Понятие соразмерности в искусстве живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Кузмичев, Владимир Арсентьевич
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кузмичев, Владимир Арсентьевич
Введение.
Глава 1 Элементы соразмерности в тории цвета.
1.1 Из истории развития учения о цветовом зрении.
1.2 Анализ соразмерности ступеней шкалы спектра дневного света.
Глава 2 Художественно-математическое исследование соразмерности пространства картины.
2.1 Золотое сечение как основа соразмерности рисунка Леонардо да Винчи «Канон пропорций человека».
2.2 Геометрический модуль соразмерности картины и метод его определения.
2.3 Динамика изменения геометрических модулей соразмерности при изменении пропорций и площади картины.
Глава 3 Композиционный анализ картины как процесс изучения ее соразмерности.
3.1 Гармония интервалов между вертикальными осями форм картины как показатель ее соразмерности.
3.2 Соразмерность форм - пространств картины и числовое выражение гармонии их структурных связей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Теория пропорций Альбрехта Дюрера: К опыту реконструкции2004 год, кандидат искусствоведения Егорова, Мария Валерьевна
Концепция колориметрического барицентра в исследовании гармонии живописи2006 год, кандидат культурологии Фирстов, Валерий Викторович
Проблемы композиции в современной живописи Узбекистана1984 год, кандидат искусствоведения Мирзарахимов, Мирджафар Исакович
Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью2009 год, кандидат педагогических наук Макарова, Мария Леонидовна
Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира2009 год, кандидат искусствоведения Воронин, Сергей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Понятие соразмерности в искусстве живописи»
Попытки проникновения вглубь любого композиционно-художественного средства искусства приводят к осознанию того, что каждое из них имеет как минимум две стороны — выступает в значении закономерности природы и объективно-субъективной форме его восприятия, определяемой термином - красота. Обе эти стороны уже в античности объединяли в одно понятие — гармония. Объективно гармония выражается посредством числа. Аристотель в своем сочинении «Метафизика» заметил: «.так называемые пифагорейцы были первыми, занимавшимися науками (та цавгцлата) поскольку в дальнейшем они узнали, что отношения и законы музыкальной гармонии основываются на числах, а также и все остальные предметы по своей природной сущности тоже, по-видимому, походят на числа., то они высказали мнение, что элементы чисел являются элементами и всех вещей и что весь мир в целом является гармонией и числом». 1
Понятие « гармония» переводится с древнегреческого как «соразмерность, уравновешенность, скрепа, связь.».2 Неразрывное единство образовали три из них: «гармония», «соразмерность», «число». Каждое в свою меру, находится в двух других понятиях. Под «числом» греки понимали, прежде всего — отношения и пропорции. Следовательно, при изучении соразмерности в композиции произведений живописи необходимо рассмотреть три её аспекта: гармонию цвета, гармонию пропорций, численное выражение гармонии композиционной структуры картины. Каждому из этих трёх аспектов посвящена отдельная глава диссертации.
1 Аристотель, Метафизика А5, 985В / По кн.: Ван Дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука,- М.: Физматгиз, 1959.- с.395 2
Древнегреческо-русский словарь. В 2-х томах. 70000 слов / Составитель И.Х.Дворецкий. - М.: Изд-во Иностранных и национальных словарей, 1985. - 1044, 1905 с.
Соразмерность в области восприятия цвета опирается, главным образом, на физический признак цвета - длину волны каждого цветового тона. Все дальнейшие проявления цвета характеризуются его смешениями с другими цветами. Для живописи имеет значение качественное приближение к пониманию соразмерности цветовых тонов. Потому в анализ соразмерности картины цвет не включается, только структура её композиции. Вполне естественно, что центром анализа соразмерности как композиционно-художественного понятия явилась вторая, «математическая» глава диссертационного исследования.
Общая характеристика работы
В диссертации исследуется соразмерность как понятие теории изобразительного искусства и композиционно-художественное средство живописи.
Актуальность исследования - Познание законов, на основе которых создается гармоничная композиция произведений живописи, всегда являлось важной областью теории изобразительного искусства. Эти законы определены как композиционно-художественные средства. Соразмерность является одним из них. Так сложилось, что изучать соразмерность начали архитекторы, дизайнеры и искусствоведы, специализирующиеся в этих областях искусства. Возможно, поэтому исследований специально посвященных живописи явно недостаточно. Воспользоваться разработками, выполненными для целей и задач архитектуры, дизайна и других объемно-пространственных или временных искусств (за исключением музыки), возможно, но лишь в незначительной степени. Слишком велико их отличие от искусства, создаваемого в двухмерном пространстве холста. Представляется несомненным, что в теоретическом пространстве искусства живописи существует проблема — соразмерность композиционной структуры произведения, для которой любое приближение к ее частичному разрешению будет встречено со вниманием в искусствоведении, в высшей школе подготовки молодых художников и, в определенной мере, в творческой среде живописцев.
В настоящее время, несмотря на то, что площадь телеэкранов постоянно увеличивается, повышается резкость видеоматериала и яркость цвета - зрительная система человека испытывает все более негативные последствия функционирования в условиях показа изображений, в которых не используется законы их гармоничного построения. Видеоряд нередко подается со скоростью не соразмерной с возможностью его восприятия зрителем. Электронные преобразования форм и пространств в пропорциональном отношении бывают настолько несогласованны, что создают психофизический дискомфорт. Одной из причин имеющего место рассогласования телевизионных и компьютерных изображений с «визуальным мышлением» человека является то обстоятельство, что в теории изобразительного искусства еще не сформировался «банк» таких сведений, которые бы позволяли представителям естественных и технических областей знаний применить их в электронных системах.
Претворение знаний композиционных закономерностей, в том числе соразмерности, станет реальностью, если для этого будут подготовлены молодые специалисты, обладающие такими знаниями. Процесс их подготовки должен быть двусторонним. То есть знания теории композиции в полном объёме должны получить художники и искусствоведы, а также создатели электронной техники и ЭВМ-программ. Для этого должны быть созданы специальные учебные дисциплины, в которых молодым художникам и искусствоведам будут раскрываться законы композиции, соразмерности, например, через опыт мастеров изобразительного искусства. Вместе с ними и в то же время молодые техники, программисты ЭВМ, режиссёры получат знания о тех же закономерностях композиции, но переложенные на язык математики и компьютерных технологий. Тогда в недалёком будущем создание полностью гармоничных экранных изображений нового поколения станет реальностью.
Изучение соразмерности, так как оно было проведено в данной диссертации, осуществлялось под углом зрения её востребованности не только в теории композиции искусства живописи, но уже и сейчас - в компьютерной графике. Предполагается, что полученные в диссертации результаты окажутся актуальными в искусствознании, независимо от области, в которой исследуются законы композиции и произведений искусства.
Состояние и степень научной разработанности проблемы Соразмерность в данном исследовании искусства рассматривается с трех точек зрения: психофизики цвета, категории композиции, связи соразмерности композиции с творчеством. В соответствии с темой, эти вопросы изучались в трудах искусствоведов, а так же в работах теоретиков других гуманитарных и естественных наук.
Вопросы психофизики цвета изучались в трудах: В. Гете (Учение о цвете); Р. Грегори (Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия); Д. Джадд, Г. Вышецки (Цвет в науке и технике); P.M. Ивенс (Введение в теорию цвета); C.B. Кравков (Цветовое зрение); И. Ньютон (Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света); Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс (Восприятие света и цвета). При изучении цвета в изобразительном искусстве использовались работы: H.H. Волков (Цвет в живописи); A.C. Зайцев (Наука о цвете и живопись); В.А. Зернов (Цветоведение); JI.H. Миронова (Цветоведение); Н.Д. Нюберг (Цветоведение).
Соразмерность как категория композиции рассматривалась в трудах: П.А. Кудин (Пропорции в картине как музыкальные созвучия); Б. Мандельброт (Фрактальная геометрия природы); Э. Панофский (Смысл и толкование изобразительного искусства); Э. Панофский (Перспектива как «символическая форма»); В.М. Петров (Количественные методы в искусствознании);
Д. Петрович (Теоретики пропорций); Б.В. Раушенбах (Пространственные построения в живописи); Сборник статей — «Композиция» (под редакцией В.В. Ван слова, 2000); Сборник статей - «Семиотика и искусствометрия» (под редакцией Ю.М. Лотмана, 1972); Сборник статей - «Эстетика: информационный подход» (выпуск 5, 1997); И.Ш. Шевелев (Принцип пропорции, 1986); И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев (Золотое сечение).
Соразмерность в произведениях живописи изучалась в публикациях: H.H. Волков (Композиция в живописи); С.М. Даниэль (Картина классической эпохи); С.М.Даниэль (Искусство видеть); Л.Ф. Жегин (Язык живописного произведения); О.Л. Кочик (Живописная система В.Э.Борисова-Мусатова); П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, A.A. Митькин (Психология восприятия и искусство плаката); Леонардо. Жизнь и творчество (Коллектив авторов).
Объект исследования — соразмерность как понятие теории композиции и художественное средство искусства живописи.
Предмет исследования — гармония колористических интервалов и соразмерность членений пространства холста в их проявлении в искусстве живописи.
Гипотеза исследования — гармоничность структуры композиции картины обусловливается величиной главного элемента художественного образа, соразмерность которого определяется пропорциями и площадью холста.
Цель исследования - на основе выявления специфических особенностей соразмерности разработать метод анализа композиции, который должен представлять собой процесс более углубленного изучения соразмерности, а также способствовать включению в этот процесс других художественных средств построения гармоничной структуры произведения живописи.
Задачи исследования:
- выявить соразмерность интервалов между ступенями спектральных цветов на основе трех классических пропорций - геометрической, арифметической, гармонической;
- показать, что соразмерность рисунка Леонардо да Винчи «Канон пропорций человека» проявляется на основе чисел золотого сечения;
- установить соответствие модуля соразмерности главному элементу художественного образа картины;
- показать, что динамика изменения модуля соразмерности обусловлена изменением пропорций и площади картины;
- претворить теоретические разработки соразмерности в анализе композиционной структуры произведений живописи.
Методология исследования представляет собой комплексное изучение соразмерности. В исследовании гармонии пропорциональных отношений между ступенями спектральных цветов, методика согласовывалась с теорией аккордов музыкальной эстетики. При изучении фундаментальных основ соразмерности в методику включались элементы теории пропорций, составления и решения простейших алгебраических уравнений и сложных отношений. Методика искусствоведческого анализа композиций картины дополнялась математическим описанием структурных связей между элементами и частями (персонажами, предметами и прочими формами) произведения живописи. В решении иных вопросов привлекались, в необходимую меру, и другие методики. Например, при установлении зависимости между площадью холста и его пропорциями использовался сравнительный анализ, а для обоснования некоторых феноменов соразмерности применялась методика, широко распространенная в эвристике.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые дано обоснование гармонии колористических интервалов и аккордов из трех и четырех цветовых тонов с позиций синергетики;
- впервые выполнен анализ соразмерности рисунка Леонардо да Винчи «Канон пропорций человека», в котором показано, что взаимосвязанные членения человека находятся с помощью первых четырех (а также других, но преобразованных) чисел золотого сечения;
- впервые представлена динамика изменения площадей и отношений сторон прямоугольников картины в соотнесении друг с другом и соответствующих им модулями соразмерности;
- впервые показана методика изучения соразмерности как процесс композиционного анализа структуры произведения живописи;
- впервые обоснована существенная сторона соразмерности, которая проявляется в виде чисел, отражающих гармонию взаимосвязанных форм картины.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут получить дальнейшее теоретическое развитие, как в искусствоведении, так и в ряде наук, участвующих в изучении проблем предъявления художественных изображений на экранах технических устройств. Продолжение научных исследований может идти в направлении:
- экспериментальной количественной субъективно-объективной оценки теплохолодности цвета на установках - колориметрах;
- приближения теории соразмерности в живописи к теории гармонии в музыке;
- углубления знаний о модуле соразмерности картины в процессе изучения произведений живописи.
Практическая значимость:
- определение модуля соразмерности холста может быть осуществлено в творческой практике живописца уже в настоящее время; теорию цветовых аккордов возможно использовать как пропедевтическое задание, предваряющее практическую работу над этюдом по живописи;
- методика анализа соразмерности картины логично встраивается в систему курсовых заданий при изучении теории и истории живописи.
Рекомендации по использованию результатов исследования определяются сущностью соразмерности. Соразмерность выделяется среди других художественных средств искусства всеобщностью закона «гармонии и числа». Поэтому, несмотря на то, что результаты диссертационной работы ориентированы, прежде всего, на направление «Художественное образование» (540700), они могут найти более широкое применение. Прежде всего, в теоретических разделах таких дисциплин как, например: «Архитектурное проектирование», «Художественное конструирование» (в ряде областей дизайна); «Компьютерная графика».
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Теория и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов2003 год, кандидат педагогических наук Оверчук, Дмитрий Михайлович
Историческое развитие ритма как образно-композиционного средства в живописи2006 год, кандидат исторических наук Ларькова, Надежда Леонидовна
К вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве2000 год, кандидат искусствоведения Голубева, Ольга Леонидовна
Развитие цветовосприятия на занятиях по живописи: у студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов2010 год, кандидат педагогических наук Ромашко, Евгений Викторович
Художественно-композиционные особенности творчества А.А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.2004 год, кандидат искусствоведения Панова, Наталья Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Кузмичев, Владимир Арсентьевич
Заключение.
Анализ соразмерности в искусстве станковой живописи будет иметь определенную достоверность в том случае, если основные положения его методов будут опираться на известные, многократно проверенные, подтвержденные опытом физические, психофизиологические, экспериментально-математические и искусствоведческие сведения. Произведение живописи ввиду его необычайной сложности обязывает исследователей к выбору корректных средств анализа соразмерности картины. Тогда удастся избежать опасности превращения искусствоведческих методов исследования, например, в сугубо геометрические. Тем не менее, указанные области знаний крайне необходимы при изучении такого специфического композиционно-художественного средства, каким является соразмерность в искусстве живописи. Найти меру, на основе которой будут согласованы сведения из смежных и даже, казалось бы, далеких от изобразительного искусства теоретических дисциплин - одна из первых и, возможно, наиболее трудных задач искусствоведческого исследования соразмерности.
Наиболее общие и фундаментальные сведения о соразмерности, так сказать «начала» соразмерности в живописи, находятся в области психофизики цвета, цветового зрения, законов образования цветов спектра дневного света. Как выяснилось, центры каждого цветового участка, зоны надежно определяются с помощью трех классических среднепропорциональных величин. Эти пропорции явились основой для гармонии звуков еще в античности. К самой светлой вершине средних величин относится пропорция -«Золотое сечение». Именно золотое отношение сближает столь различные физические среды и, основанные на них, искусства: электромагнитное колебание (цвет в живописи) и колебания воздушной среды (звук в музыке). Значит, золотое сечение, как пропорция и ее числа, должно быть положено в основу художественно-математического исследования соразмерности в искусстве станковой живописи, картине.
Чтобы перейти непосредственно к изучению соразмерности в искусстве, необходимо «укрепить» ее методы на каком-либо классическом, фундаментальном для вопросов соразмерности, произведении. В изобразительном искусстве к такому произведению отнесен рисунок Леонардо да Винчи «Канон пропорций человека». В данном исследовании показано, что соразмерность человеческого тела, как это показано в рисунке Леонардо, построена на числах золотого сечения, во всех его членениях, взятых относительно целого.
Дальнейший переход к исследованию соразмерности картины ставит перед теоретиком вопросы геометрического характера. Можно исследовать соразмерность композиционной структуры, форм и пространств и, при этом, игнорировать величину холста, его пропорции. Такой подход не только имеет право на существование, но он чаще всего используется.
В настоящее время созданы предпосылки для включения в анализ соразмерности картины не только ее композиционное построение как проявление художественно-образного начала произведения, но и воздействия на эту сущность пропорций картины и масштабной величины площади ее холста. Поэтому в настоящую работу включено исследование по определению наличия модуля соразмерности в будущей картине, еще до появления изображений в границах ее площади холста и пропорций. Такой модуль назван здесь «геометрическим модулем соразмерности картины». Живописцы всегда учитывают этот модуль, не осознавая это. В работе над картиной необходимо более точно предвидеть характеристики размерностей, которые при их увеличении уже в картоне, тем более в картине, могут обусловливать снижение или же повышение качества произведения. Ошибки в этом процессе способствуют появлению у художника неудовлетворенности от хода проведения работы, в результате - снижение художественного уровня картины по отношению к ее эскизу. С этим связана большая трудность, а, подчас, невозможность переведения картины из одного масштаба в другой размер, без существенной потери характеристик величины главных элементов ее художественного образа.
Соразмерность как композиционное понятие и художественное средство изобразительного искусства не только многогранно, но и бесконечно в исследованиях ее сущности. Соразмерность — это и геометрический модуль, предшествующий изображению, соразмеряющий чистое поле - пространство холста и интервалы членений композиции по вертикали и горизонтали картины. Это - гармония величин четырех отрезков, в своих отношениях измеряющая любую точку формы, пространства, с четырьмя сторонами картины. Это — соразмерность структурных связей между значимыми элементами композиции, типа сетей - графов. Перечислены не все, лишь некоторые пространственные характеристики картины, подлежащие соразмерению. Художник, на основе природного и высокоразвитого чувства гармонии соразмеряет в композиции все: цвет, его светлоту, теплохолодность, тяжесть - легкость и другие свойства; пластику линии и мазка; степень контраста; масштабную значимость элементов композиции и так далее. Большинство таких композиционно-художественных средств, или их признаков, пока не поддается известными в искусствоведении методами анализа их соразмерности. Но и пространственные характеристики картины, благодаря своей неисчерпаемости, будут долго являться проблемным предметом искусствоведческого исследования в теории композиции.
Изучение вопросов соразмерности на геометрических моделях картины (прямоугольниках с различными пропорциями и величиной их площади) лишь приоткрывает дверь, ведущую к познанию ее проявлений в произведениях живописи. Осознавая это, дальнейшие исследования соразмерности проводились как композиционный анализ картины, но с ограниченной и строго ориентированной программой. Поэтому целый ряд задач, свойственных понятию «композиционный анализ произведения живописи», здесь не мог быть включен. Исходя из того, что соразмерность охватывает структурное целое, отдельные стороны его содержания и другие моменты картины, исследование соразмерности проходило под эгидой понятия «композиционный анализ произведения изобразительного искусства».
Метод анализа соразмерности произведения на основе «геометрического модуля соразмерности» предполагает установление соответствия между модулем картины и небольшой по величине формой произведения, несущей главную информационно-эстетическую нагрузку художественного образа. Данный метод предполагает соразмерение частей композиции, своего рода, модульными «пятнами». Соразмерность, определяемая методом «вертикальных осей», позволяет выяснить степень гармоничности персонажей произведения при их соотношении друг с другом. Фактически анализируются пропорциональные отношения их удаленности от центра композиции, так как базовой «точкой отсчета» является ось симметрии картины - вертикальная ось, проведенная через геометрическую середину картины. С помощью метода «перпендикулярных осей» выясняется закономерность расположения точки - эпицентра картины, что указывает на некоторую связь этого метода с «геометрическим модулем соразмерности».
Таким образом, в живописи нет одного общего метода анализа соразмерности, пригодного для изучения всех сторон произведения, который бы решал все задачи соразмерения. Нет даже такого метода, который всесторонне охватывал бы только одну композиционно-художественную сторону картины, например, ее пространственные характеристики. В настоящем исследовании представлены три метода исследования пространственных характеристик картины. Несомненно, имеются еще другие подходы к анализу соразмерности пространства - формы произведения живописи, так как в процессе работы над соразмерностью обнаружилось, что иные повороты этой темы имеют также большие перспективы развития.
Поэтому неисчерпаемость темы «соразмерность в искусстве живописи» найдет свое дальнейшее продолжение.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кузмичев, Владимир Арсентьевич, 2005 год
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
2. Адорно В.Т. Эстетическая теория. Философия искусства. М.: Республика, 2001. - 527 с.
3. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. Радио, 1974.-272 с.
4. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. СПб.: Пневма, 2001. — X, 604 е., ил.
5. Античные поэты об искусстве. М., Л.: Изогиз, 1938. - 194 е., ил.
6. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1 «Метафизика». — М.: Мысль, 1975. - 550 с. - Т.2 - «Категории», 1978. - 687 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Психология творческого видения. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. 352 с.
9. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.-512 с.
10. Ю.Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. -М.: ИП РАН, 1997.-384 с.
11. П.Барчугов А.П. Противоречие и рациональность. (Логико-методологический и социально-антропологический анализ): Очерки теории. Петрозаводск, 1992. - 120 с.
12. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Сов. художник, 1964. — 79 с.
13. Бецольд В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике. СПб.: Изд-во тов-ства «Общественная польза», 1878. -208 с., ил.
14. Божокин C.B., Паршин Д.А. Фракталы и мультифракталы. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 129 с.
15. Бондаренко Ю.Г. Всеобщие законы мироздания, М.: Новый Центр, 2002.-567 с.
16. Бор Нильс. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд. иностр лит., 1961. - 151с.
17. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999.-704 е., ил.
18. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб.: Политехника, 2001. - 159 с.
19. Брилл Т. Свет: Воздействие на произведение искусства. М.: Мир, 1983.-307 с.
20. Бутусов К.П. «Золотое сечение» в Солнечной системе // Астрометрия и Небесная механика. М. - Л.: Наука, 1978. - 475 с.
21. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. — М.: Изд. А.Н. СССР, 1961. 160с.
22. Ван Дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука.- М.: Физматгиз, 1959.- с.395
23. Васютинский H.A. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990.-238 с.
24. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. - 231 е., ил.
25. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. —
26. Волков H.H. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1965. 214 с.
27. Волошинов A.B. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства // В сб.: Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс - Традиция, 2002. -С. 213-246.
28. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.-367 с.
29. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: Изд-во Академии архитектуры, 1936. - 310 с.
30. Глейк Дж. Хаос : Создание новой науки. СПб.: Амфора, 2001. - 398 с.
31. Горан В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск: Наука, 1984. - 208 с.
32. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. М.: «Дом интеллектуальной книги», 1999. - 336 с.
33. Гуссерль Э. Логические исследования. М.: Харвест, М.: ACT, 2000.-752 с.
34. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. -Л.: Искусство, 1990.-223 с.
35. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л.: Искусство, 1986. - 199 е., ил.
36. Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. — СПб.: «Искусство — СПб», 2002. 304 с.
37. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. - 592 с.
38. Древнегреческо-русский словарь. В 2-х томах. 70000 слов / Составитель И.Х.Дворецкий. М.: Изд-во Иностранных и национальных словарей, 1985. - 1044, 1905 с.
39. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. — М.: Арктогея Центр, 2002. - 418 с.
40. Евин И.А. Принципы функционирования мозга и синергетика искусства // В сб.: Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. — М.: Прогесс Традиция, 2002. -С. 307-321.
41. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970.-124 с.
42. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.43.3анг В.- Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. -М.: Мир, 1999. 335 с.44.3ернов В.А. Цветоведение. М.: Книга, 1972. - 239 е., ил.
43. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964.- 442 с.
44. Измайлов Ч.А., Соколов E.H., Черноризов A.M. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд. МГУ, 1989. — 206с.
45. Каган М.С. Синергетическая парадигма диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия // В сб.: Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс - Традиция, 2002. - С. 28-49.
46. Канаев И.И. Гете как естествоиспытатель Л.: Наука, 1970 - 467 с.
47. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 288 с.
48. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 328 с.51 .Кондратьев К.Я., Федченко П.П. Спектральная отражательная способность и распознавание растительности. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982.-216 с.
49. Ле Карбюзье . Модулор. М.: Стройиздат, 1976. - 239с.
50. Кравков C.B. Цветовое зрение. М.: Изд. АН СССР, 1951.-175 с.
51. Кроновер P.M. Фракталы и хаос в динамических системах. Основы теории. М.: Постмаркет, 2000. 352 с.
52. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин A.A. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости // Техническая эстетика, 1969. №8. - С. 10 - 12.
53. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин A.A. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. - 208с.
54. Кудин П.А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. -СПб.: Рубин, 1997.- 104с.
55. Кудин П.А., Кузмичев В.А. Античный звукоряд как модель в теории цвета и пособие при обучении живописи // Материалы Международной научно-практической конференции:
56. Проблемы современного музыкального образования». — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 23-28. - 0,4 п.л.
57. Леднев В.А., Кузмичев В.А. Методические рекомендации по живописи для поступающих на факультет изобразительного искусства. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -0, 25 п.л.
58. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х томах. -М.;Л.: ACADEMIA, 1935:
59. Леонтьев Д.А., Белоногова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи // В сб.: Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс -Традиция, 2002. - С. 356 - 377.
60. Леушина Л.И. Зрительное пространственное восприятие. — Л.: Наука, 1978.-550 с.
61. Лук А.Н. Научное и художественное творчество сходство, различия, взаимодействие (Из зарубежной литературы о научном и художественном творчестве) // Художественное творчество. - Л.: Наука, 1982. - С. 203 -216.
62. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. -М.: Наука, 1984.-161 с.
63. Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Синергетика, прогноз и управление риском // В сб.: Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс — Традиция, 2002. - С. 378 - 405.
64. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.: Ин-т компьют. исслед., 2002. 656 с.
65. Мастера искусств об искусстве. В семи томах. М.: Искусство, 1965-1970.
66. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М.: Физматгиз, 1958. — 424 е., ил.
67. Миронова Л.Н. Цветоведение. М.: «Вышэйшая школа», 1984. -286 е., ил.
68. Митькин A.A. Электроокулография в инженерно-психологических исследованиях. М.: Наука, 1974. - 141 с.
69. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983. - 375 с.
70. Нюберг Н.Д. Курс цветоведения. М.-Л.: Гизлегпром, 1932. -191с.
71. Оствальд В. Цветоведение. М.-Л.: Промиздат, 1926. - 204 е., ил.
72. Пайтген X.- О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М.: Мир, 1993. - 176 е., ил.
73. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: «Академический проект», 1999. - 394 с.
74. Петров В.М. Дефиниции и измерения в психологии искусства: Структура как средство против субъективизма и операционализма // Эстетика: информационный подход. М.: «Смысл», 1997.-С. 190- 200.
75. Петрович Д. Теоретики пропорций. М.: Стройиздат, 1979. -192с.
76. Пирс Ч.С. Принципы философии. В 2-х томах. СПб.: СПб. Философское общество, 2001. - Т. 1: 224 е., Т.2: 320 с.
77. Платон. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1968 - 1972.
78. Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Иностранная литература, 1957. 535 с.
79. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Эдиториал УРСС, 2002. -288 с.
80. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.
81. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
82. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978.- 256 е., ил.
83. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущений. М.: Медицина, 1965. - 69 е., табл.
84. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерки основных методов. М.: Наука, 1980. - 288 с.
85. Рихтер Л. Основы учения о цвете: Для художников и деятелей художественной промышленности. М.-Л.: Научно-технич. изд-во, 1931.- 132 с.
86. Рубин А.Б. Биофизика. В 2 т. Т.1: Теоретическая биофизика. -М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 448 е.; Т.2: Биофизика клеточных процессов. — 2000. - 468 с.
87. Рунин Б.М. Логика науки и логика искусства // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. - С.114 - 138.
88. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и критики. — М.: Мысль, 1985. 208 с.
89. Саутворт М. Технология цветоведения. М.: Книга, 1983. - 206 с.
90. Семиотика и искусствометрия // Сб. статей М.: Мир, 1972 -364 с.
91. Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб.: «ЛИСС», 1995. - 475 е., ил.
92. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г.Хакеном. Проведено Е.Н.Князевой // Вопросы философии, 2000. №3. - С. 53-61.
93. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 584 с.
94. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. — М.: Прогресс — Традиция, 2004. 560 е., ил.
95. Соколов E.H., Измайлов Ч.А. Цветовое зрение. М.: Изд. МГУ, 1984.- 175 с.
96. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.- 264с.
97. Система, симметрия, гармония/ Под ред. B.C. Тюхтина, Ю.А. Урманцева. М.: Мысль, 1988. - 180с.
98. Степанов Н.И. Концепции элементарности в научном познании. М.: Наука, 1976. - 175 с.
99. Тадеев В.А. От живописи к проективной геометрии. — Киев: Высшая школа, 1988. -232 е., ил.
100. Тимердинг Г.Е. Золотое сечение. Петроград, 1924. - 86с.
101. Толанский С. Удивительные свойства света М.: Мир, 1969136 с
102. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 е., ил.
103. Федоров Н.Т. Общее цветоведение. М.: Объединенное научно-техн. изд., 1939. - 228 с.
104. Хайдеггер М. Положение об обосновании. СПб.: Алетейя, 1999.- 292 с.
105. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
106. Хэмбидж Дж. Динамическая симметрия в архитектуре. М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. - 203 с.
107. Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. - 159 е., ил.
108. Чебраков Ю.В. Методы системного анализа в экспериментальных исследованиях. СПб.: Гос. техн. ун-т, 2000.-116 с.
109. Чернавский Д.С. О методологических аспектах синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс - Традиция, 2002. - С. 50-66.
110. Шаронов В В. Свет и цвет. М.: Физматгиз, 1961.-311 с.
111. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М.: Книга, 1986.-280 с.
112. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256с.
113. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990.-343с.
114. Шредер М. Фракталы, хаос, степенные законы. Миниатюры из бесконечного рая. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. - 528 с.
115. Эстетика : информационный подход. М.: Смысл, 1997. -205 с.
116. Цейзинг А. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и в искусстве. М., 1976.
117. Ярбус A.JI. Роль движений глаз в процессе зрения. — М.: Наука, 1965.- 176 с.
118. Chevreul M. Е. The principles of their applications to the Arts. -London: G.Bell and sons, LTD, 1912. P. 465.
119. Gericke L., Schone К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. BerlineA Henschelverlag, 1970. - 170 s.
120. Judd D. Classic laws of color harmony expressed in terms of the color solid. Inter Society Color Counsil News Letter, 119, 13 (July 1955).
121. Kobayashi, Shigenobu. Coloor Image Scale. Tokyo; New York; London: Kodansha International: 1998. 160 p.;
122. Kolorist. A practical Handbook for Personal and Professional Use. , Tokyo; New York; London: Kodansha International: 1998. - 160 p.
123. Moon P., Spencer D. Aesthetic measure applied to color harmony. J. Opt. Soc. Am., 34, 234 (1944).
124. Munsell A., Sloan L., Godlove I. Neutral value scales I. Munsell neutral value scale. J. Opt. Soc. Am., 23, 394 (1933).
125. Naka K., Rushton W. An attempt to analyses colour reception by electrophysiology. J. Physiol. (London), 185, 556 (1966).
126. Nayatani Y., Tsujimoto A., Ikeda J., Namba S. An appraisal of two-color harmony by paired comparison method (Part 2). Acta Chromatica, 2, 1 (1969).
127. Newhall S., Nickerson D., Judd D. Final report of the O.S.A. subcommittee on the spacing of the Munsell color. J. Opt. Soc. Am., 33,385 (1943).
128. Nickerson D., Newhall S. A psychological color solid. J. Opt. Sac. Am., 33,419(1943).
129. Richter M. The official German Standard Color Chart. J. Opt. Soc. Am., 45,223 (1955).
130. Rushton W. The cone pigments of the human fovea in color blind and normal. Visual Problems of Co lour, 1,71 (1957)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.