Политико-правовое учение Христиана Томазия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Федюшкина, Арина Игоревна

  • Федюшкина, Арина Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Нижний новгород
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 166
Федюшкина, Арина Игоревна. Политико-правовое учение Христиана Томазия: дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Нижний новгород. 2018. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Федюшкина, Арина Игоревна

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3

ГЛАВА 1

НЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ХУ1-ХУН ВВ.: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ................................................................................................13

§ 1. Германия начала Нового времени......................................................................13

§ 2. Идеи о праве в работах Гуго Гроция и Самуила Пуфендорфа.......................21

§ 3. Критика «охоты на ведьм» в сочинениях ХУ1-ХУП вв..................................38

§ 4. Преподавание юриспруденции в европейских университетах позднего Средневековья и раннего Нового времени..............................................................49

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В УЧЕНИИ ХРИСТИАНА ТОМАЗИЯ................56

§ 1. Христиан Томазий в истории политической и правовой мысли: штрихи

к портрету «отца немецкого Просвещения»............................................................56

§ 2. Учение о праве в работах Христиана Томазия.................................................62

§ 3. Соотношение светской и церковной власти в учении Христиана Томазия о государстве.............................................................................................................85

§ 4. Вопросы декриминализации ереси и колдовства в работах Христиана Томазия.................................................................................................110

§ 5. Вопросы преподавания юриспруденции в работах Христиана Томазия.....129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................139

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................146

Приложение 1...............................................................................................................157

Приложение 2...............................................................................................................160

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовое учение Христиана Томазия»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, возрастающим интересом отечественных ученых к вопросам развития классических концепций правопонимания.

Христиан Томазий (1655-1728) является представителем немецкой школы естественного права, идейным последователем Гуго Гроция и Самуила Пуфендорфа. Томазий - мыслитель кризисного периода развития всей европейской философии, периода перехода от традиционного средневекового интеллектуального дискурса к дискурсу раннего Нового времени, периода становления нового рационалистического философского мышления. Эклектичная и изменчивая политико-правовая мысль Томазия как нельзя лучше отражает процессы изменения взглядов на сущность государства и права в контексте общей смены философской парадигмы.

Осмысление места и роли учения Томазия в развитии европейской политико-правовой мысли дает современным исследователям возможность выявления новых направлений изучения западноевропейской правовой традиции, позволяет наиболее полно и всесторонне отразить развитие концепции юснатурализма в кризисный период развития правовой философии. Особенно значимым изучение идей Томазия для современной науки делает практическая направленность его мысли, а также удачный пример влияния его идей на изменение сложившейся юридической и социальной практики по делам о колдовстве.

Для российской юридической науки наиболее актуальным является изучение той части идейного наследия Томазия, которая посвящена проблеме соотношения власти церкви и государства, а также вопросам свободы вероисповедания, поскольку Российская Федерация как многоконфессиональное светское государство постоянно сталкивается с необходимостью согласования посредством правовых методов интересов различных религиозных групп и всего общества в целом.

Существующий в настоящий момент массив научных знаний о жизни и творчестве Христиана Томазия не отражает его вклад в развитие европейской

политико-правовой мысли конца XVII - начала XVIII в. Таким образом, мы имеем дело с существующим в системе научного знания пробелом, восполнение которого имеет важное теоретическое значение для истории политико-правовых учений.

Степень разработанности темы. В зарубежной историографии изучению работ и личности Христиана Томазия посвящено относительно большое количество статей и монографий. Среди европейских ученых, внесших вклад в изучение мысли Томазия, в первую очередь необходимо отметить немецкоязычных авторов, отразивших в своих работах различные аспекты жизни и творчества Томазия: Х. Лудена, М. Фляйшманна, Р. Кайзера, Г. Симсона, М. Кунеля, Э. Блоха, Э. Ландсберга, Р. Либервирта, В. Шнайдерса. При этом в немецкой интеллектуальной традиции число специально-юридических исследований творчества Томазия невелико, подавляющее большинство работ имеет общеисторический и общефилософский характер.

Существенный вклад в изучение творческого наследия Томазия был сделан в последнее десятилетие группой англоязычных ученых, занимающихся исследованиями политико-правовых идей раннего Нового времени. Среди них необходимо выделить Иена Хантера, выпустившего в 2007 г. монографию «Секуляризация конфессионального государства: политическая мысль Христиана Томазия», в которой автор проанализировал взгляды Томазия по вопросу разграничения светской и церковной юрисдикции. Взгляды Томазия анализируются Иеном Хантером совместно с группой коллег (Томасом Арентом и Франком Грунертом) в контексте зарождения новой интеллектуальной традиции в Европе в период раннего Просвещения.

В 2007 г. Иеном Хантером совместно с Томасом Анертом и Франком Грунертом был выпущен первый английский перевод работ Томазия, посвященных вопросам разграничения светской и церковной власти, а в 2011 г. увидел свет выполненный Томасом Арентом первый перевод на английский язык работ Томазия по естественному праву.

Однако, несмотря на высокий интерес, проявляемый к данной теме зарубежными исследователями, в отечественной историко-правовой науке имя

Христиана Томазия на сегодняшний день остается незаслуженно забытым. Его творчество упоминается в классических учебниках истории политических и правовых учений, где его идеям отводится обычно небольшой параграф между Пуфендорфом и Лейбницем. Специальные исследования ограничиваются изучением двух крайне узких и, по нашему мнению, далеко не самых ярких аспектов его творчества - взаимоотношению права и морали (статья канд. юрид. наук Н.Н. Деева, 1974 г.) и проблеме свободы (единственная работа по этому вопросу - статья д-ра юрид. наук, проф. Ю.Я. Баскина, 1999 г.).

Взгляды Томазия кратко анализируются также в отдельных диссертационных исследованиях (В.А. Жучкова, Л.Н. Каратаевой, Н.Г. Рябченко). Из упомянутых диссертационных исследований наиболее глубоким представляется анализ творчества Томазия, приведенный в диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук В.А. Жучкова «Предыстория немецкой классической философии. От Лейбница к Канту», однако в данной работе взгляды Томазия анализируются с общефилософских позиций, юридический аспект воззрений Томазия остается за рамками указанного диссертационного исследования.

Стоит отметить, что во всех упомянутых русскоязычных работах, за исключением статьи Ю.Я. Баскина и диссертации В.А. Жучкова, авторы не анализируют непосредственно источники - тексты работ самого Томазия, они отсылают к зарубежной, в подавляющем большинстве немецкоязычной, историографии.

Непосредственный анализ самих работ Томазия мы находим только в дореволюционной отечественной литературе, однако и здесь приходится довольствоваться лишь беглым рассмотрением взглядов Томазия, выполненным классиками отечественной юридической науки для целей учебного курса политических и правовых учений.

Из дореволюционных сочинений о Томазии, изданных на русском языке, необходимо также упомянуть переведенную с немецкого работу И.К. Блунчли «Антропологические очерки учений о праве и государстве», которая, однако, имеет более описательно-биографических характер.

Таким образом, сколько-нибудь обширных специальных исследований по заявленной теме диссертационного исследования на русском языке не существует. Более того, изученная нами зарубежная литература позволяет утверждать, что роль Христиана Томазия в изменении германской юридической практики конца XVII в. и его влияние на развитие философско-правовых идей также не нашли должного осмысления в научной литературе.

Объектом исследования является политико-правовая мысль Западной Европы начала Нового времени.

Предмет исследования составляют политико-правовые идеи и взгляды Томазия. При этом вопросы нравственной философии, любовной этики и иные общефилософские проблемы не включаются диссертантом в предмет исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является системное рассмотрение политико-правовых идей Христиана Томазия в контексте развития западноевропейской политико-правовой мысли раннего Нового времени. Для достижения обозначенной цели диссертантом были поставлены следующие исследовательские задачи:

1) выявить общеисторические предпосылки становления и развития политико-правового учения Христиана Томазия;

2) охарактеризовать место и значение политико-правовых взглядов Христиана Томазия в их связи со взглядами ближайших идейных предшественников, современников и последователей;

3) критически обобщить взгляды Христиана Томазия на природу и сущность естественного права, на соотношение светской и церковной юрисдикции, его идеи по вопросам декриминализации ереси и колдовства, а также его позицию в деле реформирования университетского преподавания юриспруденции.

Источниковая база исследования. Отсутствие перевода основных произведений Томазия на русский язык предопределило необходимость обращения диссертанта к текстам первоисточников на языках оригинала: немецком, английском, латыни, включая ранее не переведенные на русский язык

работы Х. Томазия, С. Пуфендорфа, Г.В. Лейбница, Ф. Шлее, Ф. Меланхтона.

Диссертантом выполнен перевод ключевых положений политико-правовых сочинений Христиана Томазия, в частности работ «Установления божественной юриспруденции» (1688), «О праве евангелических князей в богословских спорах» (1696), «Является ли ересь преступлением?» (1697), «Краткие тезисы о преступлении колдовства» (1701), «Основы естественного права и права народов» (1705)и других.

Для наиболее точного понимания смысла первоисточников диссертантом при изучении текстов использовались все доступные варианты переводов, в том числе современные английские работы. При этом, в случае расхождения латинского, немецкого и английского текстов и при наличии нескольких вариантов их интерпретации, предпочтение отдавалось толкованию, следующему из дословного перевода наиболее раннего издания первоисточника на языке автора.

Полная сводная хронологическая таблица всех использованных первоисточников с переводом их названий на русский язык содержится в Приложении 1.

Выполненный диссертантом перевод ключевых положений работы Томазия «Основы естественного права и права народов» приведен в Приложении 2 диссертационного исследования.

Теоретическая основа исследования. Помимо обозначенного круга первоисточников и работ, посвященных непосредственному анализу взглядов Томазия, диссертантом также использовалась обширная историография, включающая сочинения Г.-Х. Гадамера, В. Дильтея, Ю. Хабермаса, М. Блока, Л. Февра, сформировавшая теоретическую основу исследования.

Кроме того, диссертантом при проведении исследования были проанализированы работы Ю.Я. Баскина, П.П. Гайденко, П.Н. Галанзы, В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова, И.Ю. Козлихина, Д.И. Луковской, Н.И. Малышевой, В.С. Нерсесянца, О.А. Омельченко, Л.А. Петрушенко, посвященные анализу западноевропейской политико-правовой мысли раннего Нового времени, а также сочинения А.Я. Гуревича, Д.С. Занкова, Г.Ч. Ли,

С.Г. Лозинского, посвященные рассмотрению колдовских процессов как западноевропейского социокультурного феномена раннего Нового времени.

Научная новизна. Настоящее исследование является первым в отечественной историографии специальным политико-правовым исследованием творчества Томазия, что обусловливает его научную новизну. Диссертантом проводится комплексное исследование политико-правовых взглядов Томазия, выявляются предпосылки формирования его взглядов на право и государство, обозначаются факторы, повлиявшие на успешную реализацию ключевых идей Томазия в общественной и юридической практике. Диссертантом впервые приводится цельная концепция становления политико-правовых взглядов Христиана Томазия, в соответствии с которой проводится периодизация его творчества.

Впервые в отечественной юридической науке рассматривается вклад Томазия в развитие идеи свободы вероисповедания и формирование модели секулярного государства, а также в изменение юридической практики по делам о колдовстве и ереси. В научный оборот вводятся пятнадцать ранее не исследованных в отечественной науке работ Христиана Томазия в авторском переводе.

Кроме того, диссертантом в контексте отражения преемственности в развитии политико-правовых идей раннего Нового времени анализируются работы не известных ранее отечественной юридической науке мыслителей, повлиявших на становление мысли Томазия. Юридический анализ ключевого сочинения Ф. Шлее, впервые выполненный диссертантом в настоящей работе, открывает перспективы для дальнейших научных исследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные по результатам проведенного диссертационного исследования, позволяют обогатить юридическую науку. Введение в научный оборот ранее не изученных первоисточников дает возможность для открытия новых направлений исследования в истории политических и правовых учений.

Результаты исследования могут использоваться с целью дополнения программ учебных курсов «Истории политических и правовых учений», «Теории

государства и права», а также иных специальных курсов в рамках истории и теории государства и права.

Методологическая основа настоящего диссертационного исследования определяется спецификой его цели и задач. Диссертантом используются диалектический и материалистический методы научного познания, позволившие рассмотреть политико-правовое учение Христиана Томазия в его развитии и взаимосвязи с другими политико-правовыми учениями раннего Нового времени, а также выявить влияние исторического контекста на формирование политико-правового учения Томазия.

Для научного анализа политико-правовых взглядов Христиана Томазия, а также его ближайших идейных сторонников диссертантом на различных этапах исследования были использованы общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, системный подход и др.).

Среди специально-юридических методов исследования особую роль сыграли методы юридической герменевтики и сравнительно-правового анализа.

Необходимость использования большого числа ранее не изученных источников на языках оригинала обусловливает ключевое значение герменевтического метода познания в структуре методологии настоящего исследования.

Научная интерпретация сочинений Христиана Томазия, проводимая диссертантом, подчиняется методологическому принципу герменевтического круга, согласно которому познание целого и его индивидуальных частей возможно только в их взаимосвязи, поэтому для формирования научно обоснованных выводов о политико-правовой концепции Томазия как части новоевропейской политико-правовой мысли диссертант обращается к рассмотрению исторического контекста, в котором данная концепция сформировалась: сочинения Томазия интерпретируются в связи с историей его жизни, окружавшей его интеллектуальной средой, общественно-политическими событиями его времени, идеями предшественников и современников.

Помимо методологических приемов юридической герменевтики

диссертантом активно используется метод сравнительно-правового анализа, который позволяет выявить генетическую связь политико-правовой концепции Христиана Томазия с иными политико-правовыми идеями, а также проследить историческую последовательность в развитии новоевропейской политико-правовой мысли. Метод сравнительно-правового анализа применяется диссертантом в процессе рассмотрения идей Томазия о необходимости декриминализации ереси и колдовства в сравнении с работами других критиков «охоты на ведьм».

На защиту выносятся следующие положения:

1. В результате проведенного анализа идейного наследия Христиана Томазия в его творчестве выделяются три периода: начальный (до 1688 г.), с преобладанием традиции схоластической юриспруденции; «общежительный» (1688-1705 гг.), с акцентом на упорядочивающе-общежительное предназначение права; «нравственный» (после 1705 г.), с акцентом на нравственные начала правоведения.

2. Утверждается фундаментальное для всей политико-правовой мысли Томазия значение вывода о необходимости разделения философии и теологии и следующего из него положения о недопустимости вмешательства теологии в сферы этики и юриспруденции, сделанного им в работе «Institutionis шrisprudentia devinae». Данное утверждение, сформированное Томазием в общежительный период творчества, становится исходным для рассмотрения прав князей в религиозных вопросах.

3. Выявляется, что в работах, посвященных правам князей, Томазий предпринимает попытку построения модели секулярного государства, в котором правовой основой разрешения различных межконфессиональных конфликтов должно стать ^ tolerandi. Проводится четкая граница между государством и церковью, которая не является частью государства, а существует в нем как свободное сообщество верующих, связанных не властными отношениями, а любовью к Богу и своему ближнему. Церковь, таким образом, является в данной модели саморегулируемой организацией внутри государства, устанавливающей для себя внутренние нормы, которые не должны посягать на внешний мир, и не

имеющей правомочий на применение мер принуждения.

4. Прослеживается формирование в работах Томазия концепции допустимости регулирования светской властью вопросов отправления религиозного культа, которая берет свое начало из утверждения о договорной природе государства. В этой связи право светских правителей на принятие решения в религиозных вопросах обусловливается необходимостью достижения цели государственного союза, то есть поддержанием внешнего мира.

5. Отражаются общеправовые и философские предпосылки утверждения в работах Томазия свободы вероисповедания, неотделимой от личности человека и выводимой из его разумной природы. Основанием свободы вероисповедания у Томазия является утверждение о неподвластности индивидуальной внутренней веры человека никаким внешним силам и невозможность ее изменения под влиянием принуждения, поскольку она связана с разумом каждого конкретного индивида. В связи с этим, полномочия христианских князей в отношении религиозных дел в концепции Томазия никоим образом не могут затронуть христианские свободы сообщества верующих, поскольку касаются только внешних обрядовых вопросов.

6. Необходимость декриминализации ереси и колдовства у Томазия является естественным продолжением идеи о свободе вероисповедания. Ересь, рассматриваемая Томазием, как заблуждение разума, имеющее своей первопричиной порок воли, не может признаваться наказуемым деянием, так же как и любые иные пороки, любой образ мысли, хотя и выразившийся в действии, но не причинивший вреда государству. Колдовство же не может быть наказуемо, поскольку отрицается сама реальность его существования.

7. Прослеживается эволюция взглядов Томазия на природу естественного права. Если в общежительный период Томазий под влиянием идей Гроция и Пуфендорфа рассматривает сущность права в отрыве от нравственности, то поздние взгляды Томазия на естественное право характеризуются формированием единой этико-правовой регулятивной системы, в которой наивысшая добродетель достигается при соблюдении требований «честного» (honestum), а наименьшая,

минимально необходимая для внешнего мира в обществе, - при соблюдении правовых требований в узком смысле (iustum). Посередине между этими двумя крайностями находятся переходные предписания «достойного» (decorum), которые имеют двоякий характер.

8. В идеях Томазия отражаются признаки возникновения нового типа мышления, характерного для эпохи модерна. Секуляризация государства и права, отрицание существования колдовства, реформирование университетского образования - все это черты новой интеллектуальной традиции, пришедшей на смену мировоззрению Средневековья.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные по результатам диссертационного исследования, прошли апробацию в рамках докладов диссертанта на научно-практических конференциях, таких как Международная конференция «Инновации в государстве и праве России» (24-25 апреля 2014 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского); Всероссийская конференция «Правовое развитие России: принципы, стратегии, механизмы» в рамках научного форума «Правовые чтения на Большом Каретном - 2014» (30 октября 2014 г., Москва); Региональная конференция XIX Нижегородская сессия молодых ученых (22 октября 2014 г., Н. Новгород) и других.

Кроме того, основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в восьми опубликованных работах диссертанта, пять из которых представлены в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, а также используются соискателем ученой степени при подготовке и проведении семинарских занятий, при разработке учебно-методических работ по курсам «История политических и правовых учений», «История государства и права зарубежных стран».

Структура работы представлена введением, двумя главами, разделенными на девять параграфов, заключением, списком литературы и приложениями.

ГЛАВА 1

НЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ХУ1-ХУ11 ВВ.: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Приступая к изучению того или иного историко-правового вопроса, исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью описания и анализа той исторической среды, в которой существовал и развивался конкретный исторический феномен. Здесь мы разделяем позицию Марка Блока, утверждавшего, что характеристика времени - необходимая составляющая любого исторического исследования. Историк, желающий понять и сделать понятными для других идеи каких-либо мыслителей, прежде всего, «должен поместить их в среду, окунуть в умственную атмосферу того времени, когда существовали духовные проблемы, уже, собственно, не являющиеся нашими проблемами»1. Рассмотрение исторических процессов только с точки зрения современного наблюдателя неизбежно приводит к их искажению, поскольку исследователь, живущий во времени настоящем, всегда рассуждает, исходя из своего миропонимания, зачастую экстраполируя свой опыт на иную историческую реальность и игнорируя важные аспекты развития той или иной идеи, поэтому никакой исторический феномен, никакая идея прошлого не может быть объяснена вне ее времени, в отрыве от экономической, социальной и духовной действительности соответствующего исторического периода.

Таким образом, прежде чем приступать к исследованию творчества Христиана Томазия, мы считаем необходимым дать характеристику его времени и проанализировать наиболее значимые идеи, повлиявшие на становление его политико-правовых взглядов.

$ 1. Германия начала Нового времени

Временной отрезок, в который довелось жить герою нашего исследования, пришелся на окончание периода кризиса средневековой парадигмы и перехода к

1 БлокМ. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. С. 25.

новоевропейской интеллектуальной традиции. Исторические процессы, протекавшие на протяжении ХУ1-ХУП вв., привели к изменению экономического, социального и государственно-правового облика Европы.

Предвестником и главным импульсом подобных изменений стало провозглашение идеалов итальянского Возрождения, поставившего в центр внимания человека, рассматриваемого не с точки зрения своей коллективной принадлежности, а в качестве индивидуальности. Гуманистические идеалы Возрождения, поставившие под сомнение традиционную средневековую картину мира и традиционную религиозность, дали толчок для зарождения реформационных идей, сделали возможным их повсеместное распространение и глубокое восприятие различными слоями европейского общества.

Реформация, провозгласившая индивидуалистические начала истинной христианской религиозности, стала не просто поводом для выделения иной христианской конфессии, но и ознаменовала переход к новой социокультурной парадигме, заложила основу для изменения взглядов на соотношение светской и церковной власти и становления модели секулярного государства.

Как фактор зарождения новой религиозной традиции реформация была предвосхищена всей десятивековой историей папства, деградация которого к XVI в. достигла поражающих воображение масштабов. О нравственном уровне глав римской католической церкви свидетельствуют многочисленные примеры, приводимые историками2. К началу XVI в. Римско-католическая церковь перестала восприниматься человеком как нравственный авторитет и даже наоборот выступала примером порока, невежества и развращенности.

2 Фаворитизм, продажа должностей, спекуляция, борьба за экономическое влияние с крупными торговыми династиями, неподъемные повинности, собираемые с населения и поступающие в личное распоряжение Папы и папских племянников, внебрачные дети, продажа индульгенций -все это характеристики правлений Римских Пап. Про Папу Иннокентия VIII говорили, что он «настоящий папа Рима (поскольку улицы столицы мира кишат его детьми и он усердно заселяет землю)». Естественно, такое положение вещей, характеризующее всю полноту нравственного падения Римской католической церкви, не могло не вызвать соответствующего отношения. К примеру, о реакции горожан на смерть Папы Сикста IV С.Г. Лозинский пишет так: «когда Сикст IV умер, в Риме начался погром <...> по городу шли демонстрации и во многих местах красовалась надпись: «Радуйся, Нерон, даже тебя в порочности превзошел Сикст». См.: Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

По итогам реформации, закрепленным в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, устанавливалось право непосредственных подданных империи (то есть князей, минестериалов, имперских и вольных городов) свободно определять свое вероисповедание. Таким образом, действовало негласно утвержденное правило «чья власть, того и вера» («cujus regio, ejus religio»)3, дававшее князьям и городам право устанавливать религию своих подданных. Всем подданным, не разделявшим религию своего господина, предоставлялось право на эмиграцию. В имперских городах со смешанным католическим и лютеранским населением закреплялся принцип паритета, то есть равенства в отправлении религиозных культов. Кроме того, закреплялись результаты секуляризации церковного имущества, произведенной до 1552 г., а для защиты оставшихся владений католической церкви была сформулирована «духовная оговорка», согласно которой за католической церковью сохранялись те владения, хозяева которых решили уже после заключения Аугсбургского мира перейти в лютеранство4.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федюшкина, Арина Игоревна, 2018 год

Источники

1. Вейер, И. О проделках демонов / И. Вейер // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре. - Москва : Просвещение, 1999. - 560 с.

2. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. - Москва : Ладомир, 1994. - 868 с.

3. Шпренгер, Я. Молот ведьм: против ведьм и ереси их наимощнейшее оружие в трех частях / Я. Шпренгер, Г. Крамер. - Москва : Эксмо, 2011. - 400 с.

4. Салическая правда / пер. Н. П. Грацианского. - Москва : б. и. -1950. - 169 с.

5. Spee, F. von Langenfeld Cautio Criminalis, or a Book on Witch Trials / translated by Markus Hellyer. - University of Virginia Press, 2012. - 233 p.

6. Confessio oder Bekantnus des Glaube[n]s etlicher Fürsten vn[d] Stedte, vberantwort Keiserlicher Maiestat, zu Augspurg, Anno 1530. - S. 29-30. -Mode of access : https://bavarikon.de/object/BSB-HSS-00000BSB00038063 (accessed 20.01.2018).

7. The Formula of Concord // The Creeds of Christendom, with a History and Critical Notes. Vol. III. The Evangelical Protestant creeds, with translations / edited by Philip Schaff. - New York ; London : Harper & bros, 1919. - P. 93-180. - Mode of access : http://www.ccel.org (accessed 20.01.2018).

8. Leibniz, G. W. Sämtliche Schriften und Briefe / G.W. Leibniz ; hrsg. von der Berlin-Brandenburgischen Akademie der Wissenschaften und Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Bd. 6 (1695-1697). - Berlin: Akademie Verlag, 2008. - 906 S.

9. Luther, M. Von weltlicher Obrigkeit, wie weit man ihr gehorsam schuldig sei, 1523 / M. Luther // D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. 11. -Weimar : Böhlau. - 1966. - S. 245-281.

10. Pufendorf, S. De officio hominis et civis juxta legem naturalem libri duo, 1682 / S. Pufendorf ; translated by Frank Gardner Moore. Oceana publications inc. Wildy

&Sons ltd. - Ney York, U.S.A. ; London. - 1964. - 262 p.

11. Pufendorfi, S. De habitu religionis Christianae ad Vitam Civilem / S. Pufendorfi. - Bremae, 1687. - 224 p.

12. Spee, F. Cautio Criminalis seu de processibus contra sagas liber, das ist Peinliche Warschawung von Anstell: und Fühung des Processes gegen die angegebene Zauber, Hexen und Unholden / F. Spee. - Frankfurt am Mayn, 1649. - 317 S.

13. Thomasii, C. Drey Bücher der Göttlichen Rechtsgelahrheit / C. Thomasii. -Hall im Magdeburgischen : Renger, 1709. - 62 S.

14. Thomasius, C. Das Recht evangelischer Fürsten in theologischen Streitigkeiten / C. Thomasius. - Halle, 1699. - 208 S.

15. Thomasius, C. Doppelte Glückseligkeit Branderburgischer Untertanen / C. Thomasius // Außerlesene und in Deutsch noch nie gedruckte Sriften. - Halle in Magdeburg, 1705. - 478 S.

16. Thomasius, C. Einleitung zur der Vernunfft-Lehre / C. Thomasius. - Halle in Magdeburg, 1699. - 297 S.

17. Thomasius, C. Essays on church, state and politics, edited by Christian Thomasius / C. Thomasius. - Indianapolis, 2012. - 336 p.

18. Thomasius, C. Gedanken vom Rechte eines christlichen Fürsten in Religionssachen / C. Thomasius. - Helmstedt, 1724. - 50 s.

19. Thomasius, C. Institutes of Divine Jurisprudence / C. Thomasius ; with Selections from Foundations of the law of Nature and Nations, edited, translated, and with an introduction by Thomas Ahnert. - Indianapolis : Liberty Fund, 2011. - 659 S.

20. Thomasius, C. Ob Ketzerei ein straffbares Verbrechen sei / C. Thomasius // Außerlesene und in Deutsch noch nie gedruckte Sriften. - Halle in Magdeburg, 1705. - S. 210-307.

21. Thomasius, C. Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nothing / C. Thomasius // Ausgewählte Werke, Band 13. - Hildesheim-Zürich-New York : Georg Oms Verlag, 2005. - 393 S.

22. Thomasius, C. Vom Laster der Zauberei. Über die Hexenprozesse / C. Thomasius ; herausgegeben, überarbeitet und mit einer Einleitung versehen von Rolf

Lieberwirth. - München : deutscher Taschenbuch Verlag, 1986. - 415 S.

23. Thomasius, C. Vom Recht evangelischer Fürsten in Mitteldingen / C. Thomasius // Außerlesene und in Deutsch noch nie gedruckte Sriften. - Halle in Magdeburg, 1705. - S. 76-209.

24. Thomasius, С. Über die Folter: Untersuchungen zur Geschichte der Folter / С. Thomasius ; Übersetzt und herausgegeben von Rolf Lieberwirth. - Weimar, 1960. -197 S.

25. Wier, J. Von verzeuberungen... / J. Wier. - Basel, 1565. - 1107 S.

Научная и учебная литература

26. Баскин, Ю. Я. Очерки философии права: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» / Ю. Я. Баскин Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. - 144 с.

27. Баскин, Ю. Я. Проблема свободы в философии права Христиана Томазия / Ю. Я. Баскин // Правоведение. - 1999. - № 2 (225). - С. 34-38.

28. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. - Москва : Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. - 622 с.

29. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. - Москва : «Наука». - 1986. - 259 с.

30. Блунчли, И. К. Антропологические очерки учений о праве и государстве: I, II. Гроций. Томазий / И. К. Блунчли. - Петербург : Н.И. Ламанский, 1867. - 76 с.

31. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. - 3-е изд., доп. и испр. - Москва : Центр гуманитарных инициатив ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2016. - 649 с.

32. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: Основы философской Герменевтики / Г.-Г. Гадамер. - Москва : Прогресс, 1988.- 704 с.

33. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. - Москва : Центр гуманитарных инициатив ; Санкт-

Петербург : Университетская книга, 2012. - 454 с.

34. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв. : антология / под ред. И. Т. Касавина. - Москва : Канон+, Реабилитация, 1999. - 863 с.

35. Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Г. Графский. - Москва : Норма : Инфра-М, 2000. - 730 с.

36. Графский, В. Г. История политических и правовых учений / В. Г. Графский. - Москва : Проспект, 2005. - 595 с.

37. Гревцов, Ю. И. Энциклопедия права: учебное пособие / Ю. И. Гревцов, И. Ю. Козлихин ; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Юридический фак. - Санкт-Петербург : Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008. - 771 с.

38. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. -Москва : Центр гуманитарных инициатив ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2014. - 432 с.

39. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. - Москва : Искусство, 1990. - 395 с.

40. Деев, Н. Н. Разграничение права и морали в естественно-правовом учении Христиана Томазия / Н. Н. Деев // Проблемы государства и права на современном этапе. Труды научных сотрудников и аспирантов. - Москва : Изд-во ИГиП АН СССР, 1974. - Вып. 8. - С. 55-63.

41. Демонология эпохи Возрождения (ХУ1-ХУП вв.) / пер. с англ., лат., нем., франц. ; общая ред. и сост. М. А. Тимофеева. - Москва : Издательство «Российская политическая энциклопедия», 1995. - 464 с.

42. Дильтей, В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей. - Москва : «Три квадрата», 2004. - 418 с.

43. Историческое и логическое в познании государства и права / под ред. А. И. Королева ; Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1988. - 156 с.

44. История Германии : учебное пособие в 3 т. Т. 1: С древнейших времен до создания Германской империи / под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. -

Москва : КДУ, 2008. - 544 с.

45. История государства и права : учебник для ун-тов и юрид. вузов : в 3 т. / под общ. ред. П. Н. Галанза и З. М. Черниловского. - Москва : Госюриздат, 1961. -Т. 3. - 654 с.

46. История политических и правовых учений : учебник / отв. ред. О. Э. Лейст. - Москва : Зерцало-М, 2004. - 565 с.

47. Козлихин, И. Ю. Избранные труды / И. Ю. Козлихин. - Санкт-Петербург : Юридический центр-Пресс, 2012. - 583 с.

48. Козлихин, И. Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта / И. Ю. Козлихин. - Санкт-Петербург : Юрид. центр Пресс, 2002. - 381 с.

49. Коркунов, Н. М. История философии права / Н. М. Коркунов. - Москва : URSS, 2010. - 431 с.

50. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф ; пер. с фр. ; общ. ред. Ю. Л. Бессмертного ; послесл. А. Я. Гуревича. - Москва : Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 372 с.

51. Ли, Г. Ч. История инквизиции в Средние века. Т. 1 / Г. Ч. Ли ; под ред. С. Г. Лозинского ; пер с фр. А. В. Башкирова. - Санкт-Петербург : Брокгауз-Ефрон, 1911. - 627 с.

52. Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. : учебное пособие / под ред. и с предисл. А. Е. Москаленко ; вступ. статья, пер. и примеч. Г. И. Липатниковой ; Воронеж. гос. пед. ин-т. - Воронеж, 1973. - 157 с.

53. Лозинский, С. Г. История папства / С. Г. Лозинский. - Москва : Политиздат, 1986. - 382 с.

54. Луковская, Д. И. Предмет и методология истории политических и правовых учений / Д. И. Луковская // Правоведение. - 2007. - № 3. - С. 197-211.

55. Луковская, Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект / Д. И. Луковская. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1985. - 161 с.

56. Наука теории и истории государства и права в поисках новых методологических решений : коллективная монография / Д. И. Луковская [и др.]. -

Санкт-Петербург : Астерион, 2012. - 482 с.

57. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений : учебник / В. С. Нерсесянц. - Москва : Норма, 2009. - 703 с.

58. Нерсесянц, В. С. Право и закон: Из истории правовых учений / В. С. Нерсесянц. - Москва : Наука, 1983. - 366 с.

59. Новгородцев, П. И. Из лекций по истории философии права : учения Нового времени XVI-XVIII вв. / П. И. Новгородцев. - Москва : изд. студента И. Власова, 1901. - 149 с.

60. Омельченко, О. А. История политических и правовых учений: история учений о государстве и праве : учебник для вузов / О. А. Омельченко. - Москва : Эксмо, 2006. - 575 с.

61. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г. / под ред. И. М. Кривогуза, М. А. Когана, Р. С. Мнухиной, И. В. Ковалева. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 358 с.

62. Петрушенко, Л. А. Философия Лейбница на фоне эпохи / Л. А. Петрушенко. - Москва : Альфа-М, 2009. - 510 с.

63. Прокопьев, А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648 /

A. Ю. Прокопьев. - Санкт-Петербург : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. - 382 с.

64. Сидорова, Н. А. Основные проблемы истории университетов в средние века в освещении современной буржуазной историографии / Н. А. Сидорова // Средние века. - 1963. - Вып. 23.

65. Спекторский, Е. В. Проблема социальной физики в XVII столетии : в 2 т. / Е. В. Спекторский. - Санкт-Петербург : Наука, 2006. - 448 ; 530 с.

66. Стандарты научности и homo juridicus в свете философии права : материалы пятых и шестых философско-правовых чтений памяти академика

B. С. Нерсесянца / Ин-т государства и права Российской акад. Наук ; отв. ред. В. Г. Графский. - Москва : Норма, 2011. - 223 с.

67. Суворов, Н. С. Средневековые университеты / Н. С. Суворов. - Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. - 245 с.

68. Февр, Л. Бои за историю : сборник статей / Л. Февр. - Москва, 1991. - 629 с.

69. Чичерин, Б. Н. История политических учений : в 3 т. / Б. Н. Чичерин. ; подг. текста, вступ. ст. и коммент. И. И. Евлампиева. - Санкт-Петербург, 2008. -Т. 2. - 752 с.

70. Шершеневич, Г. Ф. История философии права : монография / Г. Ф. Шершеневич. - Санкт-Петербург : Лань, 2001. - 526 с.

71. Ahnert, T. De sympathia et antipathia rerum: natural law, religion and the rejection of mechanistic science in the works of Christian Thomasius / T. Ahnert // Early Modern Natural Law Theories: Context and Strategies in the Early Enlightenment. -Springer, 2003. - P. 257-277.

72. Bauer, A. Lehrbuch des Naturrechts / A. Bauer. - Göttingen, 1825. - 415 S.

73. Behringer, W. Hexen: Glaube, Verfolgung, Vermarktung / W. Behringer. -München : C.H. Beck Verlag, 2000. - 116 S.

74. Berman, H. J. Law and Revolution, II: The Impact of the Protestant Reformations on the Western Legal Tradition (v. 2) / H. J. Berman. - The Belknap Press of Harvard University Press, 2003. - 522 p.

75. Bloch, E. Christian Thomasius, ein deutscher Gelehrter ohne Misere / E. Bloch. - Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1968. - 71 S.

76. Broedel, H. P. The Malleus Maleficarum and the construction of witchcraft / H. P. Broedel. - Manchester and New York : Manchester University Press, 2003. - 209 S.

77. Dillinger, J. «Evil people». A Comparative Study of Witch Hunts in Swabian Austria and the Electorat of Trier / J. Dillinger. - University of Virginia Press, Charlottesville and London, 2009. - 312 p.

78. Dillinger, J. Hexen und Magie. Eine historische Einfürung / J. Dillinger. -Frankfurt : Campus Verlag, 2007. - 197 S.

79. Dresen-Coenders, L. Antonius Praetorius // Vom Unfug des Hexen-Processes. Gegner der Hexenverfolgung von Johann Weyer bis Friedrich Spee, hrsg. von Hartmut Lehmann und Otto Ulbricht (Wolfenbütteler Forschungen, Bd. 55). -Wiesbaden, 1992. - 398 S.

80. Eskildsen, K. R. Christian Thomasius, invisible philosophers, and education for Enlightenment / K. R. Eskildsen // Intellectual History Review. -

2008. - № 18 (3). - P. 319-336.

81. Evans, G. R. Philosophy and Theology in the Middle Ages / G. R. Evans. -Taylor & Francis e-Library, 2001. - 139 p.

82. Fleischmann, M. Christian Thomasius, Leben und Lebenswerk / M. Fleischmann. - Halle, 1931. - 428 s.

83. Frank, G. Bekker, Balthasar / G. Frank // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). - Leipzig : Duncker & Humblot, 1875. - Bd. 2. - S. 299 - 300.

84. Fudge, T. Traditions and Traj ectories in the Historiography of European Witch Hunting / T. Fudge // History Compass. - 2006. - 4/3. - P. 488-527.

85. Gusy, C. Wiedergelesen - Christian Thomasius: Über die Folter, 1705 / T. Fudge // Juristenzeitung. - 2005. - Vol. 5 (60). - S. 239 - 241.

86. Habermas J. Zur Logik der Sozialwissenschaften / J. Habermas. - Frankfurt am Main : Suhrkamp Verl., 1985. - 606 S.

87. Hall, D. D. Witchcraft and the limits of interpretation / D. D. Hall // The New England Quartery. - 1985. - Vol. 58 (2). - P. 253-281.

88. Heckel, M. Gesammelte Schriften: Staat, Kirche, Recht, Geschichte / M. Heckel. - Tübingen : J. C. B. Mohr, 1989. - S. 366-401.

89. Hochstrasser, T. J. Natural Law Theories in the Early Enlightenment / T. J. Hochstrasser. - Cambridge University Press, 2004. - 267 p.

90. Hunter, I. Christian Thomasius and the desacralization of philosophy / I. Hunter // Journal of The History of Ideas. - Vol. 61. - № 4. - 2000. - P. 595-616.

91. Hunter, I. The secularisation of the confessional State: the political thought of Christian Thomasius / I. Hunter. - Cambridge University press, 2007. - 210 p.

92. Keyser, R. Christian Thomasius und der Pietismus / R. Keyser. - Hamburg, 1900. - 39 S.

93. Kuhnel, M. Das politische Denken von Christian Thomasius: Staat, Gesellschaft / M. Kuhnel. - Berlin : Duncker & Humblot, 2001. - 404 S.

94. Landsberg, E. Zur Biographie von Christian Thomasius / E. Landsberg. -Bonn : Friedrich Cohen, 1894. - 46 S.

95. Lieberwirth, R. Christian Thomasius, sein wissenschaftliches Lebenswerk.

Eine Bibliographie / R. Lieberwirth. - Weimar : Böhlau, 1955. - 213 S.

96. Lohse, B. Martin Luther: Einführung in sein Leben und sein Werk / B. Lohse. - München : C.H. Beck Verlag, 1997. - 256 S.

97. Luden, H. Christian Thomasius, nach seinen Schicksalen und Schriften / H. Luden. - Berlin : Bei Johann Friedrich Unger, 1805. - 336 S.

98. Mährle, W. Academia Norica: Wissenschaft und Bildung an der Nürnberger Hohen Schule in Altdorf (1575-1623) / W. Mährle. - Stuttgard : Steiner, 2000. - 592 p.

99. Martin, J. Four Hundred Years Later: An Appreciation of Johann Weyer / J. Martin // Books at Iowa. - Vol. 59. - 1993. - P. 3-13. - Mode of access : http://digital.lib.uiowa.edu/bai/martin_weyer.htm (accessed 20.01.2018).

100. Maxwell-Stuart, P. Magic in the ancient world / Maxwell-Stuart P. // The Oxford illustrated history of witchcraft and magic, edited by Owen Davies. - Oxford University Press, 2017. - P. 1-28.

101. Oldenbourg Geschichte-Lehrbuch. Teil: Frühe Neuzeit / hrsg. von Anette Völker-Rasor. Mit einem Geleitw. von Winfried Schulze. - München, 2000. - 507 S.

102. Priarolo, M. An haeresis sit crimen. Leibniz contro Thomasius? / M. Priarolo // Le ragioni degli altri: Dissidenza religiosa e filosofia nell'eta moderna. Philosophica. - № 3. - 2017. - P. 117 - 134.

103. Rüdiger, A. Staatslehre und Staatsbildung: Die Staatswissenschaft an der Universität Halle im 18. Jahrhundert / A. Rüdiger. - Walter de Gruyter, 2005. - 479 S.

104. Schneiders, W. Naturrecht und Liebesethik. Zur Geschichte der praktischen Philosophie im Hinblick auf Christian Thomasius / W. Schneiders. - Hildesheim : Georg Olms Verlag, 1971. - 368 S.

105. Schrader, W. Geschichte der Friedrichs-Universität zu Halle. Teil 1 / W. Schrader. - Berlin : Ferd. Dümmlers Verlagsbuchhandlung, 1894. - 640 S.

106. Schubart-Fikentscher, G. Untersuchungen zur Autorschaft von Dissertationen im Zeitalter der Aufklärung / G. Schubart-Fikentscher. - Berlin : Akademie Verlag, 1970. - 135 S.

107. Segl, P. Die Anfänge der Inquisition in Mittelalter mit einem Ausblick auf das 20. Jahrhundert und einem Beitrag über die religiöse Intoleranz im nichtchristlichen

Bereich / Segl P. - Böhlau Verlag Köln, Weimar, Wien, 1993. - 320 S.

108. Sharpe, J. The demonologists / J. Sharpe // The Oxford illustrated history of witchcraft and magic, edited by Owen Davies. - Oxford University Press, 2017. - P. 65-96.

109. Simson, G. Einer gegen alle: die Lebensbilder von Christian Thomasius, Georges Pisquart, Cesare Lombroso, Henry Dunant, Fritjof Nansen / G. Simson. -München : Verlag C.H. Beck, 1972. - 464 S.

110. Stolleis, M. Geschichte des öffenlichen Rechts in Deutschland. Erster Band: Reichspubizistik und Policeywissenschaft 1600-1800 / M. Stolleis. - München : Verlag C. H. Beck, 2012. - 439 S.

111. Wolf, E. Grotius, Pufendorf, Thomasius: drei Kapitel zur Gestaltgeschichte der Rechtswissenschaf / E. Wolf. - Tübingen : J.C.B. Mohr, 1927. - 124 S.

112. Writing Witch-Hunt Histories. Challenging the Paradigm / edited by M. Nenonen and R.M. Toivo. - Leiden, Boston, 2014. - 234 p.

113. Zurbuchen, S. «Decorum» and «Politesse»: Thomasius's theory of civilized society in comparative perspective / S. Zurbuchen // Early Modern Natural Law Theories : Context and Strategies in the Early Enlightenment. - Dordrecht : Kluwer, 2003. -S. 279-296.

Диссертации и авторефераты

114. Жучков, В. А. Предыстория немецкой классической философии. От Лейбница к Канту : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.03 / Жучков Владимир Александрович. - Москва, 1994. - 43 с.

115. Занков, Д. С. Ведовские процессы в Западной Европе: конец XV - начало XVIII веков : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Занков Дмитрий Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2006. - 21 с.

116. Каратаева, Л. Н. Проблема соотношения права и нравственности в немецкой классической философии : автореф. дис. ... канд. философ. наук : 09.00.03 / Каратаева Людмила Николаевна. - Мурманск, 2001. - 23 с.

117. Малышева, Н. И. Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Малышева Наталия Ивановна. - Санкт-Петербург, 2005. - 20 с.

118. Павлов, А. А. Правовая концепция Гуго Гроция : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Павлов Александр Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2002. - 246 с.

119. Рябченко, Н. Г. Проблемы естественного права в учениях немецких юристов : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Рябченко Надежда Геннадьевна. -Санкт-Петербург, 2002. - 210 с.

Приложение 1

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сочинения Христиана Томазия

№ п/п Год первого издания Заголовок латинского издания Заголовок немецкого издания Перевод названия на русский язык

1 1686 (лат) Programma de lectionibus privatis super fundamentis Juris universi На немецком не издавалось Программа лекций об основах права

2 1688 (лат) Institutiones iurisprudentiae divinae Drey Bücher der Göttlichen Rechtsgelahrheit Установления божественной юриспруденции

3 1690 (лат) De felicitate subditorum Brandenburgico rum Doppelte Glückseligkeit Branderburgischer Untertanen О двойном счастье подданных Бранденбурга

4 1691(нем) На латыни не издавалось Einleitung zu der Vernunfft-Lehre Введение в учение о разуме

5 1691(нем) На латыни не издавалось Ausübung der Vernunfft-Lehre Выражение учения о разуме

6 1695 (лат) De jure princpis circa adiaphora Vom Recht evangelischer Fürsten in Mitteldingen oder Kirchenzeremonien О праве евангелических князей в отношении не суще ственных вещей (адиафоры) или церковных обрядов

7 1696(нем) На латыни не издавалось Das Recht evangelischer Fürsten in theologischen Streitigkeiten, 1696 О праве евангелических князей в богословских спорах

8 1697 (лат) An haeresis sit crimen? Ob Ketzerei ein strafbares Verbrechen sei? Является ли ересь преступлением?

9 1697 (лат) De jure Abhandlung vom О праве князей

principis circa Recht evangelischer в отношении

haereticos Fürsten gegen die Ketzer еретиков

10 1699(нем) На латыни не Summarischer Общий план тех

издавалось Entwurf der Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen nöthig основополагающ их правил, которые необходимо знать студенту-юристу и которым должны учить в университетах

11 1701 (лат) De criminae Kurze Lehrsa!tze von Краткие тезисы о

magiae dem Laster der Zauberei преступлении колдовства

12 1705 (лат) Fundamenta iuris Drey Bücher der Основы

naturae et Göttlichen естественного

gentium Rechtsgelahrheit права и права народов

13 1705 (лат) De tortura ex Über die Folter: О пытке с точки

Foris Christianorum Untersuchungen zur Geschichte der Folter зрения христианского

Proscribenda учения

14 1712 (лат) De origine ad Über die О

progressu Hexenprozesse происхождении и

processus ходе

jnquisitorii contra инквизиционных

sagas процессов против ведьм

15 1724 (нем) На латыни не Vom Recht eines О праве

издавалось Christlichen Fürsten in Religionssachen христианского князя в религиозных делах

2. Сочинения других авторов

№ п/п Год первого издания Заголовок на языке оригинала Перевод названия на русский язык

1 1530 Confessio oder Bekantnus des Glaube[n]s etlicher Fürsten vn[d] Stedte Аугсбургское исповедание

2 1563 Wier J. De praestigiis daemonum О проделках демонов

3 1631 Spee F. Cautio Criminalis seu de processibus contra sagas liber Предостережение обвинителям, или Книга о процессах против колдовства

4 1682 Pufendorf S. De officio hominis et civis juxta legem naturalem libri duo О должности человека и гражданина по закону естественному, книги две

5 1687 Pufendorfi S. De habitu religionis Christianae ad Vitam Civilem Об отношении христианской религии к гражданской жизни

6 1697/1698 (предполагае мая дата написания) G.W. Leibniz. De dissertation Thomasiana an haeresis sit crimen О сочинении Томазия «Является ли ересь преступлением? »

Приложение 2

ХРИСТИАН ТОМАЗИЙ «ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ПРАВА НАРОДОВ»309

Книга 1. Часть 1 «О моральной природе человека»

[о воле и разуме]

§ 1. Все окружающее, в общем называемое миром, состоит частично из видимых, частично из невидимых вещей, таких как воздух, свет, небо и т. д. Видимые вещи называются телами, невидимые мы будем называть силами, способностями, влияниями и т. п.

§ 2. Так же как примеры воздуха, света и неба показывают, что существуют силы, которые не имеют при себе никакого видимого тела; так же показывает опыт и общее ощущение, что нельзя найти видимое тело, которое бы не было одарено невидимой силой, и, более того, [силой] многими и разнообразными способностями соединенной с видимой вещью и оказывающей на нее, так же как и на другие тела, свое влияние.

§ 3. Что в телах видно и что бросается в глаза, мы называем материей, невидимые вещи и то, что в глаза не бросается, - природой.

§ 4. Исходя из различного влияния природы на тела, одни тела являются небесными, другие - земными, одни - твердыми, другие - текучими, одни -освещаемыми, другие - просвечивающими, третьи - темными и т. д.

§ 5. Человек, поскольку он относится к классу тел, а не к классу сил и невидимых действий, имеет много общих сил с другими земными, темными и твердыми телами (под определение которых он также подпадает), а в особенности -

309 Представленный ниже перевод выдержек из Fundamenta iuris naturae et gentium выполнен диссертантом самостоятельно по немецкому изданю 1709 г. См.: Thomasii C. Drey Bücher der Göttlichen Rechtsgelahrheit. Hall im Magdeburgischen, 1709. При изложении русского перевода в квадратных скобках приводятся логические дополнения переводчика, не изложенные в оригинале, но необходимые для более лаконичного построения текста; многоточием в треугольных скобках обозначены пробелы в переводе, исключенные переводчиком в целях сокращения отрывков.

с немыми животными, например, жизнь, силу передвижения, репродуктивную способность, пищеварение и т. д., которые вместе с видимой материей направлены на общую заботу о человеческом теле.

§ 6. Те силы, которыми человек отличается от других известных нам тел и главным образом от зверей, называются человеческой душой <.. .>

§ 7. Поскольку человек отличается от всех других тел через силы разума и воли, то о человеческой душе можно сказать, что она состоит из двух взаимосвязанных сил или возможностей, а именно из разума и воли. <.>

§ 17. <...> разум - это способность человеческой души мыслить в мозгу, а воля - способность той же души желать в сердце.

§ 18. Стремления разума — это мысли, которые исходят либо от тела, либо от сил. Первые называются ощущениями ^тп^кейеп], вторые - собственным или чистым разумом. <.>

§ 34. Теперь я приступлю к воле. Я сказал, что каждая воля является желанием в сердце. Каждое желание есть любовь. Каждая любовь — это потребность соединения с любимым предметом. Каждая потребность — это стремление что-либо делать. <...>

§ 35. Само по себе такое стремление ощущают в своих сердцах и звери, потому описание воли не может этим ограничиваться. Хотя стремления зверей и выражаются в побуждениях их тел, но при этом, они [не сопровождаются] мыслями. Но стремление сердца управляет не только одним лишь движением тела, но также и побуждает разум к рассмотрению любимой вещи и размышлению над средствами, которыми ее можно достигнуть и насладиться ей. Потому воля является стремлением сердца, всегда обобществленным с мыслями разума. Если же она будет рассматриваться без оглядки на силу мышления, она будет названа чувственным желанием или аррей^ sensitivus. <...>

§ 46. Однако в утверждении хорошего или плохого, относительно нас самих (поскольку если это касается других, разум свободен), разум <.> всегда подчинен побуждениям воли, поскольку ошибочно, что воля желать хорошего или избегать плохого должна управляться разумом. Не из-за того, что разуму что-то кажется

хорошим, этого желает воля, а потому, что то, что требуется волей, кажется для разума хорошим. <.. .>

§ 47. Повсюду, однако, ложно утверждается, что в материи доброго и злого воля определяется разумом, это [утверждение] произошло отчасти потому, что природу человека ищут в книгах, а не в собственных ощущениях каждого [человека], отчасти потому, что влиятельные силы разума и воли не правильно различаются, отчасти, наконец, потому, что схоласты ввиду их преимущества предписали [считать] источники блаженства и несчастья, заключенными в сознании, и отсюда вывели всячески устаревшие басни о движении человеческих стремлений <.>

§ 51. Разум действует в мозгу, но не вне него, исходя из этого каждое действие разума является внутренним. Говорить - означает делиться с другим действиями разума, это способность тела, хотеть говорить - это действие воли, а не разума.

§ 52. Каждый раз, как воля действует, она действует из сердца <.>

§ 55. Действия, совершение которых требуется волей, называются произвольными, или нравственными (поскольку многие произвольные согласованные действия называются нравами), или добровольными; иные действия называются непроизвольными либо необходимыми, или даже принудительными. <...>

§ 57. Исходя из этого нравственная природа человека - это обозначение силы желать с помощью подчиненных воле сил.

§ 58. В соответствии с этим нравственная природа человека прямо не противопоставляется физической природе, так же как и разумной или умственной природе.

§ 59. Так как физическая природа человека - это неограниченное понятие, оно означает так же много, как естественная природа. Мало пользы принесет также утверждение, что физической природой называется все то, что изучается физикой. Поскольку и нравственная природа в некотором смысле относится к предмету физики, так как она зависит и определяется волей, рассмотрение которой относится к физике.

§ 60. Из этого очевидно, что нравственность не может быть понята без

естественных вещей, поскольку она является их следствием, а нравственная философия (рЫ^орЫа тога^) есть отдельная часть физики.

§ 61. Но разумная природа человека в определенном отношении противопоставляется нравственной, поскольку мысли человека не зависят от воли, но некоторым образом они относятся к нравственности, пока регулируются волей.

§ 62. Поэтому человеческий разум - это свойство единственно ума, а не воли; это означает, что человеческая воля сама по себе не разумна, несмотря на то, что она, в общем, такой зовется ввиду того, что приводит в движение человеческую душу, а человек называется разумным животным, а также потому, что животные стремления [существуют] без разума, человеческая воля же, как мы говорили ранее, все время связана с разумом.

§ 63. Нравственные действия же бывают либо разумными, если они согласуются с неподчиненным воле разумом, либо неразумными, если они ему противоречат, либо подчиняются управляемому волей и страдающему разуму. <.> § 69. Свободное, или моральное, или произвольное действие, в частности, называется человеческим, поскольку оно исходит от воли — главного движущего принципа человеческой души, и в этой связи человек называется их творцом. <.>

[о стремлении к счастью и «испорченных» страстях] § 121. Все люди сходятся в том, что они охотно <...> хотели бы жить очень долго, а если бы это было возможным, и вечно, все они имеют отвращение к смерти.

§ 122. Они также сходятся в том, что они хотели бы провести жизнь в наибольшем счастье.

§ 123. Они сходятся в том, что избегают несчастливой жизни. § 124. Также сходятся они и в том, что все они сторонятся горестной жизни и вместо этого стремятся к жизни веселой.

§ 125. Главное же различие состоит в том, что не все имеют одинаковое представление об удовольствии и горе. <.>

§ 127. Различаются они в том, что одни ищут удовольствие и также свое счастье в употреблении еды и напитков, в разврате, одним словом, в сладострастии тела <.>

§ 128. Другие же хотят обладать всем единолично и ищут свое удовольствие и счастье в собственности на вещи, которые могут поступить во владение одного <.> § 129. Наконец другие рассматривают в качестве величайшего счастья и удовольствия господство над другими людьми <.>

§ 130. Далее опыт и общее ощущение показывают, что три до этого указанные страсти: сладострастие, алчность и тщеславие, господствуют над всем человеческим родом и что нет ни одного человека, который в различной степени и различным образом не управлялся бы этими страстями, поскольку нельзя найти человека, в котором не было бы различного смешения этих воль.

§ 131. У некоторых людей одна из этих страстей господствует над другими двумя и может легко сделать их себе покорными, если они не возбуждаются силами, исходящими от внешних вещей. У других главная страсть подавлена двумя другими из этих трех стремлений, спор которых человек часто обнаруживает в себе, так что он едва ли может заметить, какая из этих двух господствует над другой, несмотря на то, что одна из них постоянно имеет преимущество, а третья, опять же, легко подавляется обеими господствующими, если не возбуждается извне. И, наконец, у третьих господствуют все три страсти и, поскольку все три силы почти одинаковы, создают почти в каждое мгновение внутренний конфликт <.>

§ 134. Эти стремления не могут происходить из общей воли и желания долгой и радостной жизни, поскольку они, с одной стороны, ускоряют с очевидностью смерть, а с другой, отягощают с очевидностью жизнь многими необходимыми страданиями.

Книга 1. Часть 6 «О принципе естественного права и права народов и о принципах правомерного, достойного, честного»

§ 21. <...> общий руководящий принцип всех установлений и основное правило рассматриваемого в широком смысле естественного права и права народов звучит: должно совершать то, что делает жизнь человека очень долгой и счастливой, и избегать того, что делает жизнь несчастной и приближает смерть.

§ 22. Это утверждение истинно. Потому как мы говорили, что в том и состоит

безрассудство человеческих страстей, что все люди любят долгую и счастливую жизнь, но, тем не менее, всеми своими поступками сокращают ее и делают несчастной. У всех народов долгая и счастливая жизнь считается наибольшим благодеянием Бога. <.. .>

§ 25. Таким образом, мы должны вкратце объяснить термины или выражения этого правила. Мы придали значение жизням людей, но каких? Всех и каждого вообще? Или каждого в отдельности? И которым должно быть отдано предпочтение перед остальными, если они объединяются вместе? Выше уже было показано, что любовь к самому себе и дружелюбие не должны противопоставляться или подчиняться друг другу, но должны соединяться воедино.

§ 26. Все состоят из отдельных лиц. Соответственно, если отдельным лицам не живется хорошо, как может все объединение (Corpus) быть счастливым. И наоборот, счастье отдельного лица является фантазией, если оно не связано со счастьем большего. <.>

§ 34. Честная жизнь своей очаровательностью и удобством борется с неприятными удовольствиями и невеселой радостью сладострастия; достойная жизнь своей образцовостью борется с непохвальной алчностью. Наконец, правомерная жизнь своей приятностью гасит ненасытную жажду тщеславной требовательности.

§ 35. Поскольку все три испорченные страсти вредят как внутреннему миру -миру души, так и, если они выливаются во внешние действия, нарушают внешний мир [существующий] с другими людьми, ошибочно полагать, что они должны побуждать других людей соблюдать внешний мир, но и эти изъяны устраняет честная, достойная и правомерная жизнь. Честная тем, что угождает внутреннему миру; достойная, чтобы другие были готовы оказать нам свою помощь и для подкрепления внешнего мира; правомерная, чтобы другие не имели соблазна нарушить внешний мир.

§ 36. Тем не менее, эти три [требования] не должны отделяться друг от друга, поскольку они объединены природой в дружественный союз <.>

§ 40. В соответствии с этим, первый принцип честного должен быть таким:

что ты хочешь, чтобы другие делали самим себе, то и ты делай себе.

§ 41. Достойного: что ты хочешь, чтобы другие делали тебе, то ты и делай им.

§ 42. Правомерного: что ты не хочешь, чтобы другие делали тебе, то и не делай им. <...>

§ 72. Между тем, необходимо установить, что сравнение этих трех классов требований естественного права не бесполезно. Правила правомерного держат в узде наибольшее зло, поскольку деяния, которые через них запрещаются, сами по себе согласно общей человеческой природе и состоянию являются причиной войны и внешней ненависти. Правила достойного держат в узде среднее зло, поскольку пренебрежение предписываемыми ими деяниями, само по себе не приведет к внешней ненависти и войне, но станет причиной умаления любви в обществе, недостаток которой стоит у истока ненависти, но сам по себе внешней ненавистью не является. Правила честного держат в узде наименьшее зло, поскольку неисполнение требований, предписываемых ими, и даже действия вопреки этим требованиям не приносят вред другим людям, если они сдерживаются [внутри] и не выражаются во внешних действиях.

§ 73. И напротив, правила правомерного предписывают наименьшую добродетель, поскольку мало полезного в неимении врагов, если они одновременно не являются друзьями. Правила достойного предписывают среднюю добродетель, так как они показывают, каким образом можно завести друзей. Но одно это еще не является высшей добродетелью. Ведь чем поможет наличие друзей, если наихудший враг находится в нашем сердце. Исходя из этого, предписывают правила честного наивысшую степень добродетели, поскольку они указывают, как источник всякой глупости должен быть потоплен в источнике мудрости.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.