, герменевтического, компаративистского, моделирования и др. Эти методы не являются новыми, но их совокупное применение к конкретному культурологическому, философско-антропологическому и историко-философскому материалу позволяет прийти к новым результатам. Из философских и общенаучных подходов и принципов в диссертации использованы: эссенциалистский подход, системный подход, холономический принцип, диалогический принцип, принцип конкретности и всесторонности, принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии осуществляется философско-культурологический и философско-антропологический сравнительный анализ концепций метафизики сердца в западноевропейской и русской философии и культуре XX столетия.

Основные положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Метафизика сердца представляет собой духовное узрение и душевное постижение феномена сердца, сквозь призму которого осуществляются размышления о предельных основаниях бытия, о мире и человеке. В отличие от метафизики разума, которая акцентирует внимание на возможностях человеческого разумения, основывающихся на предметном представлении, метафизика сердца пытается умозрительно проникнуть в суть экзистенциально-чувственной сферы и сквозь нее раскрыть и познать тайны мироздания.

2. Сердце представляет собой целостность внутреннего бытия человека, одним из излучений которого является разум. Символ сердца объединяет. в себе телесное и духовное, чувственное и рациональное, природное и культурное, мужское и женское. Он объемлет явления психической и физической жизни людей, родовое и индивидуальное. Идея сердца, как центра духовной, . душевной и телесной жизни, является метафизической предпосылкой целостного учения о человеке, поэтому метафизика, антропология и аксиология сердца является составной частью философской антропологии, способной теоретически воссоздать человека во всей полноте его конкретности.

3. В понятие сердца прежде всего должны быть включены духовно-душевные и душевно-телесные интенции человека, находящиеся под воздейст-. вием общества. Именно в культуре формируется ценностный априорный «порядок сердечной любви», определяющий конкретный «жизненный мир» каждого индивида. При этом «порядок сердца» главенствует над «порядком разума» и «порядком чувственности».

4. В концепциях кардиагнозиса символ сердца является центральным, но не единственным. Другими символами, тесно связанными с ним, выступают энергийные символы света и любви. Они переходят друг в друга, различаясь по степени интенсивности, соединяя человека и Бога, профанное и сакральное, земное и небесное, имманентное и трансцендентное. Поэтому метафизика сердца также есть энергийная антропология.

5. Опираясь на традиции католицизма, а впоследствии и протестантизма, западная мысль абсолютизировала рационально-рассудочное начало в человеке, оторвав его от начала сердечного. Тем самым в западноевропейских философско-антропологических концепциях XX в. «сердечная» проблематика оказалась подчиненной проблематике рационально-рассудочной. В русском кардиагнозисе прошлого века, впитавшем в себя все богатство православной метафизики «сердечного созерцания», а также энергийной метафизики света и любви, мысль и действие, чувство и рассудок, рациональность и интуиция представлены в единстве сокровенных экзистенциальных интенций человеческой души.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по философии культуры, философской антропологии, истории философии, онтологии и теории познания, этике, культурологии, а также специальных курсов, посвященных метафизической проблематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области философии культуры, философской антропологии, западной и отечественной философии, теории межличностной коммуникации и конфликтологии.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы отражены в 16 публикациях автора общим объемом 7,9 п.л., а также излагались диссертантом в докладах на IV Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 8-9 декабря 2006 г.), на V Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 2-3 ноября 2007 г.), на VI Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 7 ноября 2008 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Юсупова, Фира Набиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сердце и Разум - символы двух начал, двух глубочайших устремлений человека, борьба между которыми порождает различные оценки их роли в жизни индивидов и общества. При этом одни полагают, что руководителем человеческого поведения непременно должен быть разум, укрощающий безудержные страсти холодным рассудком и трезвой оценкой объективных возможностей. Другие, напротив, считают, что только сердцем может человек прочувствовать всю глубину Мироздания, наметить перспективы своего совершенствования и, в конечном счете, гармонизировать свои отношения с миром, социумом и Богом. Именно сердце, способное породить из своих экзистенциальных глубин Веру, Надежду и Любовь, является основой духовной общности людей и гарантом выживания человечества в условиях разрушительного глобального кризиса и усиливающейся антропогенной катастрофы.

Еще одно фундаментальное начало человека, дающее знать о себе в любом индивиде, - это Тело, которое также оказывается вовлеченным в конфликт сердца и разума, на протяжении столетий сотрясающий нашу цивилизацию. Его феномен то замалчивается, то чрезмерно преувеличивается в истории культуры: люди воспитанные в лоне религиозной ментальности стыдятся своего тела, но любая попытка подавления телесности вызывает протест не только в индивидуальном поведении, но и в самом обществе331.

Идея сердца, как центра духовной, душевной и телесной жизни, служит метафизической предпосылкой целостного учения о человеке. Символ сердца объединяет в себе телесное и духовное, чувственное и рациональное, природное и культурное, мужское и женское. Он объемлет явления психической и физической жизни людей, родовое и индивидуальное. Следовательно, в метафизике и антропологии сердца должны найти свое отражение не только че

331 См.: Марков, Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета / Б.В. Марков. - СПб., 1993. - С. 3-4, 118-119. ловечество в целом, но и разные народы, не только индивидуальная душа, но и различные типы и характеры людей, не только человеческая жизнь, но и отдельные ее возрастные периоды, и лишь благодаря систематическому рассмотрению всех этих различий данная философская концепция способна теоретически воссоздать человека во всей конкретной целостности.

Однако сердце вовсе не находится, как это представлялось многим мудрецам прошлого, в глубине сознания или тела индивидуума; напротив, в понятие сердца прежде всего должны быть включены духовно-душевные и душевно-телесные импульсы, находящиеся под воздействием общества. Существуют общие ценности и истины, общие чувства и нравственные оценки, но они переживаются каждым индивидом в глубине своей души, и только тогда, когда они приняты им, можно говорить о человеческой личности . Человеческое сердце бьется в груди всего человечества, и именно в социуме формируется тот определяющий конкретный «жизненный мир» каждого индивида априорный «порядок сердечной любви», о котором писал еще Блез Паскаль. При этом «порядок сердца» главенствует над «порядком разума» и «порядком чувственности».

Таким образом, «метафизика сердца» представляет собой духовное уз-рение и душевное постижение феномена сердца, сквозь призму которого осуществляются размышления о предельных основаниях бытия, о мире и человеке. Но в отличие от «метафизики разума», которая акцентирует внимание на возможностях человеческого разумения, основывающихся на предметном представлении, или «метафизики чувств», которая стремится выявить степень достоверности восприятия наших сенсорных органов, «метафизика сердца» пытается умозрительно проникнуть в суть экзистенциально-чувственной сферы и сквозь нее раскрыть и познать тайны Мироздания.

332 См.: Барышков, В.П. Аксиология личностного бытия / В.П. Барыш-ков. -М., 2005. - С. 31,34-35.

В этой метафизической конструкции символ сердца является центральным, но далеко не единственным. Другими символами, тесно связанными с ним, выступают энергийные символы света и любви. Они переходят друг в друга, различаясь по степени интенсивности, соединяя человека и Бога, про-фанное и сакральное, земное и небесное, имманентное и трансцендентное. При этом символ света в кардиагностических учениях космической ориентации дополняется символом огня, наполняющего человечество и все мироздание благодатной энергией. Именно поэтому «метафизика сердца» относится не только к философской антропологии, но также к энергийной антропологии333.

Сравнительный анализ концепций кардиагносии в западноевропейской и русской культуре показывает, что, опираясь на традиции католицизма (а впоследствии и протестантизма), западная мысль абсолютизировала рационально-рассудочное начало в человеке, оторвав его от начала сердечного. Отличие западноевропейского менталитета от русского (как синонима восточноевропейского) было сформировано более чем тысячелетним разрывом в области религиозного сознания и интеллектуального осмысления соотношения Бога, мира и человека. Запад размышлял о Боге рационально-рассудочно, катафатически, так или иначе преодолевая в культуре, менталитете и социальных институтах пропасть между земным и потусторонним. Православие же всегда оставляло нетронутым особое состояние апофатического восприятия Абсолюта, о котором русские размышляли интимно-личностно, «сердечно», всецело отдаваясь его постижению как главному смыслу жизни. Для отечественной культуры Бог никогда не был только умственной конструкцией, описываемой в рамках рассудочного схематизма, но всегда выступал живым

333 Подробнее об этом см.: Емельянов, Б.В., Ионайтис, О.Б. Энергийная антропология: история и современность / Б.В. Емельянов, О.Б. Ионайтис // Философская антропология: Теоретический анализ: коллектив, моногр. / отв. ред. Р.А. Бурханов. - Екатеринбург, 2006. - Ч. 1. - С. 33-57. собеседником, интуитивно постигаемым в непосредственном религиозном опыте, «умо-сердечной» молитве, особом экзистенциальном переживании.

Вот почему в условиях становления глобальной общечеловеческой цивилизации анализ взаимодействия «сердечного» и «рационально-рассудочного» начал, диалога не только отдельных индивидов и групп людей, но и целых народов, религиозных конфессий, является необходимым условием для исследования различных типов культур Запада и Востока.

Принципиальные различия западноевропейского и русского ментали-тетов с особой силой проявились в концепциях кардиагнозиса XX столетия. На рубеже тысячелетий Запад остро нуждается в новом синтезе интеллектуального и эмоционального планов бытия, поскольку техногенная цивилизация основана на рассудочном познании, к деятельности которого сведен человеческий разум. В отличие от западной мысли, абсолютизировавшей рационально-рассудочное начало в человеке, в русской метафизике сердца, впитавшей в себя все богатство православной метафизики любви, а также энергийной метафизики света и «сердечного созерцания», мысль и действие, чувство и рассудок, рациональность и интуиция представлены в единстве сокровенных экзистенциальных интенций человеческой души.

Сердечная» тема в отечественной культуре прошлого века нашла отражение не только в философии и религии, но и в литературе. Русская литература, обладающая, по мнению А.И. Солженицина, «тоннельным эффектом», в лице таких писателей, как А.П. Платонов («Сокровенный человек», «Фро», «Чевенгур»), B.C. Гроссман («Жизнь и судьба»), В.М. Шукшин («Сельские жители», фильмы «Печки-лавочки», «Калина красная»), В.П. Астафьев («Царь-рыба»), затронула тему «сокровенного человека». Размышления о путях и перспективах развития «рационально-рассудочной» цивилизации воплотил в своем творчестве выдающийся кинорежиссер А.А. Тарковский («Солярис», «Ностальгия», «Жертвоприношение»). Однако эта проблематика могла бы составить предмет самостоятельного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юсупова, Фира Набиевна, 2009 год

1. Аббаньяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Н. Аббаньяно. СПб., 1998. - 512 с.

2. Абрамов, А.И. Юркевич Памфил Данилович / А.И. Абрамов // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. - С. 645-646.

3. Абрамов, М.А. Три ответа Юму / М.А. Абрамов // Историко-философский ежегодник 2007. - М., 2008. - С. 123-158.

4. Абушенко, В.Л. Феноменологическая школа / В.Л. Абушенко // Современная западная философия: учеб. пособие / под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. Мн., 2009. - С. 181-288.

5. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. — М., 1992. — С. 8-222.

6. Агни-Йога. Сердце // Врата в будущее: сб. М., 1990. - С. 204-382.

7. Андреев, Д.Л. Роза мира / Д.Л. Андреев. М., 2000. - 608 с.

8. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М., 1976. - Т. 1. - С. 63-367.

9. Ансельм Кентерберийский. Прослогион / Ансельм Кентерберийский //Ансельм Кентерберийский. Сочинения. -М., 1995. С. 123-165.

10. Антонов, К.М. Философия религий в русской метафизике XIX начала XX века / К.М. Антонов. - М., 2009. - 360 с.

11. И.Асмус, В.Ф. Метафизика Аристотеля / В.Ф. Асмус // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М., 1976. - Т. 1. - С. 5-50.

12. Бабанов, И.Е. Блез Паскаль. Очерк жизни и творчества / И.Е. Бабанов // Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Э.Л. Линецкой. СПб., 1994. - С. 42М75.

13. Бабина, В.Н. «Метафизика сердца» в русской философии второй половины XIX века: П.Д. Юркевич: автореф. дисс. . канд. филос. наук / В.Н. Бабина. М., 2005. - 23 с.

14. Барышков, В.П. Аксиология личностного бытия / В.П. Барышков. -М., 2005.- 187 с.

15. Бекон, Ф. Новый Органон / Ф. Бекон // Бекон Ф. Сочинения: в 2 т. -2-е изд., испр. и доп. М., 1978. - Т. 2. - С. 5-214.

16. Бердяев, Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М.,1994.-С. 229-316.

17. Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистичес-кой философии / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. -М., 1995.-С. 3-162.

18. Бердяев, Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. -М., 1995.-С. 163-286.

19. Бёме, Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении / Я. Бёме // Эк-харт М. Духовные проповеди и рассуждения. Бёме Я. Аврора, или утренняя заря.-Киев, 1998.-С. 131-428.

20. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Синодальное издание. М., 2002. - 1296 с.

21. Бородич, А.А. Философия русского космизма / А.А. Бородич // История философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля. — 2-е изд., испр. Мн., 2001.-С. 684-696.

22. Буббайер, Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950 / Ф. Буббайер. М., 2001. - 328 с.

23. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. М.,1995.-С. 15-92.

24. Бубер, М. Диалог / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.-С. 93-124.

25. Бубер, М. Образы добра и зла / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры.-М., 1995.-С. 125-156.

26. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры.-М., 1995.-С. 157-232.

27. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. — М., 1995.-С. 233-340.

28. Бубер, М. Затмение Бога. Мысли по поводу взаимоотношений религии и философии / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. — М., 1995. — С. 341-420.

29. Бубер, М. Хасидские предания. Первые наставники: перевод / М. Бубер / под ред. П.С. Гуревича и С.Я. Левит. М., 1997. - 335 с.

30. Бурханов, Р.А. Проблема человека в философии Макса Шелера / Р.А. Бурханов // Немецкая философия конца XIX — первой половины XX века: коллектив. моногр. / отв. ред. Р.А. Бурханов. Екатеринбург, 2002. - С. 125-147.

31. Бычков, В.В. Идеал любви христианско-византийского мира / В.В. Бычков // Философия любви. М., 1990. - 4.1. - С. 68-109.

32. Валентини, Н. Понятие «дружба» в трудах П.А. Флоренского / Н. Валентини // На пути к синтетическому единству европейской культуры. Фи-лософско-богословское наследие П.А. Флоренского и современность / под ред. В. Поруса. -М., 2006. С. 71-84.

33. Вальверде, К. Философская антропология / К. Вальверде. М., 2000. -411 с.

34. Вениаминов, В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Па-ламы / В. Вениаминов // Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмол-ствующих / пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. М., 2003. - С. 344-384.

35. Вышеславцев, Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике / Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 62-87.

36. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати / Б.П. Вышеславцев // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.-М., 1994.-С. 14-152.

37. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. - С. 153-324.

38. Гаврюшин, Н.К. Б.П. Вышеславцев и его «философия сердца» / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 55-62.

39. Гагарин, А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От античности до Нового времени / А.С. Гагарин. Екатеринбург, 2001. - 372 с.

40. Гагарин, А.С. Философская антропология Макса Шелера: проблема интенциональности / А.С. Гагарин // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии: коллектив, моногр. / отв. ред. Р.А. Бурханов. — Екатеринбург, 2005. Ч. 3. - С. 74-81.

41. Гагарин, А.С. Метафизика сердца Блеза Паскаля / А.С. Гагарин // Метафизика сердца и любви в западной и отечественной философской традиции: коллектив, моногр. / отв. ред. Р.А. Бурханов. — Екатеринбург, 2007. -Ч. 1.-С. 3-17.

42. Гарнцев, М.А. Византийская философия / М.А. Гарнцев // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич.-М., 1991.-С. 138-141.

43. Гинзбург, Ю.А. Мысли о главном / Ю.А. Гинзбург // Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Ю.А. Гинзбург. М., 1999. - С. 5-37.

44. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих / Григорий Палама / пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. — М., 2003. — 384 с.

45. Громов, М.Н. Кардиагносия в традициях отечественной философии / М.Н. Громов // Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. - С. 92-101.

46. Губин, В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца / В.Д. Губин // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. М., 1990. - Ч. 1. - С. 231- 253.

47. Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы / В.Д. Губин. 2-е изд., стер. - М., 2006. - 370 с.

48. Гулыга, А.В. Философия любви / А.В. Гулыга И Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1988. - Т. 1. - С. 33-46.

49. Гуревич, П.С. Философская антропология Мартина Бубера / П.С. Гуревич // Бубер М. Я и Ты. М., 1993. - С. 160-174.

50. Гуревич, П.С. Антропологический ренессанс / П.С. Гуревич // Феномен человека: Антология / сост. П.С. Гуревича. — М., 1993. С. 3-23.

51. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. Мн.; М., 2000. - 752 с.

52. Даниленко, Л.Е., Емельянов, Б.В. Очерки русского космизма: учеб. пособие / Л.Е. Даниленко, Б.В. Емельянов. 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург, 2001. - 124 с. '

53. Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. -М., 1989. Т. 1. - С. 297-422.

54. Денежкин, А.В. От составителя / А.В. Денежкин // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. VII-XII.

55. Дильтей, В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / В. Дильтей // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. -С. 213-255.

56. Доброхотов, A.JI. Метафизика / А.Л. Доброхотов // Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. — С. 362—363.

57. Евдокимов, М. Сердце в восточной традиции и в «Мыслях» Паскаля / М. Евдокимов // Страницы. 1996. - № 1. - С. 28-37.

58. Евлампиев, И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И.И. Евлампиев. М., 2002. - 584 с.

59. Елистратов, С.Г. «Философия сердца» П.Д. Юркевича: автореф. дисс. канд. филос. наук / С.Г. Елистратов. Киев, 1996. - 25 с.

60. Емельянов, Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.): учеб. пособие / Б.В. Емельянов. Екатеринбург; Нижневартовск, 1995. - 256 с.

61. Емельянов, Б.В. Очерки русской философии XX века / Б.В. Емельянов. — Екатеринбург, 2001. — 340 с.

62. Емельянов, Б.В. О русских философах, хороших и разных: Историко-философские очерки / Б.В. Емельянов. Екатеринбург, 2005. - 288 с.

63. Емельянов, Б.В., Ионайтис, О.Б. Энергийная антропология: история и современность / Б.В. Емельянов, О.Б. Ионайтис // Философская антропология: Теоретический анализ: коллектив, моногр. / отв. ред. Р.А. Бурханов. — Екатеринбург, 2006. Ч. 1. - С. 33-57.

64. Ерина, Е.Б. Б.П. Вышеславцев / Е.Б. Ерина. М.; Ростов н/Д., 2006. -112 с.

65. Живая Этика: Избранное / сост. М.Ю. Ключниковой. М., 1992.414 с.

66. Звиревич, В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: учеб. пособие для высшей школы / В.Т. Звиревич. М., 2004. - 416 с.

67. Зеньковский, В.В. Учение С.Л. Франка о человеке / В.В. Зеньков-ский // Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997. - С. 432-437.

68. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. -М., 2001.-880 с.

69. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. М., 1993. - 431 с.

70. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. - Т. 1. - С. 37-282.

71. Ильин, И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. - Т. 3. - С. 89-226.

72. Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин //Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. -М., 1994. Т. 3. - С. 227-380.

73. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. - Т. 3. - С. 381-560.

74. Ильин, И.А. Из книги «О тьме и просветлении». О чтении и критике / И.А. Ильин // Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1994. - С. 18-39.

75. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин // Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1994. - С. 291-336.

76. Интуиция // Философский словарь: основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ, изд. под ред. Г. Шишкоффа / пер. с нем. / общ. ред. В.А. Ма-линина. - М., 1983. - С. 182-183.

77. Ионайтис, О.Б. Византия и Русь: развитие философских традиций: учеб. пособие / О.Б. Ионайтис. Екатеринбург, 2002. — 272 с.

78. Кампанелла, Т. Метафизика / Т. Кампанелла // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. — М., 1996.-С. 323-333.

79. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. М., 1990.-415 с.

80. Керн, К.Э. (архимандрит Киприан). Антропология св. Григория Па-ламы / К.Э. Керн (архимандрит Киприан). М., 1996. - 449 с.

81. Керн, JI.А. Символика сердца в русской культуре / Л.А. Керн // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. — Сер. Культурология. Философия. Социология. — Нижневартовск, 2008. -Вып. 2. С. 20-24.

82. Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / И.В. Киреевский // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. - С. 248-293.

83. Киреевский, И.В. Отрывки / И.В. Киреевский // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. - С. 333-334.

84. Киселев, А.Ф. Иван Ильин и его поющее сердце / А.Ф. Киселев. -М., 2006. 272 с.

85. Ключников, С. Чаша сердца / С. Ключников // Врата в будущее: сб. -М., 1990.-С. 199-203.

86. Комаров, С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания / С.В. Комаров. СПб., 2007. - 736 с.

87. Красиков, В.И. Философия как концептуальная рефлексия (Философская пропедевтика) / В.И. Красиков. Кемерово, 1999. - 416 с.

88. Красиков, В.И. Этюды самосознания / В.И. Красиков. Кемерово, 2000.-400 с

89. Красиков, В.И. Синдром существования / В.И. Красиков. Томск, 2002. - 256 с.

90. Красиков, В.И. Метафизика и антропология любви / В.И. Красиков // Метафизика сердца и любви в западной и отечественной философской традиции: коллектив, моногр. / отв. ред. Р.А. Бурханов. Екатеринбург, 2007. -Ч. 1.-С. 128-149.

91. Курабцев, В.Л. Исихазм / В.Л. Курабцев // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. - С. 193-194.

92. Кураев, В.И. Ильин Иван Александрович / В.И. Кураев // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. -М., 1995. С. 183-184.

93. Кураев, В.И. Франк Семен Людвигович / В.И. Кураев // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. — М., 1995. С. 591—592.

94. Кураев, В.И. И.А. Ильин: философия духовного опыта / В.И. Кураев // История русской философии: учеб. для вузов / редкол.: М.А. Маслин и др. -М., 2001.-С. 497-509.

95. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Леви-нас. СПб., 1998.-265 с.

96. Левицкий, С.А. С.Л. Франк / С.А. Левицкий // Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997. - С. 438-450.

97. Лейбин, В.М. Бубер Мартин / В.М: Лейбин // Современная западная философия: словарь / сост. и отв. ред. B.C. Малахов, В.П. Филатов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - С. 60-61.

98. Лейбниц, Г.В. Монадология / Г.В. Лейбниц // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982. - Т.1. - С. 413-429.

99. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. — М., 1994.-460 с.

100. Любутин, К.Н., Саранчин, Ю.К. История западноевропейской философии / К.Н. Любутин, Ю.К. Саранчин. — 2-е изд., перераб., доп. М.; Екатеринбург, 2005. - 800 с.

101. Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб., 2002. - С. 5-170.

102. Марков, Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета / Б.В. Марков. СПб., 1993. - 232 с.

103. Марков, Б.В. Теономная антропология М. Шелера и М. Бубера / Б.В. Марков // История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб., 1997. - С. 255-261.

104. Марков, Б.В. Философская антропология: учеб. пособие / Б.В. Марков. 2-е изд. - СПб., 2008. - 352 с.

105. Марсель, Г. Быть и иметь / Г. Марсель. Новочеркасск, 1994. — 103 с.

106. Марсель, Г. Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему / Г. Марсель // Марсель Г. Трагическая мудрость философии: избр. работы. -М., 1995. С. 72-106.

107. Мерцалова, Л.И. Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века: автореф. дисс. . канд. филос. наук / Л.И. Мерцалова. — СПб., 2002. 23 с.

108. Метафизика // Философский словарь: основан Г. Шмидтом. — 22-е, новое, переработ, изд. под ред. Г. Шишкоффа / пер. с нем. / общ. ред. В.А. Малинина. М., 1983. - С. 270-271.

109. Мир через культуру: сб. / сост. Э.В. Балашов. М., 1990. - 334 с.

110. Михаил Пселл. О душе и уме. / Михаил Пселл // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. - М., 1991.-С. 149.

111. Михаил Псёлл. Слово Михаила Псёлла на Благовещение Пресвя-тыя Богородицы / Михаил Псёлл // Михаил Псёлл. Богословские сочинения / пер. с греч., предисл. и примеч. Архим. Амвросия. СПб., 1998. — 383 с.

112. Моторина, Л.В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов / Л.В. Моторина. М., 2003. - 256 с.

113. Мотрошилова, Н.В. Мартин Бубер / Н.В. Мотрошилова // История философии: Запад Россия - Восток. - М., 1999. - Кн. 4. - С. 204-207.

114. Назарова, О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка / О.А. Назарова. М., 2003. - 196 с.

115. Нарский, И.С. Тема любви в философской культуре Нового времени / И.С. Нарский // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. — М., 1990.-Ч. 1.-С. 110-148.

116. Некрасова, Е.Н. Франк / Е.Н. Некрасова. М., 2000. - 142 с.

117. Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Антология мировой философии: в 4 т. — М., 1970. Т. 2. — С. 54—77.

118. Нил Сорский. Устав / Нил Сорский // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. М., 1991. — С. 213-214.

119. Ортега-и-Гассет, X. Этюды о любви / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. - С. 350-433.

120. Ортега-и-Гассет, X. Человек и люди / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет X. Избр. труды. М., 1997. - С. 480-698.

121. Ортега-и-Гассет, X. Лекции по метафизике / X. Ортега-и-Гассет. -Екатеринбург, 2000. 152 с.

122. Паскаль, Б. Мысли / пер. с фр. Э.Л. Линецкой. СПб., 1994. - 574 с.

123. Паскаль, Б. Рассуждение о страстях любви / Б. Паскаль // Паскаль Б. Трактаты. Полемические сочинения. Письма / пер. с фр. О.И. Хомы и С. Долгова. Киев, 1997. - С. 31-46.

124. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль // Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Ю.А. Гинзбург. -М., 1999. С. 77-372.

125. Пивоваров, Д.В. Философия религии: учеб. пособие / Д.В. Пивоваров. М.; Екатеринбург, 2006. - 640 с.

126. Поль Рикёр Габриэль Марсель: Беседы / П. Рикёр, Г. Марсель // Марсель Г. Трагическая мудрость философии: избр. работы. - М., 1995. - С. 146-187.

127. Померанц, Г.С. Встречи с Бубером / Г.С. Померанц // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. - С. 3-14.

128. Пушкин, В.Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру / В.Г. Пушкин. — СПб., 2003. 480 с.

129. Пятилетова, JI.B. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: автореф. дис. . канд. филос. наук / Л.В. Пятилетова. — Екатеринбург, 1999.-23 с.

130. Радищев, А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии / А.Н. Радищев // Радищев А.Н. Избр. филос. и обществ.-полит. произв. М., 1952. -С. 289-418.

131. Реале, Д., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. - Т. 4. - 880 с.

132. Рерих, Е.И. Огонь неопаляющий / Е.И. Рерих. М., 1992. - 78 с.

133. Рерих, Н.К. Культура — почитание света / Н.К. Рерих // Мир через культуру: сб. / сост. Э.В. Балашов. -М., 1990. С. 52-53.

134. Рерих, Н.К. Адамант / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. О вечном. М., 1991.-С. 100-105.

135. Рерих, Н.К. Держава Света / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. О вечном. -М., 1991.-С. 169-179.

136. Рерих, Н.К. Corason / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. О вечном. М., 1991.-С. 315-317.

137. Рерих, Н.К. Сопротивление злу / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. О вечном.-М., 1991.-С. 331-334.

138. Рерих, Н.К. Оружие Света / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. О вечном. -М., 1991.-С. 339-341.

139. Рерих, Н.К. Обитель света / Н.К. Рерих. М., 1992. - 64 с.

140. Рерих: жизнь, творчество, миссия. М., 2008. - 416 с.

141. Рерих, Н.К. Община / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. Семь Великих Тайн Космоса: сочинения. М., 2009. - С. 265-392.

142. Рерих, Н.К. Агни-Йога / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. Семь Великих Тайн Космоса: сочинения. М., 2009. - С. 393-612.

143. Рерих, Н.К. Семь Великих Тайн Космоса / Н.К. Рерих // Рерих Н.К. Семь Великих Тайн Космоса: сочинения. М., 2009. — С. 613-796.

144. Розанов, В.В. Религия и культура / В.В. Розанов. М., 1990.636 с.

145. Розенфельд, У.Д. Русская философия XIX века / У.Д. Розенфельд // // История философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля. 2-е изд., испр. -Мн., 2001.-С. 577-645.

146. Сапов, В.В. Философ преображенного Эроса /В.В. Сапов // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. — С. 3—12.

147. Сапов, В.В. Вышеславцев Борис Петрович / В.В. Сапов // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. - С. 105-106.

148. Сапов, В.В. Киреевский Иван Васильевич / В.В. Сапов // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. -М., 1995. С. 224-225.

149. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. М., 2002. - 640 с.

150. Семаева, И.И. Любовь в гносеологических концепциях русских религиозных философов / И.И. Семаева // Апология русской философии: сб. науч. тр. / отв. ред. К.Н. Любутин. Екатеринбург, 1997. — С. 43-60.

151. Сенокосов, Ю.П. Семен Людвигович Франк / Ю.П. Сенокосов // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. - С. 3-8.

152. Сидоров, В.М. Провозвестие XX века / В.М. Сидоров // Живая Этика: Избранное / сост. М.Ю. Ключниковой. М., 1992. - С. 379-388.

153. Сковорода, Г.С. Сад божественных песен / Г.С. Сковорода // Сковорода Г.С. Сочинения: в 2 т. -М., 1973.-Т. 1.-С. 57-68.

154. Сковорода, Г.С. Симфония, нареченная книга асхань, о познании самого себя / Г.С. Сковорода // Сковорода Г.С. Сочинения: в 2 т. М., 1973. -Т. 1.-С. 172-243.

155. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII веков: учебник для вузов / В.В. Соколов. 3-е изд., испр. - М., 2003. - 428 с.

156. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / B.C. Соловьев//Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т.-М., 1988.-Т. 1.-С. 47-580.

157. Соловьев, B.C. Смысл любви / B.C. Соловьев // Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. -М., 1988. Т. 2. - С. 493-547.

158. Соловьев, B.C. О философских трудах П.Д. Юркевича / B.C. Соловьев // Юркевич П.Д. Филос. произв. М., 1990. - С. 552-577.

159. Соловьев, B.C. Любовь / B.C. Соловьев // Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 2000. - С. 248-251.

160. Соломон Мудрый. Притчи / Соломон Мудрый // Благоразумие мудрости: Соломон Мудрый. Экклезиаст. Песнь Песней. Притчи. Эпиктет. Беседы. — Симферополь, 2003. С. 43-88.

161. Стрельцова, Г.Я. Паскаль и европейская культура / Г.Я. Стрельцова. -М., 1994.-495 с.

162. Стрельцова, Г.Я. Сердца метафизика / Г.Я. Стрельцова // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. - С. 435-437.

163. Суарес, Ф. Метафизические рассуждения / Ф. Суарес // Историко-философский ежегодник 2004. - М., 2005. - С. 99-106.

164. Трубачев, А.С. (игумен Андроник), Половинкин, С.М. Флоренский Павел Александрович / А.С. Трубачев (игумен Андроник), С.М. Половинкин // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. - С. 585-588.

165. Трубецкой, Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума / Е.Н. Трубецкой // П.А. Флоренский: pro et contra / сост., вступ. ст., примеч и библи-огр. К.Г. Исупова. СПб., 1996. - С. 285-315.

166. Факел Рерихов // Философия и жизнь. М., 1991. - № 10. - С. 37-60.

167. Фейербах, Л. Основные положения философии будущего / Л. Фейербах // Фейербах Л. Избр. филос. произв.: в 2 т. М., 1955. - Т. 1. - С. 134-204.

168. Флоренский, П.А. Столп и утверждение Истины / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 2 т. М., 1990. - Т. 1. - Ч. 1-2. - 839 с.

169. Флоренский, П.А. Эмпирея и Эмпирия / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. М., 1994. - Т. 1. - С. 146-195.

170. Флоренский, П.А. О типах возрастания / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т.-М., 1994.-Т. 1.-С. 281-317.

171. Флоренский, П.А. Иконостас / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. М., 1996. - Т. 2. - С. 419-526.

172. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Ч. 1-3. / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. -М., 2000.-Т. З.-Ч. 1.-С. 386-488.

173. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Ч. 4-9. / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. -М., 2000. Т. 3. - Ч. 2. - С. 386-488.

174. Флоровский, Г.В. Восточные отцы V VIII веков / Г.В. Флоров-ский.-М., 1992.- 178 с.

175. Фома Аквинский. Сумма против язычников / Фома Аквинский // Мир философии: Книга для чтения: в 2 ч. М., 1992. - Ч. 1. - С. 15.

176. Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский // Мир философии: Книга для чтения: в 2 ч. М., 1992. - Ч. 1. - С. 15.

177. Франк, C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / C.JI. Франк // Франк C.JI. Сочинения. М., 1990. - С. 181-559.

178. Франк, C.JI. С нами Бог / C.JI. Франк // Философия любви. М., 1990.-Ч. 2.-С. 89-101.

179. Франк, C.JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / C.JI. Франк // Франк C.JI. Реальность и человек. М., 1997. - С. 3-206.

180. Франк, C.JI. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия / C.JI. Франк // Франк C.JI. Реальность и человек. М., 1997. - С. 207-431.

181. Фролов, В.В. Рерих Елена Ивановна / В.В. Фролов // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. - С. 415-416.

182. Фролов, В.В. Рерих Николай Константинович / В.В. Фролов // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. — М., 1995. С. 416-418.

183. Фромм, Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Э. Фромм // Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или Быть? Киев, 1998. - С. 95-187.

184. Фромм, Э. Иметь или Быть? / Э. Фромм // Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или Быть? Киев, 1998. - С. 187-378.

185. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Мир философии: Книга для чтения: в 2 ч. М., 1992. - Ч. 1. — С. 118-125.

186. Хайдеггер, М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. СПб., 1997.-301 с.

187. Хайдеггер, М. Что такое метафизика / М. Хайдеггер. М., 2007. — 303 с.

188. Хома, О.И. Мифы о Паскале: к проблеме многообразия направлений в философии XVII столетия / О.И. Хома // Паскаль Б. Трактаты. Полемические сочинения. Письма / пер. с фр. О.И. Хомы и С. Долгова. Киев, 1997. -С. 391-438.

189. Хоружий, С.С. Обретение конкретности / С.С. Хоружий // Флоренский П.А. Сочинения: в 2 т. М., 1990. - Т. 2. - С. 3-12.

190. Хоружий, С.С. Исихазм как пространство философии / С.С. Хоружий // Вопросы философии. 1995. - № 9. - С. 80-95.

191. Чаадаев, П.Я. Отрывки и афоризмы / П.Я. Чаадаев // Сочинения. — М., 1989.-С. 155-216.

192. Чухина, JI.A. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера / JI.A. Чухина // Шелер М. Избр. произв. — М., 1994.-С. 379-398.

193. Шелер, М. Философское мировоззрение / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. 3-14.

194. Шелер, М. Формы знания и образование / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. 15-56.

195. Шелер, М. Человек и история / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. 70-97.

196. Шелер, М. Человек в эпоху уравнивания / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. 98-128.

197. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. 129-193.

198. Шелер, М. Феноменология и теория познания / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. -М., 1994. С. 195-258.

199. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. 259-337.

200. Шелер, М. Ordo amoris / М. Шелер // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. - С. 339-377.

201. Шелер, М. Философские фрагменты из записных книжек последнего года жизни / М. Шелер // Историко-философский ежегодник 2005. — М., 2005.-С. 185-203.

202. Шестов, Л. Мартин Бубер / Л. Шестов // Бубер М. Два образа веры. -М., 1995.-С. 421-431.

203. Экхарт, М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт // Эк-харт М. Духовные проповеди и рассуждения. Бёме Я. Аврора, или утренняя заря. Киев, 1998. - С. 23-130.

204. Эрн, В.Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение / В.Ф. Эрн // Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение. Мн., 2000. - С. 333-589.

205. Юркевич, П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия / П.Д. Юркевич 11 Юркевич П.Д. Филос. произв. М., 1990.-С. 69-103.

206. Юркевич, П.Д. Из науки о человеческом духе / П.Д. Юркевич // Юркевич П.Д. Филос. произв. -М., 1990. С. 104-192.

207. Яковенко, Б.В. История русской философии / Б.В. Яковенко. М., 2003.-510 с.

208. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991.527 с.

209. Исследования на иностранных языках

210. Coreth, Т. Metaphysics / Т. Coreth. -N.Y., 1973. 224 р.

211. Eisler, R. Transzendent / R. Eisler // Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants Samtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. В., 1930. - S. 537-538.

212. Eisler, R. Transzendentalia / R. Eisler // Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants Samtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. В., 1930. - S. 539.

213. Friedman, M. Martin Buber's life and work / M. Friedman. — Detroit, 1988.-XV, 152 p.

214. Hammer, F. Theonome Antropologie? Max Scheler Menschenbild und seine Grenzen / F. Hammer. Den Haag, 1972. - 135 S.

215. Heidegger, M. Was heiBt denken? / M. Heidegger. Tubingen, 1961.175 S.

216. Heidegger, M. Holzwege / M. Heidegger. Frankfurt a/M., 1963. - 382 S.

217. Holz, H.H. Metaphysik / H.H. Holz // Enzyklopadie zur btirgerlichen Philosophie im 19. und 20. Jahrhundert. Leipzig, 1988. - S. 127-128.

218. Mader, W. Scheler / W. Mader. Reinbeck bei Hamburg, 1980. - 128 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.