Православная культура Москвы как источник духовного творчества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Матвеенко, Дарья Яковлевна

  • Матвеенко, Дарья Яковлевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 247
Матвеенко, Дарья Яковлевна. Православная культура Москвы как источник духовного творчества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2011. 247 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Матвеенко, Дарья Яковлевна

ВведениеЗ.

Глава I. «овы духовного творчва Великой княгини Елизаветы Фёдоровны»ЗО

1.1. «оки культурно-претителогоуженияшеликой подвижницы»ЗО'

1:2: «Коллекционирование как«фактор духовно-культурной деятельни Великого князя Сергея Алендровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны»

13. «Влияние Великой княгини наразвитие музейного и вавочного дела в Мве конца Х1Х-начала XX века»

1.4. «Книжная культура Великой;княгини Елизаветы Фёдоровны и Великого князя Сергея Алендровичам,контее их коллекционно-издателой деятельни»74'

Глава II. «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и московскоеуденчество:ановление личностной культуры молодого человека»

11.1. «Студенчво в контее культуры начала XX«века»96»

11.1. «овные направления взаимоотношений Великой княгини Елизаветы Фёдоровныуденчвом»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная культура Москвы как источник духовного творчества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны»

Актуальность темы исследования.

Развитие России невозможно без возрождения духовности и нравственности народа, понесшего в этих сферах наиболее^ существенные потери. Нынешняя молодежь, еще острее, нежели век назад, нуждается в осознанной оценке исторического процесса, в обращении к исконно-православному пути русского народа, а значит, полноценном участии в его живой истории. Важная роль принадлежит познанию православной культуры, особенно в молодежной среде, в контексте усиления ее влияния на выстраивание личности современного человека. При этом большое значение имеет исследование духовно-нравственных аспектов жизни русской элиты, в том числе обращение к культурно-творческому наследию Великой княгини Елизаветы Федоровны. Основы духовного творчества святой преподобномученицы рассматриваются сквозь призму культурных процессов рубежа. Х1Х-ХХ веков. Представляются актуальными аспекты влияния выдающейся представительницы Дома Романовых на культурно-историческую жизнь народа, а также становления православного самосознания великой подвижницы. Культурологический анализ истоков духовного творчества Елизаветы Федоровны позволяет увидеть образец наследованияг русской православной культуры для будущих поколений России. Подобное рассмотрение необходимо для понимания культуры как особой формы социального служения: Осознание значимости культурного бытия Великой княгини способствует возрождению ее традиций в области церковно-просветительской культуры, что, несомненно, является актуальным в настоящее время. Приумножение традиционных и новых форм духовного творчества на примере бытия Великой княгини представляется необходимым в сфере проблем дегуманизации и дестабилизации современной культурно-общественной жизни. Многогранность социального служения культурно-просветительских учреждений рубежа ХГХ-ХХ веков, в частности, музеев, в значительной степени раскрывается при анализе духовного творчества Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Изучение особенностей культурно-образовательных очагов, на которые Великая княгиня возлагала большие надежды, приводит к постепенному возрождению в России идеалов лучших дореволюционных образцов образования. Проблема воспитания духовной элиты, в первую очередь, из среды нынешнего студенчества является крайне актуальной на фоне брожения многих юных умов. В этой- связи теоретически и практически значимы исследования различных аспектов внутренней культуры Елизаветы Федоровны с целью их наследования молодежью. Обращение к преобразовательному начинанию Великой княгини в сфере культуры позволяет сформулировать критерии современного воспитательно-образовательного процесса. Духовное становление сестер милосердия является значимым в свете'возрождения сестринского движения в стране.

Актуальным представляется такой важный аспект взаимоотношений Великой княгини со студенчеством как приобщение к русским святыням путем благотворения. Со-благотворение в процессе становления личностной культуры молодого человека является одним из центральных понятий, которое может, и, на наш взгляд, должно оказаться востребованным в настоящее время. Анализ творческих механизмов деятельности Великой княгини и ее сподвижников позволяет синтезировать нынешнее видение пути образования молодого поколения как непрерывного духовно-творческого становления личности. Изучение влияния Великой княгини на молодежь дает возможность проследить ареал распространения ее идеалов на современных последователей. Мысли Елизаветы. Федоровны о сохранении духовных традиций учебными заведениями особенно актуальны сегодня, когда во многом утрачивается историко-культурная преемственность. Актуальность проблемы воспитания духовной элиты на примере святой личности как выдающегося культурного деятеля и большой личный интерес к жизненному подвигу преподобномученицы обусловили выбор темы данного исследования.

Степень научной разработанности темы:

Одним из крупнейших научных исследователей подвига святой княгини Елизаветы Федоровны является доктор философских наук, профессор Кучмаева И.К. В монографиях ученого особое внимание обращается на духовную целостность различных направлений деятельности Великой княгини, на неразрывную связь христианского подвига и эстетики' повседневности, изучение влияния' подвижницы на русскую культуру, а также на истоки, формирования внутренней культуры Великой» княгини.1 Благодаря трудам Кучмаевой И:К. все большее количество людей и, в особенности, молодежи узнает о жизнетворчестве Елизаветы Федоровны. Житие преподобномученицы побуждает к глубокому культурологическому анализу все увеличивающееся количество исследователей.

Государственной академией славянской культуры и Паломническим центром публикуются материалы Свято-Елизаветинских чтений, в которых преподавателями ГАСК, духовными лицами, русскими* философами, краеведами рассматриваются, различные социокультурные аспекты деятельности святой княгини. Несколько трудов освещают тему взаимодействия Елизаветы Федоровны с руководителями учебных заведений. В частности, ректором ГАСК Конёнковой А.К. освещается образовательная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества. Профессором Козловым В:Ф. опубликованы^ статьи о памятниках истории и культуры, связанных с московским периодом жизни Великой княгини. В. книге* и- статьях профессора В:И. Мельника рассматривается становление православного миропонимания Елизаветы Федоровны сквозь призму супружеской жизни с Великим князем Сергеем Александровичем, а также затронута тема значимости книг в духовном

1 Кучмаева И.К. Когда жизнь истинствует.Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. - М.: Издательство «Индрик», 2008. - 364 е., ил. 5 бытии великокняжеской четы.2 Документы дармштадтского архива, а также Королевского архива Виндзорского дворца широко представлены в исследовании Л. Миллер,3 Максимовой Л.Б. защищена диссертация о благотворительном вкладе Великой княгини в русскую культуру. Жизнеописание Великой княгини представлено в книгах В. Вяткина,4 А. Солоницына5, протоиерея Артемия (Владимирова).6 В этой связи представляют интерес статьи протоиерея Александра Шаргунова, а также исследование доктора исторических наук H.H. Лисового, посвященное у русскому духовному присутствию в Святой Земле XIX-начала XX в. Выпускаются большими тиражами краткие жития и акафисты. Марфо-Мариинской обителью издается духовная просветительская литература о о подвижниках-современниках Великой княгини. Большую роль в современном изучении бытия Великой княгини имеют лишь недавно опубликованные воспоминания ее современников (представителей Дома Романовых, В.Ф. Джунковского,9 Н.М. Нестеровой,10 сестер милосердия, церковных деятелей, выдающихся-деятелей искусства и т.д.).

2 Мельник^В.И. Первый мученик царственного Дома. Великий князь Сергей Александрович Романов. М., 2006.

3 Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М.,2006. Вяткин В. Христовой церкви свет благоуханный. Жизнеописание Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.,2001.

5 Солоницын А. Земной Ангел. Спб.,2001.

6 Протоиерей Артемий Владимиров. Белый ангел Москвы. М, 2009.

7 Лисовой H.H. Русское духовное присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX-XX в. М.,2006.

8Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. М., Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2007-144 стр.

9 Джунковский В.Ф. Воспоминания — Т.1. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 1997.; Джунковский В.Ф. Воспоминания. - Т.2. — М.гИздательство им. Сабашниковых, 1997.

10 Нестеров М.В., Нестерова Н.М. Помнить себя — помнить всех.//Под ред. Кучмаевой И.К.- М.:ГАСК, 2003. - 76 е., илл.

Интерес к личности Великой княгини все более возрастает в исследованиях западных ученых. В этой связи следует упомянуть книгу «Ella. Princess, saint, martyr".11 Из зарубежных исследований, тем или иным образом связанных с жизнью Великой княгини, впервые введенных в научный оборот в данном исследовании, следует выделить следующие: «Russische Beziehungen zu Wiesbaden und Darmstadt»«Russische Allerheiligen-Kirche in Bad-Homburg»13; «Auf der Rozenhohe zu Darmstadt»14; «Kinder, Kiiche, Kunst. Frauen auf der Mathildenhohe»15, а также ряд других изданий.

Между тем, обстоятельного анализа • взаимовлияния преподобномученицы и русской православной культуры, а также влияния Елизаветы Федоровны на личностную культуру и самосознание студенчества того времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Подобные исследования важны в.рамках взаимосвязи принципиальных для культурологии^* истории концептов культуры и религии.

Исследовательская проблема.

Исследовательскую проблему можно сформулировать следующим образом: расхождение между современным состоянием культуры воспитания личности как потенциального творца духовных- ценностей (за исключением немногих православно-образовательных очагов) и необходимостью следования духовным традициям культурно-просветительского служения- и воспитания, поддерживавшихся Великой княгиней.

11 Warwick C. Ella. Princess, saint, martyr. Wiley, 2007.

12 Russische Beziehungen zu Wiesbaden und Darmstadt. Beiträge aus Anlass des 150-järigen Jubiläums der Russischen Kirche in Wiesbaden im Jahr 2005. Wiesbaden, 2007.

13 Oswalt J., Graupner C. Russishe Allerheiligen-Kirche in Bad-Homburg. s.l.,s.d.

14 Auf der Rozenhöhe zu Darmstadt. Die Mausoleen und Gräber der Grossherzoglichen Hessishen Familie, s.l., s.d.

15 Schmidt A., Hausberg E. Kinder. Küche. Kunst. Frauen auf der Mathildenhöhe. Darmstadt,

Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования состоит в том, что приобщение к традиционным и новым формам духовного творчества является основой духовно-созидательной преемственности, художественно-благотворительного воплощения Православия. Социально адекватное наследование культуры молодым поколением невозможно без плодотворного взаимодействия с духовными лидерами, помогающими' преобразовывать и транслировать усвоенные ценностно-смысловые нормы для творческой социализации и самореализации-в, условиях тотального отчуждения от этих норм. Анализ личностных механизмов влияния Великой княгини на молодое поколение позволяет выявить необходимые факторы взаимоотношений в творческом союзе молодежи и общественно-культурных деятелей.

Цель исследования: выявление масштаба и- особенностей духовно-благотворительного творчества преподобномученицы Елизаветы Федоровны в русской православной культуре Москвы в сфере ее влияния на студенчество.

Основные задачи исследования:

- анализ семейных истоков культурно-просветительской" деятельности подвижницы;

- рассмотрение путей развития культурно-просветительского движения 1 конца Х1Х-начала XX столетия на примере покровительства Великой княгини православным-храмам, творческим союзам и учебным заведениям; выявление значимости духовно-просветительского характера коллекционно-дарственной деятельности августейших супругов Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны; •

- анализ основных направлений взаимосвязей Великой княгини Елизаветы Федоровны с различными категориями молодежи;

- исследование перемен в социально-культурной жизни учащихся в покровительствуемых Великой княгиней учебных заведениях;

- определение специфики творческого поиска Елизаветы Федоровны в процессе формирования культурной элиты.

Объект исследования: православные традиции русской культуры в контексте благотворительной деятельности в порубежной Москве.

Предмет исследования: особенности- влияния Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой на перемены духовно-культурной жизни Москвы начала XX- века.

Методология исследования:.

Основу методологии исследования составляют научные труды Кучмаевой И.К. и-Миллер Л.П., наиболее полно раскрывающие различные аспекты, жизнетворчества- Великой* княгини Елизаветы Федоровны. Методологическая основа и методы исследования базируются на историческом, культурологическом, источниковедческом и персонологическом подходах, что позволяет глубже раскрыть творческую основу русского благотворения рубежа XIX — XX столетий в контексте плодотворного взаимодействия государственной- власти и московской интеллигенции. Благодаря применению вышеперечисленных подходов, удалось выявить значимость благотворительной деятельности Великой княгини Елизаветы Федоровны в православной культуре Москвы конца XIX-начала XX века.

Методы исследования: биографический метод, позволяющий путем изучения культурообразующих факторов личностного пути к Православию-Великой княгини Елизаветы Федоровны, осуществить заполнение лакун в сфере малоизвестных направлений ее духовного творчества;

- функциональный анализ, определяющий связи Елизаветы Федоровны с творческими коллективами культурно-просветительских учреждений;

- системный анализ, дающий возможность сделать обобщения, провести концептуализацию представлений о Великой княгине как выдающейся личности в области образования и воспитания молодого поколения России;

- историко-культурный, позволяющий обобщить проработанный и систематизированный по данной тематике материал в контексте направлений Великой княгини в области православной, .в частности, молодежной культуры и исторических событий рубежа Х1Х-ХХ веков. '

Источниковая база исследования:

Основу источниковой: базы исследования составляли: материалы . архива; Дармштадта земли: Гессен, в; частности, эпистолярное, наследие

Великой княгини Елизаветы, Федоровны и ее родственников, Научно* ■ исследовательского отдела рукописей, Музея книги и архива Российской государственной библиотеки (в данном« архиве были изучены культурные связи Великой княгини и Румянцевскош музея), экземплярьг книг из собрания Великого князя Сергея Александровича, хранящиеся в фондах РГБ, картотека отдела учета и классификации? фондов Государственного исторического музея; буклеты выставок, дореволюционная;; пресса, документы Государственного архива Российской'Федерации и Центрального исторического архива Москвы, отчеты учебных заведений и общин сестер милосердия; находившихся под покровительством Великой княгини.

В ходе исследования великокняжеской; библиотеки, также были выявлены сведения о дарственных экземплярах книг; взаимодарителями выступали августейшие супруги и сторонние лица. Эти данные были получены, в том числе, в результате изучения, дореволюционной прессы.

Труды. Елизаветы Федоровны в контексте книжной^ культуры Российской

Империи занимали совершенно особое место. В- ее покровительстве издательской деятельности обрели счастливое единство дар благотворения и искусство слова. Это касается ряда изданий, в частности, Императорского

Православного Палестинского Общества. В Научно-исследовательском отделе рукописей РГБ диссертантом изучены, дела^ где зафиксированы ю • письма духовных и светских лиц, направленные Великому князю Сергею Александровичу. Среди них находятся произведения, посвященные августейшим супругам. Также, в/письмах, адресованных Великому князю, нередко встречаются упоминания о книгах. Полученные данные значительно расширяют научные представления о семейной книжной культуре великокняжеской четы.

Дополнительная информация о покровительстве августейших супругов музейному делу также почерпнута из периодики рубежа Х1Х-ХХ веков и фондов Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ.

Полный перечень выявленных даров Великой княгини Елизаветы Федоровны и Великого князя Сергея Александровича Историческому музею, а также список книг из« великокняжеской, библиотеки представлены в приложениях к диссертационному исследованию.

Научная иовизна исследования.

Научная новизна исследования обусловлена культурологическим анализом влияния русской православной культуры на. подвижническую деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны, раскрывающим механизмы духовного взаимодействия Великой* княгини с культурно-просветительскими очагами Москвы;

Впервые вводятся в научный оборот многие источники московского и дармштадтского архивов; материалы храмов святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского в Бад-Наухайме, святой праведной Елисаветы в Висбадене, а также материалы по исследуемой тематике, изданной в Германии, что позволяет гораздо глубже проанализировать,масштаб личности, являвшейся «хозяйкой» Москвы;

Поскольку жизнь Великой княгини Елизаветы Федоровны была / неразрывно связана с Великим князем Сергеем Александровичем, представляется важным, что в данном исследовании впервые дан наиболее полный на сегодняшний день анализ книжного собрания Великого князя

Сергея Александровича на примере значительной части неизвестных раннее

11 научному миру книг, которые, безусловно, были прекрасно известны Великой княгине;

Исследуются особенности вклада Великой княгини Елизаветы Федоровны в создание и укрепление ряда музейных сокровищниц Москвы;

Впервые коллекционно-дарственная деятельность великокняжеской четы раскрывается как духовно-просветительское творчество;

Впервые с достаточной полнотой исследуются механизмы духовного взаимодействия Великой- княгини с молодым поколением, ее вклад в, молодежно-благотворительное движение, а также деятельность- в области-непрерывного духовного образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения;

Исследуется роль Великой княгини' в процессе- становления- духовной' элиты начала XX века, а также связь между учебными заведениями разной направленности в контексте благотворительного творчества Елизаветы Федоровны и ее покровительства гуманитарным, техническим и медицинским дисциплинам;

Образовательная деятельность Великой княгини рассматривается в контексте современности на примере - продолжателей ее традиций воспитания, таких учебных заведений, как Государственная академия славянской культуры и Нижегородский медицинский колледж.

Основные положения, выносимые на защиту:

Православная культура Москвы являлась источником влияния Великой княгини Елизаветы Федоровны на культурно-просветительское движение конца Х1Х-начала XX, века;

Материализованная история духовно-ценностного индивидуального мира членов Дома Романовых (христианские реликвии, образцы искусства, книжные богатства) может быть охарактеризована в виде личной коллекции как национального достояния, а также коллекционно-дарственной деятельности августейших супругов в качестве весьма значимого направления их духовного творчества;

Эстетико-идейное начало, лежавшее в основе просветительского милосердия Елизаветы Федоровны, способствовало утверждению благотворительности как основы культурно-просветительских мероприятий, проходивших, в частности, в музейных сокровищницах Москвы;

Приобщение к культурным традициям Дома Романовых посредством осмысления августейших книжных собраний представляет значительную веху в изучении культуры российского императорского двора;

Направления деятельности Великой княгини- в сфере преобразования личности являются альтернативой, современным глобалистским проектам, ориентированным на воспитание «антиэлиты»;

Деятельность Елизаветы Федоровны- в области формирования личностной культуры молодого поколения рассматривается как актуальная методика наследования русской культуры в целом;

Воспитательная деятельность Елизаветы Федоровны включала в- себя религиозно-этические, познавательные; эстетические И' культурные компоненты, отражавшие историческое состояние порубежья веков. Начинания' Великой княгини по проблемам воспитания молодежи способствовали расширению- количества просветительских учреждений и улучшению1 постановки образовательного процесса.

Теоретическая»значимость исследования.

Теоретическая«- значимость исследования- заключается в выявлении сущности православно-творческого миссионерства Великой княгини, в конечном итоге направленного на укрепление церковного, политического и культурного уровней русского народа, а также его элит. Появление подобной работы позволяет значительно* расширить научные представления о многогранном творческом постижении Елизаветой Федоровной русской православной* культуры. Исследование также представляет возможность разработать культурологические критерии результативности принципиально нового подхода к воспитанию личности на примере духовнообразовательного поиска Великой княгини.

13

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов данной работы при подготовке лекций «Социально-благотворительное служение Дома Романовых». Основные выводы могут помочь в дальнейшей разработке направлений развития православной педагогики, а также молодежно-миссионерских мероприятий на основе духовно-воспитательного наследия Великой княгини Елизаветы Федоровны. Обращение к духовно-творческой деятельности Великой княгини может способствовать возрождению благотворительного движения в области просвещения, в том числе, широкому распространению культурно-просветительских центров. Выявленные материалы также могут использоваться при- систематизации экспонатов в музейных фондах, связанных с именами Великой княгини'Елизаветы Федоровны и Великого князя Сергея Александровича:

Апробация диссертационного исследования.

1. 14 октября 2009 года. Конференция «Цивилизационный кризис и стратегия России: Социальные риски, прогнозы, потенциал развития». ГАСК. Тема выступления: «Актуальность образовательной деятельности Великой княгини Елизаветы Федоровны».

2. 7 ноября 2009 года. Научно-практическая конференция «Царь не отрекался? (изучение обстоятельств февральского переворота 1917 года)». Гостиница Измайловская, конференц-зал «Москва». Тема выступления «Августейшая деятельность и молодежный вопрос». Публикация «Августейшая- деятельность и молодежный вопрос» на сайте «www.legitimist.ru».

3. 24 ноября 2009 года. Телеканал «Подмосковье». Участие в программе «Жемчужина Подмосковья»,- посвященной Великой княгине Елизавете Федоровне.

4. 10 декабря 2009 года. V Свято-Филаретовские чтения. Актовый зал храма архистратига Михаила в Тропареве. Тема выступления: «Духовно

14 воспитательная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны на примере Синодального училища». Публикация «Духовно-воспитательная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны на примере Синодального училища»/Церковь и Русский мир: история, традиции, современность: Материалы Всерос. науч.-богосл. конф. «V Свято-Филаретовские чтения», 9-10 дек. 2009./Сост. A.C. Мельков, М.К. Парамонова. М; Ярославль: Рендер. 2010. 232 с.

5. 18 декабря^ 2009 года. Саввинские чтения. Конференц-зал Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Тема выступления: «Монастырско-просветительская деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны».

6. 8 февраля* 2010 года. XII Свято-Елисаветинские чтения «Социальное служение как призвание в» жизни' человека и общества». Конференц-зал Паломнического центра. Тема выступления: «Деятельность Свято-Елизаветинского отделения Нижегородского медицинского колледжа как продолжение традиций милосердия Великой княгини». Публикация «Деятельность Свято-Елизаветинского отделения* Нижегородского медицинского колледжа как продолжение традиции милосердия^ Великой княгини»/ХП Свято-Елисаветинские чтения. Социальное служение: традиционные и новые формы. М.: ГАСК, 2011. С.113-119.

7. 21 апреля<20Ютода. Румянцевские чтения «Вехи истории России в зеркале книжной культуры. Историческая память народа — из прошлого к будущему». Тема выступления: «Роль Великой княгини Елизаветы Федоровны и Великого князя Сергея Александровича в просветительской деятельности Румянцевского музея». Публикация «Роль Великой княгини Елизаветы Федоровны и Великого князя Сергея Александровича в просветительской деятельности Румянцевского музея»/Румянцевские чтения-2010. 4.1.: Материалы международ, науч. конф. (20-22 апреля 2010): {в 2 ч.}/Российская гос. б-ка; {сост.: М.Е. Ермакова}. — М.: Пашков дом, 2010. -300 с.

8. 24 сентября 2010 года. VI конвент Российской ассоциации международных исследований 24-25 сентября 2010 года «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности». Секция № 1 «Межкультурные коммуникации: уроки глобального кризиса». Тема выступления: «Германия и Россия в судьбе Великой княгини Елизаветы Федоровны».

9: 1 ноября 2010^ года. XIII Свято-Елисаветинские чтения «Паломническо-миссионерская и- культурно-просветительская деятельность Великой4 княгини Елисаветы. Феодоровны». Конференц-зал Российского научно-исследовательского института культурного» и природного наследия. Тема выступления« «Культурно-просветительская деятельность- Великой княгини Елисаветы Феодоровны».

10. 27 ноября, 2010 года: Международная научно-практическая конференция «Молодежь-культура-политика: историческая' память и цивилизационный выбор». Секция «Цивилизационное наследие и наследники: сотрудничество ^Церкви, государствами гражданского общества». Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Тема выступления «Иван Владимирович Цветаев как. представитель культурной среды Великой княгини Елизаветы Федоровны и Великого князя Сергея Александровича».

И. 2 февраля 2011 года: Круглый стол «Наследие и заветы святителя. Филарета (Дроздова)». Институт динамического консерватизма. Тема выступления «Духовно-просветительская деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны как воплощение заветов святителя Филарета».

12. 6 марта 2011 года. Чтение лекции в Елизаветинском историческом клубе при Марфо-Мариинской обители. Тема лекции «Просветительское служение как одно из направлений духовного творчества Великой княгини Елизаветы Федоровны».

Список публикаций по теме диссертации.

Монография:

1. Матвеенко Д.Я. Великая княгиня Елизавета Федоровна и студенчество: становление личностной культуры молодого человека. -Санкт-Петербург: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2010. -120 е., 24 ил.

Статьи в рецензируемых журналах по списку ВАК:

1. Матвеенко Д.Я. Великая княгиня Елизавета Федоровна и Строгановское училище.// Вестник славянских культур. - № 2 (XX). — М.: ГАСК, 201 l.c.35-42.

Статьи:

1. Музыкально-драматическое училище в жизни Великой княгини. XI Свято-Елисаветинские чтения «Испытания и подвиг служения: Марфо-Мариинская обитель после ареста Великой матушки», 1 ноя. 2008 г. — М-ва, Паломнический центр Моск. Патриархата, М., 2009. - 144с., илл.

2. Духовно-воспитательная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны на примере Синодального училища//Церковь и Русский мир: история, традиции, современность: Материалы Всерос. науч.-богосл.конф. «V Свято-Филаретовские чтения», 9-10 дек. 2009./Сост. A.C. Мельков, М.К. Парамонова. М; Ярославль: Рендер.2010. 232 с.

3. Роль Великой княгини Елизаветы Федоровны и Великого князя Сергея Александровича в просветительской деятельности Румянцевского музея. Румянцевские чтения-2010. 4.1: Материалы международ, науч. конф. (20-22 апреля 2010): {в 2 ч.}/ Российская гос. б-ка;{сост.:М.Е. Ермакова}. — М.: Пашков дом, 2010. - 300с.

4. XIII Свято-Елисаветинские чтения "Паломническо-миссионерская и культурно-просветительская деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны». Вестник славянских культур. № 4 (XVIII). М.: ГАСК, 2010. - 124 е.: илл. ISSN 2073-9567.

5. Деятельность Свято-Елизаветинского отделения Нижегородского медицинского колледжа как продолжение традиций милосердия Великой княгини/ XII Свято-Елисаветинские чтения. Социальное служение: t традиционные и новые формы. М.: ГАСК, 201 I.e. 113-119.

6. Августейшая деятельность и молодежный вопрос. www.legitimist.ru

7. Стиль наследования культуры на примере бытия Великой княгини*Елизаветы Федоровны, www.ioannp.ru/publications

8. Традиции просветительского служения представительниц Дома Романовых на примере благотворительной деятельности Великой княгини Елизаветы Федоровны, www.ioannp.ru/publications

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории культуры ГАСК 27 июня 2011 г. и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 разделов, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Матвеенко, Дарья Яковлевна

Заключение.

В условиях современного цивилизационного кризиса особенно остро стоит проблема духовно-просветительской преемственности в сфере расширения православного самосознания людей. Обращение к духовному творчеству Великой княгини Елизаветы Федоровны позволяет раскрыть особенности благотворительной жизни Москвы конца Х1Х-начала XX века.

Культуротворческая деятельность Великой княгини рассмотрена как постоянно эволюционирующее социокультурное явление в нынешнем обществе. Духовное наследие Елизаветы Федоровны — один из механизмов

195 реконструкции культурного пространства общества, изобилующего разрозненными средами, субкультурными или контркультурными по сути. Важно учитывать специфику применения этого наследия в рамках современности. Понимание православной миссии духовно-просветительского служения Великой княгини позволяет увидеть путь постижения софийности русской культуры одной из выдающихся представительниц Дома Романовых.

Духовно-просветительское служение как одна из наиболее деятельных форм социального служения1 оказалась особенно актуальной в свете проблем церковно-государственного устроения* рубежа Х1Х-ХХ веков. Учитывая конфронтацию культуры наследования и культуры потребления, представляется важным осознать преломление православной традиции в бытийном творчестве святого человека, жившего в особом кругу царственной повседневности. Благодаря таким подвижникам Русской

Православной*Церкви как. святая- преподобномученица. Елизавета Федоровна, происходило сближение Православия и культуры, в котором конечной целью духовного творчества являлось обожение личности. Теозис духовного творчества в качестве преображения личностного начала происходил в процессе благотворительной деятельности будущей преподобномученицы.

Елизавете Федоровне была близка мысль о том, что в духовно-созидательной преемственности и заключается со-бытие, свобода непрерывного духовного творчества в Православии. Русская национальная идея рубежа веков воплотилась в самобытности русской святости в миру ряда ее носителей.

Созидателями и хранителями православных традиций в контексте культуры

Х1Х-ХХ столетий явились святые подвижники (Серафим Саровский,

Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и многие другие). В этом раскрывается феномен святого подвижничества как покровительства культуре. Труды, направленные на распространение благодати наследия русской православной культуры есть особое миссионерство и ученичество на лучших образцах воплощенного духовного

196 опыта поколений. Раскрытие творческой мысли в истории является необходимым условием расширения духовно-образовательного пространства Русской Православной Церкви.

Православная культура Москвы являлась источником духовного творчества Великой княгини Елизаветы Федоровны, что отразилось в ее просветительской деятельности, включавшей покровительство монастырям, музеям и учебным заведениям- как своего рода центрам социального служения. Осознавая природу духовного и социального неравенства населения, великокняжеская* чета осуществляла программу культурных преобразований, направленных на развитие православно-просветительского наследия, в основе которого лежала идея» о симфонии народного и царственного служения: На примере взаимоотношений Великой княгини со студенчеством можно сделать вывод об' актуальности ее образовательно-воспитательного благотворения, о приобщенности молодых людей к культуре милосердия как новом направлении их деятельности? в контексте культуры конца Х1Х-начала XX века. Взаимодействие православной и г инославной молодежи, чему способствовала' Великая княгиня, является особенно-значимым в настоящее* время, в условиях социально-культурного разлома во многих странах, жестких противоречий, навязываемой ненависти между людьми, разных национальностей ч и расовой принадлежности. Изучение духовного творчества Великой княгини позволяет выделить феномен августейшего сестричества. Ее вклад в развитие сестринской культуры милосердия имеет общемировое значение. Дело Елизаветы Федоровны по воспитанию молодых людей, обучаемых мыслить милосердно, культурно и исторически, продолжается благодаря системе непрерывного гуманитарного образования, реализуемой Государственной академией славянской культуры и рядом других учебных заведений.

Сохранение уникальных изданий, направленных на сближение русской и немецкой культур, представляет высокую значимость на пути осмысления семейной культуры великокняжеского и великогерцогского домов, где

197 книжная культура воспитывалась с детства. Анализируя специфику благотворительной деятельности августейших супругов, мы можем оценить вклад их частного собирательства в культуру. Обращение к основам духовного творчества Великой княгини позволяет понять необходимость симфонии исторического пути Православия и личностного пути к Православию. На примерах укрепления традиций семейного благотворения Гессен-Дармштадтского дома, созидания поля культурного взаимодействия России и Германии, в том числе, путем покровительства православному храмоздательству, можно сделать выводы об актуальности методов воплощения духовного диалога и межкультурного сближения двух стран. Образ Великой княгини Елизаветы Федоровны в контексте христианской культуры славянского мира представляет значительный интерес не только для изучения святокняжеского культурного служения. В дальнейших исследованиях представляется целесообразным глубокое изучение церковно-общественной среды великокняжеской четы, осмысление значимости Германии и России в личностном подвиге Великой княгини, обращение к образам братства и сестричества в ее судьбе, исследование идеала личности женщины в христианской культуре, в том числе, на примере святой преподобномученицы Ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Матвеенко, Дарья Яковлевна, 2011 год

1. Архив Дармштадта. В.24. 35.2. Письма Виктории брату Эрнсту Людвигу 29.6.1893. Письмо в Дармштадт.

2. Архив Дармштадта. Б.24.12/2.

3. Архив Дармштадта. Б.24.18/6.

4. Архив Дармштадта. 0.24.35/1.

5. Архив РГБ, оп.126,ед.хр.56,т.2,л. 167.

6. Архив РГБ, Оп.126,ед.хр.56,т.2.,л.236.

7. Архив РГБ. Д. № 453. Дело Московского Публичного и Румянцевского музеев по управлению музеями в 1892 году, л.46.

8. Архив РГБ. Дело № 587. Оп.1.л.31.

9. Архив РГБ. Дело № 613. Оп.1. Дело МП и РМ о переделке читального зала.

10. Архив РГБ. Дело № 797. Оп.1.л.22.

11. Архив РГБ. Оп. 1, д. 443, ч.З, л. 51.

12. Архив РГБ. Оп. 1, д. 443, ч.З, л. 52

13. Архив РГБ. Оп.1, д. 443, ч. 2, л. 26.

14. Архив РГБ. Оп.1, д. 443, ч.1, л. 73.

15. Архив РГБ. Оп.1, д.443, ч.1 , л.31.

16. Архив РГБ. Оп.1, ед.хр. 628, л.97.

17. Архив РГБ. Оп.1. Д.498-2. 498-3. Переписка директора Дашкова В.А. о поступлениях в ГРМ 1886-1895. Л.210.

18. Архив РГБ. Оп.126, ед.хр. 56, т.1.,л.48.

19. Архив РГБ. Оп.126, ед.хр.56, т.1., л.39.

20. Архив РГБ. Оп.126, ед.хр.56,т.2,л.223. 21 .Архив РГБ.Оп. 1.,ед.хр.614,л.35.

21. Архив РГБ.Оп.126,ед.хр.56,т.2,л.12.23 .Архив РГБ.Оп. 126,ед.хр.56,т.2.,л.245.

22. ГАРФ. Ф. 601. оп.1. д.2449.25.ГАРФ. Ф. 656. д.22.26.ГАРФ. Ф. 656.Д.24.27.РАРФ. Ф: 656.оп.1. д.39.28.ГЫИМА. Ф.6. оп.1. Д. 154.

23. Московские церковные ведомости. 1904. № 34. с. 378. 30:Московские ведомости. 1906. № 65. 29 ф.с.4.31 .Московские ведомости. 1904: 19 янв. №19.с.2.

24. Московские ведомости. 1915. № 23. 29 я. с.5.33Í Московские епархиальные ведомости: 1910; № Т30х.2.

25. Московские епархиальные ведомости. 1910. № 7.С.138.

26. Московские епархиальные ведомости. 1910. № 8.С.158.

27. Московские епархиальные ведомости. 1912. №25. 16 июня. с.614.

28. Московские церковные ведомости. 1891. № 22. 17 мая. с.326.

29. Московские церковные ведомости. 1892. № 37.С.491.

30. Московские церковные ведомости. 1893. № 14. 25 марта.

31. Московские церковные ведомости. 1894. № 20!с.262.

32. Московские церковные ведомости. 1895. № 14.С.141.

33. Московские церковные ведомости. 1895. № 44.С.416.

34. Московские церковные ведомости. 1896. № 8.С.Т07.

35. Московские церковные ведомости. 1903. № 14. 6 апр. с. 183.

36. Московские церковные ведомости. 1904. № 2. 11 янв. с.22.

37. Московские церковные ведомости. 1904; № 21. 23 мая.с.2.

38. Московские церковные, ведомости. 1904. № 5. 1 ф: с. 54.

39. Московские церковные ведомости. 1905. № 23. с. 256-257.

40. Московские церковные ведомости. 1907. с.153.

41. Московские церковные ведомости. 1907.№ 15.С.475.51 .Московские церковные ведомости. 1911.№19.с.434.

42. Московские церковные ведомости. 1912. № 16. 9 апреля.с.416.200

43. Московские церковные ведомости. 1912. № 17. с.450-451.

44. Московские церковные ведомости. 1912. № 34-35. С.774.

45. Московские церковные ведомости. 1912. № 40. с. 922.

46. Московские церковные ведомости. 1912. № 40. с.910-911.

47. Московские церковные ведомости. 1912. № 41. 1 ок.с.924.

48. Московские церковные ведомости. 1914. №40. с. 794.

49. Московские церковные ведомости. 1914. № 40. с.795.

50. Московские церковные ведомости. 1914. № 42. с.821

51. Московские церковные ведомости. 1914. № 44. с.896.

52. Московские церковные ведомости. 1914. № 44.С.897.

53. Московские церковные ведомости. 1914. № 49. с.973-974.

54. Московские церковные ведомости. 1914. № 6. с.418.

55. Московские церковные ведомости. № 13. С.196.

56. Московские церковные ведомости. 1897. № 10.

57. Московские церковные ведомости. 1903. № 15-16.с.197.

58. Московские церковные ведомости. 1904. № 11. стр. 138-139.

59. Московские церковные ведомости. 1904.№22.стр.268.с.2.

60. Московские церковные ведомости.1904.№37.стр.417.

61. Московские церковные ведомости. 1912. № 28-29. 7 июля, с.804-805.

62. Московские церковные ведомости. 1912.№44. 7 ок.с.979.

63. Московские церковные ведомости. 1914. № 13. с.248.

64. Московские церковные ведомости. 1914. № 49. с.998.

65. Московские церковные ведомости.1914.№27.с.619.

66. Московские церковные ведомости. 1893.№ 16.С.53.

67. Московские церковные ведомости. 1896.№ 8.С.106.

68. Московские церковные ведомости. 1897.№ 24.С.37.

69. Московские церковные ведомости. 1903.№1.с.5.

70. Московский журнал. 1998.№2.с.42-43.81 .Московский листок 1896.№ 8. 8 янв. с.2.

71. Московский листок 1897 № 134 15 мая с.2.201

72. Московский листок 1897 № 296. 24 окт. с.2.

73. Московский листок 1897 №71. 12 мар. с.2.

74. Московский листок 1897. № 95. 5апр.с.2.

75. Московский листок 1897. №117. 28 апр. с.2.

76. Московский листок 1899. № 249. 7 сен.с .2.

77. Московский листок 1901. № 74 15 мар.с.2.

78. Московский листок. 1890.№ 210. 30 июля.с.2.

79. Московский листок. 1891. № 105. с.2.

80. Московский листок. 1891. № 247.С.2.

81. Московский листок. 1891.№140.с.2.

82. Московский листок. 1892. № 361. 29 дек. с.2.

83. Московский листок. 1893. № 229. 18 авг. с. 1-2.

84. Московский листок. 1893.№63.с.2.

85. Московский листок. 1894.№ 118. 29 апр.с.2.

86. Московский листок. 1895. № 140. с.2.

87. Московский листок. 1895. № 151. 1июня.с.2.

88. Московский листок. 1895. №146. 27 мая. с.2.

89. Московский листок. 1895.№ 116.с.2.

90. Московский листок. 1895.№ 134.с.2.

91. Московский листок. 1896. № 121. с.2.

92. Московский листок. 1896. № 298. 25 окт.с.2.

93. Московский листок. 1896. № 357. 23 дек.с.З.

94. Московский листок. 1896. № 54. 23 ф. с.2. Московский листок. № 95. 5 апр.с.2.

95. Московский листок. 1896. № 56. 25ф.с.2.

96. Московский листок. 1896. № 9. 9 я.с.2.

97. Московский листок. 1896. №121. 1мая.с.2.

98. Московский листок. 1896.№ 92. 2 апр. с.2.

99. Московский листок. 1897 № 13 с.2. 13 янв.

100. Московский листок. 1897. № 13. 13 янв. с.2.202

101. Московский листок. 897. №15. 12 янв.с.2.

102. Московский листок. 897. №31.31 января с.2.

103. Московский листок. 897.№ 110.С.2.

104. Московский листок. 897.№ 219. с.2.

105. Московский листок. 897.№ 360. 28 дек. с.З.

106. Московский листок. 897.№ 65.С.2.

107. Московский листок. 899. № 145.26 мая.с.З.

108. Московский листок. 899. № 209.с.2.

109. Московский листок. 899. № 240. 29 авг.с.2.

110. Московский листок. 899. № 25. 25 янв.с.2.

111. Московский листок. 899. №3.3 января.с.2.

112. Московский листок. 899. № 93. 3 апр.с.2.

113. Московский листок. 899. № 94.4 апр.с.2

114. Московский листок. 899. № 148. 29 мая. с.2.

115. Московский листок. 900 г. № 280. с. 7 окт. с. 2.

116. Московский листок. 900. № 346. 12 дек.с.2.

117. Московский листок. 900.№ 347. с.2.

118. Московский листок. 901. № 10.с.2.

119. Московский листок. 901. № 133.с.2.

120. Московский листок. 901. № 143.24 мая.с.2.

121. Московский листок. 901. №268. 25 сен.с.2.

122. Московский листок. 901. №291. 19 окт.с.2.

123. Московский листок. 901. №317. 14 н. с.2.

124. Московский листок. 901. №329. 26 н. с.2.

125. Московский листок. 901. № 65. 6 мар. с.2.

126. Московский листок. 901. №72. 13 мар.с.2.

127. Московский листок. 901. №83. 24 мар.с.2.

128. Московский листок. 901.№ 55. 24 ф. с.2.

129. Московский листок. 901.№61. с.2

130. Московский листок. 905. № 188.20 мая. с.2.

131. Московский листок. 1905. № 283. 19 окт с.З.

132. Московский листок. 1905. № 333. 19 дек. СЛ.

133. Московский листок. 1905. №140. с.2.

134. Московский листок. 1907. № 132. с.2.

135. Московский листок. 1913 г. № 62. 15 мар.с.З.

136. Московский листок. 1913. № 121. 28 мая с.2.

137. Московский листок. 1913. № 22. 26 я. 7 ф. с.2.

138. Московский листок. 1913. № 86. 13 апр. с.2.

139. Московский листок. 1913. №21.25 янв.с.2.

140. Московский листок. 1913. №4 . 5 я.с.5.

141. Московский листок. 1916. № 256.с.2.

142. Московский листок. 1893. № 47. 16 ф.с.2.

143. Московский л исток. 1893 .№13 3.14 мая.с.2.

144. Московский листок.1894. № 13. 13 ян.с.2.

145. Московский листок. 1894. № 24 с.2.

146. Московский листок. 1894.№ 25. 25 я.с.2.

147. Московский листок.1895. № 133. 14 мая с.2.

148. Московский листок.1895. № 344. 11 дек. с.2.

149. Московский листок. 1895.№ 116.С.2.

150. Московский листок. 1896. № 112. 22 апр.с.2.

151. Московский листок.1896. № 143. 23 мая. с.2.

152. Московский листок.1896. № 41. 10 ф. с.2.

153. Московский листок. 1897. № 195. 15 июля.с.2.

154. Московский листок. 1897. № 307.4 н.с.2.

155. Московский листок. 1897. № 37.6ф.с.2. "

156. Московский листок.1897. №115. 26 апр. с.2.

157. Московский листок. 1897. №70. 11 мар. с.2.

158. Московский листок. 1899 № 203 с.2.

159. Московский листок. 1899. №100 с.2 10 апр. и №107. с.2. 17 апр.

160. Московский листок. 1899. № 152. с.2.204

161. Московский листок. 1899. № 166.16 июня. с.2.

162. Московский листок. 1899. № 262. 20 сен.с.2.

163. Московский листок. 1899. № 30. с. 1.

164. Московский листок. 1899. №51. 20 ф. с.2.

165. Московский листок. 1899. № 79.20 мар. с.2.

166. Московский листок. 1899. № 133.14 мая.с.2.

167. Московский листок.1899. №113. 24 апр.с.2; Новости дня. 1903.№22.30 мая.с.2.

168. Московский листок.1899. №225. 14 авг.с.2.

169. Московский листок.1901 г. № 291.19 окт.с.2.

170. Московский листок. 1901. 20 апр. с.2.

171. Московский листок.1901. № 104.С.2.

172. Московский листок.1901. № 108. 19 апр.с.2.

173. Московский листок.1901. № 134. 15 мая. с.2.

174. Московский листок.1901. № 147. 28 мая.с.2.

175. Московский листок.1901. № 284. 12 окт. с.2.

176. Московский листок. 1901. № 57. 26 ф. с.2.

177. Московский листок.1901. № 66. с.1. 7 мар.с.2.

178. Московский листок. 1901. № 107. 18 апр.с.2.

179. Московский листок.1901. №273. 1окт.с.З.

180. Московский л исток. 1901.№ 118.С.2.

181. Московский листок.1901.№ 63.4 мар.с.2.

182. Московский листок. 1905. № 195. 16 июля.с.2.

183. Московский листок. 1909. № 98. 30 апр.с.2.

184. Московский листок. 1910. № 144. с.2.

185. Московский листок. 1913. № 62.15 мар.с.З.

186. Московский листок. 1913. № 80. 6 апр. с.З.

187. Московский листок.1913. №3.4 я.с.2.

188. Московский листок. 1916.№113.17 мая.с.З.

189. НИОР РГБ. Ф. 253. к. 19. ед.хр. 8.С.5. Стрельна. 11 ноября 1893 г.205

190. НИОР РГБ. Ф. 253. к. 19. ед.хр.8.

191. НИОР РГБ. Ф. 253. к.1. ед.хр.2.гр. Адлерберг. Письмо к Сергею Александровичу.

192. НИОР РГБ. Ф. 253. К.15.ед.хр.2. Толстая С. Андреевна к Победоносцеву К.П.

193. НИОР РГБ. Ф. 253. к.19. ед.хр.14. 1899. Великий князь Константин Константинович.с. 1.Пят.24 января. 1899.

194. НИОР РГБ. Ф. 253. К.19.ед.хр.7. Великий князь Константин Константинович. 1892.

195. НИОР РГБ. Ф. 253. к.22.,ед.хр.13.с.24, 44.

196. НИОР РГБ. Ф. 253. К.27.ед.хр.З. Истомин В. Письма к Великому князю Сергею Александровичу. 1892-1895 годы.с.1. 1892.

197. НИОР РГБ. Ф. 253. К.9. ед.хр.4. Ермолова Екатерина Петровна. Письма к Великому князю Сергею Александровичу. 1891-1901 гг.с.51.

198. НИОР РГБ. Ф.253. к.15.ед.хр.1. Толстая графиня Софья, жена Алексея Константиновича Толстого. Письмо к Великому князю Сергею Александровичу.

199. НИОР РГБ. Ф.253. к.19.ед.хр.9. Великий князь Константин Константинович. 1894.,с.3.

200. НИОР РГБ. Ф.253. к.31. ед.хр.4.

201. НИОР РГБ. Ф.253. к.8. ед.хр.5. Джунковская Евдокия Федоровна. Ее письма Великому князю Сергею Александровичу. 1896. с.Ильинское. 24 ноября 1896 г.

202. НИОР РГБ. Ф.253. к.9.ед.хр.6. Забелин Иван к Сергею Александровичу.

203. НИОР РГБ. Ф.253.к.14.ед.хр.8.

204. НИОР РГБ. Ф.253.к.15.ед.хр.16.

205. НИОР РГБ. Ф.253.к.21.ед.хр.14. Великий князь Павел Александрович.

206. НИОР РГБ. Ф.253.к.32.ед.хр.8.

207. НИОРРГБ. Ф.253.к.9.ед.хр.1.

208. НИОР РГБ. Ф.253.к.9.ед.хр.20. Кроткова Елизавета.

209. НИОР РГБ.Ф.253.К.11.ед.хр.12.

210. НИОР. РГБ. Ф.253. к.14.ед.хр.10. Семевская Мария, с.1.

211. НИОР РГБ. Ф. 253. к.28.ед.хр.4.

212. НИОРРГБ. Ф. 253.К.11.ед.хр.15.

213. НИОР РГБ. Ф. 253.к.13.ед.хр.12.

214. Новости дня. 1898. № 5250. 13 янв. с.2.

215. Новости дня. 1898. № 5324. 28 мар. с.2.

216. Новости дня. 1898. № 5380. 24 мая. с.2.

217. Новости дня. 1898. № 5385. 29 мая. с.2.

218. Новости дня. 1902. № 6669. 5 ян. с.2.

219. Новости дня. 1902. № 6686.22 ф. с.2.

220. Новости дня. 1902. № 6687.C.2.

221. Новости дня. 1902. № 6709. 14 ф.с.2.

222. Новости дня. 1902. № 6712. 17 апр.с.2.

223. Новости дня. 1902. № 6772. 19 апр.с.2

224. Новости дня. 1902. № 6904. 29 янв.с.2.

225. Новости дня. 1902. № 7019. 22 дек. с.4.

226. Новости дня. 1902. №6756. с.2.

227. Новости дня. 1902. №6968. 1 н. с.2.

228. Новости дня. 1902.№ 6771.с.2.

229. Новости дня. 1902.№ 6818.C.2.

230. Новости дня. 1902.№ 6946. 10 окт. с.2.

231. Новости дня. 1903. № 7137.С.2.

232. Новости дня. 1903. № 7039. 12 янв. с.1.

233. Новости дня. 1903. № 7059. 1 ф.с.2.

234. Новости дня. 1903. № 7060. с.2.

235. Новости дня. 1903. № 7118. 1 апр. с.2.

236. Новости дня. 1903. № 7140. с.2.

237. Новости дня. 1903. № 7154. 8 мая.с.1.

238. Новости дня. 1903. № 7168. 22 мая.с.2.

239. Новости дня. 1903. № 7174. 28 окт.с.2.

240. Новости дня. 1903. № 7358.С.2.

241. Новости дня. 1903. № 7367.С.2.

242. Новости дня. 1903. № 7377.С.2.

243. Новости дня. 1903. № 7378.С.2.

244. Новости дня. 1903. №7176. 30 окт. с.2.

245. Новости дня. 1904. № 146.С.1.

246. Новости дня. 1904. № 7417. 28 янв. с.З.

247. Новости дня. 1904. № 7418. 30 янв.с.2.

248. Новости дня. 1904. № 7447.С.2.

249. Новости дня. 1904. № 7467. 20 мар.с.2.

250. Новости дня. 1904. № 7576. 21 июля.с.2.

251. Новости дня. 1904. № 7652. 22 сен. с.2.

252. Новости дня. 1902. № 6685. 21 янв. с.2.

253. Новости дня. 1902. № 6772. 19 апр. с.2.

254. Новости дня. 1902. № 6797. 14 мая с.2.

255. Новости дня. 1902. № 6816. 2 июня. с.2.

256. Новости дня. 1902. №6877. 2 авг.с.2

257. Новости дня. 1902. № 6907. 1 сен. с.2.

258. Новости дня. 1902. № 6990. 28 н.с.2.

259. Новости дня. 1902. № 7020. 23 дек. с.З.

260. Новости дня. 1902. № 7024. 28 дек.с.2

261. Новости дня.1902.№ 6760. 6 апр.с.2.

262. Новости дня.1902.№6762. 8 апр. с.2.

263. Новости дня. 1903. № 7131.15 апр.с.1.

264. Новости дня. 1903. №7127. 11 апр.с.1.

265. Новости дня. 1903. №7127. 11 апр.с.1.

266. Новости дня.1903.№ 7131. 15 апр.с.1.

267. Новости дня.1903.№ 7356. с.2.

268. Новости дня. 1904. № 7420. 2.ф. с.2.

269. Новости дня.1904.№ 146. 28 мая.с.2.

270. Новости дня.1904.№ 7432. 14ф.с.2.

271. Отчет Иверской общины за 1904.М.1905 с.12;с.21.

272. Отчет Иверской общины сестер милосердия за 1901г. М.,1901.

273. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1897 г. М.,1898 г.,с.8.

274. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1898 г. М.,1899 г.,с.5.

275. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1901 г. М.Д902.С.18.

276. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1903 г. М.,1904.,с.14.

277. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1904 г. М.,1905 г.,с. 1.

278. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1905 г. М., 1906 г.,с.7.

279. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1908 г.М.,1909 г.,с.95.

280. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1912 г. М.,1913 г.,с.156.

281. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1913 г.М., 1914.,с.6.

282. Отчет Московского Филармонического Общества и Музыкальнодраматического училища, состоящих под Августейшим Ее

283. Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровныпокровительством» за 1902-1903 учебный год. Обзор 25-летнейдеятельности ( 1878-1903) Московского Филармонического Обществаи его Музыкально-драматического училища, состоящих под209

284. Августейшим Ея Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны покровительством. М., 1903.

285. Отчет о деятельности Елисаветинского комитета при церкви

286. Московского почтамта. 1894.

287. Отчет общества вспомоществования нуждающимся учащимся Строгановского училища за 1902-1903 гг. М.Д904.

288. Отчет состоящего под Августейшим покровительством Ея Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища за 1914-1916 гг. М., 1916.

289. Отчёт состоящего под покровительством Ея Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны Императорского Строгановского художественно-промышленного училища за 1910-1911 гг. М.,1912

290. Тихомиров А. О чрезвычайных мерах, принятых в Московском университете по причине студенческих беспорядков. М., 1901. *

291. Цветаев И.В. Древнегреческие терракоты из собрания Е.И.В. Великого Князя Сергея Александровича. Сообщение, читанное в годичном заседании Императорского Московского археологического общества 9 марта 1894 г. М.,1894.301. ЦИАМ Ф.оп.1. д.223.

292. ЦИАМ. Ф. ИЗ. Д.137.Л.134.Л.184.

293. ЦИАМ. Ф. 114. оп.1. Д.152.

294. ЦИАМ. Ф. 203. оп.546.д. 10.210

295. ЦИАМ. Ф.113. опЛ.д.З л.70.306. ЦИАМ. Ф.113. опЛ.д.З.с.5.307. ЦИАМ. Ф.114. Оп.1.д. 156.

296. ЦИАМ.ф.113. оп.1.д.3.л.21.309. «Золотой святыни свет.»Воспоминания матушки Надежды — последней монахини Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2004, с.40, с.47.310. «Храм святителя Николая в Старом Ваганькове»

297. Alice Grossherzogin von Hessen und bei Rhein Prinzessin von Grossbritannien und Irland. Mittheilungen aus Ihren Briefen. Zweite Auflage. Darmstadt, 6.XII.S. 203.

298. Auf der Rozenhöhe zu Darmstadt. Die Mausoleen und Gräber der Grosherzoglichen Hessischen Familie. s.l,s.d.

299. Museum Hunting Lodze Kranichstein.

300. Oswalt J, Graupner С. Russishe Allerheiligen-Kirche in BadHomburg. s.l,s.d.

301. Princess Alice Memorial Hospital. Eastbourne. Programme of the Ceremony of opening the hospital: The Prince of Wales. 30th June, 1883.

302. Russishe Beziehungen zu Wiesbaden und Darmstadt. Beiträge aus Anlass des 150-järigen Jubiläums der Russischen Kirche in Wiesbaden im Jahr 2005. Wiesbaden,2007.

303. Schmidt A, Hausberg E. Kinder.Küche.Kunst. Frauen auf der Mathildenhöhe. Darmstadt, 2007.

304. The Victoria and Albert museum. London, 1998.

305. Weber E. Egelsbach und Schloss Wolfsgarten. Eine Betrachtung aus localhistorischer Sicht 1878-1903. Egelsbach, 2006.

306. А.Ю.Карпов. Православные святые и чудотворцы. М. «Вече»,2005,с.273.

307. Августейшие сестры милосердия. Сост.Н.К. Зверева. М.: Вече,2006. ,с.6.

308. Аргументы и факты. №22.2004.

309. Братский Вестник. Оповещения Правления Свято-Князь-Владимирского братства. 2008 (I). Издан в январе 2010 года.с.9.

310. Братский Вестник. Оповещения Правления Свято-Князь-Владимирского братства. 2008 (I). Издан в январе 2010 годах. 10.

311. Великий князь Сергей Александрович Романов на посту Председателя Императорского Православного Палестинского общества: исторический очерк. М.: Новоспасский монастырь, 2009. -160 е.: ил.

312. Великий князь Сергей Александрович Романов: биографические материалы. М., 2006-2009. - Кн. 1-3.

313. Вестник колледжа. № 11 .Н.Новгород. 2005.

314. Вестник славянских культур. № 3-4 (X) М., 2008.; с.258.331. Вестник. № 2. 2009. с.24.

315. Висбаден. Русский храм. Б.,м.; б.д.

316. Воробьёва, Н.В. Книжные знаки личных библиотек императорской семьи Романовых в фондах Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.В. Шишкова// Личные книжные собрания в библиотеках Алтайского края. — с. 74-93.

317. Врангель Н. Дар Великой княгини Елизаветы Федоровны в императорский Эрмитаж//Старые годы. — СПб,1909.-Январь.; Фелькерзам А. Дар Великой княгини Елизаветы Федоровны в императорский Эрмитаж//Старые годы. — СПб, 1909.-Январь.

318. Государственная академия славянской культуры. Живая политика единения и сотворчества. Изд-во «Индрик», М., 2007.; с.10.

319. Гришин Д.Б. Трагическая судьба Великого князя. М.: Вече, 2008., с. 276.

320. Гришин Д.Б. Трагическая судьба Великого князя. М.: Вече, 2008., с.218.

321. Гришин Д.Б. Трагическая судьба Великого князя/Д.Б. Гришин. -М.: Вече, 2008. -304 с.:ил., с.228-229.

322. Гришин Д.Б. Трагическая судьба Великого князя/Д.Б. Гришин. — М.: Вече, 2008. -304 с.:ил:,с. 225.

323. Гришин, Д.Б. Трагическая1 судьба Великого князя/ Д.Б. Гришин.-М.:Вече, 2008. -304 с.:ил.

324. Гришин, Д.Б. Трагическая судьба Великого князя/Д.Б. Гришин. -М.: Вече, 2008. -304 е.: ил.,с. 191.

325. Губанов В.Преподобный Гавриил Спасо-Елеазарский: житие, подвиги, чудеса. М., 2006. с. 226; с.248.

326. Древнегреческие терракоты из собрания Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича. Сообщение, читанное в годичном заседании Императорского Московского Археологического Общества, 9 марта 1894 г. И. Цветаевым. М.,1894.

327. Друганов И.А. Библиотеки ведомственные, общественные, частные и судьба их в 1918-1925 гг.//Советская библиография.-1933.-№3-4.-с. 142.

328. Дуров В.А. Книга в семье Романовых/В.А. Дуров. М:: Наш дом, 2000. - 300 с.

329. Еженедельник особого комитета Ея Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны о благотворительности Москвы в деле помощи раненым и пострадавшим вследствие военных действий на Дальнем Востоке.1904. № 5. 5 апр.

330. Еженедельник особого комитета Ея Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны о благотворительности Москвы в деле помощи раненым и пострадавшим вследствие военных действий на Дальнем Востоке. 1904г. № 17. 29 июня. с.З.

331. Журналы заседаний Совета Московской духовной академии за 1900г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

332. И.В. Цветаев-Ю.С. Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897-1912.Т.1. -М.: Издательство «Красная площадь», 2008-636 с.,80 с.: ил.,с.396.

333. И.В. Цветаев-Ю.С. Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897-1912.Т.К -Mi: Издательство «Красная площадь», 2008-636 е.,80 с.: ил.,с.350.

334. Иванов А.Е. Российское студенчество конца XIX-начала XX века. Социально-историческая судьба. М.Д999.С.6.

335. Императорское московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914.гг.) Том И. М.: 1915. - с. XIV.

336. Кузнецов В.Д. Российское студенчество в 1890-1917'гг.: между верой и неверием. СПб.: Нестор, 2005.

337. Кучмаева И.К. Жизнь И' подвиг, Великой княгини Елизаветы

338. Федоровны. М.: AHO ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004.-272 е.: ил.,с.16.

339. Матвеенко, Дарья. Великая княгиня Елизавета Федоровна и студенчество: становление личностной культуры молодого человека/ Дарья Матвеенко. -М.: Издательство.«Левша: Санкт-Петербург», 2010. -111 с.

340. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М.,2006.

341. Материалы VII и VIII Свято-Елизаветинских чтений./Под ред.Кучмаевой И.К. М.: ГАСК, 2007. с. 108.

342. Медицинское обозрение. № 22. (247) 13 июня 2000 г. с.5.

343. Методическое пособие по духовному служению сестры милосердия в период производственной практики. Н.Новгород, 2005.

344. Мир фармации и медицины. № 19. (216), 21.05.07.

345. Монахиня. Таисия. Русское православное женское монашество. Минск,2006.

346. Нестеров М.В. Нестерова Н.М. Помнить себя—помнить всех.( Из воспоминаний о Великой княгине Елизавете Федоровне).— М.: Государственная академия славянской культуры, 2003. ,с.68.

347. Нижегородские епархиальные ведомости. 15(132) август 2008.

348. Нижегородские епархиальные ведомости. 11(32) ноябрь 2003.с.6:

349. Нижегородские епархиальные ведомости. 19 (65) октябрь 2005.С.6.

350. Нижегородские епархиальные ведомости. № 10. (43)окт. 2004 г.

351. Нижегородский рабочий. 19 окт. 2005. № 192 15852.

352. Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных, Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-й годовщине со дня рождения Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны»/Под ред.Кучмаевой И.К., М., 2005., с.351.

353. Отблеск Нетварного Света:Материалы VI Свято-Елизаветинских чтений./Под ред.Кучмаевой И.К. М.2005.С.58.

354. П. Савченко. Русская девушка. «Ковчег», М.,2002.

355. П.Иванов. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. М.,1903. с.75.

356. Петербург и Москва в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Материалы IX и X ежегодных Свято-Елизаветинскихчтений (Санкт-Петербург-Москва, ноябрь 2007)/Под ред. Кучмаевой И.К.—М.,Паломнический центр Московского Патриархата,2008.,с.23.

357. Петербург и Москва в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Материалы IX-X ежегодных Свято-Елизаветинских чтений. / Под ред. Кучмаевой И.К. М.,2008. с.59-60.

358. Полунина, Надежда, Фролов Александр. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь. М.: «Независимая газета», 1997. - 526, 1. с.

359. Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008., с.394.

360. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.1. М.,1998. с.399-400.

361. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.1. М.,1998. с.117.

362. Русская духовная музыка в документах и материалах. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Том II. Кн. 2. 2004.

363. Русская духовная музыка в документах и материалах. Том IV. Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания.2002.

364. Русская духовная музыка в документах и материалах. Том III. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников. 1861-1918. 2002.

365. Русская Православная Церковь св. Марии Магдалины в Дармштадте (Германия). Б.м.; б.д.

366. Саввино-Сторожевский монастырь. М. 2007. , «Лето». с.172.,с.212-213.

367. Сестры милосердия России.— Спб.: Лики России, 2005. с. 131, 134-135,138.

368. Слова о любви. Императрица Александра Федоровна. М.: Даниловский благовестник, 2007., с.64.

369. Синодальный хор и училище церковного пения. Кн.1. Исследования. Документы. Периодика. 2002.

370. Цит. по Кучмаева И.К. Когда жизнь истинствует. .Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. -М.: Издательство «Индрик»,2008,с. 14.,с. 15.

371. Цит.по: Московский журнал. 1991 г №2. с. 50.

372. Цит.по: Отблеск Нетварного Света:Материалы VI Свято-Елизаветинских чтений./Под ред. Кучмаевой И.К. М.2005.,с. 94.

373. Цит.по:Московский журнал. 1991.№2.с.52.

374. Шестое чувство.3.2008. с.60-61.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.