Благотворительная деятельность как сфера повседневной жизни великой княгини Елизаветы Федоровны в России конца XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Волошун, Полина Васильевна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 204
Оглавление диссертации кандидат наук Волошун, Полина Васильевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Организация благотворительной деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны в России конца XIX - начала XX века
§ 1. Елизавета Федоровна как организатор социального призрения
женщин и детей в России конца XIX - начала XX века
§ 2. Благотворительная деятельность Елизаветы Федоровны в отношении мужчин-воинов и членов их семей в годы русско-японской и Первой мировой войн
§ 3. Благотворительность в отношении православных верующих и язычников в ходе паломничеств и миссионерской деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны
Глава И. Частная повседневность великой княгини Елизаветы Федоровны как
ресурс ее благотворительной деятельности
§ 1. Семейная жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны
§ 2. Переписка в повседневной жизни великой княгини Елизаветы Федоровны
§ 3. Повседневная жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны в
летний период в имении Ильинское
Глава III. Благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны в контексте ее публичной повседневности
§ 1. Личные отношения с сестрой как причина публичной благотворительной и миссионерской деятельности великой княгини Елизаветы
__Федоровны
§ 2. Борьба Елизаветы Федоровны за создание диаконисского служения в России как нового вида благотворительной деятельности
§ 3. Паломническая поездка в Соловецкий монастырь как взаимосвязь частного и публичного в повседневной жизни великой княгини Елиза-
веты Федоровны
Заключение
Опубликованные источники
Архивные фонды
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Православная культура Москвы как источник духовного творчества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны2011 год, кандидат культурологии Матвеенко, Дарья Яковлевна
Благотворительные организации великой княгини Елизаветы Федоровны: руководство, структура, источники финансирования, жертвователи (1884–19182023 год, кандидат наук Ковальская Елена Юрьевна
Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала ХХ века1998 год, кандидат исторических наук Максимова, Людмила Борисовна
Московские общины сестер милосердия во второй половине XIX - начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Козловцева, Елена Николаевна
Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви2000 год, кандидат исторических наук Иванова, Людмила Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Благотворительная деятельность как сфера повседневной жизни великой княгини Елизаветы Федоровны в России конца XIX - начала XX века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Историческое изучение личности великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой (1864-1918) в ее повседневной жизни, выявление черт ее характера, определение внутренних и внешних мотивов слов и поступков, соотношения частного (собственно женского) и публичного (великокняжеского) стилей поведения, а также значение ее деятельности для истории российской благотворительности рубежа XIX-XX вв. - одна из важнейших тем современной исторической науки. Политическая, религиозная, социальные роли великой княгини нуждаются в осмыслении и достоверной оценке, невозможных без учета происхождения, воспитания, мировоззрения, вероисповедания, обстоятельств семейной жизни великой княгини. В связи с ростом влияния женщин на общество на рубеже Х1Х-ХХ вв. вклад великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой в данный процесс представляется наиболее существенным среди других членов императорской фамилии. Исследовательский интерес к этому феномену может быть удовлетворен путем выявления причин, внешних стимулов и внутренних мотиваций великой княгини, что, в свою очередь, способствует обретению обратной связи с ней самой, а также осознанию общественных настроений изучаемого периода.
Исторические источники личного происхождения позволяют нам почерпнуть достоверную, исходящую непосредственно от субъекта, информацию о повседневной жизни женщин, принадлежащих к высшим слоям российского общества конца XIX - начала XX в. Материалы личной переписки великой княгини Елизаветы Федоровны, дневниковые записи, открытки, хранящиеся в архивах и частных коллекциях, являются значимыми свидетельствами женской истории повседневности того времени. Данные рукописи позволяют нам изучить личность великой княгини, определить проявление основных черт ее характера, целей, выявить языковые особенности об-
щения Елизаветы Федоровны, исходя из ее англо-германского происхождения и многонациональное™ императорского дома.
Нынешняя «рубежность» от XX к XXI в., историческая ситуация «грани веков» заставляют обращаться к опытам «переживания нового» в предшествующий аналогичный период. Общество сейчас, как и тогда, ищет ответы на вопросы о качестве переживаемых структурных изменений. На рубеже Х1Х-ХХ вв. эта ситуация выражалась, в том числе в повышении роли женщин в общественной жизни России, в неэффективности «мужского» управления благотворительностью, в новых вызовах женской личности в плане ее социальной и эмоциональной самореализации. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова во многом сама была «ответом» на актуальные вызовы эпохи. Она сделала женское участие в общественных процессах России не только возможным, но и желательным; подняла качество социального служения на новый уровень. Причины ее заинтересованности, а также объем работы и методы воплощения заслуживают пристального и адекватного научного исследования и осмысления. Изучение личности великой княгини Елизаветы Федоровны, ее благотворительной деятельности и повседневной жизни позволяет выявить новые способы социальной реализации женщин в России на рубеже Х1Х-ХХ вв., осмыслить механизмы социальных взаимоотношений между различными участниками меняющегося российского социума.
Объект диссертационного исследования - личность великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой в ее частной и публичной повседневности.
Предметом исследования является благотворительная деятельность как аспект повседневной жизни великой княгини Елизаветы Федоровны.
Хронологические рамки исследования охватывают «русский» период жизни великой княгини - с 80-х гг. XIX в. до 1918 г., а именно: от приезда Елизаветы Федоровны в Россию, свадьбы в 1884 г., переезда из Санкт-Петербурга в Москву в связи с назначением супруга, великого князя Сергея Александровича, на пост генерал-губернатора в 1891 г. до ее гибели в городе Алапаевске в 1918 г.
Территориальные рамки исследования обусловлены пребыванием, местами деятельности и личной повседневной жизни великой княгини Елизаветы Федоровны на территории Российской империи: Москва и Санкт-Петербург, губернии Новороссийская, Казанская, Вологодская, Уфимская, Архангельская, а также Дальний Восток на основании деятельности благотворительного Комитета великой княгини и оказания помощи раненым воинам в период русско-японской войны.
Степень изученности темы. История изучения личности Елизаветы Федоровны восходит к текстам о ней, появившимся еще при жизни. На протяжении XX в. литература о Елизавете Федоровне служила отражением политических задач и идеологических клише. Можно выделить несколько этапов отношения к ней в разные историографические периоды.
В дореволюционной историографии наметился этап официального восхваления, в рамках которого были сделаны отдельные наблюдения и предприняты попытки предварительного анализа современниками личности и деятельности Елизаветы Федоровны. Исследователю важно учитывать, что этот этап являлся прижизненным, а значит, историографические суждения не выходили за рамки официального отношения. Благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны уделялось внимание в исторических очерках, выпускаемых современниками.
Большинство работ, появившихся на этом этапе, носит историко-статистический и информационно-справочный характер. В основном, они группируются вокруг нескольких предметных областей: история российской благотворительности, сестринское христианское служение, институт диаконис, благотворительные учреждения Елизаветы Федоровны.
В работах по истории российской благотворительности уделяется внимание вопросам благотворительной деятельности императорских обществ и сестер милосердия1. Женское благотворительное служение попадало в круг
1 Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Его же. Общественная помощь нуждающимся в истори-
6
интересов историков православных женских монастырей как мест его осуществления, среди которых важнейшую роль сыграли так называемые «по-слушнические монастыри» . Определенный вклад в изучение темы вносят исторические труды, посвященные общинам сестер милосердия, которые учреждались в России с середины XIX в. великими княгинями . Такого рода сестринское христианское служение, основы которого заложила еще императрица Мария Федоровна, опиралось на принятие специальной присяги, лишь в некоторых пунктах подражающей строгому монашескому уставу, но, в целом, позволяющей оставлять работу под любым благовидным предлогом4. В дореволюционной историографии уделялось внимание изучению института диаконис и попыткам его введения в России в начале XX в.5, что было связано с инициативой Елизаветы Федоровны.
Ряд работ имеет непосредственное отношение к проблеме личности, общественной деятельности и благотворительных учреждений Елизаветы
ческом развитии в России. СПб., 1906; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894; Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897; Благотворительные учреждения Российской империи: в 3 т. / под ред. A.A. Тулубье-ва. СПб., 1900; Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности в России: в 2 т. / ред. П.И. Лыкошин. СПб., 1901; Благотворительность в России: в 2 т. СПб., 1907; Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907; Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908; Шумигорский Е.С. Императорское женское патриотическое общество (1812-1912). СПб., 1912.
Зверинский В.В. Материалы для историко-топографических исследований о православных монастырях в Российской Империи. СПб., 1892. Т. II. С. XII-XIV.
3 Описание Санкт-Петербургского заведения Общины сестер милосердия. СПб., 1850; Илинский П.А. Русская женщина в войну 1877-78 г. Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. СПб., 1879; Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 50-летие (1844-1894). СПб., 1894.
4 См.: Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия... С. 32.
5 Благотворительные женщины. Елизавета, дочь короля Венгерского. Т. II. Тверь, 1861; Благотворительные женщины. Луиза Легра и сестры милосердия. Т. III. Тверь, 1861; Благотворительные женщины. Описание некоторых женских общин Римской Церкви. Т. IV. Тверь, 1861; Благотворительные женщины. Елизавета Фрай. Т. V. Тверь, 1861; Гольтц Э. Служение женщины в христианской церкви. Сергиев Посад, 1907; Гидулянов П.В. Участие женщин в древне-христианском служении. Сергиев Посад, 1908; Служение женщин в первохристианской церкви // Русский Паломник. 1910. № 23. 5 июня; Троицкий С. Диако-нисса в православной церкви. СПб., 1912; Добронравов Н. Диакониссы в древнем христианстве//Душеполезное чтение. Февраль. Сергиев Посад, 1912. С. 188-196.
Федоровны6. В книге Л.И. Денисова (в монашестве Арсения) собраны краткие исторические и статистические сведения о 1105 мужских и женских монастырях, архиерейских домах и женских общинах, действовавших в начале
■у
XX в. . В сборнике упоминаются созданные около 1870 г. епархиальные общины сестер милосердия, находившиеся под покровительством императрицы Марии Федоровны, где монашествующие сестры имели на содержании при-
о
юты, аптеки и лаборатории . Данные сведения позволяют сопоставить их с проектом Марфо-Мариинской обители милосердия и выявить разницу в отсутствии необходимости пострига для сестер обители.
Статья В.В. Розанова посвящена начинанию великой княгини и созданию Марфо-Мариинской обители, а именно рассуждениям автора о необходимости и своевременности создания Елизаветой Федоровной обители, что он буквально называет «спасением православия»9. Статья E.H. Поселянина10 рассматривает наставницу и сестер Марфо-Мариинской обители в контексте исторической преемственности с древним диаконисским служением, с подробным описанием обряда посвящения", однако носит скорее хвалебный характер с целью привлечения сочувствующих к начинанию великой княгини.
Более официозный тон у С. Матвеева, священника, описывающего первые в Уфимской епархии курсы, открывшиеся под покровительством великой княгини. Данный труд подтверждает скрупулезность подхода Елизаветы Федоровны, в нем приводятся подробные сведения о проведенных мероприятиях и их содержании, уделяется внимание не только лекциям по христиан-
6 Матвеев Стефан, свящ. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещеных инородцев. Уфа, 1911; Куроедова В.П. Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Орел, 1916.
7 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи: полный список. М., 1908.
8 См.: Денисов Л.И. Указ. соч. С. 511.
9 Розанов В.В. Великое начинание в Москве // Новое время. 1909. № 11847. 6 марта. Цит. по: Собрание сочинений. Старая и молодая Россия (статьи и очерки 1909 г.) / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М, 2004. С. 83.
10 Поселянин Е. Русские преемницы древних диаконис // Русский Паломник. 1910. № 23, 5 июня.
11 Поселянин Е. Указ. соч. С. 362.
скому богословию и обсуждениям «мухаммеданского учения»12, но и беседам о трезвости «Внутренние органы здорового и больного алкоголем чело-
1 Ч
века, сцены семейной жизни алкоголика» , что также говорит о связи благотворительной и социальной деятельностей в работе великой княгини.
В труде А.П. Перепелкина изложена история 20-летней работы Елизаветинского общества в Москве и Московской губернии с самого его основания в 1892 г., представляющая собой, по большей части, презентацию достижений общества, нежели беспристрастный анализ его деятельности14. В брошюре В.П. Куроедовой15 наибольшее внимание уделяется свидетельствам из Священного Предания о необходимости и формате женского служения в апостольские времена, об отборе и личных качествах избранниц, упоминаются заслуги русских княгинь и царевен. Автор описывает один день своего пребывания в обители, а также касается основных направлений работы великой княгини в военные годы.
Таким образом, перечисленные исторические очерки могут лишь в самом общем виде характеризовать начальный этап общественного и научного интереса к личности и благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны, носят, в основном, фактологический и восхваляющий16 характер, не выходят за рамки прижизненного официального к ней отношения, не содержат обобщающих оценок и глубокого анализа ее повседневной жизни и социально-политической роли в российском обществе.
В советской историографии тема великой княгини Елизаветы Федоровны, ее личности, повседневной жизни и благотворительной деятельности находилась вне интереса исторической науки и на территории советского государства оставалась неизученной. Общая историческая ситуация, связан-
12 См.: Матвеев Стефан, свящ. Матвеев Стефан, свящ. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещеных инородцев. Уфа, 1911. С. 6.
13 Там же. С. 9.
14 Перепелкин А.П. Исторический очерк развития благотворительной деятельности Ели-саветинского общества в Москве и Московской губернии за 20 лет с 1892 по 1912 год (с 5-ю приложениями). М., 1912.
15 Куроедова В.П. Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Орел, 1916.
16 См.: Куроедова В.П. Указ. соч. С. 6-12; Поселянин Е. Указ. соч. С. 362-365.
ная с революционными переменами 1917 г. и трагической гибелью Царской семьи, негативное отношение к представителям правящего дома Романовых обусловили сознательный отказ от постановки и исследования данной проблематики, в отличие от зарубежной историографии.
Первое время после ареста царской семьи и великих князей, оставалось неизвестным, живы ли пленники, бежали или были освобождены, о чем свидетельствовали распространявшиеся слухи. Выжившие члены императорской
11
семьи пребывали в неведении , пока не появились публикации о состоявшемся убийстве. Такими изданиями стали книги генерала М.К. Дитерихса 18
(1874-1937) и русского следователя по особо важным делам Омского окружного суда H.A. Соколова (1884-1924)19. Последнее издание было выпущено после неожиданной смерти автора, причины которой до конца не были установлены. Это свидетельствует о том, что афиширование материалов на данную тему было нежелательным с точки зрения нового правительства. Впоследствии, уже в позднесоветский период, выходили и другие книги 20
на данную тему .
После официальных подтверждений гибели Николая II и его ближайших родственников намечается рост публикаций дневников и воспоминаний о царской семье и великой княгине, что, среди прочего, служило источником дохода для их авторов в условиях эмиграции. В частности, графиня А. Олсуфьева (1846-1929), фрейлина великой княгини, написала основанную на
21
личных впечатлениях биографию Елизаветы Федоровны , в которой бегло касалась основных этапов жизни великой княгини. В книге писателя Ж. Ноэля представлена одна из дочерей королевы Виктории - принцесса Алиса, мать Елизаветы Федоровны22. Тем не менее, несмотря на описание характера
17 См., напр.: Дневники императрицы Марии Федоровны. М., 2005. С. 244.
18Дитерихс М.К. Убийство царской семьи и других членов Дома Романовых на Урале.
Владивосток, 1922.
19 Соколов Н.А. Убийство царской семьи. Берлин, 1925.
20 См., напр.: Платонов О. Убийство Царской Семьи. М., 1991 и др.
21 Olsoufieff A. The Grand Duchess Elisabeth Feodorovna of Russia. L., 1923.
22 Noel G.E. Princess Alice: Queen Victoria's Forgotten Daughter. L., 1974.
и стремлений Алисы, труд не позволяет составить полноценного представления о ее дочерях. Л. Келлер (до замужества Земмеринг), профессор Питтс-бургского университета, ставшая впоследствии инокиней Иоанной, в своей работе также приводит краткое изложение биографии великой княгини .
Несмотря на отсутствие историографических работ, посвященных Елизавете Федоровне в советской России и СССР, нельзя игнорировать факт появления в эмиграции на иностранных языках собственно источниковых материалов24 о ней, что, так или иначе, свидетельствует о неисчерпанности общественного интереса к ее личности и потребности в систематическом научном осмыслении. В первой половине 1920-х гг. в советском государстве на русском языке были опубликованы лишь некоторые источники25 по истории изучаемой личности и ее окружения, не сопоставимые в количественном отношении с изданными на Западе. Однако и эти единичные публикации классифицировались как промонархические, деструктивные, не представляющие ценность, и, как отмечает профессор В. Сироткин в предисловии к репринтному изданию, преподносились «как заведомая ложь»26. Несмотря на то, что значительная часть источников впоследствии, уже в постсоветское время, была переведена и выпущена в России, далеко не все они привлекались к изучению исследуемой темы в полном объеме, не анализировались одновре-
23 Koehler L. Saint Elisabeth: The New Martyr. N.Y., 1988.
24 Cantaeuzene, Princess. Revolutionary Days: Recollections of Romanoffs and Bolsheviki. Boston, 1919; Paleologue M. La Russie des Tsars pendant la Grande Guerre. Paris, 1921; Его же. Alexandra Feodorovna, Impératrice de Russie. P., 1932. Также см.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.amazon.com/Alexandra-Feodorowna-Imperatrice-Maurice- Paleo-logue/dp/B000SZGGF0/ref=sr_l_33?s=books&ie=UTF8&qid=1401619446&sr=l-33 (дата обращения: 03.06.2014); Dehn L. The Real Tsaritsa. Boston, 1922; Bariatinsky, Princess Anatole Marie. My Russian Life. L., 1923; Buchanan G.W. My Mission to Russia and Other Diplomatic Memories. V. I, II. L., 1923; Paley, Princesse. Souvenirs de Russie 1916-1919. P., 1923; Buxhoeveden S., Baroness. The Life and Tragedy of Alexandra Feodorovna, Empress of Russia: a biography. L., N.Y., Toronto, 1928. Также см.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderpalace.org/2006alix/ (дата обращения: 26.12.2013); Marie, Grand Duchess of Russia. Education of a Princess: a memoir. N.Y., 1931; Mossolov A. A. At the Court of the Last Tsar. L., 1935; Cyril, Grand Duke. My Life in Russia's Service - Then and Now. L., 1939; Youssoupoff F., Prince. Avant L' Exil 1887-1919. P., 1952; Gavriil Konstantinovich. V mramornom dvortse: iz khroniki nashei semyi. N.Y., 1955.
25 Палеолог M. Царская Россия во время мировой войны / пер. с фр. Д. Протопопова и Ф. Ге. М., Петроград, 1923; Бьюкенен Д. У. Мемуары дипломата. Б.м., 1924.
26 Сироткин В. Предисловие // Палеолог М. Указ. соч. С. 5.
менно для сопоставления и сравнения сведений. В отсутствии полновесных исторических исследований значение публикаций исторических источников, вышедших за пределами коммунистической России, сложно переоценить. Именно в них содержались материалы о личности, повседневной жизни и деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны. В результате недоступности источниковой базы и действовавших в СССР идеологических запретов отечественная историческая наука на десятилетия отстала в изучении темы. Многие из опубликованных за рубежом источниковых материалов, ввиду территориальной удаленности и особенностей законодательств других стран относительно антиквариата и старинных изданий, представляются утраченными навсегда.
В то же время в советской историографии выходили такие одиозные
27
работы как труд М. Касвинова , где автор дает свою интерпретацию предреволюционным событиям, цитирует императора и императрицу, их ближайшее окружение, Распутина, политиков и других исторических деятелей с целью укрепления антимонархического настроя. В данной работе император Николай II представлен как слабый, ленивый и лицемерный монарх, презирающий народ, а императрица Александра Федоровна обрисована как женщина капризная, подлая, и истеричная натура. В целом, повествование носит агрессивный, безапелляционный характер. Елизавета Федоровна упоминается как «сестра царицы»28 без каких-либо личностных характеристик и комментариев относительно ее деятельности. Данный историографический труд носит явно пропагандистский характер, ввиду того, что был рассчитан на широкий круг читателей и выдержал многократные переиздания. Подобный же, в целом антинаучный, тон присутствует и в статьях Большой Советской Энциклопедии29, что не позволяет оценивать их как вклад в изучение иссле-
27
Касвинов М. Двадцать три ступени вниз. М., 1978.
28 Там же. С. 395.
29
См., в частности: «У Н. (Николая. - П.В.) II были недостаточные для государственного деятеля умственные способности, он отличался безволием, которое сочеталось с упрямством». (Шацилло К.Ф. Николай II // БСЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.chemport.ru/nikolaj_II.shtml (дата обращения: 06.06.2014)); «(Александра Федо-
12
дуемой темы. Сюда же можно отнести формально выходящую за пределы
30
периода советской историографии статью А.Н. Сахарова , в которой опубликованы материалы допросов некоторых представителей окружения императорской четы, включая краткое высказывание великой княгини о Г. Распутине. Вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Елизаветы Федоровны, в историографии советского периода, несмотря на имеющиеся негативные оценочные суждения о последнем царе и его родственниках, не ставились и не изучались.
Таким образом, этап официального забвения в советской историографии, не являющийся историографическим в собственном смысле слова, имеет, тем не менее, существенное значение для общей оценки степени изученности темы. Данный «латентный» этап в изучении можно рассматривать как время накопления информативных свидетельств о личности и деятельности Елизаветы Федоровны, ее повседневной жизни в виде мемуарных и биографических материалов, опубликованных в эмиграции, что обозначило основу формирования источниковой базы исторического исследования и дало импульс последующей научной постановке и развитию темы. Основное значение данного этапа - в выявлении историографической неизученности проблематики, отнесении ее к разряду так называемых «белых пятен» в истории, исследовательский интерес к которым не мог быть удовлетворен до снятия официального запрета на изучение и допуска историков к соответствующим
ровна. - П.В.)... властная и истеричная, имела большое влияние на Николая II. Была ярой сторонницей неограниченного самодержавия, главой германофильской группировки при дворе. Отличалась крайним суеверием». (Александра Федоровна // БСЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.chemport.ru/aleksandra_fedorovna.shtml (дата обращения: 06.06.2014)); «(Сергей Александрович. - П.В.) вызывавший ненависть всей передовой России, по словам В. И. Ленина, "... революционизировал Москву едва ли не лучше многих революционеров..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 268)» (Сергей Александрович // БСЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.chemport.ru/sergej_aleksandrovich.shtml (дата обращения: 06.06.2014)) и др. Статья о Елизавете Федоровне отсутствует.
Сахаров А.Н. Последний временщик последнего царя. Григорий Распутин и его окружение по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного Правительства // Альманах исторических сенсаций / сост.: В. Гаркин, Д. Осипов, при участии Ю. Лубченко. М., 1993.
отечественным архивным фондам.
Исходя из наметившихся в этой связи изменений в постсоветской историографии можно выделить этап церковного почитания и светского научного изучения, датируемой с 1992 г. - прославления в России великой княгини Елизаветы Федоровны в лике святых. Стимулом к изучению жизни и деятельности Елизаветы Федоровны на данном этапе стала, прежде всего, необходимость канонизации ее Русской Православной Церковью, т.к. к этому времени она уже была причислена к лику святых в Русской Православной Церкви Заграницей (в 1981 г.). Основное содержание данного этапа выразилось в интенсивном сборе материалов о великой княгине и их массовой публикации, что повлекло за собой появление специальных работ, как в рамках
31
церковной, так и светской историографии .
Усиление общественного и научного резонанса темы произошло бла-
32
годаря работе Л.П. Миллер , изданной впервые в 1988 г. и посвященной жизни и мученичеству Елизаветы Федоровны. Книга была написана на основании материалов архивов Виндзора, Гессен-Дармштадта и Иерусалима, присланных автору почтовым путем по адресу ее постоянного проживания в Австралии. Остается неизвестным, является ли этот пакет материалов исчерпывающим, или же существует необходимость дополнительного поиска ма-
31
Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Франкфурт, 1988; Ее же. Царская семья - жертва темной силы. Мельбурн; М., 1998; Вдали от мирской суеты / под ред. М. Скляровой. Нижний Новгород, 1996; Жукова Л. По заветам Марфы и Марии: благотворительность в XVIII - начале XX века // Родина. 1996. № 3. С. 19-23; Максимова Л.Б. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века: автореф. дисс... канд. ист. наук. М., 1998; Вяткин В.В. Христовой Церкви цвет благоуханный: жизнеописание преподоб-номученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны: с прил. акафиста. М., 2001; Память как максима поведения: Материалы Свято-Елизавет. чтений / редкол.: И.К. Кучмаева (отв. ред.) и др. М., 2001; Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг Великой Княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004; Земляниченко М.А. Великая Княгиня Елизавета Федоровна - путь к лику святых. Симферополь, 2005; Мельник В.И. Первый мученик царственного Дома. Великий князь Сергей Александрович Романов. М., 2006; Гришин Д.Б. Трагическая судьба Великого князя. М., 2006; Августейшие сестры милосердия. М., 2006; Владимиров А., прот. Белый ангел Москвы. М., 2009; Паломничество Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Федоровны в Вышинскую пустынь, Святой град Иерусалим и Ярославскую губернию. Нижний Новгород, 2010.
32 Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. М., 2006. (1-е изд. - 1988).
териалов (в том числе и утраченного дневника великой княгини) в данных архивах. Сама Л.П. Миллер, по ее словам при личной встрече с автором настоящего диссертационного исследования в Москве в июле 2006 г., в этих хранилищах не была и не обладает сведениями о том, имеются ли другие материалы. Ссылки на архив, номера фондов и дел также отсутствуют. Помимо этого автор книги не сообщает, является ли перевод писем так называемым подстрочником или же претерпел литературную редакцию с ее стороны. Данные обстоятельства не позволяют обращаться к работе Л.П. Миллер как к полновесному научному исследованию, что значительно обесценивает ее вклад в процесс изучения великой княгини и других членов царской семьи. Также Л.П. Миллер не были изучены архивы Российской Федерации, и ее просьба предоставить материалы данного исследования для последующих публикаций Л.П. Миллер представляется нецелесообразным ввиду ее ненаучного подхода к работе. И, тем не менее, именно этот труд стал решающим и сделал канонизацию великой княгини в России в 1992 г. не только возможной, но и необходимой.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Милосердие и благотворительность в годы первой мировой войны 1914 - 1917 гг.: На материалах Петрограда2002 год, кандидат исторических наук Иванова, Наталья Михайловна
Деятельность женских благотворительных обществ России в конце XIX - начале ХХ века1999 год, кандидат исторических наук Пашенцева, Светлана Васильевна
Благотворительная деятельность семьи принцев Ольденбургских в России: XIX - начало XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Дёмина, Ирина Сергеевна
Русское монашество как историко-культурное явление2010 год, доктор культурологии Шафажинская, Наталья Евгеньевна
Благотворительность в России в годы первой мировой войны (1914 - февраль 1917 г.): опыт помощи пострадавшим от военных действий2008 год, кандидат исторических наук Грицаева, Анна Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Волошун, Полина Васильевна, 2014 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Августейшие сестры милосердия / авт.-сост. Н.К. Зверева М.: Вече, 2006. 461 с.
2. Белова A.B. Повседневная жизнь провинциальной дворянки Центральной России (XVIII - середины XIX в.): автореф. дисс... д-ра. ист. наук. Специальность: 07.00.07 - этнография, этнология и антропология. М.: ИЭА РАН, 2009. 66 с.
3. Белякова Е.В., Белякова H.A. Обсуждение вопроса о диакониссах на Соборе 1917-1918 гг. // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8. С. 149-155.
4. Белякова Е.В. Великая княгиня Елизавета Федоровна и попытки учреждения чина диаконисс в России // Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-годовщине со дня рождения великой княгини препо-добномученицы Елисаветы Феодоровны. 1 ноября 2004 года. М.: Издательство Паломнический Центр Московского Патриархата, 2005. С. 54-62.
5. Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности в России: в 2 т. / ред. П.И. Лыкошин. СПб., 1901. 600 с.
6. Благотворительность в России: в 2 т. СПб., 1907. Т.1: Обзор состояния общественного призрения и благотворительности. 882 е.; Т.2: Список благотворительных учреждений. 871 с.
7. Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. 2004/2005 / под общ. ред. О.Л. Лей-кинда. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005. 464 с.
8. Благотворительность в социальной политике России: история и современность: материалы к международному конгрессу «Христиан-
ство и проблемы благотворительности» / под ред. В.Д. Виноградова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 146 с.
9. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге. Рубеж XIX-XX вв. / сост. В.Н. Занозина, Е.А. Адаменко. М., 2000. 248 с.
10. Благотворительные женщины. Елизавета, дочь короля Венгерского. T. II. Тверь: Тип. губернского правления, 1861. 92 с.
11. Благотворительные женщины. Луиза Легра и сестры милосердия. Т. III. Тверь: Тип. губернского правления, 1861. 103 с.
12. Благотворительные женщины. Описание некоторых женских общин Римской Церкви. T. IV. Тверь: Тип. губернского правления, 1861. 155 с.
13. Благотворительные женщины. Елизавета Фрай. T. V. Тверь: Тип. губернского правления, 1861. 160 с.
14. Благотворительные учреждения Российской империи: в 3 т. / под ред. A.A. Тулубьева. СПб., 1900. Т. 1. 270 е.; Т. 2. 986 с.
15. Боханов А.Н. Загадочная чета // Романовы. Сердечные тайны. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 400 е.: ил. (Историческое расследование).
16. Весь мир под женским каблуком? Диалог Н. Пушкаревой с С. Кулешовым // Родина. 1996. № 3. С. 15-17.
17. Владимиров А., прот. Белый ангел Москвы. М., 2009. 49 с.
18. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. 446 с.
19. Волошун П.В. Благотворительность великой княгини Елизаветы Федоровны в отношении женщин и детей // Женщины в истории: недостающие фрагменты исторического полотна: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С.Л. Дударев, Н.Л. Пушкарева; сост. A.A. Цыбульникова. Армавир: РИЦ АГПУ, 2010. 304 с. С. 94-99.
20. Волошун П.В. Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Даръ, 2010. 480 с.
21. Волошун П. «Все паслись в саду или играли в теннис» // Родина. 2011. №6. С. 137-138.
22. Волошун П.В. «Елизавета Федоровна и Анна Кашинская - встреча двух княгинь» // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/knyagini-promyslitelnaya-vstrecha/ (дата обращения: 12.12.2013).
23. Волошун П.В. Лето с великой княгиней Елизаветой Федоровной // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/leto-s-velikoj-knyaginej/ (дата обращения: 01.08.2013).
24. Волошун П.В. «Летний период» жизни великой княгини Елизаветы Федоровны в имении Ильинское // Женщина в российском обществе. 2011. № 1.С. 25-29.
25. Волошун П.В. Письма великой княгини Елизаветы Федоровны как источник сведений о повседневной жизни личности // Личное есть историческое: сборник, посвященный юбилею профессора Т.Г. Леонтьевой / сост. A.B. Белова; под ред. A.B. Беловой. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. 180 е., ил. С. 87-92.
26. Волошун П.В. Письма великой княгини Елизаветы Федоровны // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/pisma-velikoj-knyagini-elizavety-fedorovny/ (дата обращения: 01.08.2013).
27. Волошун П.В. Посвящение в диаконисы «по одеянию» великой княгини Елизаветы Федоровны // Интеграция науки и образования: научные исследования в историческом образовании Тверского региона: материалы междунар. науч. конф. студентов и аспирантов исторического факультета Тверского государственного университета 2011-2012 гг. / сост., ред. Т.Г. Леонтьева, Ю.В. Степанова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. 191 с. С. 162-168.
28. Волошун П.В. Санатория Елизаветы Федоровны в Новороссийске // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/sanatoriya-elizavety-feodorovny-v-novorossijske/ (дата обращения: 01.08.2013).
29. Волошун П.В. Сельские будни великой княгини Елизаветы Федоровны в селе Ильинское в период с 1884 по 1896 гг. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2012. № 14. Вып. 2 / Ответств. за выпуск д.и.н. A.B. Белова. С. 131-142.
30. Волошун П.В. Соловецкий монастырь глазами преподобномучени-цы великой княгини Елизаветы Федоровны // Православный Паломник. 2007. № 5 (36). С. 40-48.
31. Волошун П.В. Соловецкий монастырь глазами святой преподобно-мученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Ч. 1 // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/soloveckij-monastyr-glazami-svyatoj-prepodobnomuchenicy-velikoj-knyagini-elizavety-fedorovny-chast-1/ (дата обращения: 12.12.2013).
32. Волошун П.В. Соловецкий монастырь глазами святой преподобно-мученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Ч. 2 // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/soloveckij-monastyr-glazami-svyatoj-prepodobnomuchenicy-velikoj-knyagini-elizavety-fedorovny-chast-2/ (дата обращения: 12.12.2013).
33. Волошун П.В. Социальная, политическая и конфессиональная роль Великой княгини Елизаветы Федоровны на праздновании торжества прославления Великой Княгини Анны Кашинской 12(25) июня 1909 г. // Тверские святые и святыни: Материалы научных конференций. Тверь: СФК-офис, 2010. 270 с. С. 67-75.
34. Волошун П.В. Социальное призрение женщин и детей в повседневной жизни великой княгини Елизаветы Фёдоровны // Материалы
студенческой научной конференции (Тверь, 16-17 апреля 2010 г.): 65-летию Великой Победы посвящается. Тверь: ТвГУ, 2010. 204 с. С. 16-21.
35. Волошун П.В. «Я желаю молиться вместе с народом!» Покровительство великой княгини Елизаветы Федоровны православной Уфимской миссии // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://pravmir.ru/stat-content/sc_printer_2982.html/ (дата обращения: 12.12.2013).
36. Воронова Е.А. Духовное состояние Российского общества и благотворительность: (ист.-соц. анализ). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 130 с.
37. Вяткин В.В. Христовой Церкви цвет благоуханный: жизнеописание преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны: с прил. акафиста. М.: Правосл. Свято-Тих. Богосл. ин-т, 2001. 237 с.
38. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894. 117 с.
39. Гидулянов П.В. Участие женщин в древне-христианском служении. Ярославль: Изд. Яросл. епар., 1908. 36 с.
40. Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М.: Вече, 2005. 464 с.
41. Глушкова В.Г. Усадьбы Подмосковья: их история, владельцы, жители, архитектура. М.: Вече, 2006. 544 с.
42. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908. 92 с.
43. Гольтц Э. Служение женщины в христианской церкви. Сергиев Посад, 1907. 116 с.
44. Гришин Д.Б. Трагическая судьба Великого Князя. М.: Вече, 2006. 294 с.
45. Румянцева М.Ф. Исторические источники XVIII - начала XX века // Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской
истории: Учеб. пособ. /И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Ме-душевская, М.Ф. Румянцева. М.: РГГУ, 1998. 702 с. С. 318-504.
46. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи: полный список. М.: А.Д. Ступин, 1908. 984 с.
47. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.
48. Диаконисы: между монастырем и миром. Интервью со священником Андреем Постернаком // Нескучный сад. 2005. № 2 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnepu.ru/i006/mkr/soc-prava/med-soc-exp/Posternak.htm (дата обращения 16.05.2014)
49. Добронравов Н. Диакониссы в древнем христианстве // Душеполезное чтение. Февраль. Сергиев Посад, 1912. С. 188-196.
50. Егоров Г., свящ. Великая княгиня Елисавета Феодоровна - почетная попечительница Иверской общины сестер милосердия // Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоров-ны. 1 ноября 2004 года. М.: Издательство Паломнический Центр Московского Патриархата, 2005. С. 94-100.
51. Жукова Л. По заветам Марфы и Марии: благотворительность в XVIII - начале XX века // Родина. 1996. № 3. С. 19-23.
52. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографических исследований о православных монастырях в Российской Империи. СПб., 1892. Т. 2. 472 с.
53. Земляниченко М.А. Великая Княгиня Елизавета Федоровна - путь к лику святых. Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. 63 с.
54. Зимин И.В. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX - начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.: Издательство Центрполиграф, 2011. 556 с.
55. Илинский П.А. Русская женщина в войну 1877-78 г. Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. СПб., 1879.280 с.
56. Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 50-летие (1844-1894). СПб., 1894. 47 с.
57. Калинина Н.Г. Летопись родного края. М.: Инсвязьиздат, 2003. 224 с.
58. Карпычева Л. Есть ли будущее у Марфо-Мариинской обители? // Портал-Credo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=545 (дата обращения 13.08.2013).
59. Карпычева Л.А. Общины сестер милосердия и православная церковь // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. 2004/2005 / под общ. ред. О.Л. Лей-кинда. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005. С. 120-138.
60. Карпычева Л. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна: монахиня или диаконисса? // Православный Летописец Санкт-Петербурга. 2005. № 21. С. 61-74.
61. Карпычева Л.А. Сестры милосердия. История в свете современности // Начало. Журнал Института богословия и философии. 2005. № 14. С. 128-145.
62. Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в XX в. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. 224 с.
63. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. М.: Дашков и К°, 2006. 340 с.
64. Куроедова В.П. Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Орел, 1916. 19 с.
65. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг Великой Княгини Елизаветы Федоровны. М.: AHO ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004. 271 с.
66. Кучмаева И.К. Когда жизнь истинствует... Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М.: Издательство «Ин-дрик», 2008. 364 е., ил.
67. Кучмаева И.К. Родительский дом принцессы Гессенской и Рейнской // Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. 1 ноября 2004 года. М.: Издательство Паломнический Центр Московского Патриархата, 2005. С. 31-37.
68. Лисовой H.H. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. (Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории, Император. Палестин. О-во). М.: Индрик, 2006. 510 с.
69. Маерова В. Елизавета Фёдоровна: биография. М.: Изд. «Захаров», 2001. 368 с.
70. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894. 243 с.
71. Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии в России. СПб., 1906. 79 с.
72. Максимова Л.Б. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века: автореф. дисс... канд. ист. наук. Специальность: 24.00.03. М.: РГГУ, 1998.24 с.
73. Максимова Л.Б. Елизаветинское благотворительное общество в Москве и Московской губернии (1892-1917 гг.) // Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. Информационный бюллетень. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/Maksimova_ru.htm (дата обращения 13.08.2013).
74. Максимова Л.Б. Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. XVIII. С. 389-399. Также см.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/189843.html (дата обращения 13.08.2013).
75. Матвеев Стефан, свящ. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещеных инородцев. Уфа: Губ. электр. тип., 1911.27 с.
76. Матвеенко Д.Я. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Строгановское училище // Вестник славянских культур. № 2 (XX). М.: ГАСК, 2011. С. 35-42.
77. Матвеенко Д.Я. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и студенчество: становление личностной культуры молодого человека. СПб.: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2010. 120 е., 24 ил.
78. Матвеенко Д.Я. Православная культура Москвы как источник духовного творчества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны: авто-реф. дис. ... канд. культур.: 24.00.01. М.: Издательский центр ГАСК, 2011.24 с.
79. Махаев С., ещмч. Подвижницы милосердия: о подвиге русских сестер милосердия. М., 2003. 143 с.
80. Махамид О. Россия и Палестина: диалог на рубеже XIX-XX веков: историко-литературные очерки. СПб.: Лики России, 2002. 152 с.
81. Мельник В. Первый мученик Царственного Дома. Великий Князь Сергей Александрович Романов. Сергиев Посад: Ковчег, 2006. 109 с.
82. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2004. 344 с.
83. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. М.: Паломник, 2006. 351 с. (1-е изд. - 1988). 352 с.
84. Никольский А.Д. Некоторые обстоятельства бракосочетания великого князя Сергея Александровича великой княгини Елисаветы Федоровны (по материалами музея Мураново) // Отблеск Нетварного
Света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. 1 ноября 2004 года. М.: Издательство Паломнический Центр Московского Патриархата, 2005. С. 39-43.
85. Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 2004. Кн. II. 750 с.
86. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. 68 с.
87. Описание Санкт-Петербургского заведения Общины сестер милосердия. СПб., 1850. 29 с.
88. Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. 1 ноября 2004 года. М.: Издательство Паломнический Центр Московского Патриархата, 2005. 168 с.
89. Пашенцева C.B. Деятельность женских благотворительных обществ России в конце XIX - начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. 48 с.
90. Палестина - Россия: связь времен. М., 1993. 152 с.
91. Память как максима поведения: (Материалы Свято-Елизавет. чтений) / редкол.: Кучмаева И.К. (отв. ред.) и др. М.: Госуд. акад. славян. культуры, 2001. 137 с. .
92. Перепелкин А.П. Исторический очерк развития благотворительной деятельности Елисаветинского общества в Москве и Московской губернии за 20 лет с 1892 по 1912 год (с 5-ю приложениями). M.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1912. 35 с.
93. Платонов О. Убийство Царской Семьи. М.: Советская Россия, 1991. 192 с.
94. Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России. М., 1997. 185 с.
95. Поселянин Е. Русские преемницы древних диаконис // Русский Паломник. 1910. № 23, 5 июня.
96. Постернак А., свящ. Женское служение в ранней христианской церкви (I-VI вв.) // Портал «Православие и мир». 13 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-rarmej-xristianskoj-cerkvi-i-vi-vv/#_edn22 (дата обращения 13.08.2013).
97. Постернак A.B. К вопросу о присвоении сестрам Обители звания диаконис // Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы: письма, дневники, воспоминания, документы. М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. 304 с. С. 225-233.
98. Постернак A.B. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Издательство «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2001. 304 с. (Серия: Библиотека сестры милосердия).
99. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: ИВИ РАН, 1998. 278 с.
100. Религии мира. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М.: Вече, 2006. 638 с.
101. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.А. История сестринского дела в России. СПб., 1998. 225 с.
102. Россия на Святой Земле // К свету. М., 2002. Вып. 19.
103. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная: очерки городской жизни начала XX века. М.: Олма-пресс, 2006. 509 с.
104. Рычков А. Святая Преподобномученица Елисавета Феодоровна. Издательство «МиК», 2007.
105. Сахаров А.Н. Последний временщик последнего царя. Григорий Распутин и его окружение по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного Правительства // Альманах исторических сенсаций / сост.: В. Гаркин, Д. Осипов, при участии Ю. Лубченко. М.: Раритет, 1993.
106. Смирнова И.Ю. Женское служение в Церкви. Митрополит Филарет и великая княгиня Елисавета Федоровна // Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. 1 ноября 2004 года. М.: Издательство Паломнический Центр Московского Патриархата, 2005. С. 43-53.
107. Собрание сочинений. Старая и молодая Россия (статьи и очерки 1909 г.) / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М: Республика, 2004. 469 с.
108. Солоницын A.A. Земной ангел. СПб.: Царское дело, 2001. 135 с.
109. Служение женщин в первохристианской церкви // Русский Паломник. 1910. № 23. 5 июня.
110. Справочник-путеводитель по монастырям. Подмосковье. Южное направление. Вып. 1. М.; Пушкино: Грааль, 2001. 52 с.
111. Троицкий С. Диаконисса в православной церкви. СПб., 1912. 294 с.
112. У гробницы святителя Николая Чудотворца (русские паломники в Мирах и в Бари). М.: О-во сохранения лит. наследия, 2005. 156 с.
113. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX - начало XX века / Г.Н. Ульянова; [отв. ред. Я.Н. Щапов]; Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2005. 403 с.
114. Хитров A.A. Дом Романовых и российская благотворительность. Вторая половина XIX - начало XX века (по материалам Санкт-
Петербурга и Петербургской губернии). Калининград: КГТУ, 2004. 390 с.
115. Черкасова А.Е., Давыдова Л.П. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864-1918) и российские общины сестер милосердия // Медицинская сестра. 2000. № 3. С. 47.
116. Черкасова А.Е., Давыдова Л.П. Общины сестер милосердия: прошлое, настоящее и будущее // Медицинская сестра. 2000. № 1. С. 44-46.
117. Шумигорский Е.С. Императорское женское патриотическое общество (1812-1912). СПб., 1912. 436 с.
118. XI Свято-Елисаветинские чтения «Испытания и подвиг служения: Марфо-Мариинская обитель после ареста Великой матушки», 1 ноя. 2008 г. М.: Паломнический центр Моск. Патриархата, 2009. 144 е., илл.
119. Olsoufieff A. The Grand Duchess Elisabeth Feodorovna of Russia. L., 1923.
120. Koehler L. Saint Elisabeth: The New Martyr. N.Y., 1988. 92 P.
121. Noel G.E. Princess Alice: Queen Victoria's Forgotten Daughter. L., 1974. 95 P.
122. Pakula H. Queen of Roumania: The Life of Princess Marie, granddaughter of Queen Victoria. L.: Eland, 1984. 510 P.
123. Warwick C. Ella. Princess, saint, martyr. Wiley, 2007. 352 P.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.