Принципы использования оптических иллюзий в коммуникационных пространствах крупных торговых центров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Воронцова Юлия Сергеевна

  • Воронцова Юлия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 184
Воронцова Юлия Сергеевна. Принципы использования оптических иллюзий в коммуникационных пространствах крупных торговых центров: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». 2018. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Воронцова Юлия Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

1.1. Этапы применения оптических иллюзий в архитектуре и дизайне

1.1.1. Применение оптических иллюзий в зарубежном опыте развития архитектуры и дизайна

1.1.2. Применение оптических иллюзий в отечественном опыте развития архитектуры и дизайна

1.2. Семиотические аспекты применения оптических иллюзий в архитектуре и дизайне

1.2.1 Оптические иллюзии как визуальная метафора в пространстве архитектуры и дизайна

1.2.2 Оптические иллюзии как инструмент управления восприятием посе-

тителей крупных торговых центров

1.3. Эволюция функционального наполнения и художественного образа коммуникационных пространств крупных торговых центров

1.3.1. Этапы функционального и художественного образа наполнения коммуникационных пространств крупных торговых центров в зарубежном опыте

1.3.2. Этапы функционального наполнения и художественного образа коммуникационных пространств крупных торговых центров в отечественном опыте

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВАХ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ

ЦЕНТРОВ

2.1. Ключевые компоненты восприятия оптических иллюзий, включаемых в коммуникационное пространство крупных торговых центров

2.1.1 Художественно-эстетический компонент

2.1.2 Психоэмоциональный компонент

2.1.3 Корректировка восприятия пространства

2.1.4 Развлекательно-рекреационный компонент

2.2 Художественно-выразительные средства создания оптических иллюзий, включаемых в крупные торговые центры

2.2.1 Суперграфика

2.2.2 Объемно-пространственные инсталляции

2.2.3 Самоподобные объекты

2.2.4 Голографическое проецирование

2.2.5 Художественная перфорация

2.3 Типы оптических иллюзий, включаемых в рекреационное пространство крупных торговых центров

2.3.1 Искажение

2.3.2 Мимикрия

2.3.3 Анаморфоз

2.3.4 Парейдолия

2.3.5 Псевдогипноз

2.3.6 Эфемеризация

2.3.7 Антигравитация

2.3.8 Невозможные фигуры

2.3.9 Несуществующие фигуры

2.4 Моделирование типов оптических иллюзий, включаемых в коммуникационные пространства крупных торговых центров

Выводы по главе

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВАХ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

3.1 Включение оптических иллюзий как средства реновации коммуникаци-

онных пространств крупных торговых центров

3.2 Полифункциональный подход в размещении средовых аттракционов в коммуникационном пространстве КТЦ

3.2.1 Средовой аттракцион: определение, характеристики и размещение

в коммуникационном пространстве КТЦ

3.2.2. Методика безаппаратного определения ключевых локаций размещения оптических иллюзий в коммуникационном пространстве

КТЦ

3.3. Рекомендации по применению оптических иллюзий в коммуникационных пространствах крупных торговых центров

3.3.1 Принципы применения оптических иллюзий в коммуникационных пространствах крупных торговых центров

3.3.2 Комбинаторика типов и принципов применения оптических иллюзий в коммуникационных пространствах крупных торговых центров

Выводы по главе

Основные выводы и результаты исследования

Библиографический список

Список основных публикаций по теме диссертации

Список иллюстративного материала

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы использования оптических иллюзий в коммуникационных пространствах крупных торговых центров»

Введение

Во всемирной истории архитектуры оптические иллюзии традиционно рассматриваются как мощнейший инструмент преобразования визуального восприятия архитектурного пространства - как интерьерах, так и во внешнем оформлении зданий. Актуальные достижения в сфере науки и техники позволили расширить спектр художественно-выразительных средств создания оптических иллюзий и вывести их использование на новый уровень в архитектурной практике в целом, и в развитии искусства городских пространств, в частности.

Современные городские жители испытывают потребность в среде с более высокими художественно-эстетическими качествами, в уникальном предметном и пространственном окружении. Оптические иллюзии, в свою очередь, находящие применение в различных произведениях стрит-арта, способствуют решению данной задачи в контексте устойчивого развития как территориально-пространственной, так и культурной среды города. Существенные изменения, произошедшие в урбанизированном мире в сфере потребления, качества и структуры социально-бытовых и культурных потребностей населения города, условиях проведения его досуга поставили перед архитекторами и дизайнерами задачи поиска новых средств и приемов работы с коммуникационными пространствами крупных торговых центров (КТЦ).

В настоящее время КТЦ имеет статус объекта с многочасовым пребыванием, включающим общение, развлечения, эстетический и физический отдых, совершение покупок. В период активного разворачивания в начале XXI века процесса по строительству в городах России КТЦ сложилось противоречие между количеством такого предложения и приоритетами потоков посетителей, выбирающих КТЦ, локация которого, условия парковки и предлагаемые арендаторами бонусы уже не способны обеспечить высокий уровень их популярности у населения. Развитие в структуре торгового центра функции развлечения и рекреации становится во многом определяющим, формирующим его архитектурную аутентичность, уникальность, коммерческую привлекательность и отличие от конкурентов. Объемно-пространственные, функционально-планировочные и навигаци-

онные особенности коммуникационных пространств КТЦ, их масштабность, наличие двухсветных холлов послужили основой повышенного внимания автора к вопросам использования многообразной палитры оптических иллюзий, служащих неиссякаемой базой для создания уникальной атмосферы и различных концепций восприятия архитектурного пространства.

Особый интерес с точки зрения организации пространства и его функционального наполнения представляют коммуникационные пространства КТЦ, которые являются основной рекреацией для посетителей, проводящих здесь продолжительное время. Кроме того, коммуникационные пространства КТЦ являются идеальным полигоном для реализации таких экспериментов, как включение оптических иллюзий в коммуникационные пространства, обеспечивающее наибольшее привлечение посетителей, их социализацию, создание аутентичности средо-вого пространства, совершенствование его навигационной среды и повышение коммерческой эффективности торгового центра в целом. Оптические иллюзии обладают как коррекционными свойствами по отношению к архитектурному пространству, в котором они применяются, так и развлекательными свойствами. При этом они могут быть призваны отражать и подчеркивать особенности визуальной метафоры, вложенной в архитектуру внутреннего пространства, а также специфику сценария организации этого пространства и усиление позиционирования художественно-выразительных средств в нем.

Авторское исследование поставленной проблемы расширяет список научных работ, посвященных систематизации знаний об использовании оптических иллюзий в архитектуре. Изучение опыта применения оптических иллюзий в архитектуре позволяет рассматривать их как инструмент реновации коммуникационных пространств КТЦ, усложнения функциональной программы, активного привлечения посетителей, придания объекту новых имиджевых характеристик и увеличения, в конечном счете, его товарооборота. Феномен применения оптических иллюзий претерпевает переход из сферы стрит-арта в сферу торговых «улиц», сформированных коммуникационными пространствами КТЦ. Для архитектурной теории и практики это означает возникновение новой проектной задачи, требую-

щей теоретического осмысления и методического обоснования, ведущим трендом в градостроительном и маркетинговом контексте, что, в конечном счете, соотносится с задачами реновации городской среды. Междисциплинарность исследования предопределена тем, что природа оптических иллюзий связана с вопросами психологии, зрительного восприятия новых пространственных образов. Объект исследования: коммуникационные пространства КТЦ Предмет исследования: закономерности архитектурно-пространственной организации арт-объектов/ средовых инсталляций на основе оптических иллюзий в коммуникационных пространствах КТЦ

Цель исследования состоит в разработке принципов применения оптических иллюзий в коммуникационных пространствах КТЦ как инструмента их функционального насыщения и архитектурной реновации. Задачи исследования:

- изучить генезис применения оптических иллюзий в объектах архитектуры и средового дизайна;

- проанализировать символические и знаковые (семиотические) особенности применения оптических иллюзий в объектах архитектуры и средового дизайна;

- классифицировать типы применения оптических иллюзий в коммуникационных пространствах КТЦ;

- разработать типологию средовых аттракционов на основе оптических иллюзий для различных планировочных узлов коммуникационных пространств КТЦ;

- сформулировать принципы использования арт-объектов на основе оптических иллюзий.

Теоретическую базу исследования составляют:

1. Научные и творческие работы исследователей, посвященные проблемам применения оптических иллюзий:

- в искусстве: Барриос Р., Вазарели В., Вернер К., Дали С., Крус-Диес К., Пеше Г., Пью Д., Полен П., Сото Р., художественная группа "Т", Милан (Дж.Анчески, Д. Бориани, Дж. Вариско и др.), Финци Е., Хольцхай М., художественная группа

"Экипо 57", Париж (А.Дуарте, Ж.Дуар, Х.Куенка, Х.Серрано, А.Ибаролла); Эшер М. и др.;

- в архитектуре: Вытулева К.О. («дигитальная эстетика исчезновения»), Гэри Ф. (оптические иллюзии как основа деконструктивизма), Добрицина И.А. (виртуль-ная и нелинейная архитектура), Енютина Е.Д. (арт-объекты как часть художественного полхода к формированию современной городской среды), Калатрава С. (иллюзия движения), Нувель Ж. (виртуальное пространство иллюзии), Павлова В. А. (методы визуальной коррекции среды), Савельева Л.В. (визуальные иллюзии в архитектурной композиции)», Яковлев А.И. (абстрактно-метафорические объекты) и др.

- в дизайне: Барышева В.Е., Варини Ф., Кольер Р., Пасичная Т.А., Пимоллер А., Райли Б., Рон Ван Дер Энде, Фукуда С, Хопкинс Д., Элиассон О., и др.

2. Научные работы авторов в области проектирования и строительства общественно-торговых центров, среди которых:

- типология торговых и многофункциональных зданий: Беддингтон Н., Воронцова Д.С., Вилкова А.С., Гельфонд А. Л., Гослинг Д., Грюн В., Зуева П.П., Канаян К.Р., Лукаш О.К., Мейтленд Б., Смит Л., Урбах А.И., Федосеева И.Р., Цайдлер М., Шумилкин С.М. и др.;

- градостроительные проблемы, связанные с размещением КТЦ: Бархин М.Г., Беляева Е.В., Глазычев В.Л., Гутнов А.Э., Лин М.Т., Линч К., Нефедов В.А., Ха-сиева М.А., Шимко В.Т. и др.;

- функциональная структура общественных зданий: Арнхейм Р., Добрицина А.И., Иконников А.В., Иовлев В.И., Кликич Ю.Б., Меренков А.В., Саксон Р., Хайт В. Л., Янковская Ю. С. и др.

3. Научные работы авторов по психологии зрительного восприятия и процессам формирования зрительного образа:

- психофизиология: Даниэль С.М., Зинченко В.П., Кравков С.В., Лурия А.Р., Меньшикова Г. Я., Смит К. и др.;

- цветовое зрение и цветоведение: Дерибере М., Ефимов А.В., Матвеев А.Б., Мешков В.В., Мигалин И.В., Филин В.А., Фриоинг Г., Цойгнер Г. и др.

4. Теоретические работы в области роли света в архитектуре, среди которых: Азизян И.А., Батова А.Г., Гусев Н.М., Келлер М., Климпатрик Д., Лукхард В., Насыбулина Р. А., Орлова Л.Н., Щепетков Н.И., Филлипс Д.

5. Исследования и теоретические труды по вопросам семиотики, феноменологии в архитектуре и архитектурно-художестенного синтеза: Дуцев М.В., Гуссерль Э., Лапшина Е.Г., Раппапорт А.Г., Розин В.М., Сомов Г.Ю., Холодова Л.П., Шубенков М.В., Янковская Ю.С. и др.

Границы исследования типологически определены рассмотрением исторических, архитектурных, социальных, психофизиологических, эстетических и экономических аспектов применения оптических иллюзий в коммуникационных пространствах КТЦ.

Гипотеза исследования: применение арт-объектов на основе оптических иллюзий нуждается в разработке научно обоснованных принципов проектирования и архитектурной реновации функционально-планировочной структуры коммуникационного пространства КТЦ с целью совершенствования его архитектурно-художественных, социокультурных и коммерческих качеств. Методика исследования строится на:

- темпоральном анализе научной информации из литературных источников и электронных ресурсов,

- систематизации и качественном анализе собранного иллюстративного материала,

- натурных обследованиях коммуникационных пространств КТЦ (фотофиксация и анализ их пространственных характеристик);

- использовании вербально-коммуникативных методов анализа (анкетирование, интервьюирование) для выявления ключевых компонентов восприятия оптических иллюзий, включаемых в коммуникационное пространство КТЦ. Положения, выносимые на защиту:

- эволюция сопутствующих торговле функций в организации архитектурно-планировочной структуры коммуникационных пространств КТЦ;

- систематизация семиотических аспектов применения оптических иллюзий в преобразовании архитектурных пространств КТЦ;

- типология оптических иллюзий в качестве арт-объектов, выполняющих роль средовых аттракционов в коммуникационных пространствах КТЦ;

- принципы включения оптических иллюзий в качестве пространственных инсталляций, играющих роль средовых аттракционов в коммуникационных пространствах КТЦ.

Научная новизна результатов исследования состоит в:

- разработке принципов использования оптических иллюзий с целью реновации коммуникационных пространств КТЦ и повышения их архитектурно-художественной, социокультурной, и коммерческой привлекательности;

- систематизации и типологической дифференциации типов применения оптических иллюзий в коммуникационных пространствах КТЦ;

- введении в научный обиход понятия «средовой аттракцион» как отдельного подвида архитектурной пространственной формы, обладающей чертами арт-объекта на основе оптических иллюзий;

- раскрытии семиотических аспектов применения оптических иллюзий в архитектурно-дизайнерском проектировании в целом, и в коммуникационных пространствах КТЦ в частности.

Теоретическое значение исследования состоит в использовании массива систематизированных автором научных знаний о генезисе и разработанных типологических свойствах архитектурно-художественного феномена оптической иллюзии в реновации коммуникационного пространства крупного торгового центра для дальнейших изысканий в области архитектурно-дизайнерского проектирования. Предопределяет возможности внедрения результатов исследования в теоретические курсы истории и теории архитектуры и средового дизайна, значительно расширяя содержание таких дисциплин, как «Объёмно-пространственная композиция», «Архитектурное проектирование» и «Дизайн-проектирование». Является серьезным научным вкладом в междисциплинарное изучение особенностей вос-

приятия архитектурного пространства на ментальном, психофизическом и материально-художественном уровнях. Практическое значение исследования заключается в:

- создании модели применения оптических иллюзий в различных видах коммуникационных пространств КТЦ;

- разработке и типологической дифференциации оптических иллюзий при проектировании и реновации коммуникационных пространств КТЦ в контексте повышения их социально-функциональной и коммерческой привлекательности;

- возможности использовании результатов исследования в проектной практике в сфере архитектурного и дизайн-проектирования, а также маркетинга и мер-чендайзинга.

Объем и структура работы представлена томом исследования и иллюстративным материалом. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, список иллюстративного материала и приложения. Диссертация включает в себя 142 страницы текстового содержания; 29 графоаналитических таблиц и 5 рисунков. Список литературы включает 170 наименований. Основные выводы и результаты работы внедрены в учебный процесс в дисциплинах «Дизайн-проектирование», «Композиция в дизайне среды», на кафедре "Дизайн" АСА СамГТУ и в реальное проектирование. По теме диссертации имеется 17 публикаций (из них - 5 публикаций в изданиях рецензируемых ВАК РФ.

Апробация и внедрение в учебный процесс ряда авторских положений по вопросам использования оптических иллюзий в пространствах КТЦ осуществилось по следующим направлениям: задания на проектирование, учебно-методические указания по выполнению курсовых проектов по темам «Перфорация как инструмент создания оптических иллюзий в дизайне», экспериментальное моделирование в рамках дизайн-проектирования, а также в НИР кафедры «Дизайн» АСА СамГТУ «Средовой кадарстр города». Основные положения исследования были представлены: в докладах на научно-технических конференциях с

2013-2018 гг. (СГАСУ, СамГТУ и др); в монографии «Поиск композиционных кодов в архитектуре и дизайне» (в соавторстве), 2015 год.

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ

ЦЕНТРОВ

1.1 Этапы применения оптических иллюзий в архитектуре и дизайне 1.1.1. Применение оптических иллюзий в зарубежном опыте развития архитектуры и дизайна

В архитектуре на протяжении тысячелетий оптические иллюзии целенаправленно использовались для создания различных пространственных эффек-тов1. Древние зодчие пытались разными методами корректировать особенности восприятия архитектурных объектов: отмечая, что фон, характер освещенности, точки наблюдения создают кажущуюся обманчивость, старались внести оптические поправки еще на этапе проектирования зданий и сооружений.

1. Освещая историю древнеегипетской архитектуры, Огюст Шуази замечает, что египетские зодчие уделяли большое внимание восприятию зрительных искажений в восприятии архитектурных сооружений, опередив достижения греческого искусства на десять веков [63, С.56]. Создание выпуклых рельефов в затемненных участках архитектурных объектов в Древнем Египте стало одним из первых шагов к построению глубинного пространства, что создавало иллюзию движения, появляющаюся за счет освещения рельефов пламенем факелов, заставляющуюся наблюдателя уверовать в сверхъестественное [43, С.34]. Иллюзия движения присутствовала и в самой композиции рельефов за счет множественного повторения фигур процессии, запечатленными движущимися с равным интервалом и ритмом.

2. Художники и архитекторы Древней Греции копировали форму, цитируя её рас-

1 Оптические иллюзии по источнику происхождения подразделяются на естественные и искусственные (рис. 1.1 приложений) К естественным иллюзиям можно отнести иллюзии, создание которых не обусловлено сознательной деятельностью человека. К искусственным иллюзиям относятся иллюзии, намеренно создаваемые человеком. Архитектура и дизайн, как продукт сознательной человеческой деятельности генерирует именно искусственные иллюзии, направленные на решение эстетических, конструктивных и стилистических задач, используются при этом заимствования различных форм естественных оптических иллюзий.

положение, уровень освещённости, цветовое решение, пластику. Так, Р. Арнхейм указывал: «Воссоздавая утончённость цветной модуляции, света и текстуры создавалась иллюзия объёма и глубины. Они были мастерами такого художественного приёма, как сокращение в ракурсе, и умели передавать быстротечный эффект жеста и выражения лица» [1, С.134]. В искусстве Древней Греции прослеживается ярко выражена тенденция к изображениям со зрительными иллюзиями [13]. Архаичные скульптуры и монументы красочно расписывались, что делало их более реалистичными. [51, С.22]. В данном случае следует упомянуть такой термин как trompe-l'oeil (тромплей — от франц. «обман зрения»), обозначающий приемы в архитектуре и искусстве, которые помогают создавать оптические иллюзии.

В архитектуре античности задачей архитектора являлось создание совершенной формы, воспринимающейся неизменно целостно с любой точки зрения. Для достижения такого эффекта греческие мастера корректировали форму при помощи оптических иллюзий, стремясь избежать зрительной дематериализации архитектурных объектов, придавая им характерные черты монументальности, устойчивости и выразительности.

Как египетские, так и греческие зодчие стремились внести визуальную коррекцию при строительстве в эффект провисания горизонтальных линий, широко используя прием искривления прямых - курватуру (от латинского curvatura — изгиб, кривизна)2. Древние греки были хорошо знакомы и с явлением иррадиации, когда темные силуэты на светлом фоне утончаются, а светлые, наоборот, зрительно увеличиваются. Чтобы конструкции выглядели соразмерными, они

2 «При строительстве Парфенона были изогнуты горизонтальные линии, а немного выпуклое основание (стилобат) сглаживало впечатление проседающего пола. Горизонтальные балки также имели изгиб вверх и зрительно воспринимались ровными. Грекам было известно, что ряд вертикальных линий зрительно кажется несколько расширяющимся кверху, поэтому колонны Парфенона наклонены внутрь, что создает эффект их вертикальности. Было учтено, что храм находится на возвышенности и фронтальная его часть при близком рассмотрении сильно бы исказилась. Чтобы избежать ощущения сплющивания, колонны располагали под небольшим углом, впечатления излишней массивности конструкции корректировали с помощью их утолщения на уровне трети высоты, сужали кверху, создавая легкую бочковидную форму колонн. Утолщение (от греческого entasis — напряжение) напоминало пружину, принимающую нагрузку» [51].

делали колонны разной толщины. Парфенон можно считать одним из ярких примеров, где были задействованы все возможные оптические иллюзии для достижения гармоничного облика сооружения.

В архитектуре средневековья преобладали церковно-храмовые постройки с огрубленными формами, поражающими выразительными цветовыми контрастами в убранстве интерьера (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне с узорами мозаики на стенах храма и синим цветом небосвода на потолке). Игра света в цветных витражах создавала мистическую атмосферу в интерьере храма. Средневековые богословы видели в солнечном свете и сиянии витражей символ незримого божественного света, который объемлет весь мир и связывает каждую церковь) с Небесами [148, С. 129-133].

Переход к архитектуре Ренессанса является классическим примером осознания своего «Я» как центра жизни, смены видения окружающего мира и воспроизведения его в живописи, скульптуре и архитектуре. Первые работы, по-свящённые перспективе и предвосхитившие эпоху Ренессанса, появились задолго до нее. Например, средневековый ученый Витело в своём трактате «Оптика» одним из первых ученых рассуждает об оптических эффектах и перспективе в искусстве, а также об ошибках работы глаза человека при восприятии объекта в зависимости от внешних факторов [15, С 64].

Особую актуальность работа Витело обрела в XVI веке в эпоху Ренессанса с появлением закона центральной перспективы, который начинает играть роль механического отпечатка реального мира: перспективные изображения научили глаз различать плановость пространства, сокращение удалённых предметов, потерю чёткости, цветность. Это позволило живописцам позднего кватроченто создавать фрески с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Таким образом, сложился новый вид тромплёя, который стал известен как & боИо т Би (от итальн. - снизу-вверх). Пример такого изображения в архитектуре Возрождения - Галерея в палаццо Спада по проекту Ф. Борромини (1637 г., Рим, Италия). Колоннада открывает путь в сводчатую галерею, создавая впечатление ее огромной протяженности (в реальности длина

галереи не больше восьми метров), грандиозная перспектива которой завершается статуей бога Марса. Понять, что это обман зрения, можно, приблизившись к статуе, высота которой — около метра. Зодчий располагает с двух сторон под углом друг к другу объекты, играющие роль экранов, что определяет особое восприятие визуального коридора. Такой прием позволяет зрительно уменьшать или увеличивать глубину пространства [17, С. 84].

Следующая смена стилей произошла в конце XVI века: Ренессанс сменился стилем барокко, просуществовашим до конца XVIII века. Линейная стилистика заменяется живописной и преобразуется в изображении видимого, что способствует созданию иллюзии движения на зрительном уровне, а именно: осязательный образ превратился в зрительный, что предопределило радикальную перемену в истории искусств [14].

Начиная с XVII века происходит постепенный отказ от декоративизма и вычурности, намечается возврат к классическим ценностям античности с использованием упорядоченного расположения архитектурных объемов и сдержанностью их декоративного убранства. Эпоха Просвещения внесла свои коррективы в использование оптических иллюзий в архитектуре, понимание характера визуального восприятия объектов в целом. Законы перспективы, интегрируемые в архитектурную иллюзию и использовавшиеся художниками для того, чтобы «открыть» пространство стены или свода, породили еще один вид тром-плёя - quadrature, яркой иллюстрацией этого явлется потолок Церкви иезуитов (1627 г., Австрия, Вена), который лишь слегка изогнут, но благодаря художественной росписи, создаёт впечатление полноценного купола.

К концу XIX века научно-технический прогресс открывает перед архитекторами новые возможности поиска в архитектурном формообразовании. Рост строительства масштабных торговых объектов во второй половине XIX и начале XX веков обусловлен образованием новых концепций в архитектуре, которые позволили проектировать безопорные внутренние пространства с большими пролетами. Торговые объекты нового вида представляют собой просторный хорошо освещенный объем с большим количеством товаров. На возникновение этого типа

здания оказало влияение строительство «Хрустального дворца» Джозефа Паксто-на, возведенного для интернациональной выставки 1851 года в Лондоне. Общая площадь данного трехуровневого павильона составила 92 000 м.кв. «Хрустальный дворец» имел прозрачные своды из стекла, которые создавали иллюзию парения в воздухе, над посетителями.

Пространство, перекрытое прозрачным сводом, стало основным организующим пространство элементом в зданиях различного назначения, построенных в Х1Х-ХХ веках. В этот период значительное внимание уделялось эстетическим качествам и созданию зрелищного архитектурного образа, проявляющимся в самых разных архитектурных стилях и в разных временных периодах: из наиболее ярко выделяющихся в XIX веке - эклектизм, ярко представленный архитектурными шедеврами Антонио Гауди, а в XX веке - деконструктивизм Фрэнка Гэри, Даниэля Либескинда и т.д.

Вторая половина XX века в архитектуре характеризуется увеличением интереса к эфемерным стеклянным формам, зеркальным плоскостям, имматериальным образам [88]3. На процесс формообразования и реализации архитектурных объектов в городской среде стали влиять средства массовой информации - телевидение, Интернет и т.д., объединяющиеся в целостное информационное поле. К концу XX века масс-медиа достигли уровня развития, при котором вербальная и письменная культура сменилась визуальная культура, оперирующая визуальными образами. По мнению специалистов, XX век характеризуется преобладанием по-

3 Торгово-развлекательный центр MyZeil - спроектирован студией М. Фуксаса в 2009 г. во Франкфурте на Майне, Германия. В основе концепции MyZeil лежит отсутствие границ и незримость перехода внешнего мира во внутреннее пространство. Прозрачные стены, остекленные треугольными панелями, затягиваются внутрь двумя воронками: одна засасывает центральный фасад и уходит в крышу, обнажая перед прохожими частичку неба, а вторая начинается на крыше и продолжается вниз.

Музей современного искусства - спроектирован архитектурной студией Pattersons Associates в 2016 г., Новая Зеландия. Здание обладает "смятой" зеркальной поверхностью, изменяющейся в зависимости от времени суток и погоды, поверхность в виде волн создает игру света на фасаде здания. Внутренняя планировка здания так же оригинальна, как и фасад: музейные залы соединены множеством переходов, что делает внутреннее пространство гибким и многомерным. Арт-объекты, помещенные в такую среду, становятся ее неотъемлемой частью, что усиливает эффект художественного воздействия на зрителя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воронцова Юлия Сергеевна, 2018 год

Библиографический список

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм, сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина; под общ. ред. В.П. Шестакова. — М.: «Прогресс», 1974. - 352 с.

2. Акиндинова, Т. А. Новые грани старых иллюзий. Проблемы мировоззрения и культуры в немецкой эстетической и художественной мысли XIX - XX веков/ Т. А. Акиндинова. - Л., ЛГУ, 1984. - 255 с.

3. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Б.Г. Ананьев. - М., 1982. - 336 с.

4. Андрияхина, Н.В. Обманы зрения и оптические иллюзии: монография / Н.В. Ан-дрияхина. - М.: Эксмо, 2012. - С. 27. - 200 с.

5. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм, пер. с англ. -М.: Прометей, 1994. - 352 с.

6. Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения [Электронный ресурс]/ И.Д. Артамонов. - М.: Наука, 1969. - С. 111 - 136.

7. Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения / И. Д. Артамонов. - М. : Наука, 1969. -224 с.

8. Беддингтон, Н. Строительство торговых центров / Н. Беддингтон. -М.: Стройи-здат, 1986. - 172 с.

9. Беляева, Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е. Л. Беляева - М.: Стройиздат, 1977. — 127 с.

10. Богданов, И. А. Большой гостиный двор в Санкт-Петербурге / И. А.Богданов. - СПб: Искусство СПБ, 2001. - 256 с.

11. Богоришвили, А. Т. Феноменологическая эстетика/ А. Т. Богоришвили / -Тбилиси, 1966. - 385 с.

12. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция/ Ж. Бодрийяр, пер. О. А. Печенки-на. - Тула : Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.

13. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - 560 с.

14. Вельфин, Г. Ренессанс и барокко/ Г. Вельфин/ перевод Е. Лундберг. - М., Азбука-классика, 2004. - 288 с.

15. Виппер, Б.Р. История европейского искусствознания: От Античности до конца XVIII века / Б.Р. Виппер. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 436 с.

16. Вирильо, П. Машина зрения / П. Вирильо. - СПб.: Наука, 2004. - 140 с.

17. Всеобщая история архитектуры. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв. Том VII / под ред. А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. - М., Стройиздат, 1969 - 613 с.

18. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий / А. Л. Гельфонд. - М.: Инфра-М, 2016. - 368 с.

19. Голберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Р. Гол-берг. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 320 с.

20. Гослинг, Д. Проектирование торговых комплексов / Д. Гослинг. - М.: Стройиздат, 1970. - 136 с.

21. Гропиус, В. Границы архитектуры / Вальтер Гропиус. - М.: Искусство, 1971. - 288 с.

22. Грюн, В. Торговые центры США / В. Грюн, Л. Смит. - М.: Изд-во литературы по строительству, 1966. - 192 с.

23. Гусева, О.Ю. Психология рекламной деятельности / О.Ю. Гусева - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. - 195 с.

24. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры / А.Э. Гутнов. - М.: Молодая гвардия, 1985.-351с.

25. Гутнов, А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. - М.: Стройиздат, 1984. -256 с.

26. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор/ пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. — М.: Логос, 1999. — 224 с.

27. Демидов, В.Е. Как мы видим то, что видим / В.Е. Демидов. - М.: Книга по требованию, 2013. - 240 с.

28. Зиатдинова, Д.Ф. Методики составления цветофактурных схем/ Д.Ф. Зи-атдинова, Д.А. Ахметова, Н.Ф. Тимербаев. - Казань, 2014. - 112 с.

29. Зуева, П.П. Торговые здания Москвы советского периода 1920-1980: учебное пособие / П.П. Зуева. -М.: Архитектура - С, 2006. - 176 с.

30. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - М.: Д. Аронов, 2000. - 96 с.

31. Канаян, К. Проектирование магазинов и торговых центров / К. Канаян, Р. Канаян, А. Канаян. - М.: Юнион-Стандарт Консалтинг, 2005. - С. 243-263. -425 с.

32. Келер, В. Гештальт - психология/ В. Келер, К. Коффка. - М.: АСТ, 1998. -704 с.

33. Келер, В. Свет в архитектуре. Свет и цвет как средство архитектурной выразительности / В. Келер, В. Лукхардт. - М.: Стройиздат, 1961. - 180 с.

34. Кликс, Д. Проблемы психофизики восприятия пространства / Д. Кликс. -М., 1965. - C. 317-318. - 468 с.

35. Колхаас, Р. Лекция в ЦДА / Р. Колхаас // Проект International. - 2002. - №3. - С.81-88.

36. Короев, Ю. Архитектура и особенности зрительного восприятия / Ю. Ко-роев, М. Федоров. - М., 1954.- 330 с.

37. Маккуайр, С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство / С. Маккуайр. - М.: Strelka Press, 2014. - 392 с.

38. Мейтленд, Б. Пешеходные торгово-общественные пространства / Б.Мейтленд; под ред. И.Р. Федосеевой. - М.: Стройиздат, 1989. - 159 с.

39. Меренков, А. В. Структура общественного здания (на примере архитектуры досуговых центров) / А. В. Меренков, Ю.С. Янковская. - Екатеринбург: Ар-хитектон, 2012. — 127 с.

40. Новикова, Е.Б. Интерьер общественных зданий / Е. Б. Новикова. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2002. - 672 с.

41. Норенков, С.В. Научные исследования: проектный синтез: курс лекций / С.В. Норенков. - Н. Новгород: Изд - во ННГАСУ, 2011. - 271 с.

42. Парр, Б. Ловушка для внимания [Электронный ресурс] / Б. Парр. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 280 с.

43. Павлов, Н.Л. Река и Солнце в едином пространственном искусстве Древнего Египта: в книге Художественные модели мироздания. Кн. 1. Взаимодей-

ствие искусств в истории Мировой культуры / Н.Л. Павлов. - М.: НИИ РАХ, 1997. - 400с.

44. Привалова, В.М. Орнамент. Восприятие, оценка и понимание/ В.М. Привалова. - Самара: СамНЦ РАН, 2007. - 135 с.

45. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Рау-шенбах. - М.: Аграф, 2012. - 240 с.

46. Рекомендации по проектированию местных торговых центров на основе функциональных объемно-планировочных элементов (ФОПЭ)/ ЦНИИЭП тор-гово-бытовых зданий и туристских комплексов — М.: Стройиздат, 1988. - 72 с

47. Рекомендации по проектированию местных торговых центров на основе функциональных объемно-планировочных элементов / ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов. — М.: Стройиздат, 1988. - 72 с.

48. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 224 с.

49. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды: учебное пособие / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. - М.: Архитектура - С, 2016. — 328 с.

50. Саксон, Р. Атриумные здания / Р.Саксон, пер. с англ. канд. архитектуры А.Г. Раппапорта; под ред. В. Л. Хайта. -М.: Стройиздат, 1987. - 136 с.

51. Соколов, Г. И. Акрополь в Афинах/ Г.И. Соколов. - М.: Просвещение, 1968. - 108 с.

52. Степанов, Н.Н. Цвет в интерьере/ Н.Н. Степанов. К.: Высшая школа, 1985. - 184 с.

53. Стор, И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов: учебное пособие для вузов / И.Н. Стор. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 296 с.

54. Страутманис, И. А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры / И.А. Страутманис. -М.: Стройиздат, 1978. - 119 с.

55. Толанский, С. Оптические иллюзии. - М.: МИР, 1967. - 127 с.

56. Тоффлер, Э. Шок будущего [Электронный ресурс] / Э. Тоффлер, пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 557 с.

57. Урбах, А. И. Торговые здания и комплексы / А. И. Урбах. -М.: Стройиздат, 1990. - 200 с.

58. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, С. Мориарти, Дж. Бернет, пер. с англ. - ООО «Питер Пресс», 2008. - 736 с.

59. Физиология человека/ под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - 656 с.

60. Флоренский, П. А. Мнимости в геометрии/ П.А. Флоренский. - М.: Лазурь, 1991. - 96 с.

61. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. / С.О. Хан-Магомедов. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996. - 709 с.

62. Чибирева, Н.Е. Альберт Шпеер и его храм света. Исчезновение материального и «театр» потери / Н.Е. Чибирева. - М., 2001.- 276 с.

63. Шуази, О. История архитектуры в 2-х томах / О. Шуази. - М. : Изд-во Академии Архитектуры, 1937. - Т. 1. - 298 с.

64. Шуази, О. История архитектуры в 2-х томах / О. Шуази. - М. : Изд-во Академии Архитектуры, 1937. - Т2. - 350 с.

65. Шумилкин, С.М. Торговые центры европейской части России второй половины XIX - начала XX века: типология, география, структура: монография / С.М. Шумилкин. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 239 с.

66. Щепетков, Н.И. Световой дизайн города/ Н.И. Щепетков. - М.: Архитек-тура-С, 2006. - 320 с.

67. Ямпольский, М. О близком. Очерки немиметического зрения / М. Ям-польский. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 240 с.

68. Янковская Ю.С. Семиотика в архитектуре / Ю.С. Янковская // Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2003. - 123 с.

69. Янковская, Ю.С. Образ и морфология архитектурного объекта / Ю.С. Янковская. - Екатеринбург: Архитектон, 2004. - 91 с.

70. Ярбус, А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения. - М.: Наука, 1965. -167 с.

71. Alexander, C. A Pattern Language: Towns, Buildings, Construction. - Oxford, 1977. - 1167 c.

72. Altoon + Porter Architects: selected current works: [album] - Mulgrave : Images, 2006. - 255 p.

73. Balzer, Dick (2007). "Phenakistascopes". dickbalzer.com. Retrieved 20 July 2016.

74. Barret, C. Op art. - New York, 1970. - 280 c.

75. Broto, C. Shopping malls / C. Broto. - Barcelona: Edition, 2005. - 144 p.

76. Broto,C. Shopping malls / C. Broto. - Barcelona: Edition, 2005. -240 p.

77. Burda, F.,Belting, H. Andrea Pozzo und die Videokunst: neue Überlegungen zum barocken Illusionismus. - Berlin: Gebr. Mann, 2001. - 255 p.

78. Cerver, F. A. Commercial Space: Shops, Malls, and Boutiques/ Francisco Asensio Cerver. — N.Y.: Roto Vision, 1997. - 159 p.

79. Details in architecture: Creative detailing by some of the World's Leading Architects: [album]. Vol.3 - Mulgrave : Images, 2001. - 219 p.: ill.

80. Ernst, B. The Magic Mirror of M. C. Escher. — Random House (New York), 1976. - 112 p.

81. Garcia, M. The Patterns of Architecture. - Wiley, 2009. - 144 p.

82. Ittelson, W. Visual Perception. - N.Y., 1960. - 212 p.

83. Koffka, K. Principles of Gestalt psychology / K. Koffka. - Harcourt, Brace and Co. - N.Y., 1935. - 722 p.

84. Lynch, K. The Image of the City / M.I.T. Press. Massachusetts Institute of Technology. Cambridge, Massachusetts and London. England, 1960. - 328 p.

85. McKean, J. The Invisible Column of The Crystal Palace in «La Colonne -nouvelle histoire de la construction». - Lausanne (Suisse): Roberto Gargiani, 2008. -537 p.

86. Weibel, P. Iconoclash: Beyond the Image, Wars in Science, Religion and Art. -NY, 2004. - 703 p.

Диссертации

87. Воронцова, Д.С. Коммуникационно-рекреационные пространства в архитектуре общественно-торговых центров: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.21/ Воронцова Дарья Сергеевна. - Екатеринбург, 2011. - 198 с.

88. Вытулева, К.О. Пространственные эксперименты в новейшей архитектуре (К вопросу о «новых образах»): дис.. канд. искусствовед.: 17.00.04 / Вытулева Ксения Олеговна. - М., 2010. - 243 с.

89. Добрицына, И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: автореф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.01/ Добрицына Ирина Александровна. - М., 2007. - 332 с.

90. Дуцев, М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре: дис. ... докт. архит. : 05.23.20 / Дуцев Михаил Викторович. - Нижний Новгород, 2014. - 588 с.

91. Емец, В. В. Архитектура общественно-торговых центров в историческом ядре крупнейшего города на примере г. Москвы: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.02. / Емец Василий Валерьевич. - М, 2003. - 178 с.

92. Енютина, Е.Д. Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20. / Енютина Екатерина Дмитриевна. - Нижний Новгород, 2015. - 217 с.

93. Земов, Д. В. Формирование архитектурной среды атриумных пространств общественно-торговых и деловых центров средствами мобильных компонентов: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Земов Дмитрий Владимирович. — Екатеринбург: УралГАХА, 2006. - 147 с.

94. Иконников, A.B. Функция, форма, образ в архитектуре / A.B. Иконников. -М: Стройиздат,1986. - 288 с.

95. Лукаш, О.Н. Архитектурно-дизайнерские принципы формирования среды торгово-развлекательных центров: 05.23.20/ Лукаш Ольга Климентина Николаевна. - М., 2012. - 148 с.

96. Меньшикова, Г.Я. Зрительные иллюзии: психологические механизмы и модели:19.00.02/ Меньшикова Галина Яковлевна. - М., 2014. - 301 с.

97. Савельева, Л.В. Визуальные иллюзии в архитектурной композиции: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20. / Савельева Лариса Владимировна. - М., 2016. - 130 с.

Авторефераты диссертаций

98. Вилкова, А.С. Объемно-планировочная организация объектов досуга в структуре торговых комплексов: автореферат дис. ... канд. архитектуры: 18. 00.02 / Вилкова Анастасия Сергеевна. - Нижний Новгород, 2013. - 26 с.

99. Лазарева, М.В. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов: автореферат дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01/ Лазарева Мария Владимировна. - М, 2007. - 29 с.

100. Лобанов, А.В. Коммуникативные пространства в архитектуре: генезис, тенденции развития: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20 / Лобанов А.В. - Екатеринбург, 2010. - 22 с.

101. Сиповская Н.В. Фарфор в русской художественной культуре XVIII века автореф. дис. ... д. искусствоведения: 17.00.04/ Наталия Владимировна Сиповская. - М., 2010. - 32 с.

102. Суровенков, А. В. Архитектура торговых центров крупнейшего города на примере г. Санкт-Петербурга: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.02 / Суровенков Андрей Викторович. - СПб, 2005. - 43 с.

103. Тер-Сааков, Л. А. Формирование общегородских торговых центров новых городов: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.02 / Тер - Сааков Лев Алексеевич. - М., 1992. - 26 с.

104. Яковлев, А.И. Формы существования искусственной природы в городской среде автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.04/ Яколев Андрей Иванович. - М., 2006. - 28 с.

Отчеты о научной работе

105. Архитектура многофункциональных общественных центров: отчет о НИР (промежуточн.) / Ляховецкая С.С. - Екатеринбург: Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт Российской академии архитектуры и строительных наук, 2007 — 37 с.

106. Архитектура универсальных торговых и общественно-культурных центров: отчет о НИР / Ляховецкая С.С. - Екатеринбург: Уральский научно- исследовательский и проектно-конструкторский институт Российской академии архитектуры и строительных наук (УралНИИпроект РААСН), 2006.- 183с.

Электронные ресурсы

107. Алиев, Э.Т. Особенности композиционного формирования интерьера и условия его эмоционального восприятия / Эльчин Тофиг оглы Алиев [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2009. -№5. - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2009/iskus11.html

108. Видеоэкология - наука о красоте и визуальной среде http: [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.videoecology.com/author.html

109. «Невозможные фигуры» в скульптуре. Творчество и магия Фрэнсиса Таба-ри [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:// kulturologia.ru/blogs/300110/11974/

110. Бурдина, А. Искаженное пространство: оптические иллюзии в экстерьере [Электронный ресурс] / А. Бурдина // Интернет журнал о дизайне и архитектуре «BERLOGOS». - 2016. - 4 февраля. - Режим доступа: http://www.berlogos.ru/article/iskazhennoe-prostranstvo-opticheskie-illyuzii-v-eksterere/

111. Габриэль Доу: явление природы вручную [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://actual-art.ru/gabriel-dawe-yavlenie-prirody-vruchnuyu/

112. Косырева, О. Гипнотический дизайн [Электронный ресурс] / О. Косырева. -Режим доступа: http://www.ng.ru/antrakt/2011-02-04/9_gipno.html

113. Литвиненко, В. Стереотипы торговой среды [Электронный ресурс] / В. Литвиненко - Режим доступа: http://www.rudesign.ru/projects/retall/content/14s-tipes/stipes01.htm

114. Невлютов, М. Гиперреальность архитектуры. Жан Нувель и Жан Бодрийяр [Электронный ресурс] / М. Невлютов. - Режим доступа: https://syg.ma/@marat-nevlyutov/gipierriealnost-arkhitiektury-zhan-nuviel-i-zhan-bodriiiar

115. Особености зрительного восприятия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://stroy-spravka.ru/article/osobennosti-zritelnogo-vospriyatiya

116. Павлов, А. Молл с «черными дырами» во Франкфурте от студии Fuksas [Электронный ресурс]/ А. Павлов. - Информационно - образовательный ресурс «ARCHITIME.RU». - Режим доступа: http://architime.ru/ specarch/ studio_fuksas/my_zeil.htm# 1.jpg.

117. Павлова, В.А. Пространственные иллюзии. Методы визуальной коррекции среды [Электронный ресурс] / В.А. Павлова // Международный электронный научно - образовательный журнал "AMIT". - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/Pavlova/Article.php

118. Прилипко, А. Лабиринт в архитектуре: сплетение дорог [Электронный ресурс] / А. Прилипко // Интернет - журнал о дизайне и архитектуре «BERLOGOS». - 2016. - 25 января №283. - Режим доступа: http://www.berlogos.ru/article/labirint-v-arhitekture-spletenie-dorog/

119. Пространственные планы [Электронный ресурс] / SMARTCULTURE. Культура и искусство. - Режим доступа: http://www.volpack.ru/doovs-449-1.html

120. Ранкс, К. Голографическая Вселенная: возможно, все проще, чем кажется [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// republic.ru/biz/1038891/

121. Раппапорт, А. Антигравитация в архитектуре [Электронный ресурс] / А. Раппапорт/ - Режим доступа: http://papardes.blogspot.ru/2015/02/525.html

122. Фролова, М.А. Оптические иллюзии в художественной практике ХХ века [Электронный ресурс] / М.А. Фролова // Студенческий научный форум - 2015: VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. - 2015. - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2015/pdf/ 18113.pdf.

123. Beau Lotto. Орйеа1 Illusions Show How We See [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://speakerpedia.com/speakers/beau-1otto

124. Salvador Dali s Fascinating «Face of Mae West» in 3D [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lunaticadesnuda.blogspot.ru/2008/08/salvador-dalis-face-of-mae-west-in-3-d.html.

125. Stafford, B. Devices of Wonder: From the World in a Box to Images on a Screen [Электронный ресурс] / B. Stafford, F. Terpak. - Museum Getty Publications, 2001. -405 p.

126. Tim Noble and Sue Webster: public exibitions, solo and group shows, collections, catalogs, masterpieces [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. artfacts.net/index.php/pageType/artistlnfo/artist/11338

127. Toledo Metro Art Station [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://en.wikiarquitectura.com/building/toledo-metro-art-station/

128. Trick Eye Museum. Illusion Republic [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://trickeye .com/seoul/en

Статьи

129. Белошвейкина, В.В. Оптические иллюзиив искусстве и дизайне //Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2011. - №4. - С. 92-95.

130. Боженко, И. А. Общественное пространство/ И.А. Боженко // Стройком-плекс среднего Урала. - 2007. - № 9. - С.46-50.

131. Боровик, Е. Н. Пешеходные пространства и коммуникации в крупном городе - исследования, проектирование, нормирование/ Е.Н. Боровик// Вопросы планировки и застройки городов. X международная научн.-практ. конференция. -Пенза: ПГАСА, 2003. - С. 36-38.

132. Воронцова, Ю.С. Визуальная метафора в пространстве архитектуры и дизайна / Ю.С. Воронцова //Материалы международной научной конференции

«Архитектура и дизайн: история, теория, инновация», г. Владивосток, ДФУ, 2016. - С.31-34.

133. Воронцова Ю.С. Виртуальная архитектура общественных зданий мегаполисов/ Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова// Градостроительство и архитектура. Самара, 2017. № 4. С.106-109.

134. Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайне интерьеров общественных пространств/ Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова//Градостроительство и архитектура/ СГАСУ. - Самара, 2014. - Вып. № 2 (15). - C. 31-36.

135. Воронцова, Ю.С. Семиотика оптических иллюзий в коммуникационно-рекреационных общественных пространствах / Ю.С. Воронцова // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал / СГАСУ. - Самара, 2015. - Вып. № 2. - С. 15-18.

136. Гаряев, Р.М. «Искажения» в древнерусской архитектуре / Р.М. Гаряев // Щербатово. - М. : Златограф. - 2001. - № 1(6). - С. 8-27

137. Гельфонд, А.Л. Общественное здание и общественное пространство. Дуализм отношений / А.Л. Гельфонд // Academia. Архитектура и строительство. -2015. - №2. - С.18-31.

138. Доброва, У.П. Оп-арт в творчестве А. Андреевой (1917 - 2008): истоки стиля / У.П. Доброва. // Материалы VIII международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства». - Санкт-Петербург. - 2013. - С. 332-338.

139. Дубынин, Н. В. Эволюция развития архитектуры многофункциональных комплексов в России / Н. В. Дубынин // Жилищное строительство. - 1997. - №2. -С.14-16

140. Есаулов, Г.В. Экологические параметры зрительного восприятия в процессе проектирования пространственной среды / Г.В. Есаулов // Архитектон: известия вузов». - 2012. - № 39. - С. 54-58.

141. Ефимов, А.В. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование интерьера / А.В. Ефимов, М.В. Лазарева, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура - С. - 2008. - 136 с.

142. Заиченко, Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств / Г. А. Заиченко // Философские науки. — 1985. — № 4. — С. 98-109.

143. Зорин, К.Л. История развития торговых центров [Электронный ресурс] / К. Л. Зорин // Архитектура и современные инновационные технологии. - 2012. - № 3(20).

144. Зубань, А.Н. Формирование объектов наружной рекламы в художественно-архитектурной системе городской визуальной среды / А.Н. Зубань // CETERIS PARIBUS. - 2015. - №2. - С. 77-80.

145. Каракова, Т.В. Моделирование формы с использованием перфорации в объектах дизайна и архитектуры / Т.В. Каракова // Приволжский научный журнал. -2012. - № 2. - С. 155

146. Каракова, Т.В. Средовой дизайн как индикатор конкурентоспособности города / Т.В. Каракова // Материалы конф. «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн». Самарский государственный технический университет. - Самара. - 2017. - С. 315-317.

147. Каракова, Т.В. Сценарный подход и методы полистилистики в решении проектных задач дизайнера среды / Т.В. Каракова // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна. Сборник статей, под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Га-лицкова, Н.В. Афанасьевой. - СГАСУ. Самара. - 2016. - С. 87-90.

148. Кузнецова-Бондаренко, Е.С. Роль витража в формировании образа архитектурной среды и интерьера/ Е.С. Кузнецова-Бондаренко// Таврический научный обозреватель. - 2016. - №3 (8). - C.129-133.

149. Лапшина, Е.Г. Архитектурное пространство и моделирование его динамики в рамках современных информационных технологий / Е.Г. Лапшина // AMIT. -2011. - №1(10). - С.159 - 163.

150. Лесневска, Р.В. К вопросу о понятии зрелищности в архитектуре и городской среде [Электронный ресурс] / Р.В. Лесневска // Архитектон: известия вузов. - 2015. - № (2) 50.

151. Липов, А.Н. Оптико - кинетическое искусство. Поиски новых типов формообразования/ А.Н. Липов// Эстетика. Вчера, Сегодня. Всегда. Вып. 2. - М.: ИФ РАН, 2006. - С.144-162.

152. Медведев, М.А. Исследование эстетического в интерактивной городской скульптуре/ М.А. Медведев // Архитектон: известия вузов. - 2009. - № 26 - С. 48- 51.

153. Мейзер, Ф. Поиск формы / Ф. Мейзер // Проект International. - 2002. — №3.

— С.41-80.

154. Михайлов, С.М. Метод "сценарных карт" в организации предметно-пространственной среды современного города/ С.М. Михайлов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - №6. - С. 49-51.

155. Михайлов, С. М. Суперграфический подход в дизайне города. основные этапы становления и развития / С.М. Михайлов, Р.Р. Хафизов // Известия казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. - №3. -С. 24-31.

156. Наумова, О. Шартр. В лабирите времени / О. Наумова // Человек без границ.

- 2009. - №6. - С.42-49.

157. Пименова Е.В. Трансформация в архитектуре уникальных общественных зданий [Электронный ресурс] / Е.В. Пименова, В.И. Шумейко // Инженерный вестник Дона. - 2016. - №4.

158. Раппапорт, А. Эксперимент. Что он дает?/ А. Раппапорт // Московский художник. — 1983. — № 35 (1047). - C. 112-116

159. Современные моллы как новый элемент городской инфраструктуры // Поиск. От проекта до ключа. - 2005. - №1. - С. 7-63.

160. Современные моллы как новый элемент городской инфраструктуры // Поиск. От проекта до ключа. - 2005. - №1. - С. 57-63.

161. Степанов, В.К. Расчет коммуникационных параметров общественно-торговых центров с учетом участия в движении покупателей-инвалидов / В.К. Степанов, К.И. Теслер // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». - 2009. -№4. - С. 225-230

162. Степанян, Н. Пути продвижения авангардной пластической формы в советское искусство 1960-х. / Н. Степанян //XX век: Эпоха. Человек. Вещь. Сост. Сос-нина О. - М.: Новый индекс. - 2001. - С.148-155.

163. Теслер, К.И. Влияние функциональной деятельности общественно-торгового центра на его архитектуру / К.И. Теслер // Сборник докладов пятой международной (X традиционной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов: «Строительство - формирование среды жизнедеятельности». - Москва. - 2008. - С. 54-57.

164. Теслер, К.И. Архитектурно-планировочные решения при проектировании торговых центров / К.И. Теслер // Сборник материалов научно-технической конференции по итогам НИР студентов факультета ПГС. - Москва. - 2005. - С. 6263. Теслер, К.И. Архитектура торговых центров / К.И. Теслер // Сборник докладов четвертой международной (IX традиционной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов: «Строительство - формирование среды жизнедеятельности». - Москва. - 2006. - С. 54-57.

165. Фазылзянова, Г. И. Айтрекинг: когнитивные технологии в визуальной культуре / Г. И. Фазылзянова, В. В. Балалов // Вестник Тамбовского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 628 - 633.

166. Филин, В.А. Визуальная среда города/ В.А. Филин // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2006. - № 2. - С. 345-348.

167. Чкалова, О. В. Проблемы российской индустрии торговых центров: научные подходы к их определениям/ О. В. Чкалова, A.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №2. - С. 141-143.

168. Янковская, Ю. С. Метафизика архитектуры / Ю.С. Янковская// Архитектура и строительство Москвы. - 2006. - № 2-3. - C. 67-69.

169. Roberts B, Harris M., Yates T. (2005). «The roles of inducer size and distance in the Ebbinghaus illusion (Titchener circles)». Perception. 34 (7): 847-56

170. Westheimer, G. Irradiation, border location and the shifted-chessboard pattern. -University of California, Bercley, USA. -2007. - Perception. 36: 483-94.

Список основных публикаций по теме диссертации Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Воронцова Ю.С. Значение визуальных эффектов в коммуникационных пространствах крупных торговых центров/ Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова// Приволжский научный журнал. Нижний Новгород, 2016. №2. С.133-137;

2. Воронцова Ю.С. Средовые аттракционы в общественных пространствах»// Градостроительство и архитектура. Самара, 2016. № 3. С. 49-52;

3. Воронцова Ю.С. Эволюция приемов создания коммерческой привлекательности российских торговых центров// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара, 2017. № 2. С. 63-68;

4. Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии как визуальный акцент в пространстве крупных торговых центров// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. № 3. Самара, 2017. С.134-138.

5. Воронцова Ю.С. Виртуальная архитектура общественных зданий мегаполисов/ Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова// Градостроительство и архитектура. Самара, 2017. № 4. С.106-109.

Статьи в других изданиях:

6. Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в проектировании/ Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова// материалы 70-й всероссийской науч-техн. конф. «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре». - Самара, 2013. - С. 416-417.

7. Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайн-проектировании интерьера / Ю.С. Воронцова // материалы 71-й всероссийской науч-техн. конф. «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре». - Самара, 2014. - С. 469-470.

8. Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайне интерьеров общественных пространств/ Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова//Градостроительство и архитектура/ СГАСУ. - Самара, 2014. - Вып. № 2 (15). - С. 31-36.

9. Воронцова Ю.С. Семиотическое значение применения оптических эффектов в общественных пространствах / Ю.С. Воронцова // материалы 11-й международной. науч-практ. конф. «Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна». - Самара, СГАСУ, 2015. - С. 27-29.

10. Воронцова Ю.С. Аспекты функционального применения оптических иллюзий в общественных пространствах/ Ю.С. Воронцова// материалы 72-й всероссийской науч-техн. конф. «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре». - СГА-СУ. Самара, 2015. - С. 319-324.

11. Воронцова Ю. С. Семиотика оптических иллюзий в коммуникационно-рекреационных общественных пространствах/ Ю.С. Воронцова// Градостроительство и архитектура/ СГАСУ. - Самара, 2015. - № 2. - С. 15-18.

12. Воронцова Ю.С. Визуальная метафора в пространстве архитектуры и дизайна/ Ю.С. Воронцова// Материалы международной конференции «Архитектура и дизайн: история, теория, инновация». - Владивосток, 2016. - С.31-34.

13. Воронцова Ю.С. Визуальные акценты в пространстве крупных торговых цен-тров/Ю.С. Воронцова// материалы конф. «Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна». - СГАСУ. Самара, 2016. С. 28-30.

14. Воронцова Ю.С. Оптические эффекты в навигационных системах крупных торговых центров / Ю.С. Воронцова // материалы 73-й всероссийской науч-техн. конф. «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре». - СГАСУ. Самара, 2016. - С. 320-323.

15. Воронцова Ю.С. Роль искусственного освещения в архитектурной организации крупных торговых центров/ Ю.С. Воронцова// материалы 73-й всероссийской науч-техн. конф. «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре». - АСИ СамГТУ. Самара, 2017. - С. 270-275.

16. Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии как выразительное средство стрит-арта в культурной и территориально-пространственной среде города / Ю.С. Воронцова // Устойчивое развитие городской среды. - АСИ СамГТУ. Самара, 2016. С. 10-13. Монография:

17. Воронцова Ю.С. Поиск композиционных кодов в архитектуре и дизайне/ Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова, Е.В.Рыжикова // ISBN № 9783-659-72038-3 2015 г., изд-тво «Lambert Academic Publishing» г. Saarbrucken, Германия.

Список иллюстративного материала ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ....................................142

Рисунок 1. 1 Естественные и искусственые иллюзии в архитектуре и

дизайне...........................................................................................143

Таблица 1.1 Эволюция оптических иллюзий в зарубежном опыте развития архитектуры и дизайна

........................................................144

Таблица 1.2 Эволюция оптических иллюзий в отечественном опыте развития

архитектуры и дизайна.....................................................145

Таблица 1.3 Эволюционная модель использования оптических иллюзий в архитектуре и дизайне......................................................146

Таблица 1.4 Визуальные паттерны оптических иллюзий........................147

Таблица 1.5 Примеры визуальной метафоры в архитектуре....................148

Таблица 1.6 Законы гештальт-теории, предопределяющие особенности восприятия архитектурных объектов.....................................149

Таблица 1.7 Взаимосвязь видов и условий возникновения внимания и основных характеристик восприятия посетителя...........................149

Таблица 1.8 Эволюция функционального наполнения коммуникационных

пространств зарубежных КТЦ..............................................150

Таблица 1.9 Эволюция функционального наполнения коммуникационных пространств отечественных

КТЦ..........................................151

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВАХ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ

ЦЕНТРОВ....................................................................................................152

Таблица 2.1 Ключевые компоненты восприятия оптических иллюзий, включаемых в коммуникационное пространство крупных торговых

центров.......................................................................153

Рисунок 2.1 Потребности современного посетителя КТЦ.............................155

Таблица 2.2 Художественно-выразительные средства оптических иллюзий, включаемых в коммуникационные пространства

КТЦ.........................................................................156

Таблица 2.3 Типы оптических иллюзий, включаемых в коммуникационное

пространство КТЦ................................................................157

Таблица 2.4 Соотношение аспектов восприятия оптической иллюзии, художественно-выразительных средств оптической иллюзии и составляющих средового аттракциона........................................158

Таблица 2.5 Модели оптических иллюзий, включаемых в коммуникационное

пространство КТЦ.................................................................159

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВАХ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ..............................................................................................163

Таблица 3.1 Анализ функционально-планировочных структур зарубежных

КТЦ и расположенных в них нетоварных магнитов................164

Таблица 3.2 Анализ функционально-планировочных структур отечественных

КТЦ и расположенных в них нетоварных магнитов...............165

Таблица 3.3 Принципы применения оптических иллюзий в коммуникационных пространствах КТЦ.........................................................166

Таблица 3.4 Обобщающая модель создания средового аттракциона...........167

Таблица 3.5 Методика безаппаратного определения ключевых локаций размещения оптических иллюзий как средовых аттракционов в

коммуникационном пространстве КТЦ............................168

Таблица 3.6 Проект применения оптических иллюзий на примере молла «Парк Хаус» в г. Самара (текстурное оформление одной из секций молла - вариант 1)...............................................................169

Таблица 3.7 Проект применения оптических иллюзий на примере молла «Парк Хаус» в г. Самара (текстурное оформление одной из секций молла - вариант 2)...............................................................170

Таблица 3.8 Проект применения оптических иллюзий на примере молла «Парк Хаус» в г. Самара (цилиндрический переход от зоны

фудкорта к зоне кинотеатра)...................................................171

Таблица 3.9 Проект применения оптических иллюзий на примере молла «Парк Хаус» в г. Самара (арт-объект с имитацией измененной

гравитации)..............................................................................172

Таблица 3.10 Проект применения оптических иллюзий на примере молла «Парк Хаус» в г. Самара (система подвесных оболочек для го-

лографических проекторов)......................................................173

Таблица 3.11 Проект применения оптических иллюзий на примере молла «Парк Хаус» в г. Самара (анаморфная суперграфика в рекреации

молла)......................................................................................174

Таблица 3.12 Примеры упражнений по теме исследования, выполненных студентами 3 курса АСА СамГТУ в рамках дисциплины «Композиция в дизайне среды»......................................................175

Таблица 3.13 Примеры упражнений по теме исследования, выполненных студентами 3 курса АСА СамГТУ в рамках дисциплин «Дизайн-

проектирование» .....................................................................177

Рисунок 3.1 Акт о внедрении результатов научно-исследовательской работы

в раздел хоздоговорной работы................................................178

Рисунок 3.2 Акт внедрения о внедрении результатов научно-

исследовательской работы в учебный процесс........................179

Рисунок 3.3 Акт внедрения о внедрении результатов научно-исследовательской работы в разработку архитектурно-художественных арт-объектов для Управления главного архитектора администрации г. о. Самара.................................................................................................180

ГЕНЕЗИС ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Рисунок 1.1

Естественные и искусственные оптические иллюзии в архитектуре и дизайне

Применение оптических иллюзий в зарубежном опыте развития архитектуры и дизайна

Применение оптических иллюзий в отечественном опыте

развития архитектуры и дизайна

Визуальное изменение пропорции:

изменение перспективы и зрительных границ

Тромплей:

плоский, объемный

□ п-арт:

предпосылки возникновения

кинетизм:

имматериализация, трансформация, движение

Видео-мзппинг:

реабилитация и театрализация

кодлер а.с. скульптурная композиция 1 945

пГ»' I

выставка «Ожившие полотна» Москва, 2013

xiii в, Сергиев Посад

Павловский дворец, 1 786, Павловск

Малевич К.С. "Архите-ктоны!Зета и Гота", 1923

группа "Движение" 1 960

выставка «Ожившие полотна» Москва, 2013

группа "Движение" 1 э во

выставка «Ожившие полотна» Самара, 2016

колейчук в.ф.

инсталляции 1 э66-20 1 з

колеичук в.ф. инсталляции 1966-2013

в в й'ГГЩ

ь

фестиваль "Круг света" москва, 20 1 в

фестиваль "Круг света" Москва, 201 7

Эволюционная модель использования оптических иллюзий в

архитектуре и дизайне

Визуальные паттерны оптических иллюзий в архитектуре и дизайне

Примеры визуальной метафоры в архитектуре и дизайне

Таблица 1.7

Взаимосвязь видов, условий внимания и характеристик восприятия

Виды

внимания

"Условия возникновения

внимания

Непроизвольное значимый раздражитель Произвольное постановка задачи

После-

произвольное

вхождение в деятельность, возникающий при этом интерес

Основные характеристики восприятия

легкость переключения внимания

направленность согласно задаче

Сохранение направленности, снятие напряжения

Эволюция функционального наполнения коммуникационных пространств

КТЦ в зарубежном опыте

Эволюция функционального наполнения коммуникационных пространств

КТЦ в отечественном опыте

Ключевые компоненты восприятия оптических иллюзий, включаемых в коммуникационные пространства КТЦ

Продолжение таблицы 2.1

Ключевые компоненты восприятия оптических иллюзий, включаемых в коммуникационные пространства КТЦ

Рисунок 2.1 Потребности современного посетителя КТЦ

Художественно-выразительные средства оптических иллюзий, включаемых в коммуникационные пространства КТЦ

Соотношение аспектов восприятия оптической иллюзии, художественно-выразительных средств и составляющих средового аттракциона

тип ОПТИЧЕСКОЙ иллюзии АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ОПТИЧЕСКОЙ иллюзии ХУаОЖЁСТВЁННО-ВЫРАЭИТеПЬНЫЁ СРЁПСТВА СОСТАВЛЯЮЩИЕ СРЕДОВОГО АТТРАКЦИОНА

ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКИЙ KOPPEKUHn СОСПРИПТИЯ ПРОСТРАНСТВА психа- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЯППЕК А" тепоно- РЕКРЕА- иионный СУП6Р-ГРАФИКА ОБЬЕМНО-ПРОСТРАНСТВРИМАВ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ просииро- П АНИ С САМО-llUUUbHUfc оььскты КУООЖЕСТ- ОСИНАЯ ПЕРФОРАЦИЯ ФИЗИЧССКИЙ иаситспь иппоэии овьвм (ОЭАИМО-ДСИСТОИС ПЛОСКОСТЕЙ) ПРОСТРАНСТВО

«МТУГк УСТЙНСМД ппнп-OHI ий, 1MB о MITMIt

ИСКАЖЕНИЕ 1 54 25Н 1 5ч 45ч 2SH 354 1 Оч 1 5ч 1 5ч

МИМИКРИЯ 5 ОН 5* 1 ОН 25Н 45ч 1 ОН ЮН 1 5ч гон

АНАМОРФОЗ 25н ОН 7 Он 5ч 55ч SON 5ч 5н 1 5ч

ПАРЕЙДОПИН 1 5к ОН 55ч ЗОН Э5ч 1 5ч 1 5ч ЗОН 5ч

ПСЕОПОГИПНОЭ 1 54 5Н 55Н 1 5ч 354 5н гон 1 Он 1 Он

ЭФЕМЕРИЭДиИР) 1 5н 40к 25ч 1 5И 1 5ч 20ч 45ч 5ч 1 5ч

АНТИГРАВИТАЦИЯ бч 1 54 70н 1 Он 454 5Н ЗОН 1 54 54

АНТИГЕОМЕТРИЯ 55м 25ч 1 5ч Вн 1 5ч гоч 50ч ЮН 5н

ПЕРЦЕПТИВНАЯ гон 50Н 1 ОН 1 Он еоч 5н 5ч 5н 5ч

Таблица 2.5

Модели оптических иллюзий, включаемых в коммуникационные пространства КТЦ

искажение

развлекательно-рекреационная

ХУООЖ1СТв1ННО-8СТ1ТИЧ1СКАЯ визуально коммьктимусшам психо-эмоциональная

мимикрия

развлек АТеЛЬНО-рскрс ационная

хупожестввино-зствтическАп ВИЗУАЛЬНО КОРРвК ТИРУОШАО ПСИХОЭМОиИОиАЛьнАЯ

анаморфоз

РАЭВЛСКАТЕЛЬНО-РЕКРЕАиИОннДЯ ^ ОЧ

ХУООЖССТВБнмО-ЭСТКТИЧвСКАЯ ^Н

ВИЗУАЛЬНО КОРР1КТИРУОШАЯ 1 54

психо-эмоиионАЛьнАй |*7Рн|

функция (компонент

восприятия)

художественно* выразительно« средство

ПРОС транстормная МОДЕЛЬ

25ч | 5 Оч| 1 Он 1 5 Ч

перфорация

1 5ч

инсталляции суперграфика 25н

ао и эо проекции 254

перфорация 1 5ч

инсталляции 1 5ч

суперграфика

во и эо проекции ЭО Ч

перфорация 5 ч

инсталляции 15ч

супврграфика ^^^^ во и эо проекции 2 5ч

+

+

+

+ +

! !

Продолжение таблицы 2.5

Модели оптических иллюзий, включаемых в коммуникационные пространства КТЦ

функция (компонент восприятия)

хуаожЕстеемно-

ВЫРАЭИТЕПЬМОЕ СРЕДСТВО

пространственная модель

парейдолия

рдзйпек Ательнопекие ациониад 1 54 хуаожественноэстктичкскАп 25Н

ВИЗУАЛЬНО КОРРККТИРУОШАЯ 1 ОК

психо-эмоииоиАЛьндя |50ч|

псевдогипноз

раэвлск дтельно-яекре ациоммая 1 5ч хуоожЁСтвенно-эсптичюкАа 20ч

ВИЗУАЛЬНО КОРРСКТИРУОШАП ЛСИХО-ЭМОиИОиАЛьнАЯ 5 54

эфемеризацин

развлек АТСЛЬНО-РСКРСАиИОННАЯ 204

хуаожественмо-эстетическАм 20ч

ВИЗУАЛЬНО КОРРККТИРУОШАЯ ^^^^^

ПСИХО-ЭМОиИОНАЛЬнАЯ 2 0ч

ПЕРФОРАЦИЯ 1 5ч

ИНСТАЛЛЯиИИ 1 54

СУПБРГРАФИКА I 4 5'

во и эо проекции 254

ПЕРФОРАЦИЯ 1 5ч

ИНСТАЛЛЯЦИИ 1 5ч

СУЛ1РГРАФИКА 25ч

во и эо проекии*!3 5ч|

ПЕРФОРАЦИЯ 2 5ч

ИНСТАЛЛЯЦИИ 2 0ч

СУПЕРГРАФИКА 25ч

ВО И ЭО ПРОЕКЦИЙ 3 О*

А

—•

I

I

I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.