Правосознание как объект социально-философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Уваркина, Елена Васильевна

  • Уваркина, Елена Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 120
Уваркина, Елена Васильевна. Правосознание как объект социально-философского анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2004. 120 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Уваркина, Елена Васильевна

Введение.

Глава 1. Специфика социально-философского анализа правосознания.

§ 1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа правосознания. Особенности правосознания как социально-философской категории

§ 2. Понятие и содержательные характеристики правосознания.

§ 3. Субъекты правосознания.

Глава 2. Правосознание как феномен общественного сознания.

§ 1. Место и значение правосознания в общей структуре общественного сознания.

§ 2. Функциональный анализ правосознания.

§ 3. Феноменологические характеристики правосознания. Правовой нигилизм.

Глава 3. Динамический анализ правосознания.

§ 1. Тенденции изменения правосознания.

§ 2. Условия и факторы, обусловливающие особенности правосознания современного российского общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правосознание как объект социально-философского анализа»

Актуальность темы правосознания обусловлена рядом причин, имеющих как теоретический, так и практический характер.

Во-первых, необходимостью постоянного изучения правосознания, поскольку именно от последнего зависят реализация и упрочение правовых отношений в общественной жизни, а также и дальнейшее развитие права в целом.

Правосознание всегда сопровождает право. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Все это вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и пр. Любое право действует и реализуется как осознанное право.

Действующее право постоянно оценивается, домысливается и корректируется с позиций массового правосознания, а также моральных принципов, норм, категорий. Поэтому право как нормативная система регулирования поведения людей реализуется в той мере, в какой общество способно его осмыслить и усвоить.

Кроме того, в правосознании содержатся базисные принципы правового регулирования, применяемые при реализации права, которые могут и не быть сформулированы в действующем законодательстве.

Наконец, правосознание выступает своеобразной формой действующего права при таких его источниках, как санкционированный обычай и прецедент. Правосознание может принимать на себя и роль действующего права в тех правовых системах, где данное право не выражается в нормативно-правовых актах государства целиком.

Особая роль в формировании правовой культуры общества принадлежит правовому сознанию. Так, правовое сознание составляет основу правотворческой деятельности в обществе, обусловливает совершенство права и правовых отношений, во многом предопределяет четкую и слаженную работу соответствующих правовых учреждений. По содержанию и уровню развития правосознания можно судить об адекватности правовой культуры в обществе.

Знание - необходимая предпосылка любой, в том числе и правовой формы сознания. Но знание закона еще не является его осознанием. О высоко развитом правосознании свидетельствует лишь наличие убежденности в справедливости закона, внутренней потребности неукоснительно следовать его велениям. В реальной жизни довольно часты случаи, когда люди обладают довольно обширным уровнем правовых знаний, пониманием требований правовых норм и т.д. и вместе с тем нарушают их предписания.

Во-вторых, актуальность темы обусловлена и практическими задачами по целенаправленному формированию общественного и индивидуального правосознания.

Формирование правового сознания - сложный психологический процесс восприятия нормативно-правовых предписаний, своеобразно протекающий у каждого человека, имеющий подчас различные результаты. Чтобы оптимизировать этот процесс, сделать его более действенным и целенаправленным, необходимо располагать информацией о многочисленных переменных, опосредующих этот процесс, глубоко знать приемы, средства и методы достижения желаемых результатов.

В правовоспитательной деятельности (а она является одним из центральных направлений деятельности государственных и общественных структур по формированию правового сознания) в настоящее время возникла своеобразная ситуация: с одной стороны, признается необходимость и эффективность правового воздействия на формирование личности, а с другой - отсутствует теория, научно обосновывающая пути реализации имеющихся возможностей. Преодоление этой проблемной ситуации связано, прежде всего, с определением и научным обоснованием целей и задач правового воспитания. Обеспечение реализации права как неуклонного соблюдения предписаний правовых норм и правовых институтов всеми гражданами независимо от их социального положения это ближайшая задача правового воспитания, а, следовательно, и формирования правового сознания.

Право, его нормы обращены к воле и сознанию человека, но регулируют они не сознание, а поведение. Правовое сознание выполняет функцию передаточного механизма от права к поведению.

В-третьих, среди теоретических причин, обусловливающих необходимость изучения темы правосознания, следует, прежде всего, выделить важность определенной унификации категориально-понятийного аппарата, относящегося к данной проблеме.

Так, сам термин «правосознание» полисемантичен. Те или иные авторы в дефинициях феномена «правосознание» делают акцент на разных его аспектах. Одни теоретики-правоведы идентифицируют правосознание с естественным правом, другие - с правом вообще, третьи - полагают, что правосознание - нечто внешнее по отношению к праву, т.е. знание, оценка права, критика действующего права и пр.

Высказываются и разные мнения относительно нормативности правосознания. Некоторые авторы сомневаются в его нормативности, полагая, что правосознание по своей сути лишь отражение действующей нормативно-правовой системы, совокупность знаний о правовых нормах.

Достаточно дискуссионна и тема соотношения морали и права. Например, распространено представление, что правосознание - это часть морали, содержащая оценки права.

Все перечисленные и многие другие вопросы, так или иначе связанные с проблематикой правосознания, нуждаются в определенном осмыслении, базирующемся, прежде всего, на социально-философском анализе данного феномена.

Тема правосознания многоаспектна, поэтому в данном случае важен именно социально-философский анализ проблемы. Социально-философский анализ дает возможность рассмотреть правосознание как комплексное явление, имеющее свое содержание и логику развития. Здесь имеет большое значение и исследование данного феномена в общем контексте общественных отношений, как обусловленных множеством социальных и иных факторов и условий. Поскольку правосознание проявляется в разных сферах общественной жизни, необходим его анализ и как социокультурного явления.

Социально-философский анализ необходим и в силу того, что он дает возможность проанализировать правосознание и на уровне сущностных признаков (субстанциональный аспект социально-философского исследования), и на уровне его структуры (структурный анализ), и на уровне функций (функциональный анализ), и на уровне субъектов (субъектный анализ), и на уровне типов (таксономический анализ), и на уровне динамических характеристик (динамический анализ).

Итак, именно социально-философский анализ правосознания позволяет раскрыть его многосторонность, выявив детерминационные и прочие взаимозависимости этого феномена с другими феноменами общественной жизни.

Таким образом, комплекс проблем, связанных с изменениями, как в самом общественном развитии, так и в процессах осмысления правосознания, создает ситуацию особой актуальности данной темы.

Степень разработанности темы. В научной литературе создан определенный фундамент для изучения правосознания. Выделим группы работ, авторы которых затрагивают те или иные аспекты проблемы.

Первая группа1 представлена трудами, посвященными общим проблемам

1 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Отв. ред. М.Н.Марченко. - М., 2002; Общая теория права. Курс лекций /Под общей ред. Бабаева В.К. -Н.-Новгород, 1993; Общая теория права и государства /Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2002; Общая теория права /Под ред. Пиголкина Л.С. - М., 1996; Основы государства и права /Под общ. ред. С.А.Комарова. - СПб., 2003; Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Н.-Новгород, 1998; Спиридонов. Л.И. Теория государства и права. - М., 1999; Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1998; Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова, .В.Малько. - М., 1997; Теория государства и права /Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. - М., 1998; Теория государства и права /Под ред. А.И.Королева, Л.С.Явича. - Л., 1987; Теория государства и права /Под ред. А.М.Васильева. - М., 1983; Теория права и государства /Под ред. Г.Н.Манова. - М., 1995; Теория государства и права /Под ред. М.М.Рассолова, В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева. - М., 2000; Теория государства и права /Под ред. А.И.Косарева. - М., 2000; Теория права и государства (конспект лекций) /Под ред. В.К.Казакова, Г.В.Загрядского. - М., 2001; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М„ 1995. теории государства и права. Данные проблемы раскрываются, главным образом, в исследованиях общетеоретического характера, где показываются функции, место и роль правосознания в социальной системе.

Значимость данных работ при изучении темы диссертационного исследования состоит в том, что в них, по сути, раскрывается методологический аппарат, с помощью которого возможен анализ более частных проблем. Однако, ограниченность указанных работ состоит в том, что их авторы не выходят на уровень философских абстракций и действуют в рамках методологии теории государства и права, что не позволяет в силу определенной ограниченности последней раскрыть правосознание как социальный и культурный феномен.

Несмотря на то, что в определениях данного феномена теоретики-правоведы стремятся указать базисные признаки правового сознания, вместе с тем формулируемые здесь дефиниции часто носят не сущностной, а скорее операциональный характер, что, собственно, вполне объяснимо исходя из задач, поставленных перед этими исследователями.

Вторая группа работ посвящена изучению роли правосознания в общем контексте правовоспитательной работы2. Авторы данных работ стремятся раскрыть значение правосознания в формировании правовой культуры общества. Их, прежде всего, интересуют пути и способы целенаправленного воздействия со стороны специализированных институтов общества, занимающихся проблемами правового воспитания, на общественное, групповое и индивидуальное правосознание.

Указанная группа работ тесно смыкается с третьей, посвященной анализу психологических аспектов правосознания3. Это те труды, которые имеют непо

Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения. - М., 1986; Лука-шеваЕ.А. Право, мораль, личность. - М, 1986; Мамут JI.C. Народ в правовом государстве. -М., 1999; Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М., 1988; Покровский И.Ф. Формирование правосознания. - М., 1972;

3 Васильев B.JI. Юридическая психология,- М., 1991; Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.-М.,1982; Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск, 1988; Романов В.В. Юридическая психология,- М.,1998; Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. - М.,1971. средственное отношение к юридической психологии, где феномену правосознания отводится достаточно много места. Данная литература интересна тем, что в ней подробно изучаются психологические и социально-психологические аспекты темы правосознания, что, безусловно, должно быть учтено при анализе проблемы на уровне социально-философских обобщений.

В последние годы значительно активизировалось исследование темы правосознания в рамках социологии права4. Они могут составить отдельную четвертую группу исследований. Однако и авторы, работающие в области социологии права, не всегда выходят не только на уровень общефилософских, но и макро-социологических обобщений, предпочитая исследовать определенные состояния правосознания, полагая, что именно этот аспект темы в наибольшей мере отвечает концептуальным основам социологии права. Вместе с тем лишь постоянный мониторинг состояний правового сознания может выявить тенденции его изменений и дальнейшего развития.

И, наконец, пятую группу, достаточно немногочисленную, представляют работы, где дается анализ темы правового сознания на уровне социально-философской методологии. В ряде работ данная проблема является лишь одной из многих, связанных с общественным сознанием в целом5. В других - она исследуется в рамках учебного курса социальной философии6. В третьих - раскрывается в общем контексте философии права . Но ни в одной из названных работ не был проведен всесторонний социально-философский анализ, где пра

4 Гречин А.С. Социология правового сознания. - М.,2001; Карбонье Ж. Юридическая социология. - М.,1986; Ксенофонтов В.Н. Основы социологии права. - М., 1997; Кудрявцев ВН., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М, 1995; Кульчар К. Основы социологии права. - М., 1981; Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М.,1999; Jle-ванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. - М., 1986; Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования; Щегорцев В.А. Социология правосознания. -М., 1981.

5 Общественное сознание и его формы. - М., 1986; Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М, 1993.

6 Алексеев П.В. Социальная философия,- М., 2004; Социальная философия /Под ред. И.А. Гобозова. - М.,2003.

7 Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998; Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993; Керимов Д.А. Основы философии права. - М, 1992; Малахов В.П. Философия права. -М., 2001; Система гуманитарного и социально-экономического знания /Под ред. С.А. Хме-левской. - М., 2001; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 1997. восознание раскрывалось бы с позиций онтологических оснований, структуры, функций, динамики развития.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в дореволюционной России существовала традиция изучения правосознания в рамках социально-философского анализа. Достаточно назвать работы по этой теме И.А. Ильина, П И. Новгород-цева, Л.И. Петражицкого и др.8.

Таким образом, анализ литературы по теме диссертационного исследования показал, что накоплен достаточный материал по изучению ряда аспектов правосознания, но вместе с тем последнее еще не стало объектом комплексного социально-философского анализа.

Поэтому целью данного диссертационного исследования является изучение правосознания средствами социально-философского анализа. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрытие теоретико-методологических основ социально-философского анализа правосознания;

- выявление его сущностных признаков, содержания и структуры средствами социально-философского анализа;

- изучение механизма функционирования правосознания с помощью средств функционального анализа социально-философского исследования;

- проведение таксономического анализа правосознания с целью выделения его типологии; исследование феноменологических характеристик правосознания;

- анализ условий и факторов, детерминирующих особенности правосознания современного российского общества, раскрытие его содержательных характеристик; о

Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993; Новгородцев П.И. О задачах современной философии права /Соч. - М. 1995; Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х томах. - М.: СПб., 1907-1908; Русская философия права: философия веры и нравственности (антология).- СПб., 1997.

- определение тенденций развития правосознания в условиях современной российской действительности.

Объектом диссертационного исследования выступает правосознание; предметом этого исследования является правосознание как социальный и культурный феномен, изучаемый в концептуальных рамках социально-философского анализа.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляет большой круг источников (монографии, статьи и авторефераты), в которых отражены результаты изучения феномена правосознания. Среди названных изданий - работы современных отечественных философов, политологов, социологов, психологов, теоретиков-правоведов, внесших большой вклад в изучение обозначенной темы, а также труды зарубежных авторов, специализирующихся на разработке проблем правосознания и предложивших интересные подходы и оригинальные методики исследования.

Методологической основой исследования явились философские и общенаучные принципы и методы.

Так, среди философских принципов, составляющих непосредственную методологическую основу работы, выделяются: принципы всеобщей связи, диалектического развития, единства исторического и логического, единства практического и теоретического. Среди методов, используемых в работе, необходимо выделить метод восхождения от абстрактного к конкретному; деятельност-ный подход, при котором деятельность рассматривается как субстанция социальной жизни.

В диссертационном исследовании были также использованы общенаучные методы, в частности, системный подход; общенаучные понятия и принципы.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты контент-анализа материалов периодической печати, посвященных проблемам правосознания; итоги обобщения данных отечественной и зарубежной справочно-статистической литературы, а также результаты опросов, анкетирования преподавателей и курсантов, проведенных в Краснодарском юридическом институте в 2003 - 2004 годах по проблемам их ценностно-правовых ориентации.

Научная новизна исследования заключается в следующих выводах:

- сформулированы социально-философские основы исследования правосознания, согласно которым раскрываются его онтологические основания, сущностные признаки, содержание и структура, субъекты, механизм функционирования, типология и динамика развития;

- раскрыты сущность и содержание правосознания, проявляющиеся в гносеологическом, аксиологическом и мотивационно-побудительном аспектах;

- выявлен механизм функционирования правосознания, порожденный необходимостью выполнения им конкретных функций: когнитивной, мировоззренческой, регулятивной, нормативно-прогностической;

- проведена типология правосознания по разным основаниям: по субъектам, уровням, формам; раскрыты феноменологические характеристики правосознания, обнаруживающие разные его состояния и способы проявления;

- исследованы причины, вызывающие появление правового нигилизма в обществе; предложены пути и способы повышения правовой культуры в обществе: т. о

- проанализировано состояние правосознания в современном российском обществе, выявлены условия и факторы, его обусловливающие;

- прослежены тенденции развития правосознания в истории общественной жизни; выведены тенденции изменения правосознания в современном российском обществе, которые характеризуются конфликтностью, наличием негативных моментов, как в самом обществе, так и в системе правоохранительных органов, органов, занимающихся правотворческой и правоприменительной деятельностью; выявлены социально-значимые факторы, способствующие преодолению негативных тенденций в общественном правосознании в современном российском обществе.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется выявлением и обоснованием социально-философских основ анализа правосознания, что способствует расширению проблемного поля социально-философской теории. Теоретические выводы, полученные в диссертационном исследовании, углубляют и расширяют существующие в литературе представления о сущности, типах, функционировании и тенденциях развития правосознания.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в практической деятельности: при разработке нормативно-правовых актов и документов в системе государственного управления; применяться в учебном процессе - при чтении курсов по социальной философии, философии права, политологии, социологии права, теории государства и права, юридической психологии.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы различными социальными институтами в целях повышения эффективности мер, направленных на преодоление негативных тенденций в общественном правосознании современного российского общества.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Уваркина, Елена Васильевна

Заключение

Тема правосознания в условиях реформирования общественной жизни в целом и правовой системы в частности имеет важнейшее значение. Она нуждается как в теоретическом осмыслении, так и в формулировании практических рекомендаций, позволяющих исправить реальное положение в данной сфере общественного сознания.

Проведенное диссертационное исследование также позволяет сделать ряд выводов, имеющих не только теоретическое, но практическое значение.

Социально-философский анализ дает возможность выявить все грани феномена «правосознание», раскрыть его как социокультурное явление.

1. Прежде всего, он позволил выявить сущностные признаки правосознания, раскрыть его содержательные характеристики.

Правосознанию присущи следующие черты:

• это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными его формами;

• оно включает в себя гносеологические, аксиологические и волевые характеристики, связанные с наличием определенных знаний о правовой реальности, ее оценкой и готовностью (или неготовностью) следовать правовым принципам в своем реальном поведении; оно охватывает и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;

• правосознание является отражением действующего права, но одновременно в определенных правовых системах может выступать в роли права; кроме того, оно имеет собственную логику развития, что определяет его качественную специфику и несовпадение с действующим правом.

2. Структурный анализ правосознания позволил сделать следующий вывод: структура правосознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, чувства, настроения);

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву).

3. Субъектный анализ показал, что в зависимости от субъектов правосознание может быть:

- индивидуальным (правосознание отдельных граждан);

- групповым (правосознание различных социальных групп - государственных служащих, должностных лиц, молодежи и пр.);

- общественным (правосознание всего общества).

4. По результатам проведения функционального анализа был сделан следующий вывод: правосознание выполняет в социуме ряд базисных функций. К их числу относятся: когнитивная, мировоззренческая, нормативно-прогностическая, регулятивная функции, а также функция моделирования.

Конкретная реализация названных функций проявляется с разных сторон, в том числе и при взаимодействии с действующим правом. С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания, как на уровне правотворчества, так и на уровне правореализации. В процессуальном законодательстве сказано, что судья разрешает дело, руководствуясь конкретной статьей закона и собственным правосознанием.

Правосознание играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности. Оно наполняет правовые акты своим содержанием, стимулирует обновление законодательства в целях обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко это проявляется на всенародных обсуждениях и референдумах, на которые выносятся основополагающие законы.

Таким образом, правосознание пронизывает всю правовую жизнь конкретного общества, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

5. Социально-философский анализ предполагает и проведение типологии правосознания. Прежде всего, выделяются два уровня правосознания: научнотеоретический и обыденный. Их выделение обусловлено спецификой получаемых знаний и используемых при этом средств познания.

По характеристике отдельных признаков правосознания различаются массовое и профессиональное правосознание. Последнее выражает правосознание тех, кто занят по своей профессиональной деятельности в правовой сфере, в то время как первое выражает правосознание всего населения.

Наибольший интерес представляет типология правосознания по мотиваци-онно-регулятивному характеру и волевой направленности. Данная типология позволяет выявить разную мотивацию и, соответственно, типы поведения людей, базирующихся на такой мотивации. Так, выделяются: законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее правосознание.

Среди различных феноменологических характеристик правового сознания особое внимание исследователей привлекает правовой нигилизм как крайняя форма отрицания права. Проведенный анализ показал, что теоретическое осмысление данного феномена во многом зависит от разницы теоретических подходов к пониманию права вообще (легистский, позитивистский и пр.). Вместе с тем, большинство авторов выражает крайнюю озабоченность появлением данного феномена в правосознании граждан. В правосознании современного российского общества данный феномен также имеет место.

Появление феномена правового нигилизма нельзя трактовать только как реакцию на те негативные тенденции, которые имеют место в современной правовой, и не только правовой действительности. Во многом данный нигилизм связан с историческим прошлым России и имеет здесь давние традиции. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов и те негативные процессы, инициирующие правовой нигилизм в современной общественной жизни. 6. Динамический анализ правосознания, связанный с выявлением тенденций развития правосознания, позволил выявить общие закономерности развития правосознания в историческом развитии общества. В целом они по своему характеру совпали с магистральным направлением прогрессивного развития социума: от права сильного к праву гражданского общества и правового государства. Однако, при этом необходимо подчеркнуть, что подобная направленность развития правосознания отнюдь не исключает его одноплоскостного или даже регрессивного развития в конкретный исторический хронотоп.

Кроме того, в конкретном обществе правосознание может быть выражено на разных субъектных уровнях, что делает картину развития правосознания более сложной и многомерной.

7. Динамический анализ также позволил проследить основные тенденции развития правосознания в современном российском обществе. Среди подобных тенденций можно выделить как тенденции негативного, так и позитивного характера. К числу негативных тенденций можно отнести наличие правового нигилизма у части населения страны, одновременное сосуществование противоположных тенденций в правосознании, низкий уровень правовой культуры, пассивность в отстаивании своих прав и свобод. Одновременно социологические исследования показывают относительный рост количества тех граждан, которые разделяют базисные установки правового государства и руководствуются в своем поведении теми принципами, которые следуют из подобных установок.

Среди основных мер, направленных на ликвидацию негативных тенденций в правосознании, следует отнести, прежде всего, доведение до конца тех преобразований, которые действительно могли коренным образом улучшить положение дел в экономической и социально-политической сферах. Требует своего логического завершения и проведение административной и судебной реформ. Все это могло бы привести к устранению негативных причин, деформирующих общественное, групповое и индивидуальное правосознание.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Уваркина, Елена Васильевна, 2004 год

1. Азаров Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. - М.: Юрайт, 1998. - 237 с.

2. Актуальные проблемы теории права. Курс лекций /Под ред. К.Б.Толкачева и А.Г.Хабибулина. Уфа, 1995. -311 с.

3. Алексеев П.В. Социальная философия. М.: Проспект, 2004.- 256 с.

4. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Норма, 1999. - 213 с.

5. Алексеев С.С. Тайна права.- М.:Норма, 2001.- 176 с.

6. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. - 312 с.

7. Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1998.- 336 с.

8. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. - №4. - С. 122-134.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -416 с.

10. Аннерс Л. История европейского права.- М.: ЮНИТИ, 1995. 234 с.

11. Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. Рекомендации по планированию избирательной кампании // Вестник Госслужбы. 1993. - №10. - С.20-33.

12. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994. -255 с.

13. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. - №7.- С.34-45.

14. Блинов Н.М., Шилова Г.Ф. История и право. М.: Юристь, 1995. - 147 с.

15. Борман Г. Западная традиция права. М.:РУДН, 1995. - 201 с.

16. Бурдье П. Социология политики. М.: Социо-Логос, 1993. - 334 с.

17. Бутенко А.П., Миронов А.В. Государство и гражданское общество // Социально-политический журнал. 1997. - №1.- С.21-37.

18. Вайнштейн Г. Формирование гражданского общества в России: надежды и реальность // Мировая экономика и международные отношения. 1998.- №5. С.42-48.

19. Валицкий А. Право и ценности. М.: Юрайт, 1995. - 244 с.

20. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 311 с.

21. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования.- 1988.-С. 139-147.

22. Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства // Общественные науки. 1989. - №6. - С.56-67.

23. Венгеров А.Б. Патология государственности // Общественные науки и современность. 1991. - №5.- С.36-46.

24. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть I. Теория государства. -М.: Норма, 1996.-278 с.

25. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.- 467 с.

26. Генов Ф. О законах психики // Психологический журнал. 1994. - Т.5. -№1. - С.73-79.

27. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. - 448 с.

28. Гозман Л. Я., Эткинд A.M. От культа власти к власти людей // Нева. -1989. №7. - С.46-51.

29. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Вопросы и ответы. М., 2001.- 266 с.

30. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технология. М.: ИФ РАН, 1999. - 235 с.

31. Грехнев B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений: Социально-философские проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 184 с.

32. Гречин А.С. Социология правового сознания: М.: ЮНИТИ, 2001. - 256 с.

33. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. - 356 с.

34. Денисов С.А., Евтушенко Н А., Марочкин С.Ю., Мокроусов А.А., Поно-маренко Е.В., Смирнов П.П. Теория государства и права: Курс лекций. -Тюмень, 2000.-290 с.

35. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.-304 с.

36. Драма российского закона.- М.: Юридическая книга, 1996.- 144 с.

37. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996.-631 с.

38. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995. -321 с.

39. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.: Мысль, 1978.277 с.

40. Иванов В. Политическая психология. М.: Филос. общ-во СССР, 1990. -219 с.

41. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1974. - 234 с.

42. Ильин;И.А. О государстве. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. -309 с.

43. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Юристъ, 1993. - 236 с.

44. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. - 316 с.

45. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. М., 1977. - 276 с.

46. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992. - 355 с.

47. Коваленко А.И. Теория государства и права. Вопросы и ответы. М.: Юрайт, 1997.-311 с.

48. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. -Л., 1989.- 289 с.

49. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М.: Норма, 1998.-266 с.

50. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Краткий учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. - 211 с.

51. Ксенофонтов В.Н. Основы социологии права: Учебное пособие. -М.:РУДН, 1997. 90 с.

52. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Мысль, 1978. - 277 с.

53. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.: Закон и право, 1995. - 211 с.

54. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.: ИНФРА-М, 1999. - 519- с.

55. Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- М.: Юрайт, 1994.-321 с.

56. Лазарев В.В., Липенъ С.В. Теория государства и права. М.: Норма, 1998; -277 с.

57. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М.: Норма, 1999. - 304 с.

58. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995; - 312 с.

59. Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. -М., 1986.-С.118-120.

60. Лейст О.Э. Сущность права. М.: Зерцало-М, 2002. - 288 с.

61. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Юрайт, 1994. - 266 с.

62. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Закон и право, 1990.- 211с.

63. Лукашева Е.А. Социалистическая законность и правосознание. М , 1973. - С.71-75;

64. Лукач Р. Методология права. М.: Юрид. лит., 1981.- 233 с.

65. Малахов В.П. Философия права. М.: ИНФРА-М, 2001. - 118 с.

66. Малъко А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Норма, 1997.-301 с.

67. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристь, 2000. - 302 с.

68. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М.: Норма, 1999. - 160 с.

69. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. - №3.- С.21-33.

70. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. -М.: Норма, 1997. 325 с.

71. Михайловская И. Потребность в юридической помощи как индикатор социальных процессов в посттоталитарной России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1995. -№4/13/; 1996. -№ 1/14/. -С.47-53.

72. Михайловская И. Права и свободы личности в массовом сознании населения России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1995. - №1/10/.-С.32-37.

73. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.-418 с.74; Мялкин В.А. Взаимосвязь правосознания с нормой права // Власть силы, сила власти. М.: Анкил, 1996. - С. 117-122.

74. Назаренко Е.В. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. Киев, 1968. - С.35.

75. Налимов В.В. Власть и противостояние ей.// Политические исследования.-1992. №3. - С. 100-113.

76. Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. - С.64-65, 67-68.

77. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: НОРМА, 2000. -552'с.

78. Нерсесянц B.C. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. 1983. - №10. - С.56-76.

79. Нерсесянц B.C. Право и закон. М.: Юрид. лит., 1983. - 340 с.

80. Нерсесянц B.C. Право и закон: их различение и соотношение // Вопросы философии. 1988: - №5. - СМ-11.

81. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998. - 352 с.

82. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? М.: Просвещение, 1988. -112 с.

83. Оболонский А.В. Государственные институты постсоветской России в политико-культурном аспекте // Становление конституционного государства в посттоталитарной России. Выпуск I. М., 1996. - С.54-55.

84. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. - 236 с.

85. Общая теория государства и права/Под ред. С.Н. Бабурина. М.: Зерцало, 2002. - 356 с.

86. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н.Марченко. Т.2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 290 с.

87. Общая теория права. Курс лекций /Под общей ред. Бабаева В.К. Н.Новгород, 1993.-432 с.

88. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В.Лазарева. М.: Норма, 2002.- 421 с.

89. Общая теория права /Под ред. Пиголкина А.С. М.: Норма, 1996.- 211 с.

90. Общественное сознание и его формы. М., 1986. - С. 113-119.

91. Обыденное сознание//Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984.-318 с.

92. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М.: Юрайт, 1994.- 121 с.

93. Основы государства и права/Под общ. ред. С.А.Комарова. СПб., 2003.473 с.

94. Остроумов Г.О. Правовое сознание действительности. М., 1969: - 102 с.

95. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Анкил, 1993.- 211 с.

96. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.

97. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М.: юрид. лит., 1980. - 285 с.

98. Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. Н.-Новгород, 1998 - 145 с.

99. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти томах. Т. II.-M., 1956.-С.247-248.

100. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995. - 318 с.

101. Покровский И.Ф. Формирование правосознания. М.: Просвещение, 1972:- 188 с.

102. Право XX века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов /Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М.: РАН ИНИОН, 2001.- 325 с.

103. Правосознание //Общественное сознание и его формы. М., 1996. -С.108-143.

104. Протасов В.Н. Что и как регулирует право? М.: Просвещение, 1995.281 с.

105. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия /Сост. Ю.В.Чернявская. Минск, 1998. - 560 с.

106. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект-Пресс, 1995.-447 с.

107. Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л., 1925. -210с.

108. Романов В.В. Юридическая психология. М.: Юристь, 1998. - 488 с.

109. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.-441 с.

110. Сабо И. Основы теории права. М.: Юрид. лит., 1974. - 208 с.114: Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986. - 176 с.

111. Сигеле С. Преступная толпа. СПб., 1896. - 116 с.

112. Система гуманитарного и социально-экономического знания /Под ред. С.А. Хмелевской. М.: Пер сэ, 2001. - 752 с.

113. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.- М.: Республика, 1991. 346 с.

114. Сорокин П.А. Каналы вертикальной циркуляции /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992. - С.393-404.

115. Спиридонов. Л.И. Теория государства и права.- М.: Юрайт, 1999.- 251 е.

116. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.И.Марченко. М.: Норма, 1998. - 379 с.

117. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Закон и право, 1997. - 412 с.

118. Теория государства и права. Учебник /Под ред. Корельского В.М. и Пе-ревалова В.Д. М.: Юрайт, 1998.- 412 с.

119. Теория* государства и права: Учебник /Под ред. А.И.Королева, Л.С.Явича. Л., 1987.- 266 с.

120. Теория государства и права: Учебник /Под ред. А.М.Васильева. М.: Юрид. лит., 1983.-471 с.

121. Теория права и государства. Учебник /Под ред. Г.Н.Манова. М.: Норма, 1995.-299 с.

122. Теория государства и права/Под ред. А.И. Косарева. М.: Закон и право, 2000. - 208 с.

123. Теория права и государства (конспект лекций) /Авторы составители В.К.Казаков, Г.В.Загрядский. М.: Норма, 2001.- 321 с.

124. Теория государства и права /Под ред. М.М. Рассолова и др. М.: Закони право, 2000. 640 с.

125. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М.: Анкил, 1994. - 211 с.

126. Тихонравов Ю.В. Основы философии права.- Mi: Вестник, 1997. 604 с.

127. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. М., 1992. - 188 с.

128. Туманов В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ (Юристы иполитологи размышляют). М., 1989. - С. 135-146.

129. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - Гл.1..

130. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.:1. Просвещение, 1963. 210 с.134; Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». Минск, 1994. -248 с.

131. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М., 1982: - C.5I.

132. Хмелевская С.А. Социальная философия и социология. М.: Per se,2001.- 116 с.

133. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 1995. - 377 с.

134. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования.- СПб., 2002.- 447с.

135. Щегорцев В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. - 174 с.

136. Черданцев А.Ф. Теория государства и права.- М.: Юрайт-М, 2002. 432 с

137. Черданцев А.Ф. Толкование права и договора: Учебное пособие для вузов. М:: Норма, 2003. - 355 с.

138. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Выпуск 2. -М., 1988.-98 с.

139. Эбенстайн В. Государство и «Я» // Знание-сила. 1990. - №10. - С.59-62.

140. Литература на иностранных языках1441 Atkinson J. W. An introduction to Motivation. Prinston. - N.-Jersi, 1994. -380 p.

141. Collins B.E., Raven B.H. Group structure // The Handbook of social psychology. -V.41 Reading, Maas, 1969. 161 p.

142. Cottel R:B. Handbook of multivariate experimental psychology. Chicago: M: Nally, 1966. - 308 p.

143. Denning D.E. Informazion Warfare and Securite. Rezding, Mass., ets., 1999. - 230 p.

144. Deutch M. Distributive justice. A Social-psychological perspective.- New Heaven London: Yale Univ. Press, 1985. - 406 p.

145. Edelstein A. Total Propaganda. Form Mass Culture to Popular Culture. -Mahway, N.J. London, 1997. - 217 p.

146. Enciclopedia of Psychology /Ed. H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meili.-Herder & Herder, N.Y., 1972. 508 p.

147. Freser L. Propaganda. London, 1997. 390 p.

148. Hunt S., Hilton J. Individual development and social experience. London, 1975.- 180 p.

149. Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda // Public Opinion, 1996. -408 p.

150. Levin K. Der Richtungsbegiff in der Psychologic: Der speziale und allgemeine hodologische Raut // Psyhol. Forschuhg. 1934. V.19. P. 249299.

151. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y., 1968. - 271 p.

152. Mc Adams D.P. Power, Intimacy and the Life Story. N.Y. L., 1988. - 403 p.

153. Mc Clelland D. C. The achieving society. Princeton - N.Y., 1998. - 290 p.

154. Ollport G. W. Attitudes // Handbook of Social Psichology, 1935. 308 p.

155. Raven B. Power and influence: Construct and appications. N.Y. - L., 1991. - 608 p.

156. Stone W. The psychology of politik.- N.Y.: The Free Press, 1974.-190 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.