Поминальные памятники древних и средневековых кочевников Горного Алтая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Дворников, Эдуард Павлович
- Специальность ВАК РФ07.00.06
- Количество страниц 260
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дворников, Эдуард Павлович
Введение.
Глава I. История изучения и историография поминальных памятников древних и средневековых кочевников Горного Алтая.
Глава II. Описание поминальных памятников древних и средневековых кочевников Горного Алтая.
Глава III. Классификация поминальных оградок и тризн древних и средневековых кочевников Горного Алтая.
Глава VI. Анализ и систематизация инвентаря поминальных объектов.
Глава V. Хронология, периодизация и культурная принадлежность поминальных памятников древних и средневековых кочевников Горного
Алтая.
Глава VI. Эволюция поминальной обрядности древних и средневековых кочевников Горного Алтая.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности и раннего средневековья2009 год, кандидат исторических наук Шелепова, Елена Владимировна
Мировоззрение и социально-политическая организация кочевников Саяно-Алтая поздней древности и раннего средневековья в отечественной историографии второй половины XIX - начала XXI в.2010 год, доктор исторических наук Дашковский, Петр Константинович
Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация2011 год, кандидат исторических наук Серегин, Николай Николаевич
Социальная структура населения Горного Алтая хунно-сяньбийского времени: По материалам погребальных памятников булан-кобинской культуры II в. до н.э. - V в. н.э.2005 год, кандидат исторических наук Матренин, Сергей Сергеевич
Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни2000 год, кандидат исторических наук Степанова, Надежда Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поминальные памятники древних и средневековых кочевников Горного Алтая»
Важным источником по истории и культуре древних и средневековых кочевников Горного Алтая являются поминальные памятники. Они отражают обряды поминального цикла, призванные увековечить память о деяниях соплеменников, героев - воинов, кочевых вождей. На территории Горного Алтая находится огромное количество величественных древних памятников как свидетельство происходивших некогда событий. Естественно, памятники сооружались по определённому канону, ритуальной традиции, уходящей своими корнями в глубь истории. В рамках отдельной культуры в обрядово - ритуальной практике были свои варианты погребения и поминок присущие клановой традиции. Курганы, как погребальные памятники, практически всегда находятся в тесной системе с объектами поминального (ритуального) назначения. После совершения погребения усопшего производили его поминки с ритуальными действиями: разведением огня, пиршеством, жертвоприношением и так далее, для кормления душ умерших. Неотъемлемым элементом поминок было сооружение объектов ритуально-поминального комплекса: оградок, изваяний, стел, ритуальных курганов, балбалов.
Темой данного исследования является изучение выше обозначенных объектов.
Актуальность темы, заключается в том, что поминальные комплексы кочевников Горного Алтая изучались в течение длительного времени многими исследователями в рамках преимущественно одной древнетюркской культуры эпохи раннего средневековья, однако поминальные комплексы существовали в других культурах.
Изучением поминальных объектов в Горном Алтае в прошлом занимались многие исследователи: В.В. Радлов, А.А.Гаврилова, В.Д. Кубарев, A.C. Васютин, М.П. Грязнов, Ю.С. Худяков, A.M. Илюшин, A.C. Суразаков. Однако на сегодняшний день нет обобщающей работы, в которой была бы рассмотрена проблема реконструкции и эволюции, хронологии и культурной принадлежности поминальных памятников древних и средневековых кочевников.
Со времени работы A.C. Васютина, посвященной поминальникам древних тюрок, накоплено значительное количество материалов, которые позволяют дополнить типологию, хронологию и эволюцию оградок, реконструировать поминальную обрядность.
Главной целью настоящей работы является выявление закономерностей эволюции поминальной обрядности древних и средневековых кочевников Горного Алтая.
Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
1. Создание базы данных по исследованным поминальным объектам.
2. Классификация поминальных комплексов.
3. Установление абсолютной хронологии и периодизации поминальных памятников.
4. Определение культурной принадлежности поминальных объектов
5. Реконструкция поминальной обрядности кочевников Горного Алтая в древности и средневековье.
Территориальные рамки продиктованы распространением поминальных памятников древних и средневековых кочевников на территории Горного Алтая. При уточнении хронологии с использованием метода датированных аналогий привлечены материалы культур сопредельных территорий. Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является комплексный подход к археологическому материалу с целью получения наиболее полной информации о поминальной обрядности. Для достижения цели работы использовался системно - структурный анализ, основанный на диалектических принципах взаимосвязи части и целого, а также взаимосвязи частей в целом (Дашковский П.К., 2002, с.5).
В процессе сбора различных источников и первичной их обработки, а также историографического анализа литературы применялись специальные методы истории, археологии, этнографии, источниковедения, архивоведения ( полевые исследования, изучение планиграфии могильников; типология, классификация; метод перекрёстной проверки, метод ретроспекции, статистический, дедуктивный, сравнительно исторический анализ и т.д.)
Хронологические рамки работы соответствуют периодам раннего железа и раннего средневековья: пазырыкской культуре, гунно - сарматскому временени, древнетюркской культуре.
Новизна работы заключается в систематизации и обобщении материалов поминальных памятников в широком хронологическом диапазоне с конца I тыс. до н. э. до конца I тыс. н.э. Впервые проведена единая классификация поминальных объектов. Данная классификация основана на строгой иерархии признаков, что позволило разработать более гибкую классификационную основу, способную с большей точностью определить тот или иной тип и подтип оградки и соответственно ей про датировать. Кроме того, в работе прослежена эволюция поминальных памятников с эпохи раннего железа до раннего средневековья. Степень изученности. Первые научные исследования поминальных памятников были проведены ещё в XIX веке. Были зафиксированы памятники отличные от погребений в виде оградок, площадок, кольцевых выкладок. Оградки подквадратной и подпрямоугольной формы В.В.Радлов назвал « огороженными камнями прямоугольниками» Поскольку в них не было могил, он считал их «местами жертвоприношений» (Радлов В.В.,1989). В 1924-1925 годах исследования на Алтае продолжаются. Впервые при раскопках оградок зафиксированы находки (Кудыргэ, Курай, Туэкта).
Методика раскопок исследователей конца XIX - начала XX вв. в основном была направлена на поиски вещей в заполнении оградок иногда не отличимых от погребальных сооружений. Масштабность исследований, особенно в зоне строительства Чуйского тракта, позволила сделать выводы, подтверждающие специфический характер сооружений в виде оградок, являющихся «своеобразными алтарями» сооружёнными в память о погребённых в соседних курганах (Евтюхова Л.А., 1941). Раскопками, публикацией и анализом материалов кудыргинского могильника было, по существу, положено начало специальному изучению древнетюркских оградок в Горном Алтае (Гаврилова A.A., 1965).
В 1960-е годы открыты новые местонахождения древнетюркских оградок в Юго-Восточном Алтае. С.С. Сорокиным было указано на особое положение юго-восточных районов Горного Алтая, так как они расположены на стыке с территориями Тувы и Монголии.
1970-е годы можно считать началом принципиально нового этапа в исследовании не только оградок, но и вообще всех средневековых памятников Алтая. Изучаются памятники в Сайлюгемской степи (СавиновД.Г.,1982), в бассейнах рек Аргута, Джазатера (Могильников В.А.,1977) и Чуй (Кубарев В.Д.,1981).
В 1980-е годы изучением памятников в Горном Алтае занимаются: A.C. Васютин, Д.Г. Савинов, Ю.С. Худяков, В.Д. Кубарев. Исследовались памятники юго-восточного Алтая, а также на Средней Катуни (Кубарев В.Д. 1978, 1979; Васютин A.C., 1983; Савинов Д.Г., 1983; Худяков Ю.С., 1985).
Группу культовых оградок, округлой и квадратной формы, и выкладок с захоронениями лошадей исследовал в Горном Алтае В.А.Могильников. Он отметил, что классификации, предложенные В.Д. Кубаревым и A.C. Васютиным, «не являются безупречными и одна оградка может содержать признаки разных типов» (Могильников В. А ., 1992, с. 187).
В 1980-е годы велись широкомасштабные археологические исследования на Средней Катуни в зоне планируемого затопления
Катунской ГЭС и как результат, в научный оборот вошли материалы из разновременных памятников Бике, Ороктой-Эке, Эдиган и других.
В данной работе проведена систематизация всех доступных материалов по поминальным оградкам Горного Алтая. Был привлечён обширный фонд источников: археологические памятники (100 разновременных оградок) из 40 пунктов Горного Алтая. Далеко не все оградки имеют полевую документацию и чертежи, по причине утраты, что, в общем, позволяет использовать оградки лишь в статистических подсчётах. Наличие плана и профиля обязательно, поскольку позволяет создать объёмное представление об объекте. В работе привлечены материалы, опубликованные в сборниках статей сотрудников Института гуманитарных исследований Горно-Алтайска, институтов и университетов Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Москвы. Кроме того, включены в круг источников частично опубликованные материалы оградок Айрыдаш I, за что автор выражает особую благодарность A.C. Суразакову. Также в работе использованы материалы автора, отчёты по итогам полевых исследований в Агентство по культурно - историческому наследию РА. Эти материалы содержат необходимый фонд источников для достижения цели и задач настоящего исследования.
Практическая значимость
Результаты исследования будут иметь важную практическую значимость, поскольку систематизированная и обобщённая база данных о поминальных памятниках позволит в дальнейшем привлекать их для анализа вопросов культурогенеза. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов для студентов -археологов, подготовки спецкурсов широкой тематики, написании курсовых и дипломных работ.
Апробация результатов исследования Результаты исследований доложены на заседаниях кафедры археологии, этнологии и источниковедения Горно - Алтайского государственного университета, а также на региональных, всероссийских и международных конференциях в Иркутске ( 1996), Новосибирске ( 2000), Барнауле ( 2001), Горно - Алтайске ( 2002, 2003).
Работа состоит из введения, шести глав и заключения, списка библиографии и приложения в виде чертежей, рисунков.
Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Поминальные комплексы позднего этапа таштыкской культуры2009 год, кандидат исторических наук Поселянин, Александр Иванович
Погребальные памятники скифской культуры конца VII - начала III в. до н.э. на территории Днестро-Прутско-Дунайских степей2007 год, кандидат исторических наук Синика, Виталий Степанович
Культура населения Тувы первой половины 1-го тысячелетия н. э.2001 год, кандидат исторических наук Николаев, Николай Николаевич
Археологические памятники IX-III веков до н. э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник: Феномен пазырыкской культуры2000 год, доктор культурол. наук Марсадолов, Леонид Сергеевич
Тюрки Центральной Азии: социогенез и этнокультурная история (по материалам погребальных и поминальных комплексов второй половины V – XI вв. н.э.)2019 год, доктор наук Серегин Николай Николаевич
Заключение диссертации по теме «Археология», Дворников, Эдуард Павлович
Заключение
Таким образом, в результате проведённого исследования, мы располагаем сейчас хронологически выразительной серией находок из оградок ранних и средневековых кочевников, позволяющей несколько удревнить обычай сооружения оградок, ранее их датировали начиная с V в н.э. Соотнести часть оградок с « шибинцами» и «булан - кобинцами» стало возможно опираясь на материалы памятников Ороктой - Эке, Булан - Кобы IV, Кызыл - Таш I.
Накопление и систематизация материала позволили выделить три периода в сооружении поминальных объектов в рамках исследования. Каждый из выделенных периодов, на наш взгляд, соответствует рамкам культур охваченных в хронологическом диапазоне работы. Под влиянием извне происходила трансформация культуры, вносившая те или иные коррективы и изменения в восприятии кочевниками поминальных объектов, на основе которого менялась конструкционная основа и, несомненно, функциональное назначение.
Основной целью в работе ставилось уточнение вопросов хронологии, типологии, культурной принадлежности исследуемых объектов. Хронологические рамки существования обычая сооружения квадратных и прямоугольных оградок, как уже говорилось, несколько расширена, поскольку во II - I вв. до н.э. данная форма оградок на памятниках уже присутствует, в частности на Средней Катуни. Кроме того, основываясь на более широком хронологическом диапазоне существования оградок, обозначилась проблема типологической классификации. На наш взгляд, в основе новой типологии разработана строгая иерархия признаков, что позволило выделить 4 типа, 52 подтипа оградок. Думается, подобный подход ( имеется ввиду значительное количество подтипов) позволит в дальнейшем избежать ошибок или значительно их сократить, при определении подтипа новой исследованной оградки. Существовавшая ранее типология, как выяснилось, не была столь универсальной и случалось так, что исследованная оградка имела признаки сразу двух или трёх типов. То есть типология в процессе накопления материалов теряла свою логичность, тем не менее, она явилась основой разработки новой типологии, поскольку на наш взгляд, подход взятый в основу формирования типологии был верный.
Кроме того, в работе проведена типологическая классификация так называемых тризнавых объектов: восьмикаменных колец, выкладок, ритуальных курганов. Несомненно, данная типология нуждается в подтверждении на более широкой базе данных, поскольку на сегодняшний день в научном обороте имеется незначительное количество материалов обозначенных объектов. Это связано, прежде всего, с тем, что исследователи зачастую не видят всей важности в публиковании материалов подобных памятников, в ином случае это бы позволило, опираясь на планиграфические данные и результаты раскопок, на более обширном материале, выявить роль обозначенных объектов в погребально - поминальном действе. На основе имеющегося материала типология тризнавых объектов сформирована по различию в формах плана конструкций и её профиля: выделено 7 типов, 20 подтипов тризнавых объектов.
С расширением хронологического диапазона сооружения квадратных и прямоугольных оградок в сторону их удревнения определена культурная принадлежность для ранней группы памятников. Несомненно, первыми строителями подобных форм оградок были носители пазырыкской культуры, на завершающем её этапе, когда новые веяния в культуру, связанные с экспансией хунну достигли Саяно - Алтая.
В работе также прослежена эволюция поминальной обрядности, прежде всего на изменении конструкции поминальных комплексов. Основываясь на конструкционной эволюции нужно сказать, что развитие поминальной обрядности шло в сторону всё большей грандиозности и монументальности. Относительная простота в объектах раннего периода сменяется постепенно достаточно сложным сочетанием различных элементов поминального комплекса. Особо стоит оговориться и обозначить точку зрения автора по поводу назначения оградок. Взвесив основные моменты, касаемые проблемы назначения оградок: планиграфическое расположение относительно других памятников, размеры оградок, наличие стел, изваяний, балбалов, каменных ящиков, углей, керамики, костей, нужно сказать, что оградки - поминальные памятники в честь погребённых в курганах. В защиту подобной точки зрения необходимо отметить, что оградки, количественно, в большинстве своём, соответствуют погребениям в пределах одного комплекса, в частности на могильниках Талдура I и II и Кара-Коба I (Овчинникова Б.Б., 1990,с.9). Встречающиеся кости лошадей, барана, птицы указывают на проведение обряда кормления душ. Действительно, в значительном числе оградок разводили костры, но в них нет кальцинированных костей человека, что исключает на сегодня возможность погребения в оградках по обряду кремации. Точка зрения A.C. Суразакова по поводу сочетания в оградке проведения похорон и поминок, думается, не совсем обоснована и нуждается в подтверждении на более широком материале, поскольку, по его мнению, прах кремированного за пределами оградки, подвешивался в кожаном мешочке к деревянному столбу в центре оградки. По находке наконечника от поясного ремня на памятнике Айрыдаш I А.С.Суразаков предлагает подобную реконструкцию поминального обряда. Тем не менее, в других оградках со столбами в центре не имеется фактов, позволяющих говорить в пользу подобного предположения.
Справедливости ради нужно отметить, что в оградках иногда имеюся элементы, указывающие на погребение, например находка в - образной бронзовой пряжки, находящейся в средней части колоды и погребением лошади за перегородкой на могильнике Кара-Коба I оградка 109, а также гробовища в оградке Ян-Гобо (Джиликидал). Именно не многочисленность подобных фактов может говорить в пользу впускных погребений, хотя с другой стороны сам факт погребения в оградке заставляет думать, что в определённый период оградку могли воспринимать как место для погребения. Этот факт важен потому, что В.А. Могильников указывает на невозможность проведения подкопа для впускного погребения в объекте 109 из-за центрального положения стелы в оградке. Кроме того, на могильнике Кара-Коба I имеется множество курганов, в которых можно совершить впускное захоронение. Впускные захоронения в курганах часто фиксируются на других памятниках. Тем не менее, датировку оградки 109 по в-образной пряжке следует считать оправданой, поскольку, как уже говорилось, имеются доводы синхронности возведения оградки и помещения в неё колоды.
В качестве пожелания на будущее, следует рекомендовать использование анализа углей и деревянных конструкций для датирования без инвентарных памятников. Это важно потому, что датировка по инвентарю зачастую достаточно приблизительная, поскольку спорны сами датировки инвентаря, имеются долгобытующие вещи, узко датированные предметы определяются исследователями часто в разных периодах бытования.
Считаем, что проведённое исследование затронуло некоторые вопросы касаёмые мировоззренческих представлений, зафиксируемых в поминальном обряде древних и средневековых кочевников Горного Алтая. Надеемся, что накопление материалов о поминальных памятниках в дальнейшем лишь подтвердит положения, изложенные в работе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дворников, Эдуард Павлович, 2004 год
1. Амброз A.K. Проблемы раннесредневековой археологии Восточной Европы. Ч. 1. // Советская археология, 1977,- № 3
2. Арсланова Ф.Х. Бобровский могильник. Изв АН Каз ССР, сер. общ. наук, вып.4, Алма-Ата, 1963а.
3. Арсланова Ф.Х. Средневековый могильник у Прииртышья. Общественные науки, вып.III. История, философия, экономика (сб. статей аспирантов и соискателей) Алма-Ата, 19636.
4. Беленицкий A.M. Общие результаты раскопок городища древнего Пенджикента. (1951-1953). -МИА,66. 1958.
5. Бентович И.Б. Находки на горе Муг. МИА, 66.1958.
6. Бобров В.В., Васютин A.C., Васютин С.А. Восточный Алтай в эпоху Великого переселения народов (III VII).- Новосибирск, 2003. -224 с.
7. Бичурин Н.Я (Иакинф) Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена, I. M.-JI. 1950.
8. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С., Керамика из древнетюркского поминальника Биченег // Древности Алтая. -№ 7 Горно-Алтайск, 2001, С. 145-155.
9. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Поминальные памятники древних тюрок на Среднем Енисее по материалам экспедиций XVIII XIX веков // Сибирь в панораме тысячелетий. -Новосибирск, 1998. -T.I. -С.51 - 53.
10. Борисенко АЮ., Худяков Ю.С. Древнетторкские поминальные памятники в Минусинской котловине (по материалам экспедиций XVIII- XIX вв.) // Памятники культуры древних тюрок Южной Сибири и Центральной Азии. -Новосибирск, 1999. -С. 4-22.
11. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Древнетюркские поминальные памятники в Минусинской котловине (по материалам экспедиций XVIII- XIX вв.) .// Четвёртые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. -Омск, 1997,- С. 14-17.
12. Бородовский А.П. Исседование одного из погребально поминальных комплексов древнетюркского времени на Средней Катуни // Археология Горного Алтая,- Барнаул, 1994.-С. 75-82.
13. Васютин A.C. Культовые памятники древних тюрок Горного Алтая. VII-Xbb. н. э.) Автореферат дисс. канд. ист. наук. -Кемерово, 1983а. -16с.
14. Васютин A.C., Илюшин A.M., Елин В.Н., Миклашевич Е.А., Погребения предтюркского времени на могильнике Кок-Паш в Восточном Алтае // Проблемы охраны археологических памятников1. Сибири. 1985. -С. 29-50.
15. Васютин A.C., Елин В.Н., Илюшин A.M., Новые находки предметов вооружения в древнетюркских оградках Горного Алтая. // Военное дело древнего населения Северной Азии: Сб. ст. Новосибирск, 1987.- С. 107 - 114.
16. Васютин A.C. Разведка в бассейне р. Кокоря. АО-1979,- М., 1980. -С. 195.
17. Васютин A.C. Поиски ритуальных сооружений на Алтае. АО-1980, -М„ 1981.-С.171.
18. Васютин A.C. О своеобразии этнической истории населения Горного Алтая в конце I тыс. н.э. (по археологическим материалам). В сб.;
19. Молодые учёные Кузбасса. 60-летию образования СССР (материалы научной конференции).- Кемерово, 1982,- С.104-105.
20. Васютин А.С.Исследования древнетюркских оградок в Горном Алтае. -АО-1981.-М., 1983. -С. 192.
21. Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль в 1966 конца I тыс. до н.э. первых веков нашей эры // Тр. ГКАЭЭ. М.-Л.,1966.-TII. С. 185-291.
22. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово поминальных памятниках Монголии VI - VIIbb. - М., 1966.-152 с.
23. Грач А.Д. Древние кочевники в Центре Азии. М., 1980. -256 с.
24. Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. По материалам исследований 1953-1960 гг.-М., 1961.
25. Грач А.Д. Археологические раскопки в Монгун Тайге и исследования в Ценральной Туве // ТТКАЭЭ,- т.1 - М.-Л.,1960,- Рис. 57,59.
26. Грязнов М.П. Раскопки на Алтае // СГЭ. Л., 1940.- Вып.1.- С. 17-21.
27. Гаврйлова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. -М, Л., 1965. 110 с.
28. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки.- М., 1993. -512 с
29. Глоба Г.Д. Раскопки курганного могильника Белый Бом II // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. -Горно-Алтайск, 1983,- С. 116-126.
30. Горбунова Т.Г Оголовья верховых лошадей тюркской культуры Горного Алтая.// Древности Алтая -№ 9, 2002,- С.91 103.
31. Горбунова Т. Г. Бляхи- подвески конского снаряжения ( по материалам раннесредневековых памятников) // Историко культурное наследие Северной Азии,- Барнаул 2001,- С. 164 -172.
32. Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззений населения Горного Алтая скифского времени. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Барнаул. 2002 - 24 с.
33. Дворников Э.П. Планиграфия скифских могильников долины Себистей // Наследие древних и традиционых культур Северной и Центральной Азии. -Новосибирск, 2000. -Т I. -С.180-181.
34. Дворников Э.П. К хронологии алтайских оградок. // Историко-культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий.- Барнаул.,2001 .-С.360- 361.
35. Дворников Э.П. Основная проблематика в изучении древненюркских оградок в Горном Алтае. // История и культура коренных народов Южной Сибири с древнейших времён до 1917 г. Материалы Межденародной научной конференции. -Горно-Алтайск 2002. -С. 12 -15.
36. Дворников Э.П. Эволюция поминальных сооружений кочевников с VI в. до н.э.- X в н.э. // История и культура коренных народов Южной Сибири с древнейших времён до 1917 г. Материалы Международной научной конференции. -Горно-Алтайск, 2002,- С. 9- 12.
37. Дворников Э.П. Предметы конской упряжи из поминальных оградок древних и средневековых кочевников Горного Алтая // Горный Алтай. Исторический сборник. Выпуск седьмой Горно-Алтайск - Бийск, 2003. -С.16-19.
38. Дворников Э.П. Классификация тризн древних и средневековых кочевников Горного Алтая // Горный Алтай: история, современность, перспективы. Сборник научных статей. Горно Алтайск, 2003. С.З - 8.
39. Дёмин М.А. Первооткрыватели древностей. Барнаул: .Алт. кн. изд -во,1989.-117 с.
40. Евтюхова Е.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии // Материалы и исследования по археологии СССР. -М., 1952. -№24. -С.71-120.
41. Евтюхова Е.А., Киселёв C.B., Отчёт о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935г. // Труды Государственного исторического музея. -М., 1941. -Вып. XVI.
42. Елин В.Н. Восточный Алтай в предтюркское время: Автореф. дисс. канд. ист. наук. -Кемерово, 1987.
43. Илюшин A.M. Новые материалы к проблеме соотношения памятников предтюркского и раннетюркского времени Восточного Алтая. // Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. 1992, С. 212 227
44. Илюшин A.M. Исследования на Пазырыке, посвященные памяти C.B. Руденко // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий.- Новосибирск, 1991. С.23-35.
45. Илюшин А.М., Сулейменов М., Раскопки археологических памятников в долине р. Улаган в 1987-1988 гг. // Известия лаборатории археологии. -Горно-Алтайск, 1997.-Вып. 2.С.93-103.
46. Иванов C.B. Якутские коновязи // Материалы культуры народов Сибири и Севера. -Д., 1976. 221с.
47. Киреев С.М. Тризны и тризновая керамика майминских погребений раннего железного века // Древности Алтая -№ 4,1999,- С.92-99.
48. Кубарев В.Д. Древнетюркский поминальный комплекс на Дьер-Тебе // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. -Новосибирск,1978.С.86-88.
49. Кубарев В.Д. Новые сведения о древнетюркских оградках Восточного Алтая // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск, 1979. С.135-160.
50. Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни). -Новосибирск,1979,- 120с.
51. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. -Новосибирск, 1984. 230 с.
52. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка.- Новосибирск, 1991.-230 с.
53. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992.-220 с.
54. Кубарев Г.В., Журавлёва А.Д., Древнетюркская керамика Алтая // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Археология и этнография. 1998. №3-С. 25-31.
55. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда,- Новосибирск, 1991, -190 с.
56. Кубарев В.Д. Каменные изваяния Алтая. Новосибирск-Горно-Алтайск, 1997. -184 с.
57. Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В., Курганы урочища Бике // Археологические исследования на Катуни. -Новосибирск, 1990 С. 43-95.
58. Кубарев В.Д. Изваяния, оградки, балбалы (о проблеме типологии, хронологии древнетюркских поминальных сооружений Алтая и сопредельных территорий) // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. 2001,- С.24-54.
59. Кызласов JI.P. История Тувы в средние века. -М., 1969,- 211 с.
60. Кызласов Л.Р., Мартынов C.B., Из истории производства посуды в Южной Сибири // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур раннего и средневекового Вастока. М., 1986.
61. Киселёв C.B. Древняя история Южной Сибири. -М., 1951.
62. Кляшторный С.Г. Храм, изваяние и стела в древнетюркских текстах ( к интерпритации Ихэ ханын - норской надписи // Тюркологический сборник. 1974. -М„ 1978 - С. 238 - 255.
63. Ковычев Е.В. Могильник железного века у станции Дараци // По следам древних культур Забайкалья,- Новосибирск, 1983.
64. Кочеев В.А. Курганы могильника Айрыдаш III // Археологические исследования на Катуни. 1990,- С. 210-224.
65. Ковалевская В.Б. Башкирия и Евразийские степи VI-IX вв. (по материалам поясных наборов) // ПАДИУ 1972.
66. Ковалевская В.Б. Поясные наборы Евразии VI-IX вв. Пряжки // САИ, вып. Е 1-2.
67. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.
68. Мамадаков Ю.Т. Новые материалы гунно сарматского времени в Горном Алтае // Алтай в эпоху камня и раннего металла. -Барнаул, 1985,- С. 173 - 198.
69. Мамадаков Ю.Т. О памятниках первой половины I тыс. н.э. в Горном Алтае // Археологические исследования на Алтае. Барнаул, 1987.-С. 197 - 203.
70. Мамадаков Ю.Т. Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс.н.э. Автореферат диссертации канд. ист. наук -Новосибирск, 1990. 19 с.
71. Мамадаков Ю.Т. Ритуальные сооружения булан-кобинской культуры // Археология Горного Алтая. -Барнаул, 1994. С.58-63.
72. Мамадаков Ю.Т. О роли миграции в демографических процессах в Горном Алтае в гунно сарматское время // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. - Барнаул, 19946. - С. 129 - 132.
73. Мамадаков Ю.Т. Колющее оружие булан кобинского населения // Актуальные проблемы сибирской археологии. Тезисы докладов к конференции. - Барнаул, 1996. - С. 75 - 78.
74. Мамадаков Ю.Т. Отражение общественных отношений булан кобинского населения в детских погребениях // Социально -экономические структуры древних обществ Западной Сибири. Материалы Всероссийской научной конференции. - Барнаул, -1997. -С. 159-161.
75. Мамадаков Ю.Т., Марсадолов Л.С., Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., Дёмин М.А., Исследования в урочище Чичке на юго-востоке Алтая // Древности Алтая. -№ 4 Горно-Алтайск, 1999,- С.111-123.
76. Медведев А.Ф. Из истории пластинчатого доспеха на Руси // Советская археология, 2.
77. Мандельштам А.М., Певзнер С.Б., Работы Кафирниганского отряда 1952-1953,-МИА, 66.1958.
78. Могильников В.А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Коба I // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. -Горно-Алтайск, 1994,- С. 279
79. Могильников В.А. Древнетюркские оградки Кара-Коба I // Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. -Горно-Алтайск, 1992. -С.175-212.
80. Могильников В.А. Некоторые аспекты этнокультурного развития ГорногоАлтая в раннем железном веке // Материалы по археологии Горного Алтая.-Горно-Алтайск. 1986,-С.35-67.
81. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках,-Свердловск, 1990.-223 с.
82. Ольховский B.C. Погребально поминальная обрядность населения Степной Скифии (VII в до н.э.- III в до н.э.). -М., 1991.
83. Плетнёва С.А. На славяно-хорезмском пограничье. Дмитровский археологический комплекс. М.: Наука, 1989.
84. Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Солтово маяцкая культура // МИА, № 142- М:. Наука, 1972.
85. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л., 1953.-444с.
86. Радлов В.В. Предварительный отчёт о результатах снаряжённой с Высочайшего соизволения Императорской Академии наук экспедиции для археологического исследования р. Орхона // Сборник трудов Орхонской Экспедиции. Спб., 1892. -Вып.12. -С.1-12.
87. Распопова В.И Металлические изделия раннесредневекового Согда. Л., «Наука», 1980
88. Руденко С.И.Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-.Л., 1.953.
89. Руденко С.И., Глухов А.Н., Могильник Кудыргэ на Алтае // Материалы по этнографии. -Л., 1927.- T.III. -Вып.2.-С. 37-52.
90. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988.
91. Савинов Д.Г. Древнетюркские изваяния Узунтальской степ // Историческая этнография: традиции и современность. JL, 1983.-Вып.П.-С.155-163.
92. Савинов Д.Г., Рева Л.И., К вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы Южной Сибири (могильники Барлык II и Узунтал IV). // Культура древних народов Южной Сибири. -Барнаул, 1993.-С.45-51.
93. Соёнов В.И. К истории изучения памятников гунно-сарматского времени Горного Алтая // Третьи исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск, 1995, ч.1.С.85-90.
94. Соёнов В.И., Эбель A.B., Новые материалы из алтайских оградок // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: археология и этнография. 1996.-№ 3. -С.115-118.
95. Соёнов В.И. Археологический словарь Горного Алтая. -Горно-Алтайск, 1993.
96. Соёнов В.И. Раскопки поминальных сооружений на пазырыкском могильнике Усть Кырлык II // Древности Алтая -№ 11. Горно-Алтайск, 2003. -С. 38 - 44.
97. Соёнов В.И.,Эбель A.B., Ритуальные сооружения могильника Мендур-Соккон I // Известия лаборатории археологии. -Горно-Алтайск, 1997. -№ 2.-С. 103-115.
98. Соёнов В.И., Соёнов М.И., Исследования средневековых поминальных и ритуальных сооружений в Горном Алтае // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока: Тезисы PACK. -Томск, 1992.' С.71-72.
99. Соёнов В.И. Погребальный обряд населения Горного Алтая в гунно сарматскую эпоху. Автореферат диссертации канд. ист. наук. -Барнаул, 1997. - 21с.
100. Соёнов В.И. Археологические памятники Горного Алтая в гунно -сарматскую эпоху ( описание, систематика, анализ). Горно- Алтайск:. Изд. ГАГУ, 2003. - 160 с.
101. Сорокин С.С Материалы к археологии Горного Алтая // Учёные записки ГАНИИИЯл. -Горно-Алтайск, 1969.-Вып.8.-С.84-86.
102. Сорокин С.С Семантика сэргэ (коновязей) и некоторых других памятников кочевого населения лесостепной зоны Азии // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979.-С. 112-116.
103. Сорокин С.С. Цепочки курганов времени ранних кочевников на правом берегу р. Кок-Су (ЮжныйАлтай).// АСГЭ. Вып.16.-Л., 1974
104. Степи Евразии в эпоху средневековья,- М.,1981.
105. Суразаков A.C. Ирбисту I // Проблемы изучения культуры населения Горного Алтая. -Горно-Алтайск, 1988а.-С.22-59.
106. Суразаков A.C. О древнетюркских каменных оградках // Тюркология-88. Фрунзе, 1988.-С.569-570.
107. Табалдиев К.Ш. Курганы средневековых кочевых племён Тянь-Шаня. -Бишкек, 1996. -254 с.
108. Трифонов Ю.И. О берестяных колчанах Саяно-Алтая VI-X вв. в связи с их новыми находками в Туве // Военное дело древнего населения Северной Азии,- Новосибирск:. Наука, 1987,- С. 197.
109. Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С., Сравнительный анализ погребальной и поминальной обрядности средневековых кочевых племён Алтая и Тянь-Шаня // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий,- Горно-Алтайск, 1992,- С. 76 79.
110. Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Древнетюркские поминальные памятники на Тянь-Шане (по материалам исследований Нарынского отряда) // Памятники древнетюркской культуры в Саяно Алтае и Центральной Азии,- Новосибирск, 2000.-С.65 - 85.
111. Фёдоров Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М.,1987,- 216 с.
112. Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш. Древнетюркские поминальные памятники на Центральном Тянь-Шане // Вопросы археологии Казахстана. Алматы Москва, 1998. -Вып.2. -С. 152- 153.
113. Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш. Эволюция поминальной обрядности древних тюрок на Тынь Шане // Верования и культы домусульманской Средней Азии. -М., 1997. -С. 65 - 68.
114. Худяков Ю.С. Вооружение кочевников приалтайских степей в IX-X вв // Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии.-Новосибирск, 1980,- С.115-132.
115. Худяков Ю.С. Вооружение древних тюрок Алтая // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. -Горно-Алтайск, 1984,- С.З -27.
116. Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов.- Новосибирск, 1980,-122 с.
117. Худяков Ю.С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск, 1987.- С.136 162.
118. Худяков Ю.С. Раскопки поминальных сооружений в долине р. Ороктой // Древности Алтая -№ 6, 2001,- С.124 132.
119. Худяков Ю.С., Мороз М.В. Коллекция оружия из могильника Усть- Эдиган //Археологические исследования на Катуни. Новосибирск, 1990.-С.90- 150.
120. Худяков Ю.С., Ким С.А. Древнетюркские поминальные памятники в долине р. Нарын в Туве // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. -С.23 -54.
121. Худяков Ю.С., Плотникова Ю.А., Ким С.А. Древнетюркские поминальные памятники в южной части Убсунурской котловины // Археологические памятники Сибири и Дальнего Востока,-Новосибирск, 1989,- С.142 159.
122. Худяков Ю.С., Плотникова Ю.А. Древнетюркские каменные изваяния в южной части Убсунурской котловины // Археологические, этнографические и антропологические исследования в Монголии. Новосибирск, 1990. -С.111 125.
123. Худяков Ю.С. Древнетюркские поминальные памятники на территории Монголии (по материалам СМИКЭ в 1979-1982 гг.) // Древние культуры Монголии. -Новосибирск, 1985.-С.168-184.
124. Худяков Ю.С. К вопросу о формировании поминальной обрядности средневековых кыпчаков в степях Евразии // Алтай и тюрко-монгольский мир. -Горно-Алтайск, 1995. -С. 149 152.
125. Худяков Ю.С. Дискуссионные вопросы изучения поминальных памятников древних тюрок в Горном Алтае // Древности Алтая. -№ 9. Горно-Алтайск, 2002. -С. 137 153.
126. Худяков Ю.С. Поминальные памятники пазырыкской культуря Горного Алтая // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Материалы международной конференции. -Спб., 1996,- С.87-89.
127. Худяков Ю.С. Проблема генезиса хуннской культуры в Горном Алтае // Древности Алтая.-№ 3, 1998. -С. 97 112.
128. Худяков Ю.С., Бородовский А.П., Раскопки на средней Катуни // ALTAIKA. 1993.-№ З.-С. 17-20.
129. Худяков Ю.С., Скобелев С.Г., Мороз М.В., Археологические исследования в долинах рек Ороктой и Эдиган в 1988 году //Археологические исследования на Катуни. -Новосибирск, 1990. -С.95150.
130. Цэвээндорж Д. Новые данные по археологии хунну // Древние культуры Монголии. -Новосибирск, 1985.
131. Чиндина JI.A. Могильник Релка на средней Оби,- Томск, 1977.
132. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев,- Горно-Алтайск, 1981.
133. Ядринцев Н.М. Описание сибирских курганов и древностей. Древности, IX,2, 3, XI, 2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.