Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века: Этический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Мерцалова, Людмила Ивановна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мерцалова, Людмила Ивановна
Введение
Глава I. Истоки и предпосылки возникновения этического учения о сердце.
§1. Кардиагнозис в восточно-христианском учении.
§ 2. Категории сердце и разум в европейской традиции: от этики Августина Аврелия — к этике Б. Паскаля.
§ 3. Сердечное познание как условие нравственного совершенствования субъекта в этической концепции Г.С. Сковороды.
Глава II. Нравственный аспект учения о сердце в русской религиозной философии XIX века.
§ 1. Традиции умо-сердечного делания и «оптинский ренессанс».
§ 2. Сердце как орган «цельного знания» в этике славянофилов.
§ 3. Сердце как этическая категория в духовно-академической философии П. Д. Юркевича.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв.2010 год, кандидат философских наук Лебеденко, Анатолий Андреевич
"Метафизика сердца" в русской философии второй половины XIX века: П.Д. Юркевич2005 год, кандидат философских наук Бабина, Вера Николаевна
Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации2005 год, кандидат философских наук Хвастунова, Юлия Викторовна
Этико-философский анализ феномена сердца: на материале русской философской культуры второй половины XIX - начала XX вв.2008 год, кандидат философских наук Калугина, Светлана Александровна
Русская религиозная философия второй половины 18 века: Розенкрейцеры и Г. С. Сковорода1998 год, кандидат философских наук Шамина, Людмила Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века: Этический аспект»
Актуальность диссертационного исследования.
В русской религиозно-философской мысли XIX века сердце предстает как одна из центральных этико-философских категорий. Понятие «сердце», к которому обращаются русские религиозные мыслители, обозначает не анатомический орган, а осмысляется как глубинное ядро человека, средоточие полноты духовной, нравственной и телесной жизни субъекта, центр его подлинного существования.
Осмысление сердца как символа, а не метафоры или аллегории, имеет значимость для дальнейшего развития этической науки. Сердце — это материально-метафизический символ, соединяющий эмпирический и духовный планы действительности. Понятие «сердце» могло бы войти в категориальный аппарат этики, так как оно соотносится с другими этическими категориями, такими, например, как совесть, добро, зло, и в некоторых случаях выступает их смысловыми эквивалентами, а также не уступает этим категориям по своим ценностным характеристикам.
Категория «сердце», представленная в учениях И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и П.Д. Юркевича, имеет аксиологический характер, ибо сердце выполняет нравственно-регулирующую и ценностно-формирующую функции, сопряженные с гносеологическим планом. Подобное представление о сердце как об органе морального чувства, способного различать ценности и осуществлять познание истины, вносит новое понимание процесса познания, придавая ему этический смысл. Понятие «кардиагнозис» обогатит терминологический аппарат этики и теории познания.
Исследование этического аспекта учения о сердце приобретает актуальность в связи со сменой духовной и культурной ситуации в России, которая выражается в отходе от идеологических, относительных ценностей и стремлении к возрождению абсолютных ценностей. Именно «этика сердца» является отли4 чительной чертой русской духовно-философской мысли, в отличие от западноевропейской «метафизики разума» и рассудочной американской философии, и обращена она к переустройству нравственной сферы человека. Нравственным идеалом русского народа испокон веков была «чистота сердца», которая основывалась на уцеломудривании личности. В связи с этим, исследование этического плана учения о сердце создает теоретические предпосылки формирования прочной основы для духовного и нравственного здоровья нации. Обращение к морально-аксиологической функции сердца, к процессу «сердечного делания» поможет преодолеть нарастающую деструкцию современного человека. «Этика сердца» способна заметно повлиять и на социальную сферу, так как улучшение нравственного состояния человека отражается на состоянии общества в целом.
Степень разработанности проблемы.
Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века в ее этическом аспекте является одной из малоисследованных тем как в дореволюционной критике, так и в современной этико-философской литературе.
В статьях и книгах, вышедших в свет до 1917 года, данная тема представлена описательно, в русле общей характеристики этико-философского учения И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и П.Д. Юркевича. Такими работами являются книги H.JI. Бродского «Ранние славянофилы. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и А.С. Аксаковы», A.JL Волынского «Русские критики. Литературные очерки», Г.Г. Шпета «Философское наследство П.Д. Юркевича», Б. Щеглова «Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. К вопросу о сущности учения А.С. Хомякова», статья А. Ходзицкого «Проф. философии Памфил Данилович Юркевич. Очерк жизни, литературной деятельности и бо-гословско-философского мировоззрения». Русские философские критики, в целом, обращались к исследованию социально-политической концепции представителей славянофильства, их интересовало само мировоззрение И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, а также литературное творчество этих мыслителей. Проблема сердца не стала объектом внимания исследователей данного периода. 5
В отличие от вышеперечисленных критиков, философы русского Зарубежья обращались к анализу основных положений учения о сердце в христианской антропологии, которая является одним из источников этого учения. Значительный вклад в исследование духовно-этического аспекта «метафизики сердца» внес Б.П. Вышеславцев. Его работы «Сердце в христианской и индийской мистике» и «Значение сердца в философии и религии» свидетельствуют об оригинальном подходе мыслителя к осмыслению человеческого «Я». Вышеславцев впервые выдвигает положение о том, что сердце есть религиозный символ, соединяющий в себе одновременно добро и зло, обозначающий сокровенную глубину личности.
К исследованию феномена сердца проявляют интерес В.В. Зеньковский («Принципы православной антропологии»), И.А. Ильин («Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»), а также Г.В. Флоровский, который в работе «Восточные отцы IV века» проводит анализ антропологических категорий «ум» и «сердце» на основе святоотеческих сочинений.
В целом, мыслители русского Зарубежья выстраивают свою кардиагно-стическую систему на основе концепции сердца П.Д. Юркевича. Они акцентируют свое внимание, главным образом, на исследовании религиозного и гносеологического аспектов учения о сердце, указывая на сердце как на центр человеческой личности и орган богопознания. Б.П. Вышеславцев и И.А. Ильин поднимают вопрос о так называемой «культуре сердца», противопоставляя русскую «сердечную» и западную «рассудочную» культуры. Думается, что Ильин и Вышеславцев впервые философски обосновали концепцию сердечного энергетизма.
В советский период отечественная исследовательская литература проявила равнодушие к анализу проблемы сердца в русской религиозной философии XIX века, ибо данная тема не входила в круг тем, разрешенных официальной идеологией. б
Интерес к проблеме сердца вновь возродился лишь в девяностых годах XX века и был связан с обоснованием новых принципов и подходов к постижению символики сердца.
Значительный вклад в изучение проблемы сердца внес современный исследователь С.С. Хоружий, который рассматривает этот орган как метафизический центр, как ядро сосредоточения духовно-душевных и телесных энергий субъекта. Этому посвящена его работа «К феноменологии аскезы», в которой автор исследует феномен сердца с позиции синергетики, через принципы христианского холизма, связывающего духовный рост человека со степенью его нравственности.
Особого внимания заслуживают монографии современного петербургского философа Б.В. Маркова «Разум и сердце. История и теория менталитета» и «Философская антропология. Очерки истории и теории». На наш взгляд, Б.В. Марков впервые в современной русской философии определяет сердце как гносеологическую категорию, о чем свидетельствует, по мнению автора, весь духовный патриотический опыт. Марков проводит четкую грань между западноевропейским (рационально-дискурсивным) и русским (сердечным) менталитетом, тем самым выводя проблему сердца в культурологически-философский план. Гносеологический аспект проблемы сердца рассматривается в работах современных исследователей русской религиозной философии А. Буланова (104) и А. Горелова (111).
Принципиально новое осмысление категории сердца как энергийно-экзистенциального центра представлено в книге В.Ш. Сабирова «Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии». Сабиров акцентирует внимание на гносеологической функции сердца, ибо сердце является органом высшего гнозиса. Философ выявляет экзистенциальные аспекты категории сердца, состоящие в осмыслении мистической глубины этого средоточия человека.
Интересные положения относительно феномена сердца в практике оптин-ского старчества выдвинули литературоведы В.А. Котельников (131) и 7
Ю.В. Манн (140). Они впервые в русской философско-художественной мысли проводят и обосновывают смысловые реминисценции между этикой и антропологией старцев Оптиной Пустыни и антрополого-этическими взглядами русских философов и писателей: Ф.М. Достоевского, И.В. Киреевского и JI.H. Толстого, что является предпосылкой более глубокого изучения славянофильского представления о сердце.
Отдельные аспекты учения о сердце анализируются в работах Г.Я. Стрельцовой «Паскаль и европейская культура» и И.И. Семаевой «Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века», где сердце рассматривается в связи с нравственным идеалом восточной патристики.
Тема сердца нашла свое отражение в современных философских словарях. Так, в 1995 году вышел в свет словарь «Русская философия» (под общ. ред. М. Маслина), переизданный в 1999 году. Этот словарь содержит статью «Сердца метафизика», в которой рассматриваются основные этапы учения о сердце в русской философии и этике, а также в русской духовной традиции. Статья «Сердце» появилась и в новейшем издании — «Святая Русь. Энциклопедия русской цивилизации».
Духовно-этические идеи, связанные с учением о сердце, являются актуальными и в богословской литературе XX века, осмысляющей сердце с позиций теологии в связи с сотериологическими и этическими проблемами. К таким работам относятся: фундаментальный труд архимандрита Киприана (Керна) «Антропология св. Григория Паламы», сочинение архиепископа и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». С православно-теологических и медицинских позиций анализирует проблему сердца митрополит Сурожский Антоний (Блум) в статье «Исцеление тела и спасение души». В указанных работах феномен сердца рассматривается как центр пересечения духовных, душевных и телесных сил человека. Архиепископ Лука и митрополит Антоний исходят из принципов православного холизма и энергетизма, а также из учения о сердце 8
П.Д. Юркевича, и в этом смысле они являются продолжателями многоаспектного подхода к исследованию проблемы сердца, систематизированного этим русским философом. Культурологический подход к символике сердца обнаруживается в работе JI. Этингена «Символика сердца», в которой философ обращается к анализу многообразия символа сердца в русской иконописи, мировой эмблематике.
На основании изучения данных исследований мы можем сделать вывод, что сердце в них рассматривается, в основном, как гносеологическая и онтологическая категория, хотя, на наш взгляд, в русской религиозно-философской мысли имеет место осмысление сердца как категории этической. Кроме того, не исследованным остается экзистенциальный характер категории «сердце» и вопрос о его символической сущности.
Объектом диссертационного исследования является процесс развития русской философско-этической мысли XIX века.
Предмет исследования — идея сердца как средоточия духовно-нравственных сил человека, представленная в работах русских религиозных мыслителей XIX века.
Целью диссертационного исследования является доказательство правомерности рассмотрения сердца как этической категории, связанной с проблемами нравственного совершенствования человека.
Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
Выявить истоки и предпосылки исследуемой проблемы.
Обнаружить специфику учения о сердце в трудах религиозных мыслителей XIX века.
Доказать правомерность рассмотрения категорий «сердце» и «разум» не в их кардинальном противопоставлении, а в значимом единстве. 9
Обосновать идею о сердце как об интегрирующем центре рациональной, эмоциональной, чувственной, волевой сфер духовно-нравственной жизни человека.
Провести категориальный анализ понятий «совесть», «ум», «разум», «рассудок» и выявить особенности их соотношения с категорией «сердце».
Обосновать подход к понятию «сердце» не как к метафоре или аллегории, а как к символу.
Установить новизну вклада И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и П.Д. Юркевича в разработку учения о сердце и степень согласованности их учения с традиционным осмыслением сердца в русской православной духовности.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ2011 год, доктор философских наук Бондарева, Яна Васильевна
Религиозно-нравственные начала историософии А. С. Хомякова2000 год, кандидат философских наук Миляева, Елена Олеговна
Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Петрова, Елена Владимировна
Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2000 год, кандидат философских наук Засухина, Виктория Николаевна
Святоотеческие корни концепции цельного духа И. В. Киреевского1999 год, кандидат философских наук Гвоздев, Андрей Васильевич
Заключение диссертации по теме «Этика», Мерцалова, Людмила Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема сердца явилась одной из самых оригинальных и трудноразрешимых проблем, ставших объектом исследования русских религиозных мыслителей XIX века. Учение о сердце как о глубинном метафизическом центре субъекта, концентрирующем духовные, нравственные и телесные силы человека, стало особенностью именно русской религиозной философии XIX века. Ее представители, такие, как И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич исходили из идеи духовно-нравственного совершенствования личности; в основу же концепции сердца в отечественной религиозной философии был положен принцип внутриличной целостности человека.
Учение о сердце в его этическом аспекте было представлено в диссертации, исходя из соотношения славянофильских идей и положений учения Юркевича с теми идеями, которые стали основополагающими для развития учения о сердце в русской религиозной философии XIX века: библейского представления о сердце как об органе живой нравственности и органе познания Абсолюта, восточно-христианской концепции сердца и этико-философских учений о сердце, разработанных Б. Паскалем и Г.С. Сковородой.
В диссертационном исследовании была предпринята попытка доказательства того, что основным истоком этического учения о сердце явилась восточная патристика и византийский исихазм, которые заимствовали и теоретически расширили ветхозаветное и новозаветное представление о сердце, в том числе и духовно-этическое учение апостола Павла. Восточная патристика обусловила осмысление сердца как духовно-нравственного ядра человека, предвосхитив многие идеи русской религиозно-философской мысли XIX века. Она стала истоком представления о синергийной сущности сердца, указав на него как на центр со-трудничества человека с Богом, а также представления о нравственно-регулятивной, энергийно-экзистенциальной и этико-гносеологической функции сердца.
166
Философскими истоками концепции сердца как средоточия нравственности субъекта явились этико-философские учения Б. Паскаля и Г.С. Сковороды, в концепциях которых, несмотря на принадлежность мыслителей к разным эпохам и культурам, наблюдается несколько общих моментов. Оба мыслителя подходят к сердцу с точки зрения экзистенциальных и эссенци-альных характеристик и переносят на философскую почву этико-антропологическую дихотомию — «внешний» и «внутренний» человек, впервые упоминаемую апостолом Павлом. Большую роль в формировании идеи сердца в русской религиозной философии сыграл русский исихазм, который получил воплощение в духовной практике оптинского старчества и его предшественников — Нила Сорского и Паисия Величковского. В диссертации было указано, что именно наследие старцев Оптиной Пустыни заложило основы нравственного совершенствования человека в процессе умо-сердечного делания, а идеи оптинцев существенно повлияли на славянофильскую концепцию сердца и связанную с ней учение о соборности и о «цельном знании».
Автор диссертации показал, что этическое учение о сердце в религиозно-философской мысли России XIX века развивалось по двум направлениям — славянофильскому и духовно-академическому.
Первое направление представлено философией И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, которые рассматривали сердце в рамках этико-гносеологической концепции «живознания» и как предпосылку учения о соборности. Разработанная славянофилами концепция соборности включает в себя две тенденции развития: так называемую «внутреннюю», или психологическую соборность, исследованную, в основном, И.В. Киреевским, и «внешнюю», которую разрабатывал А.С. Хомяков. «Внешняя» соборность как нравственный идеал недостижима без внутренней цельности человека, без стяжания «внутренней» соборности. Автор диссертационного исследования показал взаимосвязь идей славянофилов с принципами христианского холизма.
167
Органическим результатом развития этического учения о сердце в XIX веке стала многоаспектная концепция сердца П.Д. Юркевича, который, по нашему мнению, вновь возвращается к полноте восточно-христианского учения о сердце, но уже на философской основе. Мыслитель адаптирует библейские и святоотеческие идеи к современной ему философии, добавляя к ним рассмотрение категории «сердце» через призму физиологии. В работе было показано, что основным аспектом, интегрирующим другие, становится этический аспект учения о сердце.
Исходя из проанализированных источников и учений, автор работы сделал следующие выводы:
Категория «сердце», разработанная представителями русской религиозной философии XIX века, исследована в ряду таких этических категорий, как «совесть», «добро», «зло», «счастье», «добродетель», «долг». В некоторых случаях она выступает смысловым эквивалентом к понятиям «совесть», «душа», поэтому можно определить «сердце» как этико-антропологическую и этико-гносеологическую категорию.
Понятие «сердце», варьируемое в работах А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, П.Д. Юркевича и их предшественников, обретает символический смысл: «сердце» означает соединение двух планов действительности — эмпирического и метафизического, а также облеченное материей духовно-нравственное начало в человеке. По нашему мнению, определение «сердца» как символа обусловлено влиянием на русскую религиозную философию XIX века христологической идеи соединения в одной Личности человеческого и Божественного, небесного и земного. Достижение заданности — иерархической цельности всех частей человека невозможно без приобретения «чистоты сердечной», смирения и любви. Понятие «сердце» употребляется русскими религиозными мыслителями XIX века в символическом, а не иносказательном смысле.
Специфика этического учения о сердце заключается в экзистенциальном характере этого учения, который выражается в следующем:
Категория «сердце» определятся русскими религиозными мыслителями XIX века как экзистенциальный центр личности, где человек обретает свое подлинное существование.
Этико-философским и этико-теологическим идеалом, экзистенциальным по своей сути, становится состояние «чистоты сердца». Процесс очищения сердца от внутреннего зла, от чужеродных элементов также экзистенциален: он совершается в таинственных сердечных глубинах как собственными духовно-нравственными усилиями человека, так и под воздействием нетварных Божественных энергий.
Экзистенциальную окраску имеют такие этико-философские характеристики сердца, как «глубина» и «бесконечность». Они сообщают человеку ан-тиномичный характер: субъект предстает одновременно как незамкнутая, открытая сердцем в мир Абсолюта сущность, и как сущность автономная, ограниченная разумом.
Совесть в исследуемых концепциях предстает экзистенциальным ядром человека, внутренним проявлением моральной интуиции, определяющим подлинную сущность личности.
Таким образом, идея сердца в русской религиозно-философской мысли XIX века прошла несколько стадий развития и получила систематизированное воплощение в многоаспектной концепции сердца П.Д. Юркевича. Но на этом ее развитие в отечественной философии не завершилось: к сердцу как этико-религиозному символу обращались представители русской религиозной философии XX века — Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский и другие.
169
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мерцалова, Людмила Ивановна, 2001 год
1. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991, —306 с.
2. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. — 335 с.
3. Алексеев С.И. И Слово стало плотию. Иконография Спасителя. С-Пб.: «Сатисъ», 1998. — 61 с.
4. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Исцеление тела и спасение души//Человек, 1995, №5. С. 109-124.
5. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. — 336 с.
6. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1998, —248 с.
7. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. М.-Рига.: Благовест, 1995 — 255 с.
8. Благочестивые размышления о внутреннем состоянии сердца человеческого при жизни праведной и греховной. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1912. — 32 с.
9. Варнава (Беляев). Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики. В 4-х ч. Ч. 1. Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. — 476 с.
10. Вышеславцев Б.П. Бессмертие, перевоплощение и воскрешение // Христианство и индуизм. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1994. — 120 с.
11. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм, неосоциализм, неолиберализм // Сочинения. М.: Раритет, 1995. — 459 с.
12. Вышеславцев Б.П. Образ Божий в грехопадении // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и предисловие173
13. Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 с.
14. Вышеславцев Б.П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 с.
15. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии, 1990, № 4. С. 62-87.
16. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994, —368 с.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М.: «Терра». — 1995.
18. Дебольский Д.Д. К познанию Абсолюта: Духовный опыт индийских и христианских мистиков. М.: Интеграф, сервис, 1996. — 175 с.
19. Декарт Р. Правила для руководство ума // Сочинения в 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1989. — 654 с.
20. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989, —654 с.
21. Душа человеческая: Положительное учение православной Церкви и Святых Отцов. Выписки из разных духовных книг. Репринтное издание. Б. м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвинский монастырь, 1992. — 160 с.
22. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1997. — 830 1. с.174
23. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями / Сост. Протоиерей Серафим Слободской. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. — 713 с.
24. Зеньковский В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология: Антология. В 2 т. Т. 2 / Сост., общ. Ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 1. с.
25. Иванов Н. И сказал Бог. Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. — 368 с.
26. Из жития святаго Григория Паламы, архиепископа Солунскаго, чудотворца. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться // Доб-ротолюбие в 5 т. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — 482 с.
27. Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, об устроении человека. С-Пб.: Аксиома, 1995. — 173 1. с.
28. Кант И. Сочинения. В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль. — 1965. — 478 с.
29. Киреевский И.В. Библиографические статьи // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861, —343 с.
30. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.М., 1861,—200 с.
31. Киреевский И.В. Критика и эстетика / Сборник. Сост., вступ. ст. и примечание Ю.В. Манна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1979. — 439 1.
32. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861. — 343 с.175
33. Киреевский И.В. О Стихотворениях г. Языкова // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.М., 1861, — 200 с.
34. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е.Е. Комаровскому) // Критика и эстетика / Сборник. Сост., вступ. ст. и примечание Ю.В. Манна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1979. — 439 1. с.
35. Киреевский И.В. Обозрение современного состояния литературы // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. М., 1861. — 200 с.
36. Киреевский И.В. Отрывки // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861. —343 с.
37. Киреевский И.В. Отрывок из романа: две жизни // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. М., 1861,— 200 с.
38. Кто нас корит, тот нам дарит: Пути к очищению сердца // Сборник. М.: Издательство Московской Патриархии: Центр «Благо», 1998. — 155 3. с.
39. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. — 399 с.
40. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, «Русское зерцало», 1999. — 174 с.
41. Малый энциклопедический словарь в 4-х т. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: «Терра», 1994
42. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышление священника-психолога. М.: Школа-ПРЕСС, 1994. —232 с.
43. Об умной или внутренней молитве сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского, настоятеля Нямецкаго и других мо176настырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1897. — 39 с.
44. Паисий (Величковский П.И.). Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания: о заповедях Божиих и о святых добродетелях. М.: «Ключ», 1998. — 191 с.
45. Паскаль Б. Мысли. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. — 480с.
46. Паскаль Б. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать // Вопросы философии, 1994, № 6. С. 125-143.
47. Письма оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским лицам. М.: «Скит», 1991, — 48 с.
48. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайскай горы. Лествица. С-Пб, 1996, —352 с.
49. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. Репринтное издание. М.: «Правило веры», 1998. — 467 с.
50. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. Т. 1. М.-Л.: ЦК ВЛКСМ, Издательство детской литературы, 1937. — 766 с.
51. Светилин А. Из лекций по психологии. Седалище души // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2. / Сост., общ. ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 528 с.
52. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь, 1995.— 246 303. с.
53. Сковорода Г. Благодарный Еродий // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973.—486 с.
54. Сковорода Г. Книжечка о чтении Священного Писания, нареченная Жена Лотова // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. — 486 с.
55. Сковорода Г. Наркисс // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.177
56. Сковорода Г. Начальная дверь к христианскому добронравию // Сочинения в 2-х т. Т. 1.М.: Мысль, 1973, —511 с.
57. Сковорода Г. Пря беса со Варсавою // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973, —486 с.
58. Сковорода Г. Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.
59. Сковорода Г. Сад Божественных песен // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973, —511 с.
60. Сковорода Г. Симфония, нареченная книга Асхань, о познании самого себя // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.
61. Собрание писем преподобного Амвросия, старца Оптинского, к превосходительной NN и настоятельнице N общины. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1997. — 208 с.
62. Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1995, —526 1. с.
63. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и пре-дисл. А.Ю. Соломонов. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
64. Творения древних отцов-подвижников. М.: Мартис, 1997. — 428 с.
65. Фатеев А.Н. Что новаго внесло христианство в созидание идеи личности и ея прав по сравнению с античной этико-политической философией. Харьков: тип. «Печатное дело» кн. К.Н. Гагарина, 1906. — 2. 15 с.
66. Феофан (Затворник), епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Издание Московской Патриархии, 1991, — 196 с.
67. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, —600 с.178
68. Хомяков А.С. Аристотель и всемирная выставка // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
69. Хомяков А.С. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу различных сочинений латинских и протестантских о предметах веры // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 478 с.
70. Хомяков А.С. Несколько слов о «Философическом письме» (Телескоп № 15) (Письмо к Г-же N) // Хомяковский сборник / Ред. совет: Н.В. Серебренников (отв. ред.) и др.). Томск: «Водолей», 1998. — 350 с.
71. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси. Господину издателю сочинений г. Вине // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 478 с.
72. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания парижского архиепископа // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. —478 с.
73. Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи, очерки / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Б.В. Егорова; Т.М. Фридлендера. М.: Современник, 1988. —462 с.
74. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
75. Хомяков А.С. Церковь одна // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 578 с.
76. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнарев и К., 1912. — 319 с.
77. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. М.: Издательство «Правда», 1974. — 415 с.
78. Юркевич П.Д. Идея // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990.— 669 с.
79. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
80. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики (с приложениями). М.: Типография Грачева и комп., 1869. — 404 с.
81. Юркевич П.Д. Материализм и задачи философии // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
82. Юркевич П.Д. Мир с ближними как условие христианского общежития // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
83. Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета, 12-го января 1866 года) // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
84. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
85. Юркевич П.Д. Язык физиологов и психологов // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.1801. Исследования:
86. Абрамов А.И. Памфил Данилович Юркевич // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
87. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: СОДА, 1997,—343 с.
88. Алов А.А., Галахтин М.Г., Егоров Ю.Л. Основные проблемы философской мысли России XIX — начала XX века.: Учебное пособие. М: МГИЭТ (ТУ), 1994, —71 с.
89. Анненкова Е.И. Проблема соотношения искусства и религии в восприятии славянофилов // Славянофильство и соременность: Сборник статей / Отв. ред. Б.В. Егоров, В.А. Котельников, Ю.В. Стенник. С.-Пб.: Наука, 1994, —260 с.
90. Антонов М.Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И.В. Киреевского. Новосибирск: Книжное издательство, 1990. — 33 с.
91. Бакшутов В.К. Философская антропология: смена парадигм. Екатеринбург: Издательство «Внешторг-полиграфия — XXI», 1998. — 24 с.
92. Барабаш Ю.Я. «Знаю человека.» Григорий Сковорода. Поэзия. Философия. Жизнь.» М.: Художественная литература, 1989. — 334 с.
93. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: Монография. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 1998. — 194 с.
94. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
95. Блауберг И.И. Анри Бергсон и философия длительности // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1996. — 336 с.
96. Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний // Вопросы философии, 1994. №6. С. 111-119.181
97. Бонецкая Н. Вступительная статья // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сб. статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993. — 340 с.
98. Боровкова-Майкова М. Нил Сорский и Паисий Величковский. С.-Пб.: тип. М.А. Александрова, 1911. — 8 с.
99. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998. — 446 с.
100. Бродский H.J1. Ранние славянофилы. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы. М: Т-во И.Д. Сытина, 1910. — 206 с.
101. Буланов А. Рациональное и сердечное в теории познания и эстетике славянофилов // Вопросы литературы, 1991. № 6. С. 96-103
102. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. Нижний Новгород: Издательство ВИПИ, 1997.— 114 с.
103. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991, —592 с.
104. Ветухов А. Основы веры и знания (религии и науки) по данным языка // Вера и разум. Харьков: Епархиальная типография, 1914. № 21. 356-377с.
105. Волынский А.Л. Русские критики. Литературные очерки. С.-Пб.: Типография М. Меркушева, 1896. — 823 с.
106. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии, 1966, №6. С. 120-130.
107. Гвоздев А.В. Концепция цельного духа Ивана Киреевского и его педагогические взгляды // Человек, 1998. № 2. С. 139 -148.
108. Ш.Горелов А.А. Расщепленный человек и целостная личность. М.: Б.и., 1990, —255 с.
109. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XII веков: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 1990. — 287 с.182
110. Дунаев М.М. Православие и русская литература: Учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий в 5-ти ч. Ч. 2. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997. — 480 с.
111. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. —264 с.
112. Емельянов Б.В., Исаева М.В. Славянофилы: поиск идентичности / Фонд творческой педагогики. Екатеринбург, 1999. — 195 с.
113. Еремеев А.Е. И.В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830): Монография. Омск: Издательство ОМГПУ, 1996, —171 с.
114. Завитневич В.З. Русские славянофилы и их значение в деле уяснений идей народности и самобытности. Киев, 1917. — 46 с.
115. Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. — 320 с.
116. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. (Этико-богословское исследование). М., 1996 — 696 с.
117. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х т. Т. 1. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 544 с.
118. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / Сост. П.В. Алексеева. М.: Республика, 1997. — 368 с.
119. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.: Московский рабочий, 1995. —212, 2. с.
120. Иваньо И.В., Шинкарук В.И. Философское наследие Г. Сковороды // Сковорода Г.С. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1978. — 501 с.
121. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святого Григория Богослова. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1998.— 507 с.
122. Иоанн, архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М.: Братство святителя Алексия, 1993. — 189, 1. с.183
123. Каухчишвили Н.М. Русский монастырь и русская культура // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1 / Под ред. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993. —340 с.
124. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М.: «Паломник», 1996. —449 с.
125. Киприан (Керн К.Э.). Патрология. М.-Париж: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Институт, 1996. — 182, 12. с.
126. Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности / Коваль Н.А.; Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. М.: ТГУ, 1997, —64 с.
127. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии: Пособие по спецкурсу / Самарский государственный университет, кафедра философии гуманитарного факультета. Самара: Самарский университет, 1995. — 123 с.
128. Котельников В.А. Русские писатели в Оптиной Пустыни // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993, —340с.
129. Котельников В.А. Философские искания И.В. Киреевского и развитие русского художественного сознания // Проблемы художественного метода и жанра. Сборник науч. трудов / XXXI Герценовские чтения под ред. А.А. Григорьева. Ленинград, 1978. — 96 с.
130. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // А.С. Хомяков. Сочинения: В 2-х т. Т. 1.М, 1994,—476, 2. с.
131. Кротков С.П. Заметка об отношении русского славянофильства к панславизму. Киев, 1917. —21 с.184
132. Кравец C.JI. О красоте духовной: (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М.: Знание, 1990. — 63, 1. с.
133. Круткин В. Онтология человеческой телесности. (Философские очерки) Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1993. — 172 с.
134. Кузнецов А.И. Внутренний мир человека / РАН. Уральское отделение. Екатеринбург, 1994. —290 с.
135. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Красный пролетарий, 1991. — 288 с.
136. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991,— 559 с.
137. Манн Ю.В. Иван Киреевский, Гоголь и Оптина Пустынь // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993, — 340с.
138. Марков Б.В. Разум и сердце. История и теория менталитета. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. — 232 с.
139. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. С.-Пб.: Лань, 1997. — 380, 1. с.
140. Мейендорф, Иоанн. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введ. в изучение. С.-Пб.: Византинороссистика, 1997. —479 с.
141. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие / Министерство внутренних дел Рос. Федерации, Уфим. Высшая школа. Уфа: УВШ МВД РА, 1996. — 168 с.
142. Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в. / Институт «Открытое общество». М.: «Мартис», 1997. — 158, 2. с.
143. Несмелов В.И. Наука о человеке. В 2-х т. Т. 1. Издание 2-е, испр. и доп. Казань: Казанская духовная академия, 1898. — 394 с.185
144. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии, 1998, № 10. С. 112-125.
145. О Русь, волшебница суровая / Сборник. Сост., вст. ст. и примеч. JI.E. Шапошникова. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991,— 255, 2. с.
146. Оспанов Т.А. Антропологические проблемы в русской философии XIX — начала XX века. Екатеринбург: Банк Культур, информ., 1994. — 54, 1. с.
147. Пишун С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996. — 431 с.
148. Подорога В.А. Феноменология тела: Введ. в философскую антропологию / Материалы лекционных курсов 1992 — 1994. М.: Издательская фирма "Ad Marginum", 1995. — 339 с.
149. Русская философия. Словарь./Под общей ред. М.А. Маслина. М.: «Терра», Книжный клуб, Издательство «Республика», 1999. — 656 с.
150. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995, — 152 с.
151. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. — 1040 с.
152. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии в первой половине XX века: Учебное пособие по спецкурсу. М., 1993. — 243 с.
153. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983,— 445 с.
154. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров, М.С. Гиляров и др. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
155. Современные зарубежные исследования в области философской теологии / Ред. сост. Ю.А. Кимелев. М.: ИНИОН, 1991. — 101 с.
156. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. — 654, 2. с.
157. Соловьев B.C. О философских трудах П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
158. Сотирова Д., Попова С. Прикладная этика и культура Православия // Человек, 1996, № 1. С. 82-90.
159. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: «Республика», 1994.-494 с.
160. Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства. (АС. Хомяков). М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. — 79, 1. с.
161. Ткачук M.JI. О рукописном наследии Памфила Юркевича // Вопросы философии, 2001, №7. С. 113-119.
162. Тюрин Ю.Я. Христианская антропология: Текст лекций. Владимир: Издательство Владимирского университета, 1997. —- 70 с.
163. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Репринтное издание. М.: ПАИМС, 1992, —233 с.187
164. Французский мудрец Паскаль, его жизнь и труды. / Сост. А.И. Орловым. Репринтное издание. М.: Совместное предприятие «Бук чембэр интер-нейшнл», 1991, — 61, 2. с.
165. Ходзицкий А. Профессор философии Памфил Данилович Юркевич. Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения // Вера и разум. Харьков: Епархиальная типография, 1914. № 18-24.
166. Хоружий С.С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. — 137 с.
167. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. — 352 с.
168. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учеб. Пособие. Русский христианский гуманитарный институт. С.-Пб.: Алетейя, 1994.— 445, 2. с.
169. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии, 1994, №11. С.52-62.
170. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия// Вопросы философии, 1991, № 5. С. 26-57.
171. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. / Ред. коллегия: С.С. Аверинцев и др. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.
172. Четвериков С. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж: УМСА-press, 1988.— 307 с.
173. Чухина А.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1991. — 300 с.
174. Шапошников JI.E. Идеология славянофильства и современное православие. М.: Знание, 1985. — 64 с.188
175. Шапошников JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX-XX веков: Монография. Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 1999. — 277 с.
176. Шапошников J1.E. Русская религиозная философия XIX-XX в. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1992. —221 с.
177. Шапошников JI.E. Философские портреты: (Из истории отечественной мысли). Нижний Новгород, 1993. — 221 с.
178. Шарипов A.M. На путях русской мысли: Иван Васильевич Киреевский. М.: «Святитель Киприанъ»; Общество содействия изучению литургических рукописей, 1997. — 58 с.
179. ШпетГ.Г. Философское наследство П.Д. Юркевича. М., 1915. — 75 с.
180. Щеглов Б. Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. Киев, 1917. — 140 с.
181. Этинген JI.E. О символике сердца // Человек, 1998, № 5. С. 44-56.
182. Эрн В. Русские мыслители. Г.С. Сковорода. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1912. — 344 с.
183. Этос религиозного опыта // Т.Б. Любимова, А.Н. Лазарева, Д.Н. Казаков и др. Отв. ред. д.ф.н. И.Н. Михеев. Российская академия наук, Институт философии. М.: ИФ РАН, 1998. — 130 с.
184. Oxford Student's Dictionary of Current English. Moscow-Oxford, 1984, —769 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.