Праксиологический смысл бизнес-этики в контексте формирования пост-капиталистического общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Мавунту Джойс Хелен

  • Мавунту Джойс Хелен
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 160
Мавунту Джойс Хелен. Праксиологический смысл бизнес-этики в контексте формирования пост-капиталистического общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2021. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мавунту Джойс Хелен

Оглавление

Введение

Глава 1. Общеметодологическая проблематика исследования бизнес-этики в горизонте социально-философской рефлексии

§1.1 Историко-логический аспект формирования этики бизнеса

§1.2 Бизнес-этика в зеркале социально-философской рефлексии

Глава 2. Диалектическое взаимодействие бизнес-этики с

моральными, религиозными и правовыми ценностями

§2.1 Мораль как источник формирования этического поведения

субъектов рыночных отношений

§2.2 Религиозная этика и бизнес-этика: корреляты современной эпохи

§2.3 Право и закон как регуляторы бизнес-поведения

Глава 3. Бизнес-этика в процессе становления посткапиталистического общества

§3.1 Современное капиталистическое общество: от классических форм

организации труда к неклассическим

§3.2. Бизнес-этика как необходимое условие функционирования

современного производства

§3.3 Роль этики бизнеса в процессе субстанциализации трудовой

деятельности в контексте формирования пост-капитализма

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Праксиологический смысл бизнес-этики в контексте формирования пост-капиталистического общества»

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность данной темы исследования обусловлена особенностями воспроизводства, формами и ролью этических ценностей бизнеса в становлении пост-капиталистического общества. Деловая этика (корпоративная этика) занимается этической рефлексией современного капиталистического производства, что представляется особенно ценным в условиях появления новых форм экономических отношений, требующих переосмысления с этической точки зрения. Рефлексия не ограничивается простым этическим анализом производства, распределения, маркетинга (продажи и продвижения) и потребления товаров и услуг. Она включает в себя анализ изменяющегося субъектного состава современных отношений, возникающих в ходе развития капиталистического производства в современном цифровом мире, а также анализирует различные модели поведения акторов капиталистического рынка. Нами усматривается экспансивное увеличение роли и значимости деловой этики в жизни человека, поскольку изменение функциональных оснований структуры и способов функционирования современного капиталистического производства, требуют новых навыков и знаний, которые напрямую влияют на процесс интеграции субъекта в современное общество, которое артикулируется нами как пост-капиталистическое. Деловая этика является инструментом для оценки «хорошего» и «плохого»/ «должного» и «девиантного», а также «правильного» и «неправильного» ведения бизнеса. Она меняет свою форму в соответствии с изменениями деловой активности и трансформациями экономической системы. Ключевой проблемой современной деловой этики является то, как бизнес ведет себя в своей обычной повседневной рутинной деятельности. К. Ясперс однажды заметил, что каждая наука рано или поздно должна выйти на этический уровень собственной рефлексии. Опираясь на эту установку немецкого философа, мы можем утверждать, что не только наука, но и сама экономическая модель в лице своих субъектов -ключевых акторов, должна выходить на уровень этической рефлексии самой себя.

Степень научной разработанности проблемы. Исторически осмысление нравственности начинается с момента зарождения человеческого общества, оформления первых мононорм, регламентирующих совместное общежитие. На протяжении веков социальные мыслители исследуют особенности и причины поведения человека в тех или иных социально-исторических обстоятельствах, выявляют и сравнивают нормативные стандарты и традиционные для различных обществ эталоны поведения.

Исторически первую попытку рефлексии человеческого поведения и социальных ценностей можно встретить в трудах древнегреческих философов -Платона и Аристотеля. Концепция «этики добродетели», раскрываемая в сочинениях древних философов оценивает «этичность» поведения индивида исходя из приоритета ценности общего над частным.

Теория общественного договора, оформленная к середине XVII в. гласит, что, руководствуясь этическими принципами, цель работы каждого предприятия заключается в том, чтобы совокупно сделать жизнь общества лучше, учесть интересы работника и работодателя, следовать идеалам социальной справедливости. Кроме того, родоначальники теории общественного договора выдвигали следующий тезис - закон может быть эффективным механизмом формирования этических принципов как в экономической сфере, так и в социальной. Джон Локк, как один из родоначальников теории общественного договора, выражал уверенность в том, что право может стать инструментом поддержания этических ценностей, а также в своих исследованиях касался вопросов соотношения и взаимного влияния друг на друга правовых и моральных норм.

«Деонтологическая этика» Иммануила Канта - это первое философское осмысление «современной» этики, которое оценивает этические ценности, реализуемые в конкретном обществе, с позиции причин, побуждающих человека к тем или иным действиям.

Более позднее осмысление вопроса соотношения правовых и этических норм обнаруживается в исследованиях Роско Паунда. Вопрос «как люди должны жить»

стал основным этическим вопросом для Роско Паунда в его работе «Общественный контроль через закон». Он утверждает, что закон может быть эффективным инструментом формирования этических принципов как в бизнесе, так и в обществе.

Для изучения феномена деловой этики с эпистемологической позиции, используются работы следующих современных исследователей: A. C Macmtyre («Краткая история этики: история моральной философии от гомеровского века до двадцатого века»), Р. М. Харе («Язык Морали») и Д. Броутон («Метод сомнения Декарта»).

Деловую этику как основную социальную ценность рассматривают в своих исследованиях Р. Ани, Л. Мартин и др. («Социальная ценность в строительном бизнесе»);

Известный американский философ, логик Х. Патнэм в своих работах рассматривал вопросы этики современного капиталистического общества в контексте возникновения «проблемных ситуаций», каждая из которых воспринимается в качестве отклонения от общепринятой нормы и требует этического осмысления, подталкивая к трансформации самих этических принципов.

Подробный анализ оценки ценности современной деловой этики на практических примерах приведен в работах европейских исследователей М. Кристена и К. В. Шаика.

Соотношение религиозных ценностей и деловой этики в современности прослеживается в работах: В. Бруггера и М. Караянни, Я. Г. Платвоета и А. Л. Молендейка, Р. Реминда, С. К. Ван ден Хевела, П. Налленса и А. Рутхан, К. Д. Брайант и Д. Л. Пека, У. Джеймса, Р. Дж. Кроуфорда и Р. М. Кроуфорда.

Проблемы и особенности функционирования бизнес-этики в современном производственном процессе мы видим в произведениях Д. Джорджа, Г. Минса, Дж. Хассарда и П. Мартина, С. М. Хиллиер и Д. М. Барроу, Филиппа Дж. Каина. При описании этического стандарта массового современного производства используются работы А. Б. Кэррола и Э. К. Бухгольц;

Роль деловой этики в процессе обоснования занятости в контексте формирования пост-капитализма раскрывается в ряде работ Питера Ф. Друкера. В работах Дж. Рональд анализируется границы возможностей этики и добродетели в бизнесе.

Объект исследования: бизнес-этика в контексте формирования посткапиталистического общества.

Предмет: противоречивый характер функционирования бизнес-этики в ситуации религиозного ренессанса в современном обществе

Цель исследования настоящей работы заключается в выявлении амбивалентности праксиологического смысла бизнес-этики в условиях становления пост-капиталистического общества.

Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих

задач:

1. Исследовать теоретический и исторический аспект формирования концепций деловой этики;

2. Проанализировать диалектическое взаимодействие деловой этики с моральными, религиозными и правовыми ценностями;

3. Рассмотреть особенности внедрения и ассимиляции религиозных ценностей в сфере рыночного производства;

4. Выявить теоретические и экономические предпосылки формирования новых этических моделей внутри рыночных отношений пост-капиталистического общества;

5. Выделить противоречия, возникающие между религиозными ценностями и бизнес-этикой в условиях развития пост-капиталистических отношений.

Методы исследования:

В качестве базовой теоретической парадигмы выбран системный подход к анализу выделенной проблематики, позволяющий изучить новые формы социальных взаимодействий в экономической сфере в их взаимосвязи с этическимии религиозными ценностями и ориентирами. Диалектический метод выступает основным методологическим инструментом, применение которого

обусловлено выделением в качестве предмета исследования отдельных аспектов пост-капиталистической общественной формации и необходимостью осмысления элементов, вступающих в конфликтные взаимодействия в рамках рыночных отношений. Историко-логический метод позволяет изучить вопрос развития и становления бизнес-этики в условиях капиталистической и посткапиталистической формаций, проследить изменения в оценке и значении моральных ценностей для рыночных отношений. Сравнительный метод используется в работе для сопоставления различных этических моделей, реализуемых российскими экономическими компаниями как внутри страны, так и на международной арене.

Научная новизна:

1. Выявлено, что в пост-капиталистическом обществе праксиологический смысл бизнес-этики проявляется в качестве основной характеристики «этической экономики», что способствует возникновению новой логики ценностей, доминантой которой становится социальная ответственность бизнеса, превращающаяся в его необходимый ресурс и решающий фактор.

2. Определено, что основания бизнес-этики не могут быть редуцированы к экономической рациональности: социальное измерение предпринимательства позволяет представить бизнес-этику в качестве нормативной модели, являющейся важнейшим регулятором становления пост-капиталистического общества.

3. Установлено, что в условиях пост-капиталистического общества под влиянием постмодернистской культуры расширяется диапазон действия религиозных факторов, их проникновения в различные сферы общественной жизни, в том числе в сферу этики бизнеса.

4. Выявлена амбивалентность внедрения религиозных ценностей в сферу бизнес-этики, использующей религиозные символы, маркеры в качестве инструмента деловой политики: проблематичным становится само производство религиозно-сертифицированных товаров, так как это, с одной стороны, требует больших ресурсов, а с другой стороны, делает неизбежным контроль со стороны религиозных институтов.

5. Раскрыты противоречия взаимодействия религиозных ценностей и бизнес-этики: с одной стороны, религия может транслировать в бизнес-этику некие общечеловеческие ценности, с другой, религиозные символы нередко используются для передачи скрытых сообщений потребителям, для продвижения товаров на рынок и расширения сферы коммодификации: большинство религиозных ценностей ассимилировано рекламными стратегиями, нацеленными на получение прибыли.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изменение традиционных форм воплощения и функционирования капитализма в начале XXI в. влечет за собой трансформацию поведения хозяйствующих субъектов, рыночных акторов. Рыночные отношения в рамках становящейся пост-капиталистической экономической модели выходят на новый уровень, на котором позитивно оценивается реализация этических принципов в сфере бизнеса. Праксиологический смысл бизнес-этики заключается в возможности способствовать становлению нового типа экономических отношений, нового формата поведения хозяйствующих экономических субъектов, базирующегося на этических ценностях и логике социальной ответственности бизнеса перед обществом.

2. Деловая этика играет важную роль в экономической деятельности современного общества, артикулированного нами как пост-капиталистическое, потому что именно она становится критерием демаркации «правильного» и «неправильного», «хорошего» или «плохого» поведения деловых организаций / корпораций при осуществлении своей экономической политики. Наличие общепринятых в экономической сфере этических принципов ведения бизнеса позволяет сообществу рыночных игроков поощрять и наказывать хозяйствующих субъектов за «этичное» и «неэтичное» поведение на рынке. Более того, наиболее существенным для компаний является совершение потребительского выбора в пользу игроков, реализующих принципы бизнес-этики, что влияет на развитие того или иного сегмента рынка и дисциплинирует всех его участников. Принятие принципов деловой этики в экономической деятельности всем рыночным

сообществом также может являться инструментом, выявляющим в деловой практике множество этических нарушений, совершаемых бизнес-учреждениями / корпорациями и призывающим к их устранению.

3. С точки зрения социальной философии деловая этика стала инструментом, который осуществляет важную социальную функцию, связанную с экономической деятельностью - функцию соединения бизнеса и общества с целью укрепления деловой активности участников бизнес-процессов посредством критического осмысления сложных экономических условий современности. Это связано с реализацией в современном обществе деловой активности как особой формы социальной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества посредством процесса производства товаров и услуг.

4. В условиях развития конфессионального плюрализма и популяризации религии в массовом медийном пространстве возникает проблема амбивалентности внедрения религиозных ценностей в сферу бизнес-этики. Бизнес-корпорации используют религиозные символы и ценности в качестве продуктивного маркетингового решения, подразумевая, что религиозно маркированный товар будет пользоваться большим спросом у определенного социального сегмента/общественной группы, в то же время само производство религиозно-сертифицированных товаров является затруднительным, так как увеличивает стоимость продукции пропорционально затраченным ресурсам, а также предполагает обязательный контроль со стороны религиозных организаций. Таким образом, бизнес-акторы ставятся в положение выбора между возможностью получения потенциальной сверхприбыли от внедрения религиозных ценностей в виде дополнительной символической прибавочной стоимости, причем сама религиозная ценность редуцируется в этом случае до состояния «религиозного ярлыка».

5. Религиозные ценности, внедряемые в область бизнес-этики, с одной стороны, закрепляют общечеловеческие, гуманистические идеалы, заложенные в религии, привносят в сферу производства базовые моральные основания, универсализирующие ценностную оценку отношений «продавец-покупатель», с

другой - религиозные ценности мимикрируют под потребности рынка и становятся частью маркетинговой стратегии производителей, продавцы используют религиозные маркеры для привлечения новых покупателей, борьбы с конкурентами и улучшения позиций на рынке, таким образом, нивелируя символическое значение и предназначение религиозно-маркированных товаров.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, открывают новые исследовательские горизонты в изучении этики бизнеса. Выявлены новые модели построения отношений в системе «человек - производство-государство», переосмыслено понимание термина «бизнес-этика», с опорой на методологические установки системного подхода выделены новые формы становления и развития социальных отношений в условиях пост-капиталистической системы.

Серьезное внимание в исследовании уделяется изучению взаимоотношений деловой этики с моральными и религиозными нормами пост-капиталистического общества, выявлены проблемы воплощения религиозных ценностей в условиях современной рыночной конкуренции, установлен двойственный характер производства религиозно-сертифицированных товаров.

Обращение к практическим примерам реализации новых форм бизнес-этики в начале XXI в. открывает широкие возможности для анализа и интерпретации социально-экономических отношений, ценностных ориентаций, складывающихся в современном обществе, в контексте философской рефлексии.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных пособий, проектов и материалов лекций по курсам: «Этика», «Этика бизнеса», «Социальная философия».

Апробация работы:

Результаты диссертационного исследования были апробированы на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2018), научно-практической конференции студентов Казанского Федерального Университета (Казань, 2017), научно-практическом семинаре кафедры общей философии ИСФН КФУ (Казань, 2018, 2019, 2020).

По теме исследования опубликовано 3 статьи, 1 из которых опубликована в журнале, рекомендованном ВАК, 2 - в журналах, входящих в базы данных Scopus и WoS.

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка из 136 источников, из них 115 на иностранном языке. Общий объем диссертации 160 страниц.

ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ БИЗНЕС-ЭТИКИ

Этические проблемы, как важнейшие в истории социума, всегда были в центре внимания ученых, философов, пытавшихся найти ответы на актуальные вопросы, влияющие на поведение людей. В современном глобальном мире чрезвычайно актуализируются социально-философские аспекты предпринимательской деятельности, выдвинувшие на передний план бизнес-этику. В деловом сообществе ей отводится приоритетная роль в принятии решений, направленных на поддержание непрерывности и эффективности бизнеса в долгосрочной перспективе. При этом развитие деловой этики всегда коррелируется с определенным этапом социально-экономического развития общества. Д. Бойл в книге «Теория естественного права: Современные очерки» характеризует этическую теории как «попытку разработать общие критерии для разграничения правильного и неправильного морального суждения в рамках общего учета моральной жизни и опыта»1. Д. Макдауэлл также считает, что основной темой этики «является концепция правильного поведения, а также характер и обоснование принципов поведения»2.

Деловая этика - это набор моральных норм поведения, в соответствии с которыми предприниматели или корпорация учатся оптимально вести бизнес, принимать решения на основе этических принципов, выстраивать корректные отношения с партнерами, адекватно относиться к обществу и окружающей среде. Другое определение деловой этики связано с пониманием того, что представляет собой правильное и неправильное, хорошее и плохое поведение человека в деловом контексте3. По мнению Ф. И. Шамхалова4, именно на этой основе сформировалась этика бизнеса, или этика предпринимательства. Термин «этика» (от греч. ethika,

1 Boyle J. Natural Law Theory: Contemporary Essays. Oxford: Clarendon Press Oxford, 1992. P. 3

2 Цит по: Crisp R., Slote M. Virtue Ethics. Oxford: Oxford University Press, 1997. P. 141.

3 Shaw W. Business Ethics. Ottawa: Cengage Learning, 2007. P. 5.

4Шамхалов Ф. И. Философия бизнеса. М., Экономика, 2010. С. 158.

ethos - обычай, нрав, характер) употребляется в двух смыслах. С одной стороны, под этикой понимается определенная область знания, научная дисциплина, изучающая морально-нравственные аспекты жизнедеятельности людей. С другой стороны, этика - это совокупность нравственных норм и правил в той или иной сфере жизни человека или организации5. Согласно Э. А. Уткину, этика бизнеса -это деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями6.

Ввиду исключительной важности, деловая этика постоянно находится в центре внимания исследователей. Центральная проблема ее может быть определена как условие построения алгоритма корректных решений в осуществлении предпринимательской деятельности, который способствует положительному или отрицательному влиянию бизнеса на людей и окружающую среду. Этические дилеммы зачастую являются главными, и наиболее частыми, в возникновении личностных и корпоративных конфликтов и выборе оптимальных путей выхода из них. Они обусловливают действия членов коллектива в той и ли иной конфликтной ситуации. В этой связи представляется актуальным вопрос Г. Хармана: «Могут ли моральные принципы быть проверены и подтверждены так же, как научные принципы?»7.

§1.1 Историко-логический аспект формирования этики бизнеса.

Деловая этика, как и философия бизнеса в целом, выходит на первый план в коммерческих сделках из-за частого возникновения этических, важных для общества, проблем, а также из-за ухудшения условий окружающей среды, возникающих в процессе экономической деятельности человека. Кроме того, тип этических проблем напрямую зависит от тех, что уже существовали в предыдущие

5 Шамхалов Ф. И Философия бизнеса. М: Экономика, 2010. С. 231.

6 Уткин Э. А. Этика бизнеса. М.: Зерцало, 1998. С. 1.

7 Harman G. The Nature of Morality: An Introduction to Ethics. New York; Oxford: Oxford University Press, 1977. P. 3.

исторические периоды. Деловая этика предпринимательской деятельности предполагает, в первую очередь, формирование этического кодекса, этического менеджмента, этического соглашения, этической политики и этического общества.

В США деловая этика стала предметом исследования ученых и бизнесменов в 70-х годах ХХ века, в Японии и Европе - десятилетием позже. Моральные принципы и обязательства, как основа деловых отношений, подверглись пристальному академическому изучению и в Советском Союзе, где идея контролировать централизованную советскую экономическую систему с целью превращения ее в рыночную экономику, возникла в середине 1980-х годов, положив начало периоду "перестройки". Распад коммунистической партии в 1991 году стал точкой виртуального перехода к этому процессу. С возникновением новых экономических условий появилась необходимость обучения экономической грамотности миллионов людей на всех уровнях общества8.

Знание основ деловой этики необходимо предпринимателям, корпорациям и обществу в целом - в связи с тем, что оно расширяет и развивает понимание этических вопросов в сфере бизнеса, помогая анализировать, обосновывать, критиковать и корректировать мнения по этическим вопросам, возникающим в деловом мире и, в частности, в предпринимательском сообществе. Как известно, деловое поведение оказывает влияние на динамику социального поведения, принятого в том или ином обществе, в том числе на корпоративное поведение его членов.

Понимание закономерностей исторического процесса, особенностей развития общественно-экономических формаций, логики и философии бизнеса, позволяет ученым описать важнейшие аспекты, формирующие деловую этику.

Никомахова этика Аристотеля - Философские, в том числе, этические проблемы обсуждались уже мыслителями Древнего мира, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля, которые актуализировали общечеловеческие вопросы, например, о том, «как живут люди», об их представлении о «хорошей жизни» и

8 Puffer S. M., Braithwaite K. Russian Management Revolution: Preparing Manager for the Market Economy. London: Routledge, 2016. P. 35.

«счастье». Так, Сократ рассуждал о том, «как следует жить», указывая на причины, побуждающие людей жить нравственной жизнью9. Аристотель рассматривал понятие добродетели, размышляя, как следует человеку действовать в той или иной жизненной ситуации. По его мнению, человек должен руководствоваться разумом. Суть мысли Аристотеля - «этика, основанная на действиях», а ее конечный результат - это добро10. Побуждение, «намерение» человека в этике Аристотеля противоречит более позднему, «кантианскому», понятию этики.

Д. Макдауэлл отмечает, что «добродетельный человек имеет представление о том, как жить, что отражено в наборе универсальных принципов, которые, однако, могут быть применены и недобродетельным человеком, но для осуществления правильных действий в конкретном случае»11. Развивая мысль Аристотеля, Д. Макдауэлл утверждает, что мораль не может быть полностью кодифицирована; более того, если мы не можем вывести универсальные принципы, то и не можем объяснить «поведение добродетельного человека»12. В соответствии с мыслью Аристотеля, он использует идею «практического силлогизма», которую мы объясняем добродетельным действием, постулируя основную предпосылку (концепция того, «как жить») и второстепенную (непосредственное осознание определенных характерных особенностей нынешней ситуации). Причина заключается в невозможности кодификации концепции, что означает неудачную попытку истолковать ее как отсутствие когнитивного состояния (в форме желания), поскольку мы не можем сказать, каково это желание, независимо от того, понимаем ли мы эту концепцию13. Древние философы, утверждая, что добродетель есть не что иное, как соответствие разуму, однако, считали, что нравственность вытекает из «вкуса» и «чувства». Современные исследователи, рассуждая о красоте добродетели и уродстве порока, обычно стараются объяснить их различие метафизически, делая выводы, исходя из абстрактных принципов их понимания14.

9 Цит по: Платон. Апология Сократа // Собр. соч.: в 4 т. / Платон. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 85.

10 Аристотель. Этика / Аристотель. М.: ЭКСМО, 2019. С. 28.

11 McDowell D. The Last Christian Generation. Florida: Green Key Books, Holiday, 2006. P. 50.

12 Там же. P. 51.

13 Crisp R., Slote M. Virtues Ethics. Oxford: University Press, 1997. P. 14 - 15.

14 Hume D. An Enquiry concerning the Principles of Morals. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 74.

А. Макинтайр полагает, что существует слишком много разных и несовместимых концепций добродетели, чтобы имелось какое-либо реальное единство с конкретной концепцией в определенный исторический период, как во времена Гомера, Софокла, Аристотеля, новозаветных и средневековых мыслителей15.

Аристотель различает понятия «ценность в использовании» и «ценность в обмене», в основе которых лежит экономическая мысль о том, как люди должны обменивать товары в обществе. В «Никомаховой этике» Аристотель описывает понятия счастья, богатства и денег, золотой середины, справедливости и дружбы16. Этика Аристотеля стала этическим кодексом древности. Он разделяет понятия индивидуального счастья и счастья полиса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мавунту Джойс Хелен, 2021 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. / Аристотель. - М.: Мысль, 1983. - С. 376 - 644. - (Философское наследие).

2. Аристотель. Этика / Аристотель. - М.: ЭКСМО, 2019. - 384 с. -(Философия в кармане).

3. Горелов А. А. Этика / А. А. Горелов, Т. А. Горелова; Моск. псих.-соц. инт.- М.: ФЛИНТА, 2011. - 415 с. - URL:

http://znanium.com/bookread2.php?book=406020&spec=1 (дата обращения: 20. 04. 2019). - Текст: электронный.

4. Горностаева Л. Г. Мировые религии: морально-правовой дискурс / Л. Г. Горностаева. - М.: РАП, 2013. - 149 с.

5. Де Джордж Р. Е. Деловая этика: в 2т. Т. 1. Этическая экономия / Р. Е. Де Джордж. - М.; СПб.: Прогресс, 2001. - 498 с.

6. Дмитриев В. В. Основы религиоведения / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко.

- СПб.: Спец Лит, 2017. - 190 с.

7. Золотухина - Аболина Е. В. Современная Этика: истоки и проблемы / Е. В. Золотухина - Аболина. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 439 с.

8. Маркс К. Капитал / К. Маркс // Собр. соч.: в 55 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс.

- 2-е изд. - М.: Политиздат, 1960. - Т. 23, гл. 24. - С. 725 - 773.

9. Маркс К. Капитал / К. Маркс // Собр. соч.: в 55 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс.

- 2-е изд. - М.: Политиздат, 1961. - Т. 25, ч. 1, гл. 15. - С. 264 - 292; гл. 27. -С. 478 - 485.

10. Маркс К. Капитал / К. Маркс // Собр. соч.: в 55 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс.

- 2-е изд. - М.: Политиздат, 1963. - Т. 26, ч. 2, гл. 17. - С. 523 - 606.

11. Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г. Прудона. Седьмое и последнее наблюдение / К. Маркс // Собр. соч.: в 55 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955. - Т. 4 - С. 65 - 185.

12. Мизес Л. Теория и история: интерпретация социально - экономической эволюции / Л. Мизес. - М.; Челябинск: Социум, 2013. - 366 с. -

URL: https://bzbook.ru/Teoriya-i-istoriya-Interpretacziya-soczialino-ekonomicheskoi-evolyuczii-2.12.html (дата обращения: 27. 10. 2019). - Текст: электронный.

13. Минервин И. Г. Культура и этика в экономике: социокультурные факторы экономического роста / И. Г. Минервин. - М.: РАН ИНИОН, 2011. - 245 с.

14. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы / И. В. Наместникова. - М.: Юрайт, 2019. - 381 с.

15. Платон. Апология Сократа // Собр. соч.: в 4 т. / Платон; под ред. А. Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 70 - 97.

16. Платон. Государство / Платон; пер. А. Н. Егунова. - М.: Академ. проект, 2015. - 398 с. - (Философские технологии).

17. Соколянский В. В. Этика бизнеса / В. В. Соколянский, В. А. Бородин. -М.: МГИУ, 2008. - 191 с.

18. Уткин Э. А. Этика бизнеса / Э. А. Уткин. - М.: Зерцало, 2001. - 256 с.

19. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. -М.: Гнозис, 1993. - 464 с.

20. Шамхалов Ф. И. Философия бизнеса / Ф. И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2010. - 380 с.

21. Этика / под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. - Минск: Новое знание, 2004. - 494 с.

22. Archie A. B. Perspective on CSR / A. B. Archie // The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - P. 20.

23. Aristotle. Nicomachean Ethics; translated with Introduction, Notes, and Glossary / Aristotle; ed. by I. Terence. - Indianapolis; Cambridge: Hackett Publishing Company, 2000. - 392 p.

24. Banner W. A. The Path of St. Augustine / W. A. Banner. - Lanham: Rowman & Littlefield, 1996. - 122 p.

25. Barbour I. G. Ethics in an Age of Technology: Gifford Lectures. Vol. 2. / I. G Barbour. - New-York: Harper Collins, 2013. - 336 p.

26. Bauman Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Post-Modernity and Intellectuals / Z. Bauman. - New York: John Wiley and Son, 2013. - 209 p.

27. Beckerman W. Economic as Applied Ethics: Fact and Value in Economy Policy. W. Beckerman. - London: Springer, 2017. - 297 p.

28. Business dictionary. - URL: http://www.businessdictionary.com/definition/value-iudgment.html (accessed on 29. 03. 2019). - Text: electronic.

29. Business Ethics: Critical Perspectives on Business and Management. Vol. 1 / ed. by A. R. Malachowski. - London; New York: Taylor and Francis, 2001. - 318 p.

30. Business Ethics Get Codified // The Moscow Times. - 2011 - Feb. 23. - URL: https://www.themoscowtimes.com/2011/02/23/business-ethics-get-codified-a5185 (accessed on 23. 05. 2019). - Text: electronic.

31. Business Ethics Guidelines for Russian Companies. Good Governance: IDA-RID. - Text: electronic // A Program Promoting Rule of Law for Business. - M., 2004. - P. 2. - URL: https://www.trade.gov/goodgovernance/adobe/IDARIDBusEthicsGuidelinesEng.pdf.

http://www.businessdicti( 2019). - Text: electronic.

38. Calhoun C. J. Habermas and the public Sphere / C. J. Calhoun. - Cambridge; London: MIT Press, 1992. - 498 p.

39. Card D. Myth and Measurement: The New Economics of the Minimum Wage / D. Card, A. Krueger. - Princeton: Princeton University Press, 1995. - 448 p.

40. Carroll A. B. Business and Society: Ethics, Sustainability, and Stakeholder Management / A. B. Carroll, A. K. Buchholtz. - Boston: Cengage Learning, 2015. - 768 p.

41. Crane A. Business Ethics: Managing Corporate Citizenship and Sustainability in the Age of Globalization / A. Crane, D. Matten. - Oxford: Oxford University Press, 2019. - 566 p.

42. Christen M. Empirically Informed Ethics: Morality between Fact and Norms / M. Christen, C. Van Schaik. - Luxembourg: Springer Science and Business Media, 2013. - 349 p.

43. Churchich N. Marxism and Morality: A Critical Examination of Marxist Ethics / N. Churchich. - Cambridge: James and Clarke, 1994. - 319 p.

44. Clarke D. B. Consumer Society and the Post-modern City / D. B. Clarke. -London; New York: Routledge, 2004. - 268 p.

45. Crawford R. G. What is Religion? / R. G. Crawford, R. M. A. Crawford. -London; New York: Routledge: Psychology Press, 2012. - 234 p.

46. Crisp R. Virtue Ethics / R. Crisp, M. Slote. - Oxford: Oxford University Press, 1997. - 290 p.

47. De George R. T. A History of Business Ethics / R. T. De George. - Text: electronic // Value and Ethics for the 21st Century. P. 337 - 359. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/155929055 (accessed on 30. 04. 2019).

48. Denzin N. K. Image of Postmodern Society: Social Theory and Contemporary Cinema / N. K. Denzin. - London: Sage, 1991. - 192 p.

49. DesJardins J. R. Contemporary Issues in Business Ethics / J. R. DesJardins, J. J. McCall. - Wadsworth: Cengage Learning, 2014. - 485 p.

50. Doeser M. C. Facts and Values: Philosophical Reflections from Western and Non-Western / M. C. Doeser, J. N. Kraay. - Luxembourg: Springer Science & Business Media, 2012. - 224 p.

51. Drucker P. F. Post-Capitalist Society / P. F. Drucker. - Oxford: ButterworthHeinemann, 2013. - 204 p.

52. Dunfee T. W. Business Ethics: Japan and the Global Economy / T. W. Dunfee, N. Yukimasa. - London: Springer Science and Business Media, 2013. - 276 p.

53. Edmunson W. A. An Introduction to Right / W. A. Edmunson. - Cambridge: Cambridge University Press, 2012. - 184 p.

54. Encyclopedia of Business Ethics and Society. Vol. 1. / ed. by R. W. Kolb. -Los Angeles: SAGE, 2008. - 2437 p.

55. Encyclopedia of U. S. Labor and Working-Class History. Vol. 1 / ed. by

E. Arnesen. - New York; London: Taylor and Francis, 2007. - 1800 p.

56. Ethics and Business / ed. by R. Jeurissen. - Assen: Uitgeverij Van Gorcum, 2007. - 296 p.

57. Farr J. L. Locke, Natural Law and New World Slavery / J. L. Farr // Political Theory. - 2008. - Vol. 36, № 4. - P. 495 - 522.

58. Friedman M. Capitalism and Freedom / M. Friedman. - Chicago: The University of Chicago Press, 1962. - 240 p.

59. Ferrell O. C. Business Ethics: Ethical Decision Making & Cases / O. C. Ferrell,

F. Ferrell. - Boston: Cengage Learning, 2016. - 528 p.

60. Friedman M. Capitalism and Freedom / M. Friedman. - Chicago: The University of Chicago Press, 1992. - 226 p.

61. Garret T. M. Business Ethics (Concepts and Practices) / T. M. Garret. - Pune: Nirali Prakashan, 2004. - 92 p.

62. Genesis 2:9 KJV, and Out of the Ground Made the Lord God ... URL: https://www.kingjamesbibleonline.org/Genesis-2-9/ (accessed on 25. 05. 2019). - Text: electronic.

63. Genesis 2:17 KJV, but Of the Tree of the Knowledge of Good ... URL: https://www.kingjamesbibleonline.org/Genesis-2-17/ (accessed on 25. 05. 2019). - Text: electronic.

64. Glickman L. Article / L. Glickman // Encyclopedia of U.S Labor and Working-Class History / ed. by E. Arnesen. - New York; London: Taylor and Francis, 2007. - Vol. 1. - P. 321 - 323.

65. Gramsci A. Prison Notebooks. Vol. 1. / A. Gramsci. - New York: Columbia University Press, 1992. - 608 p.

66. Grier P. T. Marxist Ethical Theory in the Soviet Union / P. T. Grier. -Luxembourg: Springer Science and Business Media, 2012. - 293 p.

67. Griffin J. Value Judgment: Improving Our Ethical Belief / J. Griffin. - London: Clarendon Press, 1998. - 192 p.

68. Handy Ch. What's a business for? / Ch. Handy. - Text: electronic // Harvard Business Review Journal. - 2002. - Vol. 80, № 12. - URL: https://hbr.org/2002/12/whats-a-business-for (accessed on 17.05.2019).

69. Hare R. M. The Language of Morals / R. M. Hare. - Oxford: Clarendon Press, 2003. - 208 p.

70. Harman G. The Nature of Morality: An Introduction to Ethics / G. Harman. -New York; Oxford: Oxford University Press, 1977. - 165 p.

71. Hassard J. Postmodernism and Organizations / J. Hassard, M. Parker. -London: Sage, 1993. - 256 p.

72. Hechter M. The Origin of Values / M. Hechter, L. Nadel, R. E. Michod. -London: Aldine Transaction, 1993. - 342 p.

73. Heuvel S. C., van den. Theological Ethics and Moral Value Phenomena: The Experience of Values / S. C. van den Heuvel, P. Nullens, A. Roothaan. - London: Routledge, 2017. - 210 p.

74. Hillier S. M. Aging, the Individual and Society / S. M. Hillier, G. M. Barrow. Boston: Cengage Learning, 2014. - 496 p.

75. Hume D. An Enquiry concerning the Principles of Morals / D. Hume. - Oxford: Oxford University Press, 2007. - 130 p.

76. Kain P. J. Marx and Ethics / P. J. Kain. - Oxford: Clarendon Press, 1991. -222 p. - (Literary Collections).

77. Kant I. Kant's Foundations of Ethics / I. Kant; ed. A. A. Anderson. - New York: Agora Publications, 2007. - 74 p.

78. Keller-Krawczyk L. Is Business Ethics Possible and Necessary? / L. Keller-Krawczyk. - Text: electronic // Economic and Sociology. - 2010. - Vol. 3, № 1. - P. 138. - URL: https://www.economics-sociology.eu/files/13%5b5%5d.pdf. (accessed on 02.04.2019).

79. Kelsen H. General Theory of Law and State / H. Kelsen. - Clark: The Law Book Exchange, 2007. - 516 p.

80. Kelsen H. Principles of International Law / H. Kelsen. - Clark: Lawbook Exchange, 2003. - 461 p.

81. Liber A. F. Standardization and Ethics / A. F. Liber, D. Weinman. - Text: electronic // The International Journal of Ethics. - 1933. - Vol. 43, № 4. - P. 379 - 394. - URL: https://www.jstor/stable/2377812 (accessed on 25. 02. 2019).

82. Locke J. Two Treatises of Government / J. Lock; ed. by P. Laslett. - New York: Cambridge University Press, 1988. - 289 p.

83. Macintyre A. The Nature of The Virtues / A. Macintyre // Virtues Ethics. -Oxford: Oxford University Press, 1997. - P. 118 - 140. - (Oxford Reading in Philosophy).

84. Macintyre A. C. A Short History of Ethics: A History of Moral Philosophy from the Homeric Age to the Twentieth Century / A. C. Macintyre. - London: Psychology Press, 1998. - 280 p.

85. Makasheva N. Economic in Russia - Studies in Intellectual History / N. Makasheva. - London: Routledge, 2016. - 220 p.

86. Malachowski A. R. Business Ethics: Critical Perspective on Business and Management. Vol. 1 / A. R. Malachowski. - London; New-York: Routletge, 2001. -318 p.

87. Managing and Developing New Forms of Work Organization / N. De. [et. al.]; ed. G. Kanawaty. - Geneva: International Labour Organization, 1981. - 206 p. -(Industrial Management).

88. Marx on Religion: selections / ed. J. C. Raines. - Philadelphia: Temple University Press, 2002. - 272 p.

89. Mason P. Postcapitalism: A Guide to Our Future / P. Mason. - New York: Farrar, Straus Giroux, 2016. - 368 p.

90. McDowell J. The Last Christian Generation / J. McDowell, D. Bellis. - Florida: Green Key Books, Holiday, 2006. - 200 p.

91. Means H. Money and Power: The History of Business / H. Means. - New York: John Wiley and Sons, 2001. - 274 p.

92. Messen K. Economic Law as an Economic Good: Its Rule Function and Its Tool Function (sic) in the Competition System / K. Messen, M. Bungenberg, A. Puttler. - Groningen: Sellier European Law Publication, 2009. - 433 p.

93. Mill J. S. A Selection of His Works / J. S. Mill. - London: Macmillan International Higher Education, 1966. - 471 p.

94. Mill J. S. Utilitarianism / J. S. Mill. - London: Longmans, Green, Reader, and Dyet, 1871. - 96 p. - URL:

https://books.google.ru/books?id=aRERAAAAYAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&sou rce=gbs ge summary r&cad=0#v=onepage&q&f=false (accessed on 04. 05. 2019). -Text: electronic.

95. Morris Ch. W. The Social Contract Theorists: Critical Essays on Hobbes, Locke, and Rousseau / Ch. W. Morris. - New York: Rowman and Littlefield Publishers,1998. - 264 p.

96. Natural Law Theory: Contemporary Essays / ed. by R. P. George. - Oxford: Clarendon Press, 1994. - 371 p.

97. Parsons T. Toward a General Theory of Action: Theoretical Foundations for the social Sciences / T. Parsons [et. al.]. - Cambridge: Transaction publisher, 1965. - 282 p.

98. Patrick J. A. Management Ethics: Integrity at Work / J. A. Patrick, J. F. Quinn. -London: Sage, 1997. - 399 p.

99. Pepper S. C. Values and Values Judgement / S. C. Pepper. - Text: electronic // Journal of Philosophy. - 1949. - Vol. 46, № 14. - P. 429 - 434. - URL: https://philpapers.org/rec/PEPVAV (accessed on 30. 03. 2019).

100. Philips M. Business Ethics: Critical Perspectives on Business and Management. Vol. 1 / M. Philips; ed. by A. R. Malachowski. - London: Taylor and Francis, 2001. -318 p.

101. Pillay R. The Changing Nature of Corporate Social Responsibility: CSR and Development in Context - The Case of Mauritius / R. Pillay. - London: Routledge, 2015. - 274 p.

102. Platvoet J. G. The Pragmatic of Defining Religion: Context, Concept, and Contest / J. G. Platvoet, A. L. Molendijk. - Leiden; Boston; Köln: Brill, 1999. - 543 p.

103. Pound R. Social Control through Law / R. Pound; with a new introduction by A. J. Trevino. - London: Transaction Publishers, 2006. - 374 p.

104. Puffer Sh. M. Russian Management Revolution: Preparing Manager for the Market Economy / Sh. M. Puffer, K. Braithwaite. - London: Routledge, 2016. - 320 p.

105. Putnam H. Enlightenment and Pragmatism / H. Putnam. - Assen: Uitgeverij Van Gorcum, 2001. - 48 p.

106. Raiden A. Social Value in Construction / A. Raiden, M. Loosemore. - London: Routledge, 2018. - 238 p

107. Rawls J. A Theory of Justice / J. Rawls. - Leiden: Brill, 2013. - 824 p.

108. Rawls J. Two Concept of Rules / J. Rawls // Philosophical Review. - 1955. -Vol. 64, № 1. - P. 3 - 32.

109. Religious Leaders Have a Voice at The world economic Forum - URL: http://www.millenniumpeacesummit.org/resources/oi/04.11.01%20-%20Religious%20Leaders%20Have%20a%20Voice%20at%20the%20World%20Econi mic%20Forum.pdf. (accessed on 18. 05. 2019). - Text: electronic.

110. Remind R. Religion and Society in Modern Europe / R. Remind. - Blackwell: Wiley, 1999. - 248 p.

111. Resnick S. New Departures in Marxian Theory / S. Resnick, R. Wolff. - New York: Routledge, 2006. - 432 p.

112. Rugman A. M. International Business: Strategic Management of Multinationals / A. M. Rugman. - London; New York: Taylor and Francis, 2002. - 488 p.

113. Sandler M. S. Clerical Proletarianization in Capitalist Development / M. S. Sandler. - Lansing: Michigan State University, Department of Sociology, 2005. -380 p.

114. Scharding T. This is Business Ethics: An Introduction / T. Scharding. -New York: John Wiley and Sons, 2018. - 272 p.

115. Schuz M. Applied Business Ethics: Foundations for Study and Daily Practice / M. Schuz. - Singapore: World Scientific, 2019. - 396 p.

116. Scott J. T. Jean-Jacques Rousseau: Political Principle and Institutions / J. T. Scott. - London; New York: Taylor and Francis, 2006. - 432 p.

117. Shaw W. H. Business Ethics / W. H. Shaw. - Boston: Cengage Learning, 2007.

- 480 p.

118. Shaw W. H. Moral Issues in Business / W. H. Shaw, V. Barry. - Boston: Cengage Learning, 2015. - 656 p.

119. Sidgwick H. The Methods of Ethics / H. Sidgwick. - London: Macmillan, 1884.

- 505 p.

120. Sofroniou A. Moral Philosophy the Ethical Approach Through the Ages / A. Sofroniou. - London: PsySys Limited, 2003. - 202 p.

121. Stanwick P. Understanding Business Ethics / P. Stanwick, S. D. Stanwick. -London: SAGE, 2013. - 556 p.

122. Tan M. E-payment: The Digital Exchange / M. Tan. - Singapore: NUS Press, 2004. - 220 p.

123. Taylor Ch. Hegel and Modern Society / Ch. Taylor. - Cambridge: Cambridge University Press, 2015. - 196 p.

124. Thorsrud E. Form and content in industrial democracy / E. Thorsrud. - London; Tavistock; Assen: Van Gorcum, 1969. - 116 p.

125. The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility / ed. A. Crane, A. Mc Williams [et. al]. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - 608 p.

126. The World Council of Religious Leaders. - URL: http://www.millenniumpeacesummit.org/news010411.html (accessed on 23. 05. 2019). - Text: electronic.

127. Tronti M. Workers and Capital / M. Tronti. - London: Verso Books, 2019. -364 p.

128. Wallace D. Human Rights and Business: A Policy-Oriented Perspective / D. Wallace. - Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2014. - 410 p.

129. Webb D. Heidegger, Ethics and the Practice of Ontology / D. Webb. - London: Continuum, 2011. - 176 p.

130. Weber M. The Protestant Ethics and the Spirit of Capitalism / M. Weber. -London: Routledge Tylor and Francis Group, 2005. - 271 p.

131. Weber M. The History of Commercial Partnership in the Middle Ages / M. Weber. - New York; Oxford: Rowman and Littlefield, 2003. - 197 p

132. Werther W. B. Strategic Corporate Social Responsibility: Stakeholder in a Global Environment / W. B. Werther, D. Chandler. - London: SAGE, 2010. - 415 p.

133. William J. The Varieties of Religious Experience / J. William. - Cambridge: Harvard University Press, 1985. - 519 p.

134. Wood A. W. Kant's Ethical Thought / A. W. Wood. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 436 p.

135. Wood A. W. Kantian Ethics / A. W. Wood. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 342 p.

136. Young L. A. Rational Choice Theory and Religion: Summary and Assessment / L. A. Young. - London: Routledge, 1997. - 256 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.