Религиозный фактор в эволюции политической системы США: XVII-начало XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Ефременко, Наталья Владимировна

  • Ефременко, Наталья Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 200
Ефременко, Наталья Владимировна. Религиозный фактор в эволюции политической системы США: XVII-начало XXI вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Владивосток. 2005. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ефременко, Наталья Владимировна

Введение. С. 3

Глава I. Взаимодействие религии и политики: теоретико-методологический аспект. С. 29

1.1 Религия и полигика в общественной жизни. С. 29

1.2 Место и роль христианства в формировании политических институтов западного общества. С. 58-

Глава II. Религиозный фактор в истории американской политической системы. С. 76

2.1 Религиозные истоки американской политической жизни (XVII - конец XIX вв.). С. 76

2.2 Место и роль религии в политической традиции Соединенных Штатов Америки (1900 - 1995 гг.) С. 101-

Глава Ш. Религия в политической жизни США на современном этапе (1995 -2000-е гг.). С. 123

3.1. Религиозный фактор в современной политической культуре и сознании американских граждан (1995 - 2004 гг.). С. 124

3.2. Влияние религиозного фактора на электоральный процесс в США (на примере выборов 2000 и 2004 гг.). С. 139-162 Заключение. С. 167-177 Список использованных источников и литературы. С. 178-192 Приложение 1. С. 193

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный фактор в эволюции политической системы США: XVII-начало XXI вв.»

Актуальность темы. Процесс взаимодействия религии и политики имеет место в каждом обществе, однако различается по степени влияния этих феноменов друг на друга. В этом контексте взаимодействия религии и политики Соединенные Штаты Америки - уникальная страна Нигде в мире нет больше такого сочетания религиозного и политического компонентов. Само американское государство возникло в значительной мере по религиозным причинам, религиозные движения без малого четырех столетий определяли пути развития страны. Гарри Уилле отмечал: «Религия лежала в основе наших крупнейших политических кризисов.»1. А значит, религия Соединенных Штатов Америки всегда была тесно связана с политикой. Такое положение было предопределено еще в период зарождения политической системы США и продолжало формироваться на протяжении всей истории этой страны.

По всем признакам американцы гораздо более религиозны, нежели население любой другой промышленно развитой страны. Более того, на сегодняшний момент наблюдается увеличение и без того высокого процента религиозности среди населения США. Эта тенденция, зародившись еще в XVII веке, по прежнему оказывает сильное влияние на политическую жизнь американцев, что нельзя не учитывать при изучении данного феномена.

Президентские выборы 2004 года в Соединенных Штатах Америки продемонстрировали, что религиозный компонент, вмешиваясь в политическую деятельность, способен серьезно повлиять на результаты предвыборной гонки как через открытые призывы религиозных лидеров, так и через скрытые механизмы, воздействуя на мировоззрение электората.

Религиозность лидера (видимая или действительная) на протяжении всей истории соединенных Штатов Америки накладывала отпечаток не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику. Даже в настоящее время эта традиция продолжает поддерживаться. Например, Джордж Буш, как известно, аборты не поощряет2 как противоречащие христианским заповедям и ратует за принятие крайне строго по этому поводу законодательства.

Сама религиозность в обществе имеет глубокие корни, так как практически все сферы человеческой деятельности (культура, политика, семья и т.д.) формируются на основе человеческого поведения, которое базируется на трех элементах - умения, навыки и мировоззрение, отражающих, в свою очередь, базовые человеческие потребности - личные, общественные и жажду преобразований. Сочетание этих трех элементов вырабатывает те общественные устои, в рамках которых и существует то или иное общество. Учитывая, что преобразующее начало ярче всего реализуется в религии, то становится очевидно, что структура большинства современных сообществ основана в том числе и на вероучениях. Лишь ненадолго религия уступила эту свою роль социальным учениям, которые, по своей сути, являются эрзац-религией, то есть содержат в себе все элементы вероучений, подменяя лишь названия, оставаясь по сути такой же религией3.

Наглядным подтверждением тезиса о возрастающей роли религии как фактора политической жизни на современном этапе является ислам, в том числе и агрессивный. Множество террористических организаций борются за "установление исламского миропорядка". Даже у человека, далекого от религии и не считающего себя представителем "иудео-христианской цивилизации", это вызывает отторжение и желание настаивать на «своих» религиозных ценностях. Более того, на фоне подобных заявлений псевдорелигиозная риторика политических деятелей воспринимается как должное4.

С другой стороны, исследователи5 и сами американцы признают, что религия для большинства населения Америки стала лишь внешним атрибутом, неким символом, за которым скрываются вполне светские представления о морали, нравственности, добродетели.

Еще Макс Лернер задавался вопросами: «Является ли Америка религиозной культурой, созданной людьми, добившимися свободы вероисповедания, но не переставшими носить Бога в душе и тогда, когда их церковь получила официальный статус? Или же это светская культура, где церковь «стеной» отделена от государства и где религия имеет лишь побочное значение в повседневной жизни людей?»6. Еще дальше пошел Патрик Бьюкенен, который утверждал о полной «дерелигиозности» американской нации7.

Поскольку политическая модель развития Соединенных Штатов Америки принята во многих странах мира, более того, она перекидывается на мировое сообщество, ответ на этот вопрос позволит в мировой политике избежать этноконфессиональных конфликтов, ускорить сближение Запада и Востока, обеспечить более точное прогнозирование развития международных отношений и улучшить их управление.

Естественно, что процесс взаимодействия религии и политики очень многогранен, поскольку эти два понятия сами по себе являются сложными общественными образованиями. Поэтому из всего многообразия соприкосновения религиозной и политической сферы, автор выбрал наиболее, на его взгляд, значимую сторону - влияние религии на политическую жизнь США в прошлом и настоящем.

Кроме того, автор разводит понятия религия и церковь, поскольку религия (лат. religio - благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ) - это одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. А церковь - (греч. киршко^ букв. - Божий Дом, Дом Господень) - это всего лишь объединение, организационная структура религии, ее важнейший инструмент, которым религия, однако, не ограничивается. В данной работе рассматриваются все проявления религиозности, включая церковную составляющую.

Целью диссертационного исследования является выяснение реальной картины соотношения религии и политики на протяжении всей политической истории Соединенных Штатов Америки.

Достижение этой цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

1. Исследовать религию в контексте ее социально-политических функций, в том числе выявить причины воздействия религии на политическую сферу общества;

2. Проанализировать механизм взаимодействия религии и политики;

3. Рассмотреть процесс формирования американского общества в контексте влияния на него религии;

4. Исследовать характер и уровень политической активности приверженцев разных конфессий в США и влияние религий как таковых на социальную активность граждан в различные исторические периоды;

5. Выявить и проанализировать религиозную составляющую политической жизни Соединенных Штатах в прошлом и настоящем;

6. Спрогнозировать перспективы развития политики в Соединенных Штатах Америки в рамках религиозного компонента.

Объект исследования - политическая история в Соединенных Штатах Америки в контексте религиозной детерминанты.

Предмет исследования - взаимодействие религии и политики в эволюции американского политического процесса. Выявление основных закономерностей и особенностей данного феномена невозможно без анализа религии как фактора формирования американского общества, равно как и фактора его политической жизни в прошлом и настоящем. В связи со спецификой историко-политического развития данного региона приоритет отдается в изучении именно христианства и основных его течений, представленных в США наиболее широко, - протестантства и католицизма. В данном исследовании не рассматриваются более мелкие деления на направления внутри крупных деноминаций, поскольку, по мнению автора, они не оказали серьезного влияния на развитие политической жизни США.

Теоретико-методологическая основа исследования религиозно-политической составляющей общественно-политической жизни любого общества, включая американское, является сочетание цивилизационного, антропологического и стадиального подходов. Избранная методология учитывает специфику изучаемого явления. В силу того, что сфера религиозно-политического мышления входит в предмет изучения практически всех общественных наук, полноценное исследование должно учитывать это.

В диссертационной работе широко применяются методы:

1. Сравнительный, который позволяет провести сопоставление влияния религиозного компонента на политический процесс в разных условиях.

2. Дескриптивный. Он позволяет восстановить фактическую сторону рассматриваемого феномена.

3. Историко-психологический. Особенно ценен при анализе поведения электората. Часто значительная часть избирателей голосует не сколько за программу, а за конкретного кандидата на основе его эмоционального восприятия (нравится или не нравится). Без политического психоанализа не обойтись при изучении процесса политической социализации, мотивов поведения.

4. Хронологический. Анализ взаимодействия религии и полигики через ретроспективу прошлого, настоящего и будущего.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента образования первых колоний на территории Северной Америки до ноября 2004 года (времени последних президентских выборов). Такой обширный временной промежуток выбран для того, что бы проследить генезис взаимного влияния религии и политики друг на друга и выявить в связи с тем истоки современного состояния.

Территориально-географические рамки - вся г территория Соединенных Штатов Америки, поскольку изучение лишь отдельных регионов не представляется целесообразным. Формирование политики под влиянием на нее религиозного сектора, приоритетное положение последнего среди прочих детерминант политической жизни наблюдается во всех штатах данного государства, что и определяет именно такие географические границы.

Историография. Отечественные исследователи не раз обращались к изучению отдельных аспектов политики или религии, но вместе эти два объекта оказывались в центре внимания достаточно редко. Можно выделить три периода изучения темы взаимодействия религии и политики: дореволюционный, советский и постсоветский.

Дореволюционные исследования отечественных авторов крайне немногочисленны и в них затронуты главным образом вопросы возможности влияния христианства на политику. Главным образом, эта тема была задана С.Н.Булгаковым8. Он писал: «. если существует государство, а стало быть, и политика, как факты нам данные и неустранимые человеческими силами, значит, надо так или иначе определить свое практическое отношение к этим фактам и форму своего активного воздействия на них. Христианство, как, впрочем, и всякая религия, притязающая на абсолютность, простирает область своих интересов и влияния на все сферы жизни. Для принципиального индифферентизма к политике и общественности не может быть никаких оправданий. Напротив, он является, во-первых, невыполнимым, во-вторых, явно противохристианским, приходя в противоречие с основным и центральным учением о богочеловечестве»9. Такое понимание проблемы сохранилось вплоть до XX века.

В советский период до середины XX века в социально-политические процессы и их взаимодействие с религией изучались недостаточно. Однако уже со второй половины XX века пришло осознание того, что понять политическую историю западных стран без изучения религиозной составляющей невозможно. Советская наука нашла ответ - появился термин «буржуазная религия», который объяснял функции религии - стоять на страже интересов господствующего класса. Так появились исследования «религии без религии»10. «Империалистическая буржуазия стремится всячески использовать религию для маскировки своей политики, враждебной интересам народных масс. Под флагом религии активно ведется антикоммунистическая пропаганда. На этом специализируются многочисленные империалистические центры, действующие в США, ФРГ, Италии, Франции и других капиталистических странах» - декларировала советская идеология11.

В отечественной литературе советского периода получили развитие два подхода. Первый, ортодоксальный, заключался в том, что религия признавалась слепым орудием для управления угнетенным классом со стороны капиталистического класса. К такого рода работам относятся исследования Л.Н.Великовича12, который делал акцент на капитализм. Собранный огромный фактологический материал трактовался совершенно однобоко - для доказательства использования буржуазией религии для маскировки своей политики, враждебной народным массам.

Этот же тезис в исторической ретроспективе выводит А.А. Кислова13, применяя его к общественно-политической жизни США в первой половине XIX века.

Определенный шаг в преодолении такого отношения к религии был сделан в работе Д.Е.Фурмана «Религия и социальные конфликты в США»14 (1981 г.). В этом исследовании показывается, как изначальные особенности религии в США влияют на политическое развитие этой страны. Однако, подробно разбирая секуляризационные процессы, Фурман Д.Е. ряд важных проблем оставляет вне рамок своей работы или затрагивает их только косвенно.

Второй, неортодоксальный, набравший силу в 1980-е годы, состоял в признании положительной роли религии в становлении американского государства и рассмотрении ее как самостоятельного фактора влияния на политическую жизнь Соединенных штатов. В рамках такого подхода

Ш.А.Богина15 справедливо указывала на роль пуританской этики в развитии американского общества.

Таким образом, до последнего десятилетия XX века академическая традиция оставалась не ясной и размытой. Отношение к религии, как к второстепенному элементу в политическом процессе являлось доминантным. Влияния религии на политику затрагивалось лишь косвенно. Однако в этот период был собран значительный фактический материал в отношении религий Соединенных Штатов Америки.

Перестройка открыла новый этап в изучении этого феномена. Все запреты были разрушены и религиозная тема зазвучала с новой силой. Обращение к Богу стало модным. Однако исследователи, учитывая прошлые ошибки, в значительной степени оторвали религию от общества, не рассматривая социальную сторону веры. Гиперотрицание старых подходов привело к другой крайности - религия стала рассматриваться как «религия без человека». Смена формационного подхода на цивилизационный требовала большого внимания к вопросам культуры в целом и религии в частности. Появился целый ряд работ, посвященных данной теме (Гараджа В.Политика и религия, 1991; Никитина А.Г. Политизация религии, 1994; Чельцов М. Христианство и политика, 1994; Шведов В. Религия и политика, 1992 и т.д.). На этом этапе авторы стремились преодолеть однобокость предыдущего изучения, преобладающим становиться стремление к глобализации. Тщательно сверяются функции политики и религии, их взаимовлияние, возможность проникновения одного в другое.

В рамках постсоветского периода исследований политико-религиозной проблематики можно выявить вопросы и сюжеты, вызывающие наибольший интерес исследователей. Так, общие вопросы взаимоотношения религии и политики рассматриваются в работах следующих авторов: А.Ганиев16, В.Гараджа17, А.В.Иванов18, Наруллаев A.A.19, Филиппов Б.20, Чельцов М.21, Шведов В.22

Разрабатываются и отдельные проблемы в рамках взаимоотношения религии и политики. Исследование Т.Ворожейкиной, Е.Рашковского, А.Умнова23, например, рассматривает гражданское общество в контексте религиозного компонента. Они указывают, что в гражданском обществе сфера религиозных отношений становиться самовоспроизводящейся лабораторией особых форм социального, нравственного, благотворительного и общекультурного служения людям, что невозможно вне этого общества. Вместе с тем, глубинные причины тесного переплетения веры и политической составляющей человеческой деятельности опять ими не рассматриваются.

Исследуется религия и по отношению к мировой политике. Так, О.Платонов24 сделал интересную попытку рассмотреть как процессы глобализации влияют на христианство. Он разделяет два вида глобализации: христианскую и антихристианскую, причем последняя, по его мнению, приведет к тотальному контролю над всеми религиями мира. Однако вариант развития по антихристианскому варианту, на его взгляд, утопичен, а значит,

Л* именно христианство поведет за собой глобализацию. В.Кантор рассматривает влияние христианства на европейскую политику. Религиозный фактор в международных отношениях и его сильное влияние исследуют И.Каро, Е.Федякова26.

Другая проблематика, активно обсуждаемая в научной литературе — модернизация религии и религиозный модернизм, и связь этих явлений с событиями политической жизни. Эта тема разрабатывается А.С.Ваторопиным27, Н.С.Гордиенко, П.Курочкиным28, В.И.Добреньковым29, С.А.Исаевым30, М.П.Новиковым31

Отдельно стоит статья А.Г. Никитиной «Политизация религии»32, поскольку проблематика, затронутая ей, не рассматривалась до этого. Исследователи, обращая внимание на влияние религии на политику, не разрабатывали обратное воздействие. Никитина обоснованно выделяет несколько уровней такого воздействия, под которым сама религия в значительной степени политизируется.

Религиозную составляющую отдельных диаспор в Соединенных Штатах Америки рассматривает в своих работах Э.Л.Нитобург .

Непосредственно влиянием религии на политический процесс в Соединенных Штатах Америки занимается целый ряд исследователей: А.А.Кислова34, В.А.Соснин35, И.Ю.Хрулева36, Н.ДТотьмянин37, А.И.Уткин38.

Выборы президента 2004 года в Соединенных Штатах Америки, обнажившие сильные религиозные тенденции в этой стране, всколыхнули целый ряд исследований, в которых большое внимание уделяется религии и избирательному процессу США - это публикации А.Журавского39, И.Петрова40, М. Тульского41, Б.Филиппова42.

В последний год появились и другие работы по религии США, однако целостного, обобщающего исследования религиозно-политической жизни США еще нет. Тем не менее, разработанные отечественными исследователями вопросы создают эвристическую основу для углубленного изучения места и роли религий Соединенных Штатов Америки, для более полного понимания современной политики.

В отличие от отечественной, американская академическая традиция давно и успешно изучает влияние религии на политику своей страны и мира в целом. Интерпретация событий американской политической жизни долгое время отличалась традиционным дуализмом двух американских научных школ: школы конфликта и школы консенсуса. Для одной из них, во многом освященной творчеством Ч. Бирда, история организуется на основе бесконечного конфликта материальных интересов, причем на различных ее этапах как "бог из машины" всегда появляется герой, отстаивающий истинные демократические ценности (Т.Джефферсон, Э.Джексон, А.Линкольн и т.д.). Поэтому тема религии здесь традиционно не рассматривается отдельно, а лишь в следующем контексте: разнообразные пережитки феодализма в центральных и южных колониях, недемократические принципы получили выражение в политическом устройстве и религиозной жизни.

Для другой, связанной с работами Л.Харца, Р.Хофстедгера, Д.Бурстина (учитывая их определенные различия), американское общество всегда было индивидуалистическим, а на ранних этапах своей истории -протокапиталистическим. Идеи того же Локка, представляемого Л.Харцем, отцом американского либерализма, уже содержатся в социальном политическом опыте американской нации.

В наше время можно говорить о появлении альтернативы двум первым подходам. Часто ее связывают с так называемым "республиканским синтезом". Относящиеся к нему идеи можно встретить у многих исследователей. Е.С. Морган в 1967 году опубликовал статью в одном из ведущих американских журналов " William and Магу Quarterly ", где показывал влияние на американскую революцию следующих факторов:

1. Ужас американцев перед "разложением" (традиционное республиканское понятие, характеризующее упадок республиканской формы правления).

2. Размышления колонистов о фатальном влиянии "роскоши" (тоже традиционное понятие, связанное со взглядами многих республиканцев на влияние развивающейся коммерции и торговли на общество).

3. Опасения перед невозможностью поддержания самоограничивающейся "добродетели", на которой должна покоиться республика.

Все это, по Моргану, относится к протестантизму43. В концентрированной форме новый подход был выражен двумя исследователями Г. Вудом и Д. Пококом44.

В рамках такой концепции выработалась целая школа, которая получила название историческая политология. Ее ярчайшие представители — Л.Бенсон45, П.Клеппнер46, Р.Формизано47, М.Холт48,

Д.Силби49 - все развитие политической системы Соединенных Штатов Америки связывают с религиозными факторами. Рассматривая историю США во второй половине XIX века, эти авторы сосредоточились на изучении политической культуры и мотивов голосования американского электората накануне Гражданской войны и пришли к выводу, что вопросы рабства в малой степени повлияли на ход событий, основной же движущий фактор - религиозные размежевания.

Его выразители претендовали на демократическое видение прошлого: они отвергли элитарные источники, исходившие от руководства национальных политических партий, и обратились к изучению локальных уровней политической борьбы и поведения рядовых избирателей. В 1969 г. М. Холт в монографии о возникновении республиканской партии в Питтсбурге (штат Пенсильвания) пришел к выводу, что проблема рабства не имела существенного отношения к ее возникновению. Крах двухпартийной системы демократы - виги произошел, согласно его схеме, из-за острых противоречий между коренными американцами и иммигрантами, во-первых, и между протестантами и католиками, во-вторых. Исследовав материалы избирательных кампаний в одном Питтсбурге, Холт, тем не менее, решился на обобщение, что в канун Гражданской войны партийные размежевания почти в каждом городе в северных штатах вырастали не по широким социально-политическим проблемам, а из этнических и религиозных разделений населения.

После Холта целая группа американских исследователей выступила с позиций своеобразного этнорелигиозного детерминизма при объяснении политических размежеваний 1850-х гг. в целом, краха двухпартийной системы виги-демократы и возникновения республиканской партии в особенности.

Однако эта школа исторической политологии не затрагивала современную политическую ситуацию.

Моррис Р. Коэн50 в монографии «Американская мысль» обозначил характерные черты религиозно-политической жизни современных ему американцев. Он отмечал, что религия стала для американцев скорее внешним атрибутом, чем глубокой верой, что накладывает отпечаток на политическую жизнь, поскольку любые действия можно подвести под религиозные, а значит получить одобрение в обществе.

Наиболее полное осмысление темы получилось у Джеймса Рейхли51. Его монография затронула глубинные причины влияния религии на политику. Он справедливо отмечает, что и религия, и политика играли главную роль в человеческой истории с самого раннего времени, во-первых, давая человеку объяснения его отношения ко всему окружающему миру и подразумевая помещение его за пределы непреклонной смертоносной судьбы, во-вторых, обеспечивая методами и институтами управления обществом, с помощью которых люди добивались безопасности и эмоционального удовлетворения. Они обычно тесно переплетались. Чтобы понять, как религия и политика связаны друг с другом, в первую очередь необходимо найти общий культурный знаменатель, в котором они оба укоренились. Рейхли однозначно вывел это общее начало - система человеческих ценностей.

Человеческие ценности были проанализированы через призму 7 их систем, которые образуют побуждения, надежды, цели и моральные принципы, из которых исходят индивидуальные и социальные группы. Четыре из них так или иначе опираются на религию:

• монизм, отвергающий очевидный мир материальной действительности в пользу всеобщей одухотворенности всего сущего;

• идеализм, отождествляющий цели социальных групп, доминирующие или подавляемые, с трансцендентальной волей;

• персонализм, представляющий трансцендентность через индивидуальный опыт;

• сверх-гуманизм, который связывает индивидуальный и групповой опыт.

Три другие системы, выделенные автором, не требуют рассмотрения трансцендентальной реальности: эгоизм сводит все ценности к побуждениям и инстинктивным потребностям людей; авторитаризм, рассматривающий ценности полностью на благосостоянии социальных групп; гражданский гуманизм, как попытка найти баланс между индивидом и потребностями групп, без обращения к духовной стороне.

Более глобально данную идею представляет другой американский исследователь. Хантингтон Сэмюэл Филипс52 отдает предпочтение цивилизационному подходу, предлагая новую парадигму для теоретического анализа и прогнозирования миропорядка на рубеже XX и XXI вв. Он полагает, что деление мира в период "холодной войны" на страны "первого" (Запад), "второго" (социалистический лагерь) и "третьего" мира больше не отвечает реальностям, и теперь намного разумнее сгруппировать страны, исходя не из их политических, или экономических систем, но с точки зрения их культуры и цивилизации. Хантингтон рассматривает цивилизацию как наивысшее культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им определенную степень культурной самобытности. Цивилизация определяется как общими объективными элементами, такими религи%—так и субъективной самоидентификацией людей. И наиболее крупные и значит, по последствиям конфликты будущего произойдут на I своего рода культурных границах, разделяющих эти цивилизации. Окончание "холодной войны" означало завершение политико-идеологического раздела Европы, но зато вновь появилось культурное разделение между западным христианством, с одной стороны, и православием и исламом, с другой. "Бархатный занавес" культуры, пришедший на смену "железному занавесу" идеологии, может оказаться не только границей, разделяющей разные культуры и цивилизации, но и, как показали события в Югославии, линией кровавых конфликтов.

Хантингтон правильно указывает, что различия, существующие между цивилизациями в религии, традициях, имеют глубокие корни. Они более существенны, чем различия между идеологиями и политическими режимами, и не обязательно перерастают в конфликты, но если подобное случается, именно цивилизационные различия придают им ожесточенный и затяжной характер. Различия культурного свойства, в противовес экономическим и политическим, наименее подвержены переменам.

Данная точка зрения и укрепилась на сегодняшний момент в американской науке. В рамках этой концепции многие авторы разбирают отдельные моменты общественной жизни американцев. Например, Шафер X. подробно рассматривает влияние религии на трудовые отношения53. Роль религии в рабочих движения интересует и Д.Лазарева54.

Большие дискуссии в США вызвали монографии Ю. Дженовезе55, в которых давалось оригинальное объяснение неразвитости антирабовладельческих восстаний в США. Опираясь на теорию А. Грамши о классовой гегемонии буржуазии как способе ненасильственного подчинения масс, Дженовезе использовал ее и для истолкования системы классового господства плантаторов-рабовладельцев. Сформулированная им концепция патриархального патерналистского характера американского рабовладения оказалась неожиданно созвучной работам консервативных историков. Важно, однако то, что уделив немалое внимание роли церкви, Дженовезе показал, что религия рабов была сложным сочетанием африканских и христианских нравственных норм - она помогла рабам сохранить жизнеспособность и сделалась "организующим центром их сопротивления".

В рамках взаимоотношений религии и политики работает и профессор Джорджтаунского университета Клайд Уилкокс, автор монографий «Отношение к проблеме церкви и государства» и «Сравнительный обзор религии и политики». Объясняя причины дебатов о смысле разделения церкви и государства в Первой поправке к Конституции США размытостью формулировок, он дает свой вариант - «разделение церкви и государства» означает лишь то, что правительство не может устанавливать религию или вставать на сторону какой-либо определенной религии.

Все вышеперечисленные исследователи признают высокую роль религии в обществе и ее влияние на политический процесс в Соединенных Штатах Америки. Однако существует и другая точка зрения. Патрик Дж. Бьюкенен в своей монографии «Смерть Запада»56 высказывает опасения по поводу того, что современная Америка утрачивает свою религиозность. По его мнению, последняя четверть XX века прошла под знаменем «безбожия». Какая-либо религия уже не играет никакой роли в политики США, да и в частной жизни простых американцев тоже

В 2004 году проходили президентские выборы в Соединенных Штатах Америки. Это событие привлекло внимание исследователей. Появилось значительное число публикаций на тему влияния религии на электоральные предпочтения. Джеральд Крейч «Government and religion»57, Тимоти Шиллинг «Catholic and political»58, Эмми Саливан «Kerry & religion»59, Мэт Малон «Catholics and candidates»60, Фил Зукерман «Secularization: Europe -yes, United States - no»61, Барри Льюнн «God and campaign 2004», Джон Грин «Democrats' 'religion gap' not full story»62, Сидни Калахан «A prolife case against Bush»63 - эти авторы в своих работах отмечают огромную роль религии в политическом процессе американцев, однако исследования носят поверхностный характер.

Дискуссии о взаимоотношениях государства и Церкви идут не только в США, но и в Германии, Италии, Франции, Греции и России. Наибольший интерес здесь представляет работа Карла Шмита «Политическая теология»64. "Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризованные теологические понятия"65, - провозглашает автор. Дело, однако, не только и не столько в том, что в процессе новоевропейской секуляризации формы религиозного сознания уступают место своим политическим аналогам - заменителям. Для Шмитта важнее синхронический характер этой связи: в каждый данный момент времени он предлагает увидеть господствующую систему политико-правовых понятий и представлений в качестве определенной теологии.

Идея "Политической теологии" о фундаментальных метафизических структурах, к которым возводима совокупность институциональных и концептуальных политико-правовых форм, - эта мысль о базовом "политико-теологическом" соответствии востребуется Шмиттом не только в методологическом плане. Она служит отправной точкой оформляемого им понятия легитимности. Решение вопроса о легитимности выступает как момент действенной связи между функционированием политической системы и тем комплексом фундаментальных очевидностей, который составляет метафизическую атмосферу эпохи. Собственно, легитимность и есть эта фундаментальная очевидность, поскольку она задействована в сфере политико-юридического66, в сфере формирования, функционирования власти и ее дискурса.

В свете этого понятия Шмитт говорит о демократии на страницах "Политической теологии" и - в еще большей степени - "Духовно-исторического состояния современного парламентаризма". Он подводит черту: "удел демократии - упразднять самое себя в проблеме образования воли"67. На стыке господства демократии как идеи легитимности и ее невозможности как политически действенной системы Шмитт фиксирует парадокс. В результате сторонники демократии пребывают во власти "ложного сознания", не переставая устранять демократию в проблеме демократической воли, противники же попадают в плен "отчужденной практики", действуя в смысловом и институциональном поле демократической легитимности и фактически признавая ее господство.

Источники. Для анализа процесса взаимодействия политики и религии в истории Соединенных Штатах Америки был изучен широкий круг источников, которые можно объединить в следующие группы:

1. Библия и Евангелие, а также Послания епископата Католической Церкви верующим, официальные речи религиозных лидеров необходимы для понимания сущности религиозного вероучения, а также для выяснения позиции религиозных лидеров по различным политическим вопросам.

2. Уставы, программы, заявления в прессе и личная корреспонденция религиозных организаций Соединенных Штатов Америки, включая лоббистские организации и антикатолические общества 1840-1900 годов - важны для выявления степени вовлеченности религиозных организаций в политический процесс США.

3. Конституция Соединенных Штатов Америки и конституции отдельных штатов - эти нормативно-правовые акты позволяют установить официально регламентированное соотношение религии и политики, церкви и государства.

4. Нормативно-правовые акты (законодательные акты, составляющие правовую базу положений религиозных организаций на территории Америки, Акт об американском патриотизме, подписанный президентом Бушем 26 октября 2001 г., Ежегодные доклады о свободе вероисповедания в странах мира Госдепартамента США) - эта группа источников выявляет юридический статус и политико-правовое положение религиозных учреждений, а также степень участия религиозных учреждений во внутренней и внешней политики.

5. Выступления и речи президентов США и видных политических деятелей - анализ данных источников дает возможность установить отношение политической элиты к религии, а также позволяет воссоздать положительный для избирателя образ руководителей страны с точки зрения религиозных предпочтений.

6. Решения Верховного Суда США по религиозным вопросам -необходимы для изучения динамики изменения трактовки постулата о невмешательстве религии в государство.

7. Российская и американская периодическая печать - позволяет составить представление общественного мнения по вопросу взаимоотношений политики и религии.

8. Официальные веб-сайты национальных комитетов Республиканской и Демократической партий - необходимы для получения информации о предвыборной кампании 2004 года.

Научная новизна исследования.

Впервые в отечественной академической традиции, на основе введения в научный оборот результатов изучения информационных массивов, содержащихся в оригинальных англоязычных источниках и официальной литературе, произведено комплексное исследование процесса взаимодействия политики и религии в истории и современной практике США. Используя принцип междисциплинарного подхода, изучен генезис политико-религиозной составляющей американского общества на протяжении почти трех столетий. Рассмотрен религиозный фактор как система определенных представлений, лежащих в основе ценностей любого общества и являются важнейшим элементом, на базе которого строятся все общественные институты, включая политические. Выявлены место и роль религиозного фактора в политическом процессе в Соединенных Штатах Америки и основные его особенности. Положения, выносимые на защиту:

1. Религия и политика современных государств находятся во взаимосвязи, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. В настоящее время эта связь укрепляется, что выражается в расширении пространства политики, детерминированной религией.

2. Христианство сыграло весьма значимую роль в формировании политических институтов западного общества. На современном этапе оно занимает активную позицию по отношению к политике, что может привести к изменению политической картины мира.

3. Становление американского общества имеет глубокие религиозные корни, что в значительной степени предопределило особенности политического процесса в современных Соединенных Штатах.

4. Одним из важнейших факторов современной политической жизни в Соединенных Штатах Америки является религия. Это находит свое отражение при формировании концепций внешней и внутренней полигики США.

5. Политическое участие американских граждан в политическом процессе США исторически обусловлено присутствием христианских вероучений, которые оказывают сильное воздействие на электоральные предпочтения американцев.

6. Возрастание религиозности в США на современном этапе позволяет спрогнозировать усиление влияния Республиканской партии, а значит и концепция внешней и внутренней политики США в ближайшее время останется неизменной.

Практическая значимость работы:

Материалы настоящей работы могут быть использованы при разработке курсов лекций по истории, американистике, религиоведению, политологии. Выводы и положения диссертационного исследования относительно положения религии и политики по отношению друг к другу могут быть использованы при написании монографий.

Отдельные тезисы могут быть применимы в качестве рекомендаций местным и региональным органам власти при взаимодействии с американскими партнерами.

Апробация исследования:

1. Тезисы обсуждались на зимней сессии научно-образовательного форума по международным отношениям под руководством Богатурова А. Д. в г. Воронеже, 2005 г.

2. Материалы диссертации были представлены на международной конференции «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие дальневосточного региона России» 19-20 мая 2004 года, г. Владивосток.

3. Основные положения диссертации обсуждались на расширенном заседании кафедры международных отношений ВГУЭС с участием специалистов кафедр ПСО, РА и ВОИ ИМО ВГУЭС.

4. Некоторые из положений диссертации были опубликованы в виде статей и тезисов в печатных изданиях.

Структура диссертации:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы, который включает 181 наименование, а также приложения. Общий объем диссертации 200 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Ефременко, Наталья Владимировна

Заключение.

В политических отношениях вопросы, связанные с религией, на протяжении всей человеческой истории играли весьма заметную роль. Религия, как базис национальной или государственной самоидентификации, продолжает оставаться весьма значимым фактором и на современном этапе. Особенно отчетливо это демонстрируют Соединенные Штаты Америки, поскольку в этой стране политический процесс немыслим без религиозного сектора.

Для взаимодействия религии и политики существуют и объективные причины, поскольку они всегда выполняли одни и те же функции: нормативно-регулятивную, интегративную, охранительную, политическую. Более того, по сути, субъектами политики и религии выступают одни и те же носители: государства, общества, народы, нации, международные организации, лидеры и т.д. И религия, и политика используют в качестве стимулов моральные дефиниции, за отступление от которых предусмотрено определенное наказание. Религия имеет огромный потенциал для сближения и сплочения наций, равно как и для разделения. Политика тоже претендует на всеобъемлющее влияние, которое способно вызвать как интеграцию, так и дезинтеграцию общественности, а значит и здесь между ними много точек соприкосновения.

Несмотря на то, что религиозные нормы и принципы очень консервативны и не меняются столетиями, религия как общественное явление весьма адаптивна к социально-политическим условиям конкретной страны. Занимая определенную нишу в обществе, религия начинает модернизироваться в соответствии с запросами данного государства. Конечно, это процесс достаточно длительный и порой незаметный, однако его результатом являются как более активное участие религиозных организаций в политической сфере, так и сформированные типажи политического поведения верующих граждан.

Наиболее известное и широко обсуждаемое пространство применения религиозной политики - взаимоотношения государства с самыми влиятельными религиозными организациями (включая Церковь). Считается, что формат отношений с религиозными организациями задает государство, предлагая законы и разного рода нормативные акты. В случае политически сильного, авторитарного государства так оно и происходит, поскольку в нем практически сведено к минимуму независимое влияние группировок элит, включенных в общегосударственную политическую структуру. В демократическом обществе формат государственно-конфессиональных отношений зачастую задается именно религиозными организациями, имеющими возможность мощного опосредованного влияния через общественное мнение и группировки элит. Все попытки государственных деятелей формировать и определять религиозную политику напрямую, через государственные структуры и нормативные акты, будут обречены на неудачу.

Только в немногих странах политики заявляют о полном отделении религиозной структуры от государства (или социальных и политических процессов) и соблюдают этот принцип в жизни. Это, прежде всего, Европа (причем в либеральной, левой части ее политического истеблишмента, выросшего и окрепшего политически в столетних войнах с клерикализмом вообще и Католической Церковью в частности), Китай и Северная Корея. Даже социалистическая Куба не решалась полностью порвать с Католической Церковью и черным шаманизмом (сантерией), настолько сильным было их влияние в кубинском обществе, Карибском регионе и Латинской Америке.

Политическое пространство мира всегда было разделено не только на государства. Его вполне можно также разделить на несколько совершенно ясно различимых зон с доминированием на политическом уровне одной религиозной традиции. Отношения между государствами, формирующиеся под воздействием многих факторов (экономических, политических и т. д.), вместе с тем зависят и от религиозной составляющей политики. Причем практически каждое государство (от его имени говорят правящие элиты) отстаивает тезис о «традиционной религии», которой придерживается большинство населения. Это может соответствовать действительности или не соответствовать - дело не в этом. Религиозная зональность позволяет государствам устанавливать «свою» религию на определенном секторе мирового политического пространства. И чем больше влияния на мировое сообщество оказывает государство, тем сильнее это зонирование. На сегодняшний день таким гегемоном стали Соединенные Штаты Америки.

В связи с этим, огромное распространение получил евангелический протестантизм, политический центр которого находится в США. Современные США демонстрируют привыкшему к либеральной расслабленности миру тенденцию усиления влияния религиозного фактора (протестантского) на принятие политических решений, особенно на высшем уровне. Президент упоминает Бога и Библию в политических речах, объявляет «крестовые походы. Евангелический протестантизм необыкновенно эффективен именно в современном информационном мире, поскольку признает, по сути дела, только один основополагающий сакральный аспект веры - саму веру, основанную на полном принятии верующим Священного Писания. Демократические основы, заложенные в этом религиозном течении, позволяют ему завоевывать последователей не только в тех регионах мира, которые традиционно считаются христианскими, но и в странах Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Причина этого - в создании положительного образа демократического государства. А основные положения социальной доктрины евангелистов, основанные на буквальной интерпретации цитат из христианского Священного Писания, совпадают с политическими основами такого государства. В странах со слаборазвитыми демократическими институтами или слишком явным социальным расслоением общества эти положения принимают характер программных деклараций политических движений, выступающих с либеральных позиций.

Это обеспечивает протестантам постоянную политическую поддержку американского республиканского истеблишмента и международных правозащитных организаций. Евангелическому протестантизму присущ тезис о том, что Евангелие должно быть проповедовало всему миру и принято или отвергнуто им.

Такое поведение Соединенных Штатов Америки имеет глубокие исторические корни. Вся политическая история США пронизана религиозным духом. Заселение североамериканских колоний началось в эпоху массовых религиозных брожений в Европе, и в числе первых поселенцев были так называемые отцы-пилигримы, строгие пресвитерианцы, которые учредили у себя в Массачусетсе теократический деспотизм, тяжко каравший за отступничество от доктрины. Другие колонии, такие как Пенсильвания и, в особенности, Род-Айленд, напротив, установили у себя невиданную доселе свободу вероисповедания. Но этот опыт продолжался недолго и вплоть до принятия Конституции многие колонии установили очень жесткую религиозную диктатуру.

Однако острая нехватка рабочей силы в быстро развивающемся государстве потребовала большого притока эмигрантов, религиозные убеждения которых были различны. Магистратуры городов вынуждены были обещать им свободу вероисповедания. Основатели государства учли этот опыт, и составленная ими конституция носит совершенно светский характер, упоминая о религии лишь затем, чтобы твердо обозначить ее отделение от государства. Для сравнения, почти все европейские государства в то время имели ту или иную официальную религию, подкрепленную авторитетом правительства и монарха.

Такой нейтралитет государства в отношении религии весьма способствовал ее расцвету и религиозному творчеству масс. Мощный религиозный подъем пришелся еще на колониальный период - в первой половине XVIII века крупный американский богослов Джонатан Эдварде дал толчок так называемому «Великому пробуждению». Сам Эдварде был скорее интеллектуал, но его инициативу подхватил проповедник Джордж Уайтфилд. Получив широкую массовую поддержку, свобода вероисповедания не коснулась политической элиты. Четкая связь католиков и протестантов с соответствующими партиями вывело жесткую формулу - среди профессиональных политиков протестантов больше.

Таким образом, отсутствие в США крупных религиозных конфликтов объясняется несколькими особенностями американского общества. Во-первых, изначально многонациональное и многоконфессиональное общество "вынуждено" было принять достаточно сильный плюрализм мнений по широкому кругу вопросов, включая и религиозные. Во-вторых, многочисленные переселенцы в силу перемены образа жизни вносили некоторые изменения в процессы отправления религиозного культа и даже в догматы, что в свою очередь привело к низкому уровню догматичности американцев и почти полному отсутствию религиозного фанатизма. И наконец, тесное взаимодействие множества конфессий не могло не привести к взаимопроникновению и некоторой доле религиозного синкретизма.

Отсутствие в США религиозного фанатизма в купе с правовым обеспечением свободы вероисповедания дают американскому обществу ряд весомых преимуществ. Таких, как высокая привлекательность для иностранцев.

Наплыв эмигрантов, в свою очередь, вызвал реакцию отторжения у коренного американского общества в конце XIX века. Волна недовольства пришлыми трансформировалась в острое соперничество католиков и протестантов, поскольку первые всегда ассоциировались с чужаками (т.к. большинство эмигрантов в данный период были выходцами из Восточной Европы и придерживались католического вероисповедания). На этом фоне у политика-католика практически не было шансов занять ключевые посты в политическом спектре. Такая система сохранилась практически на протяжении всего XX века. Единственным исключением стало избрание президентом Джона Кеннеди. Это стало возможным благодаря тому, что к середине XX века религиозные и политические стереотипы под воздействием потрясений мировых войн стали разрушаться. Смешение этнических групп через браки, ставшее возможным, усугубляли этот процесс. Религиозная принадлежность во все большей степени начинает рассматриваться как характерная особенность конкретной личности, а не семьи или группы, как было раньше.

Уже к концу XX века тенденции вновь меняются. Политические предпочтения электората все больше переходят в другую плоскость — Америка делится на два лагеря: религиозный, где люди стремятся жить по религиозным предписаниям и регулярно посещают церковь, и слаборелигиозный, в котором религия играет лишь второстепенную, часто декларативную, роль. С учетом этого и развивается политическая система Соединенных Штатов Америки.

На фоне этих процессов политики и суды продолжают дебатировать о смысле разделения церкви и государства в Первой поправке к Конституции США, которая гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное вероисповедание оной». Выражение «разделение церкви и государства» -более поздняя формулировка Томаса Джефферсона, которая означает, что правительство не должно устанавливать религию в том смысле, в каком установлены церкви, например, в Германии и Норвегии, то есть правительство не может устанавливать религию или вставать на сторону какой-то определенной религии.

Нежелание создателей Конституции выделения какой-либо религии как государственной во избежание религиозных разладов привело к тому, что практически все религиозные конфессии оказались в равных позициях и с равными возможностями. Поэтому в современной Америке существуют тысячи религиозных организаций, относящих себя к различным верованиям.

Естественно, все это многообразие оказывает совершенно различное влияние на политическую жизнь американцев. Часть конфессий, в виду своей малочисленности, не находят своего отражения в политическом спектре. Наиболее влиятельная религиозная группа - это христианские организации.

Можно выделить следующие уровни взаимодействия политики и религии в Соединенных Штатах Америки в настоящее время:

1. Влияние на сознание людей.

Главная сторона воздействия религии на политику - влияние на сознание людей. Ведь именно на уровне сознания формируется общественная мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Особенно ясно это продемонстрировали выборы президента в 2004 году в США. Электоральные предпочтения строго распределились по религиозному признаку - те штаты, где количество религиозных организаций чрезвычайно велико, отдали свои голоса Республиканской партии, и наоборот, там, где религиозность населения ниже 50%, победу одержали демократы. Учитывая, что количество штатов с преобладающим религиозным населениям больше, неудивительно, что на посту президента остался Дж. Буш-младший.

2. Идеологическая поддержка той или иной партии со стороны конфессий или противодействие им.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.

Церкви и религиозные организации Соединенных Штатов Америки играют активную роль в общественной жизни и лидируют в списке важнейших институтов, пользующихся уважением в обществе. Они неизменно занимают это положение с тех пор, как 20 лет назад начали проводиться исследования на эту тему. Духовенство пользуется большим уважением. Вообще говоря, общество высоко оценивает его способность удовлетворять нужды прихожан и решать проблемы своих общин. Они у чувствуют в политических кампаниях и , несмотря на то, что официально им запрещено высказываться в поддержку конкретного кандидата, церкви могут агитировать за определенные вопросы, поднимаемые политиками или выражать свое отношение.

3. Политическая деятельность религиозных организаций.

Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Крупнейшей организацией, действующей в США, является «Христианская коалиция». На сегодняшний день влияние этой организации значительно увеличивается в связи с объединением христианских церквей. Новое объединение церквей США начало свою работу в 2005 году. Новый альянс, которому было дано временное название «Христианские церкви вместе в США», стал первым в стране крупным церковным объединением, в состав которого вошли не только протестантские, православные и англиканские общины, но и представители Католической церкви, пятидесятников, евангеликов и различных афро-американских деноминаций. Согласно коммюнике, принятому в Хьюстоне, задача новой экуменической организации — «свидетельствовать миру о Христе». Лидеры объединения будут высказывать общую точку зрения церквей на различные вопросы общественной жизни. Также важной целью «Христианских церквей вместе» станет «примирение» между разными христианскими традициями, «признание общего и уважение различий между нами», говорится в документе.

Такое усиление религиозного влияния еще больше укрепит позиции Республиканской партии.

4.Религиозные предпочтения политиков.

Поскольку предпочтения электората во многом определяются религиозными предпочтениями, профессиональные политики обязательно учитывают этот фактор в своей деятельности. Так, администрация Буша, подстраиваясь под современную ситуацию, не упускает возможность в свои речи вставлять упоминание о Боге. Ситуацией с клятвой в школах воспользовались многие конгрессмены, повысив тем самым свой рейтинг. Дискуссия об абортах ведется обязательно со ссылкой на Библию.

Более того, чтобы стать значимым политиком, необходимо открыто заявить о своей вере. Политиков - атеистов практически нет на политической арене Соединенных Штатов Америки, и уж точно они не занимают выборные должности.

5. Религия как фактор внешней политики.

Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. Внешняя политика США традиционно обосновывается как мессианская, как долг США перед всем миром нести ему благо (свободу, демократию и т.д.) в виду его богоизбранности, что характерно для любой религиозной доктрины. Исходя из этого и расставлены приоритеты, а именно:

Главным приоритетом американской политики стала борьба против международного терроризма, в структуру которого американским правительством включены и исламские фундаменталисты. Искоренение глобальных террористических организаций, представляющих угрозу для США, становится главным фокусом американской стратегии. Этому приоритету должны быть подчинены на обозримое будущее экономическая, внутренняя, внешняя и военная политика Вашингтона.

Другим важным приоритетом американской политики объявлена борьба против «оси зла», в состав которой включены Ирак, Иран и Северная Корея. В отличие от безликих террористов, «государства-изгои» - это конкретный адресный противник, который становится новым вариантом исторических врагов Соединенных Штатов: оси «Германия-Италия-Япония» в годы Второй мировой войны и «империи зла» - СССР в период «холодной войны». Идея торжества демократии в этих странах отчетливо просматривается в рамках идеи «великой миссии американского народа», корнями уходящей в религиозные посылы колониального периода. 6. Влияние религиозного фундаментализма на политическую жизнь США.

Америка никогда не знала единоверия, однако наибольшим влиянием всегда пользовались протестанты и именно их фундаментальное движение сегодня играет ключевую роль. Этическое и политическое влияние групп протестантских фундаменталистов в американском обществе стало особенно заметным в 1970-80-е годы. Война во Вьетнаме, «Уотергейт», период разрядки в отношениях между СССР и США привели к расколу общества и вызвали ощущение нравственного кризиса и утраты лидерства. Сформировались группы, ставившие политические цели («нравственное большинство») и поддержавшие на президентских выборах кандидатуры Дж.Картера и Р.Рейгана. Их политическая деятельность основывалась на моральных лозунгах и призывах к возврату американского общества к «истинным» христианским ценностям.

В международном плане правые христиане подчеркивали необходимость восстановления экономической, политической и военной гегемонии США в их соперничестве с «империей зла». Другим важным элементом явился их постоянный интерес к иудаизму и израильской проблематике. Они считали себя последователями иудео-христианской этики и моральных ценностей Библии. В этом отношении они провозглашали себя наследниками иудейского мессианства: США представали как Новый Израиль, а американский народ - как избранная нация, ответственная за установление «всемирной империи справедливости». Это обусловило поддержку протестантскими фундаменталистами государства Израиль в рамках американской внешней политики и даже появление некоторых сионистских тенденций в наиболее радикальных кругах правых христиан.

В настоящее время протестантский фундаментализм по-прежнему выступает как важная сила на политической и общественной сцене США.

Имея в своем распоряжении более 200 телевизионных компаний, 1500 радиостанций, сети в университетах и колледжах, евангелические протестантские церкви и организации (Христианская коалиция, «Focus on the Family», Family Research Council) создают альтернативное этическое и коммунитарное пространство, опираясь на мощный бюрократическо-финансовый аппарат и СМИ для воздействия на общественное мнение и политические предпочтения электората.

Учитывая, что рост членов религиозных организаций составляет приблизительно 5 % в год, а следовательно, общая религиозность в стране будет продолжать повышаться, есть основания предполагать, что концепция внутренней и внешней политики США вряд ли изменится в ближайшее время.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ефременко, Наталья Владимировна, 2005 год

1. Бенси, Дж. Боже, благослови Америку. США спасают мир молитвами и бомбами/Дж. Бенси//НГ. Религия.-2003.-№6.-С.1.

2. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том II. Евангелие от Марка,-М.: Герменевтика, 2001.-400с.

3. Библия.-М.: Российское библейское общество, 2001.-1312с.

4. Булгаков, С.Н. Неотложная задача (О союзе христианской политики) /С.Н. Булгаков //Христианский социализм-Новосибирск, 1991 .-С.ЗО-31.

5. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года Электронный ресурс. — место издания: НЕГА-Сеть ФЭП, 2004 . — Режим доступа: http://r-komitet.narod.ru/vera/37.htm 3.04.2005

6. Евангелие (миниатюрное издание).-М.: Церковь и Флот, 2004.-512с.

7. Инаугурационные речи президентов США (1789-2001г.): от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша.-М.: Стратегия, 2001.-528с.

8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года Электронный ресурс. — НЕГА-Сеть ФЭП, 2004. — Режим доступа: http://r-komitet.narod.ru/vera/114.htm 3.04.2005

9. Конституция Соединенных Штатов Америки.-М.: ТОО "Иван", 1993.-32с. 12.Олбрайт, М. Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт/М.

10. Олбрайт. M.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 688с.

11. Опросы общественного мнения, проведенные Национальным центром Анненберга //Washington ProFile.-2001 .-№ 15(123).-страницы

12. Официальный веб-сайт избирательной комиссии США Электронный ресурс. — место издания: Project Vote Smart, 2002-2004. — Режим доступа: http://www.vote-smart.org 16.10.2004

13. Официальный веб-сайт религиозной организации «Христианская коалиция» Электронный ресурс. — место издания: Washington, D.C. Copyright, 2005. — Режим доступа: http:// www.cc.org/ 4.03.2004

14. Официальный веб-сайт Республиканского Национального Комитета «Repablican Nathional Committee» Electronic resource.— место издания: www.GOP.com Â, 2005. —Mode of access: http://www.rnc.org/21.01.2005

15. Послание епископата католической церкви от 1 октября 1999 Электронный ресурс. — место издания: НЕГА-Сеть ФЭП, 2000. — Режим доступа: http://religion.ng.ru/printed/facts/2000-10-25/5golos.html 10.05.2003

16. Рекомендация № 1556 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24 апреля 2002 "Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе" Электронный ресурс.— место издания: НЕГА-Сеть ФЭП, 2004. — Режим доступа: http://r-komitet.narod.ru/vera/57.htm 3.04.2005

17. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. и со вступ. ст. О.А.Жидкова.-М.: Наука, 1993.-768с.

18. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века. /Пер. с нем., англ., ион.-М.: Наука, 1994-502с.

19. Статистические данные о возрастном, расовом и этническом составе американского общества Электронный ресурс. — место издания: Washington, D.C. Copyright, 2002. — Режим доступа: http://www.census.gov 12.12.2004

20. Токвиль, А. Демократия в Америке /А. Токвилль.-М : Прогресс, 1992.554с.

21. A Documentary History of Religion in America /Ed. by E.S. Gaustad. — N.Y.: Wm.B.Eerdmans Publishing, 2003 . 607p.

22. Callahan, S. A prolife case against Bush /S. Callahan //Commonweal. -2004.-4 june.-P. 15-18

23. Catholics and politics 2004 //America.-2004.-24-31 may P.3

24. Documents of American Catholic History /Ed. J.T. Ellis.- Wilmington, DE: Michael Glazier, 1987.- 667p.

25. Documents of the Christian Church /Sel. and ed. H. Bettenson.- Oxford: University Press, 1963.- 517p.

26. Green, J. Democrats' "religion gap" not full story /J. Green //Christian Century-2004.-24 february.-P.14

27. Hollinger, David A. Among the believers. The politics of sin and secularism /David A. Hollinger //Harper's magazine-2004.- november.-P.33-37

28. Kreyche, G.F. Government and religion /G.F. Kreyche //USA today-2004.-july.-P.82

29. Lynn, B.W. God and campaign 2004: looking at the rase that is set before us / B.W. Lynn //Churh&state.-2004.- february.-P.23

30. Malone, M. Catholics and candidates /М. Malone //America.-2004.-17 may-P.7-11

31. Schilling, T.P. Catholic & political /Т.Р. Schilling //Commonweal.-2004.-4 june.-P. 10-12

32. Sullivan, A. Kerry&religion. Can he reach 'persuadable' Catholics? /А. Sullivan //Commonweal.-2004.-4june.-vol. 131, Iss. 11 -P.13

33. The Complete Writings of Roger Williams.-vol. 7.-New York: Dryden, 1963.-435p.

34. What role should religion play in shaping U.S. Foreign Policy? Electronic resource. место издания: The Brookings Institution, 2003.- Mode of access: http://www.brookings.edu/comm/events/20041015.htm 15.12.20041811.. Научная литература

35. Америка: Энциклопедия повседневной жизни /Под ред. Л.М.Гейман.-М.: Энц. Твор. Ассо-й, 1997.-416с.

36. Баллестрем, К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты /К.Г. Баллестрем //Вопросы философии.-2002.-№1.-С.67-76.

37. Богина, 111.А. Этнокультурные процессы в США /Ш.А. Богина.-М.: Наука, 1986.-112с.

38. Бурстин, Д. Американцы: колониальный опыт /Д. Бурстин.~М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.-480с.

39. Бурстин, Д. Американцы: национальный опыт /Д. Бурстин.-М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.-624с.

40. Васильев, Л.С. История религий Востока /Л.С. Васильев.-М.: Наука, 1998.-322С.

41. Ваторопин, A.C. Религиозный модернизм и постмодернизм /A.C. Ваторопин //Социологические исследования.-2001 .-№ 11 .-С. 13-25

42. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий: Избранное. Образ общества/М. Вебер.-М.: Прогресс, 1994.-575с.

43. Великович, Л.Н. Религия и церковь в США /Л.Н. Великович-М.: Изд. политической литературы, 1976.-314с.

44. Великович, Л.Н. Современный капитализм и религия /Л.Н. Великович-М.: Изд. политической литературы, 1984.-238с.

45. Ганиев, А. Гана. Государство и церковь /А. Ганиев //Азия и Африка сегодня. -2000. -№7.-С. 31 -35

46. Гараджа, В.И. Кризис религии и католический модернизм /В.И. Гараджа.-М.: Бек, 1969.-211с.

47. Гараджа, В.И. Политика и религия /В.И. Гараджа //Наука и религия.-1991.-№3.-С.5-8

48. Геевский, И.А. Американская мозаика /И.А. Геевский, Н.К. Сетунский.-М.: Политиздат, 1991.-445с.

49. Гордиенко, H. С. Особенности модернизации современного русского православия /Н.С. Гордиенко, П.К. Курочкин.-М.: Православие, 1978.-415с.

50. Демократические практики в средние века: опыт христианства Электронный ресурс.- место издания: Copyright ИРИС, 1999-2005. — Режим доступа: http://www.democracy.nj/curious/democracy/booksergeev/page9.html 10.11.2004

51. Диа-Логос. Религия и общество 1997. Альманах /Сост. и общ. ред. М. Смирнова.-М.: Истина и жизнь, 1997.-428с.

52. Добреньков, В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США /В.И. Добреньков.-М.: Изд. Моск. ун-та, 1980.-248с.

53. Журавский, А. Электоральные сложности кандидатов католиков Электронный ресурс. /А. Журавский.— место издания: Copyright ИРИС, 1999-2005. — Режим доступа :http://www.vibori.info/news/article.php?id=998 10.11.2004

54. Иванов, A.B. Анализ некоторых аспектов современных религиозно-политических отношений Электронный ресурс. /A.B. Иванов.—место издания: Copyright ИРИС, 1999. — Режим доступа :http://www.kisi.kz/Parts/IntoPol/03l 202Ivanov.html 10.11.2004

55. Иванов, П.И. Как учит дядя Сэм и чему это учит нас /П.И. Иванов //Община XXI век православное обозрение.-2001 .-№1 .-С.5

56. Исаев, С.А. Теология смерти (Очерки протестантского модернизма) /С.А. Исаев.-М.: Полит, лит., 1991.—313с.

57. Калиничева, З.В. Политика и религия /З.В. Калиничева.-Л.: Знания, 1984.32с.

58. Кантор, В. Христианство и европейская политика /В. Кантор //Открытая полигика.-2000.-№5-6.-С.25-31

59. Каро, И. Религиозный фактор в международных отношениях /И. Kapo, Е. Федякова //Латинская Америка.-2001.-№7.-С. 39-47

60. Кислова, A.A. Религия и церковь в общественно-политической жизни США первой половины XIX века /A.A. Кислова.-М.: Наука, 1989-240с.

61. Клакхон, К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию /К.К.М. Клакхон.-СПб.: Евразия, 1998.-352с.

62. Коммейджер, С.Г. Американское сознание /С.Г. Коммейджер //США: экономика, политика, идеология.-1993.-№9.-С.39-58

63. Коэн, М.Р. Американская мысль /М.Р. Коэн.-М.: Изд-во ин. лит-ры, 1958.— 390с.

64. Лапицкий, М.И. Американская деловая культура США (возвращаясь к истокам) /М.И. Лапицкий //США-Канада: экономика, политика, культура. -2004. -№6.-С. 81 -96

65. Лебедева, Л. США: демографический портрет на переломе веков /Л. Лебедева, В. Гарбузов //Человек и труд.-2002.-№9.-С.32-34

66. Лейпхарт, А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование /А. Лейпхарт.-М.: Аспект Пресс-графики, 1997.-287с.

67. Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня /М. Лернер.-Т. 2.-М.: Радуга, 1992.-575с.

68. Лихарев, Д.В. Историография США в XX веке: Практикум /Д.В. Лихарев.-Уссурийск: Изд. УГЛИ, 1996.-363с.

69. Лозаннский, Э.Д. Этносы и лоббизм в США /Э.Д. Лозаннский.-М.: Международные отношения, 2004.-272с.

70. Мангейм, Дж.Б. Политология. Методы исследования /Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич.-М.: Весь мир, 1999.-544с.

71. Наруллаев, A.A. О соотношении политики и религии /A.A. Наруллаев //Вестник РУДН. -2000. -№2.-С. 15-19

72. Никитина, А.Г. Политизация религии /А.Г. Никитина //Вопросы философии.-1994.-№3.—С. 173-180

73. Нитобург, Э.Л. Церковь афроамериканцев XVII-XX Ии./ Э.Л. Нитобург — М.: Наука, 1995 -268с.

74. Новиков, М.П. Тупики православного модернизма: Критический анализ богословия XX в. /М.П. Новиков.-М.: Богословие, 1979.-211с.78.о. Мень, А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни /о. А. Мень. В 7т. -М.: Наука, 1991.

75. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. /Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.-М.: МГСУ; Изд-во "Союз", 1997-992с.

76. Паренги, М. Демократия для немногих /М. Паренти; Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1990.-504с.

77. Петров, И. Президентская гонка с религиозным уклоном /И. Петров //НГ. Религия.-2000.-№6.-С.4

78. Платонов, О. Глобализация религиозного сознания /О. Платонов //Молодая гвардия.-2002.-№9.-С. 124-134

79. Подлесный, П.Т. Вопросы внешней политики в избирательной кампании США /П.Т. Подлесный //США-Канада: экономика, политика, культур а.-2004.-Xo6.-C. 18-33

80. Политика США в меняющемся мире /Отв. ред. П.Т. Подлесный.-М.: Наука, 2004-ЗЗЗс.

81. Политический режим и преступность /Под ред. В.Н. Бурлакова, Ю.Н. Волкова, В.П. Сальникова.-СПб.: Юр. центр Пресс, 2001.-365с.86.прот. Чельцов, М. Христианство и политика /прот. М. Чельцов //Журнал Московской Патриархии.-1994.-№3.-С.62-64

82. Пряничников, A.C. Политика и люди. Демократы в начале президентской гонки /A.C. Пряничников //США-Канада: экономика, политика, культур а.-2004.-№3.-С. 108-126

83. Разделение и взаимодействие: религия и политика в США (Интервью с

84. Кеннетом Д. Уолдом) Электронный ресурс. //США: Общество и Ценности.-место издания: Электронный журнал ЮСИА, 1997.-том 2.-W1.-Режим доступа: ht^://usMo.sMe.gov/joumals/itsv/0397/ijsr/russtoc.htm 27.01.2003

85. Религиозные группы в США //США: экономика, полигика, идеология.-1994.-№8-9.-С. 17-25

86. Религия в политической жизни США (70е-нач.80-х гг.) /Под ред. Ю.А. Замошкина, Д.Е. Фурман.-М.: Наука, 1985.-224с.91 .Рогов, С. Доктрина Буша /С. Рогов //Свободная мысль XXI в.-2002.-№4.-С.4-14

87. Рормозер, Г. Кризис либерализма /Г.Рормозер.-М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 1996.-298с.

88. Симонов, К.В. Политический анализ /К.В. Симонов-М.: Логос, 2002-152с.

89. Синелина, Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения ЯО.Ю. Синелина //СОЦИС.-2001 .-Ж7.-С.89-96

90. Ситнянский, Г.Ю. Циклы политической истории: принцип наложения и дополнения /Г.Ю. Ситнянский //Полис: политические исследования.-2002.-№4.-С. 45-52

91. Согрин, В. Политическая история США. XVII XX вв. /В. Согрин.-М.: Весь мир, 2001.-400с.

92. Соснин, В.А. Психология религии: американский опыт /В.А. Соснин //Психологический журнал.-2002.-№2.-С. 118-127

93. США: государство-человек-экономика (региональные аспекты) /Под ред. д.э.н. Л.Ф. Лебедевой.-М.: Анкил, 2001.-224с.

94. США: эволюция основных идейно-политических концепций /Под ред. проф. A.C. Маныкина.-М.: Изд-во МГУ, 2004.-400с.

95. Тотьмянин, Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев /Н.Д. Тотьмянин //США: экономика, политика, идеология.-!9951.- С.35-45

96. Тульский, М. Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет /М. Тульский //НГ. Религия.-2001 .-№ 1 .-С.4

97. Тульский, М. Кто голосовал за Буша и Гора? /М Тульский //НГ. Религия.-2000.-№21 .-С.2

98. Тульский, М. Позиции церквей США /М. Тульский //НГ. Религия.-2000.-№20.-С.1

99. Уткин, А.И. Американская империя /А.И. Уткин.-М.: Изд-во Эксмо, 2003.-736с.

100. Федотова, В. Мир культуры против культуры мира /В. Федотова //Свободная мысль.-2003.-№9.-С.32-44

101. Филиппов, Б. Как должен голосовать верующий /Б. Филиппов //НГ. Религия.-2000.-№20.-С.5

102. Филиппов, Б. Церковь в современном демократическом обществе /Б. Филиппов //Первое сентября. История.-1999.-№27.-С. 1-8

103. Филиппов, И. Бог, оружие и правительство: Мировые лидеры все чаще оправдывают свою политику религиозными мотивами /И. Филиппов //НГ. Религия.-2003.-№20.-С. 1

104. Фостер, У.З. Очерк политической истории Америки /У.З. Фостер.-М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1995.-918с.

105. Фукуяма, Ф. Великий разрыв /Ф.Фукуяма; Пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой.-М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-474с.

106. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек /Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина.-М.: ACT: Ермак, 2005.-588с.

107. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской идентичности /С. Хантингтон; Пер. с англ. А. Башкирова.-М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004.-635с.

108. Шведов, В. Религия и политика /В. Шведов //Международная жизнь.-1992.-№5.-С.48-60

109. Шевченко, М. Пространство и мифы религиозной политики Электронный ресурс. /М. Шевченко.— место издания: Центр «Сова»,2003-2005.-Режим доступа: http://www.religion.sovacenter.ru/publication/2ECD470/31262F3 13.02.2005

110. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием /Г. Шиллер.-М.: Мысль, 1980-325с.

111. Шмигт, К. Политическая теология /К. Шмитт.-М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000,-ЗЗбс.

112. Элазар, Д.Дж. Социальные различия и федерализм. Религиозное разнообразие и федерализм /Д.Дж. Элазар //Международный журнал социальных наук.-2001.-№34.-С.73-78

113. Языков, Е.Ф. Обобщающее исследование политической истории США XVII XX вв. /Е.Ф. Языков //Новая и новейшая история.-2002.-№2.-С. 175-182с.

114. Ясперс, К. Смысл и назначение истории /К. Ясперс.-М.: Республика, 1992.-496с.

115. Ahlstrom, S.E. A Religious History Of The American People /S.E. Ahlstrom.-New Haven: Yale University Press, 1972,- 517p.

116. Albanese, C.L. America: Religions And Religion /C.L. Albanese.-2d ed.-Belmont, CA: Wadsworth, 1992.- 460p.

117. Alcoholics anonymous: What is currently known? /Eds. B.S. McCrady, W.R. Miller //Research on Alcoholics Anonymous: Opportunities and alternatives. Brunswick.-N.Y.: Rutgers University Publishers, 1993.-P.41-78.

118. Ali, M.M Muslims In America: The Nation's Fastest Growing Religion /М.М. Ali //Washington Report on Middle East Affairs.-1996.-Vol. 15.-No. 1.-(May-June).-Pp. 13, 107

119. Argyle, M. Psychology and Religion /М. Argyle.-London: Routledge, 2000.-285p

120. Baggett, J. Religion and politics Electronic resource. /J. Baggett.-место издания: Graduate Theological Union, 2003.-Mode of access: http://www.gtu.edu/page.php ?nav==561 15.12.2004

121. Bellah, R.N. Civil Religion in America /R.N. Bellah //Religion American

122. Style.-N.Y.: Harper & Row, 1974.- P. 101-152

123. Berger, D. What Do American Jews Believe?: A Symposium /D. Berger //Commentary.-1996.-Vol. 102.-No.2.-(August).-P. 18-96.

124. Bowman, K.H. Public Opinion And Demographic Report: Faith In America /К.Н. Bowman, E.C. Ladd, eds. //American Enterprise. -1994. Vol. 5. -No. 5. -(September-October). -P. 90-99

125. Briggs, V.M. Immigration Policy and American Labor Force /V.M. Briggs.-Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1984,- 215p.

126. Carter, S.L. The Culture Of Disbelief: How American Law And Politics Trivializes Religious Devotion/S.L. Carter.-New York: Doubleday, 1994.-128p.

127. Chambers, V. SAY Amen, Indeed /V. Chambers, H. Chambers, Jr. Chester //American Way.-1997.-Vol.30.-No.4.-(15 February).-Pp. 38-42,102-105

128. Cooper, M.C. Muslims In America /М.С. Cooper //CQ Researcher.-1993.-Vol.3.-No.l6.-(30 April).-P.361-384

129. Ш.Сиггап, T.J. Xenophobia and Immigration, 1820-1930 /T.J. Curran.-Boston: Twayne Publishers, 1975.- 148p.

130. D'Antonio, W.V. Religion and family life: How social scientists view the relationships /W.V. D'Antonio, W.M. Newman, S.A. Wright //J. for the Scientific Study of Religion/-1982.-No.21.-P.218-225.

131. Davies, W. E. Patriotism on Parade: The Story of Veterans' and Hereditary Organizations in America /W.E. Davies.-Cambridge: Harvard University Press, 1955.- 401p.

132. Eastland, T. Religious Liberty In The Supreme Court: The Cases That Define The Debate Over Church And State /Т. Eastland.-Washington: Ethics and Public Policy Center, 1993.- 298p.

133. Falkowski, L. Religion and politics Electronic resource. /L.Falkowski.- местоиздания: The Center for Progressive Christianity, 2003.-Mode of access: http://www.tcpc.org/resources/articles/religionand. htm 15.12.2004

134. Flowers, R.B. That godless court? Supreme court decisions on church-state relationships /R.B. Flowers.-Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 1994.- 158p.

135. Gaustad, E.S. A Religious History Of America /E.S. Gaustad.-2d ed.-San Francisco: Harper and Row, 1990.-334p.

136. Green, J. Democrats' "religion gap" not full story/ J.Green //Christian Century february 24, 2004 - p. 14

137. Hewitt, H. Searching For God In America /Н. Hewitt.-Dallas: Word Publishing, 1996.- 105p.

138. Hoult, T. Sociology of religion /Т. Hoult.-N.Y.: Dryden, 1998.- 628p.

139. Hudson, W.S. Religion In America /W.S. Hudson, J. Corrigan.-5th ed.-N.Y: Prentice-Hall, 1992.- 447p.

140. Hutson J.H. Religion and the founding of the American Repablic /J.H. Hutson Washington: Library of Congress, 1998.-136 p.

141. Jacoby, R. Social amnesia /R. Jacoby.-Boston: Transaction Publishers, 1975.-191p.

142. Jelen, T.G. Public Attitudes Toward Church And State /T.G. Jelen, C. Wilcox.-Armonk, N.Y.: Sharps, 1995.- 231p.

143. Johnson, P. God And The Americans /Р. Johnson //Commentary.-1995.-Vol.99.-No. 1 .-(January).-P.25-45

144. Jost, K. Religion And Politics /К. Jost //CQ Researcher.-1994.-Vol.4.-No.38.-(14 October).-P.889-912

145. Kosmin, B.A. One Nation Under God: Religion In Contemporary American

146. Society /B.A. Kosmin, S.P. Lachman.-N.Y.: Harmony Books, 1993.- 312p.

147. Koszegi, M.A. Islam In North America: A Sourcebook /M.A. Koszegi, J.G. Melton.-N.Y.: Garland, 1992.-540p.

148. Linc, A.S. American epoch: A hictory of the United States /A.S. Linc.-V.l.-N.Y.: Dryden, 1967.-105p.

149. Lippy, C.H. Encyclopedia Of The American Religious Experience: Studies Of Traditions And Movements /C.H. Lippy, P.W. Williams.-3 vols.-N.Y.: Scribners, 1988.

150. Lipset, S.M. The Politics of Unreason: Right Wing Extremism in America, 1790-1970 /S.M. Lipset, E.N. Rabb.-N.Y.: Harper, 1970.- 496p.

151. Marsden, G.M. Religion And American Culture /G.M. Marsden.-San Diego: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1990.- 114p.

152. Martin, W. With God On Our Side: The Rise Of The Religious Right In America /W. Martin.-N.Y.: Broadway Books, 1996.- 314p.

153. Marty, M. Modem American Religion /M. Marty.-3 vols.-Chicago: University of Chicago Press, 1996.

154. Marty, M. Pilgrims In Their Own Land: Five Hundred Years Of Religion In America /M. Marty.-N.Y.: Viking Penguin, 1985.- 51 lp.

155. Masci, D. Catholic Church In The U.S.: Can It Overcome The Challenges Ahead? /D. Masci //CQ Researcher.-2002 Vol.5.-No.33.-P.779-799

156. Moen, M.C. The Evolving Politics Of The Christian Right /M.C. Moen //Political Science and Politics.-1996.-Vol.29.-No.3.-(September).-P.461-464

157. Mohl, R. A. The New City: Urban America in the Industrial Age, 1860-1920 /R.A. Mohl.- Arlington Heights (111.): Harlan Davidson, 1985.- 398p.

158. Mooney, C.J. America's Many Religions: A Harvard Scholar Maps The Country's Changing Religious Landscape /C.J. Mooney //Chronicle of Higher Education. -1995. -9 June.-P.10

159. Morgan, E.C. The Puritan Ethic and the American Revolution/ E.C. Morgan // William and Mary Quarterly. January, 1967. - N.24. - P.3-43.

160. Neuhaus, R.J. The Naked Public Square: Religion And Democracy In America

161. R.J. Neuhaus.-Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1986.- 327p.

162. Neuhaus, R.J. The Public Square: A Continuing Survey Of Religion And Public Life /R.J. Neuhaus //First Things.-1992.-No.23.-(May).-P.78-81

163. Noll, M.A. Religion And American Politics: From The Colonial Period To The 1980s /М.А. Noll.-N.Y.: Oxford University Press, 1990.- 401p.

164. Pierard, R. Civil Religion and the Presidency /R. Pierard, R. Linder.-Michigan: Academic Books, 1988.- 347p.

165. Pocock, J.G.A. Machiavelly, Harrington and English Political Ideologies in the Eigteenth Century /J.G.A. Pocock //William and Mary Quarterly.-1965.-No.22.-(October). -P.549-583.

166. Politics and the pulpit: throwing the vote seekers out of the temple //Churh&state.-2004.-February.-P. 13

167. Reichley, J. Religion in American public life /J. Reichley-Washington, P.C: The Brooking institution, 1985.^120p.

168. Religion in politics Electronic resource.- место издания: The per forumon religion and publictife, 2000-2005.- Mode of access http://pewforum.org/religion-politics/ 10.11.2004

169. Religious broadcasters beam Bush prayer day remarks nationwide //Churh&state.-2004.-June.-P. 15-16

170. Rodgers, D.T.Republicanism: the Career of a Concept/ D.T. Rodgers // Journal of American History. June, 1992. - Vol.79, n.l. - P. 11-38.

171. Shaffer, H. Religious boom/ H. Shaffer.- Washington: Georgetown University Press, 1995-421p.

172. Schur, E. The awareness trap: Self-absorption instead of social change /Е. Schur.-Chicago: Quadrangle Books, 1976.- 143p.

173. Strong, J. Our Country, Its Possible Future and Its Present Crisis /J. Strong.-Reprint of the rev. ed. of 1891.- Cambridge: Harvard University Press , 1963.41 lp.

174. The Encyclopedia Of American Religious History.-2 vols.-N.Y.: Facts on File, 1996.

175. Thiemann, R.F. Religion In Public Life: A Dilemma For Democracy /R.F. Thiemann.-Washington: Georgetown University Press, 1996.- 123p.

176. Wald, K.D. Religion And Politics In The United States /K.D. Wald.-3d e<L-Washington: CQ Press, 1997.- 147p.

177. Weber, P.J. U.S. Religious Interest Groups: Institutional Profiles /P.J. Weber, W.L. Jones.-Westport, CT: Greenwood Press, 1994.-357p.

178. Wilson, B. Contemporary transformation of religion /B. Wilson.-Oxford: Clarendon Press, 1979.-297p.

179. Zuckerman, P. Secularization: Europe yes, United States-No /P. Zuckerman //Skeptical Inquirer. -2004.-March-April.-P. 49-52

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.