Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии: вторая половина XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бекалдиева, Камилла Даниловна

  • Бекалдиева, Камилла Даниловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 174
Бекалдиева, Камилла Даниловна. Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии: вторая половина XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2011. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бекалдиева, Камилла Даниловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКА И ВРЕМЕНИ» В ПОЭЗИИ РУСЛАНА СЕМЕНОВА.

1.1. Человек, время и история в поэзии Р. Семенова. Художественное своеобразие его воззрений.

1.2. Трагическое одиночество лирического героя.

ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПОСЛАНИЙ И ПОСВЯЩЕНИЙ Р.СЕМЕНОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (середина XX века).

2.1. Тематическая и идейно-эстетическая направленность лирических посланий и посвящений.

2.2. Поэтические Музы Р. Семенова.

2.3.Тема детства и юности в художественном осмыслении Р.Семенова.

2.4. Р. Семенов о назначении искусства.

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОИСК Р. СЕМЕНОВА В РЕШЕНИИ ТЕМЫ «РОДИНА И НАРОД».

3.1. Ведущие нравственно-патриотические проблемы в кабардинской поэзии и в лирике Р. Семенова 60-х - 80-х г.г. XX века.

3.2. Эстетический идеал и нравственный пафос гражданских стихов Р.Семенова о родине и народе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии: вторая половина XX века»

Руслан Борисович Семенов (1948-1985) вошел в кабардинскую русскоязычную поэзию в 70-х гг. XX века. В 1970 г. увидела свет его первая книга стихов «Улица звезд». После этого вышли еще три поэтических сборника: «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983). После смерти поэта были изданы два поэтических сборника: «Уроки совести» (1991) и «Кабардинские изречения» (1999). Актуальность идейно-художественной концепции поэзии этого русскоязычного кабардинского поэта обусловливается прежде всего неизученностью творчества, его эстетических и образных установок. Его литературное наследие невелико, но в целом оно обозначило новую веху в развитии кабардинской русскоязычной поэзии прошлого столетия. В диссертационной работе мы попытались показать значимость поэтического творчества Р. Семенова как русскоязычного национального поэта и всесторонне исследовать его;' самобытный художественный мир.

Многоязычие Северного Кавказа, расширение функций национальных 4

3 и русского языков - явление исторически закономерное. Общеизвестно, что

1 количество русских на Северном Кавказе превышает восемь миллионов человек, в числе которых многие владеют национальным языком наравне с русским (как родным) и наоборот - творческая интеллигенция из коренных национальностей свободно владеет как родным, так и русским языком в силу сложившихся социально-политических и культурно-исторических причин. Так, на Северном Кавказе широко известны имена русскоязычных кабардинских поэтесс Инны Кашежевой (1944-2000) и Розы Урусовой, ингушских поэтесс Тамары Чаниевой, издавшей несколько сборников стихов: «Оплачено сердцем» (Нальчик, 2005); «Интонации молчания» (Нальчик, 2006) и Марьям Льяновой («Лира мечты», - Назрань, 2005), балкарки О.В. Кульчаевой («Дымка», - Нальчик, 2002), карачаевки Ирины Узденовой и калмычки Риммы Ханиновой («Взлететь над мира суетой»,

Элиста, 1994), а также многих других, пишущих только на русском языке, хотя причисляющих себя к определённой нации.

Национальное эстетическое самосознание формируется на определенной ступени развития личности под влиянием конкретных объективных и субъективных факторов и определенного образа жизни.

К. Зелинский и Ш. Мазанаев отметили три причины русскоязычия писателей: отсутствие развитых литературных традиций на родном языке, удобство непосредственного обращения к массовому читателю, получение образования на русском языке и другие причины объективного и субъективного характера каждой творческой личности.

Многие детерминанты, повлиявшие на процесс формирования и развития русскоязычной литературы, безусловно, связаны с социальным развитием этносов, с их политическим самоопределением, уникальностью генофонда этноса и в какой-то мере зависят от этнопсихологических особенностей, от этнокультурного своеобразия и многих других обстоятельств. Об этом написано немало научных трактатов о роли и значении русского языка в национальных республиках, о том, что ему наряду с родными языками в законодательном порядке придается статус государственного языка, его изучение, знание становится необходимостью и неизбежностью во всех регионах Российской Федерации.

Динамика объективного распространения двуязычия, взаимовлияние языков - это явление исторически необходимое, сложное, поскольку затрагивает духовную жизнь общества, языковые и другие художественные формы развития и существования нации.

Проблемой двуязычия занимались в разное время многие ученые Северного Кавказа. Одним из таких исследователей является Ш.А. Мазанаев. Его монография «Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур» (Махачкала, 1997) хорошо известна в кругу ученых-филологов. Из молодых учёных выделяется О.М. Абакарова, защитившая диссертацию на тему «Современная русскоязычная проза

Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2005). Намного раньше по этой проблеме защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук A.A. Ворожбитова «Русскоязычная проза Северного Кавказа 1941-1945 г.г.: Э. Капиев, А. Кешоков, К. Кулиев» (1992 г.). Объектом исследования стала русскоязычная проза Северного Кавказа в кандидатской диссертации C.B. Гриппа «Категория автора в русскоязычной прозе Северного Кавказа XX века: этнокогнитивный аспект» (Нальчик, 2007).

Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые монографически исследуется поэтическое наследие Р. Семенова, определившее особенности развития лирических жанров кабардинской русскоязычной поэзии, в частности жанра лирических посланий и посвящений, в их национальной специфике и неповторимости, в своеобразии национальных образов мира. Впервые стали предметом исследования вопросы художественного мировидения поэта на уровне формы и содержания его эстетического сознания.

Новизна диссертационной работы заключается также в том, что впервые объектом комплексного исследования стали произведения

Р.Семенова, не являвшиеся ранее темой специального рассмотрения северокавказских литературоведов и критиков.

Объектом исследования явились сборники стихов Р. Семенова «Улица звезд» (1970), «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983), «Уроки совести» (1991), «Кабардинские изречения» (1999) и неизданное литературно-критическое наследие: дневники, предисловия к книгам, переписка с писателями, краткие очерки о художниках кисти и слова, циклы стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, пьеса «Царская совесть», эпическая поэма «Андемиркан», многочисленные наброски стихов, хранящиеся в личном архиве семьи.

Степень научной разработанности темы. Творчество Р. Семенова на идейно-тематическом уровне исследовано мало. О нем есть очерк в книге

Писатели Кабардино-Балкарии XIX - конец 80-х г.г. XX в. Биобиблиографический словарь (Нальчик, 2003); частично исследовано литературоведом Е. Куянцевой в её докторской диссертации «Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетическая основа, философская направленность, поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2009); лирика Р. Семенова анализируется доктором филологических наук, профессором Н.Шогенцуковой в её монографии «Лабиринты текста» (Нальчик, 2002) в разделе «Одного сердца мне вечно мало, одного солнца.» (О поэзии Руслана Семенова)».

Отдельные аспекты поэтического творчества Р. Семенова в форме рецензий на его сборники стихов были опубликованы в газетах «Кабардино-Балкарская правда» и «Адыгское слово» (на кабардинском языке): А.Мусукаева «Поэзия адыгской мысли» (КБП, 1998, 7 ноября) и «Путь к имени» (КБП, 1998, 24 сентября); И. Терехова «Я среди людей на свете жил» (КБП, 1991, 28 сентября); 3. Тхагазитова «Слышу твой голос» («Адыгэ псалъэ» - «Адыгское слово», 1998, 4 ноября); Б. Утижева «Ранимое сердце» («Адыгское слово», 1998, 27 октября). Также были опубликованы статьи

Дж. Кошубаева, Р. Кумышевой, Е. Куянцевой, М. Маржохова, С. Моттаевой,

А. Мусукаевой, Ж. Семеновой, С. Сидоренко, М. Хафице, Б. Чипчикова, Н. ' Шогенцуковой в книге «Руслан Семенов: «Пришел поклониться вам.» Жизнь и творчество» (Нальчик, 2008. Составитель Ж.Б. Семенова).

С опорой на указанные работы, оказавшие помощь в осмыслении идейно-художественной концепции поэзии Р. Семенова, мы предприняли попытку исследовать национальный мир и художественные образы его лирики.

Основная цель - исследовать русскоязычную поэзию Р. Семенова в контексте русской литературы второй половины XX века. Выявить специфические национально-художественные особенности его поэзии и ее идейно-тематическую направленность.

Цель диссертационной работы обуславливает постановку и решение следующих задач:

- изучить функции категорий времени и человека в художественном осмыслении поэта и доказать уникальность авторских представлений о времени и Человеке;

- выявить основную проблематику и идейно-эстетическую концепцию жанра лирических посланий и посвящений Р. Семенова;

- исследовать его специфику и национальное своеобразие как русскоязычного поэта в решении темы «родина и народ».

Методологической основой диссертационной работы стала ориентация на целостное восприятие русскоязычной национальной и русской литературы, её тем, идей, образов, поэтики стилей и жанров, частью которой является русскоязычная поэзия Р. Семенова.

Исследуя закономерности развития творчества Р. Семенова, мы опирались на труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса: С. Аверинцева, М. Андреева, Р. Барта, О. Богдановой, А. Бушмина, М. Гаспарова, А. Гениса, Л. Гинзбург, И. Гринберга, Н. Ивановой, И. Ильина, В. Кожинова, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, Д. Лихачева, Г. Поспелова, В. Проппа, М. Эпштейна. Научные положения и взгляды названных авторов сыграли важную роль в формировании научной концепции нашей работы.

При анализе произведений Р. Семенова мы опирались на труды литературоведов, занимавшихся проблемами национального своеобразия, генезиса писателей Северного Кавказа, их традиций и новаторства, поэтики и стиля. Это труды X. Бакова, Л. Бекизовой, Т. Биттировой, Л. Витковской, А. Гутова, А. Казиевой, 3. Кучуковой , X. Малкандуева, А. Мусукаевой, 3. Толгурова, Б. Тетуева, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, М. Хакуашевой, Р. Хашхожевой, Р. Фидаровой, Т. Эфендиевой и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке актуальной литературоведческой проблемы, впервые решаемой на материале творчества русскоязычного кабардинского поэта Р. Семенова - проблемы национального своеобразия и мира его художественно-эстетических образов в контексте русскоязычной литературы второй половины XX века.

Полученные результаты могут способствовать дальнейшему детальному изучению процесса развития русскоязычной национальной литературы Северного Кавказа и выявлению её закономерных этапов эволюции.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования данных, полученных в ходе нашей работы, при изучении в школе и в вузе дисциплин, ориентированных на современный литературный процесс, а именно: на творчество русскоязычных авторов различных национальных республик и областей Российской Федерации.

Материал, собранный и систематизированный в данной диссертации, может быть использован при изучении дисциплины «Литература народов Российской Федерации», при составлении программ специальных курсов при изучении отдельных русскоязычных авторов, в частности, - русскоязычной кабардинской поэзии 60-х-80-х годов XX столетия.

Структура диссертации обусловлена характером избранной темы: она состоит из введения, трех глав и заключения. В названных главах отражены основные аспекты исследования заявленной темы. К работе прилагается список научно-критической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бекалдиева, Камилла Даниловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В историю кабардинской литературы русскоязычный поэт Р. Семенов (1948-1985) вошел как поэт-лирик. Он начал свой поэтический путь с книги «Улица звезд», которая сразу определила высокий уровень его художественного мира.

2. Изучение литературно-критического наследия Р. Семенова, его мировидение и анализ поэтических произведений осуществлялись с учетом специфики развития и формирования кабардинской поэзии 60-80-х годов XX века.

3. Творчество Р. Семенова составило определенный этап в истории кабардинской русскоязычной поэзии. По идейному содержанию, глубине и выразительности образов, отображения национального мировоззрения кабардинского народа, художественному уровню Семенов является одним из видных национальных поэтов Северного Кавказа. Системный анализ его поэзии показал, что он творчески использовал художественные традиции фольклора, опыт русской поэтической школы, опираясь на прогрессивные идеи отечественной и мировой литературы.

4. В художественном осмыслении категорий времени, истории и человека Р. Семенов в основном следовал традиционным поэтическим школам российских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С.Есенина, а из национальных поэтов придерживался поэтических воззрений на Человека в пространстве времени и истории - А. Кешокова, К. Кулиева, Р. Гамзатова.

5. Индивидуальное своеобразие воззрений Р. Семенова на роль и назначение человека в жизни и истории сказалось в его таких произведениях, как «Я - человек: не всё мне ясно.», «Не Бог, а гончар я - мне счастье дано, «Тост в честь новорожденного», «О, как мы, люди, неспокойны.», «Эскиз к автопортрету». В этих оригинальных произведениях Р. Семенову удалось художественным словом показать свои нравственно-философские воззрения на человека, время и историю, обусловленные спецификой его мировоззрения, особенностями его эстетического и художественного мышления.

6. При всём оптимистическом мироощущении Р. Семенова, в ряде его произведений присутствует драматизм и одиночество. Трагическое одиночество лирического героя наиболее ощутимо в таких стихотворениях поэта, как «К одиночеству в придачу.», «Октябрь еще за горами.», « В осеннем парке, на веранде.», «О, как больно полночью бездомной.», «Полночь. Думы. Участь», «Ночь осенних выгоревших рощ.». «Я тебя забываю с годами.», «Жизнь - дорога, да нет в ней привала.», «Я вовсе на свете не первый.». В этих стихах Р. Семенова лирическая тема сужается до узко интимной (любовной), до темы исповеди перед читателем, у которого поэт как бы просит прощения за грусть, пессимизм и трагедийный характер его лирики.

7. Поэтическое творчество Р. Семенова отличается жанровым многообразием. Это баллада, романс, элегия, философские четверостишия, наиболее распространенными являются лирические послания и лирические посвящения, - жанр традиционный в русской классической и национальной поэзии.

Тематическая и идейно-эстетическая направленность лирических посланий и посвящений разнообразна. «Друзьям», «Рисую Кайсына Кулиева» - единство художественно-эстетической мысли и слова; «Памяти моего отца Б.Ю. Семенова, «Памяти Дмитрия Кедрина», «Памяти Бетала Куашева», «Памяти Хажмирзы Болиева», «Мы» - Ахмедхану Налоеву - об уроках нравственности и героизма в годы Великой Отечественной войны; стихи-послания X. Бештокову, П. Кажарову, М. Кипову, А. Мусукаеву, И. Рехвиашвили, Б. Утижеву, А. Шарданову - о дружбе, честности и гуманизме; лирические обращения к Ф. Искандеру, И. Ласкову, С. Сидоренко, Б. Шанибову, И. Шкляревскому, К. Хуадонову - о детстве и юности в художественном осмыслении; «Блок». «Гесиод», «Бетховен», «Моцарт, пишущий «Реквием», «Бекмурза Пачев», «Венский монолог Бетховена - о смысле и назначении искусства. Своё понимании любви как божественного дара Р. Семенов изложил в лирических посланиях, обращенных к женщинам, в таких, как «На пятигорской дороге», «Пять романсов. Май», « Анна-Мария», «Талисман» и другие.

8.Поэтическое новаторство Р. Семенова проявилось не только в лирических посланиях и посвящениях, но и во всех других поэтических жанрах: в лирических балладах, циклах стихов о родине и народе. Его гражданская, патриотическая лирика отличается высоким накалом чувств, своеобразием решения нравственного выбора «жизнь - смерть». Эстетический идеал и нравственный пафос поэзии Р. Семенова 60-80-х годов XX века объясняется рядом объективных и субъективных факторов, художественным сознанием эпохи, в которую жил и творил поэт.

9. В целом, поэзия Р. Семенова проникнута идеями гуманизма, дружбы и высокой духовностью. Он в совершенстве владеет русским языком и лексическими средствами образности русского языка, традиционным силлабо-тоническим стихосложением, рифмой и строфикой. Его поэзия имеет определенную значимость в кабардинской литературе второй половины XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бекалдиева, Камилла Даниловна, 2011 год

1. Абушвили A.B. За строкой лирики. - М., 1989. - 208 с.

2. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя. Сб. статей под редакцией М.Л. Семановой. М., 1987. - 175 с.

3. Байрамукова Н.М. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М., 1975. - 258 с.

4. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994. - 252 е.

5. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма М.,1987. -204 с.

6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989- 616 с.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 250 с.

8. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск, 1974. - 288 с.

9. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. -М. :ГИХЛ, 1948, т.З. -460.

10. Ю.Бердяев H.H. О русской философии. М., 1991. Часть 1.-180 с. П.Биттирова Т.Ш. Карачево-балкарские просветители. - Нальчик, 2002. -108 с.

11. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л., 1987. - 224 с.

12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.

13. Выходцев П.В. Новаторство. Традиции. Мастерство. М., 1978. - 335 с.

14. Газдарова А.Х. История и современность в художественной интерпретации Нафи Джусойты. Владикавказ, 2002. - 139 с.

15. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М., 1988. - 432 с.

16. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М., 2003. - 544 с.

17. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. - 448 с.

18. Гачев Г.Д. Неминуемое ускоренное развитие литературы. М., 1989. -430 с.

19. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. — М., 1981. 310 с.

20. Горлова И.В. Культурная политика в современной России: Региональные аспекты. Краснодар, 1998. - 203 с.

21. Гуртуева Т.Б Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте модернизма. Нальчик, 1994. - 207 с.

22. Гутов А. М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993. -207 с.

23. Гутов A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. - 160 с.

24. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М., 1981. -304 с.

25. Дементьев А.Г. Наследие советской литературы. М., 1988. - 102 с.

26. Дементьев А.Г. Основные темы и идеи современной литературы. М., 1986.-35 с.

27. Дементьев В. Кайсын Кулиев. Страницы жизни и творчества. Нальчик, 1988-231 с.

28. Дементьев В. Современная поэзия и её традиции. М., 1981. - 99 с.

29. Жданов A.A. Советская литература. М., 1934.- 15 с.

30. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. -Л., 1979.-382 с.

31. Жульен Н. Словарь символов. М., 1999. - 500 с.

32. ЗЗ.Зульфакарова М. Традиции, влияние, новаторство. Махачкала, 1981. -168 с.

33. Истомина H.A. Энциклопедический словарь символов. М., 2003. 1056 с.

34. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. - 320 с.

35. Караева З.Б. Художественный мир Исмаила Семенова. М., 1997. - 215 с.

36. Капиева Н.В. Жизнь, прожитая набело. М., 1969. - 341 с.

37. КапиеваН.В. Скрещение дорог. Махачкала, 1990. - 203 с.

38. Кашежева Л. Кабардинская советская проза и поэзия. Нальчик, 1962. -110 с.

39. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.

40. Кедрина 3. Из живого источника, М., 1966.- 205 с.

41. Кедров К.Д. Поэтический Космос. М., 1989. - 326 с.43 .Климович Л. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. М.: Советский писатель, издание 2-ое, 1975. - 413 с.

42. Климович Л. Национальная литература на путях развития. М.,1978. - 202

43. Кормилов С.И. Теоретические аспекты художественного историзма в русской советской литературе. М.,1986. - 210 с.

44. Креатинов Ю.А. Оценка современного произведения. М., 1998.

45. Культура, искусство, образование на рубеже веков. Нальчик, 2008. -215с.

46. Культура мира и Северный Кавказ. Нальчик, 2000. - 250 с.

47. Курелла А. Теория и практика перевода. М., 1987. - 250 с.

48. Кучукова 3. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. Нальчик, 2005.-310 с.

49. Лавров В. Человек. Время. Литература. Л., 1981 -203 с.

50. Ленобль Г. История и литература. М., 1977. - 240 с.

51. Литература великого подвига: Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1970. - 439 с.

52. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература- Л., 1984. -312 с.

53. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. - 263 с.

54. Маковский М.М. Язык миф - культура: символы жизни и жизнь символов. - М. 1996. - 330 с.

55. Максидов 3. Этого забывать нельзя. Нальчик, 1959 . - 130 с.

56. Мальбахов Э.Т. Наш дом Кабардино-Балкария. - М., 1971. - 285 с.

57. Марков М. Искусство как процесс. М.,1970. - 380 с.

58. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик, 1968. - 189 с.

59. Михайлов М.М. Двуязычие (Принципы и проблемы). Чебоксары, 1969. -186 с.

60. Мусаев К. Межнациональные связи и развитие национальных литератур. -Баку, 1989.-103 с.

61. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 240 с.

62. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987. - 168 .

63. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик,1978. - 140 с.

64. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. -Нальчик, 1993. 192 с.

65. Национальное и интернациональной в советской литературе. М., 1971, -305 с.

66. Национальный язык и национальная культура. М., 1978. - 209 с.

67. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М., 1983. - 290 с.

68. Новиков В. Движение истории движение литературы. - М.,1982. - 342 с.

69. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974. -520 с.

70. Пархоменко М.П. Обновление традиций. М.,1976. - 302 с

71. Писатели Кабардино-Балкарии XIX конец 80-х гг. XX в. Библиографический словарь. - Нальчик, 2003. - 441 с.

72. Руслан Семенов: «Пришел поклониться вам.». Жизнь и творчество. -Нальчик, 2008. 400 с.

73. Сигун М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. (ЮНЕСКО). -М., 1990. 195 с.

74. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 томах. СПб, 1911, т.З.

75. Сулейменов О. Аз и Я. Эссе, публицистика, стихи, поэмы Алма-Ата, 1990-470 с.

76. Султанов К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. -180 с.

77. Султанов К.Д. Расул Гамзатов. Очерк творчества. Махачкала, 1973.-221с.

78. Султанов К.К. Национальная литература как система художественных ценностей. М., 1995. - 260 с.

79. Султанов К.К. Преемственность и обновление. -М., 1985.-201 с.

80. Тамадаева Х.Б. Эффенди Капиев. Жизнь и творчество. Махачкала, 1962. -240 с.

81. Теоретические и методологические проблемы современного литературоведения и фольклористики. В двух частях. — Алматы, 2004. 292с.

82. Теунов X. Али Шогенцуков. Путь поэта. Нальчик, 1950. - 189 с.

83. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. 288 с.

84. Урбан A.A. Образ человека образ времени. Очерки о советской поэзии. -Л., 1979.- 324 с.

85. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982. - 175 с.

86. Хайбуллаев С. Поэзия мужества и нежности. Махачкала, 1978. - 185 с.

87. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик, 1993. - 176 с.

88. Хапсироков Х.Х. Жизнь и литература. М., 2002. - 301 с. 97.Чанкаева ТА. Эволюция карачаевской литературы: проблематика, поэтика, межлитературные связи. - М.-Ставрополь, 2004. - 95 с.

89. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М., 1951. -320с.

90. Шаззо Ш.Е. Художественное своеобразие адыгской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). Майкоп, 2003. - 379 с.

91. Шогенцукова H.A. Лабиринты текста. Нальчик, 2002. - 220 с.

92. Шошин В.А. Поэт и мир. О творческой индивидуальности. М., 1966 -186 с.

93. Щербин В.М. Пути искусства. М: Советский писатель, 1970. - 415 с.

94. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.-303 с.

95. Эфендиева Т.Е. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. -Нальчик, 1981.-131 с.

96. Эфендиева Т.Е. Эфендиев С.И. Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография поэта. 1917-1958. Часть 1. Нальчик, 1997. - 242 с.

97. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография поэта.1959 1985. Часть 2. - Нальчик, 1997. - 421.

98. Эфендиева Т.Е. Эфендиев С.И. Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Литературно-критические статьи о творчестве поэта. Том 5. -Нальчик, 2002.-641.

99. Эфендиева Т.Е. Эфендиев С.И. Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев символ национальной духовной культуры. Том 6.- Нальчик, 2003. 664 с.

100. Язык и общество. М., 1968. - 302 с.

101. Язык реальность - язык. - М., 1983. - 350 с.

102. Якименко Л.Г. На дорогах века. -М., 1973.-416с.1.

103. Баков Х.И. Грани адыгской лирики // Лит. Адыгея, 1995. -№4 -С. 143 -150.

104. Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия филологические науки. Выпуск 6. Нальчик: КБГУ, 2003. - 110 с.

105. Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия филологическая. Выпуск 8. Нальчик: КБГУ, 2003. - 76 с.

106. Гамзатов Г.Г. Историко-литературный процесс // Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, 1990. - С.ЗО

107. Дымшиц A.JI. Вступительная статья к сборнику «Стихотворения и поэмы С.Есенина. Л., 1989. - 75 с.

108. Кайсын Кулиев и современность: Материалы научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения поэта. Нальчик: СКГИИ, 2002. -152 е.

109. Кумышева Р. Пришел просить у моря вечность: О Р. Семенове // Р. Семенов: Пришел поклониться вам. Жизнь и творчество. Нальчик, 2008. -С. 69-72.

110. Кясова М. «И миром правит вдохновенье: О Р. Семенове // Кабардино-Балкарская правда, 1994, 24 сентября.

111. Литература народов Северного Кавказа: художественное пространство, диалог культур. Карачаевск: КЧГУ, 2008. - 367 с.

112. Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик. -№5,2006. - 175 с.

113. Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик. - №6,2005. - 215 с.

114. Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик. - №6,2006. - 167 с.

115. Мусукаев А. Вера в человека: О Р. Семенове // Советская молодежь, 1988,14 марта.

116. Мусукаев А. Поэзия адыгской мысли: О Р. Семенове // ЛКБ, 1999. -№3.-С. 98- 99.

117. Седьмые «Славянские чтения в Кабардино-Балкарии»: Материалы научно-практической конференции. Нальчик: Эльбрус, 2004. - 256 с.

118. Таова А. Развитие кабардинского языка в условиях двуязычия // Литературная Кабардино-Балкария, 2002. №3. - С. 126.

119. Терехов И. «Я среди людей на свете жил.»: О Р. Семенове // Руслан Семенов: Я пришел поклониться вам. Жизнь и творчество. Нальчик, 2008. - С.72-73.

120. Терехов И. «Была добра ко мне судьба: я средь людей на свете жил». О поэзии Р. Семенова// КБП, 1991.28 сентября.

121. Хакуашева М.А. О поэзии Р. Семенова // Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиографический словарь. Нальчик, 2003. - С.326-328.

122. Хафице М. Доверительная интонация: О Р. Семенове // Руслан Семенов: Пришел поклониться вам. Жизнь и творчество. Нальчик, 2008. -С.35-36.

123. Шайтанов И. Преимущественно о тридцатилетних // Вопросы литературы. М., 1986. - №5. - 281.

124. Шогенцукова H.A. О поэзии Р. Семенова // Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиографический словарь.-Нальчик, 2003, с.327-328.

125. Шогенцукова Н. Одного сердца мне вечно мало. О поэзии Р. Семенова // Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 1999. - №1.-207-210.

126. Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Выпуск 7. М.,2008.- 339 с.

127. Эфендиева Т.Е. Высокая радуга. Рецензия на сборник стихов // КБП, 2004, 6 августа

128. Эфендиев Ф.С. Глашатай вселенского братства: Рецензия на сборник стихов русскоязычного поэта Хасана Тхазеплова «Колесо жизни» // КБП, 2001, 11 июля.

129. Эфендиев Ф.С. Романтикой пронизанные строки: Рецензия на сборник стихов С. Моттаевой «Черты» // КБП, 1997, 21 июня.

130. Эфендиев Ф.С. Черты времени: Рецензия на сборник стихов русскоязычной поэтессы Светланы Моттаевой «Черты» //Северный Кавказ, 1997, май. №19 (325).1.I

131. Баратынский Е А. Стихотворения. М., 1972. - 207 с.

132. Блок А. Лирика. Театр. М., 1982. - 543 с.

133. Брюсов В .Я. Избранное. М., 1984. - 463.

134. Бунин И. Собр. соч. в девяти томах, т.6. М., 1966 - 307 с.

135. Джусойты Н.Г. Доброта. М., 1969 - 158 с.

136. Дудин М.А. Ключ. Новые стихи и переводы. Л., 1983. - 144 с.

137. Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. -М.,1983. -432 с.

138. Кашежева И. Избранное. Стихи. Нальчик, 2001. - 271 с.

139. Кулиев К. Избранные произведения в 2-х томах.- М.,1970. Т.2. 360 с.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.