Правовое положение женщин в истории средневекового Китая: династии Тан - Сун тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Мыльникова, Юлия Сергеевна

  • Мыльникова, Юлия Сергеевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 232
Мыльникова, Юлия Сергеевна. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая: династии Тан - Сун: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2012. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мыльникова, Юлия Сергеевна

Введение.

Глава 1. Источники и историография вопроса.

1.1. Основные источники.

1.2. Историографический обзор жанра «фунюй ши янъцзю».

1.2.1. Исследования на китайском языке.

1.2.2. Западные и отечественные публикации.

Глава 2. Положение женщины и ее права в системе семейно-брачных отношений.

2.1. Средневековое китайское право и жизненный путь женщины: положение дочери, жены, матери и мачехи.

2.2. Особенности положения наложниц.

2.3. Право на развод и повторное замужество.

2.3.1. «Семь поводов и три случая», нарушение супружеского долга и развод по обоюдному согласию.

2.3.2. Повторное замужество.

2.4. Имущественные права женщин в институте наследования средневекового Китая.

2.4.1. Наследование собственности в родительском доме.

2.4.2. Права наследования в доме мужа.

Глава 3. Положение женщин, находящихся вне рамок семейно-брачной структуры.

3.1. Буддийские монахини.

3.2. Даосские монахини.

3.3. Певички.

3.4. Рабыни.

Глава 4. Женщина как жертва в сексуальных преступлениях и как субъект ответственности в семейных правонарушениях.

4.1. Прелюбодейство и изнасилование.

4.2. Нарушение моральных устоев.

4.3. Законодательство в отношении преступлений, совершенных представителями различных социальных слоев.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое положение женщин в истории средневекового Китая: династии Тан - Сун»

Одна из древнейших в современном мире китайская цивилизация в своем историческом развитии прошла 50-вековой путь непрерывного существования, сохранив духовные ценности и культурные константы до наших дней. В настоящее время Китай успешно проводит модернизацию в рамках курса построения социализма с китайской спецификой, формируя общество малого благоденствия {сяо кан <Ь Ш )• Благодаря проведению политики реформ и открытости (гайгэ кайфан сегодняшний Китай быстро достиг поразительных успехов в своем развитии. Совсем иным стало и положение женщины в китайском обществе.

С древности до начала XX столетия положение женщины, с одной стороны, определялось системой семейно-брачных отношений, которая основывалась на авторитарной власти главы семьи и доминировании представителей старшего поколения, с другой стороны - морально-этическими нормами и законодательством.

Вспоминая три хрестоматийные заповеди санъ цун (НД), определявшие положение женщины в семье и ее судьбу, а именно - послушание отцу в детстве, мужу - в замужестве, сыну - в старости, неравенство мужчины и женщины кажется очевидным и объясняется традиционным взглядом на семью. Однако в действительности всё было несколько сложнее.

Положение женщины в обществе средневекового Китая и ее правовой статус невозможно описать исходя из такого, казалось бы, универсального, но крайне стереотипного понятия нань цзунь нюй бэй (ЗВЦ^С-^-) - уважение к мужчине и презрение к женщине. Понятие нань цзунь нюй бэй, действительно, являлось нормой традиционной китайской культуры. Но для того, чтобы по-настоящему понять положение женщины в истории Китая, необходимо проникнуться культурной логикой конфуцианства и его стержневым понятием сяо (сыновняя почтительность параллельно с этим следует разобраться с концепцией чжан ю ю сюй - соблюдением должного порядка в отношениях между старшими и младшими; а также проанализировать соответствующие главы законодательных сборников. Забегая вперед, стоит отметить, что эти два конфуцианских принципа, занимая совершенно особое положение в структуре правовых кодексов династий Тан и Сун, существенно разбавляют, а порой просто вытесняют культурно-гендерный стереотип «превосходство мужчины над женщиной». Положение женщины в истории средневекового Китая невозможно описать лишь категориями подчиненности и неравноправности.

Изучение правового статуса женщины, ее места в семейной и социальной иерархии необходимо для более полного понимания многих проблем любой национальной культуры. Однако в силу определенных причин вопрос о положении женщины в истории Китая, в частности в средневековый период, долгое время оставался на периферии исторической науки. Во-первых, существенным препятствием в изучении данной темы являются трудности адекватного понимания реалий того времени по имеющимся источникам. Во-вторых, серьезной помехой было и остается господство устойчивого стереотипа, характеризующего положение женщины в средневековом Китае, а именно ее полное бесправие, бесконечные страдания в результате угнетения со стороны мужчин, ее покорное смирение, и, наконец, отсутствие должного внимания к ней со стороны общества. В-третьих, исследователи недооценивали (а некоторые продолжают недооценивать) значимость таких ролей женщины в культурной традиции Китая, как жена, хозяйка и мать.

Но если посмотреть шире, то окажется, что это проблема общемирового масштаба. Аналогичные трудности испытывает и европейская историография.

Вплоть до недавнего времени все исследователи, занимающиеся изучением истории положения женщины в европейском средневековом обществе, указывали на негативное отношение к ней на протяжении всего средневековья.

Феминистская историография изучала историю ее жестокой дискриминации и 5 медленной эмансипации по мере вступления в эпоху новейшего времени. Авторы другой направленности исходили из глубокого стереотипа восприятия взаимоотношений полов как биологически заданных и потому неизменных.

Ситуацию несколько изменил авторитетный французский историк-медиевист, профессор Сорбонны Робер Фоссье, который впервые обратил внимание на тот факт, что в изучении этого вопроса ученые находились в плену специфики источников и представлений людей XX в. По его мнению, сложилась парадоксальная ситуация в отношении исследуемых источников. Все они, как правило, принадлежат к экономической, политической, административной, церковной сферам, в которых женщина в силу своей природы играла меньшую роль, чем мужчина. А повседневная жизнь, т.е. та сфера, в которой она играла исключительно большую роль, источниками освещается мало. Сами же исследователи, исходя из ценностей современной эпохи, также не принимали во внимание иное значение домохозяйства в средневековье1.

Другой видный медиевист Дэвид Херлихи в ряде публикаций о семье и браке настаивает на том, что положение женщины не всегда было плохим. В его своеобразной теории «маятника» положение женщин определяется их количеством. Если их становилось мало по сравнению с мужчинами, то их положение улучшалось, при возрастании их числа они активнее участвовали в производственном процессе, и отношение к ним вновь ухудшалось. По мысли Херлихи получается, что только тогда, когда количество женщин падало до того предела, пока мужская часть общества вновь не сталкивалась с их нехваткой, мужчины начинали проявлять заботу об улучшении условий их жизни.

Взвешенный подход к этой теме стал формироваться с конца XX в., когда на стыке таких научных дисциплин, как история, этнография, право,

1 Фоссье Р. Люди средневековья (пер. с франц. Карачинского А.Ю., Некрасова М.Ю., Эгипти И.А.). С.-Петербург: Евразия, 2010. социология, психология, археология, антропология возникают научные направления, исследующие различные аспекты положения женщины в истории Китая. Совершенно очевидно, что существует необходимость переосмыслить некоторые односторонние взгляды и толкования и попытаться представить новую интерпретацию положения женщины в истории средневекового Китая.

В этом контексте обращение к данной проблеме представляется важным и актуальным в современной синологии. К сожалению, отечественное китаеведение по-прежнему недооценивает значимость и перспективность изучения истории положения женщины. Отставание отечественной науки в этом направлении, отсутствие специальных исследований по самым разным аспектам социального и правового положения женщины в многовековой истории Китая также обуславливают актуальность настоящего исследования.

Хронологические рамки исследования. Основными хронологическими рамками исследования является время правления династий Тан (618 - 907) и Сун (960 - 1279). Правления династии Сун, в свою очередь, делится на два периода: царствование Северной Сун (960 - 1127) и Южной Сун (1127 - 1279). Выбор данных хронологических рамок определяется историей китайского права: все законодательные инициативы династии Тан были унаследованы и продолжены правителями Сун. При Тан сформировалась просуществовавшая вплоть до начала XX в. система китайского права, которая была воплощена в «Тан люй шу и» - первом кодексе, полностью дошедшим до наших дней и являющимся наиболее репрезентативным источником по истории китайского права. Сунская династия стала реципиентом танского законодательства, положения сунского кодекса во многом копировали танский свод законов «Тан люй шу и», хотя при династии Сун правовое поле достаточно часто дополнялось и корректировалось новыми законами и императорскими указами.

Объяснение того или иного аспекта темы в ряде случаев требует экскурса в более ранние или более поздние периоды.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе доступных автору танских и сунских источников и современной китайской, западной и отечественной литературы дать всесторонний анализ правового положения женщины в истории Китая VII - XIII вв. и оценить ее место и роль в институте семьи и брака и обществе в целом. Для достижения цели автор ставит следующие конкретные задачи:

1. Проанализировать танское и сунское законодательство в отношении положения женщины в семье через призму ее основных ролей -незамужней дочери, жены, матери, мачехи, вдовы, наложницы.

2. Дать характеристику прав женщины на развод и вступление в повторный брак и выявить, существовали ли различия в этом отношении при Тан и Сун.

3. Изучить имущественные права женщин, которыми они располагали в отчем доме и семье мужа.

4. Рассмотреть правовое и общественное положение буддийских и даосских монахинь, певичек, т.е. женщин, которые в силу своего происхождения или статуса оказались вне рамок традиционной семейной иерархии; оценить правовое положение рабынь и других категорий зависимых женщин.

5. На основе сравнительного анализа законодательных установлений династий Тан, Северная Сун и Южная Сун, выявить положение женщины в преступлениях сексуального характера и семейных правонарушениях. Объектом исследования является правовое положение женщины в семье и обществе в эпохи Тан и Сун. Предметом исследования служит совокупность статей танского и сунского кодексов, положений ряда императорских эдиктов эпохи Сун, в которых раскрывается статус женщины и регламентируются ее основные права: право на заключение брака, право на развод и на вступление в повторный брак, право наследования имущества, право на уменьшение наказания, право получения владетельного титула и т.д.

Методологические основы исследования. Методологическую основу работы составляет комплекс общенаучных методов, как конкретно-исторический подход, метод системного анализа, логические методы исследования - анализ и синтез. В процессе анализа и оценки нормативных материалов, изучения специальной литературы общенаучные методы совмещались с методами правовой науки: историко-правовой и метод сравнительно-правового исследования.

Автор также руководствовался важностью критического осмысления материала первоисточников и исследований предшественников, с тем, чтобы проверить правомерность трафаретного взгляда на положение женщины в китайском обществе в VII - XIII вв.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в данном исследовании впервые в отечественной синологии комплексно рассмотрен вопрос о правовом положении женщин в эпоху Тан-Сун, проведен анализ имеющих отношение к жизни женщин правовых установлений и особенностей их правоприменения. В диссертации также поставлена проблема критического переосмысления некоторых оценок конкретных правовых сюжетов в китайской и западной историографии, что будет способствовать более достоверному пониманию роли и места женщины в истории династий Тан и Сун.

Поскольку подавляющее большинство работ китайских и западных историков по исследуемой теме никогда не переводились на русский язык, введение их в научный оборот отечественной синологии также обуславливает новизну данного исследования.

Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также трех приложений. Список использованной литературы включает в себя 133 наименования, из них - 18 источников. Объем работы составляет 195 страниц. Общий объем диссертации с приложениями - 232 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Мыльникова, Юлия Сергеевна

Заключение

В данной работе впервые в отечественном китаеведении было проведено комплексное, логически завершенное исследование правового положения женщин в истории Китая VII - XIII вв. на основе законодательных первоисточников. Автор счел необходимым представить заключительный раздел работы в расширенном виде с тем, чтобы более основательно подытожить весь предшествующий конкретный материал исследования.

Представление о правовом положении женщин эпох Тан и Сун возможно составить на основании анализа таких источников, как танский и сунский кодексы, законы группы лин, сборник законов годов правления Цин-юань. Субъектами права в этих документах являются женщины, по своему происхождению принадлежавшие к лично-свободным и лично-зависимым людям. К лично-свободным относятся женщины из нескольких социальных групп: 1) женщины из семей чиновников и ученых ши\ 2) женщины из семей простолюдинов байсин, а именно крестьяне нун, ремесленники гун и купцы шан; 3) а также буддийские и даосские монахини. В законодательных сводах также представлена исчерпывающая характеристика правового положения лично-несвободных женщин: 1) кэнюй, т.е. дочери и жены буцющ 2) наемные работницы нюйши; 3) рабыни.

Факторы, которые формировали правовое положение женщин, были следующие: происхождение, социальный статус, место в общесемейной возрастной иерархии, конкретные ролевые функции. Кодексы «Тан люй шу и», «Сун син тун» и общеобязательные установления лины регламентировали конкретные права женщин на каждом этапе их жизненного пути.

Лично-свободная женщина рассматриваемого периода предстает перед исследователями в лице незамужней дочери, жены или наложницы, матери или мачехи, целомудренной вдовы или повторно вышедшей замуж женщины, буддийской или даосской монахини. Проведенное исследование показывает, что на каждом этапе своего жизненного пути конкретные права женщины, ее положение и статус не были одинаковыми.

1. Правовое положение незамужних дочерей.

Положение детей в семье определялось не столько половой принадлежностью, сколько очередностью рождения (чжан ю ю сюй Конкретные установления кодексов свидетельствует о том, что с правовой точки зрения положение старшего брата и старшей сестры было равным, при этом правовой статус старших братьев и сестер был выше, чем младших. При определении меры наказания законодательство Тан и Сун исходило из того, какое место женщина занимала в общесемейной возрастной иерархии. Правовое положение дочерей определялось вовсе не традиционной тендерной концепцией «уважение к мужчине и презрение к женщине», а зависело от старшинства, т.е. от очередности рождения.

Кроме этого, на законодательном уровне отражено разделение на детей, рожденных от законной жены и детей, рожденных от наложниц, существенное поражение в правах имели внебрачные дети. Обязанность по воспитанию ребенка, рожденного от внебрачной связи, возлагалась на отца. Во время правления династии Южная Сун женщина могла оставить ребенка себе, если желала воспитывать его самостоятельно. В отношении детей лично-зависимых женщин действовало общее для рабовладения правило «приплод следует за матерью».

2. Правовое положение жен.

Положение женщины менялось после замужества и перехода в семью мужа. Заключение брака в императорском Китае было частным делом двух семей, не предполагавшим участие религиозного института, а государство вмешивалось только в случае правонарушений. Брак был моногамным, патрилокальным, должен был заключаться между людьми равного социального положения. У женщин, как и у мужчин, отсутствовало право самостоятельно выбирать спутника жизни. Для заключения брака было необходимо согласие

181 родителей и непременное участие сватов. Однако в кодексах существовал один нюанс: если младший родственник, находясь вне дома по общественным или личным делам, женился самостоятельно, то брак признавался законным. В этом установлении усматривается завуалированная свобода в выборе спутника жизни. Учитывая бытовавшую государственную практику отправлять чиновников на службу в другие районы страны, такую ситуацию нетрудно представить.

3. Правовое положение матерей.

Положение замужней женщины определялось тем, были у нее дети или нет, а рождение сына существенно укрепляло ее положение в семье. Когда женщина становилась матерью, ее правовой статус существенно менялся. Особое отношение к матери отражено в конфуцианской системе принципов поведения и этических качеств «три устоя и пять постоянств» (санъ ган у чан Н ЩИ'Ш), где упоминается именно мать, которая должна руководствоваться милосердием. В танское время статус матери внутри семьи и ее общественное положение возрастает. Это было обусловлено указом танской императрицы У Цзэ-тянь об удлинении срока соблюдения траура по матери до трех лет при здравствующем отце, а также ослаблением роли конфуцианского принципа «после смерти мужа слушаться сына» (фу сы цун гры ^^ЕД-р). С конца VII -начала VIII в. и позднее в эпоху Сун в сферу обязанностей матери входит непосредственное участие в подготовке сыновей к государственным экзаменам. В этом отразилось влияние изменившейся политической культуры государства на положение и обязанности матерей. Это очень существенно: ведь чтобы контролировать подготовку сыновей, матери самой нужно было знать, о чем идет речь. Иначе говоря, мать должна была быть грамотной и, так или иначе, разбираться в содержании конфуцианских канонов. А раз активное участие в подготовке сыновей было генеральной установкой, можно предположить, что процент образованных женщин-матерей вырос при Тан и в эпоху Сун.

Если умирал отец, то семейная собственность переходила к вдове, а при последующем разделе имущества сыновья получали свои доли из рук вдовствующей матери. Кроме этого, при Тан почитание матерей усиливается под влиянием некоторых буддийских представлений.

4. Правовое положение мачех.

Мачехи относились к категории гриши Ш 1еЕ — женщин, на которых женились после смерти законной супруги либо после развода с ней. С правовой точки зрения положение мачехи при Тан было выше, чем прежде или впоследствии, т.к. выйдя замуж за разведенного мужчину или вдовца, цзиши обретала статус законной жены. В предыдущие эпохи она могла стать лишь наложницей. Кодекс Тан устанавливал, что сын главной жены (дицзы должен носить траур по членам рода мачехи, в случае если отец развелся с его родной матерью. Тем самым положение мачехи уравнивалось со статусом родной матери. Если родная мать скончалась, то сыну следовало носить траур по членам рода родной матери. В сунское время подобное высокое положение цзиши по сравнению с наложницами, общественный и семейный статус которых всегда был маргинальным, пошатнулось, поскольку в быту нередко случалось так, что наложниц возвышали до статуса цзиши. При династиях Мин и Цин это явление стало повсеместным.

5. Правовое положение наложниц.

Сама модель семейно-брачных отношений в императорском Китае обусловила неравное положение мужчины и женщины, что нашло закрепление в законодательстве. Закон признавал моногамию, но фактически, только для женщин, т.к. мужчина мог брать в жены неограниченное законом число наложниц и беспрепятственно вступать в интимную связь с певичками, проститутками или служанками-рабынями.

В законодательных сводах двух эпох определен правовой статус и положение в семье каждой из женщин, которая вступала в связь с хозяином.

Положение законной супруги жены дици Щ Ш самое высокое. Положение наложницы существенно ниже положения жены, положение наложницы категории це ^ ниже, чем наложницы категории ин Ш, положение лично-зависимой кэнюй ^Ёг^С ниже, чем наложниц, положение рабынь самое низкое. Внутрисемейная иерархия среди этих женщин четко отражена в мерах наказания за совершенные в отношении них преступления. Для замужних женщин была предусмотрена более суровая мера наказания за прелюбодеяние.

На наложницах женились цюй Ц или покупали май в любом случае брак заключался официально: закон предписывал оформление брачного контракта. Наложницы обладали определенным правовым статусом, отличавшимся как от статуса жены, так и от положения служанок-рабынь. Наложницей могла стать только лично-свободная женщина. Большинство наложниц происходило из обедневших семей простолюдинов, которые продавали своих дочерей в наложницы. Китайское право подразделяло наложниц на две группы: ин и це, связанных не с их происхождением, а исключительно с социальным положением мужа. Правовой статус наложниц ин был выше.

Вследствие распространенности браков с наложницами, в танском обществе были выработаны четкие правовые и общественные нормы и предписания относительно статуса жен, наложниц и их взаимоотношений, которые существовали без изменений при Сун. Это было сделано, чтобы избежать потенциальных конфликтов, и позволить установившейся семейной практике существовать без перебоев, не подрывая общественный порядок.

Система конкубината породила в Китае отдельную категорию жен, так называемые ду фу - ревнивые жены. Многие китайские исследователи сходятся во мнение, что ревность была одной из форм пассивного сопротивления многоженству.

6. Право женщины на развод и повторное замужество.

В истории Китая VII - XIII вв. женщины наравне с мужчинами обладали и пользовались правом на развод и правом на заключение повторного брака. Образ целомудренной вдовы, наложивший моральные ограничения на повторные браки среди женщин, получает поддержку общества лишь во время правления династий Мин и Цин.

Женщина наряду с мужчиной обладала правом на развод. Существовало три типа развода. 1) Наиболее распространенной формой расторжения брака был развод по обоюдному желанию (хэ ли ^Р 2) Муж также мог развестись с женой при наличии одного из семи оснований для развода ци чу -Ь Ж : отсутствие детей (по достижении 50 лет), неспособность жены служить свекру и свекрови, распутство, ревность жены, тяжелая болезнь жены, болтливость, кража, совершенная женой.

Законодательным ограничителем семи оснований было положение о трех обстоятельствах, когда с женой разводиться нельзя (санъ бу цюй Н^^). Ими были: а) если жена некогда носила траур по свекру или свекрови; б) если во время женитьбы семья мужа была бедной, а в результате этого брака разбогатела; в) если жене некуда уйти из семьи мужа. Условия ци чу санъ бу цюй долгое время были морально-нравственной категорией, и только во времена Суй-Тан вошли в законодательный свод. Законодательство Тан и последующих династий явно старалось максимально сохранить нерасторжимость брака. 3) Китайскими создателями законов была предусмотрена также и форма принудительного развода в связи с нарушением супружеского долга (и цзюэ т.е. совершением тяжкого внутрисемейного преступления.

Все положения танского кодекса, которые касаются повторного замужества, без единого исправления вошли в сунский кодекс. При Сун, как и при Тан, запрещалось замужество во время траура по бывшему мужу, принудительное повторное замужество , повторное замужество в результате самовольного ухода от мужа и женитьба на замужней женщине. Во всех остальных случаях женщина могла беспрепятственно вступить в новый брачный союз.

У разведенной женщины и при Тан, и при Сун был законный выбор: остаться вдовой до конца своих дней (шоу цзе ^РтГ), храня верность усопшему мужу, либо выйти замуж повторно (гай гря ШШ)- В отличие от правления последующих династий в эпоху Тан-Сун не существовало нравственных ограничений на вступление в повторный брак, женщины свободно пользовались своим правом выйти замуж повторно.

Танско-сунское законодательство о разводах было не только тщательно и внимательно разработано, но и являлось очень прогрессивным для своего времени и по сравнению с предшествующими и с последующими эпохами. Представления танского и сунского обществ о разводе были прогрессивны и на общемировом культурном фоне.

7. Имущественные права женщин.

Женщины обладали пятью формами наследования имущества. Женщины на каждом этапе свой жизни обладали определенными имущественными правами, важнейшая характеристика которых заключается в возможности наследования как в дома отца, так и при разделе имущества в семье мужа.

Незамужние дочери при династиях Тан и Сун обладали правом наследования имущества в родительском доме. Если на момент раздела семейной собственности в семье оставались незамужние дочери, то по закону старшие родственники, родители или в случае их смерти старшие братья, должны были выделить для них отдельную долю из семейного имущества. Как правило, эта доля являлась приданым и равнялась Уг от доли на свадебные подарки для неженатого сына. Отдельные случаи правоприменения при Южной

343 Имеется в виду, что женщину, давшую обет хранить верность усопшему мужу, насильно выдал замуж кто-то из родственников.

Сун свидетельствуют от том, дочери могли получать Уг от общей доли наследуемого имущества сыном. К сожалению, конкретная правовая практика той эпохи мало известна и делать обобщения на основании редких примеров представляется рискованным. Однако совершенно очевидно, что когда имущество подпадало под категорию «вымершего семейства» (хуцзюэ Я Ш), т.е. оба родителя умерли, не оставив мужского потомства, а наследник установлен не был, незамужние дочери после оплаты дорогостоящих похорон наследовали всю семейную собственность.

Сунское законодательство, в отличие от танского, делило дочерей на три категории: незамужних, замужних и возвратившихся. Если после смерти главы семейства не осталось ни сыновей, ни незамужних дочерей, то замужние дочери на законных основаниях могли претендовать на обретение 1/3 семейной собственности. Если женщина разводилась с мужем, то закон разрешал ей забрать приданое в новую семью. Возвратившиеся после неудачного брака или из-за смерти мужа дочери, у которых не было братьев, по-прежнему обладали правом наследования установленной законом доли имущества при разделе семейной собственности. Если сыновей не было, то вдова наследовала и могла распоряжаться имуществом умершего супруга в том случае, если она не выходила замуж повторно. В «Сун син тун» сказано, что овдовевшие жены и наложницы при отсутствии мужского потомства наследуют долю мужа.

Целомудренная вдова, испытывающая трудности в ведении хозяйства, могла пойти на дозволительную хитрость и взять в дом мужчину-примака. С юридической точки зрения она оставалась верной вдовой, сохраняя за собой имущество мужа, а фактически приобретала надежное мужское плечо. Сыновья получали свою долю семейной собственности от овдовевшей матери.

8. Правовое положение буддийских и даосских монахинь.

В китайском обществе VII - XIII вв. некоторые женщины невольно или осознанно оказывались за рамками предписанных им конфуцианским домостроем ролей дочери, жены и матери. Такими женщинами являлись буддийские и даосские монахини, певички.

Любая женщина независимо от происхождения, статуса или возраста имела свободу вероисповедания. Правовое положение буддийских монахинь было равным с даосскими. Для ухода в монастырь требовалось согласие родителей или старших родственников. Возраст, когда женщина принимала постриг, был обусловлен причинами, побудившими ее уйти в монастырь. При этом причины, побуждавшие женщин выбрать даосское или буддийское монашество, могли существенно различаться. Очень распространенным явлением было принятие буддийского монашества в юном возрасте. Девочек отдавали в монастырь из-за болезни, по воле родителей или старших родственников. Даосское монашество преимущественно было осознанным выбором взрослой женщины.

При династии Тан не все женщины уходили в монастырь, чтобы проводить время в молитвах и затворничестве. Для некоторых, в особенности для придворных дам, это было следование моде. Приняв постриг женщины могли продолжать принимать гостей, играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи, наносить визиты приятелям. Монастырь давал женщинам личную свободу, монашество может быть расценено как одна из форм самоопределения и самоидентификации.

9. Правовое положение певичек.

В эпоху Тан появляются женщин особой категории чанцзи ШШ, которые были поэтессами, танцовщицами и певицами в одном лице. В отечественном китаеведении они традиционного именуются «певичками». По своему правовому и социальному статусу певички в эпоху Тан-Сун делились на казенных (дворцовые певички, певички для высших чинов местной администрации, певички для чиновников) и частных (проститутки и домашние певички). Правовой статус казенных певичек можно сравнить со статусом зависимых музыкантов, которые несли повинности при дворе, в округах и

188 уездах. Их социальное положение было несколько выше, чем у остальных категорий зависимых людей. Состоятельные семьи могли содержать домашних певичек цзяцзи ШШ, это было престижно и подчеркивало статус хозяина. По своему правовому статусу цзяцзи были фактически рабынями.

10. Правовое положение зависимых женщин и рабынь.

В китайском обществе VII - XIII вв. существовала достаточно обширная прослойка зависимых женщин: казенных и частных рабынь, частных зависимых женщин кэнюй. Кодексы содержат конкретные правовые установления о рабах и рабынях со дня их рождения до смерти. Особенно ярко проявляется зависимое положение рабынь и зависимых женщин на примере законов о семье и браке. Личная зависимость в эпоху Тан-Сун носила патриархальный характер: рабы, рабыни, буцюй и кэнюй считались членами семьи хозяина, законодательство подчеркивало необходимость исполнения зависимыми людьми всех внутрисемейных обязанностей.

11. Правовое положение женщины в преступлениях сексуального характера и семейных правонарушениях.

Сунское законодательство, в особенности южносунское, в отношении преступлений сексуального характера было более прогрессивным и тяготело к большей рационализации, чем законодательство династии Тан. Конкретные правовое сюжеты в отношении совершения супружеских измен и изнасилования позволяют утверждать, что по сравнению с танским правом, сунские законы накладывали большие ограничения на незаконные действия мужчины сексуального характера, и в большей степени охраняли сексуальную неприкосновенность женщин. Речь не о том, были ли наказания суровыми или мягкими, а о том, что сунское законодательство придавало очень большое значение тендерному порядку.

В сборнике законов годов правления Цин-юань было предусмотрено ужесточение наказания за изнасилование девочки-подростка. Эта законодательная инициатива династии Южная Сун была подхвачена

189 законодателями всех последующих династий. Законодательство династии Тан и Северная Сун априори определяло прелюбодеяние как свершившийся акт, а при Южной Сун была установлена мера наказания за неудавшуюся попытку совершить изнасилование. Таким образом, законодательство династии Южная Сун более четко определяло границы преступлений сексуального характера.

Танское право умалчивает о судьбе детей, рожденных в блуде; законодательство династии Северная Сун обязывало отца растить внебрачных детей; в южносунском сборнике законов поясняется, что если женщина изъявляла желание оставить ребенка на воспитание, ей это дозволялось. Данное установление гарантировало права матери, родившей ребенка от внебрачной связи. Можно говорить о том, что при династии Южная Сун общество придавало немалое значение правам матерей.

В отношении совершения внутрисемейных правонарушений сексуального характера луанъ лунь (половая связь между родственниками любой степени и линии родства) в законодательстве династии Южная Сун опять же появилось несколько нововведений. Если измена жены не подпадает под преступление и цзюэш, либо если возникло влечение к кому-то из близких родственников, но близость не произошла, то в обоих случаях муж самостоятельно решал простить жену или развестись с ней. Если жена была изнасилована кем-то из родственников, с которым супруги делят кров, даже если была только предпринята попытка это сделать, жена при желании могла развестись с мужем. Данные законодательные установления свидетельствуют о том, что южносунское право более внимательно относилось к положению женщины, уделяло большее значение благополучию супружеских отношений, тем самым стремясь сохранить стабильность во всем обществе.

В танском и сунском праве были зафиксированы наказания за преступления сексуального характера, совершенные лично-свободными по

344 тт

И цзюэ - нарушение супружеского долга, в данном случае - половая связь жены с кем-то из родственников мужа близости сыма или ближе. отношению к лично-зависимым людям и наоборот. Согласно танскому и сунскому законодательству, хозяин, совративший или изнасиловавший принадлежавшую ему лично-зависимую женщину, вообще не подвергался никакому наказанию. «Тан люй шу и», как и «Сун син тун», словно намекает на законность подобных действий. В сборнике законов годов правления Цин-юань была отражена изменившая структура южносунского общества, конкретные законодательные установления предусматривали наказания за возникновение развратных сношений между хозяином и наемной работницей, хозяином и бывшей служанкой, бывшим наемным рабочим или арендатором и женой хозяина. Конкретные правовые сюжеты свидетельствуют, что при Южной Сун женщины, более не связанные трудовыми обязательствами и не зависевшие от хозяина, получали определенную правовую защиту.

12. Изменения в положении женщин в последующие эпохи.

Первые изменения, коснувшиеся прав женщин, произошли во время правления монгольской династии. Сначала вышло постановление, согласно которому повторно вышедшей замуж вдове было запрещено забирать приданое в новую семью. В 1311 году при правлении императора У-цзуна (З^ж, 1308 -1311) на какое-то время был возрожден отмененный много сотен лет назад запрет на вступление вдов в повторный брак345. Однако это произошло спустя более 30 лет после падения династии Южная Сун. Составить представление о положении женщины в юаньскую эпоху крайне сложно, так как необходимо учитывать особенности семейного уклада китайцев-северян, ассимилированных киданей, чжурчжэней, корейцев, населявших северный Китай, монголов и жителей южного Китая. Трудности связаны и с источниками - юаньского кодекса законов не существовало.

345 Запреты на вступление в новый брак для вдов были сняты во время правления династии Цинь. По всей видимости, в правовых актах эпохи Хань упоминаний об этом запрете нет, однако в ханьское время были ярые противники повторных замужеств вдов, как например конфуцианец Ван Фу (1ЕШ\ I - II вв.). Но их призывы не были услышаны властями. См. подробнее: Hinsch, Bret. Women in early imperial China. Rowman & Littlefield Publishers, 2002. C. 88.

После правления династии Юань женщины стали постепенно утрачивать свои социальные и экономические права. При Мин были приняты следующие постановления: «всякой женщине, которая получила владение благодаря мужу или сыну, запрещается повторно выходить замуж», если это не соблюдалось, то «все пожалованные титулы отбирались, а супругов разлучали»; всякий раз, когда у женщины умирал муж, а она выходила замуж повторно, имущество умершего мужа и ее приданое оставалось в семье прежнего мужа346. Таким образом, в минское время стоило женщине вторично выйти замуж, у нее тут же отнимались и пожалованные титулы, и имущество, не было исключением даже приданое из отчего дома. Безусловно, ничего подобного не было ни в танском, ни в сунском законодательстве, хотя известно, что творцы минского кодифицированного права ориентировались на кодекс династии Тан.

При Мин, когда неоконфуцианство стало официальной идеологией, в обществе возобладали наиболее консервативные идеалы конфуцианского домостроя. Развод стал восприниматься чем-то постыдным, повторные браки не встречали одобрения, активно пропагандировался образ целомудренной вдовы, незамужние дочери терпели поражение в имущественных правах от племянников, установленных в качестве наследников в семьях без сыновей. Можно сказать, что зародившееся в сунскую эпоху неоконфуцианство создало предпосылки для процесса ухудшения положения женщины в дальнейшие эпохи.

Возможно, произошедшие изменения в государственной идеологии и общественном сознании были связаны с необходимой консолидацией культурных основ после долгожданного свержения инородческой династии, с общим порывом минской династии к исконно китайским образцам семейной жизни. По мнению известной американской исследовательницы Дороти Ко при

346 Цит. по: Чжан Бан-вэй. Указ. соч. С. 175. Чжан Бан-вэй ссылается на постановления из 8 и 20 цзюаней «Мин хуй яо» (ЭДг^Зс, «Собрание важнейших сведений о династии Мин»). поздней Мин (1573 - 1644) и в начале правления династии Цин (1644 - 1722), когда нравы в отношении двух полов были очень строгие, и женщины явно потеряли в правах, «самые образованные представительницы слабого пола предпочитали быть защитницами конфуцианской морали, вместо того, чтобы

347 отречься от нее» .

При попытках оценить положение и значение женщины в китайском обществе VII - XIII вв. стоит обратить внимание на то, что и мужчину также вряд ли можно рассматривать как человека свободного и независимого. Женщина была в большей степени включена в семейную иерархию, мужчина -и в социальную, и в семейную. На мужчину, даже в большей степени, чем на женщину, накладывалось огромное количество моральных обязательств, главными из которых было следование принципу сыновней почтительности, обеспечение мужского потомства, чтобы было возможно без перебоев отправлять культ предков. Мужчину и женщину можно рассматривать как партнеров внутри семьи, но не в современном понимании равенства, а отталкиваясь от принципа взаимодополняемости. В Китае ролевые функции членов семьи (мужа, жены, сыновей, дочерей, наложниц, прислуги) определялись очень четко в рамках домохозяйства, а, в конечном счете, и в обществе в целом. Положение мужчин и женщин, возможности социального возвышения и профессионального становления зависело от социального, правового, имущественного статуса семьи.

В целом по итогам исследования автором были сформулированы следующие основные выводы:

1. Материал исследования показывает, что эпоха Тан-Сун (VII - XIII вв.) является уникальным периодом в целом в истории традиционного китайского права и, в частности, правового положения женщин. В работе последовательно доказывается, что сложившийся трафарет глубоко

347 Ко, Dorothy. Teachers of the inner chambers: women and culture in seventeenth-century China. Stanford University Press, 1994. P. 75. дискриминационного положения женщин не соответствует исторической действительности. Традиционная модель семейно-брачных отношений влекла за собой неравенство мужчин и женщин, но его степень по всем параметрам была иной, чем обычно представляется некоторыми современными исследователями.

2. Самым высоким правовым статусом среди женщин в семье обладала мать. Высокий правовой и общественный статус матери со времени правления императрицы У-хоу (кон. VII - нач. VIII вв.) и позднее в эпоху Сун определили указ об удлинении срока траура по матери, влияние некоторых буддийских представлений, изменения политической культуры, которые повлияли на появление новой обязанности матери -непосредственное участие в подготовке сыновей к государственным экзаменам, определили

3. Автор пришел к выводу, что в рассматриваемый период женщины наравне с мужчинами обладали и пользовались правом на развод и правом на заключение повторного брака, в противоположность бытующим представлениям о законодательных запретах и о существовавшем жестком общественном осуждении. Проведенный в работе анализ свидетельствует, что женщины обладали пятью формами наследования семейной собственности. Они могли наследовать имущество, как в родном доме, так и в доме мужа при разделе семейной собственности. Данный вывод опровергает мнение о том, что имущественные права женщин ограничивались лишь получением приданого на момент замужества.

4. Под влиянием конфуцианских морально-этических норм семейнобрачное законодательство было нацелено на поддержание целостности семьи, надлежащего функционирования семейной жизни, порядка и благополучия во всей патронимической структуре. Весь блок конкретных установлений кодексов, в которых женщина фигурирует как субъект

194 ответственности свидетельствует о стремлении властей контролировать взаимоотношения полов в рамках патронимии, обеспечить существование семейного уклада без перебоев, сохранять порядок во всем обществе.

5. Исследование подтверждает исключительность исторического места периода Тан и Сун в эволюции правового положения женщин. В силу особенностей этнического и культурного развития период VII - XIII вв. был сравнительно либеральным. Широта предоставляемых законом прав женщинам в эпоху Тан-Сун является беспрецедентной в истории императорского Китая. Изменения в законодательстве в последующие эпохи, навязывание властью патриархальных конфуцианских идеалов негативно сказались на положении женщин. Конкретные правовые установления существенно урезали имущественные права женщин, а активно пропагандировавшийся неоконфуцианством образ целомудренной вдовы наложил моральные ограничения на повторные браки среди женщин при династиях Мин и Цин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мыльникова, Юлия Сергеевна, 2012 год

1. Источники1. На русском языке:

2. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 1 8 / Введ., пер. с кит. и коммент. В. М. Рыбакова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.

3. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 9-16 / Пер. с кит. и коммент. В. М. Рыбакова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001.

4. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 17 — 25 / Пер. с кит. и коммент. В.М. Рыбакова. СПб: «Петербургское Востоковедение», 2005.

5. Тан люй шу и. (Кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями). Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубань, 1983.14. 10 / Ш+ЗхЗЁ. Цзю Тан шу. (Старая история династии Тан) / Эршиу ши. (Двадцать пять династийных историй, в 12 томах). Т. 5. Шанхай, 1987.

6. Цин-юань тяо фа ши лэй. (Свод законов, составленный в годы Цин-юань). Т. 1-10. Пекин, 1957.1. На английском языке:

7. Sima Guang. Precepts for Family Life (jiafan) // Images of women in Chinese thought and culture: writings from the pre-Qin period through the Song dynasty / edited by Robin R. Wang. Indianapolis, Hackett Pub. Co., 2003. P. 414 418.

8. The T'ang Code. Vol. I: General Principles / Transl. with an introd. by Wallace Johnson. Princeton, 1979.

9. The T'ang Code. Vol. II: Specific Articles / Transl. with an introd. by Wallace Johnson. Princeton, 1997.1. Библиографии1. На английском языке:

10. Guide to Women's Studies in China, (eds. Hershatter, Gail; Honig, Emily; Mann, Susan; Rofel, Lisa.). China Research Monograph, 50. Berkeley: University of California, Institute of East Asian Studies, 1998.

11. Wei, Karen T. Women in China: a selected and annotated bibliography. Westport, CT: Greenwood Publishing Group, Incorporated, 1984.

12. Women in China: bibliography of available English language materials, (eds. Cheng, Lucie; Furth, Charlotte; Yip, Hon-ming). Berkeley, CA: University of California, Institute of East Asian Studies, 1984.

13. Women in China from earliest times to the present: a bibliography of studies in Western languages (edited by Robin D.S. Yates). Leiden; Boston: Brill, 2009.1. На китайском языке:

14. ЙМ^ФИЙ&тШ&ВИ^ / ШШ, Цзинь бай нянь Чжунго фунюй луньчжу цзунму ти яо. (Аннотированный каталог публикаций о китайских женщинах за последние сто лет) / под ред. Цзан Цзянь, Дун Най-цян. Пекин, 1996.1. Литература1. На русском языке

15. Ван Гулик, Роберт. Сексуальная жизнь в древнем Китае / пер. с англ. A.M. Кабанова. СПб, 2000.

16. Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. (Т.5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / под ред. М.Л. Титаренко). М., 2009.

17. История Китая: древность, средневековье, новое время / А.А.Бокщанин, О.Е.Непомнин, Т.В.Степугина. М., Вост. лит., 2010.

18. Китайский эрос / сост. и отв. ред. А.И. Кобзев. М., 1993.

19. Кожин П.М. Китайский буддизм // Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. (Т.2. Мифология. Религия / под ред. M.JI. Титаренко). М., 2007. 260 -267.

20. Козина Е.М. Социально-правовое положение зависимого населения в Китае при династии Тан (618 907 гг.) // Рабство в странах Востока в средние века. М., 1986. с. 36-79.

21. Крашенинникова H.A. История права Востока: курс лекций. М., 1994.

22. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984.

23. Кудрявцева Т.В., Вечерина Т.П. История цивилизаций: Античность. Средневековье. 4.1: Учебное пособие. СПб, 1999.

24. Кычанов Е.И. Кодификация традиционного права // Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. (Т.4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура / под ред. M.JI. Титаренко). М., 2009. С. 403 405.

25. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII XIII вв.). М., 1986.

26. Кычанов Е.И. Традиционное право // Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. (Т.4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура / под ред. M.JI. Титаренко). М., 2009. С. 386 402.

27. Линь Юй-тан. Китайцы: моя страна и мой народ / Пер. с кит. и предисл. H.A. Спешнева. М.: Вост.лит., 2010.

28. Маслов. A.A. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

29. Попова И.Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М., 1999.

30. Рогожин А.И., Сафронова И.П., Страхов H.H. История государства и права стран Азии и Африки (очерки). М., 1964.

31. Свистунова Н.П. Законы о наследовании в минских кодексах Да Мин лин и Да Мин люй // XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. М., 2002. С. 88 115.

32. Серебряков Е.А. Бо Цзюй-и // Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. (Т.З. Литература. Язык и письменность / под ред. М.Л. Титаренко). М., 2008. С. 221-222.

33. Синецкая Э.А. Феминизм в Китае (нюйсинчжуи) // Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. (Т.4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура / под ред. М.Л. Титаренко). 2009. С. 665-667.

34. Синецкая Э.А. О национальных особенностях китайского феминизма // XXXVII научная конференция ОГК. М., 2007. С. 335 353.

35. Спешнев H.A. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб, 2011.

36. Сторожук А.Г. Три учения и культура Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан. СПб, 2010.

37. Танские новеллы / Пер. с кит. О. Фишман и А. Тишкова. М., 1960.

38. Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. М., 2006.

39. Фоссье Робер. Люди средневековья / Пер. с франц. А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова. СПб, 2010.

40. Эймс Роджер Т., Холл Дэвид Л. Китайский сексизм: пропедевтика // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С. 77 106.

41. Юн Чжан. Дикие лебеди: три дочери Китая / Пер. с англ. Р. Шапиро. СПб, 2008.1. На английском языке:

42. Adamek, Wendi. Inscriptions for nuns at Lingquan Temple, Bao Shan // «Женщины и общество династий Тан и Сун» (сборник статей под ред. Дэн Сяо-наня). Шанхай, 2003. С. 493 518.

43. Bernhardt, Kathryn. Women and Property in China, 960-1949. (Law, Society, and Culture in China Series). Stanford: Stanford University Press, 1999.

44. Birge, Bettine. Inheritance and Property law from Tang to Song: the move away from Patrilineality / «Женщины и общество династий Тан и Сун» (сборник статей под ред. Дэн Сяо-наня). Шанхай, 2003. С. 849 866.

45. Birge, Bettine. Women, property, and Confucian reaction in Sung and Yuan China (960-1368). Cambridge Studies in Chinese History, Literature, and Institutions. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2002.

46. Bodde D., Morris C. Law in Imperial China. Cambridge, 1967.

47. Cahill, Suzanne. Resenting the Silk Robes that Hide Their Poems: Female Voices in the Poetry of Tang Dynasty Daoist Nuns. // «Женщины и общество династий Тан и Сун» (сборник статей под ред. Дэн Сяо-наня). Шанхай, 2003. 519 566.

48. Chu, Tung-tsu. Law and society in traditional China. Paris: Mouton, 1961.

49. Ebrey, Patricia Buckley. Family and Property in Sung China: Yuan Ts'ai's Precepts for Social Life. Princeton, 1984.

50. Ebrey, Patricia Buckley. Shifts in Marriage Finance from the Sixth to the Thirteenth Century / Marriage and inequality in Chinese society (eds. Ebrey, Patricia В.; Watson, Rubie S.). Berkeley, CA: University of California Press, 1991. P. 97-132.

51. Ebrey, Patricia Buckley. The inner quarters: marriage and the lives of Chinese women in the Sung Period. University of California Press, 1993.

52. Ebrey, Patricia Buckley. Women and the family in Chinese history. Critical Asian Scholarship. London, New York: Routledge, 2003.

53. Van Gulik, Robert Hans. Sexual life in ancient China: A preliminary survey of Chinese sex and society from ca.1500 B.C. till 1644 A.D. Leiden: E.J. Brill, 1961.

54. Head, John W.; Wang, Yanping. Law codes in dynastic China: a synopsis of Chinese legal history in the thirty centuries from Zhou to Qing. Durham, N.C.: Carolina Academic Press, 2005.

55. Hinsch, Bret. Women in early imperial China. Rowman & Littlefield Publishers, 2002.

56. Ко, Dorothy. Teachers of the inner chambers: women and culture in seventeenth-century China. Stanford University Press, 1994.

57. Owen, Stephen. The end of the Chinese Middle Ages: essays in Mid-Tang literary culture. Stanford University Press, 1996.

58. Ping, Yao. Compromised Aspirations: Tang Women's Life During the Era of the Persecution of Buddhism // E-Journal of Asian Studies on the Pacific Coast, 2003. URL: http://mcel.pacificu.edu/easpac/2003/yao.php3 (дата обращения: 20.12.2011).

59. Presence and Presentation: Women in the Chinese Literati Tradition, (ed. Мои, Sherry J.). Basingstoke, Hampshire: Macmillan Press Ltd., 1999.

60. Scott, Joan W. Gender: A Useful category of Historical Analysis // American Historical Review 91.5, 1986. P. 1053 1075.

61. Tosh, John. The pursuit of history: Aims, Methods and New Directions in the Study of Modern History. Longman, 2002.

62. Tung, Jowen R. Fables for the patriarchs microform.: gender politics in Tang discourses. Ann Arbor, Mich.: UMI, 1995.

63. Women in China: current directions in historical scholarship (eds. Guisso, Richard; Johannesen, Stanley). Youngstown, NY: Philo Press, 1981.

64. Фэн. Мин Цин шидай фунюй дэ дивэй юй цюаньли: и Мин Цин циюэ вэныну, сусун дан ань вэй чжунсинь. (Положение и права женщин династий Мин и Цин: на основе казенных бумаг и судебных дел). Пекин, 2009.

65. ШШШ. Ш Р0ШЙ-^з Бао Цзя-линь. Инь-ян сюэшо юй фунюй дивэй. (Учение инь-ян и положение женщины) // «Продолжение сборника статей по истории китайских женщин» (сост. Бао Цзя-линь). Тайбэй, 1991. С. 37 54.

66. ФВШЙЭЗЁ. Ван Бинь-лин. Чжунго хуньинь ши. (История брака в Китае). Шанхай, 2001.

67. ЗЕШШ. '.Ь^сЗЁ. Ван Шао-си. Сяо це ши (История наложниц). Шанхай, 2008.78. 31 ^¡Ж. Ф ШШШ^. Ван Шу-ну. Чжунго чанцзи ши. (История певичек в Китае). Пекин, 2004.1. Ван Цуй-гай.

68. Го Дун-сюй. Сундай фалюй юй шэхуэй. (Сунское право и общество) Пекин, 2008.

69. ШШ5С. ШШШй^Ж. Го Сун-и. Лунь ли юй шэнхо - Цин дай дэ хуньинь гуаньси. (Моральные нормы и жизнь: супружеские отношения в цинском Китае). Пекин, 2000.

70. Ло Хун-ян. Лунь Чжунго гудай фунюй цзай хуньинь цзятин чжун дэ фалюй дивэй (О правовом положении женщины в институте семьи и брака древнего Китая) // «Гуйчжоу миньцзу сюэюань сюэбао» (Вестник гуйчжоуского института национальностей). 1997 №3. С. 80 - 82.

71. Й+^тШЙ^ШЙ // «^И Ш Лу Цзянь-хуа. Цзинь ши нянь лай Сун дай фунюй яньцзю. (Исследования женщин эпохи Сун за последние десять лет) // «Шисюэ юэкань» (Ежемесячник исторической науки). 1996 -№1. С. 109-112.

72. ШШ^ШШ. Лю Юн-цун. Нюй син юй лиши: Чжунго чуаньтун гуаньнянь синьтань. (Слабый пол и история: новый взгляд на традиционную концепцию). Гонконг, 1993.91. тт. и «ш? шш».

73. Китая)//«Чжунго дяньцзи юй вэньхуа» (Китайская классическая литература и культура). 1994-№3. С. 17-24.

74. ШШШЙСТЙД^, // Ню Чжи-пин. Тан дай хуньинь дэ кайфан фэнци. (Свободные нравы заключения брака в эпоху Тан) // «Ли ши яньцзю» (Исторические исследования). 1987 4. С. 80 - 88.

75. Ню Чжи-пин. Тан дай хунь сан. (Свадьбы и похороны эпохи Тан). Издание Сибэйского университета, 1996.95.1МШШ. Пан Дэ-синь. Сун дай лян цзин шиминь шэнхо.

76. Жизнь горожан двух сунских столиц). Гонконг, 1974.

77. М^к- Син Те. Сун дай цзятин яньцзю. (Исследование семьи эпохи Сун). Шанхай, 2005.

78. Ш Ш. ШТ* . Син Те. Цзячань цзичэн шилунь. (Об истории наследования семейного имущества). Изд-во Юньнаньского университета, 2000.т&5ШП^Ш^ШЫШ// Синь Гэн-жу.

79. Лунь Сун дай фунюй гайцзя шэнсин дэ юаньинь. (О причинах распространенности повторных браков среди женщин в эпоху Сун) // «Цинхай шифань дасюэ сюэбао» (Вестник педагогического университета Цинхая). 1996 01, С. 93 - 94.

80. Сюй Тянь-сяо. Шэньчжоу нюйцзы синыпи. (Новая история китайских женщин). Тайбэй, 1993.

81. Сян Шу-юнь. Тан дай хуньинь фа юй хуньинь шитай. (Танский закон о браке и истинное положение дел). Тайбэй, 1991.

82. ЩШШ^ШШ- Тао Си-шэн. Хуньинь юй цзяцзу. (Брак и семья). Шанхай, 1947.105. / ЗРФШТан-Сун нюйсин юй шэхуэй. (Женщины и общество династий Тан и Сун) / Под ред. Дэн Сяо-нань, в 2-х томах. Шанхай, 2003.

83. Те Ай-хуа. Сун-дай шижэнь цзе цэн нюйсин яньцзю. (Изучение женщин ученого сословия эпохи Сун). Пекин, 2011.

84. ШМ.5%:. Ф Тянь Цзя-ин. Чжунго фунюй шэнхо шихуа. (Исторические рассказы о жизни китайских женщин). Пекин, 1982.

85. М^Х. ШХао Чунь-вэнь. Тан хоуци у дай Сун чу Дуньхуан сэнни дэ шэхуй шэнхо. (Общественная жизнь буддийских монахов и монахинь во времена Поздней Тан, пяти династий и начала Сун). Пекин, 1998.

86. МШШ. ^-ад^ЙадНШ: Хуан Минь-чжи. Сундай фунюй дэ лин и цэмянь: гуаньюй сундай дэ бицюни. (Иная сторона сунских женщин: о монахинях эпохи Сун) // «Женщины и общество династий Тан и Сун» (сборник статей под ред. Дэн Сяо-наня). Шанхай, 2003. С. 567 655.

87. Ш. Ф и «Ш^Ш». Хуан Янь-ли.

88. Чжунго чуантун шэхуй дэ фалюй юй фунюй дивэй. (Право китайского традиционного общества и положение женщины) // «Бэйцзин дасюэ сюэбао» (Вестник Пекинского университета). 1997 № 3. С. 103 - 112.in.//

89. Ш1т Ф Щ^^-^ФШЙг?. Цюй Тун-цзу. Чжунго фалюй юй чжунго шэхуй. (Китайское право и китайское общество). Шанхай, 1947.

90. ШШШ%. Цянь Да-цюнь. Тан люй янь цзю. (Исследование танского права). Пекин, 2000.

91. ШтЬШ, ФИШ^^ЗЩ^Ш. Чжао Юань-синь, Хэ Си-жун. Чжунго лидай нюйсин бэйцзюй дагуань. (Наблюдая за драмой китайских женщин сквозь века). Тайбэй, 1995.

92. ФШЙ^С^Т&^Ш^ / ШШШШЩ. Чжунго фунюй ши луньцзи сюйцзи. (Продолжение сборника статей по истории китайских женщин) / Составитель Бао Цзя-линь. Тайбэй, 1991.

93. ШХ. И «^тшк^ш. Чжэн Сянь-вэнь. Люй лин чжи ся Тан дай фунюй дэ фалюй дивэй. (Правовое положение женщин в законодательной системе эпохи Тан) // «Цзилинь шифань дасюэ сюэбао» (Вестник Цзилиньского педагогического университета). 2004 №3. С. 30-34.

94. Ш ft ШЩ%• Чжэн Сянь-вэнь. Тандай люйлинчжи яньцзю. (Исследование танской законодательной системы). Пекин, 2004.

95. Чжэн Чжи-минь. Сишо танцзи. (Подробно о танских певичках). Изд-во Тайвань вэньлюй, 1997.

96. Ф II "¿f ft #3 jfe. Чэнь Гу-юань. Чжунго гудай хуньинь ши. (История брака в древнем Китае). Шанхай, 1929.

97. Ш. ФШЙ^С^УЙ^. Чэнь Дун-юань. Чжунго фунюй шэнхо ши. (История жизни китайских женщин). Шанхай, 1937.

98. ЭД Уп Ф ftj & 141: гЯ. Чэнь Жо-шуй. Чу Тан чжэнчжи чжундэ нюйсин иши (Отношение к слабому полу в политике ранней Тан) / «Женщины и общество династий Тан и Сун» (сборник статей под ред. Дэн Сяо-наня). Шанхай, 2003. С. 659 694.

99. Iti&fóftJR ШШШкХ^ШШШ. Чэнь Жо-шуй. Иньби дэ гуанцзин - Тан дай дэ фунюй вэньхуа юй цзятин шэнхо. (Окутанная тайной жизнь: культура и семейный быт женщин династии Тан). Гуйлинь, 2009.

100. Шй|. ФШМ^Й^Ш. Чэнь Пэн. Чжунго хуньинь ши rao. (Очерки истории брака в Китае). Чжунхуа шуцзюй, 1990.во. шч-, шш, ян цзи-шш, го

101. Фэн и Чжан Хэ-пин. У ши шицзи Дуньхуан дэ цзятин юй цзяцзу гуфньси. (Взаимоотношения семьи и клана в Дуньхуане V X веков). Чанша, 1997.

102. Тюгоку хосэй си кэнкю: дорэй нодо хо, кадзоку сонраку хо. (Исследования по истории китайского права. Законы о рабах и крепостных, законы о семье и поселениях). Токио, 1962.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.