Законодательство о Православной церкви в России: Основные исторические тенденции развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Богомолов, Антон Анатольевич

  • Богомолов, Антон Анатольевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 162
Богомолов, Антон Анатольевич. Законодательство о Православной церкви в России: Основные исторические тенденции развития: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2004. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Богомолов, Антон Анатольевич

Введение.

Глава 1. Право и православие в России.

1.1. Установление православия на Руси. Влияние православия на право.

1.2. Церковное право в правовой системе Российского средневекового государства.

Глава 2. Правовое положение Русской Православной церкви в XX веке.

2.1. Правовое положение православной церкви в Советском государстве.

2.2. Современное законодательство о Православной церкви.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Законодательство о Православной церкви в России: Основные исторические тенденции развития»

Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие в России за последние десятилетия, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловили тенденции к возрождению исторических традиций и духовных основ российского общества, во многом определяемых православием.

Уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии», государство, в то же время, на законодательном уровне признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»1. Восточное христианство составляло неотъемлемую часть основ российской государственности: церковь освящала институты власти и права, в свою очередь государство незыблемо охраняло христианскую веру. Каноническое и светское законодательство тесно переплетались. Таким образом, на протяжении многих веков религия являлась важным фактором, влияющим на правовую и политическую сферу общества, но с 1917 года и до конца восьмидесятых она была крайне ограничена в своей деятельности действующим Советским законодательством.

Лишь в современном обществе православная религия стала восстанавливать свое значение. С принятием Закона СССР «О свободе л совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» , а в последствии нового Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» принятого Государственной Думой 19 сентября 1997 года и одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года.4 Русская Православная Церковь (РПЦ) вновь стала активным участником многих общественно-политических, культурных событий и процессов, происходящих в нашей стране. По данным

1 Преамбула к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Российская газета. - 1997. - №190.

2 Российская газета - 1990 - 8 дек.

3 Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ - 1990 - №21 - ст. 241

4 Российская газета -1997. - №190. социологических исследований РПЦ находится в числе лидеров среди государственных и общественных структур по степени доверия к ним населения. В настоящее время православие объединяет около трехсот миллионов верующих, большинство из которых приходится на Россию. Значительная роль религиозного фактора в обществе предполагает необходимость всестороннего изучения, в том числе и правового анализа ее регулятивного потенциала, в большей степени в той части, что непосредственно соотносится с областью действия права.

Двадцатый век для правовой системы России прошел под эгидой процесса, который можно обозначить как секуляризация, закономерным результатом чего стало дистанцирование государства и права от РПЦ. В то же время эти явления и по сей день неизбежно соприкасаются. Особенно явственно их взаимодействие проявляется в сфере социального регулирования.

Право и религия являются важнейшими регуляторами общественных отношений. С юридической точки зрения право обладает приоритетом в социальном регулировании, так как в силу своей обязательности (императивности), формальной определенности и государственной защиты способно наиболее оптимально обеспечить нормальное функционирование общества, являющего собой сложный социальный организм. В то же время эффективность правового регулирования во многом зависит от его согласованного воздействия с иными не юридическими регулятивными системами, в том числе и с религией, особое значение имеет принятие Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот документ излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом, кроме того, на Соборе был принят новый Устав Русской Православной Церкви, подготовленный Синодальной комиссией по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Данным Уставом Церковь руководствуется в настоящее время.

Православие, как и любая другая религия, определяет не только мировоззрение, но и образ жизни многих людей, моделируя сообразно своему вероучению поведение человека, как в церковной, так и в светской областях (общечеловеческие нормы поведения). Православие содержит многочисленные оценки должного и запрещаемого с позиции закона поведения, тем самым, пересекаясь со сферой правового регулирования. Характер соотношения государства и РПЦ носит неоднозначный характер. Стремление к разрешению этого противоречия предполагает комплексное изучение права и православия, государства и РПЦ как важнейших социальных актов, активно взаимодействующих в процессе воздействия на общественные отношения во всех основных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Необходимость установления оптимального соотношения во взаимодействии правовых и религиозных нормативов подчеркивает актуальность и значимость избранной тематики. Она, подчеркнем еще раз, заключается в том, что в настоящее время и для государства и для церкви является крайне важным всесторонне урегулировать юридическую базу их взаимоотношений и сотрудничества. Несмотря на значительную уже проделанную работу, многие моменты, с юридической точки зрения требует своего дальнейшего совершенствования и уточнения. А это, в свою очередь требует их научной разработки.

Степень разработанности проблемы. Постановка вопроса о соотношении права и православия на глубочайшем - онтологическом -уровне получила свое освещение в трудах русских философов-правоведов: Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, К.А. Неволина, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого и др.

Исторический аспект влияния православия на становление и развитие отечественного права рассматривался в дореволюционной России такими виднейшими учеными как И.Н. Бердников, М.Ф. ВладимирекиЙ-Буданов, Е.Е. Голубинский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, митрополит Макарий, и Др.

Большое внимание в отечественной правовой науке уделено рассмотрению проблемы свободы совести и вероисповедания, вопросам государственно-правового регламентирования деятельности религиозных объединений.

В то же время малоизученной остается область теоретического исследования взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных систем в силу того факта, что, признавая регулирующую функцию религии, многими учеными игнорируется нормативный аспект религиозного воздействия, следствием чего религиозные предписания вообще не рассматриваются как самостоятельный вид социальных норм.

Наиболее полный анализ данной проблематики проводится в работе В.В. Клочкова «Государство. Право. Религия». Различные аспекты соотношения права и религии также рассматривались С.С. Алексеевым, Ю.Я. Баскиным, А.Б. Венгеровым, Г.Н. Мановым, B.C. Нерсесянцом, В.А. Никоновым, В.А. Цыпин и др.

Новое видение исторической и социальной роли религии нашло свое отражение в работах П. Баренбойма «Первая Конституция мира. Библейские корни независимости суда», отца Вениамина (Новика) «Православие. Христианство. Демократия», Ю.В. Тихонравова «Судебное религиоведение».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются основные исторические тенденции развития законодательства о РПЦ в России.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматривается влияние права на формирование основных этапов развития Православной церкви; теоретические основы их соотношения и взаимовлияния; анализ и оценка современного взаимодействия РПЦ, государства и права.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение многоаспектной проблемы соотношения права и православия в процессе социального регулирования.

В соответствии с указанной целью автор определяет следующие задачи:

- исследовать исторические предпосылки становления и генезиса права и православия как взаимосвязанных социальных регуляторов;

- на основании анализа российского законодательства показать роль православия в формировании и развитии отечественного права;

- определить теоретические основы соотношения православия и права; раскрыть нормативный характер религиозного воздействия на общественные отношения;

- провести сравнительный анализ и выявить особенности правовых и религиозных норм;

- осветить процесс и характер взаимодействия и взаимовлияния права и православия;

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование; и специальных методов - исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой. Источи и ковую базу диссертации составили правовые акты по вопросам положения РПЦ, издававшиеся в Российской империи и церковные акты того времени, а также международно-правовые документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельность религиозных объединений.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый нами вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов как в области права, так и в области философии, истории, социологии, религиоведения: С.С. Алексеева, A.M. Величко, А.Б. Венгерова, В.И. Гараджи, A.A. Зимина, И.В. Киреевского, А.И. Клибанов, Е.А. Лукашевой, Я.С. Лурье, A.B. Малько, Г.В. Мальцева, М.И. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, И.Н. Цыпина, C.B. Юшкова, Л.С. Явича и др.

При написании диссертации автор также использовал документальные материалы по истории развития отечественного законодательства; акты, вошедшие в Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

Необходимо особо выделить источники церковного (канонического) права, особую роль среди которых имеет главный источник христианского вероучения - Библия.

Научная новизна диссертации. Заключается в том, что после длительного периода, на протяжении которого и официальная власть, и следовавшая за ней научная общественность, подвергали систематической атеистической критике религию. Предпринята попытка на основе научного подхода, комплексного историко-правового исследования содержания и процесса взаимодействия права и православия на уровне их нормативных установлений в процессе социального регулирования.

Раскрывается действительное взаимоотношение канонического и светского права, что имеет научное и культурологическое значение, способствует более полному представлению обо всем многообразии правовой действительности и ее связи с религией.

Автором детально исследуется значение православия в становлении и генезисе отечественного права. На основе анализа обширной нормативно-правовой базы Российского государства. Прослеживается место и роль православия в системе правового регулирования. Это дает возможность раскрыть в диссертации, то положительное значение, которое православие в целом оказало на законодательную деятельность государства. Приведенные в диссертации материалы дают основание позитивно оценивать нынешнюю политику государства по отношению к церкви. Православие может выступать, и обычно выступает как фактор, укрепляющий правосознание и законность.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Православная церковь и ее органы сыграли значительную положительную роль в процессе формирования и развития отечественного права. Принятие христианства повлекло за собой коренное изменение обычного русского права, отмену многих языческих норм; вызвало частичную рецепцию византийского светского и канонического права; предопределило дальнейшее развитие права в русле согласованного воздействия с религиозными императивами православного христианства.

2. Православная церковь устанавливает свою систему ценностей и предъявляет определенные требования к поведению человека сообразно с особенностями вероучения. Религиозные нормы представляют самостоятельный вид социальных норм, имеющих высокое моральное значение.

3. Российское законодательство до 1917 года, а затем с конца 80-х годов исходило из того, что нормативная регламентация религии простирается не только на внутрицерковную деятельность и сферу религиозного культа (выполнение религиозных обрядов). Как ценностно-нормативная система православие охватывает своим вниманием все социально значимое поведение. Таким образом, религиозное измерение общественной жизни дает определенные принципы, ориентирующие людей и в юридической сфере, тем самым, предполагая непосредственное взаимодействие с правом.

4. Православие содержит в себе важный нравственный потенциал и способно выступить фактором стабилизации общественных отношений и оказать легитимирующую поддержку правовым установлениям в достижении социально значимых целей, а также в профилактике правонарушений, в свою очередь законодательство и подзаконные акты, издаваемые государством, являются важным фактором в обеспечении религиозной деятельности.

5. В современных условиях происходит процесс возрождения православия в РФ, в этом процессе видную роль играют многие общественные организации и в определенной мере органы государства. По мнению диссертанта, можно говорить об активном возрождении православия в России и дать положительную оценку этому процессу.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию взаимной связи православия и Российского законодательства, а также характер взаимоотношений государства и РПЦ.

Практическая значимость состоит в том, что положения, содержащиеся в ней, могут быть использованы: а) в научно-исследовательской деятельности при анализе проблем, связанных с изучением права и религии и их ролью в системе социального регулирования, различных аспектов соотношения права и православия в процессе регулирования общественных отношений; б) разработке учебно-методических пособий по теории и истории права и государства; в) в процессе подготовки лекций, проведении семинарских и практических занятий по теории и истории права и государства.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на кафедре конституционного и муниципального права Северо - Западной Академии государственной службы при Президенте РФ, на кафедре теории и истории государства и права Санкт - Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и на юридическом факультете Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина, а также на научно - практической конференции и юридического факультета Санкт - Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

По теме диссертации автором опубликовано пять работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Богомолов, Антон Анатольевич

Заключение

Православие - важнейшая часть славянской культуры, одна из национально-государственных составляющих. Российское государство сформировалось и достигло своего величия под определяющим влиянием восточного христианства. Национально-государственное возрождение России немыслимо без возрождения ее духовной основы - православной веры.

Установление православие на Руси имело огромное прогрессивное значение. Укрепление отношений с Византией посредством принятия православия дало государству мощный социально - экономический и политический толчок для дальнейшего развития. Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью православных славянских государств но и в систему христианских стран Европы с их правовыми и экономическими достижениями, обогатилась и русская культура. Православная церковь не пыталась перестроить ни форм ни оснований государственного порядка она ограничивалась лишь внесением некоторых нравственных и технических изменений в княжескую управленческую и законодательную практику, письменное делопроизводство

Период Монголо-татарского ига - целая эпоха взаимоотношений и постоянного культурного обмена - между русскими и монголами. В период татаро - монгольского нашествия православная церковь, пользуясь уважительным к себе отношением, со стороны Чингизхана и его потомков, стала своего рода связующим звеном русских княжеств, руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси в этот период меньше всего зависела от княжеской власти, чем в какой-либо период русской истории. Фактически, митрополит не раз служил арбитром в разногласиях между князьями.

Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности.

Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских. Православная церковь в это время встала как бы над государством.

Следующей важной вехой во взаимоотношениях православия и Руси явились реформы Петра I. С переходом к абсолютизму началась новая эпоха в истории взаимоотношений церкви и государства, характер которых значительно меняется. В этот период государство полностью подчиняет церковь своим интересам. Вслед за другими государственными учреждениями подвергся реформе и церковный институт. Началось энергичное законодательство по устроению порядка на всех ступенях церковной организации. Принцип коллегиальности распространился и на устройство высшего церковного управления в России: в 1721 г. было упразднено патриаршество и создана Духовна Коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод - высшее законосовещательное, административное и судебное учреждение по делам церкви. А в 1722 г. для управления Синодом была учреждена должность обер-прокурора. Главой же церкви являлся царь. Фактически церковь стала частью государственного аппарата, государственным министерством: синодалы присягали на верность царствующей фамилии, обязывались блюсти государственный интерес, а самого монарха почитать высшим судьей в духовных делах. Соответственно церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью подданных.

Возвращаясь же к сегодняшнему дню, надо сказать, что отношения государства и церкви близки к оптимальным. Прогнозы многих ученых и социологов относительно снижающейся роли религии в современном мире не подтвердились практической действительностью. Религия была и остается важнейшим фактором, предопределяющим социально-политическое развитие общества в целом и поведение отдельно взятого человека - в частности.

В результате кардинальных перемен, произошедших в нашем обществе в последние десятилетия и, как следствие, изменившейся религиозной обстановки, новое поколение, вступающее в жизнь, сформированное в атмосфере возрождения религии, становится более религиозным. РПЦ инициировала обращение к зарубежным иерархам об изменении церковных структур в Европе, призвала образованию самоуправляемого митрополитчьего округа, включающего в себя епархии, приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской традиции в Европе. Немаловажную роль в этом процессе играет государство, Президент Путин во время своего последнего визита в США встречался с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и передал ему приглашение посетить Россию, так как вопрос единства русских людей за пределами отечества назрел и требует своего решения.

Поэтому важно, чтобы в обществе не было «духовного вакуума», пренебрежения к мировоззренческим вопросам человеческого существования. В этой связи возникает ключевая проблема - проблемам религиоведческого образования. Преподавание религиозно познавательных, религиоведческих дисциплин с культурологических позиций, не сопровождаемых совершением религиозных обрядов, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Без этого нельзя свободно ориентироваться в современном мире, в мировой и отечественной культуре, осуществить осознанный выбор мировоззрения. Этический потенциал этих дисциплин весьма интенсивен и глубоко гуманистичен по своей направленности. Конечно очень важно найти разумный компромисс в процессе включения церковных дисциплин в систему общего образования.

Религия как система социальной регуляции поведения, эффективный фактор, определяющий поведение человека, в том числе и в сфере правовых отношений представляет интерес и для теории права и государства. Правоведение должно сотрудничать с религиоведческими дисциплинами, моделируя ситуации взаимодействия и возможных противоречий между религиозными и правовыми императивами. Религиозные христианские запреты и требования несут в себе опыт социального общения, выработанные тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общения.

В кризисные моменты для общества становятся явственными те непреходящие ценности, которые могут стать нравственной опорой и интегрирующим фактором в обществе. Православие - система ценностей, органичная для Российского государства. Поэтому именно православие становится источником, обеспечивающим культурную легитимацию российской государственности, российского общества. Право также находит в религии нравственные опоры.

В то же время не следует впадать в очередную эйфорию и преувеличивать возможность религии в деле воспитания людей, представлять ее в качестве универсального средства для решения нравственных проблем. Сами по себе вера и церковь не в состоянии противостоять негативным тенденциям, исправно питаемым реальными противоречиями экономической и политической жизни.

Преодоление социально-политического кризиса и достижение социальной гармонии возможно лишь на основе взаимопонимания и сотрудничества государства и Русской Православной Церкви. Опыт истории властно диктует необходимость совместных усилий церкви и светских учреждений в противостоянии злу и несправедливости. Построить наиболее совершенный механизм правового регулирования в изоляции без учета реалий религиозной жизни также невозможно. Поэтому современный мир должен стать миром диалога права и религии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Богомолов, Антон Анатольевич, 2004 год

1. Законодательные акты и другие официальные документы:

2. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. - № 197.-25 дек.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1; 2; 3; (№ 146-ФЗ Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года), М.: Проспект. 2002.

4. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997. - 1 окт.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 64 -ФЗ, Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года). // Российская газета. 1996. - № 104. - 4 июня.

6. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (закон утратил силу) // Российская газета. 1990. - 8 дек.

7. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (закон утратил силу) // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1990. - №21. - 25 окт. - ст. 241.

8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» (№ 176 от 20 февраля 1995 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 9. - 27 февр. - ст. 734.

9. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945г. / Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

10. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г. / СССР международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.

11. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. / СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1988.

12. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. -№12.

13. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. / Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

14. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. / Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. -М., 1996.

15. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская газета. 1995. - 5 апр.

16. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. - №9.

17. Конвенция Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 июня 1995 г. // Российская газета. 1995. - 23 июня.1.. Монографии, учебники, пособия:

18. Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М., 1999.

19. Алексий (Лавров-Платонов А.Ф.) Предполагаемая реформа церковного суда. Вып.1. 1873.

20. Ахмедов Р.М. Государство и церковь в Российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Уфа: РИО МВД РФ, 2002.

21. Бабаев В.К. Теория права и государства. М., 1999.

22. Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда: Учебное пособие. М., 1997.

23. Бенешевич В.И. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. -Петроград, 1915.

24. Бердников И.С. Дополнение к Краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань, 1889.

25. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. (Изд. 2-е, перераб. и весьма знач. доп.). Казань, 1903. - (Вып. 1-й).

26. Бердников И. Церковное право, как особая самостоятельная правовая отрасль и его отношение к общей системе права. Вступительная лекция, читанная в Имп. Казанск. ун-те И.Бердниковым. Казань, 1885.

27. Бердяев H.A. О назначении человека М., 1993.

28. Библия. Mikkeli: St. Mitchel Print, 1990.

29. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

30. Бокарев С.Н. Государственно церковные отношения в России (философско-правовой аспект). -М., 1999.

31. Булгаков С.Н. Неотложная задача (О союзе христианской политики) Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

32. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. -Киев, 1991.

33. Варьяс М.Ю. Церковное права в Романо-германской правовой системе. М., 1997.

34. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий (Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии). М., 1985.

35. Вебер М. Социология религии. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира, избранные произведения. М., 1990.

36. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 1998.

37. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: (Философско-социологический анализ). М., 1988.

38. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд-е 7-е, Петроград - Киев, 1915.

39. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

40. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 1996.

41. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М, 1996.

42. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов: Полем, заметки. Л., 1986.

43. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

44. Даштамиров С.А. Социальные нормы: гносеологичекий анализ. Баку, 1984.

45. Декреты Советской власти. М., 1957.

46. Директивы КПСС и Советского правительства. М., 1957 год.

47. Ершов Ю.Г. Философия права: Материалы лекций. Екатеринбург, 1996.

48. Заозерский Н. Право православной греко-восточной русской церкви как предмет специальной юридической науки.- М., 1888.

49. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

50. Зимин A.A. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины 16 в. М., 1960.

51. Из истории ВЦИК. Сборник документов. М., 1958.

52. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

53. Исаев A.B. История государства и права России. М., 1996.

54. История политических и правовых учений: Учебник для юридических вузов и факультетов / Общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.

55. Кайсаров A.C., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.

56. Кант И. Трактаты. Т.6. Религия в пределах только разума. М., 1994.

57. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., Т.6. - 1819.

58. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., Т.2. - 1842.

59. Карсавин Л.П. Сочинения. М., 1993.

60. Карташев A.B. Церковь, история, Россия. Статьи и выступления. М., 1996.

61. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влияния на просвещение в России: Учебник для вузов. М., 1999.

62. Клеандрова В.М. Правовые основы организации и деятельности ВЦИК в первый период существования РСФСР (1917-1924 гг.). М., 1959.

63. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

64. Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1976.

65. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. -М., 1997.

66. Кореневская Е.И. Становление высших органов советского государственного управления. Правовые основы организации и деятельности советского правительства в 1917-1922 г.г. М., 1975.

67. Крывелев И. А. История религий. М., 1988.

68. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

69. Кураев A.B. Православие и право: Церковь в светском государстве (Диакон Андрей Кураев) М.:Сретен монастырь, 1997.

70. Лазарев В.В. Правовое государство и гражданское общество. Общая теория права: Учебник. М., 1995.

71. Лекции по религиоведению: Учеб. пособие / Под ред. проф. Яблокова И.Н. М., 1997.

72. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

73. Левченко И.В. Русская Православная Церковь и Государство.-Иркутск: Изд. ИГЭА, 1997г.

74. Ленин и ВЧК. Сборник документов (1917-1921). М., 1987

75. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

76. МалиноваИ.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

77. Манов Г.Н. Теория права и государства. М., 1996.

78. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. Т. 1. Истоки религии. М., 1991.

79. Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914.

80. Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого. Поли. собр. соч. СПб., 1859.

81. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М., 1998.

82. Нерсесянц B.C. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

83. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

84. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

85. Никонов В.А. Библия и уголовный закон. Тюмень, 1995.

86. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

87. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Берлин, 1922.

88. Омельченко O.A. Римское право. Учебник. М., 2000.

89. Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893.

90. Павлов A.C. Курс церковного права. М., 1902.

91. Павлов A.C. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.

92. Палиенко Н И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. Ярославль, 1902.

93. Парсонс Т. Общий обзор Американской социологии. М., 1972.

94. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

95. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. - М., 1972.

96. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.

97. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре. М., 1998.

98. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М., 1985.

99. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

100. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

101. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития советской конституции (историко-правовое исследование). М., 1982.

102. Права человека / Основные международные документы. М., 1990.

103. Православие. Христианство. Демократия. / под ред. о. Вениамина (Новика). СПб., 1999.

104. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М., 1999.

105. Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995.

106. Религия в истории и культуре / Отв. ред. Писманик М.Г. Пермь, 1995.

107. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996

108. Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9-и томах; Т.1. Законодательство Древней Руси. М., 1985.

109. Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9-и томах; Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. -М., 1985.

110. Русская Православная Церковь и право: комментарии / под ред. д.ю.н. Масляева. М.: Изд. БЕК, 1999.

111. Русская православная церковь и коммунистическое государство 1917 -1941.-М. 1996.95. «Русская философия права» (антология). / Сост.: Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников М.В. СПб., 1999.

112. Сергеева Т.В. Каноническое право. Методические рекомендации к спецкурсу. СПб., 1997.

113. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности: Монография. М., 1995.

114. Соловьев B.C. Сочинения, в 2-х т. М., 1990.

115. Соловьев Э.Ю. «И. Кант: взаимодополнительность морали и права». -М„ 1992.

116. Социология религии. Американская социология / Сост. Белла Р. -М., 1972.

117. Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.

118. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

119. Справка по вопросу об отношении церковного законодательства к государственному. СПб., 1914.

120. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. -СПб., 1909.

121. Стоглав, изд. 2-е. Казань, 1887.

122. Суворов Н.С. Учебник церковного права. Ярославль, 1898.

123. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен.

124. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

125. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.

126. Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред.: проф. Корельского В.М. и проф. Перевалова В.Д. М., 2000г.

127. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Марченко М.Н. М„ 1997.

128. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Матузова Н.И., Малько A.B. М„ 1999.

129. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.

130. Трубецкой E.H. Энциклопедия права. М., 1908.

131. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии.

132. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. -М.,1973.

133. Урванцев Б. А. Порядок и нормы. М., 1991.

134. Фихте И.Г. Назначение человека. СПб, 1906.

135. Фельдман Ф.Н. Религия как социальное явление. Кишинев, 1985.

136. Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги «О духовной истине». Столп и утверждение истины. -М., 1990.

137. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

138. Фромм Э. Психоанализ и религия. / Сумерки богов. М., 1989.

139. Хабибулин А.Г., Рахимов P.A. Государственность. Идеология. Общество. СПб., 1998.

140. Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988.

141. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000.

142. Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996.

143. Цыпин В.А. Каноническое право: лекции. М., 1991.

144. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984.

145. Чистяков О.И. Очерк истории советской конституции. М., 1987.

146. Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869.

147. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

148. Шведов О. Энциклопедия церковного хозяйства: Экономика иправо церкви. М.: Ковчег, 2003.

149. Щапов Я.И. Византийское и южнославянское православное наследие на Руси в IX XIII вв. - М., 1978.

150. Щеглов В.Г. Нравственность и права в их взаимных отношениях.-Ярославль, 1888.

151. Экземплярский В .И. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.

152. Юшков C.B. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949.

153. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 1994.

154. Явич JI.C. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. JI., 1985.

155. Янин B.JI. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977.

156. Ященко A.C. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.1.I. Статьи:

157. Андриянов В.М. Гражданское общество: от европейской модели к русским ментальным традициям // Социокультурные проблемы политической власти в России. Екатеринбург, 1993.

158. Антоненко С. Не удовольствия ради // Родина. 1998. - №3. - С.38-40.

159. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. - №3. - С.16-27.

160. Баскин Ю.Я, Библия и международное право // Правоведение. 1991. -№5. - С.40-48.

161. Баскин Ю.Я. Новый Завет и становления международного права // Правоведение. -1991. № 6. - С.75-81.

162. Бахрушин С. К вопросу о крещении Руси. Христианство и Русь. // Сб., серия «Советское религиоведение» М., - 1988. - №2.

163. Бородкин Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия // Социальные исследования. 1997. - №7.

164. Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии. 1932. - №2. - С.46.

165. Гаврилов М. Свобода совести умерла. Да здравствует свобода совести // Новое время. М., 1997. - №39. - С.34-35.

166. Ю.Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество // Вопросы истории. 1997. - №12. - С.3-19.

167. Иванов Н. Библия и уголовный закон. // Советская юстиция. 1992. -№7-8.

168. Иванов H.H. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь. // Рождественские чтения. М., 1998.

169. Игнатенко В.И. Состояние и перспектива государственно-церковных отношений в России. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. - №1,- С.3-7.

170. Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996. - №10.

171. Корнев A.B. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. - №5. - С.93-98.

172. Кузнецов Э.В., О.Вениамин (Новик). Кризис современного правосознания // Правоведение. 1994. - №3. - С.3-10.

173. Куприянов А. Библейские корни правосознания россиян // Российская юстиция,- 1998. -№1.

174. Лебедев С.Д, Специфика православного представления о праве и его мифологические основы // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород. 1995. - С.56.

175. Митрохин Л.Н. Баллада об «Атеистическом топоре» // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. 3. М., 1996. 299 с. С.65.

176. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права // Государство и право. - 1999. -№ 6.

177. Павкин Л.М. Проблема правового регулирования общественных отношений и российская ментальность // Право и культура: проблемы взаимосвязи. Ростов на - Дону. - 1996. - С.52.

178. Переломов Л.С. Конфуций и доктрина разделения властей, размышления по прочтении книга Петра Баренбойма: «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера». // Государство и право. -1997. №3. - С. 122-126.

179. Пономарева В.П. Феномен религии в контексте отечественного права //Религия, умонастроения, идеология в истории. Сборник межвузовских трудов. Брянск, 1996. С.127-140.

180. Пчелинцев A.B. Религия и права человека // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып.З. - М., 1996. - С.7-9.

181. Разоренова М. А. Российское христианско-демократическое движение: поиски себя // Кентавр. 1992. - Ноябрь-декабрь. - С. 100-108.

182. Рычка В. «Аще муж от жены блядеть.»// Родина. 1998. - №3. - С.41-42.

183. Сальников В.П. Право в действии // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. СПб., 1993.

184. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность: проблемы развития и соотношения. Самара, 1991.

185. Сахаров А. Церковь в период феодальной раздробленности. -Христианство и Русь. // Сб. серии «Советское религиоведение». М., 1988. - №2.

186. Симонов И.В. Религиозные традиции России и проблемы модели государственно-религиозных отношений на современном этапе // История и политика: методология, историография, практика. -ННовгород, 1997. С.125-127.

187. Сошин Ю.А. Нетрадиционные религии в современном российском обществе: проблемы социально-правового регулирования // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1996. - С.98-99.

188. Трофимчук H.A. Выступление // Рождественские чтения. М., 1998. -С.179-180.

189. Церковь и государство. \\ Сб. ст. под. ред. Лозовского А.Г. Тамбов: Изд.ТГУ, 2002.

190. Фасхутдинова Н.Р. Православие как фактор державного строительства в России // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1996. С.96-97.

191. Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции // Кентавр, 1993. №5. - С.59-68.

192. Шведов О. Имеют ли православные социальную доктрину? // Православная беседа, 1999. №4. - С.33-36.1.. Авторефераты и диссертации:

193. Астапенко П.Н. Римское императорское законодательство IV века о церкви и формирование канонического права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.

194. Величко А.М. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур: Дис. док. юрид. наук. СПб., 2000.

195. Воробьева С.И. Право в системе социальных норм и его взаимодействие с ними в регулировании общественных отношений: Автореф. дис. док. юрид. наук. Ташкент, 1995.

196. Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства (историко-правовой аспект): Дис. док. юрид. наук. СПб., 1998.

197. Касторская Е.В. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -СПб., 1999.

198. Симорот С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2000.

199. Синякова Т.В. Обычай как источник права у восточных славян и в Древней Руси (IX XII вв.): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 2000.

200. Тимченко A.A. Государство и религиозные конфессии (конституционно правовое регулирование в России): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.