Философский анализ генезиса правосознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шумова, Юлия Владимировна

  • Шумова, Юлия Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 145
Шумова, Юлия Владимировна. Философский анализ генезиса правосознания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Челябинск. 2007. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шумова, Юлия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования генезиса правосознания.

§ 1 Понятие правосознания.

§2 Генезис правосознания как теоретический объект философского анализа.

Глава II. Генетические истоки правосознания.

§1 Протоправосознание как генетическая основа правосознания.

§2 Место естественного права в генезисе правосознаня.

Глава III. Современные индивидуальное и общественное правосознание как структурные уровни генезиса правосознания.

§1 Правосознание в индивидуальном аспекте.

§2 Правосознание в общественном аспекте.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ генезиса правосознания»

Актуальность темы исследования. В настоящее время правосознание исследуется в основном в историческом аспекте. Нет исследования генезиса правосознания как теоретического объекта социальной философии. В этой связи тема диссертационного исследования является актуальной в теоретическом отношении.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества в России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, создана законодательно-правовая база для реализации прав и свобод человека, с другой стороны, естественные права человека не всегда реализуются должным образом. Возникшее противоречие между сущим и должным требует своего разрешения в плане ценностной оценки позитивного права и сложившейся практики правосудия. В центре всех тех перемен, которые сегодня происходят в России все чаще оказываются проблемы, связанные с правосознанием, с оценкой действующего позитивного права и практики правосудия. В свете сказанного тема диссертационного исследования актуальна в практическом отношении.

Степень разработанности темы. Тема исследования лежит на пересечении философской, юридической и психологической проблематики. Феномен правосознания исследуется в самых различных аспектах, разрабатываемых в ряде частных гуманитарных наук в области философии этому посвящены работы Толстого Л.Н., Соловьёва В., Гольбаха П.А., Бердяева Н.А., Ильина И.А., Камю А. и д.р. в области юриспруденции Г.С.Остроумова, И.Ф. Рябко, К.Т. Вельского, В.А. Щегорцова, Н.Я. Соколова и др., в области психологии Пиаже Ж., Ратинова А.Р., Ефремовой Г.Х. и др. Ниже мы даем краткий обзор состояния разработки социально-философского аспекта генезиса правосознания.

Философский анализ феномена правосознания восходит к Платону, который впервые высказал идею подавления естественного правосознания посредством правового воспитания с целью формирования позитивного права как единственно верной формы правового регулирования. Согласно Платону, контроль за выполнением этой функции возлагался на государство. Позднее с идеей, оппонирующей платоновским правовым концепциям, выступает М.Т. Цицерон, создавший оригинальную модель, сущность которой заключается в разработке идеи естественного права и его роли в формировании правосознания. Идеи Платона и Цицерона позволили диссертанту выделить два полюса в исследовании генезиса правосознания: естественно-правовой и позитивно-правовой. Все последующие исследования правосознания принадлежат либо одному, либо другому полюсу, либо находятся между ними. К естественно-правовому полюсу относятся работы Цицерона М.Т., Ильина И.А., Камю А., Руссо Ж.-Ж, Монтескье Ш.Л., Шеллинга Ф.В., Толстого J1.H., Тихомирова JI.A. и др. К позитивно-правовому полюсу относятся работы Платона, Аристотелья, Тита Ливия, Бачинина В.А., Соловьёва В., Гольбаха П.А., Бердяева Н.А., Фюстель де Куланжа, Рассела Б. и др.

К разработке проблематики генезиса правосознания относятся работы, возводящие истоки правосознания к природе, действию ее законов. Этой проблематике посвящены работы Спинозы Б., Гоббса Т., Хокинга С., Ахутин. А.В. Исследованию данной проблематики перекрещивается с изучением природы человека. Решению этой проблемы посвящены работы Демокрита, Локка Д., Гоббса Т., Юма Д., Ламетри Ж.О., Гельвеция К.А., Фейербаха Л., Маркса К., Энгельса Ф., Гердера И.Г., Геккеля Э., Дарвина Ч., Ясперса К., Бережного Н.М., Гурджиева Г.М.

В русле данной проблематики велась разработка теории естественного состояния человека. Эта проблематика представлена работами Аристотеля, 4

Цицерона, Гроция, Гоббса Т., Локка Д., Спинозы Б., Руссо Ж.-Ж., Вольтера, Ролза Д. Готье Д.

Заметный вклад в решение проблемы формирования правосознания человека в досоциальный период его бытия оказали исследования Сократа, Аристотеля, Пиаже Ж., Петражицкого, Гусейнова А., Апресяна Р., Ахиезер А.С.

Отдельную линию в исследовании феномена правосознания составляют работы посвященные правосознанию отдельного индивида в его социальном бытии. Среди исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать имена Гольбаха П.А., Шеллинга Ф.В., Кьеркегора С., Камю А., Рассела Б., Бачинина В.А., Соловьева Вл. С., Ильина И.А. Вторую же линию в исследовании правосознания составляют работы, которые посвящены правосознанию общества в целом. Проблемой формирования общественного правосознания занимались Платон, Цицерон М.Т., Тит Ливии, Монтескье LLL, Бердяев Н.А., Тихомиров Л.А.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является феномен правосознания. В качестве предмета социально-философского анализа в диссертации выступает его генезис в индивидуальном и общественном аспектах.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования - проследить генезис правосознания, что подразумевает анализ элементов структуры правосознания на определенном этапе генезиса, их переходов в структуру правосознания последующих этапов генезиса и появления новых элементов структуры при переходе от одного этапа к последующим этапам.

В связи с поставленной целью к наиболее важным задачам диссертационного исследования относятся:

1. Раскрытие содержания и структуры правосознания в качестве объекта социально-философского анализа, описание его природы как особой формы общественного сознания, определение его социальной необходимости.

2. Обоснование генезиса правосознания как теоретического объекта социально-философского исследования.

3. Обоснование положения о протоправосознании как генетическом истоке правосознания.

4. Раскрыть место естественного права в генезисе правосознания.

5. Разработка вербализованной модели современного индивидуального правосознания, включающей согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правого базиса в качестве необходимого условия формирования «здорового» правосознания.

6. Разработка вербализованной модели современного общественного правосознания, характеризуемого постоянными флуктуациями между демократической и императивной формами.

Методологические и теоретические основания исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются: генетический метод, интегративный подход, позволяющий синтезировать достижения частых наук, метод типологизации и категоризации, позволяющий объяснить сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса, метод историко-генетического сравнения, объясняющий сходство явлений как результат их родства по происхождению, принцип совпадения фило- и онто- генеза.

Научная повтпа исследования состоит в:

1. Раскрытии содержания понятия «генезис» как элемента объективного исторического процесса, способствующее превращению генезиса в теоретический объект философского исследования.

2. Обосновании разграничения исторического и генетического подходов к эволюции правосознания.

3. Структуризации генезиса правосознания на универсальные и необходимые стадии, включающие протоправосознание, интуитивное право, осознаваемые критерии разграничения добра и зла, традиции и обычаи.

4. Разработке вербализованной модели современного индивидуального правосознания, включающей согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правового базиса в качестве необходимого условия «здорового» правосознания.

5. Разработке вербализованной модели современного общественного правосознания, характеризуемого постоянными флуктуациями между демократической и императивной формами.

Положения, выносимые на защиту.

1. Генезис является теоретическим объектом социально-философского исследования, более узким в сравнении с понятием истории.

2. Регулирующая функция поведения человека на ранних стадиях его развития осуществляется протоправосознанием.

3. Естественное право является основой оценки объективности и справедливости позитивного права и в аспекте регулятивной функции - генетической предпосылкой позитивного права.

4. Согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правового базиса является необходимым условием формирования «здорового» правосознания.

5. Общественное правосознание претерпевает постоянные флуктуации между демократической и императивной формами.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в постановке и разработке новой проблемы генезиса правосознания, открывающих новые направления в изучении правосознания и создающих мировоззренческо-методологический задел для конкретно правовых исследований.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов диссертации в форме различных спецкурсов в системе подготовки юридических кадров в институтах повышения квалификации и на юридических факультетах университетов. Материалы диссертации могут быть так же использованы в правовой просветительской работе. Материал и результаты исследования могут быть использованы в широком спектре социально-гуманитарных дисциплин в разделах связанных с анализом, метаморфозами феномена правосознания в индивидуальном и общественном аспектах. Положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии права, социальной философии.

Апробация работы. По результатам исследования был сделан доклад на Всероссийской заочной научной конференции по философии «Онтология культуры в антропологическом измерении» (Челябинск, 10 июня 2005 года). По материалам диссертации было сделано выступление на кафедре философии Челябинского государственного университета. На основе диссертационных материалов опубликовано три статьи и тезисы выступления на научной конференции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шумова, Юлия Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью диссертации является разработка теоретической модели генезиса правосознания. Вся диссертация является реализацией данной цели. Правосознание в диссертации рассматривается в качестве основы для оценки права существующего в обществе. Эта оценка включает в себя критику действующего права и формулировку определенных пожеланий к совершенствованию правовой сферы общества, а так же формулировку критериев определения правомерного и неправомерного. Правосознание проявляется уже в правовых чувствах как таковых, в чувственно-интуитивном осознании общественного положения человека и его отношения к другим людям, проявляющих установку индивида на налаживание как-локального, так и глобального характера.

Правосознание как объект философского анализа обладает рядом особенностей, которые отличают от других форм общественного сознания. Правосознание отражает явлений общественной жизни через призму юридических понятий и категорий. Оно зависит от эффективности регулирования жизни общества законами и является наиболее ярким выражением волевого отношения не только к регулирующим нормам, к действующему позитивному праву, но и к будущему нормативно идеально должному.

Кроме того, специфику правосознания можно определить через анализ его структурных элементов, которые традиционно распадаются на психолого-правовые и идеолого-правовые. Правовая психология представляет собой совокупность правовых чувств, навыков, умений, привычек, представлений, настроений и установок, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свое поведение. Правовая идеология - это совокупность правовых понятий, категорий, идей, принципов, теорий, концепций, взглядов, которые выражают правовое знание. Кроме правовых знаний правовая идеология включает с себя правовые оценки, правовые установки и формы выражения смысла действий и отношений.

Правовая психология и идеология неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Только вместе правовая психология и правовая идеология в полной мере обеспечивают правосознанию возможность выполнять свои основные функции: познавательную, оценочную, смыслообразующую и регулятивную.

Специфика социально-философского подхода к изучению генезиса правосознания в соответствии с принятой в диссертации методологией состоит в том, что генезис правосознания не рассматривается в контексте реального исторического процесса методами исторической науки, но предполагает отвлечение от конкретных пространственных и временных координат исторических событий и от эмпирических взаимосвязей событий. В диссертации выстроена общая абстрактная модель генезиса правосознания «вообще», безотносительно к конкретному полю истории и конкретным эмпирическим носителям этой формы сознания. Вместе с тем предполагается, что построение таких моделей осуществляется с общей ориентацией на реальные процессы генезиса, но к ним применяется так называемая абстракция отождествления. С помощью этой абстракции в общей модели генезиса правосознания фокусируются универсальные и необходимые характеристики реальных процессов генезиса правосознания.

В диссертации обосновывается положение, что генетические истоки естественного и позитивного права коренятся в сознании индивида, еще не включенного в рамки социального-правового бытия. Общеобязательной нормативной модели поведения, предлагаемой позитивным правом, предшествует иррациональное понимание социальной действительности.

1 л л

I .К)

Составным элементом этого понимания является протоправосознание. Протоправосознание - это необходимая форма социального бытия, которая даже в условиях отсутствия позитивного права, законов, способна формировать в сознании убеждение в том, что в поступках человека допустимо или недопустимо.

Протоправосознание в своем генезисе проходит три стадии развития: иррационального восприятия деятельности, первичной социализации и стадию регулятивных функций обычаев и традиций (инверсионную стадию). На первой стадии генезиса действует естественный критерий допустимого и недопустимого в поведении, представленный индивидуальной моделью, выстроенной на основе личного опыта. На второй стадии генезиса протоправосознания предполагается существование критерия осознанного, объективного разделения добра и зла в качестве некоторых ценностей общего значения. Третья стадия онтогенеза правосознания характеризуется приобретением индивидом способности использовать уже накопленный коллективный опыт в виде традиций, обычаев.

В процессе развития на трех стадиях формирования протоправосознания в ментальность индивида закладываются естественно-правовые начала, служащие базисом для дальнейшего формирования правосознания. В случае рассогласования между социально установленными мотивациями и индивидуально установленными, автономными мотивациями на третьей стадии развития протоправосознания, приоритет имеют вторые в силу своей большей основательности и глубины. Таким образом, проблема генезиса правосознания возникает не с момента включения индивида в социально-правовое бытие, а еще с этапа формирования протоправосознания. Существенным элементом правосознания является признание социальной значимости естественного права. Это положение позволяет отнести естественное право к общезначимым и закономерным ступеням генезиса правосознания.

Различение природы естественного и позитивного права осуществляется в связи с вопросом об их генетических истоках и в рамках оппозиции «естественное - искусственное». Теологическая и религиозно-философская концепция генезиса естественного права как элемента правосознания исходит из понятия деонтологического закона. Рациональных оснований для принятия идеи редукции нравственности, естественного и позитивного права к «эссенциальной» справедливости и воле Бога в диссертации не найдено. Эта идея не может претендовать на общезначимость в контексте всего человечества. Вместе с тем в религиозно-философской трактовке генезиса правосознания имеются две рациональные мысли: во-первых, нравственные принципы образуют существенный момент правосознания в форме естественного права и, во-вторых, естественное право является критерием объективности позитивного права.

В диссертации указывается, что концепции, не имеющие теологической и религиозно-философской окраски, как правило, возводят правосознание в форме естественного права к этике. Наиболее содержательным тезисом таких концепции является утверждение о том, что нравственная категория «справедливость» выражает суть естественного права, и является оценочным инструментом установления объективности позитивного права. Справедливость как оценочный критерий может применяться всегда к существующему своду юридических или неюридических правил. На основе приложения этической категории справедливости к позитивному праву рождается понятие правовой справедливости в смысле равного отношения закона ко всем. Понимание справедливости основывается первоначально на моральных представлениях, а моральные представления ложатся в основу правовых представлений.

В аспекте регулятивной функции мораль, безусловно, является важнейшей генетической предпосылкой права и правосознания. Регулирующее действие морали определяет формирование и закрепление образцов поведения и тем самым предуготавливает человека к усвоению регулятивной функции права и правосознания. В диссертации подчеркивается, что генетическая взаимосвязь морали и права идет не по содержательной линии, но по регулятивной функции при генетической первичности нравственного регулирования. Мораль является первичной предпосылкой права и правосознания потому что, во-первых, она имеет регулятивную природу, во-вторых, предшествует правовому регулированию во времени, и, в-третьих, между моралью и естественным правом существует единство категориального аппарата.

В диссертации разработана модель индивидуального «здорового» правосознания как структурного уровня генезиса правосознания. Индивидуальное правосознание как феномен включает в себя не только естественно-правовое ядро, но и искусственно-правовую надстройку, формирующуюся в течение всей жизни в сознании человека. Искусственно-правовая надстройка - это те структурные элементы правосознания, которыми человек начинает обладать только в результате включения его в социально-правовое бытие. Соответствие естественно-правового ядра и искусственно-правовой надстройки характеризуются в диссертации в качестве «здорового» правосознания, под которым понимается признание и добровольное соблюдение правовых предписаний. При невыполнении этого условия правосознание называется деформированным. Правильное понимание целей и задач реализации правовых норм и признание права как объективной ценности является существенным условием начала формирования «здорового» правосознания индивида. Знание права без признания его смысла и истинного назначения является лишь формальностью, и наоборот, признание права, как общественно необходимого явления, без знания его формальной стороны является абсурдным.

В диссертации прослежено развитие общественного правосознания на уровне основных концепций. Намечены генетические связи между основными концепциями правосознания, и установлено, какие черты более ранних концепций, наследуются более поздними, современными концепциями правосознания при этом проведена отбраковка тупиковых, несостоятельных ветвей генезиса концепций правосознания. Анализ основных концепций общественного правосознания проведен в диссертации в рамках представления об их принадлежности к одному из общепринятых видов общественного правосознания: императивному, демократическому или социалистическому. Выявлено соотношение концепции с альтернативными видами общественного правосознания. В ходе данного анализа проводилось сопоставление характеристик выделенных видов общественного правосознания, в результате три вида общественного правосознания были сведены к двум: императивному и демократическому. Подмечена некоторая эмпирическая закономерность: флуктуации общественного правосознания между демократической и императивной формами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шумова, Юлия Владимировна, 2007 год

1. Спиноза, Б. Сочинения Текст. : в 2 т. / Бенедикт Спиноза : Наука, 2006. - 1.BN: 5-02-026943-3, 5-02-026944-1 (в пер).

2. Хокинг, С. Краткая история времени Текст.: От большого взрыва до черных дыр / Стивен Хокинг ; Пер. с англ. Н. Смородинской. -СПб. : Амфора ТИД ЗАО, 2003. 268 с. - 4000 экз. - ISBN 978-594278-426-3.

3. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / Иоганн Готфрид Гердер; Пер. с нем. М.: Наука, 1977. - 704 с.

4. Бережной, Н. Человек и его потребности Текст. / Н. Бережной. -М.: Форум, 2000. 160 с. - 300 экз. - ISBN 5-89747-005-Х.

5. Маркс, К., Энгельс, Ф. Из ранних произведений Текст. / Крал Маркс, Фридрих Энгельс. М.: Госполитиздат, 1956.

6. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. т. I.

7. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология Текст. / Обухова Лидия. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -374 с.

8. Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика Текст. / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М. : Гардарики, 2005. - 471 с. - ISBN 5-82970012-3.1 1. Подласый, И.П. Педагогика текст. / И. П. Подласый М., 1996. 4.1.

9. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта Текст. Т. 1: От прошлого к будущему. / А. С. Ахизер. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. - 5000 экз. - ISBN 5-87550-039-5.

10. Военная энциклопедия Текст. / Под ред. К. И. Велтчко. СПб., 1912. Т. 7.

11. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта Текст. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М., 1975. Т. 8. С. 145.

12. Серых, В. Д. Воинские ритуалы Текст. / В. Д. Серых 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Воениздат, 1986. - 253 , [2] с. : ил. -Библиогр.: с. 254.

13. Ильин, И.А. О сущности правосознания Текст. / Ильин И.А. Собр. Соч. в 10-ти т. М., 1993-1999.

14. Бачинин, В.А. Миф и право Текст. // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители», выпуск 8. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 300 с.

15. Руссо, Ж.Ж. О причинах неравенства Текст. // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 560-567.

16. Якобе, В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика Текст. // Вопросы философии. 1994. - № I.

17. Гольбах, П.А. Разоблаченное христианство или рассмотрение начал христианской религии и ее последствий Текст. / Поль Анри Гольбах.

18. Плагон. Государство Текст. / Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.3(1).-М., 1971 г.

19. Утченко, С. J1. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах») Текст. / С. J1. Утченко // Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994. С. 153-174.

20. Лазарев, В. В. Этическая мысль в Германии и России. Кант -Гегель Вл.Соловьев Текст.: научное издание. / В. В. Лазарев -М.: ЦОП Института философии РАН, 1997.

21. Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 13, стих 1-2.

22. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность Текст.: монография / Л. А. Тихомиров. М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1998.-672 с.-ISBN 5-89653-012-9.

23. Макиавелли, Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Государь Текст.: монографии / Николо Макиавелли; Пер. с итал. М. А. Юсима; Серия «История политической мысли». М. : РОССПЭН АНО, 2002. - 543 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-82430031-4.

24. Бердяев, Н. А. Демократия, социализм и теократия Текст. / Бердяев Николай // Новое средневековье. М.: Феникс, 1991. -83 с.

25. Монтескье, Ш. Л. О духе законов Текст. / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. М.: Мысль, 1999. - 672 е.: портр. - (Из клас. наследия). - Указ. имен: с. 646-652.

26. Игумен Вениамин (Новик, В. Н.) Владимир Соловьёв: социальное измерение духовности Текст. / В. Н. Новик // Вестник РХД. -Париж, 2001, №182.

27. Соловьев, В. С. Оправдание добра Текст. // В. С. Соловьев Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1.

28. Камю, А. Бунтующий человек Текст. / Альбер Камю; Пер. с фр.; Общ. ред., сост. предисл. и примеч. А. Руткевича М. : Терра : Книжный клуб: Республика, 1999. - ISBN 5-300-02665-4.

29. Готье, Д. Мораль по соглашению Текст.

30. Гусейнов, А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия Текст. / Абдусалам Гусейнов // Вопр. философии. 1995. №.5. С.5-12.37.0бщественное сознание и его формы. М., 1986. С. 128-129.

31. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1983.

32. Кант, И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1.

33. Дробницкий, О. Г. Понятие морали Текст.: монография / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1973,

34. Рудольф фон Иеринг. Цель в праве Текст. // Избранные труды. В 2 томах. Том 1 Серия: Антология юридической науки. Издательство: Юридический центр Пресс, 2006.

35. Материалисты древней Греции. М., 1985, с. 172

36. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / Карл Ясперс: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994 - 527 с.

37. Тойнби, А. Д. Постижение истории Текст. / А. Дж. Тойнби. -М.: «Прогресс». 1991.

38. Шпанн, О. Философия истории Текст. / Отмар Шпан // Перевод с немецкого К.В. Лощевского СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2005. С. 59-60.

39. Лейст, О. Э. История политических и правовых учений Текст. / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. -М.: Зерцало, 2000.-688 с.47. Маркс, К. Соч. Т. 23.

40. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 20.

41. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983.

42. Маркс, К., Энгельс, Ф. Фейербах Текст. / Карл Маркс, Фридрих Энгельс М. 1966.

43. Маркс, К. Энгельс, Ф. Соч. Т. 25. Часть II

44. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 2.

45. Человек Текст. // Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Изд. полит, литерат, 1991.

46. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Т. 19.

47. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 47.

48. Астауров, Б. Homo sapiens et gumanus человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности Текст. / Б. Астауров. // Новый мир. 1971. №10. С. 218.

49. Проблемы социальной психологии XXI столетия Текст. Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. Ярославль, 2001. С. 74-76.

50. Андреева, Г.М. Социальная психология Текст. / Г.М. Андреева. М.: АспектПресс, 2000. 384 с.З.

51. Крайг, Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

52. Кистяковский, Б. А. Право и метод Текст. / Б. А. Кистяковский // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.

53. Кравченко, И. И. Политические и другие социальные ценности Текст. / И. И. Кравченко // Вопросы философии. 2005. № 2.

54. Мартышин, О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры Текст. / О. В. Мартышин // Государство и право. 2003. № 10.

55. Мицкевич, А. В. Взаимодействие права и нравственности Текст. / А. В. Мицкевич // Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964.

56. Ратинов, А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования Текст. / А. Р. Ратинов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1981.

57. Розин, В. М. Генезис права Текст. / В. М. Розин. М., 2003.

58. Спекторский, Е. В. Христианство и правовая культура. // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.

59. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности Текст. / Аграновская. М.: Наука, 1988.

60. Кальной, И. И., Сандулов, Ю. А. Философия для аспирантов. Текст. / И. И. Кальной, Ю. А. Сандулов; Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. СПб.: Лань, 2003

61. Кистяковский, Б. А. Философия и социология права Текст. / Б. А. Кистяковский. СПб. : Изд-во Русского христианского гуманит. унив-та, 1998.

62. Кузнецов, Э. В. Кризис современного правосознания Текст. / Э. В. Кузнецов // Изв. Вузов. Правоведение, 1994. №3. С.3-9.

63. Остроумов, Г. С. Правовое сознание действительности. Текст. / Г. С. Остроумов. М.: «Наука», 1969.

64. Татаринцева, Е. В. Правовое воспитание. Методология и методика. Текст. / Е. В. Татаринцева. М.: «высшая школа», 1990.

65. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века. Текст. / В. Н. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 1989.

66. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 34.

67. Хрестоматия по истории правовых и политических учений. Текст. / Издательство «ФКТ» Харьков, 1999.

68. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. / Дэвид Юм // Сочинения: В 2 т. М., 1965. Т. I.

69. Кемеров, В. Е. Философская энциклопедия. Текст. / В. Е. Кемеров. М.: «Панпринт», 1998 г.

70. Фромм, Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Текст. / Э. Фромм. М., 1996.

71. Юм, Д. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1996.

72. Гегель, Г. В. Ф. Философия права Текст. / Г. В. Ф. Гегель; Академия наук СССР. Институт философии. М.: «Мысль», 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.