Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Дамшаева, Вера Анатольевна

  • Дамшаева, Вера Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 163
Дамшаева, Вера Анатольевна. Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2000. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дамшаева, Вера Анатольевна

Введение.

Глава I. Проблема справедливости в истории социально-философской мысли.

1.1.Теория справедливости: историко-философский анализ.

1.2. Рефлексия справедливости в русской философии.

Глава II. Справедливость как основополагающий принцип устойчивого развития.

2.1. Философия справедливости: аксиологический аспект.

2.2.Социальная справедливость и равенство.

2.3. Справедливость и право.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития»

Актуальность исследования. Современная эпоха - эпоха глобальных перемен, вызванных кризисом, который охватил все сферы человеческой жизнедеятельности. Углубляющееся социальное неравенство, низкий уровень правовой и политической культуры, девальвация традиционных ценностей, надвигающаяся экологическая катастрофа поставили под вопрос дальнейшее существование человечества.

Выход из создавшейся критической ситуации невозможен без осмысления и усвоения фундаментальных ценностей. Поэтому научный поиск сегодня концентрируется вокруг проблемы формирования новой системы социальных ориентиров. Среди основополагающих духовно-нравственных универсалий особое место занимает справедливость. Значимость данной категории заключается в огромной роли, которую она играет во всех областях жизни общества. В то же время широкая сфера применения принципов справедливости обусловила сложность и неоднозначность в ее понимании. Теоретическая разработка проблем справедливости на современном этапе развития должна внести существенный вклад в формирование духовных основ общества будущего, способствовать достижению согласия, гармонизации социальных отношений, формированию нового видения взаимоотношений общества и природы.

Текущее столетие стало полем для стратегического эксперимента по поиску оптимальной стратегии цивилизационного развития. Экономическое превосходство стран, избравших рыночную модель функционирования, над государствами с планово-админстративной системой производства и потребления, склонило чашу весов в пользу капиталистической системы хозяйствования. Но энергоемкие, затратные инструменталистские з технологии, канонизированные капитализмом, привели человечество в экологический тупик.

Переход на новую модель развития, имеющую большую жизнеспособность, гарантирующую экологическую, социальную и политическую безопасность общества, требует разработки особой стратегии, способной обеспечить баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Такой стратегией является концепция устойчивого развития как альтернатива дальнейшему безудержному росту производства, бесконтрольному природопользованию, безмерной антропологической экспансии. Данная цивилизационная парадигма, как единодушно было отмечено на всемирных встречах глав государств в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и Копенгагене (1995 г.), является на сегодня практически единственным жизнеспособным вариантом развития человечества.

Первейшим условием реализации указанной программы должна стать духовная санация общества, которая может быть осуществлена только посредством рефлексии над базовыми социальными ценностями, в ряду которых справедливость по праву занимает ключевое место. Поэтому анализ духовно-экологической ситуации и формирование на основе его результатов новых нравственных ориентиров является, безусловно, насущной, наболевшей, требующей пристального изучения проблемой.

Степень научной разработанности темы. Справедливость относится к таким ценностям, интерес к которым никогда не угасал. Она всегда находилась в поле зрения философов, так или иначе затрагивавших ее в своих работах. Теоретические и методологические основы изучения справедливости были заложены в трудах классиков: Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др.

В дореволюционной России значительное место изучению справедливости было уделено в трудах В. Соловьева, Б. Чичерина, Н. Бердяева, И. Ильина и др. В ходе обсуждения вопросов морали, политики и права, общественного идеала обнаружился нравственный характер справедливости, требующий устроения человеческого общежития на основе уважения к каждой личности.

В послереволюционный период вплоть до начала 50-х гг. в силу причин политического характера проблема справедливости не получала должной разработки.

С изменением политической ситуации в 50-60-е гг. возродился интерес к справедливости. Появились первые работы, рассматривавшие справедливость как категорию нравственного сознания. Среди них труды Л.М. Архангельского «Категория марксистской этики» (1963), Л.Г. Гринберга «Чувство справедливости». (1966), О.Н. Круговой «Справедливость» (1963), B.C. Пазенка «Социализм и справедливость» (1967), Ю.И. Сулина «Справедливость как чувство, понятие, оценка, норма» (1967). Значение этих работ в том, что понятию справедливости впервые в советской науке придается самостоятельное значение на категориальном уровне, заложены основы для дальнейших разработок в данном направлении. Однако на данном этапе все внимание исследователей было сосредоточено только на нравственной стороне справедливости.

В 70-начале 80-х годов появляется ряд монографий, авторы которых пытаются преодолеть одностороннее, исключительно этическое, толкование справедливости и расширить рамки этого понятия. Так, в работах А.И. Экимова «Справедливость и социалистическое право» (1980) и Л.С. Явича «Теория государства и права» (1982) на первый план выходит правовой аспект. Г.В. Мальцев в монографии «Социальная справедливость и право» (1980) рассматривает правовую справедливость через призму распределительных отношений. Отмечая важную роль справедливости в отношениях распределения и обмена, Г.В. Мальцев существенно расширил область применения ее принципов. Он настаивал на целесообразности изучения справедливости как системы, охватывающей все общественные отношения. К сожалению, сведение справедливости только к распределительным отношениям повлияло на умаление значимости данного понятия как нравственной категории.

В 1977 году вышел в свет совместный труд Л.Г. Гринберга и А.И. Новикова «Критика современных буржуазных концепций справедливости». В нем с марксистских позиций дан критический анализ специфических подходов к проблеме справедливости, предпринятых западной социальной наукой. Работа Г.В. Мальцева «Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала» (1984) также содержит ценный материал о существующих на Западе концепциях справедливости. Представленные авторы направили свои усилия на выявление наиболее типичных позиций и методологических приемов анализа справедливости и ее связи с важнейшими институтами буржуазного общества. Их труды способствовали глубокой теоретической проработке обсуждаемой темы. Кроме того, они позволили познакомиться с работами крупнейших западных исследователей справедливости, которые не были переведены на русский язык и не издавались в СССР.

Не смотря на значительные успехи в изучении данной проблемы, она решалась в общем плане и редко выступала в качестве самостоятельного объекта исследования. Ее аспекты изучались отдельно, вне связи друг с другом. При этом исследования имели ярко выраженный идеологический оттенок.

С начала 80-х годов сфера изучения проблемы справедливости расширяется за счет активизации анализа социальной проблематики, изучения социальной структуры, социальной политики. К середине 80-х годов наступил переломный момент в изучении справедливости - внимание сосредотачивается на социальном аспекте, исследование которого прежде не приветствовались. Сразу были предприняты усилия в разработке не только теоретических вопросов, но и проблем практической реализации социальной справедливости советского общества. Их главной методологической базой явились выводы классиков марксизма-ленинизма, благодаря чему справедливость характеризовалась не только как норма, но и как развивающийся общественный механизм.

Концептуальные труды по рассматриваемым проблемам появляются в 90-х годах XX века. В работе В.В. Козловского «Социальная справедливость и социальная ответственность», в которой был поставлен вопрос о взаимной ответственности человека и общества как важном требовании справедливости. Социальная ответственность позволяет поддерживать жизнеспособность и прогресс общества. Позднее совместно с В.Г. Федотовой автор продолжил свое исследование в работе «В поисках социальной гармонии» (1990).

В.Е. Давидович в исследовании «Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности» (1989) рассматривает справедливость как принцип деятельности, элемент структуры деятельности. Он утверждает, что определение меры требования к участникам социальных отношений, меры воздаяния и обоснование правомочности оценки - это не что иное, как проявление социально-регулятивной функции справедливости, направленной на формирование субъектом своего поведения.

В работах В.Е. Давидовича, В.В. Козловского, В.Г. Федотовой справедливость рассматривается как идеал, как модель лучшего общественного устройства. Они отходят от уравнительного понимания справедливости, настаивают на необходимости социальной дифференциации, основанной на трудовом вкладе. В то же время они признают, что важнейшей функцией общества по-прежнему остается социальное обеспечение и социальная защита населения.

E.JI. Дубко и А.В. Титов посвятили свою работу «Идеал. Справедливость. Счастье» (1989) рассмотрению справедливости как нравственного идеала, что способствовало возрождению утраченного интереса к данному аспекту.

Фундаментальные исследования «Проблема справедливости в марксистской - ленинской этике» (1971), «Справедливость как социально -философская категория» (1983) З.А. Бербешкиной внесли большой вклад в разработку методологии изучения данной категории. В ее работах проблема справедливости связалась с проблемой социального распределения, равенства, прав человека. Характеризуя справедливость как сложную этическую категорию, З.А. Бербешкина приходит к выводу о необходимости введения социальной справедливости в категориальный аппарат всех общественных наук, поскольку она охватывает очень широкий круг человеческих отношений - и личных, и социальных.

С начала экономических реформ особое внимание привлек социально- экономический аспект проблемы. В исследованиях социологов и экономистов рассматриваются вопросы сочетания мер социальной помощи в новых условиях хозяйствования с повышением экономической эффективности, проблемы социального равенства, повышения мотивации высокопроизводительного труда работников. Среди публикаций по данной тематике можно отметить статьи Т.И. Заславской, А.Ф. Колодия, В.З. Роговина, О.Ф. Шаброва. Возможности и способы реализации принципов справедливости в российском обществе были рассмотрены в совместном труде Н.М. Римашевской, А.А. Римашевского. «Равенство и справедливость» (1991), а также Л.П. Секисовой «Социальная справедливость и пути ее достижения» (1997), Ю.В. Согомонова и В.И. Бакштановского «Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства» (1992).

О повышенном внимании к проблеме справедливости свидетельствует появление целого ряда коллективных трудов: «Социальная справедливость и пути ее реализации» (1982), «Социализм: социальная справедливость и равенство» (1988), «Справедливость и право» (1989), «Социальные ориентиры обновления: общество и человек» (1990), «Свобода и справедливость: диалог мировоззрений» (1993). В них нашли отражение теоретические разработки данной проблемы в экономической, политико-правовой, морально - этической сферах.

В процессе возрождения философии права в России вновь разгорелись споры относительно характера справедливости (правовой или нравственный), а так же по поводу того, как соотносятся между собой право и справедливость. В ходе дискуссии определились следующие позиции. B.C. Нерсесянц в фундаментальном труде «Философия права» отстаивает юридическое понимание, как справедливости, так и права. Р.З. Лившиц в работе «Понятия права и государства» придерживается морально-этической интерпретации справедливости. Были попытки объединить оба подхода, в частности, в «Философии права» А.К. Черненко Полемика философов - правоведов значительно обогатила концепцию справедливости.

В целом следует отметить определенные успехи в разработке проблем социальной справедливости в отечественной литературе. Были исследованы отдельные аспекты. Значительно вырос объем публикации, интегрирующих весь спектр рассматриваемой проблематики в общественных науках. Характерна практическая направленность исследований. Однако большая часть представленных работ относится преимущественно к социалистическому этапу развития нашего общества и характеризуется идеологической направленностью. Работы за последние десятилетия в большей мере касаются частных вопросов. Нет фундаментальных исследований справедливости как целостного явления. Изменившиеся социально-экономические и политические условия в нашей стране требуют пересмотра проблемы справедливости.

В современной западной социальной философии имеется огромный прогресс в изучении справедливости. Начало исследованиям положила работа Дж. Ролза «Теория справедливости» (1971), преследовавшая цель философского обоснования либеральных принципов. Фундаментальное исследование, основанное на достижении многих научных дисциплин. На его стороне выступили известные философы-правоведы Р. Дворкин, Р. Дарендорф. Противниками либеральной теории справедливости, с одной стороны, выступили неолибералы Д. Белл, Р. Нозик, Ф. Хайек, которые критиковали Дж. Ролза за формальность предложенных им принципов справедливости и неприменимость к социально-политической практике. С другой стороны - коммунитаристы У. Кимлика, М.Дж. Сэндел. Коммунитаристов не устраивает приоритет справедливости перед другими этическими и политическими идеалами.

Фундаментальный труд «Политика. Право. Справедливость» представлен О. Хеффе. Он развивает ролзовские принципы справедливости и доказывает их преимущества перед позитивистскими и утилитаристскими трактовками. На основе анализа трудов Т. Гоббса, Д. Локка, Н. Лумана, Дж. Ролза, он приходит к выводу о дистрибутивном характере справедливости. Предлагает способы легитимации права, которые возможны только с позиции справедливости.

В целом труды представленных западных мыслителей отличаются фундаментальностью, стремлением построить основательную теорию справедливости. При этом акцент делается на нормативность и рациональность. Большое внимание уделяется процедуре принятия правил в сфере морали и права.

Таким образом, справедливость имеет солидную теоретическую и методологическую базу. В условиях глобального кризиса особенно остро стал вопрос о междисциплинарных исследованиях социальной справедливости. О необходимости пересмотра теории справедливости с позиции устойчивого развития общества отмечают В.В. Мантатов, В.В. Степин, А.Д. Урсул. Перед современной социальной философией стоит задача разработки такой теории справедливости, которая позволит достичь основной цели концепции устойчивого развития: процветание человечества, обеспечение высокого качества жизни населения без нанесения ущерба окружающей среде.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования: дать философское обоснование идеи справедливости как основополагающего принципа устойчивого развития общества. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- уточнить содержание понятия «справедливость» как социально-философской категории;

- проследить эволюцию идеи справедливости и выявить особенности ее интерпретации в русской философии;

- обосновать взаимосвязь права и справедливости; выяснить особенности соотношения понятий «справедливость» и «равенство» на современном этапе; и аргументировать необходимость разработки идеи социальной справедливости как базового принципа стратегии устойчивого развития.

Методологической и теоретической основой. Широко используется аксиологический, исторический подходы, диалектический метод, а также общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение. Достижению цели исследования способствовали элементы сравнительного и системного анализа. Методологическое значение для анализа справедливости как императивной базы устойчивого развития имели работы В.В. Мантатова, КС. Розова, B.C. Степина, А.Д. Урсула и др.

Теоретической базой диссертационного исследования явилась концепция устойчивого развития, методологические установки современных отечественных авторов З.А. Бербешкиной, В.Е. Давидовича, В.В. Козловского, Г.В. Мальцева, а также признанных теоретиков в изучении данной проблемы за рубежом Р.Дворкин, Р. Нозика, Дж. Ролза, О. Хеффе.

Несомненную теоретическую и методологическую ценность представляют работы русских философов С.И. Гессена, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина.

В разработке правовой проблематики справедливости большое значение имели работы отечественных философов - правоведов Р.З. Лившица, B.C. Нерсесянца, А.К. Черненко, В.А. Четвернина.

Научная новизна диссертационного исследования:

- Дан системный анализ справедливости как многоаспектной категории. Рассмотрены нравственный, правовой, социально-экономический аспекты справедливости в свете концепции устойчивого развития.

- Дан историко-философский анализ идеи справедливости и выявлены особенности интерпретации справедливости в русской философии.

- С позиции устойчивого развития общества рассмотрено соотношение справедливости и равенства, справедливости и права.

- Данное исследование является одной из первых диссертационных работ, в которой обосновывается тезис о справедливости как детерминирующем факторе устойчивого развития.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее идеи могут способствовать дальнейшей разработке теории социальной справедливости и концепции устойчивого развития. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании общих и специальных курсов по философии, философии права, социологии, экономической теории.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии, логики и социальной экологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета и кафедрой философии Бурятского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора ежегодных научно-практических конференциях преподавателей ВСГТУ в 1998-2000 гг., на Байкальском научно - практическом семинаре «Концепция устойчивого развития как стратегия безопасности жизни» (Улан-Удэ, ВСГТУ, 1999), при проведении спецкурса и семинарских занятий по философии со студентами ВСГТУ.

По теме диссертации опубликовано три работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дамшаева, Вера Анатольевна

Заключение

Справедливость относится к тем основаниям культуры, которые сохраняют свою значимость на протяжении всей истории человечества. С древнейших времен людям свойственно стремление постичь сущность справедливости, определить ее принципы и, самое главное, реализовать их в жизни. Современные концепции справедливости явились закономерным результатом длительных поисков человеческой мысли. Теория справедливости как комплекс взглядов на происхождение и сущность справедливости дает возможность понять рассматриваемый феномен в его внутренней связи и целостности.

Представления о справедливости складываются под влиянием множества социокультурных факторов. В разных типах мировоззрения складывается различное понимание справедливости. Историко-философский анализ позволил выявить различия в понимании справедливости в западной и русской общественной мысли. На Западе справедливость интерпретируется исключительно в духе прагматизма, рационализма, как то, что создает условия для совместного существования в условиях жесткой конкуренции. Ее синонимом выступает «юстиция». Русская философия, внесшая значительный вклад в осмысление справедливости, тяготеет к духовно-нравственным ценностям: милосердию, великодушию, всепрощению, жертвенности, добру. Для нее характерны созерцательность и иррационализм. Залогом выживания человечества является взаимодействие, диалог культур, поэтому необходимо взаимное дополнение и взаимное обогащение различных трактовок справедливости и разработка общепризнанной теории справедливости.

Справедливость - сложная социально-философская категория, включающая в себя экономический, правовой, политический, нравственный, социальный и другие аспекты человеческой жизнедеятельности. Каждый из названных аспектов обладает специфическими чертами в соответствии со сферой своего действия, но, будучи частями одного целого, они связаны общей идеей. Справедливость представляет общую характеристику действительности с точки зрения должного положения вещей. В ней заложена идея соответствия явлений и поступков друг другу, а так же принятым в данном обществе нормам и ценностям. Наш подход заключается в учете всех граней, только их синтез дает цельное представление о предмете исследования. Игнорирование одного из аспектов может деформировать идею справедливости.

Справедливость - величайшая социальная ценность, обладающая огромным консолидирующим потенциалом для объединения представителей разных культурных традиций. Она требует уважения и внимания к каждому человеку, к каждому особенному интересу. Всегда предполагает наличие другого неповторимого «Я», исключая тем самым индивидуальный и групповой эгоизм.

Представляя собой явление глубоко противоречивое, постоянно развивающееся, справедливость объединяет в себе объективную и субъективную стороны, чувственный и рациональный элементы. Все это затрудняет, но не исключает возможность постижения справедливости, которое происходит на разных уровнях: индивидуальном и общественном, обыденном и научном.

В условиях глобального кризиса интерес к теории справедливости возрос. Устойчивое развитие предполагает сбалансированное, регулируемое развитие, основанное на принципах гуманизма. В центре внимания находится человек, его право на достойную жизнь, прежде всего, на благоприятную окружающую среду. Обновленная теория справедливости отвечает этим требованиям.

Формирование планетарного мышления предполагает расширение сферы действия принципов справедливости, которая представляется как космический закон, требующий соответствия не только законам общества, но и законам природы. В рамках общества справедливость выступает мерой человеческих поступков, является средством гармонизации социальных отношений, устанавливающего баланс разнонаправленных интересов отдельных индивидов, социальных групп и общества. Тесная связь с понятиями добра, честности, взаимопомощи, гуманизма способствует предотвращению антропологической катастрофы - потере человеческого в человеке, оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в обществе.

Общечеловеческий критерий справедливости выступает на современном этапе развития общества в качестве доминирующего. Формальная справедливость, признанная всеми как беспристрастность в решении споров, одинаковый подход ко всем людям, должна дополняться содержательными принципами, основанными на принципах коэволюции и гуманизма. Принцип гуманизма сегодня связан не только с традиционными требованиями расширения гражданских прав и свобод, возможностей самореализации личности, обеспечения достойного человеческого существования, но и с задачами самосохранения человечества. Последнее, в сочетании с естественным стремлением людей к сотрудничеству для решения общих задач, создает основу для формирования общепризнанной системы ценностей.

Социальная справедливость не мыслима без социальной ответственности, в том числе и за социоприродное развитие. Человек должен знать, что его действия влекут за собой определенные последствия, за которые он в ответе. Справедливость предполагает ответственность за свои действия, за свой выбор, не ущемляя интересы и свободы других. Продолжая бездумно эксплуатировать природу, мы лишаем будущие поколения значительной части природных ресурсов, возможности дышать чистым воздухом, возлагаем ответственность за свои действия на них. Учет интересов будущих поколений - важнейшее требование справедливости.

Равенство по-прежнему остается важнейшим требованием справедливости. Однако жесткая детерминированность справедливости равенством, характерная для крайнего эгалитаризма, отрицается. Справедливость выступает мерой равенства и неравенства, определяя и обосновывая случаи отступления от принципа равенства. В справедливом обществе, где каждый имеет равные возможности развивать свои способности, в полной мере реализовывать свои права и свободы, приветствуется творческое многообразие.

Сложнейшей проблемой, дестабилизирующей обстановку и создающую социальную напряженность, является углубляющееся социальное неравенство. Необходимо продолжить поиски оптимальных принципов распределения. Принцип «равенства возможностей» должен дополняться принципом «равенства результатов». Социально ориентированная рыночная экономика может стать одним из механизмов справедливого распределения благ. Достоинство рынка в том, что он позволяет выявить наиболее распространенные предпочтения, способствует повышению мотивации труда, награждая добросовестных, трудолюбивых, инициативных. Поскольку в каждом обществе существуют социальные группы, представители которых не в состоянии самостоятельно обеспечит себя нормальными условиями существования, общество обязано взять на себя заботу о них, в первую очередь, о стариках, инвалидах, детях. Социальная защита населения и социальное обеспечение относятся к важнейшим функциям государства. Поэтому рыночная экономика должна дополняться государственным регулированием. Государству отводится большая роль в создании условий для успешного перехода к устойчивому развитию.

В сфере политики справедливость, исходя из ценности человеческой жизни, требует отказаться от разрешения конфликтов насильственными способами. Справедливость решений и действий целиком зависит от характера целей и средств их достижения. Отказ от популизма, учет интересов разных социальных групп, возможность участвовать в принятии решений - все это должно способствовать безопасности и устойчивости политического развития.

Средством решения задач общественного развития выступает право. Между справедливостью и правом существует глубокая взаимосвязь. Справедливость является ведущей идеей права, связующим звеном между правом и нравственностью. Она выступает непременным элементом правовой системы, охватывает все ее составляющие, выступает качественной характеристикой права. В свою очередь право выступает средством выражения, закрепления и защиты идеи справедливости. Высшая справедливость совпадает с важной задачей устойчивого развития - сохранения жизни на Земле. В связи с этим, необходима экологизация и гуманизация права.

Таким образом, несомненна глубокая взаимосвязь теории справедливости и концепции устойчивого развития. Обновленная идея справедливости, включающая в себя названные моменты, может стать идейным стержнем, важным фактором устойчивого развития общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дамшаева, Вера Анатольевна, 2000 год

1. Абдухоликов Е.Х. Социальная справедливость как общественное отношение и пути ее утверждения при социализме. Автореф. дис. канд. филос. наук - М., 1989. - 16 с.

2. Агудов В.В. Научный аспект содержания понятия «справедливость» // Свобода и справедливость: диалог мировоззрений: Материалы симпозиума 12 -13 мая 1993 г. Нижний Новгород, 1993. - С. 44 - 46.

3. Айванхов О.М. Человек, овладевающий своей судьбой // Собрание сочинений Извор. № 212. - Издательство Просвета. - 1993. - 112 с.

4. Алексеев Н. Русский народ и государство,- М.: «Аграф», 1998.- 640 с.

5. Алексеева Т.А. Справедливость: морально-политическая философия Джона Роулса. М.: Наука. - 1992. - 112 с.

6. Амелина Е.А. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX в. // Общественные науки и современность. 1997,- № 3. -С. 65 -74.

7. Араб оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. - 1990. - № 8. - С. 10-12.

8. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т. 4,- М.: Мысль, 1984. - 830 с.

9. Архангельский Л.М. Марксистская этика. М.: Мысль, 1985. - 235с.

10. Безвербный А.А. Социальная справедливость: (состояние и перспективы в России). Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1996. -24 с.

11. Безвесельная 3. В. Социальная справедливость и основные направления реализации главного принципа социализма. Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1990. - 20 с.

12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. - 956 с.

13. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. -М.: РОССПЭН, 1998.-415 с.

14. Бербешкина З.А. Проблема справедливости в марксистской этике. М.: Высшая школа, 1974. - 160 с.

15. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.: Мысль, 1983. - 204 с.

16. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). М.: «Прогресс - Универс», 1997. - 320 с.

17. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.- 224 с.

18. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Судьба России: Сочинения. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 736 с.

19. Бобров В.В. Устойчивое социальное развитие: правовой аспект // Гуманитарные науки в Сибири. 2000,- № 1,- С. 91-94.

20. Бобров В.В. Устойчивое социальное развитие: экономический аспект // Гуманитарные науки в Сибири. 1999,- № 1. - С. 59-64.21 .Бойко В.И. Сибирь XXI век: рамочная платформа разработки концепции // Гуманитарные науки в Сибири. 1998,- № 1,- С. 39-44.

21. Бондаренко О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений. Дис. д-ра социолог, наук. -Ростов-на Дону, 1998.

22. Булгаков С.Н. О социальном идеале // Власть и право: Из истории русской правовой мысли / Сост. А.В. Поляков, Н.Ю. Козлихин,- Л.: Лениздат, 1990,- 319 с.

23. Быховский А.В. Глобальная нравственность как основа экологической безопасности // Глобальная нравственность / Под ред. Н.Н. Моисеева,-М.: Мысль, 1989,- С.47-60.

24. Валицкий А. Нравственность и право в теории русских либералов к. XIX -н. XX вв. //Вопросы философии,- 1991,-№8,- С. 25-41.

25. Варчук В.В. Демократия, социальная справедливость и правопорядок (социально-философский аспект).- М.: Знание, 1990,- 78 с.

26. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. - № 3-6. - С. 16-32.

27. Галактионов А.А. Никандров А.И. Русская философия IX XIX вв. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 743 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990,- 524 с.

29. Гессен С.И. Правовое государство и социализм //Избранные сочинения.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. -814 с.

30. ЗГГибрадзе Р.Н. Марксистско-ленинское обоснование справедливости как социально-этической категории. Дисс. канд. филос. наук. Тбилиси, 1988.

31. Гречко П.И. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. -М.: Изд. корпорация «Логос», 1995. 144 с.

32. Григорьев С.И. Диалог об очень важном: критический очерк немарксистских концепций социальной справедливости. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985.- 128 с.

33. Григорьев С.И., Иньшин Г.Я. «Справедливое же состоит в .»: Размышления экономиста и социолога о справедливости инесправедливости в советском обществе. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1990,- 232 с.

34. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Представления о социальной справедливости в обыденном сознании молодежи // Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул: Алтайский государственный университет, 1990. - 144 с.

35. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.: Наука, 1977. - 171 с.

36. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Изд-во МГУ, 1985,- 208 с.

37. Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. 1990,-№ 11.-С. 83-89.

38. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М.: Изд. политической литературы, 1989,- 255 с.

39. Дарендорф Р. После 1989 г. Размышления о революции в Европе: мораль, революция и гражданское общество. М.: Ad Marginem, 1998. -271 с.

40. Дарендорф Р. Справедливость без оков зависимости // Коммунист. -1990,-№ 16.-С. 117-123.

41. Дворкин Р. Либерализм // Современный либерализм: Ролз, Дворкин, Берлин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон / Перевод с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом Интеллектуальной книги. Прогресс -Традиция, 1998,- С. 19-44.

42. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: МГУ, 1989,- 191 с.

43. Дэй Дж. П. Свобода и справедливость. Реферат АН СССР ИНИОН. -М.: ИНИОН, 1988. 16 с.

44. Заславская Т.И. Социальная справедливость: шесть лет спустя // Свободная мысль. 1992,- № 1,- С. 25-36.

45. Заславская Т.И. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость // Коммунист. 1986,- № 13,- С. 20 - 28.

46. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Собрание сочинений: в 10 т. Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - 624 с.

47. Ильин И.А. О монархии и республике // Собрание сочинений: в 10т,-Т. 4. М.: Русская книга, 1994,- 624 с.

48. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений: в 10 т. — Т. 4. М.: Русская книга, 1994,- 624 с.

49. Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. Научное издание. М.: Academia - Наука, 1998,- 640 с.

50. История философии: Запад Россия - Восток (книга вторая: философия XV- XIX вв.). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996. -557 с.

51. История философии: Запад Россия - Восток (книга четвертая: философия XX века). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина,1998.-448 с.

52. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997,- 205 с.

53. Камельчук Е.Н J^tj в поэмах Гомера // Гуманитарные науки в Сибири.1999,-№ 1,- С. 21-25.

54. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980,- 709 с.

55. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1964,- 510 с.

56. Капустин Б.Г. Демократия и справедливость. Размышления об опыте моральной философии // Политические исследования,- 1992,- № 1-2,-С.86-97.

57. Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии (социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.- 208 с.

58. Колодий А.Ф. В защиту равенства (о диалектике социальной справедливости и равенства в условиях перестройки) // Вестник МГУ,-Серия 12. Социально-политические исследования. 1991,- № 1. -С. 3-10.

59. Колодий А.Ф. К переосмыслению содержания и функций категории «социальная справедливость» // Вестник МГУ,- Серия 12 Социально-политические исследования. -1991,- № 6,- С. 44-51.

60. Крутова О.Н. Справедливость. М.: Знание, 1963. - 43 с.

61. Кузнецов Н.С. Как ценность и роль ценностных отношений развитого социализма // Общественные отношения развитого социализма: Сб. науч. тр. Урал. гос. ун-та им. A.M. Горького (Редкол.: А.Ф. Еремеев и др.). Свердловск: УрГУ, 1984. - 180 с.

62. Куликова Н.Н., Медзогова Я. Этика утилитаризма и современная борьба идей. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1986. - 167 с.

63. Кучуради И. Как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999.-№ 8,- с. 29-35.

64. Лазари-Павловска И. Этические аспекты сопротивления // Философские науки. 1990. -№ 11. - С. 61-69.

65. Лакшин В. Нравственность, справедливость, гуманизм // Коммунист. -1989,-№ 10,-С. 33-43.

66. Лафонтен О. Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире./ Пер. с нем. Р.А. Крестьянинова. М.: Международные отношения, 1990,- 168 с.

67. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М.: ИГПАН, 1992.-92 с.

68. Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала. М.: Мысль, 1984. - 285 с.

69. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977. -255 с.

70. Малышев С.И. Социальная справедливость в системе ценностных ориентаций современной молодежи России. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. - 24 с.

71. Мантатов В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 томах. Т.1. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1998.-208 с.

72. Марков Ю.Г. На пороге новой реформации // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. -№1. С. 11-15.

73. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991,- 464 с.

74. Мочкин А.Н. Парадоксы консерватизма (Россия и Германия в конце XIX начале XX века).- М.: ИФРАН, 1999,- 194 с.

75. Муздыбаев К. Идея справедливости // Социологические исследования. -1992,-№ 1,- С. 94-101.

76. Назаров М.М. Социальная справедливость: современный российский контекст // Социологические исследования. 1999.-№11.- С. 41-49.

77. Наклеушев Е.О. О милосердии и справедливости, жестокости и потакании // Континент. 1995,- № 85,- С. 301-323.

78. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: М - НОРМА, 1997. - 652 с.

79. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Сочинения в 2 т. Т.1.-М.: Мысль, 1990,- 829 с.

80. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Сочинения в 2 т. Т.1. - М.: Мысль,1990. - 829 с.

81. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания // Сочинения. М.: Раритет, 1995.- 446 с.

82. Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.

83. Новгородцев П.И. О праве на достойное существование // Сочинения. -М.: Раритет, 1995.

84. Нозик Р. Анархия, государство и утопия (перевод) // Реферативный журнал. Серия 3. - Философия. - 1994,- № 4. - С. 140 - 176; 1995. -№ 1.-С. 122 - 158.

85. Оганесян А.К. Равенство и справедливость (концепции Д. Роулса и Д. Белла) // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990,- 480 с.

86. Пазенок B.C. Социализм и справедливость. М.: Мысль, 1967. - 88 с.

87. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

88. Платонов Г. В.,Гирусов Э.В. Экоразвитие путь к ноосфере // Вестник МГУ. - Серия 7. Философия. - 1997. - № 1. - С. 49-65.

89. Поликанова Е.П. К вопросу о социальной справедливости // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1984. - № 4. - С. 55-60.

90. Разумовский О.С. Три подводных камня концепции устойчивого развития //Гуманитарные науки в Сибири. 1997.-№ 1,- С. 5 -11.

91. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 2-е изд., испр. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999,- 815 с.

92. Рачков П.А. Правда справедливость // Вестник МГУ,- Серия 7. Философия,- 1996,-№ 1.-С. 14-53.

93. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: (пер. с ит.). СПб.: ТОО ТК «ПЕТРОПОЛИС», 1994. - Т. 1. Античность. - 336 е.; Т. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). - 1995. - 354 с.

94. Римашевская Н.М., Римашевский А.А. Равенство или справедливость. -М.: Финансы и кредит, 1991,- 160 с.

95. Роговин В.З. Социальная справедливость и распределительные отношения // Социальные ориентиры и изменяющегося общества. М.: РАН институт социологии, 1993. - 178 с.

96. Розов Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. -Новосибирск: Изд-е ИФ и ПР СО РАН, 1994,- 31 с.

97. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социология приложения конструктивной аксиологии,- Новосибирск: Изд-во Новосибирского Ун-та, 1998,- 292 с.

98. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.534 с.

99. Ролз Дж. Идея блага и приоритет права // Современный либерализм: Ролз, Дворкин, Берлин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон М.: Дом Интеллектуальной книги. Прогресс - Традиция. - 1998. - 248 с.

100. Самуэльсон П. Экономика в 2 т. Т.2,- М.: НПО «Алгон», 1997,416 с.

101. Сваровская Е.Б., Целищев В.В. Структура «теории справедливости» Дж. Ролза и ее место в современной политической философии // Гуманитарные науки в Сибири. 1996,- № 1. - С.8-14.

102. Свобода и справедливость: Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума, 12 13 мая 1993 г. - Нижний Новгород, 1993. - 142 с.

103. Святохина Г.Б. Социальная справедливость: Актуальные проблемы и пути их решения в современном российском обществе. Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1998. - 24 с.

104. Секисова Л.П. Социальная справедливость и пути ее достижения. -Иркутск, Изд-во ИГЭЛ, 1997. 80 с.

105. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990. - 360 с.

106. Скрипник А.П. Моральное зло. М.: ИПЛ, 1992. - 351 с.

107. Современный католицизм о проблеме социальной справедливости. (Взгляды Руссо на социальную справедливость в трактовке католических авторов). М.: ИНИОН, 1987. - 39 с.

108. Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом Интеллектуальной книги. Прогресс -Традиция, 1998. - 248 с.

109. Согомонов Ю.В., Бакштановский В.И. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1992.-235 с.

110. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990.-Т.1,- 892 с.

111. Соловьев B.C. Определение права в его связи с нравственностью // Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990,-319 с.

112. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Сочинения. М.: Раритет, 1994,- 448 с.

113. Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права / Квинтэссенция: Философский альманах / Сост.: В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М.: Политиздат, 1990. - 447 с.

114. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999,- 448 с.

115. Сорокин П. Проблема социального равенства и социализм // Коммунист. 1990,- № 12,- С. 73-80.

116. Социализм: социальная справедливость и равенство / Отв. ред. А.П. Бутенко. М.: Наука, 224 с.

117. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. Сборник статей в 2 кн. Кн. 1. - М.: ИСИ, 1982. - 10 с.

118. Социальная справедливость: пути реализации,- Ташкент: ФАН, 1990. 137 с.

119. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. - 448 с.

120. Социальный идеал и массовое сознание: историко-культурное исследование. Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1992. - 102 с.

121. Спенсер Г. Справедливость. Основания этики // Сочинения Герберта Спенсера. Т.5. - СПб.: Издатель, 1899.

122. Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н.А. Иванцова. СПб.: Астопресс LTD, 1993.-248 с.

123. Справедливость и право: Межвузовск. сб. науч. тр. (Редкол.: А.Ф. Черданцев и др.) Свердловск: СЮИ, 1989. - 134 с.

124. Степанян В.В. Социальная справедливость и социалистическое право. Ереван: АН Арм. ССР, 1987. - 113 с.

125. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы философии. 1996. - № 3. - С. 143-150.

126. Степин B.C. Эпоха перемен сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. -М.: 1996,- 175 с.

127. Сыроед Н. С. Особенности представлений учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока. Автореф. дис. канд. филос. наук. -Барнаул, 1999. 24 с.

128. Сысуев Д.А. Проблема насилия и справедливость в нравственной философии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1997.

129. Сулин Ю.И. Справедливость как чувство, понятие, оценка, норма // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси: ТГУ, 1967 -С. 209 -212.

130. М. Дж. Сэндел. Пределы справедливости // Современный либерализм. М.: Дом Интеллектуальной книги. Прогресс - Традиция.

131. Титаренко А.И. Антиидеи. М.: Политическая литература, 1987. -477 с.

132. Тугаров А.Б. Гуманистические основания русской философии социальной жизни. Автореф. дис.д. философ, наук. СПб., 1996. 38 с.

133. Турченко В.Н. О методологии устойчивого развития // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. - № 1. - С. 44-49.

134. Уманский JI.A., Шаболдин С.С. Формула справедливости. М., Мысль, 1986.-287 с.

135. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998. - 500 с.

136. Урсул А. Д. Перспективы развития государства в модели устойчивого развития // Общественные науки и современность. 1996,- № 2,-С. 134-144.

137. Федотова В.Г. Свобода или равенство? // Философские науки. -1991.-№4,-С. 16-35.

138. Федотова В.Г. Хорошее общество // Философские науки. 1999.- № 1-2,- С. 15-28.

139. Фельдеши Т. Справедливость и равенство /У Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко. Б.О. Николаевича. М.: Изд-во МГУ, 1994,- С.76-83.

140. Фихте. Сочинения. Работы 1792-1804 гг. М.: «Ладомир», 1995. -655 с.

141. Фролов В.А. Космические основания нравственного начала в человеке // Глобальная нравственность / Под ред. Моисеева Н.Н. М.: Мысль, 1989 - С. 62- 70 .

142. Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 568 с.

143. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. РАН Институт философии, апрель 1989. М.: Наука, 1992. -175 с.

144. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. - 176 с.

145. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. - 304 с.

146. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость: Основоположения критической философии права и государства. М.: ГНОЗИС, 1994. -328 с.

147. Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495 с.

148. Хмелевский В.И. Социальная справедливость в социалистическом обществе (обзор) // Вопросы социальной справедливости и социальной политики. Обзоры и доклады. М.: АН СССР, 1991. - 60 с.

149. Черников М.В. Концепты «правда» и «истина» в русской культурной традиции // Общественные науки и современность. 1999,- № 2.- С. 164-175.

150. Черненко А.К. Философия права. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. - 153 с.

151. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение теорию / РАН Институт государства и права М.:, Наука, 1993. - 141 с.

152. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело, 1997. - 120 с.

153. Чичерин Б.Н. О началах этики: о работах B.C. Соловьева: публ. ст. от 1897 г. // Философские науки. 1989,- № 10- С. 88-101; № 12,- С. 8997; 1990,- № 1.-С. 100-108.

154. Чичерин Б.Н. Политические и социальные идеалы // Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990,- 319 с.

155. Шабров В.Н. О генезисе и сущности категории «социальная справедливость» //Научный коммунизм. 1988,- № 4. - С. 101-110.

156. Шапиро И. Три способа быть демократом // Политические исследования. 1992. - № 1-2. - С.75-85.

157. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. -479 с.

158. Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. Л.: ЛГУ, 1980. - 120 с.

159. Элбакян Е.С. Позднеантичные представления о социальной справедливости // Вестник МГУ.- Серия 7,- Философия. 1993. • № 6. -С. 66 -74.

160. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999. - 703 с.

161. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.: МИРОС, 1994. - 136 с.

162. Шрейдер Ю.А. Утопия или усторительство? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.

163. Явич Л.С. Теория права и государства. Л.: Лениздат, 1982. - 175 с.

164. Яновский Р. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999,- 358 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.