Принцип единства морали и религии: этико-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Лосев, Александр Владимирович

  • Лосев, Александр Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 156
Лосев, Александр Владимирович. Принцип единства морали и религии: этико-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Воронеж. 2006. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лосев, Александр Владимирович

Введение.

Глава I. Взаимосвязь морали и религии в истории этики и философии.

§ 1. Переход от мифологических представлений к философскому осмыслению единства морали и религии в Античности.

§ 2. Религиозное обоснование морали в Средневековье.

§ 3. Моральное оправдание религии в Новое время.

§ 4. Нравственно-религиозный характер русской философии.

Глава II. Отказ от диалектического единства морали и религии в позитивной философии и в религиозном сектантстве.

§ 1. Эмпирическая мораль позитивизма и марксизма.

§ 2. Аморальная религиозность сектантства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принцип единства морали и религии: этико-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Мораль и религия всегда влияли на формирование ценностно-смыслового отношения человека к миру. Утверждая приоритет безусловных ценностей, не меняющихся с течением времени, мораль и религия ограничивают произвол аморализма и атеизма, остерегая от опасности скатывания к нравственному нигилизму и сатанизму. Подлинные мораль и религия побуждают руководствоваться в повседневной жизни идеалами, выходящими за пределы эмпирической действительности. Невозможно сохранить подлинную мораль, совершенно отвергнув религию, так же как невозможно быть действительно религиозным, будучи при этом безнравственным. Нравственное чувство и религиозная вера предполагают наличие невидимой, таинственной взаимосвязи всего в мире, близость к человеку целого мира и его причастность к миру в целом. Подобная всечело-вечность нравственно-религиозного сознания, мыслей, чувств и поступков, кардинально отличается от безнравственного и бездуховного глобализма современности, который не объединяет, а разделяет всех людей на «успешных» и «неудачников» и относит целые народы к «передовым» или «отсталым».

В современную эпоху глобализации речь идет уже не о «максимах культуры», а о некоем этическом минимуме, способном предотвратить глобальную катастрофу. Традиционные «максимы» культуры противопоставляются либеральным ценностям, переход к которым знаменует собой приобщение к идеалам «цивилизованного мира», то есть Запада. «Открытое общество» и «открытый тип культуры» как основная идея глобализации в качестве критерия выставляют не «добро», а «эффективность». Нравственность в данном случае отождествляют с успехом и эффективностью. Мораль, наряду с религией, философией, фундаментальной наукой, признана сегодня помехой глобальному «естественному» отбору. Либеральная этика «открытого общества» проповедует неэффективность этих форм культуры и неадекватность их рыночной действительности. Все, что позволяет помнить о подлинном предназначении человека, что напоминает о духовном достоинстве каждой человеческой личности, согласно либеральной идеологии, не должно мешать «естественному» рыночному отбору. Все чуткое, совестливое, обладающее ностальгической памятью и устремленностью к горнему, прямо взято на подозрение новой либеральной, идеологически ангажированной этикой.

Особенно актуальна данная тема для сегодняшней России, которая преодолевает глубокие духовные травмы, нанесенные обществу десятилетиями господства коммунистической идеологии, и ищущей пути нравственного оздоровления личной и общественной жизни. Процессу секуляризации, свойственному современному обществу, сопутствуют симптомы духовного кризиса: нравственный нигилизм, возрастание отчуждения между людьми. Вслед за утратой культурно-исторических духовных корней, которые неразрывно связаны с религией, утрачивают свою силу социальные институты, а человеческий произвол, утверждаемый под лозунгом свободы, демократии и прогресса, становится преобладающим типом человеческого поведения, уже не принимающего традиционных нравственных ценностей.

Еще более актуальной является на сегодняшней день другая проблема, связанная с «религиозным бумом» 90-х годов, продолжающимся до настоящего времени. На смену советской атеистической идеологии пришла проповедь «религиозной всеядности», допускающая совмещение примитивного магизма и шаманства с церковными таинствами и нравственным подвигом. При видимом росте религиозности в современном российском обществе происходит снижение уровня нравственности. Несмотря на распространение огромного количества самых разнообразных религиозных объединений, течений и сект, тем не мене наблюдается катастрофическое падение нравов. Господство в обществе потребительской морали, жажда наживы, стремление к роскоши целиком определяют интересы, взгляды и поведение человека. Духовный кризис приводит к увеличению числа сект, чуждых национальной культуре. Заезжие миссионеры ведут себя в России так, как будто она никогда не имела настоящих подвижников духа и святых, как будто никогда не существовало религиозных и нравственных ценностей: любви, нравственной чуткости к боли и страданиям ближнего, стремления к поиску истины и справедливости. Русские всегда противопоставляли всякому наличному порядку максимализм долженствования.

Современная Россия, подверженная искушениям глобализации, стирающей грани национальной идентичности и растворяющей безусловные ценности традиционного общества, стоит перед выбором: либо забвение безусловных ценностей, следование идеалам «свободного рынка», который не знает жалости к бедным и неуспешным; либо возвращение к мировому духовному наследию, которое всегда рассматривало нравственно-религиозные ценности как залог сохранения духовного достоинства каждой человеческой личности. Требуется духовный переворот, связанный с трансцендентными основаниями морали. «Там, где ослаблены универсалии культуры и морали, там у личности значительно меньше шансов устоять и перед внешними искушениями зазывал «морали успеха» и перед внутренним давлением собственных инстинктов»1. Добиться нравственного сдвига можно, учитывая культурное наследие, которое всегда исходило из понимания единства морали и религии. Мораль в религия тесно взаимосвязаны. Отрицание влияния религии на мораль приводит к нравственному релятивизму, а недооценка значения морали для религии - к подмене подлинной религии идолопоклонством.

Степень научной разработанности темы. Соотношение морали и религии находилось в поле исследовательского интереса самых различных направлений философии. Диапазон решения этой проблемы варьировался, от полного отрицания какой бы то ни было взаимосвязи морали и религии до утверждения их сущностного единства. Философский подход всегда предполагал взаимосвязь морали и религии.

Мораль и религия являются важнейшими сферами жизни, формирующими человека и регулирующими его поступки. По утверждению А.П.

1 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире/ А.С. Панарин. - М.: Алгоритм, 2002. - С. 445.

Скрипника, «основанием соотнесения этих феноменов выступает их функциональная общность и родство используемых регулятивных средств: религия определяет жизнедеятельность людей через ценностное противопоставление священного и греховного, мораль - добра и зла»2. Разработка темы начинается уже с анализа самих понятий морали и религии, которым разные авторы придавали различный смысл.

Понятие «религия» этимологически связано с моралью, которая является неотъемлемым элементом в определении религии. Цицерон производил термин «религия» от латинского relegere - идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare - вязать, связывать, привязывать, сковывать и применительно к религии означает узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. В «Латинско-русском словаре» О. Петрученко слово religio переводится как совестливое отношение к чему-нибудь священному, благочестие, набожность, 7 богопочитание . В самом общем виде «религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере, включая определенного рода мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ»4. В религии мораль не занимает какого-то отдельного места, а пронизывает все стороны. Этическое содержание религии неотделимо от ее учения, мифологии, культа.

Слово «мораль» (лат. moralitas от moralis) переводится как традиция, народный обычай, нрав, характер и в живом языке выступает синонимом «житейски практического», «духовного», «идеального»5. Древнеиндийские

2 Скрипник, А.П. Религия и мораль/ А.П. Скрипник// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - С. 407-408.

3 Петрученко О. Латинско-русский словарь/ О. Петрученко; Репринт IX издания 1914. -М., 1994.-С. 546.

4 Лосев, А.Ф. Мифология/ А.Ф. Лосев// Философская энциклопедия/ Гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: «Советская энциклопедия», 1964. - Т. 3. - С. 458.

5 Гусейнов, А.А. Мораль/ А.А. Гусейнов// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - С. 275-276. слова dharma (санскрит) и dharma (пали), которые являются эквивалентами слова «мораль», отождествляются с понятиями «истина», «подлинная религия», «истинные нравы», а также «порядок», понимаемый как соответствие конкретного поведения космической гармонии. Нравственное поведение есть чувство живой взаимосвязи личной судьбы с последними основаниями человеческого бытия. Нравственная чувствительность предполагает осознание невидимой, таинственной взаимосвязи всего в мире, близость к человеку целого мира и его причастность к миру в целом. Можно определить мораль как «индивидуальное стремление к Абсолюту, органическое единство мысли и действия, знания и веры, достигающее кульминации в нравственном деянии»6. Подлинная мораль немыслима без обращенности к абсолютным ценностям. Без этого стремления она превращается в правила хорошего тона. Эта точка зрения имеет место в работах философов различных историко-философских направлений.

Анализ проблемы соотношения морали и религии содержится уже в работах античных мыслителей - Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина. В средневековой философии обращение к данной теме содержится в произведениях Августина Аврелия, Исаака Сирина, Макария Египетского, Фомы Ак-винского. В новоевропейской философии этой проблеме уделяли свое внимание Э.Э.К. Шефтсбери, И.Кант, Л.Фейербах, У. Джемс, Н. Гартман, М. Шелер. Русская религиозная философия в лице Н.А. Бердяева, Г.Д. Гурвича, В.В. Зеньковского, М.А. Новоселова, Вл. Соловьева, J1.H. Толстого, СЛ. Франка, Б.Н. Чичерина, дает нам пример рассмотрения морали и религии в единстве.

Исследование соотношения морали и религии в советской этике предпринималось в трудах О.Г. Дробницкого, Н.П. Красникова, Н.И. Мартыненко В.П. Фетисова. В русле критики религиозных ценностей с позиций научного атеизма выдержана монография Гортопана, Н.А., Гришанова, J1.K. «Мораль и религия» (1979). Значительным вкладом в исследование религиозной морали

6 Иванов, В.Г. Этика/ В.Г. Иванов. - СПб.: Питер, 2006. - С. 166. стали труды В.Н. Шердакова, посвященные социально-психологическим аспектам религиозного обоснования нравственности.

Из современных исследований следует особо выделить программную статью А.П. Скрипника «Религия и мораль» (2001), статью В.И. Гараджи «Мораль и религия» (1996), а также работы М.А.О. Алиева, А.А. Гусейнова, Н.Н. Добкиной, Н.Д. Зотова-Матвеева, M.JI. Клюзовой, Г.В. Кузнецовой, Г.Г. Майорова, JI.B. Максимова, Е.Д. Мелешко, JI.H. Митрохина, В.Н. Назарова, Н.Г. Панфиловой, В.Н. Сагатовского, А.К. Судакова, В.П. Фетисова, Е.Н. Яр-ковой и единственную на этот момент монографию по данному вопросу Г.А. Завалько «Проблема соотношения морали и религии в истории философии» (2006), раскрывающую исторические аспекты интересующей нас темы.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проанализировать взаимосвязь морали и религии в этико-философском и религиоведческом дискурсе.

В соответствии с целью с диссертационным исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать соотношение морали и религии в истории этических учений.

2. Показать, что даже философы, которые исследовали мораль или религию в отдельности, приходили в итоге к рассмотрению их единства.

3. Проанализировать влияние друг на друга морали и религии, выявить специфику их взаимосвязи.

4. Доказать, что в религии недооценка морали приводит к сектантству, а атеистическая мораль, имеет ограниченный, эмпирически обусловленный характер;

5. Показать методологические преимущества рассмотрения морали и религии в единстве.

Объект исследования: соотношение морали и религии в различных этико-философских концепциях.

Предмет исследования: соблюдение и нарушение принципа единства морали и религии в истории философии и духовной практике.

Методология исследования. Методологической основой диссертации послужило признание принципа абсолютности морали, позволяющего не выводить моральные феномены из низших мотивов: экономических, психологических, социальных, а рассматривать нравственную жизнь человека как стремление к проявлению своей высшей сущности.

Мы исходили из выделения двух типов этики - этики Абсолютов и эмпирической этики. Первая занимается исследованием абсолютной, а вторая -эмпирической морали. Если эмпирическая этика ограничивается рассмотрением условных связей морали и религии, то этика Абсолютов при их анализе исходит из наличия ценностей, не укладывающихся в эмпирическую действительность.

При исследовании религии в целом, мы руководствовались пониманием морали как необходимого и одного из главных критериев религии. Необходимо рассматривать религию с точки зрения ее безусловного содержания, которое составляют нравственно-религиозные идеалы и ценности. Важно не только исследовать сообщество верующих в многообразии их функциональных связей с миром, а понимать, что действительно объединяет людей, какие нравственно-религиозные идеалы лежат в основании их поступков.

Историко-философский метод позволяет реконструировать взгляды мыслителей на соотношение морали и религии.

Диалектический метод помогает уяснить противоречивый характер соотношения морали и религии, и позволяет исследовать историко-теоретическое становление их взаимосвязи.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем представлен целостный этико-философский анализ и реконструкция диалектического взаимодействия морали и религии, определение критерия их взаимосвязи как единства равнозависимых феноменов. Выявление на основе данного критерия системы религиозных и нравственных ценностей как основы религиозно-конфессионального и атеистического мировоззрения.

Положения, выносимые на защиту:

- в диссертационном исследовании впервые проведена этико-философская реконструкция принципа единства морали и религии;

- в диссертационном исследовании раскрыт принцип единства морали и религии, выявляющий соотношение данных феноменов, который принимается нами в качестве основополагающего при оценке этико-философских учений;

- в диссертационном исследовании доказывается, что отрыв морали от религии приводит к деформации каждого начала, так как вне идеи Абсолютного и Бога господствует только эмпирическая мораль (временные блага, соперничество, классовость, относительность морали). Вне системы моральных ценностей религия вырождается в поклонение идолам (идололатрию), аморальную религиозность;

- в диссертационном исследовании показано, что принцип единства морали и религии дает возможность исследовать мировоззренческие ценности различных конфессий и нетрадиционных религиозных движений в противовес тем методологическим подходам, в которых либо мораль и религия исследуются раздельно, либо взаимосвязь морали и религии рассматривается с преимуществом тех или иных сторон (морали или религии);

- в диссертационном исследовании подчеркивается, что главным критерием для определения религиозной организации как секты является, прежде всего, недооценка моральных ценностей, а не соответствие догматическим законам или существующему юридическому законодательству. Поэтому при анализе мировоззренческих параметров религиозных сект предлагается оценивать, прежде всего, их нравственную ограниченность как решающий признак религиозной несостоятельности;

- в диссертационном исследовании установлено, что, кроме социологических, психологических, политологических факторов, определяющих существование религии в обществе, нравственно-религиозные ценности являются теми характеристиками, которые определяют содержание и смысл религии, вне системы моральных ценностей невозможно представить существования религии как социального и духовного феномена.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическими источниками диссертации явились классические этико-философские произведения Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Аврелия, Фомы Ак-винского, Э.Э.К. Шефтсбери, И. Канта, JI. Фейербаха, Вл. Соловьева, JI.H. Толстого, а также разработки и выводы современных авторов: Г.Г. Майорова, В.Н. Назарова, А.П. Скрипника, В.П. Фетисова, В.Н. Шердакова, посвященные проблеме соотношения Абсолютного и относительного в морали. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследованиях по этике, религиоведению, философии религии, нравственному богословию. Результаты исследования полезны как для работы по нравственному воспитанию, так и в практике проповеднической деятельности. В преподавательской работе собранный материал может быть использован в разработке курсов по этике, религиоведению, философии религии.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии Воронежской государственной лесотехнической академии. Основные идеи диссертации нашли отражение в публикациях автора и его докладах на научных конференциях:

1. «Религиозна ли нравственность?». Международная научно-практическая конференция «Русская культура в начале III тысячелетия». -Воронеж, 21 -22 мая 2003 г.

2. «Мораль или религиозная мистика?». Международная научно-практическая конференция «Нравственность и религия». - Пенза, 2004 г.

3. «Моральное и религиозное чувство в произведениях А.П. Платонова». Межвузовская научная конференция «Трагическая философия Андрея Платонова». - Воронеж, 13-14 мая 2004 г.

4. «Этика Абсолюта и эмпирическая мораль». Всероссийская философ-ско-теоретическая конференция «Религия и мораль». - Тюмень, 20-21 мая 2004 г.

5. «Нравственно-религиозный характер русской философии». Межвузовская научная конференция «Нравственная философия в России: состояние и перспективы». - Воронеж, 13-14 мая 2005 г.

6. «Абсолютное в морали и религии». Межвузовская научная конференция «Современная Россия: забвение Абсолютов». - Воронеж, 12-13 мая 2006 г

Структура работы определена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Лосев, Александр Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мораль и религия всегда были в центре внимания подлинно нравственной философии, которая рассматривает их в единстве, тесной взаимосвязи. Это обусловлено самой спецификой изучаемых явлений. Религия должна быть нравственной, а подлинная мораль не может существовать без обращения к Абсолютному. Вопрос об их соотношении по-разному решался в истории философии. Однако подлинная философия рассматривала взаимосвязь морали и религии.

В античной философии утверждалось единство морали и религии. От морали, высшего блага путь лежит к Богу, абсолютному бытию. От осмысления законов космоса и социума к пониманию морали как духовного восхождения человека к Богу.

С одной стороны, античность выделила мораль и религию из мифологической неразличимости. Мораль мыслится ориентированной на полис, общество как сферу практической реализации космического порядка. С другой стороны, античные философы соединили мораль и религию. Через мораль и религию человек приходит к Высшему Благу, достигает блаженной, божественной жизни. Мораль воспринимается как дар богов, связь имманентного и трансцендентного. Философски осмысленный, религиозный и нравственный опыт только тогда определялся как подлинный, когда связывался с абсолютным и вечным космосом.

Безусловным достижением античности была идея абсолютной нравственности, через призму которой она смотрела на все, в том числе и на религию. Античная философская этика постулировала единство этического и религиозного. Высшее Благо есть Абсолют и оно обязательно одно. Бог в политеизме не один, но он должен быть один, поскольку Благо не множественно, а едино. Это открытие, сделанное Платоном, получило свое полноценное раскрытие и завершение у Плотина и неоплатоников.

Средневековье, постулируя единство нравственных и религиозных основ жизни, выводило мораль из религии. Подчеркивалась зависимость морали от стремления к Абсолютному. Нравственным идеалом христианства выступает Богочеловек, как образец для подражания и последнее основание морали. Значение нравственности для религии выразилось в христианской концепции спасения, которое немыслимо без любви к ближнему и нравственного подвига.

Последнее и высшее определение нравственных проблем в христианской философии выводится за пределы собственно этической сферы и рассматривается в свете Божественного Промысла. Признание исключительного положения человека в космосе заключается в том, что Бог, воплощаясь, принимает человеческий образ, чтобы возвысить человека до божественного образа. В связи с такой превышающей естественные человеческие силы задачей принципиальное значение обретают добродетели открывающие аспекты не зримого, но прозреваемого, чаемого, возможного - вера, надежда и любовь.

Средневековье соединило мораль и религию не случайным образом и не на случайных основаниях. Подчинив мораль религии, оно сделало их взаимосвязь неразрушимой. Мораль как подготовка к вечной жизни немыслима без помощи со стороны Бога. Бог является альфой и омегой средневекового сознания. Содействие божественной благодати воспринимается либо как односторонний процесс, либо как со-работничество Бога и человека. Закономерно встает вопрос о мере человеческой ответственности в этом взаимодействии.

Обнаруживается преемственность Античности и Средневековья по вопросу о соотношении морали и религии. По сути, античная и христианская мысль с разных сторон подходили к одному и тому же - постулированию абсолютной морали, только на разных основаниях. К чему античная философия пришла путем интеллектуальной интуиции, то в иудео-христианской религиозной традиции связывалось с Откровением. Тезис античности - Высшее Благо одно, потому и бог должен быть только один, не взирая на то, что в действительности богов много (политеизм). Тезис христианства - Бог Един (монотеизм), потому и Высшее Благо может быть только одно, не взирая на то, что благ много.

В новоевропейской философии, напротив, религия рассматривается через призму морали. Утверждая автономию морали, мыслители через универсалии разума приходили к абсолютности моральных принципов. Мораль и религия рассматривались вместе, несмотря на тенденции к морализму и эти-зации религиозного опыта.

И если в Средневековье даже нерелигиозная мораль была подчинена религии, то в Новое время, даже религиозная мораль выводилась из человеческой личности. Подлинная моральность обращенного к Богу человека и достоинство его добродетели связывались с фактом свободного, самостоятельного и осознанного личного выбора.

Приоритет морали над религией выражается в том, что представления о Боге только тогда имеют ценность, когда способствуют нравственному совершенствованию человека. В религии человек зависит от Бога, но в конечном итоге, сам Бог зависит от человека. Бог не просто должен быть моральным, а религия в сущности своей есть ничто иное, как нравственность. Мораль и есть настоящая религия. Нравственный закон и есть Бог.

Русская религиозная философия дает нам пример рассмотрения морали и религии в единстве, избегая тенденций сводить религию к морали или объявлять религию единственным основанием морали. Не теряя из виду специфику морали и религии, русские мыслители подчеркивали их единство и говорили о нравственно-религиозных ценностях, как абсолютных основах человеческого бытия.

Несмотря на традицию философской этики рассматривать мораль и религию в их тесной взаимосвязи, существуют крайние точки зрения, которые разрывают мораль и религию. Безнравственная религия вырождается в сектантство, а мораль, отвергая религию, становится эмпирически обусловленной.

Эмпирическая мораль» отрицает наличие абсолютных нравственных ценностей и утверждает полную зависимость человеческого поведения от материальных условий его существования. Следуя только «земной» логике, не выходя на трансцендентные основания, невозможно оправдать подлинно нравственные поступки. Полностью отвергая религию и Бога, «эмпирическая мораль» неизбежно приходит к признанию относительности моральных норм и к отрицанию нравственных абсолютов. Но тогда она превращается в правила хорошего тона, которые опираются на общественное мнение и соображения пользы.

Склонность недооценивать значение морали для религиозной жизни обнаруживается в сектантстве. Акцентируя свое внимание на какой-то одной составляющей религиозного опыта, секты, как правило, подвержены крайностям в вопросе о соотношения морали и религии.

Одна из крайностей - тенденция к обожествлению земного содержания религии, придание безусловного значения изменчивым и условным составляющим религии, «приземление» морали, или прямое использование морали в качестве средства достижения целей отдельной личности или религиозной организации. Крайнюю форму тенденция к «приземлению» морали приобретает в сектах связывающих религию с успехом в профессиональной деятельности, телесным здоровьем или прямой выгодой.

Мнимого решения проблемы соотношения морали и религии за счет их механического смешения добиваются секты, которые автоматически переносят земное содержание в область потусторонней жизни или рассматривают конкретные религиозные объединения и общины как воплощение Царства Божия на земле. В подобных сектах преобладают эмпирическая мораль и нравственный релятивизм, что выражается в установках на решение проблем, лежащих в материальной плоскости, таких, как успешная профессиональная деятельность, получение прибыли, улучшение здоровья. Мораль здесь фактически перестает выполнять регулятивную функцию, не оказывая реального влияния на поступки человека. Подчинение морали интересам религиозного объединения, часто приводит к оправданию безнравственности и корыстных, эгоистических мотивов, стоящих за благими заявлениями и обещаниями.

Другая крайность - пренебрежение моралью, забота только о «небесном», тенденция к отречению от всего земного, преходящего. Жажда немедленного спасения оказывается морально сомнительной и порой смертельно опасной. Стремление попасть на «небо» без каких-либо нравственных усилий со стороны человека влечет за собой игнорирование естественных потребностей и пренебрежение не только собственной жизнью, но и жизнью другого человека. В подобных религиозных практиках мораль поглощается религией и перестает играть какую-либо роль в духовном самоопределении человек. Происходит своеобразная подмена. На место морали подставляются имеющие сомнительное происхождение «откровения» и «пророчества», а порой и просто выдумки руководителей, лидеров, «гуру», замещающие собой свободный и ответственный нравственный выбор.

Особо следует отметить религиозный эзотеризм. Многообразные оккультные организации, сосредотачивающие внимание на исследовании космической иерархии духов, развитии сверхъестественных способностей, и предполагающие различные ступени посвящения, недооценивают влияние морали на религию. Оккультные практики имеют многообразный перечень конкретных методов постижения духовной реальности, таких, как магия, гадание, астрология, спиритизм. Космоцентризм оккультизма, тенденция уделять непомерно большое внимание устройству космической иерархии, приводит к забвению смысложизненных вопросов, которые всегда занимали в религии центральное место. Бог и человек растворяются в космических планах. Место нравственного подвига занимает магия. Вместо совести, позволяющей чувствовать добро и побуждающей стремиться к нему, предлагается эзотерическое знание, которое, в конечном счете, ведет к духовному расизму, делению всех на «посвященных» и «непосвященных».

Мораль и религия должны исследоваться в единстве. Невозможно сохранить подлинную мораль, совершенно отвергнув религию, так же как невозможно быть действительно религиозным, будучи при этом безнравственным. Подлинная мораль, по своей сути, глубоко мистична, поскольку говорит о последних, до конца непостижимых основаниях человеческого бытия. Настоящая религия не может быть безнравственной, так как всегда ориентирует и побуждает человека соразмерять свою жизнь с Абсолютным. При рассмотрении их соотношения мы выходим за рамки только религиозной проблематики и секулярной морали и приближаемся к философскому осмыслению и этическому обоснованию нравственно-религиозных ценностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лосев, Александр Владимирович, 2006 год

1. Августин Аврелий. Исповедь/ Августин; Пер. с лат. и коммент. М.Е. Сергеенко; Предисл. и послесл. Н.И. Григорьевой. - М.: «Гендальф», 1992.-544 с.

2. Августин, блаженный. О граде Божием/ блж. Августин; в 4-х тт. двадцати двух книгах, том 3, книги 14-17. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Репринтное издание, Киев, 1907.-586 с.

3. Августин Аврелий. О свободе воли/ Августин// Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т.1/ Под ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлака. -СПб.: РХГИ, 2001. 539 с. - С. 25-119.

4. Алиев, М.А.О. Религиозное понимание нравственных ценностей/ М.А.О. Алиев// Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Баку: БГУ, 1991.-25 с.

5. Апресян, Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени (этический сентиментализм)/ Р.Г. Апресян; Учебно-методическое пособие. Изд-во Московского Университета, 1986. - 81 с.

6. Апресян, Р.Г. Исследование о добродетели, или заслуге/ Р.Г. Апресян// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова.-М.: Гардарики, 2001.-671 с.-С. 186-187.

7. Аринин, Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов высших учебных заведе-ний/Е.И. Аринин. М.: Академический Проект, 2004. - 320 с. - («Gaudea-mus»).

8. Аристотель. Метафизика/ Аристотель. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-608 с.

9. Аристотель. Риторика. (Перевод с древнегреческого и примечания О.П. Цыбенко под ред. О.А. Сычева и И.В. Пешкова) Поэтика. (Перевод В.Г. Аппельрота под ред. Ф.А. Петровского.) Сопровождающая статья В.Н. Марова/ Аристотель. М.: Лабиринт, 2000. - 224 с.

10. Аристотель Этика/ Аристотель; Пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер/ Аристотель. М.: ООО Издательство ACT, 2002. - 492 с.

11. П.Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии)/ В.Ф. Асмус. 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2003. - 400 с.

12. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант/ В.Ф. Асмус М.: Издательство «Наука», 1973. - 536 с.

13. Асмус, В.Ф. Соловьев/ В.Ф. Асмус// Философская энциклопедия/ Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: «Советская энциклопедия», 1970. - Т. 5. -С. 51-56.

14. Башкиров, М.Б. Религия и нравственность/ М.Б. Башкиров// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с. - С. 410.

15. Бандзеладзе, Г.Б. Этика. Опыт изложения системы марксистской этики/ Г.Б. Бандзеладзе. Тбилиси: Изд-во Сабчата Сакартвело, 1970. -467 с.

16. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства/ И. Бентам. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.-415 с.

17. Бердяев, Н.А. Опыт парадоксальной этики/ Н.А. Бердяев; Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ООО Издательство ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 701 с. - (Philosophy).

18. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии)/ Н.А. Бердяев. М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

19. Бердяев, Н.А. Философия свободы/ Н.А. Бердяев. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 333 с. - (Философия. Психология).

20. Блаватская, Е.П. Тайная Доктрина/ Е.П. Блаватская; в 2-х томах. -М.: КМП «Сирин», 1993. т. 1. - 369 с.

21. Бриллиантов, А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены/ А.И. Бриллиантов М.: Мартис, 1998. -446 с.

22. Бронзов, А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности/ А. Бронзов. СПб.: Типография Ф. Еленскаго и К0 Невский пр., №134. - 1884. -591 с.

23. Бычков, В.В. Эстетика поздней античности/ В.В. Бычков М.: Издательство «Наука», 1981. - 326 с.

24. Вышеславцев, Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике / Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 62-88.

25. Гаджикурбанов, А.Г. О граде Божием/ А.Г. Гаджикурбанов// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - С. 329-330.

26. Гараджа, В.И. Мораль и религия/ В.И. Гараджа// Вопросы философии.- 1996.-№2.-С. 17-24.

27. Гартман, Н. Этика/ Н. Гартман. СПб.: «Владимир Даль», 2002. - 708 с.

28. Гортопан, Н.А., Гришанов, JI.K. Мораль и религия/ Н.А. Горто-пан, J1.K. Гришанов. Кишенев: Картя молдовеняскэ, 1979. - 99 с.

29. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия/ А.В. Гулыга; 2-е изд., испр. и доп. М.: Ролф, 2001. - 416 с. - (Библиотека истории и культуры).

30. Гурвич, Г.Д. Этика и религия/ Г.Д. Гурвич// Современные записки. Париж, 1926. - т. XXIX. - С. 261-282.

31. Гуроян, В. Воплощенная любовь. Очерки православной этики/ В. Гуроян М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002.-269 с.

32. Гусейнов, А.А. Античная этика/ А.А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2004. - 270 с.

33. Гусейнов, А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики/ А.А.Гусейнов, Г. Иррлитц М.: Мысль, 1987. - 589 с.

34. Гусейнов, А.А. Мораль/ А.А. Гусейнов// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики,2001.-С. 275-282.

35. Гусейнов, А.А. Об идее абсолютной морали / А.А. Гусейнов// Вопросы философии. -2003. -№ 3. С. 3-13.

36. Гусейнов, А.А. Обоснование морали как проблема/ А.А. Гусейнов// Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995. - 197 с. - С. 48-63.

37. Гусейнов, А.А. Философия J1.H. Толстого: точки зрения: коллективная монография/ А.А. Гусейнов. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та,2002.-247 с.-С. 87-107

38. Гусейнов, А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 1998.-472 с.

39. Дворкин, А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования/ А. Дворкин. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. - 693 с.

40. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта/ В. Джемс. СПб.: Издательство «Андреев и сыновья», 1992. - 418 с. - Репринтное изд. Москва, 1910.

41. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Диоген Лаэртский; Ред. тома и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; Перевод М.Л. Гаспарова. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. - 571 с. - (Филос. наследие).

42. Добкина, Н.Н. Нравственное содержание духовности/ Н.Н. Доб-кина// Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М.: МГУ, 1996. -20 с.

43. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк/ О.Г. Дробницкий// Моральная философия: Избр. труды; Сост. Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. - 523 с.

44. Дробницкий, О.Г. Этика/ О.Г. Дробницкий// Философская энциклопедия/ Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: «Советская энциклопедия», 1970.-740 с.-Т. 5.-582-588.

45. Душин, О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев/ О.Э. Душин// Вопросы философии. -2005. -№3. С. 149-161.

46. Завалько, Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии/ Г.А. Завалько. М.: Ком Книга, 2006. - 216 с.

47. Зелинский, Ф.Ф. Эллинская религия/ Ф.Ф. Зелинский Мн.: Эко-номпресс, 2003. - 330 с.

48. Зеньковский, В.В. Автономия и теономия/ В.В. Зеньковский// Путь,- 1926.-№3.-С. 47-59.

49. Зеньковский, В. прот., Апологетика/ В. Зеньковский, прот. М.: Издательский дом «Грааль», Серия «Христианская литература», 2001. -248 с.

50. Зотов-Матвеев, Н.Д. Вера просветляет ум/ Н.Д. Зотов-Матвеев// Религия и Церковь в Сибири: сборник научных статей и документальных материалов. Вып. 13. Тюмень: Издательство Тюменского госуд. универ., 2000.- 196 с.-С. 125-138.

51. Иванов, В.Г. История этики средних веков/ В.Г. Иванов. СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 464 с. - (Мир культуры, истории и философии).

52. Иванов, В.Г., Рыбакова, Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики/ В.Г. Иванов, Н.В. Рыбакова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1963. - 232 с.

53. Иванов, В.Г. Этика/ В.Г. Иванов. СПб.: Питер, 2006. - 176 с. -(Серия «Краткий курс»).

54. Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность/ Иерофей (Влахос), митр. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998. - 134 с.

55. Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание/ Иларион (Алфеев), иером. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. -676 с.

56. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические/ Исаак Сирин, преп. -М.: Правило веры, 1998. -435 с. Репринтное изд. Сергиев Посад, 1911.

57. История этических учений: Учебник/ Под ред. А.А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003. 911 с.

58. Кант, И. Критика практического разума/ И. Кант// Лекции по этике: Пер. с нем./ Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2005. 431 с. - (Б-ка этической мысли).

59. Кант, И. Критика чистого разума/ И. Кант; Пер. с нем. Н.О. Лос-ского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1998. - 655 с. (Памятники философской мысли).

60. Кант, И. Лекции по этике/ И. Кант/ Пер. с нем./ Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2005. - 431 с. - (Б-ка этической мысли).

61. Кант, И. Религия в пределах только разума/ И. Кант// Трактаты. -СПб.: Наука, 1996.-552 с.

62. Кимелев, Ю.А. Современная западная философия религии/ Ю.А. Кимелев. М.: Мысль, 1989. - 285 с.

63. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы/ Ки-приан (Керн), архим. М.: Паломник, 1996. - 450.

64. Клибанов, А.И. История религиозного сектантства в России/ А.И. Клибанов.-М.: «Наука», 1965.

65. Клюзова, М.Л. Л.Н. Толстой и А. Швейцер: о рационализме и мистике в этике/ М.Л. Клюзова// Вопросы философии. 2006. - № 4. - С. 119-127.

66. Конт, О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении)/ О. Конт. Издательство «Вестника Знания», 1910. - 80 с.

67. Кузьмина, Т.А. Метафизика, истина, польза/ Т.А. Кузьмина// Россия накануне XXI века: Новые вехи/ Сб. науч. тр./ Под ред. проф. В.П. Фетисова. Воронеж: Воронеж, гос. лесотехн. акад., 1999. - 153 с. - С. 60-74.

68. Кураев, А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии)/ А. Кураев, диакон; В 2 т. Т. 1. М.: Моск. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры; Отчий дом, 1997. - 528 с.

69. Лосев, А.Ф. Августин/ А.Ф. Лосев// Августин: pro et contra/ Сост., примеч. Р.В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В.Л. Селиверстова. -СПб.: РХГИ, 2002. 976 с. - С. 822-849. (Русский путь).

70. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время/ А.Ф. Лосев; Предисл. А.А. Тахо-Годи. М.: Мол. гвардия, 2000. - 613 с. - (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 782).

71. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа/ А.Ф. Лосев// Миф Число - Сущность/ Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханько-ва. - М.: Мысль, 1994. - 920 с. - С. 5-216.

72. Лосев, А.Ф.История античной философии в конспективном изложении/ А.Ф. Лосев. М., 1989. - 205 с.

73. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика/ А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. - 776 с.

74. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2/ Худож.-офор. Б.Ф. Бублик/ А.Ф. Лосев. Харьков: Фолио; М.: ООО Издательство ACT, 2000. - 688 с.

75. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм/ А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1980. - 766 с.

76. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм/ А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1979. - 815 с.

77. Лосев, А.Ф. Мифология/ А.Ф. Лосев// Философская энциклопедия/ Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: «Советская энциклопедия», 1964. -584 с. - Т. 3.-С. 457-467.

78. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель/ А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Мол. Гвардия, 1993. - 383 с.

79. Лосский, В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие/ В.Н. Лосский. М., 1991.-288 с.

80. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа/ Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 368 с. -(Б-ка этич. мысли).

81. Майоров, Г.Г. Аврелий Августин// Августин: pro et contra/ Сост., примеч. Р.В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В.Л. Селиверстова. -СПб.: РХГИ, 2002. 976 с. - С. 514-651. (Русский путь).

82. Майоров, Г.Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций (Из цикла «История этических учений») / Г.Г. Майоров. М.: Знание, 1990. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 10).

83. Майоров, Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические/ Г.Г. Майоров. М.: Едиториал УРСС, 2004. -416 с.

84. Майоров, Г.Г. Этика в средние века/ Г.Г. Майоров. М.: Знание, 1986. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; № 8).

85. Макарий Египетский, преп. Духовные беседы/ Макарий Египетский, преп. М.: Правило веры, 1998. - 467 с. Репринтное изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904.

86. Маковельский А. Софисты/ А. Маковельский. Баку, 1940 -Вып. 1.-47 с.

87. Маковельский А. Софисты/ А. Маковельский. Баку, 1941 -Вып. 2.- 100 с.

88. Маркс, К. Экономические рукописи 1857 1861 г.г. (Первоначальный вариант «Капитала»)/ К. Маркс; В 2-х ч. Ч. I. - М.: Политиздат,1980. XXVI, 564 с. - В наздаг.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

89. Марксистская этика/ Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1976.-336 с.

90. Мартыненко, Н.И. Критика православного учения о нравственности/ Мартыненко Н.И. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1973.- 171 с.

91. Мейендорф, И. прот. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение/ И. Мейендорф. М.: Когелет, 2001. - 432 с

92. Мейендорф, И. прот. Христос в восточном православном богословии/ Пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова, при участии JI.A. Успенской, примеч. А.И. Сидорова/ И. Мейендорф прот. М., ПСТБИ, 2000. -318с.

93. Мелешко, Е.Д. В чем моя вера?/ Е.Д. Мелешко// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.-671 с.-С. 80-81.

94. Мелешко, Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт/ Е.Д. Мелешко. Тула: ТПГУ им. Л.Н. Толстого, 1999. - 269 с.

95. Мелешко, Е.Д., Каширин А.Ю. Философия Толстовства: Идея духовно-монистического миропонимания/ Е.Д. Мелешко, А.Ю. Каширин// Этическая мысль. Вып. 2. - М.: ИФ РАН. 2001. -http://ethics.iph.ras.rU/em/em2/l 1 .html

96. Мелешко, Е.Д. Место этики в мировоззрении Л.Н. Толстого/ Е.Д. Мелешко// Вопросы истории этической мысли; Под ред. А.А. Гусейнова. -Изд-во Московского университета, 1983. 72 с. - С. 53-59.

97. Мелешко, Е.Д. Не противься злому/ Е.Д. Мелешко// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с. - С. 311 -313.

98. Мильнер-Иринин, Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности/ Я.А. Мильнер-Иринин. М.: Наука, 1999. - 520 с.

99. Мильнер-Иринин Я.А. Этика наука о должном/ Я.А. Мильнер-Иринин// Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1967. - 496 с. - С. 15-58.

100. Митрохин, JI.H. Мои философские собеседники/ JI.H. Митрохин.- СПб.: Изд-во РХГА, 2005. 648 с.

101. Митрохин, JI.H. Религия и культура (философские очерки)/ JI.H. Митрохин. М.: ИФРАН, 2000. - 318 с.

102. Митрохин, JI.H. Философия религии: новые перспективы/ JI.H. Митрохин// Вопросы философии. 2003. - №8. - С. 19-36.

103. Митрохин, JI.H. Философия религии: (опыт истолкования Мар-ксова наследия)/ JI.H. Митрохин. М.: «Республика», 1993. - 416 с.

104. Мур, Дж. Э. Природа моральной философии/ Предисл. А.Ф. Грязнова и JI.B. Коноваловой; Пер. с англ., сост. и прим. JI.B. Коноваловой/ Дж. Э. Мур. М.: Республика, 1999. - 351 с. - (Библиотека этической мысли).

105. Назаров, В.Н. Аскетизм/ В.Н. Назаров// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.-671 с.-С. 26-29.

106. Назаров, В.Н. Введение в теологию русской культуры / В.Н. Назаров. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого, 2002. - 269 с.

107. Назаров, В.Н. Оправдание добра/ В.Н. Назаров// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с. - С. 333-335.

108. Назаров, В.Н. Прикладная этика: Учебник/ В.Н. Назаров. М.: Гардарики, 2005.-302 с.

109. Назаров, В.Н. Свет во тьме: опыт христианской этики и социальной философии/ В.Н. Назаров// Этика: Энциклопедический словарь/ Подред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с. - С. 420-421.

110. Неретина, С.С. Средневековая философия/ С.С. Неретина// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001.-671 с.-С. 463-469.

111. Новоселов, М.А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве/ М.А. Новоселов. М.: Лепта-Пресс, 2003. - 384 с.

112. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М.: Издание Московской патриархии, 1991. - 368 с.

113. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире/ А.С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

114. Панфилова, Н.Г. Методология исследования религиозной морали/ Н.Г. Панфилова// Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. -СПб.: СПбГУ, 1994.-21 с.

115. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор/ Платон; Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; вступит, статьи А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Изд-во Мысль, 1999. - 864 с.

116. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие/ Платон (Игумнов), архимандрит. Свято-Троицкая Лавра, 1994. - 240 с.

117. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид/ Платон; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Изд-во Мысль, 1999. - 528 с.

118. Плотин. Пятая эннеада/ Плотин; Пер. с древнегреч. и послесл. Т.Г. Сидаша. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. - 320 с. - (Серия «Plotiniana»).

119. Православное нравственное богословие. М.: В типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1855. - 391 с.

120. Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва -Клин: Синодальная богословская комиссия. Издательство «Христианская жизнь», 2004. - 430 с.

121. Прокофьев, А.В. Софисты / А.В. Прокофьев// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гарда-рики, 2001.-671 с.-С. 452-454.

122. Разин, А.В. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов/ А.В. Разин. М.: Академический Проект, 2002. - 496 с.

123. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002. - 536 с.

124. Религиоведение: Учебное пособие/ Под ред. М.И. Шахнович -СПб.: Питер, 2006. 432 с. - (Серия «Учебное пособие»).

125. Розанов, В.В. Возрождающийся Египет. Апокалиптическая секта (Хлысты и скопцы). Малые произведения 1909-1914 годов; Ред. А.Н. Ни-колюкин. М.: Республика, 2002. - 528 с.

126. Ситников, А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики/ А.В. Ситников. Спб.: Алетейя, 2001. - 242 с. - (Античная библиотека. Исследования).

127. Скрипник, А.П. Религия и мораль/ А.П. Скрипник// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с. - С. 407-410.

128. Современная буржуазная философия и религия/ Под ред. А.С. Богомолова. М.: Политиздат, 1977. - 376 с.

129. Соколов, В.В. Средневековая философия: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и дополн./ В.В.Соколов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 352 с.

130. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия/ B.C. Соловьев; Сочинения в 2 т. Т.1/ Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 892 с.- (Филос. наследие. Т. 104).

131. Соловьев, B.C. Кризис западной философии (против позитивистов)/ B.C. Соловьев; Сочинения в 2 т. Т. 2/ Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. - 822 с. - (Филос. наследие. Т. 111).

132. Спенсер, Г. Научныя основания нравственности/ Г. Спенсер. -Спб.: Издание И. Иванова и И. Перевозникова, 1896. 556 с.

133. Сысоев, Д. свящ. Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы/ Д. Сысоев, свящ. М.: Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2002. - 320 с.

134. Толстой, Л.Н. Закон насилия и закон любви: О пути, об истине, о жизни/ Л.Н. Толстой; Сост. и предисл. О.А. Дорофеева. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.-944 с.

135. Толстой, Л.Н. Избранные философские произведения/ Л.Н. Толстой; Сост., авт. Вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992. - 528 с.

136. Толстой, Л.Н. Исповедь/ Толстой, Л.Н. Закон насилия и закон любви: О пути, об истине, о жизни/ Л.Н. Толстой; Сост. и предисл. О.А. Дорофеева. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 944 с.

137. Трубецкой, Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства/ Е.Н. Трубецкой; Вступ. ст., сост. и коммент. И.И. Евлампиева.- СПб.: Издательство РХГИ, 2004. 600 с.

138. Фейербах, Л. Избранные философские произведения/ Л. Фейербах; в 2-х т. Общая ред. и вступит, статья, с. 5-50, М.М. Грироьяна. т. 1. -М.: Госполитиздат, 1955. 676 с.

139. Фейербах, JI. Избранные философские произведения/ JI. Фейербах; в 2-х т. Общая ред. и вступит, статья, с. 5-50, М.М. Грироьяна. т. 2. -М.: Госполитиздат, 1955. 943 с.

140. Фейербах, JI. Сущность христианства/ JI. Фейербах. М.: Мысль, 1965.-414 с.

141. Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского вероучения/ Феофан (Говоров) еп. М.: Издательство «Правило веры», 1998. - 519 с. -Репринтное издание.

142. Фетисов, В.П. Возвращение в мир: Книга обо всем и ни о чем/ В.П. Фетисов. Воронеж: Воронеж, гос. лесотехн. акад., 2000. - 148 с.

143. Фетисов, В.П. Добро и зло (Опыт историко-философского анализа)/ В.П. Фетисов. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1982.- 128 с.

144. Фетисов, В.П. Земля и Небо. (Приглашение к разговору)/ В.П. Фетисов. Воронеж, 2004. - 28 с.

145. Фетисов, В.П. Оправдание жизни. Утешение для пессимистов Текст.: науч. издание/ В.П. Фетисов; Фед. агенство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Воронеж, гос. лесотехн. акад. Воронеж, 2005. - 31 с.

146. Фетисов, В.П. Трактат о вере. (Во что верить современному человеку)/ В.П. Фетисов. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2002. - 28 с.

147. Фетисов, В.П. Философия морали. (Тоска по русскому аристократизму)/ В.П. Фетисов. Воронеж: Квадрат, 1995. - 120 с.

148. Фома Аквинский: Сочинения/ Фома Аквинский; Составление, перевод с латинского, вводная статья и комментарии А.В. Апполонова. -М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с. (Biblioteka Scholastika; Вып. 2.).

149. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Издательство «Наука», 1989. - 575 с.

150. Франк, С.Л. Свет во тьме/ С.Л. Франк. М.: Изд-во «Факториал», 1998.-256 с.

151. Франк, С.JI. Смысл жизни/ С.Л. Франк. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.- 157 с.

152. Франк, С.Л. Философия и религия/ С.Л. Франк// На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Политиздат, 1990. - С. 319-335.

153. Хомяков, А.С. Церковь одна/ А.С. Хомяков. М.: Издательство ПСТБИ, 2001.-253 с.

154. Хоружий, С.С. Опыты из русской духовной традиции/ С.С. Хо-ружий. М.: Издательский дом «Парад», 2005. - 448 с.

155. Чичерин, Б.Н. Наука и религия/ Б.Н. Чичерин; Вступ. ст. В.Н. Жукова. М.: Республика, 1999.-495 с. - (Религия. Культура. Наука).

156. Шелер, М. Избранные произведения: Пер. с нем./ Пер. Денежки-на А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с.

157. Шердаков, В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера/ В.Н. Шердаков. М.: Политиздат, 1982. - 287 с.

158. Шердаков, В.Н. О главном в понимании религии/ В.Н. Шердаков// Советская этнография. 1982. -№ 2. - С. 64-71.

159. Шефтсбери, Э.Э.К. Моралисты/ Э.Э.К. Шефтсбери// Эстетические опыты/ Сост., и перевод, коммент. Ал.В. Михайлова. Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: «Искусство», 1974.

160. Энгельс, Ф. Антидюринг/ Ф. Энгельс// К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения; Издание второе. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. - Т. 20. - 828 с.

161. Яркова, Е.Н. Соотношение морали и религии: культурологический аспект/ Е.Н. Яркова// Религия и мораль: Сборник материалов конференции. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2005. 288 с. - С. 275-284.

162. Kluxen Wolfgang: Moral-Vernunft-Natur: Beitrage zur Ethik. Pad-erborn; Munchen; Wien; Zurich. Schoningh, 1997. - C. 3-190.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.