Эстетическое воспитание в Японии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Железняк, Оксана Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат философских наук Железняк, Оксана Николаевна
Введение
Глава 1 Историко-культурная детерминированность системы эстетического воспитания в Японии.
§ 1 Формирование эстетического сознания японского народа. Представления о Красоте.
§ 2 Эстетические аспекты японского национального характера.
§ 3 Традиции эстетического воспитания в семье и школа.
Глава 2 Принципы и средства эстетического воспитания в японской общеобразовательной школе.
§ 1 Музыкальное воспитание.
§ 2 Искусство иероглифической письменности в японской школе.
§ 3 Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания.
§ 4 Обучение декоративно-прикладному искусству.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Трансформация музыкально-исполнительского искусства Японии (конец XIX - начало XXI века) в контексте диалога культур: на материале национальной танцевальной культуры2011 год, кандидат культурологии Жукова, Анастасия Витальевна
Культура Китая и Японии: сравнительно-типологический анализ2006 год, кандидат культурологии Курмилев, Павел Валерьевич
Синтоистские основы традиционной японской культуры2006 год, кандидат философских наук Бишарова, Светлана Геннадьевна
Эстетическое воспитание в системе воспитательной деятельности семьи и школы: На материале Японии2005 год, кандидат педагогических наук Казначеева, Алена Александровна
Военные традиции в культуре Японии: Культурно-религиоведческий анализ самурайских традиций2006 год, кандидат философских наук Дальбинова, Наталья Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание в Японии»
Конец XX века существенно изменил представления о путях развития человечества. Разнообразные проблемы - экологические, ресурсные, духовно-культурные и т.д., обострившиеся в современную эпоху, привели к необходимости их осмысления и научного анализа. В поиске решения этих проблем важную роль приобрел диалог между Востоком и Западом, направленный на нахождение взаимопонимания между различными культурными и историческими традициями.
Известный американский социолог Р.Белла так говорит о плюрализме и синтезе ценностей Востока и Запада: «Исходным пунктом для подлинного плюрализма является признание, что американская традиция, западная традиция или даже библейская традиция не дают нам достаточно ресурсов, чтобы справиться с обступившими нас роковыми проблемами. Как бы эти традиции не были богаты и достойны изучения, если мы прильнем к ним, и только к ним, мы будем повинны в узком, и возможно, самом разрушительном провинциализме».1
Восток и Запад, являясь по сути своей единством противоположностей, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность целого, должны помогать друг другу осознать себя. Осуществление данного процесса возможно только посредством «слушания культур», которые обладают различным менталитетом и различными системами ценностей, так как их диалог - единственный путь к преодолению трудностей и барьеров, путь сохранения жизни во всём её многообразии.
Однако взаимодействие Востока и Запада имеет особый характер. На его специфику указывает Григорьева Т.П.: «Наше признание Востока заключается не в признании за ним права походить на нас, а в признании за ним права на собственные ощущения, на собственные откровения и принципы, которые не исключают существования противоположных, а предполагают, дополняя их, как две стороны одного процесса дополняют друг друга».2 Необходимо стремиться «не, к тому, чтобы между Востоком и Западом исчезла разница в духовном плане (тогда они не смогут дополнять друга, перестанут быть взаимозаинтересованными), а к тому, чтобы стороны находились в позиции взаимного
1 Bellah R.N. Beyond belief. Essays on religion in a posttraditional world, New- York, 1971, p.229-230
2 Григорьева Т.П. И ещё раз о Востоке и Западе. / Иностранная литература, 1955, №1, с.243 притяжения, взаимообогащения, а не взаимного исключения, отталкивания друг от друга».1 Восток и Запад самопознаются друг в друге. Таким образом, в установлении диалога между Востоком и Западом решающую роль играет постижение знаний и опыта друг друга. Эти знания способствуют взаимопониманию, помогают преодолевать ограниченность некоторых представлений, а также побуждают заимствовать всё лучшее, накопленное другими народами.
В 60 -х годах нынешнего века пресса и публицистика стали говорить о «японском чуде» в развитии экономики. Превратившись в одну из ведущих экономических держав мира, Япония в настоящее время является страной, сохранившей свою оригинальную культуру. Японцы смогли найти такие модели развития, в которых общественной силой труда стали национальная история и культура, сплоченность и единство нации в достижении общих целей, вся система ценностей, идеалов, установок, традиций и обычаев, стиль и качество жизни. В этом плане опыт Японии имеет определенное значение при осмыслении процессов трансформации в современной России. Здесь для нашей практики важны не только детали (их нельзя повторить в другой среде), а сама оригинальная «философия развития», умение видеть единую национальную цель, принцип целостного системного единства всех факторов деятельности общества, умение интегрировать и подчинять стремления и усилия большинства индивидов, социальных групп и общностей целям национальной политики.
Самобытная культура Японии, привлекая к себе всеобщее внимание, в определенном смысле, продолжает оставаться загадкой для европейцев. Представляя собой чрезвычайно многообразное явление, включающее множество аспектов (специфическое отношение к Природе, японская литература и стихосложение, живопись и каллиграфия, искусство чайной церемонии, икэбана, японская архитектура, театр Ноо и театр Кабуки, система воспитания), именно японская культура явилась основой так называемой «философии развития» Японии. Всё, что создано японским народом, тщательно сохраняется в его обычаях и традициях, передаваемых от одного поколения к другому посредством различных видов воспитания, в том числе эстетического, которое является одним из важнейших аспектов мощной японской культуры, выдающимся её достижением.
1 Григорьева Т.П. И ещё раз о Востоке и Западе. / Иностранная литература, 1955, №1, с.246
Одной из основных задач японской системы воспитания является формирование у человека особого, специфического отношения к действительности, при этом, развитию способности ценить и понимать красоту окружающего мира уделяется особое внимание.
Обилие злободневных проблем в странах Запада возникло в определенной степени из-за варварского отношения к Природе, в то время как японцы демонстрируют жизнь в единстве и гармонии с ней. Восстановлению нарушенного равновесия с окружающей природой может способствовать понимание и усвоение опыта японского отношения к Красоте, который представляет собой своеобразный противовес утилитарному подходу к этой проблеме.
Чуткое и трепетное отношение к Красоте, свойственное японскому народу, играет в традициях японской культуры важную роль. Это, безусловно, связано со спецификой японского национального сознания, в структуре которого эстетическое отношение занимает особое место. Представления японцев о жизни в единстве и гармонии с Природой, приобретают актуальную значимость в контексте современных проблем эстетического воспитания, как процесса формирования ценностного отношения человека к миру. В плане решения этих проблем Япония имеет богатую традицию, которая может быть использована при выработке новых подходов как в теории, так и в практике современного образования и воспитания.
Существующее у японского народа отношение к Красоте передается от поколения к поколению и закрепляется благодаря устойчивым традициям эстетического воспитания, изучение которых представляет для нас значительный интерес.
Известный японский писатель Кавабата Ясунари считает, что «долг каждой нации -выявить перед миром свою национальную сущность. Если же нация ничего не дала миру, то это должно рассматриваться как национальное преступление, вернее ,это хуже, чем смерть, и никогда не прощается человеческой историей. Нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее».1 Безусловно, система воспитания в Японии, и в частности, феномен эстетического воспитания в этой стране, может быть причислен к разряду выдающихся достижений японского народа и поэтому заслуживает особого внимания.
Опыт японского народа в воспитании молодого поколения имеет давнюю историю, которая складывалась на протяжении столетий как важнейшая национальная традиция. Обращение к истории этого опыта способствует пониманию особенностей национального
1 Цит. по Федоренко Н. Кавабагга: взгляд в прекрасное. / Иностранная литература, 1974, №7, с.205 характера японцев, в котором сочетается приверженность традициям, и вместе с тем, четко выраженное и успешное стремление следовать требованиям современного цивилизованного мира. При решении сложных проблем, с которыми сталкивается сегодня японское общество, народ постоянно обращается к своей истории, сочетая современный опыт воспитания с традиционным.
Представляют интерес способы осуществления культурной политики государства в области эстетического воспитания: правительство Японии не жалеет средств и активно вкладывает их в культуру, эстетическое воспитание и образование, понимая, что это, в конечном счете, будет выгодно самому государству и полностью окупается экономически, т.к. при наличии определенного уровня эстетической культуры, развитого художественного вкуса, человек будет стремиться воплотить Красоту в результатах своего труда. Таким образом, у японцев, как отмечает В.И.Самохвалова, красота выступает не только как категория эстетической науки, философская категория, но и как категория экономическая, а эстетическое воспитание приобретает статус основы экономного и целесообразного ведения хозяйства.1 Тем самым японцы демонстрируют свое деловое отношение к эстетическому воспитанию, что делает их опыт особенно актуальным для современной России.
Среди различных видов воспитания - умственного, морального, физического и др., особое внимание японское общество уделяет именно эстетическому воспитанию. Генетически наследуемое специфическое отношение японцев к красоте окружающего их мира окончательно формируется в процессе целенаправленного эстетического воспитания.
Конкретный опыт Японии в сфере эстетического воспитания, формирования эстетических представлений достаточно специфичен, что обусловлено своеобразием истории этой страны, самобытностью её культуры. В то же время изучение этого опыта свидетельствует о значительно более широких возможностях системы воспитания, позволяет заимствовать все лучшее, накопленное в этом плане японским народом.
В отечественной эстетике существует ряд исследований, посвященных теоретическому анализу феномена эстетического воспитания: это работы Киященко Н.И., Лейзерова H.JL,
1 См.: Самохвалова В.И. Роль традиционной культуры в японской модели эстетического воспитания./ Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М., 1990, с.62
Кулаева К.В., Печко Л.П., Шевцова Е.В., Михайлова М.И. и др.1 Изучению конкретных аспектов эстетического воспитания посвящены работы Колинько И.В., Немировой В.В., Плотниковой Е.В., Сысоевой JI.C., Махлиной С.Т., Тапилиной Н.Г., Огородниковой Ю.А. и др.2 В то же время, специфика диссертационной работы и недостаточная исследованность собственно проблемы эстетического воспитания в Японии обусловили необходимость обращения к более широкому комплексу источников. Поэтому источниковедческую базу диссертации составляют произведения философской, эстетической и педагогической мысли, литературы и искусства, в которых так или иначе затрагиваются отдельные аспекты темы, исследуемой в данной работе.
Поскольку японская система воспитания основана на глубоких философских и религиозных традициях, диссертанту пришлось обращаться к литературе, в которой рассматриваются идеи синтоизма, даосской философии, конфуцианства, а также буддизма и дзэн-буддизма, что вызвано необходимостью показать их роль в процессе формирования специфического японского национального сознания.
Островное географическое положение страны, не знавшей в древности иностранных нашествий, повлияло на своеобразие японской цивилизации, определило целостность и гармоничность культуры. Будучи страной, изолированной от постороннего влияния, Япония сохраняла традиционные особенности мышления на протяжении веков, что нашло свое выражение в японской религии - синтоизме. Синтоизм (от япон. синто - путь богов) -японская религия, возникшая из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Важной стороной синтоизма является поклонение красоте природы (гора Фудзи, цветущие деревья и пр.) Синтоизм нашел своё выражение в преклонении перед силами природы, представляемыми в виде окружающих человека бесчисленных духов,
1 См.: Киященко Н.И, Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М., Знание, Эстетика, 1983, №5; Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. М., 1981; Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М., 1986; Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991; Шевцов Е.В. Искусство и духовный мир человека. М., 1984; Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., 1988, №5; Михайлов М.И. Основные эстетические категории: опыт систематизации. Саратов, 1990;
2 См.: Колинько И.В. Роль народной праздничной традиции в нравственно-эстетическом формировании личности. Дис. на соик. степ. канд. филос. наук. М, 1995; Немирова В. В. Диалог в системе эстетического воспитания детей. Дис. на соиск. степ канд. филос. наук., М. 1995; Плотникова Н.Г. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Дис. на соиск. степ. канд. филос. наук. М., 1995; Сысоева Л.С., Махлина С Т. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. Томск, 1993; Тапилина Н.Г. Проблема корреляции объективных и субъективных факторов совершенствования эстетического воспитания и образования, Екатеринбург, 1994; Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. М., 1992 влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимает богиня солнца - Аматэрасу. Согласно синтоизмуу человек ведет свое происхождение от одного из богов (ками), душа умершего при определенных обстоятельствах способна стать таким ками. В свою очередь ками имеет способность воплощаться в любой ритуальный предмет - меч, зеркало, фигурку бога, и т.д. - и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения.
Феномен синтоизма изучали Арутюнов С.А., Светлов Г.Е., Иноуэ Тэцудзиро, Кобаяси Кэндзо, Сэмбара Садао, Aston W.G., Anesaki Masaharu, Kato Genchi, Hon Ichiro, etc.1
Г» fr
В диссертации показывается, что синтоисткие идеи явились одной из основ для формирования эстетических представлений японцев, и, что они, хотя и испытав на себе существенное влияние идей даосизма, конфуцианства, буддизма и дзэн-буддизма, легли в основание современной системы эстетического воспитания в японской общеобразовательной школе.
Активное влияние на Японию со стороны Китая и Кореи началось после завоевания китайцами Корейского полуострова во II-I вв. до н.э. В Ш в.н.э. установление дипломатических контактов Японии с Китаем и Кореей способствовало проникновению сначала философских идей даосизма и конфуцианства, а позднее в VI в.н.э. теоретических положений буддизма и дзэн-буддизма, которые впоследствии активно взаимодействовали с японской религией - синтоизмом, в результате чего он претерпел значительные изменения.
В частности, одной из идей, которая была привнесена в синтоистскую философию даосизмом стала, идея следования всех вещей своему Дао-Пути. Процесс взаимодействия синтоизма и даосизма стал предметом изучения в исследованиях Игнатовича А.Н., Григорьевой Т.П., Конрада.И., Кривцова В.В., Малявина В.В., Ян Хин Шуна, Fung Yu-Lan и
1 См.: Арутюнов С.А. Современный синтоизм. В кн.: Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970; Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968; Светлов Г.Е. Путь богов. М. 1985; Иноуэ Тэцудзиро. Нихон сэйсин-но хонсицу. (Сущность японского духа). Токио, 1935 Кобаяси Кэндзо. Нихон синтоси-но кэнюо. (Изучение истории японского синто), Токио, 1934;Сэмбара Садао. Синто си. (История синто). Токио, 1936; Aston W.G. Shinto, the way of gods, Tokyo, 1905; Anesaki Masahuru. Religion history of Japan, an outline. Tokyo, 1926; Kato Genchi. A study of Shinto, the religion of the Japanese nation. Tokyo, 1926; Hon Ichiro. Folk religion in Japan. Continuity and Change, Tokyo, 1968 и др.
2 См.: Игнатович А.Н. Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) В кн.: Дао и даосизм в Китае, М., 1982; Григорьева Т.П. Даосская и буддийская модели мира (предварительные заметки). /Дао и даосизм в Китае. М., 1982 и др.; Конрад Н.И. Лекции по истории Японии 1936/1937. М., 1937; Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М., 1993; Малявин В.В. Антология даосской философии. М., 1994; Ян Хин Шун. Древнекитайский философ Jlao-цзы и его учение. М., 1950;Fung Yu-Lan. A history of Chinese philosophy, V.1-2, Princeton, 1952-53 (V.1, P.132-245, 379-399, V.2,P.133-256)
Проникновение из Китая, через Корею в Японию буддизма (VI в.) окончательно ликвидировало монопольное положение синтоизма. Более того, начиная с 8-9 вв., для Японии характерен буддийско-синтоистский синкретизм, проявившийся, в первую очередь, в сильном влиянии культа поклонения красоте природы на японский буддизм, который в свою очередь подсказал синтоизму готовые формы своей философии. Мимолетность и мгновенность Красоты окружающего мира получили свое обобщение в форме буддийского принципа непостоянства и изменчивости феноменального мира (доктрина мудзё). Благодаря буддизму исконно японская философия освоила идею нереальности видимого мира с присущим ей убеждением, что Истинная Реальность может быть явлена человеку только через Красоту. Именно согласно этому положению оформляется основной принцип японского искусства - намёк (ёдзё). Проблема взаимовлияния синтоизма и буддизма, их синкретизма затрагивалась в работах Игнатовича А.Н., Мещерякова А.Н., Алана Уотса, Яковлева Е.Г., Murti T.R., Niwano Nikkyo и др.1 В работах этих авторов буддизм рассматривается, с одной стороны, как одно из самостоятельных явлений Восточной философии, а, с другой, - в его отношении к синтоизму. Выделение основных положений буддизма является чрезвычайно интересным, прежде всего, для понимания процесса формирования традиционного японского эстетического сознания, а затем и для изучения формирующих принципов системы эстетического воспитания в Японии. Ведь именно буддизм и синтоизм являются теми основными религиями, которые исповедуют современные японцы.
Проблема влияния конфуцианства на формирование традиционного японского мировосприятия исследовалось Малявиным В.В., Буланже П.А., Радуль-Затуловским Я.Б., и др. За рубежом этой проблемой занимались Levenson J.R., Chang Carsun, Chan Wing-tsit и др.
1 См.: Игнатович А.Н. Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) В кн.: Дао и Даосизм в Китае. М., 1982; Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. Проблема синкретизма. М., 1987; Алан В. Уотс. Путь Дзэн. Пер. с англ. Киев, 1993; Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985; Murti T.R. The central philosophy of Buddhism, L., 1955; Niwano Nikkyo. The Lotus Sutra life and soul of Buddism. A mod. introd. to the Lotus Sutra giving a better, understanding of the Buddha's teachings, Tokyo, 1971.
2 См.: Малявин B.B. Конфуций. М., 1992; Малявин В.В. Чжуан-цзы, М„ 1985; Буланже П.А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. / Сост. С.В.Игошина, М., 1996 /; Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947; Levenson J.R., Confucian China and its modern fate, L., 1952 Chang Carsun. The development of neo-confucian thought, N.-Y., 1957; Chan Wing-tsit. An outline and an annotated bibliography of Chinese philosophy, New Haven, 1959
Конфуцианство придало синтоизму нравственно-эстетическую окраску. Для раскрытия темы диссертации необходимо не только выделить основополагающие нравственные принципы этого учения, но и показать их место и роль в формировании традиционного японского мировосприятия, в котором нравственные и эстетические нормы сосуществуют в неразрывном единстве.
Рост влияния неоконфуцианства (ХУПв.) вызвал попытки синтоистско-конфуцианского синтеза, направленные против буддизма; хотя одновременно происходило объединение элементов всех трех учений.
Среди зарубежных исследователей проблема формирования традиционного японского миропонимания посредством влияния на него идей синтоизма, даосизма, конфуцианства, буддизма и дзэн-буддизма привлекала внимание Л.Херна, Ян Хин Шуна, Мараини Фоско, Иэнага Сабуро, Spae J.J, Ono Sokyo, Anesaki Masaharu, etc.1
В диссертации широко использовались сборники «Буддизм в Японии», «Дао и Даосизм в Китае», а также оригинальные сочинения восточной философии и литературы: «Кодзики» (Сказания о делах древности), «Нихон Сёки» (Анналы Японии), «Манъёсю» (Собрание мириад листьев) - поэтическая антология VIII века, «Древние Фудоки» (Записи обычаев и земель), кроме того использовались сочинения конфуцианской философии «Лунь-Юй» (Беседы и суждения), изложение принципов даосизма «Дао дэ Цзин» (Каноническая у книга Дао и дэ).
Принимая во внимание идеи синтоизма, даосизма, конфуцианства, буддизма и дзэн-буддизма, японцы выработали свою теорию Красоты, Красоты многогранной, непостижимой, изменчивой и вечной, основав на этом свои эстетические концепции аварэ, югэн, саби-ваби, каруми, хосоми, сиори и т.д. Следует отметить, что в диссертационной работе выделяются лишь некоторые идеи, нашедшие в Японии благодатную почву и
1 См.: Hearn Lafcadio. Kokoro. Hints and Echoes of Japanese inner life, Boston - New-York, 1896; Ян Хин Шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М., 1950; Мараини Фоско. Япония . Образы и традиции. М., 1980; Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972; Spae J.J. Shinto man, Tokyo,1972; Ono Sokyo. The kami way. Tokyo, 1962; Anesaki Masaharu. Art, life and nature in Japan, Rutland, 1973;
2 См.: Буддизм в Японии. М„ 1993; Дао и Даосизм в Китае. М., 1992; Кодзики. Сказания о делах древности. С.-П., 1994, т.1-2; Нихон Сёки. Анналы Японии. С.-П., 1997, с.1-2; Манъёсю (Собрание мириад листьев). М., 1971; Древние Фудоки (Записи обычаев и земель), М., 1969; Лунь-Юй (Беседы и суждения). В кн.: Древнекитайская философия, М., 1972, т.1, с.139-174, Дао дэ Цзин. (Каноническая книга о Дао и дэ). В кн.: Древнекитайская философия, М., 1972, т.1, с.114-138 являющиеся особенно существенными для понимания принципов, лежащих в основании специфически японского эстетического миропонимания.
Несмотря на то, что проблема формирования философско-эстетического мировосприятия японского народа достаточно основательно изучена, для выполнения конкретной задачи диссертационной работы необходимо проследить, как идеи перечисленных выше учений повлияли на основные принципы современной системы эстетического воспитания в Японии. Попытка провести такой анализ, по существу, предпринимается впервые.
В целом процесс воспитания в Японии направлен на формирование «японского национального характера». Данный термин может быть применен не только к описанию характера «среднестатистического» японца, но и для характеристики всей японской культуры, т.к. такие черты как сдержанность, недосказанность, трепетное отношение к Красоте, любовь к Природе, стремление постичь скрытую за видимой Красотой Истину, приверженность традициям и т.д. свойственны всем явлениям японской культуры. В связи с рассмотрением эстетического воспитания проблема «японского национального характера» является весьма актуальной, т.к. конечной целью эстетического воспитания в Японии является всесторонне развитая личность, обладающая этими характеристиками.
Японский национальный характер стал предметом изучения в исследованиях Гришелевой Л.Д., Чегодарь Н.И., Виолис А., Долина А.А., Наниевской В.Г., Спеваковского А.Б., Салимовой К.И., Запорожского Ф., Арутюнова С., Телешевской A., Inazo Nitobe и др.1 При этом в диссертации особо выделяются те черты «японского национального характера», которые показывают существование у японского народа специфического отношения к красоте окружающего мира, свидетельствуют о высоком уровне эстетического сознания, формирующегося благодаря устойчивым традициям эстетического воспитания.
1 См.: Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. О загадках «японской души». / Народы Азии и Африки. М., 1972, №3 с. 162-173; Очерки Андрэ Виолис. Воспитание японца. I За рубежом. М„ 1935, №2, с.35; Долин АА Путь самурая. I Проблемы Дальнего Востока. М., 1989, №6, с.156-162; 1990, №1, с.157-171; 1990, №2, с.202-212; Наниевская В.Г. Система морального воспитания в японской школе. М., 1983 (Дис. на соиск. степ. канд. ист. наук); Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии, М, 1981; Сали-мова К.И. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии : история и современность. Токио, 1993; Запорожский Ф. Заметки о Японии. / Новый мир. М., 1958, №4, с. 142-180; Арутюнов С., Телешевская А. Под крышами Японии. / Семья и школа. М„ 1972, №6, с.46-48; Inazo Nitobe. Bushido, the soul of Japan, Tokyo, 1903
При анализе процесса выделения эстетического воспитания в одно из важнейших направлений в системе современного образования Японии, а также механизмов его осуществления средствами и методами семьи и школы большую помощь оказали работы Боярчук Ю.В., Григорьевой Т.П., Гришелевой Л.Д., Наниевской В.Т., Кузнецова Ю.Д., Навлицкой Г.Б., Сырицына И.М.,Лихачева Б., Йеменского Б.М., Спеваковского А.Б., Салимовой К.И. и др.1, хотя в данных работах эстетическое воспитание представлено лишь а отдельных аспектах и не является основным предметом исследования.
При рассмотрении некоторых практических аспектов эстетического воспитания в Японии в диссертации ставится задача выделить такие предметы эстетического цикла, существующие в современной японской школе, как музыка, изобразительное искусство, каллиграфия и декоративно-прикладное искусство, и показать, что все они активно участвуют в формировании традиционного, свойственного японцам эстетического отношения к действительности. Это позволит вскрыть способы и методы воздействия предметов эстетического цикла на формирование личности.
В процессе изучения конкретных предметов эстетического цикла, преподаваемых в японской школе, автор диссертации обращался к литературе, в которой некоторые вопросы эстетического воспитания в Японии рассматриваются с педагогической точки зрения. Это касается работ Боярчук Ю.В., Исидзака Кадзуо, Родионова М.Л., Миролюбова А., л
Преображенского К., Желоховцева А.Н., Капра А. и др. Среди немногочисленных работ, затрагивающих философский аспект данной проблемы, необходимо выделить книгу Соколова-Ремизова С.Н. «Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока». Особое внимание при работе над
1 См.: Боярчук Ю.В. Общеобразовательная школа в Японии. М., 1995; Боярчук Ю.В. Состояние и проблемы школьного образования в Японии. / Начальная школа, 1991, №10. С.88-92; Григорьева Т.П. Красотой Японии Рожденный. М., 1993; Детский сад в Японии: опыт развития детей в группе. Пер. с яп. Гришелевой Л.Д. Общ.ред и послесловие Наниевской В.Т. М., 1987; Кузнецов Ю.Д., Навлицкая
Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М., 1988; Лихачев Б. Эстетическое воспитание в школах Японии. / Воспитание школьников, 1975, №1, с.65-87; Неменский Б.М. Любование. (Об эстетическом воспитании в Японии) / Творчество, 1969, №12, с.20-21; Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии. М., 1981; Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Экспериментальное пособие. М., часть 1 (1988), часть 2 (1989), часть 3 (1991).
2 См.: Боярчук Ю.Б. Общеобразовательноя школа современной Японии. М., 1995; Исидзака Кадзуо. Школьное образование в Японии. (Научн. ред. и пер. Боярчук Ю.Б. М., 1993); Родионов М.Л. Япония. В кн.: Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока. М., 1971; Миролюбов А. Современная общеобразовательная средняя школа в Японии. / Народное образование. М., 1971, №10; Преображенский К. В школьном мундире. (Япония). / Семья и школа. М., 1990, №1, №3
3 См.: Соколов-Ремизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М., 1985 диссертацией уделено публикациям Самохваловой В.И., посвященным непосредственно рассмотрению проблемы эстетического воспитания в Японии.1
Таким образом, диссертантом были собраны и с максимально возможной полнотой изучены и критически осмыслены работы отечественных и зарубежных авторов, касающихся исследуемой проблемы. Их немногочисленность, узкая специализированность, и, нередко лишь фрагментарное освещение проблематики, связанной с изучением эстетического воспитания в Японии, вынуждали использовать более широкий спектр литературы.
Основная цель данного исследования - анализ феномена эстетического воспитания в Японии с точки зрения его исторического формирования, а также с позиции его современного состояния. Для этого было необходимо, с одной стороны, рассмотреть специфику и процесс формирования исконно японского эстетического мировосприятия, превращение его в главную черту «японского национального характера», а, с другой -проследить выделение эстетического воспитания в одно из важнейших направлений в системе современного образования в Японии. Кроме того, следовало показать процесс формирования способности эстетического осознания и восприятия действительности в контексте освоения дисциплин эстетического цикла, преподаваемых в современной японской школе: выяснить роль музыки, каллиграфии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, способы и методы их воспитательного воздействия.
В диссертации поставлены следующие задачи: выделить основные философско-эстетические идеи, оказавшие решающее воздействие на процесс формирования традиционного японского мировосприятия, что предполагает, хотя и в кратком виде, характеристику художественно-философских ценностей таких учений как синтоизм, даосизм, конфуцианство, буддизм и дзэн-буддизм, их влияние на японский менталитет; рассмотреть основные черты «японского национального характера», показать, что его важнейшей особенностью является своеобразный эстетизм, а сам «японский национальный характер» выступает выражением представлений японцев о нравственно-эстетическом идеале;
1 См.: Самохвалова В.И. Роль контекста формирования эстетических представлений. (Опыт Японии). // Современный мир и эстетическое развитие человека. М.,1993, с.51-78; Самохвалова В.И. Роль традиционной культуры в японской модели эстетического воспитания. II Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М., 1990, с.54-78; Самохвалова В.И. Традиционные японские искусства. М., 1989 дать характеристику процесса выделения эстетического воспитания в одно из важнейших направлений в системе современного образования Японии и механизма его осуществления, что предполагает необходимость обращения к истории эстетического воспитания в Японии ; показать особенности эстетического воспитания в японской семье и школе, выяснить место и роль эстетического воспитания в структуре преподаваемых в японской школе дисциплин в различные периоды истории; выявить основные принципы, формы и методы влияния на сознание формирующейся личности различных предметов эстетического цикла, в частности, музыки, каллиграфии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составляет сочетание философско-исторического и проблемного подходов. Применение принципа историзма было обусловлено необходимостью исследования культурно-исторических истоков формирования эстетических представлений японского народа. Принцип преемственности в развитии культуры позволил проследить динамику этого процесса и сделать ряд выводов относительно современной системы эстетического воспитания в Японии.
До настоящего времени ни зарубежными, ни отечественными специалистами не предпринималась попытка провести комплексное рассмотрение феномена эстетического воспитания в Японии с точки зрения пересечения философско-исторического, проблемного и, частично, педагогического аспектов, данная диссертация является первым опытом подобного анализа.
Научно-практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что материалы, отдельные положения и выводы исследования могут быть использованы при дальнейшей теоретической разработке проблем эстетического воспитания, культуры и педагогики, при чтении лекций по истории культуры Японии, а также в практической работе по эстетическому воспитанию в отечественных учебных заведениях.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Социокультурная детерминация политических традиций Японии2008 год, кандидат философских наук Лобковская, Надежда Ивановна
Японское общество в поисках новых парадигм развития, 70-80-е годы ХХ века1999 год, кандидат исторических наук Николаев, Афанасий Алексеевич
Влияние японской культуры на литературу и живопись России конца XIX - начала XX вв.2006 год, кандидат культурологии Коньшина, Наталия Дмитриевна
Взаимопроникновение двух музыкальных культур в XX - нач. XXI вв.: Япония - Россия2010 год, кандидат искусствоведения Мория Риса
Формирование концепции "национального искусства" в культуре Японии конца XIX - начала XX вв.2010 год, кандидат культурологии Макарова, Ольга Игоревна
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Железняк, Оксана Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование системы эстетического воспитания в Японии имеет чрезвычайно развитую и весьма специфическую традицию эстетического воспитания подрастающих поколений.
Современная японская школа несомненно уникальна. Хотя при её построении использовался американский и западноевропейский опыт, в целом система образования и воспитания в Японии опирается на синтез исконно японских, классических восточных мировоззренческих и поведенческих установок. Японская школа культивирует национальный дух (развивает традиционные черты национального характера, одной из которых является эстетическое отношение к действительности), используя в качестве опорных основ идеи таких философских, религиозно-мировоззренческих, этических учений как: синто, бусидо, даосизма, конфуцианства, буддизма и дзэн буддизма.
В диссертации показан процесс формирования специфического японского мировосприятия, осуществляемый посредством синтеза и взаимовлияния различных течений восточной философии. Анализ исконно японской религии синтоизма дает основание говорить о том, что его идея божественного происхождения всего сущего выработала в японцах трепетное, бережное отношение к красоте окружающего мира как к одному из результатов деятельности богов. Кроме того, в основу японского эстетического отношения к действительности легла идея следования всех вещей своему пути, идея, уходящая своими корнями в учение даосизма о Дао-Пути. На японской почве прижилась также идея даосизма о двух началах, постоянно борющихся между собой «инь» и «ян». Несомненна роль конфуцианских идей нравственно-эстетического совершенствования и воспитания, которые стали основой для формирования у японцев представлений об эстетическом идеале. Выделен ряд идей буддийской философии, среди которых доктрина мудзё - принцип непостоянства и изменчивости феноменального мира с его применением к пониманию японцами красоты окружающего мира как мимолетного и мгновенного явления; идея Нереальности видимого мира, согласно которой Истинная реальность является человеку только через красоту, познание последней позволяет постичь Истину мира.
Выделение философских и эстетических идей, ставших основой особого, специфического, характерного только для японцев эстетического отношения к действительности было необходимо для дальнейшего конкретного анализа.
Проведенное исследование показало, что данные идеи представляют собой тот фундамент, на котором зиждется вся культура японского общества, неотъемлемой частью которой является хорошо разработанная система эстетического воспитания.
В работе рассматриваются основных черт «японского национального характера», особо выделяется его главная черта - благоговейное отношение к красоте окружающей действительности. Показано, что «японский национальный характер» является не только концентрированным выражением представлений японского народа о нравственно-эстетическом идеале, но и пунктом пересечения и взаимодействия философского, исторического и педагогического аспектов эстетического воспитания.
В диссертации прослежены основные этапы истории развития эстетического воспитания в Японии. Это было связано с необходимостью показать процесс выделения эстетического воспитания в самостоятельное направление в системе современного образования Японии.
Свойственное японцам эстетическое отношение и восприятие действительности во многом формируется в контексте воздействия на человека окружающей его среды, непосредственного бытия, в которое человек погружен и влияние которого он часто может не осознавать и даже не замечать. В данной диссертации уделено внимание формированию эстетического сознания в японской семье с опорой на её традиции и обычаи. Предметная и духовная обстановка в японском доме, отношения между членами семьи, их поведение, одежда, интерьер, участие ребенка в тех или иных семейных традиционных торжествах - все эти моменты имеют важное значение в развитии эстетических чувств, вкусов, представлений об идеале, красоте, гармонии. В диссертации определена роль семьи в эстетическом воспитании подрастающих поколений японцев, выделены основные методы воспитательного воздействия, широко используемые в японской семье, показан также механизм их функционирования.
Закрепление и процесс последующего формирования эстетического развития личности происходит в японской школе, которая осуществляет свою задачу путем направленного, планомерного воспитания и образования. Об особом внимании, придаваемом эстетическому воспитанию в сфере образования, свидетельствует тот факт, что в учебном плане японской школы такие предметы как музыка, каллиграфия, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство выделены в специальный раздел дисциплин эстетического цикла. В диссертации предпринята попытка выявить общие закономерности влияния на сознание формирующейся личности различных дисциплин эстетического цикла, показано, как в процессе освоения этих предметов осуществляется разностороннее эстетическое развитие: формируется способность не только видеть красоту действительного мира во всех её проявлениях, но и выражать её средствами искусства.
Японские педагоги ставят своей задачей всячески способствовать активному самовыражению детей в музыке, творческому проявлению себя в ней. Занятия музыкой способствуют выработке навыков пения, слушания, владения чувством ритма. Японских детей учат правильно сидеть и дышать во время пения, понимать основные дирижерские жесты, петь легким напевным, ненапряженным звуком.
В школе японские дети приобретают навыки игры на различных музыкальных инструментах, в том числе традиционных, среди которых - кастаньеты, барабан, бубен, тарелки, ударные, сямисэн, кото (цитра), сякухати (бамбуковая флейта), фисгармония, губная гармония, металлофон, и даже фортепиано и гитара. Особое место занимает обучение хоровому пению, в результате которого формируются навыки ритмического и хорового двухголосия, осуществляется развитие певческих навыков. Большое внимание на уроках уделяется слушанию музыки.
Обучение иероглифике в японской школе учит символически воспринимать и обозначать мир, развивает фантазию, иероглиф несет в себе гармонию, передает пластику движения. Его лаконичность выражения сущности через обобщенность каллиграфической письменности и изящество линий помогает выработке понимания построения художественной формы. Занятия каллиграфией учат доводить до совершенства любое дело, которым занимается человек, учат терпению, внутренней дисциплине, здесь происходит объединение эстетического и этического аспектов. Каллиграфия учит сосредотачивать свой дух и очищать сердце, тем самым способствуя самоусовершенствованию личности, формирует характер, учит самовыражаться. Каллиграфия соединяет необходимость активного образного и логического способов восприятия, тем самым эмоциональное не отделяется от рационального. Занятия по каллиграфии учат ценить простоту и изящество линий, чувствовать изысканную музыку пластической формы рисунка. При овладении письмом вырабатывается чувство пропорции, соразмерность объемов, уверенность штриха. Точность рисунка, что в значительной степени развивает художественный вкус, чувство художественной формы. Занимаясь каллиграфией, японские школьники приобретают первые навыки рисовального искусства.
При развитом благодаря иероглифической письменности чувстве пропорций, уверенности штриха, соразмерности линий, точности рисунка, каждый японец по-существу становится живописцем. Живопись имеет дело, прежде всего, с цветом. В цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность и т.д. Это является одной из причин того, что японские педагоги в процессе эстетического воспитания придают важное значение цветовому обучению. Уже в детском саду японский ребенок знакомится с палитрой в 24 цвета и оттенка, второклассник пользуется красками в 36 цветов и оттенков и знает их названия. Каждый заканчивающий школу обязан знать 24 основных цвета и различать по 10 оттенков каждого из них. Обучение колористической грамоте дает возможность наиболее широко и глубоко развивать чувственное мышление и творческие способности, что активно используется японскими преподавателями. С помощью цвета японских детей учат любить родную природу, знание природных цветов способствует воспитанию в детях стремления жить в единстве и гармонии с ней. Поэтому природные цвета японец должен хорошо знать. В японских детях воспитывается отношение к цвету как к средству гармонизации.
Занятия по декоративно-прикладному искусству развивают способность создавать эстетическую действительность своими руками. В процессе обучения японские дети овладевают приблизительно 30 видами художественных работ, среди них: икэбана, поделки из бумаги, керамики, игрушки из глины, пластилина, костюмы для детских праздников. Посредством такой деятельности воспитывается специфическое отношение к материалу, умение подчеркнуть его природную сущность. Уроки декоративно-прикладного искусства развивают наблюдательность, фантазию, «чувство материала» и цветоощущение, формируют в человеке такие черты характера как терпение, старательность, спокойствие, изящество.
Давая общую характеристику существующей в Японии системе эстетического воспитания, необходимо указать, что специфическое эстетическое отношение японского народа к действительности детерминировано, прежде всего, самой историей развития Японии, самобытностью японской культуры, формообразующим аспектом которой является эстетическое начало. Это определяет особенности конкретного опыта в плане эстетического воспитания, и в то же время делает весьма проблематичным использование в российской школе, применяемых японскими педагогами, конкретных методик, практических приёмов и теорий эстетического воспитания. В значительной степени это связано с различиями в традиционных укладах, в национальной психологии, в стиле мышления, в менталитете. В свою очередь имеются различия и в понимании содержания эстетических категорий, их размещения в системе эстетического освоения действительности, различен сам состав наиболее значащих категорий и понятий. Специфичны акценты при оценке красоты. Однако, изучение принципиальных моментов организации системы эстетического воспитания в Японии, факторов и условий, его определяющих, представляют несомненный интерес.
Японская система эстетического воспитания и образования использует широкий спектр способов и методов, глубоко укорененных в национальной традиции. И в этом плане опыт Японии может оказаться весьма полезным для сегодняшней практики эстетического воспитания в нашей стране. Имеется в виду, прежде всего, обращение к своим замечательным народным традициям и обычаям (которые, к сожалению, постепенно забываются), что может придать эстетическому воспитанию необходимую направленность, обогатит его новыми направлениями и гранями и в будущем обусловит сохранение и полноценную жизнь богатой русской культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Железняк, Оксана Николаевна, 1998 год
1. Абдуллин Э. О начальном этапе музыкального обучения в общеобразовательных школах Японии. / Музыкальное воспитание в школе. Вып. 9, М., 1974 (с.92-96), сост.Апраксина
2. Абэ Томодзи Традиции и современность. / Новый Мир. М., 1959, №11/
3. Алиев Ю. Япония СССР : проблемы эстетического воспитания. / Народное образование, 1987, № 10, с.84-86 /
4. Аристотель. Соч. в 4-х томах. М., 1975
5. Арутюнов С. Современный быт японцев. М., 1968
6. Арутюнов С.А. Современный синтоизм. / Религия и мифология народов восточной и Южной Азии, М., 1970
7. Арутюнов С.А., Светлов Е.Г. Старые и новые боги Японии. М., 1968, с.200, ил.
8. Арутюнов С.,Телешевская А. Под крышами Японии. / Семья и школа. М., 1972, №6 /
9. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. ( Ян Чжу, Лицзи, Чжуанцзы, VI -IV вв. до н.э.). М., 1967
10. Басё. Лирика. Пер.с яп., предисл. и комент. В.Марковой. М., 1964
11. Бердяев Н.А. Смысл истории. Париж, 1969
12. Бондарев П.Б. Русская цивилизация и образование ( к разработке проблемы русской школы). В кн.: русская цивилизация и соборность. Сб.ст., М., 1994
13. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988
14. Боярчук Ю.В. Секрет японского экономического чуда. Школьное образование в Японии. / Педагогический вестник Авг (23 ), с.4 /
15. Боярчук Ю.В. Состояние и проблемы школьного образования в Японии. / Начальная школа, 1991, № 10, с.88-92.
16. Боярчук Ю.В. Каникулы Масанори, или как учат в Японии. Японская школа. Приложение к газете «Первое сентября», 1993, № 5-6, с.8
17. Боярчук Ю.В. От чего они счастливые : японская школа сегодня / Учительская газета. 1990, 11-18 дек., №50, с.6/
18. Боярчук Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. М., 1995
19. Брагинский В.И. Традиционная эстетика Востока / Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока. М., 1995 /
20. Бреславец Т.И. Поэзия Мацуо Басё. М., 1981
21. Буддизм в Японии. М., 1993
22. Буддийские Сутры Сетоку Тайси.
23. Буланже П.А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. / Сост. С.В.Игошина. М.,Искусство, 1995.-319 с.
24. Вакио Хаяси. Особенности национального характера японцев. // Япония о себе и мире. М., 1994, №3, с.26-32
25. Виолис А. Воспитание японца. / За рубежом. М.,1935. № 2
26. Востоков Г. Япония и её обитатели, 1904
27. Герасимова М.П. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Кавабата Ясунари. М., 1990, с. 158
28. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М., 1979
29. Горегляд В.Н. Дневник и эссе в японской литературе X -XIII вв. М., 1975
30. Григорьева Т.П. И ещё раз о Востоке и Западе / Иностранная литература, 1975, №7
31. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979, с.368
32. Григорьева Т.П. Даосская и буддийская модели мира (предварительные заметки) / Дао и даосизм в Китае. М.,1982 /
33. Григорьева Т.П. Дао и Логос. М., 1992
34. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993
35. Гришелева Л.Д. О некоторых функциях традиционной культуры в современной Японии. / Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987, с.224
36. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986, с.219
37. Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. О загадках "японской души" / Народы Азии и Африки. М., 1972, №3/
38. Дао и даосизм в Китае. М., 1982
39. Дао дэ Цзин. (Беседы и высказывания). В кн. Древнекитайская философия. М., 1972
40. Детский сад в Японии : опыт развития детей в группе. Пер. с яп. Гришелевой Л.Д. Общ.ред. и послесловие Наниевской В.Т. М., 1987, с.239
41. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо традиция воинских искусств. М., 1990
42. Древнекитайская философия. М., 1972
43. Древние Фу доки. Перевод, предисловие и комментарий К.А.Попова. М., 1969
44. Ермакова J1.M. Речи богов и песни людей. М., 1995
45. Епифанов И.А. Харакири в Японии. / Знание и польза, 1905, кн.5
46. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре. / Вопросы философии. М.,1994, №6, с.82-89
47. Желоховцев А.Н. Иероглиф в искусстве. / Искусство стран Востока. М.,1986, с.259
48. Жукова И. Художественное воспитание в Японии. / Юный художник, 1985, №1, с.27
49. Жуков Е.М. История Японии. М., 1939
50. Завадская Е.В. Восток на Западе. М.,1970
51. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977
52. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение. М., 1983
53. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975
54. Запорожский Ф. Заметки о Японии. / Новый мир. М.,1958, №4, с.142-180 /
55. Игнатович А.Н. "Среда обитания" в системе буддийского мироздания / Человек и мир в японской культуре. М., 1985 /
56. Игнатович А.Н. Буддизм и даосизм в Японии ( к проблеме отношений и оценок ) / Дао и даосизм в Китае. М., 1982 /
57. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1988
58. Икэда Д., Логунов А. Третий радужный мост: поиск человека и мира: Пер. с яп. М :1988, с. 184
59. Иофан Н.А. Из истории японской музыки. / Искусство Японии. М., 1965 /
60. Исидзака Кадзуо. Школьное образование в Японии / научн. ред. и пер. Боярчук Ю.В. М.,1993, с.52 /
61. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Ред.-сост. В.Шестаков. М., 1969
62. История эстетической мысли. Т.1,5, М.,1990
63. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.,1972
64. Кавабата Ясунари. Нобелевская речь Кавабата, произнесенная в Стокгольме в декабре 1968 г. опубликована в Токио в марте 1969 г. на японском и английском языках в переводе Эдварда Дж. Зейденстикера.
65. Капр А. Эстетика искусства шрифта, М., 1979,124 е., ил.
66. Карелова Л.В. Эстетическая теория «моно-но аварэ» в системе философских взглядов Мотоори Норинага. // Специфика эстетической теории. М., 1986, с.33-38
67. Китайская классическая книга Перемен. Пер. с кит. Шуцкого Ю.К., М., 1983
68. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. М., 1981
69. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: о проблемах эстетического творчества в развитом обществе. М., 1984
70. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М., Знание. Эстетика, 1983, №5
71. Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. М., 1988, с. 175
72. Кодзики: сказания о делах древности. М., 1982
73. Козловский Ю.Б. Об одном феномене идеологической жизни современной Японии / Философские науки. М., 1984, №5, с.83-91 /
74. Колинько И.В. Роль народной праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности. Дис. на соиск. степ. канд. филос. наук. М., 1995
75. Конрад Н.И. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. П.Г., 1923, с. 168
76. Конрад Н.И. Современная начальная школа в Японии. Спб, 1913
77. Конрад Н.И. Лекции по истории Японии 1936/37. М., 1937
78. Конрад Н.И Запад и Восток. М., 1972
79. Конрад Н.И. Японский феодальный эпос.ХП -XTV вв. Японская литература от «Кодзики» до Токутоми. М., 1974
80. Конрад Н.И. История стран Азии и Африки в средние века. М., 1968
81. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980, с.144
82. Кривцов В. А Эстетика даосизма. М., 1993
83. Кривцун О.А. Искусство и мир человека: (Искусство в формировании духовного мира человека). М., 1986
84. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., МГУ, 1985
85. Крутоус В.П. Возвышенное как эстетическая категория. М., 1983
86. Крутоус В.П. Эстетические аспекты формирования характера личности. / В кн.: Формирование системы эстетического воспитания. Материалы симпозиума. М., 1983
87. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицин И.М. История Японии. М., 1988, с.432
88. Кузнецова Т.В. Об эстетическом отношении к действительности. (Концептуальный очерк, методический материал для преподавания эстетики ). // Вест. Моск. Ун-та. Сер.7, Философия. 1994, №5. Эстетика, с.48-66
89. Куликова И.С. Традиции и новаторство в эстетике. М., 1989
90. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М., Знание, 1986
91. Лазарев Г.З. Из истории японского жилища. / Советская этнография. М., 1972, №1 /
92. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., 1994
93. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1986
94. Лихачев Б. Эстетическое воспитание в школах Японии / Воспитание школьников. М., 1975, №1, с.85-87 /
95. Лунь-Юй. Перевод В.А. Кривцова в кн.: Древнекитайская философия. М., 1972, т.1
96. Мазельер М. Очерк истории семьи в Японии. / Восточный альманах, 1913, №13
97. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Избранные педагогические произведения. М., 1955, с.317
98. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983
99. Малявин В.В. Антология даосской философии. М., 1994 101.Малявин В.В. Конфуций. М., 1992
100. Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М., 1987
101. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985
102. Манъёсю (Собрание мириад листьев). Антология японской поэзии. Пер. вступ. статья и комментарий А.Е.Глускиной. М., 1971
103. Мараини Фоско. Япония. Образы и традиции. М., 1980
104. Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии : обычаи, обряды, социальные функции. М., 1990, с.248, ил.
105. Маркарьян С., Молодякова Э. Истоки и корни японского национального характера. / Проблемы Дальнего Востока. М., 1994. №3, с. 155-163
106. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958
107. Мещеряков А.Н. Герои, творцы, хранители японской старины. М, 1988
108. Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М., 1987, с.192. ил.
109. Мигунов А.С. Эстетические проблемы комплексного анализа художественного образа.(Дис. на соиск. степ канд. филос. наук.) М., 1976
110. Миролюбов А. Современная общеобразовательная средняя школа в Японии. / Народное образование. М., 1971, №10
111. Миронов В.Б. Век образования. М., 1990. (Человечество на рубеже XXI века)
112. Михайлов М.И. Основные эстетические категории: опыт систематизации. Саратов, 1990
113. Михайлова Ю.Д. Мотоори Норинага. М., 1988
114. Молодяков В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половине XIX начале XX века. (Дис.канд.ист.наук (МГУ им.Ломоносова ИСАА, М., 1995 -211с))
115. Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967
116. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции ИСМЕ, М., 1973, с.398-408
117. Нагасаки Сигэтэри. История цвета в Японии. Токио, 1974
118. Нагата Хироси. История философской мысли Японии. М., 1991
119. Наниевская В.Т. Система морального воспитания в японской школе. М., 1983 ( Дисс.канд.ист. наук)
120. Наниевская В.Т. Система морального воспитания в японской школе. / Япония : идеология, культура, литература. М., 1989, с.69-75/
121. Неменский Б.М. Школьный цветок сакуры (Об эстетическом воспитании в школах Японии) /Семья и школа. М., 1971, №7, с.34-35 /
122. Неменский Б.М. Любование (Об эстетическом воспитании в Японии) / Творчество. М., 1969, №12, с.20-21/
123. Неменский Б.М. Мудрость Красоты. О проблемах эстетического воспитания. М., 1981
124. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование. Цикл бесед / Моск. центр худ. культуры / М., 1993, с.79
125. Немирова В.В. Диалог в системе эстетического воспитания детей. Дис.на соиск. степ, канд. филос. наук. М., 1995
126. Нестеренко Р.И. Значение цветового восприятия в развитии эстетических чувств (на примере «серого Риюо») / Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М., 1990, с.78-88
127. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М., 1972
128. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М., 1986, с.240, ил.
129. Николаева Н.С. Художественные особенности традиционного японского интерьера. / Искусство Японии. М., 1965 /
130. Нихон Сёки Анналы Японии: В 2-х томах /Пер. и коммент. Л.М.Ермаковой и А.Н.Мещерякова/ т.1 Свитки -1 - XVI СПб, 1997, с.496 - Литературные памятники древней Японии IV), т.2 Свитки VII - XXX СПб, 1997, с.432 - Литературные памятники древней Японии
131. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
132. Ноздрева Р. Икэбана: философия природы. / Проблемы Дальнего Востока, М., 1990, №1, с. 169
133. Овсянников М.Ф. Что изучает эстетика. М., 1976
134. Овсянников М.Ф., Алехина JI.B. Проблема искусства и нравственности в домарксистской эстетической мысли. Ташкент, 1978
135. Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1971
136. Огородников Ю.А. Художественная культура человека. М., 1990
137. Огородников Ю. Особенности воздействия искусства на человека. М., 1992
138. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1982
139. О' Конрой Т. Японская угроза. М., 1942
140. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988, с. 197
141. О цвете и красках. М., 1964, с.75
142. Петров А. Очерки социального быта современной Японии. (Воспитание нации). ЦВИ, т. 15, в.6., Владивосток, 1907
143. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991
144. Пильняк Б. Корни японского солнца. М., 1927
145. Пинус Е.М. Кодзики. Записки о делах древности. Л., 1972
146. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Дис. канд. филос.наук. М., 1995
147. Полозова Т. Проблемы эстетического воспитания в Японии. / Советская педагогика. М., 1972, №6
148. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1974
149. Преображенский К. В школьном мундире. (Япония). // Семья и школа. 1990, №1, с.34-36; 1990, №3, с.41-43
150. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки) Издание 2-е исправленное и дополненное. М.,1985, с.348, ил.
151. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947
152. Родионов М.Л. Внеклассная работа в школах Японии. // Воспитание школьников. М., 1969, №3
153. Родионов M.JI. Реформа японской школы. // Советская педагогика. М., 1972, №3
154. Родионов М.Л. Япония. В кн.: Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока. М., 1971
155. Родионов М.Л. Средняя школа в Японии. // Народное образование. М., 1968, №3
156. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918
157. Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. М., 1958
158. Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М., 1994
159. Сабуро И. История японской культуры. М., 1972
160. Саймонд Кэрол. Как воспитывают детей в Японии. /За рубежом, №28(1409), 1987
161. Салимова К.И. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность. Токио, 1993
162. Салимова К. Антология педагогической мысли в 3-х томах. М., 1988
163. Салимова К. История педагогики как учебный предмет ( Международный опыт ), М., 1996
164. Салимова К. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Экспериментальное учебное пособие. М., Часть 1 ( 1988 ), Часть 2 ( 1989), Часть 3 (1991).
165. Самохвалова В.И. Роль традиционной культуры в японской модели эстетического воспитания. / Эстетическое воспитание : вопросы теории и практики. М., 1990, с.54-78 /
166. Самохвалова В.И. Традиционные японские искусства. Эстетика. Знание. М.,1989
167. Самохвалова В.И. Роль контекста формирования эстетических представлений ( Опыт Японии). // Современный мир и эстетическое развитие человека, М., 1993, с.51-78 /
168. Светлов Г.Е. Путь богов. М., 1985, с.240, ил.
169. Светлов Г. Колыбель японской цивилизации : Нара. История, религия, культура. М., 1994, с.271, ил.
170. Семья и формирование личности. М., 1987, с.351
171. С.-З.Иокои и Мицухаси. / Народное просвещение. М., 1927, №3, с.144-145 /
172. Скворцова Е.Л. Современная японская эстетика. Философские очерки. М., 1996 Советские писатели о Японии ./Составитель, автор послесловия и комментариев В.Н.Горегляд. Л., 1987, с.463, ил.
173. Соколов А.И. Япония. Экономика и образование. М.,1982
174. Соколов-Ремизов А.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М., 1985
175. Соловьев Вл. Соч., т. 1-2, М., 1988
176. Соловьев Вл. Япония. Историческая характеристика (1890). Собр.соч., т.4. Спб, б/г
177. Спеваковский А.Б. Самураи военное сословие Японии. М.,1981, с.168
178. Степанянц М.Т. Восток Запад : диалог философов. / Вопросы философии. 1989, №12, с. 157
179. Судзуки Дайсэцу. Японский буддизм. Токио, 1938
180. Сысоева JI.C., Махлина С.Т. Материально художественная деятельность и эстетическое воспитание, Томск, 1993
181. Сысоева JI.C. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания. Дис. канд. филос.наук. Новосибирск, 1990
182. Тагор Р. Национализм. Пг., 1922
183. Танидзаки Дзюъитиро. Похвала тени. / Восточное обозрение. 1939, №1, с.124
184. Танидзаки Дзюнъитиро. Избранные произведения в 2-х т. М., 1986
185. Таникава Тэцудзо. Душа японца. / Восточное обозрение. 1939, №1, с.72 /
186. Тапилина Н.Г. Проблема корреляции и объективных и субъективных факторов совершенствования эстетического воспитания и образования. Дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994
187. Типология и взаимосвязи средневековых культур Востока и Запада. М., 1974
188. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991
189. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М., 1989, с.145, ил.
190. Уотс А. Путь Дзэн. Пер с англ., Киев., 1993, с.320
191. Утенко И.С. Цветы в букетах и композициях. Л., 1988, с. 175
192. Федоренко Н.Т. Кавабата: взгляд в прекрасное./Иностранная литература, 1974, №7, с.200
193. Федоренко Н.Т. Японские записки. М., 1960
194. Федоренко Н.Т. Краски времени. Черты японского искусства. М., 1972
195. Федоренко Н.Т. Цюй Юань. Истоки и проблемы творчества. М., 1986
196. Фельдман-Конрад Н.И. Японо-русский учебный словарь иероглифов. М., 1977
197. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990, с. 176
198. Хан М.О. О племенах земного шара. ч.1, Спб. 1963
199. Хасэгава Синъити. Как создавалось японское письмо. // Курьер ЮНЭСКО. 1968. Сентябрь октябрь.
200. Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций. Foreign affairs, 1993, summer
201. Хаяси Тикио. Японский национальный характер. Анализ обследований, /зарубежная литература: РЖ. Сер.9, Востоковедение и африканистика. М., 1993, №1, с.85-87
202. Херн Лафкадио. Заметки о самобытной Японии./Русская школа, 1910, №7-8
203. Хоминская В.М. Проблема художественного творчества в эстетике Ф.М.Достоевского. (Дис. на соиск. степ. канд. филос. наук) М., 1977
204. Хруслов Г. Нравственное воспитание в школах Японии./Народное образование. М. 1972, №2
205. Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. М., 1986, с.302, ил.
206. Человек и мир в японской культуре. Сб. Ст. АН СССР Институт Востоковедения. Отв. Ред. Григорьева Т.П. М., 1985, с.48
207. Шевцов Е.В. Искусство и духовный мир человека. М., 1984
208. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., Знание. Эстетика. 1988,№4
209. Шестаков В. Проблемы эстетического воспитания: очерки истории. М., 1962
210. Школьные реформыв развитых странах запада. Под ред. З.А.Мальковой, B.C. Митиной. М„ 1992
211. Щерба В. Народное образование в Японии. / Русская школа, 1904, №7-8
212. ЭВМ пятого поколения: концепции, проблемы, перспективы. Под ред. Т.Мото-Ока; Предисл. Е.П.Велихова. М., 1984
213. Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М., 1968
214. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Зверев И.Д., Печко Л.П. и др. М., 1984, с.135
215. Эренбург И. Япония. Греция. Индия. М., 1960
216. Эстетика. Словарь, (под общ ред. А.А.Беляева и др.). М., 1989, с.447эстетическая культура и эстетическое воспитание. (Сост. Киященко, Лейзеров, Каган), М., 1983
217. Эстетическое сознание японцев. (Нихон-но биисики). Токио, 1974
218. Юрченко И.Н., Железняк О.Н. О роли природной колористики в системе эстетического воспитания и образования. (Педагогика искусства в творческих поисках. Москва Самара, 1996), с. 152
219. Юрченко И.Н., Железняк О.Н. Некоторые аспекты эстетического образования в Японии. (Современные подходы к теории эстетического образования. М., 1996, ноябрь 28-29)
220. Юрченко И.Н., Железняк О.Н. Некоторые философско-эстетические аспекты японской архитектуры. / Жилищное строительство, 1997. №1, с.8
221. Яковлев Е.Г. Буддизм и искусство. В кн.: Искусство и мировые религии. М., 1985
222. Яковлев Е.Г. О системе основных эстетических категорий: опыт теоретического анализа. / Филос. науки, 1977, №4
223. Яковлев Е.Г. Эстетическое воспитание как проблема. / В кн.: Проблемы этики и эстетики. Вып.1. Нравственное и эстетическое воспитание. Л., 1973
224. Ян Хин Шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М., 1950
225. Япония. Справочник. / Под общ. ред. Г.Ф.Кима и др. Сост. В.Н.Еремин и др. М., 1992, с.543, ил.
226. Японские народные пословицы и поговорки. Пер. с яп. П.Петрова. М., 1959
227. Японцы о Японии. Сборник статей первоклассных японских авторитетов, собранных и редактированных А.Стэдом. Спб, 1906
228. ЛИТЕРАТУРА НА ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ
229. Anesaki Masaharu. Art, life and nature in Japan. Rutland, 1973
230. Anesaki Masaharu. Religion history of Japan, an outline, Tokyo, 1907
231. Aston W.G. Shinto, the way of gods, Tokyo, 1905
232. Beasley W. The modern history of Japan. London: Weidenfeld and Nicolson, 1975
233. Beauchamp E. Education // Democracy in Japan. Pittsburgh, 1990.-2.- P.225-251
234. Bellah R.N. Beyond Belief. Essays on religion in a posttraditional world, New-York, 1971, P.300
235. Blanker Carmen. The Catalpa Bow, L., 1975
236. Bushido: Way of the samurai / Translation of Hagakure by Tanaka. Abuguerque, NM: Sun Publishing, 1975
237. Chan Wing-tsit. An outline and an annotated bibliography of Chinese Philosophy, New-Haven, 1959
238. Chang Carsun. The development of neo-confucian thought, N.-Y., 1957
239. Chang Yee. Chinese Philosophy, 1938
240. Cumming W.K. Education and Equality in Japan. Princeton (N.-Y.), 1980
241. Dialogue in Art: Japan and the West, London, 1976
242. Dore R.P. Education in Tokugawa Japan.-London, 1985
243. Earhart B.H. Japanese Religion: Unity and Diversity. Belmont, California, 1969
244. Educational system in Japan. Hiroshima, 1967
245. Education in Japan. Tokyo, 1910
246. Education in Japan.- Tokyo, 1914
247. Education in Japan: 1945-1963.-Tokyo, 1963, Vol.1, №3
248. Education in the new Japan. Tokyo, 1948
249. Hahumantha Kao, Gandur Comparative aesthetics Eastern and Western, Mysore, Myrthy, 1974
250. Hasegawa N. The Japanese character. A cultural profile. Nokyo-Palo Alpo (Calif): 1966
251. Hearn Lafcadio. Kokoro. Hints and Echoes of Japanese inner life, Boston New-York, 1896
252. History of Japanese aducation. Tokyo, 1910
253. Hoover T. Zen culture. Westminster: 1977
254. Hori Ichiro. Folk religion in Japan. Continuity and Change. Tokyo, 1963
255. Filla M. Grundlagen und Wesen der Altjapanischen Sport Kunste. H.l Wurzburg-Aumuhle, 1939
256. Fung Yu-Lan. A history of Chinese Philosophy, V.l-2, Princeton, 1952-53
257. Kaigo Tokiomi. Japanese Education. Its past and present. Tokyo, 1965, VII, 123 p., ill. (ser. On Japanese life and culture Vol.11)
258. Kato Genchi. A study of shinto, the religion of Japanese nation. Tokyo, 1926
259. Kitagawa J. Religion in Japanese history. New-York-London, 1966
260. Levenson J.R. Confucian China and its modern fate. L., 1952
261. Lu D/Т/ Sources of Japanese history. New-York, 1974
262. Malraux A. Psychologie del'art; Geneve, 1948, V.l
263. Murti T.R The central philosophy of Buddhism, L., 1955
264. Nakauchi Toshio. Appearance of a non-western theory of education in modern Japan: the elementary school system and popular religion.// Hitotsubashi J. Of social studies. Tokyo, 1993. -Vol.25, №2, P.83-93
265. Nitobe Inazo. Bushido. The soul of Japan, Tokyo, 1907
266. Niwano Nikkyo. The Lotus Sutra life and soul of Buddhism. Tokyo, 1971
267. Ooka Makoto. Color, Colors and Colorness in Early Japanese poetry. Chanoyu Quarterly, 1985, №41
268. Ono Sokyo. Shinto. The kami way. Tokyo, 1962
269. Passin H. Society and Education in Japan, 1965
270. Spae J.J. Shinto man. Tokyo, 1962
271. Suzuki D.T. Zen Buddhism, N.-Y., 1956
272. Suzuki D.T. Essays in Zen Buddhism. Kyoto, 1934
273. Suzuki D.T. Zen Buddhism, Selected Writings, New-York, 1956
274. The making of compulsory education in Japan.- Tokyo, 1960
275. Walberg H.J. Japan's education system is successful. // Japan: Opposing viewpoint. San Diego (CA), 1989. P.135-140
276. Williams R., Maclean C. Computing in School, L., 1984
277. ЛИТЕРАТУРА НА ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ
278. Айда Юдзи. Нихон-но фудо то бунка. (Климат Японии и культура). Токио, 1967
279. Иноуэ Тэцудзиро. Нихон сэйсин-но хонсицу. (Сущность японского духа), Токио, 1935
280. Исида Есисада. Сабирон дзёсэцу. (Введение в теорию саби.) «Кокуго то кокубунгаку». Токио, 1973, №3
281. Кавано Хороси. Кагаку гидзюцу то гэйдзюцу. (Научная технология и искусство). Бигаку. (Эстетика), т.5, Токио, 1985
282. Караки Дзюндзо. Нихондзин-но кокоро-но рэкиси. (История японской души). Токио, 1970
283. Каронсю. (Собрание трактатов японской поэзии танка). Нихон котэн бунгаку дзэнсю. (Полное собрание японской классической литературы). Токио, 1975, т.50
284. Кёрайсё. (Записки кёрай). Сандзоси. (Три книги). Татинэрон (Ночлег в пути). Под ред. ЭбараТайдзо, Токио, 1971
285. Китагава кисо. Кинсэй фудзониси. (Обычаи современной Японии), Токио, 1928
286. Кобаяси Кэндзо. Нихон синтоси-но кэнюо. (Изучение истории японского синто). Токио, 1934
287. Кого дзитэн. (Словарь японского языка). Токио, 1965
288. Коитэки теккан то нихон-но гэйдзюцу. (Действующая интуиция и искусство Японии). Бигаку. (Эстетика), т.5, Токио, 1985
289. Кокинвакасю. Нихон котэн бунгаку дзэнсю. (Полное собрание японской классической литературы), т.7 , Токио, 1975
290. Кото гакко гакусю ёрё. Момбусё. Токио, 1978
291. Jly Ичжень. Юйяньлоу шуфа. МЦ, т. 15
292. Мацуо басё сю. (Собрание Мацуо Басё.) Нихон котэн бунгаку дзэнсю. Т.41, Токио, 1972
293. Мотоори Норинага. Гэндзи Моногатари. Тама-но огуси Мотоори Норинага сю. (Собрание сочинений Мотоори Норинага), Токио, 1970
294. Нитга Хироэ. Компюта-ни сосаку га дэкиру ка. (Возможно ли «компьютерное творчество»?) Гэйдзюцугаку. (Искусствознание). Вып.1, Осака, 1984, с.30
295. Нихон бунгаку дайдзитэн, Токио, 1937
296. Нихон-но рэкиси. (История Японии), т.1-86, Токио, 1965-1967
297. Нихон-но рэкиси кодза. (Лекции по истории Японии), т. 1-8, Токио, 1957
298. Сиба Сусуму. Кодай нихондзин-но исики. (Мировоззрение древних японцев). Токио, 1985
299. Сиромацу Акио. Атарасий кёику гидзицу. (Новое искусство воспитания.). Токио, 1977
300. Судзуки дайсэцу. Дзэн то нихон бунка. (Дзэн и японская культура.) Токио, 1971
301. Сунь готин цзяньчжэн. Шанхай, 1963
302. Сэмбара Садао. Синто си. (История синто), Токио, 193626. Такаги, Токио, 1924
303. Такада Мотому. Нингэн-но мирай-э-но тэцугаку. (Философия человеческого будущего.) Токио, 1977
304. Фукунага Мицудзи. Кукай-ни окэру камбун-но каку. (Изучение китайской литературы, которую знал Кукай.) Сайте, Кукай. Сер. Нихон-но мэйтё. (Шедевры письменности Японии), Вып.З, Токио, 1977
305. ХагаЯити. Кокуминсэй дзюрон. (Десять эссе о национальном характере). Токио, 1957
306. Хайкай дайдзитэн. (Большой словарь Хайкай) Под ред Комия Тоётака и Асо Исодзи. Токио, 1957
307. Ханда Сюко. Хитоцу-но мада. Б.м., б.г.
308. Хисамацу Сэнъити. Нихон бунгаку гайсэцу. (Очерк японской литературы). Токио, 1931
309. Хисамацу Сэнъити. Тюсэй вака сирон. (Очерк истории средневековой японской поэзии), Токио, 1959
310. Хисамацу Сэнъити. Тюсэй карон. (Теория средневековой японской поэзии). Токио, 1958
311. Хисамацу Сэнъити. Нихон бунгаку дзитэн. (Словарь японской литературы). Токио, 1956
312. Хисамацу Сэнъити. Нихон бунгаку си. Сосэцу. Нэнпё. (История японской литературы. Общий обзор. Хронологические таблицы.). Токио, 196137. Цзян куй. Сюйшупу
313. Цзян Цзи. Сюйшупу фалунь. МЦ, т. 165
314. Цукамото Тэцудзо. Кокубун кайсякухо. (Комментарии к родной литературе). Токио, 193740. Чжэн Бяо Янь цзи., Т.20
315. Чюнь Ицзэн. Ханьлинь яоцзюе, МУ, т. 13
316. Эбара Тайдзо. Хайкай сэйсин-но танюо. (Исследование духа хайкай), Токио, 1947
317. Юи Линфан. Фанши шухуа. Беседы о каллиграфии фанши. Б.м.; б.б.
318. Сочетание традиционного и современного в дизайне японской квартиры.
319. X e j ke -£se T te fe ne tl re If ge ifze л; be /4 peь 0 Z. ко so t to <0 no (5 ho & mo j; yo 3 ro A, n d'go -fzo £ do bo1. К A T А К A N A
320. Common phrases and loanwords in Japanese speech:4з tt о Ohayo Good morning1. Konnichiwa Hello3 и Oyasuminasai Good nightfcfejFn T Onegaishimasu Please*J й*t. 0 Arigato Thank you1. Sumimasen Excuse me1. Hanbaga Hamburger1. Supa Supermarket1. Pan Bread
321. CHINESE NOTES Read horizontally, fiom tefi to right.1. THB PHILOSOPHY OF THB TAOл. % ъ It* А л f % &A 4cvs£ '41. THB ORIGINS OF BUDDHISM31. MAHAYANA BUDDHISM
322. ГНЯ RISB AfTD DBVELOPMBNT OP ZBNin шis "зш
323. Китайские иероглифы. Читается по горизонтали, слева направо. Философия Дао1. Истоки Буддизма1. Махаяна1. Появление и развитие Дзэн
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.