Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Бондаренко, Юлия Викторовна

  • Бондаренко, Юлия Викторовна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 180
Бондаренко, Юлия Викторовна. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2001. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Бондаренко, Юлия Викторовна

Введение.3

Глава 1. Право и религия в системе регулирования общественных отношений.

1. Право и религия у истоков социального регулирования.11

2. Влияние православия на становленияе и развитие отечественного права.24

3. Церковное (каноническое) право в правовой системе Российского государства.49

Глава 2. Теоретические и философско-правовые аспекты соотношения права и православной религии.

1. Право и религия как ценностно-нормативные системы (опыт теоретико-правового исследования).71

2. Религиозно-нравственные основания права (философско-правой аспект).115

3. Христианство в правовом измерении. Феномен канонического права.131

4. Право и православие: проблемы взаимодействия (взаимодополнительность и конфликт).144

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества»

Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие в России за последние десятилетия, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловили тенденции к возрождению исторических традиций и духовных основ российского общества, во многом определяемых православием.

Уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии», государство, в то же время, на законодательном уровне признает «особую роль православия в истории России, в становление и развитие ее духовности и культуры»1. Восточное христианство составляло неотъемлемую часть основ российской государственности: церковь освящала институты власти и права, в свою очередь государство незыблемо охраняло христианскую веру. Каноническое и светское законодательство тесно переплетались, отождествляя греховное с противоправным. Таким образом, на протяжении многих веков религия являлась важным фактором, влияющим на правовую и политическую сферы общества.

Однако и в современном обществе религия не утратила своего значения. С принятием Закона «О свободе совести и вероисповедания» Русская Православная Церковь (РПЦ) вновь стала активным участником многих общественно-политических, культурных событий и процессов, происходящих в нашей стране. По данным социологических исследований РПЦ находится в числе лидеров среди государственных и общественных структур по степени доверия к ним населения. В настоящее время христианство объединяет свыше одного миллиарда верующих, из них - более ста шестидесяти миллионов последователей православия, значительная доля которых приходится на Россию. Значительная роль религиозного фактора в обществе предполагает необходимость всестороннего изучения, в том числе и правового анализа ее Преамбула к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997, 1 октября. регулятивного потенциала, в большей степени в той части, что непосредственно соотносится с областью действия права.

Двадцатый век для правовой системы России прошел под эгидой процесса, который можно обозначить как секуляризация, закономерным результатом чего стало дистанцирование права и религии. В то же время эти явления и по сей день неизбежно соприкасаются. Особенно явственно их взаимодействие проявляется в сфере социального регулирования.

Право и религия являются важнейшими регуляторами общественных отношений. С юридической точки зрения право обладает приоритетом в социальном регулировании, так как в силу своей обязательности (императивности), формальной определенности и государственной защиты способен наиболее оптимально обеспечить нормальное функционирование общества, являющего собой сложный социальный организм. В то же время эффективность правового регулирования во многом зависит от его согласованного воздействия с иными не юридическими регулятивными системами, в том числе и с религией.

Христианство, как и любая другая религия, определяет не только мировоззрение, но и образ жизни многих людей, моделируя сообразно своему вероучению поведение человека как в церковной, так и в светской областях (общечеловеческие нормы поведения). Православие содержит многочисленные оценки должного и запрещаемого с позиции закона поведения, тем самым, пересекаясь со сферой правового регулирования.

Характер соотношения права и религии носит неоднозначный, а зачастую и противоречивый характер. Стремление к разрешению этого противоречия предполагает комплексное изучение права и христианской православной религии как важнейших социальных регуляторов, активно взаимодействующих в процессе воздействия на общественные отношения во всех основных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Необходимость установления оптимального соотношения во взаимодействии правовых и религиозных нормативов подчеркивает актуальность и значимость избранной тематики.

Степень разработанности проблемы. Постановка вопроса о соотношении права и христианской религии на глубочайшем - онтологическом - уровне получила свое освещение в трудах русских философов-правоведов: Вышеславцева Б.П., Ильина И.А., Неволина К.А., Новгородцева П.И., Соловьева B.C., Трубецкого E.H. и др.

Исторический аспект влияния христианской религии на становление и развитие отечественного права рассматривался в дореволюционной России такими виднейшими учеными как Бердников И.Н., Владимирский-Буданов М.Ф., Карамзин Н.М., Ключевский В.О., позднее - Зимин A.A., Клибанов А.И., Юшков C.B.

Возвращение к христианским традициям обусловило интерес к рассматриваемой теме и со стороны правоведов, и как следствие - появление работ, посвященных изучению религиозного феномена и в свете юридического анализа.

Большое внимание в отечественной правовой науке уделено рассмотрению проблемы свободы совести и вероисповедания, вопросам государственно-правового регламентирования деятельности религиозных объединений.

В то же время малоизученной остается область теоретического исследования взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных систем в силу того факта, что, признавая регулирующую функцию религии, многими учеными игнорируется нормативный аспект религиозного воздействия, следствием чего религиозные предписания вообще не рассматриваются как самостоятельный вид социальных норм.

Наиболее полный анализ данной проблематики проводится в работе В.В. Клочкова «Государство. Право. Религия». Различные аспекты соотношения права и религии также рассматривались Алексеевым С.С.,

Баскиным Ю.Я., Венгеровым А.Б., Мановым Г.Н., Нерсесянцом B.C., Никоновым В. А.

Немаловажная роль в изучении регулятивного воздействия религии принадлежит исследованиям виднейших представителей социологии - М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса.

Новое видение исторической и социальной роли религии нашло свое отражение в работах П. Баренбойма «Первая Конституция мира. Библейские корни независимости суда», отца Вениамина (Новика) «Православие. Христианство. Демократия», Ю.В. Тихонравова «Судебное религиоведение».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является совокупность социально-правовых и религиозных отношений, возникающих в сфере соотношения права и православия как ценностно-нормативных систем российского общества.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются основные закономерности в формировании и развитии религии и права как ценностно-нормативных систем на примере отечественного права и православия: исторический генезис понимания природы юридических и религиозных норм; теоретические основы их соотношения и взаимовлияния; анализ и оценка современного состояния, основные тенденции развития отечественного права и православия.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение многоаспектной проблемы соотношения права и православной религии в процессе социального регулирования.

В соответствии с указанной целью автор определяет следующие задачи:

- исследовать исторические предпосылки становления и генезиса права и религии как самостоятельных социальных регуляторов;

- на основании анализа российского законодательства показать роль православия в формировании и развитии отечественного права;

- определить теоретические основы соотношения религии и права на уровне их императивов;

- раскрыть нормативный характер религиозного воздействия на общественные отношения;

- провести сравнительный анализ и выявить особенности правовых и религиозных норм;

- осветить процесс и характер взаимодействия и взаимовлияния права и православия;

- сформулировать модель оптимального согласованного воздействия правовых и религиозных императивов на общественные отношения для достижения социально-значимых целей

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование; и специальных методов - исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой.

Источниковую базу диссертации составили международно-правовые документы и нормативно-правовые акты Российской федерации, регулирующие вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельность религиозных объединений.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый нами вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов как в области права, так и в области философии, истории, социологии, религиоведения: С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.К. Бабаева, В.В. Бородина, A.M. Величко, А.Б. Венгерова, И.А. Возгрина, В.И. Гараджи, Ю.И. Гревцова, A.A. Керимова, И.В. Киреевского, А.И. Королева, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, A.B. Малько, Г.В. Мальцева, М.И. Марченко, Н.И. Матузова, П.Е. Недбайло, B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, Ромашова P.A., В.П.

Сальникова, Л.И. Спиридонова, JI.A. Тихомирова, P.O. Халфиной, В.В. Цыпина, И.Н. Яблокова, J1.C. Явича и др.

При написании диссертации автор также использовала документальные материалы по истории развития отечественного законодательства; акты, вошедшие в Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

Необходимо особо выделить источники церковного (канонического) права, особую роль среди которых имеет главный источник христианского вероучения - Библия.

Научная новизна диссертации. Состоит в том, что предпринята попытка комплексного историко-правового исследования содержания и процесса взаимодействия права и религии на уровне их нормативных установлений в процессе социального регулирования.

Впервые на диссертационном уровне рассматривается феномен канонического права в его соотношении с правом светским, что имеет научное и культурологическое значение, способствует более полному представлению обо всем многообразии правовой действительности.

Детально исследуется значение православия в становлении и генезисе отечественного права. На основе анализа обширной нормативно-правовой базы Российского государства с X по XX вв. прослеживается место и роль христианства в общей системе социального регулирования.

Впервые вводится в широкий современный научный оборот малоизвестные источники по исследованию канонического (церковного) права.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. На заре человечества для всех народов в целом характерно представление о божественной основе мироздания. Соответственно, и зарождающаяся правовая жизнь у своих истоков тесно смыкается с религиозной, представляя в процессе социального регулирования нерасторжимое единство. Самостоятельное юридическое значение право получает в результате дифференциации этой прежде единой соционормативной сферы культуры.

2. Православие сыграло значительную роль в процессе формирования и развития отечественного права. Принятие христианства повлекло за собой коренное изменение обычного русского права, отмену многих языческих норм; вызвало частичную рецепцию византийского светского и канонического права; предопределило дальнейшее развитие права в русле согласованного воздействия с религиозными императивами православного христианства.

3. Христианство, как любая религия, устанавливает свою систему ценностей и необходимо предъявляет определенные требования к поведению человека сообразно с особенностями вероучения. Таким образом, регулятивное воздействие религии имеет под собой нормативную основу. С этой точки зрения христианство являет собой специфическую ценностно-нормативную систему. Религиозные нормы представляют самостоятельный вид социальных норм.

4. Нормативная регламентация религии простирается не только на внутрицерковную деятельность и сферу религиозного культа (выполнение религиозных обрядов). Как ценностно-нормативная система христианство охватывает своим вниманием все социально значимое поведение. Таким образом, религиозное измерение общественной жизни дает определенные принципы, ориентирующие людей и в юридической сфере, тем самым, предполагая непосредственное взаимодействие с правом.

5. Эффективность права обусловлена рядом факторов, в том числе и согласованным взаимодействием с ценностно-нормативными положениями христианской религии как одной из важнейших составляющих ментальности российского народа. Построить эффективный механизм правового регулирования без учета особенностей культурно-исторической цивилизации, в рамках которой действуют правовые нормы невозможно.

6. Православие содержит в себе глобальный нравственный потенциал и способно выступить фактором стабилизации общественных отношений и оказать легитимирующую поддержку правовым установлениям в достижении социальнозначимых целей, а также в профилактике правонарушений.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что исследование способствует более глубокому пониманию таких сложных исторических процессов, как формирование права вообще и древнерусского права в частности, понять истоки российского права.

Практическая значимость состоит в том, что положения, содержащиеся в ней, могут быть использованы: а) в научно-исследовательской деятельности при анализе проблем, связанных с изучением права и религии и их ролью в системе социального регулирования, различных аспектов соотношения права и христианской религии в процессе регулирования общественных отношений; б) разработке учебно-методических пособий по теории и истории права и государства; в) в процессе подготовки лекций, проведении семинарских и практических занятий по теории и истории права и государства; г) при подготовке специалистов в области юридического религиоведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены при ее обсуждении на кафедре теории права и государства в Санкт-Петербургском университете МВД России; на научно-практических семинарах и конференциях; в процессе проведения семинарских занятий по теории права и государства.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Бондаренко, Юлия Викторовна

Заключение

Православие - важнейшая часть славянской культуры, одна из составляющих национально-государственных детерминантов. Российское государство сформировалось и достигло своего величия под определяющим влиянием восточного христианства. Национально-государственное возрождение России немыслимо без возрождения ее духовной основы -православной веры.

Прогнозы многих ученых и социологов относительно снижающейся роли религии в современном мире не подтвердились практической действительностью. Религия была и остается важнейшим фактором, предопределяющим социально-политическое развитие общества в целом и поведение отдельно взятого человека - в частности.

В результате кардинальных перемен, произошедших в нашем обществе в последние десятилетия и, как следствие, изменившейся религиозной обстановки, новое поколение, вступающее в жизнь, сформированное в атмосфере возрождения религии, становится более религиозным.

Поэтому важно, чтобы в обществе не было «духовного вакуума», пренебрежения к мировоззренческим вопросам человеческого существования. В этой связи возникает ключевая проблема - проблемам религиоведческого образования. Преподавание религиозно познавательных, религиоведческих дисциплин с культурологических позиций, не сопровождаемых совершением религиозных обрядов, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Без этого нельзя свободно ориентироваться в современном мире, в мировой и отечественной культуре, осуществить осознанный выбор мировоззрения. Этический потенциал этих дисциплин весьма интенсивен и глубоко гуманистичен по своей направленности.

Религия как система социальной регуляции поведения, эффективный фактор, определяющий поведение человека, в том числе и в сфере правовых отношений представляет интерес и для теории права и государства.

Правоведение должно сотрудничать с религиоведческими дисциплинами, моделируя ситуации взаимодействия и возможных противоречий между религиозными и правовыми императивами. Религиозные христианские запреты и требования несут в себе опыт социального общения, выработанные тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общения.

В кризисные моменты для общества становятся явственными те непреходящие ценности, которые могут стать нравственной опорой и интегрирующим фактором в обществе. Православие - система ценностей, органичная для Российского государства. Поэтому именно православие становится источником, обеспечивающим культурную легитимацию российской государственности, российского общества. Право также находит в религии нравственные опоры.

В то же время не следует впадать в очередную эйфорию и преувеличивать возможность религии в деле воспитания людей, представлять ее в качестве универсального средства для решения нравственных проблем. Сами по себе вера и церковь не в состоянии противостоять негативным тенденциям, исправно питаемым реальными противоречиями экономической и политической жизни.

Преодоление социально-политического кризиса и достижение социальной гармонии возможно лишь на основе взаимопонимания и сотрудничества государств и Русской Православной Церкви. Опыт истории властно диктует необходимость совместных усилий церкви и светских учреждений в противостоянии злу и несправедливости. Построить наиболее совершенный механизм правового регулирования в изоляции без учета реалий религиозной жизни также невозможно. Поэтому современный мир должен стать миром диалога права и религии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бондаренко, Юлия Викторовна, 2001 год

1. Законодательные акты и другие официальные документы:

2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

3. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997, 1 октября.

4. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

5. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.

6. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1898.

7. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, №12, 1994 г.

8. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

9. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

10. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская газета от 5 апреля 1995 г.

11. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека иосновных свобод от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров №9, 1994 г.

12. Конвенция Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 июня 1995 г. // Российская газета от 23 июня 1995 г.1.. Монографии, учебники, пособия:

13. Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

14. Алексий Лавров-Платонов А.Ф. Предполагаемая реформа церковного суда. Вып.1. 1873.

15. Бабаев В.К. Теория права и государства. М., 1999,

16. Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда: Учебное пособие. М., 1997.

17. Белла Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972.

18. Бенешевич В.И. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Пг., 1915.

19. Бердников И.С. Дополнение к Краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань, 1889.

20. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Изд. 2-е, перераб. и весьма знач. доп. Каз., 1903 (Вып. 1-й).

21. Бердников И. Церковное право, как особая самостоятельная правовая отрасль и его отношение к общей системе права. Вступительная лекция, читанная в Имп. Казанск. ун-те И.Бердниковым. Казань, 1885.

22. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.11. Библия. М., 1995.

23. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

24. Бокарев С.Н. Государственно-церковные отношения в России (философско-правовой аспект). М., 1999.

25. Булгаков С.Н. Неотложная задача (О союзе христианской политики) // Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

26. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев, 1991.

27. Варьяс М.Ю. Церковное права в Романо-германской правовой системе. М., 1997.

28. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий//Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985.

29. Вебер М. Социология религии // Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избран, произведения. М., 1990.

30. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 1998.

31. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: (Философско-социологический анализ). М., 1988.

32. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд-е 7-е. Петроград Киев, 1915.

33. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

34. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 1996.

35. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

36. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов: Полем, заметки. Лен., 1986.

37. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

38. Даштамиров С.А. Социальные нормы: гносеологичекий анализ. Баку, 1984.

39. Ершов Ю.Г. Философия права: Материалы лекций. Екатеринбург, 1996.

40. Заозерский Н. Право православной грековосточной русской церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888.

41. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. 4.1. JL, 1991.

42. Зимин A.A. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины 16 в. М., 1960.

43. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

44. Исаев A.B. История государства и права России. М., 1996.

45. История политических и правовых учений: Учебник для юридических вузов факультетов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.

46. Кайсаров A.C., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.

47. Кант И. Трактаты. Т.6. Религия в пределах только разума. М., 1994.

48. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1819. Т.2.

49. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. СПб., 1842.

50. Карсавин Л.П. Сочинения. М., 1993.

51. Карташев A.B. Церковь, история, Россия. Статьи и выступления. М., 1996.

52. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влияния на просвещение в России // Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М., 1999.

53. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

54. Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1976.

55. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1.М., 1997.

56. Крывелев И.А. История религий. М., 1988.

57. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

58. Кураев А. (диакон). Православие и право. Церковь в светском государстве. Изд-е Сретенского монастыря, 1997.

59. Лазарев В.В. Правовое государство и гражданское общество // Общая теория права. Учебник / Под ред. A.C. Пиголкина. М., 1995.

60. Лекции по религиоведению: Учеб. Пособие / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М., 1997.

61. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

62. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

63. МалиноваИ.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

64. Манов Г.Н. Теория права и государства. М., 1996.

65. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. Т.1. Истоки религии. М., 1991.

66. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1914.

67. Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого. Полн. собр. соч., Т.6. СПб., 1859.

68. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М., 1998.

69. Нерсесянц B.C. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

70. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

71. Никонов В.А. Библия и уголовный закон. Тюмень, 1995.

72. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

73. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Берлин, 1922.63. о. Вениамин (Новик). «Православие. Христианство. Демократия». Сборник статей. СПб. 1999.

74. Омельченко O.A. Римское право. Учебник. М., 2000.

75. Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Т.1. 4.1.

76. Павлов A.C. Курс церковного права. М., 1902.

77. Павлов A.C. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.

78. Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. Ярославль, 1902.

79. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. М., 1972.

80. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

81. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. М., 1972.

82. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.

83. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре. М., 1998.

84. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М., 1985.

85. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

86. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

87. Права человека: Основные международные документы. М., 1990.

88. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М., 1999.

89. Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995.

90. Религия в истории и культуре / Отв. ред. Писманик М.Г. Пермь, 1995.

91. Российское законодательство 10-20 веков. В девяти томах. Т.1. Законодательство Древней Руси. М., 1985.

92. Российское законодательство 10-20 веков. В девяти томах. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.

93. Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М., 1999.84. «Русская философия права» (антология). Составители: Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников М.В. СПб., 1999.

94. Сергеева Т.В. Каноническое право / Методические рекомендации к спецкурсу. СПб., 1997.

95. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности: Монография. М., 1995.

96. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1990.

97. Соловьев Э.Ю. «И. Кант: взаимодополнительность морали и права». М., 1992.

98. Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.

99. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

100. Справка по вопросу об отношении церковного законодательства к государственному. СПб., 1914.

101. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909.

102. Стоглав, изд. 2-е, Казань, 1887.

103. Суворов Н.С. Учебник церковного права. Ярославль, 1898.

104. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен.

105. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

106. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.

107. Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., 2000г.

108. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.

109. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. М., 1999.

110. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.

111. Трубецкой E.H. Энциклопедия права. М., 1908.

112. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии.

113. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.

114. Урванцев Б.А. Порядок и нормы. М., 1991.

115. Фихте И.Г. Назначение человека. СПб, 1906.

116. Фельдман Ф.Н. Религия как социальное явление. Кишинев, 1985.

117. Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги «О духовной истине» // Столп и утверждение истины. М., 1990.

118. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

119. Фромм Э. Психоанализ и религия. В сб.: Сумерки богов. М., 1989.

120. Хабибулин А.Г., Рахимов P.A. Государственность. Идеология. Общество. СПб., 1998.

121. Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988.

122. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000.

123. Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996.

124. Цыпин В.А. Каноническое право: лекции. М., 1991.

125. Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869.

126. Чичерин Б.Н. Философия права. M., 1900.

127. Щапов Я.И. Византийское и южнославянское православное наследие на Руси в 9-13 вв. M., 1978.

128. Щапов Я.И. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в 9-13 вв. М., 1978.

129. Щеглов В.Г. Нравственность и права в их взаимных отношениях. Ярославль, 1888.

130. Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.

131. Юшков C.B. Общественно-политический строй и право Киевского государства. M., 1949.

132. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 1994.

133. Явич J1.C. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Д., 1985.

134. Янин B.JI. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977.

135. Ященко A.C. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.1. Статьи:

136. Андриянов В.М. Гражданское общество: от европейской модели к русским ментальным традициям // Социокультурные проблемы политической власти в России. Екатеринбург, 1993.

137. Антоненко С. Не удовольствия ради // Родина. №3. 1998. С.38-40.

138. Ануфриев Е.А., Лесная JI.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. №3. С. 16-27.

139. Баскин Ю.Я. Библия и международное право // Правоведение. 1991. № 5. С.40-48.

140. Баскин Ю.Я. Новый Завет и становления международного права // Правоведение. 1991. № 6. С. 75-81.

141. Бахрушин С. К вопросу о крещении Руси // Христианство и Русь. Сборник статей. Серия «Советское религиоведение», №2. Под ред. А.Белова. М., 1988.

142. Бородкин Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия // Социальные исследования, №7, 1997.

143. Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии // Париж, 1932. №2. С.46.

144. Гаврилов М. Свобода совести умерла. Да здравствует свобода совести// Новое время. М., 1997. №39. С.34-35.

145. Ю.Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество //Вопросы истории. №12. 1997. С.3-19.

146. П.Иванов Н. Библия и уголовный закон. Советская юстиция. 1992. №7-8.

147. Иванов H.H. // Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь: Рождественские чтения. М., 1998.

148. Игнатенко В.И. Состояние и перспектива государственно-церковных отношений в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. №1. С.3-7.

149. Н.Капустин Н.С., Васечко Е.И. Проблемы взаимоотношения национального и религиозного самосознания // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. Ростов на - Дону. 1996. С.93-95.

150. Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования, №10, 1996.

151. Колодкин JI.M. Текст выступления // Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь: Рождественские чтения. М., 1998.

152. Контарев A.A. К вопросу об аксиологическом аспекте социальных норм // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Тезисы докладов и сообщенийучастников научно-теоретической конференции. Ростов на - Дону. 1996. С.29.

153. Корнев A.B. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. №5. С.93-98.

154. Кузнецов Э.В., игумен Вениамин (Новик). Кризис современного правосознания // Правоведение, №3, 1994. С.3-10.

155. Куприянов А. Библейские корни правосознания россиян // Российская юстиция. №1. 1998.

156. Лебедев С.Д. Специфика православного представления о праве и его мифологические основы // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. С.56.

157. Павкин Л.М. Проблема правового регулирования общественных отношений и российская ментальность // Право и культура: проблемы взаимосвязи. Ростов на - Дону, 1996. С.52.

158. Переломов Л.С. Конфуций и доктрина разделения властей (размышления по прочтении книга Петра Баренбойма «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера»). М., 1996 // Государство и право, 1997, №3. С. 122-126.

159. Пономарева В.П. Феномен религии в контексте отечественного права // Религия, умонастроения, идеология в истории. Сборник межвузовских трудов. Брянск, 1996. С.127-140.

160. Пчелинцев A.B. Религия и права человека // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. 3 / Сост. Л.М. Воронцева, A.B. Пчелинцев, С.Б. Филатов. Под общ. Ред. С.Б. Филатов. М., 1996. 299 с. С.7-9.

161. Разоренова М. А. Российское христианско-демократическое движение: поиски себя //Кентавр. Ноябрь-декабрь. 1992. С.100-108.

162. Рычка В. «Аще муж от жены блядеть.» // Родина. №3. 1998. С.41-42.

163. Сальников В.П. Право в действии // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. СПб., 1993.

164. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность: проблемы развития и соотношения. Самара, 1991.

165. Сахаров А. Церковь в период феодальной раздробленности. Христианство и Русь. Сборник статей. Серия «Советское религиоведение», №2. Под ред. А. Белова. М., 1988.

166. Симонов И.В. религиозные традиции России и проблемы модели государственно-религиозных отношений на современном этапе // История и политика: методология, историография, практика. Н. Новгород, 1997. С.125-127.

167. Трофимчук H.A. Выступление // Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь: Рождественские чтения. М., 1998. С. 179-180.

168. Фасхутдинова Н.Р. Православие как фактор державного строительства в России // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1996. С.96-97.

169. Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции // Кентавр. Историко-политический журнал. 1993. №5. С.59-68.

170. Шведов О. Имеют ли православные социальную доктрину?//Православная беседа. 1999. №4. С.33-36.

171. Авторефераты и диссертации:

172. Астапенко П.Н. Римское императорское законодательство IV века о церкви и формирование канонического права. Автореф. . кан. юр. наук. М., 1999.

173. Величко A.M. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур. СПб., 2000. Дис. . док. юр. наук. СПб., 2000.

174. Воробьева С.И. Право в системе социальных норм и его взаимодействие с ними в регулировании общественных отношений. Автореф. . док. юр. наук. Ташкент, 1995.

175. Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства (истор.-прав. аспект). Дис. . док. юр. наук. СПб., 1998.

176. Касторская Е.В. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России. Автореф. . кан. юр. наук. СПб., 1999.

177. Симорот С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации. Автореф. . кан. юр. наук. Хабаровск, 2000.

178. Синякова Т.В. Обычай как источник права у восточных славян и в Древней Руси (9-11 вв.) Автореф. . кан. юр. наук. СПб., 2000.

179. Тимченко A.A. Государство и религиозные конфессии (конституционно-правовое регулирование в России). Автореф. . кан. юр. наук. СПб., 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.