Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Лианская, Евгения Яковлевна

  • Лианская, Евгения Яковлевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 216
Лианская, Евгения Яковлевна. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2003. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лианская, Евгения Яковлевна

Введение

Глава I

Постмодерн и музыкальное творчество: теоретические и общекультурные аспекты.

Глава II

Постмодерн и полистилистика.

Альфред Шнитке)

Глава III

Постмодерн и медитативность.

В.Сильвестров и А.Кнайфель)

Глава IV

Постмодерн и оперный театр

Глава V

Классический постмодернизм"

Леонида Десятникова

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма»

Актуальность темы "Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма" определяется реальной ситуацией, сложившейся в современном культурном пространстве, которое рассматривается в науке под знаком постмодерна. В музыковедении понятие постмодернизм еще не нашло адекватного осмысления, тогда как в других видах искусства оно давно стало предметом теоретического анализа.

В эстетику постмодернизма укладываются три последних десятилетия XX века. Указанные временные рамки достаточно условны, однако именно в этот период появляются первые публикации на тему постмодернизма в науке, философии, филологии, социологии, складывается художественная практика постмодерна в разных видах искусства, формируется соответствующий искусствоведческий аппарат осмысления этого явления и специфика зрительского восприятия.

Кроме "классических" текстов таких западных ученых, как Ж.-Ф.Лиотар, Ч.Дженкс, Р.Барт, У.Эко, Ж.Деррида1 и т.д., за последние десятилетия в России также появилась масса теоретических работ и фундаментальных исследований на тему постмодерна. Наиболее доступны и известны: "Постмодернизм в России. Литература и Ч теория" и журнальные статьи М.Эпштейна, "Русский постмодернизм" М.Липовецкого3 (труд академический и обстоятельный, а потому более удобный с методологической точки зрения), работы

1 См. список литературы.

2 М., 2000г.

3 Екатеринбург, 1997г.

В.Курицына1 (по стилю абсолютно соответствующие эстетике постмодерна), С.Чукина2, Б.Гройса3 и т.д.

Добавим к этому сочинения А.Гениса, Д.А.Пригова, М.Айзенберга - тексты последних пребывают на грани искусства и критики, что очень соответствует постмодернистской идее комментирования. Все эти авторы исследуют проблематику постмодерна на примере философии, живописи, кинематографа, литературы. Теоретиками постмодернизма выделяется ряд базовых критериев постмодернистской поэтики, такие как диалогизм, ритуальность, асубъективность ("смерть автора" по Р.Барту4), интертекстуальность, упрощение языка, хаотичность, деиерархичность составляющих и т.д.

Музыкознание долгое время оставалась в стороне от подобных наблюдений, поскольку всегда отличалась некой терминологической обособленностью. В западном музыковедении уже существует в этом плане устоявшаяся исследовательская традиция5, однако в отечественном музыкознании подобные попытки пока довольно редки. Назовем статьи Е.Зинькевич "Метафоры музыкального постмодерна"6, Д.Ухова "После постмодерна (неакадемические культовые жанры в России)" , И.Никольской "Постмодернизм в

1 Книга о постмодернизме-Свердловск, 1992; Русский литературный постмодернизм. - М., 2000

2 Ситуация вокруг постмодерна//Ступени. - 1994. - №2.

3 Утопия и обмен. - М., 1993.

4 Имеется ввиду одноименная статья Р.Барта. // Избранные работы. - М., 1994. Барт пишет здесь об изживании идеи линейности времени, в русле которой Автор предшествует тексту, порождает текст, и о том, что современный текст являет собой многомерное пространство, составленное из цитат, Автор лишь черпает буквы из безмерного словаря Культуры.

5 См. Список литературы.

6 В сб. Искусство XX века. Уходящая эпоха? - Н.Новгород, 1997.

7 В сб. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций. - М., 1999. интерпретации Павла Шиманьского"1, А.Лмраховой "К ситуации постмодерна в азербайджанском музыкальном искусстве"2. Кроме того, были опубликованы переводные работы Д.Редепеннинг "Композиторское творчество под знаком постмодерна"3, Г.Данузера4 и т.д. В стане музыковедческой критики наиболее активными в этом плане оказались П.Поспелов, В.Рожновский, позднее С.Савенко, Б.Филановский, М.Фихтенгольц и т.д.

Структура и содержание данного исследования определяется желанием представить достаточно полную картину отечественного музыкального творчества, испытавшего влияние постмодернистской эстетики. В работе представлены имена, репрезентирующие три последние десятилетия отечественной музыки - А.Шнитке, В.Сильвестров, А.Кнайфель, Л.Десятников, В.Тарнопольский и др. Предполагается рассмотреть в постмодернистском аспекте сравнительно новые сочинения, написанные в последние годы, а также произведения, которые уже сформировали определенную исследовательскую традицию. Делается попытка взглянуть на эти произведения в общекультурном контексте, сквозь призму сегодняшнего восприятия, во многом обусловленного постмодернистским мироощущением.

Выбор имен и произведений был продиктован желанием проиллюстрировать стилевую и жанровую многогранность исследуемой эпохи, показать взаимодействие с эстетикой постмодерна ведущих музыкальных жанров - оперы, симфонии, вокального цикла, инструментального концерта.

1 Музыкальная академия. - 1999,- №1.

2 Музыкальная Академия. - 2002. - №1.

3 В сб. Искусство XX века. Уходящая эпоха? - Н.Новгород, 1997.

4 Данузер Г. Малер сегодня - в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом//Музыкальная академия. - 1994. - №1.

Принцип построения работы - представление на примере конкретных сочинений различных компонентов постмодерна, сложившихся в отечественной музыке. По отношению к такой "фантомной системе"1, как постмодернизм, нам показалось более плодотворным избрать комбинированный тип исследования, сочетая разные аспекты и делая акцент на стилевых, жанровых или авторски-индивидуальных моментах. Кроме отечественной музыкальной практики для более широкого контекста в некоторых главах диссертации привлекаются также образцы современной западной музыки.

Выбор сочинений, представленных в работе, в принципе мог быть иным; среди них могли бы фигурировать, возможно, более показательные с точки зрения избранной темы опусы. Но нам представляется интересным рассмотреть взаимоотношения с постмодерном наиболее крупных, "безусловных" композиторских имен, чьи сочинения, не укладываясь целиком в рамки соответствующей эстетики, тем ни менее испытали на себе ее безусловное воздействие. Основой для работы служит отечественный музыкальный материал, однако для полноты контекста в отдельных главах привлекаются образцы западной музыки.

Работа состоит из пяти глав, введения и заключения. Первая глава сосредоточена на истории вопроса, освещении теоретических и общекультурных аспектов постмодернизма, их музыкальном преломлении и характеристике в этом ключе отечественной ситуации. Вторая глава посвящена явлению полистилистики, ее предыстории и эволюции, взаимодействию с эстетикой постмодерна таких ее

1 Липовецкий М. Там же. С. 10. категорий, как историческая симультанностъ и диалогизм; материалом здесь служат сочинения А.Шнитке. В Третьей главе на примере сочинений В.Сильвестрова и А.Кнайфеля рассматривается вариант суггестивного, аппелирующего к подсознанию постмодерна, его соприкосновения с понятиями поставангард, медитативность, неоромантизм, постлюдийность, новая сакральность. В четвертой главе, предметом исследования оказывается современная опера (анализируются сочинения Шнитке, Кнайфеля и Тарнопольского). Пятая глава носит монографический характер и посвящена Леониду Десятникову - композитору, в чьем творчестве получили воплощение многие, если не все, постулаты постмодерна.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Лианская, Евгения Яковлевна

Заключение

Главная особенность любой современной проблематики состоит в том, что ее невозможно "сдать под ключ", она "жаждет остаться открытой"1. Эта закономерность относится и к теме постмодернизма, а тем более к его проявлению в современном творчестве. Объем, неисследованность проблемы и сам факт пребывания в "ситуации постмодерна", внутри исторического контекста, позволяет наметить лишь некие очертания, общие контуры явления.

В диссертации затронуты основные понятия постмодернизма и сделана попытка их проекции на современную музыкальную практику. При этом на каждом из рассмотренных в работе сочинений лежит несомненная печать авторства, определяющая их яркую самобытность. В итоге становится очевидным парадоксальный феномен: характерная для постмодерна идея "смерти автора", наглядно проявляющая себя в полистилистической игре А.Шнитке, "слабом стиле" В.Сильвестрова, опоре на праэлементы А.Кнайфеля, моделирующем сознании Л.Десятникова, квазифольклорной анонимности В.Мартынова, осуществляется композиторами в самобытной, индивидуальной и узнаваемой манере.

Неслучайно исследователи говорят о "фантомности" постмодернизма: абсолютное следование его постулатам значило бы самоуничтожение искусства. На поверку весьма относительной оказывается не только "смерть автора", но и прокламируемая постмодерном тотальная необратимость "конца", равно как и тотальная нивелированность ценностей. Отсюда - неизбежно "компромиссный" характер следования его эстетике, аппеляция, скорее, к его идеям, нежели к его доктрине. Впрочем, подобное можно сказать и о любом

1 Айзенберг М. Там же. С. 190. другом "изме": творчество серьезных художников никогда не покрывалось стилевым направлением, но вступало с ним в сложно-диалогические отношения.

Именно это обстоятельство стало решающим и для данной работы, в которой анализируются не столько "манифестные" проявления постмодерна, сколько реакция крупных композиторов на определенную культурную ситуацию. Этим же обстоятельством объясняется скорее "позитивистский", чем критический подход к рассматриваемому феномену.

Представленные в исследовании сочинения репрезентируют все десятилетия рассматриваемого периода: 70-е годы (Первый Concerto grosso и Первая Симфония А.Шнитке), 80-е ("Ступени" В.Сильвестрова, вокальные циклы JT.Десятникова), 90-е ("Еще раз к гипотезе" А.Кнайфеля, "Свинцовое эхо" и "Русские сезоны" Л.Десятникова, "Жизнь с идиотом" А.Шнитке, "Когда время выходит из берегов" В.Тарнопольского), 2000-е ("Алиса в стране чудес" А.Кнайфеля). Каждое из сочинений характеризует в той или иной мере локальный временной отрезок в отечественной музыке, с его языковыми и эстетическими особенностями, тем самым демонстрируя эволюционное развитие, естественную мобильность представленного явления. Однако совпадение в процессе анализа некоторых основополагающих категорий позволяет говорить об общности более широкого порядка.

В работе не преследовалась цель выявить в каждом из рассмотренных произведений весь комплекс постмодернистских постулатов. На основе выбранных сочинений выделялись наиболее ярко выраженные и определяющие художественный смысл категории, такие как диалогизм, цитатность, ритуальность, анонимность, игровое начало, идея комментария, деиерархичность. При этом явное превалирование игрового в Concerto grosso Шнитке или, с другой стороны, "асубъективного" в "Ступенях" Сильвестрова и "Гипотезе" Кнайфеля обусловленно как спецификой, концептуальной направленностью самих сочинений, так и эстетической тональностью репрезентируемых ими десятилетий, осмысленных в отечественном музыкознании.

Анализ представленного материала позволил также сформулировать некоторые специфические черты именно отечественного музыкального постмодерна. К последним можно отнести взаимодействие с соцартом ("Жизнь с идиотом"), определяющим также и специальные акценты взаимоотношения с массовой культурой, парадоксальное присутствие в постмодернистском пространстве теологического, сакрального компонента (у Кнайфеля, Мартынова), предложенное различие "игрового" и "медитативного" направлений.

Теория постмодернизма, активно развивающаяся в философии, литературе, искусствознании, не укладывется в рамки герметичного стиля. Сам термин (хотя бы в силу своей скандальной оксюморонности) еще зачастую отпугивает искусствоведов, озабоченных проблемами современной культуры, несмотря на растущее число исследователей и еще большее число исследовательских работ. Между тем без слова "постмодерн" сегодня не обходится ни одна критическая статья, его не минует ни один художник, независимо от оценочного ракурса, поскольку тема далеко не исчерпана, а само явление еще вибрирует в историческом пространстве. Эту неокончательность постмодернизма в музыкальном контексте отмечает и Г.Данузер, рассматривая его как "исторически-динамическую категорию", значение которой изменяется со временем1. В ее эволюционном развитии в западной музыке он также

1 Данузер Г. Малер сегодня - в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом // Музыкальная академия. - 1994. - №1.

разделяет три десятилетия (начиная с 1970-х). В качестве основных характеризующих факторов предстают обращение к традиционным жанрам и формам, конец эры экспериментов, исчерпанность музыкального материала и поворот к более широкой аудитории.

Главным показателем музыкального постмодернизма оказывается историческая симулътанностъ, которая может присутствовать в концентрированном виде в отдельном произведении (через прием полистилистики), а также в композиторском мышлении в целом. Неким итогом его развития становится пересмотр языковых средств и иной эмоциональный тонус высказывания. Подобные эволюционные изменения проявились в искусстве в последнее десятилетие: все более заметным становится переход от активного, игрового, демонстративного в языковом выражении постмодернизма к суггестивному, аппелирующему к подсознанию. В рассмотренном музыкальном контексте эта парадигма достаточно наглядно представлена именами Шнитке и Кнайфеля.

Сегодняшняя влиятельность медитативной разновидности постмодерна во многом обязана движению "новой сакральности" (из упомянутых имен здесь наиболее показателен В.Мартынов) -проблема, сама по себе достойная специального исследования, а потому вынесенная за рамки настоящей работы.

Существует теория, по которой искусство периодически проходит все этапы человеческого сознания: детство, юность, зрелость и старость, период усталости и исчерпанности. Возможно, современность пребывает именно в последней фазе - "рефлективного многомудрия". Сказываются эмоциональное давление эсхатологических теорий, физическое ощущение преодоленной границы времени. Однако, может быть, мы стоим на пороге нового витка истории, возвращающего к открытой наивности детства.

Сегодня в искусстве лишь намечается поиск иной пафосности, новой нарративности. Многие искусствоведы, прошедшие "героический этап этой эпохи (этап обретения имени)"1, поговаривают о конце постмодернизма, о поиске нового стиля (хотя сам постмодерн когда-то и определяли как "конец стиля"). Но очевидно, что намечается выход в иную плоскость, иное восприятие культуры. Постмодернистское мышление становится отчасти инерционным. Стилевая и языковая исчерпанность стимулирует попытку вырваться из "эстетической немоты", в которой с упоением пребывало искусство. Музыкальная история также оказалась на распутье, находясь сегодня в л некоем "состоянии предчувствия" . Безусловно, долгое пребывание в зоне репризности, реминисценций и каденционных оборотов требует драматургического выхода, однако, может оказаться, что "последний такт одновременно является первым"3, подобно рубежу Прелюдии и Фуги в "Гипотезе" А.Кнайфеля. И если дословно понимать постмодернизм как "постсовременность", то остается только догадываться, куда может шагнуть из "будущего" музыкальное искусство.

1 Курицын В. Русский литературный постмодернизм. - М., 2000. С.256.

2 Вустин А. Музыка - это музыка // Музыкальная академия. - 1993. - №4. С. 22.

3 Там же.

Нотные примеры

Пример2. г 40Л7 «

АпаазХШ.

Рпо

Рпо

Рпо

Пример 5. а)

Речитатив. et

Пример7' "Элегия" (Аноним) I

Пример 8. "Сестры - тяжесть и нежность" А

JU j.Jtji . ! i * * i cye^ft-p с4 p^fea--—H^M.

0*

PPP, i&lji^) ---- . э*/--------------o9j--

Пример 10.

Ik

Пример 11. "На что вы, дни."

Пример 12.

Пример 14.

•taп») U1( Ie|e jemprft praeludium)" piano : " coniato 2. ■■

Ji un "'a p<Jale (Jci+t-o) »empre

Пример 16. ova&i a •fcemao

С 5 5" ъ^ГЛ-s^) . rmo a nienCeJ est* ^

Jiano rnario 4

XXIV ! - -i- —B.«i.;itr»<~»«A1 , I I fino з nicnte) сашоапа руина, чти I

203

Пример 17. t i Т i /

-J-&

Пример 18. e

- • violoncello ;(iuono normale)

- sampler;.

- inwrrWure del ru Sceilo .' a

-е- вsampler: . murmvre del rvicello

Suono • inferno •

Suono interne Simpler: murmure

- ileI rvicello

I sampler: .

- murmvre del rvicallo sampler: ; , murmur? . . del rviealo 'П' viDratono

Пример 19.

Как старый шарманщик"

Cj Сс^л ^^ 3

•ш

М * I i f * [ с 3 щ 1\ кг ш V

1 )-■ S frr t *» п.

Л 1 Л*-. ■ Л .--- тг—чт^ -Г---- а , 1 . L--Lj----- 3 3 ! -• • - 1 . -

Пример 20.

Свинцовое эхо" 4

Aik^cij dbapo&Svi/ ike.

L- ГУ^^ GlJ-h^. j^QlJ

Пример 21.

Постовая"

Пример 22.

Духовская"

Пример 23.

Христовская" а) начало о) расширение

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лианская, Евгения Яковлевна, 2003 год

1. Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М., 1997.

2. Айзенберг М. Вместо предисловия // Личное дело № : Литературно-художественный альманах. М., 1991.

3. Александр Кнайфель: произнести музыку // АудиоМагазин. 1999. -№5.

4. Амрахова А. К ситуации постмодерна в азербайджанском музыкальном искусстве // Музыкальная академия. 2002. - №1.

5. Аркадьев М. Лирическая вселенная Свиридова // Русская музыка и XX век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. М., 1997.

6. Бакши А. Опыт внутреннего диалога о театре // Музыкальная академия. 1995. - №3.

7. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

9. Берченко Р. Б.Яворский о Хорошо Темперированном Клавире Баха // Музыкальная академия. 1993. - №2.

10. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А.Ивашкин. М., 1994.

11. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. С. Зенкина. М., 1999.

12. Берникова К. Леонид Десятников прозвучал в Петербурге // Коммерсант. 2001. - № 044.

13. Влад Чинаев Леонид Десятников. Разговор на обочине // Музыкальная академия. - 1994. - №3.

14. Вобликова А. Первая симфония Шнитке и "Репетиция оркестра" Феллини: параллели и контрапункты // Мир искусств. М., 1991.

15. Вустин А. Музыка это музыка // Музыкальная академия. - 1993. -№4.

16. Гаспаров М. Избранные труды. М., 1997.

17. ГенисА. Иван Петрович умер. -М., 1999.

18. Гершензон П. Это слишком авангард, то есть вчерашний день: интервью с Л.Десятниковым // Сеанс. 1996. - №12.

19. Гильдинсон Л. К проблеме единства стиля в произведениях Шнитке 70-х годов // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. М., 1986.

20. ГройсБ. Утопия и обмен. -М., 1993.

21. Данузер Г. Малер сегодня в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом //Музыкальная академия. - 1994. - №1.

22. Дауноравичене Г. Антиномическая структура музыкальной формы // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Н.Новгород, 1999.

23. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

24. Еьсимовский В. Автомонография. -М., 1997.

25. Жило Ф. Моя жизнь с Пабло Пикассо. М., 2001.

26. Зиник 3. Возвращение в Дублин. // Иностранная литература. -1996. №4.

27. Искусство XX века. Уходящая эпоха? Н.Новгород, 1997.

28. Ивашкин А. Глубина бархата // Искусство кино. 1999.

29. Ивашкин А. Жизнь с идиотом // Московские новости. 1992. -№25.

30. И.Кабаков Б.Гройс. Диалоги. - М., 1999.

31. Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии. СПб., 1997.

32. Кац Б. Слово, спрятанное в музыке // Музыкальная академия. -1995.-№ 4, №5.

33. Кнайфель А. Репетиция чуда или свидетельство // Музыкальная академия. 2002. - №2.

34. Коваленко Ю. Жизнь с идиотом или реквием по Стране Советов. -Известия. 1992. - 25 апр.

35. Коган М. Проблема постмодернизма в современной культуре // Искусство на рубеже веков. Ростов на Дону, 1999.

36. Колымагин Б. Традиция как феномен постмодерна // Независимая газета. 2001. - 15 марта.

37. Корилиано Д. Буклет к видеозаписи оперы "Привидения Версаля".

38. Корндорф Н. Хочу услышать музыку нового Моцарта // Музыкальная академия. 2000. - №1.

39. Корндорф Н. Персональная страница. http://www.geocities.com/nkorndorf/main.html

40. Кремер Г. Обратившись внутрь себя // Музыкальная академия. -1994. -№3.

41. Курицын В. Книга о постмодернизме. Свердловск, 1992.

42. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

43. Левая Т.Н. Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной советской музыке) // Музыка России. Вып.№6. М., 1986.

44. Левая Т.Н. Время и пространство поздней советской музыки // Поиск смысла: Сборник статей участников международной конференции "Русская культура и мир". Н.Новгород, 1994.

45. Лемэр Ф. Жизнь с идиотом, или реквием по Стране Советов. -Известия. 1992. - 25 апр.

46. Лесковская И. Опера прикинулась романом в письмах. К Вермееру. http://www.leskovskaya.narod.ru/vermeerl.html

47. Лиотар Ж-Ф. Условия постмодерна // Ступени. 1994. - №2.

48. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. -Спб., 1998.

49. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

50. Липовецкий М. Концептуализм и необарокко. Биполярная модель русского постмодернизма // Книжное обозрение "Ex libris НГ". 2000.7 сент.

51. Манулкина О. Аннотация // Десятников Л. Эскизы к закату: CD.

52. Мандельштам О. Разговор с Данте. М., 1930.

53. Мартынов В. Наше время время «постмузыки» / Интервью И.Алешиной. - http://www.300online.nl/print/515.html

54. Музыка из бывшего СССР. М., 1994. - Вып. 1.

55. Музыка из бывшего СССР. М., 1996. - Вып. 2.

56. Музыкальная академия. 1993. - №4.

57. Никольская И. Постмодернизм в интерпретации Павла Шиманьского // Музыкальная академия. 1999. - №1.

58. Ораич-Толич Д. Конец реальности? К проблеме постмодернистской эсхатологии: Рукопись. Загреб, 1999.

59. Пантиелев Г. Жизнь с идиотом // Мариинский театр. 1993. -№13, №14

60. Поспелов П. Строгий стиль Леонида Десятникова // Известия. -1999.-25 нояб.

61. Поспелов П. Опера в эпоху репродукции // Буклет фестиваля «Золотая маска». 1997.

62. Поспелов П. Русская опера на чужбине // Известия. 2001.- 23 авг.

63. Поспелов П. На пути к новой искренности // Время новостей. -2001.-21 авг.

64. Рожновский В. Proto.Intra.Meta. // Музыкальная академия. -1993. №2.

65. Самутина Н. Эта музыка слишком прекрасна // Искусство кино. -1999. №9.

66. Савенко С. Немецкая музыка после Второй мировой войны // XX век. Зарубежная музыка: Очерки. Документы. М., 1995. - Вып.1.

67. Савенко С. И гармонической стихии власть // Советская музыка. -1988. -№3.

68. Савенко С. Мир Стравинского. М., 2001.

69. Савенко С.Двойной портрет на фоне поставангарда (В.Сильвестров и А.Кнайфель) // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского. М., 1999.

70. Савенко С. Портрет художника в зрелости // Советская музыка.1981. -№9.

71. Савенко С. Сумерки времени // Музыкальная академия. 2000. -№2.

72. Савенко С. Амстердамское зазеркалье // Музыкальная академия. -2002. -№2.

73. Сахаров А.Д. Воспоминания // Наука и жизнь. 1991. - №6.

74. Сильвестров В. Сохранять достоинство // Советская музыка. 1990. - №4.

75. Словарь терминов московской концептуальной школы. М., 1999.

76. Соколов А. Какова же она форма XX века? // Музыкальная академия. - 1998. - №3, №4.

77. Страсти по Матфею 2000: Обзор бумажной и электронной прессы

78. Русский Журнал. http://www.russ.ru/culture/kursiv/20000707.html -2000. - 7 июля.

79. Тараканова Е. Работа со старинной моделью (Альфред Шнитке. Concerto grosso №1) // Музыка России. М., 1991. - №9.

80. Тарнопольский В. Когда время выходит из берегов // Музыкальная академия. 2000. - №2.

81. Тимофеевский А. Конец иронии // Русский телеграф. 1997. - №72.

82. Ткачева О. О некоторых чертах стиля "Тихих песен" Сильвестрова: Дипломная работа. Горький, 1983.

83. Толстая Т. Река Оккервиль: Рассказы. M.j 1999.

84. Тупицын В. "Другое" искусства. М., 1997.

85. Уваров С. Постмодернизм как культурный ритуал // Культура на пороге III тысячилетия: Материалы IV международного семинара в С/Пб 30 мая 3 июня 1997. - Спб., 1998.

86. Ухов Д. После постмодерна (неакадемические культовые жанры в России) // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского. М., 1999.

87. Ухов Д. Крупные формы Дюка Эллингтона и эпоха постмодернизма: Тезисы доклада на эллингтонской научной конференции. 1998.

88. Филановский Б. Кремер и Десятников сочиняют метамузыку // Русский Журнал. http://www.russ.ru/ - 2000. - 4 мая.

89. Филановский Б. Русско-английская температура // Русский Журнал. http://www.russ.ru/ - 1999. - 13 мая.

90. Хитрук А. Трудные песни В.Сильвестрова // РМГ. 2001. - №7, №8.

91. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М., 1990.

92. Холопова В. Время и Вневремя. О творческом процессе С.Губайдулиной // Процессы музыкального творчества. М., 1999. -Вып. 3.

93. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М., 1984.

94. Цукер А. И рок, и симфония. М., 1993.

95. Чредниченко Т., Аркадьев М. Диалоги о постсовременности // Музыкальная академия. 1998. - №1.

96. Чукин С.Г. Ситуация вокруг постмодерна // Ступени. 1994. - №2.

97. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки. 1971г. // Музыка в СССР. 1988. - Апрель-июнь.

98. Эпштейн М. Постмодернизм в России. Литература и теория. М., 2000.

99. Эпштейн М. Книга, ждущая авторов // Иностранная литература. -1999. №5.

100. Berry М. Music, Postmodernism, and George Rochberg's Third String Quartet. / Postmodern Music/Postmodern Thought. New York: Garland, 2001.

101. Born G. Rationalizing Culture: IRCAM, Boulez, and the Institutionalization of the Musical Avant Garde. University of California Press, 1995.

102. Clendinning J. Postmodern Architecture/Postmodern Music. // Postmodern Music/Postmodern Thought. New York: Garland, 2001.

103. Dano R. Stravinsky and Cocteau's Oedipus Rex: The Shifting Hermeneutics of Modernism and Postmodernism. http://home.earthlink.net/~rdano/stravinskvandpomo.html 1999.

104. Gibson S. Two Instances of Musical Postmodernism in Britan // www.ctheorv.com/r-twoinstances ofmusical.html.

105. Docherty Th. After Theory: Postmodernism / Postmarcsism // www.bbk.ac.uk/Departments/English/Courses/musicquo.htm.

106. Hartwell R. Postmodernism and Music // Miller S. The Last Post; Music After Modernism. Manchester, 1993.

107. Kramer J. Music and Postmodernism: Some Observations and Some Responses. // 100 Years of Music at the University of Melbourne. -Melbourne: Centre for Studies in Australian Music, 1996.

108. Kramer J. Postmodern Concepts of Musical Time. // Indiana Theory Review 17/2. 1997.

109. Kramer L. Classical music and Postmodern knowledge. -Berkeley: University of California Press, 1995.

110. Lochhead J. Introduction in Postmodern Music/Postmodern Thought. New York: Garland, 2001.

111. McNeilly K. Ugly Beauty: John Zorn and the Politics of Postmodern Music. // Postmodern Culture 5/2. 1995.

112. Music and postmodernism. Crossover pop. -www.eng.umu.se/culturec/MUSP.htm

113. Nyman M. Sleeve notes to String quartettes №1-3. www.bbk.ac.uk/Departments/English/Courses/musicquo.htm.

114. Postmodern Music/ Postmodern Thoughts. Edited by J.Loched and and J.Auner. New York: Garland, 2001.

115. Rhoads W. The Death of Modernism in Contemporary Music. -http://www.wiscomposers.org/news/rhoads/rhoadsl.html

116. Strickland E. American composers. Dialogues on Contemporary music. Indiana University Press, 1991.

117. Taylor T. Music and Musical Practices in Postmodernity. // Postmodern Music/Postmodern Thought. New York: Garland, 2001.

118. Wilson T. -Sound Worlds and Wonderlands: Allusion and Existentialistic Evolvement in Alexander Knaifel's "Alice". -http://www.winisp.net/IceBreaker/Wilson tara.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.