Полистилистика рекламного дискурса (на материале современных СМИ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Мокшин Сергей Иванович

  • Мокшин Сергей Иванович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 218
Мокшин Сергей Иванович. Полистилистика рекламного дискурса (на материале современных СМИ): дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2021. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мокшин Сергей Иванович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИСТИЛИСТИКИ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА

§ 1.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ДИСКУРСА

§1.2. СООТНОШЕНИЕ СТИЛИСТИКИ И РИТОРИКИ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ

§ 1.3. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ

ГЛАВА 2. ПОЛИСТИЛИСТИКА РЕКЛАМЫ

§ 2.1. ПОЛИСТИЛИСТИКА В ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЕ

§ 2.2. ПОЛИСТИЛИСТИКА РЕКЛАМЫ НА РАДИО

§ 2.3. ПОЛИСТИЛИСТИКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ

§ 2.4. ПОЛИСТИЛИСТИКА ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СПИСОК РЕЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полистилистика рекламного дискурса (на материале современных СМИ)»

ВВЕДЕНИЕ

Появление рекламы как дискурсивной составляющей средств массовой коммуникации в России обусловливается исторически. В конце XX в. с началом перестройки, а затем полным переходом СМИ на экономические рельсы в связи с распадом СССР рекламная составляющая СМИ сугубо связывается с экономической моделью. Смысл заключается в получении прибыли от рекламируемого товара посредством передачи рекламных сообщений различными средствами массовой коммуникации. Под средствами массовой коммуникации в нашей работе мы понимаем СМИ, в которых можно встретить рекламные сообщения, а это: печатные издания, телевидение, интернет-СМИ, радио. Распространяясь по вышеперечисленным средствам коммуникаций, рекламные сообщения могут рассматриваться в виде полистилистической структуры, сформированной посредством дискурсивности сообщений и поликодовости рекламной формации. В работе мы будем рассматривать рекламное сообщение как семиотическое образование в рамках его сочетания с риторикой и стилистикой, образующее полистилистическую структуру. Благодаря риторической составляющей рекламного дискурса формируется полистилистика рекламы, основанная на декодировании реципиентами рекламных сообщений, представленных в средствах массовой коммуникации.

Актуальность исследования обусловливается широким распространением рекламных сообщений. В связи с этим возникают проблемы формирования рекламной полистилистики, представляющей собой сочетание семиотической, риторической и суггестивной составляющих. В рамках концептуального подхода особое значение приобретает рассмотрение поликодовой и полидискурсивной природы рекламных сообщений, а также особенностей дискурса современной рекламы. В практическом плане немаловажную роль играют стилевые особенности рекламы, которыми

выступают суггестивные приемы, включающие пресупозиции, связанные с общим контекстом знания криэйтора и потребителя рекламной продукции. Такие приемы включают чувство умиления, апелляция к чувству юмора потребителя, представление об эстетическом характере сообщения, а также возможности логической интерпретации текста реципиентом. Иными словами, эти способы так или иначе связаны с общепринятой триадой Аристотеля: логос, этос, пафос как основной категорией риторического акта. В рекламной коммуникации логос выражается рационально выстроенным сообщением, этос - характеристикой индивидуальных черт героя рекламы, пафос - обращением к эмоциям реципиентов.

Рекламное сообщение в рамках семиотики предстает в виде поликодовой структуры. Например, телевизионная и печатная реклама включает визуальный код, реклама на радио - аудиальный код, интнернет-реклама предстает в виде конвергентных соединений семиотических кодов, представленных в ранее созданных средствах массовой коммуникации. Благодаря взаимодействию вышеперечисленных кодов мы представляем рекламное сообщение в виде метатекста со своеобразной семиотической составляющей, которую задумывает передать рекламодатель потребителю. Риторической составляющей рекламного сообщения является благорасположение к потребителю, которым, как правило, должно быть наполнено каждое рекламное сообщение. На практике существуют рекламные сообщения, не соответствующие заявленным свойствам, обусловленные восприятием потребителя в целях усиления эффекта дискурсивности.

Объект нашего исследования - рекламный дискурс, представленный в средствах массовой коммуникации (СМК).

Предметом являются поликодовые разновидности стилевого типа рекламного дискурса на стыке семиотической, риторической и стилистической составляющей сообщения.

Цель исследования выявить специфику полистилистики рекламного дискурса в свете взаимодействия поликодовых и полидискурсивных составляющих рекламного материала, представленного средствами массовой коммуникации.

Задачи работы: 1) Изучить общие понятия теории дискурса, опираясь на исследования второй половины XX - начала XXI вв., сделав основной акцент на французских ученых второй половины XX в.;

2) выявить соотношение риторики и разновидностей стилевых типов рекламного дискурса с целью усилить таким образом специфику полистилистики рекламного дискурса;

3) определить основные эстетические характеристики рекламного дискурса, позволяющие выделить рекламную коммуникацию на кодовые структуры по аналогии с исследованиями художественных текстов в трудах: Р. О. Якобсона, Х. Кафтанджиева, Ю. Кристевой;

4) выявить поликодовые значения рекламного сообщения и их взаимодействие в рекламной дискурсивности;

5) выстроить рекламную полистилистику как механизм рекламирования товаров и услуг в разных средствах массовой коммуникации;

6) представить факты взаимодействия рекламных дискурсов, функционирующих на стыке риторической и стилистической составляющей текстов средств массовой коммуникации, для подтверждения исходной предпосылки исследования.

Для решения вышеперечисленных задач в нашем исследовании будут применяться следующие методы:

1) описательный, благодаря которому осмысливается понимание рекламного дискурса в контексте взаимодействия языковых явлений;

2) контент-анализ, согласно которому мы анализируем рекламные сообщения разных сегментов СМИ, включая принцип ассоциативности, заключающийся в особенностях каналов коммуникации, по которым передается рекламное сообщение;

3) метод семиотического анализа рекламного текста, позволяющий установить в рекламном сообщении взаимодействие различных знаков, обусловливающих ориентацию на некий код, который служит основой моделирования рекламного сообщения с учетом коммуникативного воздействия на потребителя (прагматический аспект рекламы);

4) дискурсный анализ, благодаря которому рекламное сообщение выступает как разновидность коммуникативного события со своей выраженной спецификой;

5) медиалингвистический анализ, позволяющий выявить общие черты рекламного сообщения и лингвистические средства, организующие медиапространство;

6) стилистический анализ, благодаря которому формируются поликодовые разновидности стилевых типов рекламного дискурса.

Теоретической основой исследования послужило понимание формирования рекламного дискурса в исследованиях ученых, которое заключается в рассмотрении дискурс-анализа в качестве первоочередной составляющей дискурсологии. Французская школа дискурс-анализа положила начало текстовому анализу как совершенно новой социальной дисциплины. Кроме того, в работе рассматривается корреляция стилистики и

риторики рекламного дискурса. В теоретическом обосновании работы раскрываются эстетические составляющие рекламного дискурса, так как не каждое рекламное сообщение будет адекватно воспринято разными группами потребителей, ввиду чего требуется специфическая оценочность высказывания. Чтобы разобраться в вышесказанном положении, необходимо установить выбор стратегии рекламодателем.

Базовыми в работе выступили исследования следующих учёных:

1) по дискурсивности: Т. ван Дейка, В. И. Карасика, И. В. Силантьева, М. Л. Макарова, Э. Бюиссанса, М. Пеше, М. Фуко и т. д.;

2) лингвистике и семиотике: Ф. де Соссюра, Х. Кафтанджиева, Ч. Пирса, В. Е. Чернявской, М. М. Бахтина, Ю. Кристевой, Ю. М. Лотмана

3) стилистике: С. Меликова - Толстой, А. Н. Соколова, Ш. Балли, В. В. Виноградова, У. Эко и др.;

4) риторике: Аристотеля, Ю. М. Лотмана, Р. Якобсона, О. В. Лисоченко;

5) теории и практике рекламы: Н. Н. Кохтева, В. В. Смирнова, Е. Э. Штукиной, В. А. Куклиной, Ю. К. Пироговой, И. Г. Пендиковой, К. Хопкинза, Д. Огилви, Л. Н. Хромова, и др.;

6) теории коммуникаций: Ж - М. Дрю, Н. Лумана, Л. С. Выготского, Р. Барта, Ю. В. Шатина.

Методологической основой работы является представление о феноменологической природе рекламного сообщения, сочетающей в себе семиотический аспект изучения дискурса и вкусовые / субъективные характеристики.

Научная новизна работы заключается:

1) впервые полистилистика рекламного дискурса рассмотрена в корреляции с риторикой, семиотикой и стилистикой;

2) рекламный дискурс формируется в привлечении семиотических, риторических и поликодовых сообщений;

3) впервые выявлены поликодовые разновидности стилевого типа рекламного дискурса;

4) выявлены принципы рекламной коннотации в рамках сочетаний стилистики, риторики и семиотики;

5) выявлены особенности полистилистики рекламного дискурса, представленной в средствах массовой коммуникации.

Теоретическая значимость исследования основана на формировании поликодовых разновидностей стилевого типа, рассмотрении рекламного дискурса в сочетании со стилистикой и риторикой рекламного сообщения. При анализе рекламных сообщений сделан вывод о стратегии, которую выбирает рекламодатель, ориентируясь на предполагаемого потребителя.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов при создании рекламной коммуникации консалтинговыми компаниями, размещение рекламы в средствах массовой коммуникации при составлении медиапланирования, а также в рамках учебных курсов «реклама и РЯ в СМИ», «основы теории коммуникации», «основы медиапланирования», «стилистика и литературное редактирование рекламных и РЯ текстов», вузах по направлению подготовки 42.03.01 «реклама и связи с общественностью». Результаты могут быть использованы копирайтерами и рекламными агентствами для разработки рекламных сообщений в СМИ.

Материалом исследования послужили рекламные сообщения 89 текстов, являющейся результатом выборки из нескольких сотен рекламных сообщений, представленных в средствах массовой коммуникации. В выбранных сообщениях, на наш взгляд, наиболее ярко выражены

риторическая и коммуникационная составляющие, соответствующие определению «поликодовые разновидности стилевых типов рекламного сообщения». Рекламные сообщения отбирались на основе коммуникативной эффективности. Ю. К. Пирогова определяет следующие критерии коммуникативной эффективности рекламного сообщения

«1.Распозноваемость (идентифицируемость) рекламного сообщения; 2.Запоминаемость; З.Притягательная сила сообщения; 4.Агитационная сила сообщения».1 Материалы отбирались из различных каналов коммуникации: телевизионные, печатные СМИ (глянцевые журналы и газеты), интернет-издания, радио-станции России с 2013 по 2020 г. г. Хронологическая выборка обусловлена появлением в рекламной коммуникации сочетания логических аргументов и обращения к эмоциям потребителя. 2 Но, в тоже время, наименьшим количеством классификаций подобных коммуникаций по стилевому признаку.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Полистилистика рекламного дискурса формируется при помощи взаимодействия семиотических кодов рекламного сообщения, формирующихся в процессе коммуникации в суггестивные приемы, благодаря соотношению образа героя сообщения, картинки, закадровой музыки, тембра и темпа речи и т. д.

2. В работе представлена комплексная полистилистика рекламного дискурса, распространяемая на все средства массовой коммуникации (СМК). Комплексная полистилистика рекламного дискурса, распространяется на все средства массовой коммуникации. В разных средствах массовой коммуникации (печатных СМИ, радио, ТВ, интернет СМИ) выявлены следующие коннотативные разновидности. Внутри сладких сюжетов: умилительная, жалостливая, доверительная, юмористическая, дополненная

1 Пирогова Ю. К., Паршин Б. П. Рекламный текст: семиотика и лингвистика, с. 227

2 Иванов А. Реклама. Игра на эмоциях, с. 24

коммуникация; внутри шоковых - пугающая и эпатажная; парадоксальных -реклама, не соответствующая своим заявленным свойствам.

3. Дискурсивная практика рекламных сообщений формирует подачу материала потенциальным реципиентам через образы героев, визуальное или аудиальное сообщение. Интердискурсивность коммуникации в современных медиа вовлекает целевую аудиторию к распознаванию (декодированию) рекламных материалов. Власть дискурса позволяет сформировать мнения потенциальных реципиентов и потребителей товара о торговой марке, рекламируемой в средствах массовых коммуникаций. Власть над дискурсом определяет коммуникацию, которая впоследствии будет направлена на целевую аудиторию.

4. Каждое из рекламных сообщений имеет свою семантическую значимость, семантическая роль может быть выражена как в языковом пространстве рекламного сообщения, так и в визуальном. Визуальный код помогает дополнить семантический. Особую роль в рекламе приобретает колористика, расположение цветов, переход света, так как целостная картинка создаёт бренд и играет на восприятии рекламы потребителем.

5. Эстетические понятия рекламного дискурса позволяют нам определить, с помощью каких приемов формируется рекламная дискурсивность, дальнейшее взаимодействие и направленность на потенциальных реципиентов. Одним из важных качеств основных эстетических категорий дискурса является умение убеждать потенциальных реципиентов.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы, список рекламных материалов.

Во введении обосновывается актуальность работы, обозначается объект, предмет анализа, формируются цели и задачи, указываются теоретическая значимость и практическая ценность работы.

В первой главе рассматривается стилистика рекламы, а также формирование полистилистики как важной составляющей рекламного дискурса. В первом параграфе мы делаем акцент на теории дискурса в исследованиях ученых. Также эксплицируется положение о том, что реклама - это поликодовое образование, порождающее дискурсивность, которую вызывает рекламодатель, передавая свое сообщение посредством СМИ. Немаловажную роль для рекламодателя играют дискурсивные различия целевой аудитории, варьируясь в рамках гендерного, социального, возрастного барьеров, а также непосредственно апеллируя ко вкусу потребителя.

Далее обращаемся к работе Т. ван Дейка «Дискурс и власть», в ней говорится о том, что власть контролирует дискурс, который распространяет. Из этого следует, что рекламодатель отправляет потребителю такие сообщения, которые ему необходимы для порождения рекламного дискурса. Иными словами, реклама должна заставить «говорить» о сообщении, которое рекламодатель передает по каналам СМИ. В работе описывается интенциональность как свойство грамматических и лексических значений языка. В рассмотрении дискурсивности мы опираемся на концепты И. В. Силантьева: религиозный дискурс, политический дискурс, рекламный дискурс и т. д. Благодаря которым дискурс определяется как устойчивая традиция общения.

Наряду с общими понятиями дискурса выделяются религиозный, политический, дискурс СМИ. В главе будет рассматриваться французская школа дискурс-анализа, возникшая в 60-е годы XX века, которая уделяет внимание лингвистическому анализу дискурсивности. Опираясь на положение В. Е. Чернявской, мы обращаем внимание на интертекстуальность которая встречается в рекламе, как сочетание визуального ряда, стилистики и риторики. Мы будем работать в плоскости рекламного дискурса как

неотъемлемой части дискурса и придем к выводу, что дискурс порождает коммуникативное событие.

Во втором параграфе анализируется соотношение стилистики и риторики в рекламном дискурсе. Обращаясь к «Риторике» Аристотеля, затрагиваем его высказывание о благорасположении к собеседнику, что, несомненно, можно перенести на свойства рекламного дискурса. В рекламном сообщении зашифрован визуальный код, который передается потребителю рекламным сообщением. Рекламодатель, пытаясь привлечь потребителя СМИ, посылает ему поликодовое сообщение. Визуальный код позволяет выявить скрытую семантику, возникающую благодаря звуковой, визуальной, аудиальной составляющей. Ссылаясь на классификацию рекламных сюжетов, предложенных Р. И. Мокшанцевым, приводим поликодовые разновидности стилевых типов рекламного дискурса. Опираясь на теорию власти дискурса и власти над дискурсом Т. ван Дейка, мы полагаем, что разновидности стилевых типов формируются посредством суггестивных приемов использующих пресуппозиции или коммуникационным воздействием на аудиторию средств массовой коммуникации.

В третьем параграфе раскрываются основные эстетические понятия рекламного дискурса. Мы делаем вывод, что каждое действие, каждое музыкальное сопровождение сопоставляется в рекламе с текстом намеренно с целью усиления эффекта порождения рекламного дискурса. Реклама предстает перед потребителем как интертексуальное произведение, где каждый персонаж логично выстроен в повествование, а рекламное сообщение направлено на соответствующую целевую аудиторию.

Во второй главе исследования мы затрагиваем полистилистику рекламы как средство распространения рекламы в разных каналах массовой коммуникации. Понятие полистилистики рекламы рассматривается по

сегментам СМИ: печатные издания, интернет-издания, телевидение и радио. В первом параграфе среди печатной рекламы выделяются не соответствующие заявленным свойствам сообщения «низкого качества» и сообщения, в которых присутствует визуальная составляющая. В глянцевых журналах редакционные статьи дополняются рекламным дискурсом или визуализированным интервью со «звёздами», на которых надеты брендовые вещи с указанными ценами, - наблюдается сочетание интервью статусных людей и рекламы, когда человек, отвечая на вопросы, рекламирует ту или иную продукцию.

Во втором параграфе анализируется телевизионная реклама, где присутствуют многочисленные комические составляющие, которые задает рекламодатель, умиление (в рекламе детских товаров), подача на осведомленного зрителя, «ставка» на образ героя рекламного сообщения, который, несомненно, будет ассоциироваться с предложенным рекламодателем сообщением. «Эффект доверия» в рекламном дискурсе заключается в привлечении в рекламные сообщения известных людей. В контексте рассмотрения телевизионной рекламы можно наблюдать дополнение коммуникации, когда в телевизионной паузе сериалов главные герои рекламируют ряд продуктов во время рекламных перерывов.

В третьем параграфе рассматривается полидискурсивность рекламных сообщений на радио, которые обладают таким отличительным свойством от реклам других типов СМИ, как отсутствие визуальной составляющей предлагаемого гипертекста. В подобной коммуникации необходимо учесть ряд нюансов, один из них - это направленность радиостанций на целевую аудиторию, так как большинство радиостанций в современном медийном дискурсе являются тематическими. Соответственно, на разных тематических радиостанциях транслируется соответствующая реклама. Радиостанции, направленные на более молодую аудиторию, пытаются как можно больше визуализировать свою коммуникацию, в том числе и рекламную, предлагая

слушателям пройти в группы в социальных сетях, посмотреть прямой эфир из студии в видео-хостингах и проч. Также мы выделяем «вездесущность» рекламного сообщения на радио и его музыкальную составляющую как одну из частей поликодового сообщения. В качестве примеров можно привести наличие переубеждения, отсылок к устному народному творчеству, переложения музыкальных хитов и т. д.

Наконец, в четвертом параграфе речь идет об интернет-рекламе. Раскрываются разноплановые возможности передачи рекламного дискурса с помощью интернет-коммуникации, предполагающей наличие рекламы повсюду: в мобильных приложениях, интернет-сайтах, онлайн играх.

В заключении работы обобщаются основные положения, рассматриваемые в исследовании и связанные с набором полидискурсивных явлений, а также постулируются основания, по которым формируется полистилистика рекламного дискурса.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИСТИЛИСТИКИ РЕКЛАМНОГО

ДИСКУРСА § 1.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ДИСКУРСА

Существует два вида текста: информационный и воздействующий. Дискурсивная составляющая высказывания воздействующего текста в теории может состоять из трех видов: журналистский текст, воздействующий или РЯ текст, рекламный текст. Каждый из перечисленных видов текста выполняет определенные задачи: журналистский - информирует, РЯ текст -информирует и воздействует, рекламный - воздействует на реципиента и в начале, и в конце коммуникации3. Подобной точки зрения придерживаются специалисты в области РЯ. Ученые изучающие стилистику сообщают о чередовании экспрессии и стандарта, стандартом - представляется тенденция к информативности и фактографичности в журналистском тексте; экспрессия представляет эмоциональный и воздействующий эффект. 4 Реклама как инструмент воздействующего текста в современном мире представляет собой не просто информативный процесс, передаваемый рекламодателем потребителю, а совокупность нескольких факторов, которые помогают потребителю выбрать необходимый ему товар. Такими факторами следует считать рекламные слоганы, их соотношение с цветовой, кадровой, звуковой моделью рекламного дискурса. Данные соотношения следует изучать в аспекте семиотики как науки о знаках, а также дискурсного анализа поликодовых текстов. Мы рассматриваем рекламные сообщения как поликодовый текст, поскольку ситуация, показанная в рекламном ролике, его герои соотносятся с закадровым текстом и представляют целостный текст рекламного сообщения. На радио таким соотношением будет сама подача такой рекламы: это могут быть переделанные песни в виде пословиц, поговорок, частушек, реклама товара во время трансляции радиопередачи и

3 Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999. С. 48

4 Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М., 1971

т. п. В печатной рекламе дикодовым текстом считают позиционирование в журнале или газете, соотношение цветов, картинок. В интернет-рекламе примерами поликодовости могут служить гиперссылки на сайты, брендирование страниц, статей.

Под термином «брендирование» понимается рекламное сообщение в виде фона сайта. Иначе говоря, текст статьи расположен в центре сайта, реклама - по бокам. Поликодовыми текстами могут выступать сочетания цветов и слоганов в печатном рекламном сообщении, а также музыки и слов в радиорекламе, соотношение сюжетов и героев в телевизионной рекламе. Интернет-реклама является по сути новым полем для анализа полидискурсивности рекламного сообщения, где моделью для привлечения потенциального потребителя могут считаться переходы с информационного сайта на сайт рекламодателя. Таким образом и рекламодатель, и площадка, которая размещает рекламу, набирают необходимую аудиторию для своих сайтов.

Будучи поликодовым образованием, реклама включает прагматические функции, такие как этичность, психологизм, апелляция к вкусу потребителя, который во многом формируется благодаря рекламе, играющей немаловажную роль в современном мире. Определяя понятие вкуса, рекламная поликодовость позволяет удовлетворить потребности, которые возникают у людей. Покупка продуктов питания, одежды, бытовой техники и т. д. Каждая реклама строится на сообщении, связаном с дискурсной формацией. Ввиду этого дискурсный анализ рекламного сообщения помогает определить приемы, используемые рекламодателем, копирайтером, рекламным агентством для создания эффективного рекламного сообщения.

В основу анализа эффективности рекламных сообщений нами положен принцип риторической эффективности. Были отобраны рекламные сообщения, где ярче всего, на наш взгляд, представлена проблема

полистилистики рекламы. В современной семиотике и журналистике недостаточно терминологических обоснований для поликодовости рекламного дискурса. Успешными рекламными компаниями будут те, которые наиболее четко представляют поле для семиотического анализа: соотношение стилистики, риторики и дискурсной формации рекламного сообщения, а также анализа полидискурсивности и поликодовости.

Рекламное сообщение в семиотическом аспекте многогранно. Несомненно, одним из немаловажных качеств рекламного сообщения является воздействующая коммуникация. Установка на манипулятивность предопределяет алгоритм шагов рекламодателя при создании подобного сообщения, то, какие детали будет включать ваш рекламный ролик, какие ключевые слова должны прозвучать, на какую аудиторию рассчитывает рекламодатель при вводе новой группы товаров на рынок. Для этого рекламодателю следует учитывать дискурсивные различия целевой аудитории, к которой он обращается. Такие дискурсивные различия могут представляться в виде возрастного, гендерного и социального барьера.

Современные реалии диктуют нам следующие условия: человеческое общение многогранно, поскольку оно не только затрагивает широкий круг тем, но и осуществляется через различные каналы коммуникации. Современный человек транслирует через себя огромное количество информации ежедневно так, мы можем общаться, не выходя из дома, с человеком, который находится на другом земном полушарии, со своим знакомым в другом городе или другой стране. При этом каждый из нас по-разному интерпретирует полученную информацию, выделяя в ней различные смысловые аспекты и варьируя меру значимости событийности сообщения. Высказывание, порождающее коммуникацию, называют дискурсом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мокшин Сергей Иванович, 2021 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Античные риторики / под ред. А. А. Тахо-Годи. - М., Изд-во Моск. унта, 1978. - 350 с.

2. Античные теории языка и стиля: сб. / под ред. О. М. Фрейденберг. - М.; Л.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936. - 344 с.

3. Ариас А.-М. Поликодовый текст: Теоретические и прикладные аспекты: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та управления и экономики, 2015. - 126 с.

4. Аристотель. Риторика. Поэтика / пер. с древнегреч. О. Цыбенко. - М: Лабиринт, 2000. - 221 с.

5. Балли Ш. Французская стилистика / пер. с фр. К. А. Долинина; под ред. Е. Г. Эткинда. - 3-е изд. - М.: URSS, 2009. - 392 с.

6. Барт Р. Система моды: Ст. по семиотике культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 510 с.

7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -424 с.

8. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: [б. и.], 2002. - Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х - 1970-х гг. -799 с.

9. Бенвенист Э. Общая лингвистика: - М., 2002. - 448 с.

10.Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. В. В. Кулебы, Я. А. Лебеденка. - М., 2004. - 425 с.

11.Виноградов В. В. Сюжет и стиль. - М.: АН СССР, 1963. - 190 с.

12.Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстет. реакции. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1998. - 415 с.

13. Высоцкая И. В. Стилистика рекламного текста: Прецедентность и интердискурсивность: Учеб. пособие. - Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. -61 с.

14.Гаспарян О. Т. Культурный код как инструмент реализации интенции продажи в современной рекламе // МИРС. - 2016. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-kod-kak-instrument-realizatsii-intentsii-prodazhi-v-sovremennoy-reklame (дата обращения: 20.05.2018).

15.Гордеева Н. В. Функционально-творческие особенности текстов радиорекламы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2013. - 24 с.

16. Дейк Т. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. Е. А. Кожемякина. - М., 2013. - 340 с.

17.Дейк Т. А. ван. Язык, познание, коммуникация / под ред. В. И. Герасимова; сост. В. В. Петрова. - М., 2014. - 309 с.

18. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. - Минск, 1997. - 225 с.

19.Дземидок Б. О комическом: - М: Прогресс, 1974. - 223 с.

20.Дрю, Ж.-М. Ломая стереотипы: Реклама, разрушающая общепринятое. - М., 2003. - 271 с.

21.Зазыкин В. Г. Психология в рекламе: - М.: Дата Стром, 1992. - 64 с.

22.Иванов А. Реклама. Игра на эмоциях. - М., 2019. - 256 с.

23.Имшецкая И. А. Креатив в рекламе. - М., 2004. - URL: http://evartist.narod.ru/text11/91.htm (дата обращения:25.05.2017).

24.Карасик В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 389 с.

25.Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. - М., 2005. -366 с

26. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - СПб., 1999. - 319 с.

27.Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. - М., 1971. -267 с.

28.Кохтев Н. Н. Реклама: Искусство слова: Рекомендации для составителей реклам, текстов. - М., 2004. - 94 с.

29.Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. - М., 2004. - 652 с.

30.Куклина В. А. Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры постмодерна: автореф. дис. ... канд. культурологии. -Кемерово, 2002. - 24 с.

31. Ласточкина Е. Ю. Границы использования юмора в рекламе. - URL: http://eff-com.ru/archive/issue5/advertising/socialnaya-reclamaglazami-professionalov/Granicy-ispolzovaniya-yumora-vreklame.html (дата обращения: 18.05.2017).

32.Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Журнальный зал русского журнала. - 1997. - № 22. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/1997/22/levinson.html (дата обращения: 15.07.2017).

33.Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 2001. - 512 с.

34.Лисоченко О. В. Риторика для журналистов: Прецедентность в языке и речи. - М., 2007. - 320 с.

35.Лотман Ю. М. Культура и взрыв: - М.: ГНОЗИС, 1992. - 271 с.

36.Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академ. проект, 2002. - 543 с.

37.Луман Н. Реальность массмедиа. - М., 2005. - 253 с.

38.Макаров М. Л. Основы теории дискурса. - М., 2003. - 280 с.

39.Мокшанцев Р. И. Психология рекламы: учеб. пособие. - М., 2011. - 228 с.

40.Назайкин А. Н. Рекламная деятельность газет и журналов. - М., 2002. -205 с.

41.Назайкин А. Н. Иллюстрирование рекламы. - М., 2004. - 309 с.

42.Огилви Д. Тайны рекламного двора: Советы старого рекламиста. - М.,

2007. - 250 с.

43.Пендикова И. Г, Ракитина Л. С. Архетип и символ в рекламе. - М., 2011. - 304 с.

44.Петюшкин А. В. Основы баннерной рекламы. - СПб., 2002. - 449 с.

45.Пеше М. Контент анализ и теория дискурса. Квадратура смысла: Французская школа анализ-дискурса. - М., 1999. - 450 с.

46.Пирогова Ю. К, Паршин Б. П. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. - М., 2000. - 270 с.

47.Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков. - СПб., 2000. - 352 с.

48.Полукаров В. Л. Телевизионная и радиовещательная реклама: Учеб. пособие. - М., 2004. - 388 с.

49.Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 1999. - 349 с.

50.Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха: - СПб., 1997. - 287 с.

51.Русакова О. Ф. PR-дискурс: Теорет.-методол. анализ. - Екатеринбург, 2011. - 333 с.

52.Сендидж Ч. Реклама: Теория и практика. - М., 2001. - 238 с.

53. Система Квинтилиана. - URL: https://studme.org/129430/literatura/sistema_kvintiliana (дата обращения: 23.12.2020)

54. Силантьев И. В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений. - М., 2006. - 222 с.

55. Смирнов В. В. Реклама на радио: - М., 2003. - 152 с.

56.Соколов А. Н. Теория стиля. - М., 1968. - 224 с.

57.Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преп.-филологов и учащихся ст. классов шк. гуманит. профиля. - М., 2000. - 253 с.

58.Соловьева Н. В. Научный текст в аспекте интердискурсивности // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. П. Котюровой. Вып. 16. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2012. - С. 94-102.

59.Соскина С. Н., Хорольская Е. С. К вопросу о модальности, интенции и интенциональности // Вест. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. - 2009. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-modalnosti-intentsii-i-intentsionalnosti (дата обращения: 20.12.2016).

60.Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. - Екатеринбург. 1999. - 426 с.

61. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М., 2007. -248 с.

62.Стоянова Э. П. О стиле радиорекламы // Реклама. - 1991. - № 5. - С. 2638.

63. Токарев Г. В. Концепт как объект лингвокультурологии : На материале репрезентаций концепта «Труд» в рус. яз. - Волгоград, 2003. - 232 с.

64.Ухова Л. В. Гендерная маркированность рекламных текстов: К вопросу об эффективности коммуникации // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2011. - № 4. - С. 137-141.

65.Фуко М. Археология знания. - СПб.: Гуманитар. акад., 2004. - 412 с.

66.Хопкинз К. Реклама: Науч. подход. - М., 2005. - 80 с.

67.Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: Искусство, теория, практика: Настол. кн. делового человека-менеджера и бизнесмена. -Петрозаводск, 1994. - 308 с.

68. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: Учеб. пособие для вузов. -М., [2008 или 2009]. - 245 с.

69.Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: Учеб. пособие. - М., 2013. - 204 с.

70.Чернявский Г. Закрепить скотчем // Футбол. - 2014. - № 37.

71.Шатин Ю. В. Построение рекламного текста. - 2-е изд. - М., 2003. - 121 с.

72.Шатин Ю. В. Технология агональной коммуникации: Учеб. пособие. -Новосибирск., 2009. - 73 с.

73.Штукина Е. Э. Рекламный текст как феномен поликультурного города: На материале рекламы г. Костаная: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2009. - 23 с.

74. Эльдорадо перекрасило Mediamarkt.- URL: https://www.kommersant.ru/doc/718802 (дата обращения 23.06.2016).

75.Эко У. Отсутствующая структура: Введ. в семиологию. - СПб., 1998. -431 с.

76.Якобсон Р. О. О лингвистических аспектах перевода. - URL: http://www.philology.ru/linguistics1/jakobson-78.htm (дата обращения: 4.05.2017).

77.Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика. - URL: http://philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm (дата обращения: 20.03.2018)

78.Gkiouzepas L. Metaphor-Ad Layout Consistency Effects: The Moderating Role of personality Traits [Text] / L. Gkiouzepas. Advances in Advertising Research Vol. V. Zagreb, Antwerp, and Madrid. 2014. P. 3-15.

79.Putte Bas van den. A comparative test of the effect of communication strategy, media presence, and previous purchase behaviour in the field of fast moving consumer goods [Text] / B. Putte. International advertising and communication. GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden. 2006. P. 89-109.

СПИСОК РЕЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Агуша. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=p9csq_MujV8 (дата обращения: 23.05.2016).

2. Алтайская буренка. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=NIX5MNdYb4Y (дата обращения:

20.05.2016).

3. Альфа банк. Реклама. - URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 24.12.2016).

4. Аргументы и факты. - 2016. - № 33.

5. Аргументы и факты. - 2017. - № 51.

6. Билайн. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=2eNunTRdoFQ (дата обращения:

20.01.2017).

7. Билайн. Реклама. - URL: www.lenta.ru (дата обращения: 23.11.2016).

8. Билайн. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=qiMU611ww0M (дата обращения: 24.11.2016).

9. Браслеты Power balance. Реклама. - URL: http://powerbalancesystem.net/ (дата обращения: 10.12.2017).

10. Букмекерская контора 1Х ставка. Реклама. - URL: www.bobfilm.ru (дата обращения: 25.11.2016).

11.Ва-банкъ. Новосибирск. - 2015. - № 37. - С. 10.

12. Веселый молочник. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=mDxqAGfHm_g (дата обращения: 20.05.2020).

13. Все о новостройках. - 2015. - № 6.

14. Все о новостройках. - 2016. - № 10.

15. Все о новостройках. - 2019. - № 11.

16.Квас Добрыня. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=Rykkm7Nni1o (дата обращения: 13.05.2017).

17. Дудь едет на Ямал. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=fHhlguU6SH8 (дата обращения: 20.08.2018).

18. Дудь. Колумбия.- URL: https://www.youtube.com/watch?v=B50EHCXprrg (дата обращения: 25.02.2019).

19.Дюфолак. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=p9csq_MujV8 (дата обращения: 13.05.2017).

20.Евросеть.- URL: https://www.youtube.com/watch?v=ylT1d2nxQqk (дата обращения: 27.05.2018).

21. Комсомольская правда. Новосибирск, 2016. - № 40.

22. Липовые бренды (бытовая техника).- URL: https://zsbooka.livejournal.com/71756.html (Дата обращения: 20.04.2016).

23. Малютка. - URL: https: https://www.youtube.com/watch?v=dLtL_XCVfgw (Дата обращения: 25.05.2016).

24.М.Видео. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=LZsWLzLcd4s (дата обращения: 17.04.2015).

25.М.Видео - URL: https://www.youtube.com/watch?v=LZsWLzLcd4s (дата обращения: 20.04.2017).

26.Мегафон. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=bMAB5RWK9GU (дата обращения: 20.05.2015).

27.Мегафон. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=4kPuZHq2_Uw (дата обращения: 20.04.2018)

28.Мегафон. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/wateh?v=LJZ7r8ii6DY (дата обращения: 16.06.2016)

29.Мечта хозяйки. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=PpTwWEeTrhg (дата обращения: 19.05.2017).

30.Микоян. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=RkKxuutfQ58 (дата обращения:

13.05.2017).

31.Мирамистин. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=8RJMJXApkH8 (дата обращения:

27.05.2018).

32.МТС. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=CCZKKw7gOpc (дата обращения: 18.11.2016).

33.МТС. Реклама - URL: https://www.youtube.com/watch?v=-pmlmquXnNQ (дата обращения: 17.06.2018).

34.Новый партнер сборной России по футболу // Футбол. - 2012. - № 27. -С. 20.

35.Огонек. - 2018. - № 40.

36.Открытие банк. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=No31awGc4ao (дата обращения: 17.06.2017).

37.Открытие банк. (дата обращения 23.06.2016). - URL:

https://www.youtube.com/watch?v=2Nv_8le-3P8 (дата обращения 23.06.2016).

38. Представлены новые телефоны Nokia: Ст. - URL:

https: //meduza.io/news/2016/12/13/predstavleny-novye-telefony-nokia (дата обращения: 27.05.2017).

39.Пролит. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=9E9iSL_uvqo (дата обращения: 22.05.2018).

40.Простоквашино. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=xrOWFjWDiWQ (дата обращения:

21.05.2016)

41. Растишка. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=p9csq_MujV8 (дата обращения:

15.06.2017).

42.Ребрендинг МТС: яйцо шагает по планете. - URL: https://mobile-review.com/articles/2006/mts-yaitso.shtml (Дата обращения: 17.04.2016).

43. Ряба майонез. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=snKxQU8zntM (дата обращения: 31.03.2017).

44. Сибирская корона. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=wtFs9P82EPk (дата обращения: 7.05.2017).

45.СОГАЗ. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=VjfeWBts_RA (дата обращения: 15.04.2016).

46.СОГАЗ. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=j_SIz9Jd_88 (дата обращения: 16.05.2017).

47.ТВ Парк. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=48URVmIMFcM (дата обращения: 15.06.2017).

48.Теле2. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=84JN1NQ3T_8 (дата обращения: 16.07.2016).

49.Толстяк пиво. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=oS-KcvtEbZk (дата обращения: 15.05.2015).

50. Топ 10 наручных часов мира: Ст. - URL: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20161107-top- 10-naruchnyh-chasov-2016-goda (дата обращения: 20.12.2016).

51. Триколор ТВ прекратит вещание канала Discovery: Ст. - URL:

https: //www.rbc.ru/technology_and_media/29/11/2016/583d34969a79477b1 8993b23 (дата обращения: 7.12.2016).

52.Фрутоняня. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=dHqJpwLftXA (дата обращения: 20.11.2017).

53.Чем мы хуже Голливуда? // Аргументы и факты на Оби. - 2016. - № 33. - С. 10.

54.Эльдорадо. Дудь едет на Ямал. - URL:

https://www.youtube.com/watch?v=fHhlguU6SH8 (дата обращения: 1.12.18).

55.Югра. Банк. Реклама. - URL: www.gazeta.ru (дата обращения: 12.11.16).

56.Activia. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_4w50B-DPGo (дата обращения: 6.11.2017).

57. Alpen gold. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=DO2YCvPf1H4 (дата обращения: 7.11.2016).

58.Arko. Man. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=JerqQ_lYCdk (дата обращения: 6.10.2015)

59.Axe. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=oDNfGtalvVc (дата обращения: 23.10.2016).

60.BioMax. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=dB5tmIDtDGU (дата обращения: 20.05.2017).

61.Burger king. (Дата обращения: 30.04.2017) - URL: https: //www.youtube. com/watch?v=6bDAvZwKtwo

62.Clear. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ryWF9Qd4OCk (дата обращения 23.06.2016).

63.Coca-Cola. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3VMCGnSZpnE (дата обращения: 22.12.2016).

64.Cosmopolitan. - 2015. - Янв.

65.Gillette. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=vjWeZT39UDI (дата обращения: 6.10.2015).

66.Glamour. - 2016. - Авг.

67.Head and Shoulders. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=1jd2V0gsf08 (дата обращения

16.04.2016).

68.Huawei. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=JeTFPCKDsMg (дата обращения: 12.07.2015).

69.Hyndai IX35. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=VjfeWBts_RA (дата обращения:

14.09.2017).

70.Kinder surprise. Маша и медведь. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=SKNlUjKFRWk (дата обращения 3.05.2019)

71.Knorr. - URL: https://vk.com/video-5847773_155907478 (дата обращения: 30.03.2018).

72.Metro. Новосибирск. - 2016. - № 37. - С. 1.

73.Nike. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=KklUPbYvU_w (дата обращения: 27.04.2017)

74.Nesquick. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=p9csq_MujV8 (дата обращения: 6.12.2016).

75.Nurofen для детей. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=DzDb1gscPvo (дата обращения:

20.11.2017).

76.Old spice. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=jXzAfnO1Dhc (дата

обращения: 23.04.2017). 77.Old spice. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=f1Sns3EdVyg (дата

обращения: 16.06.2017). 78.Opel. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=aug3wZ3-y_U

(дата обращения: 29.11.2017). 79.Orbit. Реклама. - URL:

https://www.youtube.com/watch?v=uDwCdR1DbuU (дата обращения:

23.05.2018).

80.Palette. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=YkQcGxPudX8 (дата обращения: 7.12.2016).

81.Pampers. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=p9csq_MujV8 (дата обращения:

20.11.2017).

82.Pedigree. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=pzWg9XGQKKs (дата обращения: 6.05.2018).

83.Pepsi - URL: https://www.youtube.com/watch?v=zd59DwkgsxM (дата обращения: 27.04.2017)

84. Samsung. Qled TV. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=NT7OCpXp5jM (дата обращения:

29.05.2018).

85. Skittles. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=Q-QdIq75xl8 (дата обращения: 20.04.2018).

86. Snickers. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=vkGYKyEgQIk (дата обращения: 11.11.2017).

87.Trivago. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ATQONC4WUUc (дата обращения: 31.07.2016).

88.Twix. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=N-7nzybjP2g (дата обращения: 18.04.2016).

89.Whiskas. Реклама. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=bepiftyl sFc (дата обращения: 22.05.2016).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.