Проблема агрессии в контексте идей философской антропологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Жарова, Марина Николаевна

  • Жарова, Марина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 177
Жарова, Марина Николаевна. Проблема агрессии в контексте идей философской антропологии: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2001. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Жарова, Марина Николаевна

О 1 I ТТП /Л ТТ ГЧ Г«ТТ ГТ Л'ПГЛ/ЛЛ АТТГТ ТЮПГЛТ»Л1|,Л Q Ч

1ииилшил aipcttflii чсливсла. oj

2.2. Многообразие индивидуальных форм агрессии

1.5. Социокультурные механизмы аг рессии. .г^уто агрессия. iz.u

2.4. Агрессия в условиях нестабильности общества.

2.5. Агрессия - элемент обыденной культуры.

1 А I I ílll '1 f "II - ■' I I . ¥ < rlI'lAílH/lrl I I I r/Л *т Г1 I -Г* II . -II ' I. 41 Ч / z.u. iхсрои^лиасш шры/^ии челив^ла в ivjлиi^pü. í~>i

А Г/ТГТГ\ТТПТТТГП 1 т

3/\I4J 1R7ЧСПКШ 10 /

ГЧТГЮ/ЛТГ ТТТХТ^ГТТ» А Т'Л 7Т1Т Т 1 /Гг»

ЛУ1 i I^rAi У Í DI iuy

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема агрессии в контексте идей философской антропологии»

Актуальность темы исследования

Проблема агрессии человека была на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность ее определяется, прежде всего, значимостью деструктивных последствий для общества и человека каждого акта агрессии, их многосторонней разрушительной силой.

В конце XX века актуальность научного исследования агрессии приобрела особую значимость в связи с происходящими в большинстве государств нашей планеты социально-политическими, социально-экономическими и другими видами преобразований, влекущих за собой разнообразные конкретные формы проявления агрессии. Начавшиеся в России в 80-90-е годы XX века социальные преобразования, повлекшие за собой разрушительные последствия во всех сферах жизни общества и личной жизни каждого из граждан, подняли проблему агрессии на уровень проблемы выживания страны.

Имеющиеся достижения научной рефлексии о сущности агрессии, условий и форм ее проявления, особенности ее разрушительного воздействия на общество в целом и личность каждого человека в отдельности, раскрывали все новые грани этого явления и ставили новые вопросы для дальнейших научных исследований. Феномен человеческой агрессии рассматривался с философской, культурологической антропологической, юридической, патопсихологической, психологической, политической, социологической, биологической и других точек зрения. Агрессия человека в современной философской антропологии и культурологии до настоящего времени не выделена в самостоятельную проблему. Философские аспекты проблемы человеческой агрессии в большей или меньшей мере рассматриваются в контексте проблем деструк-тивности человека, морального зла и насилия. По мере развития науки от этапа частных теорий отдельных дисциплин до современного этапа комплексных исследований, синергетического подхода к рассматриваемой проблеме формировалось понимание того, что агрессия человека - феномен, являющийся предметом междисциплинарного научного исследования.

Таким образом, проблема агрессии человека является междисциплинарной в современной науке, требует философского осмысления, а ее решение жизненно важно для современного общества и каждого человека.

Степень научной разработанности проблемы

В истории философской и религиозной мысли проблема деструктивных проявлений человека разрабатывалась многими учеными. Понятие агрессии появилось в науке в конце Х1Х-начале XX века, поэтому проблема агрессии, с одной стороны достаточно молода, с другой стороны - довольно стара. Она существует с того момента, как человек начал предпринимать попытки осмыслить свое место в окружающем мире и понять свою сущность.

Различные формы человеческого поведения, относимые в современной науке к феномену агрессии, отмечались и подвергались научному анализу уже первыми мыслителями древности (Аристотель, Платон, Сократ, Заратустра и их последователи). В более поздние века практически все мыслители в большей или меньшей степени касались проблемы насилия, враждебности, зла, агрессии. Различные аспекты враждебности человека в обществе, насилия, злобности (культурологический, историко-философский, этический, социологический, теологический и др.) рассматривали такие философы как Мэн-Цзы, Сюнь-Цзы, В.К.Г.Лейбниц, Я.Бёме, И.Кант, Ж.-Ж.Руссо, Т.Гоббс, Ф.Ницше, К.Маркс, В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Сорокин, А.П.Назаретян, Т.Г.Румянцева, М.Л.Бутовская, А.П.Скрипник, В.С.Поликарпов, биологи и этологи Ч.Дарвин, У.Джеймс, У.Мак-Дугалл, Д.Моррис, И.Эйбл-Эйбесфельд, К.Лоренц, психологи З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг, А.Адлер, С.Розенцвейг, А.Бандура, Л.Бертковитц, А.Басс, Х.Кауфман, Р.Бэрон, С.Фешбек, Г.М.Андреева, А.А.Реан, А.И.Тащева, историки и антропологи А. де Токвиль, Э.Тэйлор, Ю.М.Бородай, юристы и криминалисты А.П.Антонян, М.И.Еникеев,

В.Е.Эминов, В.А.Верещагин, психиатры и сексопатологи А.О.Бухановский, В.В.Бураков и другие.

Проблема агрессии человека разрабатывалась в значительной степени зарубежными учеными, в первую очередь психологами, социологами, философами. В нашей стране в советский период проблема человеческой агрессии актуальной не считалась, и агрессивные формы поведения человека рассматривались как делинквентные в рамках педагогической и криминалистической наук.

Наиболее активно агрессия как проблема для многих научных дисциплин стала разрабатываться в России с конца 80-х годов XX века. Поистине революционное значение для понимания человеческой агрессии приобрело использование синергетического подхода к изучению агрессии и создание культурологической концепции роли агрессии в истории человеческой культуры А.П .Назаретяном.

Объем накопленных знаний в науке позволяет рассмотреть проблему агрессии человека в новом, философско-антропологическом и культурологическом аспекте.

Цели и задачи диссертационного исследования

Общая цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики проявлений агрессии человека в контексте идей философской антропологии на индивидуальном уровне в связи с культурно-историческими изменениями в обществе.

Поставленная цель достигается пу тем решения следующих исследовательских задач:

- представить философско-кулыурологическую интерпретацию феномена агрессии человека в истории гуманитарной мысли;

- выявить природу агрессии как аспекта родовой сущности человека и социокультурного явления через ее функциональное значение в культурно-историческом развитии человека и общества;

- фиксировать типы, конкретные формы и социокультурные механизмы проявления агрессии человека как субъект-субъектного отношения в различные исторические периоды жизни общества;

- обосновать неизбежность проявления агрессии человека;

- показать возможные пути предотвращения негативных последствий проявления человеческой агрессии и коррекции ее на уровне индивида.

В задачу исследования не входит анализ таких видов агрессии как политическая, экономическая, военная.

Теоретико-методологическая основа исследования

В диссертационном исследовании использовались метод сравнительного анализа, системный подход, метод причинно-следственных связей, конкретно-исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, си-нергетический подход.

Теоретическую базу диссертации составили работы философов, культурологов, антропологов, социологов, криминологов, конфликтологов, психологов, этологов, а также статистические данные по основным видам агрессивного поведения человека.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- представлена философско-культурологическая интерпретация феномена агрессии человека в истории гуманитарной мысли;

- выявлена природа агрессии как аспекта родовой сущности человека и социокультурного явления через ее функциональное значение в культурно-историческом развитии общества;

- зафиксированы типы, конкретные формы и социокультурные механизмы проявления агрессии человека как субъкт-субъктного отношения в различные исторические периоды жизни общества;

- обоснована неизбежность проявлений агрессии человека;

- показаны возможные пути предотвращения негативных последствий проявления человеческой агрессии и коррекции ее на уровне индивида.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сравнительно-аналитический анализ основных подходов к феномену агрессии человека в истории гуманитарной мысли позволил представить ее философско-культурологическую и философско-антропологическую интерпретацию. Проведенный сравнительный анализ понятий «агрессия», «агрессивность», «насилие», «враждебность», «жестокость», «деструктивность», позволил выявить различные аспекты рассматриваемого явления, отраженные в приведенных понятиях. Агрессия как философско-антропологическая категория отражает родовое качество человека и является характерной чертой его поведения. С точки зрения философской антропологии и философии культуры, - это вид деятельности, при котором поставленная цель достигается деструктивными методами.

2. Отличительными особенностями агрессии человека являются:

- может носить адресный или генерализованный характер;

- имеет направленность на себя или на внешний для субъекта мир;

- используются все доступные человеку виды воздействия на объект;

- субъект и объект могут изменять свои роли на противоположные.

3. Природа агрессии как социокультурного явления наиболее ярко проявляется в обыденной жизни человека. Выявлены функции:

- Жизнеобеспечивающая. Агрессия является необходимым компонентом процесса удовлетворения социокультурных потребностей человека. Она осуществляется на всех уровнях взаимодействия людей в обществе - от межличностного до взаимодействия больших социальных общностей.

- Регулятивная. Агрессия является антропологической основой процесса аккультурации в обществе. Она качественно преобразует социокультурные системы (человека и общество), путем изменения критериев нравственного поведения людей.

Социокультурным ограничителем агрессии человека является мораль, дифференцирующая культур-антропологические формы агрессии на социально-приемлемые и социально-неприемлемые. Их критерием может служить степень деструктивности.

4. Предлагаемая типология агрессии включает 8 типов отношений человека в социокультурной реальности. Традиционно выделяемые в науке виды физической, психической, духовной агрессии присутствуют во всех ее формах в неразрывном единстве. Предлагаемая типология позволяет рассматривать агрессию человека во всем многообразии ее форм с учетом социокультурных параметров, как общества, так и человека на всех этапах эволюционного развития.

Направленность агрессии человека во внешний мир или на самого себя является основанием для объединения конкретных форм агрессии в две большие группы: агрессия по отношению к внешнему миру или агрессия по отношению к самому себе.

По протяженности во времени формы агрессии могут быть кратковременными и пролонгированными.

В различных типах культур (первобытной, архаической и современной) выявляются монокультурные и поликультурные формы.

Главным условием проявления агрессии как культур-антропологического явления выступает нестабильность общества и человека.

5. Агрессия имеет биосоциальную сущность. Она имеет материальную, биофизиологическую основу. Возможности социального обучения и влияния на процесс проявления человеческой агрессии ограниченны. Ее можно умерить, блокировать, но полностью избежать невозможно.

6. Пути ограничения проявлений агрессии человека и предотвращения негативных последствий такие: на личностном уровне - это формирование оптимистического отношения к жизни, использование в межличностном общении такого социально-психологического средства как юмор; на уровне социума - это развитие законодательно-правовой сферы в направлении ограни9 чения агрессии, а также целенаправленное формирование культуры в этом же направлении.

Научная и практическая значимость работы:

Материалы предлагаемого исследования представляют агрессию как современный общекультурный феномен, тем самым, вводя ее понимание в систему культурологического и философско-антропологического понятийного аппарата.

Идеи и выводы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теории культуры, философской антропологии, этике, социологии, психологии, педагогике, криминалистике. Они могут послужить концептуальной основой для практических и теоретических разработок в сферах проявления агрессии, охватывающих все стороны жизнедеятельности человека в мире.

Апробация работы

Основные положения диссертации обсуждались на 2-х международных конференциях, отделе социальных и гуманитарных дисциплин СевероКавказского научного центра высшей школы. Основное содержание исследования раскрыто в 5 публикациях, общим объемом 1,2 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Жарова, Марина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, предложенные во введении положения новизны можно считать обоснованными, а представленные тезисы доказанными. Понятие «агрессия» междисциплинарно и его можно рассматривать как философско-антропологическую категорию. Она отражает родовое качество человека и является характерной чертой его поведения в рамках субъект-субъектных отношений. Агрессия, с точки зрения философской атропологии и философии культуры, - это вид деятельности, при котором человек достигает поставленной пели дестттстивными методами. В опое деленном смысле пооявления агрессии неизбежны в любом виде деятельности. Выделены отличительные особенности агрессии человека, состоящие в том, что она может иметь как адресный, направленный на конкретный объект характер, так и генерализованный; может быть направлена как на внешний для субъекта мир, так и на самого субъекта агрессии; роли субъекта и объекта могут в процессе агрессивного акта изменяться на противоположные; используются все доступные человеку виды воздействия на объект.

Агрессия имеет биосоциальную сущность и проявляется в конкретных культур-антропологических формах, как кратковременных, так и пролонгированных. По принадлежности к типу культуры формы агрессии подразделяются на монокультурные и поликультурные.

Агрессия выполняет функции жизнеобеспечения и регулятивную. Она является необходимым компонентом процесса удовлетворения социокультурных потребностей человека на всех уровнях взаимодействия людей в обществе. Агрессия качественно преобразует социокультурные системы, являясь антропологической основой процесса аккультурации. Мораль общества является социокультурным ограничителем агрессии человека, дифференцирующим культур-антропологические формы агрессии на социально-приемлемые и социально-неприемлемые.

168

Предложенная типология агрессии позволяет рассматривать агрессию человека во всем многообразии ее культур-антропологических форм с учетом социокультурных параметров, как общества, так и человека на всех этапах эволюционного развития.

Главным условием проявления агрессии человека как культур-антрополо-гического явления является его состояние нестабильности как биосоциальной системы, причем возможности социального научения достаточно ограниченны. Наиболее перспективным путем ограничения проявлений агрессии человека и уменьшения негативных последствий является гуманизация человека и его отношений с окружающим миром и формирование культуры общества в этом направлении.

Дальнейшие перспективы разработки этого направления изучения агрессии человека связаны как с успехами частных наук в выявлении природы агрессивности человека, так и с постижением социокультурных механизмов блокирования ее проявлений в процессе гуманизации межчеловеческих отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жарова, Марина Николаевна, 2001 год

1. Амфитеатров A.B. Дьявол. М.: ИЦ МП «ВНК». 1992.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.

3. Антонян Ю.М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997.

4. Антонян Ю.М., Верещагин В.А., Потапов С.А., Шостакович В.В. Серийные сексуальные убийства. Учебное пособие / под ред. Ю.М.Антоняна. -М.: МОИ МВД России. Изд-во «Щит М», 1997

5. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. -М.: Юристъ, 1996.

6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна М.: Аспект Пресс, 1998.

7. Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие: Руководство к изучению священного Писания Нового Завета. Санкт-Петербург: «Сатисъ». 1995.

8. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Тоицкая Сергеева Лавра, 1994.

9. Бажанов C.B. Организация раскрытия и расследования латентных серийных преступлений прошлых лет, совершенных лицами с ущербной психикой.// сб. Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы «2-й

10. Международной конференции (15-17 сентября 1998г.; Ростов-на-Дону, Россия). Ростов-н/Д.: Изд-во ЛНРЦ «Феникс», 1998.

11. Бородай Ю.М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

12. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И. Основы религиоведения./ под ред. И.Н.Яблокова. М.: Высшая школа, 1998.

13. Бураков В.В., Бухановский А.О. Серийные преступления: подходы и дефиниции. // сб. Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы2.й Международной конференции (15-17 сентября 1998 г.; Ростов-на-Дону, Россия). Ростов-н/Д.: Изд-во ЛНРЦ «Феникс», 1998.

14. Бутовская М.Л.Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека.// Общественные науки и современность, 1998,№6.

15. Бутовская МЛ. Современная этология и мифы о нарушенном балансе агрессии торможения у человека. // Общественные науки и современность, 1999, №4.

16. Бутовская МЛ. Эволюция агрессии и примирения у приматов и человека. // Социальная антропология на пороге XXI века,- М.,1998.

17. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

18. Витюк В.В.Терроризм постперестроечной эпохи.// СоцИс. 1993.№7.

19. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты.

20. Гримак Л.П. Гипноз и преступность. М.: Республика, 1997.

21. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна. Вступит.статья // Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М., 1974.

22. Гуревич П.С., Шокуев К.Б. Философская антропология. Нальчик: «Эльбрус», 1986.

23. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М., 1974.

24. Далай-лама XIY (буддийский монах Тензин Гьяцо). Буддизм Тибета: Пер. с англ. и тиб./ Сост. и отв.ред. А.Терентьев. Москва-Рига: Нартанг-Усунс., 1991.

25. Денисов В.В. Социология насилия. М., 1975.

26. Дмитриев A.B., Залысин И.Ю. Насилие: социально-политический анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.

27. Дубинин Н.П., Кирпец И.И., Кудрявцев В.Н.; Генетика, поведение, ответственность. М.,1982.

28. Дюркгейм Э. Самоубийство.// Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв. Хрестоматия./ сост. и отв. ред. В.И.Добреньков, Л.П.Беленкова. -М.,1994.

29. Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется.//Знание сила, 2000, №7.

30. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М.: Аспект-Пресс, 1996.

31. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы. Курс лекций. Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1994.

32. Иванов В. Дионис и прадионисейство // Эсхил. Трагедии. М., 1989.

33. Иванов М. Хряк! // «Мегаполис-Экспресс», №40 от 8.10.97.

34. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на книгу бытия. Т.1. М.: Изд-во «Посад». 1993.

35. Иллюстрированная история религий в 2 т./ под ред. Проф. Д.П. Шанте-пи де ля Соссей. Спасо-преображенский Валаамский монастырь, Российский фонд мира, 1992.

36. История крестовых походов/Пер. с англ.Е.Дорман. М.:КРОНН-ПРЕССД998.

37. Каневский Л. Каннибализм. М.: КРОН - ПРЕСС, 1998

38. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., Аспект Пресс, 1996.

39. Кибрик Н.Д., Ягубов М.И. Агрессия и сексуальная дисфункция у мужчин. // сб. Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы «2-й Международной конференции (15-17 сентября 1998 г.; Ростов-наДону, Россия). Ростов-н/Д.: Изд-во ЛНРЦ «Феникс», 1998.

40. Конфликтология./ Под ред. А.С.Кармина. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

41. Корнилов М.Н. Насилие и агрессия в контексте японской культуры. // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Природа насилия. Ежегодник РАН ИНИОН. -М., 1995.

42. Кудрявцев И.А. Психопатология и психология сексуальных агрессоров, //сб. Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы «2-й Международной конференции (15-17 сентября 1998 г.; Ростов-на-Дону, Россия). -Ростов-н/Д.: Изд-во ЛНРЦ «Феникс», 1998.

43. Лалаянц И. Слово генетике. // Знание - сила, 2000, №7.

44. Лем С. Возвращение со звезд. Собр.соч., Т.2, М.1992.

45. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. т. 18.

46. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. М. Изд. группа «Прогресс», «Универс» 1994г.

47. Лысак И.В. Деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. Автореферат на соискание ученой степени кандидадата философских наук. Ростов-на-Дону, 1999.

48. Ляхов Е.Г. Политика терроризма политика насилия и агрессии. М., 1987.

49. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Питер, 1996

50. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

51. Мишо Г. История крестовых походов. М.: Алетейа, 1999.

52. Моисеев H.H. Современный антропоцентризм и цивилизационные разломы (эколого-политический анализ).// Социально-политический журнал. 1995 .№4.С.62-76.

53. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

54. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика исторического прогресса): М., 1996.

55. Назаретян А.П.Векторы исторической эволюции. // Общественные науки и современность. 1999. №2.

56. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс?// Вопросы философии. 1992. №З.С.82-94.

57. Назаретян А.П. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе.// сб. Синергетика и образование / отв.ред. д.м.н., проф. В.С.Егоров. -М.: Гнозис, 1997.

58. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги.// Общественные науки и современность. 1997.№2.С.91-98.

59. Назаретян А.П. Синергетика, когнитивная психология и гипотеза техно-гуманитарного баланса. // Общественные науки и современность, 1999, № 4.

60. Назаретян А.П. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов. // Общественные науки и современность. 1993. №3.

61. Парнов Е.И. Трон Люцифера. Критические очерки магии оккультизма. -М„ 1985.

62. Платонов К.К Структура и развитие личности. М.: «Наука», 1986.

63. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Мысль, 1979.

64. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихо-логии). -М.,1974.

65. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

66. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика - Пресс, 1996.

67. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. Том 17. 1996, №5.

68. Реан А.А., Коломинский Я.Я Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999.

69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком. 1998.

70. Румянцева Т.И. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск: Изд-во Университетское, 1991.

71. Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. СПб: Изд-во Лань, 1997.

72. Саййид Мджтаба Рукни Мусави Лари. Молодежь и нравственность.: Пер. с арабск. под рук. д.филос.н. Рафика Алиева. Баку, Центр исламо-ведческих исследований «Иршад», 1993.

73. Секст Эмпирик. Против ученых.// Соч. в 2 т. М., 1976, Т.2.

74. Син-Юнь. Буддизм в нашей жизни. Пер. с китайского. Санкт-Петербург: «Андреев и сыновья», 1993.

75. Скворцов Л.В. Насилие и проблема надежности бытия. // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Природа насилия. Ежегодник РАН ИНИОН. -М., 1995.

76. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992.

77. Советский энциклопедический словарь. М.,1980.

78. Современная философия: Словарь и хрестоматия./ отв.ред.д.филос.н. В.П.Кохановский Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

79. Социология молодежи. Под ред.проф.В.Т.Лисовского. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.

80. Тащева А.И. Семейное насилие как поведенческое проявление агрессии, //сб. Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы «2-й Международной конференции (15-17 сентября 1998 г.; Ростов-на-Дону, Россия). -Ростов-н/Д.: Изд-во ЛНРЦ «Феникс», 1998.

81. Толкунова А.Л. Похитители разума. М., 1980.

82. Уголовный Кодекс РФ. 1996.

83. Феррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. М.: Прометей. 1991.

84. Философская Энциклопедия. М., 1964, т.З

85. Философский энциклопедический словарь/ Гл.редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов М.: Сов.Энциклопедия, 1983.

86. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // сб.Сумерки богов / Сост. и общ. ред. Яковлева A.A. М.: Политиздат, 1989.

87. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. // Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений. Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Просвещение, 1989.

88. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Изд-во «Республика», 1994.

89. Фромм Э. Психоанализ и религия. // сб.Сумерки богов / Сост. и общ. ред. Яковлева A.A. М.: Политиздат, 1989.

90. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.,1985.

91. ЮО.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т.1.

92. Холличер В. Человек и агрессия.М., 1975.

93. Христианство: энциклопедический словарь. В 2 Т.: Т.1: А-К / Ред.кол.: Аверинцев С.С. (гл.ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

94. ЮЗ.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.

95. Bandura A. Aggression: Social learning analysis. N.Y., 1973.

96. Bandura A. Psychological mechanisms of Aggression: Theoretical and Meth odological Issues. V.l./ Ed. by R.G.Geen, E.I.Donnerstein. Academic Press, 1983.

97. Юб.Вагоп R. Human Aggression. New York.,1977. 107.Bass A. The Psychology of Aggression. N.Y., 1961.

98. Berkowitz L, The Concept of Aggression.// Multidisciplinary approaches to aggression research /Ed. by P.F.Brain, D.Benton., 1981.

99. Johnson R.N. Aggression in Man and Animals. Philad., 1972.

100. Moyer K. The Psychology of Aggression. N.Y., 1976.111 .Mueller Ch. Environmental stressors and Aggressive Behavior // Aggression. Theoretical and Empirical Reviews / Ed. by R.G.Geen, E.I.Donnthstein. V.2. Academic Press, 1983.

101. Rohner R.P. Sex differences in Aggression: Phylogenetic and unculturation perspectives// Ed. by R.G.Geen, E.I.Donnthstein. V.2. Academic Press, 1983.

102. Rotter J.B., Phares G.E. Applications of social learning, theory of personality, New York: Holt, Rinehast and Winston, 1972.

103. Skinner B.F. About behaviorism. New York: Knopf, 1974.

104. Taylor S., Leonard K. Alcohol and Human Physical Aggression // Aggression. Theoretical and Empirical Reviews / Ed. by R.G.Geen, E.I.Donnthstein. V.2. Academic Press, 1983.

105. Tedeschi J. Social Influence Theory and Aggression.// Aggression. Teoreti-kal and Methodological Issues.V.l. / Ed. by R.G.Geen, E.I.Donnerstein. Academic Press, 1983.

106. Tedechi J., Smith R., Brown R. Reinterpretation of Research on Aggression // Psychological Bulletin, 1974, V.8. № 9.

107. Tedeschi J., Shlenker B., Lindskold S. The Social Influence processes. Chicago, 1972.

108. The Natural History of Aggression // Proceedings of Simposium held at British Museum.// Ed. by J.D.Carthy and F.G.Ebling.,L.1964.

109. VolhardE. Kannibalismus. Stuttgart, 1939.

110. White J. Sex and Gender Issues in Agression. Research.// Aggression. Theoretical and Empirical Reviews / Ed. by R.G.Geen, E.I.Donnthstein. V.2. Academic Press, 1983.

111. Zilmann D. Hostility and Aggression. N.Y., 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.