Православная религиозность как фактор электорального процесса: региональное измерение (на примере федеральных выборов 2011-2016 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Ухватова Мария Васильевна
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат наук Ухватова Мария Васильевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ
1.1. Религия и политика в пост секулярном контексте
1.2. Концептуализация религии и политики
1.3. Трансформация церковно-государственных отношений в период и после распада СССР
1.4. Измерение «религиозности». Подходы к изучению понятия
Заключительные комментарии к главе
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ (В ПЕРИОД С 2011 ПО 2016 ГГ.)
2.1. Электоральная география в российских регионах
2.2. Уровень православной религиозности в субъектах РФ
2.3. Взаимосвязь религиозности и электоральных процессов в субъектах РФ
2.4. Альтернативное объяснение. Концепция «политических машин»
2.5. Проблема экологического вывода
Глава 3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И РПЦ
3. 1. Социально-демографический портрет регионов «библейского пояса»
3.2. Взаимоотношение РПЦ с региональными властями: на примере Липецкой и Тамбовской областей
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Постановка исследовательской проблемы. Изучение взаимодействия религии и политики является довольно развитым и популярным направлением в социальных науках. В рамках данной проблематики исследуются различные вопросы, среди которых можно отметить как наиболее важные: каким образом религиозная принадлежность влияет на политические предпочтения избирателей1, способность религиозных движений мобилизовать коллективное действие2, использование религиозной символики в публичных выступлениях политических лидеров , и многие другие.
Более современные исследования религии в политических исследованиях появились достаточно недавно. Причины заключаются в том, что на протяжении практически всего XX века в научном сообществе преобладала концепция секуляризации, которая основывается на предсказании, что всеобъемлющие процессы модернизации и рационализации вытеснят религию4. Потребовалось немало времени и исторических событий5, которые «возродили» значение религии, как в
1 См. например: Brooks C., Nieuwbeerta P., Manza J. Cleavage-based voting behavior in cross-national perspective: Evidence from six postwar democracies //Social Science Research. -2006. - Т. 35. - №. 1. - С
Smith C. Disruptive religion: The force of faith in social movement activism. -Routledge,
3 Fischer J. (2013) Religious Rhetoric in US Presidential Inaugural Addresses: A Metaanalysis // Emergence: A Journal of Undergraduate Literary Criticism and Creative Research, Т
4 Lechner F. J. The case against secularization: A rebuttal //Social Forces. - 1991. - Т. 69. - №. 4. - С
5 Исследователи приводят различные исторические примеры, которые доказывают, что сторонники концепции секуляризации были не правы, предсказывая упадок влияния религии. Например, в статье Gill A. Religion and comparative politics // Annual Review of political science. - 2001. - Т. 4. - №. 1. - С. 117-138 автор приводит примеры иранской революции 1979 г., которая показала высокую мобилизацию исламского движения, несмотря на процессы модернизации в стране; электоральная мобилизация протестантских меньшинств в Перу позволила Альберто Фухимори одержать
3
публичной, так и политической сфере. В конце 1990-х и начале 2000-х в зарубежной научной литературе часто встречались работы, которые пытались доказать, почему сравнительная политология должна всерьез воспринимать религию6. В российской научной литературе существуют пробелы, касающиеся понимания роли религии в политической сфере. Во многом это связано с преобладанием антирелигиозной пропаганды и гонением на религию в советскую эпоху, что привело к отсутствию как исследований, посвященных изучению религии на протяжении многих десятилетий, так и населению, которое в меньшей степени придерживалось религиозным предписаниям. На сегодняшний день вопросы о взаимосвязи между религией и политикой, а также, каким образом эту связь можно измерить, изучены достаточно слабо, особенно на региональном уровне.
Изучение опросов об отношении к религии населения российских регионов в 2012 г., а также электоральных процессов 2011-2016 , возможно, поможет ответить на данные вопросы. Выбор данного временного периода обусловлен несколькими причинами. Во-первых, 2012 год многие исследователи называют началом «консервативного поворота» в политической повестке президента В.В. Путина. В своем послании
о
Федеральному Собранию в 2012 г. президент указывал на «дефицит духовных скреп» в российском обществе, призвал поддержать институты традиционных ценностей и укрепить прочную духовно-нравственную основу
неожиданную победу в первом туре и стать президентом. Также после теракта 11 сентября в Нью-Йорке, известный немецкий философ Ю. Хабермас в своем публичном обращении объявил, что мир вступил в постсекулярную эпоху, в котором будут сосуществовать религиозное и светское мировоззрения.
6 См. например: Grzymala-Busse A. Why comparative politics should take religion (more) seriously //Annual Review of Political Science. - 2012. - Т. 15. - С. 421-442; Jelen T. G. et al. (ed.). Religion and politics in comparative perspective: The one, the few, and the many. -Cambridge University Press,
7 См. например: Petrov N., Lipman M., Hale H.E. Three dilemmas of hybrid regime governance: Russia from Putin to Putin // Post-Soviet Affairs. 2014. Vol. 30. No. 1. P
о
общества. После слов президента политический курс «возрождения» духовных ценностей стал выполняться путем увеличения программ
9
строительства новых храмов , ужесточения законодательства в отношении оскорбления чувств верующих (принятие поправок в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан), включению православных иерархов в правительственные советы (например, епископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, а также председателем Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка) и др.
Во-вторых, в 2012 г. был проведен масштабный и пока единственный всероссийский опрос вероисповеданий и национальностей россиян с учетом численности, географического и административного распределения, следования религиозным практикам, мировоззренческих и социально-демографических характеристик10. После чего был составлен Атлас религий и национальностей России, с помощью которого возможно измерить степень религиозности населения российских регионов.
Возможно предположить, что «консервативный поворот» — это не сиюминутный сдвиг в официальной идеологии, а отчасти и реакция на изменения в обществе. Часть российского общества стала более восприимчива к традиционным ценностям, которые делают акцент на уважении к власти, религии, традиции, семье, повиновении в целом
9 См. например: Программа строительства православных храмов в г. Москве URL <http://www.200hramov.ru/index.php?option=com_temples&built=2>
10 АРЕНА Атлас религий и национальностей России URL < http:// sreda.org/ arena/ab out-project >
11 Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия //М.: Новое издательство. - 2011. - Т
Возможные проявления консервативного поворота в политическом поведении можно наблюдать в голосовании, повышении уровня участия в религиозных НКО, изменении политического курса в ряде областей правового регулирования (например, включение религиозных курсов в образовательные программы, регулирование демографических вопросов). В постиндустриальном обществе происходят последовательные изменения, которые охватывают политические, религиозные, социальные нормы. Социологи Р. Ингелхарт и К. Вельцель в своем исследовании, посвященном новому взгляду на процессы модернизации, демонстрируют, что ценностная
ориентация общества играет ключевую роль в возникновении и развитии
12
демократических институтов12. Поэтому, если это глубинное изменение в обществе, логично ожидать, что оно оставит след, в том числе, и на уровне политической географии.
Если этот «поворот» - всего лишь сиюминутное увлечение, то никакого следа и не должно быть. Мы предполагаем, что глубокая ценностная трансформация в обществе должна оставлять отражение в пространственной дифференциации политического поведения. Таким образом, в данной работе будет исследоваться взаимосвязь православной религиозности и электоральных процессов. Взаимосвязь религии и политики будет изучена на примере электоральных процессов в региональном разрезе в двух электоральных циклах - федеральных выборах в Государственную думу 2011 и 2016 г.г, а также выборов президента РФ в 2012 г. Существующие исследования российского случая показывают, что сама взаимосвязь в определенной мере присутствует, однако, нам неизвестны работы, которые фокусируются именно на региональном измерении. Таким образом, диссертационное исследование посвящено ответу на вопрос: каковы
12
особенности взаимосвязи православной религиозности и электоральных процессов в российских регионах?
Для начала следует уделить внимание такому важному вопросу, как операционализация понятий. Данное исследование рассматривает «православную религиозность». Большинство населения регионов России идентифицирует себя с православием, поэтому в работе рассматривается именно православная религиозность. К понятию религиозности существует множество подходов (о которых подробнее будет рассказано в главе 1), в данной работе «религиозность» рассматривается как комплексное явление, которое включает в себя как идентификацию индивида с определенной официальной религией, так и соблюдение религиозных предписаний (подробное описание измерения православной религиозности представлено в главе 2).
Понятие «электоральный процесс» включает в себя результаты голосования на федеральных выборах, а также формы мобилизации избирателей, такие как формирование политических машин и т.д.
Степень разработанности темы. В фокусе данного диссертационного исследования находятся особенности взаимодействия православной религиозности и электоральных процессов в российских регионах, поэтому исследование опирается на два направления литературы. Первое из них описывает проблематику операционализации понятия «религиозность» и методы измерения. Вторая часть работ посвящена изучению взаимосвязи религии и политики. В свою очередь, данную литературу можно также разделить на две группы: первая рассматривает, как религия влияет на политические предпочтения избирателей, вторая группа исследователей изучает роль религиозных лидеров в политическом процессе.
Классические работы, посвященные религиозной проблематике,
13
принадлежат известным социологам и философам, таким как М. Вебер , показавший связь между принадлежностью к протестантской вере и экономическим развитием; Э. Дюркгейм14, который интересовался практической стороной религии. Другие исследования, написанные в рамках теории секуляризации, которые предвещали снижение роли религии в обществе, принадлежат таким авторам как П. Бергер15, Д. Мартин16, Г. Кокс17 и др. Следующее поколение исследований, вышедшие в свет в конце двадцатого столетия, посвящены опровержению теории секуляризации. Одними из первых данную теорию стали опровергать те же ученые, что несколько десятилетий тому назад выступали в поддержку уменьшения роли религии, среди них П. Бергер18 и Д. Мартин19, более современные работы
13
Вебер М. Политика как призвание и профессия //Избранные произведения. -1990. - С
14Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии //Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон. - 1998. - Т
15 Бергер П. Религия и проблема убедительности. Неприкосновенный запас, 2003, № 6(32) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html (проверено 20.05.2019).
16 Martin D. Towards eliminating the concept of secularization //Penguin survey of the social sciences. 1965. - Т. 1965. - С. 169-82; Martin D. A general theory of secularization. -HarperCollins Publishers,
17
Cox H. Religion in the secular city: Toward a postmodern theology
18
Бергер П. Фальсифицированная секуляризация //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - №. 2 (30).
19 Martin D. What I really said about secularisation //Dialog. - 2007. - Т. 46. - №. 2. - С.
139-152.
принадлежат Р. Старку20, Ф. Горский и А. Алтинорду21, Д. Филпотту22, Ч. Тэйлору23, П. Норрис и Р. Ингелхарту24 и др.
Другая часть литературы посвящена анализу факторов религиозности, и в первую очередь фокусируется на операционализации данного понятия. Методики измерения уровня «религиозности» предложили многие авторы, среди которых можно отметить как российских, так и зарубежных: Ё. Фукуяму25, Ч. Глока26, С.Б. Филатова, Р.Н. Лункина27, Е.В. Пруцкову28, О.Ю.
лд -5Л
Брескую , Ю.Ю. Синелину и др.
Также в литературе встречается немало работ, которые находят связь между религиозной принадлежностью избирателей и электоральным поведением. Американские и европейские исследователи на примере многих электоральных циклов находят доказательства наличия связи между определенным поведением религиозных сообществ и их политическим выбором. Исследования, относящиеся к этому направлению, принадлежат
20Stark R. Secularization, rip //Sociology of religion. - 1999. - Т. 60. - №. 3. - С
21 Gorski P. S., Altinordu A. After secularization? //Annu. Rev. Sociol. - 2008. - Т
С
22
Philpott D. Has the study of global politics found religion? //Annual Review of Political Science. - 2009. - Т. 12. - С
23
Taylor C. A secular age. - Harvard university press,
24
Norris P., Inglehart R. Sacred and secular: Religion and politics worldwide. -Cambridge University Press,
25
Fukuyama Y. The major dimensions of church membership //Review of Religious Research. - 1961. - Т. 2. - №. 4. - С
26 См. например: Glock C. Y. On the study of religious commitment
27
Филатов С.Б., Лункин Р.Н. (2005) Статистика российской религиозности: магия
цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования, №6:
28
Пруцкова Е.В. (2012) Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях // Государство, религия, Церковь. № 2. С
29
Бреская О. Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода //Социологические исследования. - 2011. - №. 12. - С
30
31
Дж. МакТейг и Дж. Лейман , Дж. Манза и К. Брукс , Дж. Гут , В. Ван дер Брюг, Б. Хобольт С., Де Вриз34, Я. Спенкуч Л., П. Тильманн35 и многим другим.
Среди исследований, посвященных ситуации в России, можно выделить работы как зарубежных, так и российских исследователей. Среди них наиболее всеобъемлющие исследования американского политолога Ирины Папковой36, которые включают в себя несколько монографий, посвященных влиянию Русской Православной Церкви (РПЦ) на политику федерального уровня в Российской Федерации после падения коммунизма;
37
российских социологов С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина , которые выпустили несколько томов изданий, посвященных описанию положения религиозных
38
общин в каждом регионе РФ; социолога и историка Н.А. Митрохина , автора нескольких монографий, посвященных описанию деятельности РПЦ как социального и экономического института. Также стоит отметить работы
39
молодых исследователей М.И. Богачева , который исследует взаимосвязь воцерковленности и партийных предпочтений избирателей и А.Ю.
31
McTague J. M., Layman G. C. Religion, Parties, and Voting Behavior //The Oxford handbook of religion and American politics
32
Manza J., Brooks C. The religious factor in US presidential elections, 1960-1992 //American Journal of Sociology. - 1997. - Т. 103. - №. 1. - С
33
Guth J. L. et al. Religious influences in the 2004 presidential election //Presidential Studies Quarterly. - 2006. - Т. 36. - №. 2. - С
34 Van der Brug W., B. Hobolt S., De Vreese C. H. Religion and party choice in Europe //West European Politics. - 2009. - Т. 32. - №. 6. - С
35
Spenkuch J. L., Tillmann P. Elite influence? Religion and the electoral success of the Nazis //American Journal of Political Science. - 2018. - Т. 62. - №. 1. - С
36 См. например: Papkova I. The Orthodox Church and Russian Politics
37 „
Филатов С.Б., Лункин Р. Н. (2014) Религиозно-общественная жизнь российских регионов. - Летний сад.
38
См. например: Митрохин Н.А. (2003) Русская православная церковь-итоги десятилетия // Неприкосновенный запас
39
Кулькову40, чьи исследования посвящены изучению взаимосвязи религиозности и политического участия в России и странах Европы.
Цель исследования заключается в выявлении связей между православной религиозностью и голосованием на федеральных выборах в 2011-2016 г.г на региональном уровне.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
• Проанализировать научную литературу, посвященную изучению взаимосвязи религии и политики;
• определить индикаторы измерения религиозности в регионах России;
• провести эмпирическую проверку гипотез и определить, существует ли связь между православной религиозностью и электоральными процессами в 2011-2016 в российских регионах;
• продемонстрировать на примере трех кейсов особенности взаимосвязи РПЦ с политической элитой на региональном уровне, как возможное объяснение электоральных результатов.
Эмпирическая база исследования
Для измерения уровня религиозности в регионах РФ в работе используется Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации (АРЕНА), который был создан на основе данных исследования, проведенного некоммерческой исследовательской организацией СРЕДА в 2012 г. Данные представляют собой результат Всероссийского опроса и репрезентативны для Российской Федерации и для 79 ее субъектов. В вопросник включены вопросы, касающиеся религии, выполнения обрядовых
ритуалов, традиционных ценностей, отношения к государству, законам, доверию окружающим и т.д. Также ответы были распределены по возрастам, полу, образованию, доходу, роду занятий. Методика опроса: а) городское и сельское население РФ в возрасте от 18 лет и старше; б) выборка составила 56 900 респондентов; в каждом субъекте РФ опрашивалось 500-800 человек; статистическая погрешность для РФ менее 1%; в) география опроса: 79 субъектов РФ, где проживает 98,8% населения (по данным переписи 2010 г.). Субъекты, в которых исследование не проводилось - Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ.
Стоит также отметить ряд недостатков и ограничений данной базы данных. География опроса включает в себя не все регионы России, ряд субъектов в исследовании отсутствуют, что также лимитирует выборку для эмпирического анализа в данной работе, но для изучения православной религиозности данный факт не является серьезным ограничением. Помимо этого, среди слабых мест можно отметить, что опрос проводился единожды в 2012 г., что не позволяет проследить динамику изменений. Также ряд вопросов в анкете могут вызвать споры среди исследователей. Например, для идентификации с православием в опросе респонденту необходимо было согласиться с высказыванием «Исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви». Среди исследователей православной религиозности существуют давние споры о том, что национальная идентичность русского населения совпадает с православной идентификацией. В этой связи, для измерения уровня православных необходимо использовать иные вопросы. Помимо этого в исследовании отсутствуют вопросы, касающиеся политических предпочтений респондентов. Несмотря на имеющиеся недостатки, для исследователей религиозности в России база данных АРЕНА является единственной, которая позволяет анализировать региональный уровень.
Для построения моделей в эмпирической части исследования для независимой переменной используются электоральные данные президентских и парламентских выборов с официального сайта Центральной избирательной комиссии РФ, а также в качестве контрольных переменных в работе используются социально-экономические данные, взятые с единой базы Федеральной службы государственной статистики.
Необходимо также подчеркнуть, что официальные электоральные данные в России часто являются темой дискуссий об их достоверности. В задачи данной работы не входит анализ результатов выборов на их достоверность, но стоит отметить, что исследователи зачастую статистически проверяют данные на предмет странностей и закономерностей. Российские исследователи А.А. Собянин и В.А. Суховольский подробно описывают фальсификации, к которым прибегали избирательные комиссии в 1990 г.г41.
42
В 2000-ые годы С.А. Шпилькин детально изучал результаты выборов в России на предмет странностей и закономерностей. Однако, все используемые методы исследования, такие как «закон Бедфорда»43, о том, что десять возможных вторых цифр не должны встречаться с одинаковой частотой, или анализ распределения явки по времени, применимы при рассмотрении результатов участковых избирательных комиссий, т.е. локального уровня. При анализе результатов субнационального уровня, уловить известные способы фальсификаций не представляется возможным. Помимо этого, в исследовании не рассматриваются регионы Северокавказского федерального округа, в которых результаты выборов чаще всего вызывают подозрения в честности.
41 Собянин А. А., Суховольский В. Г. Демократия ограниченная фальсификациями.URL: < http://hrights.ru/text/ sob/>
42
Шпилькин С.А. Статистическое исследование результатов российских выборов 2007 — 2009 «Троицкий вариант» № 40, 27 октября 2009г.
43 Decker! J., Myagkov M., Ordeshook P. C. Benford's Law and the detection of election fraud //Political Analysis. - 2011. - Т. 19. - №. 3. - С
Хронологические рамки исследования
В фокусе внимания исследования находятся выборы в Государственную думу РФ 2011 и 2016 и выборы президента РФ 2012. Именно в этот период, после избрания президента В.В. Путина на третий срок, многие исследователи отмечали «консервативный поворот» в политической повестке президента. Кроме этого, работа над проектом АРЕНА (Атлас религий и национальностей России), в рамках которого проводилось исследование о религиозно-духовном положении дел в российском обществе, проходила в 2012 г., что позволяет соотнести анализ электоральной статистики с религиозным фактором.
Методология исследования
В эмпирической части исследования для выявления пространственной дифференциации регионов используется факторный анализ. В данной работе факторный анализ позволил выявить наиболее релевантные для исследования вопросы, соотносящиеся с православием и традиционными ценностями, а также позволил выявить факторы, которые могли повлиять на голосование. Для построения моделей для поиска взаимосвязи между показателями религиозности в регионах и поддержкой партии власти и президента В.В. Путина в работе используется регрессионный анализ, а именно стандартный метод наименьших квадратов (МНК), который позволяет получить наилучшее описание линейной зависимости между двумя переменными.
Гипотезы исследования. Основная гипотеза исследования
заключается в том, что в регионах, население которых в большей мере идентифицируют себя с православием, доля голосования за «Единую Россию» и В.В. Путина будет больше, чем в менее религиозных субъектах РФ.
Помимо данной гипотезы в исследовании также проверяются следующие предположения:
- Верующие, соблюдающие религиозные предписания, будут отдавать больше голосов за Единую Россию и В.В. Путина;
Альтернативная гипотеза:
- На голосование за «Единую Россию» и В.В. Путина будут влиять уровень ВРП, преобладание сельского населения и пенсионеров в регионе; при высоком уровне ВРП, но низкой долей населения пенсионного возраста и сельского населения поддержка «Единой России» и В.В. Путина будет снижаться, а принадлежность к РПЦ/следование религиозным предписаниям будут незначимыми переменными, либо с отрицательными значениями.
Альтернативная гипотеза основана на концепции «политических машин», основная идея которой заключается в том, что образование сильных губернаторских «политических машин», которые мобилизуют электорат на голосование за партию власти, происходило в сельских и этнических центрах.
Положения, выносимые на защиту:
1. По результатам исследования было выявлено региональное разнообразие взаимосвязи православной религиозности и электорального поведения в России в 2011-2016 гг. Была выявлена группа граничащих между собой регионов, которые отличаются высоким уровнем религиозности и голосованием за власть. Данные регионы были определены как
«православный пояс», в котором преобладает доля населения идентифицирующего себя с православием и РПЦ. Было также выявлено, что «православный пояс» во многом совпадает с регионами «красного пояса», население которого поддерживало коммунистическую партию в 1990-х годах.
2. В работе были выявлены факторы, характеризующие региональное разнообразие регионов по признаку религиозности. В ходе анализа была обнаружена статистическая связь между одним из двух факторов и электоральными результатами. Первый фактор - «консервативные активисты», группа населения, которым в меньшей степени важны вера и православие, но которые в большей степени ориентированы на общественную активность: общественная работа, благотворительность, волонтерство, традиционные устои. Второй фактор - «обрядовые верующие», которым в большей степени важна обрядовая часть православной веры: соблюдать религиозные предписания, исповедоваться, молиться. Именно со вторым фактором, была выявлена взаимосвязь с результатами выборов за «Единую Россию» и В.В. Путина.
3. В работе описаны механизмы взаимодействия региональных властей и РПЦ. На примере двух кейсов Липецкой и Тамбовской областей демонстрируется, в чем проявляется политическая роль РПЦ на региональном уровне. Выделены аспекты усиления вмешательства РПЦ в ряд сфер.
Научный вклад исследования в развитие предметного поля.
1. Среди существующих исследований, посвященных влиянию религиозного фактора на политические процессы в России, встречаются работы, исследующие взаимосвязь между уровнем «воцерковленности» и партийными предпочтениями избирателей, описывающие голосование в этнических республиках, ситуации на постсоветском пространстве в конце
90-х, начале 2000-х, но не встречаются работы, посвященные анализу влияния религиозного фактора на электоральные процессы на региональном уровне субъектов РФ. В данной работе представлена попытка выявления новой политической/электоральной географии в России, которая строится на эмпирических данных последних двух циклов федеральных выборов.
2. Научный вклад данной работы также состоит в том, что исследование регионального измерения религиозности подтверждает тенденцию, которая отмечается в странах СНГ после падения коммунизма -в странах с коммунистическим прошлым религия становится важной частью индивидуальной и национальной идентичностью. Проведенный в данной работе анализ показал, что население регионов РФ, которые оказывали наибольшую поддержку коммунистической партии в 1990-е годы, сейчас являются наиболее православными.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Механизмы дифференциации политических установок православных россиян2023 год, кандидат наук Карпич Юлия Владимировна
Религиозный фактор в эволюции политической системы США: XVII-начало XXI вв.2005 год, кандидат исторических наук Ефременко, Наталья Владимировна
Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями2018 год, кандидат наук Богачёв Максим Игоревич
Электоральное поведение россиян в условиях масштабирования системы дистанционного электронного голосования2024 год, кандидат наук Дудочников Алексей Игоревич
Социально-политические ориентиры в актуальном дискурсе православных россиян и французских католиков: сравнительный анализ2019 год, кандидат наук Журавлев Денис Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная религиозность как фактор электорального процесса: региональное измерение (на примере федеральных выборов 2011-2016 гг.)»
Апробация работы
Основные положения, теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих международных научных и научно-практических конференциях в России и за рубежом:
1. Ежегодная конференция Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований, доклад «Religious Diversity and Electoral Performance in Russia's Régions: The Case of Presidential Elections, 2012-2018 and Parliamentary Elections, 2011-2016» (Религиозное разнообразие и избирательная деятельность в регионах России: на примере президентских выборов 2012-2018 и парламентских выборов 2011-2016), 6-9 декабря 2018 г., Бостон, США.
2. Конференция молодых ученых, доклад «Religious Factor in the Russian Federal Elections, 2011-2018» (Религиозный фактор на российских
федеральных выборах 2011-2018), 26-27 июля 2018 г., Университет Висконсин-Мэдисон, США.
3. 17-ая Международная Алексантери конференция: Российский выбор 2030 г., доклад «Orthodoxy and Voting Behavior in Russia» (Православие и голосование в России), Университет Хельсинки, 25-27 октября 2018 г., Хельсинки.
4. XVIII Апрельская Международная конференция по проблемам развития экономики и общества, доклад «Религия и электоральное поведение в России: региональный аспект», НИУ ВШЭ, 11-14 апреля 2017 г., Москва.
5. FRRESH (Финско-российская сеть в российских и евразийских исследованиях в области общественных и гуманитарных наук) Весенний семинар, доклад «Russian Orthodox Church and Voting Behavior in Russian Regions» (Русская Православная Церковь и Голосование в российских регионах), Европейский университет, 13 марта 2017 г., Санкт-Петербург.
5. 16-ая Международная Алексантери конференция: Жизнь и смерть в России, доклад «Religion and the Russian Voters in the 2011 and 2012 Federal Elections» (Религия и российские избиратели на федеральных выборах в 2011 и 2012 гг.), Университет Хельсинки, 26-28 октября 2016 г.
6. Октябрьские чтения - 2016 «Развитие России в контексте мировой политики», доклад «Влияние религии и церкви на электоральное поведение в России 2011-2012 гг.», НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, 20-22 октября 2016 г., Санкт-Петербург.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава исследования описывает основные теоретические работы, которые посвящены религии и политике, вторая и третья главы исследования заключают в себе эмпирическую часть исследования, где анализируется влияние религиозного фактора на электоральные процессы.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ.
В первой главе диссертационного исследования представляются теоретические обоснования изучения вопроса взаимодействия религии и политики, имеющиеся в научной литературе. Рассматриваются исследования, которые анализируют вопрос взаимодействия религии и электорального поведения в России и зарубежных странах.
В параграфе 1.1. описывается проблема религии в постсекулярном обществе. В данной части исследования представлен обзор исследований, которые посвящены классической теории секуляризации, сторонники которой предсказывали снижения роли религии в обществе. Также представлены последующие дискуссии, которые опровергали аргументы сторонников данной теории.
В параграфе 1.2. описывается роль РПЦ в российской политике (и обществе) после 1991 года. Далее, в разделе 1.3., рассматривается вопрос изучения религии как фактора электорального поведения в России. В параграфе 1.4. описываются исследования американских и европейских выборов, которые находят доказательства влияния религии на электоральное поведение избирателей. В последней части данной главы представлены заключительные комментарии.
1.1. Религия и политика в пост секулярном контексте
Проблема взаимодействия религии и политики является одной из самых обсуждаемых тем, над которой спорят представители различных научных школ. На сегодняшний день объем литературы, посвященной данной теме, очень широк. Для политических исследований данный аспект в основном важен с точки зрения отношения государственной власти к религиозным конфессиям. Для чего политикам нужна религия? Каким образом принадлежность к той или иной конфессии может повлиять на политические предпочтения граждан? Эти и многие другие вопросы на протяжении многих лет обсуждаются в научном сообществе. На сегодняшний день в литературе существует достаточное количество исследований, посвященных изучению влияния религии на политику на зарубежном опыте. В российском же контексте данная тема изучается не так давно, и существуют определенные лакуны в данной сфере.
На протяжении большей части ХХ века вопрос взаимосвязи религии и политики рассматривался исследователями в рамках теории секуляризации. Корни данной теории восходят к таким мыслителям в социальной науке как Ф. Ницше, Э. Дюркгейм., К. Маркс, З. Фрейд, М. Вебер, П. Бергер и др.. Различные сторонники данной теории рассматривали ее с разных точек зрения, но в классической форме она заключается в том, что общественная и политическая роль религии с процессом модернизации будет значительно уменьшаться. Ученые предсказывали уход верующих в XXI веке в небольшие секты, для сопротивления мировой светской культуре.44
М. Вебер один из первых выдвинул объяснения причин секуляризации в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) и «Экономика и общество» (1922). Согласно исследователю, в эпоху
Просвещения возникает рационалистический взгляд на мир, который основывается на научном исследовании, эмпирическом доказательстве знаний, которые вытесняют представления о мистической основе жизни. Другой известный социолог Э. Дюркгейм предложил еще одно объяснение причин секуляризации общества. В своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), ученый рассматривает практическую сторону религии. Под религией Дюркгейм понимает «единую систему верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен».45 Именно религиозные ритуалы и церемонии играют важную роль в обществе. Но в эпоху индустриализации задачи, которые раньше решала церковь и монастыри, постепенно взяли на себя профессиональные организации. Поэтому по мере ослабления социальных функций религии, роль религиозных институтов будет снижаться.
Еще один подход к теории секуляризации принадлежит американскому социологу австрийского происхождения П. Бергеру. В своей работе «Религия и проблема убедительности»46 автор утверждает, что одно из самых явных проявлений феномена секуляризации, которые коснулись рядового человека, заключается в «кризисе правдоподобия». По его мнению, секуляризация привела к масштабному крушению убедительных традиционных религиозных определений реальности. Ученый предсказывал, что к XXI веку люди будут отдавать предпочтения маленьким сектам, чтобы вместе
- 47
противостоять всемирной светской культуре .
45 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии //Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон. - 1998. - Т. 432.
46 Бергер П. Религия и проблема убедительности. Неприкосновенный запас, 2003, № 6(32) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2003/6/berger.html (проверено 20.05.2019).
47 Бергер, 1968.
В более поздних дискуссиях о теории секуляризации, исследователи
48
спорили о том, какие аспекты религии придут в упадок . Среди них выделяли снижение роли религии в политической сфере (данный пункт включает в себя степень, в которой правительства поддерживают религию и находятся под ее влиянием); упадок роли религии в обществе, что включает в себя степень выражения религии в публичной сфере, как частными, так и государственными лицами. Следующий аспект касался уменьшения власти и общественного влияния религиозных учреждений, а также снижение степени личной религиозности людей. В последний пункт входили религиозные убеждения, такие как вера в бога, религиозная практика, посещение мест культа, участие в религиозных ритуалах, соблюдение религиозных законов и обычаев.
С начала 1990-х годов начинают возрождаться дискуссии о повышении роли религии в обществе во всем мире. Ученные предлагали различные аргументы относительно причин такого возрождения. С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций»49 предлагает новую на тот момент «цивилизационную модель», в которой он предполагает, что в современном мире источником конфликта будет не идеология с экономикой, а культура.
Почему, по мнению Хантингтона, «столкновение цивилизаций» неизбежно? Во-первых, все цивилизации имеют разную культуру, и что более важно - религию. Поэтому люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношение между богом и человеком, государством и гражданином, индивидом и группой и т.д. Эти различия более фундаментальны, чем между политическими режимами или идеологиями. Во-вторых, в условиях взаимодействия между народами усиливается цивилизационное самосознание. В-третьих, во всем мире процессы
48
экономической миграции размывают идентификацию людей со своим местом жительства, в это же время роль нации-государства как источника идентификации ослабевает. Поэтому образовавшиеся лакуны в основном будут заполняться религиями, и, что вероятно, в форме фундаменталистских движений. Возрождение религии создает основу для идентификации и сопричастности с обществом. В-четвертых, все чаще во многих незападных странах происходит девестернизация элит и их возврат к своим корням. Но в то же время среди западных стран, в основном американские обычаи набирают широкую популярность. В-пятых, по утверждению Хантингтона, культурные обычаи менее подвержены изменениям, нежели экономические или политические. Поэтому их сложнее разрешить или прийти к компромиссу. Последний аргумент автор связывает с усилением экономического регионализма. С одной стороны - это укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации, с другой - экономический регионализм может быть успешным только в том случае, если он коренится к общности цивилизации.
Концепция о столкновениях цивилизаций С. Хантингтона, вызвала бурную дискуссию среди ученых и политиков, которые подвергали критике различные аспекты модели, от утверждения, что главными действующими лицами на международной арене все-таки являются нации-государства, до утверждения обратной связи о том, что не цивилизации контролируют государства, а наоборот. Тем не менее, многие критики соглашались с существованием и противостоянием цивилизаций.
По мнению американского исследователя Энтони Гилла, серьезное упущение сторонников теории секуляризации заключается в двух причинах50. Во-первых, учитывая, с какой степенью религиозные верования и организации укоренились почти в каждой стране, игнорирование
религиозного фактора означает упущение потенциально важной переменной в объяснении политики. Автор приводит пример иранской революции 1979 г., когда наблюдатели были застигнуты врасплох мобилизацией потенциала ислама, когда казалось, что страна переживает стремительную модернизацию. Другой пример падения коммунизма в Польше, в котором ключевую роль сыграла католическая церковь. В таких странах как Алжир, Индия, Филиппины, Югославия религиозные мотивы накладываются на политические конфликты с насильственным уклоном. Энтони Гилл не сомневается, что религия играет ощутимую роль в сфере политики по всему миру. Во-вторых, религиозные движения показали хорошую способность мобилизовать коллективные действия, в том числе политические протесты.
Другие весомые аргументы в пользу ошибочных представлений сторонников теории секуляризации можно встретить в работе «Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide» известных зарубежных исследователей П. Норрис и Р. Инглхарта 51. Авторы показывают, что процесс секуляризации - размывание (erosion) религиозных практик, ценностей и убеждений произошел наиболее четко в более процветающих социальных секторах, в богатых и безопасных постиндустриальных нациях. Книга показывает, что население практически всех индустриальных стран на протяжении последних пятидесяти лет двигалось к формированию более светского общества. Но, несмотря на это, в мире в целом сейчас больше людей с религиозными взглядами, чем когда-либо. И они составляют растущую часть населения в мире.
Модель ученых заключается в следующем: 1) общества получают больше безопасности в процессе современного развития, но этот процесс может быть приостановлен даже в богатых странах, при возникновении стихийных бедствий, военных конфликтов или крупных рецессий в
экономике; 2) отличительные мировоззрения, которые изначально были связаны религиозными отличиями, сформировали культуру каждой нации устойчивым образом, сейчас данные ценности передаются гражданам, даже если они никогда не посещали церковь.
П. Норрис и Р. Инглхарт в своей работе исследуют такие гипотезы как:
1) В менее безопасных обществах спрос на религию будет расти, в то время как в безопасных обществах спрос будет снижаться;
2) Если секуляризация произошла в странах с преобладающим наследием протестантизма или католицизма, которые оставили отчетливый отпечаток на современных моральных убеждениях, то в таких странах влияние религии исчезнет больше всего;
3) Снижение религиозных ценностей в постиндустриальных обществах подрывают регулярное участие в религиозной практике.
Используя обширные данные Всемирного исследования ценностей (World Value Survey), П. Норрис и Р. Инглхарт пытаются объяснить это развитие, выдвигая тезис «экзистенциальной безопасности»: опыт людей, живущих в слабых и уязвимых обществах, повышает значение религиозных ценностей, тогда как опыт людей в богатых и безопасных общества уменьшают его. Авторы прогнозируют, что этот «расширяющийся разрыв» между священными и светскими обществами будет иметь серьезные последствия для мировой политики, но они не предлагают конкретных догадок о том, что должно произойти.
Среди критиков теории секуляризации также встречались европейские исследователи. В октябре 2001 г. после теракта 11 сентября в Нью-Йорке немецкий философ Юрген Хабермас сделал громкое публичное обращение, в котором объявил, что мир вступил в постсекулярный век. Он не имел в виду, что мир вернулся в предсекулярную (presecular) эпоху, когда безверие было бы невозможно, а в те реалии, когда религия воссоединилась с
рациональностью . В постсекулярную эпоху будет возможно сосуществование светских и религиозных мировоззрений, и даже вступать в
53
диалог друг с другом .
Суммируя аргументы, имеющиеся в литературе, объясняющие причины отказа от теории секуляризации, их можно разделить на пять категорий, которые Дж. Фокс указывает в своей работе54:
1. Сторонники теории секуляризации не приняли во внимание, что религия - это динамичная социальная сила, способная развиваться. Что и произошло под давлением современности. Религия развивалась и трансформировалась. Большая часть литературы объясняет рост религиозного фундаментализма, представляя этот процесс как реакцию против современности, но на деле, религиозные группы адаптируются к современности и используют развитые технологии для своих целей.
2. Светская современность провалилась, особенно в странах третьего мира. Светские идеологии, поддерживаемые правительством, не смогли обеспечить экономическое процветание и социальную справедливость. Кризис легитимности создал вакуум власти, которую заполняет религия. Кроме того, объясняет Дж. Фокс, эти светские идеологии предназначались для заполнения социальных функций религии, поэтому на данный момент религия является их естественной заменой.
3. Секуляризация была всегда процессом, основанном на действиях элит, которые никогда не были полностью приняты массами.
4. В четвертом пункте Дж. Фокс ссылается на утверждения С. Хантингтона, который утверждал, что окончание холодной войны
52
Altinordu A., Gorski P. S. After Secularization? //Annual Review of Sociology. -2008. - T. 34. - C. 56
53 ... .
Habermas J. Religion in the public sphere //European journal of philosophy. - 2006. - T. 14. - №. 1. - C. 1-25.
способствовало обозначению религии в мире как международной силы, изменяющую парадигму. В холодной войне господствовало столкновение между светскими западными идеологиями. В эпоху после окончания холодной войны новые группировки, называемые цивилизациями, стали основой международных конфликтов и политики. Список цивилизаций С. Хантингтона основан в первую очередь на религии.
5. Последний аргумент гласит, что религия никуда не уходила. Она всегда была мощной доминирующей силой. По оценкам на 2014 год, которые основаны на данных Всемирного исследования ценностей (^УБ), охватывающего более двух трети населения мира, показывает, что 53% людей в мире считают себя религиозными (если исключить Китай из анализа, он увеличивается до 71%).
1.2. Концептуализация религии и политики
Каким образом исследователи определяют влияние религии на политику? Какие методы используют для ответа на вопрос, существует ли взаимосвязь между религиозными и политическими предпочтениями? Пионерами изучения религиозного фактора в электоральных исследованиях были ученые из США. В то время, когда европейские ученые отодвинули религию на второй план, руководствуясь теорией секуляризации, исследователи американских выборов находили доказательства влияния религии на электоральное поведение избирателей. В исследованиях прослеживалось образование той или иной манеры поведения на голосованиях.
На данный момент мы имеем большой массив информации и дискуссий на тему взаимосвязи религии и политики. Дж. Манза и К. Брукс55
суммировали основные выводы в существующей литературе в четырех тезисах:
1) Общее влияние религии на среднего избирателя в США на президентских выборах уменьшается.
2) Конфессиональные консервативные протестанты отказались от поддержки Демократической партии, перейдя на сторону Республиканцев. Уровень участия в президентских выборах повышается, в ответ на поощрения от консервативной политической фракции Христианское право (Christian right).
3) Католические избиратели отошли от традиционной поддержки Демократической партии к более нейтральной позиции. Этот сдвиг во многом объясняется ростом экономического достатка католиков.
4) Основные (mainline) или либеральные протестанты перешли от решительной поддержки Республиканской партии в сторону более нейтральной позиции.
В своей работе авторы проводят систематическую проверку четырех упомянутых тезисов, чтобы найти подходящую концепцию религиозного политического размежевания. Они различают разные типы религиозных идентификаций: либеральные протестанты, умеренные протестанты, консервативные протестанты, католики, иудеи, другие религии, и нерелигиозных избирателей. Исследователи находят доказательства изменений в общем религиозном политическом размежевании и политическом поведении исследуемых групп, используя электоральные данные, а также индивидуальные опросы на выборах. Как показало исследование, религиозный фактор все еще играет значительную роль, но на протяжении президентских выборов с 1960 по 2012 его значение снижается. Одним из важных факторов является изменение поведения голосования среди либеральных протестантов, которые стали меньше поддерживать
кандидатов от Республиканской партии, их взгляды на социальные вопросы стали либеральными.
Еще один исследователь Дж. Лэйман не находит доказательств уменьшения влияния религии на электоральное поведение у американских избирателей в тот же период времени. В своей работе «Религия и политическое поведение в Соединенных Штатах: Влияние убеждений, принадлежности, и приверженности с 1980 по 1994 год»56 автор проверяет гипотезу, в которой утверждает, что политическое влияние доктринальной ортодоксальности, религиозных взглядов, а также протестантской ортодоксальности растет и становится больше, чем у традиционных религий между католиками и протестантами, христианами и иудеями. В данном исследовании впервые рассматривается временное изменение политического влияния религиозной ортодоксальности, до этого исследователи в основном использовали данные в разрезе (cross-sectional data). Анализируя данные президентских выборов и религиозных опросов с 1980 по 1994, автор приходит к выводу, что исторические различия в аффилиациях католиков, протестантов и евреев все еще сохраняются. Католики отдают больше голосов за республиканцев, чем протестанты, и евреи больше голосуют за демократов, чем христиане.
Если некоторые исследователи отмечают уменьшение влияние фактора религии с 1960-х до конца 1990-х, то в начале нового столетия между учеными не возникало споров о возрастании влияния религиозности на политическое поведение избирателей в США. На президентских выборах в 2004 г. исследователи отмечают увеличение влияния фактора религии. Дж.
57
Гут в своей работе «Влияние религии на президентских выборах в 2004 г.»57
56 Layman G. C. Religion and political behavior in the United States: The impact of beliefs, affiliations, and commitment from 1980 to 1994 //Public Opinion Quarterly. - 1997. - С. 288-316.
57
показывает, что религиозные группы демонстрируют особые политические приоритеты, своим отношением к роли религии на выборах, которая стоит наиболее важным приоритетом в избирательной компании и определяет качество выступлений президента Буша. Анализ показывает, что корректное сортирование избирателей по их религии помогает понять современные электоральные предпочтения. Результаты голосования за Республиканскую партию зависели от евангелистских протестантов, мормонов (Latter-day Saints) и представителей всех традиционных религий. Демократы традиционно представились как партия религиозных меньшинств, но их результаты зависели главным образом от светских граждан, чем когда-либо прежде.
58
Согласно исследователям Дж. МакТейг и Дж. Лейман в литературе существует две основные модели взаимосвязи религии и политики -этнорелигиозная (ethnoreligious) и теологическая модель реструктуризации (theological restructuring model). Этнорелигиозная модель применяет взгляд Э. Дюркгейма на религию, в первую очередь рассматривает ее как феномен социальной группы. Здесь подчеркивается религиозная принадлежность, которая связана с другими культурными факторами на уровне группы, такими как этническая принадлежность, раса и регион. Роль религиозного верования и поведения в основном заключается в укреплении религиозных традиций, создавая при этом уникальные наборы отличительных ценностей среди приверженцев. В результате сплоченность внутри религиозной группы и различия между религиозными традициями создают возможность для политиков использовать религию в своих целях, как отмечают авторы.
Согласно модели реструктуризации, по словам авторов, новый религиозный разрыв определяется не религиозной принадлежностью, а убеждениями и поведением, и заставляет людей присоединяться к
58
традиционалистским религиозным убеждениям, для участия в традиционных религиозных обрядах против тех, кто придерживается модернистских убеждений, и имеют ограниченную причастность к традиционным формам поклонения.
Как мы видим, вопрос влияния религии на политические предпочтения избирателей является очень важным предметом изучения уже на протяжении многих десятилетий. Исследователи выборов в США находят доказательства того, каким образом различные конфессии могут сыграть решающую роль в политическом выборе. Исследования показывают, что в течение многих электоральных циклов, мы наблюдаем определенные закономерности поведения избирателей: католики больше голосуют за республиканцев, чем протестанты, а евреи дают больше голосов за демократов, чем христиане. данная зависимость увеличивается, когда в модель добавляются представители современных конфессий, которые были отделены от традиционных.
Описанные модели взаимодействия религии и политики, основанные на опыте США, не являются универсальными. Применение объяснительных моделей к европейским странам не является возможным, в связи с большими отличиями в государственно-конфессиональных отношениях. Европейский опыт больше вписывается в концепцию размежеваний, которая была сформулирована С. Липсетом и С. Рокканом.
Теория социальных размежеваний. Данная теория была создана в конце 1960-х гг. для объяснения партийных предпочтений избирателей. С. Липсет и С. Роккан считали, что без анализа различий в специфике образования партий, и предлагаемых ими альтернатив до и после расширения избирательного права невозможно объяснить электоральные предпочтения59.
Авторы рассматривали первые шаги на пути возникновения конкурентной политической системы и институционализацию всеобщих выборов. Далее, они рассматривали противостояния и размежевания, которые привели к установлению массовых организаций, и только после рассмотрения исторических альтернатив авторы исследовали факторы, которые сформировали предпочтения избирателей.
В классическом варианте теории расколов исследователи отмечают такие признаки социальных размежеваний как60:
- социальное размежевание есть структурный конфликт между социальными группами; при этом один и тот же индивид не «привязан» к какой-то одной группе, а «существует» сразу в нескольких расколах;
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции2011 год, доктор политических наук Мчедлова, Мария Мирановна
Электоральное пространство Калининградской области в системе социально-политических отношений2017 год, кандидат наук Кришталь Михаил Игоревич
Динамика электорального поведения в новых демократиях: Сравнительное исследование2000 год, кандидат политических наук Шевченко, Юлия Дмитриевна
Электроральное поведение избирателей Республики Адыгея: закономерности и тенденции развития2010 год, кандидат политических наук Хацац, Фатима Зауркановна
Гражданская религия как предмет религиоведческого исследования2022 год, кандидат наук Егоров Владимир Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ухватова Мария Васильевна, 2020 год
Электронные источники:
1) Администрация Липецкой области. Религиозные конфессии. URL: <http://admlip.ru/social/obshchestvo/religioznye-konfessii/> (Дата обращения: 12.02.2020)
2) Атака на женское тело // Новая газета URL <https: //www.novayagazeta.ru/articles/2016/10/01/70043-ataka-na-zhenskoe-telo > (Дата обращения: 12.09.2019)
3) Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации // электронный ресурс <www.sreda.org/arena> (Дата обращения: 15.08.2016)
4) В РПЦ предложили депутатам запретить аборты // РБК URL: <http://www.rbc.ru/politics/17/05/2017/591c587b9a79474a7e686e06>^ ата обращения: 15.08.2018)
5) Воцерковленность православных // ФОМ // URL: https://fom.ru/TSennosti/11587 (Дата обращения: 18.04.2020)
6) Всероссийская перепись населения 2010 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612 .htm (дата обращения 20.08.2017)
7) В Липецке прошел крестный ход «За трезвость!» URL: <https://gorod48.ru/news/1882416/> (дата обращения 20.02.2020)
8) В Липецкой области прошёл флешмоб против абортов. URL: < https://gorod48.ru/news/459538> (дата обращения 20.02.2020)
9) Гей скандал в Тамбове. URL: < https://www.spb.kp.ru/daily/24098/325985/> (дата обращения 20.02.2020)
10) Гинеколог из Липецка получила награду за отказы от абортов. URL: <https://gorod48.ru/news/1885694/> (дата обращения 20.02.2020)
11) Гражданская война URL: http://www.dvil-war.net/pages/1860_census.html (дата обращения 20.08.2017)
12) Десять шагов к достойной жизни. Предвыборная программа КПРФ // URL:
<https://kprf.ru/party-live/cknews/157005.html> (Дата обращении: 12.09.2019)
13) Диагностика ВИЧ-инфекции в США и зависимых районах https://www.cdc.gov/hiv/pdf/library/reports/surveillance/cdc-hiv-surveillance-report-2015-vol-27.pdf
14) Женщин в Липецкой области отговаривают от абортов. URL: <http://www.lipetskmedia.ru/news/view/47044-Zhyenshin_v_Lipyetskoii.html> (дата обращения 20.02.2020)
15) Информационный портал здравоохранения Липецкой области. Подписание Соглашения о сотрудничестве между управлением здравоохранения Липецкой области и Липецкой митрополией Русской православной церкви Московского патриархата URL: < http://uzalo48.lipetsk.ru/node/10462 > (Дата обращении: 12.02.2020)
16) Информационный портал Министерства юстиции РФ. О деятельности некоммерческих организаций. URL: <http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx> (Дата обращения: 12.02.2020)
17) Исследовательский центр пью URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/02/29/how-religious-is-your-state/?state=alabama (дата обращения 20.06.2017)
18) Национальный центр статистики здравоохранения https://www.cdc.gov/nchs/index.htm ; (Дата обращения: 12.09.2019)
19) Новый Тамбов. В храмах Тамбовской области собирают подписи против абортов. URL: <https://newtambov.ru/news/v-hramah-tambovskoj -oblasti-sobirayut-podpisi-protiv-abortov/> (Дата обращения: 12.02.2020)
20) Новый Тамбов. «Мы за год спасли 644 жизни». URL: <https://newtambov.ru/news/my-za-god-spasli-644-zhizni/> (Дата обращения: 12.02.2020)
21) Общественный научно-исследовательский институт религии https://www.prri.org/ (Дата обращения: 12.09.2019)
22) Официальный сайт Московского Патриархата. URL: <http://www.patriarchia.ru/db/text/276578.html> (дата обращения 20.02.2020)
23) Очередной "голубой" скандал в Тамбове. URL: <https://www.newsru.com/russia/28jul2008/gubervsgeys.html> (дата обращения 20.02.2020)
24) Перестройка наделила Церковь правами, а обязанностями не успела // Новая газета. URL: < http://www.ng.ru/ng religii/2015-06-03/1 _perestroika.html> (Дата обращения: 12.09.2019)
25) Полный исторический атлас России. Отв. ред. К.А. Залесский — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 224 с.
26) Почему Юг более жесток, чем остальная Америка? // Business insider URL: http://www.businessinsider.com/south-has-more-violent-crime-fbi-statistics-show-2013-9 (Дата обращения 02.09.2019)
27) Предвыборная программа партии Справедливая Россия // URL: <http://www.spravedlivo.ru/5_76349.html> (Дата обращения: 12.09.2019)
28) Предвыборная программа партии Патриоты России // URL: <https://patriot-rus.ru/dokumentyi/programma.html> (Дата обращения: 12.09.2019)
29) Предвыборная программа партии «ЯБЛОКО» «Уважение к человеку», 2016 год // URL:
<https://www.yabloko.ru/program> (Дата обращения: 12.09.2019)
30) Программа ПП КР // URL: <http://komros.info/about/programma/> (Дата обращения: 12.09.2019)
31) Предвыборная программа партии «Родина»: альтернатива для народа России // электронный ресурс URL:
<http: //www.rodina.ru/partiya/votes/programma-partii-RODINA-Alternativa-dlya-naroda-Rossii?congress=votes> (Дата обращения: 12.09.2019)
32) Предвыборная программа Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва // URL: электронный ресурс URL: <http://er.ru/party/program/> (Дата обращения: 12.09.2019)
33) Программа ЛДПР // URL: <https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/> (Дата обращения: 12.09.2019)
34) Программа партии Парнас // URL:
35) <https://parnasparty.ru/party/program> (Дата обращения: 12.09.2019)
36) Предвыборная программа Российской экологической партии «Зелёные» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва 18 сентября 2016 года // URL: <http://greenparty.ru/news/1165/> (Дата обращения: 12.09.2019)
37) Программа общественной организации всероссийская политическая партия «Гражданская сила» // URL:
38) <http://to31 .minjust.ru/ru/press/news/programma-obshchestvennoy-organizacii-vserossiyskaya-politicheskaya-partiya-grazhdanskaya>
39) Программа Политической партии «Гражданская Платформа» // URL: <http://xn--80aaag6azbdefu3lf.xn--p1ai/3363> (Дата обращения: 12.09.2019)
40) Программа партии Партия роста URL: <https: //ro st.ru/page/predvybornaya-programma-partii> (Дата обращения: 12.09.2019)
41) Предвыборная программа партии "Родина: альтернатива для народа России // URL: <http://www.rodina.ru/partiya/votes/programma-partii-RODINA-Alternativa-dlya-naroda-Rossii?congress=votes> (Дата обращения: 12.09.2019)
42) РИА Рейтинг. Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2019. URL: <https://riarating.ru/infografika/20190604/630126280.html> (Дата обращения: 10.02.2020)
43) РИА Рейтинг. Рейтинг российских регионов по качеству жизни -2019. URL: <https://ria.ru/20200217/1564483827.html> (Дата обращения: 10.02.2020)
44) Росстат. URL: <https://www.gks.ru/> (Дата обращения: 10.09.2019)
45) Тамбовские епархиальные ведомости . №3. 2012. URL: <https: //www.eparhia-tmb .ru/wp-content/uploads/2017/09/03-2012_%D0%92%D0%95%D0%91 .pdf> (Дата обращения: 10.02.2020)
46) Тамбовская митрополия. Официальный сайт // История Тамбовской епархии. URL: <https://www.eparhia-tmb.ru/index.php/istoriya/> (Дата обращения: 10.02.2020)
47) Тамбовские епархиальные ведомости. №11. 2011. URL: <https: //www.eparhia-tmb .ru/wp-content/uploads/2018/08/11-2011.pdf> (Дата обращения: 10.02.2020)
48) Тамбовские епархиальные ведомости. №2. 2008. URL: <https://www.eparhia-tmb.ru/wp-content/uploads/2019/02/02-2008.pdf> (Дата обращения: 10.02.2020)
49) Тамбовская митрополия. Официальный сайт // История Тамбовской епархии. URL: <https://www.eparhia-tmb.ru/index.php/istoriya/> (Дата обращения: 10.02.2020)
50) Тамбовские власти готовятся к реституции URL:<https://www.kommersant.ru/doc/3447976?from=doc_vrez> (Дата обращения: 10.02.2020)
51) ФБР https://www.fbi.gov/ (Дата обращения: 12.09.2019)
52) СОВА. Информационно-аналитический центр. Выдержки из правовых актов, регулирующих отношения в области реализации религиозных прав и свобод // URL:<https://www.sova-
center.ru/religion/publications/state-confessional/2004/03/d1977/> (Дата обращения: 12.02.2020)
53) СОВА. Информационно-аналитический центр. В Тамбовской области молодоженов пытались отговорить регистрировать брак в страстную субботу // URL: <https://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/protection/2016/01/d33688/> (Дата обращения: 12.02.2020)
54) СОВА. Информационно-аналитический центр // Подписано соглашение о сотрудничестве между Управлением здравоохранения Тамбовской области и православной епархией. URL: <https: //www.sova-
center.ru/religion/news/authorities/agreement/2011/01/d20679/> (Дата обращения: 12.02.2020)
55) СОВА. Информационно-аналитический центр. Русская православная церковь претендует на несколько школ, недостроенный ресторан и жилые дома в Тамбове. URL: <https: //www.sova-
center.ru/religion/news/authorities/protection/2017/10/d3 8133/> (Дата обращения: 12.02.2020)
56) СОВА. Информационно-аналитический центр. Тамбовская епархия и областное управление труда и социального развития договорились о сотрудничестве. URL: <https://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/agreement/2011/01/d20680/> (Дата обращения: 12.02.2020)
57) «Церковь и медицина: здоровье нации и современная демографическая ситуация». URL: <http://www.patriarchia.ru/db/text/276578.html>; Межрайонная духовно-медицинская конференция «Взаимодействие Церкви и
медицины». URL: <https://mospat.ru/archive/2008/08/42121/> (Дата обращения: 12.09.2019)
58) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" // Российская газета URL: < https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html > (Дата обращения: 12.02.2020)
59) Статья № 685. Постановление Народного Комиссариата Юстиции. О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция) // URL: <http://istmat.info/node/31038>
60) Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/po pulation/demography/# (дата обращения 20.06.2017)
61) Храмы России // Реестр храмов России. URL: <http://www.temples.ru/tree.php> (Дата обращения: 12.09. 2016)
62) ЦИК РФ // электронный ресурс <http://www.cikrf.ru/> (Дата обращения: 03.04. 2016)
Политиче Экономи Элита Населе Лица с
ская ческая СМИ ние в высшим
элита элита целом образов анием
Считают для себя 9 5 9 11 9
религию
очень важной
... совершенно не 22 30 22 25 20
важной
Верят в Бога 38 32 46 59 52
Не верят в Бога 39 50 32 27 30
Верят в существование 11 13 13 26 23
ада
Считают себя 27 25 38 40 36
... колеблющимися 23 23 22 30 31
.неверующими 32 35 31 22 20
.атеистами 9 8 5 5 8
Бывают в церкви раз в 1 1 2 3 2
неделю
... раз в месяц 6 4 7 4 4
... несколько раз в год 28 17 30 19 25
.. раз в год 8 17 8 11 14
.. реже, чем раз в год 24 22 25 18 21
... никогда не бывают 33 40 27 45 34
Часто молятся 4 6 12 15 15
Никогда не молятся 47 53 33 44 36
Источник: Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие //Религия в массовом сознании постсоветской России. М.: Летний сад. - 2000.
Таблица 2.1. Корреляционный анализ «Православного пояса и голосование за партию власти в 2011-16 »
Путин ЕР Правосла
(2012) ЕР (2011) (2016) вие Фактор 1 Фактор 2
Путин (2012) 1 0,817** 0,714** 0,198+ 0,017 0,225+
ЕР (2011) 0,817** 1 0,769** 0,283* 0,088 0,346**
ЕР (2016) 0,714** 0,769** 1 0,498** -0,043 0,518*
Путин (2018) 0,228+ 0,229+ 0,496** 0,358** -0,096 0,275*
Православие 0,198+ 0,283* 0,498** 1 -0,077 0,883**
Фактор 1 0,017 0,088 -0,043 -0,077 1 0
Фактор 2 0,225+ 0,346** 0,518* 0,883** 0 1
N 72 72 72 72 72 72
Таблица 2.2. Корреляционный анализ «Православного пояса и голосование за партию власти в 2011 г.» с добавлением социально-экономических переменных.
Путин (2012) ЕР (2011) Фактор «Обряд овые верую щие» Правосл авие Доход (2011) Село (2011) Русски е (2010) Безработ ица (2011)
Путин (2012) 1 0,817** 0,225+ 0,198+ 0,028 0,210+ 0,396** 0,027
ЕР (2011) 0,817** 1 0,346** 0,283* 0,032 0,273* 0,417** -0,030
Фактор «Обрядо вые верующ ие» 0,225+ 0,346** 1 0,883** -0,189 0,176 -0,092 -0,394**
Правосл авие ,198+ 0,283* 0,883** 1 -0,149 0,111 0,028 0,448**
Город -,256* -,310**
Доход (2011) 0,028 0,032 -0,189 -0,149 1 -0,605** -0,041 -0,344**
Село (2011) 0,210+ 0,273* 0,176 0,111 -0,605** 1 -0,252* 0,410**
Русские (2010) -0,396** -0,417** -0,092 0,028 -0,041 -0,252* 1 -0,229+
Безработ ица (2011) 0,027 -0,030 0,394** 0,448** -0,344** 0,410** -0,229+ 1
Количес тво храмов -,261* -,289* ,149 ,238* -,278* -,039 ,236* -,254*
N 72 72 72 72 72 72 72 72
Таблица 2.3. Корреляционный анализ «Православного пояса и голосование за партию власти в 2016 г.» с добавлением социально-экономических переменных.
ЕР (2016) Фактор «Обрядо вые верующ ие» Город Доход (лог) Русски е ВРП (лог) Правос лавие
ЕР (2016) 1 ,518** -,235* -,134 -,199 -,144 ,498**
Фактор «Обрядов ые верующи е» ,518** 1 -,182 -,106 -,092 -,224 ,883**
Город -,235* -,182 1 ,584** ,263* ,561** -,090
Доход (лог) -,134 -,106 ,584** 1 ,099 ,843** -,078
Русские -,199 -,092 ,263* ,099 1 -,048 ,028
ВРП (лог) -,144 -,224 ,561** ,843** -,048 1 -,189
Правосла вие ,498** ,883** -,090 -,078 ,028 -,189 1
Безработ ица -,096 -,157 -,081 -,154 -,095 -,098 -,236*
Количеств о храмов -,100 ,126 ,051 -,173 ,326* -,254* ,238*
N 72 72 72 72 72 72 72
Еврейская автономная область Магаданская область Хабаровский край Ре с публика Саха (Якутия) Томская область Новосибирская область Иркутская область Алтайский край Республика Тыва Республика Алтай Ханты-Мансийский автономный округ Тюменская область Курганская область Ульяновская область Самарская область Оренбургская область Кировская область Удмуртская Республика Республика Мордовия Республика Башкортостан Республика Северная Осетия-Алания Кабардино-Балкарская Республика Ростовская область Астраханская область Республика Калмыкия город Санкт-Петербург Новгородская область Ленинградская область Вологодская область Республика Коми город Москва Тульская область Тамбовская область Рязанская область Московская область Курская область Калужская область Воронежская область Брянская область Население в целом
I не верю в Бога
I исповедую христианство, но не считаю себя ни православным, ни католиком, ни протестантом
верю в Бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую
I исповедую православие и принадлежу к Русской православной церкви
20
40
60
80
100
0
Камчатский край Еврейская автономная область Сахалинская область Магаданская область Амурская область Хабаровский край Приморский край Республика Саха (Якутия) Забайкальский край Томская область Омская область Новосибирская область Кемеровская область Иркутская область Красноярский край Алтайский край Республика Хакасия Республика Тыва Республика Бурятия Республика Алтай Ямало-Ненецкий автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Тюменская область Свердловская область Курганская область Пермский край Ульяновская область Саратовская область Самарская область Пензенская область Оренбургская область Н ижегородская область Кировская область Чувашская Республика Удмуртская Республика Республика Татарстан Республика Мордовия Республика Марий Эл Республика Башкортостан Ставропольский край Республика Северная Осетия-Алания Карачаево-Черкесская Республика Кабардино-Балкарская Республика Республика Дагестан Ростовская область Волгоградская область Астраханская область Краснодарский край Республика Калмыкия Республика Адыгея город Санкт-Петербург Псковская область Новгородская область Мурманская область Ленинградская область Калининградская область Вологодская область Архангельская область Республика Коми Республика Карелия город Москва Ярославская область Тульская область Тверская область Тамбовская область Смоленская область Рязанская область Орловская область Московская область Липецкая область Курская область Костромская область Калужская область Ивановская область Воронежская область Владимирская область Брянская область Белгородская область Население в целом
я по возможности соблюдаю все религиозные предписания (в соответствии с моим вероисповеданием)
религия играет важную роль в моей жизни
—I-1-1-1-1-1-1-1-1-1
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
0
Алтайский край
Курганская область
■■
Самарская область
Кировская область
Республика Мордовия
Республика Северная Осетия-Алания -
-
Ростовская область
Вологодская область
Республика Коми
город Москва _
Рязанская область
Московская область
Курская область _
Население в целом
С 1С 2С 3С 4С 5С 6С
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.