Поэзия Зубера Тхагазитова: жанровое своеобразие, тематика, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Мамбетова, Марианна Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат наук Мамбетова, Марианна Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
3-12
ГЛАВА I. ИСТОКИ ТВОРЧЕСКОГО СВОЕОБРАЗИЯ ПОЭЗИИ З.ТХАГАЗИТОВА (СБОРНИКИ «ИДУ К ТЕБЕ», «ПАМЯТЬ»)
1.1. Литературная критика о поэзии Зубера Тхагазитова
1.2. Художественное осмысление трагических явлений Великой Отечественной войны
1.3 Нравственно-этическая позиция З.Тхагазитова в произведениях о человеке, мире и войне
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ З.ТХАГАЗИТОВА В ЖАНРЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПОСЛАНИЯ И ПОСВЯЩЕНИЯ
2.1. Национально-эстетические аспекты жанра
2.2.Специфика творческой индивидуальности З.Тхагазитова в лирических посланиях и посвящениях
ГЛАВА III. НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВ-КОНЦЕПТОВ «ВРЕМЯ» И «ПРОСТРАНСТВО» В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА
3.1. Философское насыщение содержания лирического «Я». Время и человек в его творческом сознании
3.2. Зубер Тхагазитов о цели и смысле поэтического творчества.127-133
3.3. Лирическое «Я» поэта в стихах на тему любви
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Поэзия Анатолия Бицуева: Основные мотивы и жанры2005 год, кандидат филологических наук Багова, Ирина Борисовна
Поэзия Адама Шогенцукова: этапы эволюции, проблематика, жанрово-стилистические особенности2007 год, кандидат филологических наук Ахматова, Мадина Сафарбиевна
Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии: вторая половина XX века2011 год, кандидат филологических наук Бекалдиева, Камилла Даниловна
Поэзия Инны Кашежевой: проблемы традиций, жанров, поэтики2008 год, кандидат филологических наук Торогельдиева, Зухра Нурматовна
Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.2005 год, кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия Зубера Тхагазитова: жанровое своеобразие, тематика, поэтика»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования состоит в постановке и теоретическом осмыслении малоизученных в кабардинском литературоведении вопросов идейно-тематической направленности, жанрово-стилевых особенностей, поэтики творчества Зубера Тхагазитова.
В литературоведении начала XXI века значительно активизировалось изучение процессов становления и развития национальных литератур народов Северного Кавказа, особенно адыгских литератур, что обусловлено потребностью заново переосмыслить тот духовно-эстетический потенциал, который был накоплен за предыдущее столетие. В этом смысле изучение темы, обозначенной в заглавии диссертации, представляется весьма актуальным, так как оно полностью отвечает интересам и потребностям современной литературной науки.
Новаторская поэзия З.Тхагазитова тесно связана с важными творческими проблемами современной кабардинской литературы, а потому изучение и исследование её представляется делом довольно значимым. В настоящей работе исследуется основная тематика, поэтика и жанровая специфика поэзии 3. Тхагазитова, затрагиваются проблемы отношения к классическому наследию мировой и русской литературы, места в формировании традиций кабардинской литературы, её роль и место в литературном процессе 60-х - 90-х годов двадцатого столетия.
Мир индивидуального творчества З.Тхагазитова как мастера поэтического искусства формировался под влиянием родной поэтической культуры и русской классической поэзии. Его произведения пропитаны высокой духовностью, патриотизмом и отличаются совершенством формы, стиля и богатством лексических средств образной выразительности родного языка.
Актуальность темы исследования объясняется еще и тем, что
национальная поэзия отличается разноплановостью и разнохарактерностью художественных тенденций, существующих в эстетическом единстве с определяющей поэтической школой - реалистической и романтической. Это усложняет исследование национальной литературы и создание теоретико-обобщающих работ по ней. Поэтому и возникает необходимость научного изучения и осмысления творчества наиболее талантливых и ярких поэтов, одним из которых в кабардинской литературе является Зубер Тхагазитов. Его поэтическое творчество определяет на сегодняшний день общие тенденции и вектор развития национальной поэзии литературного процесса середины 50-х годов XX века и начала второго десятилетия XXI столетия.
Национально-эстетические особенности лирики З.Тхагазитова отмечались литературными критиками со времен появления в печати первых стихов поэта, т.е. 50-40 лет назад (З.Налоев, Х.Теунов). С тех пор не было нового подхода в осмыслении жанрово-стилевой и идейно-тематической многотипности лирики этого известного поэта. Поэтому актуальность диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка системного исследования его поэзии, рассмотренной в тесной связи с мотивными полями других кабардинских поэтов.
Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертации до сих пор не была предметом специального исследования, хотя ретроспективное изучение концепций отечественных ученых, рассматривающих генезис, эволюцию, тематику и поэтику лирических жанров, считалось актуальным. Из таких последних диссертационных исследований по кабардинской поэзии можно назвать работу Е.А. Куянцевой («Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетическая основа, поэтика жанров и стилей» (Нальчик, 2009) и работу Э.М. Гедгафовой («Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1970-1990-х годов») (Нальчик, 2007г.).
В связи с этим представляется оправданной выбранная тема по
исследованию творчества кабардинского поэта З.Тхагазитова, на лирику которого впервые обратили внимание более пятидесяти лет тому назад литературовед З.М. Налоев, поэтесса Инна Кашежева, литературный критик и писатель Х.Теунов, поэт Ад.Шогенцуков и некоторые другие, такие, как Х.Кажаров, К.Шокуев, М.Мидов, которые в небольших рецензиях и статьях, опубликованных в периодической печати, указывали на достоинства, не боясь отмечать и отдельные недостатки поэта, касавшиеся в основном тематики, стиля и поэтики.
Одной из первых профессиональных оценок стихов З.Тхагазитова стала статья писателя Х.Теунова «В добрый путь» («Гъуэгу махуэ»), в газете «ЛГъУ (1960, 13 мая). В той же газете через два года, то есть в 1962 г., была опубликована тоже на родном языке статья поэта Адама Шогенцукова «Младший брат, полный жизни» («ШынэхъыщЬ, зи гъащЬ изыгъуэ»),
В середине шестидесятых и начале семидесятых годов XX века на стихи З.Тхагазитова обратила внимание творческая русскоязычная интеллигенция: М.Киреев («Путь к творческой зрелости» - КПБ. 1962. 7 дек.), К.Кулиев («Его лучшие песни - впереди» - КБП. 1967. 26 февр.); О.Леонова («У истока стиха» - Литературная Россия. 1969. 8 авг. С. 19), Н.Скребов («О время, покажи свое лицо» - Дон. 1969. №9. С. 172-178), К.Султанов («Певцы разных народов» - Махачкала, 1971. С. 428-433), Т.Бек («Земное бытие слова» - Литературное обозрение. 1977. №7. С. 14-18).
О потребности обобщенной литературной оценки поэтического творчества З.Тхагазитова свидетельствуют и статьи, опубликованные в журнале «Ошхамахо» на кабардинском языке: Х.Кажарова («С песней в дорогу»: «Уэрэдыр и гъуэгу гъуэмылу»// 1уащхьэмахуэ. 1962. №4. С. 79-82), М. Сокурова («Чей маяк - человечность» «Щыхугъэр зи гъуазэ» // 1уащхьэмахуэ. 1984.№5. С. 69-73), М.Мидова «Меткие заметки»: «Гулъытэ шэрыуэхэр»// 1уащхьэмахуэ. 1988.№5. С.38-41), К.Шокуева («Жизнь не дарит ничего даром»: «ГъащЬм пшДэншэу ищ!къым тыгъэ»//«Нелегок путь
поисков»: «Тыншкъым лъыхъум и гъуэгур». - Нальчик. 1991. С. 8-14).
Как очевидно, дискуссия местных литературоведов по поводу стихов З.Тхагазитова велась вплоть до конца 80-х годов XX века, хотя она была небольшой, и четкие критерии оценок, выводы не были высказаны никем из тех, кто затрагивал поэзию Зубера Тхагазитова. Поэтому мы можем утверждать, что выдвинутая нами проблема в кабардинском литературоведении не разработана. Анализ его лирики мы проводили на материалах произведений во всей их конкретности в поэтических переводах, в подстрочниках на русском языке и в оригинале. Предметом анализа становилась не просто совокупность «приемов» и «средств» в рассматриваемых произведениях, но целостность формы в её исторически обусловленном своеобразии в контексте развития кабардинской поэзии 19601990 годов.
Научная новизна предлагаемой диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического изучения лирики Зубера Тхагазитова в контексте развития кабардинской поэзии 60-х -90-х годов XX века. Прослеживая его художественный мир, мы под новым углом зрения исследовали темы лирики, жанровую систему, поэтику и особенности формирования и развития мировидения поэта. Для решения выдвинутой проблемы привлечен сравнительный материал, а именно: поэзия А.Кешокова, Ад.Шогенцукова, Ф.Балкаровой, А.Бицуева и других поэтов.
Научная новизна исследования заключается не только в выборе актуальной темы, но и в том, что впервые привлекаются к монографическому исследованию архивные материалы З.Тхагазитова, которые хранятся в ЦГА КБР. Они вводятся в научный оборот с разрешения самого поэта.
Цель и задачи исследования. Главная цель исследования - анализ поэтических произведений З.Тхагазитова и сравнительно-сопоставительное изучение его стихов с произведениями других поэтов, творчество которых формировалось и развивалось в 1960-1990-х г.г.
Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
- провести идейно-художественный анализ произведений поэта и выявить основные мотивы его лирики;
- определить национальное и индивидуальное своеобразие поэтического творчества З.Тхагазитова;
- показать художественно-эстетическую и нравственно-поэтическую концепцию поэзии 3. Тхагазитова 1960-1990-х годов;
- исследовать проблему «человек и война» в художественном осмыслении З.Тхагазитова и выявить некоторые общие для кабардинской поэзии философско-этические аспекты.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны лирические произведения З.Тхагазитова в оригинале и в переводах В.Бокова, С.Вольского, Б.Гойковича, Дм.Голубкова, Т.Жирмунской, Р.Казаковой, И.Кашежевой, Ю.Крутова, М.Ногтевой, Г.Серебрякова, В.Стрелкова, Л.Шереншевского. В отдельных случаях автор использует собственный подстрочный перевод на русский язык и самого поэта З.Тхагазитова, подстрочники которого хранятся в Государственном архиве КБР.
Объектом исследования в основном были сборники стихов «Память»: Стихи и баллады (Нальчик, 1975), «Иду к тебе». Стихи (М.,1978), «Рождение
песни» (М.,1989) и «Избранное» в 2-х томах на кабардинском языке (Нальчик, 1997).
Предмет исследования - особенности и своеобразие развития идейной и тематической основы лирики Зубера Тхагазитова.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в
том, что она углубляет представления о сущности, месте и роли самобытного
художника слова З.Тхагазитова в кабардинском литературном процессе 19601990-х годов.
Теоретическая значимость исследования определяется и тем, что в нём
выявлены теоретико-литературные дефиниции в сознании крупного кабардинского лирика З.Тхагазитова, творческая деятельность которого охватывает вторую половину XX и начало XXI веков. Художественный мир поэта охарактеризован нами как выражение общих процессов его эстетического, художественного мышления и субъективно-национального мироощущения.
В диссертации разработаны некоторые методологические и историко-теоретические принципы изучения национальной поэзии.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании теории и истории кабардинской литературы, а также лечь в основу спецкурсов по литературам народов Северного Кавказа и, в первую очередь, по современной адыгской литературе: черкесской, адыгейской, кабардинской.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в образовательном процессе при совершенствовании программ учебных дисциплин адыгских литератур, также использованы в профессиональной подготовке работников органов образования и педагогического персонала.
Методологической основой диссертационного исследования стало восприятие литературного процесса кабардинской поэзии 60-90-х годов XX века в его единстве, установка на идею взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур, исторически имеющих общую судьбу, на тенденции развития современной кабардинской поэзии, частью которой является поэтическое творчество Зубера Тхагазитова.
Изучая становление и особенности творчества З.Тхагазитова в контексте развития кабардинской поэзии 60-90-х годов XX века, мы опирались на труды отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса. Главными для нашего исследования стали работы следующих известных ученых: С. С. Аверинцева,
М.П.Алексеева, М.А. Барга, М.С. Бахтина, A.C. Бушмина, Г.Н. Поспелова, Г.Г. Гамзатова, Г.Д. Гачева, Л.Я. Гинзбур, А.Ф.Лосева, К.К. Султанова, М.Эпштейна.
Значительную роль в изучении творчества 3. Тхагазитова в контексте развития кабардинской поэзии сыграли первые работы, - в основном статьи З.Налоева, Х.Теунова, Ад.Шогенцукова, Х.Кажарова, М.Сокурова, М.Мидова, К.Шокуева.
В исследовании также использованы статьи, рецензии, предисловия русскоязычной интеллигенции М.Киреева, К.Кулиева, О.Леоновой, И.Кашежевой, Н.Скребова, В.Кузьмина, М.Шаковой.
При анализе стихов 3.Тхагазитова мы опирались и на монографии К.Султанова «Певцы разных народов (Махачкала, 1971) и З.М. Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (Нальчик, 1970).
Для решения поставленной цели и задач в ходе работы над диссертацией был в основном применён сравнительно-сопоставительный метод исследования и некоторые другие методы структурной поэтики.
Исходя из указанных позиций новизны исследования, а также в соотвествии с изложенными актуальностью темы, целью и задачами диссертации, на защиту выносятся следующие основные положения:
1. В историю кабардинской литературы Зубер Мухамедович Тхагазитов вошёл как поэт-лирик, создавший более 20 книг, в которых отразились гуманистические традиции познания истории, времени и созидательной деятельности человека. Его поэзия, национальная по содержанию и тесно связанная с социальными потребностями общества, органично вписалась в общий литературный процесс 60-90-х годов XX века, как одна из ярких его страниц.
2. Творчество 3.Тхагазитова развивалось в рамках художественно-эстетических традиций родной художественной культуры и постижения реалистического опыта писателей старшего поколения: Али Шогенцукова,
Алима Кешокова, Адама Шогенцукова и др., а также в русле развития русской и всей отечественной современной поэзии.
3. Поскольку в его творчестве слились воедино богатые традиции фольклора адыгов, национальной письменной культуры и отечественной классики, он является создателем собственной художественной концепции национального характера, выраженной в лирических посланиях: А.Кешокову, К.Кулиеву, Р.Гамзатову, А.Хавпачеву, Д.Кугультинову, М.Кариму, Т.Керашеву, Н.Бараташвили, М.Дудину. В них поэт ускорил переход от традиционной эстетики, которая опирается на историко-философский опыт изображения отдельного человека, отдельной личности и расширение философско-нравственной концепции человека и мира.
4. По идейно-социальному содержанию, глубине и выразительности художественных образов русских людей и горцев Кавказа, поэзия З.Тхагазитова отличается новым взглядом на концепцию мира и человека. Этому способствует использованная новая поэтика и стилистика произведений «Разговор с Балтикой», «Песнь отчизны» («Лъахэ уэрэд»), «Земля и небо» («ИЦымрэ уафэмра»), «Лицо земли» («Щ1ым и напэ»).
5. В художественном осмыслении категорий «времени» и «пространства», «жизни» и «смерти» З.Тхагазитов придерживался нравственно-этических воззрений русских классиков, начиная от Г.Р.Державина, A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова до традиционных поэтических взглядов национальных поэтов XX века - Б.Пачева, К.Мечиева, А.Шогенцукова, К.Кулиева, А.Кешокова, Р.Гамзатова, Ад.Шогенцукова, Б.Утижева.
6. Особенности индивидуального своеобразия художественных воззрений З.Тхагазитова на роль и назначение человека в жизни и в истории сказались в духовно-философском насыщении содержания лирического «Я», в оптимизме и пафосе стихов этой тематики: «Порой земля мне человеком кажется...» («Щ1ыр ц1ыхум ещхьу зэм къысфГощ!»), «Дуб» (Жыгей») и др.
7. Образы-концепты: «пространство» и «время», «жизнь-смерть», «время и человек» в поэтической картине мира З.Тхагазитова не новы, но отличаются национальным своеобразием («Край, где я рождён», «Вы говорите мне, что не страшна вам смерть...», «О времени», «Солнце и луна», « Едва ль не с самого утра...», «Звездопад»).
8. О цели и смысле поэтического творчества З.Тхагазитов говорит не только в своих программных стихах («Художник на берегу моря», «Гегуако и дед», «Незавершенный труд», «Слово», «Рыбак»), но и в ряде работ литературоведческого характера. Он автор книги «Дорога развития» («Зыужьыныгъэм и гъуэгу»,1987), в которую вошли литературоведческие и литературно-критические статьи, опубликованные им в разное время в периодической печати.
9. Нравственно-этическое мироощущение лирического героя прослеживается в стихах о любви, характерной чертой которых являются радостные настроения, признание возможной и взаимной любви, счастья, взаимопонимания, дружеского участия во всех переживаниях и стремлениях («Я забыл бы тебя...», «Я не один тебя люблю», «Я потерял тебя», «Я устал от тебя», «Любовь пришла», «Любовь моя живет на вершине гор» и др.). В них лирическое «я» насыщено нравственно-этическим началом. Стихи этой тематики, как правило, бессюжетны. Отличаются они повышенной эмоциональностью и психологическими переживаниями.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в докладах на следующих научно-практических конференциях: международная научно-практическая конференция «Теоретические и методические проблемы национально-русского двуязычия» 27-28 мая 2009 г. (Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2009); межвузовская научно-теоретическая конференция «Культурно-историческое наследие Кязима Мечиева», посвященная 150-летию со дня рождения поэта (Нальчик: Северо-Кавказский государственный институт искусств, 2009);
Третья Международная научно-практическая конференция «Культура, искусство, образование на рубеже веков» (Северо-Кавказский государственный институт искусств, Нальчик, 2009); межвузовская научно-теоретическая конференция «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодёжи», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне над фашизмом» (Нальчик: СКГИИ, 2010); всероссийская научно-практическая конференция «Вклад регионов Юга России в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Элиста: КГУ, 2010); Сборник научных работ «Культура, искусство, образование на рубеже веков» (СевероКавказский государственный институт искусств, Нальчик, 2009); «Минги тау» (Нальчик, 2009).
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в 8 публикациях. В том числе 1 статья в ведущем рецензируемом журнале, рекомендуемом ВАК РФ («Известия» КБНЦ РАН. - Нальчик, 2011. №6 (44).
Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (декабрь, 2011), на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (январь, 2012) и рекомендована к защите.
Структура диссертационной работы обусловлена характером исследуемой темы, поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА I
ИСТОКИ ТВОРЧЕСКОГО СВОЕОБРАЗИЯ ПОЭЗИИ
З.ТХАГАЗИТОВА (СБОРНИКИ «ИДУ К ТЕБЕ», «ПАМЯТЬ»)
1.1. Литературная критика о поэзии 3. Тхагазитова
Свой творческий путь Зубер Тхагазитов началв середине 1950-х годов XX века. Вначале это были отдельные стихи, но впоследствии он издал сборник стихов с символическим названием «Иду в гору» («Бгым сыдокЬ), 1960), в котором решение важнейших идейно-тематических и художественных проблем национальной литературы в той или иной степени было связано с поэзией старшего поколения, с их поэтическими традициями -Алим Кешоков, Бетал Куашев, Кайсын Кулиев, Адам Шогенцуков, Максим Геттуев и многие другие поэты Кабардино-Балкарии.
К. Султанов писал, обозревая развитие национальной поэзии, в монографии «Певцы разных народов» (Махачкала, 1971): «Формирование личности поэта Зубера Тхагазитова падает на послевоенный период, когда советские люди, залечив раны, нанесенные войной, приступили к мирному созидательному труду. 3.Тхагазитов учился и рос в нормальных условиях мирного времени; в молодом возрасте получил университетское образование и начал писать, обладая широким общекультурным и литературным кругозором. И это чувствуется в его стихах — лаконичных, цельных, самобытных» [94: 433].
З.Тхагазитов - один из таких редких людей и поэтов, которые составляли всегда гордость нации. Может поэтому, К. Султанов и писал в указанной монографии, как бы подводя итоги своим мыслям о его поэтическом творчестве: «...Поэзии Зубера Тхагазитова чужда крикливость, ложная патетика». Но она не знакома и с мещанским покоем и благополучием, самодовольством и самоуспокоенностью. Обращаясь к быстротекущему времени, поэт пишет:
... будь ты добрей, участливей ко мне, Себя бы ощущал я - на коне, И ничего бы в жизни не искал, И по дорогам сердца не таскал, -Сидел бы, руки белые сложа, И жиром заплыла б моя душа... [191: 75].
Вечная тревога, постоянные поиски, сомнения и вера - это единственный путь, по которому идут настоящие поэты. На этом пути мы видим и Зубера Тхагазитова - перспективного представителя молодого поколения кабардинских советских поэтов» [94: 433].
Поэтический путь 3. Тхагазитова был целенаправленным и стремительным к высотам поэзии. Он издаёт один за другим сборники стихов на кабардинском и русском языках в Нальчике и в Москве. Особую известность ему принесли «Стихи» (Нальчик, 1967), «Горы молчат» (М.,1968), «Лицо земли» (М.,1974), «Память»: Стихи и баллады (Нальчик, 1975) и «Иду к тебе». Стихи. (М.,1978).
Сборник стихов «Иду к тебе» был издан в Москве в 1978 году, когда поэту исполнилось 44 года, и он был уже известен как талантливый поэт, основной чертой произведений которого явились лиризм и психологизм. Зубер Тхагазитов - истинный поэт умел ощущать и тонко подмечать переживания, впечатления, чувства своих лирических героев, создавая средствами поэтического языка гармонию человеческой души.
До этого сборника стихов были опубликованы и другие как: «Иду в гору» («Бгым сыдок1» - Нальчик, 1960); «Куйцук» («Къуйц1ык1у»: Сказки для детей. - Нальчик, 1961), «Эхо весны» (Нальчик, 1963), «Напевы Терека» («Тэрч макъамэхэр»: Нальчик, 1964), «Гость из сказки» (Нальчик, 1966), «Стихи» (Нальчик, 1967), «Горы молчат». Стихи (М., 1968), «Эхо» («Джэрпэджэж». Нальчик, 1968), «Подарок Серго» («Серго и тыгъэ» Поэма, стихи. Нальчик, 1970); «Земля и небо» («ШДымрэ уафэмрэ» Стихи. Нальчик,
1972); «Лицо земли». Стихи. (М., 1974); «Память» Стихи и баллады. (Нальчик, 1975).
Они выходили на родном языке и в переводах на русский язык, поражая читателей частной нравственной правотой и литературно-журнальной полемикой, потому что З.Тхагазитов стал часто выступать в центральной и местной печати как критик и литературовед. Эта творческая деятельность обобщена в книге «Путь к совершенству» («Зыужъыныгъэм и гъуэгу». Статьи, очерки. Нальчик, 1987).
Известный балкарский поэт Кайсын Кулиев следил за творческим ростом молодых поэтов. В статье «Его лучшие песни - впереди» он писал: «Не впервые мне приходится писать о Зубере Тхагазитове. И снова я делаю это с удовольствием потому, что он талантлив, умен и многое обещает. На наших глазах он уже вырастает в одного из лучших поэтов республики. Свидетельство тому - и рукопись его новой книги, которая лежит передо мной. Думаю, что ему предстоит большой путь» [161:19].
В этой же статье К.Кулиев, подчёркивая дарование поэта, отметил еще одно его качество, характерное для раннего творчества: « ...У З.Тхагазитова есть чувство новизны, такое необходимое для поэта, спасающее его от банальности, ведущее к поискам и находкам. Приятно видеть, что поэт, как говорится, на верном пути...» [161: 19].
Внесли свою лепту в оценку творчества поэта русские критики: М.Киреев «Путь к творческой зрелости» [158], О.Леонова «У истоков стиха» [162], Н.Скребов «О время, покажи своё лицо» [174], В.Кузьмин «Струны сердца» [192].
Когда в 1975 году З.Тхагазитов выпустил книгу стихов и баллад «Память» (Нальчик, 1975), известный писатель Валентин Кузьмин высоко оценил его творчество, подчеркнув эмоциональность и «незамутненное мировосприятие» поэта: «Открытость, стремление идти к людям, нести им свет, тепло и любовь, - вот, по-моему, главная черта поэзии Зубера
Тхагазитова, писал он в предисловии книги «Память». - Боль, радость, гнев и грусть - все у него искренне, из сердца. Недаром образ страстно и сильно бьющегося сердца, мятущегося, взволнованного, наполненного желанием жить и трудиться ради людей, так часто возникает в стихах Зубера Тхагазитова. Он «счастлив, что не праздно дни идут, что за победой и за поражением» всегда его ждет труд, начатый, зовущий, незавершенный.
Сердце без ветра и шторма не может, Сердце бушует, когда они спят.
Всё - через сердце. Сердце поэта - мера всего сущего и критерий собственной ценности, собственной нужности эпохе, миру, человеку» [192: 6].
Новой вехой в истории кабардинской литературы и в индивидуальном творчестве З.Тхагазитова стало издание на русском языке сборника стихов «Иду к тебе» (М.,1978). Так его поэтическое слово дошло до русскоязычного читателя и обрело широкую известность в республиках Северного Кавказа и России.
В 1989 году за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей он был награжден орденом «Знак почета» Указом Президиума Верховного Совета СССР, а в 1994 году он стал Народным поэтом КБР.
Характеризуя в общих чертах послевоенную кабардинскую поэзию, М.Г. Сокуров в «Очерках истории кабардинской литературы» (Нальчик, 1968) писал: «Характерная для нынешнего этапа лирическая прямота и раскованность объясняются многими условиями, важнейшие из которых, пожалуй, - понимание поэтами ценности и сложности отдельной человеческой судьбы, духовного мира современника. Отталкиваясь от незначительной на первый взгляд собственной биографии, поэты, как правило, приходят к существенным обобщениям, к большим эмоционально-смысловым выводам» [74: 179].
Далее в своем очерке о послевоенной кабардинской поэзии М.Сокуров очертил определенный круг молодых одаренных поэтов. В эту плеяду талантливых литераторов входит и Зубер Тхагазитов. Снова обращаемся к «Очеркам истории кабардинской литературы»: «Такие биографические элементы, - писал М.Сокуров, - в большом количестве рассыпаны в книгах молодых поэтов - З.Тхагазитова «Эхо весны» (1963) и «Напевы Терека» (1964), К.Эльгарова «Песня у водопада» (1959) и др.» [74: 182].
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Духовно-философские основы адыгейской поэзии и своеобразие ее художественной эволюции: Проблемы поэтики и стиля2005 год, доктор филологических наук Шаззо, Шамсет Еристемовна
Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне2010 год, кандидат филологических наук Канаметова, Елена Нартшаовна
Кабардинская лирическая поэзия ХХ века: культурно-эстетическая основа, поэтика жанров и стилей2009 год, доктор филологических наук Куянцева, Елена Александровна
«Идейно-художественное своеобразие поэзии Зубера Тхагазитова»2019 год, кандидат наук Канукоева Мадина Биляловна
Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша1999 год, кандидат филологических наук Малышева, Зурет Асланчериевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мамбетова, Марианна Михайловна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I
1. Абазов А.Ч. Кабардинские писатели. Нальчик: Эльбрус, 1999. - 488 с.
2. Абдокова М.Б. Проблемы национальных истоков в творчестве поэтов черкесского зарубежья. - Нальчик-Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005. - 155.
3. Абуков К.И. Расул Гамзатов: особенности философской лирики. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. - 111 с.
4. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1992.-201 с.
5. Абушвили A.B. За строкой лирики. - М., 1989. - 208 с.
6. Аверинцев С.С. София-Логос: Словарь - М.: Дух и Литера, 2001. - 460 с.
7. Агаев А.Г. Сулейман Стальский. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. - 183 с.
8. Акимов В.И. Поэзия правды и мечты: Нравственные искания в творчестве поэтов 1960-1970-х гг. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
9. Алхасова С.М. Становление и развитие художественного перевода в кабардинской литературе. - Нальчик: издательство КБР и КБНЦ РАН, 2005 - 176 с.
Ю.Антопольский Л. У очага поэзии. - М.: Советский писатель, 1972. - 195 с.
11. Аппаева Ж. На пути к истине. - Нальчик: Эльбрус, 2001. - 200 с.
12.Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М: Прогресс, 1970.-280 с.
13.Багова И. Поэзия Анатолия Бицуева (Основные мотивы и жанры). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых,
2005.-23 с.
М.Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. - Майкоп, 1994. - 252 с.
15.Баков Х.И. Национально-эстетические аспекты изучения адыгской словесности. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. - 223 с.
16.Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. - М.: Современник, 1977. -399 с.
17.Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М.: Прогресс., 1989. 616 с.
18.Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. - М.: Крон-Пресс, 2000. - 504 с.
19.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 250 с.
20. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. -СПб: Азбука, 2000. - 336 с.
21 .Бекизова Л.А. Литература в потоке времени. - Черкесск: РГУ Карачаево-Черкесское республиканское книжное издательство, 2008. -416с.
22.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М. «Современник», 1988.-651 с.
23.Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. - Л.: Художественная литература, 1978. - 224 с.
24.Вагидов А.М. По пути традиций и поиска. - Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1976. - 404 с.
25.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. -406 с.
26.Витковская Л.В. Авторское «Я» в когнитивной парадигме. -Пятигорск, 2005. - 115 с.
27.Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов. -М.: Вече, 2006. - 528 с.
28.Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство - Л.: Советский писатель, 1973. - 335 с.
29.Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1982 - 187 с.
30.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритимика, рифма, строфика. -М.: Наука, 1984. -319 с.
31 .Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. - М.: Эксмо, 2003. - 544 с.
32.Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. - М.: Художественная литература, 1981. - 201 с.
33.Гедгафова Э.М. Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1970-1990-хгг. Нальчик: М. и В. Котляровых,2007.-23с.
34.Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.: Наука, 1975.-472 с.
35.Гинзбург Л.Я. О лирике. История поэзии - М.: Интрада, 1997. - 408 с.
36.Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. - М.: Советский писатель, 1968. - 198 с.
37.Гуляев H.A. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1977. - 278 с.
38.Гуртуева Т.Б Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте модернизма. - Нальчик, 1994. - 207 с.
39.Гутов A.M. Константы в культурном пространстве. - Нальчик: Эльбрус, 2011. - 216 с.
40.Гутов A.M. Слово и культура. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 160 с.
41.Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. - М.: Наука, 1981.-304 с.
42.Дементьев В.В. Пламя поэзии: советская литература 1970-х годов. Новые имена. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 222 с.
43.Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. -Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 320 с.
44.Жабоева-Тетуева Е.А. Проблемы диалектики преемственности в поэзии. На примере балкарской поэзии. - Нальчик:Эль-Фа,2003 - 460 с.
45.Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. -Л.: Наука, 1979.-203.
46.Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975. - 342 с.
47.Зайцев В.А. Русская советская поэзия. 1960-1970 г.г. Стилевые поиски и тенденции). - М.: Просвещение, 1964. - 196 с.
48.Иванисенко В.А. Поэзия, жизнь, человек. О лирике. - М.: Советский' писатель, 1962. - 227 с.
49.Кажарова И.А. Человек и история в адыгской поэзии 1970-1990-х годов: Художественно-философский аспект. - Нальчик: КБИГИ, 2009.
- 106 с.
50.Капиева Н. Жизнь, прожитая набело. О творчестве Эфенди Капиева. Издание второе. - М.: Советский писатель, 1975. - 341 с.
51.Кашежева Л. Кабардинская советская проза и поэзия. - Нальчик, 1962.
- 110 с.
52.Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.
53.Кедрина 3. Из живого источника. - М.: Наука, 1966. - 205 с.
54.Кедров К.А. Поэтический космос. - М.: Советский писатель, - 478 с.
55.Климович Л.Н. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. - М.: Советский писатель, 1975. - 414 с.
56.Кожинов В.В. Стихи и поэзия. - М.: Советская Россия, 1980. - 204 с.
57.Кулиев К. Так растет и дерево. - М.: Современник, 1975. - 460 с.
58.Кучукова З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. -Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. - 312 с.
59.Куянцева Е.А. Кабардинская лирическая поэзия XX века: Культурно-эстетическая основа, философская направленность, поэтика жанров и стилей. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 225с.
60.Литература великого подвига: Великая Отечественная война в советской литературе. - М.: Издательство «Художественная литература», 1970. - 439 с.
61.Лосев А.Ф. Миф-Число-Сущность. -М.: Мысль, 1994.-919 с.
62.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.: Просвещение, 1972. -271 с.
63.Лурье C.B. Историческая этнология. - М.: Наука, 1997 - 230 с.
64.Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик: Эль-Фа, 1990. - 150 с.
65.Малкондуев Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI-XIX веков. - Нальчик: Эль-Фа, 2000. - 320 с.
66.Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М.: Советский писатель, 1987.-320 с.
67.Михайлов A.A. Тайны поэзии. - М.: Современник, 1980. - 332 с.
68.Надьярных Н.С. Типологические особенности реализма. - М.: Наука, 1972.-246 с.
69.Налоев З.М. Послевоенная кабардинская поэзия. - Нальчик: Эльбрус, 1970.- 153 с.
70.Новиков В.В. Движение истории - движение литературы. - М.: Советский писатель, 1979. - 479 с.
71.Огнев В. Расул Гамзатов. Очерк творчества. - М.: Советская Россия, 1964.- 107 с.
72.Огнев В. У карты поэзии. Статьи и очерки о поэзии национальных республик. - М.: Художественная литература, 1988. - 254 с.
73.Очерки истории балкарской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1981. -395 с.
74.Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1968. -385 с.
75.Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой
Отечественной войны. - JI: Художественная литература, 1967. - 228 с.
76.Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп: Изд. Адыгейского научно-исследовательского института, 1990. - 275 с.
77.Пархоменко М. Обновление традиций. - М.: Наука, 1976. - 195 с.
78. Петров С. М. Социалистический реализм в художественной литературе. - М.: Советский писатель, 1976. - 215 с.
79.Писатели Кабардино-Балкарии Х1Х-конец 80-х г.г. XX в. Биобиблиографический словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. 441 с.
80.Платонов А. Мир творчества. - М.: Наука, 1994. - 136 с.
81 .Поспелов Т.Н. Искусство и эстетика. - М.: Наука, 1984. - 240 с.
82.Потебня A.A. Эстетика и поэтика. -М.: Искусство, 1984. - 186 с.
83.Проблема личности и общества в современной литературе и искусстве. -М.: Мысль, 1967.-413 с.
84. Рассадин С. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. - М.: Художественная литература, 1974. - 157 с.
85.Рейнбах Т.П. Философия пространства и времени. - М.: прогресс, 1985. -408 с.
86.Романов В.Н. Взаимодействие культурных систем. - Ульяновск: Ульяновский государственный университет. 2003. - 270 с.
87.Русское литературоведение в новом тысячелетии. Том 1. - Москва: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2005. - 223 с.
88.Рыленков Н. Душа поэзии. Портреты и раздумья. - М.: Советский писатель, 1969. - 120 с.
89.Славецкий В.И. Русская поэзия 80-90-х годов XX века. Тенденции развития, поэтика. - М., 1998. - 207 с.
90.Слово в русской советской поэзии. - М.: Советский писатель, 1975. - 214 с.
91.Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Просвещение, 1968.- 180 с.
92.Соломонов А.И. Писатели и поэты Северного Кавказа. - Краснодар: Научно-исследовательский центр, 2000 - 189 с.
93.Спивак И.А. Советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. -Львов, 1975.-236 с.
94.Султанов К. Певцы разных народов. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1973. - 541 с.
95.Суровцев Ю.И. О поэтах и поэзии. - Тбилиси, 1962. - 273 с.
96.Сучков Б. Исторические судьбы реализма. - М.: Художественная литература, 1977. - 207 с.
97.Тетуев Б.И. Карачаево-Балкарская авторская поэзия второй половины Х1Х-начала XX века: генезис, жанровые особенности, поэтика. -Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. - 339 с.
98.Теунов X. Али Шогенцуков. Путь поэта. - Нальчик: Эльбрус, 1950. -105 с.
99.Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. - Нальчик: Эльбрус, 1984. -208 с.
100. Толгуров Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа, - Нальчик: Эльбрус, 1999. - 125 с.
101. Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. Проблемы развития балкарской литературы (20-50-е годы). - Нальчик: Эльбрус, 1984. -.250 с.
102. Толгуров З.Х. Лирика Керима Отарова. - Нальчик: Эльбрус, 1984.- 105 с.
103. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект-Пресс, 2002.-334 с.
104. Торогельдиева З.Н. Поэзия Инны Кашежевой: проблемы традиций, жанров, поэтики. - Нальчик: Изд. М. и В. Котляровых, 2011. - 165 с.
105. Тоторкулов K.M. Великий певец Кавказа. - Черкесск: РГУ
Карачаево-Черкесское республиканское книжное издательство, 2006, -293с.
106. Тресков И.В. Взаимоотношения народных поэтических культур. -Нальчик: Эльбрус, 1979. - 179 с.
107. Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 448 с.
108. Тутов В.Б. Память и мудрость веков (фольклор абазин: жанры, темы, идеи, образы, поэтика) - Карачаевск: КЧГПУ, 2002. - 348 с.
109. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 234 с.
110. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик: Эльбрус, 2006. - 208 с.
111. Узденова Т. Поэма в литературах народов Северного Кавказа. -Нальчик: Полиграфсервис, 2001. -123 с.
112. Урусбиева Ф.А. Избранные труды, очерки, эссе, статьи. -Нальчик: Эльбрус, 2001. - 176 с.
113. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков - Нальчик: Эльбрус, 1958. - 112 с.
114.Хакуашев А.Х. Кабардинское стихосложение. - Нальчик: Эльбрус, 1998.-288 с.
115.Хакуашева М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. - Нальчик.: КБНЦ РАН, 2007. -378 с.
116.Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. - 437с.
117.Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: МГУ, 1999. - 285 с.
118.Хапсироков Х.Х. Восхождение. Творческий путь Алима Кешокова. -М.: Наука,2002. -210 с.
119.Хараев Ф.А. Таинства чувства меры. - Нальчик: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат, 2008. - 255 с.
120.Хачемизова М.Н. Художественный мир Тембота Керашева (Художественно-эстетический аспект). - Майкоп: Адыгейский государственный университет. Центр исследования проблем адыгейской филологии, 2005. - 275 с.
121.Храпченко М.Б. Познание литературы и искусства. - М. Наука, 1987. -211 с.
122.Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - 183 с.
123.Чанкаева Т.А. Эволюция карачаевской литературы: проблематика, поэтика, межлитературные связи. - Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2004. - 95 с.
124.Чумаченко В.К. Русская поэзия второй половины XX столетия. -Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2005. - 159 с.
125.Шаззо Ш.Е. Художественное своеобразие адыгской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). - Майкоп, 2003. - 379 с.
126.Швецова JI.K. Современная советская поэма. 1950-1970-е годы. - М.: Просвещение, 1984. - 149 с.
127.Шмелев Д.Н. Слово и образ. -М.: Наука, 1964. - 120 с.
128.Шогенцукова H.A. Лабиринты текста. - Нальчик: Эльбрус, 2002. - 224 с.
129.Шошин В.А. Поэт и мир. О творческой индивидуальности. - М.: Наука, 1966- 186 с.
130.Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. - Нальчик: Эльбрус, 1977. - 255 с.
131.ЭфендиеваТ.Е., Эфендиев С.И. Кайсын Шуваевич Кулиев. Литературно-критические работы о творчестве поэта. Том 5. -Нальчик: Эль-Фа, 2002. - 641 с.
132.Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. - М.: Советская Россия, 1985. - 128 с.
133.Юнг К.Г. Архетип и символ. -М.: Наука, 1991. - 204 с.
134.Якобсон Р. Работы по поэтике. - М.: Художественная литература, 1987.- 191 с.
II
135.Абашидзе И.В. Певец из Кабардино-Балкарии // И.Абашидзе. Друзья, дороги, раздумья. - Тбилиси: Мирани, 1979.
136.Алехин А. Кое-что о движении поэзии // Вопросы литературы. - М., 2007, №3.
137.Айтматов Ч. Мера жизни - мера времени // Известия, 1972, 29 декабря.
138.Алиева А.И. Народные истоки А. Кешокова // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. - М.: Художественная литература, 1975.
139.Арутюнов Л.Н. Национальный мир и человек // Изображение человека. -М.: Советский писатель, 1972.
140.Артемушкина Н. Его лучшие песни - впереди // КБП. 1967. 26 февраля.
141.Баков Х.И. Адыгский литературный процесс сегодня // Проблемы адыгской литературы и фольклора. - Вып.9. - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1995.
142.Баков Х.И. Грани адыгской лирики // Лит. Адыгея, 1995. -№4.
143.Бештоков X. Сердце, открытое миру// КБП, 1980.11 марта.
144.Большакова А.Ю. Некоторые тенденции развития теоретико-литературной мысли на рубеже XX - XXI вв. // Вопросы филологии, 2005, № 2.
145.Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур // Материалы дискуссии 11-15 января 1960. - М.: Художественная литература, 1961.
146.Владимиров И. Художник и действительность. // Научные труды. -
Ташкент: Ташкентский государственный университет, 1973.
147.Власенко А. «Получше место подобрав...». Заметки критика о кавказской поэзии, переводах и переводчиках. // Литературная Россия, 1990, №40.
148.Гамзатов Р. Над и под крылом «орла» // Гедгафова Э.М. Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1979-1990-х годов. - Нальчик, 2007.
149.Гей Н. Время и пространство в структуре произведения // Контекст-1974. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1975.
150.Гей Н. Художественная форма и национальные традиции // Проблемы художественной формы и социалистического реализма в 2-х т. - М.: Художественная литература, 1971.
151 .Губайловский В. Неизбежность поэзии. Очерк поэтического пространства - времени. // Новый мир. - М., 2004, № 2, с. 152 - 163.
152.Гутов A.M. О нерешенных проблемах национальной литературы // Эльбрус, 1988.- №2.
153.Егорова Л., Чекалов П. Литература народов Северного Кавказа: современное состояние и перспективы // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы симпозиума. -Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический институт, 1998.
154.Исакова И.Н. О субъективной организации и системе персонажей в лирике. // Филологические науки. - М., 2003, № 2.
155.Кажаров X. С песней в дорогу // Ошхамахо. - Нальчик: Эльбрус, 1962. №4.
156.Киктенко В. Заметки о поэзии // Литературная учеба, 2005, № 5.
157.Кешоков А. Сквозь листву (Заметки о кабардинской и балкарской литературе) // Культура, 1995, 7 октября.
158.Киреев М. Путь к творческой зрелости // КБП. 1962.2 декабря.
159.Кожинов В. «И счастлив тем, что я не чудо» Русская поэзия середины XX века. // Москва. - М., 1994, №11.
160.Кон И.С. Национальный характер - миф или реальность? // Иностранная литература, 1968, № 9.
161 .Кулиев К.Его лучшие песни - впереди// КБП, 1967.26 февраля.
162.Леонова О. У истока стиха // Литературная Россия. 1969. 8 августа.
163.Мидов М. Меткие заметки.// Ошхамахо, 1988. №5.
164.Мокова О. У истоков стиха// Литературная Россия, 1969, 8 августа.
165.Налоев З.М. Кабардинская литература (60-е годы) // История советской многонациональной литературы в 6-ти томах, т.5. - М.: Художественная литература, 1974.
166.Налоев З.М.Стихи 3. Тхагазитова// КБП.1958.17 июня.
167.0тарова Р.К. Оппозиция «Родина - чужбина» в балкарской поэзии //
Нация. Личность. Литература. Вып. 1. -М.: Наука, 1996.
168.0скоцкий В.Д. Национальная природа художественного образа // Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литератур. - М.: Художественная литература, 1968.
169.Панеш У.М. Типологические связи национальных литератур периода войны (1941-1945) и возрастание зонального идейно-художественного единства // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 7. -Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1990.
170.Полозова И. Онтологические основы метафоры // Филологические науки. - М.: МГУ, 2003. - №4.
171.Приходько В.Л. Поэзия гор - вчера, сегодня, завтра (О современной кабардино-балкарской поэзии) // Дон, 1967. - №4.
172.Пустовойт П. Слово и стиль в создании образности. // Вестник МГУ. Серия: Филология, 2002, № 3.
173.Роланова Г. Интерпретация литературного произведения // Литературная учеба. - М., 2004, № 4.
174.Скребов Н. О время, покажет свое лицо! // Дон, 1969.№9. С. 172-178.
175.Сокуров М. Чей маяк - человечность // Ошхамахо. - Нальчик, 1984.№5.
176.Султанов К. Общее и особенное. Современная поэзия Дагестана. // Дон, 1983, №2.
177.Султанов К.К. Национальная идея и национальная литература // Нация. Личность. Литература. Вып.1. - М.: Художественная литература, 1972.
178.Тетуев Б.И. К вопросу о национальном образе мира в поэзии К.Кулиева // Вестник КБГУ, Филологические науки, 2003, с. 79 - 82.
179.Фатеева H.A. Автокоммуникация как способ развертывания лирического текста. // Филологические науки, № 2, с. 53-63.
180.Чамоков Т. Проблемы национальной поэзии. // Горянка, 2009, № 13.
181.Шогенцуков Ад. Младший брат, полный жизни // Ленинский путь, 1962, 4 декабря.
182.Шокуев К. Жизнь не дарит ничего даром // Нелегок путь поисков Сб статей. - Нальчик: Эльбрус, 1991.
III
183 .Балкарова Ф. Новая песня. Стихи и поэмы. - М.: Советская Россия,
1982,- 130 с.
184.Балкарова Ф. Ищу тебя, отец. Стихи и поэмы. - М.: Советская Россия,
1983.-220 с.
185.Бицуев А. Сквозь сердце. Стихи. - Нальчик: Эльбрус, 1983. - 185с.
186.Гамзатов Р. Собрание сочинений в восьми томах. - М.: Советский писатель, 2003. Том 2. - 605 с.
187.Кашежева И. Избранное. Стихи. - Нальчик: Эльбрус, 2001. - 271 с.
188.Кулиев К. Собрание сочинений в трех томах. - М. Художественная
литература, 1977. Том 2.-541 с.
189.Тхагазитов З.М. Путь к совершенству. Статьи, очерки. - Нальчик: Эльбрус, 1987.-285 с.
190.Тхагазитов 3. Иду к тебе. Стихи. - М.: Советский писатель, 1978. - 141 с.
191 .Тхагазитов 3. Сочинения. Стихотворения и поэмы. - Нальчик: Эльбрус, 2005.-320 с.
192.Тхагазитов 3. Память. Стихи и баллады. - Нальчик: Эльбрус, 1975. -147 с.
193.Тхагазитов 3. Рождение песни. - М.: Современник, 1989. - 125 с.
194.Тхагазитов 3. Лицо земли. Стихи. - М.: Современник, 1974. - 127 с.
195.Тхагазитов 3. Иду в гору («Бгым сыдок!»). - Нальчик : Эльбрус, 196с.
196.Тхагазитов 3. Сказки для детей (Къуйц1ык1у - Куйцук). - Нальчик: Эльбрус, 1961. -42 с.
197.Тхагазитов 3. Эхо весны. - Нальчик: Эльбрус, 1963. - 115 с.
198.Тхагазитов 3. Напевы Терека («Тэрч макъамэхэр) - Нальчик: Эльбрус, 1964,- 117 с.
199.Тхагазитов 3. Гость из сказки. - Нальчик: Эльбрус, 1966. - 95 с.
200.Тхагазитов 3. Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1967. - 120 с.
201.Тхагазитов 3. Горы молчат. Стихи. - М.: Советский писатель, 1968. -105 с.
202.Тхагазитов 3. Эхо («Джэрпэджэж»), - Нальчик: Эльбрус, - 112 с.
203 .Тхагазитов 3. Родарок Серго (Серго и тыгъэ). Поэма. Стихи. -Нальчик: Эльбрус, 1970. - 103 с.
204.Тхагазитов 3. Земля и небо (Щ1ымрэ уафэмрэ.) Стихи. - Нальчик: Эльбрус, 1972.-68 с.
205.Тхагазитов 3. Избранное в двух томах (Къыхэха тхыгъэхэр. Тхылъит1ым щызэхуэхъэсауэ). - Нальчик: Эльбрус, 1997. - 140 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.