Пределы и границы поисков совершенного языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Михнюк, Анастасия Николаевна

  • Михнюк, Анастасия Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 153
Михнюк, Анастасия Николаевна. Пределы и границы поисков совершенного языка: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Ростов-на-Дону. 2012. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Михнюк, Анастасия Николаевна

ВВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОИСКИ СОВЕРШЕННОГО ЯЗЫКА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ.

§1.1. От языка как наименования предметов к ментальному языку.

§1.2. Совершенный язык как средство совершенного познания и общения.

§1.3. Язык как средство общения и познания.

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕННЫЙ ЯЗЫК: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ.

§2.1. Совершенный язык в философской, логической и лингвистической парадигмах.

§2.2. Границы языка и границы мира: взаимодействие и взаимоопределение.

§2.3. Пределы и границы совершенного языка в когнитивном каркасе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пределы и границы поисков совершенного языка»

Актуальность темы исследования.

Являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Тезис, согласно которому одной из функций языка является функция, говоря словами Л. С. Выготского, мыслеформирования, с годами не устаревает, а приобретает все новые и новые оттенки. Язык выступает не только как средство для передачи и хранения информации, но и как инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор человеком конкретных языковых средств оказывает существенное влияние на структуру его мышления и, в свою очередь, на процесс восприятия и воспроизведения действительности этим человеком.

Познание, происходящее с помощью языка, способствует созданию картины мира, которая выступает как целостная и содержательная интерпретация окружающей действительности. Другими словами, это такой процесс, который позволяет построить некоторую особую концептуально-информационную модель действительности в человеческом сознании.

В такой интерпретации процесс познания должен пониматься как процесс расширения физической, а также духовной ориентации человека в мире, основывающийся на «обычных» способах восприятия человека (здесь подразумеваются органы чувств человека: зрение, слух, обоняние, вкус, которые поставляют информацию человеку о соответствующих объектах).

Представляется, что в современных исследованиях о роли языка в познавательной деятельности стало общей отправной точкой утверждение о том, что информация, которую человек воспринимает из внешнего мира, проходит довольно долгий путь, который, «наряду с активной деятельностью органов чувств, включает и активные действия человека, и его прежний опыт, и решающее важное участие языка, хранящего опыт поколений и позволяющего выходить за пределы непосредственно получаемой информации»1.

Познание при помощи языка осуществляется через языковой знак, в значении которого содержатся фиксированные выделенные совокупной общественной практикой существенные свойства объекта. С этой точки зрения, конкретный язык выполняет функции выражения и передачи накопленного знания, представляя это знание в особой знаковой форме. Познавательная функция языка неразрывно связана с его репрезентативной функцией: кодирование в форме языкового знака воспринятого и по-своему «осмысленного» человеком опыта делает возможной передачу информации от одного ее носителя к другому, а также сохранение ее во времени и пространстве.

За последнее столетие к некоторым старейшим языковедческим дисциплинам, таким, например, как лингвистика (грамматика), герменевтика (теория интерпретации) и риторика - прибавились многочисленные современные междисциплинарные научные подходы к исследованию языка (примером могут стать психо- и этнолингвистика, психосемантика, лингвокультурология, социо- и коммуникативная лингвистика, семиотика и лингвистическая прагматика, теория информации и т.д.). В связи с такого рода изменением следует также отметить и появившиеся разнообразные философские направления его исследования, например, такие как деятельностно-историческое, философско-герменевтическое, феноменологическое, символическое, аналитическое и др.

Обширный и многосторонний научный и философский спектр подходов к изучению языка привел, с одной стороны, к расширению экспериментально-теоретической базы изучения последнего, а, с другой, создал ситуацию нагромождения моделей и подходов в изучении проблемы, где, в большинстве случаев, утратилось понимание языка как гармоничной и целостной системы. Причины такого рода усложняющего ситуацию плюрализма в методологии и теории современных наук о языке многообразны. Главная же из них, думается, содержится в преобладании утилитарно-инструменталистского подхода к языку, когда все его смысловые богатства и разнообразие функций сводятся к единственно значимой, хотя и существенной, характеристике - быть инструментом человеческого общения.

Закрепляя свои представления об окружающих его мире и действительности в особой системе знаков, человек таким способом превращает язык в самое основное средство конвенциональной и концептуальной ориентации в обществе. Следовательно, каждый конкретный язык выступает не только как знаковая система, но еще и как инструмент, по-своему координирующий социальное развитие человеканосителя данного языка. Недаром один из самых глубоких философов современности М. Хайдеггер подчеркивал, что язык дает сбыться человеку в его собственном существе; в силу того, что язык родной культуры является для индивида домом его бытия и «самым интимным лоном культуры».

На протяжении всего времени исследований языка фиксируется значительная противоречивость языковой реальности, а также ее многогранность, что порождает, с одной стороны, языковые исследования, проводимые в рамках практически всего спектра гуманитарного знания, с другой, - ведет как к методологическому плюрализму, так и к возможностям обоснования различных исходных пунктов исследования языка. Подобная ситуация, подталкивая исследователей к признанию единства сущности языка во всех его проявлениях, требует совершенно определенного методологического единства в проведении исследований в области языка и языковой реальности, порождая, тем самым, возможность поиска, а также нахождения новой стартовой точки исследовательской работы, переосмысливающей исследования языка в новой отражающей грани.

Одной из таких граней является традиция поиска или построения совершенного языка, единая сущность которого проявлялась бы в познании, в коммуникации, в структуре и процессах фиксации смысла, в понимании и интерпретации и, пожалуй, самом главном - адекватности его миру.

Тема поиска и построения совершенного языка представляется актуальной как с академической, историко-культурологической и теоретической точки зрения, так и с точки зрения возможностей своеобразного единого отражения и переосмысления результатов, полученных в рамках теоретико-познавательных, логических, лингвистических, когнитивных и иных исследований. Подобная точка зрения представляется адекватной и актуальной еще и потому, что в последние годы наиболее интересные результаты получены в междисциплинарных областях, когда языковая реальность отражается одновременно с точек зрения различных теоретических и исследовательских парадигм и программ.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема поисков совершенного языка находится в центре внимания широкого круга специалистов. Большой интерес к теории познания, мышлению, языку, коммуникативным способностям человека находит выражение в контекстуальных полях различной профессиональной направленности.

Разнообразные учения о возникновении языка появляются во времена античности. Ранние варианты поисков совершенного языка обнаруживаются в античной философии, где обсуждаются идеи происхождения языка, а также существования пра-языка2. Реальность праязыка как звучащего единообразного языка определённого доисторического этноса остается дискуссионной. В рамках такого рода исследований следует отметить фигуры Демокрита, Платона (особенно диалог «Кратил»), Аристотеля.

2 Пра-язык - язык-основа, протоязык, термин, обозначающий гипотетическое состояние группы или семьи родственных языков, реконструируемое на основе системы соответствий, которые устанавливаются между языками в области фонетики, грамматики и семантики сравнительно-историческим методом.

В эпоху средневековья проблемный горизонт поисков совершенного языка был представлен такими персоналиями и их исследованиями как Августин, Д. Скот, Р. Килуорби, Р. Бэкон, Р. Луллий, У. Оккам, школа модистских грамматиков.

Нововременная традиция поднимает проблему несовершенства и запутанности языка, лишенного какой-либо содержательности. В рамках такой традиции реализуют свои исследования Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц.

Представление языка как одного из определяющих средств влияния на сознание народа характерно для творчества Вильгельма фон Гумбольдта. Его работы закладывают как традиционную, так и неклассическую парадигму философии языка, задав ее проблемное поле, категориальный аппарат и основные интенции. Идеи поисков совершенного языка присутствуют в исследованиях таких авторов как Э. Б. Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Р. Карнап, Ф. де Соссюр.

Лингвистический переворот» XX века повлек за собой теоретические и методологические изменения в рамках феноменологической и аналитической философии. Такие изменения можно отметить в работах Л. Витгенштейна, Г. Фреге, Б. Рассела, Дж. Э. Мура, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, Э. Сепира, Б. Уорфа, В. Матезиуса, Ж. Делеза, Р. О. Якобсона, С. Н. Трубецкого, У. Хоккета, 3. Харриса, А. Мартине, Г. Гийома, Г. Пайка, Р. Монтегю, Н. Мулуда, Э. Бенвениста, Г. Райла.

Самые современные разработки в области совершенного языка принадлежат таким философам как Дж. Л. Остин, Дж. Р. Серль, П. Ф. Стросон, В. Лейч, Г. П. Грайс, Дж. Катц, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж.

Женнетт, Ф. Гваттари, К. О. Апель, К. Айдукевич, Н. Хомский, X. Путнам, Н. Гудман, Ст. Линкер, Ч. Сноу, Ч. Филмор, Л. Блумфилд, Э. Рош, Дж. Лакофф, У. Эко, И. Н. Инишев, М. А. Кронгауз, Г. В. Вдовина, Н. Д. Арутюнова, Е. Д. Смирнова.

Однако обширный контекст рассмотрения представленности проблематики поисков совершенного языка не решает проблему ее целостного исследования, с учетом потребностей ее рефлексивного анализа, семантической наполненности и рассмотрения трансформаций данной проблемы, которые появились с развитием современной науки и проводимых ею исследований.

Объект исследования. Объектом исследования данной работы является понятие совершенного языка, функционирующего как высшая степень адекватности языка миру, познанию и коммуникации, а также его место в философии познания в пределах и границах, описанных содержанием данной диссертационной работы.

Предмет исследования. Предметом исследования диссертационной работы выступает экспликация пределов и границ в поиске и построении совершенного языка как совершенного способа познания мира.

Цель диссертационной работы. Цель работы заключается в анализе философской и логико-лингвистической традициях поисков и построения совершенного языка, демонстрации методологических пределов заданных традиций. Данная цель реализуется в решении следующих задач:

• рассмотреть историческую традицию поисков и построения совершенного языка в философии и лингвистике,

• провести сравнительный анализ исторически и теоретически значимых попыток построения совершенного языка с точки зрения понимания его природы, необходимых и достаточных условий его создания и функционирования,

• выявить различия и единство в понимании природы совершенного языка философско-культурологической, логической и лингвистической исследовательских парадигм,

• охарактеризовать традицию поисков совершенного языка с точки зрения различного соотношения языка и мира,

• оценить традиции поисков совершенного языка с точки зрения современных когнитивных исследований.

Теоретико-методологические основы исследования.

Заявленная тема диссертационной работы потребовала привлечения всего многообразия методологических принципов философии, лингвистики, а также логики, в частности символогических, семиотических, герменевтических, структурных, компаративистских, аксиологических. Также при подготовке данной диссертационной работы были использованы методы структурно-функционального анализа и междисциплинарного синтеза. Это расширило спектр концептов в интерпретации изучаемого материала, предоставило возможность глубже осмыслить проблему поисков совершенного языка. Общий идейный каркас исследования задан работами итальянского философа, специалиста по семиотике и теории информации У. Эко.

В данной диссертационной работе особое внимание уделяется идеям Г. Фреге, Л. Витгенштейна, Дж. Л. Остина, Дж. Р. Серля, специалистов в и области языковой прагматики. Такой подход позволил вывести исследование проблемы за пределы языка как замкнутой языковой системы.

В качестве теоретической основы представленного диссертационного исследования был задействован концептуальный аппарат современной философской рефлексии, использовались работы как зарубежных, так и отечественных философов, лингвистов, логиков. Сложность и многоаспектность избранной темы, недостаточная ее разработанность потребовали междисциплинарного подхода с привлечением лингвистических, культурологических, историко-философских, социально-психологических, религиоведческих и логических источников. Осмысление применения результатов указанных методов позволило сформировать понимание совершенного языка с различных точек зрения и в целом.

Научная новизна диссертационного исследования определяется целью и задачами данной работы и выражается в следующих положениях:

• рассмотрена историческая традиция поисков и построения совершенного языка. Стремление выявить несовершенство используемого людьми языка, эксплицировать основания указанного несовершенства и пути его исправления характеризует все исследования природы языка, начиная с античных и даже древнекитайских, до настоящего времени. Поиски совершенного языка могут быть охарактеризованы либо как стремление найти некий «праязык», язык адамический, либо как построение некоего общего языка общения на базе имеющихся развитых языков, либо как прояснение логической (формальной) структуры языка с однозначными синтаксическими и семантическими правилами, построения утонченных теорий смысла и значения в философии, логике и лингвистике;

• продемонстрировано, что в различных исторически и теоретически значимых попытках и поисках, совершенный язык в постановке в качестве его цели стать универсальным способом распространения знаний и науки проявляет характеристику абсолютной доступности для каждого человека, вне зависимости от его расовой принадлежности, научных взглядов, культурных ценностей и вероисповедания;

• показано, что для философско-логических и собственно лингвистических исследований последнего времени характерно стремление к анализу и учету прагматической стороны языкового моделирования и языкового узуса: этим определяется ценность прагматических построений, работы по построению теории прототипов и языковой категоризации, пониманию языка как инстинкта;

• охарактеризовано соотношение языка и мира в рамках традиции поисков совершенного языка, которое показывает, что границы мира определяют границы языка, границы языка определяют границы мира, границы языка создают новый мир.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследования природы языка в философии и лингвистике характеризуются наличием устойчивой традиции не только дескриптивных, компаративистских и структурных традиций, но и традицией поиска или построения совершенного языка. В указанной традиции совершенный язык представляется как язык, совмещающий в себе коммуникативные и когнитивные характеристики, наличие явно сформулированных синтаксических, семантических и прагматических правил, опирающихся на исследования деятельности языка в широком контексте познавательных, прагматико-контекстуальных и культурологических характеристик.

2. Совершенный язык с точки зрения понимания его природы, условий создания и функционирования выступает как средство совершенного познания и общения, как универсальный способ распространения знаний и умений среди человечества. Разрешение данной проблемы предстает в двух возможных вариантах: с одной стороны, это поиск праязыка и его реконструкция, с другой, попытки усовершенствовать уже имеющийся язык.

3. Проблема соотношения языка и мира в современной науке приводит к выведению проблемного поля исследований за пределы языка как замкнутой системы. Такого рода выход за пределы и границы влечет за собой необходимость междисциплинарного рассмотрения и изучения проблемы соотношения языка и мира, включающего в себя исследования такого многообразного спектра наук как философия, логика, лингвистика, когнитология, нейробиология, психология, психоаналитика, физика и многие другие.

4. Исследования по проблеме языка в современной когнитивной науке ставят совершенно новые задачи перед научным сообществом. Так получает распространение проблема категоризации языка, которая переориентировала изучение категорий, понимаемых как жесткие множества, в категории размытые. Категоризация выступает как основной способ организации человеческого опыта, новые категории задают новую онтологию. Язык с помощью категорий создает онтологическую сетку мира.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении комплекса исследований, принадлежащих различным гуманитарным областям знания, придерживающихся разнообразных исследовательских программ и парадигм, с единой точки зрения, замкнутой на поиск, построение, обоснование необходимости и возможности построения совершенного языка, выявления необходимых и достаточных условий подобного построения.

Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области истории философии, философии языка, логике, семиотике, лингвистике, языкознания связанные с проблемами языка.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы в широком кругу социогуманитарного дискурса, преподавании общих и специальных курсов по онтологии и теории познания, современной философии, культурологии, языкознанию, психологии, лингвистике, логике, а также отдельных спецкурсов по проблеме языка и познания. В том числе результаты исследования могут применяться в педагогике, а именно, в решении задач разработки способов наиболее эффективной выработки методов и навыков освоения информации.

Разработанные в диссертационном исследовании положения могут найти свое практическое применение при разработке систем искусственного интеллекта. Они имеют значения для преподавателей иностранных языков, переводчиков, языковедов, культурологов, философов, лингвистов, а также людей, интересующихся современными исследованиями в области языка.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в шести публикациях:

1) Белусяк А. Н. Поиск совершенного языка: от Античности к модистским грамматикам // Труды аспирантов и соискателей Южного Федерального университета. - Т. XIV. - Ростов-на-Дону: НПО ПИ ЮФУ, 2009. (0,3 п. л.);

2) Михнюк А. Н. Совершенство выражения: идеи универсального языка философского знания // Наука. - Философия. Общество. Материалы Т.1. -Новосибирск, 2009, (0,2 п. л.);

3) Михнюк А. Н. Поиски совершенного языка: Роль языка в рамках аналитической философии // Труды аспирантов и соискателей Южного Федерального университета. - Т. XV. - Ростов-на-Дону: НПО ПИ ЮФУ, 2010. (0,3 п.л.);

4) Михнюк А. Н. Поиски совершенного языка: историческая ретроспектива // Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и перспективы. Сборник докладов и тезисов всероссийской научной конференции. / Науч. ред. проф. В. Д. Бакулов. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010, (0,3 п. л.).

5) Михнюк А. Н. Язык и мысль. Поиски адекватности // Современная логика: проблемы теории и истории: Материалы XI Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 24 - 26 июня 2010 г. - СПб., 2010, (0,3 п. л.);

6) Михнюк А. Н. Аналитическая традиция: поиски совершенного языка» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология», Майкоп: изд-во АГУ, - 2011, - Вып. 3(85), (0,8 п. л.).

Три, из вышеперечисленных публикаций, были представлены на общероссийских и международных конференциях: V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009), Всероссийской научной конференции «Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2010), XI международной конференции «Современная логика: проблемы истории, теории и применения в науке» (Санкт-Петербург, 2010). Две, из опубликованных статей, напечатаны в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура диссертационного исследования.

Данная диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка источников изученной литературы. Общий объем диссертационной работы составляет 153 страницы. Список изученной литературы включает 225 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.