Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат исторических наук Иванова, Людмила Васильевна

  • Иванова, Людмила Васильевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 194
Иванова, Людмила Васильевна. Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви: дис. кандидат исторических наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 2000. 194 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви»

Актуальность темы исследования. Нынешний процесс демократических реформ в России сопровождается серьезными социальными издержками. Социальная неустроенность ряда слоев населения проявляется в различных сферах, влияет на жизнедеятельность граждан и духовно-нравственную атмосферу в обществе. В этой связи возникает чрезвычайно актуальная проблема организации социальной помощи нуждающимся по различным каналам: учреждаются фонды, восстанавливается деятельность религиозных организаций различных направлений.

Социальное служение всегда было главной сферой деятельности религиозных организаций и значительное место в этом процессе занимала Русская православная церковь, в частности, ее братства и общины сестер милосердия.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX в. начался процесс возрождения братств и сестричеств, которые активно включились в общественную жизнь. Их социальная деятельность ориентирована в основном на нравственно-этическое и духовно-религиозное просвещение населения, благотворительность и милосердие.

Благотворительность и милосердие как социальная форма деятельности в современной России становится неотъемлемой частью духовной жизни общества и формирования общественного сознания. Но поскольку церковная форма благотворительности в послереволюционный период была прервана и традиции утрачены, сегодня встала проблема возрождения общественно-церковной благотворительности. И в связи с этим различные аспекты изучения, связанные с историей благотворительности как в плане теоретическом, так и практическом, приобретают актуальное значение.

Православные братства и сестричества, имеющие глубокие исторические корни, являются одной из форм социальной деятельности Церкви. Возрождение в нынешний период этого института имеет большое практическое значение и представляет интерес, для изучения. Это и обусловило актуальность настоящего исследования .

Хронологические рамки исследования. Поскольку в диссертации ставилась задача определить истоки образования и социально-исторического развития православных братств и сестричеств, был проведен исторический экскурс по векам, который условно можно разделить на три временных отрезка:

Дохристианский период - начиная с IV в. до н.э., когда стали действовать первые общины социально-религиозной направленности - союз пифагорейцев в Греции, общины пророков в иудаизме и их преемники ессеи и кумраниты.

Христианский период - начиная с I в. н.э., характеризуется образованием апостольских братств (на их базе позже создавались первохристианские церкви) , которые уделяли большое внимание благотворительности и диаконии. С IV в., когда христианство обрело статус государственной религии и церковь стала имущественно богатой, она начала создавать и развивать учреждения социального значения. В последующем на базе церквей и монастырей учреждались братства и общины сестер милосердия, которые на протяжении многих веков, вплоть до Октябрьской революции, занимались социальным служением. В послереволюционный период эта деятельность церкви постепенно прекратилась.

Современный период, в котором исследуется возрождение, развитие и социальная деятельность православных братств и сестричеств, ограничивается временными рамками деятельности Союза православных братств с октября 1990г. по 2000г.

Степень разработанности темы и источники. Исследования по проблемам социальной деятельности православных братств и сестричеств стали появляться с XIX в. в источниках по истории Русской церкви. Такие светские историки как Голубинский Е.Е., Денисов Л. И., Тальберг Н., Ключевский В.О., Карташов Л.В. и др.1, а также богословы Александр (Стефанович) , Софроний (Мудрый), Макарий (Булгаков), митро

1 См.: Голубинский Е.Е. История Русской церкви: В 2 т. Т.1. - М. , 1901; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908; Тальберг Н. История Русской Церкви. - Holy Trinity Monastery, Jorrdanville, N.Y. 1959; Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории. - М. : АО изд. Гр. "Прогресс", 1992; Карташов A.B. Очерки по истории Русской церкви. В 2-х томах. - Т.1. - М., 1993. полит Московский и Коломенский1, в своих трудах раскрывают некоторые важные исторические закономерности в развитии братского движения в России в отдельные исторические периоды. Однако, несмотря на то, что ими отмечается зависимость православных братств от Церкви, все же историографические данные по развитию самого братского движения довольно фрагментарны и неполны.

Одна из первых работ о православных братствах опубликована в 1857 г. богословом Иоанном (Флеровым)2. Автор, по имевшимся в ту пору источникам, довольно подробно раскрыл историю создания и устройства православных церковных братств в Юго-Западной России в XVI-XVIII веках, их религиозно-просветительские цели. Значимость данной работы для изучения истории православных братств отметил Пап-ков A.A., который в своих трудах продолжил эту тему3. Он рассматривает историю создания крупнейших братств Восточной России и отмечает, что наиболее интенсивный рост православных братств и церковных попечительств во всех епархиях России приходится на вторую половину XIX в. В своих работах Папков A.A. основное внимание уделяет изучению апологетической

1 См.: Александер (Стефанович). 1стор1я християнсько-католицько1 Церкви. -Льв1в, 1903; Софрон (Мудрий) . Нарис IcTopii церкви в Укра1н1.- Рим-Льв1в, 1995; Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви: Соч. в 12 томах. T.V. -М., 1996.

2 См.: Иоанн (Флеров). О православных церковных Братствах.- СПб., 1857.

3 См. : Папков A.A. Братства: Очерк истории западно-русских православных братств. - Сергиев Посад; 1990; Папков A.A. Статистические сведения о церковных братствах в 1893г. - М., 1893; Папков A.A. Древне-русский приход: Краткий очерк церковно-приходской жизни в Восточной России XVIII века и в Западной России XVII века. - Сергиев Посад, 1897 и миссионерской деятельности Западных православных братств и довольно поверхностно отражает вопросы организации братств и их социальную деятельность.

К наиболее известным и подробным исследованиям в области благотворительности относится монография Миллер Л.П.1 о великой княгине Елизавете Федоровне и созданной ею обители, а также материалы в виде писем, дневников, воспоминаний, архивных документов, изданных отдельной книгой, в которой не только показан жизненный путь великой княгини, но и опубликованы некоторые исторические факты о ее деятельности по созданию Марфо-Мариинской обители милосердия .2

Довольно интересная разработка на эту тему представлена в диссертации Максимовой JI.B. "Вклад великой княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России" (1998 г.)- Данная работа может быть полезна для практического использования при учреждении церковных благотворительных организаций .

Кроме работ монографического характера научный интерес представляют статьи, опубликованные в научных и научно-популярных журналах периодической печати, о братском движении в эмиграции в русском зарубежье.3 Особенный интерес представляет статья Ко

1 См. : Миллер Л.П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. - М., 1994.

2 См. : Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. -М., 1996.

3 См. : Клепинин H.A. Братство и пути православного студенческого движения // Путь. 1926. №2; Зандер Л. Съезд в Аржероне // Путь. 1926. №2. лерова М.А.1, где приводится ряд архивных документов о деятельности православного братства Святой Софии.

Большое значение для нашего исследования имеют работы, в которых показаны истоки развития христианской благотворительности и милосердия2.

Однако явная недостаточность научных исследований монографического характера создает существенный пробел в знаниях о церковном благотворительном движении .

Привлекает внимание учебное пособие "Милосердие"3. В нем кратко раскрываются исторические и современные особенности благотворительной и милосердной деятельности братств и сетричеств, отмечается значение социального опыта, накопленного Русской православной церковью.

Хорошую фактологическую базу для изучения проблемы дают энциклопедические источники4

Хотя процессы возрождения братского и сестринского движения проявлялись довольно заметно и в течение этого десятилетия уже накоплен некоторый опыт социальной деятельности, тем не менее современной

1 См. : Колеров М.А. Братство Святой Софии: "веховцы" и евразийцы (1921 -1925гг.) // Вопросы философии. 1994. №10.

2 См.: Илинский В.И. Русская женщина в войну 1877-78гг. - СПб., 1879; Благотворительные общества при Санкт-Петербургских городских больницах, родильных приютах и начальных училищах. - СПб., 1892; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность в древней Церкви. - СПб., 1894; Ульго-ри B.C. Христианская благотворительность в древней Церкви. - СПб., 1906; Троицкий C.B. Диакониссы в православной Церкви. - СПб., 1912

3 См.: Милосердие: Учебное пособие / Под ред. Мчедлова М.П. - М., 1998

4 См.: Библейская энциклопедия: Труд архм. Никифора: в 4-х выпусках. - М., 1891; Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Эфрон И.Л. - СПБ., 1898. Т. 10,25,48,49; Краткая Еврейская Энциклопедия. - Иерусалим, 1976; Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Т.2. .- М., 1993; Христианство : Словарь / под ред. Митрохина JI.H. - М., 1994; Библейская энциклопедия. - Оксфорд, 1996. исторической наукой систематических исследований по этому вопросу не проводилось.

Только в нескольких журнальных статьях и небольших разделах книг, посвященных теме благотворительности, дается краткий обзорно-исторический материал о социальной деятельности церкви.1

В связи с актуальностью и не разработанностью проблемы определены цель и задачи данного исследования .

Цель и задачи диссертации. Цель работы состоит в том, чтобы исследовать социально-исторические истоки образования и процесс развития православного братского и сестринского движения, а также формы и методы их социальной деятельности в прошлом и в современной России.

Для реализации поставленной цели в диссертации ставятся задачи:

- исследовать истоки образования братств и се-стричеств, раскрыть социально-исторические предпосылки их возникновения;

- охарактеризовать типы братских и сестринских общин и принципы их социальной деятельности;

- показать особенности социальной деятельности православных братств и сестричеств в условиях трансформации российского общества;

1 См.: Русское православие: Вехи истории. - М., 1989; Власов П.В. Обитель милосердия. - М., 1991; Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993.

- выявить отличия и преимущества братств и се-стричеств перед другими традиционными формами общинной жизни верующих.

Теоретико-методологической основой данного исследования является диалектический метод познания, включающий в себя принципы объективности, историзма и системности.

Данная методологическая база позволяет наиболее полно раскрыть историю становления и развития православных братств и сестричеств и прежде всего их социальную деятельность в различные исторические эпохи и в современном Российском обществе.

Источниковая база. Основной источниковой базой данной работы явились труды исторического и философского содержания религиозных и светских историков и исследователей разных времен как отечественных, так и зарубежных.

В диссертации использованы материалы из фонда Госархива Донецкой области, которые впервые введены в научный оборот.

Большая часть диссертационного исследования опирается на материалы печатного органа Союза православных братств - "Вестник Союза православных братств" и архивные документы Союза. К ним относятся уставы, материалы Съездов Союза православных братств, различные заявления и обращения к церковным и государственным структурам.

При подготовке диссертации также использовались полученные в Министерстве юстиции Российской Федерации сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в РФ за 90-е годы, материалы Архиерейских Соборов Русской православной церкви (1994г., 1997г.), справочная и энциклопеди ческая литература, а также интервью соискателя с руководителями братств, сестричеств и Союза православных братств.

Для более полного освещения деятельности современных братств и сестричеств автором использовались публикации в "Журнале Московской Патриархии" и" печатных органах некоторых православных братств и общественно-политических организаций: "Православная община", "Мирянин", "Собеседник православных христиан", "Православная братчина".

Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна работы. Диссертация представляет собой социально-историографическое системное исследование истоков образования братских общин, динамики процесса развития братского и сестринского движения, их социальной деятельности в различные исторические периоды и в современных условиях трансформации российского общества.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- исследованы истоки образования братств и се-стричеств, а также ранние формы их социальной деятельности;

- даны определения понятиям "братство", "сест-ричество" и "диакония";

- показаны социально-исторические предпосылки возникновения и развития православных братств, се-стричеств и диаконии в церкви;

- определены основные формы христианской общинной жизни и принципы их социальной деятельности;

- раскрыты содержание и особенности социальной деятельности православных братств, сестричеств и их Союза на современном этапе развития общества.

Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы и выводы могут быть использованы в научных исследованиях для дальнейшего осмысления историографии братского движения, правильного понимания подлинной сути братств и сестричеств и прежде всего их социальной деятельности в современном обществе. Отсутствие знаний о духовной и социальной природе братств и сестричеств не позволяет порой их организаторам, духовным наставникам и рядовым членам выявить отличия и преимущества братств перед другими традиционными формами общинной жизни верующих.

Данное исследование может быть полезным в возрождении лучших традиций братского и сестринского движения - благотворительности и милосердия, которые особенно проявляются в наше время в лоне Русской православной церкви, и имеют важное социальное значение для современного российского общества, для духовно-нравственного развития личности.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке профессиональных кадров для работы в области благотворительной деятельности, для исследования в социальной сфере, а также при чтении курсов истории религии, культурологии в светских и религиозных учебных заведениях.

Апробация диссертации. Основные положения исследования изложены в пяти научных публикациях общим объемом 1,8 п.л., а также в докладах и сообщениях на семинарах и ЛЛ круглых столах", проведенных кафедрой религиоведения РАГС (1995-1997 гг.), в докладах на третьей и четвертой научно-практических конференциях "Роль науки, религии и общества в формировании нравственной личности" (Донецк, 1998г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Структура диссертации состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Иванова, Людмила Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование истоков образования и социально-исторических процессов развития православного братского и сестрического движения, а также изучение их социальной деятельности в прошлом и в настоящее время позволяют сделать следующие выводы.

Из анализа дохристианского периода следует, что из поколения в поколение, от пифагорейцев до ессеев и кумранитов устойчиво сохраняются черты общежитийности, прослеживается преемственность в структуре общин и устройстве их школ.

Братства, как таковые, нашли свое воплощение в раннехристианском периоде, сохраняя определенную преемственность от дохристианских общин.

На основе Новозаветных заповедей первохристи-анские общины выработали иное представление о милосердии и благотворительности. Идея всеобъемлющего милосердия стала центральной в учении христианской церкви на протяжении всей ее истории. У первохристиан забота о бедных и больных лежала на диаконах и женщинах-диакониссах. Эта форма церковной благотворительности со временем преобразовалась в институт "сестричеств". Социальная деятельность стала широко развиваться, когда христианство обрело статус государственной религии (IV в.) и Церковь стала имущественно богатой.

Появление на Руси монашества способствовало широкому развитию социальной деятельности Церкви. В период Х1У-ХУ1 вв. особенно развивались "мирские" и "пустынные" монастыри, которые различаются между собой не только происхождением и внешней обстановкой, но и общественным значением. "Мирские" монастыри были в постоянном общении с миром. Их разнообразная социальная деятельность привлекала горожан и крестьян на обширные монастырские земли, где были устроены благотворительные общественные заведения, крестьянам предоставлялась в аренду земля. "Пустынные" обители предназначались для духовно-аскетической жизни и обычно располагались в местах, удаленных от населения. Но вокруг "пустынного" монастыря образовывались крестьянские селения, которые составляли единый приход, на его базе часто создавались братские общины.

Наряду с монастырями на Руси стали возникать различные формы братских общин как церковные, так и общественно-церковные. Корни церковных союзов уходят в глубь истории русского общественного быта, преобразовавшегося под влиянием христианства и достигшего довольно высокого нравственного уровня. Такие церковные союзы назывались "братчины" или "медовые братства".

В этот период общественно-церковные братства со своими особыми уставами появились среди торгово-промышленного и ремесленного класса Литвы и Польши на базе "братств-корпораций", которые развивали благотворительную деятельность. В период унии эти братства, не оставляя дела благотворительности, преобразовались в религиозно-просветительские учреждения, выполняя защитно-апологетические и миссионерские функции.

В результате диссертационного исследования автором выделены основные христианские формы общинной жизни, которые характеризуются как апостольские братства; монашеские братства в монастырях "мирских" и "пустынных"; "медовые" братства, образованные на базе общинно-приходской жизни церквей; общественно-церковные "братствакорпорации"; церковные братства с защитно-апологетическими функциями на базе монастырей или церквей; общины диаконисс рукоположенных; общины диаконисс поставленных.

Общественно-церковная деятельность в России началась с создания двух базовых братств: Львовского при Успенской церкви и Виленского при Свято-Троицком монастыре. Постепенно из скромных цеховых образований эти братства превратились в могущественные социально-церковные учреждения. По их образцу преобразовалось множество братств юго-западной Руси и Галиции. Уставы этих братств были положены в основу создания и деятельности братских общин в более поздние исторические периоды. Наиболее широкого развития братское движение достигло во второй половине XIV в., что было вызвано социально-общественными преобразованиями. Уже к началу 1893 г. насчитывалось 159 братств и около 12 тыс. церковных попечительств с разнообразной социальной деятельностью.

Особенно интенсивно развивалось религиозно-просветительское направление, где под братским попечительством находилось 5,5 тыс. церковноприходских школ из общего числа 20 тыс. Братства всегда заботились о нравственно-этическом состоянии общества. Это проявлялось в непосредственном вовлечении различных слоев населения в активную социальную деятельность. При этом она развивалась строго в рамках официальной политики царского самодержавия и полностью отвечала его интересам.

Послереволюционный период братского движения характеризуется образованием "тихоновских" братств, выполняющих защитно-апологетические функции. Они объединялись с приходскими общинами, создавая крупные объединения, которые были способны противостоять разрушению Церкви.

Из анализа братского движения следует вывод, что с момента зарождения братств в юго-западной Руси они находились в непрерывном развитии; в зависимости от исторической эпохи, развивались укреплялись или, наоборот, приходили в упадок.

Православные братства отличаются от других социальных и общественно-политических образований своей высокой жизнеспособностью. Многие организации в экстремальных ситуациях быстро возникают и разрушаются, а православные братства создаются вокруг незыблемых святынь, которые в свою очередь охраняются православной Церковью, отличающейся консерватизмом и имеющей многовековую историю развития.

На протяжении всей истории Русской православной церкви благотворительность была неотъемлемой частью ее деятельности. С середины XIX в. этот вид социальной деятельности получил особое развитие в виде института сестричеств, построенного по образцу протестантских общин диаконисс. Деятельность сестричеств, основанная на христианской благотворительности, сочетала медицинскую помощь страждущим с духовным попечительством больных. Основным предназначением сестричеств являлось укрепление нравственно-духовных основ общества.

Диссертант приходит к выводу, что сегодня возрождение братского и сестрического движения является объективным процессом возвращения к традиционным формам религиозной жизни в России. Вместе с тем нынешняя социально-экономическая ситуация в стране не позволяет многим православным движениям и организациям возродить церковно-общественную жизнь и полностью реализовать поставленные задачи социального служения.

Несмотря на положительные результаты в социальной и благотворительной деятельности Союза и отдельных братств и сестричеств, как считает автор диссертации, возрождение братского движения даже при содействии священноначалия затруднено теми же проблемами, которые привели к приостановлению работы Союза православных братств. Сегодня 147 братств и сестричеств, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, действуют самостоятельно и разрозненно, не имея информационной и координационной поддержки, находясь в глубоком кризисе.

Однако, несмотря на искусственное подавление братского движения, Союз православных братств следует отнести к институту, который стремится к мобилизации общественно-церковных организаций для совместного решения социальных и духовно-этических проблем и имеет право на существование.

История показывает, что такие формы православной жизни, как братства и сестричества, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни созданы, ни упразднены, только "сверху". Их основа - люди верующие и желающие вместе исполнять то или иное церковное служение.

Социальная деятельность современных братств и сестричеств значительно отличается от древнеисто-рических и даже дореволюционных, поскольку иная социально-экономическая ситуация диктует появление новых форм братской жизнедеятельности.

Сегодня наиболее дееспособны межприходские братства, объединяющие несколько приходов, внутри которых развиваются взаимодополняющие направления. Эти крупные образования в своей организации близки к дореволюционным формам межприходских братств, исторически опробованных и вполне приемлемых в настоящее время. К ним относятся московские братства: Богоявленское, Всемилостивого Спаса, Во имя святителя, Филарета Московского.

В своей общественно-церковной жизни братства и сестричества развиваются по четырем основным направлениям: церковно - образовательное; благотворительное и милосердие; издательское; церков-но-реставрационное и благоустроительное.

Практически во всех братствах, входящих в структуру СПБ, проводится просветительская и катехизаторская деятельность. На базе некоторых братств образованы крупные просветительские центры, которыми разработаны новые образовательные концепции.

На ниве благотворительности и милосердия трудятся многие братства и сестричества, но в их работе постоянно возникают серьезные затруднения юридического и материального характера. По этой причине удельный вес церковной благотворительности в общей социальной деятельности невысок.

Исторический опыт показывает, что многие братства вплоть до октябрьского переворота существовали самостоятельно, независимо друг от друга. Ныне такие организации нуждаются в материальной поддержке, координации деятельности и обмене опытом.

По многим причинам современные приходы не могут осуществлять в полной мере социальную деятельность . Для этого необходимо возродить общинную жизнь, создать внутри приходов братства и сестричества, которые станут основой и жизненной школой воспитания христианина.

В диссертации показана модель общины, которая представляет собой исторически опробованную форму христианского союза, способного на данном этапе возрождения церковно-приходской жизни выполнять социальные задачи.

Суммируя выводы и оценки, следует сказать, что данное исследование дает неполное знание о

141 современном братском и сестринском движении и его деятельности, однако научные результаты автора позволяют сделать вывод: православные братства и сестричества являются исторически опробованной и канонически приемлемой формой социальной деятельности Церкви и на данном этапе развития нашего общества вносят большой вклад в формирование нравственной личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Иванова, Людмила Васильевна, 2000 год

1. Сборники и комментарии законодательных актов и нормативных документов, публикации архивных материалов

2. Архиерейский Собор Русской православной церкви, 29 ноября 2 декабря 1994г. С. 183.

3. Госархив Дон. обл. Ф -2109, оп.1,д.2,л.14-17.

4. Госархив Дон. обл. Ф -34, оп.1,д.1,л.2.

5. Госархив Дон. обл. Ф -34, оп.1,д.5,л.3,5-6.

6. Госархив Дон. обл. Ф -34, оп.1,д.14,л.20.

7. Документы по истории крестьянской общины. 18 61 -1880 гг. Вып.IV. М., 1988. С.5.

8. Информационное сообщение о IV Съезде Союза православных братств.//Вестн. СПБ., 1993. N40. С. 1-4.

9. Информационное сообщение о V Съезде Союза православных братств //Вестн. СПБ., 1994. N62-63. С.1-2.

10. Львовский Церковный Собор: Документы и материалы. М., 1946. С.150.

11. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М.: Сестр.во имя препод.-муч. великой княгини Елизаветы. 1996. 256 с.

12. Материалы Второго Съезда Союза православных братств // Вестн.СПБ., 1991. N 8. С.11.

13. Материалы заседания Православных братств Украины (25-26 марта 1992г.). //Вестн. СПБ., 1992. -N21. С. 11-15.

14. Положение о комиссии по церковному просвещению. //Вестн. СПБ., 1992. N 36. С.13- 14.

15. РГАЛИ. Ф. 1496, Оп.1. Ед. хр.372. Л. 18.

16. РГИА. , Ф. 796, оп. 209, ед хр. 2565, Л. 291297 .

17. РГИА., Ф. 797, оп. 209 ед хр. 2579 л. 79 об.

18. Устав Луцкого братства: Пам. Киев. Ком. Т.1. грам.VII.пун.12.

19. Устав Львовского братства: Пам. Киев. Ком. Т.III. грам.I. пун.22,23.

20. Устав Виленского братства: Собр.Вил. грам. Ч II. N4.

21. Устав Могилевского братства. Ж.Н.М.П. 1849г. Март, стр.2 92.

22. РГИА., Ф.468. оп. 46., ед.хр. 136, Л. 4.

23. Священный собор Православной Русской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 4. Приложение к "Деяниям" 2. М., 1918. С.47.

24. Специальная литература по теме

25. Монографии, Брошюры, Курсы лекций

26. Александер (Стефанович). 1стор1я християнсько-католицько1 Церкви. Льв1в.: «Наукове товариство 1м. Шевченка», 1903. 205 с.

27. Амброджо Донини. У истоков христианства. М. : Политиздат, 1989. 365 с.

28. Благотворительные общества при Санкт-Петербургских городских больницах, родильных приютах и начальных училищах. СПБ., 18 92. 34 0 с.

29. Варичев Е.С. Православная церковь: История и социальная сущность. М.: Сов. Россия. 1982 175 с.

30. Виноградский Н. Церковный собор в Москве 1682 г. Смоленская типография Ян. Подземского, 18 99. 105 с.

31. Вестник Всецерковного православного молодежного движения: Спец. вып. М., СПБ., 1995. 77с.

32. Боровский В.В. Послание патриарха Тихона к архипастырям и пастырям Церкви Российской. М. : Гос. издательство, 1919. 16 с.

33. Гудзяк Б. 1стор1я вл-докремлення: КиХвська ми-тропол1я, Царгородський патр!архат i генеза Бере-стейсько! унИ /Ковчег. Зб1рник статей з церковно! icTopii. JIbbíb, 1993. 153 с.

34. Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники Киев, Т. 1,2. 1883-1898. 300 с.

35. Голубинский Е.Е. История Русской церкви: В 2т. Т.1. М., 1901. 919 с.

36. Государственно-церковные отношения в России. -В 2-х ч. /Курс лекций. М.: РАГС, 1995. 257 с.

37. Genschorek W. Schwester Florence Niqhtingale: Triumph der Menschlichkeit. Leipziq, 1986. S.35-37 .

38. Денисов JI.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. 680 с.

39. Жукович П.Н. Протестация Иова, митрополита Борецкого и других западно-русских иерархов. СПБ., 1909. 240 с.

40. Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией. Вып.1-5. СПБ.,1903-1910. 312 с.

41. Заозерский Н. Что есть православный приход и чем он должен быть. Сергиев Посад, 1912. 105 с.

42. Зольмисова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990 150 с.

43. История городов и сёл Украинской ССР. Донецкая обл. Киев, 1976. 240 с.

44. Иоанн (Флеров). О православных церковных Братствах. СПб., 1857. 200 с.

45. Иона Брихничев. Патриарх Тихон и его Церковь. М.: Из-во Красная Новь, 1923. 21 с.

46. Илинский В.Н. Русская женщина в войну 1877-78г. СПб.,1879. 250 с.

47. История Русской православной церкви. В документах региональных архивов. Анотированный справочник-указатель. М. , 1993. 690 с.

48. Кашуба М.В. 3 icTopii боротьби проти унИ XVII-XVIII ст. Ки!в: Наукова думка, 1976. 440 с.

49. Климент Римский. Первое послание Коринфянам Рига, 1994. Репр. с изд. 1895. 280 с.

50. Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории. М.: "Прогресс", 1992. 285 с.

51. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. М., 1987. Т.1. 389 с.

52. Караев A.B., Сомов К. В. История христианства /Библейская миссия. ФРГ., 1990 370 с.

53. Крывилев И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М. : "Знание", 1982. 64 с.

54. Левицкий О. Внутреннее состояние западнорусской Церкви в польско-литовском государстве в конце XVIв. и уния. Киев,1884 283 с.

55. Макарий митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви /Соч. в 12 т. М., 1996. Т.5. 650 с.

56. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб, 1894. 250 с.

57. Миллер Л.П. Святая мученица российская Великая

58. Княгиня Елизавета Федоровна. М.: "Столица", 1994. 240 с.

59. Мансуров С. Священник. Очерки из истории Церкви. М., 1995. 318 с.

60. Монастыри в российской империи. СПб., 1887. 4 20 с.

61. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век М.: "Луч", 1994 170 с.$

62. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. М. : СПБ., 1897. 740 с.

63. Пашкевич М.М. Древнее Виленское братство и его братчики. Вильна, 1893. 242 с.

64. Паламарчук П. "Сорок сороков": В 4т. М., 1992 1995. 415 с.

65. Польский М. Новые мученики российские. М.: "Светлячок", 1949. 285 с.

66. Папков A.A. Братства: Очерк истории западнорусских православных братств. Сергиев Посад: тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1900, 248 с.

67. Папков A.A. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902. 150 с.

68. Папков A.A. Статистические сведения о церковных братствах в 1893г.М.: Синодальная типография, 1893. 150 с.

69. Папков A.A. Древне-русский приход. Краткий очерк церковно-приходской жизни в восточной России XVIII века и в западной России XVIII века. Сергиев Посад, 1897. 189 с.

70. Русское православие: вехи истории М. : Политиздат, 1989. 720 с.

71. Рагузин В.Н. На острие российской геополитики. М.: Изд. РАГС, 1999. 234 с.

72. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан.

73. М.: Политиздат, 1980. 198 с.

74. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989. 207 с.

75. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. История России с древнейших времен. М., 1988. Кн.1. T.I. 97 с.

76. Софрон Мудрий. Нарис ICTopil церкви в Укра1н1. Рим-Льв1в: О.Васил1ян, 1995. 296 с.

77. Тальберг Н. История Русской Церкви. Holy Trinity Monastery, Jorrdanville, N.Y., 1959. 750 с.

78. Троицкий C.B. Диакониссы в православной Церкви. СПб., 1912. 350 с.

79. Tooley S. The Life of Florence Niqhtinqale. London, 1911. 240 p.

80. Толстой M.B. История Русской церкви. М., 1991. 570 с.

81. Ульгори B.C. Христианская благотворительность в древней Церкви. М., СПб., 1906. С.105.

82. Универсал Киевского Митрополита Петра Могилы Минскому православному братству о притеснениях от католиков и униатов. 1640г. ОИДР, 1847. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений. В 4 т. М. : «Прогресс», 1995. Т.2. 498 с.

83. Функ Ф.К. История христианской церкви от времен апостольских до наших дней. М., 1911. 616 с.

84. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. 708 с.

85. Шустер Г. История тайных союзов, обществ и орденов. REEL-book Ванлер, 1996. 457 с.

86. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. СПб., 1914. 448 с.

87. Ярушевич А. Ревнитель православия князь К.К.Острожский (1461-1530) и православная Литовская Русь в его время. Смоленск, 1896. 24 9с.

88. Сборники научных трудов и статей

89. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., i960. 250 с.

90. Бурак Е.Ю, Сапронова Т.Ф., Смолицкая Г.П. Названия Московских храмов. М. : "Муравей", 1997. 160 с.

91. Берестейська ун1я та внутр1шне життя Церкви в XVII стол1тт1 /Матер1али Четвертих "Берестейських читань" Льв1в, Луцьк, Ки1в, 2-6 жовтня 1995 р. Льв1в, 1995. 154с.

92. Библейская энциклопедия. Оксфорд. 1996. 352 с.

93. Библейская энциклопедия /Труд архм. Никифора.В 4-х в. М., 1891. 902 с.

94. Григоревич И. Обзор учреждения в России православных монастырей со времен введения штатов по духовному ведомству (1764-1869 гг.) СПб., 1869. 340 с.

95. Гудзяк Б. 1стор1я влдокремлення: Ки!вська ми-тропол1я, Царгородський патр1архат i генеза Бере-стейсько! унИ /Ковчег. Зб1рник статей з церков-hoi icTopii. Льв1в, 1993. 153 с.

96. Дмитриева Л.М. Христианские ценности в духовной культуре российской интеллигенции //Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993. 120 с.

97. Держава, сусплльство i Церква у XVII стол1тт! /Матер1али Других "Берестейських читань" Льв1в, Дн1пропетровськ, Ки1в, 1-6 лютого 1995 р. Льв1в, 1995 197 с.

98. Карташов A.B. Очерки по истории Русской церкви. М., 1993. Т.1. 340 с.

99. Карташов A.B. Очерки по истории Русской церкви. В 2 Т. Париж, 1959. Т.1 690 с.

100. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976. Т.1. 540 с.

101. Кирилл, митрополит. Православие в новых условиях //Свобода совести в духовном возрождении отечества. М., 1994.150 с.

102. Манхейм К. Христианские ценности и изменение социальной среды //ОНС: Общественные науки и современность. М., 1993. N5. 200 с.

103. Могил, губ. Вед., 1847. N40. С. 10.

104. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб, 1894. 243 с.

105. Милосердие: Учебное пособие / под ред. Мидлова М., 1998. 214 с.

106. Нещеретный П.И. Исторические корни развития социальной работы в России. М., 1992. 270 с.

107. Паевский Л., Священники. Историческая судьба и значение западно-русских братств. Гродно, 1987. 280 с.

108. Православная Богословская Энциклопедия /Под.ред. проф. Голубинского Е.Е. М., 1908.

109. Православная Москва //Справочник М., 1993.

110. Протоиерей Анатолий Волгин. Приходская община, как метод универсального образования и становления целостной христианской жизни: Сборник докладов VI Международных рождественских образовательных чтений. М., 1996. 380 с.

111. Поспеловский Д.В. Некоторые проблемы современной Русской православной церкви ее внутренней жизни, культуры, образования. //Вестник русского христианского движения. 1995. N 172. 230 с.

112. Русская Православная Церковь 988-1988 гг. //Очерки истории Х-Х1Х вв. М., 1989. 340 с.

113. Философский энциклопедический словарь /Ред.колл. Аверинцев С.С., Араб-Оглы Э.А., Ильичев Л.Ф. и др. 2-е изд. М. : Сов.энциклопедия, 1989. 815 с.

114. Христианство : Словарь /Под ред. Митрохина Л.Н. М.: Республика, 1994. 559 с.

115. Христианство //Энциклопедический словарь, Т.2. М., 1993.

116. Статьи, выступления, публикации из периодической печати

117. Архиепископ Григорий. Борьба украинского народа против унии //ЖМП., 1968. N11. С.58-61.

118. Адельгейм П., Женочин М. Построить храм, открыть приход. //Религия и демократия: На пути к свободе совести. М., 1993. N2. С. 339-359.

119. Борисов А. Церковь должна быть нравственным камертоном //Лит. газ. М., 1994. 13 апр. N15 С. 11.10 9.Бураков Ю.И. Утоли мои печали //Наука и религия. М., 1991. № 10. С.46.

120. Бычков С.С. О православных братствах // Православная Община. М., 1992. N3. С.56-66.

121. Бирюзова О. Свято-Димитриевская община милосердия при Первой Градской больнице в Москве //ЖМП. М., 1995 N 1/4 С.26-32.

122. Воробьев В. Единство православной Церкви и искушение раскола сегодня // ЖМП. М., 1995. N 9/10 С. 68 73.

123. Вестник Всецерковного православного молодежного движения: Спец. вып. М., СПб., 1995. 77с.

124. Глаголев А. Возрождение церковного хозяйства в России //Вопросы экономики. М., 1994. N 9. С. 113-122.115."Дело отца" Георгия Кочеткова и положение внутри Русской Православной Церкви //Рус.мысль. Париж, 1994. 26 мая 1 июня. N4031. С. 16.

125. Иб.Зандер JI. Съезд в Аржероне //Путь, 1926. N 2. С.226-236.

126. Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодёжи в эмиграции //Путь, 1925. N 1. С. 96-101.

127. Зеньковский В.В. Зарождение РСХД в эмиграции //Вестник РХД. N.167. С.21.119.3ернов Н. Русское религиозное возрождение XX век. // Юность М., 1993. N 5. С. 64-67.

128. Иеромонах Иннокентий (Леоферов) Преподобный Иов Борецкий за святое православие. //ЖМП., 1949. N10. С. 43-47.

129. Иеромонах Алексий. Братства последняя опора? //Мирянин, 1992 октябрь-ноябрь. С. 9-14.

130. Клепинин H.A. Братство и пути православного студенческого движения //Путь, 1926. N 2. С. 363368.

131. Колеров М.А. Братство святой Софии: "веховцы" и евразийцы (1921-1925гг.) //Вопросы философии.1994. N 10. С.143-166.

132. Колеров М.А. Новые материалы к истории Братства святой Софии (1918-1925гг.) //Вопросы философии.1995. N 8, С.127-133.

133. Клементьев А. Дела и дни Л.П.Карсавина //Вестник РХД. N167. 1 С.97.12 6.Кочетков Г. свящ. Приходские общины в православной церкви и потребности современного общества в СССР //Православная Община. М., 1991. N1. С. 17-33.

134. Крюков С. Есть ли будущее у Союза православных братств //Возрождение, 1996. N3 (5) С. 5.

135. Каледа Г., священник-профессор. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской православнойцеркви в современных условиях. //Путь православия, 1993. N1. С. 19-32.12 9.Маслов И. Очерки по истории христианской благотворительности. Сестры милосердия.

136. Православное обозрение, 1863., Т. II, N 8. С.269.

137. Общая свеча //Наука и религия. М., 1991. N 6 С. 133.

138. Прот. Ван дер Воорт. Практика и богословие благотворительности в Русской православной церкви //Путь Православия, 1993 N2. С.67-88.

139. Прот. Иоанн (Свиридов) Есть ли место братствам в современной жизни Русской Церкви? //Русская мысль, 1995. 19-25 января.

140. Полосин B.C. Поместный Собор Русской православной церкви 1971 г. //Диспут. М., 1992. N 3. С. 31-40.

141. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни //Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. J1., 1991. N6 С.38-48, 91-96.

142. Павленко Г. По молитвам преподобного Серафима //Московские вести, 1996. N2 С. 2.

143. Поспеловский Д.В. Некоторые проблемы современной Русской православной церкви ее внутренней жизни, культуры образования. //Вестник русского христианского движения, 1995. N172.С. 198- 231.

144. Спасский И. Митрополит Петр Могила //ЖМП., 1915. N1. С.44-52.

145. Свято-Димитриевское сестричество //ЖМП., 1995. N 1-4. С. 26-32.

146. Стахович M. Есть ли будущее у русского православия? //Преображение. СПб., 1994. Вып. 2. С. 44-46 .

147. Салтыков протоирей. Два собора в бреете 1596 года две экклезиологии. //Радонеж, 1997. N4 (48). С. 4.

148. Филимонова Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции //Кентавр. М., 1993. С. 59-68.

149. Максимова М.Л. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России: Автореф. дис. канд.ист.наук/ РАМН. М., 1998. 43с.