Постсоветское развитие татарских народных традиций воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гайфуллин, Илдус Миннахматович

  • Гайфуллин, Илдус Миннахматович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 213
Гайфуллин, Илдус Миннахматович. Постсоветское развитие татарских народных традиций воспитания: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2006. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гайфуллин, Илдус Миннахматович

Введение.

Глава 1. Социально-педагогические предпосылки восстановления и развития татарских народных традиций воспитания в конце XX - начале XXI века.

1.1. Социально-педагогические условия восстановления и развития татарских народных традиций и праздников как средств воспитания.

1.2. Предпосылки, обусловившие восстановление и преемственность религиозно-культурологических традиций и праздников как средств воспитания.

1.3. Воспитательное содержание татарских народных традиций и праздников.

Глава 2. Нравственно-трудовое содержание и современные формы применения татарских народных традиций воспитания.

2.1. Развитие татарского народного праздника Сабантуй как средства воспитания в современных условиях.

2.2. Национальная борьба «курэш» как форма организации массового спортивного зрелища.

2.3. Конные и беговые формы организации физического воспитания на национальном празднике Сабантуй

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постсоветское развитие татарских народных традиций воспитания»

Государственная политика в области образования, наряду с другими, опирается и на принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, гарантирует защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [Закон об образовании РФ, 1992].

В воспитании и социализации личности большую роль, кроме макрофактора, играют мезофакторы и микрофакторы. К мезофакторам относятся этнокультурные условия, тип поселения, а микрофакторы включают семью, учебно-воспитательные учреждения, религиозные организации и другие институты воспитания. Наше исследование больше относится к мезофакторам, но и частично затрагивает микрофакторы воспитания и социализации личности. Когда названные факторы влияют не на отдельно взятых личностей, а на определенную возрастную группу людей, конкретной нации или даже, невзирая ни на национальность, возраст, пол и род занятий, на жителей села, города, а также республики, то приходится вести речь о массовом воспитании населения. При таком воспитании осуществляется ряд идей гуманистического воспитания, в частности, личностный подход, природосообразность, культуросообразность и национальное своеобразие, гуманизация межличностных отношений, опора на чувства, деятельностный, дихотомический и средовый подходы, дифференциация воспитания. Что касается национального своеобразия, то подразумевается опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки, обычаи и праздники, куда следует включить и духовность, которую, в основном, составляет религия. Национальная окрашенность воспитания должна помогать включению учащихся в широкий многонациональный и культурный мир, в котором им предстоит жить [Концепция воспитания школьников, 1993, 9].

Современное массовое воспитание трудно представить без народных традиций, обычаев и праздников, которые в недавнем прошлом были запрещены, на время забыты, а некоторые даже утеряны. К счастью, многие из этих средств народного воспитания восстановлены и восстанавливаются, чему способствуют само государство и правительство, вкладывают большой труд фольклористы, историки, этнографы, сценаристы, организаторы массовых мероприятий, социальные работники, педагоги и др. Большинство народных традиций и праздников организуются государством целенаправленно, ибо опыт массового воспитания, скорее всего, отсутствие массового воспитания доказало необходимость возрождения запрещенных и забытых в тоталитарном обществе духовных богатств.

Необходимость возвращения народу испытанных веками средств массового воспитания объясняется еще и тем, что они способствуют самосохранению нации, подобно религии и языку. Будучи одной из сторон духовности, они живут в сознании и текут в жилах народа, формируют менталитет, передающийся через молоко матери из поколения в поколения.

Соблюдение определенных обрядов, традиций в общественно-бытовой жизни присуще каждому народу, что является одним из элементов культуры, характеризующих уровень духовности этого этноса. Народные традиции, обычаи и праздники являются средством объединения людей в нации. Каждая нация характеризуется своими присущими только ей особыми традициями, которые воспитывают и формируют национальную гордость, чувство принадлежности к этносу. Эти чувства приносят людям духовное удовлетворение, без чего человек чувствует себя ущербно.

Общество, где организована и развита система традиций и обрядов, отличается устойчивостью, и, наоборот, общество, где этого нет, не может считаться полнокровным и полноценным. Не следует забывать и о том, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимым средством массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы, правила этикета, возможности воздействия на умы и чувства молодого поколения.

Народные традиции, обычаи и праздники являются и средством подготовки и приучения к требованиям общественной жизни. В них расписаны место и роль каждому, т.к. в них участвует все население, не взирая на возраст, пол и другие различия, поэтому каждый участник с достоинством выполняет свои обязанности в ходе проведения массового мероприятия, чему приучается и привыкает с малых лет. В ходе взросления человека эти обязанности могут изменяться, но воспитание и учение общению, поведению происходит незаметно и в естественной среде, что является важной характеристикой народных средств воспитания.

Многие татарские традиции, обычаи и праздники вышли из обихода в результате запрета. Этой участи не избежали даже традиции, не связанные с религией. Согласно результатам исследований фольклористов, у поволжских татар невозможно было сосчитать местных праздников, связанных с лунным календарем [Уразманова, 1992, 5]. Именно поэтому Сабантуй и ряд других продолжали существовать ни как религиозные праздники, хотя первоначально были таковыми. В современной форме Сабантуи являются лишь частью древних, обычаи, правила и образцы которых сильно искажены. Тем не менее, народные праздники не были консервативными, им присуще обновление, молодежный дух и импровизации. Татарские народные традиции, которые характеризуются саморегулированием, дают возможность каждому участнику проявить себя и самоутвердиться. Самым трагичным является утеря механизма передачи татарских народных традиций, обычаев и праздников из поколения в поколения, которые научили бы детей и молодежь общественному поведению, учили жить и творить.

Восстановление татарских традиций, обычаев и праздников обогатили бы культуру народов республики. Например, на татарский Сабантуй приезжали в гости из соседних деревень марийцы, чуваши, удмурты, русские и другие, а также являлись активными равноправными участниками. В наше время Сабантуй уже превратился в международный праздник из-за своих толерантных и интернациональных традиций и проводится в разных странах земного шара, объединяя разных этносов и национальностей. С этой точки зрения татарские народны традиции, обычаи и праздники заслуживают внимания не только со стороны фольклористов, филологов, историков, этнологов, но и педагогов, ибо в них кроется большой потенциал массового воспитания. Перед педагогической наукой стоит задача изучить этот потенциал, раскрыть возможности применения его в учебно-воспитательной работе, а также во внеучебное время при проведении массовых мероприятий. Следует отметить, что у многих народов сугубо национальные традиции, обычаи, обряды и праздники аналогичны по содержанию, формам и методам проведения, что говорит об их глобальной, толерантной и интернациональной сути.

Становление татарских народных традиций и праздников следует отнести к времени начала проживания татар оседлой жизнью на территории Средней Волги, Камы и Приуралья. В исследовании подвергаются педагогическому анализу такие татарские народные традиции, обычаи, обряды и праздники, как Науруз, Проводы ледохода (Боз озату), Игры с яйцами (Кукэйле уен), Угощение детей кашей (Балаларны ботка белэн сыйлау), Сбор детьми крашеных яиц (Балаларньщ манган йомырка жыеп йерулэре), Сбор яиц юношами (джигитами), Шыйлык, Подготовка семян (Орлык чыгару), Начало мая (Май башы), Заклинание дождя (Яцгыр телэу), Джиен (Ж^ыен бэйрэме), Выход на природу (Сахрага чыгу), Праздник березы (Каен бэйрэме), Молодежные игры (Яшьлэр уены), Созыв гостей (Кунаклашу), Помощь в общипывании гусей (Каз емэсе), Празднование Нового года (Яца елны бэйрэм иту йолалары, Нардуган), Гадание с перстнем (Йозек салыш), Сабантуй. Возникновение многих из них связано с социально-педагогическими надобностями народа, воспитанием подрастающего поколения на народных традициях, надеждой народа на светлое будущее, обеспечение сытной и богатой жизни и быта, получение богатого урожая в результате своевременного окончания весенне-посевных работ. Таким образом народ научился делиться с радостью достигнутому и прийти на помощь при необходимости, что сплачивало народ вокруг нации, призывало жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и согласии.

Особое место в татарских народных традициях и праздниках занимают мусульманские обычаи и обряды, которые становились и развивались еще в Волжской Булгарии после официального принятия ислама в 922 г. В исследовании подвергаются анализу такие мусульманские обычаи и праздники, как День поминовения Пророков и Посланников Аллаха (праздник Ашура), Мавлид (праздник рождения Посланника Аллаха), Рагайб (первая ночь с четверга на пятницу месяца Раджаба - месяца, когда был зачат пророк Мухаммед), Ночь Бара'ат (одной из священных ночей, которая обеспечивает счастье верующим в обоих мирах), Рамадан, Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр, Кадер киче), Ураза-байрам, Курбан-байрам, День Арафа (Гарэфэ кич), Дни Ташрик, Месяц Раджаб, Месяц Ша'абан, Пост, Ид аль-фитр (праздник окончания поста) и др.

Татарские народные традиции, обычаи и праздники были подвергнуты изучению со стороны ряда ученых. Так, еще первым на татарские праздники обратил внимание Карл Фукс и подробно описал порядок их проведения в ряде работ, в том числе и в известной монографии «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» [Фукс, 1844].

Описанию различных обрядов и праздников татар посвятили свои статьи в различные годы М.Машанов, Н.Оригитриевский, В.Тимофеев, М.Аппаков, С.Матвеев, Р.П. Даулей, П.А. Шино, А.Дудкин, Я.Д. Коблов, Е.А. Малов и др.

В 1973 г. было защищено диссертационное исследование Э.Х. Галеева на тему «Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы», где раскрываются социально-исторические условия развития традиций физического воспитания татарского народа; выявлены особенности развития традиций физического воспитания татарского народа до 1917 г. и в советский период; собраны и проанализированы традиционные татарские народные игры; намечены пути и формы использования прогрессивных традиций физического воспитания в практике учебно-воспитательной работы в школе и внеучебное время [Галеев, 1973].

Фольклористом Ф.С. Баязитовой непосредственно из фольклора и практики народа собраны и обработаны татарские народные обычаи, связанные со свадьбой, рождением ребенка и похоронами человека [Баязитова, 1992]. В другой книге она подвергла филологическому исследованию и описанию татарских народных праздников и бытовых обрядов [Баязитова, 1995].

Историко-этнографическому исследованию татарских народных обрядов и праздников посвятила свою книгу и Р.К. Уразманова, которая подробно описала порядок проведения народом тех или иных обычаев. Как отмечает ученый, «у нас традиционные обычаи и праздники малоизученны. Нет ни одного труда, обобщающего как их годовой цикл, так и по отдельным обычаям. Кроме того, архивные материалы по данной теме можно по пальцам перечислить» [Уразманова, 1992,

7].

A.M. Аминов разработал авторскую программу «Народная культура» для школ, гимназий и лицеев, где описал и татарские народные праздники наряду с русскими, что рекомендовано в виде учебного пособия [Аминов, 1998].

Исследованию татарского народного праздника Сабантуй ряд работ посвятил Д.Р. Шарафутдинов, который защитил в 1999 году диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, по результатам изучения становления и развития народных праздников в Татарстане. Он же в 1997 и 2003 году опубликовал объемные монографии «Сабантуй - образ жизни народа» и «Где татары - там Сабантуй». В книгах описывается история становления и развития татарского народного праздника Сабантуй, проблемы, связанные с модернизацией национального праздника в современных условиях [Шарафутдинов, 1997,1999, 2003].

Как показывает анализ имеющейся литературы по теме, до настоящего времени отсутствуют педагогические исследования, посвященные выявлению воспитательного потенциала татарских народных традиций, обычаев и праздников как средства массового воспитания взрослых и детей на досуге.

Таким образом, актуальность исследования вызвана противоречием между интенсивным восстановлением, развитием народных традиций и праздников как средств воспитания и недостаточной научно-методологической разработанностью их для использования в современной педагогической науке и практике в условиях постсоветского пространства.

Указанное противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: каковы предпосылки восстановления и условия развития, содержание татарских национальных традиций как средств воспитания на современном этапе развития общества?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Постсоветское развитие татарских народных традиций воспитания».

Объектом исследования являются традиции и опыт народного воспитания.

Предмет исследования: развитие постсоветских традиций татарского народа как средств воспитания.

Цель исследования: на основе анализа предпосылок восстановления, преемственности развития, а также своеобразия организации и проведения татарских национальных традиций, обычаев, обрядов и праздников в постсоветское время раскрыть их воспитательное значение и нравственно-трудовое содержание.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть социально-педагогические предпосылки восстановления и развития татарских народных традиций воспитания в постсоветский период.

2. Выявить психолого-педагогические условия укоренения и преемственность развития религиозно-культурологических традиций как средств народного воспитания.

3. Определить воспитательный потенциал и нравственнотрудовое содержание татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение интегра-тивных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, что - главным или второстепенным; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания.

Методологической и теоретической основой исследования явились исследования в области личностно деятельно-стного подхода к воспитанию (В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова), воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, H.JI. Селиванова, Т.В. Цырлина и др.), дидактические концепции формирования личности (Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхаков, Е.М. Ибрагимова, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Ч.М. Харисова, Ф.Ф. Харисов и др.), формирования гуманистического мировоззрения (Р.А. Ва-леева, JI.A. Волович, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов и др.).

В решении проблемы использовались также концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.Н.

Волков, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский, Г.А. Петрова, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, Д.И. Ла-тышина, Я.И. Ханбиков).

Исследование восстановления и развития татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников выполнялось с опорой на положения, выдвинутые З.Г. Нигматовым, Я.И. Ханбиковым, Н.Исанбетом, Ф.С. Баязитовой, Р.К. Уразмано-вой, Э.Х. Галеевым, Д.Р. Шарафутдиновым и др.

Источниковедческой базой исследования послужили Законы об образовании РФ и РТ, программно-методические документы, правительственные постановления и решения, исторические, этнографические, фольклорные, филологические материалы, учебники и учебные пособия, передовой опыт педагогов республики по использованию средств народной педагогики в воспитании, педагогическая и общественная периодика.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: прежде всего исторический метод, который позволил проследить становление и развитие татарских народных традиций и обычаев; теоретический анализ и синтез; индуктивные и дедуктивные методы; изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности, общих и специальных работ по философии, экологии, филологии и истории педагогики; эмпирические методы, в частности, наблюдение, экспертная оценка и др.

Базой исследования стали совместный Российско-Узбекский летний лагерь оздоровления детей «Дустлик-Дружба» в городе Анапа Краснодарского края, места организации и проведения массовых татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников в селах и городах Республики Татарстан.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2001-2002 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, философской, социологической, исторической литературы, идей воспитания, инновационной деятельности в массовом воспитании; организацию эмпирического исследования по изучению практики массового воспитания взрослых и детей.

Второй этап (2003-2004 гг.) состоял в сущностном изучении развития воспитания средствами народной педагогики в селах и городах Республики Татарстан и Узбекистан, а также организация и научно-методическое обеспечение массового воспитания детей в летнем оздоровительном лагере «Дустлик-Дружба» с опорой на национальные традиции, обычаи, обряды и праздники.

Третий этап (2005-2006 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты социально-педагогические предпосылки восстановления и развития татарских народных традиций воспитания в постсоветский период, в частности, изменение социально-политической и социально-экономической жизни страны, демократические перемены в обществе, устранение партийного влияния на учебно-воспитательный процесс, научно-методические поиски новых форм, методов и содержания организации учебно-воспитательного процесса, восстановление и развитие народных традиций в воспитании молодежи. Использование в современных условиях воспитательных традиций татарского народа оправдано следующими предпосылками: 1) празднование Науруз связано с необходимостью пробуждения организма после зимней авитаминозной спячки, поделиться с радостью провода зимы и встречи теплой солнечной весны, греющей, как морально, так и физически; 2) проводы ледохода возникли с противостоянием человека силам природы, что предполагалось предотвратить путем контролирования и заклинаний; 3) сбор крашеных яиц и игры с ними сводятся к тому, что яйцо считалось символом новой жизни, обновления и возрождения; 4) угощение кашей на лугу и в поле проводилось также при обращении к силам природы (заклинание дождя, угощение детей кашей, «карга боткасы»), чтобы способствовать улучшению социальной жизни.

Многие традиции и праздники, связанные с весенне-полевыми работами (сбор крашеных яиц, шыйлык, подготовка семян к посеву, Сабантуй) объясняются желанием народа получить хороший урожай, отблагодарить природу за это, путем поверий подключить в это дело сил природы, коллективно радоваться большой проделанной работе, поощрять отличившихся, воспитать любовь к тяжелому сельскому труду и заранее подготовить к нему молодежь.

2. Выявлены психолого-педагогические условия укоренения и преемственности развития религиозно-культурологических традиций как средств народного воспитания, которые заключаются в том, что устранено партийно-номенклатурное влияние на учебно-воспитательный процесс, отсутствует цензура, появилась потребность народа в религиозном просвещении и желание воспитать на гуманистических традициях религиозной культуры, которая являлась неотъемлемой частью духовной жизни татар, дополняла и обогащала исконно татарские обычаи и обряды, рассматривалась составной частью средств воспитания.

3. Определен воспитательный и образовательный потенциал татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников, которые возникли с необходимостью дать детям первичные знания в области сельскохозяйственного труда, физического и духовного воспитания, привития чувств дружбы и коллективизма, патриотизма и толерантности, доброты и порядочности и т.д.

4. Разработано содержание темы «Национальное своеобразие воспитания» лекционного курса «Теория и методика воспитания», предназначенного для студентов вторых курсов гуманитарно-педагогических вузов.

Теоретическое значение исследования заключаются в том, что полученные факты, их анализ и теоретическое обобщение способствуют обогащению научных представлений о таких средствах народной педагогики, как татарские традиции, обычаи, обряды и праздники, применяемых в воспитании взрослых и детей. Анализ и обобщение историко-педагогической литературы и фольклорного материала позволяют дать современную научно-методическую интерпретацию истории становления и развития татарских традиций воспитания, воссоздать объективную картину деятельности правительственных кругов, передовой педагогической общественности и частной инициативы в деле воспитания средствами татарской народной педагогики в постсоветский период. Исследование существенно дополняет арсенал развития воспитания и открывает новые аспекты для изучения проблемы соотношения народной педагогики и современных новейших средств воспитания.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в педагогической деятельности преподавателей общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и летнего отдыха детей; работников высших учебных заведений при проведении лекционных и семинарских занятий по проблеме национального своеобразия воспитания и привитии чувств патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности; составлении учебно-методических пособий; при подготовке студентами рефератов, курсовых и дипломных работ; а также на курсах повышения квалификации учителей по проблемам организации воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкими методологическими позициями, использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на исследования о сущности человека и его формирования в деятельности, синтезом и сопоставлением данных педагогики, философии, психологии и социологии, научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике организации воспитания детей на досуге, использованием их в научных трудах автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Раскрытые социально-педагогические предпосылки восстановления и развития татарских народных традиций воепитания в постсоветский период.

2. Выявленные психолого-педагогические условия укоренения и преемственность развития религиозно-культурологических традиций как средств воспитания.

3. Обоснование воспитательного потенциала и нравственно-трудового содержания татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение педагогического совета летнего оздоровительного лагеря «Дустлик-Дружба», членов кафедры педагогики и психологии Альметьевского государственного института муниципальной службы, на всероссийской и региональной научно-практических конференциях, проведенных в городах Казань (2006), Екатеринбург (2006). Часть материалов отражены в межвузовских сборниках научных трудов, опубликованных в городах Чебоксары (2006), Казань (2006); методические пособиях, опубликованных в городе Анапа (2003-2005). Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе работы соискателя в качестве организатора физического воспитания, директора летнего оздоровительного лагеря «Дустлик-Дружба», научного сотрудника Альметьевского государственного института муниципальной службы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гайфуллин, Илдус Миннахматович

Заключение

В тоталитарном обществе народные традиции, обычаи и праздники считались чуждыми народу признаками отсталости и религиозности, поэтому были многие из них были запрещены государством, забыты и утеряны на многие годы как средство массового воспитания. Формированию отрицательного отношения к народным традициям сыграла роль этнография, которая вела исследования в историко-генетическом направлении. Исследование народных традиций, обычаев и праздников сводилось к анализу их происхождения, выяснению первобытного значения, толкованию отдельных их элементов на основе существующих старых взглядов. Построение нового в тоталитарном обществе опиралось на отрицании старого, поэтому и народные традиции, обычаи и праздники как оплот старого были искоренены из жизни быта и культуры народа, а новые традиции, если и были обретены, то не дали ожидаемого воспитательного эффекта или, просто, не прижились и не были приняты народом.

Наше исследование показывает, что становление, развитие и существование народных традиций, обычаев и праздников является объективной закономерностью, выполняющей общественно-воспитательную функцию, не потерявшую свое значение в современной культурно-бытовой сфере. Они никогда не были абсолютными, по истечении времени, со сменой общественно-экономической жизни они меняли свою форму, содержание, отдельные действия и атрибуты, и, несмотря на строгие запреты властей, духовенства, преобразовывались, видоизменялись и продолжали свое существование или уходили в подполье или сливались с современными видами массового воспитания и приспосабливались к новым условиям. Долговечность народных традиций, обычаев и праздников как общественное явление объясняется еще выработанными в течение веков устойчивостью и стойкостью. Большинство этих средств массового воспитания превратились в удобные и привычные правила и пример поведения человека в обществе. Такая закономерность не учитывалась отдельными учеными, которые считали, что разница в различных народных традициях, обычаях и праздниках должна исчезнуть. Многие народные традиции, обычаи и праздники стали жертвами борьбы с религиозностью и считались неудобными для социалистического общества.

В восстановлении и использовании в массовом воспитании древних татарских народных традиций, обычаев и праздников не хватает последовательности и знаний, так как они долгие годы отсутствовали в практике школьного и внешкольного воспитания. Что касается религиозных праздников, то их воспитательный потенциал до сих пор используется лишь в рамках семьи и исламских культовых сооружений.

В последнее время некоторые традиции нашли поддержку со стороны государства и правительства. Так, татарский национальный праздник Сабантуй стал проводиться в рамках республиканского масштаба и объявлен выходным днем в республике Татарстан. Будучи сугубо национальным праздником, он превратился в интернациональный, так как содержание, многие элементы, формы и методы его проведения носят интернациональный, толерантный, дружественный, объединяющий и спортивный характер.

Татарские народные традиции, обычаи, обряды и праздники способствуют формированию этнического и национального самосознания людей, открывают возможность национальной самоидентификации личности.

По времени проведения татарские народные обряды и праздники делятся на весенне-летние и осенне-зимние. К весенне-летним относятся такие, как Науруз, Проводы льда, Игра с яйцами, Сабантуй, Воронья каша, Сборы детьми цветных яиц, Оповещение, Сбор подарков, Майдан, Молодежные игры, Ходьба по рядам. Сюда же относятся обряды, связанные с началом и окончанием посева. К осенне-летним относятся: Приглашение в гости, Помощь в общипывании гусей, Новый год, Нардуган, Гадание с колечком, Раштуа, Посиделки и др.

Многие из названных традиций становились и развивались как праздник труда и воспитывали трудолюбие у подрастающего поколения. Так как в подготовке и проведении участвовали люди разных национальностей, многие обычаи в последнее время приобрели интернациональный характер и превратились во всеобщие республиканские праздники. Исполняя многие обряды, татарский народ возлагал на них большие надежды на светлое будущее, богатую и сытную жизнь; надеялся на предотвращение пагубных сил природы.

Исламские традиции, обычаи, обряды и праздники также являются средством массового воспитания людей. Вслед за взрослыми к религии приобщаются дети и молодежь, на которых мусульманские традиции также имеют положительное влияние.

В день Ашура желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущие и последующие годы, а за крупицу подаяния (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной в гору Ухуд. В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

В Мавлид люди собираются для чтения отдельных сур Корана, слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения) о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммеда, угощают людей, пришедших на мавлид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать организаторов мавлида. За это мусульмане получают небесную награду -сауаб - за совместное поминание благородных деяний Пророка и возвеличивание Всевышнего.

Участие в мавлиде требует особого поведения. Вопервых, надо иметь искреннее намерение (нийат) исполнить желание пригласившего. Во-вторых, нужно отбросить любые неблагочестивые мысли. В-третьих, идя на мавлид, необходимо совершить ритуальное омовение и умаститься дозволенными благовониями. На мавлиде следует отрешиться г от мирской суеты: житейских трудностей, желаний, сомнений.

Чтение Корана, совершение зикра, раздача милостыни неимущим, дарение подарков близким и родственникам, совершение совместной молитвы воспитывают у подрастающего поколения щедрость, широты души, желанием помочь чужим людям, чувства дружбы и единства. Мавлид способствует сохранению исторической памяти народа об истоках его веры, основах его нравственности, о крепости его добрых традиций.

История Ислама изобилует событиями и происшествиями, которые могут послужить хорошим поводом для того, чтобы напомнить мусульманам о ценностях и достоинствах религии, отражение которых находится в жизнеописании Пророка. В особенности, чудеса, которые произошли с ним, являются лучшими уроками и назиданиями для людей. Одним из самых знаменательных и глубоко символичных событий в жизни Пророка Мухаммеда, стало его ночное путешествие и вознесение, которое произошло 27 раджаба 621 года. И с тех пор этот праздник называется Рагайб.

Намаз - это школа, воспитывающая в верующих добро, любовь и достоинство, несмотря на временность и зло этого мира. Молитва является величайшим деянием в Исламе. Тот, кто будет бережно к ней относиться, осчастливит и многое приобретет для себя. В то же время халатно относящийся к ней станет несчастным и потерпит убыток. Он является фундаментом успеха и счастья в этом и в вечном мире, поэтому намаз есть основа всех поступков человека. Поистине, стойкость в его совершенном исполнении, проявляя страх перед Аллахом, укрепляет в душе чувство того, что Аллах нас всегда видит. А кто знает о Его присутствии, тот будет бояться Его и будет стремиться к тому, чтобы Аллах был доволен им. К примеру, такой мусульманин будет правдив, когда говорит, будет выполнять то, что обещает, будет возвращать доверенное, проявлять терпение в трудностях и благодарить за добро, оказанное ему.

Кто будет по-настоящему знать, что Аллах его видит, тот обязательно воздержится от всего, что вызывает гнев Всевышнего. Такой человек не совершит прелюбодеяния, не будет брать проценты, не будет ненавидеть, завидовать, попирать права окружающих, своей семьи, соседей и близких родственников. Кто не будет проявлять смирения в молитве, тот, в чьей душе не утвердится мысль о том, что Аллах его видит, станет непокорным. Он будет достоин наказания Аллаха.

Ночь Лейлят-уль-Бара 'am для верующих является ночью большой милости и прощения грехов, когда важно помнить, что этой ночью Всевышний не простит грехи и не удостоит милости тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит своим родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, отступивших от Ислама, клеветников и провоцирующих смуту.

Каждому человеку в эту ночь необходимо проанализировать поступки, совершенные в течение года, и если обнаружится нечто противоречащее Исламу, то следует раскаяться и больше не возвращаться к недостойному поведению. Обидевших тебя следует прощать, и с обиженными вами нужно помириться, как это случается между братьям. В эту ночь все верующие должны отстраниться от таких вещей, как злоба, вражда, гордость и непослушание родителям т.к. все это отдаляет людей от баракята (благодати) и ценности Лейлят-уль-Бара'ат. В ночь Бара'ат следует постараться посещать старших, чтобы получить от них благословение, рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия усопшим и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи, что имеет также большое воспитательное значение.

В Ляйлят-уль-Кадр самым лучшим для человека будет совершение покаяния - тауба и сердцем, и языком, чтобы Всевышний простил все его грехи. В эту Ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, строятся планы на будущее. Эта ночь приносит удачу тем, кто никогда не пропускают ее.

Для каждого верующего Ураза-байрам - это чуства причастности к общей радости единоверцев и возможность пополнения духовного опыта. Оглядываясь назад, человек задумывается о духовных приобретениях этого времени, как провел он в дни лучшего из всех месяцев года, не растратил ли их на ссоры, неблаговидные поступки, скверные помыслы, или же, помня об особой почетности этого месяца, стремился к благочестию и в мыслях, и в деяниях. И потому Ураза-байрам - это возможность усовершенствовать свою душу и усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания благотворительной помощи нуждающимся, а также приобрести полезные человеку знания.

В Курбан-байрам приготовленное мясо съедают за общей трапезой, раздают соседям, неимущим ибо жертва совершается ради Всевышнего и должна принести пользу нуждающимся и награду жертвователям в жизни будущей. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В месяц Раджаб Всевышний особенно запретил грехи и конфликты, в результате чего приостанавливаются на это время военные конфликты на различных точках земного шара. В этот месяц колоссальное значение уделяется раздаче садака (милостыни) и посвящению ночей поклонению Аллаху, молитвам и зикру; мусульмане получают великую возможность добавить добрые деяния на правую чашу своих Весов, а от того, какая чаша перевесит в тот День, зависит, удостоимся ли он милости Всевышнего в Вечной жизни.

В месяце Ша'абан распространяется добро. Человеку, который возвеличил этот месяц, страшась Всевышнего, совершая обязательное, остерегаясь от грехов, Он прощает все его грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней. Месяц Ша'абан дарован Всевышним как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов.

Во время Рамадана особо предписаны благотворительность, осторожность в поведении и речах, что является еще одной особенностью исламского поста.

Пост дисциплинирует, делает человека стойким, подобно воину, отказывающему себе в удовлетворении своих естественных потребностей или откладывающему их по приказу своего командира. Он учит его быть гибким и уметь приспосабливаться к конкретным условиям или обстоятельствам жизни, переносить трудности и не принимать как должное милости Бога, которыми он обычно пользуется. Пост также воспитывает в мусульманине сочувствие к бедным, которые ежедневно голодают, побуждает их к деятельному состраданию и помощи им.

Ислам признает, что такие физические нужды и желания, как пища, питье и половое влечение, являются мощными факторами в человеческой жизни, делая человека зависимым от телесных нужд и желаний. Поэтому от мусульманина требуется один месяц в году ежедневно воздерживаться от удовлетворения этих потребностей для того, чтобы развивать духовный элемент своей природы. Испытание голодом, жаждой и половое воздержание, причем все эти тяготы переносятся добровольно, все это способствует освобождению человека от господства физических нужд и животных потребностей, позволяя ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям. Таким образом, Рамадан - это месяц, во время которого мусульманин, благодаря меньшей озабоченности своими физическими потребностями, имеет возможность (зависящую, конечно, от того, использует он ее или нет) посвятить себя духовному развитию.

Хотя такой пост может показаться трудным для тех, кто никогда не пробовал этого делать, на практике он обычно вполне переносим и даже легок для большинства людей; более того, он оказывает некоторые лечебные и благотворные воздействия на организм, еще не до конца изученные наукой. Мусульмане часто настолько привыкают к распорядку Рамадана и такой интенсивной духовной жизни во время него, что когда он заканчивается, остро чувствуют утрату и страстно ждут следующего Рамадана, чтобы вновь достичь такого высокого духовного уровня, сохраняя в себе его уроки и опыт в течение всего года. От рассвета до захода солнца постящийся воздерживается от всех видов разговения (еды, питья, половой близости и др.) и стремится сохранять свой язык от сквернословия, а душу - от нечистых помыслов. Рамадан время поиска знаний, месяц очищения и души и плоти, прибавляет здоровья.

В Рамадан верующие стремятся каждый день проводить в благочестии, совершая больше добрых дел (это и выделение милостыни нуждающимся, и посещение больных, и забота о немощных и обездоленных), а трудности лишений, что испытает в эти дни постящийся, его не огорчат: его наполнит радость истинной победы - победы над собой.

Настоящими благочестивыми мусульманами считаются те, которые не совершают больших грехов в силу своей богобоязненности и сильного имана (веры). И даже если в прошлом они и совершали какие-нибудь греховные поступки, то давно уже в этом раскаялись, искренне сожалея о содеянном, и никогда более не совершали грехов. В течение этих благословенных дней и ночей, проведенные в молитвах, чтении Корана, зикре и т.д., они одновременно раскаиваются в совершенных прегрешениях и преисполняясь решимостью никогда впредь к тому не возвращаться, а, следовательно, получают прощение.

Через соблюдение уразы сердце постящегося озаряется светом. Благодаря этому появляется желание совершать как можно больше благочестивых поступков и возникает сильное стремление стать лучше во всех отношениях.

Соблюдение Поста должна быть такой, чтобы нормальный вес не изменялся, если человек страдает от избыточного веса, то Рамадан - лучшее время для нормализации веса.

Верующий постится во время Рамадана и после него, во время которого сердце очищается от всех порочных мыслей, многобожия, ложных убеждений, дурных устремлений, непристойных намерений и упадочных настроений. Сердце верующего наполняется ослепительным светом, который уничтожает все темные мысли в нем. Это свет бессмертного послания, божественного учения и всесильного закона.

Верующий воздерживается от гордыни, потому что она нарушает его пост. Гордыня не свойственна верующему и недопустима. Если гордыня проникла туда, то человек становится больным, глупым, высокомерным и легкомысленным.

Верующий постится и воздерживается от эгоизма. Себялюбие проявляется в том, что человек считает себя совершенством, отличным от других, обладающим такими хорошими качествами, которых нет ни у кого другого. Это есть разрушение в самой его явной форме. Пророк говорил: «Три вещи приносят непоправимый вред - человеческий эгоизм и тщеславие, нежелание повиноваться и стремление удовлетворять свои желания». Для избавления от самомнения надо обратить внимание на собственные проступки, на множество своих недостатков, тысячи совершенных грехов и ошибок, сделанные и забытые злодеяния. Верующий воздерживается от зависти, потому что она преуменьшает значение праведных поступков, заглушает свет в его сердце и препятствует его прогрессу.

На ифтар (обед по случаю окончания дня поста), как правило, приглашаются родственники, соседи, малоимущие мусульмане, богобоязненные друзья. Однако если среди ваших знакомых есть те, кто интересуется Исламом, уважает обычаи мусульман и желает разделить с ними радость Священного месяца, то, приглашая их на ифтар, вы приглашаете их познакомиться с Исламом, узнать о нем больше, призываете их задуматься о своей вере.

В этом отношении ифтар может стать хорошим даватом (исламским призывом), поэтому приглашать немусульман на такие мероприятия дозволено. Важно, чтобы такой обед не превратился в застолье, где ведутся недозволенные разговоры и употребляются недозволенная пища и напитки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гайфуллин, Илдус Миннахматович, 2006 год

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль-Казань: Тат.кн.изд-во, 1976.-319 с.

2. Азовский A.M. Развитие всеобщего среднего образования в сельской местности Татарской АССР (1930-1952 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук Казань, 1959 - 19 с.

3. Актуальные проблемы гуманизации образования: Материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ.-Казань: КГПУ, 1999.- 109 с.

4. Актуальные проблемы педагогической науки: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск3.- Казань: КГПУ, 2000.- 206 с.

5. Актуальные проблемы педагогической науки: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск4.- Казань: КГПУ, 2001.- 188 с.

6. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв.- Казань: Тат.кн.изд-во, 1995 160 с.

7. Аминов A.M. Татарская и русская народная культура.- Казань, 1998 126 с.

8. Амирханов И. и др. Первый национальный университет // Магариф.- Казань, 1994.- № 1.- С.39-40.

9. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья (ХШ середина XVI • вв.).- Казань, 1993.- Кн. 1.-124 е.- Кн. 2.- 111 с.

10. Амирханов Р.У. Мы татары- Казань: Магариф, 2002.- 32 с.

11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1- Казань: КГУ, 1996 566 е.1. Книга 2.- 1998.-320 с.

12. Анисимов О.С. Основы методологического мышления.- М.: Наука, 1989.- 412 с.

13. Аристова Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук: Из опыта учителей школы ТАССР Казань, 1963 - 54 с.

14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание иуправление М.: Политиздат, 1981 - 432 с.еКаЬ

15. Бабанов Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного V процесса-М.: Просвещение, 1982 196 с.

16. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур.-Казань: Школа, 2004.- 188 с.

17. П.Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения- М.: Наука, 1979 279 с.

18. Баттал Г. История татар Изд. IV - Казань, 1916-110с- На тат. яз.

19. Баязитова Ф.С. Народные праздники и бытовые обряды татарского народа Казань: Татар, кн. изд-во, 1995- 158 с.

20. Баязитова Ф.С. Семейные обряды татарского народа- Казань: Татар, кн. изд-во, 1992 295 с.

21. Беллер Э.А. Преемственность в развитии культуры-М.: Наука, 1969.-294 с.

22. Блауберг И.В., Юдш| Э.Г. Становление и сущность системного подхода М.: Наука, 1973 - 270 с.

23. Бобровников Н.А. Итоги народного образования в казанской губернии за 1900 г. (по данным отчетов уездных училищных советов).- Казань, 1902 35 с.

24. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар Казань: Тат. кн. изд-во, 1969 - 110 с.

25. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века Казань: КГПУ, 1996,- 172 с.

26. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века).-Казань: КГПУ, 1997,- 172 с.

27. Валидов Д. Очерк истории и образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.).- M.-JL: Гос. изд-во, 1923.- 107 с.

28. Васильев J1.C. История религий Востока М.: Наука, 1983.-395 с.

29. Взаимодействие культур Востока и Запада М.: Наука, 1987.-200 с.

30. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза Казань: Тат. кн. изд-во, 1975.- 160 с.

31. Вилькеев Д.В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении Казань: КГПИ, 1974.- 67 с.

32. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Уч.пос.-Казань: КГПУ, 1994.- 141 с.

33. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Уч. пос. для ст-ов пед. ин-та- Казань: КГПИ, 1992.- 108 с.

34. Внедрение достижений педагогики в практику школы-М.: Педагогика, 1981.- 145 с.

35. Внеклассная работа по татарскому языку и литературе в 5-11 классах Казань: Магариф, 2000 - 79 с.

36. Волков Г.Н. Педагогика жизни Чебоксары: Чув. кн.изд-во, 1989.-335 с.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ.сред. и высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 1999 - 168 с.

38. Волович JI.A. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе Казань: ИССО РАО, 1997.- 36 с.

39. Волович JI.A. Система эстетического воспитания подрастающего поколения (Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе).- Казань: КГУ, 1976.- 222 с.

40. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья Казань: Тат. кн. изд-во, 1971.-261 с.

41. Восточная Европа в древности и средневековье: Сборник статей М.: Наука, 1978 - 367 с.

42. Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы М.: Наука, 1964 - 304 с.

43. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления- Казань: Тат. кн. изд-во, 1990 206 с.

44. Габдуллин Г.Г., Хузиахметов А.Н. Педагогический толковый словарь-Казань: Магариф, 1997 151 е.-На тат. яз.

45. Габдулхаков В. Технологии коммуникативно-развивающего обучения // Магариф Казань, 1996- № 8-С.40-41.

46. Гайфуллин В. Национальная школа сегодня: пути развития// Магариф Казань, 1996 - № 7 - С.3-7.

47. Гайфуллин В.Г. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы // Народное образование- М., 1995 № 7-С.78-82.

48. Галиев Э.К. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дис. . канд. пед. наук Казань, 1973.-23 с.

49. Галлеев Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дисс. . канд. пед. наук- Казань, 1973.- 267 с.

50. Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.).- Казань, 2001- 128 с.

51. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию-М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.

52. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики.- СПб.: Наука, 1992.- 288 с.

53. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья Казань: КГПУ, 1941.-147 с.

54. Горохов В.М., Рождественский Б.П. Развитие народного образования в ТАССР Казань, 1952 - 78 с.

55. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению языков народов Республики Татарстан // Ведомости Верховного Совета Татарстана, № 8-9- Казань, 1994.-С.4-19.

56. Греков Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.).- М.: Наука, 1975.-519 с.

57. Греков Б., Якубовский А. Золотая Орда (Очерк истории Улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII-XIV вв.).- Л.: Гос. изд-во, 1941 207 с.

58. Греков Б., Якубовский А. Золотая Орда и ее падение.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1951.- 479 с.

59. Григорян С.Н. Средневековая философия народов

60. Ближнего и Среднего Востока М.: Наука, 1966 - 352 с.

61. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры М.: Наука, 1981 - 368 с.

62. Гумилев JI.H. Древние тюрки М.: Наука, 1967 - 504с.

63. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь- М.: Мысль, 1992.-781 с.

64. Гумилев J1.H. Люди и природа Великой степи (опыт объяснения некоторых деталей истории кочевников)// Вопросы истории 1987 - №11- С.67-77.

65. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии (историко-географи-ческий этюд).- М.: Наука, 1966 191 с.

66. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.- М.: Наука, 1970.-431 с.

67. Давлетшин Г.М. О знаниях и науке в Волжской Бул-гарии домонгольского периода (X начало XIII в.)// Проблема преемственности в татарской общественной мысли - Казань: Тат. кн. изд-во, 1985.- С.16-30.

68. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность- Баку: ЭЛМ, 1976.- 228 с.

69. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики-М.: Форум, 1997.-268 с.

70. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. Уч.пос. для высш.шк М.: Совершенство, 1999.-224 с.

71. Джуринский А.Н. История педагогики. Уч.пос. для ст-ов.педвузов М.: Владос, 1999 - 432 с.

72. Древнетюрский словарь Л.: Наука, 1969 - 676 с.

73. Древняя татарская литература Казань: Тат. кн. изд-во, 1963.-248 с.

74. Журавский А.В. Христианство и ислам М.: Наука, 1990.- 128 с.

75. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования-Тюмень, 1995 85 с.

76. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике-М.: Издат. дом Ореол-Лайн, 1998 192 с.

77. Закон Республики Татарстан «Об образовании» // Вестник: Информационный бюллетень MHO РТ, № 1- Казань, 1994.-C.3-53.

78. Знаменский П. Казанские татары Казань, 1910 - 67 с.

79. Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история: От Адама до Иисуса Москва: Ладомир, 1996 - 177 с.

80. Ибрагимов Г. Древняя исламская культура- Уфа-Оренбург, 1909 139 с. - На тат.яз.

81. Ибрагимов Г. Произведения: в 8 томах Казань: Тат-книгоиздат, 1978 - Т. 5 - 615 с. - На тат.яз.

82. Из истории татарской общественной мыслии- Казань, 1979.- 169 с.

83. Из истории формирования и развития свободомыслия в дореволюционной Татарии-Казань, 1987 121 с.

84. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки: Гносеологический анализ М.: Высшая школа, 1985 - 230 с.

85. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс).-М.: Политиздат, 1984 144 с.

86. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения-М.: Знание, 1972 88 с.

87. Исламские праздники Электронный ресурс. / Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp7page, свободный.

88. Исламшин Р. Национально-региональный компонентв программе // Магариф- Казань, 1997 № 5- С.5-6.

89. Исследования великого города- М.: Наука, 1976385 с.

90. История Казани Казань: Тат. кн. изд-во, 1988 - Книга 1.-352 с.

91. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Уч.пос. для пед.ун-тов/ Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова М.: ТЦ «Сфера», 1998 - 192 с. - Часть 2. С XVII в. до середины XX вв.- 304 с.

92. Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Суверенный Татарстан М., 1998 - Т.Н.- С. 10-17.

93. Казанская история M.-JL: Наука, 1954 - 472 с.

94. Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы Казань, 1997 - 284 с.

95. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники М.: Наука, 1977 - 152 с.

96. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы-М.: Педагогика, 1980.- 158 с.

97. Карлов Н.В. Путь познания -М.: Воскресенье, 1998256 с.

98. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского востока М.: Дружба народов, 1987 - 176 с.

99. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань: КГУ, 1982 - 224 с.

100. Климович Л.И. Ислам в царской России М.: Гос. антирелиг.изд-во, 1936.-408 с.

101. Ковалев А.Г. Психология личности М.: Просвещение, 1970.-391 с.

102. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.- Харьков, 1956 258 с.

103. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник-М.: Наука, 1975.- 720 с.

104. Конрад Н.И. Запад и Восток М.: Наука, 1972.- 256 с.

105. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студ. пед. ин-тов М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

106. Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан // Вестник: Информационный бюллетень MHO РТ, № Ю.-Казань, 1993.-С.8-21.

107. Концепция воспитания школьников в современных условиях.- М.: Изд-во ИТПиМИО, 1993.- 20 с.

108. Концепция развития татарского просвещения (Обновленный вариант) // Магърифат- Казань, 1997 27 августа.

109. Концепция развития татарского просвещения // Магърифат Казань, 1995 - 8 июля.

110. Концепция развития татарского просвещения // Шахри Казан-Казань, 1991.-15 марта.

111. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки-М.: Мысль, 1974-568 с.

112. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Уч. пос М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994 - 140 с.

113. Краевский В.В. Методология педагогического исследования- Самара: Изд-во Самар. ГПИ, 1994- 164 с.

114. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается?- Волгоград: Перемена, 1996.- 86 с.

115. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитанияшкольников-М.: Просвещение, 1976 303 с.

116. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX в.): Учебное пособиеМ.: Форум, 1998.-584 с.

117. Леднев B.C., Краевский В.В., Полонский В.М., Штульман Э.А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам.- М.: ВАК, 1990.- 20 с.

118. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников-М.: Просвещение, 1979 168 с.

119. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций М.: Прометей, 1992.- 528 с.

120. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий М.: Наука, 1965 - 375 с.

121. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества М.: Наука и техника, 1993 - 256 с.

122. Макаренко А.С. Воспитание гражданина М.: Просвещение, 1968.-373 с.

123. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности-М.: Педагогика, 1972 334 с.

124. Маликов Р.Ш. Детская литература и воспитание: Монография Казань: Изд-во «Форт-Диалог», 1996 - 94 с.

125. Маликов Р.Ш. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья: Дисс. док. пед. наук Казань, 2000 - 414 с.

126. Маликов Р.Ш. Тюрко-татарская гуманистическая педагогическая мысль средневековья: Монография Казань: Тат. кн. изд-во, 1999- 304 с.

127. Малов Е. Статистические сведения о крещенных татар Казанской и других епархий Казань, 1866 - 79 с.

128. Малявин В.В. Гибель древней империи М.: Наука, 1983.-367 с.

129. Марджани: наследие и современность Казань: Тат. кн. изд-во, 1998 - 176 с.

130. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель Казань: Тат. кн. изд-во, 1990 - 192 с.

131. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры Ереван: АНАрм. ССР, 1969.-228 с.

132. Маудуди. Мы и западная цивилизация М.: Твис, 1993.- 176 с.

133. Махмутов М.И. и др. Педагогические технологии развития мышления учащихся Казань: ТГЖИ, 1993 - 88 с.

134. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе М.: Просвещение, 1977 - 240 с.

135. Махмутов М.И. От идеи до внедрения: Вопросы внедрения достижений педагогической науки и передового опыта в практику массовой школы- Казань: Тат.кн.изд-во, 1977.- 143 с.

136. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории М.: Педагогика, 1975 - 367 с.

137. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения-Казань: Тат.кн.изд-во, 1972 551 с.

138. Методологические и теоретические проблемы формирования мировоззрения школьников / Под ред. Э.И. Моно-сзона и др.- М.: Педагогика, 1984 240 с.

139. Методологические основы научного познания: Уч. пос. для ст-ов вузов / Под ред. П.В.Попова.- М.: Высш.шк., 1972.-272 с.

140. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Арутова и др.- М.: Педагогика, 1985.- 240 с.

141. Методы педагогических исследований / Под ред. А.Пискунова и Г.Воробьева.- М.: Педагогика, 1979 255 с.

142. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.

143. Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа: Казань: КГПУ, 1998.- 488 с.

144. Мифтахов 3.3., Мухаммадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа. Часть l.-Казань: Kazan, 1993 159 с.

145. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861).- Казань: КГУ, 1972.- 227 с.

146. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика М.: Педагогика, 1981 - 144 с.

147. Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.-240 с.

148. Мустафин Р.А. Образ времени: Статьи- Казань: Тат. кн. изд-во, 1981 296 с.

149. Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы Казань: ИССО РАО, 1996.-328 с.

150. Мухаметзянова Г.В. Трудовое и эстетическое воспитание студентов-Казань: КГУ, 1991.- 183 с.

151. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа Казань: Тан-Заря, 1994 - 114 с.

152. Мухаметзянова Г.В., Ялалов Ф.Г. История и становление татарского гимназического образования Казань: ИССО РАО, 1997.- 100 с.

153. Народное просвещение у татар в дооктябрьский период-Казань, 1992 148 с.

154. Народные жемчужины: Байты, мунаджаты.- Казань: Магариф, 2000.- 159 с.

155. Народные жемчужины: Предания и легенды Казань: Магариф, 2001 - 111 с.

156. Народные жемчужины: Татарские народные песни-Казань: Магариф, 2001.- 183 с.

157. Насыри К. Избранные произведения.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1977.-255 с.

158. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли Казань: КГУ, 1964.- 446 с.

159. Национальное (татарское) образование: состояние и перспективы. Сборник тезисов межрегиональной научно-практической конференции. Казань, 23-25 февраля Казань, 2000.- 164 с.

160. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб. пособие М.: Высш шк., 2004 - 400 с.

161. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала-Казань: КГУ, 1970 183 с.

162. Никифоров В.И. Восток и всемирная история М.: Наука, 1977.-273 с.

163. Новое в организации учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы: Материалы научно-практической конференции-Казань, 1990 148 с.

164. Очаги просвещения Казань: Тат. кн. изд-во, 1992238 е.- На тат. яз.

165. Очерки истории школы и педагогической мыслидревнего и средневекового Востока- М.: Изд. АПН СССР, 1988.- 198 с.

166. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961-1986 гг.- М.: Педагогика, 1987.-415 с.

167. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского М.: Просвещение, 1983.-608.

168. Педагогика. Уч. пос. для педвузов и педколледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Рос. пед. агент-во, 1996602 с.

169. Педагогический словарь. В 2-х т.- М.: АПН Т. 1-I960.- 774 е.- Т. 2.- I960.- 776 с.

170. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Казань, 18-20 октября 1999 г.- Казань: КГПУ, 1999.-415 с.

171. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы- М.: МГУ, 1990.- 118 с.

172. Подласый И.П. Педагогика- М.: Просвещение, 1996.- 432 с.

173. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований М.: Педагогика, 1987 - 144 с.

174. Проблема преемственности в татарской общественной мысли-Казань, 1985 163 с.

175. Программа (платформа) Всесоюзного Татарского общественного центра // Суверенный Татарстан- М., 1998-Т.П.- С.125-167.

176. Происхождение казанских татар- Казань, 1848160 с.

177. Просвещение в странах мира.-М.: Наука, 1967 174 с.

178. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли-М.: Новая шк., 1994 96 с.

179. Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.).-М.: Наука, 1971 136 с.

180. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход М.: Политиздат, 1982 - 302 с.

181. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки- М.: Высш. шк., 1971.- 178 с.

182. Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн-Новосибирск: Изд-во ун-та, 1994-Кн. 1.-461 с.

183. Руденко С.И. Башкиры.- М.-Л.: Наука, 1955 125 с.

184. Русско-татарский словарь: Ок. 47 ООО слов / Под ред. Ф.А.Ганиева-М.: Рус.яз., 1984.- 736 с.

185. Сагитова Л. Этничность в современном Татарстане-Казань, 1998.-98 с.

186. Сахабутдинов М.М., Шарафутдинов Д.Р. Татарская борьба. Казань, 1974. - 21 с.

187. Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа: Ч. 2 (вторая половина XVI XVIII вв.).- Казань: Мага-риф, 1995.- 175 с.

188. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости-Казань: КГУ, 1992 176 с.

189. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание Казань: Дом печати, 1998.-212 с.

190. Сластенин А.В., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Уч. пос. для ст-ов пед. уч. зав.- М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.

191. Смолин О.Н. Российская национальная доктринаобразования: размышления над концепцией // Педагогика М., 1999 - № 7.- С.3-14.

192. Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника. Том 2. Современный национализм татар М.: ЦИ-МО, 1998 - 290 е.- Том 3. Модель Татарстана - 304 с.

193. Султанбеков Б.Ф. Развитие народного образования в Татарской АССР (1956-1964 гг.): Дисс. канд. пед. наук-Казань, 1965.-383 с.

194. Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность Казань: РИЦ «Школа», 1999 - 236 с.

195. Сусоколов А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России М., 1994- 106 с.

196. Татарское народное творчество. Обрядовые и игровые песни Казань: Тат. кн. изд-во, 1980 - 157 с.

197. Татарско-русский словарь: Ок. 25 000 слов / Под ред. Ф.А.Ганиева-Казань: Тат. кн. изд-во, 1988 462 с.

198. Татары в современном мире Казань: Фэн, 1998800 с.

199. Творчество в научном познании М.: Наука и техника, 1976.-232 с.

200. Туишев Ю.А. Развитие народного образования в Татарской АССР (к 30-летию Татарской АССР).- Казань, 195023 с.

201. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии- Казань: Тат.кн.изд-во, 1975 204 с.

202. Уразманова Р.К. Народные обряды и праздники татар- Казань: Татар, кн. изд-во, 1992 96 с.

203. Усманов М.А. Заветная мечтаХусаина Фаизханова

204. Казань: Тат. кн. изд-во, 1980 222 с.

205. Усманов М.А. Из прошлого к будущему Казань: Тат. кн. изд-во, 1990 - 472 е.- На тат. яз.

206. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв.- Казань: Изд-во КГУ, 1972.- 222 с.

207. Файербенд П. Избранные труды по методологии науки-М.: Прогресс, 1986- 542 с.

208. Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли Казань: Тат.кн.изд-во, 1955 - 279 с.

209. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана: Древность и Средневековье- Казань: Магариф, 1995.-255 с.

210. Философия и история образования: Программа и методические рекомендации Казань: КГПУ, 1997 - 28 с.

211. Философия и методология науки: Уч. пос. для ст-ов высш. уч. завед.-М.: Аспект пресс, 1996 551 с.

212. Философский словарь М.: Политиздат, 1972 - 495 с.

213. Философский энциклопедический словарь- М.: Сов. энциклопедия, 1988 840 с.

214. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1981176 с.

215. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях-Казань: Тип. ун-та, 1844 131 с.

216. Хайдеггер М. Время и бытие- М.: Республика, 1993.-448 с.

217. Хакимов Р.С. История татар и Татарстана Казань, 1999.- 89 с.

218. Халиков А.Х. Культура народов Среднего Поволжьяв X-XIII в. // Вопросы истории, 1976.- № 4.- С. 115-122.

219. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья-Казань: Тат. кн. изд-во, 1978- 160 с.

220. Халиков А.Х. Происхождение татарского народа-Казань: Тат. кн. изд-во, 1974 174 с.

221. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа Казань: Тат. кн. изд-во, 1967 - 157 с.

222. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пос. для ст-ов и аспир-ов Казань: КГПУ, 1975.- 162 с.

223. Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа Казань: КГПИ, 1968 - 136 с.

224. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пос М.: Высш. шк., 1990.- 576 с.

225. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства- Казань: Госиздат, 1923- 304 с.

226. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника Казань, 1998 - 287 с.

227. Ценностные аспекты развития науки М.: Наука, 1990.-294 с.

228. Шакиров Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX в.: Монография Казань: Матбугат йор-ты, 1999.-528 с.

229. Шарафутдинов Д.Р. Где татары там Сабантуй-Казань: Гасыр, 2003.- 479 с.

230. Шарафутдинов Д.Р. История становления и развития народных праздников в Татарстане: Автореф. дис. канд. ист. наук-Казань, 1999.-21 с.

231. Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй образ жизни народа.-Казань, 1997.-235 с.

232. Шарафутдинов З.Т. История и педагогические традиции Казанской лингвистической школы Набережные Челны, 1991.-94 с.

233. Шарафутдинов З.Т. Педагогические традиции Казанской лингвистической школы- Казань: Тат. кн. изд-во, 1984.- 103 с.

234. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана Казань, 1998 - 306 с.

235. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия.- Л.: Наука, 1971.- 240 с.

236. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Казань-Нижнекамск, 26-27 октября 2000 г.- Казань: КГПУ, 2000.-216 с.

237. Юзеев А. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв.- Казань: Тат. кн. изд-во, 2001.- 192 с.

238. Ялалов Ф.Г. История становления татарской гимназии и ее развитие на современном этапе: Автореф. дис. канд. пед. наук-Казань, 1996 18 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.