Принципы традиционной японской "эстетики мимолётности" в современном дизайне интерьера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Третьякова, Мария Сергеевна

  • Третьякова, Мария Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 161
Третьякова, Мария Сергеевна. Принципы традиционной японской "эстетики мимолётности" в современном дизайне интерьера: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Екатеринбург. 2012. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Третьякова, Мария Сергеевна

Оглавление

Введение

1. АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ

1.1. Становление японской эстетической традиции

1.2. «Мимолётность» как основная категория японской

эстетики

1.3. «Мимолётность» в Японии и Китае: сравнительный анализ традиционных интерьеров

2. ПРИНЦИПЫ «ЭСТЕТИКИ МИМОЛЁТНОСТИ» В СОВРЕМЕННОМ ЯПОНСКОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

2.1. Развитие концепций проектирования в Японии

второй половины XX века

2.2 Принципы «эстетики мимолётности» в формировании

пространства в современном японском дизайне

2.3. Принципы «эстетики мимолётности» в проектах вещей

3. АДАПТАЦИЯ ПРИНЦИПОВ «ЭСТЕТИКИ МИМОЛЁТНОСТИ» В ЗАПАДНОМ И РОССИЙСКОМ ДИЗАЙНЕ 2000-х гг.

3.1. «Исчезновение» реальности как точка пересечения

концепций проектирования в Японии и странах Запада в 2000-е гг.

3.2. Принципы «эстетики мимолётности» в западном

дизайне интерьера 2000-х гг

3.3. «Эстетика мимолётности» в России: рекомендации

по работе с традицией в современном дизайне интерьера

Заключение

Библиография

Источники иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы традиционной японской "эстетики мимолётности" в современном дизайне интерьера»

Введение

Актуальность исследования.

В современной экономической ситуации в России все острее ощущается необходимость рационального потребления ресурсов, заявляют о себе экологические проблемы, что делает обоснованными и необходимыми минималистские решения предметных форм. В связи с этим актуально исследование опыта развития дизайна в Японии - страны, существующей в жестких климатических условиях и создавшей на протяжении последнего тысячелетия выразительную эстетику, которая не только украшает жизнь людей, но и облегчает их существование.

Экологизм и минимализм - это тот вклад, который дизайн способен внести в развитие отечественной экономики. Как считал Дж. Нельсон, «если дизайнеры не обоснуют экономическую целесообразность своей деятельности, ...они останутся, "экзотической прислугой"» [94]. Говоря о японском дизайне, экономист Дж. Хескет отмечает: «...то, что японское правительство способствовало становлению дизайна и внедрению дизайнерской деятельности в промышленность и торговлю, представляет замечательный пример того, как правительство может поддержать развитие производства». И далее: «Опыт Японии был использован в Корее и на Тайване, что способствовало росту экономики этих стран» [94].

Использование опыта японского дизайна представляется перспективным с точки зрения формирования российской школы дизайна, специфика которой учитывала бы требования современного рынка и продолжала разрабатывать теорию, основу которой заложил ещё советский дизайн.

Как известно, эстетика - есть раздел философии. Философское осмысление принципов проектирования, определение их мировоззренческих истоков позволяет грамотно осваивать приёмы и методы, пришедшие к нам из других мировоззренческих систем. По этой причине данное исследование, имеющее целью определение способов работы с традицией в современном

дизайне, оказывается на стыке эстетики действительности (по Ю. Б. Бореву) и технической эстетики.

Не секрет, что традиция определяет национальное своеобразия в разных сферах человеческой деятельности, в том числе, в сфере дизайна. Именно за счёт переосмысления элементов традиции в дизайне зачастую решается проблема идентичности. Однако, с другой стороны, буквальное заимствование элементов традиционной культуры неизбежно приводит к декораторству, архаизации интерьера. Чтобы избежать обезличенности и вместе с тем устаревания среды, необходимо грамотно интерпретировать традицию. Это важно ещё и потому, что современный интерьер в большой степени подвержен веяниям моды, что делает его век весьма коротким.

Японский дизайн демонстрирует разнообразные возможности переосмысления национальных традиций и включения их в современный контекст без утраты идентичности предметно-пространственного окружения человека. Такой опыт может быть применён и в отечественном проектировании.

Степень изученности проблемы:

Изучение объектов средового дизайна (дизайна интерьера) предполагает анализ исследований по дизайну как таковому. Специфика дизайна как проектной деятельности, его границы и методы определяются в работах В. Ф. Сидоренко, А. Г. Раппапорта, В. Л. Глазычева, Н. В. Воронова, О. И. Генисаретекого, Г. П. Щедровицкого, В. Папанека, Е. Н. Ковешниковой, Т. Ю. Быстровой и др.

Теория средового проектирования, в том числе дизайна архитектурной среды - это, прежде всего, работы В. Т. Шимко, А. В. Ефимова, А. В. Рябушина. Отечественный дизайн анализируют Н. В. Воронов и К. М. Кантор, дизайн 1990-х годов анализировал Ю. В. Назаров, его исследование позволяет понять местоположение отечественного дизайна интерьера относительно других сфер дизайнерской деятельности, перспективы развития дизайна.

Проблема национального и интернационального в дизайне исследуется С. М. Михайловым, смежный с ней вопрос об этнических истоках эргодизайна рассматривается в монографии М. М. Калинчевой, Е. В. Жердева, Л. И. Новикова. Вопросы взаимодействия традиции и инновации в культуре на примере Японии и Кореи анализировал С. А. Арутюнов. Этнодизайн исследовал в своих работах Н. П. Гарин.

Связь средового дизайна и экологии, эко-дизайн рассматривал американский теоретик и практик дизайна В. Папанек. Вопросами экологической эстетики, в том числе японской, занимался К. М. Долгов, Т. Ю. Быстрова, Н. Б. Маньковская и др. Общая теория эстетики даётся в трудах Ю. Б. Борева, В. В. Бычкова, Е. Г. Яковлева и О. А. Кривцуна.

Система категорий японской эстетики выстраивается в диссертационной работе на основе трудов Т. П. Григорьевой, Д. Г. Главевой, Н. С. Николаевой, Е. А. Скворцовой, Л. М. Ермаковой. Важный вклад в теорию японской эстетики внесли известный драматург Сэами Мотокиё (1363-1443) и философ Соэцу Янаги (1889-1961), исследование его теории проводит Ю. Кикути. Вопросы реализации эстетики Японии и Китая в формах материальной культуры (архитектура, живопись, каллиграфия) рассматривали разные авторы: Е. А. Торчинов, В. В. Малявин, Н. С. Николаева (сборники «Человек и мир в японской культуре», «Вещь в японской культуре») и др.

Анализ эволюции пространственных концепций в Японии второй половины XX в. основывается на исследованиях японской архитектуры А. В. Ико-нникова и О. В. Орельской, рассматривающих её в контексте развития мировой архитектуры. Периодизация стилевых направлений в зарубежной архитектуре XX века выстраивается на основе исследований О. В. Орельской.

Историю дизайна, в том числе краткую историю японского дизайна освещают в своих работах С. М. Михайлов, А. Н. Лаврентиев, В. Ф. Рунге, Е. Н. Ковешниковой и А. В. Рябушин. Вопросы дизайнерского образования в

Японии рассматриваются в исследованиях А. Г. Устинова, Е. Н. Ковешниковой, а также в информационных изданиях для тех, кто поступает в японские вузы на факультет дизайна. Анализ японского дизайна интерьера дополняется материалами из иностранных источников (Ф. Маки, К. Курокава, Т. Андо и др.), на основе которых раскрывается специфика восприятия пространства и вещи в традиционной эстетике Японии.

Поскольку исследование современной ситуации в современном дизайне интерьера, как на Западе, так и в Японии предполагает овладение теоретической базой постмодернизма, диссертант обращается к целому кругу исследователей и теоретиков этого направления. Теорией западного постмодернизма занимались следующие авторы: Р. Барт (1918-1980), Ж. Делёз (1925-1995), Ж. Бодрийяр (1929-2007), Ж. Деррида (1930-2004) и др. Идеи постмодернизма в искусстве раскрываются в работах отечественного литературоведов Н. Л. Лейдермана и И. П. Ильина, теоретика архитектуры И. А. Добрицыной и искусствоведа Н. Б. Маньковской. Однако вопрос о специфике постмодернизма в Японии не затрагивается, хотя некоторые авторы и указывают на связь постмодернизма с восточной философией.

Принципы создания японского интерьера исследуются на основе указаний теоретика и практикующего архитектора К. Яги, исследователя К. Тада и искусствоведа Г. Мехта, а также анализа творчества ведущих современных проектировщиков: Т. Андо, Т. Ито, К. Кума и др. Поскольку сегодня рекомендации по созданию минималистского, а тем более «японского» интерьера в основном ориентированы на воссоздание элементов стиля, представляется важным исследование в данной области. То, что русская «японика» рассматривается не сама по себе, а в контексте отечественного рынка, позволяет оценить степень актуальности исследования.

Теория работы со стилями в дизайне исследуется Т. Ю. Быстровой с опорой на труды О. Шпенглера, А. Ф. Лосева и др. Подробно вопрос о стилях и стилизации в культуре раскрывается в работе Е. Н. У слоговой, проблема

стиля в дизайне рассматривается в работе А. Н. Лаврентьева. Способы интерпретации традиционной эстетики в современном дизайне интерьера изучаются на примерах реализованных проектов японских авторов.

В работе использован ряд периодических изданий по архитектуре и дизайну 2000-х гг.: "Japan Architect (JA)", "Architecture & Urbanism (A+U)", "Interior DIGEST", "Domus" и др. В журналах представлены проекты ведущих проектировщиков, что позволяет определить передовые тенденции в современном дизайне интерьера. Цели и задачи:

Цель: определение специфики и основных способов интерпретации традиционной японской «эстетики мимолётности», позволяющее разработать рекомендации по применению японских традиционных принципов проектирования в современном интерьере.

В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:

- проанализировать категории традиционной японской эстетики и определить их влияние на принципы проектирования традиционного

японского интерьера;

- исследовать влияние традиционных принципов проектирования на современный японский дизайн интерьера;

- в ходе анализа конкретных проектов объяснить причины роста актуальности японских принципов проектирования в современном дизайне на Западе;

- выработать рекомендации по проектированию современного интерьера с учётом традиционных принципов проектирования, современных тенденций в дизайне интерьера на Западе, на основе опыта японских проектировщиков.

Объект исследования: традиционный японский, а также китайский жилой интерьер, материальные носители японской эстетической традиции; совокупность результатов современной проектной деятельности, жилые и

общественные интерьеры, архитектура Японии, Китая, европейских стран и России.

Предмет исследования: принципы и основные направления применения японской «эстетики мимолётности» в дизайне интерьера на

Западе и в России.

Границы исследования.

Содержательные границы с точки зрения объектов исследования ограничиваются, прежде всего, интерьерами жилых и общественных зданий, включая отдельные формы мебели. Также автор использует в качестве примеров дизайн архитектурных объектов, поскольку именно развитием архитектуры зачастую обусловливается формирование концепций интерьера.

Как уже отмечалось, в научном плане содержательные границы исследования охватывают не только сферу технической эстетики, но и включают универсальные категории эстетики Японии и Китая (хотя они и рассматриваются, прежде всего, на примере интерьера), а также современную экологическую эстетику. Такой подход позволяет более глубоко проанализировать истоки современного японского дизайна и раскрыть его основные принципы.

Рассмотрим временные и территориальные границы исследования. В исследовании присутствует два временных среза: «традиционный» - период формирования традиционного жилого японского дома в стиле сёин-дзукури (XVI век), и производного стиля сукия-дзукури (XVII век), и «современный» - вторая половина XX века и рубеж ХХ-ХХ1 веков. В рамках анализа традиционной эстетики выбор именно стиля сёин-дзукури неслучаен, поскольку он представляет собой именно японский тип жилища, максимально лишённый влияние китайской архитектуры, в отличие от стиля синден-дзукури. Сфера объектов современного дизайна интерьера несколько шире - это японский, китайский и западноевропейский жилой (частные дома) и общественный интерьер (небольшие рестораны, кафе, магазины), предметы мебели.

На современном этапе, начиная с формирования постмодернистской парадигмы, также исследуется влияние традиционной японской эстетики на дизайн интерьера в России.

Научная гипотеза работы:

В работе выдвигается несколько взаимосвязанных научных гипотез.

Во-первых, автор полагает, что основой эстетической традиции Японии, определяющей своеобразие её материальной культуры, является «красота мимолётности». Именно эта категория японской эстетики определила своеобразие современного японского дизайна.

Во-вторых, рост актуальности японских принципов проектирования на Западе в наши дни обусловлен, вероятно, родством буддийской идеи «мимолётности» и деконструктивистской идеи «стирания формы», развитие которых происходит на фоне формирования на Западе экологической эстетики, традиционной для Японии.

В-третьих, соединение западного (в т.ч. русского) модернизма с опытом японского минимализма продуктивно в неблагоприятных экологических и экономических условиях, поскольку именно в таких условиях формировалась традиционная эстетика Японии. Минимализм и экологизм как основные принципы проектирования заложены в самой японской традиции, которая имеет ярко выраженную практическую направленность.

Методика исследования:

В процессе исследования автор использует общенаучные и конкретно-научные методы.

Анализируя специфику японского дизайна в связи с мировоззрением, традиционной эстетикой, автор рассматривает дизайн как продукт японской эстетики, как единую систему. В рамках структурно-функционального метода применяется социо-культурный и сравнительно-исторический анализ, то есть «вертикальный» (диахронный, исторический) и «горизонтальный» (синхронный, связанный с определённой эпохой) срез.

Общенаучный структурно-функциональный метод используется при определении категорий эстетической традиции Японии и их взаимосвязи друг с другом. В рамках данного метода применяется конкретно-научные методы: искусствоведческий анализ, культурологический анализ, лингвистический структурный анализ (при определении изначального значения слова, обозначающего ту или иную категорию в языке). На основе структурного метода выстраивается определение специфики японского дизайна.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили работы теоретиков Московского методологического кружка: О. И. Генисаретского и Г. П. Щедровицкого, о системно-структурном подходе с опорой на труды В. Н. Садовского писал Н. Л. Лейдерман. Теоретическую базу исследования современного дизайна составляют труды В. Л. Глазычева, писавшего о проблемах дизайна, и Ю. В. Назарова, подробно рассмотревшего специфику развития российского дизайна в 1990-е годы.

Научная и эмпирическая база исследования.

Материалами исследования стали не только русскоязычные источники -монографии, словари, чертежи и схемы планировок, но и зарубежные, англоязычные и японоязычные, издания, а также фотографии фасадов и интерьеров, реальные объекты (мебель и архитектура Японии и России), интервью с японскими специалистами по вопросам технической эстетики, дизайна и архитектуры.

Научная новизна работы.

1. В работе систематизированы категории японской эстетики на основе их связи с концептом «мимолётности», который представляется наиболее важным при переосмыслении традиционной эстетики в современном

японском дизайне.

2. Связь принципов проектирования интерьера с традиционным мировоззрением японцев позволяет объяснить специфику современного японского дизайна. В ходе сравнительного анализа японской «эстетики

мимолётности» и китайской «эстетики равновесия» (термин автора) обнаружен ряд особенностей, повлиявших на развитие дизайна в этих странах.

3. В ходе анализа современных тенденций в японском дизайне интерьера определена специфика современного японского дизайна на уровне проектирования пространства (принцип окутывания, растворения пространства, отсутствие зрительной взаимосвязи элементов, контрастов в интерьере - «бумажная» простота) и создания вещей (упрощение формы, преобладание природных образов, а также прозрачных материалов, сеток и «бумажных» складок). Анализ специфики современного японского дизайна позволяет определить возможности работы с традицией на основе идеи «мимолётности».

4. Выявлены точки пересечения между японской «эстетикой мимолётности» и современными идеями «иллюзорной среды», пришедшими из постмодернизма и деконструктивизма, что объясняет рост популярности японских принципов проектирования на Западе. Определены различия между западным и японским минимализмом, отражающие разницу между западной

идеей «мимолётности» и японской.

5. На основе анализа традиционных японских принципов проектирования и современных тенденций в дизайне разработаны рекомендации по работе с традицией на основе «эстетики мимолётности» в современном интерьере.

Положения, выносимые на защиту:

- истоки японской эстетической традиции;

- категории японской эстетики, связанные с концептом «мимолётности»

и оказавшие влияние на интерьер;

- отличия японской эстетической традиции от китайской эстетики, которые повлияли на формирование дизайна в этих странах;

- история формирования, современные тенденции и специфика современного японского дизайна интерьера;

- сходства и различия между западной и японской версией «эстетики мимолётности», между западным и японским минимализмом;

- возможность использования японских принципов проектирования в России, рекомендации по работе с традицией в интерьере.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы.

Вклад в теорию искусствоведения заключается в том, что проведена систематизация категорий традиционной эстетики Японии и определены её границы с эстетикой Китая. Чёткая систематизация эстетических категорий позволит глубже изучить разные области искусства как традиционной, так и

современной Японии.

В работе определена специфика японского дизайна, объяснены причины актуальности японских принципов проектирования на Западе. Применение опыта японского дизайна в России способно оказать положительное влияние на развитие теории дизайна, формирование школы, так как школа японского

дизайна - одна из ведущих.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования представленных материалов в теоретических курсах по теории дизайна, эстетике, искусствознанию, культурологии.

Кроме того, в диссертации излагаются рекомендации по применению традиционной японской «эстетики мимолётности» в современном проектировании, а также анализируются современные тенденции в дизайне интерьера, что важно для становления и развития отечественного дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в курсе лекций на кафедре графического дизайна, на кафедре дизайна среды УралГАХА: «История и методология дизайна», «Основы теории и методологии проектирования», «Введение в специальность» (2009-2010).

Тема апробирована на конференциях «Актуальные проблемы дизайна» в УралГАХА (г. Екатеринбург, 2009), «Бакунинские чтения» (г. Екатеринбург, 2009), «Науки о культуре в XXI веке» (г. Москва, 2009), «Дизайн как ресурс

развития социо-культурного пространства» (г. Ульяновск, 2009). Часть положений представлена в научных публикациях журналов «Архитектон» (№ 25, 2009), «Академический вестник УралНИИпроект РААСН» (№ 2, 2010), «Мир науки, культуры, образования» (№ 5(24), 2010).

Ряд аспектов обсуждался на лекциях по традиционной буддийской и синтоистской архитектуре в Екатеринбургском отделении общества «Россия-Япония», лекции «Специфика развития современной японской архитектуры» в музее изобразительного искусства Екатеринбурга (2009).

Разработанные принципы применялись в проектах интерьеров ресторанов г. Екатеринбурга (2009), а также в проектах корпусной мебели (2010).

Структура работы. Исследование состоит из введения, трёх глав по три параграфа, заключения и библиографического списка. Общий объём работы составляет 161 страницу. Список литературы включает 114 наименований.

Глава 1. АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ

1.1. Становление японской эстетической традиции

Для того чтобы определить специфику интерпретации традиционной эстетики в японском дизайне, необходимо исследовать специфику этой эстетики и её мировоззренческие истоки. Задача данной главы -проанализировать истоки и специфику японской эстетической традиции.

Вся культура Японии и все её артефакты являются выражением определённого японского мировоззрения, выросшей из него японской эстетики. На тот факт, что мировоззрение (философия) является рефлексией всей культуры, указывает В. С. Стёпин, рассматривая культуру как единую систему [70, с. 65-81]. Именно потому, что дизайн является частью этой системы, необходимо обратиться к мировоззренческим истокам японской эстетической традиции, в чём и состоит задача данного параграфа.

Япония - страна двух религий, буддизма и синтоизма. Как известно, синтоизм изначально представлял собой комплекс верований, мифов, поэтому, исследуя его влияние на японскую эстетику, мы будем говорить, скорее, о влиянии мифологического сознания в целом на культуру Японии. На выраженнность мифологического сознания в синтоизме указывает Л. М. Ермакова [82, с. 7-26], С. Г. Бишарова [6, с. 20] и др. Мифологическое мышление характерно для первой стадии развития любой культуры, однако, уникальность Японии состоит в том, что здесь оно почти без изменений вошло в государственную религию - синтоизм.

Известно, что становление синтоизма как государственной религии в УП-УШ веках происходило под сильным влиянием буддизма. Буддизм -религия более зрелая, поэтому нетрудно предположить, что её влияние обусловило появление более специфических черт в японской эстетике, хотя усвоение буддизма в Японии было бы невозможно без существования общих идей с синтоизмом. Синтоизм, безусловно, является ядром специфического

мировоззрения японцев. Рассмотрим влияние государственных религий Японии на традиционную эстетику по мере их усложнения.

1. Влияние синтоизма (мифологического мышления) на японскую

эстетику.

Поскольку, синтоизм - есть выражение мифологического мышления, а мышление - есть рефлексия всей культуры, можно сказать, что мифологическое мышление является основой японской эстетической традиции. Оно закреплено в синтоизме и отчасти присутствует в буддизме, поскольку, как известно, религии Японии синкретичны. Повлияв на формирование японской эстетики, мифологическое мышление продолжает косвенно оказывать влияние на современный японский интерьер. Чтобы понять специфику этого влияния, рассмотрим основные черты мифологического мышления по мере их формулирования в науке (на основе трудов С. А. Токарева, В. М. Пивоева, Е. М. Мелетинского).

Вопрос о специфике мифологического мышления был поставлен в науке лишь в XX веке. Одним из известных исследователей в этой области является французский антрополог Л. Леви-Брюль (1857-1939), который в своих исследованиях показал специфику первобытного мышления и его отличие от

мышления научного.

Первобытное мышление Л. Леви-Брюль считал «дологическим», хотя отмечал, что для такого мышления характерно обобщение при сохранении конкретики и обращении к знакам. Л. Леви-Брюль писал о том, что коллективные представления древних являются предметом веры, а не рассуждений, и первобытный человек не отличает сверхъестественное от естественного, воспринимая мир единым. «Дологический» характер мифологического мышления проявляется в несоблюдении закона «исключённого третьего», поскольку объекты могут быть одновременно и самими собой, и чем-то иным [49, с. 18]. Согласно Л. Леви-Брюлю, в мифологическом сознании связь элементов осуществляется по закону партиципации (сопричастия) через ассоциации или по внешнему сходству

элементов. Так, например, стороны света могут связываться в мифе с определёнными растениями, животными и пр.

Пример мифопоэтического проектирования в дизайне постмодернистское кресло Red Ball Chair (1982) итальянской группы Memphis, представляющее собой нагромождение цветных геометрических фигур, случайным образом соединённых между собой. Другой пример -мебель эпохи барокко с ножками в форме львиных лап, где форма ножек

определена ассоциациями и пр.

Немецкий философ Э. Кассирер (1874-1945) рассматривал мифологию как особую символическую форму культуры и увязывал символизм мифа с тем, что конкретно-чувственное по своей природе мифологическое мышление способно обобщать, только превращая вещи в символ, поскольку тогда вещь не теряет своей конкретности. Автор символической теории мифа видел специфику мифологического мышления в неразличении реального и идеального, вещи и образа. Вследствие такого неразличения вещь становилось символом другой вещи или явления по принципу сходства или по смежности.

Пример символизма в проектировании можно найти в культовых зданиях. Так, верхушки буддийских пагод увенчиваются девятью кольцами, символизирующими девять небес буддийского рая и пр.

Ярко выраженная образность в дизайне - также признак мифопоэтического проектирования, поскольку художественный образ придаётся вещи иррационально, на основе ассоциаций. Так, постмодернистское кресло Rose (1990) в виде цветка розы, спроектированное дизайнером М. Умеда, - пример такого подхода. Кроме того, мифологическое мышление ориентировано на чувственное восприятие, поэтому в иррационалистическом дизайне популярны блестящие, переливающиеся материалы, мех, перья и пр.

Свою трактовку мифов и их связь с мышлением предложили швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг (1875-1961). Опираясь на гипотезу о

коллективном бессознательном, он выделил так называемые архетипы, то есть образы, общие для всех человеческих фантазий, включая художественное творчество, сны и мифы. Эти образы (паттерны) могут неосознанно воплощаться в формах материальной культуры - миф опредмечивается в вещи и может быть «прочитан» по ней. Так, в интерьере можно найти архетип горы, дерева и пр.

Структуралистская теория мифа была разработана французским этнологом К. Леви-Стросом (1908-2009). Он показал, что мифологическое мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу. Опираясь на структурный метод при анализе мифов, он описал логические механизмы первобытного мышления. Мифологическая логика достигает своих целей как бы ненароком, считает он, так называемым способом «бриколажа» (франц. bricoler, «играть отскоком, рикошетом») [49, с. 19]. К. Леви-Строс заметил, что мифы строятся по принципу бинарности: высокий -низкий, тёплый - холодный, левый - правый и пр. Такая бинарность, по его мнению, связана с тем, что миф - это «логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий посредством медиации» [49, с. 19], то есть посредничества. Медиаторная роль мифа заключается в том, что фундаментальная противоположность (например, жизнь и смерть) заменяется в мифе противоположностью менее жёсткой (день и ночь), а та, в свою очередь ещё более узкой оппозицией (сокол и змея) и т.д. Таким образом, при переходе от мифа к мифу сохраняется их общая структура, и поскольку мифы метафоричны, то один миф как бы является метафорой другого.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Третьякова, Мария Сергеевна, 2012 год

Библиография

1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. -М.: Наука, 1989. - С. 160-186.

2. Бадлуева В. М. Философия симбиоза Кисё Курокавы / В. М. Бадлуева // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 329. - С. 6164.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - С. 72 -131, 253-262.

4. Бауман 3. Текучая современность / 3. Бауман. - СПб: Питер, 2008. - 240 с.

5. Белоновская Т. Современная японская упаковка / Т. Белоновская // Как. -2000. -№1/2 (11/12). - С. 71-77.

6. Бишарова С. Г. Синтоистские основы традиционной японской культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / С. Г. Бишарова; Томский гос. ун-т. - Новосибирск, 2006. - 27 с.

7. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 2001. - С. 546.

8. Борев Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. -511 с.

9. Бычков В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. -556 с.

10. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 288 с.

11. Вещь в японской культуре / сост. Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова. - М.: Вост. лит., 2003. - 262 с.

12. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия / под ред. Г. В. Вершинина. -Тюмень.: Институт дизайна, 2005. - 224 с.

13. Воронов Н. В. Российский дизайн: очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. Т. 1. / Н. В. Воронов. - М.: Союз дизайнеров России, 2001. -420 с.

14. Всемирная энциклопедия: философия / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.

15. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX вв. / под ред. А. М. Прибытковой [и др.]. -М.: Стройиздат, 1971. - 643 с.

16. Гарин Н. П. Этнодизайн: «необходимое и достаточное» как формула идеальной вещи [Электронный ресурс] / Н. П. Гарин // Многонациональная Россия: этнология и киноантропология: тез. и мат. II Всероссийского форума; сайт этнографического бюро. - Екатеринбург, 2009. - Режим доступа: http://ethnobs.ru/other/263/_aview_bl8657

17. Генисаретский О. И. Деятельность проектирования и проектная культура [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский // Сайт стратегических исследований PROMETA.RU - Пермь, 2000. - Режим доступа: http://prometa.ru/olegen/publications/26

18. Генисаретский О. И. Дизайн и культура / О. И. Генисаретский. - М.: ВНИИТЭ, 1994. - 165 с.

19. Генисаретский О. И. Средовое проектирование и проектная культура [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский // Электрон, альманах antropolog.ru - Новосибирск, 2004. - Режим доступа: http://antropolog.ru/doc/persons/genis/olgen2

20. Главева Д. Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия / Д. Г. Главева. - М.: Вост. лит., 2003. - 264 с.

21. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть / В. Л. Глазычев. - М.: Европа, 2006. -320 с.

22. Глазычев В. Л. О дизайне: очерки по теории и практике на Западе [Электронный ресурс] / В. Л. Глазычев // Электрон, б-ка Гумер. - М., 2005. -Режим доступа: http://www.gumer.Mo/bibliotek_Buks/Culture/Glaz/index.php

23. Григорьева Т. П. Дао и логос: встреча культур [Электронный ресурс] // Электрон, б-ка PSYLIB. - Киев, 2000. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/grigt01/index.htm

24. Григорьева Т. П. Красотой Японии рождённый / Т. П. Григорьева. - М.: Искусство, 1993. - 464 с.

25. Григорьева Т. П. Синергетическая модель японской культуры / отв.ред. В. А. Копцик // Синергетическая парадигма. Вып.2. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 274-296.

26. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция / Т. П. Григорьева. М: Наука, 1979. - 202 с.

27. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко / общая ред. и послесл. В. А. Подорога. М.: Логос, 1997. - 264 с.

28. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект international. - 2003. - №1(5). - С. 98-112.

29. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования. Мастера и теоретики. Иллюстрированный словарь-спровочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др.; под общ. ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

30. Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии / И. А. Добрицина. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

31. Дхаммапада. Памятники литературы народов Востока [Электронный ресурс] / пер. В. Н. Топорова // Электрон, б-ка PSYLIB. - Киев, 2000. -Режим доступа: http://psyIib.org.ua/books/dhammap/index.htm

32. Иконников А. В. Архитектура XX века: утопии и реальность: в 2 т. Т 2 / А. В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 672 с.

33. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. -М.: Интрада, 1998. - 227 с.

34. Калиничева М. М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления. Монография / Калиничева М. М., Жердев Е. В., Новиков Л. И. / под ред. В. И. Кулайкина. - М.: ВНИИТЭ; Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та, 2009. - 368 с.

35. Кес Д. Стили мебели / Д. Кес / пер. А. Алекс и др. - М.: Изд-во В.Шевчук, 2001.-272 с.

36. Ковешникова Е. Н. Основы теории дизайна: учебник / Е. Н. Ковешникова,

A. И. Ковешников. -М.: Машиностроение, 1999. - 206 с.

37. Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне / Под ред. Л. А. Кузьмичева. М.: ВНИИТЭ, 1977. - 123 с.

38. Конфуций. Лунь-юй. / пер. Л. С. Переломова. -М.: Вост. лит., 2001. - 168 с.

39. Кривцун О. А. Эстетика: учебник / О. А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2001.-447 с.

40. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учебник / А. Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2006. - 303 с.

41. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века / Т. Г. Маклакова. - М.: АСВ, 2001.-200 с.

42. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. - М.: Дизайн. Информация. Картография; Астредь; ACT, 2000. - 632 с.

43. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени /

B. В. Малявин. -М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; ACT, 2000.-448 с.

44. Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока / В. В. Малявин. - М.: Знание, 1987. - 64 с. - (Сер. Эстетика)

45. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб: Алетейя, - 2000. - 347 с.

46. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М.: Вост. лит., 2006. - С. 162-166 (Сер. Исследования по фольклору и мифологии Востока).

47. Минервин Г. Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: учебник / Г. Б. Миневрин. -М.: Архитекгура-С, 2004. - 96 с.

48. Михайлов С. М. История дизайна: в 2 т. Т. 2: учебник / С. М. Михайлов, А. С. Михайлова. М.: Союз дизайнеров России, 2003. - 270 с.

49. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 672 с.

50. Мошняга П. А. Глобализация японской культуры / П. А. Мошняга. М.: МАКС-Пресс, 2010. - 245 с.

51. Николаева Н. С. Образы Японии: очерки и заметки / Н. С. Николаева. -М.: Вост. лит., 2009. - 206 с.

52. Назаров Ю. В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности / Ю. В. Назаров. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 416 с.

53. Орельская О. В. Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества: автореф. дис. ... док. арх-ры: 18.00.01 / О. В. Орельская; Нижегородец гос. арх.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2009. - 50 с.

54. Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура / О. В. Орельская. - М.: Академия, 2006. - 272 с.

55. Папанек В. Дизайн для реального мира / Ред. и предисл. Д. Аронова / пер. с англ. Г. Северской. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 с.

56. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - С. 34-74

53. Пластические искусства: краткий терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. -М.: Пассим, 1994, - 160 с.

57. Проблемы дизайна-2 / В. Л. Глазычев, А. Н. Лаврентьев [и др.]. - М.: Архитектура-С, 2004. - 400 с.

58. Раппапорт А. Г. Заметки о природе и сущности архитектуры / А. Г. Раппалорт // Советское искусствознание, 1994. - Вып.1. - С. 25-49.

59. Раппапорт С. X. Эстетическое творчество и мир вещей / С. X. Раппапорт. - М.: Знание, 1987. - С. 13-21 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика).

60. Рябушин А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий / А. В. Рябушин. - М.: Искусство-ХХ1 век, 2005. - 287 с.

61. Рябушин А. В. Проблемы формирования жилой среды / А. В. Рябушин. -М.: ВНИИТЭ, 1974. - 136 с.

62. Рябушин А. В. Развитие жилой среды: проблемы, закономерности, тенденции / А. В. Рябушин. -М.: Стройиздат, 1976. - 381 с.

63. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники: учебник: в 2 т. Т. 1 / В. Ф. Рунге. - М.: Архитектура-С, 2006. - 368 с.

64. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники: учебник: в 2 т. Т. 2 / В. Ф. Рунге. - М,: Архитектура-С, 2007. - 432 с.

65. Русская литература XX века: закономерности исторического развития. Кн. 1. Новые художественные стратегии / отв. ред. Н. Л. Лейдерман. -Екатеринбург: Изд-во Института истории и археологии УрО РАН, 2005. - С. 355-454

66. Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения: сб. ст. Вып. 7 / Н. В. Барковская [и др.]. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - С. 329

67. Сидоренко В. Ф. Эстетические концепции в дизайне XX века. Эстетика различия: смысл и абсурд [Электронный ресурс] / В. Ф. Сидоренко // Сайт стратегических исследований PROMETA.RU - Пермь, 2000. - Режим доступа: http://prometa.ni/colleague/l 1/1/1

68. Скворцова Е. Л. Понятие «митиноку» как физическое и духовное путешествие художника / Е. Л. Скворцова // География искусства: сб. ст. -Вып. 2. - М.: Институт Наследия, 1998. - С. 9-26.

69. Скворцова Е. Л. Современная японская эстетика: философские очерки / Е. Л. Скворцова. - М.: Гос. институт искусствознания, 1996. - 248 с.

70. Степин В. С. Основания науки и их социокультурная размерность / В. С. Стёпин // Наука в культуре. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С. 65-81.

71. Соболев Н. Н. Стили мебели / Н. Н. Соболев. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2003.-354 с.

72. Судзуки Д. Т. Наука Дзэн - Ум Дзэн / Д. Т. Судзуки. - Киев: Пресса Украины, 1992. - 176 с.

73. Судзуки Д. Т. Основы дзэн-буддизма [Электронный ресурс] / Электрон, б-ка Либрусек. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/80497/read#t73

74. Танге К. Архитектура Японии. Традиция и современность: сб. ст. / К. Танге / под ред. А. В. Иконникова. - М.: Прогресс, 1976. - 240 с.

75. Теория дизайна: теоретические и методологические исследования в дизайне / О. И. Генисаретский, Е. М. Бизунова. - М.: Изд-во иск. культ, полит., 2004. - 372 с.

76. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. - М.: Прогресс, 1995. - 624 с.

77. Уотс А. Путь дзэн [Электронный ресурс] / А. Уотс / пер. Ю. Михайлина // Электрон, б-ка РБУЫВ. - Киев, 2000. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/uotts01/index.htm

78. Устинов А. Г. Дизайн в японской школе / А. Г. Устинов // Хрестоматия по дизайну / сост. Г. В. Вершинин, Е. А. Мелентьев. - Тюмень: Институт дизайна, 2005. - 1056 с.

79. Устинов А. Г. Экологический дизайн: японский подход / А. Г. Устинов // Новые методические подходы в дизайне. - М.: ВНИИТЭ, 1997. - С. 21-29.

80. Успогова Е. Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля / Е. Н. Успогова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 260 с.

81. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / М. Я. Корнеев, Е. А. Торчинов [и др.]. СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2001.-324 с.

82. Человек и мир в японской культуре: сб. ст. / Л. М. Ермакова, А. Н. Мещеряков [и др.] / под ред. Т. П. Григорьевой. - М.: Наука, 1985. - 280 с.

83. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: учебник / В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 296 с.

84. Шимко В.Т. Дизайн архитектурной среды: учебник / В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков. - М.: Архитектура-С, 2006. - 504 с.

85. Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебник / В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2005. - 160 с.

86. Эстетика: словарь / под. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. -447 с.

87. Эстетика природы / К. М. Долгов, П. Д. Тшценко, Т. Б. Любимова [и др.].

- М.: Изд-во Института философии РАН, 1994. - С. 197-212.

88. Яковлев Е. Г. Эстетика: учебник / Е. Г. Яковлев. - М.: Гардарики, 2002. -464 с.

89. Японско-русский словарь / И. Сато. - Токио: Коданся, 1981. - 1154 с.

90. Японская поэзия Серебряного века: танка, хайку, киндайси / пер. с яп. А. Долина. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 496 с.

91. Ando Т. Tadao Ando Architect / Т. Ando. - Tokyo: Shinchosha, 2008. - 384 p.

92. Bognar B. Kengo Kuma. Selected works / B. Bognar. - New York: Princeton Architectural Press, 2005. - 207 p.

93. Chinese design: [album] / сотр. by J. Nasple, K. Asakura. - Cologne, London, New York: Daab, 2006. - 384 p.

94. Heskett J. Creating Economic Value by Design [Электронный ресурс] /

J. Heskett // Сайт журнала International Journal of Design. - 2009. - Vol.3. -N 1.

- Режим доступа: www.ijdesign.org

95. Japanese aesthetics [Электронный ресурс] // Wikipedia. - 2011. - Режим доступа: http://en.wikipedia.Org/wiki/Japanese_aesthetics#Wabi-sabi

96. Inada К. The Buddhist Aesthetic nature: A challenge to rationalism and empiricism / K. Inada // Asian Philosophy. - 1994. - Vol.4. - N 2. - P. 139-150.

97. Global Architecture (GA). Houses. Japan III. - Tokyo: EDITA, 1986. - N 12 (20).-240 p.

98. Kikuchi Y. A Japanese William Morris: Yanagi Soetsu and Mingei Theory / Yuko Kikuchi // Journal of William Morris Studies (JWMS). - 1997. - N 12. -

P. 39-45.

99. Kurokawa K. Each One a Hero: The Philosophy of Symbiosis [Электронный ресурс] / К. Kurokawa // Сайт Kisho Kurokawa architect & associates. - Tokyo, 2006. - Режим доступа: http://www.kisho.co.jp/page.php/292

100. Li Dan. The Concept of Oku in Japanese and Chinese traditional paintings, gardens and architecture: a comparative study [Электронный ресурс] / Dan Li // Сайт Graduate School of Human Environment Studies; Kyushu University. -Fukuoka, 2010. - Режим доступа:

www.hues.kyushu-u.ac.jp/postgraduate/degree/pdf/2009/2HE08084E.pdf

101. Maki F. Japanese City Spaces and the Concept of Оки И The Japan Architect (JA). - 1979. - N 5. - P. 44-47.

102. Marra M. A History of Modern Japanese Aesthetics / M. Marra. - Honolulu: University of Hawaii Press. - 2001, - 398 p.

103. Mehta G. Japan Style / Mehta G., Tada K. - Singapore: Tuttle Pub., 2005. -224 p.

104. Meyhofer D. Contemporary Japanese Architects: in 2 Vol. Vol. 1 / D. Meyhofer. -Koln: Taschen, 1994. - 176 p.

105. McLennan J. F. The Philosophy of Sustainable Design / J. F. McLennan. -Bainbridge Island: Ecotone Pub., 2004. - 286 p.

106. On the Art of the No Drama: The Major Treatises of Zeami / сотр. by J. T. Rimer, M. Yamazaki. - Princeton: Princeton University Press, 1984. - 303 p.

107. Osaka Seikei University. Faculty of Art & Design [справоч. для поступ. в вузы]. - Kyoto: Osaka Seikei University, 2011. - 90 p.

108. Qiu P. Basho and the Dao: the Zhuangzi and the transformation of Haikai / P. Qiu. - Honolulu: University of Hawaii Press, 2005. - 248 p.

109. Shu-Yang F. Principles and practice of ecological design [Электронный ресурс] / F. Shu-Yang, B. Freedman, R. Cote // Сайт Canadian Science Pub. -Ottawa, 2010. - Режим доступа:

http://www.nrcresearchpress.com/doi/abs/l 0.1139/а04-005

110. Yagi К. A Japanese touch for your home / K. Yagi. - Tokyo: Kodansha, 1986. ~ 84 p.

111. Yanagi S. The Unknown Craftsman: A Japanese Insight into Beauty / S. Yanagi / transl. by B. Leach. - Tokyo: Kodansha, 1982. - P. 127-158.

112. Yanagi S. The way of Tea [Электронный ресурс] / S. Yanagi. // Сайт themista.com. - Режим доступа: http://www.themista.com/ireeebooks/wayoftea.htm

113 . Yasuhara M. Space of SHINDEN Residential Complex (SHINEN-ZUKURI) / M. Yasuhara, K. Iibuchi, M. Okazaki // Forma. - 2001. - Vol.16. - N 4. - P. 367374.

114. Zafarmand S. J. Aesthetic and sustainabffity: The aesthetic attributes promoting product sustainability / S. J. Zafarmand, K. Sugiyama, M. Watanabe // The Journal of Sustainable Product Design, 2003. - Vol.3. - N 3/4. - P. 173-186.

Источники иллюстраций

1. Mehta G. Japan Style / Mehta G., Tada K. - Singapore: Tuttle Pub., 2005. -P. 102.

2. Mehta G. Japan Style / Mehta G., Tada K. - Singapore: Tuttle Pub., 2005. -P. 132.

3. (a) Mehta G. Japan Style / Mehta G., Tada K. - Singapore: Tuttle Pub., 2005. -P. 88.

(б) Эхо тишины: Цзян Шилунь [Альбом] / Ю. В. Бахтина, В. Н. Соколов. -СПб.: Лань, 1997. - 119 с. (Сер. «Кунфу мастеров»)

4. http://zh.wikipedia.org/wiki/File: Siheyuan_zhengfangchenshe.JPG

5. http://wanderingvegans.wordpress.com/tag/hiroshima/

6. http://en.wikipedia.0rg/wiki/File:Shir0sh0in_Nishi_H0nganji.jpg

7. Mehta G. Japan Style / Mehta G., Tada K. - Singapore: Tuttle Pub., 2005. -P. 132.

8. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX вв. / под ред. А. М. Прибытковой [и др.]. - М.: Стройиздат, 1971. - 643 с.

9 .http ://www. cepolina.com/photo/houses_Lij iang_Chinese architecture wooden.h tm

10. Yagi К. A Japanese touch for your home / К. Yagi. - Tokyo: Kodansha, 1986. -84 p.

11. Yagi K. A Japanese touch for your home / K. Yagi. - Tokyo: Kodansha, 1986. -P. 17.

12. Yagi K. A Japanese touch for your home / K. Yagi. - Tokyo: Kodansha, 1986. -P. 6.

13. http://archi.vn/du-Iich-kien-truc/vong-quanh-the-gioi/14393/the-bay-thiet-ke-duong-dai-cua-%20telier-fcjz.html

14. http://www.flickr.eom/photos/71536465@N00/370692100/lightbox/

15. http://www.archdaily.com/145818/ai-weiwei-is-free-at-last-plus-photos-of-his-architecture-work-in-beijing/three-shadows-photography-art-centre/

16. http://vi.sualize.us/view/4cdd41 dfl7d5f8371734dlcf7ac3fddb/

17. http://en.wikipedia.0rg/wiki/FiIe:Kagawa_Prefecture_Office_East.jpg

18. (a) http://blog.miragestudio7.com/kisho-kurokawa-nakagin-capsuIe-tower/893/

(б) http://shuandjoe.com/?p=337

(в) http .//www.lewism. org/2007/05/21/nakagin-capsule-tower/

19. Meyhöfer D. Contemporary Japanese Architects: in 2 Vol. Vol. 1 / D. Meyhöfer. - Köln: Taschen, 1994. - 176 p.

20. Meyhöfer D. Contemporary Japanese Architects: in 2 Vol. Vol. 1 / D. Meyhöfer. - Köln: Taschen, 1994. - 176 p.

21 .http://www.architecture.eom/Awards/RoyalGoldMedal/RoyalGoldMedal2006/S ilverHut.aspx

22. http.//accdenv.wordpress.com/archives/digital-process-1 -env-101 /week-10/

23. http://onfire-today.blogspot.eom/2010/l 1/toyo-ito.html

24. http://parallax.aminus3.com/image/2008-07-31 .html

25. http://www.liveintemet.m/users/kate_sitnikova/postl 02589591/

26. http://box.plotcad.it/public/post/kengo-kuma-and-associates-lotus-house—

japan-347.asp

27. http://www.pushpullbar.com/forums/showthread.php72864-Japan-Kengo-

Kuma

28. http://abduzeedo.com/architect-day-tadao-ando

29. http://thediagramofeverything.com/mountrokko.html

30.http://en.wikipedia.org/wiki/File:Musemnof_Modern_ArtSaitama_2010.jpg

31. http://www.ratestogo.com/blog/discover-the-genius-of-architect-tadao-ando/

32. http://www.chappeilmccuUar.com/af07030.html

33. http://www.mingei.org/blog/three-chests-and-child

34. (a) http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1988.195

(б) http://global.rakuten.com/en/store/tels/item/10023910/

(в) http://item.rakuten.co.jp/arre/s-5026tk-st/

35. http://www.toshiyukikita.com/english/works/01 .html

36. http://www.homedesignbase.com/2010/06/08/masanori-umeda-contemporary-furniture-collection/masanori-umeda-rose-chair/

37. http://finaleproject.wordpress.com/tag/ shiro-kuramata/

38. http://www.archistardesign.com/armchair_suki_driade.html

39. http://gearcrave.com/2008-07-02/nendo-snow-table/

40. http://proroom.shaputis.ru/catalog/garden_furniture_3022_5062/

41. http://design-milk.com/2010-red-dot-winner-orizuru-chair/

42. http://www.esi.info/detail.cfm/Woodhouse/Escofet-Naguisa-cast-stone-bench/_/R-99653_CV313HL

43. http://omahbale.com/2010/10/25/tea-ceremony-chair-2010-by-hiroki-takada/tea ceremony_chair_2010_by_hiroki_takada_02/

44. http://www.otto-otto.com/2009/10/karimoku-new-standard-by-teruhiro-yanagihara/

45. http://www.cjwalsh.ie/2010/10/dublin-fire-conference-sustainable-fire-engineering/

46. http://www.walterknoll.de/en/I870.aspx

47. http://www.dezeen.eom/2007/02/l6/fat-show-sint-lucas-art-academy/

48. (a) http://www.geolocation.ws/v/W/4d5780b71d41c86ece04b8e9/filerom-crystal-east-jpg/en

(6) http://www.dezeen.com/2011/09/29/dresden-museum-of-military-history-by-daniel-libeskind/

49. http ://ww w. worldarchitecturenews .com/index.php ?fuseaction=wanappln.proj ec

tview&upload_id=2164

50. http ://southernexposure 1. squarespace. com/ southern-exposure/ ?currentPage=3 9

51. http://forum.homeideas.ru/thread10065-2.html

52. http://www.broadwayfurniture.iiet/liviiigroomfumitureportland/a-brief-history-

of-chippendale-chairs/

53. http://www.liveauctioneers.com/item/4509817

54. http://www.wordaffairs.de/?tag=thonet

55. http://www.wordaffairs.de/?tag=thonet

56. http://www.art.co.iik/products/pl3740247-sa-i2750070/hyena-stomp.htm

57. http://designinnova.blogspot.com/2011/07/os-60-anos-da-cadeira-wire.html

58. http://megaphones.tumblr.com/post/5507595839/skype-office-ps-arkitektur

59. http://www.dailytonic.com/milan-preview-pebble-by-matthias-demacker-for-

bonaldo-it/

60. http://www.archdaily.eom/l 42644/architects-office-in-matosinhos-nuno-sampaio-arquitetos/008-44/

61. http://gearcrave.com/2008-08-15/karim-rashids-poly-chair/

62. http://ww.viahouse.com/2010/ll/beautifully-simple-interior-in-white-themes-from-norm-architects/beautifully-simple-interior-in-white-themes-from-norm-

architects-dining-room/

63. http://curated.ru/design/ivy-by-paola-navone

64. http://mebelino-spb.ru/creazioni

65. http .//www. socialvixen. com/travel/experience-absolute-relaxation-with-a-2-night-stay-at-byblos-art-villa-hotel-amista/

66.http://www.sa]on.ru/zoom.plx?document_image_id=130365&type=&fíle=gum

al/1191//db_130365.jpg

67 .http ://www. salon.ru/zoom .plx?document_image_id=120566&type=&file=gurn al/955//db_l 20566.jpg#700#467

68.1ittp://www.salon.ru/zoom.plx?documentimageid=l 10075&type=&file=gurn al/834//db 110075 jpg#700#481

69.htíp:/Avww.salon.ru/zoom.plx?document_image_id=73069&type=&fíle=gurnal

/80/2452_mí2_b.jpg

70. (a) http://www.arestdesign.com/architecture/the-first-active-bouse-in-russia-by-

polygon-lab-003097.html

(6) http ://www, arestdesign.com/architecture/the-fírst-active-house-in-russia-by-polygon-lab-003097.html

71. http://kkaa.co.jp/works/glass-wood-house/

72. http://archidialog.com/2011/02/11/

73. http://kkaa.co.jp/works/yusuhara-wooden-bridge-museum/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.