Полистилистика в музыкальной культуре постмодернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Анохина, Светлана Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат культурологии Анохина, Светлана Владимировна
Введение.
Глава I. Теоретические основы исследования постмодернизма и полистилистики
§ 1. Культурологические основания исследования постмодернизма.
§2. Полистилистика в культуре постмодернизма.
Глава II. Полистилистика и постмодернизм в музыкальной культуре
§ 1. Полистилистика в зарубежной музыкальной культуре.
§2. Полистилистика как феномен постмодернизма в отечественной музыкальной культуре.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Полистилистика как феномен европейской художественной культуры2015 год, кандидат наук Ильичёва, Наталья Ивановна
Джаз в художественной культуре постмодерна: основные тенденции развития2011 год, кандидат культурологии Широкова, Нина Анатольевна
Своеобразие интерпретации категории "традиция" в эстетической теории и практике постмодернизма: на материале творчества Э. Денисова2009 год, кандидат философских наук Данилова, Анна Викторовна
Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма2003 год, кандидат искусствоведения Лианская, Евгения Яковлевна
Новый звуковой мир в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX века2009 год, кандидат искусствоведения Щербакова, Наталья Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полистилистика в музыкальной культуре постмодернизма»
Актуальность темы «Полистилистика в музыкальной культуре постмодернизма» определяется реальной ситуацией, сложившейся в современном культурном пространстве, основной характеристикой которого является постмодернизм. В культурологическом знании понятие «полистилистика» в музыкальной и в художественной культуре в целом еще не нашло адекватного осмысления, тогда как в искусствознании оно давно стало предметом теоретического анализа.
Теоретическая культурология в отличие от искусствознания в настоящее время весьма осторожно рассматривает оппозицию «модернизм / постмодернизм» в ее пространственно — временном социокультурном контексте, тесно связанном с универсальными процессами глобализации. Модернизм признается прожитым временем европейской культуры, а постмодернизм представляет собой переходную культурную форму по выходу из модернизма, что соответствует понятию приставки «пост». Модернизм в современной гуманитарной науке по совокупному мнению теряет / потерял свою идентичность, тогда как постмодернизм стремительно расширяет свое социокультурное пространство, в том числе в художественной культуре.
Постмодернизм как явление и мировоззрение носит революционный характер, трансформирующий сложившуюся иерархию ценностей, многие сферы жизнедеятельности глобального человечества и индивидуума. Все это актуализирует исследование полистилистики, как культурного феномена проявления постмодернизма, играющего важную роль в сопровождающемся процессе по изменению сознания человека.
В культурную экспансию постмодернизма укладывается вторая половина XX века. Указанные временные рамки достаточно условны, однако именно в этот период появляются первые публикации на тему постмодернизма в науке, философии, культурологии, филологии, социологии, 3 складывается художественная практика постмодернизма в разных видах искусства, формируется соответствующий социально — культурологический и искусствоведческий аппарат осмысления этого явления и специфика его социокультурного функционирования. Полистилистика и стилевой синтез стали художественным отражением постмодернизма - эпохи, которая суммирует, сопоставляет и оценивает предшествующее в едином надисторическо - культурном контексте. Анализ закономерностей развития художественной культуры в дискурсе постмодернизма и полистилистики представляет интерес с точки зрения отечественных особенностей в наследовании историко - культурных традиций прошлого и взаимосвязи их с современными тенденциями.
Исследование художественной культуры последних десятилетий в дискурсе постмодернизма и полистилистики представляет собой пока еще не разработанную сферу в культурологической науке. Данная работа посвящена сложной проблеме проявления постмодернизма в музыкальной культуре в контексте полистилистики. Проблемы полистилистики подробно освещаются в искусствоведческих статьях и монографиях, однако в культурологическом знании они слабо отражены. В исследовании предлагается попытка восполнения этого пробела.
Поиски новых культурологических и художественных концепций, которыми характеризуется вторая половина прошедшего столетия, расширение образных возможностей, направленных к воплощению современного мировоззрения во всем его многообразии все более заметно связаны с полистилистикой, в которой участвуют элементы разноуровневых систем (элитарной и массовой культуры), различных эпох, культурных типов, видов искусств, стилей, традиций, направлений.
Синтетичность культуры постмодернизма, отмеченная многими исследователями, одновременно проявляет себя в стилевом смешении, плюралистичности, многообразии данной эпохи, самовыражаясь в полистилистике, как идентификационных способах и формах социокультурных и художественных проявлений постмодернизма. Феномену полистилистики музыкальной культуры постмодернизма востребован культурологический анализ, позволяющий придать ей системообразующий характер в целостном исследовании отечественной культуры и картины мира в целом.
Степень изученности темы. В данном аспекте исследования можно разделить на две подгруппы. К первой относятся философские и культурологические труды отечественных и зарубежных авторов Р. Барта, Л. Фидлера, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. - Ф. Лиотара, И. Хасана, Р. Барта, Ч. Дженкса, У. Бека, М. Бубера, И. Ильина, Ю. Кристевой, В. М. Диановой, В. Бычкова, М. Берга, В. А. Пестерева, Н. Б. Маньковской, М. Н. Липовецкого, О. К. Румянцева, А. Ю. Шиманова, М. Н. Эпштейна, В. С. Библера, О. Н. Астафьевой1.
В частности, Ж. — Ф. Лиотар в своем труде «Состояние постмодерна»" определяет его как недоверие «метарассказам» о культуре по критериям Истины, Добра и Красоты. Ж. - Ф. Лиотар утверждает, что легитимацией научного знания выступает рынок, из чего следует, что фундаментальная наука, гуманитарные знания в области философии, культурологии, истории,
Лиотар Ж. - Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1985. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - СПб., 1998. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. — М., 2000. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.,2000. Берг М. Литературократия. - М., 2000. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. Библер В. Творческое мышление как предмет логики: Науч. Творчество. - М., 1969. Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа. Историко -литературные и теоретические аспекты. - Волгоград, 2001. Бычков В.В., Бычкова Л.С.: XX век: предельные метаморфозы культуры // «Полигнозис». - 2000. - № 2. Астафьева О. Н. Модели этнокультурной идентичности в современном информационно - коммуникативном пространстве // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии №3. - М., 2004.
2 Лиотар Ж.- Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998. С. 10. политологии обречены на маргинализацию. У. Бек интерпретирует постмодернизм как радикализацию модернизма1.
Р. Барт подробно раскрывает теорию интертекстуальности в художественной культуре постмодернизма. В его исследованиях интертекст предстает как цитатный способ построения художественного текста, основанный на размывании границ между искусством и реальностью.
Румянцев О. К. и Шиманов А. Ю. видят причины кризиса в самой европейской культуре. «Когда для современной философии бытием стало время личностного существования человека, проблема множественности приобрела вид тайны Другого. Это не просто переформулировка классической проблемы единства и многообразия, но совершенно новое понимание бытия - переворот, сопоставимый лишь с теми, которые осуществили Сократ и Декарт»3.
М. Н. Липовецкий в монографии «Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики»4 обозначил отличия сущностных черт российской постмодернистской ситуации и западной. Примером серьезного, объективного подхода к проблемам постмодернизма явилась монография Н. Б. Маньковской5 «Париж со змеями». (Введение в эстетику постмодернизма). В монографии дается анализ эстетики постмодернизма как феномена культуры.
1 Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. - М., 2000.
2 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. Барт Р. Б / Ъ\ Бальзаковский текст: опыт прочтения / Перевод Г. Косикова и В. П. Мурат. Общая редакция, вступит, статья Г. К. Косикова. - М.: УРСС, 2001.
3 Румянцев О. К., Шиманов А. Ю. Между классической философией культуры и постмодернистской культурологией. // Теоретическая культурология. - М.: Деловая книга. 2005. С. 14.
4 Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург, 1997.
5 Маньковская Н. Б. Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1994.
Концепция диалога культур в контексте постмодернизма раскрыта в работах отечественных авторов В. С. Библера, О. Н. Астафьевой, О. В. Гуткина, И. Ильина, Н. Федотовой1. Согласно концепции В. С. Библера, в XX веке формируется новый всеобщий разум - разум диалогический как разум культуры. В диалогическом разуме, проникающем в различные сферы духовной жизни — искусство, науку, основания бытия человека, - оживают предшествовавшие формы разумения: разум эйдетический (греко — римская Античность), разум причащающий (европейские Средние века) и собственно познающий разум (Новое время). В этом диалоге разумов и логик осуществляется диалог различных культур в их всеобщих онтологических возможностях . О. Н. Астафьева выделяет этапы взаимообогащающей интеграции культур3.
Ко второй подгруппе относятся труды в области искусствознания. А. Шнитке впервые теоретически обосновал идею и технологию полистилистики в своем докладе «Полистилистические тенденции в русской музыке»4 на Международном конгрессе в 1971 г.
Полистилистика, присущая музыкальной культуре последней трети XX века, рассматривается JI. Казанцевой в работе «Полистилистика в музыке»5. Опираясь на труды В. Медушевского и А. Шнитке, она дает классификацию полистилистики: стилистический синтез и стилистический контраст,
1 Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики: Науч. Творчество. — М., 1969. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. Гуткин O.B. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре // Человек. Диалог. Понимание. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов, 1996. Ильин И. Постструктурализм и диалог культур. - М., 1989. Федотова H. H. Мультикультурализм и политика развития // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 4.
2 Рабинович В. Библер В. С. // Культурология: люди и идеи. - М.: Академический проект; РИК, 2006. С. 53.
3 Астафьева О. Н. Модели этнокультурной идентичности в современном информационно — коммуникативном пространстве // Вестник Библиотечной АссамблеиЕвразии №№3, 4. - М., 2004. 4
Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки //Музыкальная культура народов. Традиции и современность. - М., 1973.
5 Казанцева Л. Полистилистика в музыке. Лекции по курсу «Анализ музыкальных произведений». -Казанская гос. консерватория, 1991. программная и непрограммная, вертикальная или горизонтальная полистилистика. Проблемами стиля занимается Л. Березовчук в статье «О типологии межкультурных взаимодействий в музыке»1. Анализируя труды М. Арановского и В. Медушевского, она выявляет формы и типы межкультурных взаимодействий.
Художественную очевидность и значимость полистилистики в современном романе описывает В. А. Пестерев в работе «Постмодернизм и поэтика романа» . Степанян К. в работе «Постмодернизм — боль и забота наша»3 выделяет актуальные для постмодернизма приемы художественного синтезирования. В. Карминский4 представляет полистилистику как новую логику стиля, логику, основанную на комбинации различных стилевых элементов внутри индивидуального стиля какого-либо автора. Результативное развитие теории полистилистики представлено в трудах М. Арановского5.
Е. Трофимова6 выделяет стилевые реминисценции в русском у постмодернизме 1990-х годов. Ф. Софронов выделяет способы решения проблемы идентификации в музыке постмодернизма, ключевые характеристики которой определяются полистилистикой.
Березовчук Л. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х гг. - Л., 1979. 2
Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа. Историко - литературные и теоретические аспекты. -Волгоград, 2001. 3
Степанян К. Постмодернизм — боль и забота наша // Вопросы литературы. - 1998. - № 5. 4
Карминский В. Проблема полистилистики в современной музыке: дипл. работа. - Московская гос. консерватория, 1975.
5 Арановский М. Русская музыка и XX век. - М., 1997.
6 Трофимова Е. Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов. [Текст] // http://lib.riri.ru
7 Софронов Ф. М. Способы идентификации в современной музыке. // Культура сквозь призму идентичности. - М.: Изд. «Индрик», 2006.
Важным источником для изучения проблемы, стали работы исследователей музыкальной культуры. К ним относятся труды А. М. Высоцкой, Д. Лигети, М. Лобановой, В. Холоповой, А. Амраховой и др.1
Наше внимание привлекли диссертационные исследования Кузьменковой О. А., Лианской Е. Я. и Даниловой А. В. Работа О. А. Кузьменковой «Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70 - 90-х годов XX века» посвящена сложной проблеме стилевого моделирования, которая проявила себя в творчестве отечественных композиторов в период конца 60-х - 90-е годы XX столетия. Е. Я. Лианская в своем исследовании «Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма» сформулировала некоторые специфические черты отечественного музыкального постмодернизма. А. В. Данилова4 посвятила кандидатскую диссертацию выявлению принципов претворения традиций в современной культуре и отечественной музыке.
В исследовании использовались отдельные статьи, интервью и высказывания композиторов и исследователей их творчества (А. Шнитке, Э. Денисова, Н. Корндорфа, Л. Берио, Дж. Кейджа, С. Савенко)5.
1 Высоцкая М. Композитор Фарадж Караев: к поэтике индивидуального стиля, или размышления на тему // Музыковедение. - 2008. - №.7. Лигети Д. Форма в новой музыке. // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сб. ст. - М., 1993. Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. - М.: Изд. Сов. композитор, 1990. Холопова В. Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып.1. - М., 1994. Амрахова А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). - Баку: Элм, 2004.
2 Кузьменкова О. А. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70—90—к годов XX века: Дисс. канд. иск. - СПб., 2004 (на правах рукописи).
3 Лианская Е. Я. Огемесгаеишмузыкаврш^рсепослъюдфтвма: Дисс. канд. и с к. - К Новгород2003 (1 и главах рукописи)
4 Данилова А. В. Своеобразие интерпретации категории «традиция» в эстетической теории и практике постмодернизма. Дисс. канд. филос. наук. — М., 2009 (на правах рукописи).
5 Шнитке А. Реальность, которую ждал всю жизнь. / Интервью Ю. Макеевой и Г. Цыпину // Сов. музыка. - 1998. - № 10. Беседы с Альфредом Шнитке. Составитель А. В. Ивашкин. - М., 1994. Денисов Э. Настоящая музыка всегда духовна // Муз. Академия. - 1997. - №2. Берио Л. Фрагменты из интервью и статей // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2. — М., 1995. Корндорф Н. Персональная страница. Иир://\у\у\у. Reocities.com/nkorndoriyniain.html. Кейдж Д. Из книги «Тишина» // Музыкальная академия. -1997. - № 2. С. Савенко. Карлхайнц Штокхаузен // http://www.opentextnn.ru/music/personalia/schtokhauzen/.
Объектом исследования выступает музыкальная культура постмодернизма.
Предметом исследования является полистилистика в музыкальной культуре постмодернизма.
Цель исследования - позиционировать полистилистику в музыкальной культуре как феномен постмодернизма в дискурсе культурологического знания.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования определены следующие задачи исследования:
- выявить культурологические основания постмодернизма;
- определить генезис полистилистики;
- раскрыть феномен полистилистики в культурологическом дискурсе постмодернизма; позиционировать культурологические аспекты постмодернизма и полистилистики в зарубежной музыкальной культуре;
- представить сущностную характеристику полистилистики как феномена постмодернизма в отечественной музыкальной культуре.
Теоретико - методологическая основа исследования.
Методология исследования основана на общенаучных принципах изучения общественных явлений и процессов. Логика данного исследования культурологических аспектов постмодернизма и полистилистики использует междисциплинарный подход к изучению процессов, характерных для художественной культуры постмодернизма.
Для рассмотрения основных культурологических признаков полистилистики и постмодернизма использована постструктуралистская методология, разработанная в исследованиях Р. Барта, М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ф. Гваттари. Культурологическое осмысление музыкальной культуры постмодернизма опиралось на исследования Ю. Кристевой, Ж. Лиотара, В. Библера, Н. Б. Маньковской, О. Н. Астафьевой и др. Кроме того, в диссертации использовались работы искусствоведческого и литературоведческого характера.
В нашем исследовании использовались общенаучные методы сравнительного анализа, исторический метод, метод восхождения от частного к общему и от общего к частному, метод системного анализа.
Метод системного анализа позволил полнее раскрыть феномен полистилистики как проявление постмодернизма в музыкальной культуре. Исторический метод позволил проследить причинно - следственные связи явлений и процессов, происходивших в культурном пространстве во второй половине XX века. Методы восхождения от общего к частному и от частного к общему позволили выявить взаимосвязь постмодернизма и полистилистики в музыкальной культуре. Метод сравнительного анализа позволил сравнить основные культурологические признаки полистилистики и постмодернизма.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выделены культурологические основания постмодернизма и полистилистики;
- проанализирована взаимосвязь полистилистики и постмодернизма в культурологическом аспекте;
- выявлен феномен полистилистики в культурологическом дискурсе постмодернизма;
- раскрыта сущность полистилистики в зарубежной музыкальной культуре; осуществлен культурологический анализ полистилистики в музыкальной культуре России эпохи постмодернизма.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурологические основания постмодернизма обусловлены глобальной социокультурной ситуацией, деконструкцией всей культурной парадигмы. В культуре второй половины XX века происходят нарушение целостности, единства художественного феномена, размывание его границ, радикальная дезинтеграция пространственно - временной изобразительной и фоновизуальной системы — все это свидетельства небывалой по глубине и масштабам социокультурной трансформации в целом. Культуре постмодернизма свойственны тотальная плюрапьность, отказ от конфликта полярных позиций, ризоморфность, которая проявляется в интертекстуальности и отсутствии доминирующего центра. Подчеркивается диалог с предшествующими художественными культурами. Такой подход свидетельствует об ином понимании «новизны» — принципа, характерного для постмодернистской культуры, в котором повторения и инновации раскрывают картину мира неклассическими и нетрадиционными способами.
2. Истоки полистилистики обусловлены пассионарным взаимодействием различных социокультурных и художественных систем под влиянием постмодернизма. Динамичное соприкосновение стилей порождает многомерное интертекстуальное пространство, в котором невозможно «чистое» переживание изолированного смысла или эстетического импульса, которые высекаются в пересечении различных знаковых контекстов. Основными культурологическими смыслами полистилистики предстают установление контакта с культурой прошлых эпох, пространственно -временная деконструкция, апеллирование к различным культурно историческим пластам памяти, порождающим интер- и гипертекстуальность, цитатность, диалогизм.
3. В зарубежной музыкальной культуре, согласно концепции постмодернизма, присутствует установка на множественность, нарушение принципа линейности, отсутствие иерархии. Характерной чертой полистилистики зарубежной музыкальной культуры постмодернизма является обращение к универсальному опыту культуры, воплощенному в интертекстуальном диалоге. Музыкальному тексту, как и любому тексту в постмодернизме, свойственна ризоморфность. Ризома здесь предстает подвижной культурной моделью организации материала, которая репрезентируется как конструкция из цитат, раскрывающая определенные фрагментации «картины мира».
4. Полистилистика в отечественной музыкальной культуре отражает характерные признаки постмодернистской эстетики в художественной культуре. Особенностью является антитоталитарная, антиидеологическая и антиавторитарная природа формирования постмодернизма в России, что находит отражение в социокультурной и художественной практике. Кроме того, полистилистике в отечественной музыкальной культуре присущи основные характеристики музыкальной культуры постмодернизма в целом, а именно, интертекстуальность, принцип деиерархичности, паритет разнообразных культурных кодов, историческая симультантность и диалогизм.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут войти в общие труды по истории культуры, а также по истории музыки XX века. Собранный в диссертации материал может быть рекомендован для включения в учебные курсы лекций по теории и истории культуры, а также для спецкурсов по теории и истории музыки в учебных заведениях культуры и искусства среднего и высшего профессионального образования.
Результаты настоящего исследования могут быть методологически полезны при решении междисциплинарных проблем, связанных с историко-культурными дисциплинами, а также использоваться в смежных отраслях гуманитарного знания, например, в искусствоведении.
Апробация работы
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: «Аспирантские чтения» (Краснодар, 2007), «Поликультурные основания формирования общероссийской идентичности» (Краснодар, 2008), «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008), «Художник и время» (Краснодар, 2008), «Этнокультурные технологии формирования общероссийской идентичности в полиэтничном регионе» (Краснодар, 2009) а также в публикациях автора, в том числе в трех изданиях, рекомендуемых ВАК.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Музыкальный фестиваль в диалоге культур2013 год, кандидат культурологии Широкова, Елена Анатольевна
Медиадискурс постмодернистского литературного пространства2009 год, доктор филологических наук Бешукова, Фатима Батырбиевна
Новая российская опера в контексте постмодернизма2009 год, кандидат искусствоведения Яськевич, Ирина Георгиевна
Интертекстуальность музыкальной культуры последней трети XX века: культурологический аспект2006 год, кандидат культурологии Яблонская, Елена Андреевна
Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры2009 год, кандидат философских наук Горячева, Татьяна Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Анохина, Светлана Владимировна
Заключение
Следствием изменения картины мира в XX столетии явилось изменение в мироощущении людей XX века. Трансформировалась культура второй половины XX столетия, в которой фантазия авторов, зашифрованность текста, смещение временных плоскостей стали своеобразной нормой.
Термин «постмодернизм» обозначает тенденцию в современном искусстве и литературе; современную эпоху (постмодерн или «постсовременность»); определенную философию и методологию, которая обычно ассоциируется с терминами «постструктурализм», «деконструкция» (или деконструктивизм).
Анализ постмодернизма в культуре позволяет сделать вывод, что ситуация постмодернизма сигнализирует о фундаментальных онтологических сдвигах в современной культуре, вызванных завершением, исчерпанием рационалистического мировоззрения. Постмодернистская чувствительность в архитектуре, живописи, литературе выражается в максимальном внимании к различиям, оттенкам, смыслам окружающего мира, в попытках создать произведения, содержащие в себе коды всех ценностей культуры.
Д. Делез выделяет три основных характеризующих принципа ризоматической системности художественного целого. В основе ее -децентрированное, неиерархическое мышление. Первый компонент — это игровое соединение различных культурных кодов, их множественность. Второй - фрагментарность, прерывистость; Д. Делез отмечает здесь регенерирующее единство искусства и мира, подобно высказыванию Шнитке о функции цитат и псевдоцитат в музыке: через фрагмент вызывать ощущение целого. Третий компонент - разомкнутость, процессуальная незавершенность1. Все эти категории соответствуют постмодернистской поэтике: диалогизму, интертекстуальности, культу игры. В культуре второй половины XX века происходят нарушение целостности, единства художественного феномена, размывание его границ, радикальная дезинтеграция самой изобразительной системы — все это свидетельства небывалой по глубине и масштабам трансформации представления. Этот момент изменения конфигурации представления вызван изменениями в эпистемологической картине мира, в философском мышлении. Практика постмодернистского творчества показала, что художники тяготеют к контрастному сочетанию элементов различных эстетических систем прошлого с настоящим, к использованию традиционно несовместимых материалов, красок, звуков ради создания новой художественной целостности. Все это обусловлено тенденциями современной культуры к интеграции, к созданию единства с сохранением входящей в него множественности. Художественный процесс второй половины XX в. принципиально отличается от всего существовавшего ранее. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этикоэстетической парадигмы. В новой плюралистичной культурно — коммуникативной ситуации большую роль играет система средств массовой коммуникации, которая постоянно обогащается все более совершенными и разнообразными возможностями передачи информации. Сложное культурно - информационное пространство разными гранями взаимодействует не только с каждым этносом, но и с каждым отдельным человеком, включенным в систему земной цивилизации.
1 Липовецкий М. Цит. изд. С. 43.
Постмодернистское мировоззрение предстает одним из неограниченного множества равноправных суждений, не претендует на исключительную правоту. Культуре постмодернизима свойственны тотальная плюральность, отказ от конфликта полярных позиций, ризоморфность, которая проявляется в интертекстуальности и отсутствии доминирующего центра. Все это обусловлено интенциями современной культуры к интеграции, к созданию единства с сохранением входящей в него множественности. Подчеркивается диалог с предшествующими художественными культурами. Такой подход свидетельствует об ином понимании «новизны» — принципа, характерного для модернистской культуры, в то время как повторения и инновации свойственны постмодернизму.
Постмодернизм реализуется в полистилистике, в активном взаимодействии различных художественных систем. Полистилистика разворачивается не столько по горизонтали современности, сколько по горизонтали истории культуры. Новый историзм художественного мышления проявился в том, что культура оказалась «всеядной» по отношению к мировому художественному наследию. Постепенное нарастание стилевой разноплановости, разнородности художественной культуры на протяжении XIX — XX веков имело логическим завершением полистилистику как сознательный, конструктивно — творческий принцип.
В современной художественной культуре явление полистилистики, рожденное в среде авангардистов XX века, оказывается одним из основополагающих.
Полистилистика обусловлена пассионарным взаимодействием различных культурных эпох и художественных систем, детерминированных критической массой постмодернизма. Для полистилистики характерны интертекстуальность, диалог и полилог культур, деиерархичность, пространственно - временная деконструкция. Эти качества характеризуют постмодернистский дискурс, что позволяет интерпретировать полистилистику как феномен постмодернизма. Таким образом, полистилистика предстает как совокупность общекультурных черт постмодернизма и является свойством всей художественной культуры второй половины XX века.
Музыкальная культура постмодернизма представляет собой не универсальное монокультурное информационное пространство, а одновременное соединение, сосуществование и звучание разных стилей в рамках образовавшихся в XX в. «единых сетей музыкальной общности», по выражению Дж. Михайлова1. Музыкальная культура постмодернизма основывается на принципах интертекстуальности. Концепция интертекстуального диалога нашла свое отражение как в академической, так и в массовой музыкальной культуре. Диалог культур в рамках музыкального интертекста решается полистилистическим синтезом любых стилей и направлений, интеграцией академической и массовой музыки. Для музыкального текста характерны множество интерпретаций, двойное кодирование, открытость формы. Полистилистика создает ризоморфную среду с отсутствием доминирующего центра при помощи как музыкальных, так и внемузыкальных средств и методов и становится механизмом саморефлексии культуры.
Полистилистика в отечественной музыкальной культуре отражает характерные признаки постмодернистской эстетики в художественной культуре. Особенностью является антитоталитарная и антиавторитарная Михайлов Дж. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке // Вопр. философии. 1999. № 9. С. 109—121. природа формирования постмодернизма в России, что находит отражение в художественной практике. Полистилистика в отечественной художественной культуре обогащается и за счет использования языкового материала из параллельных культурных слоев, внедряются диалекты, говоры, сленг. Кроме того, полистилистике в отечественной музыкальной культуре присущи основные характеристики музыкальной культуры постмодернизма в целом, а именно, интертекстуальность, диалог культур, интеграция академических и массовых жанров, использование музыкальных и внемузыкальных средств выразительности, множественность культурных кодов, возросшая роль концептуальности, авторский комментарий, выскальзывание из всевозможных традиционных дискурсов (жанра, формы или сюжета), историческая симультанность, диалогизм, феномен открытой формы, который создает условия для формирования ризоморфной среды с отсутствием доминирующего центра.
Соединение данных характеристик в рамках одного сочинения и индуцированный характер зрительского восприятия современного искусства позволяют говорить о явлении полистилистики, как о состоявшемся культурном феномене постмодернизма в музыкальной культуре.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Анохина, Светлана Владимировна, 2009 год
1. Амрахова А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). Баку: Элм, 2004.
2. Ананьев Ю. Новая парадигма мироотношения в культуре конца XX века // Искусство XX века: уходящая эпоха? Т. 2. Нижний Новгород, 1997.
3. Андреев Л. Г. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы. 2001. №1.
4. Арановский М. Русская музыка и XX век. / М. Арановский. М., 1997.
5. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке// Музыкальный современник. Вып. 6. М., 1987.
6. Астафьева О. Н. Модели этнокультурной идентичности в современном информационно — коммуникативном пространстве // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии №3. М., 2004.
7. Ахутин А. В. Онтологическая диалогика культуры В. С. Библера. // Теоретическая культурология. М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.
8. Барт Р. Драма, поэма, роман // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., Прогресс, 1986.
9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт М.: Прогресс, 1989.
10. Барт Р. Б / Z: Бальзаковский текст: опыт прочтения / Перевод Г.Косикова и В. П. Мурат. Общая редакция, вступит, статья Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2001.232 с.
11. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо/ С.П. Батракова М.: Наука, 1996.
12. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну/ У. Бек — М., 2000.
13. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. / М. Берг М.: Новое литературное обозрение, 2000. -352 с.
14. Березовчук Л. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х гг.: Сб. статей. Сост. А. Крюков. Л., 1979.
15. Берио Л. Фрагменты из интервью и статей // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2. М., 1995.
16. Беседы с Альфредом Шнитке. Составитель А. В. Ивашкин. М.: РИК «Культура», 1994.
17. Беседа Бориса Вышеславцева с Василием Аксеновым// Литературное обозрение. 1999. № 2.
18. Библер В. Творческое мышление как предмет логики: Науч. Творчество. — М., 1969.
19. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991.
20. Бродский И. Вершины великого треугольника // Звезда. 1996. №1.
21. Бычков В. В., Бычкова Л. С.: XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 2.
22. Вайнштейм О.Б. Леопарды в храме: Деконструктивизм и культурная традиция // Вопросы литературы. 1989. №12. С.161-198.
23. Визель М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана // Иностранная литература. 1999. №10.
24. Высоцкая М. Композитор Фарадж Караев: к поэтике индивидуального стиля, или размышления на тему // Музыковедение. 2008. №.7.
25. Гандлевский С. Стихи // Понедельник. М., 1990. С. 34 - 37.
26. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975.
27. Генис А. Гипертекст — машина реальности // Иностранная литература. 1994. №5.
28. Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. // Вступ. статья М. Эпштейна. —М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 336 с.
29. Гуткин О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре // Человек. Диалог. Понимание. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 1996.
30. Гуревич П. Культурология: элементарный курс: учеб. пособие М.: Гардарики,2001.
31. Денисов Э. Настоящая музыка всегда духовна // Муз. Академия. 1997. №2.
32. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. -СПб., 1998.
33. Делез Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез // Интенциональность и текстуальность. Томск: Водолей, 1998.
34. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.
35. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000.
36. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. — Л.: Сов. писатель, 1980. 598 с.
37. Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы // Бюллетень «Население и общество», № 143-144. -М., 2004.
38. Егерева Е. Павич, нарисованный за чаем // Новое время. 1999. № 36.
39. Жолковский А. К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. /А. К. Жолковский.— М.: Сов. писатель, 1992.
40. Зверев A.M. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. — М., 1989.
41. Иконникова С. Диалог о культуре / С. Иконникова. Л.: Наука, 1987. -165 с.
42. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 320 с.
43. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин М.: Интрада, 1996. - 225 с.
44. Ильин И. Постструктурализм и диалог культур/ И. П. Ильин. М., 1989. -60 с.
45. Ильин И. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты. // Проблемы современной стилистики / И.П. Ильин М., 1989.
46. Исаев С. Предисловие // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда.- М., ГИТИС, 1992.
47. Искренко Н. Референдум. М.: Моск. рабочий, 1991
48. Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке // Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». Казань, 1991.
49. Карминский В. Проблема полистилистики в современной музыке: дипл. работа. Московская консерватория, 1975.
50. Кастельс М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Akademia, 1999.
51. Кац Б. О музыке Бориса Тищенко: Опыт критического исследования. 1986.-Л,
52. Кейдж Д. Из книги «Тишина» // Музыкальная академия. 1997. № 2.
53. Книга и/или Компьютер / Материалы литературного гида // Иностранная литература. 1999. № 10.
54. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / Сост., авт. предисл. А. Леонг. — М., 1992.
55. Кириллова Н. Б. Многообразие культур в глобальном медиапространстве. // Гуманитарные науки. 2006. № 47. Вып. 12.
56. Козина Ж. Музыкальный постмодернизм — химера или реальность? // Советская музыка. 1989. №9.
57. Коновалова Н. П. Культурное многообразие в свете диалога // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тезисы докладов Второго Российского культурологического конгресса. — СПб., 2008.
58. Косиков Г. Вопросы литературы. 1993. №2.
59. Кривулин В. Концерт по заявкам. СПб., 1993.
60. Культурология: люди и идеи. М.: Академический Проект; РИК, 2006. -539с.
61. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Изд - во Университетская книга; 000 Алетейя,1998. - 447 с.
62. Кундера М. «Творцы и пауки» из книги «Преданные заветы» // Иностранная литература, 1997.
63. Куренная Н. М. Социалистический реализм. Историко культурный аспект. - М., 2004.
64. Курицын В. К ситуации постмодернизма // НЛО. 1995. № 11.
65. Леонтьева О. Уроки уходящего века// Сов. Музыка. 1981. №4.
66. Лигети Д. Форма в новой музыке. // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сб. ст. -М., 1993.
67. Лиотар Ж.- Ф. Возвышенное и авангард // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб.: Алетейя, 1997.
68. Лиотар Ж.- Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж. — Ф. Лиотар // Общественные науки зв рубежом. Сер. 3. Философия. 1992. №5, 6.
69. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. - Ф. Лиотар. - М.: Ин - т экспериментальной социологии; - СПб, 1998.
70. Лиотар Ж.- Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. №1.
71. Лиотар Ж. Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании //Философия эпохи постмодерна. - Минск, 1996.
72. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.74. Липовецкий М.Н. Указ.соч.
73. Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. -М.: Изд. Сов. композитор, 1990.
74. Лях В. И., Денисов Н. Г. Художественная культура Кубани. Краснодар, 2001.
75. Лях В. И., Полторацкая Л. А. Культурология искусства: теория и история искусства. Учеб. пособие. Краснодар, 2009.
76. Малахов Н. О модернизме / Н. Я. Малахов. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 280 с.
77. Мамардашвили М.К. Процессы анализа и синтеза // Мамардашвили М.К. Указ. соч.
78. Маньковская Н. Б. Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма). М, 1994. - 220 с.
79. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
80. Маньковская Н. Б. Симулякр в искусстве и эстетике // Философские науки. 1998. №№ 3—4.
81. Мартин Г. П. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Г. - П. Мартин, X. Шуманн; Пер. с нем. - М: Изд. дом Альпина, 2001. — 163 с.
82. Медушевский В. Музыкальное мышление и логос жизни / Музыкальное мышление: Сущность. Категории. Аспекты исследования. М., 1989.85. Михайлов А. В. Указ. соч.
83. Михайлов Дж. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке // Вопр. философии. 1999. № 9.
84. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль М., 2008. - 787 с.
85. Музыкальный энциклопедический словарь под редакцией Келдыша Г. -М., 1997.
86. Некрасов Вс. Справка, ЧТО из стихов, ГДЕ за рубежом, КОГДА опубликовано (1975—1985). М., 1991.
87. Никольская И.П. Постмодернизм в интерпретации Павла Шиманьского // Музыкальная академия. 1991. № 1.
88. Пави П. Игра театрального авангарда и семиологии // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М., ГИТИС, 1992.
89. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М.: Изд - во ЭКСМО - Пресс, 2000.-416 с.
90. Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа. Историко — литературные и теоретические аспекты: Учеб пособие. Волгоград, 2001. — 40 с.
91. Петрашкевич Тихомирова О. М. Культурология как теория культуры: учеб. пособие для вузов - М., 2005. - 272 с.
92. Пигалев А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты) / А.И. Пигалев Волгоград, 2001.
93. Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов,М. А. Можейко. — Минск.: Интерпрессервис; Кн. Дом, 2001. 1040 с.
94. Рабинович В. Библер В. С. // Культурология: люди и идеи. М.: Академический проект; РИК, 2006. - 539 с.
95. Римский В. Проблемы этнокультурной идентичности личности в контексте глобализационных сценариев // Материалы III Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира». М., 2004 г.
96. Румянцев О. К., Шиманов А. Ю. Между классической философией культуры и постмодернистской культурологией. // Сб. Теоретическая культурология. М.: Деловая книга, 2005.
97. Рымарь Н.Т. Роман XX века // Литературоведческие термины (материалы к словарю). — Вып.2. — Коломна, 1999.
98. Рыцарева М. Композитор С. Слонимский. / М. Рыцарева. Л., 1991. -251 с.
99. Савенко С. Кино и симфония // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. Вып. 82. - М., 1986.
100. Скворцов М. Слово о практическом искусстве // Вестник другого оркестра. М., 1995.
101. Скоропанова И.С. Указ. соч.
102. Соломко Д. В. Постструктурализм как основа театральной текстуальности. // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тезисы докладов Второго Российского культурологического конгресса. -СПб., 2008.
103. Софронов Ф. М. Способы идентификации в современной музыке. // Культура сквозь призму идентичности. М.: Изд. «Индрик», 2006.
104. Софронова JI. А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М.: Изд. «Индрик», 2006.
105. Степанян К. Постмодернизм — боль и забота наша // Вопросы литературы. 1998. № 5.
106. Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. - 624с. Сер. Энциклопедия культурологии.
107. Уваров М. С. Русский коммунизм как постмодернизм // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. Изд Петрополис. СПб., 2001.
108. Федотова Н. Н. Мультикультурализм и политика развития // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4.
109. Федоров А. А. Введение в теорию и историю культуры: учеб. пособие / A.A. Федоров; Моск. психол.- социал. ин-т. М.: Флинта, 2005. - 462 с.
110. Фидлер JT. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М., 1993.
111. Философия: Энциклопедический словарь. Ред. A.A. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
112. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник — М., 1999. — 405с.
113. Холопова В. Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып.1. М., 1994.
114. Холопова В., ЧигареваЕ. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М., 1990. — 350 с.
115. Цхкер Л. И рок и симфония. М, 1993.
116. Чаплыгина М. А. Музыкально теоретическая система К. Штокхаузена: Лекция по курсам: музыкально — теоретические системы. // Современная гармония. ГМПИ им. Гнесинах. - М., 1990.
117. Чертов Л. Ф. О диалоге массовой и элитарной художественной культуры в пространстве города // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. СПб., 2001
118. Швырев В. Рациональность как ценность культуры: Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 176 с.
119. Шибанов В. Л. Этнофутуризм: между архаическим мифом и европейским постмодернизмом. // Вестник удмуртского университета. Филологические науки. 2007. №5 (1).
120. Шиндин С. Г. Мандельштам и Гумилёв: О некоторых аспектах темы // Материалы научной конференции. СПб., 1992.
121. Шипельский М. И. Поэтика станкового пейзажа. Опыт культурологического анализа. / М. И. Шипельский. Краснодар: КГУКИ, -2008.-178 с.
122. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки //Музыкальная культура народов. Традиции и современность. М., 1973.
123. Шнитке А. Реальность, которую ждал всю жизнь. / Интервью Ю. Макеевой и Г. Цыпину // Сов. музыка. 1998. № 10.
124. Щедрин Р. Сов. Музыка. 1993, №1.128. 122. Эпштейн М. Концепты. Метаболы. О новых течениях в поэзии // Октябрь. 1988.
125. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. - 342 с.1. Диссертации:
126. Канаева Т. В. Структура и функционирование социальной идентичности как результата взаимодействия субъектов : Дисс. канд. фил. наук. -Новосибирск, 2008.
127. Кузьменкова О. А. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70—90—к годов XX века: Дисс. канд. иск. СПб., 2004.
128. Лианская Е. Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: Дисс. канд. иск. Н Новгород, 2003.
129. Терещенко Л. В. Постмодернизм в российской культуре: Дис. канд. культ. Краснодар, 2004.
130. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Дисс. доктора психологических наук. М., 2001.1. Авторефераты диссертаций:
131. Андрущенко Е. Ю. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: Автореферат дис. канд. искусствоведения. Ростов — на Дону, 2007.
132. Копосова И. В. Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии: Автореферат дисс. канд. искусств. Петрозаводск, 2004.
133. Тугушева А. Р. Философско культурологический аспект анализа молодежной рок - культуры: Автореферат дис. канд. философских наук. -Саратов, 2006.
134. Шипельский М. И. Поэтика станкового пейзажа. Культурологический анализ: Автореферат дисс. док. культурологии. Краснодар, 2009.
135. Литература на иностранном языке:
136. Benois J.-M. (ed.), L'identité . Seminaire interdisciplinaire dirige par Lé vi-Strauuss. U.Rossbach, Documenting Publications Related to the Consept of National Identity, in: Boerner 1986.
137. Flierl В. Postmoderne Architektur: Zum architekturtheoretischen Diskurs der Postmoderne bei Chares Jenchs // Weimater Beitraqe. В., 1990. Jg. 36, H. 7.
138. Lacan J.La stade du miroir comme formateur de la fonction de Je.
139. McHale B. Postmodernism Fiction. — N.Y., 1987. См.: McHale B. Postmodernism Fiction.—N.Y., 1987.
140. Nittve L. From «Implosion to «Trans/Mission». Notes Surrounding a Project. Kunst & Museum journaal Vol.3. 1. Amsterdam, 1991.
141. Oraic Dubravka. Цитатность // Russian Literature. Amsterdam. 24:8 (1988). Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. by H.R.Darvin. Lewinsburgh. 1980.
142. Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. by H.R.Darvin. Lewinsburgh. 1980.
143. Tajfel, H., Turner, J. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago, 1986.
144. Welsch W. Einleitung // Wege aus Moderne: Schlusseltexte der PostmoderneDiskussion /hrsg. von Wollfgang Welsch. Mit Beitr. von J. Baudrillard. — 2. Berlin, Akad. Verl. 1994.1. Электронный ресурс:
145. Бродски С. Эмоциональный авангард. Борьба чувств и разума в музыке Вольфганга Рима. // http://subscribe.m/archive/culture.music.news.
146. Высоцкая М. Композитор Фарадж Караев: к поэтике индивидуального стиля, или размышления на тему // http://www.kultura.az
147. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. // http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/ppal5.html.
148. Корндорф Н. Персональная страница. http://www. Reocities.com/nkorndoriymain.html
149. Можейко М. А. Ризома // Новейший философский словарь // http://www.slovopedia.com
150. С. Савенко. Карлхайнц Штокхаузен // http://www.opentextnn.ru/music/personalia/schtokhauzen/
151. Софронов Ф. Джон Адаме. Камерная симфония. // http://www.ccmm.ru/index.php?page=composers&composer=adams
152. Титов Д. М. Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма // http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Article/TitSitPost.php.
153. Трофимова Е. Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов. // http://lib.rin.ru
154. Хорольский В. Место культуры и литературы запада и Востока в цивилизации XX века, http://www.relga.rsu.ru
155. Шутова М.В., Ткаченко О. Взаимодействие массовой и элитарной культур (на примере анализа фильма «Ночной дозор») // http ://www.ruthenia.ru
156. Щербакова H. В. Полистилистика в музыкальном искусстве. // http ://regionsar.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.