Культурные связи Республики Таджикистан с Исламской Республикой Иран: 1991 - 2011 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Малекиан, Мохсен Мохаммадсадег
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Малекиан, Мохсен Мохаммадсадег
Содержание
Введение
Глава 1. История становления таджикско-иранских культурных
связей
Глава 2. Становление и развитие таджикско-иранских связей в области литературы, книгоиздания, науки и образования
2.1. Таджикско-иранские литературные связи
2.2.Сотрудничество между Республикой Таджикистану и Исламской Республикой Иран в области книгоиздания и библиотечного дела
2.3. Таджикско-иранское сотрудничество в области науки и
образования
Глава 3. Сотрудничество между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран в области искусства
3.1. Таджикско-иранское сотрудничество в области музыки и театрального искусства
3.2. Сотрудничество в области кинематографии
3.3. Сотрудничество между провинциями Исламской Республики Иран и областями Таджикистана как важный фактор культурного
взаимообмена
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Состояние и перспективы развития таджикско-иранского сотрудничества в конце XX - начале XXI веков2012 год, кандидат исторических наук Муртеза Махмуди
Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг.2010 год, кандидат исторических наук Муртеза Махмуди
Процессы и перспективы взаимоотношений Ирана и независимого Таджикистана в условиях изменяющегося мира2008 год, кандидат политических наук Шабаби Мехршад Джафар
Становление и развитие взаимоотношений Таджикистана с сопредельными странами Зарубежного Востока, 1945-1997 гг.1998 год, доктор исторических наук Мирзоев, Ниез Мирзобадалович
Иранистика и таджиковедение в немецкоязычной историографии: ХV -нач. ХХI вв.2010 год, доктор исторических наук Вохидова, Санавбар
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные связи Республики Таджикистан с Исламской Республикой Иран: 1991 - 2011 гг.»
Введение
Актуальность темы исследования. Годы, прошедшие со времени обретения Таджикистаном независимости (1991) были труднейшими в истории таджикского народа. Это было связано с началом гражданской войны в молодом независимом государстве, унесшей тысячи человеческих жизней, и нанесшей экономике государства колоссальный ущерб, тысячи жителей были вынуждены покинуть страну. Несмотря на эти тяжелые испытания, этот древний народ сумел сохранить свою государственную независимость, которую не имел на протяжении последних десяти веков.
Сегодня Таджикистан среди стран Центральной Азии больше всех тяготеет к Ирану. Исламская Республика Иран является первой страной, которая официально признала независимость Таджикистана после распада СССР, первой среди всех стран открыла свое посольство в г. Душанбе. И это не случайно. У Ирана и Таджикистана есть много общего. Таджики Мавераннахра и Хорасана на разных исторических этапах были единым целым, но разделились в результате разных исторических событий, и, несомненно, вклад таджиков в развитие общей культуры народов региона, в сохранение и развитие таджикско-персидского языка, вклад в мировую сокровищницу культуры огромен. Исходя из этого, изучение культурных связей современного Таджикистана с Ираном, имеет большое научное и прикладное значение.
Появление независимых государств после распада СССР на просторах Центральной Азии, политические и геополитические изменения сопровождались поиском каждого народа бывшего СССР, своей национально-культурной идентичности.
Новые независимые государства Центральной Азии сразу привлекли пристальное внимание, как стран Запада, так и региональных сил. Если стран Запада привлекали, прежде всего, наличия колоссальных природных запасов и энергоресурсов, особенно нефти и газа в этом регионе и
геополитическое значение региона, то крупные страны региона, такие как Иран, Турция и некоторые другие акцентировали внимание на свою этнокультурную и религиозную общность с народами, населяющими Центральную Азию. Эти события не могли не повлиять на формирование культурных связей независимого Таджикистана с Исламской Республикой Иран.
Как известно, в советское время в республиках Центральной Азии, в ходе культурного строительства приложили много усилий для изменения национальных культур, отдаления народов от их прошлого культурного наследия. Поэтому все страны Центральной Азии после объявления государственной независимости обратили особое внимание на проблемы возрождения национальных культур, языков и возврата своего исторического наследия.
В этом плане, также исследование вопроса истории таджикско-иранских культурных связей, особенно вопросы становления новых культурных отношений, наличие проблем, тенденций и перспектив этих отношений являются своевременной и актуальной.
Степень научной разработанности темы. В Иране и в Таджикистане вопросам развитию таджикско-иранским культурным отношениям, культурному сотрудничеству, исследованию вопроса придают очень важное внимание.
Многогранность и широта диапазона исследуемой проблемы приводит к тому, что различные ее аспекты затрагиваются в различных работах. Надо отметить, что изучение этой темы началось сразу после приобретения Таджикистаном своей независимости, но тогда особое внимание придавалось вопросам общности культуры, языка, религии двух народов. Что касается комплексного исследования истории таджикско-иранских культурных связей на этапе независимого развития Таджикистана, то до сих пор ни в таджикской, ни в иранской историографии такое исследование отсутствует. Поэтому диссертант по возможности использовал большой
объем литературы и источников разного характера, чтобы выполнить поставленную исследовательскую задачу.
Для удобства обзора литературы, посвященной данной теме, мы считали необходимой классифицировать ее на несколько групп. В первую группу включили литературу общего характера, в которой так или иначе затрагиваются отдельные грани изучаемой темы.
Динамика таджикско-иранских отношений после приобретения государственной независимости Таджикистана отражена в научных работах Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. Прежде всего, следует отметить фундаментальный труд Президента «Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов»1, в котором исследовано историческое прошлое таджикского народа, определен его вклад в зарождении и дальнейшем развитии совместной цивилизации арийских племен-предков таджиков и иранцев.
Здесь же следует упомянуть о серии книг Абдуфаттоха Шарипова в соавторстве с Саидмуродом Фатоевым, Садриддин Шамсиддиновым и Заровуддин Сирочевым2, в которых речь идет о внутренной и внешней политики Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в годы независимости, в том числе о динамике становления и развития таджикско-иранских отношений.
1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов. London Flint Editions &Great Britain.B.r.
Шарипов А., Фатоев С. Эмомали Рахмонов -начотбахши миллат (Сиёсати дохили ва хиричии Президенти Точикистон дар солхои 1992-1995).Китоби 1. Душанбе, 2006; Шарипов А., Фатоев С. Эмомали Рахмонов- поягузори сулх ва вахдати милли (Сиёсати дохили ва хиричии Президенти Точикистон дар солхои 1996-1999). Китоби 2. Душанбе, 2006; Шарипов А., Шамсидцинов С. Эмомали Рахмонов- соле, ки ба карнхо баробар аст (Сиёсати дохили ва хиричии Президенти Точикистон дар солхои 2004). Китоби 4. Душанбе, 2006; Шарипов А., Сирочов 3. Эмомали Рахмонов- соли тамаддуни ориёи (Сиёсати дохили ва хиричии Президенти Точикистон дар соли 2006). Китоби 6. Душанбе, 2006
В фундаментальном труде академика Б.Гафурова «Таджики»1 и другие его работы2, посвященные историческим связям Средней Азии и Ирана, анализированы отдельные аспекты взаимоотношения двух народов в прошлом.
Проблемы этногенеза таджикского народа, связь с иранским компонентом и этапы его формирования исследованы в многотомной «Истории таджикского народа»3.
Следует упомянуть также работы В.В. Бартольда4, коллективный труд таджикских ученых под названием «Вклад иранских народов в развитие мировой цивилизации: История и современность»5 и других.
Вопросы социально-политической и культурной ситуации Таджикистана начала 90-х, годов, формирования общественно-политических движений, сыгравшие важную роль в событиях последующих лет, расстановки политических сил в первые годы независимого развития, освещены в работах, принадлежавших непосредственным участникам общественно- политических процессов тех лет. Значительный интерес представляет работа таджикского ученого Ш.З.Имомова «История национального пробуждения и независимости Таджикистан»6, в которой анализируется история национального пробуждения таджиков и их борьба за независимость с древнейших времен до наших дней. Отдельные разделы, касаются вопросам формирования общественных движений и политических партий в Таджикистане в конце 80-х - начала 90-х годов XX века, начала их
1 Гафуров Б.Г.Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972;Он же: О связях Средней Азии и Ирана в ахеменидский период // Гафуров Б. Г. Избранные труды. М.:Наука, 1985.
2 Гафуров Б. Г. О связях Средней Азии и Ирана в Ахеминидский период// Гафуров Б.Г. Избранные труды. М.: Наука, 1985.
3 История таджикского народа. Т.П. эпоха формирования таджикского народа. Душанбе, 1999.
4 Бартолд В.В. Гузидаи маколоти тахкики. Перевод Карима Кишоварза. Тегеран, 1358 (19790.
5 Вклад иранских народов в развитие мировой цивилизации: История и современность. Душанбе: Дониш, 1992.
6 Имом Ш. Тарихи бедории милли ва истиклоли Точикистон. Душанбе: Сунатулло, 2003.
политической борьбы, в том числе и движение за придание статуса государственного языка таджикскому языку.
Из работ общего характера, в которой освещены некоторые проблемы культурного характера эпохи Саманидов, можно отметить труд афганского ученого Джавада Хирави «История Саманидов (золотой век Ирана после ислама)»1. В этом контексте большое значение имеет работа Шарифа и Рустама Шукуровых2, в которой подробно анализируются вопросы формирования и развития культуры таджикского народа в эпохе Саманидов, общность таджикского и иранского народов.
И, наконец, немаловажную часть исследовательской литературы составляют труды западных ученых, которые изданы на английском языке. Для диссертанта особый интерес представляли труды французского исследователя Оливье Руа3, американского эксперта Б.Рубина4, пакистанского журналиста Ахмада Рашида5, английского специалиста по проблемам Центральной Азии Ширина Акинер6 и других ученых. Хотя в этом большом массиве литературы не освещаются вопросы таджикско-иранских культурных связей рассматриваемого в диссертации периода, тем не менее, в них можно извлечь немало общей информации о культуре и культурной жизни изучаемых стран.
Во вторую группу мы отнесли работы, посвященные культуре в целом и культуры изучаемых стран в частности. Из этой серии можно упомянуть работы Семенова A.A. , Б. Дюрранта «История цивилизации» ,
1 Хирави Д. Тарихи Саианиан (асре тилаи-йе Ирон баъд аз ислом). Тегеран, 2001.
2 Шукуров Ш, Шукуров Р. Центральная Азия (опыт истории духа). М., 2001.
3 Olivier Roy. The New Central Asia? The Greation of Nations. London, 2000.
4 Barrnet R. Fragmetation Tajikistan. Survival, Vol.35, № 4, 1993-1994.
5 Ahmed Rashid. The Resurgens of Central Asia, or nationalism/ London, zed book
6 Akiner Shirin. Tajikistan disintegration or Reconciliation. London, 2001.
7 Семенов A.A К вопросу о термине «дари» как названии языка // Памяти Михаила Степановича Андреева. Сборник статей по истории и филологии народов Средней Азии. - Сталинабад, 1960. - С. 189-193.
8 Дурронт Бил. Тарихи тамаддун. Т. 4. 4.1.- Тегеран, 1348(1969).
Малика Шахмирзаде Садик «История цивилизаций Центральной Азии»1, Забеуллаха Сафа «История литературы в Иране»2 и других.
В работах академика М.Шукурова «Здесь, есть Хорасан» , «Гуманизм изучения национального языка»4, «Духовный вакуум в Таджикистане и историческая миссия Ирана5, подвергаются анализу различные аспекты культуры двух стран, общие исторические корны двух народов, общность культуры, языка и религии.
Вопросы культурных двух стран, вопросы исследования культурологических проблем в Иране освещены в таких работах С.Сулаймони, как «Каждая частица камня Ирана вмещает мир значения»6, «Современное состояние исследования культурологических теорий в
7 8
Иране» , «Человек и культура» , «Библиотечное дело в Иране: История и современное состояние: Дис... д-ра пед. наук9 и т.д.
К третьей группе включены работы, специально посвященные таджикско-иранским культурным связям. Из монографических работ специально посвященных таджикско-иранским культурным связям следует отметить труды таджикского исследователя Н.Мирзоева. Его монография: «Таджикистан - Иран: магистрали сотрудничества10, состоящей из двух разделов, освещает историю становления советско-иранских отношений. Вторая книга Н.М.Мирзоева - «Экономическое и культурное сотрудничество
1 Шахмирзаде М.Тарихе тамаддунха-йе Асийа-йе Маркази. - Тегеран, 1375(1996).
2 Забеуллах С. Тарихи адабиёт дар Ирон. Т.1. Тегеран, 1372.
3 Шакури М. Хуросон аст ин чо. Душанбе, 1996.
4 Шакури М. Инсангароии омузиш ва забони милли. Душанбе, 2002.
5 Шакури М. Хало-йе маънаве дар Точикистон ва рисолати тарихи-йе Ирон.// Муталеате Асийаи Маркази ва Кавказ. №16, 1996.
6 Сулаймони С. Хар порасанги Ирон. чахони маънихост // Адабистон.- №29. -С. 36-37. (на фарси).
7 Сулаймони С. Современное состояние исследования культурологических теорий в Иране //Культура, образование: XXI век. Душанбе: Российско-Таджикский (Славянский) университет, 2002. -С. 34-36.
8 Сулаймони С. Инсон ва фархднг // Чашмандоз. 2001. №9-13.
9 Сулаймони С. Библиотечное дело в Иране: История и современное состояние: Дис... д-ра пед. наук . Санкт-Петербург: СПб ГАК, 1995.
10 Мирзоев Н.М. Таджикистан-Эрон: шохрохи хамкорихо. Душанбе: Ирфон, 1998.
Таджикистана с зарубежными странами»1, также содержит полезную информацию об экономическом и культурном сотрудничестве между Таджикистаном и Ираном. Вместе с тем, надо признать, что хотя в этих работах освещены некоторые вопросы таджикско-иранского сотрудничества, в том числе культурных связей, но они охватывают события до середине 90-х годов. Более 15 лет насыщенного периода таджикско-иранского культурного сотрудничества периода независимости Таджикистана, нет в этих работах.
Таджикский ученый К. Расулиён свою работу «Взгляд на культурные связи Ирана и Таджикистана»2 посвятил культурным отношениям между Таджикистаном и Ираном. Она, также содержит не мало информации о культурных связях Таджикистана и Ирана. Автор освещает некоторые вопросы культурных связей двух стран в области искусства, литературы, науки. В работе затрагивается и роль культурных учреждений и институтов Ирана в развитии культурного сотрудничества между Ираном и Таджикистаном. Но книга сама по себе по объему маленькая и не может охватить все основные направления сотрудничества в области культуры. Более того, она, прежде всего, имеет информационно-опысательный характер, без должного анализа событий в культурной жизни двух стран и культурных связей.
Следует упомянуть монографию иранского исследователя Хома Аббасиан3, изданную в Душанбе. В ней исследованы проблемы становления и развития отношений между Исламской Республикой Иран и Республикой Таджикистан на этапе независимого развития Таджикистана. На основе привлечения широкого круга источников показаны основные этапы становления дружественных связей между двумя странами, расширения двустороннего сотрудничества в различных областях, в том числе кратко
1 Мирзоев Н.М. Экономическое и культурное сотрудничество Таджикистана с зарубежными странами. Душанбе: Ирфон, 1998.
2 Расулиён К. Нигохе ба равобити фархангии Эрон ва Таджикистан. Душанбе, 2004.
3 Хома Аббасиан. Иран и Таджикистан: пятнадцать лет взаимовыгодного сотрудничества. Душанбе: Ирфон, 2006.
затрагивается и сфера культуры, исследуется посредническая роль Ирана в межтаджикских переговорах.
Большой научный интерес представляет исследование, проведенное Махназ Захери1 по проблеме роли и места печатных СМИ Ирана в освещении современной культуры Таджикистана, в которой показаны подходы различных периодических изданий к освещению исследуемой темы.
Некоторые вопросы взаимоотношения Ирана с государствами Центральной Азии освещены в работах российских востоковедов. Вопросы культурного взаимоотношения Исламской Республики Иран и стран Центральной Азии затрагиваются в статье В.В. Хуторской .
В работах В. Кляшториной «Эволюция роли культуры в процессе модернизации Ирана и стран региона» и «Культурно-политическая доктрина ИРИ в регионе»3 в частности освещаются вопросы формирования культурной политики в отношении новых независимых государств Центральной Азии.
Следует отметить также серии работ иранского исследователя Мехди Санаи, изданные на русском языке4. В них в контексте рассмотрения вопросов взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии подвергаются исследованию некоторые вопросы, связанные с исторической предпосылкой развития ирано-таджикских культурных связей.
Отдавая должное широте и глубине, научным достоинствам всего указанного массива различной литературы, вместе с тем следует подчеркнуть, что в них еще не достаточно исследованы все вопросы, связанные со становлением таджикско-иранских культурных отношений,
Захери М. М. Современная культура Таджикистана в зеркале иранской прессы. Авт. дисс.насоиск. уч.ст. канд. фил. наук. Душанбе, 2011.
2 Хуторская В.В. Взаимоотношения Исламской Республики Иран и стран Центральной Азии //Сб.статей "Иран: Ислам и власть". М., 2001.
3 Кляшторина В. «Эволюция роли культуры в процессе модернизации Ирана и стран региона// Особенности модернизации на мусульманском Востоке. М., 1997; Кляшторина В. Культурно-политическая доктрина ИРИ в регионе//ИРИ в 90-е годы. М., 1998.
4 Санаи М. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии. Алматы-1997; Он же: Отношения Ирана с центрально-азиатскими странами СНГ. -М., 2002; Он же: На великом Шелковом пути.-М., 2000.
особенности их развития на различных этапах исторического развития двух стран. До сих пор нет комплексного исследования по истории таджикско-иранских культурных связей после распада СССР.
Источниковедческая основа диссертации. Процесс становления и развития таджикско-иранских отношений, сложность и противоречивость постсоветского периода развития Таджикистана, потребовали изучения широкого круга оригинальных первоисточников.
Диссертант, прежде всего, вел в научный оборот труды, тексты выступления и интервью руководителей таджикского и иранского государств - Эмомали Рахмона, М.Х. Рафсанджани, С.М.Хотами и М.Ахмадинажада, в которых дается оценка состоянию ирано-таджикским культурным связям и перспективам их развития.
Например, в многочисленных выступлениях, статьях и интервью и других работах Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, в частности его выступлениях на ежегодных торжественных собраниях, посвященных Дню независимости Республики Таджикистан1, Съездах всемирной Ассоциации таджиков, выступлениях на VII и VIII заседаниях Организации Исламской конференции, заседаниях ЭКО, Всемирных Съездах таджиков и персоязычных мира придаётся важное значение вопросам таджикско-иранских культурных связей, с учетом современного состояния таджикско-иранских отношений. Многочисленные официальные и неофициальные визиты Президента РТ Эмомали Рахмона в Иран и визиты руководство Ирана в Таджикистане давали возможность лидерам двух стран высказаться о состоянии культурных связей двух народов, о перспективах таджикско-иранских отношений в целом и культурных взаимосвязей в
1 Джашни Эстеклалеят ва Анджумане дуюме тачекане чахан. Душанбе: Ирфон, 2003.
2 Вижаномаи хаштумин Конфронси Сарони кишвархои исломй дар Техрон.-Душанбе: Ройзании фархангии Чумхурии Исломии Ирон. дар Точикистон, 1998.
частности1. Все это послужило важным источником для написания этой работы.
Архивные материалы. Диссертант использовал материалы текущего архива Министерство культуры Республики Таджикистан2, текущего архива Министерство образования3, а также текущий архив Академии наук Республики Таджикистан4, в которых содержатся документы, подписанные между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран, характеризирующие таджикско-иранских культурных отношений изучаемого периода. Прежде всего, тексты различных договоров и соглашений, подписанные сторонами за годы независимости, совместные коммюнике и заявления по итогам переговоров между делегациями двух стран, различные справки и отчеты о состояние и перспективах таджикско-иранского культурного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.
Неоценимым источником служили тексты переписки официальных лиц Таджикистана и Ирана по вопросам развития двухсторнных отношений в сфере культуры.
Вопросы таджикско-иранских культурных связей были освещены в различных периодических изданиях Таджикистана и Ирана, материалы которых служат важным источником для исследования данной теми.
На страницах иранской печати опубликовались материалы, которые ознакомили иранского читателя с культурными учреждениями и организациями культурно-просветительского характера в Таджикистане,
1 Оятуллох Хошимин Рафсанджони. Аз мубориза то созандаги. Ба муносибати боздиди расмии Хазрати оятуллох Хошимии Рафсанджони Раёсати мухтарами Джумхурии Исломии Эрон аз Джумхурии Тоджикистон.-Б.м: Суруш, б. г.; Суханронихои джаноби окои Сайид Мухаммад Хотами Раиси мухтарами Чумхурии Исломии Эрон дар Тоджикистон: Ройзании фархангии Чумхурии Исломии Эрон дар Тоджикистон, 2002.
2 Материалы текущего архива Министерство культуры Республики Таджикистан. Папка «Иран». Документы за 1991-2011 гг.
3 Материалы теущего архива Министерство Образования Республики Таджикистан. Папка «Иран». Документы за 1991-2011 гг.
4 Материалы теущего архива Президиума Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран». Документы за 1991-2011 гг.
печатали интервью и статьи представителей таджикской интеллигенции. В частности в таких журналах, как «Килк», «Адабистон», «Гулчарх», еженедельник «Садо ва симои Чумхурии Исломии Ирон» («Радио и телевидение Исламской Республики Иран»), еженедельник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа», «Одина», «Пажухишгарон» («Исследователи»), «Ошно» («Знакомое»), «Симург», «Эроншиноси» («Ирановедение»), «Оянда» («Будущее»), «Каён», «Кайхони фарханги» и других журналов и газет были опубликованы интервью с зампредседателем Фонда культуры Таджикистана Мухиддином Махмудовым, открытое письмо и статьи известного таджикского ученого Акбара Турсунзод1, интервью с бывшим министром просвещения Таджикистана Зокиром Вазировым и известным востоковедом Камолом Айни2, печатались послание известной таджикской поэтессы Гулрухсор3, письмо таджикского ученого Альберта Хромова4 иранскому писателю Мухаммадали Джамалзода, специальные репортажи из важных культурных мероприятий в Таджикистане и многое другое.
Большую роль в установлении и развития культурных связей и в целом дружественных отношений между Ираном и Таджикистаном, установлении мира в республике сыграл первый посол Ирана в Таджикистане Али Ашраф
1 Эхеи суннати шохномахони дар Точикистон (Возрождение традиции чтбения Шахнамы в Таджикистане). Интервью с зампредседателем Фонда культуры Таджикистана Мухиддином Махмудовым //Адабистон. №10, 1372(1993).- С.106-110; Турсунзод Акбар. Мактуби саркушода ба равшанфикрони эрони (Открытое письмо представителям интеллигенции Ирана)//Килк. №21, 1370(1991). -С.42-49; Он же: Чу хампушт бошем ва хам якзабон Если мы единый народ и иммем единый язык) // Фаслномаи «Маркази мутолиоти Осиёи Маркази ва Кавказ». №2, 1372(1993).- С. 17-36; Турсунзод Акбар. Чи тадбир эй мусалмонон, ки мо хешро намедонем (Что делать, мусульмане, мы не знаем себя)// Фаслномаи «Маркази мутолиоти Осиёи Маркази ва Кавказ». №1, 1371(1992). -С. 159-169.
2 Дар чустучуи хуввияти гумшуда (В поисках утраченной идентичности). Интервью с министром образования Республики Таджикистан доктором Зокиром Вазировым//Пажухишгарон. № 1, 1371(1992).- С.10-11; Гуфтугу бо Камол Айни (Беседа с Камолом Айни)// Симург. №7/9,1369(1990,- С.76-78.
3 Паёми мудири Бунёди Фарханги Точикистон Обращение директора Фонда культуры Таджикистана) //Килк.№21(1370). -С.41.
4 Номаи як эроншинос аз Точикистон (Письмо ирановеда из Таджикистана)// Оянда. № 7/9, 1358(1979). -С.672-677.
Муджтахед Шабистари. В Душанбе издан сборник воспоминаний представителей таджикской интеллигенции1, посвященного деятельности A.M. Шабистари в Таджикистане. Немалый вклад в укрепление и развитие культурных отношений между двумя странами внес посол ИРИ в Республике Таджикистан Али Асгар Шеърдуст, чьи интервью и статьи послужили важным источником при написании диссертации.
Объектом исследования в диссертации является история становления и развития ирано-таджикских культурных отношений в 1991-2011гг.
Предметом исследования в представляемой диссертации являются проблемы становления культурных связей между Таджикистаном и Ираном в области литературы, книгоиздания, науки и образования, искусства, многогранный характер этих отношений.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ и обобщение истории культурных связей Республики Таджикистан с Исламской Республикой Иран в период государственного суверенитета Таджикистана. Цель исследования определила круг задач, вставших перед диссертантом:
- исследование истоков, генезиса и становления таджикско-иранских культурных взаимоотношений;
- анализ таджикско-иранского культурного сотрудничества в области литературы, книгоиздания, науки и образования;
- изучение состояния таджикско- иранских взаимоотношений в области искусства;
- научная оценка сотрудничества между отдельными областями Таджикистана и Ирана как важного фактора культурного взаимообмена народов двух стран;
- выявление перспектив развития таджикско-иранских культурных взаимосвязей;
1 Сафири кабир. Танзим ва веростори аз Фотех Абдулло ва Мирзо Шукурзода. Душанбе: Амри илм, 2002.
- подготовка рекомендаций по дальнейшему развитию культурных взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран.
Методологическая основа исследования. Диссертант использовал апробированные методологические подходы, прежде всего, сравнительно-исторический, конкретно-исторический и историческо-цивилизационные методы исследования, с учетом потребности изучения основных этапов формирования ирано-таджикских культурных отношений в их временном, хронологическом процессе, а также установления взаимосвязи происходивших событий и явлений на всех этапах исторического развития двух стран, с процессами, происходившими в мире после распада СССР и мировой системы социализма. Однако при рассмотрении сложных явлений и тенденций развития двухсторонних отношений был использован системный подход, логика, применения которого связана с необходимостью учета того факта, что на формирование и развитие двухсторонних культурных связей оказывают влияние целый комплекс проблем, как внутреннего, так и внешнего характера.
Теоретическая база исследования. Теоретической основой исследования послужили фундаментальные работы, посвященные процессам культурных взаимодействий в иранском мире, научные идеи ученых-историков прошлого и современности.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации состоит в том, что:
- она является первой попыткой комплексного исследования истории становления и развития ирано-таджикских культурных отношений в различных сферах в годы независимого развития Таджикистана;
- впервые предметом научного исследования стали эволюционное развитие таджикско-иранских культурных взаимоотношений накануне распада СССР и на этапе независимого развития Таджикистана;
- впервые предметом диссертационного исследования стали вопросы культурного сотрудничества между различными областями и городами двух стран в контексте расширения культурного взаимообмена народов.
Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем ирано-таджикских культурных отношений, прогнозировании тенденций их последующего развития. Выводы и заключения диссертанта, могут быть использованы в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, при подготовке и издании различных справочников, обобщающих трудов по истории и истории культуры Ирана и Таджикистана.
Хронологические рамки диссертации ограничены в основном периодом государственной независимости Таджикистана (1991-2011 гг.) Однако для объективной оценки исторических предпосылок таджикско-иранских культурных взаимосвязей была кратко рассмотрена история становления таджикско- иранских связей до распада Советского Союза и образования независимого Таджикистана.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования и выводы изложены в докладах на научных конференциях и семинарах, прошедших в Исламской Республике Иран и в Таджикистане, в статьях, опубликованных в научных журналах Таджикистана. Диссертация прошла обсуждение на кафедре истории и политических наук Таджикского института инновационных технологий и кафедре истории таджикского народа Таджикского национального университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Политическое, экономическое и культурное сотрудничество Республики Таджикистан с государствами Центральной Азии в период независимости: 1992-2007 гг.2012 год, кандидат исторических наук Фармонова, Дилрухсор Жумабоевна
Политические процессы и вопросы взаимоотношений между Исламской Республикой Иран и Республикой Таджикистан2011 год, кандидат политических наук Раиси Бехруз Акбар
Борьба таджикского народа против Арабского Халифата2010 год, доктор исторических наук Хакназаров, Абдуназар
Ислам в контексте общественного сознания таджиков: история и современность2009 год, кандидат философских наук Мирзоев, Гаффор Джабборович
Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры: 1991-2011 гг.2013 год, кандидат исторических наук Пирназарова, Парвина Алиназаровна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Малекиан, Мохсен Мохаммадсадег
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее десятилетие XX века произошли важнейшие политические события, которые в корне изменили карту мира, привели к независимости десятки стран. Это, прежде всего распад Союза Советских Социалистических Республик и мирового лагеря социализма, образование новых независимых государств на постсоветском пространстве.
Новые независимые государства с первых дней искали свой путь выхода на международную арену, установления внешних отношений с другими странами. Независимый Таджикистан не был исключением.
Немаловажный фактор сближения стран и народов была этнокультурная общность. Поэтому Таджикистан придавал особое значение установления новых отношений с Исламской Республикой Иран и Исламским государством Афганистан.
Иран также понимал необходимость расширения своих связей с Таджикистаном и вскоре предпринял важные шаги в этом направлении. Хотя между Ираном и Таджикистаном не существует общегеографической границы, но существует очень древняя культурная общность, единый язык, религия, общая историческая судьба, что притягивали Иран и Таджикистан друг к другу.
Народы Таджикистана и Ирана происходят из единого сообщества арийских племен. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, произошло разделение единого сообщества арийских племен на две великие ветви - индийских и иранских арийцев.
Эпоха саманидов была самой яркой культурной эпохой мира, которая формировалась на основе древней иранской цивилизации. Рассвет персидской литературы в период правления династии Саманидов в Мавераннахре и Хорасане привели к тому, что персидский язык стал устойчивым в письменной литературе. Персидский язык восстановил свои позиции. В Бухаре, творили прославленный философ и лекарь Абуали Ибн-Сина (980-1037 гг.) - Авиценна, Закария Рози, Абуабдулло Рудаки и многие
другие. Именно при Саманидах начинал создавать свою бессмертную поэму «Шахнаме» Абулкасым Фирдоуси из Туса (934-1020 гг.).
Потерю собственной государственности таджики уравновешивали чрезвычайно насыщенной интеллектуальной жизнью, история мировой культуры второго тысячелетия н. э. обогащена поэтическим опытом таджиков.
Вся история таджикско-иранского культурного родства не может остаться бесследно. Она сегодня служит хорошей основой для развития этих отношений между двумя государствами.
Следует отметить, что на первых (после независимости Таджикистана) этапах взаимоотношения стороны придавали приоритет культурным связям, хотя отношения постепенно приобретали многоаспектный характер.
За период страной независимого развития Таджикистана около две трети, подписанных документов о сотрудничестве между Таджикистаном и Ираном, касаются вопросов культурных связей.
В целом, анализируя отношения между двумя странами за рассматриваемый нами период, их можно разделить на три этапа.
Первый этап сотрудничества, охватывает примерно 3 года после приобретения независимости (1991-1993), и характеризовался усилением симпатий со стороны Таджикистана к Ирану в силу общего исторического прошлого. За этот период тенденция к сближению с Ираном была очень сильна. Был осуществлен активный обмен многочисленными культурными делегациями, культурными мероприятиями.
Второй этап - примерно 5 лет (1993-1997) -характеризовался замедлением темпов развития отношений в связи с гражданской войной в Таджикистане. Хотя в сфере культуры эти отношения продолжали развиваться, но их темп и активность не отвечали требованиям двух стран.
В это время Исламская Республика Иран наряду с Россией, Афганистаном, ООН и других заинтересованных государств и организаций продолжал поиски мер по урегулированию конфликта в Таджикистане.
Из восьми раундов переговоров 3 прошли в Иране, что говорит о серьезной роли Ирана в подготовке и проведение этих переговоров, с одной стороны, и с другой о заинтересованности Ирана в успешном урегулировании конфликта в Таджикистане. Кроме того, в Иране проходили разные консультации и встречи представителей ООН с лидерами таджикской оппозиции. Установление мира, несомненно, оказало позитивное влияние на развитие культурных взаимосвязей Между Республикой Таджикистан Исламской Республикой Иран.
Третий этап - примерно 1998-2011 -характеризовался усилением центральной власти в Таджикистане и нормализацией политической обстановки в стране. За этот период были приняты важные меры в целях повышения уровня жизни и развития страны, а также в направлении развития культурных связей с Ираном. Наблюдалось сотрудничество двух стран на всех уровнях.
С подписанием соглашения о мире и национального согласия таджикско-иранские культурные отношения приобрели новое содержание. Они стали более интенсивными, приобретая новые сферы. Хотя в этот период был сделан акцент на развитие экономического сотрудничества, тем не менее, культурные связи стали развиваться не менее интенсивно, чем в прошлые годы.
Литературные журналы Ирана знакомили иранского читателя с образцами литературного творчества таджиков: печатали стихи как известных, так молодых поэтов и писателей. В различных издательствах Ирана вышли из печати произведения таких таджикских писателей и поэтов как Садриддин Айни, Мумин Каноат, Лоик Шерали, Гулрухсор, Ашур Сафар, Абдулхамид Самадов, Гулназар, Мехмон Бахти, Аскар Хаким и другие. Практически ни один литературный и общественно-политический журнал Ирана не оставлял без внимания творчество таджикских писателей и поэтов. Освещение литературной жизни Таджикистана наблюдалась по нескольким параметрам.
Интенсивно развивалось сотрудничество в области искусства. Различные театральные группы Таджикистана посещали Иран, где их принимали с особым восторгом. Стало хорошей традицией посещение Таджикистана с гастролями очень известных иранских певцов и музыкантов, которые пользуются необычайной популярностью в Таджикистане. В Душанбе неоднократно побывали с концертами Шаджариан, Саттар, Муин, Ораш, Лайла Фурухар и многие другие.
Таджикско-иранское сотрудничество развивается в области кинеметографии. Знаменитый иранский кинорежиссер М.Махмальбоф является частым гостем Таджикистана. В Душанбе с участием таджикских актеров снимет фильмы, передает свой профессиональный опыт таджикским коллегам.
С точки зрения географического положения Иран и Таджикистан окружены странами, народы которых не говорят на персидском языке, и только Афганистан является в этом плане связующим звеном. В этой связи фундаментом сотрудничества должно стать развитие инфраструктуры культуры. С учетом подписанного между тремя странами (Таджикистан, Иран и Афганистан) трехсторонних документов появилась надежда на расширение сотрудничества в этой области. Стороны рассчитывают на то, что будут приняты необходимые меры для организации вещания персоязычного канала на три страны. Открытие единого телеканала, несомненно, поможет больше и глубже укрепить экономические, политические, культурные и другие связи между этими народами, имеющими общую историю, культуру и язык.
Таким образом, анализируя историю таджикско-иранских культурных связей и основные направления таджикско-иранского культурного взаимодействия можно предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд помогут развивать и расширять культурные взаимоотношения между Ираном и Таджикистаном:
1. В своих отношениях обратить особое внимание на историческую, культурную, языкавую, религиозную общность двух народов, которые могут способствовать расширению культурного сотрудничества. Особенно важно поиск и понимания единой этнической и культурной идентичности народов Ирана и Таджикистана. Пропаганда и разъяснение прошлой истории, на основе их идентичности может способствовать достижению культурной интеграции двух стран.
2. Принять совместные меры по предупреждению возникновения противоречия в сфере культуры между Таджикистаном и Ираном. Противники сближения двух стран получают большую выгоду от этого и стремятся способствовать появлению таких противоречий и конфликтогенной ситуации в сфере культуры.
3. Основой развития и расширения культурного сотрудничества между Таджикистаном и Ираном является обеспечение атмосферы доверия в межгосударственных отношениях. Республика Таджикистан и Исламская Республика Иран в условиях острого геополитического соперничества в регионе должны использовать все возможности дальнейшего укрепления своих отношений.
4. Учитывая эффективность телевидения в развитие и пропаганде культурного наследия, культурных взаимодействий таджикского и иранского народов, таджикскому и иранскому телевидению следует расширить обмен телевизионной продукцией и практиковать создания совместных программ.
5. Министерства культуры Республики Таджикистан и Министерство культуры и исламского развития Исламской Республики Иран должны продолжить опыт проведения Недель таджикской культуры в Иране и Недель иранской культуре в Таджикистане;
6. Таджикистан и Иран должны развивать обмен студентами и соискателями между Академией наук Республики Таджикистан, вузами и иранских высших учебных заведений;
7. Сторонам необходимо совместно с Исламской Республикой Афганистан активизировать деятельность по созданию совместного телевизионного канала.
8 Исламской Республике Иран, следует отказаться от распространения продукции религизно-экстремистского содержания и расширить перечень мероприятий светского характера, свободного от идеологического наслоения.
9. Ученые Таджикистана, Ирана и Афганистана должны усилить работу по унификации терминологии, освобожение языка от чуждых слов и терминов.
10. Иран и Таджикистан должны принять мери по внедрению персидско-таджикского языка на арабскойграфике в Интернетсети и его использование в региональном и международном масштабе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Малекиан, Мохсен Мохаммадсадег, 2012 год
Использованные источники и литература
1. Источники
а) Труды, речи и выступления лидеров Республики Таджикистан
и Исламской Республики Иран.
1 .Рахмонов Э. Тоджикистон: дар рохи демократия ва джомеаи
мутамаддин.- Душанбе: Ирфон, 1996.
2.Рахмонов Э. Тоджикистон: чахор соли истиклолият ва худшиноси.
-Душанбе: Ирфон, 1995.
3.Рахмонов Э. Таджикистан: дах соли истиклолият, вахдати милли ва
бунёдкори. Ч. 2.- Душанбе: Ирфон, 2001.
4.Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов.- London & Flint River Editions Great Britain.6.r.
5.Рахмонов Э. Ш. Выступление по случаю 17-й годовщины государственной независимости Таджикистана , 08.09.2008 13:08// www.prezident.tj
6. Рахмонов Э. Ш. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли (Парламенту) Республики Таджикистан, 30 апреля 2004года. Душанбе, 2004.
7. Рахмонов Э. Ш. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 16 апреля 2005 года. -Душанбе, 2005.
8. Рафсанджони Оятуллох Хошим. Аз мубориза то созандаги. Ба муносибати боздиди расмии Хазрати оятуллох Хошимии Рафсанджони Раёсати мухтарами Джумхурии Исломии Эрон аз Джумхурии Тоджикистон.-Б.м: Суруш, б. г.
9.Суханронихои джаноби окон Сайид Мухаммад Хотами Раиси мухтарами Чумхурии Исломии Эрон дар Тоджикистон. -Душанбе: Ройзании фархангии Чумхурии Исломии Эрон дар Тоджикистон, 2002.
10.Хатами Сейид Мухаммад. Диалог цивилизаций: путь к взаимопониманию.- Алматы, 2002.
2. Архивные документы
1. Барномаи хамкорихаи фарханги-хунари байни Вазарати фарханги Чумхурии Точикистон ва Вазорати фарханг ва иршади Чумхурии Исломии Иран// Материалы текущего архива Министерство культуры Республики Таджикистан. Папка «Иран». Доку менты за 1991- 2011 гг.
2. Гузориш оид ба хамкорихаи фархангии Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Исломии Ирон // Материалы текущего архива Министерство культуры Республики Таджикистан. Папка «Иран». Доку менты за 1991- 2011 гг.
3.Информация о научно- техническом сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран с 2000 г. в Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ // Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран». Документ №34003/23-201.
4. Информация о состояние сотрудничества с научными учреждениями Исламской Республики Иран и предложения по дальнейшему его развитию //Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991- 2011 гг.
5. Информация о сотрудничестве Института востоковедения и письменного наследия АН РТ с Ираном //Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991- 2011 гг.
6. Ёдошти тафохуми омузиши ва пажухиши байни Донишгохи Шахид Бихиштиии Чумхурии Исломии Эрон ва Фархангистони улуми Точикистон.20.11.199 // Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991- 2011 гг.
7. Ёдошти тафохум байни Вазорати маорифи Чумхурии Точикистон ва Донишгохи озоди исломии Чумхурии исломии Эрон оид ба хамкори// Текущий архив Министерство образования Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991 - 2011 гг.
8. Карордади хамкори байни Интишороти байналмилалии «Алхуда» ба намояндаги аз Созмони фарханг ва иртибототи исломии Чумхурии Исломии Ирон ва Вазорати фарханги Чумхурии Точикистон .8.05.2006// Материалы текущего архива Министерство культуры Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991 - 2011 гг.
9. Мувафикатнома-йе хамкорихои фарханги миёни Вазарати фарханги Чумхурии Точикистон ва Остони Хуросони Разави Чумхурии Исломии Эрон, 17.05.2007 // Материалы текущего архива Министерство культуры Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991- 2011 гг. 10. Мувафикатнама-йе хамкарихаи фарханги миёни Вазарати фарханги Чумхурии Точикистон ва Вазорати фарханг ва иршади Чумхурии Исламии Иран// Материалы текущего архива Министерство культуры Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991- 2011 гг.
11. Отчет о сотрудничестве между Институтом физиологии растений и генетики Академии наук Республики Таджикистан и Институтом исследований хлопчатника Исламской Республики Иран // Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран». Документ.32500/28-1-90.
12. Протокол №1 заседания Президиума Академии наук Республики Таджикистан с участием официальной делегации Министерства науки, исследования и технологии Исламской Республики Иран // Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991-2011 гг.
13 . Протокол №1 заседания Президиума Академии наук Республики Таджикистан с участием официальной делегации Министерства науки, исследования и технологии Исламской Республики Иран // Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991-2011 гг.
Н.Суратчаласаи тавофуки вузарои маорифи Чумхурии Точикистон, Чумхурии Исломии афгонистон ва Вазорати омузиш ва парвариши
Чумхурии Исломии Эрон аз 26.06. с.2006 // Текущий архив Министерство образования Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 19912011 гг.
15. Тавофукномаи хамкории омузиши// Текущий архив Академи наук Республики Таджикистан. Папка «Эрон».Тафохумномаи хамкорихои илмиву пажухиши миёни Академияи улуми Точикистон ва пажухишгохи созмони мероси фарханги, саноеъи дасти, ва гардишгарии Чумхурии Исломии Эрон. 13 июня 2008 г.// Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991- 2011 гг.
16. Memorandum of understanding between Isfagan university of technology (Iran) and Tajikistan Academy of sciences (Tajikistan ) // Текущий архив Академи наук Республики Таджикистан. Папка «Иран».Документы за 1991-2011 гг.
17. Наршахи Джафар. Тарихи Бухара. -Тегеран, 1343(1964).
3. Периодические издания
а) журналы
1 .Адабистон.- 1990-1993.
2 .Бухоро-1992-1993.
3.Дуня-йе сухан -1992-1995.
4,Оянда-1991-1999.
5 .Ираншинохт- 1991-1998.
6.Кейхане фарханге-1993-2003.
7.Кейхане фарханге. Вежафарханге Точикистон- 1993.
8.Килк-1991.
9.Муталеати Осиёи Маркази ва Кавказ-1996-2005
Ю.Одина-1993.
П.Ошно-1992.
12.Пажухишгарон-1992.
13.Пайванд - 2001-2004.
14.Рудаки-2008.
15 .Симург-1990-1994.
16.Садои Шарк-2008.
17.Сухан-1991-1997.
18.Тарона-1992-1997.
19.Фарханг-1997-2000.
20.Фурухар-1992-1993. 21 .Шеър-1992-1994.
22.Ягмо-1993. б) газеты
23.Адабиёт ва санъат -2000-2009.
24.Джавонони Точикистон- 2008.
25.Джами джам-2010-2011
26.Джумхурият -2007-2008.
27.Иран.-2004. 28.Эттелаат-2011.
29.Мардумсолори-2002
30.Маърифат-1998. ЗШиллат. -2006-2007. 32.Минбари халк.-2004-2008. ЗЗ.Омузгор -2006-2007.
34.Паяме Душанбе-2008.
35.Сипехр-2004.
36.Сиясате руз-2003.
37.Хамроз-1999.
3 8 .Хамшахри-2009-2011. 39.Ховар- 2010. 40.Чархи гардун-1999-2000. 41 .Чашмандоз-2001. 42.Шарк-2006.
43.Эттемаде мелли- 2008-2011
Газеты на русском и английском языках
44. Азия плюс-2010-2011
45.Вечерный Душанбе -.2007.
46.Коммунист Таджикистана
47.Tehran Taimes-1991.
4. Монографии, брошюры, статьи
1. Аббасиан X. Иран и Таджикистан: пятнадцать лет взаимовыгодного сотрудничества.- Душанбе: Ирфон, 2006.
2. Абулхасан Ширази Хабибулла. Точикистон: субат-е сийаси ва пешгири аз моназеати дахили // Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ.-№ 27, 1378(1999).
3. Азиз Н. Возрождение ислама в Таджикистане: традиция и политика// Центральная Азия и Кавказ.- Швеция, 1999.-№5(6).- С. 153-163.
4. Айни С.Намунаи адабиёти точик.- М., 1926.
5. Айни Садриддин. Ёддоштхо.- Техрон, 1362(1983).
6. Амният дар Асийаи Маркази (Составители Олсон Р., Джонсон JI.).-Тегеран, 1382(2003).
7. Асноде аз равабити Иран бе манатике аз Асийаи Маркази. -Техрон: Марказечапва интишарате Вазорате умури харидже, 1372(1993).
8. Атаи Фархад. Носиюналисм ва давлатхаи мелли дар Асийаи Маркази//Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ. -№ 44,1382(2003).
9. Баргузари-йе дувумин иджласе муштараке эктесаде-йе Иран ва Таджикистан//Нама-е утаке базаргани. № 9, 1377 (1998).
10. Бартолд В. В. Гузида-е макалате тахкики. Перевод Карима Кишаварза. -Тегеран, 1358(1979).
11. Бартольд В.В. Соч. -М, 1963. Т.П. Ч. I.
12. Бекзода К. Накши истилохи точик дар устурахои ориёи» // Точикон дар калавмрави Ориёно. Гирдоваранда ва пажухдши Мирзо Шукурзода.- Душанбе, 2007. С.140-143.
13. Белов E.B. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997гг.). -Душанбе, 1999.
14. Бертельс Е.Э. Персидский-дари-таджикский: Советская этнография. -М., 1950.
15. Бехзади Рукия. Кавмхае кухан дар Асийаи Маркази ва фалати Иран.-Тегеран, 1383(2004).
16. Бечака Язди. Адабиёте фарси дар Таджикистан. Перевод Махмуд Ибадиён.- Тегеран, 1372.
17. Бурхиён Хабиб. Фархангистане улум ва дигар нихадха-йе пажухиши дар Таджикистан // Намай фархангистане улум. -№ 10- 11, 1377(1398).
18. Велаяти A.A. Суханрани дар канфарансе «Дигаргуниха-йе Иттехаде Шурави-йе сабик ва пайамадха бара-йе джахане савум»// Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ. №1,1381(2002).
19. Вижаномаи хаштумин Конфронси Сарони кишварх,ои исломй дар Техрон. -Душанбе: Ройзании фархангии Чумхурии Исломии Ирон. дар Точикистон, 1997.
20. Вклад иранских народов в развитие мировой цивилизации: История и современность. -Душанбе: Дониш, 1992.
21. Гафуров Б. Г. О связях Средней Азии и Ирана в Ахеминидский период// Гафуров Б.Г. Избранные труды. -М.: Наука, 1985.
22. Гафуров Б. Точикон. Ч. 1. Душанбе, 1997.
23. Гафуров Б.Г. Избранные труды. - М.: Наука, 1985.
24. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М.:Наука, 1972.
25. Гузариши сафаре хайате эзами ба Таджикистан джихати гушаише сафарате Джумхури-йе Ислами-йе Ирон // Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ. № 1, 1992.
26. Гузориш аз аввален хамаеше чахане-йе устадане забане фарси. Тегеран, 1997. -С. 3-5.
27. Гуфтугу бо Камол Айни// Симург. №7/9, 1369(1990). С.76-78.
28. Давлатдории точикон дар асрхои 1Х-Х1У. Мураттиб ва мухаккик Нурмухаммади Амиршохи.- Душанбе: Амри илм, 1997. -1008 с.
29. Данишнама-йе адаби фарси. Т. 1. Асийаи Маркази. Тегеран, 1375(1996).
30. Дар чу стучу и хуввияти гумшуда. Гуфтугу бо вазири маъорифи Точикистон доктор Зокир Вазиров//Пажухишгарон.- № 1, 1371(1992). С.10-11.
31. Джашни Эстеклалеят ва Анджумане дуюме тачекане чахан. Душанбе: Ирфон, 2003.
32. Дипломатия Таджикистана (к 50-летию создания Министерства иностранных дел Республики Таджикистан). Душанбе 1994. По ЦЖ^рр: www.mfa.ti.
33. Дмитриев А. В. Конфликт на российском распутье// СОЦИ, 1993, № 9.
34. Дюррант Б: Тарихи тамаддун. Т. 4. Ч.1.- Тегеран, 1348(1969).
35. Зарринкуб А. Андешахае дар боби хамкорихои Эрон ва Осиёи Миёна бо муруре бар савобики он// Пажухишгарон.- №3, (1371(1992). -С.9-12.
Зб.Захери М. М. Современная культура Таджикистана в зеркале иранской прессы. Авт. дисс.на соиск. уч.ст. канд. фил. наук. Душанбе,2011.23 с.
37. Зунунова М. Лайло, Ораш Гугуш. Душанбе оккупировали...
американские артисты иранского происхождения//
http://www.centrasia.ru.
38. Иллахи К. Пайвандхаи амнияти-йе Афганистан ва Таджикистан// Моталеате Асийаи Маркази ва Кавказ,1378(1999).-№38.
39. Илхама Мифтах, Вахаб Вали. Нигахе ба Ираншинаси ва Ираншинасане кишварха-йе мушараткулманафеъ ва Кавказ. -Тегеран, 2003. С. 145.
40. Кариб Бадруззаман. Фарханге сугди.- Тегеран, 1374(1995).
41. Каримиёни Саридашти Надир. Ираншиноси дар Таджикистан // Намо-йе пажухеш. №19, 1380(2001).
42. Китабшинасии тавсифии Точикистон. Таълиф ва гирдоварии Нохид Хабибии Озод. - Душанбе, 2002.
43. Кляшторина В. Культурно-политическая докторина ИРИ в регионе // ИРИ в 90-е годы.- М., 1998.
44. Козлов Г.И. Из истории языка дари //Краткие сообщения Института народов Азии. - № 65.
45. Кульчик Ю.Г., Румянцев С.И., Н.Г.Чичерина. Гражданские движения в Таджикистане. Аналитический обзор.- М., 1992.
46. Малик Шахмирзаде Садик. Тарихе тамаддунха-йе Асийа-йе Маркази. - Тегеран, 1375(1996).
47. Малики Аббас. Равабите Иран ва Джумхуриха-йе Асийа-йе Маркази // Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ.- №1,1371(1992).
48. Матин Дуст Ахмад. Забанха-йе ирани-йе куну ни дар Таджикистан //Номаи порей, №2,1379(2000).
49. Махмадшоев Д., Обидов У. С.Айни о происхождении и значении этнонима «таджик» // Изв. Отдел, обществ, наук АН Тадж. ССР. -1980.-№2(100). С. 89-93.
50. Махмуди Муртазо. Осиёи Маркази ва рушди хамкарихаи чандчонибаи Ирон ва Точикистон// Осиёи Маркази ва Кавказ. - № 58, 1386(2007).
51. Махмудов Г. Мадофе-йе азади-йе эджтима-йе ва маблаге забане фарси дар Таджикистан // Нама-йе порей, №2, 1376(1997).
52. Мирзоев А., Брагинский И. Абуабдуллох Рудаки ва осори манзуми у. Сталинабад, 1958.
53. Мирзоев A.M. Рудаки.- М., 1969.
54. Мирзоев Н.М. Точикистон-Эрон: шохрохи хамкорихо.- Душанбе: Ирфон, 1998.
55. Мирзоев Н.М. Экономическое и культурное сотрудничество Таджикистана с зарубежными странами.- Душанбе: Ирфон, 1998.
56. Мунтазами Руё. Таджикистан. -Тегеран, 1374(1995).
57. Мусави Расул. Накши Иран дар пишбурди музакирате сулхе Таджикистан//Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ. -№39, 1381(2002).
58. Мусави Расул. Сулхе Таджикистан ба риваяте аснад.-Тегеран,1382.
59. Мусулманиан Рахим Кубадиане. Таджикистан: азаде ё марг. Тегеран, 1373(1994).
60. Мусулманиан Рахим Кубадиани. Иран ва Таджикистан// Кейхане фарханги.№8, 2003.- С. 14.
61. Мусулманиан Рахим Кубадиани. Лузуми пасухе шаиране ба ниёзха-йе маънави-йе мардум дар Таджикистан // Номаи порей. №3, 1375(1996).
62. Назриев Д., Сатторов И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1992-й (хроника событий). Т. II. Душанбе, 2005.
63. Номаи як эроншинос аз Точикистон// Оянда. № 7/9, 1358(1979). С.672-677.
64. Носир Сармади Порсо. Увлавияти ман робитадои и^тисоди хохдд буд //Чумхурият, 2002-18 апр.
65. Нури С.А. Оштинома.- Душанбе: Нодир, 2001.
66. Нуриён Реза. Гузарише канфарансе бейналмелали-йе амният дар Асийаи Маркази // Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ. 56, 1383(2004).
67. Оинномаи созмони «Растохез» (Джунбиши халкии Джумхури-йе Таджикистан) / Ш. Имом. Таърихи бедории милли ва истиклолияти Тоджикистон. Душанбе, 2003.
68. Олимова С. Олимов М. Исламская партия возрождения в межтаджикском конфликте и его урегулировании//Центральная Азия и Кавказ.- Швеция, 2001. - №1(13).- С. 131-141.
69. Паёми мудири Бунёди Фарханги Точикистон//Килк.№21(1370). С.41.
70. Писатели. Абулькасым Лахути. По URL: http ://pisatel t freenet.tj/lakhuti .htmio
71. Рамазани Малик С. Мизи гирди муштараки Ирон ва Точикистон / Мутолиоти Осиёи Маркази ва Кавказ.- №63 1387 (2008). С.213-223.
72. Расулиён Каххор. Нигохе ба равобити фархангии Эрой ва Тоджикистон. - Душанбе, 2004.
73. Расулиён Каххор. Эрон сарзамини фарханг ва хунар.- Душанбе, 2007.
74. Сабир Базар. Баргузида-йе ашъар. -Тегеран, 1373(1994).
75. Саджадпур Мухаммад Казим. Иран, Асийаи Маркази ва Кавказ: барраси-йе макулаи сатхи тахлил дар равабите эктесади ва сийасе. // Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ. №7, 1373(1994).
76. Садриддин Айни. Маънои калимаи «точик» дар лугатхо ва цои корфармуда шудани он дар таълифоти муаллифони Шарк ва баромадгохи ин калима // Точикон дар каламрави Ориёно. Гирдоваранда ва пажухиши М.Шукурзода. Душанбе, 2007.
77. Санаи М. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии. Алматы-1997.
78. Санаи М. На великом Шелковом пути.-М., 2000.
79. Санаи М. Отношения Ирана с центрально-азиатскими странами СНГ. -М., 2002.
80. Сафа Забеуллах. Тарихи адабиёт дар Иран. Т.1. -Тегеран, 1372.
81. Сафиева Гулрухсар. Гулчине аз ашъар. -Тегеран, 1373(1994).
82. Сафири кабир. Танзим ва веростори аз Фотех Абдулло ва Мирзо Шукурзода.-Душанбе: Амри илм, 2002.
83. Сахархиз Алиасгар. Асийаи Маркази ва кудратха-йе бузург // Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ.-№45, 1383(2004).
84. Семенов A.A. К вопросу о термине «дари» как названии языка // Памяти Михаила Степановича Андреева. Сборник статей по истории и филологии народов Средней Азии. - Сталинабад, 1960. - С. 189-193.
85. Сулаймони К. Густариши равобити фархангии Эрону Тоджикистон// Сипехр.-№23, 2004.
86. Сулаймони С. Библиотечное дело в Иране: История и современное состояние: Дис... д-ра пед. наук .- Санкт-Петербург: СПб ГАК, 1995.
87. Сулаймони С. Инсон ва фарханг // Чашмандоз. 2001. №9-13.
88. Сулаймони С. Китобшиносии Ирон/УТахрир ва зери назари 1^ах,рамон Сулаймони.-Душанбе: Маркази фар^ангшиносии ЧТ; Ройзании фархангии Чумхурии Исломии Ирон, 2005.
89. Сулаймони С. Современное состояние исследования культурологических теорий в Иране //Культура, образование: XXI век. -Душанбе: Российско-Таджикский (Славянский) университет, 2002. С. 34-36.
90. Сулаймони С. Хар порасанги Ирон чахони маънихост//Адабистон.-№29. С. 36-37..
91. Сулаймонй С. Библиотечное дело в Иране: История и современное состояние//Ред. М. Муллоахмедов.- Душанбе: Дониш, 1994.-309с.
92. Сулейменов О.О. Но людям я не лгал.. .Сост.,отв. Ред. С.Абдулло. -Алматы: Дайк-Пресс,2006. С. 98.
93. Табатабаи М. Нукоте перомуни пайванди фархангии Эрон ва Точикистон//Ад абистон .№36(1371).
94. Таджикистан в огне.- Душанбе: Ирфон, 1993.
95. Точикон дар каламрави Ориёно. Гирдоваранда ва пажухиши Мирзо Шукурзода. -Душанбе: Деваштич, 2007.
96. Турсонзод А. Дуст он бошад ки гирад дасти дуст// Сафири кабир.-Душанбе,2002.- С. 34 -42.
97. Турсунзод Акбар. Мактуби саркушода ба равшанфикрони эрони//Килк. №21, 1370(1991). С.42-49.
98. Турсунзод Акбар. Чи тадбир эй мусалмонон, ки мо хешро намедонем// Фаслномаи «Маркази мутолиоти Осиёи Маркази ва Кавказ». №1, 1371(1992).- С. 159-169.
99. Турсунзод Акбар. Чу хампушт бошем ва хам якзабон//Фаслномаи «Маркази мутолиоти Осиёи Маркази ва Кавказ». №2, 1372(1993). -С. 17-36.
100. Уранский Э. М. Мукаддима-йе фикхи ал-лугате ирани. - Тегеран, 1358(1379).
101. Усмонов И. Процесс национального примирения в Таджикистане//А.К.Зайферт, А.Крайкемайер. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ.-Душанбе: Шарки озод, 2003.- С. 100 - 117.
102. Хасанали Ахмаде Фашараке. Джумхури-йе Ислами-йе Иран ва Таджикистан: чалишха ва манафе-йе мелли-йе Иран//Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ,№ 22, 1377(1998).
103. Хирави Джавад. Тарихе саманиан (асри тиллои-йе Иран баъд аз ислам). -Тегеран,. 2001.
104. Хирави Джавад. Тарихи Саманийан. Асре тиллаи-йе Иран баъд аз ислам. -Тегеран, 1380(2001).
105. Хромов J1. Сугдиан. Пажухише дар тарих, фарханг ва вазъияте эджтима-йе.-Тегеран, 1381(2002).
106. Хуторская В.В. Взаимотношения Исламской Республики Иран и стран Центральной Азии//Сб.статей "Иран: Ислам и власть". - М., 2001;
107. Шабаби М. Дж. Процессы и перспективы взаимоотношений Ирана и независимого Таджикистана в условиях изменяющегося мира.Автореф. дисс.канд. полит.наук. - Душанбе-2008
108. Шакури М. Кадре зар заргар биданад.. .//Ираншинохт. 1377 (1998). № 11.
109. Шакури Мухаммаджон. Инсонгароии омузиш ва забони милли. -Душанбе, 2002.
110. Шакури Мухаммаджон. Хуросон аст ин джо.- Душанбе, 1994.
111. Шарипов А., Сирочов 3. Эмомали Рахмон- соли тамаддуни ориёи (Сиёсати дохили ва хиричии Президенти Точикистон дар солхои 2004 2006). Китоби 6. Душанбе, 2006
112. Шарипов А., Фатоев С. Эмомали Рахмон -начотбахши миллат (Сиёсати дохили ва хиричии Президенти Точикистон дар солхои 1992-1995).Китоби 1. Душанбе, 2006.
113. Шарипов А., Фатоев С. Эмомали Рахмон- поягузори сулх ва вахдати милли (Сиёсати дохили ва хиричии Президенти Точикистон дар солхои 1996-1999). Китоби 2. Душанбе, 2006.
114. Шарипов А., Шамсиддинов С. Эмомали Рахмон- соле, ки ба карнхо баробар аст (Сиёсати дохили ва хоричии Президенти Точикистон дар солхои 2000-2004). Китоби 4. Душанбе, 2006.
115. Шарофиддин Имом. Тарихи бедории милли ва истиклолияти Тоджикистон.- Душанбе, 2003.
116. Шевченко З.М. Ты покорил нас, Таджикистан! Сборник документов, свидетельствующих о международных культурных связях Таджикистана с зарубежными странами(1930 - 1970. -Душанбе: Ирфон, 1971.
117. Шукурзода М. Сад кофила дил хамрахи уст// Сафири кабир. Душанбе, Амри илм, 2002. -С. 101.
118. Шукурзода Мирзо. Адабиёти форси-тоджики// Рудаки, 2002, №2. С. 35.
119. Шукурзода Мирзо. Таджикан дар масире тарих.- Тегеран, 1373(1994).
120. Шукурзода Мирзо. Таджикон, арийаихо ва фалати Иран. -Тегеран, 1383(2004).
121. Шукуров М. Сарнавишти забон бозгуи сарнавишти миллат аст// Пайванд.№3, 2001. -С. 83-85.
122. Шукуров Мухаммаджан. Халайе маънаве дар Таджикистан ва рисалате Иран.//Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавказ, №7, 1373(1994).
123. Эхеи суннати шохномахони дар Точикистон. Интервью с зампредседателем Фонда культуры Таджикистана Мухиддином Махмудовым //Адабистон. №10, 1372(1993).- С.106-110.
124. Юсуфшох Якубшох. Точикон: перомуни этногенез. -Душанбе, 1994. С. 28.
125 .Ahmed Rashid. The Resurges of Central Asia, or nationalism/ London, zed book, 1994.
126.Barrent R. Rubin. The Fragmetation Tajikistan. Survival, Vol.35, No 4, 1993-1994.
127.Djalili Mohammad Reza and Shirin Akiner. Talikistan the trials of independence. London: Curzon press, 1998.
128.1slam the state and Ethnicity in Central Asia in Historical Perspective, Region, State and Society. The Keston journal, vol 24( Jun- September 1992).
129.Gretsky Sergei. Civil War in Tajikistan and the International Repercussions. Critigue No 6, spiring 1995Mesbahi, Mohiaddin, Iran and Tajikistan, in Rubinshtein and Smolansky.
130.Naby Eden Tajik political legitimacy and political parties. The Iranian Jornal of International Affairs. Vol 5/No 1 (Summer 1992).
131.Olivier Roy. The New Central Asia? The Greation of Nations/-London, 2000.
132.Rouhollah Ramazany. Iran's Foreigh policy 1941 - 1976. A Study of Foreign policy in Modernizing Nations (Charlottesville: University Press of Virginia, 1976).
133.Seyed Kazem Saladpour. Iranian- Soviet Relations in a Security Perspective: 1976 - 1986/ Unpublished ph. D Dissertation (Washington D. C: the Georg Washington University, 1991).
134.Tajik Problem, No Mediation at work, Sentral Asia Brief, vol 12, No 1,
1996.
135.Tajik Internal arms clathes Worry Moscow. Sentral Asia Brief, vol 1, 1995.
136.Tadjbakhsh, Shahrbanoy. The Tajik Spring of 1992. Central Asia monitor. No 1, 1994.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.