Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Хвастунова, Юлия Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 131
Оглавление диссертации кандидат философских наук Хвастунова, Юлия Викторовна
Введение.
Глава I. Место сердца в религиозном познании мира.
1 .Методологические особенности исследования проблемы сердца в науке и философии.
2. Сердце в даосском учении.
3. Концепция «сердечного познания» в индуизме.
4. Исихазм и его видение сердца.
Глава II. Сердце и его познавательный потенциал в русской и западной философской традициях.5.
1. Сердце как объект анализа в русской религиозной философии.
2. Особенности «сердечного познания» в западной философии: Б. Паскаль,
М. Шел ер, Т. де Шарден, П. Сорокин.
Глава III. Познавательные способности сердца, в свете современной естественнонаучной и философской мысли.
1. Сердце - психофизиологический центр личности.
2. Сердце как орган эмоционально-когнитивного и духовно-нравственного познания.
3.Интегральная философская модель сердца.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв.2010 год, кандидат философских наук Лебеденко, Анатолий Андреевич
Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века: Этический аспект2001 год, кандидат философских наук Мерцалова, Людмила Ивановна
Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века1994 год, доктор философских наук Семаева, И. И.
Концепция сердца в системной философии2004 год, кандидат философских наук Апенышева, Людмила Григорьевна
Этико-философский анализ феномена сердца: на материале русской философской культуры второй половины XIX - начала XX вв.2008 год, кандидат философских наук Калугина, Светлана Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации»
Актуальность диссертационного исследования
В настоящее время многие ученые в мире занимаются исследованиями причин кризиса современной техногенной цивилизации. При этом основное внимание уделяется проблемам политики, экономики, экологии и т.п. Перечень глобальных проблем велик, но суть не в том, чтобы находить все новые их аспекты, а в том, чтобы вычленить основную доминанту (порождающую причину) техногенного кризиса. Одной из таких причин является духовное (нравственное) неблагополучие человека и общества в целом. Поэтому в первую очередь необходимо обратиться к нравственно-этической стороне кризиса, охватившего общество. К сожалению, человек XXI века все более проявляется как личность с гипертрофированным интеллектом и недостатком таких качеств как сердечность, отзывчивость, способность к самопожертвованию. Современная наука, игнорирующая тему сердца, привела к формированию бессердечного интеллектуализма и технократизма. Для последнего же порой не существует категорий нравственности, совести, уважения к человеческому достоинству. Отсюда — сомнительные эксперименты с геномом человека, практически бесконтрольные операции по пересадке органов и перемене пола. Все это чревато гибелью человеческой цивилизации. Еще русский религиозный философ И.А. Ильин писал: «Мышление без сердца .[.] оказывается бесчувственным, равнодушным, релятивистским (Все условно! Все относительно!), машинообразным, холодным и циничным.»[65, с.96]. Поэтому сегодня, как никогда ранее, ученым полезно обратиться к религиозной философии и к религиозным традициям различных народов, где проблемы нравственных устоев жизни и сердца как оси моральной личности, всегда стояли и стоят на первом месте. Так, много указаний, свидетельствующих о важной роли сердца, сохранилось в религиозных традициях. В даосизме сердце «синь» - это эмоционально-гносеологический центр личности; в индуизме - «хридая» - глубинное сокровенное вместилище духа - атмана; у суфиев - калб - важнейший орган человека, обеспечивающий целостность познания;- в исихазме говорится об умном сердце; а в буддизме - праджня - парамитой - «сердечное познание» и т.д. Обращаясь к этим фактам, философия сегодня должна поставить своеобразный кантовский вопрос: как возможно такое сердечное познание, единодушно признаваемое сторонниками различных религиозных учений?
Внутри самих наук, изучающих сердце, сегодня также накапливается все больше фактов, которые требуют обстоятельного гносеологического осмысления. Это касается особой роли сердца в информационном обеспечении жизнедеятельности организма, соотношения физиологического сердца с душевно-духовным. Такой вопрос тем более закономерен, если учесть, что сердце признается важным органом самопознания и познания других «я» не только в религии, но и в философии, и в психологии. В целом, сердечное познание — это такая тема, которая должна рассматриваться комплексно, с обобщением всего массива фактов и концепций, начиная с религии и заканчивая естественнонаучными дисциплинами, и, конечно, особую роль в таком синтезе знаний призвана сыграть философия.
Кроме того, и в современной медицине накопилось достаточное количество фактов, требующих самого пристального внимания к проблеме сердца. Очень остро стоит проблема реабилитации сердечников после аортокоронарного шунтирования и пересадки сердца; открытым остается вопрос о его клонировании или замене на искусственное сердце. Так, ученые сегодня не могут гарантировать возврат к полноценному образу жизни на долгий срок и оптимальное психическое (душевно-духовное) здоровье тому, кому пересадили сердце. Чем больше мы будем знать о сердце, тем лучше и качественнее сможем ответить на ряд вопросов, интересующих человечество с древних времен. Например, почему абстрактные знания не делают человека лучше, добродетельней? Почему возможен феномен злого гения? Почему человек так несчастлив в этом мире, который отечественный философ Г.С. Батищев называет «объектно-вещная цивилизация»? Откуда у одних есть вера в сердце, а у других ее нет? Словом, как сказал Б. Вышеславцев, нам необходимо преодолеть «склероз сердца, которым поражена вся современная цивилизация» [29,с.74]. Степень разработанности проблемы
Ценные положения о роли сердца в жизни человека содержатся в книгах и трактатах, относящихся к религиозным традициям. Так непосредственными источниками исследования стали религиозные трактаты, авторство которых приписывается таким мудрецам как: Лао Цзы («Дао дэ Цзин»), учитель Чжуан («Чжуан Цзы»), Чжио Би Цянь, Сун Цзянь и Инь Вэнь. Феномен сердца был также рассмотрен в книгах философов древней Индии, таких как «Бхагавадгита» и Упанишады. Обстоятельное обсуждение проблемы сердца, основанное на интерпретации классических индийских текстов, можно найти в работах ученых востоковедов: А. Я. Сыркина, Б. JI. Смирнова, А. Каменской, В. В. Антонова, В. С. Семенцова, А. А. Маслова, Е. А. Торчинова и т.д. В диссертации были использованы работы современных философов - востоковедов: В. В. Бродова, Н. В. Исаева, В. В. Малявина, Т. П. Григорьевой, С. Чаттерджи, Ян Хин Шуна, С. Радхакришнана, А. Е. Лукьянова, а также работы Мирча Элиаде.
Мистическая линия в понимании феномена сердца и его роли в познании Бога, мира и человека была представлена в трудах исихастов:
12 ^ Исаака Сирина, Макария Египетского , в работах Иоанна Дамаскина ,
1 Исаак Сирин Слова подвижнические //Букварь школьника. Сотницы. Начала познания вещей божественных и человеческих. М., 2001 - 704 с. л
Макарий Египетский Новые духовные беседы. М., 1990.
Максима Исповедника1, схимонаха Иллариона2, Григория Паламы3, Симеона Нового Богослова4, Иоанна Кронштадского5, в работах Нила Сорского и
А 7
Максима Грека, Иоанна Дамаскина, Иоанна Мейендорфа, Игнатия Брянчининова8, работы монахов — исихастов, представленные в «Добротолюбии», а также труды Паисия Святогорца (Эзнепизис)9и Феофана Затворника10.
Феномен сердца в классической западной философской мысли исследован довольно скудно. Научная исследовательская мысль в таких своих направлениях как позитивизм и марксизм обнаружила полное равнодушие к проблеме сердца.
Следует отметить работу западного философа Б. Паскаля11 «Мысли», где дана характеристика «логики сердца "ordre du coeur"», раскрывающая экзистенциальное понимание сердца, а также рассмотрено соотношение разума и сердца. Бесспорно, Блез Паскаль явился своеобразным первооткрывателем философской проблематики сердца, которую и подхватили несколько позже русские религиозные философы.
3 Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. М., 1997.
1 Максим Исповедник Полное собрание сочинений в 2 т., 1993.
2 Схим. Илларион На горах Кавказа. Издание 4-е., Воскресение. СП б., 1998.
3 Григорий Палама Триады в защиту священнобезмолвствующих в 3-х т. М.,1994.
4 Симеон Нового Богослов «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы»// Букварь школьника. Сотницы. Начала познания вещей божественных и человеческих. М., 2001 — 704 с.
5 Иоанн Кронштадский Моя жизнь во Христе: Мысли христианина. Барнаул, 1999.
6 Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры М., 1997.
7 Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Рига, 1992. Жизнь и труды святителя Григория Паламы СП б., 1991. История церкви и восточно-христианская мистика М., 2000.
8 И. Брянчининов. Сочинения еп. И. Брянчининова. М., 1991.
9 Паисий Святогорец (Эзнепизис) Слова в 2 т. Салоники - Москва.2002.
10 Феофан Затворник Полное собрание писем в 2 т. Паломник, 1994.
11 Паскаль Б. Мысли М., 1994.
Наиболее исследованной данная проблематика предстает в русской религиозной мысли XIX - начала XX века. Тема сердца (например, анализ и систематизация идеи сердца в Библии) развивалась в философских учениях славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Одной из значительных классических работ является труд Б.П. Вышеславцева1 «Сердце в христианской и индийской мистике», а также «Значение сердца в философии и религии». Он один из первых провел религиоведческий анализ феномена сердца, сравнив традиции его осмысления'в индуизме и христианстве.
Разные аспекты темы сердца раскрывали крупные русские религиозные мыслители - И.А. Ильин2, П.Д. Юркевич3, П.А. Флоренский4, В.В. Зеньковский5, C.JI. Франк6. К исследованию проблематики сердца, в рамках религиозной философии, одним из первых проявил интерес М.М. Тареев7, но его работы практически не переиздавались, и, безусловно, его можно считать одним из родоначальников «философии сердца» в русле православного учения. М. М. Тареев развивает идею сердца как некоего центра человеческой личности, способного воспринять веру, дающего познания Божественного мира. Сердце, по М.М. Тарееву есть орган, в котором совмещаются две разнородные стихии: небесная и земная. Человек по сути своей антиномичен, и эта антиномия лежит в глубине его сущности, в его сердце. Тареев, как и все вышеуказанные отечественные мыслители, отдает
1 Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. Значение сердца в философии и религии.//Путь № 1 .сент. 1925.
2 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. Аксиомы религиозного опыта М., 1993.
3 Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.
4 Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. М., 1998. Иконостас М., 1993. Имена М., 1998.
5 Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. Основы христианской философии. М., 1992.
6 Франк C.JI. Реальность и человек СП б., 1997. Предмет знания об основах и пределах СП б.,1995. Духовные основы обществам., 1992.
7 Тареев М. М. Основы христианства в 4-х т. Сергиев Посад, 1908. предпочтение «сердечному», интуитивному познанию, ставя его выше рассудочного, по крайней мере в религиозной сфере.
Феномен сердца рассматривается А.Ф. Лосевым1 в его работе «Личность и Абсолют», где сердце является одним из важных компонентов триады - «точкой абсолютной интеллигенции». Оно есть источник, из которого проистекают чистый Ум (сверх-логического характера) и чистое Стремление. Особое внимание феномену сердца уделил еп. Лука Войно-Ясенецкий, написавший работу «Дух. Душа и Тело», где выделил основные функции сердца в библейском тексте и сопоставил их с современными медицинскими данными.
К одним из выдающихся современных мыслителей, чье творчество явилось своеобразным синтезом различных гуманитарных дисциплин, необходимо отнести Питирима Сорокина3. Он внес существенный вклад в исследование общественных отношений и, в частности, в изучение феномена альтруистической любви и деятельной, сердечной нравственности.
В западной философской мысли одним из наиболее крупных мыслителей XX века является Макс Шел ер4, который писал о «логике чувства», противопоставляя ее «логике интеллекта». М. Шелер развивал интегральную концепцию человека, где упор делается на пробуждении чувства нравственных ценностей, например, чувства любви. Он утверждал, что глубинным основанием человеческого существа является не разум, не воля, а чувства и эмоции. Немецкий мыслитель касается проблемы сердца в таких трудах как «Ordo amoris», «Положение человека в космосе», «Формы
1 Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999 - 719 с.
2 Еп. Лука Войно-Ясенецкий. Дух. Душа и Тело М., 1997.
3 Сорокин П. Социальная и культурная динамика СП б., 2000. Человек. Цивилизация. Общество М., 1992. Главные тенденции нашего времени М., 1997. Дальний путь. Автобиографический роман. Сыктывкар, 1991.
4 Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. знания и общество», «Формализм в этике и материальная этика ценностей» и других.
На основе восточной религиозно-философской традиции особое понимание сердца и сердечного познания было дано в работах Е.П. Блаватской, Н.К. и Е.И. Рерихов и в учении Живой Этики в целом.
В современный период феномен сердца исследовался философом С.С. Хоружим1 в русле теоретического осмысления исихастского учения о синергии. Для целостного философского истолкования проблемы сердца гу ^ важны также теоретические работы Б.В. Маркова , Г.С. Стрельцовой , Л.Г. Апенышевой.
Важный теоретический естественнонаучный материал, касающийся сердца, содержится в работах таких авторов как В.И. Шумаков, А.И. Поликарпов, Д.Л. Длигач, Б.С. Кулаев, Н.Н. Богданов, B.C. Гасилин, Л.Э. Этинген, Д.А. Авдеев, М.Д. Гурьев, В.Т. Невярович. В настоящий момент в области медицины появляется все больше доказательств важности сердца в бытии личности и всей ее познавательной деятельности. Ученые соединяются в междисциплинарные сообщества по исследованию сердца, нарастает число публикаций, где оно предстает не только в своей физиологической, но и психологической и когнитивной функциях. Важным дополнением к теоретической базе работы явилась медицинская клиническая статистика, данные кардиологии и смежных с ней наук. Особенно важным эмпирическим материалом для философских обобщений, касающихся сердца, служат работы таких исследователей как Ф. Алев, Д.Б. Тожиев, Ю.А. Замотаев, Ю.В. Мандрыкин, В.А. Косов.
1 Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия./ ред. С.С. Хоружего. М., 1998.
2 Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории СП б., 1997. Философская антропология. СП б., 1997.
3 Стрельцова Г.С. Паскаль и европейская культура М., 1998. Блез Паскаль М., 1979.
Не смотря на такую широкую панораму работ, исследования феномена сердца еще далеко не закончены. Во-первых, пока отсутствуют систематические исследования, где обобщались бы данные по сердцу религиозного, философского и научно-экспериментального характера. Во-вторых, практически отсутствуют работы методологического плана, где исследовались бы границы научно-рационального познания феномена сердца и возможность его синтеза с внерациональными формами постижения бытия. В-третьих, мало разработанными, но исключительно актуальными являются темы сердца в искусстве и в повседневном бытии человека. Данная диссертационная работа предполагает разработку первого из вышеотмеченных аспектов и ориентируется в первую очередь на обобщение и систематизацию теоретико-познавательного материала, накопленного по проблеме сердца в разных культурных и религиозно-философских традициях.
Объектом диссертационного исследования являются представления о сердце в религии, философии и современной науке.
Предмет исследования - место и функции сердца в познавательной деятельности человека, представленные в религиозных, философских и научных концепциях.
Целью диссертационной работы является доказательство правомерности и необходимости включения феномена сердца в состав современных гносеологических и антропологических исследований, без чего целостное понимание человека и закономерностей его познавательной деятельности оказывается невозможным.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. выявить и сопоставить представления о познавательных функциях сердца в восточной и западной религиозной мысли;
2. определить основные гносеологические функции сердца на материале его философских исследований в XIX - XX вв.;
3. проанализировать, насколько религиозно-философские представления о сердце (и прежде всего его познавательных функциях) согласуются с современными естественнонаучными и медицинскими данными;
4. наметить дальнейшие пути синтетического научно-философского исследования сердца.
Теоретико-методологическая база диссертации
Методология данного исследования определяется поставленными целью и задачами. Методологическим основанием работы является диалектический метод - принцип всесторонности рассмотрения предмета, принцип развития, принцип постижения предмета в единстве его противоположных свойств, структур и тенденций. Используется также принцип дополнительности Нильса Бора, согласно которому рациональные интерпретации дополняют привлечением данных из внерациональных форм постижения. В работе также использованы элементы герменевтического и компаративистского подходов, а также метод проблемно-теоретической историко-философской и историко-религиоведческой реконструкций. Привлекались также метод сравнительного анализа и метод «косвенной ассоциации» по П. Сорокину. Методологически значимыми для диссертационного исследования явились теоретические идеи о месте и функциях сердца в познавательной деятельности, представленные в трудах С.С. Хоружего, Г.С. Стрельцовой, Г.С. Батищева, Б.В. Маркова и А.В. Иванова. В третьей главе работы использован гипотетико-дедуктивный метод с фактологической проверкой следствий из выдвигаемой гипотезы.
Новизна научного исследования заключается в следующем:
1. Доказана диалектическая противоречивость сердца, как объекта философского анализа, в котором теснейшим образом переплетены физиологические и психологические функции, материальные и идеальные процессы, личное и сверхличное содержание. Это делает сердце особо сложным объектом рационального осмысления.
2. Показана близость в понимании сердца и «сердечного познания» в восточных и западных религиозных учениях (оно трактуется как важнейший орган познания, Богопознания и как онтологический центр личности).
3. Дан комплексный анализ философии сердца в западной и русской философских традициях. Выявлены следующие познавательные функции сердца: функция Богопознания, самопознания и эмпатии, как эмоционального познания другого «я».
4. Показана связь физиологического и духовного аспектов сердца, где, в частности, прослеживается отчетливая корреляция между физическими заболеваниями сердца, психоэмоциональной дезинтеграцией личности и духовно-нравственными проблемами современного общества.
5. На основе диалектической методологии интегрирован философский, религиозный и научный аспекты изучения феномена сердца. Предложена интегральная модель сердца как многоуровневой системы, имеющей физиологическое, психическое и духовное измерения.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Наиболее ярко и полно феномен сердца и сердечного познания были рассмотрены в следующих религиозных традициях Запада и Востока: даосизме, индуизме и исихазме. Эти традиции обнаруживают сходство в понимании сущности и познавательных функций сердца: сердечное познание генетически предшествует интеллектуальному, а в функциональном плане необходима гармония сердца и разума. В экзистенциальном плане сердце представляет собой носитель глубинных духовно-психических качеств личности. Такой взгляд находит определенное подтверждение в современной науке.
2. Специфика сердечного познания, наиболее систематически проанализированная в русской религиозной философии, заключается в следующем: во-первых, сердце является важнейшим органом Богопознания и самопознания, а также познания других человеческих «я». Оно обладает собственной «логикой чувств», не уступающей логике интеллекта, и играет важную роль в нравственном познании.
3. На основе физиологических, медицинских и психологических исследований деятельности сердца правомерно выделить три уровня его деятельности: 1) психофизиологический; 2) эмоционально-познавательный; 3) духовно - нравственный. Два последних уровня деятельности носят когнитивный характер с отчетливо выраженной интуитивной доминантой.
4. Игнорирование роли сердца в психоэмоциональном и познавательном бытии человека, что было характерно для узко материалистического и атеистического научного дискурса двух последних веков, обернулось многими деструктивными экзистенциальными и социокультурными явлениями, характерными для современности.
Практическая значимость полученных результатов
Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при разработке таких курсов как гносеология, этика и аксиология, история русской философии, философия религии, религиозная антропология. Результаты работы могут быть положены в основу теоретического курса по истории религиозной гносеологии, элективных курсов по религиоведению и культурологии в вузах и факультативных занятий в средних школах. Теоретические положения диссертации были использованы при разработке лекций по религиозной философии и проведении факультативов и семинарских занятий по русской религиозной философии, этике, антропологии и истории религий. Апробация работы
Основные положения данной диссертационной работы излагались автором на российских, региональных и вузовских научных конференциях: «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России» (АлтГУ, 2003 и 2004 гг.); «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» (АлтГУ, 2004 г.), на семинарах аспирантов кафедры философии естественных факультетов, науки и техники АлтГУ. Структура и основное содержание работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
"Метафизика сердца" в русской философии второй половины XIX века: П.Д. Юркевич2005 год, кандидат философских наук Бабина, Вера Николаевна
Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ2011 год, доктор философских наук Бондарева, Яна Васильевна
Символ сердца: от древнегреческой и библейской традиции к ранней восточной патристике2010 год, кандидат философских наук Титаренко, Елена Станиславовна
Мистицизм в русской духовной культуре XIX - начала XX века1998 год, доктор философских наук Кравченко, Виктория Владимировна
Философские аспекты русской богословской мысли второй половины XVIII - начала XIX века1999 год, доктор философских наук Есюков, Альберт Иванович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Хвастунова, Юлия Викторовна
Заключение
Прежде чем суммировать конкретные результаты, полученные в ходе исследования, необходимо кратко охарактеризовать те методологические установки и центральные проблемы, которые лежали в основе нашего анализа феномена сердца.
В исследовании нами целенаправленно были избраны разные, а порой и альтернативные подходы к пониманию сердца. С одной стороны, мы использовали результаты религиозно-мистического знания о сердце, но при этом взяли три разных направления. Таким образом, мы попытались выявить некоторую общую тенденцию религиозно-мистического осмысления сердца, которая прошла сквозь века через знаковые культуры человечества: Индию (индуизм), Китай (даосизм) и Палестину, от нее к Византии, а затем к России (восточное христианство: исихазм). Эти традиции отразили особый внерациональный (и сверхрациональный) многовековой опыт человечества. С другой стороны, мы попытались обобщить западную культурную традицию рационального осмысления сердца в современной науке. В результате получили выводы, касающиеся религиозно-мистического и научного знания о сердце, которые оказались альтернативными. Поэтому возникла гносеологическая проблема анализа соотнесения полученных результатов с целью возможной интеграции знаний. Для этого нами была выдвинута рабочая гипотеза о возможности построения интегративной гносеологической модели сердца, обладающей теоретическим, аксеологическим и праксеологическим потенциалом.
Базовым методологическим ориентиром диссертационной работы выступала теория диалектики, важным принципом которой является всестороннее рассмотрение предмета в единстве противоположных свойств, атрибутов, тенденций. Также были . использованы элементы герменевтической методологии и принцип дополнительности. Само сердце необходимо рассматривать в первую' очередь , как гносеологическую категорию, из которой вытекают все последующие существенные характеристики «сердца» как центра человеческого существа, его этического, экзистенциального, бытийственного ядра.
Первая глава диссертации выстроена на базе анализа трех основных религиозно-мистических концепций, в каждой из которых получены сходные, но полностью не совпадающие между собой выводы о сердце.
1. Так была осмыслена модель феномена сердца (синь) в даосизме, индуизме и исихазме. Так, в даосизме сердце - это эмоционально -гносеологический орган, воспринимающий Дао, постигающий Истину и содержащий дух «шэнь». Идеал даосского совершенствования - это «пустотное, единое сердце». В основе мистического совершенствования лежит принцип единосердия и непривязанности к вещам и миру, а также принцип тождественности с божественной Пустотой.
Предложена конкретная модель феномена сердца в индийской мистической литературе. Были рассмотрены религиозные классические источники (sruti - откровение) такие как Веды и Упанишады с акцентированием внимания на текстах Упанишад, а также, замечательное произведение Бхагавадгита. Сердце - это психологически - анатомический орган, который в идеальном состоянии представляет собой Буддхи. В сердечном центре сосуществуют человеческое «я» и божественное «Я», причем последнее (божественное «Я») необходимо «усмотреть» в себе.
Раскрыт феномен сердца и сердечного познания в исихазме. Три основных способа ведения соответствуют структурным уровням сердца: физический (телесное сердце), душевный (психо - социальное «я») и духовный (в верхнем уровне сердца - глубинное нравственное «я», а также вместилище трансцендентного «Я»). Причем сердце представляет собой единый экзистенциально - энергийный центр человеческого существа. В целом, все религии (на примере трех: даосизм, индуизм, христианство) говорят о сердце как органе познания и богопознания.
2. Для сравнения результатов знаний о сердце была проанализирована также философская традиция в виде «философии сердца» в русской религиозной философии (Г. Палама, П.Д. Юркевич, М.М. Тареев, П. Флоренский и др.). В завершении нашего небольшого исследования «философии сердца» в русской религиозной философии были выделены ряд ключевых моментов: Сердце - это онтологический центр личности, а также орган познания мира и человека. Истина открывается лишь в сердце (умудренное неведение, живой опыт, сердечное созерцание).
В ходе исследования феномена сердца в русской религиозной и западной философии наметились следующие общие выводы: сердце является своеобразным органом вслушивания и вчувствования (сердечное созерцание), именно оно имеет в себе код ко всему разнообразию эмоционально-ценностной жизни. Сердце - миниатюрная схема нравственной составляющей нашего мира и всей вселенной (нравственный индикатор). Причем у сердца существует своя логика «Logique du coeur». Только сердце способно осуществлять целостное синтетическое познание.
3. Нами прослежен еще один путь познания сердца на базе преобладания рациональной методологии в науке, который показал следующие результаты. Обосновано предположение о том, что существует некая связь сердца физиологического с духовным. Сердце необходимо рассматривать в трех аспектах его деятельности. Это -психофизиологический, эмоционально-когнитивный, а также духовно -нравственный центр. Высшие познавательные свойства сердца (конкретного индивида) и особенно любовь влияют самым непосредственным образом на физическое здоровье человека. Отсюда необходимо более детально и многоаспектно подходить к проблеме лечения, шунтирования и пересадки как самого сердца, так и связанных с ним других органов.
4. Концептуальный анализ трех отмеченных нами религиозно-мистических традиций, философских и научных данных позволил выстроить авторскую гносеологическую интегративную модель сердца. Последняя строится на базе философии за счет интеграции различных, и даже противоположных, концептуальных оснований, прежде всего религиозной мистики и науки (единство чувственного и рационального на гносеологическом уровне). Сердце — тот стержень, на который как бы нанизаны все составляющие человеческого существа.
Мы заканчиваем исследование феномена сердца на страницах данной диссертационной работы. Необходимо оговориться, что данная проблематика еще далеко не исчерпана, мы лишь очертили основные моменты и задали направление для дальнейшего исследования сердца и сердечного познания в частности. Перспективы дальнейшего исследования сердца можно охарактеризовать следующими направлениями: междисциплинарное изучение сердца в современной науке; исследование мистического начала, связанного с сердечной составляющей; привлечение внимания к внерациональным формам опыта (религии, искусству) в контексте сердечной философии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хвастунова, Юлия Викторовна, 2005 год
1. Акулин В.Н. Философия Всеединств. Новосибирск.: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990-154 2. с.
2. Алев Ф. Парадоксы сердечной недостаточности: взгляд на проблему на рубеже веков//Медицинская газета, 2001, № 23.
3. Алексеев П.В. Философы России (XIX-XX ст.). Библиографии. Идеи. Труды. М., 2002-1160 с.
4. Антология мировой философии. Т.1. Ч.1.М.Д969.
5. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СП б., 1997 463 с.
6. Батонов (JIao Цзы). Дао дэ цзин. М., 1999.
7. Бауэр. Вольфганг и др. Энциклопедия символов. М.: Крон-Пресс, 1995 502с.
8. Бейли Г. Потерянный язык символов. М., 1996 348с.
9. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.:Мысль, 1990.-220 с.
10. Библейский богословский словарь/ Под ред. В. Михайловский. М., 1998 -869с.11. Библия. М. 1999-1346с.
11. Благова Т.Н. Родоначальники славянофильства. М.,1995 352с.
12. Богданов Н.Н. Достижения советской кардиологии. М., 1984. — 80 с.
13. Брунер Дж. Исследования развития познавательной деятельности. М., 1971-391 с.
14. Брянчининов И. //Сочинения еп. Ига. Брянчининова. М., 1991 315 2. с.
15. Букварь школьника. Сотницы. Начала познания вещей божественных и человеческих. М., 2001 704 с.
16. Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996 509с.
17. Булгаков С.Н. Первообраз и образ. М., Т.1.1999 414с.
18. Булгаков С.Н. Философия имени. М. Т.2. 1999 439с.
19. Бхагавадгита. / Под ред. А. Каменской. Юрга, 1993 73с.
20. Бхагавадгита. / Под ред. Б. Л. Смирнова. М., 1994 598 1.с.
21. Бхагавадгита./ Под ред. В. В. Антонова. М., 1991 63с.
22. В похвалу преп. Сергию Радонежскому . Р. 1993 — 304с.
23. Васильев Л. С. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
24. Веданта Сутра. /Пер. Рагозы. СП б., 1995 206с.
25. Вейник В. Почему я верю в Бога. Минск, 2000, 336 с.
26. Владимирцев В.П. К типологии мотивов сердца в фольклоре и этнографии// Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., Наука, 1984.
27. Война В. Подшивка на сердце// Новое время, 2000, №17-18. с 52-53.
28. Вышеславцев Б. Значение сердца в религйи. //Путь. №1. сент. 1925. с 66-79.
29. Габинский Г.А Божественное откровение и человеческое познание. М., 1989-125 2.с.
30. Гайденко П.П. История и рациональность. М., 1991 366 с.
31. Гайденко П.П. история новоевропейской философии. М., 2000 455 с.
32. Гасилин B.C., Романов А.И. Эмоции и сердце. М., 1972. 80 с.
33. Гессе Г. Игра в бисер. Степной волк: Избранное.М., 1999 455с.
34. Гессе Г. Избранное. М., 1977-413с.
35. Гита. Альтернатива Выбора. М., 1999 768с.
36. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды, СП б., 1991 246 с.
37. Гончаренко А.И.Сопряженные связи сердца//Дельфис, №3/2003.с. 112-117.
38. Горелов А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. М., 1991 64 с.
39. Горелов А.А. Человек гармония - природа. М., 1990 - 186 (2) с.
40. Грановская P.M. Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. СП б., 1991 -268 с.
41. Григорьева Т. П. Дао и Логос. М., 1992 422с.
42. Гроф С. За пределами мозга. М., 2000 497с.
43. Гроф С. Человек перед лицом смерти. М., 1996 246 с.
44. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982 — 256 с.
45. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России. М., 2001 — 206 с.
46. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М., 1997.
47. Дао. Гармония мира. М., 1999 861с.
48. Длигач Д.Л., Кулаев Б.С. Жизнь и сосуды. М„ 1989 208 с.
49. Добротолюбие. T.V. Сокровенная жизнь.М., 1997 — 488с.
50. Добротолюбие. Григорий Палама. Триады. Слово в защиту священно-безмолствующих. М., 2001.с -528.
51. Долгов К.М. Восхождение на Афон. М.,1997 400с.
52. Древнеиндийская философия. / Под ред. В. В. Бродова. М., 1972.
53. Древнекитайская философия в 2 Т. /Сост. Буров. М., 1972-73.
54. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995 191с.
55. Замотаев Ю.Н., Ю.В. Мандрыкин, В.А. Косов. Клинико — функциональные и психологические характеристики больных после АКШ на этапах реабилитации// Клиническая медицина, 1998, №2.
56. Замотаев Ю.Н., Ю.В. Мандрыкин, В.А. Косов. Опыт применения программы медицинской и психологической поддержки больных, перенесших кардиохирургические операции: после АКШ.// Терапевтический архив. Т 72., 2000, №1. с 25-28.
57. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. М., 1999.
58. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1992 268с.
59. Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. 1990, №1, с.33-50.
60. Иванов А. В. Мир сознания. Барнаул, 2000 240 с.
61. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно экологическая цивилизация: устои и перспективы. Изд-во АлтГУ, Барнаул, 2001 - 240 с.
62. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СП б., 2002 749с.
63. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993 324с.
64. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993 300с.
65. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 3.1994 592с.
66. Индуизм. Каниткар (Хемант). М., 1999 319с.
67. Иоанн Кронштадский (Сергиев). Моя жизнь во Христе: Мысли христианина. Барнаул, 1999-277 с.
68. Исаева Н. В. Слово, творящее мир. М., 1996 271с.
69. Кардиологическая помощь. Ставрополь, 1989 — 185с.
70. Кардиология 80-х гг. Сборник. М., 1986 63с.
71. Карсавин Л.Л. Малые сочинения. СП б., 1994 532с.
72. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СП б., 1997 447 с.
73. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. СП б., 2000 653 с.
74. Кассирер Э. Избранное: Опыт человека. М., 1998 780 с.
75. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994 603 с.
76. Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. М.: Наука, 1985. - 176 с.
77. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984 383с.
78. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
79. Климова В.И. Человек и его здоровье. 2-е изд., М.: Знание, 1990. - 224 с.
80. Концевич И.М Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993.
81. Корольков А.А. Русская духовная философия. СП б., 1998 575с.
82. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1998 401 с.
83. Леонтьев К.Н. PRO ЕТ CONTRA. М., 1998. 2 кн. 384с.
84. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993 399с.
85. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня. М., 1969 276с.
86. Лисевич И. С. Литературная мысль в Китае. М., 1979 266с.
87. Летопись Серафимо — Дивеевского монастыря. Составитель арх. Серафим (Чичагов). М., Паломник. 2002 868 с.
88. Лехнер Эр. Символика: водяные знаки. 1998.
89. Лещинский Л А., Карбасникова Г.В. Берегите сердце. М., 1981. — 96 с.
90. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. М., 1993 - 958 с.
91. Лосев А.Ф. Знак, Символ. Миф. М., 1982 479 с.
92. Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы. СП б., 1997 616 с.
93. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999 719 с.
94. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и миф. М., 1993 960 с.
95. Лосев А.Ф. Самое само: Сочинения. М., 1999 1022 с.
96. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991 287 1.с.
97. Лосский Вл. Боговидение. М.,1991 -118 с.
98. Лосский Н.О. Чувствования, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995 -310с.
99. Лосский И.О. История русской философии. М., 1994 457с.
100. Лука еп. (Войно-Ясенецкий). Дух. Душа и Тело. М., 1997 61с.
101. Лукьянов А. Е. Лао Цзы (Философия раннего даосизма). М., 1991 - 163с 1.с.
102. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М., 1989 186 1.с.
103. Лукьянов А.Е. Лао Цзы и Конфуций. М., 2000 - 384с.
104. Лунный свет санхьи. М., 1995 324 2.с.
105. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова. Переведено с греч. при Духовной Академии, Свято-Троицкая Сергиева Лавра., М., 2002-661 с.
106. Малявин В. В. Виноградский Б. Б. Антология даосской философии. М., 1994 — 561с.
107. Малявин В. В. Молния в сердце. М., 1997 367 с.
108. Малявин В. В. Чжуан Цзы. М., 1985 - 309с.
109. Марков Б.В. Знаки бытия. СП б. Наука, 2001 566 с.
110. Марков Б.В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1984-167с.
111. Марков Б.В. Философская антропология, СП б., 1997 384 с.
112. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СП б, 1997 — 381 с.
113. Маслов А. А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М., 1996 541с.
114. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Рига, 1992.
115. Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СП б, 1997-479с.
116. Мейендорф И. История церкви и восточно-христианская мистика. Институт ДИ-ДИК. М., 2000-576 с.
117. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.
118. Мирча Элиаде. Азиатская алхимия. М.: Янус-к., 1998 406 с.
119. Мистическое богословие. Киев. 1991 -471с.
120. Мифология древнего мира. М., 1977 455 с.
121. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1998. т 1 672 е., т 2 - 720 с.
122. Мифы древних славян/ А.С. Кайсаров, Г.А. Глинки, Б.А. Рыбаков. Саратов: Надежда, 1993 - 320 с.
123. Молодцова Е. К. традиционные знания и современная наука о человеке. Янус. 1996-269 с.
124. Морен Э. Дух и мозг// Современная наука: познание человека. М., Наука.1988 — 204 с.
125. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995 — 447 1.с.
126. Никифоров A.J1. Природа философии. М., 2001 167 с.
127. Палама Григорий. Беседы. В 3 т. М., 1994.
128. Отечник. Составитель: Св. И. Брянчанинов. М., 2000 —484с.
129. Паскаль Б. Мысли. М., 1995 480с.
130. Петров Ю.В. Антропологический образ философии. Томск. 1997 -448 с
131. Полани М. Личностное знание. М., 1985 344 с.
132. Поликарпов А.И. Борьба за сердце. М., 1997. 112 с.
133. Практическая симфония (составитель Гр. Дьяченко) .М., 1992 320с.
134. Радхакришнан. Индийская философия. Т 1-2. М., 1993 — 623, 731с.
135. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах// Сост.: В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М., 1989. - 605 с.
136. Религиозные традиции мира. В 2 т. М., 1996.т1 576 е., т2 - 627 с.
137. Религия и культура. М., 2000 225с.
138. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995 160с.
139. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Н. 1997 -296 с.
140. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М., 1999 317 с.
141. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. МГСУ. Авт. Сост. Н.В. Солнцев, 2001-496 с.
142. Русская философия в лицах. Метод, пособие. 1995 — 70с.
143. Русская философия. Конец XIX нач. XX вв. СП б., 1993 - 591с.
144. Русская философия. Очерки истории. /А.И. Введенский., А.Ф. Лосев., Э.Л. Радлов., Г.Г. Шпет. М., 1991 592 с.
145. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995 624с.
146. Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции. М., 1985 236с.
147. Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманской прозы. М., 1981 — 181с.
148. Сердечно-сосудистая система в эксперименте. М., 1986 321с.
149. Сердце: Ваша настольная книга. М., 1998 519 с.
150. Серебряков И. Д. Древнеиндийская литература. М., 1963 201с.
151. Серебряков И. Д. Из блокнота индолога. М., 1987 552с.
152. Серебряков И. Д. Литературы народов Индии. М., 1985 — 304с.
153. Серебряков И. Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971 391с.
154. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. / ред. С.С. Хоружего. М., 1998.
155. Смысл жизни. Антология. Под ред. Н.К. Гаврюшина. М., 1994. 592 с.
156. Современная философия науки: Хрестоматия. М.: Наука, 1994 — 256 с.
157. Соловьев В.С Сочинения. В 2 Т. М., 1988 892, 824с.
158. Соловьев B.C. Избранные произведения. М., 1998 542с.
159. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М., 1990 893, 824с.
160. Соловьев С.И. Вл. Соловьев. Жизнь и творчество. М., 1997 431с.
161. Соловьев А.Я. Интуиция в интерпретации идеализма, теологии и рационализма/ЛЗестник РФ02002. .№4. с.134-137.
162. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997 — 351 с.
163. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Изд-во РХГИ. СП б., 1999 -448 с.
164. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 543 с.
165. Сорокин Питирим. Дальний путь. Автобиографический роман. Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шыпас», 1991.-304 с.
166. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Изд-во. РХГИ. СП б., 2000 -1056 с.
167. Составитель Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Издание 4-е., Воскресение. СП б., 1998-943 с.
168. Спасайте женщину. Издательство JI.C. Яковлевой. СП б., 2000 — 95 с.
169. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999 816 с.
170. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М., 1979 — 937 с.
171. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1998 496 с.
172. Сутры философии санхьи. М., 1997 364с.
173. Сыркин А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971 — 290с.
174. Сыркин А. Я. Упанишады. М., 2000 541с.
175. Тагор Рабиндранат. Садхана. СП б., 1993 79с.
176. Тарасов А. Добавьте мне искусственного сердца// Знание — сила, 1999, № 5-6, с 53-58.
177. Тареев М.М. Живые души. Очерк нравственных сил современной России. — СП б.: Издание Сойкина, 138 с.
178. Тареев М.М. Основы христианства. Краткое изложение. СП б., 74 с.
179. Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Издание 2-е. Сергиев Посад, Т 1. Христос. 1908 — 369 с.
180. Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Издание 2-е. Сергиев Посад, Т 2. Евангелие. 1908 367 с.
181. Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Издание 3-е. Сергиев Посад., Т 3. христианское мировоззрение. 1908 — 319 с.
182. Тареев М.М. От смерти к жизни. Сергиев Посад. 1907. Выпуск 1. Живые души. 1907.-127 с.
183. Тареев М.М. Христианская проблема и русская религиозная мысль. Сергиев Посад, 1907 -245 с.
184. Творения старца Паисия Святогорца. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. Перевод с греч. Иером. Доримедонта (Сихинин). Изд. Дом «Святая Гора». Салоники Москва. 2002 - 382 с.
185. Творения старца Паисия Святогорца. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. Салоники Москва, 2001 - 374 с.
186. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 2001-232с.
187. Теория познания: В 4-х т. М.: Мысль, 1991. Т 1. 302 с.
188. Теория познания: В 4-х т. М.: Мысль, 1991. Т 2. 480 с.
189. Теория познания: В 4-х т. М.: Мысль, 1993. Т 3. 400 с.
190. Теория познания: В 4-х т. М.: Мысль, 1995. Т 4. 432 с.
191. Тибетская книга мертвых. М., 1998 327с.
192. Тожиев, Д.Б. Шестов. Динамика распространения сердечно сосудистых заболеваний и результаты многофакторной профилактики при многолетних наблюдениях в организационных коллективах// Терапевтический архив. Т 72., 2000, №1. с 11-15.
193. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. СП б., 2000 303с.
194. Торчинов Е. А. Даосизм. СП б., 1999 285с.
195. Торчинов Е. А. Религии мира. СП б., 1998 382с.
196. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994 432с.
197. Уайтхед А.Н. избранные работы по философии. М., 1990 716 с.
198. Управителев А.Ф. К будущему цельному мировоззрению. Барнаул, 1997.
199. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986 544 с.
200. Феофан Затворник. Полное собрание писем. Паломник, 1993 543 с.
201. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится. JL, 1991.
202. Фигура М. О необходимости воспитания сердца// Дельфис, 2002, №4. с 109-113.
203. Философия: Материалы XXXVI международной научной студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс», 20-25 апреля, 1998./ НГУ. Новосибирск: Б.н., 1998 -119 с.
204. Философия любви. В 2-х Ч// Под общ. Ред. Д.П. Горского; Сост. А.А. Ивин. — М., 1990-510 с.
205. Философия: прошлое и настоящее: Сб. / Ин-т., Открытое общество. Под ред. A.M. Рутченвича. М. Аспект Пресс, 2003 - 156 с.
206. Флоренский ПА. PRO ЕТ CONTRA. Личность и творчество. М. 2001 823с.
207. Флоренский ПА. Иконостас. М., 1993 — 365с.
208. Флоренский П.А. Имена. М., 1998 911с.
209. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. М., 1998.
210. Флоренский. Детские годы. М., 1994- 213с.
211. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998 -431с.
212. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991 599с
213. Флоровский Г.В. Священнослужитель богослов. М., 1995-416 1.с.
214. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992 511с.
215. Франк C.JI. Предмет знания об основах и пределах. СП б., 1995 655 с.
216. Франк C.JI. Реальность и человек. СП б., 1997 440 с.
217. Франк С.Л. Свет во тьме. М., 1998 255с.
218. Франк Ф. Философия науки. М., 1960 543 с.
219. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. М., 1990 366 с.
220. Франкл В.Э. Теория и терапия неврозов. СП б, 2001 233 с.
221. Хомяков А.С. Сочинения. В 2 т. М. 1994.
222. Хорни К. Женская психология. М., 1993 222 с.
223. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2000 480 с.
224. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х т. М., 1997.т1 496 е., т2 - 544 е., тЗ - 696 с.
225. Хоружий С.С. О старом и новом. СП б., 2000 475 с.
226. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опытаII Вопросы философии, 2003, № 1., с 39-62.
227. Чаттерджи. Индийская философия. Пер. с анг. М., 1994 416 с.
228. Человек храм божий. Тутаев, 1999 - 220 с.
229. Чжуан Цзы. // Дао. Гармония мира. М„ 1999 - 861с.
230. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной системе. М., 1967-327 с.
231. Швалев В.Н. Нервная система и заболевания сердца. М., 1983. 72 с.
232. Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994.
233. Шелер М. Формы знания и общество: Сущность и понятие социологии культуры// Социологический журнал. 1996. № 1.122-160 с.
234. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М. 1991 213 1.с.
235. Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997 302с.
236. Шумаков В.И. Трансплантация органов и тканей настоящее и будущее// Вестник Российской Академии Мед. Наук., 1999, № 9 с 46-47.
237. Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии.СП б., 1993-291с
238. Этинген Л.Е. Высшая форма природы// Человек, 1997, № 4-5.
239. Этинген Л.Е. Малоизвестное об известном теле человека. Д., 1988-191 с.
240. Этинген Л.Е. О символике сердца// Человек, 1998, №5, с 44-56.
241. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. М., 2002 375 с.
242. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М., 1991 64 с.
243. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990 669 с.
244. Ян Хин Шун. Древнекитайская философия: Сборник текстов. (Антология) в 2 — Т. М., 1972. т1 363 е., т2 - 384 с.
245. Eliade M. Alchemy and Science in China. — History of Religions, vol. 10, 1970, No.2.
246. Girardot N.J. Myth and Meaning in Early Taoism: the Theme of Chaos (hun tun). Berkley, 1983.
247. Schipper K.M. Vernacular and Classical Ritual in Taoism. Journal of Asian Studies, vol.45, 1985, No 1.
248. Sorokin P. The Ways and Power of Love. Chicago, 1967. P.V.
249. Complete Summary Content. Cardiac rehabilitation.//http://www.guideline.gov/summarv/summarv.aspx?ss=l5&doc id=3463&nbr
250. Psychological factors in cardiac rehabilitation //http://www. cardiacrehabilitation.org.uk/ variousdocs/ Guidelines.htm
251. Psychological Assessment in Cardiac Rehabilitation// www.karger.com/pps
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.