Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Черных, Сергей Николаевич

  • Черных, Сергей Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 178
Черных, Сергей Николаевич. Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Воронеж. 2011. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Черных, Сергей Николаевич

Введение.

Глава 1. Эволюция представлений о праве и справедливости в социально-философском контексте

§ 1.1. Развитие представлений о справедливости: гносеологический и онтологический аспект.

§ 1.2. Право и справедливость в философии: социально - правовой аспект.

§ 1.3. Справедливость в русской философии: нравственно - духовный и общественный аспект.

Глава 2. Диалектика субъективного и объективного в интерпретации справедливости и права

§2.1. Концепты «правосознание» и «правоотношение» в социальном процессе.

§ 2.2. Объективизация нравственного мира человека как источник справедливости.

Глава 3. Категории «право» и «справедливость»: специфика взаимодействия в социальном процессе

§ 3.1. Право и справедливость как ценности социального процесса.

§ 3.2. Право и справедливость: источники противоречия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе»

Актуальность исследования. На протяжении многих веков право и справедливость являлись важнейшими категориями социальной философии, политического и правового сознания. Войны, социальная и экономическая нестабильность, техногенные и природные катастрофы гак или иначе вынуждают человека задумываться о справедливости в окружающем мире; любое ограничение каких-либо действий личности ассоциируется с нарушением ее «естественных прав». Начиная с древнейшего принципа «галиона», то есть возмездия, равноценного проступку («око за око»), проблема справедливости затрагивает самый болезненный нерв отношений между людьми с точки зрения соответствия деяния и воздаяния, преступления и наказания, выходя на новый политико-правовой уровень в государственно-организованных обществах.

История этической и политико-правовой мысли, культурное развитие человечества свидетельствуют о том, что справедливость всегда привлекалась в качестве оценки действующих правовых институтов и нравственных предписаний. На смену апелляции к справедливости как объективному закону мироздания пришло осознание ее зависимости от интенций человеческого разума и той социальной действительности, которая составляет суть человеческого бытия. Справедливость оказывается включенной в социальный процесс, и уже поэтому является сложным и многогранным явлением, константы которого позиционируются в онтологической, гносеологической и аксиологической плоскостях.

Право такой же феномен социальной реальности, как и справедливость. На протяжении многих столетий оно бессменно удерживает лидирующую роль в регулировании общественных отношений. Начиная от религиозно-мифических воззрений древности и до наших дней, апелляция к праву неизменно присутствовала при оценке социально-этических и правовых отношений. Вместе с тем, подобно справедливости право осознается не только как общественный институт и система норм, но и как имманентное человеку чувство, осознание себя. В дискурс справедливости и права включаются те сущностные особенности личности человека, которые придают процессу осознания ценности данных категорий иррациональный, субъективный характер.

Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет изучение проблем, связанных со спецификой единства и борьбы права и справедливости в социальном процессе, что вызывает необходимость комплексного исследования взаимосвязи предлагаемых категорий.

Степень разработанности проблемы. Интерес к проблематике взаимодействия и взаимозависимости ка1егорий «право» и «справедливость» прослеживается в истории философии с древних времен. Начиная с VII века до н. э., с зарождения собственно философии, мыслители предпринимали попытки выявления основных характеристик справедливости. Так, отдельные положения о справедливое i и и ее тесной связи с вечно с1ановящимся миром присутствуют у Гераклита, в теоретических построениях Эмпедокла и Демокрита. Всестороннее обоснование справедливости как определяющего фактора правоотношений у Аристотеля и идеализация справедливости в диалогах Платона фактически предопределили наличие двух основных векторов в осознании справедливости и как следствие - права.

В эпоху Средневековья и последовавшего за ним Возрождения основной темой исследований становится вопрос о соотношении lex humana и lex divana, и соответственно взаимодействии божественной благодати и справедливости. В трудах Дунса Скота, Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Николая Ку-занского, Н. Макиавелли и др. во многом предопределена идея разделения на отдельные составляющие светской и религиозной справедливости. Большое значение для раскрытия специфических особенностей восприятия справедливости как социального феномена имеют работы Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Теоретическую основу для современных правовых концепций представляет философия Нового времени. Разработанные в это время теория «общественного договора» и концепция «естественного права» (Дж. Локк, Д. Юм, Т. Гоббс) поставили под сомнение теологическое объяснение сути категорий «справедливость» и «право». Попытка рационального объяснения природы и смысла понятия «справедливость» была предпринята, в том числе, Р. Декартом, Г.В. Лейбницем, Б. Спинозой, Ф. Бэконом.

Новые грани в осознании онтологических и гносеологических особенностей справедливости и права раскрыл моральный дискурс И. Канта и философия права Г. Гегеля. Обоснование И. Кантом морали в качестве источника знаний о справедливости фактически означало, с одной стороны, закрепление за человеком его права на справедливость, а с другой - создавало основу для концепции «правового государства». Г. Гегель, разработавший иерархическую систему сфер бытия права, обосновал принципы организации социально - правовой реальности и проявления объективного духа в трех ступенях его конкретизации. Проблематика взаимодействия объективного и субъективного в пространстве свободы человека и ее преломление в дискурсе справедливости и права отражена в произведениях Ф.В.Й. Шеллинга и И.Г. Фихте.

Фундамент диалектико - материалистического обоснования специфики категорий «справедливость» и «право», созданный К. Марксом, был дополнен

B.И. Лениным и Г.В. Плехановым. Их идеи указывают па существование зависимости специфики понимания справедливости oi конкретных исторических и социально - экономических условий.

В отечественной философской мысли проблематика взаимодействия категорий «право» и «справедливость» является одной из самых дискуссионных. Предметом полемики являлся вопрос о роли личности в обществе в целом и ее функциональной возможности понимания «что есть справедливость»? В дореволюционной философской мысли данная дискуссия получила отражение в работах И.С. Аксакова, A.C. Хомякова, И.В. Киреевского, М.А. Бакунина, Ф.М. Достоевского, H.A. Бердяева. К дискурсу по праву и справедливости в разное время обращались B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, С.Л. Франк, H.A. Ильин,

C.Н. Булгаков. Исследование категории справедливости в нравственно - духовном и общественном пространстве русской культуры предпринимались П.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским, Г1.В. Струве, Б.Н. Чичериным, Н.М. Кор-куновым, Г.Ф. Шершневичем.

В XX веке исследование проблематики справедливости и права в аспекте категории «свобода» в XX веке было осуществлено в философии Ж.II. Сартра, Л. Камю, М. Хайдеггера. Различные аспекты дискурса справедливости раскрываются в работах X. Арендт, Э. Кассирера, П. Тиллиха, М. Хаузера, J1. Фуллера, Ж. Бодрийяра, Э. Левинаса, Ж. Ф. Лиотара, П. Рикера, С. Жижека и др.

В философской мысли советского периода исследователи акцентируют внимание на изучении различных вариаций функционировании категории «справедливость» и «право» как идеологических и надстроечных понятий. Большое значение для раскрытия своеобразия сосуществования данных категорий имеют труды С.Ф. Кечекьяна, A.A. Меграбяна, Б.А. Блюмкина, A.A. Тарасова.

Современные пертурбации дискурса справедливости и права отражены в специальных социально - правовых исследованиях Дж. Ролза, Р. Дворкина, А. Макинтайера, М. Дж. Сэндела, В. Майхофера, идеи которых в той или иной степени использованы в диссертационном исследовании.

Существенный шаг в изменении классических представлений о природе справедливости и права осуществлён в рамках работ таких исследователей, как А.А.Гусейнов, В. Софронов - Антомони, Б.Н. Кашников, М.Л. Бурова, К.С. Гаджиев, Т.А. Дмитриев. Место, роль и функции справедливости в системе права привлекали пристальное внимание специалистов в области правоведения и философии права: Н.В. Варламовой, Т.А. Алексеевой, С.С. Алексеева, В.З. Джантуханова, Р. Инглхарта, H.H. Лапина.

Вместе с тем, несмотря на достаточно интенсивную разработку проблемы единства и противоречия категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе классической мыслью и современной философией, вопрос о том, что обуславливает существование связи и противоречий между данными концеша-ми, ещё не получил достаточного осмысления.

Объект исследования: право и справедливость в социальном процессе.

Предмет исследования: взаимодействие категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ категорий «справедливость» и «право» как социальных феноменов, выявление сущностных особенностей их взаимосвязи и взаимопрогиворечий.

Реализация обозначенной цели предполагает необходимость решения еле-* дующих задач: выявить философские основания феноменов права и справедливости; дать анализ субъективных и объективных предпосылок и специфики преломления права и справедливости в человеческом сознании; определить специфику взаимодействия категорий «право» и «справедливость» в рамках социального процесса; охарактеризовать пути взаимозависимости права и справедливости.

Методы исследования: историко - генетический метод, выявляющий узловые моменты формирования и развития представлений о праве и справедливости; историко - сравнительный метод, обнаруживающий основные константы категорий «справедливость» и «право» и позволяющий проследить процесс изменения подходов к их трактовке; компаративистский метод, основывающийся на сопоставлении и сравнении философских систем, подходов к трактовке проблематики единства и противоречия категорий «право» и «справедливость»; диалектический метод, связанный с рассмотрением категорий «право» и «справедливость» с учетом их единства и противоположности.

Теоретическую основу составляют труды зарубежных и отечественных философов, культурологов и правоведов, специалистов в области философии культуры, ценностей и права.

Научная новизна работы: осуществлён целостный анализ категорий «право» и «справедливость» в рамках социального процесса, раскрыта специфика взаимодействия категорий «право» и «справедливость»; доказано, что этические константы категории «справедливость» раскрываются в ее соприкосновении с концептами «честность» и «благо», обосновывается мнение о справедливости как категории, призванной оценивать нормы права; на основе анализа специфики правоотношений и правосознания доказывается, что справедливость является персоналистской ценностью, практическая реализация которой происходит в рамках права; проанализирована природа существующих между справедливостью и правом npoiиворечий, представлено развернутое доказательство того, что источником противоречий между данными категориями являются претензии человека на абсолютную свободу в достижении справедливости и ограничение таковой со стороны права.

На защиту выносятся следующие положения:

Справедливость как категория реализует себя в двух ипостасях. При сопряжении справедливости с концептами «истина» и «благо» раскрываются гносеологические и онтологические константы данной категории. При этом истина оказывается предикатом справедливости, а благо позиционируется как ее конечная цель;

Из анализа специфики категорий «право» и «справедливость» очевидно, что каждая из них функционирует в пространстве социальной реальности. Это значит, что правоотношения, в рамках которых происходит осознание справедливости или несправедливости того или иного события, явления или поступка, в своей основе имеет феномен оценивания. Фактически, в процессе правоотношений при оценке справедливости или несправедливости того или иного деяния индивид исходит из сложившихся в его сознании представлений о праве и справедливости;

- На процесс формирования в сознании homo sapiens представлений о справедливости, наряду с традициями и нормами общежития, оказывают влияние те особенности социального взаимодействия, которые сложились в его социальном окружении. Одним из важнейших источников субъективной трактовзав г:: спра——«>—,ие «ПРЮ„а„ие» слуга» „ «честность» с феноменом «справедливость»-иии кате!?" МеЖЛИЧ"ОСТ"ОГО -имолействия происходит процесс ЭТизаrj;;;;;:<<с™~• » ^п™, „„«^ являе Гп И СПРаВеДЛИВ0С™' " ей этический характер,

0: ~ <<ЧеСГН°СТ-- » оказывается не только средством опенки справедливости, но и ее условием; чимые'для СТ6Ма ЦеНН0СТе" ИфаеТ Р°ЛЬ ТОЙ СТРУКТУРЫ' отражает зна ЛРава. ^ с„: 1Г ™В"° СУЩеСТВУ10ЩаЯ ™ ™ - — типа общества

30~::ГГИЗаЦИЯ ^ — "О "РИниипу спразедли-ЧИмост ~ ПОДОбИ° —вости, является той ценности знаправ и свобод^ РеДеЛЯСТСЯ фиксирования „неких

ZrrrZT™- об™н"ой сти перв, ,й V Р0ТеКаеТ На ДВУХ УР0ВНЯХ предел т Т:НЬ ПОЗ—РУеТСЯ ™ и нормы общежития, « в'орГу о и! 0ТРаЖвННЫе В — « —. I ~ГГГ СПРаВед™— — «««ако, можно раси^и соииокул т 'ШЮ Ж6ЛаНИЙ И ПРеД"°ЧТеНИЙ —' а тех культурна условиях, в которых осуществляет свою деятел№ость

- б^ееГуГ; ИССЛеД°ВаНИЯ' "Р—— в работе, мотут способс^оа уровне фун1 ' " СПРа~-ти в социальном пройде ер ект в^;„ГМОГ° " — иия пси j0:;:r;:iwo™ —» » —иных научных Г '«Р™0™4— Ф-софско-антропологическ^ ~ сфер, посвящёниь,х попыткам разрешения правовых проблем

Ко им материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов социальной философии, истории философии, культурологии, а также специализированных курсов, посвященных различным аспектам как философской, так и психологической антропологии.

Апробация работы. Основные идеи диссертации представлены на конференциях различного уровня (1 международной, 1 всероссийской и 3 региональных). По теме исследования опубликована 21 работа. Из них три - в изданиях, входящих в перечень, рекомендованный ВАК РФ.

Структура и объём работы. Диссертация изложена на 178 страницах, машинописного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 219 наименований (из них 214 отечественных и 5 иностранных).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Черных, Сергей Николаевич

Заключение.

В заключении необходимо отметить, что справедливость и право не рассматривались нами как особые виды бытия и «вещи в себе». Вопреки тому, что в определенные моменты истории справедливость воспринималась человеком как объективный закон мироздания или атрибут трансцендентного сверхбытия, данная категория всецело принадлежит к числу социальных категорий. Аналогично и право не относится к явлениям ноуменального бытия. Несмотря на то, что право можно позиционировать как «само для себя» и «в себе существующее», его социальная значимость не подвергается сомнению. Однако данное обстоятельство не исключает возможности познания сути данных категорий. Большое значение здесь играет возможность и необходимость сопряжения справедливости с категорией «истина».

Фактически, именно исследование связи истины и справедливости позволяет сделать вывод о рациональном характере последней. Несмотря на то, что словосочетание «истинная справедливость» в буквальном смысле подразумевает справедливость в ее абсолютном выражении, его значение можно трактовать и иначе. Данное выражение употребляется, в том числе для фиксации значимости справедливости и отражения ее гносеологического статуса. Обращает на себя внимание то, что в русской философской мысли связка «справедливость -истина» подменяется термином «правда», которое одновременно включает в себя и представления о правовых нормах общежития.

Анализ категорий «право» и «справедливость» достоверно показывает, что ответ на вопрос, в чем же заключается единство и противоречие этих категорий, возможен только при исследовании социальной реальности и организующих ее составных компонентов. При выяснении источников представлений о справедливости становится очевидной важная роль интенций человеческого сознания, требований общества и государственных институтов. Более того, взаимодействие трех выше перечисленных источников справедливости и составляет суть правоотношений.

Именно в рамках правоотношений происходит осознание справедливости или не справедливости явлений, событий, действий. Мнения индивидов о справедливости, отраженные в правосознании каждого конкретного индивида, подвергаются оцениванию со стороны других людей, тем самым, обуславливая рождение феномена правоотношений. Аналогично этому в рамках правоотношений происходит взаимодействие общественных и государственных институтов. И общество, и государство являются участниками общественно - правовых отношений. Представления человека о справедливости, его традиции и обычаи находятся в диалоге с государством, оказывают влияние на процесс принятия законов и указов. Более того, если принимать во внимание двухуровневый характер морали (мораль стремлений и мораль долга), то выясняется, что общество и государство как элементы правоотношений обладают, в том числе, и контролирующей функцией, т.е. являются гарантами правовой системы. Вместе с тем, тот факт, что общество - это совокупность форм объединения людей, накладывает определенный отпечаток на данный процесс. Понятно, что и общество, и государство позиционируются как объективно существующие. Но и сама справедливость, и наполнение ею системы правовых норм формируются на основе субъективной оценки человеком окружающего мира. Общество в его многообразии своеобразным образом объединяет не только индивидов в рамках коллектива, но и осуществляет легитимизацию субъективных предпочтений человека, его представлений о справедливости.

Ответ на вопрос, на основе чего складываются представления о справедливости и праве, кроется в тех повседневных ситуациях межличностного взаимодействия, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Формирование представлений о справедливости происходит на базе антропогенного желания признания «права на справедливость», мнения о заслуженно-сти или не заслуженности обладания тем или иным благом. Весь комплекс правоотношений подчинен логике оценивания- на предмет справедливости и правомочности.

Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве критерия оценки справедливости или не справедливости того или иного деяния может выступать концепт «честность». Посредством понятия «честность» человек определяет, соответствуют ли его поступки и действия таковым со стороны других людей (внутренняя честность) и релевантны ли они нравственно - этическим требованиям общее¡ва (внешняя честность). При этом понятно, что и все своеобразие трактовки концепта «честность», и мнение о заслуженное™ тех или иных благ, и тем более оценка действий социального окружения в отношении конкретного индивида базируется на системе ценностных установок.

Если принять ценности в качестве базы для формирования представлений о справедливости, то выявляются две важнейшие позиции. С одной стороны, очевидно, что ценностный мир каждого человека формируется при непосредственном влиянии общества и государства, системы ценностей, бытующей в этносе. С другой - и сам человек является творцом системы ценностных установок. В любом случае понятно, что в процессе социализации человек не только усваивает традиционный для его окружения набор ценностей, но и сам принимает участие в его формировании и эволюции. Право здесь оказывается регулятором, к функциям которого относятся распределение равномерного доступа к справедливости. С этой точки зрения право позиционируется как объективно существующая система ценностей, равновесие которой достигается посредством принципа справедливости и на основе равномерного распределения доступа к ней. Фактически, право предстает перед исследователем как ценность социального процесса, существование которой определяется насущной необходимостью фиксации возможности равного доступа к справедливости. Поэтому обоснован вывод о том, что единство категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе базируется на факте их практической реализации как ценностей. Однако отсюда возникает и закономерное противоречие во взаимодействии названных категорий. Право, определяемое как практическая реализация справедливости, объективно более ощутимо. Посредством правовых норм ограничивается свобода на реализацию справедливости, но в то же время право предоставляет определенные гарантии на ее минимум. Если при формировании представлений о справедливости крайне велика роль субъективных предпочтений, мнений человека, то право как категория, осуществляющая равный доступ к справедливости, нивелирует субъективные желания человека.

Таким образом, взаимодействие категорий «право» и «справедливость» образует единую социально - правовую картину мира. Именно поэтому любое исследование этих категорий требует учета объективных и субъективных факторов, влияющих на их функционирование.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черных, Сергей Николаевич, 2011 год

1. Абишева A.K. О понятии «ценность» / А.К. Абишева // Вопросы философии.- №3, 2002,- С. 139 - 146

2. Акопов C.B. Экзистенциальная философия права: между «сущим» и «должным» / C.B. Акопов: сб. конф. «Современные теоретические проблемы правоведения». Майкоп: изд-во АГУ, 2004. 336 с.

3. Аксаков И.С. От чего так нелегко живется в России? / И.С. Аксаков.-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.- 1008 с.

4. Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М.: Статут, 1999. - 712 с.

5. Алексеева Т. А. «Публичное» и «частное»: где границы «политического»? / Т.А. Алексеева // Философские науки. 2005. № 3. С. 26 -39.

6. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / Д. Антисери, Дж. Реале; пер. и ред. С.А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2002. 880 с.

7. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест; М.: изд-во ACT, 2001.-960 с.

8. Антология мировой философии: Возрождение.- Мн.: Харвест; М.: изд-во ACT, 2001.-928 с.

9. Арендт X. Временный союз черни и элиты / X. Арендт // Иностранная литература, 1990,- № 4, с. 242 248

10. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 1./ Аристотель. М.: Мысль, 1975.550 с.

11. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. М.: Литература, 1998. - 1391 с.

12. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика / М.А. Бакунин. М.: Изд-во Правда, 1989. 624 с.

13. Бартошек М. Римское право: понятие, термины, определения: пер с чешек. / М. Бартошек. М.: Юридическая литература, 1989. - 448 с.

14. Баскин Ю.Я. Право в философской системе Фихте: к 175-летию со дня смерти / Ю.Я. Баскин // Правоведение. 1989. № 5. - С.83 - 85.

15. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Собрание сочинений: в 7 Т. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 2003. Т.1. -960 с.

16. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских терминов / Э. Бенвенист; пер. с фр.; общ ред. и вступ. ст. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс - Универс, 1995. -456 с.

17. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ.; под ред. В.И. Иноземцева. М.: Логос, 2003.- 350 с.

18. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда. // Вехи; Интеллигенция в России: сб. ст. 1909 1910,- М.: Молодая гвардия, 1991.- 462 с.

19. Бердяев H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев.- М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007,- 699 с

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. - 323 с.

21. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И.В. Киреевский / Т.И. Благова.- М.: Высшая школа, 1995. 352 с.

22. Блаженный Августин. Исповедь / Августин Блаженный. М.: Эксмо, 2006. - 528 с.

23. Блюмкин Б.А. Моральные качества личности / Б.А. Блюмкин. М.: Изд-во ВГУ, 1974.- 115 с.

24. Бодрийяр Ж. Совершенное преступление электронный ресурс. / Ж. Бодрийяр.- (http.7/anthropology.ru/ru/texts/baudrill/cremi.html)

25. Боргош Ю. Фома Аквинский / Ю. Баргош; пер. с польск. М. Гуренко. 2-е изд. М.: Мысль, 1975.- 184 с.

26. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 672 с.

27. Булгаков С.Н. Христианский социализм: споры о судьбах России / С.Н. Булгаков.- Новосибирск.: Наука. Сиб. Отд- ние, 1991.-350 с.

28. Булгаков С.Н. О социальном идеале / С.Н. Булгаков // От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии 1895 1903. М.: Астрель, 2006. - 1008 с.

29. Бурова М. Л. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков : Дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 : Санкт-Петербург, 2003.- 161 с.

30. Бэкон Ф. Великое восстановление наук. /Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т.—- М.: Мысль, 1977. Т.1.- 567с.

31. Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы /Н.В. Варламова// Правоведение, 1991.- № 4,- С. 44 54

32. Васильев В.В. Рецензия на кн.: Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль / В.В. Васильев // Вопросы философии. 2008.- № 5. -С. 149- 153.

33. Виндельбанд В. Платон / В.Виндельбанд; пер. с нем. А. Громбаха.-СПб.: Издание редакции журнала Образование, 1900. 200 с.

34. Волкова Т.П. Проблема мультикультурализма в философии Ю. Хабермаса / Т.П. Волкова // Вестник МГТУ. 2006. - № 1. Т. 9. - С. 21 - 26.

35. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. -456 с.

36. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 1994. № 6. - С. 47 - 54.

37. Гаджиев К.С. Заметки о метаморфозах либеральных ценностей / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. 2008. - № 5. - С. 14-31.

38. Гараджа В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость / В.И. Гараджа // Философские науки. 2004. - № 3. - С. 18-32.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем. Б.Г. Столпнера; вступ. ст. B.C. Соловьева; прим. B.C. Нерсесянца. М.: Мир книги, Литература, 2007. - 464 с.

40. Гельвеций К. Об уме/ Пер. с фр. Под ред. Э.Л. Радлова; Вступ. ст. М.А. Дынника и Б.М. Кедрова; Примеч. М.Н. Делограмматика.- М.: Мир книги, Литература, 2006.- 560 с.

41. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.

42. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс //Сочинения: в 2 т. — М.: Мысль, 1991. Т. 2.-732 с.

43. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие для филос. фак. / А.Х. Горфункель. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

44. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль. М.: Астрель. НСТ, 2006. - 640 с.

45. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль.- М.: Эксмо, 2007.-352 с.

46. Дворкин Р. Справедливость и право / Р. Дворкин // Отечественные записки.-2003.-№2. С. 131-138.

47. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт: пер. с лат. и франц.; сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. Т. I. - 654 с.

48. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии / Тексты, пер. с древнегреч.- СПб.: Глаголъ, 1994. 370 с.

49. Джантуханов В.З. Равенство и справедливость как конституционные ценности гражданского общества: автореф. Дис. К-та Юрид. Наук / В.З. Джантуханов.- Махачкала, 2006.- 29 с.

50. Дмитриев Т.А. Аласдер Макинтаер: Мораль после добродетели / Т.А. Дмитриев // История философии. Вып. 12. М.: ИФ РАН, 2005. с. 89 - 123

51. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 15 т. Т.9. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1991. - 704 с.

52. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 5.- 408 с.

53. Дубатовка Ю.Ю. Естественное право в трудах Б.Н. Чичерина и Вл. Соловьева / Ю.Ю. Дубатовка // Вестник МГТУ. .- 2006. № 1. Т. 9. - С. 36 - 40.

54. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский.-Харьков.: Фолио; М. Изд- во ЭКСМО Пресс, 2001.- 896 с.

55. Иванов В.В., Топоров В.Н. О языке древнего славянского права / В.В. Иванов, В.Н. Топоров // Славянское языкознание. Международный съезд славистов. М., 1978. - 520 с.

56. Игнатов А. Метафизические корни коммунизма /А. Игнатов // Вопросы философии. 1994. № 12.-С. 32-38

57. Ильин И.А. Возвращение / И.А. Ильин. Минск.: Белорусская православная церковь, 2008. - 480 с.

58. Ильин И. А. Кризис безбожия / И.А. Ильин // Москва. 1991. № 4. -С. 151 - 158.

59. Ильин И.А. Собрание сочинений: в Ют. / И.А. Ильин.- М.: Русская книга, 1994. Т.4.-624 с.

60. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис. 1997. - № 4. - С. 6 -32.

61. История этических учений: учебник / под ред. A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

62. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права / А.Ю. Калинин, С.А. Комаров // Правоведение. -2000.- № 6(233).-С.З- 10.

63. Кампанелла Т. Город Солнца / Т. Кампанелла.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.- 228 с.

64. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Исскуство / А. Камю: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990.- 415 с.

65. Канарш Г.Ю. Справедливость как развитие человеческих качеств / Г.Ю. Канарш // Человек. 2006. - № 5. С. 5 - 17.

66. Кант И. Метафизика нравов / И. Кант // Сочинения в 8 т. Т.6., М.: ЧоРо.- 1994.-613 с.

67. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем.; предисл. И. Евлампиева. М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2007. - 1120 с.

68. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Сочинения в 8 т. Т.6., .- М.: ЧоРо.- 1994.-613 с.

69. Кассирер Э. Философия символических форм. Сочинения в 3 Т. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. М., СПб.: Университетская книга, 2002. - 280 с.

70. Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России / Б.Н. Кашников. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 256 с.

71. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С.Ф. Кечекьян. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 188 с.

72. Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В. В. Сапова.- СПб.: РХГИ, 1999,- 800 с.

73. Киреевский И.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский; сост., вступ. статья и примеч. Ю.В. Манна. М.: Искусство, 1998. - 463 с.

74. Книга Еноха: Апокрифы. СПб.: Издательский Дом Азбука -классика, 2008. - 336 с .

75. Кожев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости / А. Кожев // Вопросы философии. 2004. - № 12. С. 154-166.

76. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

77. Констан Б. О свободе древней в ее сравнении со свободой у современных людей / Б. Констан // Полис, 1993, № 2.- С. 97-107

78. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. СПб.: Типолитогр. Х.Ш. Гельперн, 1886. 313 с.

79. Корнеев A.B. Истина в категориях правового сознания электронный ресурс. / A.B. Корнеев // Российское право в Интернете. 2009.- № 2. -(http://rpi.msal.ru/prints /200902kornev.html )

80. Крылов И.А. Почта духов / И.А. Крылов // Сочинения: в 2 т. Т.1.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955.- 471 с.

81. Кузнецов В.И. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм / В.П. Кузнецов.-М.: Изд-во Московского университета, 1969. 286 с.

82. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XYI1I века / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. М.: Высшая школа, 1986. - 400 с.

83. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма / П. Куртц; пер. с англ. И.В. Кувакина. М.: Российское гумманистическое общество, 2002. - 222 с.

84. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И- Лапин // Социологические исследования. 1996. - № 5. С. 3 - 23.

85. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. / Э. Левинас. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с

86. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. A.A. Нейхардт. М.: Правда, 1990. - 576 с.

87. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Т. I / Ред. и сост., авт. вступит, статьи и примеч. В. В. Соколов; перевод Я. М. Боровского и др. М.: Мысль, 1982. - С. 125-126

88. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. / В.А. Лекторский М.: Наука, 1980-358 с.

89. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Т. 33., 5-е изд. / В. И. Ленин.- М.: Издательство политической литературы, 1969.- 434 с.

90. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар; пер. с фр. Н. А. Шматко. М., СПб.: Ин-т эксперим. Социологии, Алетейя, 1998. - 159 с.

91. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. М.: Мысль, 1988. Т.З. - 668 с.

92. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи / Л.М. Лопатин. -Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. 496 с.

93. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. - 204 с.

94. Лосев А. Ф. Логика символа / А.Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.- 525 с.

95. Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский; сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев, A.A. Яковлев. М.: Республика, 1994. - 432 с.

96. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

97. Львов С.А. Теория правового государства Б.А. Кистяковского / С.А. Львов // Правоведение. 1983. - № 5. - С. 92-96.

98. Макеева Л.Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин / Л.Б. Макеева // История философии. Вып. 12. М.: ИФ РАН, 2005. с. 45 - 62

99. Макиавелли Н. Государь. Искусство войны / Н. Макиавелли.- М.: ACT: Астрель , 2010. 448 с.

100. Максимов JI.В. Этический объективизм: основные концепции и подходы // Л.В. Максимов /Этическая мысль. Вып. 1.- М.: ИФРАН, 2000.- С. 132-147.

101. Марков Б.М. В поисках другого. Предисловие к книге Ю. Хабермаса «Вовлечение другого: очерки политической теории» / Б.М. Марков.- СПб.: Наука,-2001,- 417 с.

102. Маслоу А. Мотивация и личность / А.Маслоу; пер. с англ.- СПб.: Евразия, 1999.-478 с.

103. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения: в 39 т. Т.22 / К. Маркс, Ф. Энгельс.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. 805 с.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 39 т. Т.23/ К. Маркс, Ф. Энгельс.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. 918 с.

105. Мацейна А. Бог и свобода (Главы из книги) / А.Мацейна; предисл. и пер. с литов. Т. Корнеевой-Мацейнене // Вопросы философии. 2008. - № 4. -С. 125 - 137.

106. Меграбян A.A. Деперсонализация электронный ресурс./ A.A. Меграбян. Ереван: Армянское государственное издательство, 1962. - 356 с. (http://www.psylib.ukrweb.net/books/megra01/txt36.htm)

107. Мень А. О. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра / А.О. Мень. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. - 332 с.

108. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер с франц. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 605 с.

109. Микешина Jl.A. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. М.: Прогресс - Традиция : МПСИ: Флинта, 2005.-464 с.

110. Михайловский Н.К. Письма о правде и неправде. / Н.К. Михайловский // Собр. Соч.: в 10 т. СПб., 1897. Т.4. 970 с.

111. Монтескье Щ. Персидские письма. // Ш. Монтескье/ Пер. с. фр. под ред Е.А. Гунста. Вступ. ст. С.Д. Артамонова.- М.: Госполитиздат, 1956.- 800 с.

112. Мор Т. Утопия / Т. Мор.- пер. с лат. Ю. М. Каган.- М.: Наука, 1978.416 с.

113. Мудрость древнего Рима / сост. B.C. Певишева. СПб.: Паритет, 2008.-320 с.

114. Мясников А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) / А.Г. Мясников // Вопросы философии. 2007. - № 6. - С. 130-141.

115. Назарова O.A. О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка / O.A. Назарова // Вопросы философии. 2008. -№ 5. - С. 104-115.

116. Нарский И.С. Философия Давида Юма / И.С. Нарский. М.: Издательство МГУ, 1967. - 360 с.

117. Нерсесянц B.C. Сократ / B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1977. - 152 с.

118. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля / B.C. Нерсесянц. — М.: Юристъ, 1998.-352 с.

119. Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: автореф. дис. канд. фил. наук / Е.С. Нестерук. Нижний Новгород, 2008. - 27 с.

120. Ницше Ф. Антихристианин // Ф. Ницше / в сб.: Сумерки богов.-Сост. И общ. Ред. A.A. Яковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1989.- 398 с.

121. Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. Т.1. Перевод / Н. Кузанский; общ. ред. В.В. Соколова, З.А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1980. - 471 с.

122. Новгородцев П.И. Сочинения / П.И. Новгородцев; сост., вступ. ст., прим. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова. М.: Раритет, 1995. - 448 с.

123. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / редкол.: А.И. Титаренко. М.: Мысль, 1982. - 295 с.

124. Огурцов А.П. Благо и истина: линии расхождения и схождения / А.П. Огурцов // Сб. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: ЦОП Ин-та философии РАН 1998, - 267 с.

125. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. чл.-корр. АН СССР НЛО. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1989. - 750 с.

126. Папаян Р. От библейских истин к современным принципам конституционализма / Р. Папаян // Философские науки. 2005. - № 2. - С. 72-82.

127. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. JI.A. Седова, А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.

128. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. Т. 2. / Л.И. Петражицкий.- СПб.: Типография акц. Общ. Слово, 1907,- 656 с.

129. Платон. Избранные диалоги / Платон; пер. с древнегреч. С.К. Апта, Я.М. Боровского, Т.В. Васильевой и др. М.: Эксмо, 2007.- 768 с.

130. Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч.; сост., ред. и авт. вступит, ст. А.Ф. Лосев; авт. примеч. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 2000. - 607 с.

131. Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма / Г.В. Плеханов // Избранные философские произведения: в 5 т.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т.2. 824 с.

132. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени // К. П. Победоносцев/ в сб. Традиция и русская цивилизация.- М.: Астрель: ACT: Транзиткни-га, 2006.- 282 с.

133. Поппер К. Логика и рост научного знания / К.Поппер. М.: Прогресс, 1983.-605 с.

134. Популярный юридический энциклопедический словарь / редкол. O.E. Кутафин, Н.Л. Туманов, И.В. Шмаров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, Рипол классик, 2002. - 800 с.

135. Поснов И.В. Философия права конца XIX века / И.В. Поснов // Вестник МГТУ. 2004. - Т.7. - № 2. - С. 288-296.

136. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А.Н. Радищев.-Л.: Художественная литература, 1984.- 264 с.

137. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989. - 605 с.

138. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Пер с англ. ; подгот. текста В. В. Целищева. — СПб.: Азбука, 2001. — 960 с.

139. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел; пер. с англ. Н. Воробьева, В. Горбатова; общ. ред., сост., вступ. ст. А. Грязнова. М.: Терра- Книжный клуб; республика, 2000. - 464 с.

140. Рачков П.А. Правда справедливость / П.А. Рачков // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. - 1996. - № 1. С. 14-33.

141. Рейнак С. Орфей. Всеобщая история религий. Вып. 1./ С. Рейнак. -М.: Факел,- 1919,- 175 с.

142. Рикер П. Справедливое / П. Рикер.- М.: Гнозис, Логос, 2005,- 304 с.

143. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт; пер. с нем. М.: Республика, 1998. - 413 с.

144. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / вступ. ст., сост., подгот. текста В.В. Сапова М.: Республика, 1995.- 463 с.

145. Родин A.B. Об условности истины и локальности блага /A.B. Родин // Сб. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: ЦОП Ин-та философии РАН, 1998. - 267 с.

146. Розанов B.B. Уединенное. Опавшие листья. Короб первый. Опавшие листья. Короб второй и последний: Трилогия / В.В. Розанов; вступ. ст., коммент. А.Н. Николюкина. М.: Мир книги, Литература, 2006. - 576 с.

147. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж Ролз. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 535 с.

148. Ролз Д. Идея блага и приоритет справедливости / Д. Ролз // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон; пер. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - 248 с.

149. Россман В. Платон как зеркало русской идеи / В. Россман // Вопросы философии. 2005. - № 4. - С. 38-50.

150. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. Трактаты // Ж.Ж. Руссо/ Пер. с фр.- М.: Наука, 1969.- 704 с.

151. Руткевич A.M. Философия права А. Кожева / A.M. Руткевич // Вопросы философии. 2006. - № 1. - С. 141-153.

152. Роулс Д. Теория справедливости (Фрагмент из книги) // Этическая мысль: Науч.- публицист, чтения / Редкол.: А.А.Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. - С. 229-242.

153. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр; пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. -639 с.

154. Сартр Ж.П. Проблема метода / Ж.П. Сартр.- М.: Прогресс, 1993.- 240с.

155. Секст Эмпирик. Сочинения: в 2 т. / Секст Эмпирик; вступ. ст. и пер. с древнегреч. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - 399 с.

156. Селезнев Ю.И. Достоевский / Ю.И. Селезнев. М.: Мол. Гвардия, 1990.-541 с.

157. Семенов Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право / Ю.И. Семенов // Этнографическое обозрение. 1997. - № 4 (июль-август). - С. 3-23.

158. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Луций Аней Сенека: пер. с. лат. и комментар. С. Ошерова; вступ. Ст. А. Сулем. — М.: Эксмо, 2010. — 576 с.

159. Семушкин A.B. Эмпедокл / A.B. Семушкин. М.: Мысль, 1995.185 с.

160. Синицина Т.И. Проблема человека и православная культура / Т.И. Синицина // В сб. Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда: Легия, 2001. - 300 с. (http://palomnic.org/filosofiya /fenomen/humort/)

161. Слово о Законе и Благодати: пер. с древнерусс. // Альманах библиофила. Тысячелетие русской письменной культуры (988 1988). - М.: Книга, 1989.-256 с.

162. Соина О.С. От этики непротивления к философии права (Современная версия старого спора) / О.С. Соина // Человек. - 1999. - № 4-5. - С. 27-42.

163. Соболева М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? / М.Е. Соболева // Вопросы философии. 2008. - № 2. - С. 117-124.

164. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. Т. 1./ B.C. Соловьев; сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги. М.: Мысль, 1988. - 892 с.

165. Соловьев B.C. Конец спора / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 2.-М.: Правда, 1989.- с. 522 548

166. Соловьев B.C. Значение государства // B.C. Соловьев / Сочинения в 2 т. Т. 2.- М.: Правда, 1989.- С. 549 561

167. Софронов—Антомони В. Правовое бессознательное: Русская правовая картина мира / В. Сафонов-Антомони // Логос. 2002. - № 1. - С. 4-15.

168. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. Т .1./ Б. Спиноза. М.: Государственное издательство Политической литературы, 1957. - 632 с.

169. Старейшее жизнеописание Спинозы: Б. Спиноза Трактат об очищение интеллекта / авт.- сост. А.Д. Майданский. Ростов н/Д: Феникс, 2007. -525 с.

170. Степанян К. Из церкви в капище: социализм и духовная трагедия народа (уроки Достоевского сегодня) / К. Степанян // Волга. 1991. - №10. -С.163 - 174.

171. Стовба A.B. Феномен права как фундаментально онтологическая основа правосудия / A.B. Стовба // Проблемы философии права, Том VI - VII.-Киев - Черновцы: Рута, 2009.- с. 147 - 153

172. Струве П.В. Избранные сочинения / П.В. Струве. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 1999. - 472 с.

173. Сэндел М. Дж. Либерализм и пределы справедливости / Дж. М. Сэндел // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон; пер. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - 248 с.

174. Тарасов A.A. Совесть / A.A. Тарасов. М.: Московский рабочий, 1985,- 240 с.

175. Тарасов Б.Н. Чаадаев / Б.Н. Тарасов. М.: Мол. Гвардия, 1986. - 448с.

176. Тиллих П. Мужество быть / П. Тиллих // Октябрь. 1992. - № 9. - С. 152-165.

177. Тощенко Ж.Т. Кентавр проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания / Ж. Т. Тощенко // Вопросы философии. - 2002. - № 6. - С. 29-37.

178. Трубецкой С.Н. Сочинения / С.Н. Трубецкой; сост., ред. и вступ. ст. П.П. Гайденко; прим. П.П. Гайденко, Д.Е. Афиногенова. М.: Мысль, 1994. -816 с.

179. Тугаринов В.П. Избранные философские произведения / В.П. Тугаринов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 343 с.

180. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра / Л.И. Филиппов. М.: Наука, 1977. - 285 с.

181. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма / С.Л. Франк // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С. 114-127.

182. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» / С.Л. Франк // Сочинения. М.: Правда, 1990. - 608 с.

183. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. А. Лактионова. М.: ACT Москва, 2009. - 284 с.

184. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм; пер. с англ. Э. Спи-ровой.- М.: ACT: ACT МОСКВА ,2010,- 350 с.

185. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм; пер с англ.; под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд. СПб.: Азбука - классика, 2004. - 224 с.

186. Фуллер Лон Л. Мораль права / Лон Л. Фуллер; пер. с англ. Т. Даниловой; под ред. А. Куряева. М.: Ирисэн, 2007. - 308 с.

187. Фуллье А. История философии / А. Фуллье. СПб.: С.-Петербургская Электропечатня, 1901. - 360 с.

188. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас; пер. с нем.; под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. - 380 е.

189. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер.- M.: Ad Marginem, 1997.- 451 с.

190. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблемы человека в западной философии: Переводы.- М.: Прогресс, 1988.- 552 с

191. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А. Т. Бикбова, М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2000.509 с.

192. Хаузер Марк Д. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / Марк Д. Хаузер; пер. с англ. Т.М.

193. Марютиной; под ред. Ю.И. Александрова; пред. Ю.И. Александрова; илл. И.В. Молчановой. М.: Дрофа, 2008. - 639 с.

194. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / И. Хейзинга; пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д-Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

195. Хомяков A.C. К сербам. Послание из Москвы / A.C. Хомяков // Полное собрание сочинений в 8 т. М.: Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900.- 409 с.

196. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О законах. О государстве. / Марк Туллий Цицерон. М.: Наука, 1966. - 224 с.

197. Цыбулевская Е.А. Феномен социальной заботы: опыт философского анализа: автореф. дис. канд. фил. наук / Е.А. Цыбулевская. Тюмень,1999.-20с.

198. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. Т.1. / П.Я. Чаадаев. М.: Наука, 1991.- 799с.

199. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / сост. П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 469 с.

200. Черников М.В. Искания Правды: русский путь / М.В. Черников.-Воронеж.: АОНО ИММиФ, 2005.- 236 с.

201. Чернобель Г.Т. Право как мера социального блага электронный ресурс. / Г.Т. Чернобель // Журнал российского права. 2006. - № 6-(http://gov.cap. ru/hierarhy. asp?page=./23/l 175/77423/275143)

202. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и самодетерминация / В.И. Чирков // Вопросы психологии. 1997. - № 3- - С. 102112.

203. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филлипова А. Ф.; Под ред, Денежкина А. В- -Издательство «Гнозис», 1994. 490 с.

204. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг; пер. с нем.; сост., ред., авт. вступ. ст. A.B. Гулыга. М.: Мысль, 1987. - Т.1. - 637 с.

205. Шершеневич Г.Ф. История философии права электронный ресурс./ Г.Ф. Шершеневич. М.: Университетская типография, 1906. (http://inl.com. ua/book/10114/)

206. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха / У. Ширер. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-928 с.

207. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: Монография / В.К. Шохин.- М.: Изд во РУДН, 2006,- 457 с.

208. Юм Д. Сочинения: в 2 т. / Д. Юм; под общ. ред., вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. М.: Мысль, 1965. -Т.1.-928 с.

209. Юревич A.B. Критический анализ Американских социально -психологических концепций «справедливого обмена» /A.B. Юревич // Вопросы психологии. 1981. - № 5. - С. 158-167.

210. Ярхо В.Н. Эсхил / Ярхо В.Н. // История всемирной литературы: В 8 томах Т. 1. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983. С. 350—356.

211. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. - 5 27 с.

212. Maclntyre A. Whose justice? Which rationality? // A. Maclntyre.- Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1988.- 410 p.

213. Cohn G. Existenzialismus und Rechtswissenschaft / G. Cohn. Basel.: Helbing &. Lichtenhahn.- 1955. - 191 s.

214. Johnston G.A. The Development of Berkeley's Philosophy / G.A. Johnston. N.Y., 1923. - 402 p.

215. Jaeger W. Die Theologie der frühen griechischen Denker / W. Jaeger. -Stuttgart.: Koclhammer, 1953.- 303 s.

216. Wood, A. The Marxian Critique of Justice // Philosophy and Public Affairs. 1972. Vol. l.№ 3. P. 244 282

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.