Православные монастыри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: взаимоотношения с государством и хозяйственная деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Содоль, Вячеслав Анатольевич

  • Содоль, Вячеслав Анатольевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Тирасполь
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 171
Содоль, Вячеслав Анатольевич. Православные монастыри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: взаимоотношения с государством и хозяйственная деятельность: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Тирасполь. 2009. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Содоль, Вячеслав Анатольевич

Введение. 3 стр.

ГЛАВА I.

Молдавские православные монастыри в 1944 — 1953 гг.: жизнедеятельность в условиях Советского государства. 1. Взаимоотношения с советскими властями. 19 стр. 2. Хозяйственная деятельность монастырей. 50 стр. 3. Молдавское монашество: внутрицерковные процессы. 67 стр.

Глава II.

Место молдавских монастырей в общественной и экономической жизни МССР в 1954 - 1962 гг.: от взаимодействия с властью к прекращению деятельности. 1. Взаимоотношения монастырей и государственных органов власти.94 стр. 2. Экономическая деятельность молдавских монастырей.124 стр. 3. Положение монашества в обществе.130 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православные монастыри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: взаимоотношения с государством и хозяйственная деятельность»

Начавшиеся в СССР в середине 1980-х гг. процессы либерализации и демократизации затронули различные сферы жизни общества, сопровождаясь, среди прочего, возрождением религиозной духовности и усилением роли церкви в общественном сознании, которое пришло на смену воинствующему атеизму. Эти явления, развивавшиеся в союзных республиках, имели свои особенности.

В Молдавской ССР на рубеже 1980-х - 1990-х гг. произошел раскол общества на сторонников румынизма и молдавизма, между которыми разгорелась борьба по вопросам государственности и этнической самоидентификации молдавского« народа. В уже имевшийся клубок противоречий унионистами был добавлен религиозный компонент, поскольку необходимой частью их доктрины является концепция национальной (румынской) церкви. Еще в 1992 г. они начали осуществлять политику по вытеснению из религиозной жизни республики Молдавской митрополии (подчиняющейся Московскому патриархату) и подчинению местных православных организаций Бессарабской митрополии (Румынского патриархата, являющегося составной частью правительства Румынии).' Последняя, объединяя под своим крылом в Республике Молдова от 5 до 10 % приходов и несколько монастырей, ведет ожесточенную борьбу за «возврат» ей церквей и монашеских обителей, находящихся1 в составе Молдавской митрополии. Эта борьба включает в себя и войну идеологическую, важным компонентом которой является обращение к истории православной церкви. При этом особое внимание уделяется изучению некоторых сюжетов из истории государственно-церковных отношений советского периода, поскольку это дает возможность определенным политическим силам и Доктрина румынизма, в отличие от молдавизма, отрицает молдавскую национально-культурную самобытность, ее сторонников называют румынофилами или унионистами (добивающимися объединения Молдавии и Румынии в «Великую Румынию»). (Подробнее см. Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007).

1 Содоль В.А. Молдавская национальная идея и румынизм в Республике Молдова: религиозный аспект (конец XX - начало XXI в.) // Вестник Приднестровского университета. № 1 (21). Сер. Гуманитарные науки. Тирасполь, 2005. Сс. 94, 95. религиозным организациям обвинить Русскую православную церковь (далее РПЦ) в сотрудничестве с «богоборческой» советской властью, попутно угнетавшей, якобы, «бессарабских румын».

В »связи с этим особую важность приобретает проведение исторических исследований по проблемам государственно-церковных взаимоотношений в Молдавии в советское время без оглядки на политические и конфессиональные интересы. Поскольку местные православные монастыри, в то время занимали особое место не только в Кишиневско-Молдавской епархии, но и во всей системе РПЦ, представляется обоснованным внимательное изучение вопросов истории их отношений с советским государством в период после окончания Великой Отечественной войны.

Степень изученности темы. В^ советской^ исторической науке внимание исследователей было сконцентрировано на процессе секуляризации, начавшемся в Молдавии еще до Великой Октябрьской социалистической революции и получившем широкое развитие в условиях Советской власти. Так, в исследовании А.И. Бабия, М.А. Гольденберга и Д.Н. Табакару на основе богатого фактического материала, почерпнутого в архивах и в ходе различных социологических исследований, были выявлены общие и специфические черты процесса преодоления религии в Молдавской ССР." Авторами был освещен процесс утверждения массового атеизма в период строительства социалистического общества, показано состояние религиозности и особенности ее проявления среди адептов различных конфессий (прежде всего православия), рассмотрены факторы, поддерживавшие религиозность у местного населения. Авторы пришли к оптимистичному с точки зрения атеистов выводу, что исключительно под воздействием социального прогресса и научно-технической революции религия в Молдавской ССР, как и во всей стране, «утратила»былые морально

2 Бабий А.И., Гольденберг М.А., Табакару Д.Н. Преодоление религии и утверждение атеизма в Молдавской ССР. Кишинев, 1983. регулятивные и прочие социальные функции, что привело ее на путь о углубляющегося кризиса».

Роли православной церкви в социально-экономической, политической и культурной жизни Молдавии со времен феодализма до конца 1980-х гг. было посвящено исследование А.И. Бабия, опубликованное в год празднования 1000-летия Крещения Руси.4 В этой работе автором была поставлена задача показать несостоятельность утверждения об исключительно благотворном влиянии православной- церкви на различные стороны жизни Молдавии, что обусловило пристальное внимание автора к наращиванию церковными институтами материальных богатств в эпоху феодализма, выполнению духовенством функции идеологической опоры государственной власти в Молдавии. Обращаясь в заключении к истории православия в советском обществе, А.И. Бабий отметил: «Глубокие социалистические преобразования, начавшиеся здесь [в МССР - B.C.] в 1940 г. и продолженные после освобождения республики от фашистских оккупантов, завершение формирования молдавской социалистической нации привели в итоге к существенному изменению положения местной православной церковной организации. . В результате ликвидации остатков эксплуататорских классов православная вера утратила свои классовые корни».5 1

В целом можно предположить, что в советской историографии существовало негласное табу на разработку ряда вопросов истории православной церкви в целом и молдавских монастырей в частности. Авторы появившихся в это время работ, на наш взгляд, не могли преодолеть жестких идеологических установок, характерных для советской эпохи, что отразилось на круге рассмотренных ими вопросов и выводах. Внимание исследователей было сконцентрировано лишь-на обосновании реакционной роли религии и церкви в истории Молдавии, и утверждении необратимости процесса

3 Бабий А.И. и др. Указ. соч. С. 186.

4 Бабий А.И. Православие в Молдавии: история и современность. Кишинев, 1988

5 Там же. Сс. 76, 77. секуляризации в советском обществе. Таким образом, работ, посвященных проблемам взаимоотношений монастырей и государства в Молдавии интересующего нас периода, в советское время так и не появилось.

После разрушения Советского Союза и снятия данного идеологического табу к изучению проблем как собственно истории православной церкви, так и государственно-церковных отношений советского периода обратились многие исследователи.

Изучением причин изменения государственной церковной политики в СССР в ходе Великой Отечественной войны занимались такие современные российские исследователи, как М.И. Одинцов6, М.В. Шкаровский7, О.В. Васильева8, Т.А. Чумаченко9, Т.В. Волокитина и др.10 Они показали, что на потепление отношений государства и православной церкви в тот период оказали воздействие, главным образом, патриотическая деятельность духовенства, переход стратегической инициативы к Советскому Союзу, а также внешнеполитические расчеты руководства страны. Это имело особое значение в то время, когда Русская, православная церковь за рубежом фактически отстранилась от осуждения фашистской агрессии против СССР; а в ряде случаев оказывала поддержку коллаборационистам.

Важными достижениями российской историографии в изучении проблем государственно-церковных отношений стали выделение в их истории основных этапов, наряду с выявлением факторов, оказывавших влияние на изменение церковной политики государства. Так, например, М.И.

6 Одинцов М.И. Государство и религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004. Сс. 521 -551.

7 Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943 - 1964 гг. От «перемирия» к новой войне. С-Пб., 1995.

8 Васильева О.Ю. Русская Православная церковь в политике Советского государства в 1943 - 1958 гг. М., 1999.

9 Чумаченко Т.А. Внешнеполитическая деятельность Московской патриархии 1943 - 1946 гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004. Сс. 574 -586.

10 Волокитина Т.В., МурашкоГ.П., НосковаА.Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40 - 50-х годов XX века: Очерки истории. М., 2008.

Одинцов, основываясь различной степени воздействия Совета по делам РПЦ, выделил три этапа в государственно-церковных отношениях 1943 - 1965 гг.11 Первый — с 1943 по 1953 гг., характеризующийся нормализацией отношений между государством и религиозными организациями, повлекшим за собой открытие культовых зданий и регистрацию религиозных обществ, возобновление деятельности монастырей и духовных учебных заведений, расширение издательской деятельности, возобновление работы церковных центров и религиозно-управленческих структур. Второй - с 1954 по 1957 гг., связанный со стремлением руководителей Советов сохранить курс церковной политики, выработанный в середине 1940-х гг., в условиях, когда государство уступало инициативу партийному руководству в вопросах государственно-церковных отношений. При этом Советам удалось сохранить статус-кво в религиозной ситуации. Третий — с 1958 по 1965 гг., обернувшийся для государственно-церковных отношений откатом в 1930-е гг., когда руководство КПСС окончательно оттеснило государство от формирования церковной политики и поставило задачу сокращения числа религиозных организаций.

Некоторые исследователи12, однако, в рамках первого этапа по Одинцову, выделяют 1948 г. как рубеж в государственно-церковных отношениях, после которого началось охлаждение в отношениях сторон. По-разному представлена в ряде работ и верхняя граница третьего периода по Одинцову. Так, у Т. А. Чумаченко это 1961 г., начало «волны административного насилия, беззакония по отношению к церкви, к духовенству и верующим»13, у М.В. Шкаровского и Д.В. Поспеловского -1964 г., смещение Н.С. Хрущева с партийных и государственных постов14.

11 Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. Сс. 160, 161.

12 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 10; Волокитина Т.В. и др. Указ. соч. С. 110; Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941 - 1961 гг. М., 1999. С. 231.

13 Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь. С. 232.

14 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 107; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.С.310.

Значительный интерес для диссертанта представляют и выявленные вышеупомянутыми исследователями внутри- и внешнеполитические факторы, влиявшие на изменения государственной церковной политики; правовые основы государственно-церковных отношений в Советском Союзе, а также изменения в отношении к церкви* правящей партии от терпимости к острой конфронтации с ней.

Среди обобщающих работ по истории православной церкви в Советском государстве следует выделить монографию протоиерея Владислава (Цыпина)15, где, в отличие от упомянутых выше работ, определенное внимание было уделено и монастырям . РПЦ в целом и Кишиневско-Молдавской епархии, в частности. Он также впервые обосновал различие в подходах государства к построению отношений с православной церковью во вновь присоединенных в 1940 г. прибалтийских республиках и Молдавии. Автор видит его в том, что «в Прибалтике православное меньшинство. рассматривалось властями как пророссийски ориентированное, молдавский же народ был православным, и это не рассматривалось признаком лояльности советским властям».16 При этом протоиерей Владислав (Цыпин) представляет всю историю взаимоотношений монастырей и государства в советское время как постоянную борьбу

17 последнего с монашескими обителями .

Современная историография Республики Молдова по проблемам государственно-церковных отношений представлена исследованиями Л. Тихоновой и иеромонаха Иосифа (Павлинчука). Так, предметом изучения JI. Тихоновой стала церковная политика Советского государства в Молдавии.18 Опираясь на ряд материалов центральных архивов республики, в частности фондов Уполномоченного Совета по делам РПЦ и ЦК КП Молдавии, она исследовала механизмы осуществления государственной политики в

15 Владислав (Цыпин). История русской церкви 1917 - 1997. Т. 9. М., 1997.

16 Там же. С. 318.

17 Там же. С. 373.

18 Tihonov L. Política statului sovietic fata de cuítele din R.S.S. Moldoveneasca. Chi§inau, 2004. отношении религиозных культов, акцентируя внимание на процессе закрытия монастырей и церквей в республике и проблеме сопротивления верующих проводимой властями антицерковной политике. Специальный раздел работы был посвящен ею политике государства в отношении православных монастырей в МССР в период 1944 - 1965 гг. Здесь автор представляет все эти годы как постоянную борьбу коммунистического режима с обителями, характеризуя ее как «самое одиозное преступление против веры прадедов».19

ОП

В работе иеромонаха Иосифа (Павлинчука) дана целостная картина развития православной церкви в Молдавской ССЕ послевоенного периода. Им довольно обстоятельно рассмотрены вопросы епархиального управления, охарактеризован персональный состав архипастырей Кишиневско-Молдавской епархии, жизнь приходов и монастырей Молдавии. Автор затронул проблемы землепользования и налогообложения монастырей, осветил некоторые аспекты духовной жизни монашествующих, рассмотрел действия советских органов по ликвидации обителей- и привел яркие примеры проявлений' недовольства верующих антирелигиозными акциями госорганов. Иеромонах Иосиф (Павлинчук) предложил свою периодизацию государственной церковной политики в республике, выделив три' периода массового закрытия храмов и монастырей: 1944 — 1945 гг., 1949 - 1950 гг. и 1959 - 1964 гг. На наш взгляд, их хронологические рамки не совпадают с реальными пиками упразднения обителей в Молдавской ССР. Характерной чертой данного исследования является возложение вины за все трудности, выпавшие на долю местных монастырей (включая пережитый ими голод 1946 - 1947 гг.) только на государство.

В работах В.И. Пасата, посвященных изучению репрессивной политики Советского государства в Молдавии, значительное внимание уделено и

19 Tihonov L. Op. cit. P. 65.

90

Иосиф (Павлинчук). Кишиневско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 год. Ново-Нямецкий монастырь, 2004. характеристике антицерковной деятельности властных органов.21 Им впервые была охарактеризована роль органов госбезопасности в уничтожении монастырской системы в республике, а также введены в научный оборот данные об участии в этом процессе агентов КГБ из среды руководства монастырей и епархии.

Значительное внимание уделяли молдавские исследователи изучению истории отдельных православных монастырей Молдавии. Одними из первых таких работ стали два сборника популярных очерков по истории местных православных монастырей. Так, в первом из них была собрана информация о 29 монастырях и скитах республики, в чрезвычайно сжатом виде были

Г) освещены некоторые аспекты жизни каждой из обителей." Послевоенный период истории монастырей в» данном издании- был представлен лишь краткими сообщениями об их ликвидации, зачастую даже без приведения дат.

Другой сборник, опубликованный Ассоциацией православных студентов-румын при поддержке правительства Румынии, вобрал в себя информацию по истории большинства приходов и всех монастырей Бессарабии (в границах бывшей Бессарабской губернии Российской

ТХ " империи). Авторами данного исследования была изложена краткая история каждого монастыря от его основания до начала XXI века, приведены отрывочные сведения о земельных владениях и количестве насельников обителей. Излагая события монастырской жизни- послевоенного периода, составители сообщали краткие биографические сведения о настоятелях монастырей, времени закрытия последних и судьбах их недвижимого имущества.

Истории Каприянского монастыря в= XV - XX вв. было посвящено исследование, выполненное группой ученых Института истории- Академии

21 Пасат В.И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940 - 1950-е годы. М., 1994; Пасат В.И. Депортации с территории Молдавской ССР 1940- 1951 гг. Автореферат дис. . канд. истор. наук. М., 1996; Пасат В. Трудные страницы истории. Кишинев, 2000.

22 МапазИп ВаэагаЬепе. СЫ§таи, 1995.

Ьоса§ип эАгйе сЬп ВаэагаЫа. Е<3.1. СЫ§таи, 2001. наук Молдовы.24 Основываясь на обширном архивном материале, авторы осветили историю основания этой обители, раскрыли изменения в землевладении монастыря на протяжении нескольких столетий, привели данные о настоятелях, монашеской общине, духовной и культурной деятельности насельников. В работу была включена публикация отдельных документов, раскрывающих и некоторые вопросы хозяйственной и богослужебной деятельности Каприянского монастыря в интересующий нас период.

Значительное количество материалов по истории Речульского монастыря 1950-х гг. содержит работа писателя и публициста В. Бешляги. Здесь автор попытался на примере данной обители охарактеризовать хозяйственную жизнь монастырей и их взаимоотношения с органами власти, осветить процесс ликвидации- православных обителей в 1940-х — 1950-х гг. Особенно подробно В. Бешляга, имевший доступ в труднодоступный для исследователей архив Правительства Республики Молдова, осветил события, произошедшие в Речульском монастыре в 1959 г. при попытке его закрытия и названные им «Речульским восстанием». При этом автор, стоящий на румынофильских позициях, пришел к выводу, что события в Речульском монастыре стали актами жестокой мести «бессарабских румын» за перенесенные ими унижения со стороны коммунистического режима в 1940 г., и во время депортации в ходе раскулачивания в 1949 г.

Исследование иеромонаха Иринея (Тафуни)" , посвященное истории Кицканского монастыря, включает в себя и раздел, характеризующий советский период в истории этой обители. События монастырской жизни рассмотрены через призму деятельности настоятелей этой обители. В работе автор привел подробные биографические данные каждого из руководителей

24 E§anu A., E§anu V., Fu§tei N., Pelin V., Negrei I. Manastirea Capriana (sec. XV - XX). Chi§inau, 2003.

25

Be§leaga V. Cruci rasturnate de regim manastirea Raciula. 1959. Chi§inau, 2006.

26 Ириней (Тафуня). История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. Ново-Нямецкий монастырь, 2004. монастыря, охарактеризовал их вклад в развитие духовной и хозяйственной жизни обители.

Скупые сведения о настоятелях, количестве монашествующих и закрытии монастырей сообщали в своих работах Д. Поштаренку, И. Грицку и Л. Ифтоди, В. Голуб.27

Общими чертами перечисленных исследований по истории Молдавской православной церкви и ее институтов, изданных в последние годы историками Республики Молдова, является их политическая ангажированность, жесткая антисоветская направленность, а подчас и плохо скрытая русофобия. Их авторы уделяли первостепенное внимание крайне узкому кругу вопросов жизнедеятельности монастырей — давлению на монастырские общины государственных органов, усилению налогового пресса на хозяйства обителей и закрытию монастырей.

Таким образом, несмотря на относительно большое число публикаций, посвященных проблемам истории православной церкви в Молдавии советского периода, многие вопросы взаимоотношений монастырей и государственных органов, хозяйственной деятельности монашеских обителей по-прежнему остаются фактически не исследованными, а некоторые из них -представлены в искаженном виде. Поскольку монастыри являются важной частью системы православной церковной организации, кстати, по количеству обителей МССР в послевоенные годы занимала второе место по Советскому Союзу (после Украинской ССР), история православных монастырей в Молдавской ССР послевоенных десятилетий может стать объектом пристального внимания и специального исследования.

Целью диссертационной работы является изучение взаимоотношений государства и православных монастырей Молдавской ССР, а также хозяйственной деятельности последних. Хронологическими рамками исследования является период с 1944 по 1962 гг. Начальная-дата связана с

27 Ро^агепси Б. Мапазйгеа 1\Гои1 №ат{. СЫ?таи, 1994; вп^си I., ШосИ Ь. МапазИгеа Тароуа. СЫ§тйи, 2005; Оо1иЬ V. МапаБИгеа СЬигсЫ. ОгЬе1, 2000. освобождением Молдавии весной-летом 1944 г. от фашистских оккупантов, в результате чего на территории республики была восстановлена советская власть и каноническая юрисдикция РПЦ. Конечная дата исследования связана с тем, что к 1962' г. монастырская система Молдавии, просуществовавшая свыше половины тысячелетия (подробнее об этом см. Приложение 1), была фактически полностью разрушена, т.к. из 25 обителей, насчитывавшихся в республике ранее, остался лишь один монастырь.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- ввести в научный оборот новые источники по теме исследования;

- выявить комплекс вопросов, лежавших в. основе взаимоотношений1 монастырей с гражданскими властями Молдавской ССР;.

- выявить-динамику количества молдавских монастырей и численности их насельников;

- исследовать хозяйственную деятельность монастырей Молдавии;

- охарактеризовать состав настоятелей обителей; осветить взаимоотношения монашествующих с прихожанами и руководством епархии;

- раскрыть богослужебную практику монашествующих и ее особенности;

- охарактеризовать внутримонастырскую жизнь.

Цели и задачи исследования определили и используемые теоретико-методологические подходы, позволяющие раскрыть обозначенную тему. Диссертация написана в соответствии с базовыми принципами такого рода исследования - историзма, научной объективности, развития' (изучения действительности как изменяющейся и развивающейся) и системности (изучения исторического явления как системы- со своей внутренней структурой, типологией и динамикой). Применение общенаучных и конкретных методов исследования (анализ, синтез, компаративизм) автор старается сочетать с универсальными принципами исследовательской этики (добросовестностью и непредвзятостью).

Источниковую основу исследования составляют в первую очередь материалы архивов, так как круг опубликованных источников до сих пор остается крайне узким. По исследуемым нами проблемам имеется лишь один сборник документов, изданный почти 40 лет назад с совершенно четкими

9Я пропагандистскими и идеологическими задачами. Главной задачей его составителей было раскрыть реакционную сущность религии и антинародную деятельность церкви, что, конечно; непосредственно отразилось на селекции опубликованных материалов.

Прямо противоположный подход мы наблюдаем в исследованиях современных историков, в ряде случаев- отводящих значительную часть своих работ публикации материалов различных архивов по истории церкви, лишь негативно отражающих различные аспекты государственно-церковных отношений. Например, в документальном разделе монографий В.И. Пасата приведены тексты справок, докладных записок, рапортов и других источников, отчасти освещающих такие вопросы, как роль органов государственной безопасности в процессе ликвидации монастырей на территории МССР, степень участия в этом процессе их агентов-иерархов и др.29 Значение использованных источников для нашего исследования определяется тем, что В.И. Пасат, занимая в свое время пост министра обороны Республики Молдова, имел возможность использовать в своих работах материалы труднодоступного для рядовых исследователей архива Службы информации и безопасности.

Работы Л. Тихоновой, В. Бешляги, иеромонаха Иосифа (Павлинчука), А. Ешану и др. также включают документальные разделы, где приводятся тексты ряда источников из фондов Национального архива, архива общественно-политических организаций и правительства Республики Молдова, государственного архива Российской Федерации. Общая ло

Реакционная роль религии и церкви. Архивные документы о деятельности священнослужителей в Молдавии. Кишинев, 1969.

29 Пасат В. Трудные страницы истории.; Пасат В.И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-е- 1950-е гг. направленность их исследований определила и характер публикуемых ими материалов, достаточно подробно раскрывающих основные формы административного давления государственных органов на церковь и их активную роль в процессе закрытия монастырей.

Тем не менее, на наш взгляд, количество опубликованных источников по затрагиваемым в диссертации проблемам является недостаточным для комплексного раскрытия темы работы. Кроме того, рассматриваемый ими круг вопросов является крайне узким вследствие явной тенденциозности в отборе материалов составителями документальных разделов монографий и сборника документов советского и постсоветского периодов.

Ограниченность источниковой базы обусловила необходимость привлечения в ходе работы над диссертацией обширного круга документов и других материалов таких хранилищ, как Государственного архива Российской Федерации (далее ГАРФ), Национального архива Республики Молдова (далее НАРМ), текущего архива Молдавской митрополии (далее TAMM) и Центрального государственного архива Приднестровской Молдавской Республики (далее ЦГА ПМР).

Так в фонде 6991 (Совета по делам РПЦ при СНК (с 1946 г. - Совета министров) СССР) ГАРФ были выявлены различные нормативные документы, раскрывающие структуру и особенности управления РПЦ, а также аналитические обзоры инспекторов Совета, справки о монастырях и отчеты Уполномоченного Совета по Молдавской ССР. Содержащаяся в них информация позволила охарактеризовать место и положение монастырской системы Молдавии в СССР, частично осветить» ряд вопросов хозяйственной деятельности обителей.

Важнейшими источниками для диссертационного исследования стали документы фонда 3046 (Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК (СМ) СССР по Молдавской ССР) НАРМ. Уполномоченный осуществлял контроль за исполнением советского законодательства о культах не только монашествующими, но и гражданскими органами и учреждениями, информировал Совет о деятельности религиозных организаций, рассматривал заявления и жалобы, касавшиеся последних, а также выполнял другие функции. Поэтому среди материалов фонда отложился огромный пласт различного рода документов, что позволило всесторонне осветить жизнедеятельность монастырей Молдавии и также проанализировать их взаимоотношения с центральными и местными органами власти, общественными учреждениями и организациями. В частности, справки о монастырях, составлявшиеся ежегодно Уполномоченным, затрагивали такие вопросы, как количество насельников и насельниц и произошедшие за год изменения в нем, состав руководства монастырей, владение недвижимым имуществом, наличие хозяйственного инвентаря, структура доходов и расходов, обязательства перед финансовыми органами, наличие спорных вопросов в отношениях с гражданскими властями. Ценным источником биографических сведений о ряде руководителей обителей стали персональные анкеты служителей религиозного культа, а также журналы регистрации духовенства, содержащие данные о возрасте, образовании, , духовном сане, перемещениях по службе и др. Выявить и охарактеризовать особенно острые проблемы, возникавшие между государственными и общественными организациями и учреждениями, предприятиями нам позволили такие документы, как жалобы и заявления, поступавшие на имя Уполномоченного от заинтересованных сторон, копии решений советов депутатов трудящихся различных уровней, выписки из протоколов заседаний министерств и ведомств и пр. На основе жалоб монашествующих, рапортов благочинных монастырей, служебных писем самого Уполномоченного и материалов переписки с Кишиневским епархиальным управлением (далее КЕУ) удалось раскрыть некоторые аспекты внутримонастырской жизни, касавшиеся, в частности богослужебной деятельности монашествующих, случаев нарушения ими уставов обителей, роли епархиального руководства в решении злободневных вопросов. Материалы фонда Уполномоченного

Совета по делам РПЦ позволили также объективно осветить процесс упразднения монастырей.

Отдельные конкретные стороны жизнедеятельности Кицканского монастыря, в частности, борьбу его руководства за возвращение монашествующим недвижимого имущества и хозяйственного инвентаря, были рассмотрены благодаря привлечению документов фондов 137, 368, 415, 427 (Кицканского и Копанкского сельских советов и правлений колхоза «Красный садовод» и совхоза «Копанка»), отложившихся в ЦГА ПМР.

Исключительно важное значение для исследования имеют материалы текущего архива Молдавской митрополии Московского патриархата, позволяющие увидеть монастырскую жизнь изнутри и более полно осветить проблемы, волновавшие насельников и насельниц. Так, взаимоотношения рядовых монашествующих с руководством обителей, а также епархии помогают охарактеризовать жалобы, направлявшиеся братиями или сестричествами на имя* епархиального архиерея, рапорты следственных комиссий, организованных для их проверки, а также принятые по ним резолюции руководителя епархии. Ежегодные отчеты Кишиневского епархиального управления, направлявшиеся в патриархию, дают достаточно подробную информацию по таким аспектам жизни обителей, как соблюдение монашествующими уставов, осуществление ими хозяйственной и богослужебной деятельности, сведения о приходах и расходах денежных сумм по отдельным статьям. Интересные биографические данные некоторых настоятелей содержат послужные списки с такими специфическими сведениями, как время и место посвящения в сан (а также данные рукополагавшего архиерея), наличие церковных наград, состояние в обновленческом или другом расколе, особые обязанности по* церковной службе.

Трудности работы с такого рода материалами текущего архива связаны с необработанностью фондов: описи, номера дел и нумерация страниц в них, как правило, отсутствуют, а в ряде случаев имеющиеся названия дел не совпадают с их фактическим содержанием. Названия некоторых дел были даны диссертантом самостоятельно, исходя из их содержания. При отсутствии нумерации страниц в ряде случаев диссертант ограничился названиями используемых документов. К сожалению, в результате пожара в начале 1980-х гг. в старом здании Кишиневской архиепископии часть архивной коллекции была уничтожена, что негативно отразилось на репрезентативности некоторых приводимых в работе данных (например, на полноте характеристик руководства монастырей епархии).

Доступная- диссертанту источниковая база позволяет существенно расширить документальную основу для изучения истории православных монастырей МССР в 1944 — 1962 гг., в частности их экономической деятельности, взаимоотношений монашествующих с советскими органами власти и епархиальным руководством. Впрочем, остается непроясненным целый ряд вопросов, ответить на которые на доступном сегодня круге источников не представляется возможным. Для этого необходим доступ к находящимся на особом режиме* хранения фондам органов безопасности республики Молдова, ЦК Компартии Молдавии и Правительства РМ. Однако, в целом, использованные в диссертации источники, основная часть которых впервые введена в научный оборот, вполне позволяет решить в комплексе поставленные исследовательские задачи.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности как непосредственно по теме исследования, так и по кругу смежных тем, касающихся социально-экономического развития и духовной жизни Молдавии. Результаты исследования могут представлять интерес, как нам представляется, и для выработки взвешенного курса государственной церковной политики в современных условиях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Содоль, Вячеслав Анатольевич

Заключение.

Одним из самых неоднозначных периодов в истории взаимоотношений монастырей Молдавии и государства стали почти два десятилетия функционирования этих религиозных институтов в послевоенном Советском Союзе. Ио сути, впервые в своей истории они оказались лишены традиционного покровительства государства и впоследствии столкнулись с прямой угрозой своего уничтожения.

На развитие отношений между монастырями и властными структурами в Молдавской ССР определяющее влияние оказала предпринятая И.В. Сталиным в ходе войны попытка перехода от жесткой антирелигиозной политики к конструктивному диалогу с церковью. Важным направлением новой линии государства стала церковная* политика в отношении монастырской* системы республики, одной из наиболее древних и влиятельных на всей территории Советского Союза. Уже , первыми решениями союзного правительства было .закреплено их привилегированное, в известной степени, положение по сравнению с монашескими обителями других районов страны, что было вызвано чрезвычайно • высоким уровнем религиозности местного населения и их приближенностью к западной границе государства (это положение сохранялось вплоть до возобновления широкомасштабной антирелигиозной кампании второй половины 1950-х гг.). Этот шаг позволил советскому руководству заручиться поддержкой со стороны верующих, прежде всего черного и белого духовенства, способного оказать мощное идеологическое воздействие на широкие слои населения, особенно в условиях сложностей трансформационного периода в послевоенные годы.

Становлению новой модели государственно-церковных отношений в республике способствовала деятельность Уполномоченного Совета по делам РПЦ при правительстве СССР по Молдавской ССР, контролировавшего исполнение религиозного законодательства в крае как светскими, так и духовными организациями. Фактически, благодаря его деятельности, местное монашество оказалось довольно гармонично вписано в социальную и экономическую структуры республики.

Однако, оказавшись в условиях социалистического общества, декларировавшего отделение церкви от государства, монастыри перестали выполнять ряд традиционных для них функций предшествующего периода. В частности, они перестали быть центрами образования, письменности, художественной культуры. Из среды местных монахов в рассматриваемое время не вышел, к примеру, ни один богослов или яркий проповедник, что было связано с отсутствием в монастырях лиц, обладавших требуемым уровнем духовного образования для их воспитания, поскольку для православных обителей края традиционной была их «рабочая» специализация. Именно трудолюбие и высокая эффективность монастырских хозяйств республики особенно ценились как в досоветский, так и в послевоенный периоды. Фактически, действительного отделения церкви от государства так и не произошло, поскольку советские органы различного уровня постоянно вмешивались в функционирование монастырей, в частности, существовала экономическая эксплуатация монашествующих со стороны государства.

Тем не менее, главными итогами осуществления церковной политики в период 1944 — 1947 гг. было сохранение молдавского монашества, как и возможности для его дальнейшего развития.

Однако, взаимоотношения церкви и государства в послевоенные годы не развивались линейно, существенное влияние на них оказывали зигзаги церковной политики руководства страны, связанные с конъюнктурой как внутри страны, так и за ее пределами. После завершения в целом восстановления промышленного потенциала страны, создания и испытания в СССР атомного оружия как действенного средства поддержания мира на планете, а также в ходе осуществления структурной перестройки сельского хозяйства Молдавской ССР (осуществление коллективизации) руководство страны впервые попыталось пересмотреть соглашение с церковью, достигнутое в сентябре 1943 г. Для монашеских обителей республики это означало усиление налогового пресса, ограничивавшего возможности развития их хозяйств, сокращение количества действующих монастырей, ограничение возможностей по принятию желающих поступить в них на послушание. Однако результаты этого наступления на церковь оказались чрезмерно преувеличенными исследователями, поскольку резкого сокращения численности монашествующих не произошло (на деле происходило укрупнение монастырей), приток верующих в обители также сократился незначительно, налоговая нагрузка по-прежнему оставляла им возможности для развития. Фактически, в 1948 — 1949 гг. сталинским руководством не ставилось задачи ликвидации религиозных организаций, а осуществлялся традиционный для той поры процесс «тасовки колоды», чтобы в очередной раз показать церкви и ее институтам, что они занимают подчиненное положение в общественной системе страны. После этого вплоть до смерти И.В. Сталина суть сложившихся в СССР государственно-церковных отношений оставалась неизменной.

Фактическое отсутствие резких перемен в церковной политике и пристального внимания государства к религиозным организациям в первой половине 1950-х гг. способствовали их развитию. В частности, за этот период молдавские монастыри экономически значительно окрепли, наладили прочные хозяйственные взаимовыгодные связи с общественными и государственными предприятиями. Участились духовные контакты монашествующих с верующими.

Однако, после произошедшей смены руководства страны в 1953 - 1954 гг. начал меняться и характер государственно-церковных отношений - от терпимости и мирного сосуществования к политической борьбе под 4 лозунгами атеистического воспитания населения. Это было связано с постепенным подчинением партийным функционерам государственной политики в отношении религиозных организаций. Резкий отход от реализации принципа свободы совести в стране и превращение Советского

Союза в атеистическое государство начались в 1958 г. с организованного наступления на «советские» монастыри, служивших одной из мощных опор Русской православной церкви. Важными мероприятиями, подготовившими упразднение монастырской системы в МССР, стали, во-первых, секуляризация землевладения обителей (у них осталась лишь усадебные участки); во-вторых, резкое увеличение обложения налогами монастырей. Благодаря этим шагам процветавшие в недавнем прошлом обители Молдавии оказались не в состоянии даже содержать собственных монашествующих. Сыграли свою роль и кадровые перестановки в аппарате Уполномоченного Совета по делам РПЦ, после осуществления которых давление на религиозные организации резко возросло, с одновременным форсированием мероприятий по закрытию православных обителей. Этот процесс был значительно облегчен и различными неискоренимыми «нестроениями», процветавшими в монастырях — пьянством, развратом и стяжательством монашествующих всех рангов, вызывавшими отход от религии некоторой части населения республики. Послушными исполнителями плана закрытия обителей стала и часть их настоятелей, наряду с руководством Кишиневско-Молдавской епархии являвшаяся агентами органов госбезопасности. Именно эти люди не реагировали должным образом на тревожные сигналы, систематически поступавшие от рядовых монашествующих, обвинявших руководителей своих обителей в действиях, ведущих к развалу хозяйства и поощрению нарушений монашеских уставов. В. конечном итоге, все эти обстоятельства привели к ликвидации монастырской системы, существовавшей на территории Молдавии к 1962 г. свыше половины тысячелетия.

Закрытие монастырей, проводившиеся чрезвычайно ускоренными темпами, вызывало протест как в среде монашествующих, так и среди верующих мирян. И если бывшие иноки и монахини применяли пассивные формы сопротивления действиям советских органов (сохранили сестричества, совместно проводили богослужения), то миряне оказывали и открытое противодействие представителям власти (события в Речульском монастыре). Однако, подобные акты были единичными, что говорит о серьезном снижении религиозности населения республики, произошедшем с 1944 по 1962 гг. благодаря осуществлению, в частности, культурной революции в МССР.

Таким образом, за неполные двадцать лет функционирования монастырской системы Молдавии в условиях социалистического государства, взаимоотношения последнего с православными обителями проделали обратную эволюцию — от сотрудничества к фактическому уничтожению этих религиозных институтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Содоль, Вячеслав Анатольевич, 2009 год

1. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ).

2. Фонд 6991. Фонд Совета по делам религий при СМ СССР. Оп. 2. Дд. 8, 18, 35, 60, 61, 74, 86, 205, 680, 685, 686, 687, 689, 690, 692.

3. Национальный архив Республики Молдова (НАРМ).

4. Текущий архив Молдавской митрополии Московского патриархата (TAMM).

5. Материалы дел монастырей и личных послужных списков настоятелей.

6. Центральный государственный архив Приднестровской Молдавской Республики (ЦГА ПМР).

7. Фонд 137. Фонд Исполнительного комитета Кременчугского сельского Совета. Оп. 1. Историческая справка.

8. Фонд 368. Фонд Тираспольского районного финансового отдела. Оп. 1. Д. 426.

9. Фонд 415. Фонд совхоза «Копанка» с. Кицканы Бендерского р-на. Оп. 1. ДД- 1,2,3,7.

10. Фонд 427. Фонд колхоза «Красный Садовод» с. Кицканы Тираспольского р-на МССР. Д. 41.1. Опубликованные источники.

11. Конституция (основной закон) Молдавской советской социалистической республики. Кишинев, 1947.

12. Культура Молдавии за годы Советской власти. Сборник документов в 4 тт. Т. 2. Ч. 1. Кишинев, 1984.

13. Культура Молдавии за годы Советской власти. Сборник документов в 4 тт. Т. 2. Ч. 2. Кишинев, 1985.

14. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. 1941 — 1945. Сборник документов и материалов в 2 тт. Т. 2. Кишинев, 1976.

15. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1977.

16. Реакционная роль религии и церкви. Архивные документы о деятельности священнослужителей в Молдавии. Кишинев, 1969.1. Литература.

17. Бабий А.И. Православие в Молдавии: история и современность. Кишинев, 1988.

18. Бабий А.И. Свободомыслие, антиклерикализм и атеизм в истории Молдавии. Кишинев, 1974.

19. Бабий А.И., Гольденберг М.А., Табакару Д.Н. Преодоление религии и утверждение атеизма в Молдавской ССР. Кишинев, 1983.

20. Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. Курс лекций по истории Молдавии. Лекция VI. Бесарабия в составе России. Тирасполь, 1997.

21. Барабаш Т.А. Судьбы Русской церкви в годы войны: до и после встречи с генералиссимусом Сталиным. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004.

22. Бомешко Б.Г. Засуха и голод в Молдавии 1946 1947 гг. Кишинев, 1990.

23. Васильева О.Ю. Русская Православная церковь в политике Советского государства в 1943 1958 гг. М., 1999.

24. Волокитина Т.В., Мурашко Г .П., Носкова А.Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40 — 50-х годов XX века: Очерки истории. М., 2008.

25. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002.

26. Ю.Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Кишиневско-Молдавская епрархия в мериод с 1944 по 1989 год. Ново-Нямецкий монастырь, 2004.

27. П.Ириней (Тафуня), иеромонах. История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. Ново-Нямецкий монастырь, 2004.

28. История Молдавской ССР. Т.1. Кишинев, 1965.

29. История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 2002.

30. Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982.

31. Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1996.

32. Одинцов М.И. Патриотическое служение Русской православной'церкви в годы Великой Отечественной войны. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2005.

33. Одинцов М. И., Пинкевич В. К., Редькина О. Ю. Государственно-церковные отношения в политической истории России// Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. М., 1995. Сс. 26-73.

34. Пасат В.И. Депортации с территории Молдавской ССР 1940 1951 гг. Автореферат дис. .канд. истор. наук. М., 1996.

35. Пасат В. Трудные страницы истории. Кишинев, 2000.

36. Пасат В.И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-е 1950-е гг. М., 1994.

37. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

38. Сводный каталог молдавских рукописей, хранящихся в СССР. Коллекция Ново-Нямецкого монастыря (XIV-XIX вв.). Кишинев, 1989.

39. Содоль В.А. Молдавская национальная идея и румынизм в Республике Молдова: религиозный аспект (конец XX — начало XXI в.) // Вестник Приднестровского университета. № 1 (21). Сер. Гуманитарные науки. Тирасполь, 2005.

40. Царанов В.И. Проблемы истории Молдавии. Исследования по истории советского общества. Кишинев, 2007.

41. Царанов В.И. Очерки социально-экономического развития Молдовы (1940 1960 гг.). Кишинев, 2002.

42. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и советское государство в 1943 1964 гг. С-Пб., 1995.

43. Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007.31 .Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис православной церкви в Бессарабии. 1918 1940 годы. // Отечественная история. М., 1998. № 5.

44. E§anu A., E§anu V., Fu§tei N., Pelin V., Negrei I. Manastirea Capriana (sec. XV XX). Chi§inau, 2003.

45. E§anu A., Eçanu V., Fustei N. Trecut §i prezent la manîstirea Cäpriana din Basarabia. Paris, 1997.

46. File despre Sfînta Mänästire Zloti. Zaim, 1999.

47. Golub V. Mänästirea Curchi. Orhei, 2000.

48. Loca§uri sfinte din Basarabia. Ed. I. Chiçinau, 2001.

49. Mänästirile Basarabiei. Chiçinau, 1995.

50. Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt ra§i. Chiçinau, 1931.

51. Puiu V. Monastirile din Basarabia. Vil. XI. Chiçinau, 1919.

52. Tihonov L. Politica Statului Sovietic fatä de cuítele din R.S.S. Moldoveneascä (1944 1965). Chi§inäu, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.