"Послание" монаха Фомы: проблемы атрибуции, датировки и локализации в контексте истории сирийского христианства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Кессель, Григорий Михайлович

  • Кессель, Григорий Михайлович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 228
Кессель, Григорий Михайлович. "Послание" монаха Фомы: проблемы атрибуции, датировки и локализации в контексте истории сирийского христианства: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2008. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Кессель, Григорий Михайлович

Введение.

Глава I. Текст «Послания».

1.1. Содержание.

1.2. Источники.

1.3. Редакции текста.

1.4. Название сочинения. 1.5. Атрибуция.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Послание" монаха Фомы: проблемы атрибуции, датировки и локализации в контексте истории сирийского христианства»

В ряде сирийских рукописей содержатся списки текста «Послания», приписываемого монаху Фоме. Небольшой размер данного текста, равно как и неопределенность имени его автора, являются причинами отсутствия каких бы то ни было упоминаний в стандартных справочниках и пособиях по истории сирийского христианства и литературы И. С. Ассемани1, У. Райта2, Р. Дюваля3, Ж. Б. Шабо4, И. О. Де Урбины5 и др. Тем не менее, благодаря тому, что некоторые списки «Послания» находились в европейских библиотеках с конца 19 в., ряд исследователей все же обратил свое внимание на данный текст. Так, особенности аскетического содержания текста, а также его яковитская рукописная традиция заставили знатока истории сирийской литературы А. Баумштарка допустить возможность, во-первых, яковитского происхождения сочинения и, во-вторых, его ранней датировки ок. 6 в6. Эти две характеристики «Послания» находят свое подтверждение в исследованиях Р. Драгэ и X. Тойле. При изучении рукописной традиции анонимного «Комментария на авву Исайю» Р. Драгэ отметил, что текст «Послания» монаха Фомы располагается в

1 Assemani J.S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana, t. I-III. Romae, 1719-1738.

2 Райть 1902.

3 Duval 1907.

4 Chabot 1934.

5 De Urbina 1965.

6 Baumstark 1922, c. 122. Баумштарк ссылается на рукопись Cambridge Add. 2019. Список известных рукописей «Послания» будет представлен ниже. яковитских рукописях рядом с «Комментарием», датируемым бельгийским ученым 8 в1. Описание X. Тойле яковитской рукописи из библиотеки сиро-католического монастыря Шарфе показывает, что «Послание» в ней соседствует с сочинениями таких авторов как авва Исайя (5 в.), Иаков Сругский (449-521 гг.), Иоанн Лествичник (6-7 вв.), Антоний Великий (251-356 гг.), У

Филоксен Маббугский (ум. 523) . Таким образом, появлялись основания для предположения, что текст «Послания» действительно является ранним яковитским аскетическим литературным памятником. Исследователи не решались высказывать предположения относительно возможной идентификации Фомы, и только автор до сегодняшнего дня актуальной «Истории сирийской литературы» на основании выявленных признаков отверг возможность атрибуции «Послания» восточно-сирийскому богослову 6 в. Фоме Эдесскому3.

Помимо европейских ученых «Послание» монаха Фомы не было обойдено вниманием и самих сирийцев. Так, яковитский патриарх Игнатий Афрем I Барсаума дважды упоминает автора «Послания» на страницах своей энциклопедии сирийской литературы «Рассеянные жемчужины». В тематической главе «Аскетические книги» упоминается автор монашеского послания отшельник Фома («Thomas the Solitary») и указывается

1 Draguet 1973, с. XVII.

2 Teule 1997, с. 93.

3 Baumstark 1922, с. 122. год его смерти - 1146 г. н.э1. При этом ученый патриарх перечисляет несколько рукописей с сочинением этого Фомы , но не ссылается на источник, в котором находится указание на год его смерти. Однако в другой главе книги - «Жизнеописания мучеников и святых» - последним в списке святых упоминается жизнеописание отшельника Фомы и дается ссылка на источник: «Хроника» яковитского патриарха Михаила Великого (1126о

1199 гг.) . Таким образом, патриарх Барсаума идентифицировал монаха Фому - автора текста с монахом Фомой, жизнеописание которого находится в «Хронике» Михаила Великого. Несмотря на упомянутые попытки датировки, атрибуции и локализации «Послания» систематического и всестороннего исследования данных, относящихся к данному сочинению, на сегодняшний день предпринято не было. Такое исследование представляется весьма актуальным по целому ряду причин. Во-первых, уже давно осознана необходимость написания истории сирийской литературы с учетом исследований и изданий, появившихся в течение 20 в., и поэтому важно ввести в научный

1 Barsoum 2003, с. 138.

2 Барсаум ссылается на рукописи «Za'faran 50, Маг Mattai б, Birmingham 86». Следует отметить, что рукопись Mingana Syr. 86 упомянута ошибочно, тогда как подразумевается, скорее всего, другая рукопись из той же коллекции, которая действительно содержит «Послание» - Mingana Syr. 49 (причина ошибки связана, вероятно, с тем, что обе рукописи являются монашескими антологиями); рукопись же Za'faran 50, как кажется, должна соответствовать одной из рукописей в каталоге Долобани, однако точное соответствие нам установить не удалось (под номером 50 в нем описывается «Толкование Евангелия» Дионисия бар Салиби (Dolabam 1994а, с. 217).

3 Barsoum 2003, с. 171. оборот и исследовать как можно большее количество сохранившиеся произведений, в не зависимости от их объема и содержания. Во-вторых, при изучении какого-либо сирийского текста исследователям часто приходится обращаться к общему содержанию рукописей, поскольку такого рода данные могут иметь решающее значение при рассмотрении таких вопросов, как взаимоотношение рукописей, история текста и др.; и поэтому атрибуция, датировка и локализация таких неизвестных текстов, как «Послание», могут быть полезны и при работе с другими текстами, содержащимися в тех же рукописях. В-третьих, благодаря деятельности ряда институтов и проектов многие библиотеки и коллекции Ближнего Востока, остававшиеся на протяжении веков практически полностью закрытыми для европейских ученых, становятся более доступными через публикации каталогов и создание цифровых копий; в такой ситуации каждый текст должен быть представлен и идентифицирован. И, в-четвертых, данные, относящиеся к «Посланию» позволяют обнаружить новые сведения об истории сирийского аскетической традиции в частности и сирийского христианства в целом.

Следовательно, целью настоящего исследования является решение вопросов о датировке, атрибуции и локализации текста «Послания». Для достижения поставленной цели был предпринят комплексный анализ, как рукописной традиции, так и релевантных исторических сведений. В ходе работы должны быть решены следующие задачи. Рассмотреть содержание «Послания», выявить его источники, определить редакции и исследовать неподлинные фрагменты; проанализировать данные о названии текста; на основе всестороннего анализа текста «Послания» и его рукописной традиции попытаться как можно точнее датировать текст и определить,, насколько обоснованно рассматривать данный текст как принадлежащий раннему периоду в истории сирийской аскетической традиции; изучить сведения относительно автора «Послания» и в связи с этим верифицировать гипотезу, высказанную Барсаумой; проанализировать свидетельства об истории монастыря, где жил монах Фома, а также определить его местоположение; найти все имеющиеся списки «Послания», изучить их и подготовить критическое издание текста, сопровождаемое русским переводом.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений и библиографического списка. . В' первой главе рассматривается текст «Послания», выявляются, его источники редакции, и обсуждается проблема атрибуции. Во второй главе находится описание рукописей, содержащих текст «Послания», его критическое издание и перевод. Третья глава посвящена неподлинному фрагменту в составе одной из редакций «Послания», который идентифицируется как фрагмент из мемры 16 «Книги степеней» (4-5 вв.); анализируется его значимость и приводится критическое издание и перевод. В третьей главе, следуя за, гипотезой Барсаумы, рассматривается жизнеописание монаха Фомы в «Хронике» Михаила Великого, однако следует отметить, что это делается в контексте анализа всех свидетельств об истории монастыря Зобар, в котором жил монах Фома. В приложениях дается перевод мемры 16 «Книги степеней», а также карта исследуемого региона.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Кессель, Григорий Михайлович

Выводы, сделанные в результате исследования «Послания» заставили нас обратиться к гипотезе Барсаумы и произвести подробное рассмотрение жизнеописания монаха Фомы, находящееся в «Хронике» Михаила Великого (1126-1199 гг.), с которым был отождествлен автор «Послания». В результате мы приходим к выводу о весьма высокой вероятности истинности точки зрения Барсаумы.

Знакомство с соответствующим местом «Хроники» поставило перед нами необходимость изучения истории монастыря Зобар, в котором жил в первой половине 12 в. монах Фома. На основе заметки в «Хронике» Михаила Великого и с привлечением армянских, арабских и греческих историографических сочинений нам удалось определить время жизни монаха Фомы, более или менее точно установив датировку основных событий его жизни. Были собраны все имеющиеся сведения относительно монастыря Зобар, что позволило выявить основные события из его истории, связанные с противостоянием турок-сельджуков крестоносцам, а также активным присугствием армян. Важно подчеркнуть, что до настоящего времени история монастыря Зобар не привлекала внимание ученых, поэтому собранная информация важна не только применительно по отношению к монаху Фоме, но и сама по себе, как описывающая забытый сиро-яковитский монастырь.

Попутно были обнаружены новые сведения по истории сирийского монашества в 11-12 вв.: информация о Красном монастыре, о взаимоотношениях сирийских и армянских христиан.

В ходе исследования были обнаружены важные аспекты истории существования таких произведений как «О молитве» Иоанна Отшельника и анонимной «Книги степеней». В случае каждого из двух произведений было раскрыта значимость новонайденных фрагментов не только для текстологии этих текстов, но и как показательных примеров для изучения развития сирийской монашеской письменности. Так, Анализ рукописной традиции «Послания» показывает возможный путь существования текста в составе аскетических антологий: текст мог передавать полностью, по частям или в сокращении; в состав произведения мог войти фрагмент из текста другого автора.

К сожалению, части намеченного нам осуществить не удалось. Остались недоступны некоторые рукописи, некоторые списки мы не изучили de visu. Однако обнадеживает, что дальнейшая работа будет проводиться на основе критически изданного текста «Послания» и максимально полно освященной истории монастыря Зобар.

Заключение

Целью данной диссертационной работы было решение вопросов, связанных с датировкой, атрибуцией и локализацией «Послания», приписываемого в рукописной традиции монаху Фоме. Для решения поставленных вопросов был предпринят комплексный анализ рукописной традиции текста «Послания», его формы и содержания, а также исторических сведений о возможном авторе текста.

Обще-аскетический характер и соседство в рукописях с текстами раннесирийских авторов наводило ученых на мысль о том, что «Послание» принадлежит к раннему периоду истории сирийской монашеской литературы. Однако обнаруженный нами в тексте «Послание» фрагмент из сочинения «О молитве» Иоанна Отшельника (5 в.), три выделенные редакции «Послания» и их особенности, а также сам характер тех сборников, в состав которых вошел текст Фомы, убедительно свидетельствуют о том, что «Послание» было написано в 12 веке в западно-сирийской монашеской общине. Это также находит свое подтверждение в факте присутствия неподлинного фрагмента, вошедшего в одну из редакций «Послания» (и который был идентифицирован нами как соответствующий фрагменту из мемры 16 «Книги степеней»), что однозначно указывает на позднюю датировку текста «Послания». Благодаря систематическому поиску списков «Послания» было найдено пятнадцать рукописей, содержащих данный текст. Одиннадцать из них нам удалось использовать для подготовки критического издания. Большая часть рукописей была изучена нами de visu, остальные - в микрофильмах. Описание рукописей сопровождается текстом колофона и его переводом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Кессель, Григорий Михайлович, 2008 год

1. Bedjan 1897 Bedjan P., Acta martyrum et sanctorum, vol. 7. Parisiis-Lipsiae: Harrasssowitz, 1897.

2. Bettiolo 1981 Bettiolo P., Sulla Preghiera: Filosseno о Giovanni?, Le Museon 94 (1981) 75-89.

3. Bettiolo 1983 Bettiolo P. Gli scritti syriaci di Nilo Solitario (Publication de l'institute orientaliste de Louvain, 30). Louvain-la -Neuve, 1983.

4. Brock 1979 Brock S.P., "John the Solitary. On Prayer» // Journal of Theological Studies 30 (1979) 84-101.

5. Brock 1987 S.P. Brock, The Syriac Fathers on Prayer and the Spiritual Life, Cistercian Studies Series; 101, (Kalamazoo, 1987).

6. Budge 1894 Budge E.A.W. The Discourses of Philoxenus, 2 vols. London: Asher, 1894.

7. Chabot 1905 Chabot J.-B. Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d'Antioche, 1166-1199, vol. III. Paris: E. Leroux, 1905.

8. Chabot 1910 Chabot J.-В. Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d'Antioche, 1166-1199, vol. IV. Paris: E. Leroux, 1910.

9. Chabot 1916 — Anonymi auctoris Chronicon ad annum Christi 1234 pertinens, II / ed. et intepr. est I.-B. Chabot (CSCO 82, Scriptores Syri 37). Louvain, 1916.

10. De Goeje 1866 — Liber expugnationis regionum, auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori, quern e codice leidensi et codice musei britannici edidit M.J. De Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1866.

11. Dostourian 1993 Dostourian A.E. Armenia and the Crusades: tenth to twelfth centuries. The Chronicle of Matthew of Edessa. Lanham: University Press of America, 1993.

12. Draguet 1973 Draguet R. Commentaire anonyme du livre dAbba Isaie (fragments) (CSCO 336 / Scriptores Syri 150). Louvain: Peeters, 1973.

13. Draguet 1978 Draguet R. Les formes syriaques de la matiere de I'Histoire lausiaque, I. Les manuscrits. Edition des pieces liminaires et des ch. 1-19 (CSCO 389 / Scriptores Syri 169). Louvain : Peeters, 1978.

14. Dulaurier 1858 Dulaurier E., Chronique de Matthieu d'Edesse (962-1136) avec la continuation de Gregoire lepretre jusqu'en 1162 (Bibliotheque historique armenienne). Paris: A. Durand, Librarie, Rue des Gres, 1858.

15. Duval 1901 Duval R., Lexicon syriacum auctore Hassano bar Bahlule. Tomus secundus. Parisiis: E reipublicce typographceo, 1901.

16. Guyard 1883 Guyard S., Geographie d'Aboulfeda. T. 2, seconde partie. Paris: Impimerie orientale, 1883.

17. Muyldermans 1952 Muyldermans J., Evagriana Syriaca. Textes inedits du British Museum et de la Vaticane (Bibliotheque du Museon, 31). Louvain, 1952.

18. Regnault 1966 Regnault L. Les Sentences des Peres du desert, les apophtegmes des Peres (recension de Pelage et Jean). Solesmes: Abbaye Saint-Pierre-de Solesmes, 1966.

19. Regnault 1976 Regnault L. Les Sentences des Peres du desert: troisieme recueil & tables. Solesmes: Abbaye Saint-Pierre-de Solesmes, 1976.

20. Regnault 1985 Regnault L. Les sentences des Peres du desert: serie des anonymes (Spiritualite orientale 43). Begrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellefontaine, 1985.

21. Reinaud-de Slane 1840 Reinaud J.T., De Slane W.M., Geographie d'Aboulfeda. Texte arabe. Paris: Impimerie orientale, 1840. Reinaud 18481 - Reinaud J.T., Geographie d'Aboulfeda. Т. 1. Paris: Impimerie orientale, 1848.

22. Teule (eds.), East and West in the Crusader States, II. Louvain, 1999. C. 29-105.2. Исследования

23. Босворт 1971 Босворт К.Э., Мусульманские династии / перевод с английского и примечания П.А. Грязневича. Москва: Наука, 1971.

24. Васильевъ 1900 Васильевъ А.А. Византгя и арабы. Политичесшя отношетя Византш и арабовъ за время аморшской династш. С.-Петербург, 1900.

25. Кессель Кессель Г.М. Дадишо Катарский // Православная энциклопедия XIII (2006) 640.

26. Райгь 1902 Райтъ В. Краткш очеркъ ucmopiu сиршской литературы / переводъ съ англшскаго К. А. Тураевой, подъ редакщей и съ дополнешями проф. П. К. Коковцова. С.-Петербургъ, 1902.

27. Ширинян 2006а Ширинян М.Э., Григор Вкаясер //

28. Православная Энциклопедия XII (2006) 449.

29. Ширинян 2006b Ширинян М.Э., Григор Пахлавуни //

30. Православная Энциклопедия XII (2006) 449.

31. Ainsworth 1841 Ainsworth, W., An Account of a Visit to the

32. Chaldeans, Inhabiting Central Kurdistan; and of an Ascent of the

33. Anderson 1896 Anderson, J.G.C., The Campaign of Basil I. against the Paulicians in 872 A. D. // The Classical Review 10 (1896) 136140.

34. Assemani 1721 Assemani J.S., Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Tomus secundus de scriptoribus syris monophysitis. Romae, 1721.

35. Barsoum 2003 Ignatius Aphram I Barsoum, The Scattered Pearls. A History of Syriac Literature and Sciences / trans, by Matti Moosa. Piscataway, NJ: Gorgias Press, 20032.

36. Baumstark. 1922 Anton Baumstark], Karl W. Hiersemann's Katalog 500. Orientalische Manuskripte. Arabische, syrische, griechische, armenische, persische Handschriften des 7.-18. Jahrhdrts (Leipzig, 1922).

37. Baumstark 1922 Baumstark A., Geschichte der syrischen Literatur. Bonn, 1922.

38. Bernhard 1969 Bernhard B.L., Die Chronologie der Syrer (Osterreichische Akademie der Wissenschaften. Philosophisch.-Historische Klasse, Sitzungsberichte, 264. Band, 3. Abhandlung). Wien, 1969.

39. Bosworth 2002 Bosworth C.E. Tutush // EI X (2002). P. 765-757. Bradley 1974 - B. Bradley, 'Jean le Solitataire' // Dictionnaire de la Spirituals 8 (1974) 764-772.

40. Brady 1992 Brady L., Essential and Despised: Images of Women in the First and Second Crusades, 1095-1148 (MA thesis) University of Windsor, 1992.

41. Brockelman 1928 Brockelman C. Lexicon syriacum. Halis Saxonum, 19282.

42. Brock 1996 S. Brock, Syriac Studies. A Classified Bibliography (1960-1990), Kaslik-Liban, 1996.

43. Chabot 1918 Chabot J.-B., Edesse pendant la premiere croisade // Academie des Inscriptions et Belles-Lettres. Comptes rendus des Seances, annee 1918. Paris: Auguste Picard, Editeur, 1918. P. 431442.1

44. Chabot 1934 Chabot J.-B., Litterature syriaque. Paris, 1934.

45. Clemons 1966 Clemons J., A checklist of Syriac manuscripts in the United States and Canada // Orientalia Christiana Periodica 32 (1966) 224-51,478-522.

46. Conrad L.I. Abu al-Fida' //The Oxford Dictionary of Byzantium, 1 vol. / Edited by Alexander Kazhdan and Alice-Mary Talbot. New York Oxford: Oxford University Press, 1991. C. 7.

47. De Halleux 1963 De Halleux A., Philoxene de Mabbog, sa vie, ses ecrits, sa theologie (Louvain), 1963.

48. De Urbina 1965 De Urbina I.O. Patrologia Syriaca. Romae: Pont. Institutum Orientalium Studiorum, 19652.

49. Der Nersessian 1962 Der Nersessian, S. The Kingdom of Cilician Armenia // R.Lee Wolff, H.W. Hazard (eds), The Later Crusades. 1189-1311 (A History of the Crusades, vol. II). University of California Press, 1962, c. 630-659.

50. Dolobani 1994a Dolobani Ph.Y. Catalogue of Syriac Manuscripts in St. Mark's Monastery (Syriac Patrimony 8). Damascus, 1994.

51. Dolobani 1994b Dolobani Ph.Y. Catalogue of Syriac Manuscripts in Zafaran Monastery (Syriac Patrimony 9). Damascus, 1994.

52. Dolobani 1994c Dolobani Ph.Y. Catalogue of Syriac Manuscripts in Syrian Churches and Monasteries (Syriac Patrimony 10). Damascus, 1994.

53. Dorner 1939 Dorner, F.K., Forschungen in Kommagene (Istanbuler Forschungen, Band 10). Berlin, 1939.

54. Draguet 1963 Draguet R. Fragments de l'ambrosienne de Milan a restituer aux mss syriaques du Sinai 46 et 16 // R.W. Thomson, J.N.Birdsall (eds), Biblical and Patristic Studies in Memoiy of R.P.Casey. Freiburg, 1963. P. 167-178.

55. Duval 1892 Duval R. Histoire politique, religieuse et litteraired'Edesse jusqu'a la premiere croisade. Paris, 1892.

56. Duval 1907 Duval R. La litterature syriaque. Paris, 19073.

57. Elisseeff 1967 Elisseeff, N., Nur ad-Din. Un grand princemusulman de Syrie au temps des croisades (511-569 h. /1118-1174),t. II. Damas, Institut Frangais de Damas, 1967.

58. Fedwick 1993 Fedwick P.J., Basilius Caesariensis, The Letters

59. Bibliotheca Basiliana Universalis 1; Turnhout: Brepols, 1993.

60. Fiey 1993 Fiey J.M. Pour un Oriens Christianus Novus. Repertoiredes dioceses syriaques orientaux et occidentaux (Beiruter Texte und

61. Studien Band 49). Beirut, 1993.

62. Fiey, Conrad 2004 Fiey, J.M., Conrad, L.I. (ed), Saints syriaques (Studies in Late Antiquity and early Islam 6), Princeton, N.J. : Darwin Press, 2004.

63. Grousset 1934 Grousset R., Histoire des croisades et du royaume franc de Jerusalem. Т. 1. Paris: Librarie Plon, 1934.

64. Heidemann 2002 Heidemann S. ZangT // EI XI (2002). P. 451a-452a.

65. Hellenkemper 1976 Hellenkemper, H., Bur gen der Kreuzritterzeit in der Grafschaft Edessa und im Konigreich Kleinarmenien. Studien zur Historischen Siedlungsgeographie Sudost-Kleinasiens (Geographica Gistorica 1). Boon: Rudolf Habelt Verlag GMBH, 1976.

66. Hollingsworth P.A. Theophilos // The Oxford Dictionary of Byzantium, 2 vol. / Edited by Alexander Kazhdan and Alice-Mary Talbot. New York Oxford: Oxford University Press, 1991. C. 2066.

67. Honigmann 1954 — Honigmann, E., Le couvent de Barsauma et le Patriarcat Jacobite d'Antioche et de Syrie (CSCO 146, Subsidia 7). Louvan, 1954.

68. Honigmann-Faroqhi 1991 Honigmann E., Faroqhi, S., Mar'sh // EI VI (1991) 505-510.

69. Honigmann-Bosworth-Faroqhi 1995 Honigmann E., Bos worth C.E., Faroqhi S. Ruha//£/ VIII (1995). P. 589-593. Honigmann-Faroqhi 1991 - Honigmann E., Faroqhi S., Malatya // EI VI (1991). P. 230-232.

70. Jedin 1988 Atlas zur Kirchengeschichte. Die Christlichen Kirchen in Geschichte und Gegenwart / Hsgb. Hubert Jedin, Kenneth Scott Latourelle, Jochen Martinc. Herder: Freiburg-Basel-Rom-Wien, 1988.

71. Kawerau 1960 Kawerau, P., Die Jakobitische Kirche im Zeitalter der Syrischen Renaissance. Idee und Wirklichkeit, Zweite Auflage, Berlin: Akademie Verlag, 1960.

72. Strange 1890 Le Strange, G., Palestine under the Moslems. A Description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500. London, 1890.

73. Melikoff 1965 Melikoff I., Danishmendids // Ell (1965) 110-111. Mingana 1933 - Mingana A. The Catalogue of the Mingana Collection of Manuscripts now in the Possession of the Woodbrooke

74. Settlement, Selly Oak, Birmingham, vol. 1. Cambridge: W. Heffer and Sons, Limited, 1933.

75. Mingana 1931 Mingana A., The work of Dionysius Barsallbi against the Armenians (Woodbrooke Studies, vol. IV), Cambridge: W. Heffer and Sons, Limited, 1931.

76. Mitford 1998 Mitford, Т., The Roman Frontier on the Upper Euphrates // R.Mattews (ed), Ancient Anatolia. Fifty Years' Work by the British Institute of Archaeology at Ankara. London: The British Academy, 1998. C. 255-272.

77. Moss 1962 C. Moss, Catalogue of Syriac Printed Books and Related Literature in the British Museum, London: Trustees of the British Museum, 1962.

78. Mutafian 1988 Mutafian, C., La Cilicie au carrefour des empires, vol. 1 (Collection d'etudes anciennes 113). Paris : Societe d'edition "Les Belles Lettres", 1988.

79. Muyldermans 1963 Muyldermans J., L'historiographie armenienne // Le Museon 76 (1963) 109-144.

80. Nabe von Schonberg 1977 Nabe von Schonberg, I., Die westsyrische Kirche im Mittelalter (800-1150), Heidelberg, 1977 (неизд. докторская диссертация).

81. Nau 1909 Nau F., La version syriaque de la premiere lettre de Saint Antoine // Revue de I'Orient Chretien 14 (1909) 282-297.

82. Nicholson 1973 Nicholson, R.L., Joscelyn II and the Fall of the

83. Crusader States. 1134-1199. Leiden: Brill, 1973.

84. Noldeke 1966 Noldeke Th., Kurzgefasste syrische Grammatik.

85. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1966.

86. Ory 1971 Ory S. Hisn Kayfa//£/III (1971). P. 506b-507b.

87. Outtier 1975 Outtier В., Le sort des manuscrits du ,Katalog

88. Hiersemann 500' // Analecta Bollandiana 93 (1975),.

89. Palmer 1986 Palmer A., The resettlement of Byzantine Meliteneafter 934 // Oriens Christians 70 (1986) 37-68.

90. Poujoulat 1840 Poujoulat, В., Voyage dans I'Asie Mineure. En

91. Mesopotamie, a Palmyre, en Syrie et en Egypte, t. 1. Paris : Ducollet,1840.

92. Ramsay 1890 Ramsay W.M., The Historical Geography of Asia Minor (Royal Geographical Society, Supplementary Volume IV). London: John Murray, 1890.

93. Reiner 1984 The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago / John A. Brinkman, Miguel Civil, Ignace

94. J. Gelb, A. Leo Oppenheim, Erica Reiner. Vol. 15. Chicago: The Oriental Institute, 1984

95. Rey 1883 Rey E.G., Les colonies franquee de Syrie aux Xllme et XIHme siecles, Paris, 1883.

96. Rosen-Forshall 1838 Rosen F.A., Forshall J. Catalogus codicum manuscriptorum orientalium qui in Museo Britannico asservantur. Pais prima, codices syriacos et carshunicos amplectens. London: The British Museum, 1838.

97. Sachau 1899 Sachau E. Verzeichniss der Syrischen Handschriften der Koniglichen Bibliothek zu Berlin, Bd. 2 (Die handschriften-verzeichnisse der Koniglichen bibliothek zu Berlin. Bd. 23). Berlin: A. Asher & Co., 1899.

98. Sako 1981 Sako, ^ >> jjj oUajki-. // ^ ^b^l olk^kLJ! ^J^k (ИМ »jIj>u) »(Ц) JIjJI

99. Samir 1990 Samir Kh. S. Alphonse Mingana (1878-1937) and his contribution to early Christian-Muslim Studies. Birmingham, Selly Oak Colleges, 1990.

100. Sanjian 1965 Sanjian, A.K., The Armenian Communities in Syria under Ottoman Dominion (Harvard Middle Eastern Studies 10), Harvard University Press, 1965.

101. Sherwood 1957 Sherwood P. Le fonds patriarcal de la bibliotheque manuscrite de Charfet // L'Orient Syrien 2 (1957) 93-107.

102. Sims-Williams 1994 Sims-Williams N. Dadisho' Qatraya's Commentary on the Paradise of the Fathers // Analecta Bollandiana 112(1994) 33-64.

103. Smith 1901 Thesaurus Syriacum, vol. II / Auxit digessit exposuit edidit R. Payne Smith, S.T.P. Oxonii: E Typographeo Clarendoniano, 1901.

104. Soni 1993 t^jj^ Behnam Soni., ^ cjLL^LlJIjjh, 1993.

105. Steingass 1892 Steingass F., A Comprehensive Persian-English Dictionary. London, 1892.

106. Talbot Rice 1961 Talbot Rice, Т., The Seljuks in Asia Minor (Ancient Peoples and Places), London: Thames and Hudson , 1961. Tarzi 2000 - Tarzi J. Edessa in the Era of Patriarch Michael The Syrian II Hugoye 3 (2000).

107. Taeschner 1960 Taeschner F., Adiyaman // EI I (1960). P. 199b-200a.

108. Teule 1997 Teule H. A Fifteenth-century Spiritual Anthology from the Monastery of Mar Hannanya // Het Christelijk Oosten 49 (1997) 79-102.

109. Voobus 1980 Voobus A. Handschriftliche Uberlieferung der Мётгё-Dichtung des J a 'qdb von Seriig. III. Die zerstreuten Мётгё: die Handschriften (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 421 / Scriptores Syri 60). Louvain: Peeters, 1980.

110. Voste 1927-28 J.-M. Voste, Athansius Abougaleb, eveque de Gihan en Cilicie, eerivan ascetique du Xlle siecle // Revue de I'Orient Chretien, 26 (1927-28) 432-438.

111. Vryonis 1971 Vryonis S., Jr., The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamization from the Eleventh through the Fifteenth Century. Berkeley-Los Angeles - London, University of California Press, 1971.

112. Weltecke 1997 Weltecke D., The World Chronicle by Patriarch Michael the Great (1126-1199): Some reflections // Journal of the Assyrian Academic Society 11 (1997) 6-30.

113. Witakowski 2006 Witakowski, W. The Ecclesiastical Chronicle of Gregory Bar 'Ebroyo // Journal of the Canadian Society for Syriac Studies 6 (2006) 61-83.

114. Wright 1871 Wright W. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum, acquired since the year 1838, vol. П. London, 1871.

115. Wright 1872 Wright W. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum, acquired since the year 1838, vol. III. London, 1872.

116. Zotenberg 1874 Zotenberg H. Catalogues des manuscrits syriaques et sabeens (mandaites) de la Bibliotheque Nationale. Paris: Imprimerie nationale, 1874.1. Использованные рукописи

117. Библиотека Кембриджского Университета: Cambridge Add. 2019.

118. Британская Библиотека: British Library Add. 12167 British Library Add. 14738.

119. Библиотека Гарвардского Университета: Houghton Library Syr. 48. Houghton Library Syr. 79.

120. Библиотека Бирмингенского Университета: Mingana Syr. 49. Mingana Syr. 601.

121. Библиотека сиро-католического монастыря Шарфе (Ливан): Sarfeh/Soni 212 (Rahmani 38). Sarfeh/Soni 260 {Rahmani 310). Sarfeh/Soni 235 (Rahmani 302).

122. Французская Национальня Библиотека: Paris Syr. 195.

123. Библиотека сиро-яковитского архиепископии в Мардине (Турция):

124. Mardin Orth. 157 (olim Dayr al-Za'faran/Dolabani 75).

125. Государственная Библиотека в Берлине: Berlin Syr. 198 (Sachau 352).

126. Библиотека халдейского монастыря в Багдаде: Baghdad Chald. Monast. syr. 680 (olim Alqo§/Voste 237).

127. Библиотека греческой патриархии в Иерусалиме: Greek Orthodox Patriarchate 34.

128. Библиотека митрополии Ассирийской Церкви в Багдаде: Metropolitan Library of the Church of the East in Baghdad 145.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.