Поэтика В.Г. Бенедиктова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кормишина, Наталья Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кормишина, Наталья Николаевна
Введение.
Глава I. Рецепция лирики В. Г. Бенедиктова в 30-е - 40-е годы XIX века.
1.1. Место В. Г. Бенедиктова в рамках читательского «горизонта ожидания» и системе литературных предпочтений в 30-е — 40-е годы XIX века.
1.2. Бенедиктов в оценке «сторонников». Репутация «поэта мысли».
1.3. Разрушение «мифа о Бенедиктове». Роль Белинского в формировании образа «анти-поэта».
Глава II. Своеобразие лирического героя В. Г. Бенедиктова и проблема художественной идентификации.
2.1. Специфика идентификации лирического героя В. Г. Бенедиктова.
2.2. Ориентиры в системе идентификации и самоидентификации лирического героя В. Г. Бенедиктова.
2.2.1. Формы выражения маскулинности лирического героя В.Г. Бенедиктова.
2.2.2. Особенности пространственной идентификации лирического героя Бенедиктова.
2.2.3. Поэтическое творчество как способ самоидентификации.
Глава III. Поэтические формулы и клише в эстетике и поэтике В.Г. Бенедиктова.
3.1. Формулы с компонентами «грудь», «сердце», «душа» в поэтической системе Бенедиктова.
3.2. Поэтические клише, связанные с темой оружия.
3.3. Поэтические формулы с компонентами «лира», «песня», «певец».
3.4. Принципы сочетания элементов текста в лирике Бенедиктова.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэзия В.Г. Бенедиктова в историко-литературном процессе 30-70-х гг. XIX в.2003 год, кандидат филологических наук Пилипчук, Елена Дмитриевна
Эстетика и поэтика символизма в лирике В.Я. Брюсова, 1892-1909 годы2003 год, кандидат филологических наук Казеева, Елена Александровна
Архитектоника художественного мира лирического произведения: на материале цикла И. Бродского "Часть речи"2006 год, кандидат филологических наук Козлов, Владимир Иванович
Дебютная книга в русской лирике 1840-х - начала 1850-х годов: мотивно-образные и жанровые комплексы, формы циклизации, архитектонические варианты2011 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Ирина Сергеевна
Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского2008 год, кандидат филологических наук Лысенко, Евгения Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика В.Г. Бенедиктова»
Творчество Бенедиктова долгое время оставалось за рамками серьезных исследований во многом из-за статуса «главы» вульгарного романтизма, закрепившегося за ним после активных критических выступлений Белинского, Полонского и Чернышевского. Однако необходимость изучения творчества не только первостепенных, но и второстепенных поэтов и писателей, без которых невозможно полное представление о литературном процессе определенного периода времени, требует обращения к творчеству именно этого автора, сумевшего, пусть и на короткое время, занять место Пушкина в читательских предпочтениях.
Не только жизнь Бенедиктова, но и судьба его творений полна многих трудноразрешимых загадок. Поэт, которому выпала возможность увидеть изданными и неоднократно переизданными практически все свои произведения, оказался в плену собственной популярности. С восторгом встреченный читателями, критиками и литературными деятелями в начале своего творческого пути, Бенедиктов так же скоро оказался на периферии литературного процесса, раскритикованный Белинским и представителями революционно-демократической критики.
И поныне о творчестве Бенедиктова нет монографий, существует лишь ряд отдельных статей. Отчасти это связано с тем, что в науке сложилось мнение о творческой неполноценности поэта, и даже поздние его опыты (50-х - 70-х годов), оказавшиеся более удачными, когда поэт в принципе отказался от «шумности» и «броскости», которые ставили ему в вину Белинский и другие критики, прочитывались под углом уже заданной парадигмы. Сочетание обычной биографии и необычного во многом творчества породило целый ряд мифов, долгое время функционировавших в литературной и читательской среде. В то же время исследователи (Л. Гинзбург [Гинзбург, 1997], И. Розанов [Розанов, 1928], А. Архангельский [Архангельский, 1990], Г. Кружков [Кружков, 2001]) отмечали литературное влияние Бенедиктова на таких художников, как М. Лермонтов, Н. Некрасов (сборник «Мечты и звуки»), Я. Полонский, А. Фет, Н. Заболоцкий, отчасти -А. Блок, А. Ахматова. Некоторые исследователи (в частности, Г. Кружков) называют Бенедиктова «первым русским декадентом», указывая на «ростки» этого течения в его творчестве [Кружков, 2001, с. 524]. В. Шубинский говорит о влиянии поэтики Бенедиктова на поэтику ОБЭРИУтов [Шубинский, 2001].
В литературоведении можно выделить ряд подходов1 к восприятию творчества Бенедиктова, отразившихся в статьях современников поэта, в трудах историков литературы конца XIX - XX веков.
Оценка творчества Бенедиктова критиками XIX века - С. Шевыревым [Шевырев, 1835], В. Карлгофом [Карлгоф, 1881] - характеризовалась полным приятием и поддержкой всего, что предлагал «Новый поэт» читателю. В их статьях обосновывалась правомочность притязаний Бенедиктова на звание «поэта мысли», во многом навязанных самими толкователями, а не действительным положением дел, определялись специфические особенности его поэтики как поэтики, отменяющей «устаревшую» гармоничность и элегичность пушкинского стиля.
Иная оценка в основном представлена многочисленными статьями В.Г. Белинского [Белинский, 1948, 1977], разрушившего «миф о Бенедиктове», заставившего многих сторонников поэта отказаться от своих первоначальных взглядов. Белинский исследовал социо-культурные истоки поэтики Бенедиктова, объявил «антипоэтическими» его основные художественные принципы, отметил недостаток мысли и резкие краски его стихов. Позднее к Белинскому примкнули Н. Полевой [Полевой, 1838, 1909], Н. Добролюбов [Добролюбов, 1950], Н. Чернышевский [Чернышевский, 1981].
В конце XIX - первой половине XX века многие из этих оценок были полностью или частично пересмотрены. Так, Ю. Айхенвальд [Айхенвальд, 1994], в целом поддерживая точку зрения Белинского относительно бессодержательности поэзии Бенедиктова, отмечает, что лирика данного поэта является самой звучной в русской литературе, ибо у него звуковая гармония доминирует над изобразительностью, но так как в его стихах форма отделена от содержания, то читатель к ним остается равнодушным, а значит, в них нет и настоящей поэзии. Именно этот приоритет формы у Бенедиктова позволяет ему, по мнению Ю. Айхенвальда, быть поэтом-изобретателем, поэтом, создающим неологизмы, но в этом активном словотворчестве критик видит только доказательство возможностей, заложенных в целом в русском языке. «Украшательства», вычурности, искусственности Бенедиктова объясняются Ю. Айхенвальдом духовной неразвитостью, отсутствием необходимого для поэта духовного аристократизма, в чем упрекал Бенедиктова в свое время и Белинский, считая его выразителем мироощущения «средних кружков бюрократического народонаселения Петербурга» [Белинский, 1977, с. 349].
Б. Садовский [Садовский, 1910] тоже оценивает Бенедиктова как поэта-чиновника, Чичикова, решившего взяться за стихи.
Полемизирует с точкой зрения В.Г. Белинского и Б. Садовского К. Шимкевич [Шимкевич, 1927], отстаивая право бенедиктовской поэзии быть признанной читателем. К. Шимкевич считает недопустимым мнение об одинаковой значимости Бенедиктова и поэтов типа Тимофеева и Бернета, так как произведения последних оказались образцами так называемой «массовой» литературы, а поэзия Бенедиктова сыграла значительную роль в деле разложения пушкинского канона. К. Шимкевич рассматривает поэзию Бенедиктова как проявление эпохи брожений в отечественной поэзии, экспериментальным путем устанавливающей новые возможности выразительных средств языка.
Л. Я. Гинзбург в книге «О лирике» [Гинзбург, 1997], первой предпринявшая попытку объективного научного подхода к анализу поэтического творчества Бенедиктова, рассматривала его поэзию в контексте современной ему литературной ситуации, характеризующейся, по ее мнению, кризисом романтической поэзии, засильем вкусов мещанско-чиновничьей среды, получивших свое выражение в эстетике и поэтике представителей так называемой «смирдинской словесности». Л .Я. Гинзбург отмечает, что Бенедиктов и был выдвинут «смирдинской словесностью». Именно он создал стиль для низового романтизма 30-х годов. Характерными чертами этого стиля является подражательность, упрощение и смешение стилей и эстетических ценностей, безвкусица, прямым следствием которой становится неадекватность и неуместность средств выражения. В своей статье о Бенедиктове исследовательница выделяет и такие черты его стилистического новаторства, как «галантерейный язык» — особого рода высокий слог обывательской речи; совмещение несовместимого как основной принцип, охватывающий все уровни, от наиболее общих тематических моментов и до деталей формы стиха; специфическая метафоричность, когда в метафоре резко ощущается прямое значение ее элементов, что приводит к реализации метафоры и к логическому абсурду. Л .Я. Гинзбург отмечает и то, что стихотворный язык Бенедиктова и лексикой, и строением образа выходит за грани русской поэтической традиции XIX века. Но, отрицая поэтические нормы и запреты предыдущей стилистической традиции, по замечанию исследовательницы, Бенедиктов широко использует поэтические штампы, что является непременным требованием той стилистической системы, к которой и принадлежал поэт. Говорится в статье и об отношении ряда современников Бенедиктова к его творчеству, и в первую очередь — Шевырева и Белинского, чьи точки зрения оказались диаметрально противоположными. По мнению Л .Я. Гинзбург, спор о Бенедиктове, завязавшийся на страницах литературных журналов того времени, был спором «о возможностях романтизма, о поэтической мысли, в конечном счете — о судьбах русской поэзии [Гинзбург, 1997, с. 119].
В. Кожинов [Кожинов, 1978] отстаивал шевыревское представление о поэзии Бенедиктова как поэзии мысли. Он относит Бенедиктова к беллетристам, но подчеркивает его отличие от массы литераторов второго и третьего ряда талантом и серьезностью.
В. Кожинов считает неубедительным объяснение небывалого триумфа Бенедиктова тем, что он был выразителем мироощущения чиновничьих кругов, так как Бенедиктов привлек к себе внимание Шевырева, Жуковского, Фета, Тургенева, Некрасова. Причину этого внимания ученый видит в несомненном лирическом даре поэта, благодаря которому Бенедиктов и стал создателем истинно поэтических строк и отдельных стихотворений, по своей лирической силе приближающихся к произведениям Тютчева и Фета.
В большинстве случаев изучение творческой индивидуальности поэта в XX веке почти не выходило за рамки биографического исследования, его поэзия рассматривалась фрагментарно, на уровне эмоциональных оценок научно-популярного характера. Чаще всего акцент делался исследователями на социо-культурных истоках поэтики Бенедиктова (Л. Гинзбург [Гинзбург, 1997], Б. Садовский [Садовский, 1910]). Некоторые исследователи пытались «реабилитировать» Бенедиктова для читателей и литературоведов, отыскивая не только недостатки, но и достоинства его поэзии (Ф. Прийма [Прийма, 1983], В. Кожинов [Кожинов, 1978]). Позднее стали появляться работы, в которых в общем виде давался анализ жизни и творчества Бенедиктова (И.Розанов [Розанов, 1928]), рассматривались отдельные черты его поэтики (статьи С. Рассадина [Рассадин, 1983], В. Сахарова [Сахаров, 1991], Г. Кружкова [Кружков, 2001]). Но поэтика Бенедиктова как система и его эстетические взгляды в целом до сих пор не становились предметом изучения. Стремлением многоаспектно, с точки зрения современных тенденций филологической науки рассмотреть творчество Бенедиктова в контексте эстетических ожиданий его современников и в художественной рецепции его поэтами конца XIX - начала XX вв. и обусловлена актуальность предпринятого исследования.
Объектом изучения является творчество Бенедиктова.
Материалом послужили стихотворения Бенедиктова, изданные в серии «Библиотека поэта», то есть сборники, выходившие в 1836, 1838 годах, стихотворения 1836- 1837, 1838 - 1846 годов, отзывы о них в периодике XIX - XX веков, письма и воспоминания современников поэта.
Предметом исследования является творческая индивидуальность Бенедиктова, нашедшая свое выражение в поэтике его произведений.
Цель нашего диссертационного исследования — изучение художественной системы Бенедиктова как явления, порожденного эстетическими ожиданиями русских литераторов и читателей 1830-х - 1840-х годов XIX века.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1) исследовать проблему рецепции лирики Бенедиктова на фоне читательского «горизонта ожидания» в 30 - 40-х годах XIX века;
2) изучить особенности поэтической идентификации и самоидентификации Бенедиктова;
3) исследовать природу и проявления принципа «масочности» в лирике поэта;
4) проанализировать своеобразие и функции поэтических формул и клише в лирике Бенедиктова;
5) рассмотреть принципы сочетаемости слов в образных формулах Бенедиктова.
Научная новизна заключается в том, что в работе многоаспектно рассмотрены основные точки соприкосновения читательских «горизонта ожидания» (комплекса эстетических, социо-культурных, психологических и других представлений, определяющих априорное отношение читателя к произведению) и «горизонта понимания» (интенциональности воспринимающего субъекта) с авторскими установками Бенедиктова, исследованы возможности воплощения этих «горизонтов» в поэтических текстах. Впервые изучены ориентиры в системе идентификации лирического героя Бенедиктова и самого поэта. Предпринята попытка многоуровневого анализа стиха и художественного языка Бенедиктова, анализа многочисленных «масок» его лирического героя, а также изучения мифологического «образа Бенедиктова». Исследована функция поэтических штампов и клише как средств декодирования ситуации «узнаваемости», то есть близости предшествующим поэтическим системам творческих приемов Бенедиктова и преодоления им «узнаваемости», традиционности.
Проведенное нами исследование отчасти систематизирует существующие немногочисленные работы по творчеству Бенедиктова, но в большей степени представляет собой новый взгляд на проблему, долгое время остававшуюся за пределами пристального внимания литературоведов, но без учета которой невозможно дать полное представление о специфике русского литературного процесса 30-х - 40-х годов XIX века.
Методологической основой диссертации является сочетание рецептивного, структурного и историко-сопоставительного подходов. Проблема читательского восприятия, с одной стороны, и интерпретации и анализа художественного текста — с другой, рассматривается с опорой на труды Ю.Н. Тынянова, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, И.М. Семенко. Творческая индивидуальность поэта и авторская идентичность исследуется на основе работ Ю.М. Лотмана, Поля Рикера и др.
Положения, выносимые на защиту.
- Рецепция лирики Бенедиктова в 30-х - 40-х годах характеризуется влиянием «остраненности» и, одновременно, «узнаваемости» авторских стратегий в контексте читательских «горизонтов ожидания» и «горизонтов понимания», на формирование которых большое влияние оказали тенденции «смирдинской словесности», рассчитанной на вкусы непритязательного массового читателя. Соответствие текстов поэта рецептивным «горизонтам ожидания» либо вчитывание в них. этих ожиданий, реализация в этих текстах читательских интенций способствовали мифологизации «образа Бенедиктова» в сознании читателя в соответствии с заданными рядом критиков (Шевырев, Карлгоф) параметрами: «новая поэзия», «поэзия мысли» и т. д. В свою очередь разрушение читательской интенциональности вследствие противоречия между ожидаемым и действительным повлекло за собой демифологизацию созданного образа, а затем — создание нового мифа - мифа об «анти-поэте».
- Процесс идентификации лирического героя и автора применительно к творчеству Бенедиктова основан на использовании различного рода масок, позволяющих создавать многочисленные модификации жизненных и текстуальных воплощений авторского мифообраза. Для Бенедиктова в целом характерна переидентификация, осуществляемая под влиянием нескольких факторов: воздействие внешних условий (требование общества), потребность в особого рода эстетической игре, специфика внутренних условий существования личности автора.
- Несмотря на стремление к трансформации сложившегося в русской поэзии элегического стиля, основы которого были заложены представителями «школы гармонической точности», Бенедиктов активно использует в своей поэзии готовые поэтические формулы и клише. Однако особенность их использования заключается в том, что формулы помещаются в непривычный и необычный для них контекст, в основе создания которого лежит принцип сочетания несочетаемого, а также снятие запретов на уровне естественного языка на соединение элементов внутри одной семантической единицы, на правила соединения значимых единиц естественного языка и на семантическую отмеченность предложения.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 203 источника.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Лирика Ф.И. Тютчева: поэтика философского диалога2010 год, кандидат филологических наук Дубовскова, Елена Николаевна
Лирика "харбинской ноты": культурное пространство, художественные концепты, версификационная поэтика2007 год, доктор филологических наук Забияко, Анна Анатольевна
Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета2008 год, кандидат филологических наук Вершинина, Надежда Владимировна
Проза О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака 1920-х годов: типологические особенности и образная структура2004 год, кандидат филологических наук Пелихова, Алена Анатольевна
Игорь Северянин и поэзия Серебряного века: Творческие связи и взаимовлияния2002 год, кандидат филологических наук Викторова, Степанида Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кормишина, Наталья Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тенденции литературного процесса 30-40-х годов XIX века (изменение статуса романтизма, читательской аудитории, охлаждение читателей к Пушкину, появление «смирдинской словесности») предопределили появление Бенедиктова как поэта, и его соответствие читательскому «горизонту ожидания» и «горизонту понимания».
Специфика «смирдинской словесности» оказалась удобным фоном для мифологизации «образа Бенедиктова», так как он находился в русле адекватности литературно-коммерческого предложения спросу массового читателя-потребителя. Рецепция лирики Бенедиктова в 30-х - 40-х годах характеризуется влиянием «остраненности» и «узнаваемости» авторских стратегий в контексте читательских «горизонтов ожидания» и «горизонтов понимания», на формирование которых большое влияние оказали тенденции «смирдинской словесности», рассчитанной на вкусы непритязательного массового читателя. Соответствие текстов поэта типическим «горизонтам ожидания», реализация читательских интенций способствовали мифологизации «образа Бенедиктова» в соответствии с заданными параметрами: «новая поэзия», «поэзия мысли». Но закон, согласно которому интенсификация процесса «узнаваемости» ведет к потере читательского спроса и интереса, сработал и в данном случае. Разрушение читательской интенциональности вследствие противоречия между ожидаемым и действительным повлекло за собой демифологизацию созданного образа, а затем - создание нового мифа - мифа об «анти-поэте».
Лирический герой Бенедиктова - особого рода мистификация, в его поэтике существует прием, состоящий в использовании стилизованных авторских масок. Маски лирического героя в творчестве Бенедиктова позволяют создавать многочисленные модификации его жизненных и текстуальных воплощений. Для Бенедиктова в целом характерна переидентификация, осуществляемая под влиянием нескольких факторов: воздействие внешних условий (требование общества), потребность в особого рода эстетической игре, специфика внутренних условий существования личности автора.
Говоря об основных ориентирах самоидентификации Бенедиктова, мы отметили, что тендерная самоидентификация демонстрирует явное маскулинное начало автора и лирического героя. Тендерные «маски», которые использует поэт - «жертва», «искуситель», «демон», «завоеватель».
Пространственная самоидентификация совершается в ракурсе основных для автора и героя топосов: Петербург - Москва - Киев - Крым — Италия - светская гостиная, космические сферы. Причем происходит она не столько по пространственным векторам, сколько по векторам национальной ментальности, усиленным контекстом романтической эпохи. Пространственные перемещения лирического героя сопровождаются сменой масок, изменением стилистики, что связано с определенной художественной задачей.
Поэтическое творчество также становится ориентиром процесса самоидентификации. Бенедиктов использует многообразные варианты образов поэта, что является знаком специфического характера персональной идентификации автора в современной ему социокультурной ситуации. В ситуации кризиса персональной идентичности, особенно когда к этому присоединяется кризис самого поэтического искусства (что и отличает 3040-е годы XIX столетия) устремленность писателей к конструированию «фигуры поэта» очень показательна: она знаменует поиск новых символов жизненного стиля. Наиболее используемые Бенедиктовым «маски»: поэта-пророка, поэта-гения, «проклятого поэта», поэта-гражданина.
При стремлении к трансформации сложившегося в русской поэзии элегического стиля, основы которого были заложены представителями «школы гармонической точности», Бенедиктов активно использует в своей поэзии готовые поэтические формулы и клише. Особенностью этого процесса является то, что формулы помещаются в непривычный и необычный для них контекст, в основе создания которого лежит принцип сочетания несочетаемого, а также снятие запретов на уровне естественного языка на соединение элементов внутри одной семантической единицы, на правила соединения значимых единиц естественного языка и на семантическую отмеченность предложения. То есть, к основным принципам соединения элементов текста в лирике Бенедиктова относятся разностилевые сочетания, словотворчество, помещение в «привычный» контекст авторских неологизмов, расподобление связей между «привычными» компонентами, реализация в метафоре прямого значения, «сочетание несочетаемого», гипертрофия и избыточность изображения.
Мы выделили несколько блоков поэтических клише, наиболее употребляемых Бенедиктовым. Такие поэтические формулы экспонируют систему стандартных культурных ассоциаций, связанных с эпохой романтизма. Первая группа - это формулы с компонентами грудь, сердце и душа, то есть системы, характеризующие эмоциональное состояние лирического героя или его возлюбленной, а так же определяющие центр или средоточие чего-либо (от топонимов, до абстрактно-философских образов). Вторая группа - формулы с компонентами меч, сабля, кинжал, характеризующие процесс тендерной идентификации лирического героя в связи с темой воинского служения. Третья группа - формулы с компонентами лира, песня, певец, определяющими специфику решения темы назначения поэзии.
За рамками нашего внимания остались такие вопросы, как изменение направления идентификации Бенедиктова в поэзии более позднего периода в ракурсе сопоставления результатов ее с результатами идентификации периода 30-х - 40-х годов, эволюция поэтического стиля, функционирование созданных самим Бенедиктовым поэтических формул и клише в последующих поэтических опытах авторов конца XIX - начала XX века. Все указанные проблемы могут стать предметом дальнейшего изучения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кормишина, Наталья Николаевна, 2009 год
1. Белинский, В.Г. Пятидесятилетний дядюшка или Странная болезнь Текст. / В.Г. Белинский // Поли. собр. соч. в 13 т. Т. 3. Статьи и рец. 1858 1860. - М.: Акад. наук СССР, 1953. - 697 с.
2. Бенедиктов, В.Г. Стихотворения Текст.: Серия «Библиотека поэта» (Б.с.) / В.Г. Бенедиктов; [всуп. статья, редакция и примеч. Л. Я. Гинзбург]. Л.: Сов. писатель, 1939. - 336 с.
3. Бенедиктов, В.Г. Стихотворения Текст. / В.Г. Бенедиктов; [сост., подг. текста, примеч. Б.В. Мельгунова]. Л.: Сов. писатель, 1983. — 816 с.
4. Бенедиктов, В.Г. Стихотворения Текст. / В.Г. Бенедиктов.; [сост., автор предисл. и примеч. А.Н. Архангельский]. — М.: Дет. литература, 1990.- 189 с.
5. Бенедиктов, В.Г. Стихотворения Текст. / В.Г. Бенедиктов.; [сост., вступ. ст., примеч. В.И. Сахарова]. -М.: Сов. Россия, 1991.-270с.
6. Бернет, Е. Граф Мец Текст.: В 2-х ч. / Е. Бернет. СПб.: Тип. Л. Снегирева и Ко, 1837.
7. Библиотека для чтения. СПб.: Тип. Э. Праца и Ко, 1834. Т. 1. январь.
8. Библиотека для чтения. — СПб., Тип. Э. Праца и Ко, 1834. март.
9. Библиотека для чтения. — СПб.: Тип. Праца и Ко, 1837. Т. 25.
10. Библиотека для чтения. СПб.: Тип. Праца и Ко, 1847. - ноябрь, декабрь.
11. Библиотека для чтения. СПб.: Тип. Праца и Ко, 1848. - сентябрь, ноябрь, декабрь.
12. Библиотека для чтения. СПб.: Тип. Праца и Ко, 1849.- апрель.
13. Библиотека для чтения. СПб.: Тип. Э. Праца и Ко, 1849. -сентябрь.
14. Дмитриев, М.А. Московские элегии. Стихотворения. Мелочи из запаса моей памяти Текст. / М.А. Дмитриев. М.: Моск. рабочий, 1985.-С. 300-301.
15. Достоевский, Ф.М. Бедные люди Текст. / Ф.М. Достоевский; [предисл. Ю.В. Манна]. М.: Дет. литература, 1988. - 159 с.
16. Жуковский, В.А. Стихотворения. Поэмы. Проза Текст. / В.А. Жуковский; [вст. ст. В.Я. Лазарева; сост. и прим. В.В. Афанасьева]. -М.: Современник, 1983. 400 с.
17. Иванов, Вяч. По звездам. Стихи и афоризмы Текст. / Вяч. Иванов. -СПб.: ОРЫ, 1909.-434 с.
18. Кукольник, Н.В. Стихотворения Текст. / Н.В. Кукольник // Русские поэты XIX века: Первая половина. М.: просвещение, 1991. - С. 267 -268.
19. Лермонтов, М.Ю. Сочинения Текст.: в 2. т / М.Ю. Лермонтов; [сост. и коммент. И.С. Чистовой; вступ. ст. И.А. Андроникова]. -М.: Правда, 1988.-Т. 1.-720 с.
20. Ломоносов, М.В. Избранные произведения Текст. / М.В. Ломоносов; [вст. ст., подг. текста и прим. A.A. Морозова]. — М.; Л.: Сов. писатель, 1965.-554 с.
21. Пушкин, A.C. Лирика Текст. / A.C. Пушкин. М.: Правда, 1980.- 560 с.
22. Русская стихотворная пародия (XVIII нач. XX века) Текст.: Серия: «Библиотека поэта» (Б.С.). — 2-е изд. — Л.: Сов. писатель, 1960. — 856 с.
23. Тепляков, В.Г. Стихотворения Текст. / В.Г. Тепляков // Русские поэты XIX века: Первая половина. М.: Просвещение, 1991. - С. 261 — 266.
24. Тимофеев, A.B. Стихотворения Текст.: Серия «Библиотека поэта» (Б.С.). Т. 2 / A.B. Тмофеев; [биогр. справки, сост., подг. текста и прим.
25. B.C. Киселева-Сергенина; общ. ред. Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1972. - 768 с.
26. Фет, A.A. Стихотворения Текст. / A.A. Фет // Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика.- М.: ACT «Олимп», 2005. 304 с.
27. Якубович, JI.A. Стихотворения Текст. / Л.А. Якубович // Русские поэты XIX века: Первая половина. М.: Просвещение, 1991. - С. 253 — 255.1. Теоретические источники
28. Апресян, Ю.Д. Избр. труды Текст.: в 2 т. / Ю.Д. Апресян. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Языки русской культуры, Вост. лит. РАН, 1995. — 472 с.
29. Аристотель. Об искусстве поэзии Текст. / Аристотель; [ред., пер. и коммент. Ф.А. Петровского]. М.: ГИХЛ, 1957. - 183 с.
30. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н.Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1998. 896 с.
31. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста Текст. / А.Г. Баранов. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1993. — 182 с.
32. Бакина, М.А., Некрасова, Е.А. Эволюция поэтической речи XIX -XX веков. Перифраза. Сравнение Текст. / М.А. Бакина, Е.А. Некрасова. М.: Наука, 1986. - 191 с.
33. Барт, Р. От науки к литературе Текст. / Р. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. — 161 с.
34. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук Текст. / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.-445 с.
35. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности Текст. / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445 с.
36. Бахтин, М. М. К философии поступка Текст. / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 1985. — М.: Наука, 1986.- С. 82- 160.
37. Бройтман, С.Н. Три концепции лирики Текст. / С.Н. Бройтман // «Известия РАН. Сер. литература и язык». М.: Наука, 1995. - Т. 54. - № 1. -С. 18-29.
38. Бройтман, С.Н. Русская лирика XIX — нач. XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура Текст. / С.Н. Бройтман. -М.: РГГУ, 1997. 306 с.
39. Буянова, Л.Ю. Концепт «душа» как основа русской ментальности: особенности речевой реализации Текст. / Л.Ю. Буянова // [Электронный ресурс]: Ростовская электронная газета. — 2002. №2 (80). (http://www.relga.rsu.ru/n80/cult80l .htm).
40. Вартофский, М. Модели Текст. / М. Вартофский; пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. - 506 с.
41. Васильев, H.A. Воображаемая логика Текст. / H.A. Васильев. — М.: Наука, 1989.-263 с.
42. Вебер, М. Наука как призвание и профессия Текст. / М. Вебер // Избр. пр-ия; пер. с нем.; [сост., общ. ред. и послеслов. Ю.И. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко]. М.: Прогресс, 1990. - 808 с. - С. 707 - 735.
43. Вежбицкая, А. Метатекст в тексте Текст. / А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. — Вып. VIII.-С. 402-422.
44. Гадамер, Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Г.Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
45. Гаспаров, М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика Текст. / М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1974. - 487 с.
46. Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика; Ритмика; Рифма; Строфика Текст. / М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1984. - 319 с.
47. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика Текст.: в 4 т / Г.В.Ф. Гегель.; пер. с нем. Б.С. Чершышева и др.; [под ред. и с предисл. М. Лифшица]. М., 1968 -1973.
48. Горнфельд, А.Г. О толковании художественного произведения Текст. / А.Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков: Мирный труд, 1916. Т. 7. - 580 с.
49. Горшков, А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика Текст. / А.И. Горшков. М.: ACT: Астрель, 2006.-368 с.
50. Григорьев, В.П. От текста к языку и снова к тексту Текст. / В.П. Григорьев // «Изв. АН СССР. Сер. литература и язык». 1977. - № 3. -с. 264 - 269.
51. Григорьев, В.П. Поэтика слова Текст. / В.П. Григорьев. М.: Наука, 1979.-343 с.
52. Гринберг, И.Л. Лирическая поэзия Текст. / И.Л. Гринберг. М.: Сов. писатель, 1955. - 228 с.
53. Гуссерль, Э. Картезианские размышления Текст. / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 1998. - 320 с.
54. Деррида, Ж. Шпоры: Стили Ницше Текст. / Ж. Деррида // Философские науки. -М., 1991. № 2. - С. 118-142.
55. Дильтей, В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории Текст. / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -С. 108- 135.
56. Жолковский, А.Л. Блуждающие сны и другие работы Текст. / А.Л. Жолковский. М.: Вост. литература, 1994. - 425 с.
57. Жолковский, А.Л., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты. Тема - Приемы — Текст Текст. / А.Л. Жолковский, Ю.К. Щеглов. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
58. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты Текст. / М.В. Заковоротная. — Ростов-на-Дону: Изд-во СевероКавказского научн. центра высш. шк., 1999. — 200 с.
59. Зиммель, Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования Текст. / Г. Зиммель; пер. с нем. М.: Юрист, 1996. - 607 с.
60. Изер, В. Историко-функциональная текстуальная модель литературы Текст. / В. Изер // Вестник Московского университета. Филология. -1997.-№3.-С. 119-129.
61. Калачева, C.B. Эволюция русского стиха Текст. / C.B. Калачева. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 264 с.
62. Капинос, Е., Куликова, Е. Лирические сюжеты в стихах и прозе XX века Текст. / Е. Капинос, Е. Куликова. Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2006. - 336 с.
63. Карасик, В.И. Язык социального статуса Текст. / В.И. Карасик. М.: Ин-т языкознания РАН: Волгогр. гос. пед. ин-т., 1992. - 330 с.
64. Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра Текст. /В.В. Кожинов. М.: Современник, 1978.-303 с.
65. Корман, Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора Текст. / Б.О. Корман // Страницы истории русской литературы. — М.: Наука, 1971.-С. 109-207.
66. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения Текст. / Б.О. Корман. -М.: Просвещение, 1972. 110 с.
67. Корман, Б.О. Чужое сознание в лирике и проблема субъектной организации реалистического произведения Текст. / Б.О. Корман // «Известия АН СССР. Серия литература и язык». — М.: Изд-во Ан СССР, 1973. T. XXXII, вып. 3. - С. 209 - 222.
68. Корман, Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень) Текст. / Б.О. Корман // Проблема авторав художественной литературе. Вып. 1. — Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 1974.-С. 219-224.
69. Корман, Б.О. К методике анализа слова и сюжета в лирическом стихотворении Текст. / Б.О. Корман // Вопросы сюжетосложения: Сб. статей, 5; [под ред. J1.M. Цилевич]. — Рига: Даугавпилсский пед. ин-т, 1978.- 105 с.
70. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы Текст. / Б.О. Корман. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 1992. - 236 с.
71. Кузьмина, H.A. Культурные знаки поэтического текста Текст. / H.A. Кузьмина // Вестник Омского государственного университета. Вып. 1.- Омск: Изд-во ОмГУ, 1997. С. 74 - 78.
72. Лосев, А.Ф. Философия имени Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Академический проект, 2009. - 300 с.
73. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века) Текст. / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство - СПБ, 1994. - 758 с.
74. Лотман, Ю.М. Лекции по структуральной поэтике Текст. / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.- М.: Гнозис, 1994. С. 10 - 257.
75. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки Текст. / Ю.М. Лотман. — СПб.: Искусство СПБ, 1996. - 846 с.
76. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю.М. Лотман // Об искусстве. СПб.: Искусство - СПБ, 1997. - 704 с. - С. 14 -288.
77. Маймин, Е.А. О русском романтизме Текст. / Е.А. Маймин. М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
78. Малахов, В. Неудобства с идентичностью Текст. / В. Малахов // Вопросы философии. М., 1998. - №2 - С. 43 - 53.
79. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма Текст. / Ю.В. Манн. М.: Наука, 1976.-375 с.
80. Потебня, A.A. Из записок по теории словесности Текст. / A.A. Потебня // Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 302 с.
81. Прозоров, В.В. Читатель и литературный процесс Текст. / В.В. Прозоров. Саратов: Изд-во СГУ, 1975. - 210 с.
82. Рикер, Поль. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью Текст. / Поль Рикер. М.: KAMI, 1995. - 160 с.
83. Рикер, Поль. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике Текст. / Поль Рикер; пер. с фр. И.С. Вдовина. М.: Канон - Пресс - Ц: Кучково поле, 1995. - 415 с.
84. Рикер, Поль. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера Текст. / Поль Рикер. М.: Искусство, 1996. - 210 с.
85. Руднев, В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста Текст. / В.П. Руднев. М.: Аграф, 2000. - 432 с.
86. Русский ассоциативный словарь Текст. В 2 т. Т. I. От стимула к реакции / Ю.Н. Караулов и др. М.: Астрель: ACT, 2002. - С.582.
87. Самойлов, О.В. Автор и герой как субъекты поэтического бытия Текст.: автореферат дис. . канд. фил. наук / О.В. Самойлов. — Донецк: Донецк, нац. ун-т, 2000. 16 с.
88. Сильман, Т.И. Заметки о лирике Текст. / Т.И. Сильман. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отдел., 1977. 223 с.
89. Смирнов, И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней Текст. / И.Л. Смирнов. М.: НЛО, 1994.-351 с.
90. Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства Текст. / Ю.С. Степанов. -М.: Наука, 1985.-335 с.
91. Степанов, Ю.С. В мире семиотики Текст. / Ю.С. Степанов // Семиотика: Сб. переводов. М.: Радуга, 1983. - С. 5-42.
92. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения Текст.: хрестоматия для студентов филологических факультетов / Н.Д. Тамарченко; М-во общ. и проф. образования РФ, РГГУ. М.: РГГУ, 1999.-286 с
93. Теории, школы, концепции. Художественная рецепция и герменевтика Текст. / Ю.Б. Борев [и др.] М.: Наука, 1985. - 286 с.
94. Тимофеев, Л. Слово в стихе Текст. / Л. Тимофеев. М.: Просвещение, 1982. - 342 с.
95. Топоров, В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт в тексте в их единстве) Текст. / В.Н. Топоров // От мифа к литературе. -М.: РГГУ, 1993. 350 с. - С. 25 - 42.
96. Топоров, В.Н. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах Текст. // История культуры и поэтика. -М.: РГГУ, 1994.-С. 11-52.
97. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического Текст. / В.Н. Топоров. М.: Прогресс - Культура, 1995.-С.313-315.
98. Топоров, В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы) Текст. / В.Н. Топоров. -М.: РГГУ, 1998. 192 с.
99. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. - 574 с.
100. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка Текст. / Ю.Н. Тынянов // Литературный факт. М.; Л.,: Высш. школа, 1993. — С. 23 — 121.
101. Фадеева, Т.М. Крым в сакральном пространстве: История, символы, легенды Текст. / Т.М. Фадеева. Симферополь: Бизнес — Информ, 2000.-304 с.
102. Фаустов, A.A. Авторское поведение в русской литературе Текст. / A.A. Фаустов. Воронеж: Траст, 1997. - 108 с.
103. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра Текст. / О.М. Фрейденберг. Л.: Худ. литература. Ленингр. отделение, 1936. -454 с.
104. Хайдеггер, М. Исток художественного творения Текст. / М. Хайдеггер // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 480 с.
105. Хализев, В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) Текст. / В.Е. Хализев. М.: Изд-во МГУ, 1986. -С. 63- 105.
106. Хейзинга, И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры Текст. / И. Хейзинга; [пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д.Э. Харитоновича]. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
107. Черашняя, Д.И. Лирический сюжет и авторское мироотношение . в стихотворении А.К. Толстого «И.С. Аксакову» Текст. / Д.И.
108. Черашняя // Вопросы сюжетосложения. Сб. статей, 5; под ред. Л.М. Цилевич. Рига: Даугавпилсский пед. ин-т, - 1978. - 105 с.
109. Чернейко, JI.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте Текст. / Л.О. Чернейко // Филологические науки.-М., 1994.-№2.-С. 58-71.
110. Шаймиев, В.А. Композиционно-синтаксические аспекты функционирования метатекста в тексте Текст. / В.А. Шаймиев // Русский текст. СПб. - Лоуренс (США) - Дерем (США), 1996.- С. 80 -82.
111. Шапир, М.И. «Versus» vs «prosa»: пространство время поэтического текста Текст. / М.И. Шапир // Philologica. - 1995. - т. 2. -№ 3/4 . - С. 7 - 47.
112. Шапир, М.И. Стихотворное наследие Г.С. Батенькова: проблемы текстологии и поэтики Текст.: автореф. дис. . канд. фил. наук / М.И. Шапир. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 16 с.
113. Шапир, М.И. Universum versus. Язык — стих — смысл в русской поэзии XVIII XX веков Текст.: кн. 1. VIII / М.И. Шапир. - М.: Языки рус. культуры, 2000. - 536 с.
114. Шлейермахер, Ф. Герменевтика Текст. / Ф. Шлейермахер; пер. с нем. СПб.: Европ. дом, 2004, - 242 с.
115. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика Текст. / Д.Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1977. - 287 с.
116. Штайн, К.Э. Гармоническая организация поэтического текста Текст.: автореф. дис. . доктора филологических наук / К.Э. Штайн. -СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1994. 40 с.
117. Штайн, К.Э. Поэтический текст в научном контексте Текст. / К.Э. Штайн. СПб.;Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - 92 с.
118. Штайн, К.Э. Метапоэтика: «размытая» парадигма Текст./ К.Э. Штайн // Три века русской метапоэтики, Т. 1. — Ставрополь: Ставроп. книжн. изд-во, 2002. 702 с.
119. Эткинд, Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь (Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX веков) Текст. / Е.Г. Эткинд. - М.: Языки рус. культуры, 1998. - 446 с.
120. Эткинд, Е.Г. Материя стиха Текст. / Е.Г. Эткинд; [репр. воспр. изд. 1985 (Paris)]. — СПб.: Гуманитарный союз, 1998. — 506 с.
121. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Флинта, 2006. 352 с.
122. Яусс, Х.Р. История литературы как провокация литературоведения Текст. / Х.Р. Яусс // Новое литературное обозрение. -М., 1995. -№ 12.-С. 34-84.
123. Яусс, Х.Р. К проблеме диалогического понимания Текст. / Х.Р. Яусс // Вопросы философии . М., 1994. - № 12. - С. 97 - 106.
124. Gadamer, H.G. Wirkungsgeschichte und Applikation Text. / H.G. Gadamer // Rezeptionsasthetik: Theorie und Praxis/ München, 1993. - S. 120, 122.
125. Iser, W. Der Lesevorgang Text. / W. Iser // Rezeptionsasthetik: Theorie und Praxis. München, 1993. - S. 271.
126. Fish, Stanly. Is There a Text in This Class? The Autority of Interpretive Communities Text./ Stanly Fish. Harvard University Press, 2005.-408 s.
127. Историко-литературные источники
128. Анненский, И. Книги отражений Текст. / И. Анненский. М.: Наука, 1979. - 674 с.
129. Абашева, М.П. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века Текст. / М.П. Абашева. Пермь: Изд-во Пермского унта, 2001.-320 с.
130. Айхенвальд, Ю. Силуэты русских писателей Текст. / Ю. Айхенвальд. -М.: Республика, 1994. 592 с.
131. Анненков, П.В. Н.В. Станкевич. Переписка его и биография Текст. / П.В. Анненков. М.: Тип. Каткова и Ко, 1857. — 395 с.
132. Архангельский, А.Н. Странная гармония (Поэт В.Г. Бенедиктов) Текст. / А.Н. Архангельский // В.Г. Бенедиктов. Стихотворения. — М.: Дет. литература, 1990. — 127 с.
133. Барсуков, Н. Жизнь и труды М.П. Погодина Текст. / Н. Барсуков. СПб., 1889. - С.ЗЗЗ, 334.
134. Белинский, В.Г. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова Текст. / В.Г. Белинский // Собр. Сочинений: В 3 т. Т. 1; [Общ. ред. Ф.М. Головенченко]. М.: ГИХЛ, 1948. - С. 551 - 629.
135. Белинский, В.Г. Русская литература в 1842 году Текст. / В.Г. Белинский // Собр. сочинений: В 9 т. Т. 5. М.: Худож. литература, 1977.- С. 190-222.
136. Белинский, В.Г. Русская литература в 1843 году Текст. / В.Г. Белинский // Собр. сочинений: В 3 т. Т. 2; [Общ. ред. Ф.М. Головенченко]. М.: ГИХЛ, 1948. - С. 571 - 626.
137. Белинский, В.Г. Стихотворения Владимира Бенедиктова, 1835 Текст. / В.Г. Белинский // Собр. сочинений: В 3 т. Т. 1; [Общ. ред. Ф.М. Головенченко]. -М.: ГИХЛ, 1948. С. 160 - 179.
138. Белинский, В.Г. Стихотворения Владимира Бенедиктова, 1838 Текст. / В.Г. Белинский // Собр. сочинений: В 9 т. Т. 2. М.: Худож. литература, 1977.- С. 302-305.
139. Белинский, В.Г. Стихотворения Владимира Бенедиктова, 1842 Текст. / В.Г. Белинский // Собр. сочинений: В 9 т. Т. 5. М.: Худож. литература, 1977. - С. 348 - 350.
140. Брандт, Р. Несколько слов о Бенедиктове Текст. / Р. Брандт. -Казань, 1918.-56 с.
141. Бунт декабристов: Юбилейный сборник 1825 1925 Текст. / [Под ред. Ю.Г. Оксмана и П.Е. Щеголева]. - Л.: Изд-во «Былое», 1926-400с.
142. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа» Текст. / В.Э. Вацуро. СПб.: Наука «СПИФ», 1994. - 240 с.
143. Вяземский, П.В. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина Текст. / П.В. Вяземский. СПб., 1879. - С. 362
144. Гардзонио, С. Образная система сонетов В. Г. Бенедиктова: соотношение стиха и тропов Текст. / С. Гардзонио // Славянский стих: Лингвистическая и прикладная поэтика: Материалы международной конференции. М.: Языки слав, культуры, 2001. - 467 с.
145. Гинзбург, Л.Я. О лирике Текст. / Л.Я. Гинзбург. М.: Интрада, 1997.-416 с.
146. Гинзбург, Л.Я. Пушкин и Бенедиктов Текст. / Л.Я. Гинзбург // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. С. 148 - 182.
147. Гончаров, И.А. Заметки о личности Белинского Текст. / И.А. Гончаров // В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. — М.: ГИХЛ, 1962.-760 с.
148. Гриц, Т., Тренин, В., Никитин, М. Словесность и коммерция («Книжная лавка» А.Ф. Смирдина) Текст. / Т.Гриц, В. Тренин, М. Никитин. -М.: Федерация, 1929. С. 218 -233.
149. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики Текст. / Г.А. Гуковский. М.: Интрада, 1995. - 318 с.
150. Добролюбов, H.A. Новые стихотворения В. Бенедиктова Текст. / H.A. Добролюбов // Собр. сочинений: В 9 т. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1950. -С. 463 -475.
151. Добролюбов, H.A. Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта, СПб. 1860 г.Текст. / H.A. Добролюбов // Собр. сочинений: В 9 т. Т. 3. М.: ГИХЛ, 1950. - С. 599 - 607.
152. Ивинский, Д.П. Пушкин и Мицкевич. История литературных отношений Текст. / Д.П. Ивинский. — М.: Языки слав, культуры, 2003. -432 с.
153. Кишкин, JI.С. Честный, добрый, простодушный.: Труды и дни А. Ф. Смирдина Текст. / Л.С. Кишкин. М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 1995.- 139 с.
154. Клюкина, А. Парадигматические и синтагматические отношения слова «сердце» в лирике В.Г. Бенедиктова Текст. / А. Клюкина // [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008.- № 1.
155. Клюкина, А. Образ Рима в русской романтической поэзии (В.Г. Бенедиктов, Н.В. Кукольник, К.Н. Батюшков) Текст. / А. Клюкина // [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008.-№ 1.
156. Козубовская, Г. Русская поэзия 1-й трети XIX века и мифология (жанровый архетип и поэтика) Текст. / Г. Козубовская; Самар. гос. пед. ун-т, Барнаул, гос. пед. ун-т. Самара: Б. Н.; Барнаул: БГПУ, 1998.- 137 с.
157. Константинова, С.Л. «Итальянский текст» В.Ф. Одоевского / С.Л. Константинова Текст. // Текст в гуманитарном знании: Материалы межвузовской научной конференции. 22 -24 апреля 1997 года. М.: Русский мир, 1997. - С. 113 - 127.
158. Кошелев, В.А. «Кудри» и «вальсы». О жизни и творчестве Вл. Бенедиктова Текст. / В.А. Кошелев // Литература в школе. 1996. — №5.-С. 23-35.
159. Кружков, Г. Владимир Бенедиктов на фоне волн и холмов Текст. / Г. Кружков // Ностальгия обелисков: Литературные мечтания. -М.: НЛО, 2001. С. 509-528.
160. Лавренова, O.A. Географическое пространство в русской поэзии XVIII нач. XX веков (Геокультурный аспект) Текст. / O.A. Лавренова. - М.: Институт Наследия, 1998. - 128 с.
161. Лесневский, С.С. Гул забвения и славы Текст. / С. Лесневский // Поэзия. Альманах. М.: Прогресс, 1978. - Вып. 22. - С. 105 - 113.
162. Лосева, А. Петергоф и Ореанда эпохи романтизма Текст. / А. Лосева // Вопросы искусствознания. М., 1996. - IX (2/96). - С. 107.
163. Люсый, А.П. Пушкин. Таврида. Киммерия Текст. / А.П. Люсый. -М.: Языки рус. культуры, 2000. С. 13 - 40.
164. Люсый, А.П. Крымский текст в русской литературе Текст. / А.П. Люсый. СПб.: Алетейя, 2003. - 315 с.
165. Манн, Ю.В. Открыть человека в человеке Текст. / Ю.В. Манн // Предисловие к роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди». М.: Дет. литература, 1988. - 159 с.
166. Машинский, С.И. Слово и время Текст. / С.И. Машинский. — М.: Сов. писатель, 1976. — 560 с.
167. Меднис, Н.Е. Венеция в русской литературе Текст. / Н.Е. Меднис. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. - 392 с.
168. Меднис, Н.Е. Сверхтексты в русской литературе Текст. / Н.Е. Меднис. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. - 170 с.
169. Мережковский, Д.С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества Текст. / Д.С. Мережковский // В тихом омуте. М.: Сов. писатель, 1991.-С. 378 -415.
170. Мигунов, А. Перцева, Т. На рубеже искусства и науки. К творческой биографии В.В. Кандинского Текст. / А. Мигунов, Т. Перцева // Искусство. М., 1989. - № 1. - С. 30 - 36.
171. Минералов, Ю.И. Романтики лермонтовского времени Текст. / Ю.И. Минералов // Вестник Литературного института им. A.M. Горького. №1, 2005. - С. 3 - 13, 11 - 12.
172. Минц, З.Г. Поэтика русского символизма Текст. / З.Г. Минц.; [сост. Л.Л. Пильд]. СПб.: Искусство - СПБ, 2004. - 478 с.
173. Панаев, И.И. Литературные воспоминания Текст. / И.И. Панаев. М.: Гослитиздат, 1950. - 471 с.
174. Полевой, H.A. Очерк русской литературы за 1838-й год Текст. / H.A. Полевой // Сын Отечества и северный архив. — 1838. — Т. 2. — Отд. IY.
175. Полевой, H.A. Библиотека для чтения Текст. — СПб.: Тип. Э. Праца и Ко, 1838. Т. 25. - С.94
176. Полонский, Я.П. Сочинения В.Г. Бенедиктова Текст. / Я.П. Полонский // Бенедиктов В.Г. Сочинения. Т. 1, 2. — СПб; М.: М.О. Вольф, 1902 .-296 с.
177. Полонский, Я.П. Алфавитный список слов, сочиненных В.Г. Бенедиктовым, встречающихся в его стихотворениях Текст. / Я.П. Полонский // Сочинения Владимира Бенедиктова. СПб.; ML: М.О. Вольф, 1902.-С. 287-289.
178. Полякова, Е.А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе: «Идиот» и «Анна Каренина» Текст. / Е.А. Полякова. М.: РГГУ, 2002. -320 с.
179. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин. М.: ACT: Восток - Запад, 2007. - 324 с.
180. Поспелов, Г. Н. Лирика: Среди литературных родов Текст. / Г. Н. Поспелов. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 150 с.
181. Прийма, Ф.Я. В.Г. Бенедиктов Текст. / Ф.Я. Прийма // В.Г. Бенедиктов. Стихотворения: «Библиотека поэта» (Б.С.); [сост., подг. текстов и прим. Б.В. Мельгунова].- Л.: Сов. писатель, 1983. 816 с.
182. Пурин, А. Метаморфозы гармонии: Заболоцкий Текст. / А. Пурин // Воспоминания о Евтерпе. СПб.: Журнал Звезда, 1996. - С. 189-204.
183. Рассадин, С.Б. Неудачник Бенедиктов Текст. / С.Б. Рассадин // Спутники. М.: Сов. писатель, 1983. - 312 с.
184. Розанов, И.Н. Литературные репутации. Работы разных лет Текст. / И.Н. Розанов. М.: Гослитиздат, 1924. — 464 с.
185. Садовский, Б. Русская Камена. Статьи Текст. / Б. Садовской. -М.: Мусагет, 1910.- 160 с. С. 83 - 101.
186. Сахаров, В. В.Г. Бенедиктов: поэзия и судьба Текст. / В. Сахаров // В.Г. Бенедиктов. Стихотворения. — М.: Сов. Россия, 1991. — 272 с.
187. Семенко, И.М. Поэты пушкинской поры Текст. / И.М. Семенко. М.: Худ. Литература, 1970. - С. 95 - 220.
188. Семенко, И.М. Батюшков и его «опыты» Текст. / И.М. Семенко // Батюшков К.Н. Опыты в стихах й прозе. М.: Наука, 1977. - 608 с.
189. Тургенев, И.С. Воспоминание о Белинском Текст. / И.С. Тургенев // В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. М.: ГИХЛ, 1962.-760 с.
190. Тынянов, Ю.Н. «Архаисты» и «новаторы» Текст. / Ю.Н. Тынянов. Л.: Прибой, 1929. - 596 с.
191. Фет, A.A. Ранние годы моей жизни Текст. / A.A. Фет. М., 1893. -548 с.
192. Чернышевский, Н.Г. Литературная критика Текст.: в 2-х т. Т. 2. / Н.Г. Чернышевский. М.: Худ. литература, 1981. - 367 с.
193. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина Текст. / Ю.Н. Чумаков. СПб.: Гос. Пушкинский театр, центр в Санкт-Петербурге, 1999.-432 с.
194. Шевырев, С.П. Стихотворения Владимира Бенедиктова Текст. / С.П. Шевырев // Московский наблюдатель. Журнал энциклопедий. -1835.-Ч. III.-С. 439-459.
195. Шевырев, С.П. Стихотворения Владимира Бенедиктова: Из литературно-критических откликов на стихи Бенедиктова Текст. / С.П.
196. Шевырев // В.Г. Бенедиктов. Стихотворения; сост., автор предисловия и примечаний А.П. Архангельский. М.: Дет. литература, 1990. - 127с.
197. Шимкевич, К. Бенедиктов, Некрасов, Фет Текст. / К. Шимкевич // Поэтика. Л.: Academia, 1927. - Сб. V. - С. 105 - 134.
198. Штайн, К.Э. «Тоска по вечности» М. Ю. Лермонтова Текст. / К.Э. Штайн // Лермонтовский сборник. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.-С. 74-82.
199. Шубинский, В. «Прекрасная махровая глупость» (Лидия Гинзбург, обэриуты и Бенедиктов) Текст. / В. Шубинский // Новое литературное обозрение. М., 2001. - № 3 (49). - С.406 - 416.
200. Эйхенбаум, Б.М. О литературе. Работы разных лет Текст. / Б.М. Эйхенбаум. М.: Сов. писатель, 1987. - 544 с.
201. Эйхенбаум, Б.М. Сквозь литературу Текст. / Б.М. Эйхенбаум. -Л.: Academia, 1924. 280 с.
202. Эренбург, И. Собрание сочинений Текст.: в 9 т. Т. 8. / И. Эренбург. М.: Худ. литература, 1966. - 616 с.
203. Ямпольский, И.Г. Лермонтов и Бенедиктов в пьесе Н.И. Кроля Текст. / И.Г. Ямпольский // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. -С. 335-336.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.