Неорационалистические методы формообразования в дизайне интерьера 2000-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Пьянкова, Надежда Сергеевна

  • Пьянкова, Надежда Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 130
Пьянкова, Надежда Сергеевна. Неорационалистические методы формообразования в дизайне интерьера 2000-х гг.: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Екатеринбург. 2012. 130 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пьянкова, Надежда Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава 1 Рационалистическое формообразование в европейском дизайне интерьера

1.1. Сущность рациональности как основы проектной культуры

1.2. Принципы научно-рационалистического формообразования

1.3. Принципы неорационалистического формообразования

Глава 2 Рационалистические методологические подходы в европейском дизайне интерьера XX в

2.1. Сущность рациональности как проектно-методологической установки

2.2. Научно-рационалистический методологический подход в европейском дизайне интерьера 1920-1980-х гг

2.3. Неорационалистический методологический подход в европейском

дизайне интерьера 1990-2000-х гг

Глава 3 Методы неорационалистического формообразования

в европейском дизайне интерьера 1990-2000-х гг., опирающиеся на художественные образы

3.1. Метод контекстуального художественного образа П. Цумтора

3.2. Метод развивающегося художественного образа Дж. Моррисона

3.3. Метод оксюморона художественных образов в дизайне интерьера 2000-х гг

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Неорационалистические методы формообразования в дизайне интерьера 2000-х гг.»

Введение

Актуальность исследования. Массовая культура и эстетика постмодернизма привели к методологической неопределённости в дизайне и, как следствие, к обострению проблемы формообразования. Приняв эстетику телесности и идеи массового потребления, постмодернизм, по сути, уничтожил эстетические критерии. Этот период характеризовался ослаблением проектного мышления. Находясь на стыке искусства и техники, дизайн перестал быть и тем, и другим, не перейдя в качественно новое состояние, соответствующее реалиям и запросам людей XXI века.

По мнению О. И. Генисаретского, массовой культуре противостоит структурирующая проектная культура, так как она предполагает осмысленность действий, концептуальность, а, следовательно, методологическую рациональность, способствующую проектированию целесообразных, гармоничных предметных форм. Другими словами, вновь нарастает актуальность рационалистического подхода, обогащенного опытом второй половины XX века - новыми технологиями, теорией нелинейных динамик и пр. Формирующийся новый рационалистический подход в дизайне предполагает больший учёт экологических экономических, технологических, маркетинговых требований и, следовательно, более гибкую методологию дизайн-проектирования.

Роль дизайна интерьера в разрешении социальных и экологических проблем общества трудно переоценить, особенно на фоне учащающихся катастроф природного и техногенного характеров, роста цен на природные ресурсы и электроэнергию. Исследование неорационалистического формообразования в дизайне интерьера, основанного на рационалистических идеях органи-тека и минимализма, позволит разработать актуальный метод формообразования, отвечающий духовным и экономическим потребностям современного общества.

Актуальность данного исследования для теории отечественного дизайна заключается в том, что оно развивает методологическую базу, которая была сформирована теоретиками советского дизайна. Её эволюция выглядит следующим образом:

- формально-аналитический метод формообразования в рамках рационалистического подхода ВХУТЕМАСа предполагал решение проектных задач с помощью объёмно-пространственных композиций;

- в методе «дизайн-программ», разработанном ВНИИТЭ в 1960-е гг., на уровне формообразования решались социально-экономические проблемы;

- средовой подход Сенежской студии вывел дизайн интерьера на новый уровень: возникла идея открытой, трансформирующейся среды, которая является частью культуры.

В отечественном дизайне постепенно формируется ответственное отношение к среде, к её развитию, в проектировании начинает учитываться культурно-экологический контекст. В настоящее время необходимо развивать эти идеи, делать дизайн-проектирование более осмысленным, а значит, целенаправленным.

Состояние вопроса. В рассмотрении феномена рациональности в дизайн-проектировании можно выделить четыре основных направления:

1. Исследование самими теоретиками и практиками дизайна

- зарубежными:

Ч. Дженкс (The New Paradigm in Architecture, 2002), Дж. К. Джонс (Методы проектирования, 1986), Д. Норман (The Design of Everyday Things, 2002).

- российскими:

Т. Ю. Быстрова, О. И. Генисаретский, В. Л. Глазычев, Г. Г. Курьерова, А. Н. Лаврентьев, Г. Н. Лола, Л. Б. ГГереверзев, Г. А. Птичникова, В. Ф. Рунге и В. В. Сеньковекий, В. В. Титов, В. Т. Шимко, Г. ГГ. Щедровицкий и др.

2. Исследование теоретиками науки

- рациональности как способа мышления и проектно-методологической установки:

М. Вебер, Т. Кун, И. Лакатос, X. Ленк, К. Поппер, С. Тулмин, Ю. Хабермас, К. Хюбнер и др. В отечественной науке рациональность как способ мышления исследовали В. С. Стёпин, В. С. Швырев и др.

- изучение проблем эволюции и генезиса как таковых:

Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Э. Тоффлер; В. В. Бычков, В. А. Канке, К. М. Кантор, В. Л. Кохановский, М. Ю. Лотман, В. С. Стёпин, И. В. Черникова и

ДР-

История дизайна исследовалась Н. В. Вороновым, А. В. Иконниковым, С. М. Михайловым, О. В. Орельской и др. Однако дизайн 2000-х гг. мало изучен, названия стилевых направлений этого периода не стали общепринятыми. В учебниках по истории и теории дизайна последних лет (Н. А. Ковешниковой, И. А. Розенсон, В. Ф. Рунге и В. В. Сеньковского) уделяется недостаточно внимания вопросу эволюции дизайна.

3. Статьи современных архитекторов и дизайнеров, прямо или косвенно рассуждающих по поводу рациональности проектирования:

Т. Диксон, С. Калатрава, П. Думтор, Дж. Моррисон, Ж. Нувель, Р. Пиано, Р. Роджерс, А. Росси, Н. Фостер, А. Читгерио и др. на русском и на английском языках.

Цель исследования: определить специфику и основной путь развития неорационалистического формообразования в дизайне интерьера и предложить новый метод формообразования.

Объект исследования: интерьеры западноевропейского дизайна, раскрывающие рациональную сущность проектного мышления и реализующие рациональность как специфическую проектно-методологическую установку, определяющую качественное своеобразие продуктов дизайна и актуальность на современном этапе.

Предмет исследования: сущность и генезис неорационалистического формообразования в дизайне интерьера 2000-х гг.

Границы исследования.

- географические: Западная Европа (прежде всего, Германия и Англия, в которых в наибольшей степени проявляется неорационалистический подход в дизайне интерьера);

- хронологические: 1990-2000-е гг. (период формирования неорационалистического подхода в дизайне интерьера);

при исследовании эволюции рационалистических принципов формообразования берётся период от античности до XIX в., поскольку эти принципы возникли раньше дизайна;

при исследовании методологических подходов в дизайне рассматриваются стилевые направления всего XX в., что позволяет обнаружить преемственность методов формообразования в дизайне интерьера 2000-х гг.;

- типологические: жилые и общественные интерьеры, предметы мебели.

Гипотеза исследования: в 2000-е гг. в дизайне интерьера оформляется

новое проектное мышление, характеризующееся прагматизацией (вниманием на качестве получаемого опыта) и, вследствие этого, экологизацией сознания (человекоориентированностью). При этом прагматизм, опирающийся на здравый смысл, является, в сущности, рациональным: он обогащает целевую рациональность (рационалистичность) новыми типами рациональности (ценностной и аффективной), поэтому новое проектное мышление может быть обозначено как неорационалистическое -являющееся следствием эволюции традиционно рационалистического

европейского сознания.

Предполагается, что развитие дизайнерского проектного мышления повторяет этапы эволюции европейского мышления, и к концу XX в. востребованным становится прагматическое формообразование, истоки которого можно обнаружить в эстетике протестантизма и американского прагматизма. По нашему убеждению, прагматическое мышление, акцентирующее внимание на человеке, обладает скрытой экологичностъю,

являющейся следствием обращения к внутреннему миру человека, вниманием к повседневности и поиском решения для каждой конкретной проектной проблемы.

Задачи исследования:

- выявить предпосылки формирования и реализации нового типа рациональности в дизайн-проектировании;;

- обозначить специфические черты нового типа рациональности в дизайн-проектировании;

- определить существенные характеристики рациональности как способа мышления и проектно-методологической установки в дизайне на разных этапах его развития;

- установить взаимосвязь типов рациональности с методами формообразования в дизайне интерьера;

- выявить закономерности эволюции рационалистических проектно-методологических установок в европейском дизайне интерьера с целью прогнозирования их дальнейшего развития;

- определить методы и сформулировать принципы рационалистического формообразования в дизайне интерьера; определить его потенциал для дизайна интерьера в России.

Методы исследования. В процессе исследования автор использует общенаучные и социально-гуманитарные методы. К общенаучным методам (а именно, философско-аксиологическим) относятся:

- системный подход, позволяющий рассматривать рациональность как тип проектного мышления и проектно-методологическую установку, а рационалистические модели в дизайне интерьера - как системы - с целью определения актуальных для дизайн-проектирования типов рациональности, обуславливающих методологию проектной деятельности;

- синергетический подход, при котором рационалистические модели в дизайне интерьера рассматриваются как открытые динамические системы, способные к спонтанному развитию и усложнению - с целью осознания их

эволюционных процессов (что позволяет объяснить смену рационалистических стилевых направлений);

- сциентистский подход, позволяющий дополнить понимание рациональности прагматической составляющей, ориентированной на

качество получаемого опыта.

В ходе диссертационного исследования, в зависимости от решаемых задач, применялись следующие социально-гуманитарные методы:

- историко-генетический и сравнительно-аналитический;

- графо-аналитический, а также анализ текстов;

- метод схемного интерпретирования (позволяет предположить схему эволюции рационалистических проектно-методологических установок в дизайне интерьера, а затем рассмотреть примеры и уточнить её).

Научная новизна исследования:

1. Современный этап развития дизайна среды классифицирован как неорационалистический, опирающийся на методы целевой и ценностно-аффективной рациональности и характеризующийся прагматизацией проектного мышления.

2. Определены принципы научно-рационалистического и прагматического формообразования в европейском интерьере XI в. до н.э.-XX в.; сформирована модель эволюции рационалистических проектно-методологических установок в дизайне интерьера XX в., и определены методы неорационалистического формообразования в дизайне интерьера 2000-х гг.

3. Выявлено, что неорационалистический подход в дизайне интерьера 2000-х гг. привёл к увеличению роли художественного образа в формообразовании, что нашло отражение в его методах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современное определение и типология рациональности в дизайне интерьера, в том числе, определение «прагматизации» проектного мышления, характеризующей новый тип рациональности в дизайне интерьера.

2.Социокультурные, экономические и ментальные предпосылки и следствия прагматизации современного проектного мышления в дизайне интерьера.

3.Методы и принципы неорационалистического формообразования 19902000-х гг. Алгоритм действия неорационалистических методов формообразования в дизайне интерьера 1990-2000-х гг.

4. Синтетический метод оксюморона художественных образов в дизайне интерьера, разработанный на основе метода контекстуального художественного образа П. Цумтора и метода развивающегося художественного образа Дж. Моррисона.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы.

Работа продолжает отечественные исследования по теории и методологии дизайна интерьера. В категориальный аппарат анализа дизайн-проекта интерьера введён критерий оценки проектной деятельности, названный ценностно-аффективной рациональностью, который предполагает ориентацию на разрешение социально-экологических проблем (учёт культурно-исторического контекста и ландшафта в формообразовании, внимание к эмоциональной атмосфере и семантике среды и т.д.). Введение термина рациональность в теорию современного дизайна позволяет прояснить принятые термины «сильное» и «слабое» проектное мышление (Г. Г. Курьерова), а также связать с ними выделяемые типы проектных установок в дизайне интерьера.

В отечественную практику дизайна интерьера предложено ввести так называемый метод оксюморона художественных образов, предполагающий развитие образа, выросшего из контекста, в новый, его дополняющий. Развитие художественного образа позволяет переосмыслить существующий контекст, заложив в него новое актуальное содержание. В работе рассматриваются также средства формообразования, формирующие адекватный потребностям современного общества пластический язык формы.

Работа имеет искусствоведческую значимость, заключающуюся в исследовании эволюции прагматического формообразования, а также в разработке гипотезы эволюции рационалистических проектно-методологических установок в дизайне интерьера, которая позволила определить неорационалистические принципы формообразования. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в курсе лекций на кафедре графического дизайна, на кафедре дизайна среды УралГАХА: «Современные проблемы дизайна», «История и методология дизайна», «Основы теории и методологии проектирования», «Введение в

специальность» (2009, 2012 гг.).

Тема апробирована на конференциях «Актуальные проблемы дизайна» в УралГАХА (Екатеринбург, 2009), «Бакунинские чтения» (Екатеринбург,

2009), «Науки о культуре в XXI веке» (Москва, 2009), «Дизайн как ресурс развития социо-культурного пространства» (Ульяновск, 2009). Часть положений представлена в научных публикациях журналов «Архитектон» (№ 26, 2009), «Академический вестник УралНИИпроект РААСН» (№ 1,

2010), в том числе журналах ВАК «Мир науки, культуры, образования» (№ 5(24), 2010), «Архитектон» (2011), «Академический вестник УралНИИпроект РААСН» (2011). Роль художественного образа в проектировании была переосмыслена в рамках дипломного проекта 2009 года.

Структура и объём диссертации. Работа изложена на 130 страницах машинописного текста, иллюстрирована 7 таблицами и 47 рисунками. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка, включающего 175 наименований.

Глава 1 РАЦИОНАЛЬНОСТИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА 1.1. Сущность рациональности как основы проектной культуры

В 2000-е гг. возникает необходимость в формировании новой методики дизайн-проектирования, соответствующей потребностям современного общества. Такая необходимость обусловлена изменением сознания людей, переходом к так называемому постнеклассическому типу мышления (термин В. С. Стёпина), характеризующемуся вниманием к практическому опыту и, одновременно, осознанием человека как части природы.

В первой главе мы будем рассматривать рациональность как основу проектного мышления, которая подразделяется на типы, культурно и исторически обусловленные. Типы рациональности определяют принципы формообразования, которые сформировались значительно раньше самого дизайна, поэтому во втором и третьем параграфах будут рассмотрены додизайнерские принципы рациональной формы. Анализ рациональности как основы проектного мышления позволит лучше понять сущность и специфику дизайнерской деятельности как таковой.

1) Понятие рациональности в теории дизайна

Дизайн интерьера, являющийся видом дизайна предметно-пространственной среды, в отличие от других видов дизайна, отличается тем, что создаёт комплексные объекты, предназначенные для конкретного человека или группы людей и входящие в уже существующую архитектурную среду [95, с. 17]. Его условия всегда конкретны, а это значит, что дизайнер интерьера не подстраивается под будущий контекст, а задаёт его, что подразумевает особый тип рациональности в проектировании, выборе его методов и собственно формообразовании.

В современной теории дизайна под предметно-пространственной средой понимается «совокупность природных и искусственных пространств

и их вещное наполнение, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности» [95, с. 34]. Предметно-пространственная среда включает архитектурную среду, поэтому Г. Б. Минервин и В. Т. Шимко считают дизайн архитектурной среды высшей формой дизайна среды, соединяющей в себе деятельность архитектора и дизайнера (прежде всего, дизайнера интерьера) [45, с. 27]. На наш взгляд, стремление к соединению профессий дизайнера и архитектора, прослеживающееся в работах А. Г. Раппопорта и В. Т. Шимко, является естественным следствием современного осознания целостности мира, характеризующего постнеклассический тип мышления.

Задачей дизайнера в отечественной теории принято считать «целенаправленную организацию предметно-пространственной среды для оптимального обеспечения условий жизни и деятельности человека и общества» [45; 95]. Соответственно, целесообразность предметно-пространственной организации определяется не механической суммой факторов (О. И. Генисаретский, В. Т. Шимко), а идеально-чувственным целостным образом предметно-пространственной среды, согласующимся с образом жизни конкретного человека. Самое главное - «понимание феномена "проектной культуры", для которой важно, что образ жизни людей образен в том же смысле, в каком образными качествами наделены дизайнерские объекты и произведения искусства» [45, с. 29].

Проектная культура выражает «реальную проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека» и реализует «особый тип его мышления» [45, с. 43], направленный на оптимизацию условий жизни человека. Согласно О. И. Генисаретскому, «проектность -интенциональная, рефлексивно-коммуникативная реализация корневой устремлённости жизни или деятельности человека и того осевого времени, в котором она, импульсируя, продвигается» [26], то есть осознанная реализация потребностей человека, обусловленных культурно и исторически.

Проектность, согласно К. М. Кантору, обуславливается паттернами истории - социальными образцами (термин заимствован из социальной философии): культурные паттерны связаны «с определённым народом и формируются в процессе жизнедеятельности определённого общества, этноса, народа» [59, с. 48]. Паттернальная культура является наследственной и противопоставляется парадигмалъной культуре (в понимании Т. Куна (1922-1996)), определяющей специфику общественного сознания в определённый период времени. Рассматривая европейский дизайн интерьера 2000-х гг. как феномен проектной культуры, мы учитываем взаимодействие патгернальной (в нашем случае, европейской) и парадигмальной (постнеклассической) типов культур и, соответственно, конкретизируем само понятие рациональности.

Использование рациональности в дизайн-проектировании во второй половине XX в. подверглось жёсткой критике. Однако в 1970-1980-е гг., когда массовая культура и эстетика постмодернизма привели к методологической неопределённости в дизайне и, как следствие, к обострению проблемы формообразования, вновь возросла потребность в развитии структурирующей проектной культуры, основу которой составляет рациональность в более широком смысле. В научных кругах рациональность начала рассматриваться как ценность культуры (В. П. Гайденко, М. К. Мамардашвили, В. С. Швырев и др.), возникло осознание того, что понимание рациональности в разные периоды истории было различным, поэтому консервативность в представлении этого феномена ведёт к его недооценке.

В рамках исследования под рациональностью понимается «способ рефлексии, который находит своё выражение в логическом, осознанном, систематизированном, доступном разуму знании», таким образом, рациональность выходит за рамки научного разума [147, с. 8], который предполагает выработку незыблемых правил и норм, применение строго определённых методов и отказ от субъективно-эмоционального восприятия и

ценностной оценки. Рациональность, понимаемая как осознанность проектных действий, позволяет учитывать роль ценностей и целей человека в организации предметно-пространственной среды.

Рациональность как основа проектного мышления заключается в осознанности проектных действий и является неотъемлемой частью проектной культуры. Она опирается на здравый смысл, который, в свою очередь, требует проверки на практике, поэтому важна роль самой проектной деятельности. Понимание рациональности как осознанности проектных действий пришло в конце XX в. До этого времени под рациональностью понималась только научная рациональность, предполагавшая выработку жёстких принципов проектирования и средств формообразования.

2) Современное понимание сущности рациональности

Переосмысление рациональности началось в 1960-е гг. в связи с распространением идей постпозитивизма (Т. Кун (1922-1996), И. Лакатос (1922-1974), С. Тулмин (1922-2009) и др.), предполагающего смену типов рациональности под влиянием научных революций. Соответственно, возник вопрос о необходимости самого научного знания. Это обусловило появление расширительной трактовки рациональности: в частности, Ю. Хабермас начал отождествлять рациональность с саморефлексией (осознанностью), он провозгласил целью рациональности - ориентированность на человека и его духовные потребности. В отечественной философии науки рациональность также была переосмыслена П. П. Гайденко, В. С. Стёпиным, В. С. Швыревым и др., что позволило вывести её за пределы научной рациональности.

Началось переосмысление рациональности и в отечественной теории дизайна О. И. Генисаретским, Г. Г. Курьеровой и др. В частности, О. И. Генисаретский настаивает на выборе экологически и этнокультурно приемлемого типа рациональности в дизайн-проектировании [28, с. 50], которое позволяет учитывать эмоции и ценности в проектировании. Соответственно, форма в дизайне перестаёт служить узко утилитарным

целям, но она не перестаёт быть целесообразной. О. И. Геннсаретский отмечает, что современное сознание, характеризующееся экологичностью, предполагает «установку на причастность» [25], то есть подразумевает формирование этики ответственности. В дизайне интерьера 1990-2000-х гг. распространение получают экологические направления, опирающиеся на энергосберегающие технологии (например, проекты Н. Фостера и Р. Роджерса). На смену «эстетике машинной формы» приходит «эстетика органической формы» или «эстетика минимальной формы», реализующая принципы «культуры предела» (термин Э. Манцини), предполагающей осознанную минимизацию средств (материальных и нематериальных) вместо

вынужденной экономии.

Однако осознанный выбор не всегда является логичным, поэтому современное понимание рациональности предполагает, что оно опирается на принципы неодетерминизма, оформившиеся в период философского постмодернизма (Ж. Бодрийяр (1929-2007), Ж. Делёз (1925-1995) и др.). Идея неодетерминизма нашла отражение, например, в синергетике, которая стала ведущей методологической концепцией в конце XX в. В рамках синергетики неодетерминизм предположил относительную нестабильность мира и ввёл элемент случайности в эволюционный процесс (основоположники: И. Пригожин, И. Стенгерс). «Элемент случайности» перестал восприниматься как иррациональный, скорее, он стал оцениваться как рациональный, но «непостижимо сложный». Другими словами, рациональность начала учитывать наличие необъяснимых явлений.

Рациональность как основа осознанности проектного действия, во многом опирающаяся на идеи синергетики, восприняла идеи холизма (Я. Смэтс (1870-1950)). Человек вновь осознаётся частью космоса, считается, что он развивается вместе с ним, поэтому предметно-пространственная среда трактуется как изоморфная ему. Однако это не значит, что мы возвращаемся к мифологическому сознанию, которое является синкретичным (нерасчленённым), а не синтетичным (целостным). На уровне

формообразования это приводит к слиянию разнородных по функции элементов формы (например, использование одинаковой облицовки для пола, стен и потолка).

В связи с развитием идей холизма повышается роль эстетического, так как природная красота выражает рациональное (познаваемое, но непредсказуемое) устройство мира. С другой стороны, эстетическое позволяет сделать форму более понятной и близкой человеку, оно вводит новую логику формы, не зависящую от конструкции и материала объекта.

В результате, мы можем выделить следующие черты современной рациональности:

- гибкость;

- открытость;

- рефлективность;

- ответственность (при этом этика связывается с эстетикой).

Новое понимание рациональности оказало существенное влияние на современное формообразование. Для того чтобы определить степень этого влияния, нам понадобится вывести классификацию типов рациональности как основы проектной культуры.

3) Классификации типов рациональности

В отечественной теории дизайна принято говорить о «сильном» и «слабом» проектном мышлении [64, с. 33]: об активном конструктивно-преобразующем отношении к миру, постулировании собственных оснований и нацеленности на новизну, с одной стороны, и о бережном отношении к миру, утверждении минимальных ценностей и отсутствии чёткости и

определённости - с другой.

С нашей точки зрения, «сильное» проектное мышление развивает научно-рационалистическую традицию выработки жёстких методов проектирования и эстетических критериев оценки, а «слабое» проектное мышление согласуется с пониманием рациональности как здравым смыслом,

так как, в сущности, проектное мышление всегда осознанно; характеризующееся гибкостью «слабое» проектное мышление является более экологичным, чем «сильное» проектное мышление. В результате выделяется два типа рациональности как основы проектного, а, значит, и дизайнерского мышления: научно-рационалистический и прагматический. Философия здравого смысла была разработана прагматизмом, идеи которого, согласно И. 3. Шишкову и Б. Н. Кашникову, вновь стали актуальными в 1990-2000-е гг. [147]. Другими словами, в этот период происходит прагматизация проектного мышления. Однако мы не можем назвать его чисто прагматическим, так как некоторые принципы научно-рационалистического формообразования в нём сохраняются, поэтому обозначим его как

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пьянкова, Надежда Сергеевна, 2012 год

Библиография

Источники

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм - М.: Прометей, 1994. - 352 с.

2. Аронов В. Р. Мальдонадо теоретик дизайна / В. Р. Аронов // Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика, Вып. 7. -М.: ВНИИТЭ, 1978. -

С. 23-26.

3. Аронов В. Р. Проблемы взаимоотношения материальной и художественной культуры XX в. / В. Р. Аронов -М.: Сов. художник, 1987. - 232 с.

4. Архитектура против дизайна: интервью с А. Раппапортом / А. Скидан // Под ключ. - 2008. - № 9. - С. 50-51.

5. Бауман 3. Текучая современность / 3. Бауман; пер. с англ. С. А. Комарова; под ред. Ю. В. Асочакова. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 240 с.

6. Белоголовский В. В преддверии перемен. Беседа с П. Айзенманом [Электронный ресурс] / В. Белоголовский // Российский архитектурный портал www.archi.ru - М., 2009. - Режим доступа: http://archi.ru/events/news/news_present_press.html?nid=21972

7. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр; пер. Л. Любарской, Е. Марковской - М.: Добросвет, 2000. - 257 с.

8. Борев Ю. Эстетика: учебник / Ю. Борев - М.: ACT, 2005. - 832 с.

9. Бронзино Л. Ю. Неклассические социологические теории и неклассическая рациональность: автореф. дис. ... д-ра. соц. наук [Электронный ресурс] / Л. Ю. Бронзино // Сайт ВАК. - М., 2010. - Режим доступа:

http ://vak. ed. go v.ru/common/img/ uploaded/files/vak/2 010/announcements/ soci ol/04-l 0/BronzinoLU.pdf

Ю.Бронуэк М. Словарь семиотики: пер. с англ. / М. Бронуэк, Р. Фелицитас -М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 256 с.

11 .Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 288 с.

12.Быстрова Т., П. Цумтор: часовня св. Бенедикта // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2009. - № 3. - С. 58-66.

13.Бычков В. В. Постнеклассическая эстетика: к вопросу о формировании нового эстетического знания [Электронный ресурс] / В. В. Бычков // Институт философии РАН. - М., 2008. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/page51713135.htm

14.Бычков В. В. Эстетика / В. В. Бычков - М.: Гардарики, 2002. - 556 с.

15.Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. -808 с.

16.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: пер. с нем. / Ю. Н. Давыдова - М.: Прогресс, 1990. - С. 44271.

17.Вивес X. Л. Эстетика Ренессанса: в 2 т. Т 2 / В. П. Шестаков - М.:

Искусство, 1981.-370 с.

18.Воронов Н В. Российский дизайн: очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. Т. 1, 2 / Н. В. Воронов - М.: Союз дизайнеров России, 2001.

19.Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер - М.: Искусство, 1991.-368 с.

20.Гадамер Г.-Г. Истина и метод: пер. с нем. / Б. Н. Бессонова - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

21 .Генисаретский О. И. Воображение и рефлектированный мифопоэтизм [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский // Сайт стратегических исследований PROMETA. -М., 2011. - Режим доступа: http://prometa.ru/olegen/publications/ll

22.Генисаретский О. И. Времясознание средового поведения как проблема экологической эстетики [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский //

Сайт стратегических исследований PROMETA. - M., 2011. - Режим доступа: http://prometa.ru/olegen/publications/50

23.Генисаретский О. И. Дизайн и культура / О. И. Генисаретский - М.: ВНИИТЭ, 1994. - 165 с.

24.Генисаретский О. И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: дис. ... д-ра искусствоведения / О. И. Генисаретский -М.: ВНИИТЭ, 1990. - 280 с.

25.Генисаретский О. И. Образ жизни и личностный рост: опыт экспозиции гуманитарно-экологической перспективы развития [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский // Сайт стратегических исследований PROMETA. -M., 2011. - Режим доступа: http://prometa.ni/projects/prospect/lib/2

26.Генисаретский О. И. Преамбула о проектности, в которой кратко излагаются проектно-пропедевтические установки мастер-класса «Проектность, проектная культура и управления» [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский // Сайт Олега Генисаретского. - М., 2003. - Режим доступа: http ://www.procept. ru/courses/ caught.php

27.Генисаретский О. И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский // Сайт стратегических исследований PROMETA. - M., 2011. - Режим доступа: http://prometa.ru/olegen/publications/19

28.Генисаретский О. И. Проектная культура и концептуализм / О. И. Генисаретский // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды: сб. ст. - М.: ВНИИТЭ, 1987. - С. 39-53.

29.Генисаретский О. И. Разработка терминологического понятия дизайна [Электронный ресурс] / О. И. Генисаретский // Сайт стратегических исследований PROMETA. - M., 2011. - Режим доступа:

http ://prometa.ru/olegen/publications/l 01

30.Генисаретский О. И. Эффекты цивилизационной синергии: стратегии, коммуникации и компетенции ради развития [Электронный ресурс] / О. И.

Генисаретский II Сайт стратегических исследований PROMETA. - М., 2011. - Режим доступа: http://prometa.ru/olegen/publications/94/print

31.Глазычев В. Л. О дизайне: очерки по теоретическому и практическому дизайну на Западе / В. Л. Глазычев - М.: Искусство, 1970. - 192 с.

32.Глазычев В. Л. Функция - конструкция - форма [Электронный ресурс] / В. Л. Глазычев // Сайт Вячеслава Леонидовича Глазычева. - М., 2011. — Режим доступа: http://www.glazycliev.ru/publications/articles/1965Jkf.htm

33.Голынко-Вольфсон Д., Агрессивно-пассивный гламур [Электронный ресурс] / Д. Голынко-Вольфсон // Электронный художественный журнал Moscow art magazine. - М., 2005. - Режим доступа.

http://xz. gif.ru/numbers/60/glamur/

34.Гропиус В. Границы архитектуры: пер. с англ. / В. Гропиус - М.:

Искусство, 1971. - 286 с.

35.Грузберг Л. Парадокс / Л. Грузберг // Филолог. - 2011. - № 3. - С. 33-34.

36.Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями: диоптрика, метеоры, геометрия / АН СССР - М.: АН СССР, 1953. - 655 с.

37.Делёз Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип: сокр. перевод-реферат [Электронный ресурс] / Ж. Делёз; пер. М. К. Рыклин // Электр, б-ка lib.rus.ec - М., 2011. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/72971

38.Делёз Ж. Платон и симулякр [Электронный ресурс] / Ж. Делёз // Электр, б-ка Гумер. - М., 2011. - Режим доступа:

http://ww.gumer.Mo/bogoslov_Buks/Philos/Delez/plat_sim.php

39. Делёз Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз; пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

40.Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко / В. А. Подорога; пер. с франц. Б. М. Скуратова - М.: Логос, 1997.-264 с.

41 .Деррида Ж. Деконструкция: триалог в Иерусалиме [Электронный ресурс] / Ж. Деррида // Электр, б-ка Гумер. - М., 2011. - Режим доступа:

http://www.gumer.mfo^ogoslov_Buks/Philos/Derr/dekon.php

42.Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект international. - 2003. - № 1 (5). - С. 98-112.

43.Джодидио Ф. Сантьяго Калатрава / Ф. Джодидио; пер. с англ. Т. Г. Лисицыной - М.: TASCHEN; АРТ-РОДНИК, 2009. - 96 с.

44.Джонс Дж. К. Методы проектирования: пер. с англ. / Дж. К. Джонс - М.: Мир, 1986.-326 с.

45.Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / под ред. Г. Б. Минервин и В. Т. ТТТимко - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

46.Дизайн: очерки теории системного проектирования / М. С. Каган - Л.: ЛГУ, 1983. - 184 с.

47.Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

48.Дружкова Н. И. Педагогическая концепция Баухауза и ее традиции в современном художественном образовании: автореф. дис. ... д-ра педагогических наук [Электронный ресурс] / Н. И. Дружкова // Электр, б-ка диссертаций disserCat - М., 2011. - Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-kontseptsiya-baukhauza-

i-ee-traditsii-v-sovremennom-khudozhestvennom-obraz-0

49.Иконников А. В. Архитектура XX в. Утопии и реальность: в 2 т. Т. 1, 2 / А. В. Иконников - М.: Прогресс-традиция, 2001.

50.Иконников А. В. Утопическое мышление и архитектура / А. В. Иконников -М.: Архитектура-С, 2004. - 400 с.

51.Исторические типы рациональности: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. В. А. Лекторский - М., 1995. - 350 с.

52.Исторические типы рациональности: в 2 т. Т. 2 / отв. ред. П. П. Гайденко

-М., 1996.-348 с.

53.История философии: Запад-Россия-Восток / Ю. А. Шичалин - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. - 448с.

54.Йоас X. Креативность действия / X. Йоас - М.: Алетейя, 2005. - 320 с.

55.Кальвин Ж. О христианской жизни / пер. с фр. Н. В. Ревуненковой; А. Д. Бакулов -М.: Протестант, 1995. - С. 54-58.

56.Кант И. Критика чистого разума [Электронный ресурс] / И. Кант // Электр, б-ка Гумер - М., 2011. - Режим доступа:

http://ww.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant_chr/index.php

57.Кантор К. М. Возрожденный Баухауз / К. М. Кантор // Декоративное искусство СССР. - 1964. - № 7. - С. 21-25.

58.Каримова И. С. Основы теории и методологии проектирования среды: учеб.-метод. комплекс по дисциплине / И. С. Каримова - Благовещенск:

АмГУ, 2007. - 187 с.

59.Каримова М. М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: монография / М. М. Каримова - М.:

ВНИИТЭ, 2009. - 368 с.

60.Керлот X. Э. Словарь символов / X. Э. Керлот - М.: КЕБЬ-Ьоок, 1994. -

608 с.

61.Кохановский В. П. Философия и методология науки: учеб. / В. П. Кохановский - Ростов-н/Д: Феникс, 1999. - 576 с.

62.Кочегаров Б. Е. Промышленный дизайн: учеб. пособие / Б. Е. Кочегаров -Владивосток: ДВГТУ, 2006. - 297 с.

63.Курегян Г. Г. Лингвопрагматический статус оксюморона: на материале русского языка: автореф. дис. ... канд. филос. наук [Электронный ресурс] / Г. Г. Курегян // Электр, б-ка диссертаций disserCat. - М., 2007. - Режим

доступа: http://ww.dissercat.com/content/lingvopragmaticheskii-status-окзуитогапа-па-пМепак-пшк^о-уагука

64.Курьерова Г. Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период / Г. Г. Курьерова - М.: ВНИИТЭ, 2008. - 132 с.

65.Лазарев Е. Н. Дизайн машин / Е. Н. Лазарев - Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1986. - 256 с.

66.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ [Электронный ресурс] / И. Лакатос // Электр, б-ка Гумер. - М., 2011. - Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Lakatos/index.plip

67.Лаудан Л. Наука и ценности / Л. Лаудан // Современная философия науки: сб. ст. - М.: ЛогосД 996. - 339 с.

68.Ле Корбюзье. Модулор: опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике / Ле Корбюзье - М.: Стройиздат, 1976. - 238 с.

69.Ленк X. Схемные интерпретации и интерпретационный конструкционизм / X. Ленк // Научные и вненаучные формы мышления: сб. ст. - М.: Москва-Киль, 1996. - С. 116.

70.Локтев В. И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля): учеб. пособие / В. И. Локтев - М.: Архитектура-С, 2004. - 496 с.

71 .Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Г. Н. Лола - М.: МГУ, 1998. - 166 с.

72.Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре / А. Ф. Лосев // Античная литература: учеб. для высшей школы - М.: ЧеРо, 1997. - 543 с.

73.Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т 2 / А. Ф. Лосев - М.: Искусство, 1969. - С. 169-193.

74.Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т 4 / А. Ф. Лосев - М.: Искусство, 1975. - 880 с.

75.Лосев А. Ф, История античной эстетики: в 8 т. Т 5 / А. Ф. Лосев - М.: Фолио, 2000. - 960 с.

76.Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев -М.: Мысль, 1993. - 960 с.

77.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев - М.: Мысль, 1978. -623 с.

78.Лосев А. Ф. Эстетическая терминология Платона [Электронный ресурс] / А. Ф. Лосев // Электр, б-ка Гумер. - М., 2011. - Режим доступа:

http://www.gumeг.mfo/bibliotek_Buks/Culture/Losev/estteoфlat.php

79.Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили - М.: Азбука, 2010. - 288 с.

80.Медведев В. Ю. О теории дизайна в новой учебной литературе [Электронный ресурс] / В. Ю. Медведев // Сайт союза дизайнеров России. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.design-

union.ni/index.php?option=com_content&view==article&id=356:literature&cati

d=413 :theory&Itemid=5 9

81.Мелентьева H. В. Джордж Герберт Мид [Электронный ресурс] / Н. В. Мелентьева // Современная американская социология. - M., 2011. — Режим доступа: http://mr-kaev2009.narod.ru/sociology/amerikan/st003 .htm

82.Методика художественного конструирования / сост.: Ю. Б. Соловьёв, В. Ф. Сидоренко, Л. А. Кузьмичёв и др. - М.: ВНИИТЭД983. - 166 с.

83.Минервин Г. Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: учеб. пособ. / Г. Б. Минервин - М.: Архитектура-С, 2004. - 96 с.

84.Михайлов С. М. История дизайна: учеб. для вузов: в 2 т. Т 1 : Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С. М. Михайлов - М.: Союз дизайнеров России, 2004. -270 с.

85.Михайлов С. М. История дизайна: учеб. для вузов: в 2 т. Т 2: Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С. М. Михайлов -М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 270 с.

86.Михайлов С. М. Основы дизайна: учеб. для вузов / А. С. Михайлова, С. М. Михайлов - Казань: Дизайн-квартал, 2008. -288 с.

87.Михайловский С. Современное искусство либо иронично, либо умно [Электронный ресурс] / С. Михайловский // Электронный журнал

Коммерсантъ-Власть. - М., 2009. - Режим доступа: http://kommersant.rU/doc/l 138721?81атр=634588552763003986

88.Моисеев В. И. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. И. Моисеев - Воронеж: Централ. Чернозем, кн. изд-во, 2003. - 236 с.

89.Мосорова Н. Н. Дизайн: методология и герменевтика: учебное пособие / Н. Н. Мосорова - Екатеринбург: Урал, рабочий, 2002. - 47 с.

90.Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра философских наук [Электронный ресурс] / Н. Н. Мосорова // Электр, б-ка диссертаций disserCat. - М., 2011. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/filosofiya-dizaina-sotsialno-antropologicheskie-proЫemy

91.Народная культура в современных условиях: учеб. пособие / Н. Г. Михайлова. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. - 219 с.

92.Нестерова М. В. Неклассическая онтология французского постмодернизма: концепция Ж. Дерриды: автореф. дис. ... канд. филос. наук [Электронный ресурс] / М. В. Нестерова // Электр, б-ка диссертаций с^етСа! - М., 2006. - Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/neklassicheskaya-ontologiya-frantsuzskogo-

postmodernizma-kontseptsiya-zhaka-derrida

93.Норман Д. Дизайн привычных вещей / Д. Норман - М.: Вильяме, 2006. -

384 с.

94.0рельская О. В., Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие / О.

В. Орельская - М.: Академия, 2006. - 272 с. 95.Основные термины дизайна: краткий справочник-словарь / ВНИИТЭ;

сост. Г. Л. Демосфенова - М.: ВНИИТЭ, 1989. - 88 с. 96.Отрывок из книги Петера Цумтора «Размышляя об архитектуре»

[Электронный ресурс] / Л. Копылова // Электронный журнал Эка.ру - М., 2009. - Режим доступа: http://www.ee-a.ru/index.php?mn=razdel&mns=wzp6g59pplxu7_ru

97.Павловская Е. Э. Дизайн рекламы: стратегия творческого проектирования / Е. Э. Павловская - Екатеринбург: Архитекгон, 2006. - 219 с.

98.Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс - М.: Академический проект, 2000. - 880 с.

99.Переверзев JI. Б. Научно-техническое и художественное начала в дизайне [Электронный ресурс] / JI. Б. Переверзев // Институт новых технологий. -М., 2011. - Режим доступа: http://www.int-edu.ru/lbp/article/128.pdf

100. Попов В. В. Теория рациональности (неклассический и классический подходы): учеб. пособие / В. В. Попов - Ростов-н/Д: Ростовский ун-т, 2006. - 268 с.

101. Проектирование и моделирование промышленных изделий: учеб. для вузов / под ред. С. А. Васина, А. Ю. Талащука - М.: Машиностроение -1, 2004. - 692 с.

102. Протестантизм: словарь / JI. Н. Митрохин. - М.: Политиздат, 1990. -319 с.

103. Птичникова Г. А. Американская архитектура и философия прагматизма. [Электронный ресурс] / Г. А. Птичникова // НИИТАГ РААСН. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.niitag.ru/info/doc/?! 11

104. Раппапорт А. Г. Заметки о природе и сущности архитектуры [Электронный ресурс] / А. Г. Раппапорт // Российский архитектурный портал www.archi.ru - М., 2011. - Режим доступа: http://www.archi.ru/lib/publication.html?id=1850569400&fl=5&sl=l

105. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне / Е. А. Розенблюм - М: Искусство, 1974. - 176 с.

106. Розенсон И. А. Основы теории дизайна: учеб. для вузов / И. А. Розенсон - СПб.: Питер, 2002. - 160 с.

107. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники: в 2 т. Т 1 / В. Ф. Рунге -СПб.: Архитектура-С, 2006. - 368 с.

108. Рунге В. Ф. Основы теория и методологии дизайна: учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский - М.: Пресс: Социально-политическая

МЫСЛЬ, 2005. - 368 с.

109. Рыжиков В. О. Архитектурно-художественное проектирование квартир 1980-2000-х гг. / В. О. Рыжиков - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2009. -184 с.

110. Рябушин А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий / А. В. Рябушин - М. : Искуество-XXI век, 2005. - 287 с.

111. Рябушин А. В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы / А. В. Рябушин - М.: Стройиздат, 1990. - 327 с.

112. Рябушин А. В. Постмодернизм в реальности и представлениях / А. В. Рябушин, В. Хайт // Искусство. - 1984. - №4. - С. 39.

113. Рябушин А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70-е годы / А. В. Рябушин; ВНИИТЭ - М.: ВНИИТЭ, 1973. - 146 с.

114. Рябушин А. Проблемы формирования жилой среды / А. Рябушин - М.: ВНИИТЭ, 1964.-250 с.

115. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления [Электронный ресурс] / Г. Саймон // Федеральный образовательный портал ЭСМ. - М., 2011. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/629/779/1217/3_l_2simon.pdf

116. Семиотика пространства: сб. науч. трудов / Междунар. ассоциации по семиотике пространства: под ред. A.A. Барабанова - Екатеринбург: Архитектон, 1999. - 687 с.

117. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры / В. Ф. Сидоренко // Вопросы философии. -М.: 1984. - С. 86-99.

118. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / В. Ф. Сидоренко - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 34 с.

119. Сидоренко В. Ф. Форма и контрформа / В. Ф. Сидоренко // Проблемы дизайна-2: сб. ст. -М.: Архитектура-С, 2004. - С. 62-108.

120. Сидоренко В. Ф. Эстетические концепции дизайне XX века. Эстетика различия: смысл и абсурд [Электронный ресурс] / В. Ф. Сидоренко // Сайт стратегических исследований PROMETA. - М., 2011. - Режим доступа: http://prometa.ru/colleague/l 1/1/1

121. Синило Г. В. Экклесиаст как метатекст эпохи барокко [Электронный ресурс] / Г. В. Синило // Web-кафедра философской антропологии. - СПб., 2011. - Режим доступа:

http ://anthropology .ra/ra/texts/sinilo/baroque_08 .html

122. Солонин Ю. Н. Введение в культурологию: курс лекций / Ю. Н. Солонин, Е. Г. Соколов - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2003. - 167 с.

123. Степанова А. С. Рациональность, идея проекта и понятие «хронотоп» [Электронный ресурс] / А. С. Степанова // Электронный журнал CREDO NEW. - М., 2007. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/343/28/

124. Стёпин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность [Электронный ресурс] / В. С. Стёпин // Цифровая библиотека по философии. - М., 2011. - Режим доступа: http://fílosof.historic.ru/books/item/ñ)0/s00/z0000249/index.shtml

125. Стёпин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин - М.: Контакт-Альфа, 1995.-384 с.

126. Сумерки богов: пер. с нем., фр. / общ. ред. Е. М. Крепса - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

127. Сухомлинов Н. Р. Фракталы и циклы в эволюции живых систем [Электронный ресурс] / Н. Р. Сухомлинов // Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе: материалы пятого Всероссийского постоянно действующего научного семинара. - М., 2001. - Режим доступа: http://pozdnyakov.tut.su/Seminar/a0101/a011901.htm

128. Тарнас Р. История западного мышления / Р. Тарнас - М.: Крон-Пресс, 1995.-448 с.

129. Титов В. В. Системный подход: учеб. пособие / В. В. Титов - М.: ВНИИПИ, 1990.-230 с.

130. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер - М.: ACT, 2008. - 560 с.

131. Тресиддер Дж., Словарь символов / Дж. Тресиддер - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-430 с.

132. Тулмии С. Человеческое понимание / С. Тулмин - М.: Прогресс, 1984.

- 328 с.

133. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе - М.: Наука, 1966. - С. 140-152,164-169,180-183.

134. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас; пер. с нем. М. М. Беляева и др. - М.: Весь мир, 2003. - 416 с.

135. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина

- Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.

136. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер - М. : Высшая школа, 1991. -192 с.

137. Хан-Магомедов С. О. В. Ф. Кринский и архитектурное течение -рационализм / С. О. Хан-Магомедов // Советское изобразительное искусство и архитектура 60-70-х годов: сб. ст. - М.: Наука, 1979. - С. 2325.

138. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС / С. О. Хан-Магомедов - М.: Ладья, 1995.-344 с.

139. Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда / С. О. Хан-Магомедов - М.: УРСС, 2005. - 456 с.

140. Хаскинз К. Эстетика прагматизма / К. Хаскинз; пер. Н. Маньковский // Коллаж 2: сб. ст. - М.: ИФ РАН, 1999. - 133 с.

141. Хюбнер К. Критика научного разума / К. Хюбнер - М.: ИФРАН, 1994.

- 326 с.

142. Черникова И. В. Философия и история науки: учеб. пособие / И. В. Черникова - Томск: НТЛ, 2001. - 360 с.

143. Читгерио Антонио: Минимализм - это религия, а я не священник [Электронный ресурс] // Сайт журнала Salon. - M., 2004. - Режим доступа: http://www.salon.ru/article.plx?id=3326

144. Швырев В. С. Рациональность в современной культуре / В. С. Швырев // Федеральный образовательный портал ЭСМ. - М., 2011. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/030/073/1218/011 Shvyrevl .pdf

145. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля / В. П. Шестаков - М.: Мысль, 1979. - 376 с.

146. Шимко В. Т. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: учеб. пособие / В. Т. Шимко, А. А. Гаврилина - М.: Архитектура-С, 2004. - 104 с.

147. Шишков И. 3., Современная западная философия: очерки истории / И. 3. Шишков - М.: ЛКИ, 2008. - 336 с.

148. Шония М. Пещерный вопрос [Электронный ресурс] / М. Шония // Электронный журнал Коммерсантъ-Власть. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/888008/print

149. Щедровицкий Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий - М.: ШКП, 1995.-759 с.

150. Щедровицкий Г. П. О методе исследования мышления / Г. П. Щедровицкий - М.: Институт развития им. Г. П. Щедровицкого, 2006. -600 с.

151. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий - М.: Знание, 1964. - 48 с.

152. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий - М.: ШКП, 1997. - 641 с.

153. Эко У. Эволюция средневековой эстетики / У. Эко - М.: Азбука-классика, 2004. - 288 с.

154. Эксперимент в дизайне: учеб. пособие / сост. А. Лаврентьев - М.: Университетская книга, 2010. - 244 с.

155. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

156. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс - М.: Политиздат, 1991.-527 с.

157. Am Kupfergraben 10 [Электронный ресурс] / Д. Чипперфильд // Сайт Д. Чипперфильда. - Лондон, 2011. - Режим доступа:

http ://www. dafvidchipperfield.co .uk/

158. Baeza A. II cielo in una stanza [Электронный ресурс] / A. Baeza // Сайт A. Баэца. - Мадрид, 2011. - Режим доступа: http://www.campobaeza.com/

159. Baron House: Sweden, 2005 [Электронный ресурс] / Дж. Паусон // Сайт Дж. Паусона. - Лондон, 2011. - Режим доступа:

http://www.johnpawson.com/architecture/residential/europe/baronhouse

160. Bulsing-Barth С. Switzerland: Caplutta Sogn Benedetg [Электронный ресурс] / С. Bulsing-Barth // ArtWay. - Зволле, 2011. - Режим доступа:

http://www.artway.eu/content.asp?id=868&lang=en&action=show

161. Campus Audiovisual [Электронный ресурс] / Д. Чипперфильд // Сайт Д. Чипперфильда. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.davidchipperfield.co.uk/

162. Fontana В. Pigeon Soundings. Kolumba Museum in Cologne, 2007 [Электронный ресурс] / В. Fontana // Сайт Б. Фонтана. - Нью-Йорк, 2011. - Режим доступа: http://resoundings.org/Pages/pigeon_Soundings.htm

163. Franzoia Е. P. Zumthor Swiss Pavilion at EXPO 2000 in Hanover [Электронный ресурс] / E. Franzoia // Floornature. - Милан, 2002. - Режим

доступа: http://www.floornature.com/projects-commerce/project-p-zumthor-swiss-pavilion-at-expo-2000-in-hanover-4032/

164. Frogdesign [Электронный ресурс] // Сайт Frogdesign. - Мюнхен, 2011. — Режим доступа: http://www.frogdesign.com/services/expertise/retail.html

165. Garatt Sh. John Pawson interview: plain speaking [Электронный ресурс] / Sh. Garatt // Электронная газета The Telegraph. - Лондон, 2010. - Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/culture/art/architecture/7975043/John-Pawson-interview-Plain-speaking.html

166. Immaculate Conception - Objects without Author [Электронный ресурс] / Дж. Моррисон // Сайт Дж. Моррисона. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.jaspermorrison.com/html/4837808.html

167. Kazuyo Sejima - декларация куратора биеннале в Венеции (2010) [Электронный ресурс] // Архиблог шу. - М., 2011. - Режим доступа:

http://www.forma.spb.ru/archiblog/2010/02/ll/biennale-declaration/

168. Kivik Art Centre Pavilion [Электронный ресурс] / Д. Чипперфильд // Сайт Д. Чипперфильда. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.davidchipperfield.co.uk/

169. Looking for Atmosphere Part [Электронный ресурс] / Дж. Моррисон // Сайт Дж. Моррисона. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.jaspermorrison.com/html/3841160.html

170. Museum of Modern Literature [Электронный ресурс] / Д. Чипперфильд // Сайт Д. Чипперфильда. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www. davidchipperfield. со .uk/

171. Super Normal [Электронный ресурс] / Дж. Моррисон // Сайт Дж. Моррисона. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.jaspermorrison.com/html/8851725 .html

172. Super Normal Dialogue [Электронный ресурс] / Дж. Моррисон // Сайт Дж. Моррисона. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.jaspermorrison.com/html/4996075.html

173. The unimportance of form [Электронный ресурс] / Дж. Моррисон // Сайт Дж. Моррисона. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.jaspermorrison.com/html/5851561 .html

174. Utilism vs. Uselessnism [Электронный ресурс] / Дж. Моррисон // Сайт Дж. Моррисона. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.jaspermorrison.com/html/5093490.html

175. Whitewall. Jasper Morrison: The Minimalist [Электронный ресурс] / Дж. Моррисон // Сайт Дж. Моррисона. - Лондон, 2011. - Режим доступа: http://www.jaspermorrison.com/html/03024445.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.