ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА 1888-1894 ГГ. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Агратин Андрей Евгеньевич

  • Агратин Андрей Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 196
Агратин Андрей Евгеньевич. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА 1888-1894 ГГ.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Агратин Андрей Евгеньевич

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЧЕХОВСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Чеховское повествование: история изучения вопроса

1.2. Нарратологический анализ и его роль в изучении чеховского

повествования

Выводы к 1 главе

ГЛАВА 2. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ДИСКУРСЕ ЧЕХОВСКОГО НАРРАТОРА

2.1. Провокативная стратегия повествования в зрелой прозе А. П. Чехова

2.2. Императивная стратегия повествования в дискурсе вторичного диегетического нарратора («Огни», «Рассказ старшего садовника»)

2.3. Императивная стратегия повествования в дискурсе недиегетического нарратора («Пари», «Сапожник и нечистая сила»)

2.4. Трансформация императивной стратегии повествования в зрелой прозе

А. П. Чехова

2.5. Деформация императивной стратегии повествования в зрелой прозе

А. П. Чехова

2.6. Инспиративная стратегия повествования в зрелой прозе

А. П. Чехова

2.6.1. Повествование о неопределенном событии

2.6.2. Повествование о возможном событии

Выводы ко 2 главе

ГЛАВА 3. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРОБЛЕМА «ВСТРОЕННЫХ НАРРАТИВОВ» В ПРОЗЕ А. П. ЧЕХОВА

3.1. Постановка проблемы. Концепция «встроенных нарративов»

3.2. Поединок как референт «встроенного нарратива» («Дуэль»)

3.3. «Встроенный нарратив» как непреодоленное заблуждение

(«После театра» и «Попрыгунья»)

3.4. «Встроенный нарратив»: проблемы интерпретации

(«Припадок»)

3.5. «Встроенный нарратив» и вероятностная картина мира («Скучная история»)

Выводы к 3 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА 1888-1894 ГГ.»

ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена проблеме художественной актуализации повествовательных стратегий в произведениях А. П. Чехова 1888-1894 гг., которая сопровождается переосмыслением основных моделей рассказывания на разных уровнях построения чеховского нарратива и отражает процесс формирования эстетико-философских взглядов писателя.

Степень разработанности проблемы. Творчество А. П. Чехова начала 80-х гг. закономерно вписывается в контекст классической литературы. Как отмечает М. П. Громов, «яркая особенность раннего Чехова заключается в чувстве традиции»1. Неслучайно в прозе 80-х гг. «субъективный тон повествователя является. определяющим началом»2. Подобный «тон» присущ классической наррации: «.читатель оказывается перед лицом вполне осмысленного, ментально завершенного события, ограничиваясь ролью участника только «события рассказывания»3.

В 1888-1894 годы существенно меняется вектор творческого поиска Чехова. Он разрабатывает лишь эпизодически встречавшуюся в ранних рассказах художественную манеру, условно называемую вслед за А. П. Чудаковым «объективным повествованием»: субъект рассказывания «исключает себя как самостоятельный воспринимающий субъект, ссылаясь на чужое восприятие (т. е. восприятие героя. - А. А.), стремясь к объективной позиции»4. Эта манера преобразуется, но сохраняется и в позднем творчестве, когда писатель изображает мир как бы сквозь призму той или иной дискурсивной среды, формируемой

1 Громов М.П. Книга о Чехове. М.,1989. URL: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st018.shtml

2 Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. С. 16.

3 Тюпа В. И. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М., 2010. С. 259.

4 Чудаков А. П. Указ. соч. С. 44.

«голосами» разных персонажей5. Автор последовательно применяет так называемый «эффект реальности»6 (Р. Барт), когда читатель оказывается, образно выражаясь, перед лицом самой действительности, которая больше не очерчивается в упорядоченные, идейно мотивированные формы, а предстает в таком виде, в каком бы ее зафиксировал взгляд простого наблюдателя. Надо сказать, что описанное явление в той или иной мере встречается в произведениях разных писателей второй половины XIX века (Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский), однако наиболее полно представлено именно в прозе Чехова.

Идеи А. П. Чудакова использовались в литературоведческих и лингвистических работах о чеховском повествовании. Так, рассмотрены общие принципы рассказывания в произведениях писателя (Л. Г. Барлас), взаимодействие и соотношение точек зрения повествователя и героя (М. М. Гиршман, Н. П. Гришечкина, С. П. Степанов, Е. В. Андреева, О. М. Моргулева), автора и повествователя (С. П. Степанов), автора и читателя (Э. С. Афанасьев), несобственно-прямая речь и несобственно-авторское повествование (Н. А. Кожевникова) и различные повествовательные приемы в текстах Чехова (В. Я. Линков, Г. А. Сопочкина, Н. В. Капустин, К. Флэт, Н. В. Пронь)7. Несмотря на большое количество работ по интересующей нас проблеме, в них лишь

5 Там же. - С. 136.

6 Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 392-400

7 Барлас Л. Г. Язык повествовательной прозы Чехова: Проблемы анализа. Ростов-на-Дону, 1991; Гиршман М. М. Повествователь и герой // Чехов и Лев Толстой. М., 1980. С. 136-143; Гришечкина Н. П. Пушкин и Чехов: повествование в «тоне и духе героев» // Литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1997. С. 98-107; Степанов С. П. О субъективации чеховского повествования // Русская литература. Спб., 2001. № 4. С. 16 -31; Степанов С. П. Субъективация повествования и способы организации текста: На материале повествовательной прозы Чехова : дис. док. фиолол. наук : 10.02.01. Спб, 2002; Андреева Е. В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А. П. Чехова : дис. ... канд. филол. наук : 10. 02. 01 - Санкт-Петербург, 2004; Моргулева О. М. Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг. : дис. ... канд. филол. наук: 10. 01. 01. М., 2005; Афанасьев Э. С. Феномен художественности: от Пушкина до Чехова. М., 2010; Кожевникова Н. А. Стиль Чехова. М., 2011; Линков В. Я. Значение рассказа «Огни» в развитии повествовательных приемов Чехова // Вестник МГУ. Филология. М., 1971. № 2. С. 16-24; Сопочкина Г. А. Повествовательные комплексы чужой речи и комбинации в текстах рассказов А. П. Чехова // V Житниковские чтения: Межкультурная коммуникация в когнитивном аспекте. Челябинск, 2001. С. 100-104; Капустин Н. В. О традиционном и новаторском в творчестве А. П. Чехова-повествователя // Век после Чехова: Международная научная конференция: Тезисы докладов. М., 2004. С. 87-90; Флэт К. К. вопросу о характере, «смерти автора» и продолжающейся жизни текста // Век после Чехова: Международная научная конференция: Тезисы докладов. М., 2004. С. 225-226; Пронь Н. В. Синтаксические приемы интимизации авторского повествования в прозе А. П. Чехова // XXII Чеховские чтения: (Материалы лингвистической секции). Таганрог, 2004. С. 101-105.

дополнены или подведены под более широкую доказательную базу выводы А. П. Чудакова относительно специфики чеховского повествования.

Кроме того, по-прежнему не осмыслена корреляция объективного повествования с картиной реальности, которую Чехов создает в своих произведениях. А. П. Чудаков называет ее «случайностной»8 и полагает, что детали, эпизоды, события в чеховском повествовании подчинены принципу неотобранности. Мнение исследователя не раз оспаривалось. Объясняется это прежде всего парадоксальностью и внутренней противоречивостью позиции А. П. Чудакова: он обнаруживает целостность изображенного мира у Чехова в ее отсутствии. Тезис, выдвинутый ученым, остается предметом дискуссий в науке, но так и не получил равновеликой альтернативы.

Вероятно, для того, чтобы вывести изучение чеховского повествования на качественно новый уровень, необходим теоретический конструкт, позволяющий обнаружить более общие принципы построения нарратива в текстах писателя. Такой конструкт был предложен в нарратологии, или теории повествования. Это повествовательная (нарративная) стратегия, то есть, согласно определению В. И. Тюпы, «схема» позиционирования субъекта, объекта (событие и картина мира, в которой оно идентифицируется) и адресата нарратива. Данная «схема» позволяет подробнее описать не только структуру чеховского повествования (взаимодействие между субъектом рассказывания и читателем), но и соответствующий ей тип излагаемой в тексте истории («сюжета»).

Исследователь подчеркивает, что «тактики рассказчиков и приемы рассказывания могут быть многообразны, тогда как число возможных

" 9

нарративных стратегий весьма ограничено»9 и включает четыре «схемы» повествования: имитативную, императивную, провокативную и инспиративную. Ученый соотносит их с «простейшими» жанрами: сказанием, притчей, анекдотом

8 Чудаков А. П. Указ. соч. С. 163.

9 Тюпа В. И. Указ. соч. С. 146.

и жизнеописанием10. С точки зрения В. И. Тюпы, перечисленные стратегии -варианты базовых речевых практик11, которые постепенно формировались на протяжении тысячелетней истории культуры.

Первая стратегия - имитативная - актуализируется, когда субъект и адресат повествования обладают общим знанием об излагаемой истории. В рецептивном плане она лишена какой-либо интриги, рассчитана на неоднократное воспроизведение: «Интерес заключается не в интриге, а в самой наррации, точнее - в мастерстве «презентации наррации». Такое повествование генерирует прецедентную картину мира (типичный пример - «Илиада» и «Одиссея» Гомера)12.

Императивная стратегия предусматривает дидактическую тональность в дискурсе нарратора и подчиненную позицию слушателя/читателя, который полностью соглашается с «собеседником»; при этом событие, о котором рассказывает нарратор, определяется в рамках «нормативно-риторической картины мира» и представляет собой нарушение моральной нормы или торжество добродетели над пороком («Труды и дни» Гесиода, позднее творчество Л. Н. Толстого)13.

Провокативная стратегия, напротив, подразумевает независимость и повышенную свободу действий участников наррации: один повествует о любых изменениях, по тем или иным причинам показавшихся ему примечательными (беспрецедентная, окказиональная картина мира), другой не обязан с ним соглашаться («Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея, чеховская юмористика, современные постмодернистские практики)14.

10Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. Тверь, 2001. URL: http://my-chekhov.ru/kritika/tupe/tupe3. shtml

11 Ученый рассматривает нарратологию как ответвление неориторики, поэтому описывает повествование в терминах данной научной дисциплины. Под базовыми речевыми практиками понимаются коммуникативные стратегии: хорового единогласия, монологического согласия, диалогического разногласия и диалогического согласия (Тюпа В. И. Дискурсные формации. С. 100-140).

12 Там же. С. 147.

13 Там же. С. 151.

14 Там же. С. 154-156.

Наконец, выбор инспиративной стратегии приводит к солидаризации субъекта и адресата нарратива и позволяет рассказать о событии, распознаваемом в границах вероятностной картины мира («Повести Белкина» А. С. Пушкина, зрелое и позднее творчество Чехова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака)15.

Повествовательная стратегия - «идеальная» теоретическая модель. Конкретные культурно-исторические условия ее использования В. И. Тюпа не рассматривает. В частности, он не проблематизирует актуализацию «схем» рассказывания в художественной литературе, где всякая модель (языковая, дискурсивная), даже при самом буквальном воплощении, подвергается авторской рефлексии. Мы постараемся показать, как это происходит в прозе Чехова, где апробация и переосмысление «схем» рассказывания чаще всего носит характер осознанной эстетической задачи.

А. В. Кубасов отмечает, что «образная система Чехова ориентирована на вторичное рефлексирование, на преломленное изображение уже освоенного ранее предшественниками»16. Чехов ничего не заимствует из наследия классиков - он словно оглядывается назад и объективирует известные читателю стили и жанры. На это не раз обращали внимание исследователи (Р. Г. Назиров17, С. А. Кибальник18, О. Г. Лазареску19). По нашему предположению, такой объективации (вторичной рефлексии) подвергаются у Чехова и стандартные модели рассказывания.

В связи с этим сразу оговоримся, что имитативную стратегию повествования писатель обходит стороной. По всей видимости, причина тому -желание Чехова «проверить» максимально узнаваемые читателем нарративные образцы. Сказание - архаичная «схема» рассказывания, которая в современном

15 Там же. С. 157-164.

16 Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 84.

17 Назиров Р. Г. Русская классическая литература: Сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет. Уфа, 2005.

18 Кибальник С. А. Рассказ «Попрыгунья» как криптопародия (Чехов и Флобер) // Чеховиана. Чехов: Взгляд из XXI века. М., 2011. С. 320-330.

19 Лазареску О. Г. «Онегинские» отражения в прозе Чехова и Бунина // Русская историческая филология: Проблемы и перспективы: Доклады Всероссийской научной конференции памяти Н. А. Мещерского. Петрозаводск, 18-20 окт. 2000 г. Петразоводск, 2001. С. 368-374.

автору литературном дискурсе если и применялась, то лишь в метафорическом плане (роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Характеристика чеховского повествования с точки зрения реализации и рефлективного освоения в нем различных нарративных стратегий открывает путь к исследованию особого, подробно не изученного аспекта поэтики писателя. В. Б. Катаев отмечает, что объективная манера в произведениях Чехова обусловлена задачей показать когнитивную ограниченность героя, использующего готовые познавательные образцы, чтобы сориентироваться в многообразной и не поддающейся упрощению действительности20. Эта операция, вероятно, включает и повествовательную (нарративную) идентичность (П. Рикер)21 персонажа - его стремление увидеть себя участником определенной истории и придать телеологический смысл своему существованию. Поиск повествовательной идентичности отражается в организации текста и образует особую структурную единицу - так называемый «встроенный нарратив»22, представляющий собой совокупность фрагментов произведения, которые составляют мысленный (частично артикулированный) «рассказ» героя о себе. Он вынужден прибегать к знакомым нарративным «схемам» для понимания своей экзистенциальной роли, а это неизбежно способствует их превращению в объект авторского наблюдения и оценки. Данный вопрос почти не затрагивался в чеховедении, по крайней мере - на материале большого корпуса текстов

23

писателя23.

Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью критической переоценки научных представлений о внутренней организации чеховского повествования, его идейно-эстетической функции в истории

20 Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

21Рикер П. Повествовательная идентичность // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 19-37. URL: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Rik/pov ident.php; Рикер П. Я сам как другой. М., 2008. 416 с.

22 Термин возник в когнитивной нарратологии. См., например: Palmer A. Fictional Minds. Lincoln and London, 2004..; Ryan M.-L. Embedded Narratives and Tellability // Style. 1986. Vol. 20. No 3- P. 319-340.

23 Проблема повествовательной идентичности чеховского героя рассматривается в контексте изучения драматургии А. П. Чехова в диссертации Юн Со Хюн (Хюн Юн Со. Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. М., 2015).

художественных форм. Интерес к нарративной специфике текстов писателя достиг своего пика в 70-е гг. вместе с появлением работы А. П. Чудакова и продержался довольно долгое время в русле идей, предложенных исследователем. Сегодня этот интерес проявляется учеными значительно менее активно. В настоящей работе предпринимается попытка возродить его путем полемики с устоявшимися, «образцовыми» характеристиками чеховского повествования. Научная новизна исследования состоит в следующем:

— впервые предпринимается попытка системного анализа прозы А. П. Чехова

24

с использованием концепции повествовательных стратегий24;

— введены понятия повествование о неопределенном событии, повествование о возможном событии, «встроенный нарратив» и определено их содержание;

— доказано, что в прозе А. П. Чехова 1888-1894 гг. на передний план выходит «проверка» традиционных нарративных моделей посредством различных художественных приемов (пародирование, деформация и трансформация повествовательных стратегий и др.);

— выявлено, что отношение А. П. Чехова к разным повествовательным стратегиям (опосредующим механизмам нарративного представления реальности) определяет его мировоззренческую позицию, с одной стороны, и представление о границах познания - с другой;

— с помощью нарратологического анализа выявлена идея А. П. Чехова о вероятностном характере человеческой жизни, изображаемой писателем как сумма действительного и возможного, и таким образом модифицировано классическое представление о событии в художественном повествовании (рассказ «Студент», повесть «Степь»);

24 В. И. Тюпа уже апробировал свою концепцию на материале чеховского творчества, однако в его работах произведения писателя служат не самостоятельным предметом исследования, а скорее иллюстрацией теоретических постулатов (Тюпа В. И. Дискурсные формации. С. 163-166; 254-274).

— обосновано, что изображенная действительность в произведениях А. П. Чехова 1888-1894 гг. носит неоднородный характер и включает несколько уровней (окказиональная картина мира, модифицированный вариант нормативно-риторической картины мира, вероятностная картина мира);

— доказано, что одна из главных характеристик героя чеховской прозы 18881894 гг. - утрата повествовательной идентичности: персонаж обращается к стандартным повествовательным «схемам» с целью определить свою экзистенциальную роль, придать телеологический смысл собственному существованию («Припадок», «Попрыгунья», «Скучная история»). Объект данного исследования - чеховское повествование 1888-1894 гг.

Выбор указанного периода мотивирован тем, что он носит переходный характер. Писатель наиболее активно отказывается от «правил» классической поэтики и вместе с тем пытается разработать собственный художественный метод. Именно в 1888-1894 гг. процесс переосмысления разных повествовательных стратегий и поиска Чеховым новых способов рассказывания отличается максимальным разнообразием. Среди произведений этого времени можно обнаружить как «мелочишки» в духе ранней прозы («Вынужденное заявление», «Из записной книжки старого педагога»), рассказы анекдотического типа («История одного торгового предприятия»), так и тексты, созданные с целью полемики с традицией («Пари») или окончательно преодолевшие ее («Студент», «Гусев», «Скучная история»). Кроме того, анализ произведений, в которых доминирует объективная манера, позволяет наиболее наглядно показать, как в произведениях писателя соотносятся структура повествования и повествуемая история (неслучайно эта проблема рассматривается А. П. Чудаковым прежде всего на материале прозы интересующего нас периода). После 1894 гг. писатель создает более или менее устойчивую модель наррации, описание которой требует отдельного исследования25.

25 Мы ориентируемся на периодизацию творчества Чехова, предложенную А. П. Чудаковым (Чудаков А. П. Указ. соч.).

В качестве предмета исследования выступают различные случаи реализации и переосмысления повествовательных стратегий в прозе Чехова 1888-1894 гг.

Материалом исследования послужили все рассказы и повести писателя 1888-1894 гг. (за исключением неоконченных или неопубликованных произведений, альтернативных редакций и вариантов). Также мы обращались к письмам Чехова, однако они использовались лишь в контексте интерпретации тех или иных произведений.

Цель исследования - определить основные особенности художественной актуализации повествовательных стратегий в прозе Чехова 1888-1894 гг. и на основе полученных результатов дополнить представление о поэтике писателя в целом.

Цель определяет следующие задачи исследования:

1) обосновать методологический подход, положенный в основу работы (нарратология), определить место и роль избранного подхода в истории изучения чеховского повествования;

2) классифицировать варианты актуализации повествовательных стратегий в дискурсе чеховского нарратора;

3) определить приемы, с помощью которых Чехов переосмысляет различные «схемы» рассказывания;

4) проанализировать специфику событийности чеховского повествования и дополнить сложившееся в литературоведении представление о картине мира, изображаемой писателем;

5) рассмотреть проблему повествовательной идентичности чеховского героя с точки зрения реализации повествовательных стратегий во «встроенных нарративах».

Методология исследования базируется на ключевых положениях теории повествования (В. И. Тюпа, П. Рикер, В. Шмид, М.-Л. Рьян, А. Палмер), которые используются в работе комплексно, с опорой на разные научные традиции.

Косвенно в исследовании транслируются идеи философии диалогизма (М. М. Бахтин, Ю. Хабермас, О. Розеншток-Хюсси), дискурс-анализа (М. Фуко), философии возможных миров (С. А. Крипке, Д. Льюис). Также мы ориентировались на работы чеховедов А. П. Чудакова, В. Я. Лакшина, В. Б. Катаева, П. Н. Долженкова, А. Д. Степанова и др. В работе применяются следующие методы: структурный и сравнительный анализ, а также метод нарратологического анализа и элементы статистического анализа.

Говоря о современной теории повествования, В. Шмид отмечает: «Нарратология включает в себя две дисциплины - 1) перспективологию, рассматривающую проблемы повествовательных инстанций, голосов, точек зрения, 2) сюжетологию, рассматривающую порождение рассказываемой истории и преобразование этой истории в процессе нарративного конституирования»26. Поэтому анализ текстов Чехова осуществляется в работе на двух уровнях (структура повествования и рассказываемая история), однако второму все же отдается предпочтение, поскольку «статус событийности того, о чем рассказано... представляется базовой характеристикой той или иной нарративной стратегии»27.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в исследовании классифицированы и проанализированы все случаи реализации нарративных стратегий в произведениях Чехова 1888-1894 гг., существенно модифицирована концепция чеховского повествования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсах по истории русской литературы XIX века. Также предлагаемый подход к изучению прозы Чехова открыт для дальнейшего развития в работах по истории русской литературы и теории литературы.

Основные положения, выносимые на защиту, следующие:

26 Шмид В. Нарратология Пушкина // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. Серия: Материалы и исследования по истории русской культуры. М., 2001. Вып. 7. С. 300-317.

27Тюпа В. И. Дискурсные формации. С. 148.

1. Провокативная стратегия повествования уходит на второй план в прозе Чехова 1888-1894 гг., крайне редко выступая в качестве основного способа наррации в произведениях писателя. Чаще всего она выполняет функции одного из элементов характеристики героя.

2. Императивная стратегия повествования становится главным объектом художественной рефлексии в произведениях Чехова: автор трансформирует или деформирует ее на уровне рассказываемой истории, а иногда подвергает данную «схему» рассказывания дискредитации, нарушая ключевые «правила» структурирования притчевого нарратива.

3. Инспиративная стратегия повествования выступает в качестве ведущего способа моделирования реальности в творчестве писателя и служит созданию так называемой вероятностной картины мира.

4. Объективная манера, которая обычно рассматривается как основная характеристика зрелой прозы Чехова, с нашей точки зрения, является частью более масштабного метода изображения действительности, заключающегося в особых принципах построения рассказываемой истории (повествование о непроизошедшем событии, потенциальная история, «встроенный нарратив» и др.).

5. «Встроенный нарратив» в произведениях Чехова 1888-1894 гг. оказывается дополнительным средством «проверки» основных «схем» рассказывания: его применение приводит к максимальной отчужденности повествовательных стратегий от авторского сознания.

Апробация материала исследования осуществлялась на международной научной конференции «XI Поспеловские чтения. Герменевтика. Интерпретация. Текстология» (Москва, МГУ, 20-21 декабря 2013 г.), всероссийской научной конференции «Заглавие и заголовочный комплекс в литературе, музыке, кино, пластических искусствах» (Москва, ИМЛИ им. А. М. Горького, 3-4 апреля 2014 г.), международной научно-практической конференции «XX Шешуковские чтения: Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания

(70-летию Победы в Великой Отечественной войне)» (Москва, МПГУ, 2-3 февраля 2015 г.), международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 19 мая 2015 г.), VIII международной научной конференции «Молодые исследователи Чехова» (Москва, ГЛМ, 27 мая 2015), III международной научной конференции «Философия А. П. Чехова» (Иркутск, ИГУ, 28 июня-2 июля 2015 г.). Положения диссертации отражены в семи статьях, опубликованных в изданиях, пять из которых входят в перечень ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЧЕХОВСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

В науке существует представление о чеховском повествовании: в произведениях писателя утрачивается граница между точками зрения автора, героя и адресата текста, в результате чего возникает «эффект присутствия» читателя в художественном мире»28. Доказательство этого тезиса остается одной из самых популярных задач в научных работах о творчестве писателя на протяжении нескольких десятилетий.

Концепция чеховского повествования получила относительно законченное оформление в «Поэтике Чехова» А. П. Чудакова. Исследователь выделяет несколько типов рассказывания в произведениях писателя, особо отмечая 18881894 гг., когда он создает «такое повествование, в котором устранена субъективность рассказчика и господствуют точка зрения и слово героя»29. Именно этот способ изложения событий ученый именует собственно «объективным повествованием». В 1895-1904 гг. Чехов усложняет нарративную структуру текста: «Слово подбирается не по признаку индивидуальной принадлежности данному персонажу, а по принципу тематического и общестилистического соответствия изображаемой среде»30. Тем не менее, для обоих этапов литературной деятельности писателя «незыблемым остался основной принцип чеховского повествования. принцип изображения мира через

31

конкретное воспринимающее сознание»31.

28 Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990. С. 215.

29 Чудаков А. П. Указ. соч. С. 51

30 Там же. С. 97.

31 Там же. С. 136.

Действительно, почти ни у кого не вызывает сомнений ключевой постулат чеховедения: объективная манера письма - типологическое свойство зрелого и позднего периода творчества писателя. Однако порождаемый с помощью этой манеры образ реальности является предметом серьезных дискуссий, начавшихся в прижизненной Чехову критике и продолжающихся до сих пор. Об этом и пойдет речь в нижеследующем разделе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Агратин Андрей Евгеньевич, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники

1. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Письма: В 12 т. / А. П. Чехов. - М.: Наука, 1974-1983. - 30 т.

Чеховедение

2. Агратин, А. Е. «Повествовательная иллюзия» в рассказе А. П. Чехова «Припадок» / А. Е. Агратин // Наука и школа. - 2014. - №2. - С. 78-81.

3. Агратин, А. Е. Авторитетный повествователь-агностик в прозе А. П. Чехова 1880-1890-х гг. (на примере рассказа «Пари») / А. Е. Агратин // Преподаватель XXI век. - 2014. - №1. - Ч. 2. - С. 390-394.

4. Агратин, А. Е. Возможное событие в «Скучной истории» А. П. Чехова / А. Е. Агратин // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 2. - Ч. 2 - С. 408-416.

5. Агратин, А. Е. Демифологизация образа «русских мальчиков» в чеховском нарративе 1888-1894 гг. / А. Е. Агратин // Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: Материалы XX Шешуковских чтений. - М: Изд-во МПГУ, 2015. -С. 121-128.

6. Агратин, А. Е. Игра в событие: к вопросу о повествовательной идентичности чеховского героя (на примере рассказов «После театра» и «Попрыгунья») / А. Е. Агратин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». - 2015. - № 4 (20). - С. 78-83.

7. Агратин, А. Е. Провокативная стратегия повествования в прозе А. П. Чехова 1888-1894 гг. / А. Е. Агратин // Казанская наука. - 2015. - № 10. - С. 157-159.

8. Агратин, А. Е. Ритуальная коммуникация как фактор анарративности текста в произведениях А. П. Чехова 1888-1894 гг. / А. Е. Агратин // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения» 19 мая 2015 г. - М.: Ярославль: Ремдер, 2015. - С. 256-260.

9. Айхенвальд, Ю. И. Чехов / Ю. И. Айхенвальд // А. П. Чехов: pro et contra. -СПб: РХГИ, 2002. - С. 722-785.

10. Арсеньев, К. К. Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов. - К. С. Баранцевич. - Ив. Щеглов / К. К. Арсеньев // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 45-54

11. Арустамова, А. А. «Свои» и «другие» в прозе А. П. Чехова 1890-х гг. («Остров Сахалин», «В ссылке») / А. А. Арустамова // Чеховские чтения в Твери: Сб. науч. тр. - Тверь: Тверской государственный университет, 2000. - С. 21-26

12. Афанасьев, Э. С. Феномен художественности: от Пушкина до Чехова / Э. С. Афанасьев. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2010. - 291 с.

13. Барлас, Л. Г. Язык повествовательной прозы Чехова: Проблемы анализа / Л. Г. Барлас - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1991. - 206 с.

14. Белкин, А. А. «Студент» / А. А. Белкин // Белкин, А. А. Читая Достоевского и Чехова. Статьи и разборы- М.: Художественная литература, 1973. - С. 285-299.

15. Бердников, Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников - М.: Художественная литература, 1984. - 514 с.

16. Бердников, Г. П. О поэтике Чехова и принципах ее исследования / Г. П. Бердников // Вопросы литературы. - 1972. - № 5 - С. 124-141.

17. Богданович, А. И. Критические заметки / А. И. Богданович // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 256-268.

18. Булгаков, С. Н. Чехов как мыслитель. Публичная лекция / С. Н. Булгаков // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 537-565

19. Видуэцкая, И. П. Способы создания иллюзии реальности в прозе зрелого Чехова / И. П. Видуэцкая // В творческой лаборатории Чехова. - М.: Наука, 1974.

- С. 279-295.

20. Гиршман, М. М. Гармония и дисгармония в слове и в мире («Студент» А. П. Чехова) / М. М. Гиршман // Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 136-143.

21. Гиршман, М. М. Повествователь и герой / М. М. Гиршман // Чехов и Лев Толстой. - М.: Наука, 1980. - С. 126-139.

22. Голубков, В. В. Мастерство А. П. Чехова / В. В Голубков. - М.: Учпедгиз, 1958. - 196 с.

23. Гришанина, Е. Б. Рассказ «Попрыгунья» в творческой лаборатории А.П.Чехова / Е. Б. Гришанина // XX Чеховские чтения: Материалы лингв. секции.

- Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001. - С. 21-36.

24. Гришечкина, Н. П. Пушкин и Чехов: повествование в «тоне и духе героев» / Гришечкина Н. П. // Литература и фольклорная традиция. - Волгоград: Перемена, 1997. - С. 98-107.

25. Громов, Л. П. Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов - Ростов - на -Дону: Ростовское книжное издательство, 1958 [Электронный ресурс] / Л. П. Громов. - Режим доступа: http : //apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000024/st002. shtml.

26. Громов, М. П. Книга о Чехове. - М.: Современник, 1989 [Электронный ресурс] / М. П. Громов. - Режим доступа: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st018.shtml.

27. Гурвич, И. Чехов: от поэтике к эстетике / И. Гурвич // Известия АН. Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1997. - Т. 56. № 4. - С. 21-28.

28. Дарвин, М. Н. Пушкинский герой чеховского рассказа: (Опыт сопоставительного анализа «Гробовщика» А.С.Пушкина и «Скрипки Ротшильда»

А.П.Чехова) / М. Н. Дарвин // Природа художественного целого и литературный процесс: Межвуз. сб. науч. тр. - Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного ун-та, 1980 - С. 131-143.

29. Дерман, А. Б. О мастерстве Чехова / А. Б. Дерман. - М.: Советский писатель, 1959. - 207 с.

30. Джонсон, И. В поисках за правдой и смыслом жизни (А. П. Чехов) / И. Джонсон // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 403-424.

31. Долгих, А. И. О диалогичности авторского повествования в новеллах А. П. Чехова. (Статья первая) / А. И. Долгих // Известия Воронежского пед. ин-та -Т. 117. - Воронеж, 1970.

32. Долженков, П. Н. Чехов и позитивизм [Электронный ресурс] / П. Н. Долженков - М.: Скорпион, 2003. - Режим доступа: http://lit. lib.ru/d/dolzhenkow_p_n/chekhov. shtml.

33. Доманский, Ю. В. Вариативность драматургии А. П. Чехова [Электронный ресурс] / Ю. В. Доманский. - Тверь: Лилия Принт, 2005. - Режим доступа: http://chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/78-domanskyivariativnost

34. Елизарова, М. Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX века / М. Е. Елизарова- М.: Гослитиздат, 1958. - 199 с.

35. Ермилов, В. В. Чехов / В. В. Ермилов - М.: Советский писатель, 1959. - С. 430 с.

36. Ефименко, А. Е. Двучленность дискурса и цельность нарратива в повести А. П. Чехова Палата № 6 / А. Е. Ефименко // Русский след в нарратологии: матер. Международной научно-практич. конф. Балашов 26-28 ноября 2012 г. - Балашов, Саратовская обл.: Николаев, 2012. - С. 112-117.

37. Зайцева, Т. Б. Экзистенциальная психология отчаяния в повести А. П. Чехова «Скучная история» / Т. Б. Зайцева // Мировая литература в контексте культуры. -Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2008. - С. 36-38.

38. Капустин, Н. В. О традиционном и новаторском в творчестве А. П. Чехова-повествователя / Н. В. Капустин // Век после Чехова: Международная научная конференция: Тезисы докладов. - М.: Тип. изд-ва МГУ, 2004. - С. 87-90.

39. Катаев, В. Б. Литературные связи Чехова / В. Б. Катаев. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1989. - 261 с.

40. Катаев, В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. - 326 с.

41. Катаев, В. Б. Чехов плюс.: Предшественники, современники, преемники / В. Б. Катаев. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 392 с.

42. Кибальник, С. А. Рассказ «Попрыгунья» как криптопародия (Чехов и Флобер) / С. А. Кибальник // Чеховиана. Чехов: Взгляд из XXI века. - М.: Наука, 2011. - С. 320-330.

43. Кожевникова, Н. А. Стиль Чехова / Н. А. Кожевникова- М.: Издательский центр "Азбуковник", 2011. - 487 с.

44. Козлова, С. М. Литературная «перспектива» в новой поэтике А.П. Чехова ("Огни") / С. М. Козлова С. М. // Проблемы межтекстовых связей. - Барнаул : Изд-во АГУ, 1997. - С. 74-85.

45. Криницын, А. Б. Воззрения А. П. Чехова на русскую интеллигенцию и «Вырождение» Макса Нордау [Электронный ресурс] / А. Б. Криницын // Чехов и Германия - М.: МГУ, 1996. - Режим доступа: http: //www.portal-slovo .ru/philolo gy/41859.php

46. Кубасов, А. В. Нарратив и время в рассказе А. П. Чехова «У знакомых» / А. В. Кубасов // Уральский филологический вестник. Русская классика: динамика художественных систем. - Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2013. - № 1. - С. 138-151.

47. Кубасов, А. В. Нарративная структура рассказа «Скрипка Ротшильда» / А. В. Кубасов // Творчество А.П. Чехова: рецепции и интерпретации. Сб. материалов Международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 1-4 октября 2012 года. -Ростов н/Д: Изд-во «Foundation», 2013. - С. 89-96

48. Кубасов, А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации / А. В. Кубасов. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. - 399 с.

49. Лазареску, О. Г. «Онегинские» отражения в прозе Чехова и Бунина / О. Г. Лазареску // Русская историческая филология: Проблемы и перспективы: Доклады Всероссийской научной конференции памяти Н. А. Мещерского. Петрозаводск, 18-20 окт. 2000 г. - Петразоводск: КГПУ; Периодика, 2001. -С. 368-374.

50. Лакшин, В. Я. Толстой и Чехов / В. Я. Лакшин. - М.: Советский писатель, 1975. - 569 с.

51. Лебедев, А. А. Гоголевская традиция изображения персонажа в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой» / А. А. Лебедев // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Филология. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та, 2003. - Вып. 3. -С. 55-69.

52. Линков, В. Я. Значение рассказа «Огни» в развитии повествовательных приемов Чехова / В. Я. Линков // Вестник МГУ. Филология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - № 2. - С. 16-24.

53. Линков, В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова / В. Я. Линков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 128 с.

54. Линков, В. Я. Чехов-писатель «эпохи всеобщего обособления» / В. Я. Линков // Русская литература 1870-1890-х годов. Вып. 10. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1977. - С. 93-105.

55. Лыкова, Т. В. Авторская модальность в рассказе А. П. Чехова «Княгиня» / Т. В. Лыкова // Языковое мастерство А. П. Чехова. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ун-та, 1988. - С. 122-129.

56. Мережковский, Д. Старый вопрос по поводу нового таланта / Д. Мережковский // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 55-79.

57. Михайловский, Н. К. Кое-что о г-не Чехове / Н. К. Михайловский // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - 332-354.

58. Михайловский, Н. К. Об отцах и детях и о г-не Чехове / Н. К. Михайловский // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002 - С. 80-92.

59. Назиров, Р. Г. Русская классическая литература: Сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет / Р. Г. Назиров. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. -207 с.

60. Неминущий, А. Н. Три рассказа в чеховском сборнике («Скрипка Ротшильда», «Володя большой и Володя маленький», «Учитель словесности») / А. Н. Неминущий // О поэтике А. П. Чехова. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. -С. 173-192.

61. Никипелова, Н. А. Сюжет рождественского рассказа в художественной системе А. П. Чехова («Сапожники нечистая сила» и «Пари») / Н. А. Никипелова // Поэтический мир Чехова: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. пед. инст-та, 1985. - С.31-36.

62. Никитин, М. П. Чехов как изобразитель больной души / М. П. Никитин // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 599-613.

63. Новикова, Е. Г. Рассказ А. П. Чехова «Воры» и некоторые традиции русской «малой» прозы XIX века (К проблеме сюжета) / Е. Г. Новикова // Проблемы метода и жанра: Сб. статей. - Томск: Издательство Томского университета, 1990. - Вып. 16. - С. 162-171.

64. Новикова, Т. И. Рассказ А. П. Чехова «Студент» / Т. И. Новикова // Вопросы истории и поэтики русской литературы. - Ставрополь, 1975. - С. 91-102.

65. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Этюды о творчестве А. П. Чехова / Д. Н. Овсянико-Куликовский // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. -С. 482-536.

66. Палиева, Т. Н. О структурно-композиционных типах сочетания речи персонажей с авторским повествованием в рассказах А. П. Чехова / Т. Н. Палиева // Сб. науч. трудов (Арм. гос. заоч. пед. ин-т). - Ереван, 1967. Вып. 6 - Ч. 1. -С. 220-231.

67. Паперный, 3. С. Записные книжки Чехова / 3. С. Паперный. - М.: Советский писатель, 1976 - 389 с.

68. Паперный, З. С. Чехов: очерк творчества / З. С. Паперный. - М.: Гослитиздат, 1960. - 302 с.

69. Перцов, П. Изъяны творчества / П. Перцов // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 180-215.

70. Петровская, Н. И. Роль интертекстуальных включений в рассказе А. П. Чехова «Рыбья любовь» / Н. И. Петровская // Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. Сб. науч. тр. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. инта, 2004. - С. 109-115.

71. Полоцкая, Э. А. О поэтике Чехова / Э. А. Полоцкая. - М.: Наследие, 2001. -238 с.

72. Пронь, Н. В. Синтаксические приемы интимизации авторского повествования в прозе А. П. Чехова / Н. В. Пронь // XXII Чеховские чтения: (Материалы лингвистической секции). - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2004. -С. 101-105.

73. Ранева-Иванова, М. Функция майевтики христианского мотива в «Рассказе старшего садовника» А.П.Чехова [Электронный ресурс] / М. Ранева-Иванова // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. - Вып. 3. - Режим доступа: http://philolog.petrsu.ru/filolog/konf/2001/32-raneva.htm.

74. Ранчин, А. М. «Дуэль» в русской литературе [Электронный ресурс] / А. М. Ранчин - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37292.php

75. Рубина, С. Б. Природа иронии Чехова / С. Б. Рубина // Ирония и пародия. -Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2004. - С. 152-159.

76. Седегов, В. Д. В поисках мировоззрения / В. Д. Седегов // Проблемы поэтики А. П. Чехова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003. - С. 3-11.

77. Смирнов, М. М. Дуэль в «Дуэли» / М. М. Смирнов // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и русская литература - М.: ГБЛ, 1978. С. 66-72.

78. Собенников, А. С. Оппозиция дом - мир в художественной аксиологии А. П. Чехова и традициях русского романа / А. С. Собенников // Чеховиана. Чехов и его окружение. М.: Наука, 1996. - С. 144-149.

79. Сопочкина, Г. А. Повествовательные комплексы чужой речи и комбинации в текстах рассказов А. П. Чехова / Г. А. Сопочкина // V Житниковские чтения: Межкультурная коммуникация в когнитивном аспекте. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - С. 100-104.

80. Старикова, В. А. Доктор ударил фельдшера. / В. А. Старикова // Проблемы поэтики А.П.Чехова: Межвуз. сб. науч. тр. - Таганрог, 2003. - С. 22-24.

81. Степанов, А. Д. Антон Чехов как зеркало русской критики / Степанов А. Д. // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 976-1007.

82. Степанов, А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова / А. Д. Степанов. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 400 с.

83. Степанов, С. П. О субъективации чеховского повествования / Степанов С. П. // Русская литература. - Спб.: Наука, 2001. - № 4. - С. 16-31.

84. Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова [Электронный ресурс] / И. Н. Сухих. -Л., 1987. - Режим доступа: http://apchekhov.ru/books/item/fD0/s00/z0000039/st009.shtml

85. Трещалина И. В. «В нем жар души бы охладел». Ключевые слова в рассказе Чехова «Скучная история» // Художественный текст и языковая система. - Тверь: Изд-во Тверского гос.университета, 1996. - с. 36-38.

86. Тюпа, В. И. Проза Чехова и современная нарратология / В. И. Тюпа // Чеховиана. Чехов: Взгляд из XXI века. - М.: Наука, 2011. - С. 271-279.

87. Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа / В. И. Тюпа. - М.: Высшая школа, 1989. - 135 с.

88. Усманов, Л. Д. Наблюдения над стилем повествования Чехова-рассказчика / Л. Д. Усманов // Самаркандский университет им. А. Навои. Научная конференция профессорско-преподавательского состава, 24-я. Материалы конф. - Самарканд, 1968. - С. 68-74.

89. Усманов, Л. Д. Структура повествования у Чехова-беллетриста / Л. Д. Усманов // Вопросы литературы и стиля. - Самарканд, 1969. - С. 3-22.

90. Флэт, К. К. вопросу о характере, «смерти автора» и продолжающейся жизни текста / К. К. Флэт // Век после Чехова: Международная научная конференция: Тезисы докладов. - М.: Тип. изд-ва МГУ, 2004.- С. 225-226.

91. Химич, В. В. Авторское слово и слово героя в рассказах А.П. Чехова / В. В. Химич // Ученые записки (Урал. гос. ун-т). № 75. Сер. филология. Вып. 7. Русская литература 1870-1890-х гг. Сб. № 2. - Свердловск, 1969. - С. 139-155.

92. Химич, В. В. О художественной системе А. П. Чехова / В. В. Химич // Филологический класс. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2004. - № 12. - С. 31-37.

93. Хоменко, И. Б. Текстовая структура рассказа А. П. Чехова «История одного торгового предприятия» / И. Б. Хоменко // Чеховские чтения в Твери: Сборник научных трудов. - Тверь: Тверской университет, 2000. - С. 167-169.

94. Чудаков, А. П. Поэтика Чехова / А. П. Чудаков. - М.: Наука, 1971 - 291 с.

95. Шах-Азизова, Т. К. Современное прочтение чеховских пьес (60-70-е годы) // В творческой лаборатории Чехова. - М.: Наука, 1974 - С. 336-353.

96. Шестов, Л. Творчество из ничего (А. П. Чехов) / Л. Шестов // А. П. Чехов: pro et contra. - СПб: РХГИ, 2002. - С. 566-598.

97. Шмид, В. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард [Электронный ресурс] / В. Шмид - Спб: Инапресс, 1998. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=1023952.

Диссертационные исследования

98. Андреева, Е. В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А. П. Чехова : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Елена Владимировна Андреева. -Санкт-Петербург, 2004. - 189 с.

99. Андреева, Е. В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А. П. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 [Электронный ресурс] / Елена Владимировна Андреева. - Спб, 2004. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rech-geroya-i-pozitsiya-avtora-v-pozdnikh-rasskazakh-ap-chekhova.

100. Васильева, И. Э. «Поиски слова» в «переходную эпоху»: стратегия повествования В. М. Гаршина и А. П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук : 10. 01. 01 / Ирина Эдуардовна Васильева. - Спб, 2007. - 248 с.

101. Грицай, Н. А. «Точки зрения» в эпике А. П. Чехова : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 [Электронный ресурс] / Нина Александровна Грицай. -Тверь: 2011. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tochki-zreniya-v-epike-ap-chekhova-spetsifika-poetiki.

102. Мартынова, И. В. Проза А. П. Чехова 90-х годов и традиции русского классического романа : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / И. В. Мартынова. - М., 1986.

103. Моргулева, О. М. Формы авторского повествования в прозе А. П. Чехова

конца 80-х-900-х гг. : автореф. дис.....канд. филол. наук : 10.01.01 [Электронный

ресурс] / Ольга Михайловна Моргулева. - М.: 2005. - Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/formy-avtorskogo-povestvovaniya-v-proze-ap-

chekhova-kontsa-80-kh-900-kh-gg.

104. Моргулева, О. М. Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ольга Михайловна Моргулева. - М., 2005 - 184 с.

105. Оверина, К. С. Ранняя проза А. П. Чехова (1888-1884) : проблема повествования : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ксения Сергеевна Оверина. - Спб., 2014. - 252 с.

106. Одесская, М. М. Чехов и проблема идеала (Смена этико-эстетической парадигмы на рубеже Х1Х-ХХ вв.) : автореф. дис. ... док. филол. наук : 10.01.01 [Электронный ресурс] / Маргарита Михайловна Одесская. - М., 2011. - Режим

доступа: http://www.dissercat.com/content/chekhov-i-problema-ideala-smena-etiko-esteticheskoi-paradigmv-na-rubezhe-khikh-khkh-vekov

107. Паркачева, В. Л. Проза А. П. Чехова 1888-1904 гг.: Проблема парадоксальности авторского мышления : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Паркачева Валерия Львовна. - М.: 2005. 188 с.

108. Степанов, С. П. Субъективация повествования и способы организации текста: На материале повествовательной прозы Чехова : дис. док. филол. наук: 10.02.01 / Сергей Павлович Степанов. - Спб, 2002. - 476 с.

109. Тихомиров, С.В. Формы сознания героев в произведениях А.П. Чехова : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Сергей Владимирович Тихомиров. - М., 1987. -185 с.

110. Хюн Юн Со. Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Юн Со Хюн. - М., 2015. -109 с.

Нарратология, литературоведение и общие работы

111. Аверинцев, С. С. Притча / С. С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Сов. Энцикл., 1962-1978. - Т. 6. - С. 20-21.

112. Андреева, В. А. Событие и художественный нарратив / В. А. Андреева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №7 (21): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология): Научный журнал. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. -С. 44-57.

113. Анкерсмит, Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков / Ф. Анкерсмит. - М.: Идея-Пресс, 2003 - 360 с.

114. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - С. 136-137.

115. Барт, Р. Эффект реальности / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 392-400.

116. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/Baht AvtGer/01.php

117. Бахтин, М. М. Проблемы диалогической речи / М. М. Бахтин // М. М. Бахтин. Собрание сочинений в 7 тт. - М.: Языки славянской культуры, 1997. - Т. 5 -С. 209-218.

118. Бочаров, С. Г. О возможном сюжете: «Евгений Онегин» // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1999 - С. 17-45.

119. Бремон, К. Логика повествовательных возможностей / К. Бремон // Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972. С. 108-135.

120. Гладкова, О. В. Притча / О. В. Гладкова // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 808-809.

121. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 311 с.

122. Демьянков, В. З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста / В. З. Демьянков // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1983. -Т. 42. № 4. - С. 320-329.

123. Дымарский, М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. На материале русской прозы XIX и XX веков / М. Я. Дымарский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 328 с.

124. Женетт, Ж. Границы повествовательности / Ж. Женетт // Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. - М.: Изд-во Сабашниковых, 1998. - с. 60-281.

125. Жиличева, Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920-1959-х гг.). / Г. А. Жиличева. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 317 с.

126. Зенкин, С. Русская реалистическая нарратология ХХ века (к истории понятия сюжет) / С. Зенкин // Зенкин С. Работы по теории. М.: Новое литер. обозрение, 2012. - С. 377-390.

127. Изер, В. Вымыслообразующие акты / В. Изер // Новое литературное обозрение. - М.: НЛО, 1997. - № 27. - С. 23-40.

128. Ильин, И. П. Дискурс / И. П. Ильин // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М., 1999. - С. 40-41.

129. Ильин, И. П. Нарратология / И. П. Ильин // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 608-610.

130. Йоргенсен, М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / М. В. Йоргенсен, Л. Дж. Филлипс. - Х.: Гуманитарный центр, 2008. - 336 с.

131. Ковалев, О. А. Нарративные стратегии в творчестве Ф. М. Достоевского / О. А. Ковалев. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - 316 с.

132. Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ веков / Н. А. Кожевникова. - М.: Институт русского языка РАН, 1994. - 335 с.

133. Корман, Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. - М.: Просвещение, 1972. - 113 с.

134. Левитан, Л. С., Цилевич, Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л. С. Левитан, Л. М. Цилевич. - Рига: Зинатне, 1990. - 215 с.

135. Лозинская, Е. В. Реферативный обзор энциклопедии нарративной теории издательства Раутледж / Е. В. Лозинская // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7. Литературоведение. - М.: ИНИОН, 2009. - №1. - С. 6-13.

136. Лотман, Ю. М. Замечания о структуре повествовательного текста / Ю. М. Лотман // Лотман М. Ю. О русской литературе. Спб.: Искусство-Спб, 1997.

- С. 789-793.

137. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПБ, 1998. - С. 14-285.

138. Макаров, М. Л.Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. - М.: Гнозис, 2003.

- 280 с.

139. Манн, Ю. В. Автор и повествование // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка / Ю. В. Манн. - М.: Наука, 1991. - Т. 50. № 1. - С. 3-19.

140. Маркович, В. М. Человек в романах Тургенева / В. М. Маркович. - М.: Издательство Ленинградского университета, 1975. -152 с.

141. Мейзерский В. М. Философия и неориторика / В. М. Мейзерский. - К.: Лыбидь, 1991. - 192 с.

142. Рикер, П. Время и рассказ / П. Рикер. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998-2000. - 2 т.

143. Рикер, П. Повествовательная идентичность [Электронный ресурс] / П. Рикер // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. - М.: ACADEMIA, 1995. - С. 19-37. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Rik/pov ident.php.

144. Рикер, П. Я сам как другой / П. Рикер. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. - 416 с.

145. Риффатер, М. Истина в диегезисе / М. Риффатер // Новое литературное обозрение. - М.: НЛО, 1997. - № 27. - С. 5-22.

146. Розеншток-Хюсси, О. Рабочие учат слишком мало, а учителя слишком много: разгадка Августином загадки времени / О. Розеншток-Хюсси // Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого. - М., Спб: Университетская книга, 2000. -С. 36-76.

147. Сапогова, Е. Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива / Е. Е. Сапогова // Известия ТулГУ. Серия «Психология». - Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. - Вып. 5. - С. 200-228.

148. Серио, П. Как читают тексты во Франции? / П. Серио // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. -С. 26-27.

149. Силантьев, И. С. О предмете сюжетологии / Силантьев И. С. // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. Zeszyt specjalny. - Lódz: Wydawnictwo Uniwersytetu Lódzkiego, 2015. - С. 31-37.

150. Тамарченко, Н. Д. Автор / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. - С. 11-14.

151. Тамарченко, Н. Д. Анекдот / Н. Д. Тамрченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. С. 22.

152. Тамарченко, Н. Д. Повествование / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. -С. 167.

153. Тамарченко, Н. Д. Повествователь / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. - С. 167-169.

154. Тамарченко, Н. Д. Притча / Н. Д. Тамарченко // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. - М., 2008. - С. 187-188.

155. Тамарченко, Н. Д. Проблема события в литературном произведении (сюжетологические и нарратологические аспекты) [Электронный ресурс] / Н. Д. Тамарченко // Narratorium. - 2011. - № 1-2 Весна-осень. - Режим доступа: http: //narratorium.rggu.ru/article. html?id=2027585.

156. Тамарченко, Н. Д. Рассказчик / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. - С. 202-203.

157. Тамарченко, Н. Д. Точка зрения / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 266-267.

158. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. - М., 1996. - 334 с.

159. Трошина, Н. Н. Риторика и теория коммуникации (на материале немецкоязычных публикаций) / Н. Н. Трошина // Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. - М.: ИНИОН, 1987. - С. 114-136.

160. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста / В. И. Тюпа- М.: Академия, 2009. - С. 336 с.

161. Тюпа, В. И. Грани и границы притчи / В. И. Тюпа // Традиция и литературный процесс. - Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1999. - С. 381-387.

162. Тюпа, В. И. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике / В. И. Тюпа. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 320 с.

163. Тюпа, В. И. Нарратив / В. И. Тюпа // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. - С. 134-135.

164. Тюпа, В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса [Электронный ресурс] / В. И. Тюпа. - Тверь: Твер. Гос. ун-т, 2001. - Режим доступа: http://my-chekhov.ru/kritika/tupe/tupe3 .shtml

165. Тюпа, В. И. Очерк современной нарратологии / В. И. Тюпа // Критика и семиотика. - Новосибирск: Изд-во НГУ. - С. 5-31.

166. Урусиков, Д. Грамматология. Т. 1. Нарратология / Д. Урусиков. - Липецк: Липецк-плюс, 2009. - 224 с.

167. Успенский, Б. А. ПК / Б. А. Успенский // Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.

168. Фесенко, Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя / Э. Я. Фесенко. - М.: Академический проект, 2013. - 524 с.

169. Фридман, Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия / Дж. Фридман - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 368 с.

170. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - К.: Ника-Центр, 1996. - 208 с.

171. Чудаков, А. П. Повествование / А. П. Чудаков // Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт.- М.: Сов. энцикл., 1968. - Т. 5. - Стб. 813.

172. Шатин, Ю. В. Неориторика / Ю. В. Шатин // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. - С. 142-143.

173. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

174. Шмид, В. Нарратология Пушкина [Электронный ресурс] / В. Шмид // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. Серия: Материалы и исследования по истории русской культуры. - М., 2001. - Вып. 7. -С. 300-317. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/document/531133.html

175. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко. - Спб.: Симпозиум. 2007. - 502 с.

176. Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах [Электронный ресурс] / У. Эко. - М.: Симпозиум, 2002. - 288 с. - Режим доступа: http: //www.krotov.info/libr_min/26_ae/ko/umbert_les. htm

177. Яусс, Г. Р. История литературы как вызов теории литературы / Г. Р. Яусс // Современная литературная теория. Антология. - М: Флинта, Наука, 2004. -С. 192-201.

178. Booth, W.C. The Rhetoric of Fiction / W.C. Booth- Chicago: The University of Chicago Press, 1983. - 572 pp.

179. Dolezel L. Heterocosmica: Fiction and Possible Worlds. - Baltimore: Johns Hopkins UP, 1998. - 352 p.

180. Herman, D. Histories of Narrative Theory (I): A Genealogy of Early Developments / D. Herman //A Companion to Narrative Theory. - Malden: Blackwell, 2005. - Р. 19-35.

181. Jahn, М. Narratology: A Guide to the Theory of Narrative / M. Jahn. - English Department. University of Cologne, 2005.

182. Kermode, F. The Art of Telling: Essays on Fiction / F. Kermode - Cambridge: Harvard UP, 1983. - 240 pp.

183. Lintvelt, J. Essai de typologie narrative. Le «point de vue». Théorie et analyse / J. Lintvelt - Paris: José Corti, 1981. - 315 p.

184. Nünning, A. Narratology or Narratologies? / A. Nünning // What Is Narratology? Questions and Answers Regarding the Status of a Theory- Berlin: Walter de Gruyter, 2003. - Р. 239-275.

185. Palmer, A. Fictional Minds / A. Palmer - Lincoln and London: University of Nebrasca Press, 2004. - 276 pp.

186. Pince, G. Narratology: The Form and Functioning of Narrative / G. Pince. -Berlin; New York; Amsterdam: Mouton, 1982. - 184 pp.

187. Ronen, R. Paradigm Shift in Plot Models: An Outline of the History of Narratology / R. Ronen // Poetics Today. Duke University Press. -1990. - Vol. 11. -№ 4. - P. 817-842.

188. Ryan, M.-L. Embedded Narratives and Tellability / M.-L. Ryan // Style. - 1986. -Vol. 20 - No 3- P. 319-340.

189. Ryan, M.-L. Possible Worlds [Электронный ресурс] / M.-L. Ryan. - Режим доступа: http://www.lhn.uni-hamburg.de/article/possible-worlds.

190. Ryan, M.-L. Toward a Definition of Narrative / M.-L. Ryan // The Cambridge Companion to Narrative. - Cambridge: Cambridge UP, 2007. - P. 30-44.

191. Ryan, M-L. Embedded Narrative and Tellability [Электронный ресурс] / M-L. Ryan. - Режим доступа: http://users.frii.com/mlryan/abstracts5.htm#tellability.

192. Souvage, J. An Introduction to the Study of the Novel, with Special Reference to the English Novel / J. Souvage. -Gent: E. Story-Scientia PVBA, 1965. - 254 pp.

193. Stanzel, F. К. Typische Formen des Romans / F. К. Stanzel. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprech, 1964. - 85 S.;

194. Stanzel, F. К. Theorie des Erzählens / F. К. Stanzel. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprech, 1979. - 333 S.

195. The Penguin Dictionary of Literary Terms And Literary Theory. - London: Penguin Books,1998. - 1024 pp.

196. Werth, P. Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse / P. Werth. -London: Longman. 1999 - 390 pp.

197. White, M., Epston, D. Narrative Means to Therapeutic Ends / M. White, D. Epston - New York: W. W. Norton & Company, Inc., 1990. - 256 pp.

198. Williams, J. Theory and the Novel: Narrative Reflexivity in the British Tradition / J. Williams. - Cambridge; New York: Cambridge UP, 1998. - 224 pp.

Диссертационные исследования

199. Абросимова, Л. В. Историко-философский анализ концепций диалогизма XX века: М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, М.М. Бахтин : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 [Электронный ресурс] / Людмила Викторовна Абросимова. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/istoriko-filosofskii-analiz-kontseptsii-dialogizma-xx-veka-m-buber-o-rozenshtok-khyussi-mm-b.

200. Гончар, А. А. Стратегия художественной коммуникации в творчестве Фридриха Дюрренматта : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Анна Анатольевна Гончар. - М, 2006. - 157 c.

201. Граматчикова, Н. Б. Игровые стратегии в литературе серебряного века (М. Волошин, Н. Гумилев, М. Кузмин) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Наталья Борисовна Граматчикова. - Екатеринбург, 2004. - 204 с.

202. Григорь, С. А. Повествовательные стратегии в прозе Л. Улицкой : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Светлана Анатольевна Григорь. - Саратов, 2012. - 159 с.

203. Кузнецов, И. В. Риторические стратегии литературного дискурса (на материале русской словесности XI-XX вв.) : дис. ... док. филол. наук : 10.01.01 / Илья Владимирович Кузнецов. - М., 2009. - 478 с.

204. Пахомова, С. С. Повествовательные стратегии в современной прозе (П. Крусанов, В. Шаров, А. Королев) : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Светлана Сергеевна Пахомова. - Спб., 2012. - 223 с.

205. Погосян, Н. В. Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Нелсон Владимирович Погосян. - М., 2012. - 178 с.

206. Прохорова, Т. Г. Проза Л. Петрушевской как система дискурсов : дис. ... док. филол. наук : 10.01.01 / Татьяна Геннадьевна Прохорова. - Казань, 2008. - 338 с.

207. Шуников, В. Л. «Я»-повествование в современной художественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Владимир Леонтьевич Шуников. - М., 2006. - 195 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.