Проблема человека в парадигме западного антропоцентризма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Никишина, Татьяна Геннадьевна

  • Никишина, Татьяна Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 142
Никишина, Татьяна Геннадьевна. Проблема человека в парадигме западного антропоцентризма: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2008. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Никишина, Татьяна Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ

ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

1.1 Классическая парадигма антропоцентризма

1.2 Возникновение постклассической парадигмы антропоцентризма

1.3 Развитие постклассическая парадигмы антропоцентризма

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В

ПАРАДИГМЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА

2.1 Проблема сущности человека в философской антропологии

2.2 Антропологическая константа как форма осознания человеком своей сущности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема человека в парадигме западного антропоцентризма»

Актуальность темы исследования

Современное философское знание о человеке определяется необходимостью систематизации и концептуализации разнородного и многообразного материала. Выработка новых гносеологических ориентиров данной проблематики является приоритетным научным направлением XX и XXI вв.

В условиях современного кризиса культуры антропоцентрическая картина мира сменяет мифоцентрическую, теоцентрическую и техноцен-трическую картины. Антропоцентризм представляет фундаментальную научную позицию западной философии. Именно проблема сущности и сущностной структуры человека, погруженная в историко-философский дискурс, становится главной проблемой антропологического познания.

При этом с необходимостью встает вопрос об основных характеристиках человека, способных определять будущие тенденции социокультурного и иного развития человечества. Современная философско-антропологическая ситуация разворачивается вокруг категорий человеческого бытия, типологий человека, принципов данных типологий, форм самоопределения человека.

Сам антропоцентризм перерастает рамки классической своей трактовки, представленной в характеристике антропологии эпохи Возрождения, рамки классической парадигмы. В период ХУШ-начала XXI вв. формируется новая «постклассическая парадигма» антропоцентризма. Именно в границах этих двух научно-философских направлений антропоцентризма четко просматривается проблема человека в своем становлении и развитии, которая представляет собой поиск его сущностных характеристик, раскрывающихся в моделях антропоцентризма.

Традиционная дихотомия объективно сущностных и проявляемых характеристик человека, трансформируется в совершенно новую фило-софско-антропологическую проблему - проблему оснований сущностноI го и деятельного самоопределений человека - антропологической константы. Понятие, структура антропологической константы, механизм ее реализации являются началом нового направления ■ философской антропологии, определяющей, неизменные, постоянные характеристики действующей, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности.

Степень разработанности темы

Проблема человека возникает еще в античности; она связана с именами Сократа, софистов, киников, Демокрита, Платона^ Аристотеля, Эпикура, стоиков.

В средневековой западноевропейской философии проблему человека рассматривали Августин Блаженный, Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дуне Скот, Экхарт.

В философии эпохи Возрождения проблема человека рассматривается в концепциях Пико делла Мирандоллы, Эразма Роттердамского, Н. Макиавелли, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, Франсиско де Викториа.

В эпоху Нового времени особое внимание антропологической проблематике уделяют философы Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер. Философия этого периода в лице Ф. Вольтера^ Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция (французское просвещение), Т. Гоб-бса, Дж. Локка, Д. Юма (английское просвещение), Г. Лессинга, И. Гер-дера (немецкое просвещение) кардинально изменяет парадигму антропоцентризма, подвергая сомнению идею античности и средневековья о том, что человек есть цель мироздания.

В, немецкой классической философии И. Кант формулирует основные антропологические вопросы, а Г.В.Ф. Гегель рассматривает человека как продукт самопознания абсолютного духа. I

В материалистической философии JI: Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс ставят вопрос о социальной сущности человека.

Совершенно особое звучание проблеме человека придают иррациональные философские концепции: «философия жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, психоаналитическая философия 3. Фрейда, экзистенциализм М. Хайдеггера, А. Камю, Ж-П. Сартра, К. Ясперса, Н. Бердяева. Проблема человека здесь превращается в проблему уникальности человеческого бытия, его экзистенции, его воли, его смерти и бессмертия и т.п.

Постмодернизм еще более усугубляет названный ракурс проблемы человека. Ж.Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, П. Вирилио, Ж. Делез, Ф: Гваттари, Ж. Деррида, М. Серр, Ж. Батай, М. Бланшо, Ф. Лаку-Лаббарт, Р. Рорти и др. рассматривают человека в ракурсе скепсиса к рациональному осмыслению бытия и самого человека. Антисистемность становится характеристикой эпохи, мышление объявляется неспособным к концептуализации.

Важный вклад в разработку проблем, философской антропологии содержится в работах М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротхакера, Х.-Э. Хенгстенберга, которые утверждают единственным предметом философского поиска человека и всю полноту его бытия.

Среди русских религиозных философов, ставивших в центр своего рассмотрения» проблему человека, следует выделить B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, В.И. Иванова, В.И. Вернадского. Из современных отечественных философов можно выделить П.С. Гуревича, М.К. Мамардашвили, Ю.А. Жданова, П.П. Гайден-ко, В.Е. Давидовича, B.C. Барулина, A.B. Гулыгу, B.C. Степина, Б.Т. Гри-горьяна, А.П. Огурцова, А.П. Лыскова, H.A. Мальцеву, С.А. Смирнова, Н.Д. Шимина, В. Губина, Е. Некрасову и др.

Идеи, обосновывающие и развивающие парадигму антропоцентризма можно найти у Сократа, Данте Алигьери, Ф. Петрарки, Джаноццо Манетти, Казимо Раймонди, Пико делла Мирандолы, Н. Коперника, И. Канта, А. Шопенгауэра, Р. Штейнера, Э. Кассирера, М. Бубера.

Среди отечественных философов, занимавшихся антропоцентризмом, можно назвать В.И. Вернадского, H.A. Бердяева, Е.А. Антонова, А. Милитарева, М. Голубева, Т.А. Андреева, JI. Василенко, H.H. Страхова.

Идея антропологической константы как формы человеческого самопознания и самодеятельности разрабатывает Н.В. Коломиец.

Таким образом, состояние разработанности темы исследования требует систематического рассмотрения исторического процесса развития парадигмы антропоцентризма в рамках европейской философии.

Исходная гипотеза исследования. Адекватная постановка проблемы человека возможна не в контексте традиционной описательной антропологии, а в парадигме антропоцентризма, исходящей из деятельно-стной трактовки человека.

Объект исследования: процесс развития парадигмы антропоцентризма в европейской философии.

Предмет исследования: представление о сущности человека в контексте парадигмы антропоцентризма.

Цель исследования: провести философский анализ становления и развития проблемы человека в рамках парадигмы западного антропоцентризма.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть антропоцентризм как фундаментальную научную позицию западной философии.

2. Выделить и описать в рамках историко-философского процесса этапы развития парадигмы антропоцентризма в западной философии,

3. Проследить специфику постановки проблемы человека на разных этапах развития западной антропологии.

4. Рассмотреть подходы к определению сущности человека в философской антропологии.

5. Рассмотреть понятие антропологической константы как формы сущностного самоопределения человека в парадигме антропоцентризма.

Теоретико-методологическая база исследования.

Методологической базой исследования является диалектический метод анализа проблемы человека, парадигмы антропоцентризма, форм антропоцентризма, антропологической константы через присущие им противоречия, исходя из принципов историзма, детерминизма и системности.

Системный принцип направлен на всестороннее логичное изучение выделяемой проблематики, на установление связей и отношений между моментами исследования.

Принцип историзма применяется в работе для исторической реконструкции парадигмы антропоцентризма в исторических эпохах, в историко-философском научном дискурсе. При сравнении философских концепций используется историко-компаративный подход.

Принцип детерминизма предусматривает выявление закономерностей перехода этапов развития антропоцентризма, изменения антропологической парадигмы.

Научная новизна исследования выражается в следующих пунктах:

1. Рассмотрен генезис историко-культурных форм антропоцентризма от потребительской к теоцентрической, а от нее — к познавательной.

2. Рассмотрен процесс абсолютизации познавательной формы антропоцентризма в философии Нового времени.

3. Выявлены причины кризиса традиционного антропоцентризма, неспособного вместить в себя все многообразие форм человеческого самоопределения.

4. В рамках парадигмы антропоцентризма предложена новая трактовка сущности человека как соотношения его представлений о себе, как центре освоенного им мира, и его представлений о собственных возможностях выхода за его пределы.

5. Обосновано использование в антропологии понятия «антропологическая константа» как формы рефлексивно-деятельностного самоопределения человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Идея антропоцентризма вытекает из естественного стремления человека реализовывать свои интересы любой ценой, но его основная проблема заключается в мере желаний и возможностей человека, незнание которой ведет его к бедам и неудачам. Представление о человеке в рамках антропоцентризма развивалось, в историко-культурном плане, от потребительской формы - полной зависимости от Бога (древние времена) к теоцентрической - стремлению соединиться с Богом (средние века), а от нее - к познавательной - стремлению познать Божью волю с помощью разума (Возрождение). Это развитие было обусловлено расширением практических возможностей человека и связанными с этим проблемами.

2. Выход человека из сферы обычной жизни (мезомир) в сферу микромира и мегамира вновь< поставил вопрос о мере его познавательных возможностей в масштабе бесконечности. Позиция И. Канта о принципиальной ограниченности этих возможностей* была преодолена Г. Гегелем, утвердившим в своей философии представление о всеохватывающем и абсолютном их характере. Тем самым, антропоцентризм получил предельную форму философско-теоретического развития, которая затем была распространена на социальную практику (Л. Фейербах, К. Маркс) и реализована на деле в виде великих проектов преобразования общества и природы. Однако, такой подход слишком дорого обходится человечеству как в социальной сфере (две мировые войны), так и в промышленности (экологическая катастрофа).

3. Постклассическая антропология, отрицающая традиционные формы человеческого самоопределения и выдвигающая лозунг свободного самоопределения, способна только выявить проблемное поле человеческого самоопределения в сложном смысловом и деятельном пространстве современной культуры. Но любое из ее многочисленных направлений может предложить решение этих проблем только в узком контексте человеческого самопознания, пригодного не для всех. Это значит, что главный антропологический вопрос о сущности человека остается-пока нерешенным.

4. Рассмотрение истории проблемы сущности человека позволяет по-новому трактовать ее в рамках парадигмы антропоцентризма - как соотношение представлений человека о себе, как центре освоенного им мира, и его представлений о собственных возможностях выхода за его пределы.

Именно потенциал этих возможностей задает содержание человеческого мира; именно развитие первого определяет развитие второго. Исторически, в каждую эпоху на первый план выдвигаются возможности определенного, зарекомендовавшего себя, типа самопознания, задающего определенную форму антропоцентризма (см. ниже). Общей тенденцией этого развития является расширение человеческих возможностей и человеческого мира, вплоть до глобальных масштабов. Этот процесс имеет циклическую схему, как возникновение и снятие противоречия между осознанными и неосознанными (табуированными) возможностями человека.

5. Необходимость введения в антропологию понятия «антропологическая константа» обусловлена явной недостаточностью классического определения человека через категориальную связку «сущность — явление», предполагающую однозначность и нормативность этой связи. Между человеком как сущностью и человеком как явлением лежит огромная сфера человеческого деятельностного самоопределения, в рамках которой он сам — адекватно или неадекватно — определяет и свою сущность, и себя как явление, и руководствуется этими определениями в своей жизни и деятельности. Формы этого самоопределения составляют отдельный пласт содержания культуры - организационный и самоорганизационный, - который до сих пор терялся между крайностями традиционного определения- форм культуры как материальных и духовных. Именно этот пласт и должен стать содержательным основанием понятия «антропологическая константа» как основной категории антропоцентризма. Представляется, что такой подход позволит локализовать проблематику культурного кризиса, выявить его подлинные причины и тем самым — наметить эффективные пути его устранения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть актуальны в сфере анализа антропологической проблематики в рамках парадигмы антропоцентризма как одного из определяющих методологических подходов современной философско-антропологической науки. Материалы работы могут быть использованы в общих и специальных курсах по философским и культурологическим дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались диссертантом на заседании отдела социально-гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного Федерального университета; на международной научно-практической конференции «Современное общество: проблемы, направления развития» (Ростов-на-Дону. 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 316 источников. Общий объем диссертации 142 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Никишина, Татьяна Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показывает,, что-смысл и назначение антропоцентризма меняется* в соответствии; с историко-культурными и- познавательными ориентирами.

Классическая парадигма антропоцентризма в западной философии есть выражение антропоцентрических взглядов- формирующихся в период античности и развивающихся вплоть до XVIII века: Антропоцентризм' был доминирующим; мировоззрением, человечества- на протяжении! многих веков; Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле, и- считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность,, все: остальные существа не имеют самостоятельной ценности: . .

Постклассическаяшарадигма антропоцентризма в: современной! западной философии претерпевает определенные изменения:, ©т положительной классической трактовки антропоцентризма философский, дисг курс приходит к отрицательному пониманию идеи центральности человека. Особое значение здесь играет развитие экосознания на Западе. Соотношение человек и природа, где человек выступает абсолютным центром, подвергается; постоянной; критике. Неустойчивость положения человека в мире во многом определяется доминантой культуры.постмодерна, состоящей^ идее освобождения человека: от каких бы то ни было традиций и авторитетов-, будь .то религиозные догмы или диктат разума. В культуре постмодерна в условиях плюрализма мировоззрений у человека усугубляется - ощущение абсурда, хаоса, мир; воспринимается; им как поток неопределенности, в котором отсутствует устойчивое и непреходящее.

При реализации антропоцентрической парадигмы, необходим иной подход к осмыслению сущности человека. Для этого требуется введение понятия антропологическая константа. Рассмотрение сущности человека посредством парадигмы антропоцентризма состоит в том, что человек является не только центром отношений человек и природа, но сам имеет собственный константный центр — антропологическую константу.

В соответствии с авторским пониманием места антропологической константы в парадигме антропоцентризма, человек является неким микрокосмом, оставаясь при этом также и центром культурного и природного бытия. Именно в человеке и через человека существует и функционирует культура. Человек, природа и культура — диалектическое единство противоположностей, которое не могут существовать друг без друга. Человек становится центральным воплощением природы и культуры в широком социальном контексте, во всем богатстве социокультурных отношений, и от него зависит сохранение гармоничности их отношений.

Мы надеемся, что предложенные идеи будут способствовать становлению парадигмы антропоцентризма и развитию философской антропологии в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Никишина, Татьяна Геннадьевна, 2008 год

1. Аббаньяно Н. Антропологическая проблема морали // Философские науки. 1991. N 11. С. 150-166.

2. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий М.: Республика, 1992.

3. Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 532-557.

4. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Российская академия наук, Институт философии. М.: Наука, 1992.

5. Агасси Д. Наука в движении// Структура и развитие науки.1. М., 1978.

6. Айер А.Дж. Человек как предмет научного исследования

7. Предисл. и пер. Е.Г. Рудневой) // Философские науки. 1991. N1. С. 120-136.

8. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.:1. Наука, 1977.

10. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск,1998.

11. Ю.Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988.

12. Антология исследования культуры. СПб., Т.1, 1997.

13. Аристотель. Поэтика // Сочинения: В 4 т. Т. 4 / Пер. с древне-греч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984.

14. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983.

15. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности. М., Академа, 2001.

16. Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.

17. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

18. Асмус В. Ф. Сократ // История античной диалектики. М., 1972.

19. Афанасьев Ю.Н. Понятие цивилизации во французской историографии. М. 1983.

20. Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989.

21. Балашов Ю.В. Антропные аргументы в современной космологии // Вопросы философии. 1988. N 7. С. 117-127.

22. Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г.К. Косикова, В.П. Мурат; общ. ред. и ст. Г.К. Косикова. М.: РИК «Культура»: Ad Marginem, 1994.- 302с.

23. Барт Р. Мифология// Барт Р. Избранные работы. М. 1994.

24. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

25. Батенин С.С. Человек в его истории. JL: Издательство Ленинградского университета, 1976.

26. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. Симпозиум. Доклады и сообщения. М., 1966.

27. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993 - №3.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.

29. Белинский В.Г. Человек, люди //Жемчужины мысли. Минск. 1991.

30. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика. 1994.

31. Бердяев И.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955.

32. Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики. М, 2003.

33. Бердяев Н. Философия свободного духа М., 1994.

34. Бердяев H.A. Дух и сила // Вестник РХД. Т. 155. Париж-М., 1989.

35. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

36. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. М., 2005.

37. Бердяев H.A. О русской философии. Свердловск, 1991.

38. Бердяев H.A. Самопознание. Л., 1991.

39. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

40. Бердяев H.A. Собр. соч. Т. 3. Париж, 1989.

41. Бердяев H.A. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991.

42. Бердяев H.A. Философия свободного духа. Париж, 1926. Т. 1.

43. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952.43 .Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. 1991. N 1.

44. Беркли. Философские заметки // Сочинения / Сост., общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского. М.: Мысль, 1978.

45. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

46. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.'- М.: Политиздат, 1990.-413 с.

47. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. Мн.: Харвест, 1999. С. 360.

48. Бубер М. Проблема человека // Я и Ты / Пер. с нем. Ю.С. Те-рентьева, Н. Файнгольда; Послесл. П.С.Гуревича. М.: Высш. шк., 1993.

49. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М. Изд-во «Республика». 1994.

50. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

51. Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986.

52. Бэкон Ф. О мудрости древних // Сочинения: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. A.JI. Субботина. М.: Мысль, 1978.

53. Вайнштейн О. Леопарды в храме: Деконструктивизм и культурная традиция // Вопросы литературы. 1989. - №12.

54. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М. 1991.

55. Велып В. Постмодернизм: Генеалогия и значение одного спорного понятия//Путь. 1992. №1.

56. Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории. М.: Наука, 1988.

57. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. М.: Юрист, 1995.

58. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1910.

59. Виндельбанд. От Канта до Ницше. 1998.

60. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

61. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972.

62. Гадамер Г. Истина и метод. М.: Наука. 1988.

63. Гайденко П. Экзистенциализм и проблема культуры, М.,1963.

64. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х т. М.: Мысль, 1970.

65. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа СПб.: Наука, 1992.

66. Гегель Г.В.Ф. Философия истории СПб.: Наука, 1993.

67. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. III. Ч. 3. М., 1956.

68. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974.

69. Гёльдерлин. Гиперион// Гёльдерлин Ф. Сочинения.- М., 1969.

70. Гердер Г.И. Идеи к философии истории человечества. М. 1976.

71. Глобальные вопросы. Электронный журнал ЮСИА, том 2, № 3, июнь 2005.

72. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1. / Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В.В.Соколов. М.: Мысль, 1989.

73. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.: Мысль, 1965.

74. Грамши А., Избранные произведения, т. 3, М., 1959.

75. Григорьян Б.Т. Философская антропология: критический очерк. М.: Мысль, 1982.

76. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986.

77. Грязнов М.П. Классификация, тип, культура. В кн.: Теоретические основы советской археологии. М. 1969

78. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: Университетская книга, 2000. 240 с.

79. Гулыга П.С. Философское постижение человека. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М. Издательство политической литературы. 1991. с.6.

80. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М. 1993.

81. Гуревич П. Человек как микрокосм // Общественные науки и современность. 1993. N 6.

82. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

83. Гуревич П.С. Уникален ли человек? // Философские науки. 1994. N1-3.

84. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики //Вопросы философии. 1995. N 8.

85. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философ-ского анализа // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

86. Гуревич П.С., Нарский И.С. Философская антропология французских «новых философов» // Философские науки. 1990. N4.

87. Гуревич П.С., Степин B.C. Философская антропология (Программа курса) // Философские науки. 1994. N 1-3.

88. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.

89. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

90. Данте Алигьери. Вопрос о воде и земле / http://lib.ru /POEZIQ/DANTE/dubia.txt.

91. Делез Ж. Различение и повторение. СПб., 1998. 358 с.

92. Демин М.В. Проблемы теории личности (социально-философский аспект). М.: Издательство Московского университета, 1977.

93. Деррида; Эссе об имени. М., 1998.

94. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

95. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.

96. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах// Новые идеи в философии. № 1. СПб., 1912. С. 77-79

97. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990.

98. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов: Издательство Ростовского университета, 1987.

99. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983.

100. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

101. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912.

102. Дюркгейм Э. Социология и теория познания// Новые идеи в социологии. СПб., 1914.

103. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А.Базарова. М.: Мысль, 1994.

104. Зиммель Г. Избранное в 2 тт. Т. 1. Философия культуры. -М.: Юрист. 1997.

105. Зуев С.Э. Гуманитарные исследования и культурная политика. М., 1994.

106. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета (критический очерк). М.: Наука, 1978.идеализм. //Сб. ст. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист. 1995.

107. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

108. Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. Париж 1987.

109. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 235 с.

110. ПО.Иовчук М.Т., Коган JI.H. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. -М, 1979.

111. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1966.

112. История и культурология. М., 1999.

113. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997.

114. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.

115. Казначеев В.П. Феномен человека: Космические и земные истоки. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991.

116. Пб.Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: Мецниереба, 1985.

117. Какабадзе З.М. Проблема отчуждения человека. Статьи, Тбилиси, 1972.

118. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

119. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

120. Камю А. Избранное: Пер. с фр. / Вступ. ст. С. Великовского; Ил. А. Еремина. М.: Издательство. 1990.

121. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. М.: Политиздат, 1990.

122. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М., 1999.

123. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане; Сочинения; т. 8. М., 1994.

124. Кант И. Основоположения метафизики нравов; Сочинения; т. 4. М., 1994.

125. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. М., 1994.

126. Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении? Сочинения, т. 8.М., 1994.

127. Кант; Основоположения метафизики нравов; Сочинения; 1994; т. 3.

128. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. М.: Республика, 1992.

129. Кассирер Э. Альберт Швейцер — критик современной морали XIX века// Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.

130. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. Сб.: Культурология. XX век. Антология. -М. 1995.

131. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философии человеческой культуры //Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

132. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.

133. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972.

134. Кимелев Ю.А. Современнаю буржуазная философско-религиозная антропология. Отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Мысль, 1985.

135. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П.Сартра // Вопросы философии. 1994. N 11.

136. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.

137. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

138. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

139. Коломиец Н.В. Проблема человека в локальной и глобальной типологии культуры: когнитивный аспект. Дисс. . д.ф.н. Ростов-на-Дону. 2006.

140. КонИ.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967

141. Кондрашин И.И. Истины бытия в зерцале сознания. Системный подход к диалектике менталитета. МЗ-ПРЕСС. Москва. 2001.

142. Константинов Ф.В. Маркс и гуманизм // Вопросы философии. 1983. N 10.

143. Конт О. Дух позитивной философии/ Антология мировой философии. В 4-х т. Т.З. М., 1971. с. 550.

144. Копалов В.И., Коновалова Н.П. Проблема взаимовлияния мировоззренческих систем Запада и Востока // Политика как фактор ускорения. Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1988.

145. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1980.

146. Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубря-кова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1997.

147. Кузанский Н. Избранные сочинения. М: Соцэкгиз, 1937.

148. Кузанский Н. Сочинения в 2 томах. Т.1.- М.: Мысль, 1979.

149. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1970.

150. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

151. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.

152. Курицын В. О сладчайших мифах //Знамя. 1995. - №4. -С.191-199;

153. Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура // Новый мир. 1992. - №2. - С.225-231.

154. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993.

155. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Под ред. Леонтьева В.М. М.: Издательство «Прогресс». 1990.

156. Леви-Стросс А. Структурная антропология. М., 1985.

157. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977.

158. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1998.

159. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

160. Лесков Л. Возможна ли эволюция Homo sapiens? // Общественные науки и современность. 1994. N 6.

161. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 159с.

162. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий / Ред-кол.: М.Б. Митин (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979.

163. Локк Дж. Избранные философские произведения, В 4-х тт. Т. 1,М., 1960.

164. Лосев А. Ф. Сократ // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5.

165. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

166. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988. N 10.

167. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Издательство Уральского университета; 1991.

168. Макиавелли Н. Государь. М. 1984. С.

169. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. «Природа», 1988, № 11.

170. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Але-тейя, 2000. 346 с.

171. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ М.: «Мысль». 1983.

172. Марков Б.В. Человек и глобализация мира. // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I /Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. Издательство «Петрополис», Санкт-Петербург, 2001.

173. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

174. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т. 3. М., 1983.

175. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т .42. М.: Политиздат, 1974.

176. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч 1.

177. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. 2-д изд. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1955.

178. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988.

179. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994.

180. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.1995.

181. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск. 1994.

182. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в Западной философии. М., 1988.

183. Марсель Г. Люди против гуманности (пер. с фр. Э.А. Гроссман) // Философские науки. 1994. N 1-3.

184. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избраннъе работы / Пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Г.М. Тав-ризян, М.: Издательство гуманитарной литерРтуру, 1994.

185. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Общ. ред. и вступ. ст. М.А.Дымника. М.: Госполитиздат, 1955.

186. МежуевВ.М. Культура и история. М., 1977.

187. Менегетти А. Онтопсихология: наука о субъективности. Перевод: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997.

188. Меркулов И.П. Когнитивная наука // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2. М., 2001. С. 264.

189. Методология и методы исследования культуры. Сб. научных трудов. Ленинград: ЛГУ. 1984.

190. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988.

191. Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологи-зации образования // Вопросы психологии. 1998. № 1.

192. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

193. Моисеев Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. 1992. N 3.

194. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. N 6.

195. Морфология культуры: Структура и динамика. М., 1994.

196. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972.

197. Назаретян А. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. 1992. N5.

198. Назаретян А. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные науки и современность. 1991.N6.

199. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1-2. Казань, 1905-1906.

200. Никитич Л. Ценности гуманизма универсальны // Общественные науки и современность. 1991. N 6.

201. Нисида Китаро: буддистско-конфуцианско-западный синкретизм // История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997.

202. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989.

203. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2 / Пер. с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. М.: Мысль, 1990.

204. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Издательство Московского университета, 1990.

205. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука. 1996.2060 человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991.

206. Онтопсихология: наука о субъективности Мир Психологии. Онтопсихология: наука о субъективности А. Менегет-ти/Ьйр:// psychology.net.ru.

207. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.

208. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3-4.

209. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

210. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Что такое философия? М.: Наука, 1991.

211. Панарин A.C. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания// Панарин А. С. К реконструкции "Второго мира". Цивилизация против истории.

212. Пархоменко И.Т., Радугин A.A. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.

213. Паскаль Б. Мысли о религии. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.

214. Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М., «Правда», 1989.

215. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; Примеч. А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993.

216. Плеханов В.Г К вопросу о роли личности в истории. М. 1976. С. 22.

217. Плотин Избранные трактаты в 2 т. Т. 2. М.: 1993.

218. Режабек Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности. Вопросы философии. 2002. № 1.

219. Режабек Е.Я. В поисках рациональности. М., 2007.

220. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

221. Розов М.А. Знание и механизмы социальной занятости/ На пути к теории научного знания. М.Т984. С. 178-197.

222. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма // Философские науки. 1992. N 3.

223. Сафонов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.

224. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992.

225. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм / Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева: М.: Политиздат, 1989.

226. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL: Издательство Ленинградского университета, 1989 .

227. Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988.

228. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.

229. Соловьев Э. Проблема философии истории в поздних работах Канта. Л., 1978.

230. Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм // Вопросы философии, 1966, № 12; 1967, № 1.

231. Сорокин П. О концепциях основоположников цивилизаци-онных теорий. В кн.: Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Ерасова Б.С. М.: Аспект Пресс. 2001. С.39.

232. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высш. шк., 1992.

233. Столович Л.Н. Искусство и игра / Эстетика. М., 1987.

234. Тарнас Р. История западного мышления: Пер. с англ. Т.А. Азаровича. М.: Изд. Дом "Крон-Пресс", 1995. - 444 с.

235. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

236. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965.

237. Тойнби А. Постижение истории. М. 1991.

238. Токарев С.А. Венская школа этнографии // Вестник истории мировой культуры. 1958. № 3.

239. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

240. Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

241. Трубецкой E.H. Смысл жизни. Берлин, 1922.

242. Уайтхед А.Н. Приключения идей // Избранные работы по философии: Пер. с англ. / Сост. И.Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990.

243. Ф. де Ларошфуко. Максимы. Б. Паскаль. Мысли. - Ж. де Лабрюйер. Характеры, М., 1974.

244. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. М.: Высш. шк., 1993.

245. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия/Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

246. Фоллмер Г. Мезокосмос и объективное познание. (О проблемах, которые решены эволюционной теорией познания)// Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 6. С. 48.

247. Фрайер П.Г. Альберт Швейцер. Картина жизни. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с нем. С.А. Тархановой. Послесл. В.А. Петрицкого. М. 1984.

248. Франк С.Л. Духовные основы общества // Русское зарубежье. Л., 1991.

249. Франк С.Л. Реальность и человек. Париж, 1956.

250. Франк С.JI. Свет во тьме. Париж, 1939 С. 123.

251. Франк C.JI. Сочинения. М., 1990.

252. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Перевод с немецкого. В 2-х книгих. Кн. 1. Тбилиси: Мерани. 1991. С. 194.

253. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М., 1989. С.95.

254. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991.

255. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.

256. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.

257. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Политиздат, 1983.

258. Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человековедение (общая антропология). Программа курса // Философские науки. 1994. N 4-6.

259. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф.Швейника; Общ. ред. и послесл. П.С.Гуревича. М.: Прогресс, 1990.

260. Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992.

261. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н.И.Войскунской, И.И. Каменкович; Общ. ред. и вступ. ст. В.И.Добренькова. М.: Прогресс, 1986.

262. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина. М. 2004.

263. Фуко М: Что такое автор? // Лабиринт. 1991. №3. - С. 2943.

264. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

265. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

266. Хайдеггер М. Время-картины мира. Поворот // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986.

267. Хайдеггер М. Европейский нигилизм; Письмо о гуманизме // Проблема человека в Западной философии. М., 1988.

268. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. ,

269. Хайдеггер М.' Пирьмо о гуманизме/ТВремя и бытие. М.,1993. 271". Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: Пер. снем. / Сост., пер., вступ. ст., примеч. A.B. Михайлова. М. 1992.

270. Хайдеггер М. Что такое метафизика?; Вопрос о технике; Наука и осмысление; Время картины мира; Поворот // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

271. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. №11.

272. Хеизинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М.Тавризян. М., 1992.

273. Хейзинга И. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1987.

274. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Homo ludens: М., 1999.

275. Хомяков A.C. Собрание сочинений. Т. I. М., 1902.

276. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии, 1997, №6.

277. Шапинский В.А., Рапинская Е.М. Постановка и разработка культурной маргинальное™ теоретиками постмодернизма // Постмодернизм и культура: Сб. статей / АН СССР. М.: Наука, 1991.

278. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру, пер. с нем., М., 1964.

279. ШелерМ. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

280. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова; Под ред. A.B. Денежкина. М. 1994.

281. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988.

282. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

283. Ширшов И. Динамика культуры. Минск, 1980.

284. Школенко Ю. Безграничность гуманизма // Общественные науки и современность. 1992. N 4.

285. Эко У. Острова накануне // Иностранная литература. 1999. - № 2.

286. Экхарт Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

287. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

288. Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия, 1982, №2.

289. Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. — М.: Высш. шк., 1995.

290. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / Предисл. A.B. Брушлинского. М. 1994.

291. Ян Шепаньский. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

292. Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

293. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Издательство «Республика». 1994.

294. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

295. Arend A. The Human Condition. Chicago. 1958.

296. Arend A. The Life of Mind. V. 1-2. N.Y. -L. 1978.

297. Arend A. Vita activa, jder Vom tatigen Leben. München. 1960.

298. Barth К. Der Römerbrief. München, 2001.

299. Bock, Kenneth. Human Nature Mythology. Champaign: University of Illinois Press, 1994.

300. Buber M. Bilder von Gut und Böse. Heidelberg, 1964.

301. Buber M. Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1948.

302. Buber M. Zwei Reden. Heidelberg, 1962.

303. Bultman R. Neues Testament und Mythologie. Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentischen Verkündigung. Tübingen, 1996.

304. Cassirer E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Leipzig, 1927.

305. Childe V.G. Social Evolution. N.Y., 1951.

306. Heidegger M. Der Europaische Nihilismus. Pfiilingen, 1967.

307. Evolution and Human Values. Edited by Robert Wesson and Patricia A. Williams. Amsterdam/Atlanta: Value Inquiry Book Series, 1995.

308. Finney, Ben. Cosmic Humanities? // Anthropology Newsletter. 1994. Vol.35. No.8.

309. Http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=l&id=138

310. Michrina, Barry. Boundaries between Humanism and Science // Anthropology Newsletter. 1996. Vol.37. No.3.

311. Midgley, Mary. Beast and Man: The Roots of Human Nature. New York: New American Library, 1980.

312. Vila-Cha, Joao J. Humanism and Anti-humanism. Aspects of a Contemporary Debate // XIX World Congress of Philosophy (August 22-28, 1993, Moscow). Book of Abstracts. In 2 vols. Vol.2. Section 20. Moscow, 1993.

313. Wautischer, Helmut. The Pursuit of Autonomy: Interdisciplinary Observations of Human Consciousness // Social Neuroscience Bulletin. 1993. Vol.6. No.4.

314. Wright Q. A Study of War. Chicago, 1941.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.